10 изобретений Леонардо да Винчи, опередивших свое время. Дельтаплан леонардо да винчи
Дельтаплан, задуманный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, способен летать
Дельтаплан, задуманный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, способен летать. На нем нельзя выполнять фигуры высшего пилотажа, но он отрывается от земли и достигает высоты 15 метров. Возможно, в эпоху Concorde и сверхзвуковой авиации бывают и более грандиозные рекорды, но мало кто способен подняться на борт машины, спроектированной пять столетий назад. Однако такие храбрецы нашлись.
Для проведения этих экспериментов в Великобритании были созданы два дельтаплана. При испытании обоих выяснилось, что они пригодны к использованию, пишет сегодня Corriere della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru).
Первый дельтаплан был создан для программы BBC по одному чертежу Леонардо; он наиболее точно воспроизводит замысел изобретателя и создавался из материалов, которые могли быть в его распоряжении. При создании второго дельтаплана, построенного для Channel 4, использовались несколько проектов великого Леонардо: к чертежу 1487 года были добавлены штурвал управления и трапеция, которые Леонардо изобрел позднее.
"Моей первой реакцией было удивление. Его красота меня просто поразила", - рассказывает Джуди Лиден. Она чемпионка мира, и поэтому (а также благодаря весу в 52 кг) Лиден была избрана пилотом двух летальных аппаратов Леонардо. "Мне было немного страшно, когда меня предупредили, что можно подниматься только на безопасную высоту, с которой я могу упасть, не причинив себе вреда. Проектировщики опасались, что дельтаплан сломается в полете, но он оказался более прочным, чем современные модели".
Два полета, два результата: дельтаплан ВВС несколько раз поднимался в воздух, но лишь на несколько секунд, второй пролетел расстояние в 30 метров на высоте 15 метров. "Этот полет можно сравнить с ездой на автомобиле, у которого есть педаль газа и тормоза, но нет руля", - рассказала Лиден. Дельтаплан Леонардо прекрасно летает, но очень неповоротлив.
"Леонардо был человеком с необычайными способностями: 500 лет назад он уже думал о том, как создать вертолет и другие летающие машины", - подчеркнул Эндрю Нахум, директор отдела аэронавтики музея наук в Лондоне, который участвовал в работе над двумя проектами. "Перейти от бумаги к реальности - нелегко".
"Когда я его увидел, я сказал себе, что он никогда не полетит", - поделился своими впечатлениями Тим Мур, собиравший дельтаплан для Channel 4.
Прежде чем на дельтаплане ВВС полетела Лиден, его поместили на испытательный стенд в университете Ливерпуля. "Основная проблема - устойчивость, - считает профессор Гарет Пэдфилд. - Правильно сделали, что провели стендовые испытания. Наш пилот несколько раз падал. Этим аппаратом очень сложно управлять". Испытательные полеты проводились в графстве Сюррей в Англии, и в Тоскане.
По мнению продюсера научного цикла ВВС Майкла Мосли, причина того, что дельтаплан не может летать безукоризненно, заключается в нежелании Леонардо, чтобы его изобретения использовались в военных целях. "Создавая машины, которые он спроектировал, и обнаруживая ошибки, мы чувствовали: они были сделаны неспроста. Наша гипотеза заключается в том, что Леонардо - пацифист, которому приходилось работать на военачальников той эпохи, - специально вносил в свои проекты ошибочную информацию".
Доказательства? Пометка, сделанная на обороте чертежа респиратора для подводного плавания: "Зная о том, как работает сердце человека, они могут научиться убивать людей под водой".
www.newsru.com
10 изобретений Леонардо да Винчи, опередивших свое время
15 апреля 1452 года родился человек, чье имя стало синонимом гениальности во всем. Леонардо да Винчи был прекрасным художником, талантливым архитектором, анатомом. Но его технические изобретения смогли опередить свое время на несколько веков
Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник, творец знаменитой «Джоконды» и «Тайной вечери». Его современники ценили прежде всего его художественный талант. Но Леонардо обладал и великим инженерным умом, который люди, жившие с ним в одно время, оценить не могли. Видимо потому, что большинство изобретений да Винчи невозможно было воплотить в жизнь с помощью инструментов XV - XVI веков. А если бы изобретения Леонардо были реализованы, то по средневековым улицам ездили бы автомобили, в небе парили летательные аппараты, а в средневековых сражениях применялись танки и пулеметы.
Все технические идеи гения остались только на бумаге – в рисунках, чертежах и подробных описаниях. Свои научные труды более чем на 5000 страницах Леонардо систематизировал в книги-кодексы. Записи в рукописях были зачем-то зашифрованы своеобразной «тайнописью» - написаны справа налево зеркальным шрифтом. Только через пять веков энтузиасты и почитатели таланта великого человека эпохи Возрождения, прочитав рукописи, попытались воплотить идеи да Винчи в жизнь, сконструировав механизмы по его чертежам. И все машины работали!
Водолазный костюм
Водолазный костюм был придуман Леонардо для венецианцев, которым постоянно приходилось отражать морские военные атаки. В эти непромокаемые костюмы предполагалось нарядить воинов и отправить их под воду затапливать вражеские суда, повреждая им днища. Водолазный костюм Леонардо был выполнен из кожи, шлем был оснащен стеклянными линзами, обувь водолаза утяжелена металлическим грузом. Человек в таком костюме мог дышать с помощью колокола с воздухом, опущенного под воду, от которого к шлему водолаза были подведены дыхательные трубки.
Парашют
Конечно, во времена да Винчи летательных аппаратов еще не было, и возможность подняться в воздух для человека была только мечтой. И гениальный изобретатель задумал свой первый в истории парашют, не как средство спасения, а как аппарат, дававший возможность плавно передвигаться по воздуху, прыгнув с высоты. Парашют да Винчи выполнен в форме пирамиды и обтянут плотной тканью.
Дельтаплан
Мечта человека о полете была заветной с древности. Леонардо да Винчи, как и многие до него, пытался воплотить ее в жизнь. На создание первых летательных аппаратов ученого вдохновили птицы и летучие мыши. Одна из летательных машин была снабжена подвижными крыльями, которые приводились в движение человеком, крутящим педали. Пробовал изобретатель создать и планирующие аппараты: одно из изобретений гениального Леонардо – прототип современного дельтаплана.
Вертолет
Леонардо с детства любил наблюдать за природными явлениями, за животными и растениями. Идею сделать воздушный винт, наподобие тех, что теперь поднимают в небо вертолеты, видимо, родилась у гениального изобретателя при взгляде на то, как с деревьев плавно слетают на землю семена-крылатки. Поднимать в воздух «вертолет» да Винчи должен был большой винт, на лопасти которого была натянута парусина. Предполагалось, что четыре воздухоплавателя, раскручивая винт, могли бы создать тягу и давление на лопасти, которые поднимут «вертолет» вверх.
Автомобиль
Это изобретение великого итальянца условно можно считать первым в мире автомобилем. Конечно, он больше напоминает телегу, чем современные авто. Зато самодвижущаяся тележка Леонардо не нуждалась в водителе и была экологичным транспортом, так как двигалась при помощи пружинного механизма, как заводная игрушка. Идея гениально проста: пружина наматывалась на барабан при помощи рычага рукой. Пока она разматывалась – тележка ехала вперед.
Велосипед
Леонардо да Винчи придумал двухколесный передвижной механизм еще в XV веке, задолго до изобретения современного велосипеда. В рукописях ученого были найдены наброски деревянной машины, очень напоминающий современный двухколесный транспорт. Только в отличие от современных велосипедов руль у изобретения да Винчи не мог поворачиваться и у машины не было сиденья. А вот передача движения с одного колеса на другое при помощи цепи впервые упоминается в рукописях Леонардо да Винчи.
Прожектор
Да Винчи проводил научные эксперименты и в области оптики. Ученый изобрел несколько осветительных устройств, работал над созданием телескопа и очковых линз. Как известно, Леонардо служил при дворах богатых правителей-меценатов, любимым развлечением которых был театр. Идея создать прожектор возникла из сценических потребностей. Осветительное устройство представляло собой ящик, внутрь которого ставилась горящая свеча. На одной из стенок ящика находилось толстое увеличительное стекло.
Робот
Гению Леонардо да Винчи принадлежит также идея механического человека, первого робота. По некоторым данным, это изобретение было даже воплощено в жизнь. Человек-машина, построенный Леонардо, якобы служил игрушкой для богатого миланского герцога Сфорцо. Идея создать механическое подобие человека возникла у Леонардо после глубокого изучения анатомии. История гласит, что в одном из итальянских монастырей у Леонардо была своя тайная комната, где он с учениками ночами препарировал трупы, изучая строение человеческого тела. Мысль, что мышцы служат для того, чтобы двигать кости, подтолкнула Леонардо да Винчи спроектировать первого в истории человечества робота.
Пулемет
Оказывается, пулемет был изобретен задолго до Первой мировой войны. «Мушкет в форме органной трубы» (так назвал свое изобретение да Винчи) был призван поливать противника непрекращающимся огнем. Для этого на специальной повозке предполагалось установить 33 огнестрельных ствола на трех стойках. Установка могла вращаться. Орудия на стойках стреляли по очереди – когда одни стреляли, другие заряжались, а третьи охлаждались. Высота «пулемета» регулировалась специальным подъемником на винтовом механизме.
Танк
Этот бронированный фургон, изобретенный Леонардо да Винчи, – прототип современного танка. Конструкция, напоминающая черепаху, окована изнутри броней, по окружности «танк» Леонардо снабжен пушками. По задумке изобретателя, двигать эту машину должны были люди, находящиеся в ней, – восемь человек должны были приводить в движение колеса через коробку передач.
Два века спустя идея крылатого летательного аппарата привлекла внимание Леонардо да Винчи. В отличие от Бэкона, Леонардо да Винчи детально проработал проекты нескольких типов орнитоптеров - с лежачим положением летчика (1485-1487 гг.), орнитоптер - лодку (ок. 1487 г.), с вертикальным расположением летчика (1495-1497 гг.) и др.. При разработке этих летательных аппаратов ученый выдвинул ряд замечательных конструктивных идей: фюзеляж в виде лодки, поворотное хвостовое оперение, убирающееся шасси. Стремясь повысить мощность взмахов крыльев, Леонардо да Винчи предполагал, наряду с силой рук, использовать и силу ног человека, а также разработал проект орнитоптера, в качестве источника энергии которого должен был использоваться натянутый лук. Проект машины с частично фиксированным крылом явился первым шагом в зарождении концепции самолета. Однако эта и другие замечательные идеи Леонардо да Винчи в области теории и практики механического полета остались на много веков захороненными в его рукописях и получили широкую известность лишь в конце Х1Хв., когда они уже не могли дать ничего нового для развития авиации. Пытаясь постичь тайну полета, Леонардо наблюдал и изучал парение птиц, анатомировал их тела, строил летательный аппарат с машущими крыльями, ставил опыт с падающими телами, а также движущимися в воде и перемещаемыми в воздухе, готовился к тому, чтобы построить большой летательный аппарат. «С горы, получившей имя от большой птицы,— писал он,— начнет полет знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой». (Имеется в виду гора вблизи Флоренции Чнчерогора Лебедя, с которой, как говорит молва, одним из учеников Леонардо был совершен полет, закончившийся неудачно.) |
Летательные аппараты Леонардо да Винчи
Летательные аппараты Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи поражает разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет и планирование птиц, строение их крыльев, и создал летательные аппараты с машущими крыльями, парашют, модель спирального пропеллера и другие уникальные для своего времени устройства. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных летательных конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений.
Конструкция крыла
Создание «самолётов» Леонардо начал с изучения поведения в воздухе стрекозы, а затем придумал машущее крыло, как средство изучения отталкивания от воздуха. Необходимо было рассчитать силу человека, необходимую для поднятия в воздух махолета, общий вес которого должен был составлять около 90 кг.
После внимательного изучения полета птиц, Леонардо да Винчи спроектировал свою первую модель летательного аппарата, у которой были машущие крылья, как у летучей мыши. С ее помощью, отталкиваясь от воздуха с помощью крыльев и используя силу мышц рук и ног, человек должен был полететь.
Крылья должны были не только поднять человека в воздух, но и благодаря таким приспособлениям, как элероны и шарниры, удержать его в воздухе. Тогда Леонардо был убежден, что сможет осуществить полет человека с помощью машущих крыльев. Недостаточно сильные мышцы он собирался заменить энергией такого механизма, как взведеный лук, которой, как он считал, будет вполне достаточно для полета человека. Однако, и при использовании этого заводного механизма вставали проблемы быстрого раскручивания пружины.
Прошли годы, и когда Ленардо после некоторого перерыва снова взялся за изучение полета, он думал уже о парящем полете с помощью ветра, зная, что в этом случае требуется меньше усилий для удержания и продвижения летательного аппарата в воздухе.
Орнитоптер с лежащим пилотом
На таком аппарате человек должен находиться во время полета в лежачем положении и движениями рук и ног управлять механизмами машуших крыльев. Ноги вдеты в стремена так, что одна нога поднимает крыло, другая опускает, а затем наоборот. Крылья сгибаются и вращаются при помощи веревок и рычагов.
Орнитоптер
У этого летательного аппарата корпус по форме напоминает лодку. Огромные крылья, похожие на крылья летучей мыши, приводятся в движение с помощью механизмов. Как и на лодках, для управления предусмотрен руль. Широкая хвостовая плоскость предназначалась скорее всего для контроля высоты.
Вертикальный летательный аппарат
Вертикально летающий аппарат считается предшественником вертолета.
В этом аппарате изобретателем были предусмотрены две пары крыльев, машущих по очереди. Во время полета ч еловек должен был стоять внутри огромной чаши диаметром 12 м. Крылья аппарата должны были иметь ширину 24 м , а размах их составлять около 5 м. Для управления механизмами аппарата должны были быть задействованы руки, ноги и даже голова пилота. Взмахи крыльев должны были происходить крестообразно, вверх и вниз, подобно крыльям птицы. Если бы это было построено, машина была бы настолько тяжела, что был бы невозможен полет. Леонардо признал эту проблему и попытался уменьшить вес используя более легкие материалы.
Летательный аппарат с вертикальным взлетом
На этом аппарате Леонардо хотел установить систему втяжных лестниц, аналог современного убирающегося шасси. При приземлении вогнутые клинья, прикрепленные к основанию лестниц служили бы аммортизаторами.
Воздушный винт
На эскизах Леонардо изображает и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", способный подняться в воздух. Аппарат с таким винтом должен летать ввинчиваясь в воздух! Радиус винта - 4,8 м. Он имел металлическую окантовку и накрахмаленное полотняное покрытие. Винт должен был приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. Существовал и еще один способ запуска винта - требовалось быстро раскрутить трос под осью.
Реконструкция:
Парашют
Модель выполнена на основе квадратной деревянной рамы, из углов которой выходят также деревянные направляющие, скрепленные выше над центром рамы. Закрепленный на раме материал образует вытяжной колпак. К углам рамы крепятся веревки, на которых внизу весит человек. Однако, практически спуск на таком парашюте не может быть безопасным, т.к. материал будет просто разорван напором воздуха. Как считал Леонардо да Винчи, "если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты". Испытать этот аппарат ему самому не удалось.
Реконструкция:
Однако летательные устройства великого изобретателя Леонардо да Винчи так никогда и не взлетели. Всё осталось лишь на бумаге.
Через 500 лет забвения
В небо наконец-то поднялся изобретенный Леонардо да Винчи летательный аппарат. Недавно над английским графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, сконструированный точно по чертежам ученого. Летательный аппарат был сделан исключительно из материалов, доступных при жизни Леонардо. Средневековый дельтаплан напоминал сверху скелет птицы. Он был сделан из итальянского тополя, тростника, льна, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков. На испытательных полетах с холмов удалось поднять "дельта план" на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 сек. На нем нельзя выполнять фигуры высшего пилотажа, но он отрывается от земли и прекрасно летает.
class-fizika.ru
Леонардо да Винчи - G.
Ботаника
"Круги срезанных древесных ветвей показывают число их лет и то, какие были более влажными или более сухими, смотря по большей и меньшей их толщине. И показывают так страны света [смотря по тому], куда будут обращены; потому что более толстые обращены более к северу, чем к югу, и, таким образом, центр дерева по этой причине ближе к его южной, чем к его северной коре. И хотя это живописи ни к чему, все же я об этом напишу, дабы опустить возможно меньше из того, что известно мне о деревьях".
"Природа во многих растениях расположила листья последних ветвей так, что шестой лист всегда находится над первым, и так далее, в той же последовательности…"
Антропология
"Смотри же, надежда и желание водвориться на свою родину и вернуться в первое свое состояние, уподобляется бабочке в отношении света, и человек, который всегда с непрекращающимся желанием, полный ликования, ожидает новой весны, всегда нового лета, и всегда новых месяцев, и новых годов, - причем кажется ему, будто желанные предметы слишком медлят прийти, - не замечает, что собственного желает разрушения! А желание это есть квинтэссенция, дух стихий, который, оказываясь заточенным душой человеческого тела, всегда стремится вернуться к пославшему его. И хочу, чтобы ты знал, что это именно желание есть квинтэссенция - спутница природы, а человек - образец мира". (83 Br. M. 156. v.)
"Человек назван древними малым миром, - и нет спора, что название это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покровы из мяса - в мире есть скалы, опоры земли; если в человеке есть кровяное озеро - там, где легкое растет и убывает при дыхании, - У тела земли есть свой океан, который также растет и убывает каждые 6 часов, при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же и океан наполняет тело земли бесконечными водными жилами. В теле земли отсутствуют сухожилия, которых нет потому, что сухожилия созданы ради движения, а так как мир находится в постоянном равновесии, то движения здесь не бывает, и так как не бывает движения, то и сухожилия не нужны. Но во всем прочем они весьма сходны". (394 A. 55. v.)
Медицина
"Жизнь нашу создаем мы смертью других. В мертвой вещи остается бессознательная жизнь, которая, вновь попадая в желудок живых, вновь обретает жизнь чувствующую и разумную". (81 h3. 41 v.)"Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть нестроение стихий, соединенных в живом организме". (41 Tr. 4.)
Аэродинамика
крыло «Когда птица хочет подняться взмахами своих крыльев, поднимает она плечи и концами крыльев ударяет по направлению к себе, в результате чего уплотняет тот воздух, что между концами крыльев и ее грудью, и это напряжение воздуха поднимает птицу ввысь» (V.U. 6 v.)"Одинаковое сопротивление крыльев у птицы всегда вызывается тем, что они одинаково удалены своими концами от центра тяжести этой птицы... Но когда один из концов крыльев окажется ближе к центру тяжести, чем другой конец, тогда птица опустится той стороной, на которой конец крыльев ближе к центру тяжести". (V.U. 15 r- 14 v.)
Астрономия
Леонардо был художником с совершенным пониманием света и тени, и это отражается в его научных взглядах. Его наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели к одному из самых важных научных утверждений в Кодексе Лейстер - солнечный свет отражается от океанов на Земле и дает вторичную подсветку луны. Это открытие контрастирует с верой Леонардо в то, что луна отражает свет, потому что она покрыта водой.
"Некоторые полагали, что луна имеет немного своего собственного света, но это мнение ложно, поскольку оно основывается на мерцании, видимом в середине между рожками новой луны... такое свечение в это время происходит благодаря нашему океану и другим внутренним морям - поскольку они тогда освещены солнцем, находящимся в точке захода, таким образом, что море тогда играет ту же роль для темной стороны луны, какую полная луна играет для нас, когда солнце садится...."
Кодекс Лейстер American Museum of Natural History
Палеонтология
Наблюдая окаменелые раковины в горах северной Италии, Леонардо дает объяснение, почему они были найдены далеко от моря. Во взглядах тогда преобладало предположение, что такие окаменелости или "росли" в камнях, подобно минеральным кристаллам, или были унесены от моря Библейским Потопом.
Признавая в окаменелостях остатки некогда живых организмов, и приводя доводы против идеи Потопа, Леонардо рассуждал, что такие хрупкие раковины, не могли быть принесены столь глубоко внутрь суши, сохранившись без повреждений. Он также заметил, что окаменелости обычно лежат в последовательных слоях породы, что свидетельствует о том, что они были депонированы многократными событиями, а не только один раз. Он также заметил, что группы различных окаменевших раковин, найденных вместе напоминали группы живых существ, собравшихся в прибрежных водах. По всем этим причинам, Леонардо правильно заключил, что окаменелости остались от животных, которые когда-то населяли древнее море, покрывавшее землю.
Кодекс Лейстер American Museum of Natural History
ГидродинамикаГидродинамика "В реке одинаковой глубины будет в менее широком месте настолько более быстрое течение, чем в более широком, насколько большая ширина превосходит меньшую. Положение это ясно доказывается путем рассуждения, подкрепляемого опытом. В самом деле, когда по каналу шириною в милю пройдет миля воды, то там, где река будет иметь ширину в пять миль, каждая из квадратных миль дает одну пятую свою часть на покрытие недостатка в воде; и там, где река будет иметь ширину в три мили, каждая из этих квадратных миль дает третью свою часть на покрытие недостатка воды в узком месте; но тогда не могло бы быть истинным положение, гласящее, что река пропускает при любой своей ширине в равное время равное количество воды, вне зависимости от ширины реки".
(T.A. VIII, 41.)
Оптика"Если глаз находится между двумя конями, бегущими к цели параллельным бегом, будет ему казаться, что они бегут, направляясь друг к другу. Сказанное происходит от того, что изображения коней, запечатлевающиеся в глазу, движутся по направлению к центру поверхности глазного зрачка". (330. К. 120 [40] v.)
оптика "Глаз, воспринимающий через очень маленькое круглое отверстие лучи предметов, расположенных за отверстием, воспринимает их всегда перевернутыми, и тем не менее зрительная сила видит их в том месте, где они действительно находятся. Происходит это оттого, что названные лучи проходят через центр хрусталика, находящегося в середине глаза, и затем расходятся по направлению к задней его стенке. На этой стенке лучи располагаются, следуя предмету, их вызвавшему, и передаются оттуда по ощущающему органу общему чувству, которое о них судит. Что это так, доказывается следующим образом: сделай острием иглы маленькое отверстие в бумаге и рассматривай сквозь него расположенные по ту сторону предметы. Если двигать между глазом и бумагой иглу сверху вниз, то по ту сторону отверстия движение иглы будет казаться противоположным ее действительному движению. Причина этого в том, что, если игла между бумагой и глазом касается самых верхних линий лучей, она закрывает вместе с тем самые нижние по ту сторону бумаги; и когда игла опускается, то она, наконец, достигает самой нижней линии по эту сторону бумаги, следовательно, одновременно самой верхней по ту сторону ее". (321. D. 3 v.)
Физика
рычаг "Умножь большее плечо весов на груз, им поддерживаемый, и раздели результат на меньшее плечо, и частное будет груз, который, находясь на меньшем плече, противится опусканию большего плеча в случае равновесия плеч весов". (A. 47 r.)"Тяжесть, привешенная к одному плечу рычага, сделанного из любого материала, во столько раз большую тяжесть поднимает на конце противоположного плеча, во сколько раз одно плечо больше другого". (А. 47 v.)
"Если сила двигает тело в известное время на известное расстояние, та же самая сила половину этого тела передвинет в то же время на двойное расстояние". (91. F. 26 r.)
Математика
Счетная машина "Пусть не читает меня в основаниях моих тот, кто не математик."
(W.An. IV, 14 v.)"Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой." (G. 36 v.)
"Удвой квадрат, образуемый диагональным сечением данного куба, и у тебя будет диагональное сечение куба вдвое большего, чем данный: удвой одну из двух квадратных площадей, образуемых при диагональном сечении куба... Другое доказательство, данное Платоном делосцам геометрическое не потому, что ведется при помощи инструментов - циркуля и линейки и опыт нам его не дает, но оно всецело мысленное и, следовательно геометрическое." (F. 59 r.)
Материалы зарубежных газет и сайтов
"Машины Леонардо, от фантазии до реальности"
Клаудиа Ди Джорджио
Леонардо и его кодексы все так же в моде, и не только благодаря нашумевшему роману Дэна Брауна. О том, кто такой Леонардо да Винчи и что он на самом деле написал и придумал, расскажет экспозиция в Академии Линчеи, посвященная "Атлантическому кодексу". На международной выставке будут представлены оригиналы иллюстраций, воспроизведенных издательством Hoepli в 1894-1904 годах.
Среди 10 кодексов, на которые сегодня разделены манускрипты Леонардо, "Атлантический кодекс" – самый объемный, и в нем содержится большая часть его заметок научного и технического характера.На 1119 листах, из которых состоит "Атлантический кодекс", содержатся записи по математике и астрономии, ботанике и архитектуре, физике и военному искусству. Но, прежде всего, в эту часть наследия Леонардо включены описания машин, поразительных догадок из области механики и инженерии, которые, придуманные и описанные пять веков назад, продолжают восхищать и удивлять.
лестница Когда в конце XIX века были впервые опубликованы записки Леонардо, одним из элементов, больше всего поразившим воображение людей, стали подробные чертежи механизмов и машин, которые появились лишь сотни лет спустя. Велосипеды, подводные лодки, воздушный винт, танки, ткацкие станки, шарикоподшипники и, естественно, летающие машины: нет ни одного изобретения, которое бы тем или иным образом не сопрягалось с научной и технической интуицией Леонардо.
На самом деле большая часть этих планов и чертежей не воплощалась в реальные машины и механизмы на протяжении жизни Леонардо. Более того, незавершенность его творений настолько легендарна, что по легенде его последними словами стали: "Скажите мне, что что-то сделано!" Многие из чертежей великого мастера оказывались нереализуемыми в то время из-за отсутствия необходимых технологий.
Однако в последние десятилетия реконструкция леонардовских машин и проверка их эффективной функциональности превратилась почти в направление истории науки. Например, в Научном музее Милана находится более 30 моделей, другие модели будут представлены на выставке с 13 января в залах Музея римской культуры.
танк Экспозицию Линчеи украшает самая современная версия машины Леонардо – безусловно, вызывающий наибольшее удивление "самодвижущийся танк" на трех колесах, в котором кое-кто усмотрел не больше и не меньше как прототип самоходных установок НАСА, исследующих Марс.
Представленный в этом году в Музее истории науки Флоренции "автомобиль Леонардо" собран Карло Пердетти, одним из самых известных экспертов планов и проектов Леонардо, специалистом в области робототехники. Деревянная тележка способна двигаться лишь благодаря пружинному мотору и оснащена рулевым механизмом. Но Леонардо разработал эту машину не для транспортировки людей, а как механизм для сцены во время представлений при дворе. Таким образом, в большей степени, чем марсианский робот, она была предшественником аппаратуры для спецэффектов.
"Repubblica" (Переведено 11 января 2005) ИноПресса
Машина Леонардо способна летать
Паола де Каролис
Машина летает. Но он об этом уже никогда не узнает: дельтаплан, задуманный Леонардо да Винчи более 500 лет назад, способен летать. На нем нельзя выполнять фигуры высшего пилотажа, но он отрывается от земли и достигает высоты 15 метров. Возможно, в эпоху Конкорда и сверхзвуковой авиации бывают и более грандиозные рекорды, но мало кто способен подняться на борт машины, спроектированной пять столетий назад.
В Великобритании все же были созданы два дельтаплана - этот год на британском телевидении назван годом великих созданий Леонардо. Планируется показать два документальных фильма о том, как в конце XV века Леонардо уже закладывал основы современной жизни. Оба дельтаплана пригодны к использованию. Первый был создан для программы BBC по одному чертежу Леонардо; он наиболее точно воспроизводит замысел изобретателя и создавался из материалов, которые могли быть в его распоряжении. При создании второго дельтаплана, построенного для Channel 4, использовались несколько проектов великого Леонардо: к чертежу 1487 года были добавлены штурвал управления и трапеция, которые Леонардо изобрел позднее.
"Моей первой реакцией было удивление. Его красота меня просто поразила". Джуди Лиден разбирается в дельтапланах. Она чемпионка мира, и поэтому (а также благодаря весу в 52 кг) она была избрана пилотом двух летальных аппаратов Леонардо. "Мне было немного страшно, когда меня предупредили, что можно подниматься только на безопасную высоту, с которой я могу упасть, не причинив себе вреда. Проектировщики опасались, что дельтаплан сломается в полете, но он оказался более прочным, чем современные модели".
дельтаплан Два полета, два результата: дельтаплан ВВС несколько раз поднимался в воздух, но лишь на несколько секунд, второй пролетел расстояние в 30 метров на высоте 15 метров. "Этот полет можно сравнить с ездой на автомобиле, у которого есть педаль газа и тормоза, но нет руля", - рассказала Лиден. Дельтаплан Леонардо прекрасно летает, но очень неповоротлив.
"Леонардо был человеком с необычайными способностями: 500 лет назад он уже думал о том, как создать вертолет и другие летающие машины", - подчеркнул Эндрю Нахум, директор отдела аэронавтики музея наук в Лондоне, который участвовал в работе над двумя проектами. "Перейти от бумаги к реальности - нелегко".
"Когда я его увидел, я сказал себе, что он никогда не полетит", - поделился своими впечатлениями Тим Мур, собиравший дельтаплан для Channel 4.
Прежде чем на дельтаплане ВВС полетела Лиден, его поместили на испытательный стенд в университете Ливерпуля. "Основная проблема - устойчивость, - считает профессор Гарет Пэдфилд. - Правильно сделали, что провели стендовые испытания. Наш пилот несколько раз падал. Этим аппаратом очень сложно управлять". Испытательные полеты проводились в Сюррее, Англия, и в Тоскане.
По мнению продюсера научного цикла ВВС Майкла Мосли, причина того, что дельтаплан не может летать безукоризненно, заключается в нежелании Леонардо, чтобы его изобретения использовались в военных целях. "Создавая машины, которые он спроектировал, и обнаруживая ошибки, мы чувствовали: они были сделаны неспроста. Наша гипотеза заключается в том, что Леонардо - пацифист, которому приходилось работать на военачальников той эпохи, - специально вносил в свои проекты ошибочную информацию".
Доказательства? Пометка, сделанная на обороте чертежа респиратора для подводного плавания: "Зная о том, как работает сердце человека, они могут научиться убивать людей под водой".
"Corriere della sera" (Переведено 27 января 2003) ИноПресса
Автомобиль Леонардо возвращается к жизни
Джон ХуперПовозка Потребовалось более 500 лет, чтобы проделать путь от рисунка к демонстрационному залу, но сегодня первая рабочая модель "автомобиля", задуманного Леонардо Да Винчи должна быть показана на выставке во Флоренции.
Восемь месяцев работы компьютерных проектировщиков, инженеров и столяров доказала то, что подвергалось сомнению в течение многих столетий: механизм, набросок которого был сделан около 1478 года самым универсальным гением в истории действительно движется.
"Это было, или есть, - первое в мире самоходное транспортное средство", сказал Паоло Галлуцци, директор Института и Музея Истории Науки во Флоренции, наблюдающий за проектом.
Возможно, это разумно, что человечество ожидало изобретения паровой тяги и затем двигателя внутреннего сгорания. Автомобиль Леонардо, 1.68 м. в длину и 1.49 м. в ширину, движется с помощью часового механизма. Пружина заводится вращением колес в направлении противоположном движению."Это очень мощная машина" сказал профессор Галлуцци. Настолько мощная, что, хотя была сделана "полномасштабная действующая модель", ее не рискнули испытать. "Она могла столкнуться с чем-нибудь и нанести серьезное повреждение" сказал он.
Повозка, демонстрируемая вчера во Флоренции, была точной копией в масштабе один к трем.
Несколько попыток создать автомобиль по чертежам Леонардо были сделаны в прошлом столетии. Все они закончились неудачей.
Причина была в неправильном понимании, считали, что Леонардо оснастил свою машину двигателем из двух больших плоских пружин, согнутых как в арбалете, изображенном на эскизе в Атлантическом Кодексе (фолиант 812r), одном из величайших собраний его эскизов и записей.
В 1975 году Карло Педретти, директор Центра Арманда Хаммера по изучению Леонардо Да Винчи в Лос-Анджелесе, опубликовал статью, в которой были копии начала XV века некоторых ранних эскизов Да Винчи из архивов Уфицци. "Два рисунка содержат вид сверху пружинного механизма известной самодвижущейся повозки из Атлантического Кодекса" - написал он.
Изучая копии, профессор Педретти понял, что пружины были предназначены не для движения автомобиля, а для управления механизмом двигателя, расположенного в другом месте. В 1996 о его интуиции сообщил в своей книге американский специалист по робототехнике, Марк Рошейм. "Он полагает, что движущая сила обеспечена пружинами, свитыми в барабанах " написал г. Рошейм.
Идея о том, что "двигатели" были расположены в нижней части машины в двух оболочках похожих на барабаны, решила многие загадки в проекте Леонардо. Но до того момента, когда профессор Галлуцци и его команда приступили к работе, это оставалось только теорией.
Их первым шагом было создание компьютерной модели.
"Это заняло четыре месяца" - сказал профессор Галлуцци корреспонденту Гардиан. "Но в конце концов мы имели механизм, в котором были уверены, что он должен работать".
Чтобы проверить границы гения Леонардо, было решено попытаться реализовать его мечту с помощью материалов, доступных мастеру в его время. Это означало работу, главным образом, с древесиной.
Флорентийских реставраторов мебели спрашивали, какую древесину выбрал бы их предшественник, для той или иной части повозки.
Машина Леонардо "Самая большая проблема состояла в поиске древесины для винтиков, потому что она должна была быть твердой и стойкой.
Законченное транспортное средство содержит пять видов древесины и "исключительно тонкие механизмы".
Исследователи Леонардо уже долгое время полагают, что повозка была предназначена для создания специальных эффектов во время театральных представлений.
Машина имеет тормоз, которым на расстоянии может управлять оператор со скрытой веревкой, так что кажется, будто машина начинает двигаться сама по себе.
Программируемый механизм управления позволяет двигаться прямо или поворачивать под заранее заданным углом. Но только направо. Это хорошо в городах с односторонним движением, подобных сегодняшней Флоренции. Как всегда, Леонардо на столетия опередил свое время.
"The Guardian" (Суббота, 24 апреля 2004 года) Leonardo's car brought to life
Счетная машина Леонардо да Винчи
Эрес Каплан
Пролог:
Все это началось 2 года назад в июне 1994 года во время поездки в Бостон. При посещении "Бостонского Музея Счетных машин", я купил буклет "История счетных машин" Маргерит Зиентара. На третьей странице я увидел необычное изображение, названное "Счетная машина Леонардо да Винчи". Я начал расспрашивать и тут и там об этом калькуляторе, но чем больше я спрашивал, тем меньше я знал, поскольку ни в каких других книгах о нем не упоминалось. Этот механизм стал темой моих поисков в течение двух последних лет. Он потребовал множества электронных писем, факсов, телефонных звонков и прочего, чтобы собрать информацию об истории этой необычной копии.
Моя особая благодарность г. Джозефу Мирабелле (Нью-Йорк), приемному сыну и помощнику доктора Гуателли, за его первые эскизы и фотографии этого экспоната.
Итак, однажды...
13-го февраля 1967 года американскими исследователями, работающими в Мадриде, в национальной Библиотеке Испании, было сделано удивительное открытие. Они обнаружили две утраченные работы Леонардо да Винчи, известные ныне как "Мадридский Кодекс". Это открытие вызвало большой интерес, а должностные лица заявили, что рукописи "не были потеряны, просто их положили не на то место".
Доктор Роберто Гуателли был известным экспертом по Леонардо да Винчи. Он специализировался на построении точных рабочих копий машин Леонардо. С четырьмя помощниками, включая главного ассистента, своего приемного сына Джозефа Мирабеллу, он создал бесчисленное множество моделей.
В начале 1951 года компания IBM пригласила доктора Гуателли для продолжения работы над копиями. Была организована передвижная экспозиция, которая демонстрировалась в школах, офисах, лабораториях, музеях и галереях.
Калькулятор В 1967 году, вскоре после открытия "Мадридского Кодекса", доктор Гуателли отправился в Массачусетский Университет, чтобы исследовать копию Кодекса. При изучении страницы с калькулятором он вспомнил, что видел подобный рисунок в "Атлантическом Кодексе". Совместив эти два рисунка, доктор Гуателли создал в 1968 году точную копию счетной машины. Собранный им механизм был представлен компанией IBM на выставке.Текст под экспонатом гласил: "Устройство для вычисления: ранняя версия современной счетной машины. Механизм Леонардо поддерживает постоянное отношение десяти к одному в каждом из его 13 регистрирующих цифровых колес. После полного оборота первой ручки, колесо единиц немного поворачивается, чтобы отметить новую цифру в пределах от ноля до девяти. В соответствии с пропорцией десять к одному, десятый оборот первой ручки заставляет колесо единиц совершить полный оборот и стать на ноль, который в свою очередь сдвигает колесо десятков с ноля на единицу. Каждое последующее колесо, отмечающее сотни, тысячи, и т.д., действует подобным же образом. По сравнению с оригинальным эскизом Леонардо, были внесены небольшие улучшения, чтобы дать зрителю более ясную картину того, как каждое из этих 13 колес может двигаться независимо и все же поддерживать пропорцию десять к одному. В эскизе Леонардо присутствуют гирьки, чтобы продемонстрировать уравновешенность механизма".
Однако в течение года относительно этой модели появились возражения, и тогда в университете Штата Массачусетс были проведены Академические испытания, чтобы установить подлинность механизма.
Среди прочих присутствовал профессор И. Бернард Коэн - консультант по коллекции IBM и доктор Берн Дибнер - ведущий специалист по Леонардо.
Противники утверждали, что рисунок Леонардо изображает не счетную машину, а механизм пропорционирования. Один оборот первой оси вызывает 10 оборотов второй и 10 в 13 степени оборотов последней оси. Но такая машина не могла быть построена из-за огромной силы трения накапливающейся в результате.
Было сказано, что доктор Гуателли "опирался на собственную интуицию и воображение и ушел за границы идей Леонардо". Голоса разделились поровну, тем не менее, IBM решила удалить спорную копию из коллекции.
Эпилог:
Доктор Гуателли скончался в сентябре 1993 года в возрасте 89 лет. Местонахождение копии сегодня неизвестно. Возможно, она находится где-нибудь в одном из хранилищ IBM. Джозеф Мирабелла все еще содержит магазин в Нью-Йорке, где продается множество сделаных руками копий.
(Переведено 15 апреля 2005 года, с любезного разрешения автора статьи). The Controversial Replica of Leonardo da Vinci's Adding MachineИсточник
gerostratus.livejournal.com
Биография Леонардо да Винчи - часть 7
Отдельной строкой в этом ряду изобретений стоят летательные аппараты.
Перед въездом в римский международный аэропорт Фьюмичино, носящий имя Леонардо да Винчи, стоит огромная бронзовая статуя. Она изображает великого учёного с моделью винтокрылой машины - прообраза вертолета. Но это не единственное изобретение в авиации, которое Леонардо подарил миру. На полях упоминавшегося ранее "Трактата о полете птиц" из сборника научных трудов да Винчи "Мадридского кодекса" есть странный авторский рисунок, который лишь сравнительно недавно привлёк пристальное внимание исследователей. Оказалось, что это набросок чертежа ещё одной "летательной машины", о которых 500 лет назад мечтал Леонардо. Причём, как убедились специалисты, это - единственное из всех задуманных гением Возрождения устройств, которое действительно способно было поднять человека в воздух. "Пёрышко", - так назвал свой аппарат Леонардо.
Известный итальянский спортсмен и путешественник Анджело Д'Арриго, 42-летний чемпион по свободному полёту, опытным взглядом увидел в рисунке Леонардо да Винчи реальный прототип современного дельтаплана и решил не только воссоздать, но и испытать его. Сам Анджело многие годы изучает жизнь и маршруты перелётных птиц, часто сопровождает их на спортивном дельтаплане, превращаясь в их спутника, в подобие "человека-птицы", то есть, осуществляет на практике заветную мечту Леонардо и многих поколений естествоиспытателей.
В прошлом году он совершил, например, перелет, длиной 4 тыс. км, вместе с сибирскими журавлями, а предстоящей весной собирается пролететь на дельтаплане над Эверестом, следуя маршрутом тибетских орлов. Два года упорной работы понадобились Д'Арриго, чтобы вместе с профессиональными инженерами и техниками воплотить "искусственные крылья" в материале, сначала в масштабе 1: 5, а затем в натуральную величину, воспроизведя, таким образом, замысел Леонардо. Была построена изящная структура, состоящая из тонких сверхлегких и прочных алюминиевых трубок и синтетической ткани "дакрон" в виде паруса. Получилась конструкция в форме трапеции, очень напоминающая раскрытые крылья, придуманные специалистами американского космического агентства НАСА в 60-х годах для плавного возвращения с орбиты спускаемых капсул "Джемини". Анджело сначала проверил все расчёты на компьютерном полетном "симуляторе" и на стенде, а затем сам испытал новый аппарат в аэродинамической трубе авиастроительных цехов ФИАТа в Орбассано (15 км от Турина, область Пьемонт). При условной скорости 35 км в час "Перышко" Леонардо плавно оторвалось от пола и в течение двух часов парило в воздухе со своим пилотом-пассажиром. "Я понял, что доказал правоту учителя", - потрясённо признаётся лётчик. Итак, гениальная интуиция великого флорентийца не обманула его. Кто знает, будь у маэстро материалы полегче (а не только дерево и домотканый холст), человечество могло бы отметить в этом году не столетие воздухоплавания, а его пятисотлетие. И не известно, как бы развивалась цивилизация на Земле, если бы "гомо сапиенс" мог увидеть свою маленькую и хрупкую колыбель с высоты птичьего полёта на полтысячи лет раньше.
Отныне действующая модель "Пёрышка" займёт почётное место в разделе истории летательных аппаратов Национального музея науки и техники в Милане, неподалеку от монастыря и храма Санта-Мария-делле-Грацие, где хранится фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".
В небе над графством Суррей (Великобритания) успешно испытаны прообразы современного дельтаплана, собранные точно по чертежам гениального живописца, ученого и инженера эпохи Возрождения.
Испытательные полеты с холмов Суррея осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять "протодельтаплан" да Винчи на максимальную высоту в 10 м. и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает. Полеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. Аппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс. Средневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы. Он сделан из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков. Сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. "Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля", - рассказала Джуди.
При создании второго дельтаплана, построенного для Channel 4, использовались несколько проектов великого Леонардо: к чертежу 1487 года были добавлены штурвал управления и трапеция, которые Леонардо изобрел позднее. "Моей первой реакцией было удивление. Его красота меня просто поразила", - рассказывает Джуди Лиден. Дельтаплан пролетел расстояние в 30 метров на высоте 15 метров.
Прежде чем на дельтаплане полетела Лиден, его поместили на испытательный стенд в университете Ливерпуля. "Основная проблема - устойчивость, - считает профессор Гарет Пэдфилд. - Правильно сделали, что провели стендовые испытания. Наш пилот несколько раз падал. Этим аппаратом очень сложно управлять".
По мнению продюсера научного цикла ВВС Майкла Мосли, причина того, что дельтаплан не может летать безукоризненно, заключается в нежелании Леонардо, чтобы его изобретения использовались в военных целях. "Создавая машины, которые он спроектировал, и обнаруживая ошибки, мы чувствовали: они были сделаны неспроста. Наша гипотеза заключается в том, что Леонардо - пацифист, которому приходилось работать на военачальников той эпохи, - специально вносил в свои проекты ошибочную информацию". В качестве доказательства можно привести пометку, сделанную на обороте чертежа респиратора для подводного плавания: "Зная о том, как работает сердце человека, они могут научиться убивать людей под водой".
Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психа - и мнемотехники, никогда не предавались гласности.
И еще он был прекрасный фокусник (современники говорили откровеннее - маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращает белое вино в красное; одним ударом ломает трость, концы которой положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносит на конец пера немного своей слюны - и надпись на бумаге становится черной. Чудеса, которые показывает Леонардо, настолько впечатляют современников, что его всерьез подозревают в том, будто он служит "черной магии". К тому же возле гения постоянно находятся странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, - хорошего механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
Леонардо вёл очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на "ты", отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: "прикажи показать тебе... ", "ты должен показать в своем сочинении... ", "прикажи сделать две дорожные сумки..." Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна - всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая - невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.
Да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, по-видимому, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые "Пророчества" (вначале - серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым либо сейчас являются нашим настоящим. "Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" - речь, несомненно, идёт о телефоне. "Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. "Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места" - передача телеизображения.
"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом. "Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры" - тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни. Леонардо даже предвидит путешествия в космос: "И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд..." - запуск живых существ в космос. "Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!" - прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.
Таким образом, личность Леонардо да Винчи уникальна и многогранна. Он был не только человеком искусства, но и человеком науки.
mirznanii.com
Леонардо да Винчи: величайшие изобретения
Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт. Если перечислить лишь эти области приложения таланта, не называя имени того, к кому они относятся, любой скажет: Леонардо да Винчи. Мы рассмотрим лишь одну из граней личности «великого Леонардо» и поговорим о его технических изобретениях.
Ученый пророк
Да Винчи был известным деятелем своего времени, но настоящая слава пришла спустя много веков после его смерти. Лишь в конце XIX века были впервые опубликованы теоретические записи ученого. Именно они содержали описания странных и загадочных для своего времени аппаратов. В эпоху Возрождения да Винчи едва ли мог рассчитывать на скорое воплощение в жизнь всех своих изобретений. Главным препятствием для их реализации был недостаточный технический уровень. Но в XX веке почти все аппараты, описанные в его трудах, стали реальностью. Это говорит о том, что «итальянский Фауст» был не только талантливым изобретателем, но и человеком, который смог предвосхитить технический прогресс. Конечно, этому способствовали глубокие познания Леонардо.
Свои разработки ученый систематизировал, создав так называемые «кодексы»– книги, содержащие записи о тех или иных аспектах науки и техники. Существует, например, «Лестерский кодекс», в котором можно найти описания различных природных явлений, а также математические расчеты. Примечательно, что записи да Винчи сделаны так называемым «зеркальным» шрифтом. Все буквы написаны справа налево и развернуты по вертикали. Прочитать их можно лишь с использованием зеркала. До сих пор не утихают споры о том, зачем ученому понадобилось вести записи именно таким образом. Поговаривают, что так он намеревался засекретить свои труды.
Леонардо да Винчи был незаконнорожденным (внебрачным) сыном тосканского нотариуса Пьеро да Винчи. Его матерью была простая крестьянка. Впоследствии отец Леонардо женился на девушке из знатного рода. Поскольку этот брак оказался бездетным, своего сына он вскоре забрал к себе.
Вертолет и дельтаплан
Ни одно техническое изобретение не вызывает такого трепета и восхищения, как летающая машина. Именно поэтому к летательным аппаратам да Винчи во все времена было приковано особое внимание. Изобретатель всегда грезил идеей воздухоплаванья. Источником вдохновения для ученого стали птицы. Леонардо пытался создать крыло для летательного аппарата по образу и подобию крыльев пернатых. Один из разработанных им аппаратов приводился в движение с помощью подвижных крыльев, которые поднимались и опускались за счет вращения летчиком педалей. Сам летчик располагался горизонтально (лежа). Еще один вариант летающей машины предполагал задействовать для движения не только ноги, но и руки воздухоплавателя. Практического успеха эксперименты с «птичьим» крылом не имели, и вскоре изобретатель перешел к идее планирующего полета. Так появился прототип дельтаплана. Кстати, в 2002-м году британские испытатели доказали правильность концепции дельтаплана да Винчи. Используя аппарат, построенный по чертежам мастера, чемпионка мира по дельтапланеризму Джуди Лиден смогла подняться на высоту десять метров и продержалась в воздухе семнадцать секунд.
Не меньший интерес вызывает разработанный да Винчи летательный аппарат с несущим винтом. В наше время многие считают эту машину прообразом современного вертолета. Хотя аппарат больше походит не на вертолет, а на автожир. Сделанный из тонкого льна винт должен был приводиться в движение четырьмя людьми. Вертолет стал одной из первых летающих машин, предложенных да Винчи. Возможно, именно поэтому он имел целый ряд серьезных недостатков, которые никогда бы не позволили ему взлететь. Например, силы четырех человек было явно недостаточно для создания необходимой для взлета тяги.
А вот парашют был одной из самых простых разработок гения. Но это совсем не умаляет значимости изобретения. Согласно идее Леонардо, парашют должен был иметь пирамидальную форму, а его конструкцию предполагалось обтянуть тканью. В наше время испытатели доказали, что концепцию парашюта да Винчи можно считать верной. В 2008-м году швейцарец Оливье Тепп успешно выполнил приземление, используя шатер пирамидальной формы. Правда, для этого парашют пришлось сделать из современных материалов.
Леонардо да Винчи был по-настоящему разносторонним человеком. Изобретатель прекрасно играл на лире и в записях миланского суда фигурировал именно в качестве музыканта. Да Винчи также интересовался кулинарией. На протяжении тринадцати лет на его плечах лежала организация придворных пиров. Специально для кулинаров он разработал несколько полезных приспособлений.
Автомобиль
Когда знакомишься с трудами да Винчи, начинаешь понимать, почему небольшая Италия стала родиной легендарных автомобильных брендов. Еще в XV веке итальянский изобретатель смог сделать наброски «самодвижущейся повозки», ставшей прообразом современных авто. Разработанная Леонардо тележка не имела водителя и приводилась в движение с помощью пружинного механизма. Хотя последнее – всего-навсего предположение современных ученых. Доподлинно неизвестно, как именно мастер предполагал двигать вперед свое изобретение. Не знаем мы и о том, как должен был выглядеть первый автомобиль. Основное внимание Леонардо уделял не внешнему виду конструкции, а техническим характеристикам. Тележка была трехколесной, по типу детского велосипеда. Задние колеса вращались независимо друг от друга.
В 2004-м году итальянским исследователям удалось не только построить разработанный да Винчи автомобиль, но и заставить его двигаться! Ученый Карло Педретти сумел разгадать главную тайну повозки Леонардо да Винчи, а именно – принцип движения. Исследователь предположил, что автомобиль должен был приводиться в движение не рессорами, а специальными пружинами, которые располагались в нижней части конструкции.
Танк
Bestialissima pazzia (в переводе с итал. «животное сумасшествие») – именно таким нелестным эпитетом «титан эпохи Возрождения» наградил войну. В своих записях да Винчи упоминал, что ненавидит войну и машины для убийств. Парадоксальным образом это не мешало ему разрабатывать новую боевую технику. Не стоит забывать, что Леонардо жил отнюдь не в мирное время. Итальянские города находились в сложных взаимоотношениях друг с другом, к тому же существовала угроза французской интервенции. К концу XV века да Винчи стал известным и уважаемым военным специалистом. Свои многочисленные военные разработки он представил в письме, написанном миланскому герцогу Сфорца.
Одной из самых захватывающих идей ученого был... танк. Впрочем, конструкцию Леонардо было бы гораздо правильней назвать далеким прообразом бронемашин XX века. Эта конструкция имела округлую форму и внешне напоминала черепаху, ощетинившуюся со всех сторон орудиями. Изобретатель надеялся решить проблему передвижения с помощью лошадей. Правда, от этой идеи быстро отказались: в замкнутом пространстве животные могли стать неконтролируемыми. Вместо этого «двигателем» такого танка должны были стать восемь человек, которые бы поворачивали рычаги, соединенные с колесами, и таким образом двигали бы боевую машину вперед. Еще один член экипажа должен был находиться в верхней части аппарата и указывать направление движения. Интересно, что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперед. Как несложно догадаться, в то время концепция танка имела небольшие шансы на реализацию. По-настоящему эффективным оружием танк станет лишь тогда, когда удастся создать подходящий двигатель внутреннего сгорания. Главная же заслуга да Винчи состояла в том, что ему удалось приоткрыть занавес истории и заглянуть на много столетий вперед.
Колесница-коса
1485-м годом датируется еще одно весьма оригинальное и одновременно жуткое изобретение гения Ренессанса. Оно получило незамысловатое название «колесница-коса». Эта колесница представляла собой повозку лошадей, оборудованную вращающимися косами. Конструкция отнюдь не претендует на звание изобретения века. Воплотиться в жизнь этому изобретению тоже было не суждено. С другой стороны, боевая колесница демонстрирует широту мысли да Винчи как военного специалиста.
Пулемет
Одним из известнейших изобретений да Винчи, опередивших свое время, принято считать пулемет. Хотя конструкцию Леонардо правильней назвать многоствольным орудием. У да Винчи было несколько проектов орудий залпового огня. Самое известное его изобретение в этой области – так называемый «мушкет в форме органной трубы». Конструкция имела вращающуюся платформу, на которую помещались три ряда мушкетов (аркебуз) по одиннадцать стволов. Пулемет да Винчи мог сделать всего лишь три выстрела без перезарядки, но их было бы достаточно для поражения большого количества солдат противника. Основным недостатком конструкции было то, что такой пулемет крайне сложно перезарядить, особенно в боевых условиях. Еще один вариант многоствольного орудия предполагал расположение большого количества мушкетов по типу веера. Стволы орудия были направлены в разные стороны, увеличивая радиус поражения. Как и предыдущая разработка, «веерное» орудие для увеличения мобильности предполагалось оснастить колесами.
Пушечные ядра и «мобильные» мосты
Едва ли не самым прозорливым изобретением да Винчи были килевидные пушечные ядра. Такие ядра по форме напоминали артиллерийские снаряды XX века. Эта разработка на много веков опередила свое время. Она демонстрирует глубокое понимание ученым законов аэродинамики.
Большую ценность для своего времени представляло изобретение, получившее название «вращающийся мост». Этот мост стал прообразом современных мобильных механизированных мостов, предназначенных для быстрой переправы войск с одного берега на другой. Мост да Винчи был цельным и крепился к одному берегу. После установки моста предполагалось повернуть его к противоположному берегу, используя канаты.
Скафандр
Да-да, его изобретение тоже приписывают да Винчи. Водолазный костюм был сделан из кожи и оборудован стеклянными линзами. Дышать водолаз мог с помощью тростниковых трубок. Ученый предложил концепцию водолазного костюма с целью отражения угрозы, исходящей от турецкого флота. Согласно задумке, водолазы должны были погрузиться на дно и дожидаться прибытия кораблей противника. Когда вражеские суда показались бы над водой, водолазы должны были совершить диверсию и пустить корабли на дно. Доказать правильность этой концепции было не суждено. Венеция смогла противостоять турецкому флоту без помощи диверсантов. Кстати, первый в мире отряд боевых пловцов появился именно в Италии, но произошло это лишь в 1941-м году. Саму же конструкцию скафандра, представленную да Винчи, можно считать инновационной.
«Витрувианский человек» – один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи. Рисунок примечателен детальным воссозданием пропорций человеческого тела. Он одновременно вызывает научный и культурный интерес. Примечательно, что задолго до изображения «Витрувианского человека» да Винчи похожий рисунок был сделан итальянским ученым Мариано Такколой. Правда, изображение Такколы представляло собой лишь непроработанный эскиз.
Подводная лодка, мина, детали пистолета
До нашего времени дошли записи Леонардо да Винчи, на которых можно отчетливо разобрать прообраз подводной лодки. Но сведений о ней крайне мало. Скорее всего, на поверхности корабль мог двигаться, используя паруса. Под водой же судно должно было передвигаться с помощью весельной силы.
Для поражения кораблей неприятеля да Винчи спроектировал специальную подводную мину. Согласно замыслу изобретателя, к борту вражеского судна такую мину могли доставить водолазы-диверсанты или подводная лодка. Впервые эта идея была реализована лишь во второй половине XIX века, во время Гражданской войны в США.
Несмотря на обилие изобретений, лишь одно из них принесло да Винчи известность при жизни. Речь идет о колесцовом замке для пистолета. В XVI веке эта разработка породила настоящий технологический бум. Конструкция оказалась настолько удачной, что использовалась вплоть до XIX века.
Все вышеперечисленное – далеко не полный список изобретений да Винчи. Кроме этих разработок среди идей мастера были: подшипник, механическая лестница, скорострельный арбалет, паровое оружие, корабль с двойным дном и многое другое.
«Мона Лиза» («Джоконда») является, пожалуй, самым загадочным образцом живописи в мире. До сих пор картина порождает множество вопросов. Так, доподлинно неизвестно, кого именно да Винчи изобразил на своем полотне. Считается, что на картине изображена знатная флорентийка Лиза Герардини. Одна из самых невероятных теорий гласит, что картина является автопортретом самого да Винчи.
Идеальный город
Если бы история пошла другим путем, небольшой итальянский городок Виджевано близ Милана мог бы стать настоящим чудом света. Именно там Леонардо да Винчи предполагал воплотить в жизнь свою самую амбициозную идею – идеальный город. Проект да Винчи напоминает высокотехнологичный город будущего из литературных произведений фантастов. Или же утопию, порожденную бурной писательской фантазией.
Главной особенностью такого города было то, что он состоял из нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоев общества. Нижний отводился под торговлю и оказание услуг. Там же располагались важнейшие элементы транспортной инфраструктуры. Город должен был стать не только величайшим архитектурным достижением того времени, но и воплотить в себе множество технических инноваций. Впрочем, не стоит воспринимать проект в качестве проявления бездушной технократии. Да Винчи много внимания уделил комфорту обитателей города. Во главу угла ставились практичность и гигиена. Ученый решил отказаться от узких средневековых улиц в пользу просторных дорог и площадей. Одним из ключевых аспектов концепции стало широкое применение водных каналов. С помощью сложной гидравлической системы вода должна была поступать в каждое городское здание. Да Винчи полагал, что таким образом можно будет ликвидировать антисанитарию и свести распространение болезней к минимуму.
Ознакомившись с концепцией ученого, миланский герцог Лодовико Сфорца счел идею излишне авантюрной. Под конец своей жизни Леонардо представил этот же проект французскому королю Франциску I. Ученый предложил сделать город столицей монарха, но проект так и остался на бумаге.
Одним из интересов да Винчи была анатомия. Известно, что мастер расчленил множество трупов, пытаясь понять загадки анатомии человека. Больше всего ученого интересовало строение мышц. Леонардо да Винчи хотел понять принцип движения человека. После себя он оставил множество анатомических записей.
Гений или плагиатор?
Как известно, история развивается по спирали. Многие изобретения появились на свет задолго до того, как их разработка была присвоена другими изобретателями. Вероятно, Леонардо да Винчи тоже не является исключением. Не стоит забывать, что да Винчи имел доступ к научному наследию античной цивилизации. Кроме того, да Винчи жил в окружении лучших умов своего времени. Он имел возможность общаться с выдающимися деятелями науки и культуры. Многие идеи ученый мог перенять у своих коллег.
Художник и инженер Мариано Таккола – забытый гений эпохи Возрождения. Он умер в 1453-м году (да Винчи родился в 1452-м году). В отличие от да Винчи Мариано Таккола не получил признания во время своей жизни и не обрел мировую славу после нее. Между тем многие разработки Такколы нашли свое продолжение в работах да Винчи. Известно, что Леонардо был знаком с работами Франческо ди Джорджо, которые, в свою очередь, базировались на идеях Такколы. Например, в рукописях ди Джорджо да Винчи имел возможность ознакомиться с концепцией водолазного костюма Такколы.
Изобретения Мариано Таккола
Было бы ошибкой считать да Винчи изобретателем и летательных аппаратов. В XI веке на территории Англии жил монах Эйлмер Малмсберийский. Обладая широкими познаниями в области математики, он построил примитивный дельтаплан и даже совершил на нем кратковременный полет. Известно, что Эйлмеру удалось пролететь более двухсот метров.
Велика вероятность, что концепцию вертолета Леонардо также позаимствовал. Но уже у китайцев. В XV веке торговцы из Китая завезли на территорию Европы игрушки, напоминавшие мини-вертолеты.
Схожей точки зрения придерживается британский историк Гевин Мензис, который считает, что свои самые известные изобретения да Винчи перенял именно у жителей Поднебесной. Мензис утверждает, что в 1430-м году китайская делегация посетила Венецию, передав венецианцам многие разработки китайских ученых.
Во время создания «Моны Лизы» да Винчи использовал специально разработанную им художественную технику. Она получила название сфумато. Эта техника заключалась в том, что художник наносил на полотно минимальный слой краски. Так создавался эффект воздуха, окутывающего предметы и людей, изображенных на картине.
Как бы то ни было, Леонардо да Винчи всегда остается для нас одним из величайших изобретателей всех времен и народов. Многие идеи воплотились в жизнь именно благодаря Леонардо. Ученый улучшил различные изобретения и, что еще более важно, смог придать им наглядность. Не стоит забывать, что Леонардо да Винчи был талантливым художником. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. И даже если идеи, приписываемые да Винчи, ему не принадлежат, нельзя отрицать, что ученый смог систематизировать огромный пласт знаний, донеся эти знания до потомков.
Источник: naked-science.ru
Похожие материалыСПЕЦОПЕРАЦИЯ "ОТРЕЧЕНИЕ": МАНИФЕСТ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Волшебные зеркала древнего мира
Любимые журналы Советского Союза. Эпоха когда не было интернета
russkievesti.ru