Повторное использование Falcon 9 сократит стоимость запуска на 30%. Falcon 9 стоимость запуска
Повторное использование Falcon 9 сократит стоимость запуска на 30%
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки
Компания SpaceX надеется, что первый старт использованной первой ступени будет возможен уже до конца текущего года. Стоимость старта Falcon 9 сегодня составляет 61 миллион долларов.
ВАШИНГТОН, 2 апр – РИА Новости. Компания SpaceX рассчитывает, что повторное использование ракеты Falcon 9 снизит стоимость запуска до 43 миллионов долларов, что на 30% дешевле, чем старт новой ракеты, сообщает портал Spaceflight Now.
Издание ссылается на недавнее заявление главы SpaceX Илона Маска о том, что в результате повторного использования первой ступени ракеты, стоимость запуска сократится на 30%. Маск надеется, что первый старт использованной первой ступени будет возможен уже до конца текущего года.
SpaceX осуществляет попытки посадки и сохранения первой ступени Falcon 9 для оптимизации и удешевления космических полетов. В декабре 2015 года компании удалось сохранить одну ракету в результате вертикального приземления на космодром, однако четыре посадки на плавучую платформу оборачивались неудачей.
Следующую попытку посадки первой ступени на плавучую баржу в океане компания осуществит 8 апреля после запуска грузового корабля Dragon к МКС.
Компания заявляла ранее, что ее целью является повторное использование первой ступени без необходимости ее восстановления и ремонта. Руководство SpaceX заявляло, что сохраненная ранее первая ступень находится в прекрасном состоянии, однако ее повторный старт не планируется в виду ее "уникальности" и значимости для компании.
ria.ru
Анализ ценовой политики SpaceX при использовании многоразовых ракет
Американская компания SpaceX, ставшая в последние годы значимым игроком на рынке космических запусков, вплотную приблизилась к началу использования ракет Falcon 9 с многоразовой первой ступенью. Этим летом может состояться первый пуск такой ракеты, осенью – первый запуск коммерческого спутника на многоразовой Falcon 9. SpaceX не является публичной компанией и не раскрывает данные о своих доходах и расходах. Тем не менее, 25 апреля журнал Space News опубликовал статью, в которой анализируется известная информация о ценовой политике SpaceX.
Falcon 9 – не первая попытка сделать многоразовую ракетно-космическую технику. Накопленный опыт свидетельствует о том, что основной сложностью является проблема стоимости межполетного обслуживания двигателей и других систем, которые пережили жесткие условия полета. К настоящему моменту SpaceX вернула на Землю две первых ступени, в декабре 2015 и апреле 2016 года. Огневые испытания первой из них состоялись в январе. Двигатели ступени проработали около двух секунд, в ходе которых наблюдались «колебания тяги» в одном из двигателей. По официальной версии, испытания признаны успешными. Прожига апрельской ступени еще не было. SpaceX намерена провести десять прожигов полной длительности, прежде чем использовать ступень для вывода груза на орбиту.
Не все разделяют оптимизм основателя SpaceX Илона Маска. Дэн Дамбахер, бывший помощник заместителя директора НАСА по разработке пилотируемых систем, заявил: «Двигатели SSME [RS-25] были многоразовыми. Мы старались довести их ресурс до 55 полетов. Посмотрите, сколько времени и денег на это потребовалось, а ведь нам не удалось добиться полного успеха. Я хочу быть реалистом: мы не настолько умны и не понимаем физику настолько хорошо, как нам кажется». Эти слова были сказаны два года назад, в апреле 2014 года. Нужно понимать, что между конструкцией шаттла и Falcon 9 есть кардинальная разница. Основное отличие – SpaceX пытается спасать первую ступень, которая не набирает первую космическую скорость и не испытывает существенного перегрева при входе в атмосферу, тогда как шаттл возвращался на Землю с орбиты.
В марте 2016 года президент SpaceX Гвен Шотвелл заявила, что, по прогнозам компании, многоразовость позволит снизить себестоимость Falcon 9 на 30%. Пропорциональное снижение стоимости будет означать ее уменьшение с сегодняшних $61,2 млн до $42,8 млн. Компания SES, которая является крупнейшим клиентом SpaceX, если считать по количеству заказанных ракет-носителей, уже объявила, что готова стать первым покупателем многоразовой Falcon 9. Для этого, однако, цену на нее – как минимум в первый раз – придется снизить до приблизительно $30 млн. Заявления такой крупной публичной компании как SES вызвали интерес инвестиционных банков, специализирующихся на финансировании спутниковой телекоммуникационной промышленности. Один из них, Jefferies International, провел собственное исследование экономики многоразовых средств выведения компании SpaceX.
Финансовые аналитики отталкивались от стоимости запуска космического аппарата на одноразовой ракете в $61,2 млн. Эта сумма включает транспортировку и пусковые услуги. По мнению аналотиков, SpaceX закладывает прибыль в 40%, а себестоимость пуска Falcon 9 составляет около $36,7 млн. В расчете использованы заявления Илона Маска о том, что стоимость первой ступени составляет 75% стоимости ракеты. Также Маск говорил, что одна ступень будет в состоянии летать «десятки раз». Аналитики использовали показатель в 15 полетов. Ниже приведена таблица расчета стоимости одноразовых и многоразовых ракет SpaceX.
Стоимость пуска | $61,2 млн | $90,0 млн |
Оценочный размер общей наценки | 40% | |
Себестоимость | $36,7 млн | $54,0 млн |
Доля первой ступени в стоимости ракеты | 75% | |
Стоимость первой ступени | $27,5 млн | $40,5 млн |
Прочие издержки | $9,2 млн | $13,5 млн |
Ресурс (количество полетов) | 15 | |
Оценочная себестоимость первой ступени на полет | $1,8 млн | $2,7 млн |
Оценочная себестоимость одного полета многоразовой РН | $11,0 млн | $16,2 млн |
Снижение себестоимости | $25,7 млн | $37,8 млн |
Доля экономии, идущая на снижение конечной цены | 50% | |
Оценочная стоимость пуска | $48,3 млн | $71,1 млн |
Экономия по сравнению с одноразовой ракетой | 21% | |
Добавленная стоимость одноразовой ракеты | 40% | |
Добавленная стоимость многоразовой ракеты | 77% | |
Прибыль до вычетов с одноразовой ракеты | $24,5 млн | $36,0 млн |
Прибыль до вычетов с многоразовой ракеты | $37,3 млн | $54,9 млн |
Экономия, образующаяся благодаря повторному использованию первой ступени, может быть по-разному распределена между SpaceX и заказчиком запуска. Она может снизить конечную цены ракеты на 21-40% (до $37-48,3 млн), в зависимости от политики SpaceX. Аналитики Jefferies International отмечают, что на пути к эксплуатации многоразовых ракет остается много трудностей, которые в первое время будут снижать эффективность повторного использования первых ступеней. В расчете не учитывается стоимость топлива и межполетного обслуживания, которая достигнет сотен тысяч долларов. Оценка себестоимости Falcon 9 может быть занижена, а ресурс первой ступени – завышен.
Еще одна важная неизвестная – регулярность пусков одноразовых и многоразовых Falcon 9. Известно, что их низкая себестоимость ракет SpaceX образуется во многом благодаря унификации серийного производства всех систем, включая двигатели, ведь для одной ракеты используются 10 практически идентичных двигателей Merlin 1D.
На брифинге 23 апреля в Гвианском космическом центре исполнительный директор Arianespace Стефани Израэль отметил, что специалисты европейской компании могут лишь предполагать, во сколько будет обходиться межполетное обслуживание многоразовых первых ступеней. Они считают, что для поддержания высокой серийности производства ракет и, таким образом, сохранения их себестоимости, SpaceX потребуется осуществлять до 35-40 запусков ежегодно. Для сравнения, планируемая частота полетов новой ракеты «Ариан 6», начало эксплуатации которой должно начаться в 2020 году, составляет 12 пусков в год, в том числе семь по коммерческим контрактам и пять по государственным. По словам Израэля, если сделать «Ариан 6» многоразовой, Arianespace не сможет найти для нее достаточное количество заказчиков.
SpaceX находится в гораздо более выигрышном положении, чем Arianespace. У нее есть твердый заказ на большое количество одноразовых ракет от НАСА и большая очередь частных заказчиков. Таким образом, эксплуатация многоразовых Falcon 9, во всяком случае, на первых порах, не приведет к снижению серийности производства. Тем не менее, политика компании по поиску заказчиков может стать еще более агрессивной, чем сегодня.
kosmolenta.com
SpaceX Falcon 9
http://7x7-journal.ru/post/42022
Республика Коми- Регион
- А
- Архангельская область
- Б
- Белгородская область
- Брянская область
- В
- Владимирская область
- Вологодская область
- Воронежская область
- Ивановская область
- К
- Калининградская область
- Калужская область
- Республика Карелия
- Кировская область
- Республика Коми
- Костромская область
- Курганская область
- Курская область
- Л
- Липецкая область
- М
- Республика Марий Эл
- Республика Мордовия
- Мурманская область
- Н
- Новгородская область
- О
- Орловская область
- Оренбургская область
- П
- Пензенская область
- Псковская область
- Р
- Рязанская область
- С
- Смоленская область
- Т
- Тамбовская область
- Тверская область
- Тульская область
- Тюменская область
- У
- Республика Удмуртия
- Ульяновская область
- Город Усинск
- Город Ухта
- Х
- Ханты-Мансийский АО
- Ч
- Республика Чувашия
- Я
- Ярославская область
- Права человека
- Горизонтальная Россия
- en
7x7-journal.ru
Запуск Falcon 9 с грузовым космическим кораблем Dragon — Naked Science
Сегодня с мыса Канаверал должна стартовать ракета Falcon 9, которая выведет на орбиту грузовой космический корабль Dragon. Стыковка с американским модулем «Гармония» намечена на 16 августа. Это будет уже двенадцатый запуск космического «грузовика» Dragon компании SpaceX в рамках программы снабжения МКС по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с космическим ведомством США.
Всего в герметичном отсеке доставят 1652 кг груза (с учетом упаковки). Среди прочего там будет оборудование для станции, провизия и вещи для экипажа, а также материалы для исследований. На борту станции корабль проведет примерно месяц. На Землю он вернется с результатами экспериментов и отработанными материалами.
Важно отметить, что миссия CRS-12 станет последней, где используют космический корабль Dragon первого поколения. В дальнейшем миссии хотят выполнять при помощи восстановленных капсул космического аппарата. А затем начнут эксплуатировать второе поколение грузового корабля.
Разработанный компанией SpaceX космический корабль Dragon является единственным в мире космическим «грузовиком», который может возвратиться с МКС обратно на Землю. Он может доставить на борт станции полезную нагрузку массой до 3310 кг, а обратно возвратиться с 2500 кг грузов. Первый запуск корабля осуществили в 2010 году, с тех пор SpaceX провела еще 13 запусков, 12 из которых были успешными. Аварией завершился девятый полет корабля Dragon: ракета-носитель Falcon 9 разрушилась через 2,5 минуты после запуска. В самой SpaceX причиной неудачи назвали избыточное давление в баке с окислителем верхней ступени ракеты.
Ракета-носитель Falcon 9 входит в число наиболее экономичных ракет в мире. Сейчас стоимость запуска оценивают в 62 млн долларов. Однако цена может опуститься еще ниже в связи с реализацией концепции возвращаемой первой ступени. Напомним, в марте 2017 года SpaceX совершила первый повторный запуск уже использованной первой ступени Falcon 9. Ранее в компании заявили, что готовы дать 10-процентную скидку заказчикам, которые решат воспользоваться ступенью, уже побывавшей в космосе. При этом, вероятно, в дальнейшем эта скидка может быть существенно выше.
Одним из ближайших конкурентов Falcon 9 должна стать экономичная разрабатываемая ныне российская ракета «Феникс». Ее, правда, не планируют делать многоразовой.
©SpaceX
naked-science.ru
Космос: Наука и техника: Lenta.ru
Рыночная стоимость SpaceX, возглавляемой американским предпринимателем Илоном Маском, достигла 21 миллиарда долларов (в 2015-м было 11 миллиардов). Если два года назад на SpaceX приходилось примерно 15 процентов коммерческих пусков на мировом рынке, то в 2016-м — 30 процентов. О причинах успеха и ближайших планах молодой компании рассказывает «Лента.ру».
В 2017 году SpaceX провела 10 пусков, все — успешные, среди них несколько ключевых, свидетельствующих о прогрессе компании, в частности в многоразовых технологиях. В марте 2017 года впервые стартовала ракета Falcon 9 с использовавшейся ранее (в апреле 2016-го) ступенью. И ее снова удалось сохранить. Кроме того, впервые удалось сохранить (при помощи маневровых двигателей и парашюта) половину головного обтекателя носителя.
Материалы по теме
00:05 — 28 февраля 2017
Стоимость всего головного обтекателя — порядка 6 миллионов долларов, сохранение первой ступени позволит сократить цену пуска в ближайшие пару лет на 10-30 процентов. В результате к 2022 году, когда может впервые полететь российская ракета «Союз-5», стоимость запуска носителя Falcon 9 снизится примерно до 30 миллионов долларов — это почти в два раза дешевле, чем сегодня. В конце 2017-го или начале 2018-го стартует окончательная модификация Falcon 9 Block 5, чья первая ступень рассчитана на старты с интервалом менее суток и способна выдерживать до 10 запусков.
SpaceX уже фактически вышла в лидеры мирового рынка коммерческих пусков, перехватив заказы у старых игроков, прежде всего «Роскосмоса» и французской Arianespace. Чем больше ракет компания запускает, тем дешевле (из-за многоразовости), а значит, и конкурентоспособнее ее носители.
Илон Маск
Фото: Taylor Hill / Getty Images
Причем SpaceX теснит конкурентов не только на международном рынке, но и внутреннем. В мае 2017 года компания впервые вывела (в интересах Национального разведывательного управления США) на геопереходную орбиту военный спутник, лишив монополии на такие старты ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, выпускающее носители Atlas V и Delta IV.
Пуск Falcon 9 примерно в два раза дешевле, чем Atlas V, и в три-четыре — чем Delta IV (ценники сильно варьируются в зависимости от заказчика и модификации ракеты). SpaceX, в отличие от ULA, не требует прямой государственной поддержки производства своих ракет (в случае малого числа заказов или их полного отсутствия). Ценовая политика ULA привела к тому, что в 2009-2012 годы США не произвели ни одного коммерческого пуска на геопереходную орбиту. SpaceX вернула страну на перспективный рынок.
Материалы по теме
00:07 — 26 января 2017
В Вашингтоне, несмотря на сильное лобби в администрации Дональда Трампа Boeing, Lockheed Martin и других аэрокосмических компаний, прекрасно понимают сложившуюся ситуацию. «До появления SpaceX с ракетой-носителем Falcon 9 рынок запусков коммерческих космических аппаратов фактически принадлежал Франции и России: ни одна американская компания не отправила ни одну коммерческую миссию на геопереходную орбиту с 2009 года», — отметил недавно старший вице-президент SpaceX Тим Хьюз на слушаниях в подкомитете сената США.
«SpaceX вернул этот многомиллиардный рынок Соединенным Штатам», — констатировал Хьюз. Также старший вице-президент SpaceX сообщил, что компания завершила 2013 год с 10 процентами рынка (у России — 60 процентов, ЕС — 20), а в текущем 2017-м ее доля достигнет 45 процентов (у ЕС останется около 40 процентов, а у России — всего 15). Планы на следующий год — 60 процентов мирового рынка коммерческих пусков (у ЕС — 30 процентов, у России — менее 10).
Министр ВВС США Хизер Уилсон в июне 2017 года на заседании комитета сената по вооруженным силам отмечала, что SpaceX обеспечивает «гарантированный доступ в космос по чрезвычайно конкурентной цене». Ранее стало известно, что военные доверили SpaceX пятый запуск секретного мини-шаттла Boeing X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle или OTV). Старт состоится на ракете Falcon 9 в августе 2017 года. В Пентагоне полагают, что запуск Boeing X-37 на новом носителе предоставляет «дополнительные возможности» — все предыдущие четыре запуска Boeing X-37 производились на ракете Atlas V.
Материалы по теме
00:03 — 16 марта 2017
Разбор полетов
Почему SpaceX побеждает Россию в сфере коммерческих пусков ракет
00:02 — 6 января 2017
SpaceX не была бы сама собой, если бы ее интересовал только коммерческий космос. В июне 2017-го компания впервые запустила к МКС ранее использованную (в сентябре-октябре 2014 года) герметичную спускаемую капсулу корабля Dragon. Миссия завершилась успешно, в июле капсулу снова удалось сохранить, вопрос о ее третьем применении решается. В дальнейшем к МКС в рамках контракта с НАСА SpaceX планирует отправлять только уже ранее использованные Dragon — в данный момент единственные многоразовые космические грузовики на планете.
Кроме грузовиков Dragon, к МКС должен полететь пилотируемый корабль Dragon 2. Согласно недавно опубликованному отчету НАСА, в SpaceX намерены уложиться в срок: Dragon 2 стартует в феврале 2018 года в беспилотном режиме, а летом — уже с астронавтами. «В следующем году мы уделим особое внимание кораблю Dragon 2», — сообщил Маск на конференции НАСА по перспективам исследований на борту МКС. Именно в НАСА первыми поверили в SpaceX, и компания получила доступ к значительным финансовым ресурсам.
В SpaceX отказались от использования для посадки Dragon 2 двигателей SuperDraco. Их планируется задействовать только для аварийного торможения. Маск объяснил это решение сложностью сертификации НАСА, которую должен пройти пилотируемый корабль. Приземление Dragon 2 предполагается осуществлять с помощью парашютов. Но в Dragon 2 заложены возможности для модернизации, чем при необходимости в SpaceX и займутся.
Издание Space News отмечает, что это может сказаться на планах компании по отправке в 2020 году на Марс корабля Red Dragon, усовершенствованной версии Dragon 2. Вероятно, система посадки Red Dragon изменится. Глава SpaceX не исключает, что через три-четыре года сам посетит МКС. Тогда американские астронавты будут летать на Dragon 2. Кроме того, бизнесмен сообщил, что у SpaceX уже есть два туриста, желающих облететь Луну.
В 2017 году должна стартовать сверхтяжелая ракета Falcon Heavy, способная выводить на низкую околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки. Пока в приоритеты компании Falcon Heavy не входит. Маск не исключает, что ее первый пуск будет неудачным. Трудность в необходимости синхронной работы 27 двигателей. «Там много чего может пойти не так», — предупреждает Маск.
Материалы по теме
00:54 — 28 сентября 2016
После двух серьезных аварий в 2015 и 2016 годах компания восстановила свою репутацию, о чем свидетельствуют рекордные показатели запусков в 2017 году. Планы SpaceX быстро меняются, как правило, в большинстве проектов возникают задержки, однако ретроспективный взгляд показывает, что в целом компания успешно работает по выбранным направлениям. Разобравшись с Falcon 9 Block 5, основным источником дохода компании в ближайшее время, и пилотируемым Dragon 2, главным обязательством перед НАСА, в SpaceX наверняка переключатся на Falcon Heavy и активизируют работу по миссиям в дальний космос.
Маск пообещал, что в сентябре 2017 года он расскажет о планах относительно системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса и презентованной год назад. Бизнесмен отметил, что он представит альтернативную версию проекта ITS с более дешевой ракетой. Не исключено, что в SpaceX больше внимания уделят Луне, а не Марсу, что в значительной степени связано с пока еще неопределенными планами НАСА.
lenta.ru
SpaceX: при запуске спутника Zuma ракета Falcon 9 работала штатно
22:5609.01.2018
(обновлено: 04:40 10.01.2018)
100494114
ВАШИНГТОН, 9 янв — РИА Новости. Компания SpaceX утверждает, что ракета-носитель Falcon 9, выводившая на орбиту спутник в рамках секретной миссии Zuma, работала в штатном режиме, расследование обстоятельств произошедшей в дальнейшем потери аппарата продолжается, заявила президент компании Гвинет Шоууэлл.
Ученый назвал возможные причины неудачного пуска секретного спутника в СШАРанее в понедельник СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщили, что секретный аппарат не смог отделиться от второй ступени ракеты-носителя в ходе запуска в воскресенье и был потерян.
"После изучения всех имеющихся сейчас данных, (мы утверждаем, что) Falcon 9 выполнила все в воскресенье вечером корректно. Если мы или кто-либо другой на основании дальнейших изысканий обнаружит, что было иначе, мы сообщим об этом незамедлительно", — говорится в заявлении главы компании, которое приводит отраслевое сетевое издание Spaceref.
По словам Шоууэлл, сообщения об обратном — "полная неправда", однако от дальнейших комментариев она отказалась, сославшись на секретность миссии.
Пентагон в свою очередь также заявил РИА Новости, что не может комментировать инцидент в связи с секретностью миссии.
Эксперт: неудача с запуском секретного спутника скажется на имидже SpaceXАппарат, предназначение которого засекречено, был создан компанией Northrop Grumman Corp. по заказу правительства США. Согласно данным СМИ, его стоимость составляет несколько миллиардов долларов. Northrop Grumman Corp. также была ответственна за выбор оператора запуска и заключила контракт со SpaceX.Как сообщила в связи с инцидентом президент SpaceX, "поскольку пока нет данных, свидетельствующих, что необходимо внесение изменений в дизайн и работу (ракеты-носителя) или другие изменения, мы не предвидим изменений в график предстоящих запусков".
По ее словам, позднее на этой неделе состоятся огневые испытания новейшей Falcon Heavy, а через три недели должен состояться коммерческий старт Falcon 9 для компании SES и правительства Люксембурга.
Falcon 9 стартовала с мыса Канаверал вечером в минувшее воскресенье. После штатного отделения первая ступень успешно вернулась на Землю, после чего трансляция старта традиционно для секретных миссий завершилась.
ria.ru
SpaceX отложила запуск Falcon 9 из-за проведения дополнительных тестов - Космос
НЬЮ-ЙОРК, 24 февраля. /ТАСС/. Компания SpaceX отложила намеченный на воскресенье старт ракеты Falcon 9, которая должна вывести на орбиту испанский телекоммуникационный спутник Hispasat 30W-6. Об этом компания объявила в субботу в своем Twitter.
"Отменяем намеченную на эти выходные попытку запуска для того, чтобы провести дополнительные тесты системы герметизации головного обтекателя", - говорится в сообщении. Как отметили в SpaceX, как только проверки будут завершены, компания объявит новую дату запуска.
Standing down from this weekend's launch attempt to conduct additional testing on the fairing’s pressurization system. Once complete, and pending range availability, we will confirm a new targeted launch date.
— SpaceX (@SpaceX) 24 февраля 2018 г.Старт Falcon 9 с испанским спутником должен был состояться с базы ВВС США близ космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) в воскресенье в 00:35 по времени восточного побережья США (08:35 мск).
Hispasat 30W-6 весом около 6 тонн предназначен для передачи телекоммуникационного сигнала на страны Европы, Северной Африки, а также Северной и Южной Америки. Спутник, произведенный американской компанией SSL для испанского оператора Hispasat, должен заменить устаревший аппарат Hispasat 1D, который был запущен в 2002 году.
Последний на данный момент запуск Falcon 9 состоялся в минувший четверг. SpaceX вывела с ее помощью на орбиту спутник PAZ испанской компании Hisdesat, а также два аппарата, предназначенных для обеспечения доступа к интернету.
В ходе запуска компания попыталась осуществить контролируемый спуск одного из элементов ракеты-носителя - головного обтекателя. SpaceX рассчитывала, что его получится поймать в установленную на небольшое судно сеть. Операция, однако, не была успешной, обтекатель не попал в сеть и упал в воду. Стоимость указанного элемента составляет около 6 млн долларов, и его повторное использование может помочь снизить стоимость запусков.
tass.ru