В Рыбинске спустили на воду судно на подводных крыльях «Комета 120 М» (6 фото). Фото комета на подводных крыльях


В России возобновлено производство судов на подводных крыльях «Комета» (4 фото)

Россия возобновила производство судов на подводных крыльях типа «Комета» и готова поставлять их за рубеж. Об этом РИА Новости заявил министр транспорта Максим Соколов по итогам встречи сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

«Мы ее даже назвали красивым именем «Чайка», потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был «Чайка»», — пояснил Соколов.

Министр уточнил, что эта «Комета» «почти готова», и добавил, что Рыбинский завод готов производить еще и еще такие суда. По его словам, российские производители готовы продавать их греческим партнерам.

По данным агентства, судоремонтный завод «Вымпел» сотрудничает с греческой компанией «Аргонавтики плоес» по вопросу строительства и передачи морских пассажирских судов «Комета 120М». Ведутся переговоры с потенциальным греческим заказчиком по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, где отражены основные условия будущего договора на строительство четырех единиц судов этого типа. Стоимость одного изделия превышает 6 миллионов евро.

Начиная с середины 90-х годов флот на подводных крыльях постепенно продавался за рубеж. Греки охотно покупали «Кометы», китайцы — «Метеоры». Две «Кометы» приобрели даже африканцы из Гвинеи-Бисау, осуществлять местные перевозки.

Участь проданных судов оказалась незавидной. Четыре «Метеора», купленных китайцами, дошли только до Новороссийска и затонули на рейде во время жестокого шторма, вызванного ветром бора. Две «Кометы» около года проработали в Гвинее-Бисау. Но когда суда передали местным экипажам, они быстро затонули: жесткая швартовка при высоком приливе утянула ростовские «Кометы» на африканское дно. Негры оказались плохими моряками и моментально погубили бывшие наши суда.

chert-poberi.ru

«Вымпел» возрождает легендарные суда на подводных крыльях

35-метровое судно, напоминающее изящными обтекаемыми формами то ли космический корабль, то ли подводную лодку, несётся по водной глади со скоростью 65 километров в час. У барной стойки стоит мужчина в ожидании своего коктейля и обсуждает с коллегой последние новости. Это не сцена из фильма, а почти реальность. «Вымпел» выходит на финишную прямую в создании «Кометы 120М». Судно на подводных крыльях пришлось возрождать с нуля, но советские традиции вкупе с современными технологиями вот-вот подарят России уникальный транспорт с совершенно иным подходом к комфорту, салоном бизнес-класса с креслами, как в самолёте, и даже баром.

 

Возвращение на воду

Одним из важных прорывов в судостроении XX века стало изобретение судов на подводных крыльях: они приподнимают корпус во время движения, уменьшая площадь соприкосновения с водой. Это позволяет развивать гораздо бо́льшую скорость при равном расходе топлива. Такие суда в начале XX века начали строить в Италии, Франции, США, Канаде. В Советском Союзе первая пассажирская «Ракета» появилась лишь в 1957-м. Но отставание по времени СССР компенсировал объёмом: по всей стране использовались более тысячи таких судов — это в разы превосходило показатели любой другой страны.

С распадом Союза производство «крылатых» остановилось практически во всех бывших республиках, хотя некоторые суда используют и по сей день. Неужели оригинальная идея устарела? Нет, решили в нижегородском ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева и спроектировали морскую пассажирскую «Комету 120М».

Фото завода «Вымпел»

За строительство первого в XXI веке СПК взялся рыбинский «Вымпел». О том, в чём особенность этого проекта, рассказывает начальник управления гражданского судостроения завода Сергей Мазохин:

Сергей Мазохин:

«Проект уникален не только преимущественными характеристиками, которые достигаются использованием подводного крыла, но и практически эксклюзивностью производства этого типа судов. В мировой судостроительной индустрии в настоящее время суда на подводных крыльях серийно не производятся. Это обусловлено высокой технологической сложностью изготовления конструкций судна и глубокой инженерной проработкой проекта. Но в этом и есть исключительность „Кометы 120М“: построить её в разы сложнее, но в результате мы получаем продукт, который имеет значительные преимущества по сравнению с аналогичными скоростными судами».

Самое главное — при равных скоростях движения и пассажировместимости расход топлива у «Кометы» меньше в 1,5-2 раза. Этот параметр важен при расчёте стоимости билета.

У корпуса судна обтекаемый, современный облик. Для сравнения — большинство пассажирских судов имеет больше плоских элементов в дизайне, что делает их похожими на вагон поезда или автобус. Комфорту пассажиров уделено особое внимание. Это выражено в применении современной шумо- и виброзащиты, системы микроклимата, а также новых отделочных материалов и логистики расположения внутренних помещений.

Сергей Мазохин:

«В конце прошлого года „Вымпел“ завершил самый сложный процесс освоения технологий строительства судна — изготовление и установку крыльевого устройства. Это, по сути, прорыв, учитывая, что завод делает такую работу впервые. Летом этого года предприятие должно закончить строительные работы и начать ходовые испытания в акватории Чёрного моря. Уже в следующем году рассчитываем, что в Черноморском бассейне начнется новая эра скоростных пассажирских перевозок с использованием совершенно новой „Кометы 120М“. У туристов и просто пассажиров появится возможность передвигаться между курортами Крыма и Кавказа».

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Строительство «Кометы»

Заместитель начальника конструкторско-технологического отдела по технологической части Александр Красильщиков рассказывает об особенностях производства уникального транспорта.

Александр Красильщиков:

«ЦКБ по СПК имени Алексеева полностью переработало проект советского судна: конструкторы заменили всю начинку, всё оборудование с учётом современных требований. Одна из серьёзных новаций — использование крыла с системой стабилизации качки. На крыльевое устройство установлены закрылки, которые могут поворачиваться и при волнении до четырёх баллов обеспечивать устойчивость судна, смягчать удары волн, что позволит пассажирам чувствовать себя комфортно».

По словам Александра Красильщикова, завод вложил в создание «Кометы» опыт, полученный при строительстве 60-ти «Мангустов» — катеров совершенно иного предназначения, гораздо меньших по размерам, но построенных по тому же принципу.

Александр Красильщиков:

«„Мангуст“ весь строится в одном стапель-кондукторе, мы не разбиваем заказ на секции или узлы. Также мы делаем и с „Кометой“, это самый экономически целесообразный подход. Мы изготовили единый стапель-кондкуктор для корпуса судна на подводных крыльях».

Александр Петрович берёт листок бумаги, кладёт поверх чертежей и начинает рисовать, объясняя технологию.

«И днищевая секция, и борта, и палуба, и рубка собираются вместе».

На предприятии подчёркивают: проектировщик разработал проект и принципиальную технологию строительства, к которой «Вымпел» добавил собственные уникальные наработки.

Специально для «Кометы» предприятие купило особый портально-фрезерный станок, позволяющий достичь нового уровня точности деталей.

Технологию изготовления крыльев пришлось осваивать заново. В советские времена на предприятиях секции крыльев делали без оснастки. На «Вымпеле» для носового и кормового крыльевых устройств изготовили кондукторы, чтобы достичь максимальной точности.

 

Взгляд изнутри

Прочитать описание судна и побывать внутри — совершенно разные эмоции. «Комета 120М» ещё не достроена, но весь корпус уже собран, и вполне можно ощутить себя одним из 120-ти его будущих пассажиров.

Александр Кузин, ответственный сдатчик:

«Корпусные работы завершены, проведены необходимые испытания. Готовимся к установке валопроводов, монтажу механизмов и устройств. Отделку СПК будем создавать под конкретного заказчика: именно он выберет цвет и ценовую категорию отделочных материалов».

Так салон «Кометы» выглядит сейчас

Вместе с «экскурсоводом» шагаем по помещениям. В «Комете» будет два пассажирских салона, как в большом самолёте. Передний, скорее всего, отведут под бизнес-класс: отсюда откроется особенно красивый вид на море.

А так будет выглядеть после отделки

Сейчас предприятие ведёт поиск заказчиков.

Олег Белков, генеральный директор судостроительного завода «Вымпел»:

«Мы провели много переговоров с иностранными заказчиками, параллельно ведём работу с правительством Крыма, руководством Краснодарского края, с Минпромторгом, так как есть указание президента Путина организовать водное движение по маршруту Крым-Кавказ. И сегодня из всех кораблей, которые есть, операторы склоняются к использованию „Кометы“, как своеобразного „маршрутного такси“, которое соединит населённые пункты курортов Краснодарского Края и Республики Крым. Пока речь идёт о серии из пяти „Комет“».

Пожалуй, только фото могут передать масштабы судна, но не масштабы проекта. Как поясняет Александр Кузин, сейчас практически не осталось мастеров, строивших корабли на подводных крыльях в Советском Союзе. Фактически «Вымпел» создаёт совершенно новую технику, которая выведет пассажирские перевозки по морю на непривычный рядовому россиянину европейский уровень. Возможно, Россия пока не нашла решения для вечной проблемы обычных дорог, но рыбинский завод определённо подобрал отличную альтернативу для мест, где есть море.

  • Дмитрий Воробьёв

cheremuha.com

В Рыбинске спустили на воду судно на подводных крыльях «Комета 120 М» (6 фото)

Легендарная «Комета» возвращается.В Рыбинске спустили на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях.

Инженеры и конструкторы переработали старый советский проект и создали теплоход нового поколения.

Чем он отличается от своих предшественников и куда отправится трудиться?Смотреть все фото в галерее

Быстрое, как комета, грациозное, как чайка.

Недаром крестной матерью этого судна стала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Теплоходы на подводных крыльях не выпускали почти два десятилетия. Поэтому событие, можно сказать, историческое.

Советские традиции и новейшие технологии. «Комета 120 М» оснащена всеми современными средствами связи и навигации, системой снижения качки и кондиционированием.

Дальность хода в полном водоизмещении — до 200 миль, а автономность плавания — 8 часов.

«Мы освоили у себя производство крыла из нержавейки, мы освоили новую клепку алюминия. Мы сегодня готовы, мы освоили технологии, и мы будем серийно строить морские и, я думаю, Ярославская область будет первой, кто закажет, речную «Комету»,— рассказал Олег Белков — генеральный директор завода «Вымпел».

«Я думаю, что это очень хороший пример для других промышленных предприятий Ярославской области. Они должны работать слажено и быть самыми первыми в стране»,— отметила Валентина Терешкова — Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы РФ.

Теплоход способен перевозить 120 пассажиров.

Судну предстоит трудиться в Крыму, бороздить просторы Черного моря.

«Буквально на следующей неделе судно уходит на испытания, на достройку в город-герой Севастополь. Этот город станет первой отправной точкой первого маршрута Севастополь – Ялта»,— рассказал Алексей Сорокин — руководитель компании-перевозчика.

«Делегацией, которую возглавил Дмитрий Юрьевич Миронов, при поездке в Крым отдельно было подписано соглашение между заводом «Вымпел» и судостроительными заводами республики Крым. И мы видим огромный потенциал в этом взаимодействии»,— отметила Галина Пенягина — и.о. директора Департамента промышленности ЯО.

Эта «Комета» первая, но не последняя.В СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму.

В СССР всего было построено более 1300.

chert-poberi.ru

Будущее возвращается за подводными крыльями

Разработчик морских «Комет», «Колхид», «Катранов» и речных «Метеоров» — нижегородское центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева — на днях объявил: в 2018 году планируется заложить первое СПК «Метеор» в новом формате. Практически одновременно стало известно о том, что Россия и Греция подписали меморандум на поставку четырех морских пассажирских судов на подводных крыльях «Комета-120М».

«Твердого контракта пока еще нет, но мы по-прежнему открыты для этого взаимодействия, поскольку проект достаточно успешный», — приводит ТАСС слова министра транспорта РФ Максима Соколова еще до получения им неполного служебного соответствия со стороны президента Путина. Первое судно проекта с данной модификацией было заложено, напомним, еще в 2013 году.

Причем здесь Туполев?

Напомним, массовое производство «крылатых» теплоходов прекратилось еще в 90-е (другое дело, что некоторые из них и по сей день эксплуатируются не только в виде музеев и тематических кафе). Они давали заметную фору традиционным средствам массового перемещения на воде по скорости, комфорту, простоте эксплуатации и многим другим параметрам, не говоря уже о том, насколько впечатляюще выглядели на водной глади их стремительные очертания. По слухам, в 1960 году, увидев впервые такой «Метеор», легендарный авиаконструктор Андрей Туполев (да, тот самый) настолько им был впечатлен, что даже упросил его конструктора Ростислава Алексеева дать «порулить». Тем парадоксальнее выглядел резкий закат их «золотого века» — при том, что, по словам многих, все основные свои преимущества «крылатые» и сам тезис, что за ними будущее, сохраняют и по сей день. «Суда на подводных крыльях актуальны, так как только при использовании судов такого типа можно организовывать скоростные перевозки на речном транспорте с минимальным расходом топлива. И пока ничего лучшего не придумали, во всяком случае, для реки»", — говорил пару лет назад представитель Российского Речного регистра Владимир Ковалев.

Читайте также

Леонид Калашников: А ведь я его предупреждал …

Владимир Путин отправил в отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина

Первое в постсоветской России

Потому совсем неудивительно, что уже с самого начала нулевых новые кураторы российского кораблестроения предпринимают самые разнообразные попытки возобновления производства аналогов речных «Метеоров». Так, например, в в конце сентября 2017 года в Нижегородской области было спущено на воду новое детище местных конструкторов — первое в постсоветской России судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» (обещаны дальность плавания до 400 км и повышенный межремонтный интервал). Причем одновременно с этим заложено и второе судно, которое планируется спустить на воду весной 2018 года. Оба «Валдая» будут использоваться во время чемпионата мира по футболу в Санкт-Петербурге, а потом обслуживать пассажирские перевозки в Ханты-Мансийском автономном округе.

В центральном конструкторском бюро имени Алексеева уже заявили, что рассчитывают на серийное производство для российских и азиатских заказчиков и готовы увеличивать мощности. В качестве лирического отступления: за 30 лет на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане было построено более 400 «Метеоров» — это просто, чтобы понять масштаб прежнего серийного производства.

От чего отказались «олимпийцы»

«Комета» же в свое время (начало 60-х) стала не только первым морским СПК, но еще и последним теплоходом на подводных крыльях, спроектированным конструктором Ростиславом Алексеевым (считается, что после него он перешел на создание экранопланов — скользящих на водой аппаратов). Серийно она выпускалась до 1992 года. Непосредственно «Комета-120М» 2013 года «рождения», если верить разработчикам, создавалась на базе сразу нескольких проектов-предшественников («Колхида», «Катран», собственно сама «Комета»). Сохранившая прежнюю вместительность на 120 пассажиров и скорость в 35 узлов новинка отличается наличием автоматической системы снижения качки и перегрузки, и улучшенной комфортностью для пассажиров в целом. Впрочем, еще в июне саратовский журнал «Общественное мнение» по этому поводу писал: «В 2009 году «Комету 120М» (она тогда еще проектировалась) предложили сделать основным видом транспорта Сочинской олимпиады. Но «олимпийцы» ответили отказом: они предпочли голландские катамараны, которые якобы более устойчивы на волнах, хотя прежняя «Комета» обладала превосходными мореходными качествами и успешно эксплуатировалась в том же городе Сочи.

Читайте также

VIP- «Тамагочи» проходит испытание

Новый авиалайнер сделали на основе правительственного самолета

Кстати, и сегодня сочинские турфирмы относятся к эксплуатации этих судов настороженно: туристы привыкли передвигаться вдоль побережья «лениво», время от времени выходя на открытую палубу. На «Комете» такого удовольствия они будут лишены. С другой стороны, если им захочется быстро, без пробок и паромов, переместиться, допустим, в Крым, это будет, пожалуй, идеальное транспортное средство.

Пока что верными и настойчивыми почитателями таких судов остаются греки. Именно с ними Россия заключила договор о взаимопонимании, согласно которому в Грецию будет поставлено четыре модернизированные «Кометы». Именно там, в Средиземноморье, эти суда пройдут главные испытания — испытания пассажирами. Если СПК понравятся партнерам, будут более массовые заказы, а там, глядишь, и перевозчики Черноморского побережья подтянутся". Между тем вездесущие журналисты уже успели выяснить и конкретику российско-греческого контракта — якобы планируется по нему построить четыре «Кометы-120М» по 6,3 млн долларов каждая.

pfo.svpressa.ru

Новая «Комета» для речного флота России. Красавица просто (8 фото) . Чёрт побери

После масштабного технического перевооружения судостроительного завода Вымпел в Рыбинске предприятие сообщает о ведущихся работах по возобновлению производства больших пассажирских судов на подводных крыльях — как морского класса — Комета-120М и Циклон-250М, так и речного — Валдай-45Р и Рассвет-150М (число в названии обозначает максимальную пассажировместимость).

Российские судостроители из Рыбинска (Ярославская область) объявили о возобновлении серийного производства обновленных скоростных судов для речного и морского пассажирского флота нашей страны. Это будут современные корабли на подводных крыльях, перевозящие в зависимости от типа судна, от 45 до 250 пассажиров. В основе проектов использованы удачные решения советской школы скоростного судостроения. Новая «Комета» (см.внешний вид на рисунке вверху) была спроектирована в конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева.Морские корабли Комета-120М и Циклон-250М, речные суда Валдай-45Р и Рассвет-150М выйдут на внутренние российские маршруты уже в ближайшие годы.

На выставке «Гидроавиасалон-2016» в Геленджике ЦКБ имени А.Е. Алексеева совместно с НПП «Радар ммс» показали макеты новых высокоскоростных речных и морских судов на подводных крыльях (СПК).

— Необходимо признать, что в России существуют проблемы с гражданским судостроением. Значительная доля парка гражданских судов нуждается в замене, у них срок службы исчерпан, — сообщил корреспонденту «РГ» заместитель директора по работе с заказчиками НПП «Радар ммс» Алексей Алексеев. — Сегодня мы предлагаем актуальные проекты морских («Комета 120М» вместимостью до 120 пассажиров) и речных («Валдай 45Р», способный перевозить 45 человек) судов на подводных крыльях нового поколения. Ими уже активно интересуются, сейчас прорабатываем возможные варианты финансирования.Строительство «Кометы 120М» ведется в Рыбинске. ЦКБ имени Алексеева также представило на пирсе катер «Дельфин» для перевозки восьми человек — это обновленный и доработанная версия этого же судна, уже ВИП-класса, сообщила «РГ» представитель конструкторского бюро. Катер сможет взять на буксир водного лыжника или парашютиста.

Кроме того, в разработке у ЦКБ находится двухпалубное морское СПК «Циклон 250М», предназначенный для перевозки до 250 человек, на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Оно оборудовано системой «умерения качки» для комфорта пассажиров.Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров — 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.

Основные характеристики судна «Комета 120М»:Водоизмещение — 73 тонны.Габаритные размеры: длина — 35,2 м, ширина — 10,3 м, осадка — 3,2 м.Скорость хода эксплуатационная — 35 узлов (на тихой воде).Пассажировместимость — 120 человек (22 бизнес-класс, 98 эконом-класс).Дальность хода — 200 миль.Автономность (продолжительность рейса) — до 8 часов.Мощность основной силовой установки — 2х820 кВт.Расход топлива — 320 кг/час.Мореходность (высота волн): при походе на крыльях — 2 м, в водоизмещающем положении — 2,5 м.Экипаж — 5 человек.

Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.

chert-poberi.ru

В Рыбинске спустили на воду судно на подводных крыльях «Комета 120 М» (6 фото)

Легендарная «Комета» возвращается.В Рыбинске спустили на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях.

Инженеры и конструкторы переработали старый советский проект и создали теплоход нового поколения.

Чем он отличается от своих предшественников и куда отправится трудиться?Смотреть все фото в галерее

Быстрое, как комета, грациозное, как чайка.

Недаром крестной матерью этого судна стала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Теплоходы на подводных крыльях не выпускали почти два десятилетия. Поэтому событие, можно сказать, историческое.

Советские традиции и новейшие технологии. «Комета 120 М» оснащена всеми современными средствами связи и навигации, системой снижения качки и кондиционированием.

Дальность хода в полном водоизмещении — до 200 миль, а автономность плавания — 8 часов.

«Мы освоили у себя производство крыла из нержавейки, мы освоили новую клепку алюминия. Мы сегодня готовы, мы освоили технологии, и мы будем серийно строить морские и, я думаю, Ярославская область будет первой, кто закажет, речную «Комету»,— рассказал Олег Белков — генеральный директор завода «Вымпел».

«Я думаю, что это очень хороший пример для других промышленных предприятий Ярославской области. Они должны работать слажено и быть самыми первыми в стране»,— отметила Валентина Терешкова — Герой Советского Союза, депутат Государственной Думы РФ.

Теплоход способен перевозить 120 пассажиров.

Судну предстоит трудиться в Крыму, бороздить просторы Черного моря.

«Буквально на следующей неделе судно уходит на испытания, на достройку в город-герой Севастополь. Этот город станет первой отправной точкой первого маршрута Севастополь – Ялта»,— рассказал Алексей Сорокин — руководитель компании-перевозчика.

«Делегацией, которую возглавил Дмитрий Юрьевич Миронов, при поездке в Крым отдельно было подписано соглашение между заводом «Вымпел» и судостроительными заводами республики Крым. И мы видим огромный потенциал в этом взаимодействии»,— отметила Галина Пенягина — и.о. директора Департамента промышленности ЯО.

Эта «Комета» первая, но не последняя.В СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму.

В СССР всего было построено более 1300.

funny-smile.ru

знаменитые «Ракеты», «Метеоры», «Кометы». Работа над усовершенствованием этого вида транспорта не прекращалась даже в тяжелое для российской экономики время. Правительство РФ включило в Федеральную целевую программу развития транспорта новые разработки по судам на подводных крыльях.

 

В РОССИИ СНОВА ВОСТРЕБОВАНЫ СУДА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

 

В России началось возрождение судов на подводных крыльях – знаменитых «Ракет», «Метеоров», «Комет». Работа над усовершенствованием этого вида транспорта не прекращалась даже в тяжелое для российской экономики время. Правительство РФ включило в Федеральную целевую программу развития транспорта новые разработки по судам на подводных крыльях. На 2016 год запланирован спуск головного судна – новой «Кометы 120М». Об истории создания, судьбе и возрождении этого вида водного транспорта – в материале «Совершенно секретно».

 

«Снялись с якоря из Сан-Фернандо. Курс на Японию. Ближайший порт на Исигаки – 560 миль. Погода – усиление ветра до 7–8 баллов. В целях экономии топлива идем в водоизмещенном положении на одном двигателе». Это запись из бортового журнала «Кометы С-827», сделанная в 1974 году. Пройдет 20 лет, и выпуск принципиально нового вида транспорта – судов на подводных крыльях – прекратится…

 

В 1990-х годах прошлого века для конструкторского бюро по судам на подводных крыльях наступили непростые времена. Создание «летающих кораблей» было приостановлено на долгие годы, пока идея продолжить эволюционную цепочку «Кометы» не появилась вновь. Изначально предполагалось, что новое судно, которое уже получило свое название, «Комета 120М», будет построено к Олимпиаде в Сочи, поскольку там существовала проблема морских перевозок, грозившая обернуться в дни Олимпиады серьезным препятствием для гостей и принимающей стороны. Однако от проекта поспешили отказаться в пользу конкурентов.

 

НА «РАКЕТЕ» КАТАЛСЯ ХРУЩЁВ

 

Впервые транспорт на подводных крыльях появился на Волге летом 1957 года. В Москве в эти дни проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов, столицу посетили 34 тыс. человек из 131 страны мира; там «Ракета» стала действительно мировой сенсацией. Еще через год катер на подводных крыльях получит золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе Expo 58. Так весь мир узнает о советском конструкторе Ростиславе Евгеньевиче Алексееве.

 

Справедливости ради следует упомянуть, что и до него предпринимались попытки по ускорению водного транспорта. Уже были испробованы турбины, опробованы воздушные подушки… Первые попытки по созданию судна на подводных крыльях появились еще в XIX веке. Но где-то мощности паровой машины, используемой в качестве двигателя, не хватало для развития скорости, где-то разработки ограничились только теоретическими изысканиями, где-то корпус не поднимался над водой полностью, а каждый новый поставленный рекорд скорости через несколько лет побивался очередной разработкой, демонстрируя, что возможные пределы еще не достигнуты. Первый транспорт на подводных крыльях и вовсе получил неофициальное название «лягушка» – за нелепые прыжки по воде при высокой скорости движения. До устойчивости малопогруженных подводных крыльев было еще далеко.

 

Эра скоростного флота в том виде, в котором она стала известна всему миру, началась только в 1941 году. В этот год Ростислав Алексеев, студент Горьковского индустриального института, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». На чертежах будущий инженер-кораблестроитель представил быстроходное судно, работающее по неизвестному ранее принципу подводных крыльев. Аналогов мировая история кораблестроения еще не знала, комиссия была ошеломлена.

 

После блестящей защиты Ростислав Алексеев пишет рапорт на имя наркома ВМФ с предложением по созданию скоростного катера на основе имеющихся у него разработок. Ответ не заставил себя ждать: представленные вами схемы неприемлемы, эти конструкции обречены на неудачу. В самом конце письма было сказано: «Вы слишком опережаете время».

 

Шла война, проект, казалось, был уже отложен на неопределенный срок. Но менее чем через год после получения отказа из ВМФ на предложение по созданию нового вида транспорта главный конструктор завода Крылов попросил Алексеева рассказать о своих наработках лично. Еще несколько лет работы в тяжелых военных и послевоенных условиях, споры со скептиками, и снова работа, работа, работа… В мае 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду.

 

Испытания были непродолжительны. Уже в конце июля «Ракета» взяла курс на тот самый Фестиваль молодежи и студентов в Москву из своей родной гавани. «Ракете» понадобилось всего 14 часов хода, чтобы добраться до Москвы из Горького. Для сравнения – на тот момент самый быстроходный речной транспорт преодолевал такое же расстояние только за трое суток.

 

На борту первого междугороднего рейса находились сотрудники Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях во главе с Ростиславом Алексеевым, в капитанской рубке находились капитан Виктор Полуэктов и Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Три недели в Москве «Ракета» совершала прогулочные рейсы, на ней прокатился даже сам Никита Сергеевич Хрущёв.

 

Как только «Ракета» вернулась в родной причал Горького, было объявлено о регулярном рейсе из Горького в Казань, и судно на подводных крыльях надолго стало символом города, где было изобретено. Через год было объявлено о серийном производстве на заводе «Красное Сормово». Еще через год, в 1960-м, к серийному выпуску «Ракет» подключился и Феодосийский судостроительный завод «Море».

 

КОМЕТА В ОКЕАНЕ

 

Свой первый рейс из Горького в Казань и расстояние в 420 км «Ракета» прошла за 7 часов. Для сравнения, обычный теплоход тратил на это в четыре раза больше времени. Более суток на теплоходе только в одну сторону! А «Ракета» успела сделать рейс обратно в тот же день, что называется засветло.

 

Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева тем временем решило работать по простой схеме: «Новый год – новый пароход». Ежегодно выпускались новые модели судов на подводных крыльях. На одно из первых испытаний «Ракеты» в качестве гостя был приглашен конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв. Сыграл ли этот факт особую роль при выборе первых названий для новых видов транспортных средств на подводных крыльях или просто сказался общий космический подъем в науке, но за «Ракетой» последовал «Метеор», за «Метеором» – «Комета», за «Кометой» – «Спутник»… Космическим скоростям давали космические названия.

 

Но имя самого первого судна стало нарицательным и часто продолжало использоваться для обозначения всех судов подобного типа: пассажирских, грузопассажирских, грузовых, патрульных, спасательных и специального назначения. Постепенно скоростные суда связали между собой города и поселки, областные центры с районными городками. Это был невероятный подъем отечественного скоростного судостроения.

 

«Комета» стала последним теплоходом, спроектированным лично Ростиславом Алексеевым и первым в серии морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Пусть и с поправкой на такие недостатки, как шум и вибрация, ощутимые на пассажирских креслах, установленных возле двигателей, «Комета» считается самым удачным из всех судов на подводных крыльях. Адаптированная к условиям, диктуемым неспокойной стихией моря, с устойчивостью к волнам, рассчитанная на 120 пассажиров и скорость 60 км/ч, «Комета» дала невиданную до этого возможность – с комфортом и быстро перебираться вдоль морских побережий.

 

В 1974 году «Комета» начала свое путешествие по странам юго-восточной Азии из Сингапура. В порт Сингапура «Комету» доставило советское торговое судно «Зоя Космодемьянская», там «Комета» встала уже на свои крылья и отправилась в Малайзию, Таиланд, Филиппины. Для «Кометы» это не было первым морским путешествием – до этого она прошла морской путь вдоль Европы.

 

Среди гостей, пришедших посмотреть на «Комету» в Маниле, был командующий военно-морским флотом Филиппин. Для страны тысячи островов скоростной морской транспорт был особенно интересен. Четыре рейса за день выполняла «Комета» между филиппинскими островами Илоило и Калапан. Предполагалось, что это будут обычные пассажирские рейсы, но стоит ли говорить, что всех желающих вместить на свой борт «Комета» не смогла.

 

После Филиппин будет Япония, а газеты назовут маршрут в 560 миль открытым океаном слишком смелым – шла осень, время штормов и тайфунов. «Комета» выдержала и эту проверку на мореходность и благополучно добралась до Страны восходящего солнца. В Японии уже тогда ценилось все, что помогает экономить время, была развита система монорельсовых дорог и скоростных поездов, но и советские суда на подводных крыльях неожиданно оказались конкурентоспособными. Тогда впервые Япония при-

обрела судно у России.

 

Спрос на советские суда на подводных крыльях во всем мире увеличился настолько, что стал превышать возможности советского экспорта. «Кометы» уже плавали в Америке, Англии, Франции, Греции, Марокко… Япония стала девятнадцатой страной, купившей теплоход на подводных крыльях. Советский Союз не только поставлял крылатые корабли в разные уголки мира, но и обеспечивал их техническое обслуживание, проводил подготовку специалистов. С 1959 по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

 

«Ракеты» обеспечивали быструю и надежную связь по воде на Волге и на реках Сибири. В СССР суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн пассажиров. Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях из года в год продолжало выпускать новые модели судов: «Вихрь», «Циклон», «Буревестник», «Спутник», «Колхида», «Восход», «Альбатрос», «Зенит»… А ведь были еще экранопланы – чудо техники от русского гения Ростислава Алексеева. И судостроительные заводы заработали по авиационным технологиям.

 

У Ростислава Алексеева был план запустить пассажирский экраноплан в Балтийское море – путь от Санкт-Петербурга до Калининграда составил бы всего три часа. Было предложение превратить один из экранопланов в спасательное судно, а потом больше – 15 таких спасательных судов в разных точках морей и океанов, благодаря своей невероятной скорости, покрыли бы своей проходимой способностью весь Мировой океан, став базовой основой Всемирного спасения на водах.

 

Казалось бы, эти новые проекты ждет большое будущее, но наступили 1990-е годы…

 

РАКЕТА-КАФЕ, РАКЕТА-БАР, РАКЕТА-РЕСТОРАН…

 

На самом деле причин, по которым использование «Ракет» как транспорта пошло на спад, хватало. С развитием сети автодорог и распространением личных автомобилей регулярные речные перевозки стали пользоваться все меньшей популярностью.

 

Один за другим закрывались «ракетные» рейсы с формулировкой «нерентабельно». Увеличение стоимости проезда объясняли дорогим топливом и отсутствием финансирования. Списание со счетов «Ракет» как регулярного транспорта объяснялось невозможностью их круглогодичного использования по причине сезонности. Недостаток финансирования обернулся проблемами с ремонтно-обслуживающей базой. Как следствие, некогда поражающие воображение суда на подводных крыльях стали приходить в ужасающее состояние, что-то продавалось, а что-то списывалось на берег.

 

Списанные на берег «Ракеты» переоборудовали в кафе, бары и рестораны. На сайте флота судов на подводных крыльях можно проследить судьбу практически каждой ракеты от года создания, первого рейса и порта приписки до года списания.

 

Но на некоторых маршрутах «Ракеты» держались, несмотря ни на что, еще долгое время. «Ракеты» и «Метеоры» из Ярославля до 2003 года ходили не только по области, но и в города соседних – Тверской, Ивановской, Костромской и Нижегородской – областей. В Якутии регулярный рейс Якутск – Олекминск существовал еще в 2001 году, а на Каме последняя скоростная линия Пермь – Набережные Челны была закрыта в 2003-м.

 

Сфера применения «Ракет» сужалась год от года. В основном их использовали в качестве прогулочных или экскурсионных катеров. Так, например, в Санкт-Петербурге действует несколько конкурирующих между собой фирм, имеющих свой флот скоростных судов. «Метеоры» летают по линиям Санкт-Петербург – Петергоф и Санкт-Петербург – Кронштадт. Время пути составляет полчаса. Цена на этот рейс рассчитана на туристов и, наверное, на ностальгические чувства тех, кто еще помнит регулярные рейсы «Ракет» по Волге.

 

«РАКЕТЫ» ВОЗВРАЩАЮТСЯ К РОДНЫМ БЕРЕГАМ

 

Тем не менее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева продолжало свою работу над новыми проектами. В 2011 году их наработки были включены в Федеральную целевую программу развития транспорта. 

 

«В России давно назрел вопрос обновления водной транспортной системы – срок эксплуатации многих судов достигает более 40 лет. Сейчас ЦКБ по СПК возрождает скоростной флот, считая, что альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет, – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – Основной стратегической целью является создание широкой и разветвленной сети судоходных линий с использованием высокоскоростных морских, речных, озерных кораблей, судов и катеров различного назначения, на различных принципах поддержания, как в стране, так и за рубежом».

 

Строительство усовершенствованной версии «Кометы» – «Комета 120М» – началось в 2013 году, с января шла подготовка к строительству, летом был заложен корпус, а спуск головного судна запланирован на лето 2016 года. Отличие новой «Кометы» от предыдущей в увеличении водоизмещения (с 59 до 70 т) и скорости (с 60 до 65 км/ч). Количество мест для пассажиров останется прежним – 120. Также, предполагается, что новое судно будет другого цвета, но это уже детали.

 

«В 2016 году «Комета 120М» будет спущена на воду на судостроительной верфи «Вымпел» в г. Рыбинск, – сообщили в ЦКБ. – Судно оснащено интуитивно понятной современной системой управления, специально разработанной для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж. Новая «Комета» обеспечит пассажиров возможностью комфортного путешествия в современных просторных салонах эконом- и бизнес-класса, креслах авиационного типа, с современной системой кондиционирования, вместительными багажными полками для каждого пассажира. Кроме того, применена система умерения качки и перегрузки».

 

«Комета 120М» не единственное судно на подводных крыльях, работа над которым сейчас ведется. Кроме него, планируется построить морской «Циклон 250М» и речные «Альбатрос 120Р» и «Валдай 45Р». В эти новые проекты также были внесены изменения по сравнению с предыдущими образцами. У «Циклона 250М» за счет газотурбинных двигателей будут увеличены скоростные возможности, количество посадочных мест, как и на «Циклоне», останется неизменным – 250. Предшественником «Альбатроса 120Р» послужил «Буревестник».

 

Помимо высокого уровня комфорта для пассажиров и экипажа, проекты ЦКБ по СПК предлагают значительные экономические преимущества перевозчикам: снижение расхода топлива за счет применения новых двигателей, улучшенных гидродинамических характеристик, использования композиционных материалов в конструкции корпуса судов; снижение стоимости технического обслуживания за счет применения современных технологий; снижение капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Как отметили в конструкторском бюро, «проекты предполагают максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Показатели выброса газов и уровня шума соответствуют международным экологическим нормам».

 

В ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» сообщили «Совершенно секретно», что «они формируют многопрофильное предприятие, объединяющее в себе проектирование, сопровождение и строительство судов, их эксплуатацию и последующее техническое обслуживание, вплоть до утилизации».

 

«На Х международной выставке и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2014» ЦКБ по СПК представило головной катер на подводных крыльях «Дельфин», – рассказали в конструкторском бюро. – Катер может использоваться в качестве служебно-разъездного катера, для морских прогулок в дневное время суток, в том числе с возможностью буксировки водного лыжника или парашютиста. На сегодняшний день идет строительство катеров на подводных крыльях по проекту «Дельфин» для индивидуальных заказчиков пассажировместимостью семь или десять человек в зависимости от модификации, скорость хода до 45 узлов».

 

Предполагается, что на Волгу, а точнее на ее нижегородский участок, вернется «Валдай 45Р». «Валдай 45Р» спланирован так, что при малой осадке может преодолевать те мелководные участки, где обычное судно не смогло бы пройти. Кроме того, его технические возможности позволят подходить к необорудованному берегу, что также станет преимуществом «крылатых кораблей».

 

«Валдай 45Р» будет готов обеспечить перевозку сорока пяти пассажиров в светлое время суток со скоростью хода до 65 км/ч. «При проектировании большое внимание специалисты уделили комфорту и безопасности пассажиров и экипажа, также максимальной экономической выгоде для судовладельцев и экологической безопасности для окружающей среды, – пояснили «Совершенно секретно» в ЦКБ. – Предполагается установка современных высокоэкономичных двигателей для обеспечения максимальной экономической выгоды для судовладельцев. Инвестиции в этот перспективный проект выделяются из средств предприятия».

 

Как рассказали в ЦКБ, «уже сейчас к СПК «Валдай 45Р» проявляют интерес правительство Нижегородской, Самарской областей, Республики Татарстан и многие другие. Он может использоваться в качестве речного такси, корпоративного транспорта и туристического теплохода. В сравнении с СПК предыдущего поколения улучшены гидродинамические характеристики, снижен расход топлива за счет применения новых двигателей. Конструкция корпуса будет изготовлена из алюминия, надстройки – из композитных материалов.

 

«Нашими проектами интересуются иностранные заказчики. ЦКБ по СПК открыто к диалогу с будущими партнерами. Именно от заказчиков будет зависеть, какое количество судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», «Комета 120М» будет выпущено», – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».

 

В «МЕТЕОРАХ» ЗАИНТЕРЕСОВАН «ГАЗПРОМ»

 

В основном сейчас в России суда на подводных крыльях используются в туристическом бизнесе и для частных перевозок. Сферу эту предполагается расширять. Так, «Газпром» заинтересован в использовании «Метеоров» для обслуживания нефтяных месторождений и доставки туда людей вахтовым методом. «Для освоения Арктики мы предлагаем суда на воздушной подушке, экранопланы, транспортно-амфибийные платформы, – заявили в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – СПК может обслуживать месторождения только в летнее время, с функцией доставки людей на буровые платформы».

 

Эксплуатация судов на подводных крыльях предполагается на реках по всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока, а также в Чёрном море. Керченская переправа как единственный маршрут применения не целесообразен, считают в ЦКБ.

 

В Санкт-Петербурге четыре туристические компании, которые используют суда на подводных крыльях. Пресс-секретарь питерской ГК «Астра Марин» Дарья Филимонова сообщила «Совершенно секретно», что «в сезон в день «Метеоры» перевозят порядка 1,5 тыс. человек и эти маршруты пользуются большой популярностью».

 

«В нашем «парке» 6 «Метеоров», которые по скоростной линии Peterhof Express совершают регулярные рейсы в Петергоф, Кронштадт, крепость «Орешек»», – сказала она. О строительстве новых СПК в Нижегородской области главы туристических компаний пока ничего не слышали. По их словам, «слухи о строительстве постоянно возникают, но конкретики пока никакой не поступало – у всех пока только планы».

 

«Строительство современных скоростных судов стало бы отличным подспорьем для развития туристической сферы, – считают в ГК «Астра Марин». – Работающий сейчас скоростной флот отлично справляется с перевозкой пассажиров, но появление новых судов так же дополнительно привлекло бы внимание к маршрутам, по которым эти суда будут ходить – люди любят пробовать что-то новое».

 

Дарья Филимонова заявила «Совершенно секретно», что «по всей стране много мест, на которых актуальны скоростные линии».

 

«Если говорить о Санкт-Петербурге, то вероятно расширение маршрутов в пригороды, – отметила она. – Но это возможно только параллельно с развитием инфраструктуры и туристической привлекательности этих пригородов. Если суда будут схожи с судами типа «Ракета» – это существенно расширит карту маршрутов, например, на Валаам, куда могут ходить «Ракеты», но не могут ходить «Метеоры» в связи со своими техническими характеристиками».

 

www.sovsekretno.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики