Миллиарды в город будущего: зачем Россия вкладывается в саудовский Неом. Города будущего в россии


Вопросы/ответы

ВОПРОС/ОТВЕТ1. Зачем благоустраивать общественные пространства? Экономика 21 века — это экономика знаний, услуг и технологий, которая невозможна без горожанина. Жители обеспечивают развитие человеческого и социального капитала, и в этом процессе общественные пространства играют ключевую роль, поскольку их предназначение в городе — коммуникация и обмен. Общественные пространства и качество городской среды нужны для всех городов, которые претендуют на успешность в современном мире.

2. Почему надо начинать с общественных пространств? Многие российские города развивались по еще советским стандартам, которые ставили во главу угла производство, а не человека. Современное российское общество — постиндустриальное, основой экономики в нем является не производство, а люди, молодые специалисты, то есть человеческий капитал.

Человек, не привязанный к заводу или фабрике, сам выбирает, где ему жить. Как правило, человек выбирает безопасную, комфортную и разнообразную среду. Поэтому общественные пространства становятся основной «валютой» городов в борьбе за перспективных специалистов.

Неудивительно, что в этих условиях многие покидают родные города, которые кажутся им неуютными, и переезжают — в Москву или за границу. По оценке социологов, с 2001 по 2010 годы в Москву из других регионов переехало почти 2 млн россиян — намного больше, чем в другие регионы России. Многие жители регионов едут в Москву или Европу за культурным опытом и ощущением комфортной среды.

Цель проекта — создать в российских регионах комфортную среду — так, чтобы в центре города и его спальных районах было чисто, красиво и удобно. Комфортная среда будет способствовать развитию сферы услуг — уличной торговли, общепита, туризма и новых типов бизнеса. В результате экономика наших городов будет развиваться, а молодежь останется в них и будет вносить вклад в экономическое благосостояние регионов.

3. А как же ЖКХ, общественный транспорт, парковки, школы, больницы? Всеми этими вопросами, безусловно, необходимо заниматься. Но благоустройство — это не ремонт, а решение городских проблем.

  • Более привлекательная городская среда ведет к большей посещаемости общественных пространств. Это повышает безопасность и снижает криминогенность на улице в любое время суток.
  • Грамотно организованное дорожное движение помогает снизить аварийность. Перенаправление транспортных потоков снизит уровень шума.
  • Высаженные деревья будут собирать пыль и снижать температуру воздуха
И этих положительных изменений можно достичь в ближайшей перспективе.

4. Как выбирали территории? Перед выбором каждого пространства в городах реализации федеральной программы социологи проводили фокус-группы. На основе этих интервью с жителями составлялся портрет города, были выявлены его ключевые проблемы. В результате таких исследований становится понятно, какими пространствами стоит заниматься в первую очередь. Из самых посещаемых городских пространств выбраны были те, где изменения принесут наибольший эффект — то есть будут полезны горожанам различных социальных групп.

Конечно, изменить город и решить его проблемы нельзя за счет одного или нескольких пространств. Но мы надеемся, что в результате благоустройства одного или нескольких общественных пространств в городе и жители, и власти, и профессиональное сообщество, и эксперты увидят изменения и захотят, чтоб таким же образом менялся весь город. А это — уже старт переменам в городской среде.

5. Как выбирали архитекторов? Ноу-хау масштабной программы по комплексному благоустройству 40 городов РФ — выбирать авторов будущих архитектурных концепций через процедуру конкурентных переговоров. Как они устроены? Перед экспертной комиссией выступают несколько команд архитекторов с готовыми проектными предложениями. Оцениваются портфолио, уровень выступления и разработанных в соответствии с техническим заданием решений, заявленная стоимость предстоящих работ по благоустройству. Лучшие концепции выбираются в ходе голосования.

В 15 городах проекты выбраны с помощью Открытого национального архитектурного конкурса, который задуман, чтобы открыть новых звезд в российской архитектуре и дать импульс к созданию в городах новых мест притяжения по проектам региональных архитекторов — победителей конкурса.

6. Почему важно учитывать мнение горожан? В России более 75% населения живет в городах. Современные города являются комплексными системами, развитие которых складывается из действий государства, бизнеса, общественных организаций и отдельных людей. В советское время городское планирование и архитектура были в компетенции узкого круга экспертов, но сегодня города стали настолько сложными и система управления ими так разрослась, что все более эффективным методом становится вовлечение жителей в городское планирование и развитие.

В России эта тенденция только зарождается, но по всему миру горожане уже вовлечены в развитие городов. Практика показывает, что вовлеченное проектирование действительно способствует повышению качества жизни в городах, делает их интереснее и успешнее. Кроме того, это позволяет горожанам лучше узнавать друг друга, создавать клубы по интересам и реализовывать себя.

Вовлечение жителей в городское развитие может происходить как через интернет, так и через практическое взаимодействие с архитекторами и урбанистами. В процессе вовлечения образуются сбор идей и мнений, обсуждение проектных предложений, рабочие группы и стратегические сессии по совместному проектированию, на которых люди могут напрямую влиять на то, что происходит в городе. Помимо совместной работы на этапе проектирования общественных пространств, жители могут помогать городским службам и организациям поддерживать городскую инфраструктуру в надлежащем состоянии, а также персонализировать и улучшать город в рамках собственных инициатив и стратегических проектов.

7. Каким образом будет учитываться мнение горожан? Идеи и предложения будут проанализированы экспертами. Самые интересные будут переданы архитектурным бюро или архитекторам, разрабатывающим проекты, и рекомендованы для включения в проекты 2018-2022 гг.

8. Какая роль у ДОМ.РФ? ДОМ.РФ — заказчики федерального проекта по развитию городской среды в российских городах.

9. А что делают городские администрации? Администрации городов распоряжаются поступившим финансированием и задействуют локальных специалистов на всех этапах реализации проектов благоустройства. Поэтому они заинтересованы в высоком качестве работ.

Кроме того, они оценивают пользу и эффективность благоустройства для региона, потому что они лучше всех знают предпочтения горожан.

xn----7sbefdcdi9eahp8bb4g.xn--p1ai

Миллиарды в город будущего: зачем Россия вкладывается в саудовский Неом

В ближайшие 5 лет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) инвестирует порядка 10 миллиардов долларов в строительство города будущего в Саудовской Аравии. Город Неом (Neom), на месте которого сейчас находится пустыня, может стать настоящей "Меккой" для технологических компаний всего мира. Участие России в таком масштабном мировом проекте может с лихвой окупиться. Константин Гимазов рассказывает, что даст эта глобальная затея нашей стране и миру. 

Город роботов и технологий

Новый мегаполис будет расположен на территории в 25 тысяч квадратных километров - это в 20 раз больше территории Нью-Йорка. Новый город будет находиться вблизи границ Египта и Иордании, в перспективе он может быть расширен на территории этих стран. Неом расположится рядом с крупнейшим морским торговым коридором - Суэцким каналом, что создает потенциал для расширения экономических связей между несколькими континентами.

Месторасположение Неома

В Неоме также будет введено особое законодательство. Законы Саудовской Аравии сильно отпугивают инвесторов, поэтому в городе будет максимально дружелюбная для иностранцев среда. Судя по видеопрезентации Неома, женщинам разрешат ходить без хиджабов и водить автомобили. Об употреблении алкоголя в городе ничего сказано не было. Но Неом полностью вписывается в планы по превращению Саудовской Аравии в страну "умеренного ислама" с менее строгой версией шариата и гендерного неравенства, что поощряется в рамках новой модели города-государства.

Неом — это не место для обычных предпринимателей, это место для мечтателей. Те, кто не умеет мечтать, не должны приходить к нам для сотрудничества. Мы ждем только мечтателей, - заявил наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман.

Неом должен стать "технологическим хабом" для стран Азии и Африки. Научные площадки города будут собирать вместе талантливых ученых из разных стран для создания технологий будущего. Власти страны обещают, что Неом станет свободной экономической зоной, будет строиться на доходы от высокотехнологичного бизнеса в таких секторах, как энергетика, водные ресурсы, транспорт, биотехнологии, производство продуктов питания, инновационные виды промышленности, медиа, развлечения, цифровые технологии. Руководство Саудовской Аравии предполагает, что Неом станет гарантом того, что королевство сможет совершить социальную и политическую трансформацию.

Cамое главное из обещанного - наличие современного и реально работающего на благо горожан искусственного интеллекта, беспилотных летательных аппаратов, нанолабораторий и т.д. Солнечный свет и энергия ветра должны стать единственными источниками электроэнергии, что сделает город экологически чистым и независимым от внешних факторов.

Предполагается, что роботов в Неоме будет больше, чем людей, и они будут использоваться в различных отраслях – от здравоохранения до обеспечения безопасности. Первые шаги уже сделаны. Американский робот София получила гражданство Саудовской Аравии. Безусловно, робот не имеет никаких реальных прав, но готовность руководства такой консервативной страны, как Саудовская Аравия, идти навстречу технологиям дает уверенность в успехе Неома.

По расчетам властей, первая очередь строительства будет закончена к 2025 году, а в 2030 году вклад Неома в ВВП страны составит более 100 миллиардов долларов.

Путин и наследный принц Саудовской Аравии

Главный вдохновитель масштабных перемен в стране - 32-летний наследный принц и министр обороны страны Мохаммед бин Салман. Именно он создал масштабный проект "Видение-2030", который, по задумкам саудовского руководства, должен кардинально поменять образ жизни граждан и избавить страну от нефтезависимости, а также развивать здравоохранение, образование, инфраструктуру и туризм. Cтроительство высокотехнологичного города - это лишь небольшая, но очень важная часть реализации "Видения-2030".

Финансирование мечты

В целом, по оценкам саудовских властей, строительство города в центре пустыни будет стоить около 500 миллиардов долларов. Участие в проекте уже подтвердил британский магнат Ричард Брэнсон. Он готов инвестировать в строительство отелей. Японский фонд SoftBank Vision и крупнейшая в мире инвестиционная компания Blackstone провели встречи с саудовским руководством. Они тоже готовы вложить средства в амбициозный проект.

Финансирование строительства нового города, на месте которого находится пустыня, может вызвать проблемы, поскольку королевство полностью зависит от экспорта углеводородов, приносящего 90% национального дохода. Таким образом, цена нефти в предстоящие годы будет определять, насколько саудиты будут способны оплачивать этот грандиозный проект. Его будущее обременено устойчиво низкой ценой на нефть, однако иностранные инвестиции должны нивелировать возможные риски.

Скорее всего идея инвестировать в строительство Неома появилась после визита короля Саудовской Аравии в Москву. РФПИ будет не только сам участвовать в этом проекте, но и собирается привлечь в проект других инвесторов. Фонд планирует вложить в него вместе с партнерами несколько миллиардов долларов.

Предполагаемое место нового города

Инвестиции в Неом могут стать для России лишь началом массовой экспансии российского капитала. РЖД также находятся на стадии переговоров о строительстве двух железных дорог в Саудовской Аравии. Также идут переговоры о массовых поставках грузовиков "Камаз". А "Росатом" уже давно обсуждает возможное строительство 16 атомных энергоблоков для обеспечения нужд саудовской экономики. 

Риски проекта

У арабов врожденная страсть к мегапроектам. Неом – не первая попытка Cаудовской Аравии построить с нуля мегаполис. В середине 2000-х годов король Абдалла признал, что для успеха в будущем Саудовская Аравия должна принять дальновидную политику, преодолеть ультраконсервативность страны и выпутаться из "оков нефтяной зависимости". Одним из основных пунктов этого плана было строительство шести новых городов для повышения экономической конкурентоспособности, создания новых рабочих мест и диверсификации экономики. Однако еще до резкого падения цен на нефть в 2014 году строительство городов было заморожено, в первую очередь из-за отсутствия в правительстве четкого плана. Поэтому строительство Неома вызывает серьезные вопросы о реальности воплощения в жизнь настолько масштабного проекта.

В 2006 в соседних Арабских Эмиратах началось строительство города Масдар. Предполагалось, что его население составит 50 000 человек, а электроэнергия в нем будет вырабатываться только из возобновляемых источников. Однако город до сих не достроен. Надеемся, Саудовскую Аравию не постигнет та же проблема. 

Есть еще несколько факторов, которые могут cказаться на успехе Неома. Это нестабильность региона, а именно Ирано-Саудовское противостояние и Йеменский кризис.

Если Саудовской Аравии все же удастся осуществить мечту и создать Неом, то этот проект определенно станет трамплином, который обеспечит глобальные изменения в политической, социальной и экономической жизни Саудовской Аравии, а также ее роль в мире. Российские компании это прекрасно понимают и готовы идти на большие риски, участвуя в подобном проекте. Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. И, судя по всему, к окончанию строительства Неома это легально можно будет сделать на территории Саудовской Аравии.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

ruposters.ru

Города будущего, которые еще не построены / Блог компании Mail.Ru Group / Хабр

Мы привыкли жить в условиях постоянно изменяющегося облика городов. Старые здания исчезают — появляются новые, привычные виды транспорта постепенно уходят в небытие — остаются более экологичные аналоги. Одни архитектурные стили вытесняют другие. Эти изменения происходят постоянно, и мы уже перестали их замечать. А если заглянуть на 10—20 лет вперед и представить, как выглядят города будущего, построенные с нуля и переполненные технологиями?

И тут фантазия рисует города на Марсе, города — космические станции, поселения в других галактиках… Возможно, так и случится. Но пока мы приземлимся обратно на Землю и расскажем о проектах городов будущего, которые изменят облик не только стран и целых континентов, но и всего XXI века.

«Великий город» без автомобилей, Китай

Источник

«Великий город» — проект экологически чистого города, построенного на участке площадью около 3 квадратных километров поблизости города Чэнду. Он способен решить общепризнанную проблему Китая — перегруженность инфраструктуры — за счет практически полного отказа от автомобилей. Город не потребляет много энергии, не загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа, более половины его территории занимают зеленые насаждения, до которых из любого дома можно добраться всего за две минуты.

Эко-парки будут перерабатывать сточные воды, твердые отходы и производить электроэнергию. Местный климат не очень хорошо подходит для солнечных батарей, поэтому все здания разработаны для максимального использования энергии ветра.

Источник

«Великий город» станет домом для 80 тысяч человек, часть из которых трудоустроят на самом проекте. Расстояние между двумя любыми точками города можно будет пройти пешком за 15 минут, потребность в автомобиле исключается. Но не полностью. Половину дорожного пространства отведут для безмоторного транспорта. С Чэнду и близлежащими окрестностями город станет сообщаться с помощью сети транспортных коммуникаций, образующей в центре города региональный транзитный узел, вынесенный под землю.

«Роза пустыни», Дубай

Зеленая «Роза пустыни». Источник

«Роза пустыни» — так называется проект города-спутника площадью 14 тысяч гектаров, который будет использовать только экологически чистый транспорт, а с Дубаем его свяжет линия наземного метро. Снабжение электроэнергией станет производиться из альтернативных возобновляемых источников. Помимо этого, предусмотрены пешеходные дорожки с кондиционированием воздуха в знойную погоду. Строительство города займет десять лет и пройдет в четыре этапа.

Проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебные заведения и органические фермы, энергия для которых будет вырабатываться при помощи 200 квадратных километров солнечных панелей. Солнечные батареи смогут обеспечить половину потребностей города, а использование экологического транспорта компенсирует оставшуюся часть выбросов углекислого газа.

«Плавучая зелень», Япония

Источник

Рост ввысь — стандартное решение для развития городов азиатского региона, но для Японии этот способ не всегда хорош из-за частых угроз землетрясений и цунами. Но тут японцы нашли другой выход — построить города на воде! Таким городом стал проект «Плавучей зелени», состоящий из десяти островов, подобных водяным лилиям, и с центральными башнями высотой около километра.

Источник

Башни должны вмещать в себя более 30 тысяч человек. В верхней части создадут пространство для работы, магазинов и компаний сферы услуг. В середине каждой башни — место фермы для выращивания фруктов и овощей. Основание острова используют для жилой зоны, вмещающей в себя 10 тысяч человек, а также леса и пляжи. Каждый плавучий оазис будет закреплен на дне океана.

Первый в мире подводный город, Япония

Шарообразный город под водой. Источник

Но для японцев идея плавучего города далеко не новая: к 2035 году они планируют создать первый в мире подводный город Океанская Спираль (Ocean Spiral). Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5 тысяч человек и получающее энергию со дна моря. Кислород станет преобразовываться из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.

Внутри шарообразного строения расположен небоскреб, рассчитанный на проживание и работу 5 тысяч человек. Источник

Форма высокотехнологичного города — огромные шары диаметром 500 метров и вместимостью 5 тысяч человек. Шары смогут плавать на поверхности или опускаться под воду по гигантской спиральной структуре, уходящей на глубину до 15 километров, где появится завод по добыче полезных ископаемых. Система огромных шаров должна уберечь людей во время землетрясений и цунами. Стоимость такого сооружения оценивается в 25 миллиардов долларов, а основным строительным материалом будет резина.

Твердая спираль упирается в океаническое дно, на котором расположен завод по добыче полезных ископаемых. Источник

Проект арктического города «Умка», Россия

Источник

Уникальный проект под названием «Умка»: за Полярным кругом на вечной мерзлоте собираются построить город. За основу взята структура Международной космической станции. Для жителей города будут предусмотрены аквапарк, луна-парк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, дома, научные лаборатории, школы, храм, отели, больница. Городской транспорт станет работать на электричестве. Размеры такого города составят 1,5 километра на 800 метров, а строительство обойдется примерно в 5—7 миллиардов долларов.

Предполагаемое месторасположение — остров Котельный архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане (примерно в 1,5 тысячи километров от Северного полюса). Источник

В городе собираются создать регулируемую климатическую систему с использованием космических и других передовых технологий. Источником электричества станет плавучая атомная станция, а все виды отходов будут перерабатываться на двух заводах.

Первый умный город Индии

Такие мегаполисы, как Дели и Мумбай, славятся развитой промышленностью, инфраструктурой, финансовыми рынками, квалифицированной рабочей силой и присутствием иностранных компаний. Но бо́льшая часть Индии — бедные провинции с очень низким уровнем жизни населения. Потому и родилась идея строительства промышленного коридора (DMIC) между крупнейшими мегаполисами, которая позволит развивать провинции, создавая новые рабочие места и высокотехнологичную инфраструктуру. Стоить такой проект будет 90 миллиардов долларов.

Первый умный город Индии Дхолера построят в рамках проекта промышленного коридора Дели — Мумбай

Отметим один весьма претенциозный факт: промышленный коридор Дели — Мумбай является одной из важнейших частей плана по строительству сотни умных городов по всей территории страны. Сотни, Карл! В Индии! И первый такой город появится в штате Гуджарат. Дхолера будет возведен за десять лет и станет настоящей технологической жемчужиной Индии: цифровое управление движением, отсутствие загрязнений, пробок и толп людей. Для сравнения, размеры Дхолеры превысят размеры Мумбая в два раза.

Международный город финансов и технологий Гуджарата станет одним из самых первых индийских умных городов. Источник

В этом же штате находится на этапе реализации другой не менее футуристичный проект — Международный город финансов и технологий Гуджарата (GIFT). Он также предполагает обеспечение населения инфраструктурой будущего и множеством рабочих мест. Комплекс будет включать в себя офисы, школы, жилые помещения, гостиницы, конференц-центр и торговые площади. А самым ярким зданием этого города станет Башня Diamond GIFT.

«Хазарские острова», Азербайджан

Для строительства нового умного города Азербайджан решил создать искусственный архипелаг из 44 островов общей площадью 3 тысячи гектаров. На «Хазарских островах» (Khazar Island) появятся аэропорт, яхт-клуб, трек для «Формулы 1», дома для 800 тысяч жителей и самый длинный в мире бульвар — 150-километровый. Стоимость проекта оценивается в 100 миллиардов долларов.

Башня Азербайджан может стать самой высокой башней в мире. Источник

Но главной достопримечательностью архипелага станет Башня Азербайджан. Ее высота достигнет 1050 метров, что может побить рекорд самой высокой башни Бурдж-Халифа. Башня Азербайджан будет очень прочной и сможет выдержать землетрясение в девять баллов. Небоскреб планировали закончить к 2018—2019 годам, а острова — к 2022 году, но в прошлом году строительство отложили на неопределенный срок из-за недостатка финансирования.

«Облачный житель» Китая

Города в облаках — мечта для густонаселенных районов планеты. Источник

В китайском городе Шэньчжэнь планируется постройка небесного города — нового делового центра мира. В нем появятся жилые модули, офисные и IT-кластеры, общественно-коммерческие зоны и зеленые террасы. Город будет включать в себя три взаимосвязанные башни высотой примерно 600 метров. Общая площадь здания соизмерима с площадью княжества Монако, а окна башен станут выходить на Гонконг. И это сделано специально. Местным власти хотят продемонстрировать новые финансовые возможности региона Гонконгу, представляющему собой старую финансовую модель мира. Умный небесный город сможет полностью обеспечивать себя экологически чистой электроэнергией.

Землескреб в Мексике

Не бункер, а город будущего нового типа — землескреб! Источник

Пока другие страны видят будущее городов в облаках, Мексика нашла другой путь — подземелье. Землескреб (Earthscraper) — это 65-этажная перевернутая пирамида площадью 7618 квадратных метров. Он появится в центре Мехико. Крышей здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров. «Снаружи» она станет выглядеть как общественная площадь, на которой жители смогут наслаждаться прогулками, концертами, выставками и военными парадами. Источником энергии для здания будет служить геотермальная энергия, которая сделает подземный город самодостаточным.

Первый мегалополис Китая

Размеры нового китайского города превзойдут размеры Лондона в 137 раз. Источник

В Китае планируется создать город-мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи, который объединит Пекин, Тяньцзинь и Хэбэй. В нем предположительно будут проживать 130 миллионов человек, а его размер (212 тысяч квадратных километров) превысит размер более половины отдельно взятых стран мира. Каждому городу в этом объединении отведена своя роль: Пекин — культурный и технологичный район, Тяньцзинь — производственный район, а в Хэбэе сосредоточатся мелкие отрасли промышленности. Чтобы дорога из одного города до другого занимала не более часа, строятся новые высокоскоростные поезда.

Город на воде, распечатанный на 3D-принтере, Рио-де-Жанейро

Источник

Достоин внимания весьма необычный концепт бельгийского архитектора Винсенто Каллебо, который предложил построить в прибрежной зоне Рио-де-Жанейро город на воде. Строительным материалом послужит композит из переработанных пластиковых отходов и водорослей, а сам город распечатают при помощи 3D-принтера. Структуры для строительства могут расти самостоятельно за счет карбоната кальция, содержащегося в воде, который сможет формировать внешний скелет и полупроницаемые мембраны для опреснения морской воды, а микроводоросли будут использоваться для производства энергии для отопления и климат-контроля.

Источник

Внешне жилые конструкции диаметром около 500 метров будут напоминать медуз. В них расположат рабочее пространство, мастерские, заводы по вторичной переработке, научные лаборатории, спортивные площадки и фермы. Такой город сможет обеспечить жильем порядка 20 тысяч человек.

Проблему недостатка продовольствия архитектор решает при помощи огромных ферм (Farmscrapers), в которых будут выращиваться растения. Место ферм — на самой вершине структур. Одной из главных задач такого города станет строительство научных центров для исследования океана.

Вместо заключения: и все-таки о Марсе

Для кого-то фантазии о городах на Марсе становятся не просто сюжетом для научно-фантастической книги, а целым архитектурным проектом. Источник

ОАЭ планирует создать «мини-государство и своего рода коммуну» на Марсе для дальнейшего «международного сотрудничества». Пока город-проект называется «Марс 2117», его строительство начнется как минимум не в ближайшее время. Концепт предполагает размеры Чикаго и население в 600 тысяч человек, другие детали проекта пока не разглашаются.

Источники

habr.com

Какими будут города в 2030 году?

Можно предположить, что к 2030 году наиболее развитые города — так называемые мировые центры: Нью-Йорк, Лондон, Москва — перейдут к третьему этапу развития. Это означает довольно централизованную и отлаженную систему регулирования городской инфраструктуры (ЖКХ, дорожной сети, городского транспорта, систем безопасности и так далее) в сочетании с доступными и повсеместно распространенными технологиями «умных» домов и зданий с нулевым энергопотреблением. Улицы будут оснащены многофункциональными столбами с датчиками, которые собирают необходимую информацию о городской жизни и среде — траффике, количестве пешеходов, погоде, загрязнении воздуха, уровне шума. Большие данные с этих датчиков будут использоваться для регулирования дорожного движения, планирования природоохранных мероприятий, в коммерческих целях (для размещения рекламы, торговых и сервисных объектов).

Многие решения разрабатываются сегодня. Это хорошо известный Центр организации дорожного движения в Москве, в котором в реальном времени следят за трафиком во всем городе. Система, кстати, признана одной из лучших в мире. Датчики и устройства «умный дом» теперь устанавливаются в квартирах массового сегмента, а не только по заказу в элитных домах. Интерактивные информационные табло, многофункциональные столбы, незаметно собирающие информацию об уличной жизни — все это есть в больших и малых городах по всему миру.

Директор по городскому развитию Центра городских компетенций Siemens Джулия Тэйн считает, что в будущем разработчики технологий и городские планировщики должны работать сообща. В пример она приводит решения компании, в которых учтены особенности жизни города. Одна из них — интеллектуальная система управления светофорами Concert, установленная в Сиэтле, на одной из самых загруженных улиц города Мерсер-стрит. Система изменяет время переключения светофоров в зависимости от многих факторов — времени суток, загруженности улицы, погоды и даже проходящих в городе массовых мероприятий. В итоге среднее время движения по улице сократилось с 35 до 15 минут.

rb.ru

«Надмосковье»: какими российские архитекторы видят города будущего :: Ваш дом :: РБК Недвижимость

Дома на платформах, лоскутные поселения или квартальная застройка – необычные концепции авторы представили на выставке Batimat в Москве

Города солнца, строительство на платформах или квартальная застройка живых городов – такие концепции будущего развития городов представили российские архитекторы. Свои работы авторы презентовали в рамках конференции «Архитектура: смысл и образ будущего» на выставке Batimat, прошедшей в Москве.

Все проекты объединяет общая идея разделения транспортных и пассажирских потоков на разных уровнях и создание зеленых пешеходных зон. Правда, одни архитекторы предлагают высотное вертикальное развитие городов и увеличение плотности населения, другие видят будущее в грамотном горизонтальном планировании и в природных поселениях, а третьи используют разные подходы в зависимости от обстоятельств. В российской реальности их проекты не выглядят утопичными. Вместе с развитием собственных концепций архитекторы гибко реагируют на реалии существующей застройки и предлагают решения, которые могут устроить и девелоперов, и власти, и горожан.

Футуристические гелиокластеры

Концепция Сергея Непомнящего заключается в создании объемных городов, представляющих собой единое здание, максимально открытое солнцу. Автор называет их гелиокластерами, а саму концепцию не архитектурой, а гелиотектурой.

В подобном здании-городе особую роль играет пешая доступность всех функциональных зон, расположенных на разных уровнях. Нижние, лишенные естественного света, отдаются под автомагистрали и стоянки. На средних уровнях ближе к фасадам располагается жилье, в менее освещенных частях здания делают офисы.

Главная идея заключается в создании внутри здания множественных атриумов с зимними садами на разных уровнях. Свет в помещение будет проникать по внутренним каналам через стеклянные кровли или благодаря световодам. На крыше и в основании жилых зданий архитектор предлагает разбивать парки и сады, строить фонтаны и открытые бассейны.

Концепция применима для различных климатических условий. В проекте гелиокластера, разработанного для китайского города Шаньтоу, – развитая структура открытых террас, обращенных в сторону моря. Для архитектуры характерно небольшое основание и развитая площадь на верхних уровнях. Развитая форма строений, напоминающих деревья как в плане, так и внешне, способствует организации естественного освещения и разнообразию планировок квартир.

Геликластер «Небесные сады Шаньтоу»

Гелиокластер «Драконы Донгли»

Гелиокластер «Земля Олонхо»

Гелиокластер «Надмосковье»

Гелиокластер эксполэнд «Москва», Внуково

Согласно расчетам Сергея Непомнящего, на один гектар земли в гелиокластере высотой до 35 этажей приходится 100 тыс. кв. м жилья и 100 тыс. кв. м дополнительной инфраструктуры, включающей офисы, парки, транспортные развязки, торговые площади и сервисные службы. Для сравнения, сейчас в типовой 30-этажной застройке эти показатели составляют 20 и 5 тыс. кв. м соответственно, а в обычной 8-этажной городской застройке – 10 и 3 тыс. кв. м. Таким образом, повышается эффективность использования дефицитных городских территорий и увеличивается в разы дополнительная инфраструктура, обеспечивающая комфортное проживание.

В северных широтах архитектор предлагает строить закрытые строения, больше напоминающие горные массивы с фасадным остеклением и долинами на крыше. Гелиокластеры «Земля Олонхо» и эксполенд «Внуково» характеризуются довольно большим пятном застройки. Одно из их основных преимуществ – относительно низкие суммарные теплопотери через ограждающие конструкции и систему вентиляции. Это происходит за счет того, что у таких сооружений намного меньше отношение внешней поверхности к внутреннему объему. Даже без применения решений по рекуперации тепла внутреннее освещение, люди и бытовая техника выделяют намного больше энергии, чем будет утеряно столь большим сооружением.

В тех же широтах, но на дефицитной территории Москвы, проект по строительству кластера над экспоцентром на Красной Пресне выглядит по-другому. В нижней части большого комплекса предлагается построить общую многоэтажную платформу, функционально соединенную с «Москва-Сити», а над ней поместить древообразные небоскребы с садами на крышах.

Зеленые кварталы на платформах

Архитектор Тимур Башкаев предлагает менее футурологическую концепцию реконструкции Москвы – «Новая земля». Согласно проекту, обычные кварталы современных домов должны строиться на платформах, поднятых на два-три этажа от земли. Под ними будут устроены паркинги, офисные и оздоровительные комплексы. Поверхность платформ выступит в роли нового уровня земли, на котором разобьют парки.

Первоначально в 2007 году при разработке концепции территории вокруг ТПУ (транспортно-пересадочного узла) «Новокосино» Тимур Башкаев представлял, что подобные платформы будут занимать площади целых микрорайонов. В следующем проекте жилого комплекса «Слава» на месте бывшего часового завода, вдоль Ленинградского проспекта, конструкции уже разделены на отдельные компактные кварталы.

По мнению архитектора, его концепция становится особенно актуальной при создании в городской черте крупных депо для Московского метрополитена. Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает не только строительство 270 ТПУ, но и создание нескольких депо для обслуживания подвижного состава, занимающих до 25 га. Создав над ними платформу, можно намного эффективнее использовать площади, а не превращать их в промышленные территории. Подобный опыт уже есть в густонаселенном Гонконге.

Недавно бюро Тимура Башкаева спроектировало комплекс «Каспий-сити», который предполагается разместить на месте старого ипподрома, между Махачкалой и Каспийском. Трехэтажная платформа с радиусными формами будет напоминать бывшую арену. В проект войдут торгово-развлекательные сооружения, помещения для органов власти и жилье.

Малоэтажные жилые районы

В Подмосковье и на территории Новой Москвы возводятся или пока планируются малоэтажные жилые районы. Один из основателей бюро UNK project архитектор Юлий Борисов разработал проект малоэтажной застройки с развитой инфраструктурой «Голландский квартал». В нем коммуникации разделены на пешеходные бульвары и автомобильные дороги, при этом парковки будут расположены по периметру района. Главную роль архитектор отводит разнообразию фасадов и разновысотности зданий. Таким образом, недорогое перспективное жилье приобретет индивидуальный облик.

В плотной городской застройке архитектор предлагает разделять автомобильные и пешеходные потоки движения по разным уровням. В проекте жилого комплекса на Лужнецкой набережной парковки и дороги располагаются в цоколе, а пешеходная зона поднята на один этаж выше уровня земли. Это чем-то напоминает упрощенную концепцию платформ Тимура Башкаева.

Проекты UNK project

Лоскутные городки и живые поселения

Архитектор Андрей Асадов переосмыслил вековые традиции формирования городских поселений в концепцию «Лоскутные городки». Его смысл заключается в создании жилых кластеров из небольших лоскутных микрорайонов вокруг некоего общего культу

realty.rbc.ru

Строящиеся города будущего

Уже сейчас облик мегаполисов быстро меняется под влиянием успехов в области разработки 3D-печати, интернета вещей и композитных материалов.

«Города будущего» перестали быть просто проектами на бумаге. Уже сейчас облик мегаполисов быстро меняется под влиянием успехов в области разработки 3D-печати, интернета вещей и композитных материалов. На облик города также влияет транспортная система. Всё больше компаний начинают эксперименты с пассажирскими беспилотниками. Вслед за транспортной инфраструктурой изменится и сам город. 

Город будущего — это не только «рай на Земле», но и новый класс сопутствующих проблем. В современных прогрессивных агломерациях не исчезает бедность и преступность. Так каким должным быть населенный пункт завтрашнего дня, чтобы побороть здоровый пессимизм?  

Изменяющаяся архитектура

Москва вошла в список семи городов-претендентов на звание самого «умного» города планеты(победителями прошлых лет признавались Торонто, Монреаль, Эйндховен, Стокгольм и Глазго). Но даже если столица выиграет, не исчезнут актуальные проблемы настоящего — пробки, как минимум.

Реальным местом воплощения футуристических идей в России можно считать Иннополис, расположенный в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан. 

Архитектура Иннополиса радует глаз, решает проблему усталости от вида «городских джунглей», снимает часть психологического стресса горожанина. Жилые комплексы Иннополиса повторяют элементы природы — они уникальны, разнообразны, исключают бездушное копирование деталей. Здания имеют ярко-зеленую, белую и древесную окраску. Парковки — только подземные; муниципальные здания имитируют природный ландшафт; по территории курсируют электробусы. 

У Иннополиса есть один безусловный плюс, из-за которого возможно воплощение любых идей — население на сегодняшний день не превышает 3 тыс. человек. В таких масштабах многие проблемы вообще не существуют. Например, транспорт. Беспилотные автомобили всем хороши, но они занимают столько же места, сколько обычные. Беспилотники не избавят город от пробок — более того, из-за доступности транспорта (уметь водить больше не нужно), машин станет еще больше. 

Нельзя просто всё застроить парковками — это не выгодно с точки зрения экономики. Город будет процветать, если в нём есть большие площадки, на которых люди собираются вместе. 

«Оазисы» среди офисных зданий для отдыха и общения сейчас строят во многих городах мира. На иллюстрации изображены новые здания офиса Amazon в Сиэтле. Под стеклянными куполами будут находиться зеленые сады.

Согласно научным исследованиям, социальные отношения — как количественно, так и качественно — влияют на психическое и физическое здоровье, на уровень риска смертности. То есть качество социальных отношений оказывает краткосрочное и долгосрочное воздействие на здоровье. Взрослые, которые имеют больше социальных связей, более здоровы и живут дольше, чем их более изолированные сверстники. Городское пространство — это часть инфраструктуры социальных отношений, помогающей людям коммуницировать друг с другом.

Таким образом, потратившись на город, созданный для общения, можно разом улучшить показатели общественного здравоохранения. Технологии позволяют не изолировать людей друг от друга, а дать им больше возможностей для общения.   

Великая транспортная проблема

Дубайское управление дорог и транспорта в начале 2017 года объявило, что уже в этом году начнется эксплуатация летающих беспилотников для индивидуальных перевозок. Прототип пассажирского транспорта нового типа может перевозить одного человека весом до 100 кг за 30 минут на расстояние 50 км, путешествуя со скоростью до 160 км/час. Пассажир просто выбирает место назначения с помощью сенсорного экрана, садится в капсулу и летит. 

Планируется, что к 2030 году 25% транспортных перевозок в Дубае будут «умными» и беспилотными. Однако в других городах проблемы пока пытаются решить другими способами.

Даже экологически чистый транспорт не избавит город от трудностей. Чем больше становится эко-транспорта, тем острее проблема парковок. В Ханчжоу (Китай) велосипеды стали просто бросать по городу – это проблема популярной по модели каршеринга (через приложение снимается блокировка с велосипеда, а затем байк можно оставить в любой точке города). В результате весь город оказался завален тысячами бесхозных велосипедов. Избавиться от них тоже нельзя — население города ежегодно увеличивается на 200 000 человек. Снести старые дороги и построить новые невозможно из-за центра города, имеющего историческую ценность. 

Власти Ханчжоу развивают метрополитен, а также увеличили количество муниципального электротранспорта, купив три тысячи автобусов и такси. Проблему это не решило, потому что людей на данный момент слишком много. 

Если перенестись на другой конец света, в шведский город Мальме, который уже сейчас называют городом будущего, то можно увидеть пример синергии различных подходов к транспортной проблеме. 40% жителей используют для перемещения велосипеды, а весь общественный транспорт работает на биотопливе, которое собирают с кухонь жителей города. В Мальме велосипеды не бросают, а оставляют на специальных парковках. Десятки перекрестков оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах. Во многих поездах и паромах есть отсеки для перевозки велосипедов.  

Реальный город будущего

Мальме — шведский Детройт, умирающий промышленный город, всё величие которого осталось в далеком прошлом. Но теперь Мальме, ранее считавшийся территорией с наивысшим в Швеции уровнем безработицы, превратился в процветающий эко-заповедник для креативного класса. 

Отчаянные времена требуют отчаянных мер — город самостоятельно взялся за реструктуризацию и реновацию. Старые промышленные верфи снесли, вместо них из экологических материалов построили 600 домов, магазинов и офисных зданий, оснащенных солнечными батареями и ветряными турбинами. Новый городской квартал подключили к системе рециркулирования воды, в которой вода сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. 

В каждой кухне нового дома Мальме установили измельчители отходов. Полученный материал сортируют на несколько десятков категорий — он отправляется на переработку в биотопливо для машин и городского транспорта, используется для покрытия парковок и дорог. 

Мальме — один из самых зеленых городов планеты, и вся эта зелень не просто сосредоточена в парках, но также находится в ботанических садах, открытых для горожан. Кроме того, на тех крышах, где не установлены солнечные батареи, разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды.

В самом продвинутом районе города (Холлбархетен) внутри своих квартир жильцы могут контролировать уровень потребления электроэнергии в зависимости от времени суток и своих потребностей. Температура в квартирах контролируется с помощью термостатов. Уровень освещенности в комнатах регулируется автоматически — параметры меняются в зависимости от предназначения комнаты, времени суток и времени года.

К 2030-му в городе планируют полностью перейти на альтернативные возобновляемые источники энергии. Мальме не входит в топы самых продвинутых городов мира, но если обратить внимание на практичность различных рейтингов, возникнет много вопросов.   

Вопросы к Бангалору и ответ Сингапура

Консалтинговое агентство Jones Lang LaSalle составило рейтинг тридцати самых динамично развивающихся городов и агломераций мира, среди которых более половины расположены в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кремниевая долина занимает в списке только третье место, а вот на первое вышел город Бангалор.

Этот город является пятым по величине в Индии. Бангалор считается научным центром всей страны — в нем сосредоточено гигантское количество различных IT-компаний. Бангалор — это огромный город айтишников, куда приезжают сотни тысяч программистов. Американские, канадские и азиатские компании открыли здесь свои офисы и колл-центры. 

Идеален ли город для жизни? Нет. Трафик на дорогах очень оживленный и хаотичный, путь от дома до офиса занимает много времени, в городе практически не используют «зеленые» технологии. 

Но есть и исключение из правил. Сингапур был отмечен множеством наград, поддерживающих статус города будущего. Несколько лет назад запустили проект Smart Nation, готовящий Сингапур к будущему. Согласно плану, город станет полигоном для тестирования технологических решений всевозможных урбанистических проблем. Одна из основных задач — упростить жизнь горожан при высокой плотности населения. 

Появились солнечные панели и вакуумные системы избавления от отходов. Несколько районов города оснастили датчиками, отслеживающими потребление электроэнергии и воды. Все данные с датчиков будут централизованно собираться и анализироваться для получения наиболее полной информации о городе.

Забота о людях проявляется не только в обычных вещах — власти также установили систему наблюдения за одинокими пожилыми гражданами, основанную на датчиках движения. Если пожилой человек долгое время не двигается, система автоматически подает сигнал тревоги родственникам и медработникам. Еще одно медицинское нововведение — телемедицина, при которой пациенты проходят лечение (чаще всего речь идет о восстановительном периоде) дома, под контролем врача (через системы телеприсутствия).   

«Мертвый» город будущего

В штате Нью-Мехико хотят построить город CITE (Center for Innovation, Testing and Evaluation) на 35 тысяч человек, в котором никто не будет жить. Телекоммуникационная фирма Pegasus Global Holdings собирается вложить в его создание $1 млрд. Чтобы получить с проекта прибыль, Pegasus планирует сдавать в аренду здания и предоставлять услуги, которые помогут клиентам тестировать, разрабатывать и находить коммерческое использование экспериментальных технологий.

Проект CITE представляет собой полномасштабную моделью обычного американского города, которая будет использоваться в качестве чашки Петри для разработки новых технологий, определяющих будущее городской среды. Корпорации, университеты и федеральное правительство станут использовать объект для испытания новых технологий в сфере чистой энергии, безопасности и автономных транспортных средств в больших масштабах, но без неудобств или даже угроз для миллионов людей, которые живут в реальных городах.

На 33 квадратных милях будут проходить исследования в сфере транспорта, строительства, связи и безопасности. CITE будет включать специализированные зоны для разработки новых форм земледелия, энергетики и очистки воды. Беспилотный транспорт будет ездить по специальным дорогам и контролироваться сверху дронами. 

Город CITE должен стать «промежуточным шагом» между лабораторным тестированием технологии и ее выходом на рынок. Проект позволяет протестировать не только инфраструктуру, но и сам новый город будущего.

CITE планируют построить к 2018 году, хотя с весны 2016-го официальный сайт подозрительно не обновляется, но будем надеяться на лучшее. В любом случае, CITE намного ближе к реальности, чем тысячи концептов футуристических городов.   

Масдар, переживший кризис

Масдар в ОАЭ долгое время считался одним из самых перспективных футуристических проектов. Хотя фотографии Масдара скорее свидетельствуют о строительстве нового «города-призрака», люди в нем все-таки есть. Хорошая новость в том, что с 2015 года город приносит прибыль и через два-три года вернет государству вложенные в него средства.

На момент завершения строительства (оно продолжается с 2008 года) здесь будут проживать 40 тысяч человек, и ещё 50 тысяч ежедневно будут приезжать сюда на работу из близлежащего Абу-Даби, пользуясь системой быстрого общественного транспорта (впрочем, по городу можно ездить и на своей машине, но только если это электромобиль). 

Строители Масдара стремятся минимизировать углеродные выбросы, снизив их вдвое по сравнению с другими городами. Дома строятся из экоматериалов, а расходы воды и энергии в них тщательно рассчитываются. Узкие (ширина 3 метра) и короткие улицы не позволяют солнцу нагревать асфальтовое покрытие на пешеходных дорожках, однако в городе есть и улицы с двухполосным движением для электромобилей и велотранспорта.

Первоначально планировалось полностью отказаться от личных автомобилей, однако развитие каршеринга и массовое производство экологичных электромобилей изменили планы архитекторов. 

Тщательный подход замедляет темпы строительства — на данный момент готово 7% территории, но к 2020 году обещают отстроить 35-40%, а к 2030 году — завершить строительство.

Инфраструктура города включает множество мелких улучшений. Например, вместо привычных Wi-Fi-точек здесь используется Li-Fi — технология передачи данных через LED-светильники уличных фонарей, позволяющая не терять ширину канала с ростом количества абонентов. 

Кроме того, в городе есть 45-метровая ветровая башня, фотоэлектрический комплекс на 22 гектарах, фабрика холодоснабжения со скважинами глубиной в 2,5 км, и многое другое.

Впрочем, Масдар — не самый амбициозный проект страны. В 2017 году эмир Дубая, премьер-министр и вице-президент ОАЭ шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум, объявил о том, что в 2117 году планируется построить город на Марсе размером с Чикаго и населением до 600 000 человек.

Первые шаги в этом направлении будут сделаны через несколько лет — космическое агентство ОАЭ отправит аппарат “Hope” на Марс в 2021 году. Основная цель миссии — изучить атмосферу на низкой орбите на разных широтах. “Hope” также будет изучать, как происходит утечка марсианской атмосферы в космос.   

Город-компьютер

В Португалии хотели построить умный город PlanIT Valley, практически все элементы которого (от светофоров до температуры воды в кране) управлялись бы при помощи единой операционной системы, собирающей 5 петабайт информации в сутки с более чем 100 миллионов подключенных датчиков.

Единая информационная система должна была связать не только датчики в формате «умный дом — умный город», но объединить в едином коммуникационном пространстве неограниченное количество смартфонов, планшетов, компьютеров, дорог и зданий. 

На строительство нужно было 20 млрд евро, которые так и не нашли, однако концепция оказалась настолько привлекательной, что выжила и распространилась по другим городам — сейчас элементы PlanIT реализуются в разных частях мира. Не приходится сомневаться, что рано или поздно все элементы реализуют в одном месте.

Единый центр управления PlanIT Valley будет знать всё о температуре, уровне освещения, влажности, трафике, отоплении и водоснабжении во всём городе. Это позволит мгновенно реагировать на любые нештатные ситуации. Удастся оптимизировать расходование ресурсов и управлять городом в режиме реального времени. 

PlanIT Valley похож на игровой симулятор, где вместо одного игрока — сотни квалифицированных специалистов, круглосуточно мониторящих состояние городской инфраструктуры. Управлять городом смогут и сами жители с помощью Place Apps — можно будет, к примеру, через мобильное приложение включить фонарь на своей улице.   

Проблемы и другие проекты

В одном только Китае прямо сейчас возводят тысячи новых домов. На весь мир известен умный город Искандер в Малайзии. В Южной Корее строят город мечты Сонгдо. Даже Сколково может стать энергоэкономичным, инновационным городом. На этом фоне как-то не хочется думать, что в городах будущего останутся какие-то сложности. 

Перенаселение — одна из основных проблем урбанистического мира. Когда вокруг останутся только 100-этажные небоскребы, деревьям придется потесниться, а людям — сократить свое жизненное пространство. Инкубаторы ультрасовременного дизайна не дают ответ на вопрос, где хранить миллионы электромобилей. 

В 1979 году Шэньчжэнь был просто тихой рыбацкой деревушкой, в которой жили 30 000 человек. Сегодня население города составляет более 11 миллионов человек, что обусловлено притоком рабочих из сельской местности. Города манят людей. Возможно, что в будущем не останется даже стран — будут только города, тянущиеся на сотни и тысячи километров.  С другой стороны, пока мы только подошли к решению самых очевидных проблем. Никто не строит сразу город на миллион жителей. Если удастся решить все проблемы для тысячи человек, значит проект будет машстабироваться. А там и до будущего рукой подать. опубликовано econet.ru 

 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

«Умные города» в России, или как российские чиновники будут «строить» города будущего? | Блог Kiryl Persianov

На международной конференции «Открытые инновации» подписан Меморандум о создании Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления.

Подписи под документом поставили заместитель министра Минкомсвязи России Сергей Калугин, первый заместитель гендиректора «Росатома» по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Трухачев.

Одна из ключевых задач консорциума – создание и реализация концепции «Умные города России» (далее - концепция), которая будет предполагать конкретные меры и целевые показатели по цифровизации отраслей городского хозяйства.

До конца 2017 года планируется определить «пилотные» территории и разработать «дорожную» карту, включающую, в том числе, мероприятия по применению цифровых платформ управления «умными» городами, проекты по внедрению беспилотного транспорта, повышение прозрачности и эффективности ЖКХ, созданию в городах благоприятных условий для развития высокотехнологичных компаний и проектов и другие инициативы.

«Концепция будет предполагать опережающее развитие 50 городов нашей страны, которые станут «точками» концентрации основного капитала цифровой экономики – высококвалифицированных специалистов.

Снова и снова возникает один извечный вопрос: каким образом наши столь глупые, некомпетентные чиновники будут строить умные города, не зная, что это такое и с чем это едят?

Что есть Умные Города и зачем они нужны?

Сама концепция умного города быстро усложняется по мере развития новейших технологий, и уже насчитывается пять поколений умных городов. Если первое поколение внедряет «умные» решения для повышения качества городской среды и мобильности населения, то последующие характеризуются уже «умной» экономикой, управлением и экологией, а признаком более совершенного пятого поколения служит устойчивая «умная» модель жизни в городе.

Наконец, моделируются поселения будущего полностью управляемые комплексными системами ИИ. Целью создания «умного города» является улучшение качества жизни с помощью интеграции чистых экотехнологий и передовых информационных и коммуникационных технологий, ИИ, Интернета вещей и услуг и др., для автоматизированного управления городом в целях устойчивого и здорового экономического, социального, и культурного развития граждан.

Само качество жизни определяется такими параметрами как-то:

удовлетворенность населения городской жизнью, высокий уровень безопасности, качество инфраструктуры и услуг, качество городской среды, здоровая экологическая ситуация и динамика развития города.

Умный город включает в себя инновационные он-лайн платформы и комплексные городские технологии, умные государственные услуги, автоматизированное управление городской транспортной сетью, умные системы инженерного и коммунального хозяйства, рациональное использование энергии, умное здравоохранение, рациональное использование воды, инновационное сельское хозяйство, утилизация отходов, чистая городская среда и привлекательное улично-дорожное пространство.

Другими словами, крупные телекоммуникационные, электротехнические, ИТ-компании, или энергетические компании, такие как Cisco, Schneider Electric, IBM, Microsoft, Engie, Росатом или Ростелеком НЕ МОГУТ и НЕ ХОТЯТ разрабатывать полноценные стратегические решения для устойчивого умного города нового поколения.

В российских регионов есть необходимый экономический, инновационный, человеческий, технический, инвестиционный, бюджетно-финансовый, градостроительный и экологический потенциал для создания «устойчивых, умных и зеленых городов». https://www.slideshare.net/ashabook/ss-34037737

Создание устойчивых умных территорий, городов и поселений необходимым образом предполагает следующую базовую стратегию решений и действий:

Основы территориального развития закладываются при проектировании и строительстве, в форме целостной стратегии развития и генерального плана, и внедрения комплексных инновационных информационных технологий (интеллектуальных систем «устойчивого умного города» или территориального интеллектуального кластера) и экоинженерных решений.

Более детально общий план создания устойчивых регионов и умных города будущего был нами представлен в Проекте Рекомендаций Слушаний в Общественной Палате РФ.

Проект Рекомендаций Слушаний в Общественной Палате РФ

на тему:

«Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации»

Москва. Общественная палата Российской Федерации; 15 апреля 2016 года

Обсудив вопросы разработки социально-инновационной стратегии устойчивого развития РФ «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации», Участники слушаний отметили следующее.

В XXI в. Россия сталкивается с рядом новых возможностей и вызовов, несущих трудно предсказуемые масштабные последствия для ее территориального развития и будущего социального, экономического, политического, научно-технологического и информационного пространства.

Разумная организация пространственного развития Российской Федерации и создание единой стратегии для устойчивого развития сел, городов и субъектов Федерации представляют большую важность для будущего страны.

Реализация инновационных принципов устойчивого, умного и инклюзивного роста в области регионального и городского строительства, территориального планирования и стратегического управления, архитектуры, дизайна и строительства, – путь к созданию не только нового качества городской или региональной среды, но и принципиально нового качества жизни, нового жизненного пространства.

Преобразование индустриальных городов и регионов в постиндустриальные умные территории является общемировым трендом и реально достижимой перспективой для российских регионов и городов.

Зоной роста новой умной, зеленой социальной экономики становится территориальная система: регион-город

Новая парадигма социально-экономического развития состоит в усилении роли регионального развития и муниципальных образований в обеспечения качества и достойного уровня жизни граждан.

Изменение парадигмы приводит к смене приоритетов, системы целей, задач и методов решений, а также характеров самих показателей эффективности систем жизнедеятельности.

Сегодня сильное государство – это сильные регионы и города, и наоборот, сильные регионы и города – это сильное государство.

Обычно выделяют шесть основных направлений, которые включает в себя «Умный город»: умная экономика, умные люди, умное правительство, умные коммуникации, умная инфраструктура, и умная жизнь. Однако, эти измерения тесно связаны с устойчивым развитием регионов, а именно, развитием разумного землепользования и инновационного ЖКХ, чистого транспорта, экономики знаний, возобновляемых природных ресурсов, человеческого и социального капитала, качества социальной инфраструктуры и уровня жизни, а также включенности граждан в процессы управления.

В этом смысле регион и его город, могут считаться умными и устойчивыми, когда инвестиции в человеческий, социальный капитал, а также в инфраструктурные направления (земплепользование, жилье, ЖКХ, транспорт, новые ИКТ и т. д.) обеспечивают устойчивый экономический рост и высокое качество жизни при условии разумного управления природными ресурсами.

Следует отметить высокий интеллектуальный и территориальный потенциал развития российских регионов и городов, необходимость комплексного решения ключевых проблем и оптимальных подходов к развитию комплексной государственной программы «Устойчивые регионы и Умные города» на территории России.

Формирование инновационных гео-социальных пространств требует также использования самых современных технологий организации региональной и городской инфраструктуры - проектов «Умный дом», «Современная школа», «Инновационная дорога», «Магазин будущего» в соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 26 октября 2011 года.

Однако, особую роль играет концепция инновационного градостроительства, дизайна и архитектуры для девелоперов и застройщиков, нацеленных на создание новой среды обитания человека и городских пространств будущего, умной эко недвижимости, украшающих архитектурно-строительный облик российских городов и соответствующих перспективам устойчивого градостроительного развития с учетом особенностей каждого региона, города и поселения.

Следует также отметить важность общероссийской программы поэтапного внедрения комплексной концепции социально-ориентированного устойчивого региона и умного экологического города как ключевого элемента новой инновационной экономики и стратегии пространственного развития РФ.

В практической области, социально-инновационная стратегия «Устойчивые регионы и Умные города» является рабочей программной платформой для интегрированной системы пилотных проектов на разных территориально-административных уровнях – села, города, агломерации, мегаполиса, региона и области:

системная устойчивая градостроительная застройка ДФО, Большой Москвы и Подмосковья,

модельные градостроительные образования, как Новая Москва,

экологическая реконструкция застроек 60-70 годов,

оздоровление промышленных зон и создание умных рекреационных зон,

строительство инновационных бизнес-территорий, комплексов и кластеров,

реанимация моногородов, Малых и Депрессивных городов,

создание архитектурно-градостроительных образцов мирового уровня с перспективой внедрения в других странах и регионах (Индия. Китай, Южная Америка и т.д.).

В целом, социально-ориентированное инновационное развитие социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ является ключевым механизмов высоко-конкурентного устойчивого развития РФ, ее сел, городов и регионов.

Учитывая вышеизложенное, участники слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Президенту Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность создания органа по вопросам реализации концептуальной стратегии «Устойчивые Регионы и Умные Города Будущего» в регионах Российской Федерации с участием авторов Концепции «Устойчивый Регион-Умный Город», организаций - разработчиков Концепции ГРАД, российского правительства, гражданских обществ, ОП РФ, российских и зарубежных компаний, имеющих опыт реализации проектов по созданию «умных городов», ответственных представителей профильных ведомств, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации

2.1. Разработать механизмы тиражирования результатов разработки Концепции «Устойчивые Регионы и Умные Города Будущего» в субъектах Российской Федерации;

2.2. Разработать механизмы тиражирования результатов разработки проектов «умного города» («Умный дом», «Современная школа», «Инновационная дорога», «Магазин будущего», «Безопасный город») на города и регионы, субъекты Российской Федерации;

2.3. Разработать методики ранжирования субъектов Российской Федерации и инвестиционных проектов по созданию городских агломераций соответствующих Концепции «умных городов»;

2.4. Разработать инновационные финансовые механизмы кредитования, стимулирования и инвестирования для создания благоприятных условий развития «Устойчивых регионов и Умных городов» в субъектах Российской Федерации;

2.5. Разработать механизмы специального налогообложения и благоприятного таможенного регулирования при создании, функционировании и развитии «Устойчивых регионов и Умных городов» в субъектах Российской Федерации;

2.6. Провести анализ российского законодательства для выявления проблемных зон регулирования, создания, функционирования и развития «Устойчивых регионов и Умных городов» в субъектах Российской Федерации.

2.7. Подготовить необходимые законодательные акты для реализации стратегической концепции «Устойчивых регионов и Умных городов» в субъектах Российской Федерации

Подготовить необходимые законодательные указы, постановления и решения для масштабной реализации «Устойчивых регионов и Умных городов» в субъектах Российской Федерации как на основе инновационного развития ЖКХ, так и устойчивого комплексного освоения городских участков и сельских территорий.

2.8. Оказать необходимую административную и финансовую поддержку авторам инициативы «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации»

3. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

3.1.Внести необходимые коррективы в проекты федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы РФ, с учетом совершенствования законодательной базы создания, эффективного функционирования и развития «Устойчивых регионов и Умных городов» в России;

3.2. Сформировать экспертные рабочие группы с привлечением отечественных и зарубежных специалистов для подготовки законодательных инициатив по программе создания «Устойчивых регионов и Умных городов» в России.

4. Законодательным (представительным) органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Разработать комплекс мер, способствующих созданию, эффективному функционированию и развитию «Устойчивых регионов и Умных городов» в соответствующих регионах России;

4.2. Внести изменения и дополнения в законодательство субъектов Федерации для правового обеспечения создания, эффективного функционирования и развития «Устойчивых регионов и Умных городов» в России.

5. Дальневосточному Федеральному Округу

5.1. Выступить с законодательной инициативой о разработке и принятия Федерального закона «Организация устойчивого пространственного развития Дальневосточного федерального округа: Создание развитых областей, умных городов, экопоселений и иннокластеров»

5.6. Оказать необходимую административную и финансовую поддержку авторам инициативы «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации» при подготовке проекта ФЗ.

6. Московскому Правительству, Мэрии г. Москвы

6.1. Использовать инновационные градостроительные решения «Устойчивый Регион и Умный Город» при разработке нового Генерального Плана Москвы, а также для переустройства Большой Москвы как глобального мирового города и комплексного освоения присоединенных территорий в Новой Москве

6.2. Осуществлять «Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы» на основе принципов умного устойчивого градостроительства.

6.4. Разработать совместно с Правительством Московской области «Единый стратегический план устойчивого развития Москвы и Московской области».

6.5. Оказать необходимую административную и финансовую поддержку авторам инициативы «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации».

7. Инициаторам Стратегии «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации»

7.1. Организовать семинары, форумы и слушания в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации в области «Устойчивых регионов и Умных городов» в России как новых комплексных форм организации социально-пространственного развития Российской Федерации.

7.2. Содействовать разработке основных принципов создания единой стратегии для устойчивого территориального развития сел, городов и субъектов Федерации.

7.3. Представить концепцию инновационного градостроительства, дизайна и архитектуры, нацеленную на создание новой среды обитания человека и городских пространств будущего, умной эко-недвижимости с учетом особенностей каждого региона, города и поселения.

7.4. Способствовать реализации тиражирования результатов экспериментальной разработки элементов Концепции «Устойчивых регионов и Умных городов» («Умный дом», «Современная школа», «Инновационная дорога», «Магазин будущего», «Безопасный город») в субъектах Российской Федерации;

7. Участникам Парламентских слушаний:

7.1. Направлять свои предложения для включения в Рекомендации слушаний в Комиссию Общественной палаты Российской Федерации по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ.

«Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации»

Москва. Общественная палата Российской Федерации; 15 апреля 2016 года

https://www.oprf.ru/ru/press/conference/2118

Источники

• Azamat Abdoullaev (asha)'s blog | EIP - Smart Cities and Communities ...

https://eu-smartcities.eu/blogs/azamat-abdoullaev-asha

• «Устойчивые регионы и умные города будущего: Организация пространственного развития Российской Федерации» Москва. Общественная палата Российской Федерации; 15 апреля 2016 года: https://www.oprf.ru/ru/press/conference/2118

• Умная Революция в России: Умные Города Будущего https://www.slideshare.net/ashabook/ss-21105098

• Умная Революция в России: Goroda XXI Veka Cities of the 21st Century: Smart and Sustainable Cities of the Future: https://www.slideshare.net/ashabook/goroda-21-veka

• Москва – «Умная Столица будущего»: https://www.slideshare.net/ashabook/20172025-moscow-smart-green-renovation-20172025

• Проект «Россия 21». Интеллектуальная Держава

• https://www.litres.ru/azamat-abdullaev/proekt-rossiya-21-intellektualnaya-derzhava/

• http://iknigi.net/avtor-azamat-abdullaev/116778-proekt-rossiya-21-intellektualnaya-derzhava-azamat-abdullaev/read/page-1.html

• http://bookz.ru/authors/azamat-abdullaev/proekt-r_584.html

• http://bookz.ru/authors/azamat-abdullaev/proekt-r_584/page-4-proekt-r_584.html

• Книга 2: Проект РОССИЯ 21_Национальные Программы Развития - Азамат Абдуллаев:

• http://bookz.ru/authors/azamat-abdullaev/proekt-r_616/page-3-proekt-r_616.html

• http://iknigi.net/avtor-azamat-abdullaev/117548-proekt-rossiya-21_nacionalnye-programmy-razvitiya-azamat-abdullaev.html

• Книга 3: Проект РОССИЯ 21_Глобальная Технодержава - Азамат Абдуллаев: http://www.slideshare.net/ashabook/rossiya-globalnaya-technoderjava

• Четвертый международный конгресс SMART RUSSIA 2017. Цифровая экономика – вместо или для человека? Москва, 12-13 декабря 2017 г.: http://www.smartcongress.ru/

• УМНАЯ РОССИЯ на РОИ: https://www.roi.ru/poll/?author=502061

×

cont.ws


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики