Воздушный бой 6-го поколения: как идет разработка авиакомплексов будущего. Истребители 6 поколения россии


Истребители 6-го и 7-го поколения в РФ, реально ли?

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.

Источник

вернуться назад

aviadrive.ru

Истребитель 6 поколения: завтра для России и США

Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полных ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.

В ОАК (Объединенной Авиастроительной Корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.

С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го странновато. С другой стороны — «готовь сани летом, а телегу зимой». И здесь есть определенная логика.

Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать «в два лица». Первый вариант — пилотируемый, второй — беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.

Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.

Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.

Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР «Лайнер».

Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.

При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа не ниже 2М.

И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 «Валькирия» при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал «Валькирии», Т-4 был легче (около 150 тонн), и при из постройке тоже использовались титан и сталь.

Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.

Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований — термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.

Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева: «Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» — когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой«.

Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.

Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОСК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.

В США истребитель шестого поколения делает компания «Боинг». Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F «Super Hornet».

Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.

Планер представляет собой «летающее крыло» без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.

Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.

В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным оружием. Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.

Вообще последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.

Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.

/Александр Ставер, topwar.ru/

army-news.ru

Каким будет истребитель 6-го поколения РФ?

После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.

А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?

Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.

Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.

Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.

Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.

Источник

youinf.ru

В России началась разработка истребителя шестого поколения

Российские разработчики в основном уповают на скорость и незаметность, а также на высокую манёвренность, применение которой возможно на нижнем пороге гиперзвука.

Когда истребитель пятого поколения Т-50 был окончательно разработан и изготовлен, очевидно, у ОКБ Сухого появилась возможность приступить к созданию самолёта следующего шестого поколения, но утверждать, что именно ОКБ Сухого ведёт эти работы нельзя. Все сведения, кто конкретно причастен к разработке 6-го поколения держатся в секрете.

Самое интересное состоит в том, что видение истребителя будущего у нас и у американцев существенно отличается. Российские разработчики в основном уповают на скорость и незаметность, а также на высокую манёвренность, применение которой возможно на нижнем пороге гиперзвука. В США отказались от сверхманёвренности и скорости, поставив всё на большую дальность обнаружения целей и на новейшее оружие с высокой дальнобойностью.

В России разрабатывается двухвариантная версия истребителя – пилотируемая и беспилотная. Естественно, вариант беспилотника обладает большими возможностями, ведь организм человека не выдержит больших перегрузок на гиперзвуковых скоростях и выход в космическое пространство для беспилотника значительно легче.

Вариант с пилотом предполагается использовать в качестве командного центра для 2-4 беспилотников, а сами беспилотники должны оснащены искусственным интеллектом, для координации действий между беспилотными аппаратами и центром управления. Это будет самый эффективный способ совместного использования пилотируемых и беспилотных машин.

Незаметность истребителя и его теплоизоляция будет обеспечена за счёт использования новых композитных материалов, ведь известно как нагревались на гиперзвуковых скоростях отечественные Т-4 и М-50, так, что термозащита должна быть на уровне космических аппаратов многоразового использования. Помимо защиты корпуса, придётся от нагрева беречь и силовые установки, получающие горячий воздух из воздухозаборников.

Технологиям незаметности уделяется особое внимание, здесь речь идёт о материалах, с которыми будущий истребитель должен противостоять системам ПВО, РЛС самолётов противника в том числе и машинам пятого поколения.

Такие конструктивные элементы должны обладать соответствующими формами, термостойкостью, низким порогом теплового излучения и поглощения своими радарами облучения РЛС противника. Наверное, если мы приступили к разработке истребителей шестого поколения, такие материалы у нас имеются.

Отечественные учёные предлагают оснастить истребитель принципиально новыми комплексами обнаружения и бортового вооружения, созданные на основе радиофотоники. Радиооптическая антенная фотонная решётка будет входить в совокупность оборудования, который именуют «глазами» летательного аппарата и через шесть месяцев будет протестирована в воздухе.

О вооружении летательного аппарата шестого поколения можно сказать, что это будут гиперзвуковые ракеты с большой дальностью, способные при выходе в район расположения к селекции и разумному распределению целей между ракетами в группе.

Предполагается оснастить истребитель электромагнитными пушками СВЧ-диапазона, которые будут поражать системы электроники противостоящих самолётов, но пока ещё не создан источник энергии для такого оружия, поэтому это вопрос отдалённого будущего.

Что касается двигателя для летательных аппаратов следующего поколения, то в России уже создан комбинированный ракетно-реактивный двигатель с прямоточной камерой пульсирующего горения, способный работать как в космосе, так и в атмосфере.

В нём решена главная задача перевода с режима работы в воздушном пространстве на ракетный режим для создания тяги в пространстве космоса. Главная изюминка, что этот двигатель уже прошёл начальные испытания и сейчас находится в стадии доработки к запуску в серийное производство.

Пока ещё нет чёткого окончательного образа перспективного истребителя шестого поколения, но, очевидно, что это будет летательный аппарат, совершенно отличающийся от всего созданного ранее когда-либо человеком. В нём будет реализована главная идея – человек, не рискуя своей жизнью, будет управлять группой летательных аппаратов и вести боевые действия, к чему и шла всё это время боевая авиация.

The following two tabs change content below.

Информация об авторе

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Россия: каким будет истребитель 6-го поколения

В ожидании будущего – Россия  занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.

О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили — предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов.

В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.

Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным.

В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик, генерал подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.

Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го — самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это, прежде всего, самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных — радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).

По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета — 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства.

«Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. — Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ — 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И, наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую — ситецентрическую систему ведения боевых действий.

Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.

На этом фоне разговоры о новом — 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но мало объяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно — машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров.

Каким будет конечный — серийный вариант не знает ни кто. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.

«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», — говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.

По заверениям разработчиков, Т-50 — практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.

Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу — корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го — беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка — конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

Американского робота MQ-1 Predator готовят к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача.

В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.

Еще один нюанс — гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондырев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км/ч и может подниматься в ближний космос.

Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену.

Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.

Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.

Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», — объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

«От человека, пока, не отказываются, — замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. — Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное — никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения.

Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.

Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50, предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и в ВВС США.

Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.

/Дмитрий Литовкин, tvzvezda.ru/

army-news.ru

как идет разработка авиакомплексов будущего

На сегодняшний день у нас в стране четкие принципы и критерии создания самолета 6-го поколения официально пока не озвучены. На первый взгляд, кажется даже нелогичным начинать разговор 6-м поколении, пока истребитель 5-го поколения не принят на вооружение. Но на самом деле логика в этом есть, если точно известно, что США и Китай давно приступили к непосредственной работе над этим проектом. А что касается России, то данные о такой работе поступают весьма противоречивые. Ряд специалистов заявляет, что о создании истребителя 6-го поколения говорить пока рано, все находится в стадии идей и формирования задач. Другие утверждают: работы идут полным ходом, первый полет машина совершит в 2023–2025 годах и будет готова полностью к 2030 году. А третьи уверенно объявляют, что истребитель 6-го поколения будет называться МиГ-41 и появится он после 2035 года.

Стая нового поколения

Если исходить из той скудной официальной информации, которую дают представители оборонки, работы над новым российским истребителем 6-го поколения действительно начались. Его планируют создать сразу в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном.

Беспилотная машина станет своего рода летающим компьютером, обладающим мощным искусственным интеллектом, способным выполнять самые сложные задачи. На него ляжет основная боевая нагрузка, так как летчик все-таки имеет ограничения по физическим возможностям. Для беспилотной машины таких границ, как для человека, не существует, потому она может выполнять самые головокружительные маневры, не боясь перегрузок, достигать гиперзвуковой скорости и даже выходить в ближний космос.

Что касается тактики применения, то, как считают специалисты, наиболее эффективно обе модификации самолета будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, которая будет состоять из пилотируемых и беспилотных машин, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков – это командный пункт для трех-четырех беспилотных машин (примерно так сегодня, но только в пилотируемой версии применяется МиГ-31БМ).

И здесь будет очень важен момент передачи управления от одной стаи самолетов к другой. К примеру, один летчик выполняет боевые задачи со своей группировкой аппаратов, а другой действует за тысячу километров от него. Если одну стаю основательно потрепали, вторая сможет либо взять управление обеими группами на себя, либо поделиться самолетами. При том, что машины имеют гиперзвуковую скорость и возможность выхода в ближний космос, сделать это получится быстро.

В плане технических характеристик конструкторы собираются использовать все то лучшее, что всегда имели наши российские машины. В первую очередь это касается маневренности и скорости. Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5М, а крейсерская, без форсажа, будет не ниже 2М.

Правда, когда речь заходит о скорости, здесь эксперты начинают спорить, так как считают, что следует ожидать проблем, которые возникли еще в прошлом веке у конструкторов американского высотного бомбардировщика XB-70 «Валькирия», создававшегося для Стратегического авиационного командования США. Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема «Валькирии» была в том, что во время полета при скорости 2,5–3М самолет нагревался до 3000 градусов. Материалов, которые могли выдержать такой температурный режим, в авиастроении просто не было. В результате проект был сокращен до статуса исследовательского.

Такие же проблемы испытывали и советские аналоги. К примеру, М-50 (по кодификации НАТО – Bounder) – советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ОКБ Мясищева, единственный образец которого поднялся в воздух в 1959 году. Развитием М-50 стал проект М-52. Но до его летных испытаний полного цикла дело так и не дошло. Девятого июля 1961 года он поучаствовал в воздушном параде в Тушине, а в конце 1970-х годов был отправлен на металлолом.

То же самое произошло и с Т-4 (изделие 100) – ударно-разведывательным бомбардировщиком-ракетоносцем ОКБ Сухого, который называли русской «Валькирией». Первый опытный экземпляр его взлетел 22 августа 1972 года. Он предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки, но после десяти успешных полетов проект закрыли, а все средства бросили на создание Ту-160.

Ясно, что для закрытия всех этих проектов имелись и другие причины, в том числе лоббистские, однако поводом всегда служили претензии технического порядка.

Конечно, самолет 6-го поколения – это машина, которая должна родиться в условиях другого технологического уклада. Она, безусловно, будет легче тех самолетов, о которых шла речь выше, так как создается совсем из других, более современных материалов. К ним предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения… Но как раз именно все это, считают специалисты, и может стать камнем преткновения.

В последние годы в области создания таких материалов у нас в стране наметился прогресс, но все равно здесь мы еще сильно отстаем от Запада. А ведь чтобы решать проблемы высоких скоростей, необходимо для начала решить задачу создания сверхпрочных материалов, способных сопротивляться высоким теемпературам. И требуются они не только для мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но и для двигателей: им нужна защита от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

Все эти вопросы, которые должны решаться на стыке различных наук и технологий, считают специалисты, и являются сейчас самой главной задачей.

Сверхманевренный невидимка

При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть стелс-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.

В отношении «стелс» Россия и США долгое время придерживались принципиально различных точек зрения. Американцы считали, что при создании самолетов можно пожертвовать их сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы считали иначе.

В свое время генконструктор НПО «Люлька-Сатурн» Виктор Чепкин говорил: «Вместе с разными институтами мы тщательно анализировали, что такое "стелс" и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение "стелсовской" технологии – "стелс" ради "стелса" – чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. А технология при этом очень дорогая».

Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и, наконец, вынужден с большой осторожностью применять радар, а то и вовсе его не иметь, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет, так же как луч фонарика в темноте.

Но главное отличие нашего подхода все же в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все более важное значение. Этому способствует ряд факторов: развитие радиолокации, создание новых высокочастотных радаров, а также потеря монополии США на единоличное обладание самолетами новых поколений.

А значит, в перспективе следует рассматривать вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных истребителя 6-го поколения, принадлежащие разным странам. В этом случае, считают российские эксперты, тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.

Конечно, стелс-технологии тоже не стоят на месте, а стремительно совершенствуются. Только не следует забывать, что так же стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В наши дни воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в последний момент. Этот эффект неожиданности здесь, как и раньше, – половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели стелс-технологии. При этом, говорят профессионалы, отказываться от этих технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.

Вооружение самолета будущего

Недавно советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев рассказал, что на вооружении истребителя 6-го поколения наряду с другими системами будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, он признал, что это пока дело далекого будущего.

Кроме того, по словам Михеева, новый самолет оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Он пояснил: «Несомненно, в них будут использованы принципы "свободной охоты и коллективной ответственности" – когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой».

В западных СМИ также активно обсуждается новость (она тоже появилась с подачи представителей КРЭТ), которая касается лазерной защиты нового российского истребителя – это лазеры для уничтожения самонаводящихся ракет противника. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими прямыми лучами будут просто «выжигать глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.

Кроме того, новый самолет, конечно же, оснастят и системой подавления РЭБ. Каждый ее блок будет не только подавлять системы противника, но еще и передавать данные. Он сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор станет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и устройством передачи данных, и средством связи, а также сможет выполнять функции навигации и госопознавания. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.

Новый истребитель США

США, если верить открытым данным, в строительстве истребителя 6-го поколения продвинулись несколько дальше нас. Во всяком случае там уже точно известно, что эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Сделать его планируют к 2030 году, и прийти он должен на замену палубным стребителям F/A-18E/F Super Hornet.

Известен и облик самолета: его макет впервые показали еще в 2009 году. Правда, затем серьезно изменили и переработали, но принципиальные вещи все же остались. К примеру, его планер – это «летающее крыло», которое не имеет вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

F/A-XX – двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес – на уровне 45 т, дальность – 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он, вероятнее всего, турбореактивный. При этом способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука она почти наверняка не достигает. Известно также, что создается версия беспилотной машины. Что касается тактики применения, то информация поступает скудная. Говорят, американские разработчики, так же как и российские, сейчас решают проблему оснащения самолета лазерным или электромагнитным оружием. И здесь, так же как и у российских специалистов, у них возникает сложность с энергетической установкой. Американские военные проговорились, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными – упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций, из чего можно сделать вывод, что сверхманевренность для машины, которая будет воевать в основном на дальних подступах, снова не станет главной.

Русский дракон для Поднебесной

Самолет 6-го поколения в китайском варианте – это многофункциональный истребитель, который получил название «Хун Лун» – «Огненный дракон». По утверждению китайских СМИ, технический прорыв в создании этой машины стал возможен исключительно благодаря ученым и конструкторам из России, которые работают в Поднебесной. Пишут, что в проекте «Огненного дракона» занято несколько десятков российских разработчиков и они уже довольно многого добились.

Утверждают, что «Хун Лун» – машина, которая является наиболее прогрессивной в своем классе и по ряду технических решений вполне может посоперничать с российским и американским аналогами. В «Хун Лун», так же как и в нашем самолете 6-го поколения, ставка сделана на маневренность, что неудивительно, учитывая, что за основу была взята российская военная и конструкторская школа – в буквальном смысле. Маневренность машины якобы позволяет выполнить на ней даже «кобру Пугачева».

Другие передовые решения, примененные на самолете, касаются оборудования для отражения атак истребителей, системы управления, радиолокационной станции, увеличивающей точность огня по наземным целям.

Самолет планируется оборудовать лазером, который во время ракетного боя сможет перехватывать и отслеживать цель. Механизм контроля над вооружением там в целом весьма совершенен. Кроме лазеров, он также включает в себя оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.

Кроме того, пишет информационное агентство Shanghai News, «импульсный допплеровский радар отвечает за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты. Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади – на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать восемь ближайших объектов».

***

На основании всего того, что стало известно о работах по самолету 6-го поколения в различных странах, можно сделать предварительный вывод: в наш и китайский самолеты заложен ряд аналогичных технических решений, и поэтому с большой вероятностью они могут получиться очень похожими. А вот российский и американский самолеты нового поколения наверняка будут сильно отличаться друг от друга и по внешнему виду, и по применению.

tvzvezda.ru

Новейший российский истребитель шестого поколения сможет выходить в космос

В начале весны КБ Сухого представило вице-премьеру Дмитрию Рогозину первые разработки по боевому самолету 6-го поколения.

Как пишет ТАСС, позже в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») сообщили, что уже ведут научно-исследовательские работы по системе радиоэлектронной борьбы для нового поколения летательных аппаратов.

Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты, вооруженные электромагнитными пушками и способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос.

Об этом и многом другом рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.

— Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?

— Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета — так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные — беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.

Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4–5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.

— Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?

— КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь «борт» (бортовое радиоэлектронное оборудование — прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.

— То есть блок РЭБ этого самолета будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?

— Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приемопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устрой­ства. И работать этот блок РЭБ будет с учетом коллективных действий.

— Как будет действовать стая самолетов 6-го поколения?

— В каждой стае будет главный аппарат, дальше по иерархии будут аппараты-исполнители, решающие какую-то конкретную задачу, например нанесение удара по наземным целям, уничтожение самолетов противника, разведка и т. д.

Беспилотники будут прикрывать самолет, в котором находится человек. Человек сел в самолет 6-го поколения, самолет опознал, кто это сел — командир эскадрильи или летчик. Соответственно статусу он получает несколько подчиненных беспилотных летательных аппаратов. Они в свою очередь поняли — нужно защищать, например, лейтенанта Петрова. А если сел полковник Иванов, то у него количество подчиненных аппаратов должно быть больше, и так далее.

— Как будет работать система опознавания?

— Летчик интегрирован в пилотажно-навигационный комплекс и подключен к бортовой системе через свой шлем и специальный летный костюм. Все его физиологические данные учитываются. Какую он выдержит перегрузку, какая у него обученность. В зависимости от этого количество задач ему будет ставиться больше или меньше.

Натренированный пилот значительно больший объем информации успевает «переварить», «переварить» на бессознательном уровне. Вся эта беспилотная стая — роботизированный комплекс, и человек — только одна из его составляющих.

— Сейчас на самолетах есть похожие интегрированные системы, например на ПАК ФА?

— Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-нави­гационной системы уже стоят.

— Что это за элементы?

— К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.

Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.

— То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?

— Я думаю, да, и на F-35 тоже.

— Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ?

— Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.

С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.

По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.

Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет исполь­зо­ваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное — прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек — это тоже в какой-то степени «прибор», работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.

Защита делается уже сегодня — экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.

Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов — это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5–10 беспилотных.

— Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?

— Да, конечно. И здесь важный момент — возможность передачи управления. В этом квадрате, к примеру, один летчик выполняет задачи со своей группировкой аппаратов, а за тысячу километров от него — другой. Допустим, одну стаю потрепали. Тогда вторая группа может поделиться с ней аппаратами. Здесь как раз очень важно иметь беспилотные самолеты с гиперзвуковой скоростью полета и возможностью выхода в ближний космос, тогда за небольшой промежуток времени они могут быть переброшены и пополнить ряды потерявшей летательные аппараты стаи.

— Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?

— Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радио­электронным оборудованием.

— К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?

— Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соот­вет­ственно, нам к 2020–2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.

— Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.

— Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано «радиоэлектронное поражение», и только в скобках «радиоэлектронное подавление».

Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.

Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации. Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения — это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают — не успели восстановиться.

С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.

— Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?

— На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет — это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии. Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.

— На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?

— Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.

— То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?

— Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия — на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.

— Вся эта система — электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов — по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?

— Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.

С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высоко­технологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.

— Как еще может применяться такой беспилотный самолет?

— Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на вос­становление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государ­ст­вен­ной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.

Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность ее границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолету 6-го поколения можно создать специали­зированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.

— Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?

— По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идет постоянно.

И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.

К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолетах. Мы поймем, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объемы инфор­ма­ции на борту этого боевого самолета нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.

alternathistory.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики