РКК "Энергия" стала головным разработчиком сверхтяжелой ракеты-носителя. Космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса
Путин дал зеленый свет созданию сверхтяжелой ракеты-носителя
09:3201.02.2018
(обновлено: 10:05 01.02.2018)
6936808
КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ, 1 фев — РИА Новости. Президент России Владимир Путин дал зеленый свет созданию новой российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса, эскизный проект стартового комплекса разработают до конца следующего года, сообщил журналистам в четверг глава "Роскосмоса" Игорь Комаров.
СМИ узнали, во сколько России обойдется создание сверхтяжелого носителя"Сверхтяж" предполагается использовать для лунных и марсианских миссий."Что касается ракеты-носителя сверхтяжелого класса, то есть одна приятная новость — на этой неделе был подписан указ президента РФ о том, что на космодроме Восточный будут создавать космический ракетный комплекс сверхтяжелого класса. Определены три этапа. На первом этапе, в 2018-2019 годах, должен быть сделан эскизный проект", — сказал он.
Комаров добавил, что с конца 2019 года Роскосмос должен будет сформировать подпрограмму, которую внесут в Федеральную космическую программу 2016-2025 годов.
"До 2028 года здесь (на Восточном) будет создан комплекс и наземная инфраструктура, и одновременно будет разработана ракета-носитель сверхтяжелого класса", — добавил глава "Роскосмоса".
Как сообщалось, Россия предполагает задействовать новую ракету-носитель сверхтяжелого класса для вывода на орбиту международной окололунной станции Deep Space Gateway. Летные испытания новой сверхтяжелой ракеты-носителя, по плану, должны начаться к 2027 году.
Однако казус ситуации доныне был в том, что создание "сверхтяжа" в Федеральную космическую программу пока не включено. Не исключалось, что в связи с этим ее могут пересмотреть, и теперь, с подписанием соответствующего указа президента России, формальности должны быть решены.
По данным портала госзакупок, новый стартовый комплекс на космодроме Восточный будет создан в универсальном исполнении и позволит проводить запуски как ракет-носителей среднего класса, так и сверхтяжелого класса с энергетическими возможностями по выводу на низкую околоземную орбиту грузов массой более 70 тонн.
ria.ru
Сверхтяжелая ракета
Эта статья посвящена новой концепции ракеты-носителя сверхтяжелого класса, которую рассматривает Роскосмос в качестве базового варианта с 2017 года. О предыдущих проектах Роскосмоса можно прочитать здесь.
Как мы к этому пришли
В 2015 году из-за резкого сокращения бюджета Роскосмос был вынужден отказаться от планов по созданию сверхтяжелой ракеты. Это решение сразу лишило долгосрочную программу российской космонавтики хоть каких-то амбиций. Хотя формально планы полета к Луне не отменялись – просто предполагалось, что вместо сверхтяжелой ракеты для них будет использоваться «утяжеленная» водородная «Ангара-А5В», – все понимали, что даже «на бумаге» облет Луны с помощью четырех ракет выглядит не очень реалистично. А без Луны российская пилотируемая космонавтика обречена либо навечно застрять на низкой орбите Земли, либо закрыться.
В 2016 году, с задержкой на два года, Федеральная космическая программа 2016-2025 была утверждена правительством. По сравнению с первым проектом 2014 года объем финансирования космонавтики по этой программе упал в два раза. Уже после принятия ФКП была дополнительно секвестрована на 10%, и этот процесс может продолжиться.
Финансирование ракетно-космической отрасли помимо ФКП идет еще по двум федеральным целевым программам. Если с программой по ГЛОНАСС проблем не возникло, то программа развития космодромов добавила чиновникам много головной боли. Расходы на нее также уменьшились приблизительно в два раза, из-за чего от планов по строительству двух пусковых комплексов для ракет «Ангара» на космодроме Восточный пришлось отказаться. Хотя поначалу это отрицалось, нехватка стартовых столов окончательно похоронила идею многопускового полета к Луне.
В теории, полный отказ от лунной экспедиции вполне возможен. Проблема лишь в том, что при этом потеряется смысл разработки нового пилотируемого космического корабля ПТК НП «Федерация». Этот заказ выполняет РКК «Энергия», которая в последние годы сумела проявить себя как самого сильного лоббиста в отрасли.
Именно «Энергия» и протолкнула новую долгосрочную программу развития средств выведения, логичным концом которой становится создание новой свертяжелой ракеты.
В принятой основательно урезанной ФКП оставалась опытно-конструкторская работа «Феникс» по созданию ракеты среднего класса. Изначально ее целью было создание носителя на замену украинской ракете «Зенит». Эту ракету среднего класса нельзя назвать востребованной, и потому удивительно, что данная ОКР пережила сокращение программы. Именно она, однако, стало отправной точкой для нового плана «Энергии» и «Роскосмоса».
Согласно обобщенной программе от 2015 года, в 2021 году при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5П» (пилотируемая модификация, грузоподъемность 24,5 т или, по другой концепции, 20 т) должны были начаться летные испытания нового пилотируемого корабля «Федерация». С 2024 года планировалось начать испытания «утяжеленной» водородной «Анагы-А5В» грузоподъемностью 37,5 т. У этого плана есть сразу три проблемы. Во-первых, тяжелую ракету «Ангара» предполагалось использовать для всех модификация корабля «Федерация», включая и лунную (масса около 20 т), и низкоорбитальную (около 15 т), что очень дорого и неэффективно. Во-вторых, развертывание серийного производства универсальных ракетных модулей (УРМ) «Ангары» в ПО «Полет» в Омске столкнулось с трудностями и не завершено до сих пор. В-третьих, строительство стартовой площадки для «Ангары» на Восточном до сих пор не начато, и шансов успеть к 2021-2022 году не так уж много. Значит, летные испытания ПТК НП будут неоднократно откладываться. Ну и помимо этого, как было написано выше, водородная «Ангара» для лунной экспедиции совсем не подходит.
Чтобы решить эти проблемы, РКК «Энергия» решила полностью вычеркнуть из пилотируемой программы ракеты «Ангара», которые разработал и производит Центр им. Хруничева. На первом этапе «Энергия» решила разрабатывать не лунную, а более легкую низкоорбитальную модификация корабля «Федерация», и для ее испытаний использовать среднюю ракету, разрабатываемую по ОКР «Феникс» – она получила два названия: «Союз-5» и «Сункар». «Союз-5» получит двигатель РД-171 на первой ступени и будет внешне отличаться от «Зенита» разве что диаметром. Он сможет летать с модернизированного пускового стола для «Зенитов» на космодроме Байконур и с морского космодрома Sea Launch компании S7, причем работы на Байконуре должны быть выполнены на средства Казахстана, а модернизация комплекса Sea Launch, соответственно, на средства S7. Благодаря схожести новой ракеты с «Зенитом» переделка стартовых комплексов будет простой и недорогой. Именно «Союз-5» будет использован для начала испытаний «Федерации», которое одновременно с первым пуском новой ракеты назначили на 2022 (а скорее 2023) год.
Контракт на разработку «Союза-5», конечно же, достался РКК «Энергия», но основным субподрядчиком и производителем станет самарский РКЦ «Прогресс».
Водородная ракета «Ангара-А5В» пока не исключена из программы. У нее осталась задача выведения тяжелых спутников военного назначения. Тем не менее, по словам главы Центра им. Хруничева Андрея Калиновского (в июне 2017 года перешел на работу в Роскосмос), разработка этой ракеты в ближайшие годы не начнется. К ней планируется приступить после появления стартового стола для «Ангары» на Восточном, т.е. в начале 2020-х годов. Если в проект стартового стола не будет заложена возможность использования его с водородной «Ангарой», отказ от нее станет просто вопросом времени.
А где же сверхтяжелая ракета?
Ставка на «Союз-5» решила первоочередную проблему. Эта ракета, если будет создана в срок, позволит начать летные испытания ПТК НП. Но для лунной программы «Союз-5» не подходит. Зато подходит многомодульная ракета, которую можно связать из первых ступеней «Союза-5» так же, как американская Falcon Heavy состоит из трех Falcon 9 или как «Ангара-А5» состоит из пяти модулей «Ангары-А1.2». Ракету, состоящую из трех модулей среднего класса на первой и второй ступени, неофициально в широком смысле называют «тризенитом». А пятимодульную ракету можно по аналогии назвать «пятизенитом». Эту идею РКК «Энергия» взяла на вооружение довольно давно, назвав «Энергией-5» (см. предыдущую версию статьи о сверхтяжелых ракетах). Первая ступень «Энергии-5» состоит из четырех ускорителей с одним двигателем РД-171 (т.е. каждый такой ускоритель является аналогом первой ступени ракеты «Союз-5»). Вторая ступень – аналогичный центральный модуль. Третья ступень – кислородно-водородная, что, как раз, является отличием от первоначальной концепции «многозенита». Грузоподъемность «Энергии-5» составит более 90 т на низкую орбиту Земли, что позволит доставить ПТК НП на орбиту Луны в один пуск или организовать высадку на Луну в два пуска.
6 июля 2017 года стало известно, что РКК «Энергия» планирует на первом этапе создать трехмодульную версию ракеты, получившую логичное название «Энергия-3». Она сможет выводить на орбиту около 70 т. Ее первый полет может состояться в 2028 году.
Пусковой комплекс для «Энергии-3» и «Энергии-5» планируется построить на космодроме Восточный, но работа над ним начнется только после 2025 года.
Автор иллюстрации: Большой
Итоги кратко
В первой половине 2020-х (официально – в 2022 году) должна появиться ракета-носитель среднего класса «Союз-5» с двумя стартовыми площадками: на Байконуре и Sea Launch. Она будет использоваться для испытательных беспилотных и, в дальнейшем, пилотируемых (с Байконура) запусков нового корабля «Федерация».>
К 2028 году планируется построить стартовую площадку на Восточном, с которой можно будет производить пуски «Союза-5», «Энергии-3» и «Энергии-5» по пилотируемой программе. В дальнейшем этот комплекс может быть использован для организации экспедиций к Луне или на ее поверхность.
Дата последнего обновления: 7 июля 2017 года
kosmolenta.com
Первые подробности российской транспортной системы сверхтяжёлого класса
Источник фото: tass.ru
О том, что в России будут создавать космический ракетный комплекс сверхтяжёлого класса (КРК СТК) стало известно ещё в феврале. А на днях появились первые подробности будущего КРК.
Созданием комплекса будет заниматься ракетно-косми́ческая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва. Долгое время в РКК «Энергия» будущий лунный носитель связывали с «Ангарой» — разработчики собирались посвятить этой ракете множество задач. Это запуски перспективного транспортного корабля нового поколения «Федерация», межорбитальных ядерных буксиров, на Луну должна была отправиться тяжёлая версия «Ангары-А5». Но ничему не суждено было сбыться.
Носитель оказался не пригоден для выполнения поставленных задач, а потому Россия медленно выводила его из всех проектов. И проекты пришлось откладывать до лучших времён, пока не будет готово новое семейство ракет.
«Ангара-А5». Источник фото: in24.org
Пока «Ангару» ещё пытались реанимировать, ракетно-космический центр «Прогресс» в 2015 году начал работу над новой ракетой, на которую возложили надежды стать универсальной заменой всему. И усилия специалистов увенчались успехом: вскоре в космическом агентстве увидели потенциал новой разработки и быстро передали его «Энергии», как головному предприятию, а «Прогресс» остался соисполнителем.
Несколько дней назад, наконец, появились и первые очертания плана по сверхтяжёлому комплексу. В агентстве определились с его задачами и нуждами. А посему в открытый доступ попало техническое задание на СЧ ОКР (составную часть опытно-конструкторских работ). Сам документ можно найти на сайте госзакупок и он не скрывается.
Источник фото: oko-planet.su
Весь комплекс — это не только сверхтяжёлая ракета-носитель, но ещё и множество других составляющих. Кроме того, что это производственные мощности и новая стартовая площадка, СТК — это 3 основных детали. Носитель, новый разгонный блок, созданный специально под него, и… межорбитальный буксир.
Среди дополнительных задач стоит выделить: разработка таких решений, при которых модифицированная версия ракеты-носителя будет выводить на орбиту космического аппарата около Земли до 140 т, а на лунную орбиту — 27 т соответственно; выведение космических аппаратов и модулей космических станций к Марсу, Юпитеру и другим перспективным для освоения небесным телам Солнечной системы.Само техническое задание представляет собой разработку эскизного проекта сверхтяжёлого комплекса, который необходимо сдать в октябре 2019 года.
Запуск с Земли будет осуществляться в обтекателе новой сверхтяжёлой ракеты. Новый носитель сможет поднимать от 80 т и больше, пишет Илья Корнилов.
Лётные испытания отдельных составных частей комплекса должны начаться в 2028-ом году. Место испытаний и дислокации комплекса — космодром «Восточный».
Русский мир
comments powered by HyperCommentswww.nasha-strana.info
Россия начинает разрабатывать сверхтяжелую ракету
Наш ответ американской ракете SpaceX Falcon Heavy.
За несколько дней до исторического запуска сверхтяжелой американской космической ракеты SpaceX Falcon Heavy, которая вывела в космос автомобиль Tesla, Президент России Владимир Путин дал зеленый свет на разработку новой сверхтяжелой ракеты, запуск которой должен состояться в 2028 году. Роскосмос долго ждал этого решения главы государства, поскольку наша страна уже давно нуждалась в этом классе космических аппаратов.
По решению президента была определена головная компания, которая будет разрабатывать ракетный комплекс ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК). Речь идет о корпорации «Энергия». Соисполнителями разработки стали предприятия Роскосмоса: АО «РКЦ «Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и другие профильные компании. Проект будет осуществляться на космодроме «Восточный».
Возвращение
Как заявили в Роскосмосе, ключевым подрядчиком проекта сверхтяжелой ракеты станет РКЦ «Прогресс» (г. Самара).
По сути, новой ракетой будут заниматься те же предприятия, которые стояли у истоков развития сверхтяжелой советской ракеты H-1, h2 (индекс ГУКОС — 11А52) и ракеты сверхтяжелого класса «Энергия», созданной в 1980-х годах.
В отличие от ракеты H-1, имеющей большой аварийный риск, космическая ракета «Энергия» совершила два успешных полета — в 1987 и 1988 годах.
Напомним, что эта тяжелая ракета подняла космический корабль «Буран», разработанный в качестве ответа американцам, создавшим космический челнок «Шаттл».
Далее, с распадом СССР, разработки «Энергии» были остановлены. В итоге эта сверхтяжелая ракета стала окончательным достижением советской космической программы, которая заметно сократилась где-то с 1991 года, когда СССР прекратил свое существование.
С тех пор российские космические инженеры мечтали возродить могучую ракету «Энергия», а также создать на ее базе новое поколение сверхтяжелых ракет. И лишь только в 2014 году у них появилась надежда, что Президент РФ возродит проект, обеспечив долгосрочное финансирование в рамках новой амбициозной программы исследования Луны.
Эта программа должна была стать очередной национальной идеей. Но после Зимней Олимпиады в Сочи начался конфликт на Востоке Украины и события в Крыму. Далее наша страна столкнулась с серьезным экономическим кризисом в связи с падением цен на нефть, а также существенным ослаблением национальной валюты. Затем — западные санкции, которые, по сути, отодвинули мечту России о новой космической технике в рамках новой программы освоения космоса.
Новая эра космических гонок
К сожалению, наша страна долгое время не могла позволить себе сверхдорогие космические проекты и суперсовременные ракеты. Но постепенно власти находят средства для этого. В итоге пока мы только мечтали о новых космических носителях, мир продолжал проектировать и разрабатывать новые ракеты.
Например, компания SpaceX разработала сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, которая недавно отправила родстер Тесла в сторону Марса. Также SpaceX планирует запустить в будущем еще более тяжелую ракету BFR. НАСА продолжает работать над созданием ракеты SLS. Китай также недавно стал проявлять интерес к ракетам сверхтяжелого класса. Так что пришло время дать ответ и нашей стране, чтобы не только заявить заново о себе на весь мир, но и пересмотреть свои космические амбиции.
На фоне последних неудач в области космических программ (падение спутника и т. п.) новый проект должен дать нашей космической отрасли хороший толчок и переключить внимание на более амбициозные задачи. Ясно, что мир опять включился в космическую гонку. И мы не вправе оставаться в стороне.
Также стоит отметить, что новый проект, финансируемый государством, будет стимулировать нашу космическую отрасль, где, к сожалению, очень много проблем. Надеемся, этот проект завершится грандиозным успехом и наша страна снова станет лидером в космической сфере.
И знаете, у нас есть уверенность, что все получится, поскольку мы начинаем делать невероятные вещи только тогда, когда вокруг одни проблемы и т. п. Сегодня в космической отрасли именно такое время. Так что пришла пора удивить весь мир.
Не все сразу
Чтобы реально создать успешную сверхтяжелую ракету, нужно основательно подойти к проекту, где без других ракет не обойтись. Во-первых, придется сделать дорожную карту, в рамках которой и будут реализовываться поэтапные проекты. Например, такие как создание запланированной ракеты среднего класса «Союз-5», которая должна быть разработана к 2022 году.
Известно, что ракета получит двигатели нового поколения. Кроме того она станет основой для дальнейшей разработки еще большей ракеты. Если все пойдет по плану, сверхтяжелая российская ракета взлетит, по словам представителей Роскосмоса, предположительно в 2028 году.
Этот российский космический левиафан, по планам, должен будет поднимать на орбиту Земли 90 тонн груза, а также будет способен доставлять на лунную орбиту до 20 тонн груза. При чем здесь Луна? Судя по всему, наша страна начнет финансирование Лунной программы, которая была приостановлена в связи с экономическим кризисом.
Если действительно нашей стране удастся создать подобного космического монстра, то сверхтяжелая ракета может стать самой мощной и сверхтяжелой в мире. Для примера: разрабатываемая НАСА ракета SLS должна будет поднимать 70 тонн груза.
Также, если проект сверхтяжелой ракеты будет успешным, в планах у Роскосмоса — начать разработку ракеты, способной отправлять на орбиту Земли до 130 тонн груза.
Единственно пока непонятно, для каких именно целей нам нужна эта супердорогая тяжелая ракета? Дело в том, что ракета сверхтяжелого класса (КРК СТК) будет слишком большой и дорогой. В итоге нет смысла ее использования в коммерческих и военных целях. Соответственно, без амбициозных задач теряется смысл создания этой ракеты. Ведь бред же — тратить миллиарды долларов для того, чтобы просто доказать всему миру, что мы до сих пор можем реализовывать подобные космические проекты.
Понятно, что ракета пригодится для Лунной программы. Но, как нам кажется, ее реализация пока на данном этапе туманна. Поэтому, к сожалению, существует риск, что новая сверхтяжелая ракета к моменту своего запуска может быть никому не нужна.
Надеемся, в правительстве и Роскосмосе знают что делают. Мы не отрицаем, что у нас просто нет детальной информации.
Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Экзамен ПДД онлайн. Техосмотр
Читайте также:
sovavto.org
Какой будет новая российская сверхтяжелая ракета Союз-5?
В российских СМИ появились данные о том, как будет устроена заказанная государством новая сверхтяжелая ракета-носитель. Выбор сделан в пользу платформы РКК «Энергия» при участии РКЦ «Прогресс» (новое семейство РН «Союз-5»). Проект сверхтяжелой системы проходит под обозначением «КРК СТК».
Что это за ракета? Во-первых, это три основных компонента: носитель, новый разгонный блок, и межорбитальный ядерный буксир (разработка двигателя для него сейчас находится в структуре «Росатома» на финальной стадии). Первым этапом в создании носителя станет новая ракета 532-тонная «Союз-5», она будет готова к 2021-22 годам. Средства на ее создание сейчас уже выделены. В 2022 году «Союз-5» должен будет вывести на околоземную орбиту новый космический корабль «Федерация» с космодрома Байконур.
В течение последующих лет должна быть построена ракета со значительно большей стартовой массовой – 1440 тонн. Ее называют также «отработочной модификацией носителя сверхтяжелого класса». Такое развитие «Союза-5» сможет вывести на орбиту в районе 2027 года 50-тонный корабль для облета Луны. Его запуск запланирован с новой площадки на космодроме Восточный. В течение последующих 1-2 лет еще запуском более крупного российского носителя (I этапа) массой около 2800 тонн на общей базе с описанными выше ракетами начнется сборка станции на орбите Луны. А в районе 2032-35 годов ракета-носитель II этапа взлетной массой более 2900 тонн выведет на орбиту ядерный транспортный буксир для доставки грузов к российской станции на Луне и сборки базы на ее поверхности.
Описанные планы крайне амбициозны для России, много лет находившейся на распутье, двигаться в сторону лунной программы или ориентироваться на околоземное бесконечное использование орбитальной станции с редкими недорогими автоматическими миисиями к Марсу и Луне. Появление официально поддерживаемой государством программы КРК СТК и более-менее четкого плана действий говорит о начале работ в реальном направлении. Также новый ядерный двигатель на транспортном корабле планируют использовать на планируемых после 2028 года запусках к Марсу и Юпитеру наших автоматических исследовательских станций нового поколения.
Какой будет новая ракета Союз-5
В Роскосмосе утвердили внешний облик новой средней отечественной ракеты-носителя «Союз-5», а также сообщили о том, что именно с этой платформой будет связана разработка перспективной сверхтяжелой ракеты РКК «Энергия». В проекте «Союз-5» задействованы 16 организаций и предприятий российской космической отрасли.
«Союз-5» - это 62-метровая двухступенчатая ракета стартовой массой около 530 тонн. Используемые двигатели – РД-0124МС и РД-171МВ. Носитель будет выводить на низкую орбиту до 18 тонн полезной нагрузки. Предполагается использование его для запуска новейшего космического корабля «Федерация». Производство новых «Союзов» будет осуществляться в Самаре на РКЦ «Прогресс».
Для запуска новых ракет «Союз-5» будет выполнена модернизация одного из стартовых комплексов на Байконуре.
rus.vrw.ru
Российская сверхтяжелая ракета стартует в космос через 10 лет
Роскосмосе рассказали о российских технических прорывах последних лет
В начале февраля президент РФ подписал Указ о создании ракетно-космического комплекса сверхтяжелого класса на космодроме Восточный. Все предстоит сделать за 10 лет. И создатели ракетной техники совершенно уверены, что все получится, и в 2028 году «сверхтяж» взмоет в космос. Что придает такую уверенность, какие есть заделы? Об этом мы поговорили с директором исследовательско-аналитического центра (ИАЦ) Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Пайсоном.
«Ангара-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса. Фото: Министерство обороны Российской Федерации
Российские двигатели – лучшие в мире
«У нас совершенно точно есть технологический приоритет по мощным кислород-керосиновым двигателям, - говорит Пайсон. - Двигатели линейки РД-170/180/190 по показателям - лучшие в мире. Сейчас они используются в составе ракеты-носителя (РН) «Ангара» в разных модификациях, они же поставляются для американских РН «Атлас» и «Антарес», и они же сыграют ключевую роль в создании будущей российской ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» - нашего флагманского решения, на основе которого будет закладываться и российская новая сверхтяжелая ракета-носитель».
Конкуренты за океаном стремятся удешевить технологию производства космических двигателей, к примеру, на том же Falcon-9 используются более дешевые двигатели с несколько более скромными удельными показателями. Специалисты же из НПО «Энергомаш» (входит в Роскосмос) обеспечивают конкурентоспособность за счет развития решений, в свое время ставших лучшими в мире.
Для чего нам две линейки ракет-носителей
Итак, мы упомянули о «Союзе-5», головным разработчиком которого выбрана РКК «Энергия» (входит в Роскосмос). И одновременно с ракетой среднего класса «Союз-5» (и «сверхтяжем» на ее основе) в будущем будет эксплуатироваться и другая линейка средств выведения – ракеты-носители «Ангара».
Как мы знаем, в прошлом году Роскосмос отказался от пилотируемого варианта «Ангары», разрабатываемой Центром Хруничева (входит в Роскосмос), отдав предпочтение существующему пока на бумаге «Союзу-5». О плюсах и минусах этих двух технических решений между разработчиками до сих пор идут споры. Мы же попытались понять, какие основные задачи планируется возлагать на одну и другую ракеты в будущем. И зачем нам вообще две линейки РН, не экономичнее ли было остановиться на какой-нибудь одной?
«Во-первых, во всем мире принято обеспечивать взаимозаменяемость, резервирование семейств ракет-носителей, - поясняет Дмитрий Пайсон. - Есть, например, доктрина Министерства обороны США по средствам выведения, в которой написано, что не менее двух разных семейств РН должны быть в наличии в любой момент, чтобы, с одной стороны, иметь гарантию в случае возникновения технологических или производственных проблем с одним из носителей, а с другой – не давать производителям «почивать на лаврах», обеспечивая конкуренцию за госзаказ. Средства выведения, планируемые в линейках «Союз-5» и «Ангара» напрямую друг с другом не конкурируют («Ангара-5» - носитель тяжелого класса, он в перспективе заменит «Протон», а «Союз-5» перекрывает средний и сверхтяжелый диапазоны полезных нагрузок), и при этом позволяют сохранить два независимых технологических и производственных ряда, что в современных условиях актуально – вряд ли «в случае чего» Россия будет запускать свои критически важные нагрузки на европейских или американских носителях.
Есть еще один существенный резон создавать новый «Союз-5» - ракета изначально планируется для запуска человека, на пилотируемые корабли рассчитан и будущий «сверхтяж». Требования к носителю, который будет выводить в космос корабль с людьми, влияют на конструктивные параметры ракет. Например, для пилотируемого использования пришлось бы, например, модифицировать ряд систем «Ангары» для повышения безопасности экипажа. А в «Союз-5» необходимые решения закладываются с самого начала.
«Союз-5» - флагманское решение Роскосмоса
С РН «Союз-5» связано много надежд. Ее базовая версия грузоподъемностью около 17 т позволит вовремя начать летные испытания нового корабля «Федерация». Его можно запустить со стартового стола на Байконуре не дожидаясь строительства нового комплекса под «Ангару» на Восточном, как планировалось раньше.
«Еще одно преимущество новой ракеты в том, что после того, как она «наберет» определенный уровень надежности за счет бюджетных запусков, ее можно будет эффективнее использовать на коммерческом рынке, когда предприятие выйдет на необходимый объем производства «Союза-5», она сможет составить ему реальную конкуренцию. - говорит Дмитрий Пайсон. - О совместном коммерческом использовании будущего носителя есть договоренность с Казахстаном – в рамках проекта «Байтерек». Также есть возможность запускать эту ракету-носитель с платформы «Морской старт» - здесь тоже есть возможности по реализации совместных проектов.
Таким образом, предприятия Роскосмоса, согласно указу президента, приступают к разработке эскизного проекта на космический ракетный комплекс ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК). Этот носитель должен стать штатным для «лунной» «Федерации». Когда подойдет время строительства лунной орбитальной станции (как сообщалось ранее, Россия договорилась о ее совместном создании с США), в доставке грузов и людей к нашему естественному спутнику будут задействованы все средства выведения соответствующего класса, имеющиеся в распоряжении Роскосмоса, NASA и других участников проекта.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
aviator.guru
РКК "Энергия" стала головным разработчиком сверхтяжелой ракеты-носителя
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки
МОСКВА, 2 фев — РИА Новости. РКК "Энергия" стала головным разработчиком нового комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса, сообщается на сайте корпорации.
РКК "Энергия" предложила заряжать лунные станции лазером с орбиты"Корпорация "Энергия" определена головным разработчиком космического ракетногокомплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК)", — говорится в сообщении.
Ракетный комплекс ракеты-носителя сверхтяжелого класса должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту.
Как отмечается, указ о создании на Восточном этого комплекса был подписан на этой неделе президентом РФ Владимиром Путиным. В состав соисполнителей работ вошли предприятия ГК "Роскосмос" — АО "РКЦ "Прогресс", Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры и другие.
Определен технический облик и характеристики новой ракеты-носителя "Союз-5"Концепция создания КРК СТК предполагает максимальное использование уже существующих наработок. При разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время ракеты среднего класса "Союз-5".Корпорация определила основные этапы работ по проекту. На первом этапе в период с 2018 по 2019 годы будет разработан эскизный проект КРК СТК, определен проектный облик составных частей комплекса, подготовлены технико-экономические обоснования. Второй этап, запланированный на 2020-2028 годы, предусматривает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Проведение летных испытаний "сверхтяжа" запланировано с 2028 года.
ria.ru