Спящая Розалия, принцесса с тату и другие таинственные мумии из разных уголков мира. Мумии с татуировками
Загадочная татуировка на египетской мумии поставила ученых в тупик
13:5906.05.2016
(обновлено: 16:41 06.05.2016)
1233832085
МОСКВА, 6 мая – РИА Новости. Археологи обнаружили в одной из гробниц на территории деревни Дейр-эль-Медина в Египте уникальную мумию женщины, чья шея, плечи и спина были покрыты множеством татуировок с предположительно религиозным смыслом, ученые рассказали об этом на ежегодной встрече антропологов в Стэнфорде.
"С какой бы стороны вы ни смотрели на эту женщину, вы всегда бы видели две пары глаз богов, взирающих на вас. Нанесение этих татуировок должно было занять уйму времени, и часть из этих процедур была весьма болезненной. То, что женщина подвергла себя таким мучениям, говорит о том, что она и окружавшие ее люди верили в божественную силу этих татуировок", — заявила Энн Остин (Anne Austin) из Стэнфордского университета (США), чьи слова приводит журнал Nature.
Татуировки, которые претендуют на звание самых древних образцов подобного искусства в истории человечества, ученые открыли относительно случайно. Они изучали мумии, найденные французскими археологами в 19-м веке неподалеку от знаменитой "долины Царей", в деревушке Дейр-эль-Медина, где располагалось поселение ремесленников, строивших усыпальницы "властителей двух царств". Все мумии, ставшие объектами исследования, были захоронены предположительно в 1300-1070 годах до нашей эры, в эпоху фараонов 19-й и 20-й династий: Рамзеса I и его наследников.
Изучая останки женщины, от которой осталось только туловище, Остин случайно заметила необычные полосы на ее шее, которые она изначально приняла за рисунок, нанесенный на тело уже после мумификации.
Ученые выяснили, что египетские фараоны страдали от проблем с сердцемКак рассказывает археолог, простые татуировки в виде полосок и точек на египетских мумиях уже находили и раньше, потому Остин решила просветить тело покойной при помощи инфракрасного сканера, способного "проникнуть" на несколько миллиметров внутрь кожи и показать, является ли рисунок татуировкой или нет.
Как показало подобное "сканирование", кожа женщины была украшена рекордным количеством татуировок – в общей сложности их было более 30 штук, и каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками.
К примеру, бедра были украшены рисунками лотоса, на руках "сидели" коровы (священные животные богини красоты Хатор), а на плечах были расположены рисунки бабуинов. Плечи, шея и спина жрицы были покрыты рисунками "ока богини" – так называемыми уаджитами, или глазами Гора. Подобные символы, нанесенные на амулеты и прочие украшения, считались сильнейшими оберегами, защищавшими обладателей от порчи, болезней и прочего вреда.
Археологи нашли тайную гробницу Нефертити в склепе ТутанхамонаКак отметили ученые, участвовавшие в конференции, до настоящего времени подобных татуировок никому найти не удавалось, поэтому их предназначение и роль в жизни древнеегипетского общества остаются загадкой.По мнению Остин, подобные рисунки могли отражать социальный статус их обладательницы, по всей видимости, являвшейся жрицей богини Хатор. Рисунки священных животных могли подчеркивать ее движения и действия во время религиозных обрядов, а глаза Гора – подчеркивать ее священный статус. Остин и другие археологи намерены изучить другие мумии, которые были "распечатаны" археологами 19-го века, в надежде найти новые татуировки и раскрыть их суть и предназначение.
ria.ru
На теле знаменитой 5300-летней мумии Эци насчитали 61 татуировку, которые хранят один секрет...
В 1991 году Альпы подарили миру неожиданное открытие. Именно там 19 сентября было найдено тело, которое сейчас считается старейшей мумией Европы. Ученые назвали его Эци, по месту обнаружения. Эци жил более пяти тысяч лет тому назад, а до наших дней его труп сохранился в целости и сохранности благодаря льду, в который он был вморожен вместе с одеждой и снаряжением. Эта находка стала неоценимым подарком ученым, которые получили идеальную возможность заглянуть в прошлое и во всех возможных подробностях узнать, как жили наши предки давным-давно.
Исследования тела Эци шли всё это время. В 2011 ученые разобрались в геноме древнего предка, выяснив его сходство с нынешними жителями Италии, Испании, Австрии и Швейцарии. Многолетние исследования показали, что Эци на момент смерти стукнуло 45 лет - крайне преклонный возраст для того временного периода. Его тело несет немало следов прошедших испытаний и преклонного возраста - зажившие переломы ребер и носа, похожий на кисту нарост на большом пальце ноги, большая изношенность зубов и суженные сосуды. Погиб Эци от раны в плече, нанесенной, по всей видимости, вражеской стрелой. Наконечник ее так и остался в его теле.
Особый интерес для ученых представляли татуировки Эци. Ранее считалось, что их на нем около 50, но точный подсчет был невозможен из-за изменений цвета его кожи, причиненных беспощадным временем. Сейчас же итальянские специалисты применили позаимствованный из мира искусства бесконтактный метод получения изображений, основанный на улавливании световых волн разной длины, от инфракрасных до ультрафиолетовых. Теперь четко известно - на теле древнего европейца размещена 61 татуировка!
Большая часть этих изображений представляет собой кресты и прямые линии, причем последние встречаются в группах по 2-4 штуки параллельно друг другу. В длину некоторые рисунки достигают четырех сантиметров. Современные татуировки наносятся с помощью игл, но древние образцы, судя по всему, делались путем втирания угля в небольшие надрезы на коже. Ученые выделяют 19 групп изображений на теле Эци. Особое внимание у них вызвали рисунки, расположенные слева и справа от позвоночника, на внешней и внутренней поверхности голеностопа, на левой икре, правой стопе, справа на ребрах, под правым коленом, на левом запястье и даже у левого ахиллесова сухожилия. Место расположения татуировок привело исследователей к интересным догадкам. Возможно ли, что татуировки были призваны не украшать, а лечить?
Рисунки на теле Эци выполняли лечебную, сугубо утилитарную, а вовсе не символическую функцию. Именно к этому выводу пришли ученые. Места расположения татуировок практически в каждом случае совпадают с повреждениями организма, полученными Эци при жизни. Суставы и поясница, где размещены татуировки Эци, побаливают и сейчас у людей, достигших его возраста, а уж тогда, учитывая бесконечные угрозы для жизни каждого и постоянный стресс, износ организма шел и вовсе чудовищными темпами. Древнее болеутоляющее - вот чем были все эти кресты и линии для их носителя. В этом твердо уверены современные исследователи. Более того, во многих местах татуировки покрывают акупунктурные точки тела, предвосхищая азиатскую форму природного лечения, ставшую известной и популярной через многие века после гибели Эци.
Раскрашенные дикари? Оказывается, не такими уж и глупыми были предки. Вот тебе и древние знания далекого Востока, знания, которые Европа практиковала, оказывается, уже тысячи лет тому назад. Удивительно, сколько еще мы не знаем о повседневной жизни наших предков, о том, что и как они делали, как решали проблемы и какую мудрость хранили. Может быть, что-то из их утраченных знаний пригодилось бы и нам! Поделись этим занятным открытием с друзьями.
Источник: I Freaking Love Science
ofigenno.com
На коже египетской мумии нашли сложные татуировки
Археологи случайно обнаружили в Британском национальном музее две древнеегипетских мумии возрастом в пять тысяч лет, чья кожа была украшена рисунками овец, быков и другими сложными татуировками.
Археологи случайно обнаружили в Британском национальном музее две древнеегипетских мумии возрастом в пять тысяч лет, чья кожа была украшена рисунками овец, быков и другими сложными татуировками, говорится в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science. Эти удивительные мумии отодвигают время появления этого искусства в Африке как минимум на тысячу лет назад в прошлое. Компьютерная томография и инфракрасное сканирование помогли нам совсем по‑другому посмотреть на мумии из Гебелейна. Только сейчас мы начали раскрывать тайны жизни этих людей, чьи тела так великолепно сохранились", — рассказывает Дэниель Антуан (Daniel Antoine), куратор музея и один из авторов открытия, чьи слова приводит газета Guardian.
Татуировки считаются сегодня одним из самых древних примеров изобразительного искусства, созданного человеком. Как сегодня предполагают ученые, опираясь на древнеегипетские мумии и следы пигментов в могильниках неандертальцев и кроманьонцев, люди научились наносить постоянные татуировки на свое тело еще до зарождения цивилизации, и с тех пор это искусство стало неотъемлемой частью светской и религиозной культуры многих народов мира.
Первые примеры «накожной живописи» носили достаточно абстрактный и примитивный характер — они представляли собой наборы из произвольных линий, точек и полосок, не имевших реальных аналогов в реальном мире. Сложные татуировки, в том числе изображения животных, надписи и портреты реальных людей, появились значительно позже. Пока самым древним их примером была мумия знатной женщины, жрицы богини Хатор, жившей во времена Рамзеса I и его наследников, около 3 тысяч лет назад.
Татуировка на теле жрицы богини Хатор.
Антуан и его коллеги отодвинули эту дату как минимум на одну-две тысячи лет назад, если сравнивать их находку с другими мумиями Египта, изучая тела, найденные в местечке Гебелейн на юге современного Египта. Оно располагается в 40 километрах от развалин Фив, и в древние времена здесь был построен город Пер-Хатор и один из самых больших храмов богини любви.
Еще в конце 19 века археологи обнаружили в Гебелейне большое кладбище и некрополь, построенные еще в додинастический период, и шесть тел древних египтян, превратившихся в мумии естественным путем. Две из них, принадлежавших мужчине и женщине, были переданы на хранение в Британский национальный музей в 1900 году, где их периодически изучают археологи, египтологи и представители других наук.
Антуан и его коллеги совершили крайне интересную находку во время очередного осмотра мумий, в ходе которого ученые использовали компьютерную томографию и инфракрасные камеры для того, чтобы заглянуть внутрь тела древних египтян, изучить структуру их органов и понять, что послужило причиной их гибели.
Рассматривая правые руки мужчины и женщины, ученые неожиданно обнаружили, что они были покрыты рисунками быков, овец, а также сложными геометрическими узорами. Подобное открытие удивило археологов сразу по нескольким причинам, в том числе и потому, что это сделало этих египтян, наравне со знаменитым альпийским «ледовым человеком» Отци, самыми древними носителями татуировок на Земле.
Вдобавок, раньше археологи находили татуировки только на телах древнеегипетских женщин, что заставляло многих из них считать, что они имели эротический характер или служили своеобразными оберегами, повышавшими фертильность их обладательниц. Наличие рисунков на руках и мужчины, и женщины говорит об обратном — татуировки могли играть самые разные роли в жизни их носителей.
Кроме того, как отмечает Антуан, данное открытие крайне важно и интересно по той причине, что оно означает, что сложные татуировки появились еще до того, как зародилась письменность и люди начали обмениваться информацией при помощи абстрактных символов. Вполне возможно, что татуировки могли играть подобную роль до появления первых иероглифов и других форм письменной речи, заключают ученые.
www.popmech.ru
Татуировки и украшения Алтайской принцессы
Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.
Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.
Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.
Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.
Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске
Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.
Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева
Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.
ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ
Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.
Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.
Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.
Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока" и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.
Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).
На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").
У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.
Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.
Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж
Алтайская принцесса
Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.
Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.
Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2
Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?
Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).
ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.
На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.
Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.
ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ
Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.
На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.
Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.
Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).
На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.
В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА
Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.
В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.
Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.
У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.
СВЯЩЕННАЯ САЖА
Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.
По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.
Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.
ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ
Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.
Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.
Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.
УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.
Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).
Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.
Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.
Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.
Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.
Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.
Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).
Анализ показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.
В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы - и мужчины, и женщины.
В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.
В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.
На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.
Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге Марии Медниковой "Неизгладимые знаки. Татуировка как исторический источник".А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.
Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока
Фильм BBC об Алтайской принцессе
Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.
Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"
world-jewellery.livejournal.com
Татуировки и украшения Алтайской принцессы
Одна из самых знаменитых археологических находок XX века - замороженное погребение Алтайской принцессы или принцессы Укока, по названию плоскогорья в Горном Алтае, где ее обнаружили. "Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.
Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, например, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок, свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.
Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени чаще всего наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.
Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеодиному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.
Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске
Сохранились куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай), Казахстана, Монголии и Китая.
Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева
Мумия широко известна под самыми разными именами - ее также называют Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд, домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с ожившим фрагментом своего мира. Но многих тайн не открыла. Она принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.
ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ
Ученые Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в 1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно, что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека, обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло свою роль в оценке пазырыкских татуировок.
Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади, архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, что татуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.
Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.
Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге Н.Полосьмак "Всадники Укока" и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.
Первая мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет, которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю для удобства и краткости).
На теле вождя лучше всего видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения выполнены в особой художественной манере, в так называемом скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").
У мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.
Особенно характерный символ - олень с "перекрученным" туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи мумии выставлена в Эрмитаже.
Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж
Алтайская принцесса
Алтайская принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай). Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были синего цвета и выделялись на белой коже. Татуировки сохранились только на левой руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории. Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были заметны.
Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом, хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.
Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2
Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине. Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах - может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную, перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?
Идентичность татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры, делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной частью обряда инициации, затем в течении жизни наносились дополнительные татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о заключении брака, рждении детей и т.д.).
ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.
На левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной" позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом - фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.
Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть сходство в композиционном построении рисунков на руках.
ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ
Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой. Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки.
На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения изображений определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у вожда, и у принцессы занимали изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и хищниками из семейства кошачьих.
Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.
Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо, передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости. Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).
На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.
В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА
Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.
В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.
Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на представления, связанные с продолжением рода.
У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака.
СВЯЩЕННАЯ САЖА
Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа, наличие калия, характерного для продуктов горения растительного происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела "защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром, мочой или соком растений.
По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажен от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огию-очагу-дому-роду.
Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу татуировщика.
ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ
Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие, разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц, наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства людей с одинаковой татуировкой.
Во многих архаических обществах татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах чловек, чтобы получить доступ к духовности.
Есть свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины, на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.
УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.
Черная масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда, деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой фольге).
Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.
Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части, которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и имело символическое значение.
Гривны, видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему, гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех погребениях.
Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.
Колец и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер, особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц. Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.
Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной (несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же сине-зеленым веществом.
Анализ показал, что это был вивианит (синяя жлезная руда). Такой порошок ближе к современному времени использовался для получения зеленой краски. На Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована, отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности, разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками.
В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы, и мужчины, и женщины.
В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.
В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в которой лежало зеркало.
На мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего. Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми. Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни. Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.
Кроме вышеперечисленных источников много интересного об истории татуировкок - в книге Марии Медниковой "Неизгладимые знаки. Татуировка как исторический источник".А также смотрите подборку видео, посвященных Алтайской принцессе.
Новость о воссоздании внешнего облика принцессы Укока
Фильм BBC об Алтайской принцессе
Местные шаманы и население ребуют захоронить мумию обратно.
Все суеверия и страшилки, связанные с раскопками могилы Алтайской принцессы, в передаче "Городские легенды"
art-rona.livejournal.com
Спящая Розалия, принцесса с тату и другие таинственные мумии из разных уголков мира
Когда речь заходит о мумиях, большинство людей сразу же представляют Египет. Однако люди на протяжении тысяч лет находили способы сохранять тела своих мертвецов на всех континентах. А если добавить к этому количество людей, которые были «случайно» мумифицированы естественным образом после смерти, то внезапно обнаружится, что мумии можно найти почти везде, а не только в пирамидах. Приведем примеры подобных мумий, о которых почти нигде не рассказывают.
1. Мумия духовной пещеры
Так называемая «мумия духовной пещеры» была обнаружена в Духовной пещере возле городка Фаллон в штате Невада. В 1940 году Сидней и Джорджия Уилер изучали и раскапывали сухие пещеры в этом районе, когда неприятный инцидент привел к удачному открытию. Сидней повредил лодыжку, удирая от гремучей змеи, и пара укрылась в соседней пещере. Внутри они нашли не только 67 артефактов, но и два тела, завернутые в коврики из камыша.
Одно тело хорошо сохранилось в пещере. Оно принадлежало мужчине возрастом около 45-55 лет, который умер приблизительно 1500 лет назад. Только в 1994 году с помощью современных технологий смогли точно определить возраст мумии. И он оказался не полторы тысячи, а целых 9 415 лет. Невероятно, но последовательность генома мумии доказала, что этот человек был тесно связан с современными коренными американцами.
2. Человек из Толлунда
Следующая образовавшаяся естественным образом мумия, известная как «человек из Толлунда», была обнаружена в Дании в 1950-х годах. Предполагалось, что погибшему было около 40 лет. Его труп откопали в торфяном болоте, где кислотная и дезоксигенированная среда сохранила тело и внутренние органы в хорошем состоянии. Первоначально считалось, что это был труп кого-то из местных, кто стал жертвой преступников. Однако позже выяснилось, что «человек из Толлунда» умер более 2000 лет назад.
Человек из Толлунда
Большинство исследователей считают, что причина смерти, определенная при вскрытии в 1950-х годах, была правильной: Толлунд был повешен. На его шее были обнаружены следы веревки, а в 2002 году судебно-медицинская экспертиза обнаружила, что его язык торчит и распух, что является обычным явлением при смерти от повешения или удушения. Хотя тело разложилось после того, как оно было удалено из болота, голова была тщательно сохранена. Ее и ныне можно увидеть прикрепленной к копии тела в Музее Силькеборг.
3. Синь Чжуй
Мумифицированные останки Синь Чжуй (ака леди Дай) принадлежали дворянке династии Хань в древнем Китае. Она умерла в 163 г. до н.э. в возрасте примерно 50 лет. Ее могила была обнаружена в 1971 году во время рытья тоннеля китайскими военными вблизи Чанши. Она была обнаружена в сложной погребальной камере с более чем 1000 драгоценными предметами внутри ее.
Открытие Синь Чжуй чрезвычайно важно, потому что она одна из самых прекрасно сохранившихся мумий, когда-либо обнаруженных в Китае. Фактически, ее кожа все еще эластична, а мышцы в таком хорошем состоянии, что суставы все еще способны изгибаться. Основные органы и система кровообращения также находятся в отличном состоянии. Ученые даже смогли извлечь небольшое количество крови из вены мумии и идентифицировать ее группу крови: группа А. Невероятно, но даже ресницы и волосы в носу остались нетронутыми, а также у Синь Чжуй все еще есть отчетливые отпечатки пальцев. По этой причине труп Синь Чжуй все еще исследуется в Музее Хунань, где пытаются найти идеальный способ сохранить человеческие тела.
4. La Doncella
В 1999 году на вершине горы Льюльяйльяко в Аргентине нашли прекрасно сохранившееся тело девочки-подростка. Известная как La Doncella («Дева»), девушка была обнаружена рядом еще с телами двух детей младшего возраста, девочкой и мальчиком. Их тела являются одними из наиболее сохранившихся мумий, которые когда-либо были найдены. Это объясняется тем, что они были заморожены во льду на вершине горы. Считается, что «Дева» умерла 500 лет назад, и её принесли в жертву инками.
Иногда детей приносили в жертву в ходе различных ритуалов, оставляя их на горных вершинах, где те замерзали до смерти. Как ни ужасно звучит подобное, это считалось честью, которой могли быть удостоены только дети из самых благородных семей. Форма головы Ла Доначеллы предполагает, что она была действительно благородной, поскольку форма ее черепа была изменена традиционными головными обертками. В ее организме было также обнаружено огромное количество алкоголя и листьев коки.
5. Владимир Ленин
Владимир Ильич Ленин умер в январе 1924 года, и его тело по-прежнему находится в пирамидальном мавзолее на Красной площади в Москве. Уже не первый год идут споры, что делать с мумией вождя пролетариата – похоронить или продолжать экспонировать.
Владимир Ленин в Мавзолее.
Сейчас труп, за которым пристально наблюдают ученые, содержится при идеальной температуре и влажности в герметичном стеклянном контейнере, чтобы предотвратить его разложение. Точный метод, используемый для сохранения тела Ленина, считается государственной тайной. Однако зарубежные ученые обнаружили, что этот процесс включает удаление всех органов тела, инъекции бальзамирующей жидкости в вены и замачивание тела в бальзамирующей жидкости в течение примерно шести месяцев.
6. Розалия Ломбардо
Возможно, это одна из самых печальных историй в данном списке. Розалия Ломбардо, которой было всего 2 года, умерла в Палермо в 1920 году, став жертвой пневмонии. Ее отец Марио Ломбардо был так потрясен случившимся, что обратился к знаменитому бальзамировщику Альфредо Салафии с просьбой сохранить крошечный труп. Тело настолько прекрасно сохранилась, что Розалию часто называют «Спящей красавицей».
Малышка Розалия Ломбардо.
Ее тело хранится в стеклянном гробу в катакомбах Капуцинов в Палермо. Мумия Розалии обрела жуткую репутацию, поскольку наблюдатели утверждали, что в разные моменты дня ее глаза открываются и закрываются. Говорят даже, что у радужки ее глаз все еще сохранилась ярко-синяя пигментация. Однако это устрашающее утверждение было развенчано, когда обнаружилось, что эффект был вызван переменным светом, проходящим через окна катакомб, поскольку ее глаза фактически находятся в постоянном полузакрытом состоянии.
7. Татуированная принцесса Укока
«Принцесса Укока», которая жила в V веке нашей эры, доказывает, что татуировки остаются с человеком не только на всю жизнь, но и после нее. Ее останки были обнаружены в захоронении, замурованном в слое льда в Сибири. Хотя она, возможно, и не является настоящей принцессой, «Укока» почти наверняка была человеком высокого статуса, поскольку была похоронена рядом с шестью лошадьми. Также рядом с ее трупом были найдены продовольственные товары и украшения, а некоторые свидетели говорят, что был даже контейнер с каннабисом.
Татуированная принцесса Укока.
Хотя ее внутренние органы давно распались, кости и часть кожи сохранились. Невероятно, но прекрасно сохранились замысловатые татуировки на обеих руках женщины. На них видны сложные изображения животных и мифических существ. Считается, что эти татуировки были важной частью личностей людей, демонстрируя семейные связи. Они также могли быть полезны после смерти, помогая людям найти друг друга в загробной жизни.
8. Джон Торрингтон
Бедный Джон Торрингтон – еще один пример того, как условия, в которых похоронен человек, могут превратить его в идеальную мумию полностью случайным образом. Он был обычным кочегаром в экспедиции Франклина в Северный полярный круг. Джон погиб от отравления свинцом в возрасте всего 22 года и был похоронен вместе с тремя товарищами в ледяных условиях тундры. В 1980-е годы ученые, которые решили эксгумировать тело для выяснения причины смерти, были шокированы.
Джон Торрингтон.
Когда они открыли гроб, то увидели глыбы льда. Осторожно растопив лед, ученые увидели прекрасно сохранившиеся лица Джона Торрингтона и его злополучных спутников, которые смотрели прямо на них. Единственное ухудшением состояния трупа было небольшое сжатие губ и век. Хотя частично лицо Джона было синим, это произошло не из-за замерзания. Его кожа была окрашена пигментом одеяла, в котором он был похоронен.
9. Святая Бернадетта
Еще одна относительно современная мумия, святая Бернадетта выросла во Франции в викторианские времена. Будучи подростком, Бернадетта Субиру утверждала, что у нее неоднократно было видение Девы Марии. На месте, где были эти видения (в гроте) построили святыню, и так началась серия чудесных исцелений, приписываемых роднику в этом гроте. Хотя многие из этих чудес с тех пор были развенчаны, ряд людей по сей день утверждают, что сумели излечиться благодаря воде в Лурде.
Святая Бернадетта
Сама Бернадетта умерла в 1879 году от туберкулеза, и ее посмертно канонизировали. Ее тело было эксгумировано не менее трех раз и было объявлено церковью «нетленным». Другими словами, оно довольно хорошо мумифицировалось, хотя наблюдались некоторые области разложения. Этому наверняка способствовало неправильное обращение с ее телом во время эксгумаций. По этой причине было решено покрыть лицо и руки слоем воска, чтобы скрыть разложение. Мумию можно увидеть в часовне святого Гилдара в Невере.
10. Мумия «чужого» из Атакамы
Возможно, самая причудливая из всех мумий в данном списке, крошечная мумия «чужого» из Атакамы имеет одну из самых трагических историй. Размер остатков, которые были найдены в чилийской пустыне Атакама, всего 15 сантиметров в длину.
Мумия «чужого» из Атакамы.
У маленькой мумии были различные сильные дефекты развития, в том числе меньшее количество ребер, чем у «обычного» человека, и необычный конусообразный череп. Это привело к диким предположениям относительно ее происхождения, и многие люди полагали, что это может быть даже доказательством чужеземной жизни. Тем не менее, изучение генов мумии из Атакамы показало, что это была женщина с генетическими аномалиями, которые и вызвала ее необычный внешний вид. Скорее всего, она родилась уже мертвой около 55 лет назад.
pics.ru
Мумия женщины с татуировками. Находка в Дейр-эль-Медине
Археологи обнаружили в одной из гробниц на территории деревни Дейр-эль-Медина в Египте уникальную мумию женщины, чья шея, плечи и спина были покрыты множеством татуировок с предположительно религиозным смыслом, ученые рассказали об этом на ежегодной встрече антропологов в Стэнфорде.
"С какой бы стороны вы ни смотрели на эту женщину, вы всегда бы видели две пары глаз богов, взирающих на вас. Нанесение этих татуировок должно было занять уйму времени, и часть из этих процедур была весьма болезненной. То, что женщина подвергла себя таким мучениям, говорит о том, что она и окружавшие ее люди верили в божественную силу этих татуировок", — заявила Энн Остин (Anne Austin) из Стэнфордского университета (США), чьи слова приводит журнал Nature.Татуировки, которые претендуют на звание самых древних образцов подобного искусства в истории человечества, ученые открыли относительно случайно. Они изучали мумии, найденные французскими археологами в 19-м веке неподалеку от знаменитой "долины Царей", в деревушке Дейр-эль-Медина, где располагалось поселение ремесленников, строивших усыпальницы "властителей двух царств". Все мумии, ставшие объектами исследования, были захоронены предположительно в 1300-1070 годах до нашей эры, в эпоху фараонов 19-й и 20-й династий: Рамсеса I и его наследников.
Изучая останки женщины, от которой осталось только туловище, Остин случайно заметила необычные полосы на ее шее, которые она изначально приняла за рисунок, нанесенный на тело уже после мумификации.Как рассказывает археолог, простые татуировки в виде полосок и точек на египетских мумиях уже находили и раньше, потому Остин решила просветить тело покойной при помощи инфракрасного сканера, способного "проникнуть" на несколько миллиметров внутрь кожи и показать, является ли рисунок татуировкой или нет.
Как показало подобное "сканирование", кожа женщины была украшена рекордным количеством татуировок – в общей сложности их было более 30 штук, и каждая часть ее тела была украшена одним или несколькими рисунками.
К примеру, бедра были украшены рисунками лотоса, на руках "сидели" коровы (священные животные богини красоты Хатор), а на плечах были расположены рисунки бабуинов. Плечи, шея и спина жрицы были покрыты рисунками "ока богини" – так называемыми уаджитами, или глазами Гора. Подобные символы, нанесенные на амулеты и прочие украшения, считались сильнейшими оберегами, защищавшими обладателей от порчи, болезней и прочего вреда.
Как отметили ученые, участвовавшие в конференции, до настоящего времени подобных татуировок никому найти не удавалось, поэтому их предназначение и роль в жизни древнеегипетского общества остаются загадкой. По мнению Остин, подобные рисунки могли отражать социальный статус их обладательницы, по всей видимости, являвшейся жрицей богини Хатхор. Рисунки священных животных могли подчеркивать ее движения и действия во время религиозных обрядов, а глаза Гора – подчеркивать ее священный статус. Остин и другие археологи намерены изучить другие мумии, которые были "распечатаны" археологами 19-го века, в надежде найти новые татуировки и раскрыть их суть и предназначение.Источник:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
fishki.net