Quartz: До 2018 года американцы будут летать в космос на российских ракетах. На чем американцы в космос летают


На чем американцы летают в космос

Речь тут пойдет не о пилотируемых полетах - о них и перспективных КК все более-менее ясно (или будет ясно в ближайшие неск. лет) - я о запусках американскими РН ИСЗ различного назначения. И роли в этом процессе наших РД.Речь идет о 3-х типах:- НК-33 (создан ок. 50 лет назад для РН Н-1Ф, в сер. 90-х закуплено из наличия 37 двигателей на сумму 40 млн.долл., доработаны и переименованы в AJ-26) для РН "Антарес"- РД-181 (создан на базе РД-191 для РН "Ангара", в 2014-16 гг подписан контракт и реализован опцион на 28 двигателей на сумму ок. 320 млн.долл.) для тех же РН "Антарес"- РД-180 (ополовиненная экспортная версия РД-170 для РН "Энергия", все права и КД на эту модификацию проданы США по контракту 1997 г., но пр-во осталось в РФ, всего был заказан 101 двигатель на сумму 1 млрд.долл. + есть доп. соглашение еще на 20 ~ 200 млн.долл.) для РН "Атлас III" и "Атлас 5"Да, все упомянутые выше двигатели используются американцами в 1-х ступенях РН

Запуски РН с нашими двигателями начались в США в 2000 г., посмотрим какую долю в общем кол-ве они составляли по годам:

Год                    Всего запусков американских РН*              В т.ч. с нашими двигателями                               %

2000                                         26                                                              1                                                          42001                                         22                                                              -                                                           -2002                                         17                                                              2                                                         122003                                         23                                                              4                                                         172004                                         16                                                              2                                                         132005                                         12                                                              3                                                         252006                                         18                                                              2                                                         112007                                         19                                                              4                                                         212008                                         15                                                              2                                                         132009                                         24                                                              5                                                         212010                                         15                                                              4                                                         272011                                         18                                                              5                                                         282012                                         13                                                              6                                                         462013                                         19                                                            10                                                         532014                                         23                                                            12                                                         522015                                         20                                                              9                                                         452016                                         22                                                              9                                                         412017                                         28**                                                           7                                                         25

ИТОГО                                   350                                                            87                                                        25

неудачные запуски отдельно не отмечены* вкл. запуски "Шаттлов"** + планируется запуск 1 "Фалкон 9"

Как видно доля запусков американских РН с нашими двигателями довольно неровно росла в 0-е годы, затем резко подскочила до примерно половины (сказался и уход "Шаттлов" с орбиты), а вот в этом году вновь упала до средней - четверти - из-за "Фалконов"...Но вопрос то в другом - а вообще стоит ли полтора миллиарда баксов передача накопленных поколениями наших инженеров-конструкторов/технологов наработок в к-рых мы действительно лидировали?! Да, для конкретного предприятия это деньги (хотя из них далеко не все до них дойдут!), а вот для страны, даже для РФ сейчас - нет.Да, США не воспроизвели ни НК-33, ни РД-180 у себя (вряд ли они и ставили себе и своей пром-сти такую задачу), но технические и конструктивные решения и подходы (+ требования к материалам, допускам и пр.) досконально изучены и наверняка будут применяться (и уже применяются) в их изделиях - несмотря на разные школы и технологии это не "Верхняя Вольта"...В результате мы проиграли даже в коммерции - имея передовые и надежные ракетные двигатели занимаем на рынке запусков незначительную долю частенько не доводя "конечный продукт" до орбиты...Об аналогичном положении со строительством ДОС я уже писал - за гроши передали наши "умения" американцам (и китайцам) и сами остались ни с чем - возможности РФ в настоящее время восстановить на орбите собственную ДОС - не более чем призрачны...

Еще космические статистики:Запуски США - http://nosikot.livejournal.com/4124646.htmlЗапуски РФ - http://nosikot.livejournal.com/3322647.htmlЗапуски СССР/России - http://nosikot.livejournal.com/3320688.htmlЗапуски "прочих" стран: http://nosikot.livejournal.com/3302646.htmlЗапуски "Протонов": http://nosikot.livejournal.com/3293620.htmlЗапуски к МКС: http://nosikot.livejournal.com/3250927.htmlЗапуски ГЛОНАСС: http://nosikot.livejournal.com/3299653.htmlЗапуски с других небесных тел к Земле: http://nosikot.livejournal.com/4117431.htmlСтатистика по королевским "семеркам": http://nosikot.livejournal.com/3887928.htmlИсследования Марса: http://nosikot.livejournal.com/3898974.htmlРазведывательные спутники на орбите: http://nosikot.livejournal.com/4027085.htmlИлюха Масков: https://nosikot.livejournal.com/4199067.htmlРазгонные блоки: https://nosikot.livejournal.com/4363203.htmlЗапуски ПЕРВЫХ спутников по странам своими РН: https://nosikot.livejournal.com/4374085.html

nosikot.livejournal.com

Американский космос. Что там у них летает на орбиту.

Удивительное дело, я тут сделал экспресс-опрос своих знакомых, оказалось, что практически все уверены, что в настоящее время, после закрытия проектов «Спейс Шатл» и «Буран», многоразовые космические корабли человечеством не используются.

А меж тем, вот прямо сейчас, они пролетают над нами. По состоянию на 2016 год, США экплуатируют по меньшей мере два типа многоразовых космических кораблей, а в 2017 году их странет уже четыре. Или даже пять, в зависимости от того, как считать.

Это, впрочем, не удивительно, российские СМИ выстроили вокруг западных космических программ довольно глухую стену молчания, и если через нее что-то и просачиватеся, то в исключительно отфильтрованном, дозированном и искаженном виде. Вот, большая часть моих знакомых почему-то уверена, что c запуском многоразовых ракет Falcon «у американцев — сплошные сбои», хотя дело обстоит ровно наоборот.

Вот только вчера, например, совершил очередную посадку многоразовый коммерческий космический грузовик «Дракон» (Dragon), который ранее был запущен многоразовой космической ракетой «Сокол 9» (Falcon 9), которая запустив его, вернулась на землю. Вот про многоразовую космическую ракету почти все хоть что-то слышали, а про многоразовый космический корабль — практически никто.

Вот я и подумал. Что было бы неплохо рассказать, как обстоят дела в мировой космической области. Как они на самом деле обстоят там.

Помните, как после закрытия программы «Спейс Шатл» в 2011, все российские СМИ дружно и громогласно писали, что теперь эре многоразовых космических кораблей пришел конец, они себя изжили, возобновятся не скоро, а основным средством доставки грузов и экипажей в космос на МКС станут старые добрые и надежные Союзы и Прогрессы?

Так вот, это была неправда. Вернее — полуправда. Союзы и Прогрессы конечно были и остаются основным средством доставки на российскую часть Международной космической станции.

А на американскую ее часть, после закрытия программы многоразовых Шаттлов, стал летать многоразовый «Дракон». Который, возможно и не такой впечатляющий, как Шаттл, и не такой огромный, но зато устроен намного более просто: надежнее, безопаснее и, главное — существенно дешевле. Дешевле, потому, что использует совсем другие, современные технологии полета и посадки. И потому, что может выводится на орбиту многоразовыми же ракетами, а не одноразовыми ускорителями.

А еще вот прямо сейчас над нами пролетает другой многоразовый американский космический корабль, Боинг X-37.

Не слышали?

Оно и понятно, владельцем этого космического корабля является не НАСА, а армия США, и потому никто не знает, зачем он там летает и что делает. X-37 — это не просто «многоразовый корабль», это полноценный космоплан, или, как еще говорят — «орбитальный самолёт». То есть он не просто кружится на орбите, на которую его вывели, а свободно маневрирует в космосе, летает куда хочет… Ну, короче, помните аппараты, на которых повстанцы в «Звездных войнах» атаковали «Звезду Смерти». Ну вот это примерно то же самое, только беспилотник.

 

Boeing X-37

Летают X-37 основательно и подолгу. Так, например, предыдущий полет продолжался 674 дня. А тот, что летает сейчас, летает уже ровно год, с 20 мая 2015.

Но и «Дракон», и «X-37» это бесплотные корабли. Пилотируемые многоразовые полеты начнутся в следующем, 2017 году.

Такое «запаздывание» произошло не потому, что имеются какие-то сложности в реализации программы, а наоборот, потому что наука и техника сейчас развиваются настолько стремительно, что новые возможности появляются быстрее, чем разработчики успевают нарисовать чертежи, и очень хочется включить туда все новое.

Так, например, пилотируемая «пассажирская» версия «Дракона» Dragon V2 должна была начать совершать регулярные полеты еще в 2015 году. Она была готова к этому, были проведены испытания, но… в тот момент наука и технологии сделали еще несколько крупных шагов вперед и регулярные полеты перенесли на два года, чтобы дать «Второму Дракону» новые возможности. Пассажиров стало на 2 человека больше (семь вместо пяти), новые двигатели, которые, внимание, изготавливаются методом 3D печати, при этом обеспечивается мягкая посадка даже при отказе всех восьми двигателей.

 

Взлет «Дракона 2″ с земли (без ракеты-носителя)

Аппарат может свободно маневрировать в космосе, а в условиях земной атмосферы… взлетать и садиться, как вертолет, на своих 8 реактивных напечатанных на 3-D принтерах двигателях.

И да, на орбиту его выводит все та же многоразовая ракета «Сокол» (Falcon).

Об остальных «многоразовиках», которые уже существуют, испытаны и должны начать регулярно летать в следующем году, я расскажу вкратце, чтобы не утомлять вас.

Орбитальный самолет Dream Chaser (бегущий за мечтой), первый полет которого должен состояться в ноябре 2016 года. Увидев его, вы воскликнете: «да это же Шаттл». Ну да, это так и есть, DreamChaser — это развитие проекта «Спейс Шаттл». Но, конечно, — на новом уровне. Изготовлен он из композитных материалов, может самостоятельно взлетать и садиться в атмосфере (а не только планировать, как Шаттл), и особый цимес — он складной. При старте крылья, стабилизаторы и все выступающие части убираются, корабль как бы «сворачивается в трубочку», которую для вывода аппарата на орбиту можно «всунуть» в любую подходящую по размеру ракету и таким образом избежать стартовых повреждений (напомню, что причиной гибели и Челленджера и Колумбии были повреждения на старте).

 

Орбитальный самолет Dream Chaser

Из существующих ракет по размеру подходят американская одноразовая Атлас-5 и европейская Ариан 5, но в будущем возможен переход на многоразовые «Falcon», такая техническая возможность существует уже сейчас.

Орион (Orion) — многоразовый многоцелевой космический корабль способный совершать межпланетные перелеты. Махина, жилой дом, диаметром 5 метров. Это не «проект» и не «перспективная разработка». Этот корабль уже создан, уже совершил свой первый полет в космос, но пока не эксплуатируется, так как программы межпланетных перелетов (к Луне и к Марсу) начнутся только в 20-х годах. А потребности «ближнего космоса» сейчас вполне покрываются «Драконами». Впрочем, чтобы проект не «простаивал зазря» планируется, что корабль Orion все же будет летать к МКС в ближайшие годы.

Боинг CST-100 Starliner —многоразовый корабль узкого назначения, для полетов на орбитальные станции, близкий аналог первого «Дракона», но в отличие от него может брать на борт экипаж из семи человек. Создан по заказу НАСА. Ну просто потому, что НАСА сочла, что помимо арендованных у частного подрядчика «Драконов», в лице SpaceX, у нее должны быть и собственные корабли. Характерной особенностью Старлайна является то, что его можно установить практически на любую существующую ныне ракету.

 

Boeing CST-100 Starliner

Но главный цимес, благодаря чему все эти корабли будут действительно, а не условно «многоразовыми» — это конечно проект «Сокол» (Falcon), многоразовые ракеты, которые будут выводить (и уже сейчас выводят) все эти многоразовые корабли в космос и возвращаться на землю. Благодаря чему в обозримом времени стоимость вывода груза на орбиту будет сравнима со стоимостью израсходованного топлива.

 

Falcon— это модульная линейка ускорителей, которые могут соединяться между собой на манер конструктора Lego, наращивая мощности и возможности получаемых ракет до физических пределов технологии. Причем после реализации задачи, все кубики этого конструктора возвращаются на землю путем мягкой посадки для повторного использования.

В настоящее время самая мощная ракета серии, Falcon Heavy (первый запуск осенью 2016 года), способна вывести на низкую опорную орбиту 55 тонн груза, что в два с половиной раза больше чем самая мощная российская ракета Протон и в полтора раза больше чем пока еще несуществующая, но заявленная российская Ангара-7.

Теперь давайте посмотрим, что там «нового космического» в активе Российской Федерации.

Ни-че-го!

Все те же Союзы-Прогрессы, которые безнадежно устарели, летают аж с 60-х годов, но есть явные признаки, что в обозримом будущем летать перестанут.

Да есть еще «Протон», из тех же, 60-х, который по российской документации проходит как «тяжелая» ракета, но по выводимой на орбиту массе относится к средним. Самая аварийная, очень опасная, летающая на чрезвычайно ядовитом гептиле ракета. Запускать которую можно только из одного места в мире, с Байконура, и которая всецело зависит от импортных (в том числе, украинских) комплектующих, с которыми сейчас… ну вы сами понимаете. Собственно, «Протон» планировали снять с производства еще в 80-х и заменить «Энергией». Но, «Энергия» не состоялась, и Протон сейчас летает (постоянно взрываясь) лишь потому, что других «тяжелых» ракет у России нет.

А как же «Ангара»? — спросите вы. — Которой российские СМИ прожужжали нам все уши.

А вот давайте об «Ангаре» и поговорим.

Тем более, что есть с чем сравнивать — «Ангара» в какой-то мере аналог «Falcon». Та же модульная конструкция — кубики Лего — из которых собирается ракета нужной мощности. Но на этом — сходство и кончается!

Прежде всего отличие состоит в том, что Falcon’ы уже летают, а когда начнет летать Ангара — большой вопрос.

Давайте сравним:

Проект Falcon стартовал в 2002 году, а спустя уже 6 лет, в 2008 началась коммерческая эксплуатация ракет. Проект Ангара стартовал в 1995 году, и сейчас спустя 21 (двадцать один!) год совершенно непонятно, когда же начнется эксплуатация этих ракет.

В принципе одного этого факта уже достаточно, чтобы понять все про Ангару, но давайте продолжим для полноты картины.

За 8 лет эксплуатации на «Falcon» сменилось ТРИ (!) поколения двигателей, это не считая «модернизаций». Последнее поколение двигателей, Мерлин 1D+, позволило перевести «легкую» ракету Falcon 9 в класс «средне-тяжелых», без какой-либо модернизации, просто за счет замены двигателей.

На Ангаре используются якобы «новейшие» двигатели РД-191 — которые на самом деле представляют собой просто упрощенную «четвертинку» (одна камера, вместо четырех) двигателей РД-170, которыми оснащалась ракета «Энергия», но которые были разработаны для ракет «Зенит» (Южмаш, Украина) аж в конце 70-х.

Предельная нагрузка, которую сможет вывести на низкую опорную орбиту самая тяжелая Ангара-7 (к разработке которой еще даже не приступили, в работе сейчас Ангара-5) — 35 тонн. Для Falcon верхний предел не ограничен, но самая тяжелая на сегодняшний день модификация, Falcon Heavy, выводит на низкую опорную орбиту 55 тонн.

Falcon стартует практически с любого подходящего по размерам стартового комплекса, для запуска Ангары требуется построенный специально для нее сложный комплекс, который сейчас имеется только в Плесецке, откуда коммерческие запуски — невозможны.

Falcon — многоразовый, Ангара — одноразовая.

Ну и главное, повторюсь. Falcon летает уже восемь лет, а когда полетит Ангара — неизвестно. Но известно — другое, в момент начала эксплуатации (если она начнется) — это будет уже безнадежно устаревшая система.

Ну и мой рассказ будет неполным, если я не упомяну «перспективный» российский проект «Федерация», который в какой-то мере является аналогом упоминавшегося выше американского «Ориона», только по размерам и грузоподъёмности уступает Ориону в 4 раза. Ситуация тут ровно такая же: «Орион» уже летает, а что касается «Федерации», то на сегодняшний момент, спустя одиннадцать лет (!) после запуска проекта в работу (2005 год) работы находятся на стадии «начата разработка рабочей документации».

Ситуацию с «Федерацией» предельно кратко обрисовал бывший космонавт Сергей Крикалев, а ныне — первый заместитель главы ЦНИИмаша на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ в 2014 году: «Если продолжать всё делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда, даты всё время переносятся, утвержденного системного графика создания корабля нет, когда будет создана ракета для него, также неясно».

Это было в 2014 году. С той поры экономика России сильно просела, а санкции сделали недоступными технологии, без которых «Федерация» вряд ли состоится.

Стоило мне вчера написать статью о российских космических фейках, как меня тут же завалили «примером» отставания США от России в космической сфере. Дескать, американские ракеты летают на Российских двигателях РД-180, и без этих российских двигателей американская космическая программа сразу же заглохнет. С кучей ссылочек. Так что, дескать, никуда американцы без рассеюшки-матери не денутся.

Переход по ссылкам, присланным мне, показал, что вся информация о российско-американском сотрудничестве в области РД-180, которая имеется на русском языке, представляет собой худшую разновидность лжи — полуправду. Где отдельные, совершенно правдивые факты (производство двигателя полностью сосредоточенно в России) переплетены с утаиванием ключевой информации и скреплены точечной малозаметной ложью.

Начнем с того, что никакого «Российского двигателя РД-180» в природе не существует. Есть двигатель РД-180 созданный в рамках российско-американского сотрудничества, который был разработан в России по заказу США, и который в настоящее время производится американской компанией Pratt & Whitney на российских производственных мощностях. Поэтому сама подача материала в Российских СМИ, которые пишут, что «США закупает двигатели в России» 100% густая ложь. Это все равно как написать, что «Apple закупает свои Iphone в Китае» только на том основании, что всё их производство сосредоточенно там.

Впрочем, давайте я расскажу всё по порядку, потому что история там — очень интересная.

В конце 50-х годов на вооружении США стояло несколько сотен баллистических ракет Atlas. Когда случился карибский кризис, американцы сочли, что эти ракеты — недостаточно эффективны, чтобы противостоять Советской угрозе, их сняли с вооружения, но не выбросили, не утилизировали. Согласно концепции, которая тогда была принята в США, и которая действует до сих пор, все баллистические ракеты военного назначения должны иметь возможность использоваться в качестве ракет-носителей для вывода грузов на орбиту.

Поэтому со списанием Атласов космическое ведомство США получило около сотни готовых космических ракет для запуска спутников и космических кораблей в космос. Причем замечу, — это очень важно, — фактически халявных, бесплатных ракет, поскольку Пентагон за них уже заплатил ранее.

Атласы широко использовались в первые годы освоения космоса в качестве основного носителя (именно на Атласе взлетел первый американский космонавт Джон Гленн), а затем — как «резервная» ракета. Когда, например, взорвался Челледжер, то до выяснения причин катастрофы, программа Шаттлов была приостановлена, и все космические запуски делались на Аталасах.

 

Меж тем в 90-х годах стало ясно, что ракеты «Титан», на которых делались все американские «средние» запуски надо снимать с производства — негативные последствия от использования ядовитого аэрозина в качестве топлива — были слишком сильными.

А на консервации еще оставались сотни халявных Атласов. Было решено оснастить эти Атласы новыми, более мощными двигателями и заменить ими Титаны. Американская компания General Dynamic, в чьем ведении находились Атласы, объявила в 1995 году тендер на разработку нового двигателя, и этот тендер безоговорочно с большим отрывом выиграло российское предприятие «НПО Энергомаш», которое предложило цену в несколько раз более низкую, чем конкуренты.

Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у Энергомаша был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.

В результате Энергомаш «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соотвествии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка.

Надо заметить, что этот контракт потом сильно аукнулся российскому ВПК, потому что, когда России самой потребовался «половинный» двигатель для ракет Русь-М и Ангара, оказалось, что по условиям контракта она не может изготавливать РД-180 для своих целей, а должна закупать его у американской компании Pratt & Whitney.

В итоге для Русь-М пришлось делать «альтернативную» разработку, РД-180В (которая так и не была завершена), а на Ангару ставить не «половинный», а «четвертинный» двигатель РД-191.

Ну а что касается американских Атласов, то ракеты, оснащенные РД-180, сначала получили индекс R (это не «Российский двигатель», как пишут у нас, а просто очередной индекс, так совпало), а затем были полностью модернизированы под РД-180. И получили обозначение Атлас-5.

Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России.

Поэтому, когда Россия попала под санкции, то под санкции попало и это производство. Поначалу было решено перенести производство РД-180 из России на территорию США.

Но тут нарисовался Илон Маск со своей компанией SpaceX и сказал: «Я могу сделать лучше и дешевле». Прикинули, оказалось и вправду, гораздо дешевле и лучше будет отдать подряд Маску.

В России конечно обрадовались бы такому раскладу, но в США больше всего на свете боятся монополизации рынка. Все профильные контролирующие органы тут же выдали заключение, что передача подряда SpaceXvприведет к образованию недопустимой монополии.

Но в результате этих обсуждений попутно выяснилось, что в переносе производства РД-180 в США уже нет никакого резона. То, что было «дешево» в 95-м, сейчас уже стало «дорого».РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с Энергомашем.

Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.

Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.

Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.

А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории.

Вот, собственно, что кроется за заголовками Российских СМИ «Америка не может обойтись без российских двигателей».

http://shipilov.com/zhurnalistika/867-potemkinskie-rakety-ili-nerogozinskie-sokoly.html

http://shipilov.com/zhurnalistika/868-rd-180-neulovimyj-dzho-ili-skripach-ne-nuzhen.html

maxpark.com

На чём летали американцы в космос?

Как и советские ракетостроители, американцы в основном полагались на опыт немецких коллег, большая группа которых в 1946 году была отправлена в США. Но в отличии от нашей страны, американцы получили практически весь “цвет нации” во главе с ведущим конструктором знаменитой ракеты A-4 (V-2) Вернером фон Брауном.

Казалось бы – у США есть все шансы стать первой в области космических полётов, однако здесь свою отрицательную роль сыграло старое противостояние армии и ВВС. К началу 1950-х гг. этот процесс обострился настолько, что сама аэрокосмическая программа оказалась под угрозой срыва.

Основная проблема заключалась в том, что обе военные структуры втянулись в борьбу за право монопольной разработки и применения баллистических ракет средней дальности (БРСД), которая тогда считалась наиболее приоритетной.

Причем конкуренция возникла как между разработчиками ракет, так и между разработчиками головных частей. Армия предлагала БРСД “Jupiter”, проект которого был разработан фон Брауном, а военно-воздушные силы — “Thor”. Армия считала целесообразным уносимое теплозащитное покрытие ГЧ, а ВВС, в свою очередь, теплопоглощающее покрытие из бериллия.

Поскольку “практика — основа познания”, этот спор должен был разрешить эксперимент.

Для отработки головных частей с абляционной теплозащитой разработали специальную модификацию ракеты “Redstone” со стартовой массой около 29 т.

За счет замены горючего (вместо спиртового раствора воды, называемого иногда “vodka”, стали применять Hydyne — смесь 60% несимметричного диметилгидразина и 40% диэтилентриамина) тяга двигателя возросла с 34 до 37,6 тс. А удлинение топливного отсека на 2,4 м позволило увеличить продолжительность работы (при расходе топлива 190 л/с) со 121 с до 155 с. Кроме того, изделие оснастили верхними ступенями — в такой конфигурации ракета получила название “Jupiter С”, где “С” означает Composite — “составная”, “многоступенчатая”.

Этому предшествовала большая работа, проведенная Лабораторией реактивного движения JPL (Jet Propulsion Laboratory) Калифорнийского технологического института, по созданию боевой жидкостной ракеты “Corporal” и уже упоминавшейся “Sergeant”.

После этого, в 1954 году JPL, Управлением научно-исследовательских работ ВМС и Army Ballistic Missiles Agency выдвинула предложение по созданию космической ракеты-носителя “Orbiter”, у которой нижняя ступень представляла собой модификацию баллистической ракеты “Redstone”, а верхние ступени — связки двигателей от ракет “Loki 2A”. Предварительные расчеты показывали, что для выхода в космос потребуется 31 двигатель от ракет “Loki”, что учитывая их низкую надежность делало удачный старт маловероятным событием.

В ходе последующих проработок фон Браун и его коллеги приняли предложение JPL по использованию РДТТ “Baby Sergeant” (экспериментальная ракета для отработки рецептур твердого топлива и конфигураций заряда, определения характеристик запуска и внутри-баллистических параметров, проверки конструкционных и теплозащитных материалов) для установки на второй, третьей и четвертой ступенях.

Таким образом, вторая ступень представляла собой кольцевую связку из 11 “модельных” РДТТ “Sergeant” (каждый длиной 1,2 м, диаметром 15,2 см, развивал в течение шести секунд среднюю тягу 0,68 тс). Внутри этой связки размещались три аналогичных РДТТ третьей ступени. В варианте спутниковой РН сверху монтировалась четвертая ступень — один “модельный” двигатель.

Отделялись верхние ступени от первой пружинными толкателями. Заданную же пространственную ориентацию обеспечивала их предварительная закрутка на специальном «вращающемся столе», установленном на коническом переходнике с приборным оборудованием. Стабилизация вращением позволяла также компенсировать рассогласование тяги единичных РДТТ связки.

Для надежности закрутку верхних ступеней проводили непосредственно перед стартом. Во избежание резонанса с конструкцией ракеты на этапе работы первой ступени была рассчитана программа постепенного увеличения скорости вращения сборки с 550 до 750 об/мин ко второй минуте полета.

После вертикального запуска со стартового стола “Jupiter С” через 157 сек выходил на угол 40° к горизонту. По факту выключения первой ступени срабатывали пироболты — приборный отсек и вращающаяся “труба” верхних ступеней отделялись от бакового отсека первой ступени и разворачивались в горизонтальное положение посредством четырех сопел на сжатом воздухе, расположенных в основании приборного отсека.

Когда достигалась вершина баллистического подъема (приблизительно на 247 сек после старта), радиосигнал с Земли зажигал связку РДТТ второй ступени, отделяя “трубу” от приборного отсека. Далее последовательно включались третья и — в космической РН — четвертая ступени.

В первом же испытательном полете, 20 сентября 1956 г., “Jupiter С” установил рекорд, метнув макет боеголовки массой 39,2 кг (86,5 фунта) на высоту 1094 км (680 миль) и дальность 5311 км (3300 миль). 15 мая 1957 г. на несколько меньшую дальность — 1142 км (710 миль) — был запущен масштабно уменьшенный абляционный “носовой конус” боевой ракеты “Jupiter” массой 138,1 кг (300 фунтов).

Наконец, 8 августа 1957 г. аналогичная “боеголовка” пролетела уже 2140 км (1330 миль) и не разрушившись достигла поверхности земли.

В статье использованы материалы из книг: tvsh3004.narod.ru – “О первом искусственном спутнике Земли США” А. Первушин “Битва за звезды. Ракетные системы докосмической эры”, АСТ, Москва, 2003 г. И.Б. Афанасьев и А.Н.Лавренов “Большой космический клуб” Г.С. Ветров “Открытие космоса”

astrotek.ru

До 2018 года американцы будут летать в космос на российских ракетах — ИноТВ

  • 13:11
    Модрич заявил, что не думает о «Золотом мяче»

    Хорватский полузащитник мадридского «Реала» Лука Модрич высказался о возможном признание лучшим футболистом 2018 года по версии Международной федерации футбола (ФИФА).

  • 13:05
    Лидер Южной Кореи везёт Трампу новое письмо от Ким Чен Ына

    Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин заявил, что везёт американскому коллеге Дональду Трампу новое послание от лидера КНДР Ким Чен Ына.

  • 13:04
    Рада отправила на экспертизу в КС законопроект о курсе Киева в ЕС и НАТО

    Верховная рада Украины направила законопроект президента страны Петра Порошенко о курсе Киева в ЕС и НАТО на экспертизу в Конституционный суд (КС).

  • 12:55
    Порошенко гарантировал честные выборы на Украине

    Украинский лидер Пётр Порошенко пообещал, что парламентские и президентские выборы, которые пройдут на Украине в 2019 году, будут честными, «как в 2014—2015 годах».

  • 12:51
    В Раде прокомментировали запрет «русскоязычного культурного продукта» во Львовской области

    Депутат Верховной рады от фракции «Блок Петра Порошенко» Алексей Гончаренко прокомментировал запрет «русскоязычного культурного продукта» во Львовской области.

  • 12:47
    Госдума приняла закон о наказании за отказ от опровержения ложной информации

    Государственная дума в третьем чтении приняла закон об установлении уголовной ответственности за неисполнение судебных актов, которые обязывают прекратить распространение или дать опровержение недостоверной информации.

  • 12:45
    В Крыму ответили на обещание Порошенко убрать российскую базу из Севастополя

    Депутат Госсовета Крыма Владислав Ганжара прокомментировал в беседе с RT слова украинского лидера Петра Порошенко, который пообещал, что после «возвращения» Крыма Украине российской базы в Севастополе не будет.

  • 12:44
    Загитова выступит на турнире по фигурному катанию в Германии

    Олимпийская чемпионка по фигурному катанию россиянка Алина Загитова примет участие в турнире Nebelhorn Trophy, который пройдёт в немецком Оберстдорфе.

  • 12:37
    Назарбаев выразил соболезнования в связи с крушением Ил-20 в Сирии

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев позвонил российскому коллеге Владимиру Путину и выразил соболезнования в связи с гибелью российских военных при крушении в Сирии самолёта Ил-20. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

  • 12:35
    Глава USADA высказался о возможном восстановлении РУСАДА на исполкоме WADA

    Генеральный директор Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвис Тайгерт высказался о возможном восстановлении Российского антидопингового агентства (РУСАДА) на заседании исполкома Всемирного антидопингового агентства (WADA).

  • 12:25
    Фердинанд заявил, что «Ювентусу» нужно подать апелляцию на удаление Роналду

    Бывший защитник «Манчестер Юнайтед», а ныне эксперт Sky Sports Рио Фердинанд высказал мнение об удалении форварда «Ювентуса» Криштиану Роналду в матче первого тура группового этапа Лиги чемпионов с «Валенсией».

  • 12:22
    Порошенко потребовал от Минобороны скорейшего перехода на стандарты НАТО

    Президент Украины Пётр Порошенко заявил, что ждёт от Минобороны страны и Вооружённых сил скорейшего перехода на стандарты Североатлантического альянса, передаёт Интерфакс-Украина.

  • 12:18
    Кэри Фукунага будет режиссёром нового фильма о Джеймсе Бонде

    Кэри Фукунага станет режиссёром нового фильма из цикла о британском секретном агенте Джеймсе Бонде.

  • 12:15
    Столкновения начались у здания Верховной рады

    В результате столкновения у здания Верховной рады в Киеве ранен один человек.

  • 12:12
    Колосков высказался о выступлении «Локомотива» и ЦСКА в Лиге чемпионов

    Почётный президент Российского футбольного союза (РФС) Вячеслав Колосков высказал мнение о выступлении «Локомотива» и ЦСКА в первом туре группового этапа Лиги чемпионов.

  • 12:05
    На Украине призвали повысить тарифы на электричество для населения

    Член Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), Дмитрий Коваленко заявил о необходимости увеличить тарифы на электроэнергию для украинцев.

  • 12:01
    Медведева рассказала, что была поражена количеством болельщиков, посетивших контрольные прокаты в Москве

    Российская фигуристка Евгения Медведева поделилась впечатлениями от контрольных прокатов сборной России, которые прошли в Москве.

  • 12:01
    Захарова рассказала о проработке встречи Лаврова с главой МИД Японии на полях ГА ООН

    Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что встреча министра иностранных дел Сергея Лаврова и главы МИД Японии Таро Коно на полях Генеральной Ассамблеи ООН прорабатывается.

  • 11:44
    Порошенко призвал принять закон о регистрации «агентов влияния» России

    Президент Украины Пётр Порошенко выступил в поддержку принятия закона о принудительной регистрации средств массовой информации, которые принадлежат России.

  • 11:42
    Шипулин рассказал, как будет готовиться к биатлонному сезону

    Олимпийский чемпион по биатлону Антон Шипулин рассказал, как будет проходить его подготовка к новому сезону.

  • 11:42
    В США рассказали о 30 млн больных диабетом американцах

    В Центре по контролю и профилактике заболеваний (ЦКЗ) США заявили, что около 30 млн американцев больны диабетом.

  • 11:30
    Минобороны опровергло версию крушения Ил-20 из-за несрабатывания системы «свой-чужой»

    Минобороны России опровергло версию крушения самолёта Ил-20 у берегов Сирии из-за несрабатывания системы «свой-чужой». В российском военном ведомстве назвали подобные сообщения «дилетантскими фантазиями». Об этом говорится в заявлении Минобороны.

  • 11:26
    Националисты собрались у здания Рады, где выступает Порошенко

    Группы украинских националистов устроили акцию протеста возле Верховной рады, где в настоящий момент выступает президент Украины Пётр Порошенко.

  • 11:21
    Порошенко пообещал убрать российскую базу из Севастополя

    Украинский лидер Пётр Порошенко заявил, что после «возвращения» Крыма Украине российской базы в Севастополе не будет.

  • 11:14
    Сборная России по футболу поднялась на 46-е место в рейтинге ФИФА

    Международная федерация футбола (ФИФА) опубликовала обновлённый 20 сентября рейтинг национальных сборных.

  • 11:13
    Подводная лодка «Кронштадт» спущена на воду в Петербурге

    В Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях на воду торжественно спущена дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт» проекта 677.

  • 11:07
    Порошенко рассказал о планах Киева купить высокоточное ракетное вооружение

    Президент Украины Пётр Порошенко в ходе ежегодного послания парламенту заявил о намерении страны закупить высокоточное ракетное вооружение.

  • 11:07
    Кремль подтвердил получение от Асада телеграммы по поводу Ил-20

    Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков рассказал о получении телеграммы от президента Сирии Башара Асада, в которой он выразил соболезнования в связи с крушением самолёта Ил-20.

  • 11:05
    Ким Чен Ын подарил лидеру Южной Кореи две тонны деликатесных грибов

    Лидер КНДР Ким Чен Ын подарил президенту Южной Кореи Мун Чжэ Ину две тонны ценных деликатесных грибов мацутакэ. Об этом сообщил представитель администрации южнокорейского лидера.

  • 11:00
    Бывшая теннисистка Чакветадзе высказалась о жёнах футболистов

    Бывшая пятая ракетка мира россиянка Анна Чакветадзе высказала мнение о жёнах футболистов.

  • 10:49
    Нурмагомедов заявил, что в USADA слишком много политики

    Чемпион Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в лёгком весе россиянин Хабиб Нурмагомедов высказал мнение об Американском антидопинговом агентстве (USADA).

  • 10:48
    Экс-президент Украины рассказал о нерабочем состоянии Конституционной комиссии

    Первый президент Украины Леонид Кравчук заявил, что Конституционная комиссия страны не работает, поэтому он принял решение покинуть её.

  • 10:43
    Россия приняла нацстандарт по снижению засорения ближнего и дальнего космоса

    В Росстандарте утвердили национальный стандарт по ограничению техногенного засорения околоземного космического пространства. Соответствующее сообщение появилось на сайте ведомства.

  • 10:39
    Адвокат Глушакова назвала спланированной акцией попавшее в сеть видео из бани

    Марина Дубровская, адвокат полузащитника московского «Спартака» Дениса Глушакова, прокомментировала бракоразводный процесс своего клиента.

  • 10:28
    Верховный суд разъяснил ситуацию с репостами экстремистских материалов

    Верховный суд (ВС) России дал разъяснения по поводу ситуации с репостами экстремистских материалов.

  • 10:22
    СМИ сообщили о новых автомобильных номерах в России с 2019 года

    С начала 2019 года российским водителям начнут выдавать новые номерные знаки, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на утверждённый приказом Росстандарта ГОСТ.

  • 10:20
    Гаттузо не исключил, что «Милан» может проиграть люксембургскому «Дюделанжу» в матче ЛЕ

    Главный тренер «Милана» Дженнаро Гаттузо поделился ожиданиями от матча первого тура группового этапа Лиги Европы с люксембургским «Дюделанжем».

  • 10:15
    В Индии 30 человек пострадали из-за потери давления в самолёте

    В Индии 30 пассажиров самолёта авиакомпании Jet Airways пострадали в результате падения давления внутри лайнера.

  • 10:12
    Сестра Роналду об удалении своего брата в матче ЛЧ: это позор для всего футбола

    Катя Авейру, сестра нападающего туринского «Ювентуса» Криштиану Роналду, назвала позорным решение судьи удалить его в матче Лиги чемпионов с «Валенсией».

  • 10:07
    В Госдуме назвали разумным утверждённый перенос выходных в 2019 году

    Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов прокомментировал RT утверждённый перенос выходных дней в 2019 году.

  • 10:01
    Рубль растёт к доллару и евро

    На открытии торгов рубль растёт к доллару и евро. Об этом свидетельствуют данные Московской биржи.

  • 09:57
    Пьянич назвал абсурдным удаление Роналду в матче Лиги чемпионов с «Валенсией»

    Полузащитник «Ювентуса» Миралем Пьянич высказал мнение об удалении Криштиану Роналду в матче первого тура группового этапа Лиги чемпионов с «Валенсией».

  • 09:54
    СК возбудил дело из-за хлопка газа в доме в Башкирии

    Следователи в Башкирии возбудили уголовное дело в связи с хлопком газа в жилом доме, в результате которого погибли два человека и пострадали ещё двое.

  • 09:46
    Медведева рассказала, что Тутберидзе не советовала ей завершать карьеру

    Двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Евгения Медведева прокомментировала информацию о том, что её бывший тренер Этери Тутберидзе советовала ей завершить карьеру.

  • 09:45
    Иран призвал ООН взять под контроль якобы имеющуюся у Израиля ядерную программу

    Иран направил письмо в Совет Безопасности ООН и Генсеку международной организации Антониу Гутеррешу, в котором призвал взять под контроль якобы имеющуюся у Израиля ядерную программу.

  • 09:38
    Тарасенко поддержал решение об отмене итогов выборов в Приморье

    Врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко считает отмену результатов выборов главы региона честным решением.

  • 09:27
    Глава IBO заявил, что считает Поветкина очень опасным соперником для Джошуа

    Президент Международной боксёрской организации (IBO) Эд Ливайн поделился ожиданиями от боя между россиянином Александром Поветкиным и британцем Энтони Джошуа.

  • 09:25
    Четыре человека пострадали при взрыве в Афганистане

    По меньшей мере четыре человека пострадали в результате взрыва в афганской провинции Нангархар.

  • 09:16
    Медведева ответила на критику своей новой программы

    Двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Евгения Медведева ответила на критику своей новой программы перед выступлением на турнире Autumn Classic International в Канаде.

  • 09:16
    США научат сербов разбираться в медиапространстве

    Правительственное агентство США по международному развитию (USAID) в конце 2018 года намерено запустить в Сербии новый проект по работе со СМИ, в рамках которого планирует научить сербов разбираться в медиапространстве. RT ознакомился с документом.

  • russian.rt.com

    Почему американцы снова летают в космос на разработках пятидесятилетней давности

    Космический корабль «Орион»

    Три года назад вернулся из космоса американский пилотируемый космический корабль «Атлантис», завершив программу Space Shuttle. Американская автоматическая космонавтика добилась за это время впечатляющих успехов, но США все равно было огорчительно, что их астронавтов возят в космос на российских «Союзах». И вот свершилось: 5 декабря свой первый испытательный полет совершил новый космический корабль, «Орион».

    Однако внешний вид «новобранца» поразил общественность – новое оказалось удивительно похожим на старое, а точнее, на капсулы программы «Аполлон», летавшие в космос почти полвека назад. Копирование удачных образцов прошлого вполне оправдано для новичков, таких как Китай, или частников из Space X, но непонятно, почему этим путем пошло NASA. Неужели они не могли предложить что-то революционное?

    Сходство «Ориона» с «Аполлоном» действительно разительное. Возникает ощущение, что Американское космическое агентство просто увеличило старую, проверенную капсулу и выдало ее за новинку, на которой можно лететь в межпланетные путешествия – на Луну, к астероидам и на Марс. Хотя сразу видно, что в капсуле с емкостью пустого пространства 9 кубометров ни шесть, ни четыре, ни даже один человек не выдержат пятисотдневное путешествие. Это «лифт», который может поднять астронавтов на орбиту, максимум – доставить за трое суток на Луну – и спустить на Землю. 

    Но не все так просто. NASA учло и свои победы, и опыт трагедий, а также новые возможности, которые открылись в ходе строительства и эксплуатации Международной космической станции. Американцы создали не просто капсулу, а своего рода «точку кристаллизации», вокруг которой может быть построен любой межпланетный корабль или станция.  

    Олдскульная новизна

    Хотя СМИ называют «Орион» межпланетным космическим кораблем, технически правильнее говорить о нем как о многофункциональном пилотируемом корабле, что, кстати, и заложено в полном его названии – Orion Multi-purpose Crew Vehicle. Корабль может доставлять на земную орбиту шесть астронавтов, либо – при более удаленных миссиях – четырех. Также он может использоваться как космический грузовик.

    «Орион» состоит из двух частей. Это собственно многоразовая обитаемая капсула «Орион», разработанная и изготовленная по заказу NASA аэрокосмической компанией Lockheed Martin. Вторая часть корабля – служебный модуль, построенный по заказу Европейского космического агентства (ESA) компанией Airbus Defence and Space. Таким образом, «Орион» уже на данном этапе – это совместный продукт американцев и европейцев. 

    Служебный модуль в отличие от обитаемой капсулы не возвращается на Землю. Он служит двигательной установкой и комплексом жизне- и энергообеспечения капсулы. По сути дела, это переделанный европейский грузовик ATV, который летает к МКС.

    Форма «Ориона» действительно очень напоминает форму капсулы «Аполлонов», равно как и корабль Dragon компании SpaceX. Есть общие черты и с российскими «Союзами». Причина проста – форма тут определяется законами физики. Именно в таком виде она, с одной стороны, способствует наилучшему входу в атмосферу, устойчивому движению в ней и поглощению избыточного тепла с помощью так называемого абляционного теплового экрана. Такой экран в отличие от керамических плиток шаттла «выкипает» в процессе посадки, унося с собой большую часть тепла, выделяемого при торможении о воздух. Сгоревший экран можно легко заменить, готовя корабль к новому полету.

    Сходство «Ориона» с предшественником позволило шутникам называть новый корабль «Аполлоном» на стероидах

    Корабль имеет гораздо более совершенную систему управления. Однако можно удивиться, узнав, что мощность компьютеров «Ориона» меньше, чем у современных смартфонов. В частности, там используются одноядерные процессоры PowerPC 750FX, которые впервые были выпущены в 2002 году. Однако и процессоры, и вся система гораздо мощнее того, что было, к примеру, на самых последних модификациях шаттлов.

    Специалисты объясняют свой выбор старых систем тем, что им нужно обеспечить надежность работы компьютеров при экстремальной вибрации в ходе запуска, при воздействии космической радиации и при широких колебаниях температуры. Тем более красивая компьютерная графика там не нужна. Зато компьютер позволяет отказаться от изрядной части обычных переключателей и датчиков, которые имеют достаточно заметный вес и энергопотребление. И все же около 60 физических тумблеров остается в работе. Никогда нельзя рассчитывать на электронику полностью.

    Преимущество нового «Ориона» еще и в том, что в будущем к нему по модульному принципу можно будет присоединить все, что угодно, для выполнения самых разных задач. Образно говоря, «Орион» можно присоединить к МКС или ее частям, добавить к ним модуль с двигателями и улететь с орбиты Земли хоть к Марсу, хоть к астероидам, хоть к Луне. А затем вернуться на нем на Землю. Это и позволяет американским инженерам называть капсулу межпланетным кораблем.

    Опыт строительства МКС подтвердил плодотворность идеи строительства больших космических систем на орбите. Потихоньку за 15 лет из одиночного российского модуля «Заря» массой 20 тонн выросла МКС суммарной массой 417 тонн, которая уже сейчас принимает космические корабли шести типов: «Союз/Прогресс», Space Shuttle, ATV, Dragon, Signius и Kounotori. Поэтому программа дальних полетов с «Ориона» вполне реальна, поскольку базируется на уже проверенных достижениях, только в несколько иной их комбинации. В американских источниках подробно описывается устройство «Ориона», ракет-носителей и области применения.  

    «Орион» против шаттла

    Самый интригующий вопрос, который задают люди хоть в малой степени интересующиеся космонавтикой, чем же «Орион» лучше легендарного спейс шаттла? Космический челнок выглядел настоящим прорывом в космос, научной фантастикой, которая стала реальностью. Но, как часто бывает, видимость заслонила реальные проблемы, о которых знали специалисты.

    Спейс шаттл создавался в числе прочего как система, которая позволяла бы не только забрасывать людей и полезную нагрузку на орбиту, но и спускать ее с орбиты на Землю, например для ремонта. Масса, которую мог поднять спейс шаттл на низкую опорную орбиту, составляла чуть более 24 тонн, а спустить на Землю – около 14 тонн. Однако таких объектов в космос запускалось не так много, и с развитием технологий спутники стали становиться все меньше и легче. И одновременно надежнее.

    На этом рисунке видно, как бы выглядел «Орион», если бы он состыковался с шаттлом

    Но каждый раз, когда шаттл отправлялся в космос даже с небольшой полезной нагрузкой, туда уходила и балластная масса груза в виде самого шаттла. К тому же выяснилось, что шаттл не слишком легко подготовить к новому полету. Это оказалось гораздо сложнее, чем подготовить к новому полету рейсовый самолет. Согласно докладу Комиссии по расследованию катастрофы корабля «Челленджер», к 1990 году планировалось запускать по два челнока в месяц. 

    Однако за три десятилетия было совершено всего 135 запусков, то есть всего на треть больше, чем было запланировано на один год. А еще катастрофы челноков «Челленджер» и «Колумбия» выявили принципиальные, системные проблемы с безопасностью.

    Как важно быть наверху

    Катастрофа шаттла 29 января 1986 года произошла в активной фазе полета, на 73-й секунде после старта. Причиной ее стало прогорание стенки подвесного бака с водородом и кислородом и последовавший за этим взрыв. Бак же прожгла струя раскаленного газа, которая нештатно вырвалась из уплотнения твердотопливной ракеты-ускорителя.

    Экспертиза показала, что по крайней мере трое пилотов пережили взрыв. Но шансов спастись у них не было – шаттл не имел системы катапультирования обитаемого отсека или самих астронавтов. Возможно, они потеряли сознание из-за перегрузок в процессе падения кабины в море или еще раньше – от разгерметизации, и не понимали, что с ними происходит. Эта версия утешает родных и друзей погибших астронавтов.

    Однако как на «Аполлонах», так и на «Союзах» система спасения на старте существует. Есть она и на «Орионе». Это своеобразная конструкция в новой части ракеты-носителя. В случае опасности там включаются мощные ракетные двигатели, которые могут унести прочь космический корабль с людьми от зоны взрыва, и он совершит посадку в штатном режиме. В 1983 году на корабле «Союз Т-10-1» случилась такая ситуация. Произошел взрыв ракеты-носителя, но аварийная система сработала как надо, и космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов были спасены.

    Катастрофа второго шаттла – «Колумбия», случившаяся 1 февраля 2003 года, хотя и произошла во время посадки космического самолета, но причина ее опять же возникла во время разгона. Тогда от подвесного бака отвалился кусок теплоизолирующей пены. Скорость была уже достаточно высокой, и пена, ударившись в нижнюю часть крыла шаттла, оторвала несколько термоизолирующих пластинок. При входе в атмосферу раскаленный воздух прорвался внутрь конструкции шаттла и погубил его. Отсюда был сделан вывод: ничто не должно иметь возможность ударить по термозащитному экрану и вообще по корпусу космического корабля.

    Выученные уроки

    Так развитие космической пилотируемой техники сделало новый виток. Большое значение тут имела работа, связанная со станциями «Мир» и МКС. Их возведение дало огромный опыт, включая практику работы человека в открытом космосе, выполняющего даже такие сложные работы, как ремонт теплозащитного покрытия шаттла. Канадские манипуляторы «Канадарм-2» и «Декстр», европейский ERA и российский кран «Стрела» стали инструментами самовозведения и обслуживания станции. То, о чем мечтали фантасты, сбылось – выяснилось, что огромные космические объекты могут строить себя сами.

    Международное сотрудничество оказалось не только плодотворным в научном и управленческом плане, став школой взаимодействия представителей различных стран, которые даже могут лично не знать друг друга, но и экономически более выгодным. В случае с «Орионом» использование европейского блока ATV упростило задачу конструкторов. Если не вмешаются политики, то очень интересным может быть соединение «Ориона» с российским научно-энергетическим модулем НЭМ.

    В идеале широкий выбор различных космических аппаратов позволяет выбирать для заданной программы полета оптимальный вариант: если в космос нужно забросить двух космонавтов, то нет смысла посылать «Орион», а если шесть, то один «Орион» выгоднее, чем два «Союза». Это касается и «Драконов», и любых других кораблей.

    В отличие от 60-х годов сейчас уже не только СССР и США могут запускать космические корабли. ЕКА запускает сложные автоматические миссии и грузовые корабли к МКС, Китай готовится к созданию своей космической станции, все активнее работают в космосе Япония и Индия. Но что бы ни строили в космосе, людям всегда потребуется командный центр и, главное, «лифт», чтобы вернуться на Землю. Все начнет строиться от «Ориона». 

    republic.ru

    Когда Америка откажется от полетов в космос на «Союзах»?

    ? LiveJournal
    • Main
    • Ratings
    • Disable ads
    Login
    • Login
    • CREATE BLOG Join
    • English (en)
      • English (en)
      • Русский (ru)
      • Українська (uk)
      • Français (fr)
      • Português (pt)
      • español (es)
      • Deutsch (de)
      • Italiano (it)
      • Беларуская (be)

    zelenyikot.livejournal.com

    НАСА-независимость. Когда США перестанут летать в космос на «Союзах»? | Наука | Общество

    Америка хочет «космической свободы»

    Интернет-сайт газеты Washington Post со ссылкой на неназванные источники сообщил, что NASA в ближайшее время может объявить о заключении нового контракта с одной из американских фирм на строительство «челнока» для доставки астронавтов на борт Международной космической станции (МКС). Это делается для того, чтобы избежать зависимости от российских «Союзов».

    По данным издания, в ближайшие недели NASA объявит о долгожданном решении: заключении многомиллиардного контракта на строительство американского космического корабля, который позволит вдохнуть новые силы в испытывающую трудности космическую программу США. «Вместо того, чтобы платить по $70 млн за место в „Союзе“, данный контракт позволит США впервые за годы отправлять астронавтов в космос с американской территории», — сообщает Washington Post.

    Среди претендентов на очередной «контракт века» — компании SpaceX, Sierra Nevada, а также концерн Boeing. SpaceX и Boeing предлагают «капсулы» для доставки астронавтов на МКС, в то время как Sierra Nevada разрабатывает проект нового космического самолёта, подобного уменьшенному варианту корабля типа «Спейс шаттл».

    Согласно данным издания, первый полёт нового американского корабля может состояться в 2017 году.

    Интересный момент — среди участников проекта названа фирма Blue Origin, владельцем которой Джеффри Безос, владеющий также и… Washington Post.

    «Созвездие» в тумане, «Орион» почти не виден

    Тревога относительно зависимости американской космической программы от российских «Союзов» высказывается давно. Требования покончить с данной «порочной практикой» озвучиваются политиками разного калибра регулярно, но изменить ситуацию американцам пока не удаётся.

    Кризис космической программы США начался 1 февраля 2003 года, когда потерпел катастрофу многоразовый космический корабль «Колумбия» с 7 астронавтами на борту. В рамках программы «Спейс шаттл» это была уже вторая катастрофа с человеческими жертвами. Расследование обстоятельств происшедшего показало, что главной причиной трагедии в 2003, как и в 1986 году, когда погиб корабль «Челленджер», явились серьёзные недостатки самой конструкции.

    Проект «Спейс шаттл», в начале 1980-х рассматривавшийся как настоящий прорыв в космосе, оказался во много раз более дорогим, чем планировалось. Ещё более серьёзной проблемой была аварийность «космических челноков», приведшая к тысячам серьёзных отказов различных систем в полётах и двум катастрофам, повлекшим гибель 14 человек. Кроме того, ресурс кораблей при эксплуатации оказался на порядок ниже расчётного.

    В январе 2004 года президент США Джордж Буш объявил о радикальном изменении целей американских пилотируемых полётов. Америка намеревалась вернуться на Луну и совершить пилотируемый полёт на Марс. Перед НАСА была поставлена задача: в минимально необходимом объёме выполнить свои обязательства по строительству МКС, до 2015 года завершить работу с МКС, в 2010 году завершить эксплуатацию кораблей «Спейс шаттл», создать новую пилотируемую космическую систему, способную совершать полёты на Луну, а в будущем и на Марс.

    Новая амбициозная программа получила название «Созвездие». В её пользу был пересмотрен бюджет НАСА — ради «Созвездия» было сокращено финансирование других программ.

    Новый президент США Барак Обама, пришедший к власти в разгар мирового экономического кризиса, объявил об урезании финансирования НАСА и, в частности, программы «Созвездие», частью которой было создание нового пилотируемого космического корабля «Орион».

    Изначальные планы НАСА предполагали, что первый испытательный беспилотный полёт «Ориона» состоится в 2013 году, первый пилотируемый полёт — в 2014 году, а к Луне корабль отправится в 2019 году. К 2011 году «Орион» сменил название на MPCV (многоцелевой пилотируемый корабль), первый беспилотный полёт был перенесён на 2014 год, а пилотируемый — на 2017 год.

    В марте 2014 года было заявлено, что первый беспилотный тестовый полёт может состояться не ранее декабря 2014 года. При этом речь идёт о старте корабля с ракетой-носителем «Дельта 4», в то время как разработка более тяжёлого носителя, изначально предполагавшегося для проекта, продолжается. Что касается первого пилотируемого полёта нового корабля, то он намечен на 2021 год.

    При этом нужно отметить, что подписание контракта между НАСА и концерном «Локхид Мартин» на разработку, строительство и испытание данного корабля состоялось восемь лет назад — в августе 2006 года.

    НАСА «ловит частника»

    Когда стало ясно, что сроки появления нового пилотируемого корабля переносятся, НАСА стало откладывать завершение программы «Спейс шаттл». Но 21 июля 2011 года вместе с благополучной посадкой корабля «Атлантис» программа всё-таки была завершена.

    С этого момента и по сей день доставка американских астронавтов на борт МКС осуществляется исключительно российскими кораблями «Союз».

    За каждое место в «Союзе» НАСА платит России 70 миллионов долларов. Первоначально предполагалось, что необходимость в этом отпадёт к 2016 году вместе с появлением нового пилотируемого корабля. Однако в начале 2013 года Барак Обама подписал закон, позволяющий осуществлять НАСА подобные выплаты вплоть до 2020 года. Решение было вынужденным — нового пилотируемого корабля у США так и не появилось.

    Чтобы всё-таки преодолеть кризис, НАСА выделило десятки миллионов долларов частным фирмам для продвижения сразу нескольких проектов пилотируемых космических кораблей.

    Среди грантополучателей НАСА — уже упоминавшиеся Boeing и Sierra Nevada, получившие на свои проекты 18 и 20 миллионов долларов соответственно.

    Маск, я тебя знаю!

    Фирма SpaceX также получает деньги от НАСА, но на реализацию проекта создания грузового корабля. Именно это проект продвинулся дальше других — грузовой корабль «Дракон» не только испытан, но и совершил три успешных коммерческих рейса на МКС. Согласно контракту, «Дракон» должен осуществить 12 полётов на МКС с грузом, за что SpaceX получит от НАСА 1,6 миллиарда долларов.

    Владелец SpaceX Илон Маск давно и активно критикует «космическую зависимость от России», продвигая в качестве альтернативы ей свой проект.

    В мае 2014 года, на фоне обострения российско-американских отношений, Маск представил пилотируемую версию «Дракона» — «Дракон V2». Семиместный корабль, по словам Маска, может совершить первый полёт в беспилотном режиме в 2015 году, а с экипажем — в 2016-м.

    НАСА, впрочем, полагает, что пилотируемый полёт на новом корабле станет возможным не ранее 2017–2018 года.

    Владелец SpaceX обещает США не только независимость от России, но и дешевизну полётов — 20 миллионов долларов за астронавта вместо 70 миллионов за место в «Союзе».

    В самом НАСА эксперты, однако, стараются не делать громких заявлений. Как говорится, не всё так однозначно.

    На сегодняшний день «Дракон» совершил три успешных грузовых полёта, однако и они прошли не без нареканий. К тому же запуски неоднократно переносились из-за технических проблем.

    Но рисковать грузом и рисковать жизнями астронавтов — это не одно и тоже. SpaceX необходимо доказать абсолютную надёжность и безопасность своего корабля. История мировой космонавтики учит, что сделать это за сроки, называемые Илоном Маском, попросту нереально.

    Сам Маск, форсируя пилотируемый проект, рискует, но не так, как рискует НАСА. Катастрофа 2003 года в памяти американцев до сих пор, и новый провал может поставить крест на репутации всего агентства.

    Кроме того, отчаянная конкурентная борьба между «частниками» может привести к тому, что другие соперники оттеснят Маска, оставив ему нишу исключительно грузовых полётов.

    У России есть заботы поважнее

    А что же Россия, как на ней отразится возможная потеря денег, получаемых за полёты американских астронавтов?

    В 2013 году общий бюджет российской космической программы составил свыше 4,6 миллиардов долларов. В том же 2013 году российские корабли «Союз» совершили четыре полёта на МКС, доставив туда четырёх американцев. Таким образом, Россия получила за это от США около 280 миллионов долларов. То есть деньги, получаемые от американцев за «покатушки» на «Союзах», составляют около 6 процентов годового бюджета российской космонавтики.

    На фоне планируемого сокращения расходов этот процент может вырасти, но он, в любом случае, не выглядит катастрофическим.

    У российской космонавтики много проблем, но отказ американцев от полётов на «Союзах» в число первоочередных определённо не входит.

    Да и сам отказ, как видим, при самом оптимистичном сценарии, состоится не ранее чем через два-три года. До тех пор же американцам, кривясь и морщась, придётся либо лезть в «Союзы», либо оставаться на Земле.

    Нам же стоит больше думать, как и на чём будет в будущем осваивать космос Россия. Но это уже тема для отдельной статьи.

    www.aif.ru


    Читайте также
    • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
      Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
      Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
      Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
      Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
      Найден источник водородных газов для нашей Галактики