Эволюционное развитие мозга дельфина и человека. На сколько процентов работает мозг дельфина
Мозги дельфина сколько процент работает – Telegraph
Скачать файл - Мозги дельфина сколько процент работает
Дело в том, что как работает мозг точно сегодня никто сказать не может. Есть только догадки и предположения. Что касается размеров - мозг дельфина на втором месте после человеческого. Дельфины могут приспосабливаться и корректировать свое поведение в соответствии с обстановкой, но способность подражать, имитировать, присущая человеку, у дельфина отсутствует. Но открытий в данной области много, подробнее можно прочесть тут. Если вы у нас впервые: Типа, человеки по обязанности? Кто высчитал на сколько процентов используется головной мозг? На сколько процентов человеческий мозг состоит из воды? Как вкусно приготовить мозги животных , рецепт? Чем отличается мозг животного от человеческого? Почему у нас в России такие высокие банковские проценты? Как банку привлечь средства клиентов не платя им? Как рассчитать процент жировой ткани в организме? Сколько процентов наберет 'Единая Россия' на выборах в парламент? Цинизм - это явления нашего времени? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ! Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей! Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Статистика проекта за месяц. Помогите нам стать лучше. Введите контрольное число с картинки:
Правдой ли является что наш мозг работает на 5%? А у дельфинов на 20% и почему так получилось?
Правда, что дельфины используют свой мозг на 20%?
Статья 116.1 ук рф побои
Открытие новых элементов таблицы менделеева
Миф о 10 % используемой части мозга
Для чего нужна авторизация? Авторизовавшись на сайте pressa. Используйте социальную сеть для входа. Лучшее за Неделю Лучшее за Месяц Лучшее за год Мне повезет Топ Девушек. Необычные факты о мозге дельфина 7 фото Необычное и познавательное , Автомобильные приколы Анекдоты Фото приколы Девушки. ДТП видео Демотиваторы Доступно о серьезном Интересное в фотографиях. Картинки с надписями Видео приколы Топ самого необычного Знаменитости. Необычное и познавательное Креативные идеи Путешествия и отдых Почитать ;. При использовании материалов сайта гиперссылка на pressa.
Условные обозначения перевод на английский
Связать простые тапочки крючком
Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?
Приёмо сдаточная накладная бланк
Расписание 44 автобуса минск
Удивительные способности дельфинов
Инструкция пульта печи харвия
Бродский стихи о разлуке
telegra.ph
Эволюционное развитие мозга дельфина и человека - Дельфин и человек
За последние 47 миллионов лет мозг у дельфинов развился до невиданных для других животных размеров. Новое, самое обширное исследование ископаемых останков этих морских жителей поставило своей целью описать динамику соответствующего эволюционного развития. Косвенным образом это может помочь найти ответ на вопрос, как сами люди стали настолько "мозговитыми".
Как известно, дельфины способны на "интеллектуальные подвиги", недоступные другим животным. Так, они могут узнавать себя в зеркале, подобно человеку и некоторым высшим приматам. Разумеется, все это связывают с поистине гигантскими размерами мозга дельфинов. Так, у некоторых разновидностей отношение массы мозга к общей массе тела можно сравнить только с человеческими. Но какими темпами происходило развитие мозга дельфинов, до сих пор оставалось тайной.
Трое исследователей, во главе с американским биологом Лори Марино (Lori Marino) из Университета Эмори (Emory University) в Атланте (штат Джорджия), отследили эволюционные изменения мозга дельфинов, используя ископаемые останки.
После четырех лет работы среди музейных коллекций, эта группа ученых выявила 66 ископаемых черепов предков дельфинов, которые добавились к тем пяти, что были изучены раньше. Размеры мозга у этих экземпляров вычислялись с использованием методов компьютерной томографии (computed tomography - CT), а оценки массы тел животных были получены путем анализа размеров костей у основания черепов.
Были изучены ископаемые черепа древностью до 47 миллионов лет. Их сравнили с 144 современными экземплярами, в результате чего вычислялся так называемый EQ (encephalisation quotient - "коэффициент мозговитости") каждого такого существа. Этот коэффициент связывает массу мозга конкретного экземпляра со средним значением того или иного вида животных подобных размеров, и при этом если EQ оказывается меньше единицы, то это означает, что мы имеем дело с "недоразвитым" существом, ну а если EQ > 1, то мозг считается относительно большим. Люди в этом смысле "мозговитее" всех остальных животных, у них коэффициент EQ примерно равен 7.Анализы крови позволили предположить, что китообразные, к которым относятся дельфины, и копытные - родственники. Когда-то они вернулись с суши в водную стихию (возможно, это было связано с какой-то глобальной катастрофой), со временем утратив задние конечности и приобретя плавники.
Приблизительно 35 миллионов лет назад эти ластоногие животные были размером с небольшого кита - приблизительно 9 метров в длину, имели острые зубы и EQ около 0,5.
И вот с этого момента происходит некая загадочная перемена: старые разновидности непонятным образом вымирают, заменяемые новой группой, которую именуют Odontoceti (подотряд зубатых китов).
Новое исследование показывает, что все эти существа были гораздо меньших размеров, чем прежде, имели более мелкие зубы, но зато у них кардинально увеличился размер мозга. Их EQ подскочил до 2,5 - явление, которое Марино связывает с развитием навыков эхолокации, то есть использования звуковых волн для определения местонахождения объектов под водой.Есть только один подобный случай "взрывного" развития "умственных способностей" среди крупных животных, известный на сегодняшний момент ученым: за пять миллионов лет человеческой истории EQ вырос от приблизительно 2,5 до 7. При этом "умственные способности" оставшейся части "дельфиньего племени" почему-то наоборот снизились.
"Существует миф, согласно которому развитие жизненных форм всегда сопровождается увеличением размера мозга, - говорит Марино. - Однако с точки зрения животного метаболизма (обмена веществ) умственные способности обходятся очень дорого, и поэтому по логике эволюционного развития нужно иметь какие-то чрезвычайно веские причины для того, чтобы "завести" себе большой мозг". Она добавляет, что, согласно другому научному мифу, в одно и то же время и в одном и том же месте может развиться только один вид существа с крупным мозгом. Однако новая работа показывает, что в течение 15 миллионов лет множество различных разновидностей дельфинов и китов благополучно сосуществовали в океане вместе.www.delphinidae.ru
На сколько процентов работает человеческий мозг?
человеческий мозг работает у среднего человека от 3 до 11 процентов (очень редко) . Простой человек использует мозг на 3-4 процента, человек-индиго (Индиго-это необычаемы человек с синей аурой по мотографическим снимкам, начальная стадия работы их мозга равна 6%.Индиго является человек с возможностями будущего и с возможностями встающие на путь работы мозга выше 6% ( к примеру Эин Штеин, Пушкин, Тютчев, ) Максимальная работа мозга была воздвинута до 11%-это Эин Штеин...) , и еще один вид - УО (умственно Отсталые) У простых людей в организме отвечающие за движение, зрение, чутьё, мыщление.. уходит 23 гемоглобена.. . а у умственно Отсталых 23,5 ...Но почему то ученые считают их высшими существами.. . По мнению ученых, человеческий мозг утратил свою уникальность в отношении к животным: исследования человеческого генома показали, что степень его отличия от генома "больших обезьян" (гориллы и особенно шимпанзе) не превышает 1-2 процентов.
человек пользуется 1/1000 долей мозга.
Раньше считалось, что мы используем лишь 10 процентов от возможностей нашего мозга. Эта теория об использовании 10 процентов возможностей мозга существовала почти целый век. Иногда это заявление приписывают Альберту Эйнштейну, но нет ни одной записи, подтверждающей это. Различные иконографические исследования доказали, что нет части мозга, абсолютно бездействующей. Подробные исследования мозга по поиску неактивных 90 процентов были закончены неудачей.
А где доказательство того, на сколько % работает мозг? Кто и каким прибором это измерил?
мозг испульзует 3-11%
<a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Миф_о_10_%_используемой_части_мозга" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Миф_о_10_%_используемой_части_мозга</a>
0 % используемой части мозга (10 % используемых возможностей мозга) — миф, городская легенда, утверждающая, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды — 15 %, 7 %, 5 % и так далее). Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии» [1] или «нейромифа» [2]. Организация экономического сотрудничества и развития также оценивает данное утверждение как «нейромиф» [3]. Приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну [4]. Также заявляется, что люди могут увеличить свою мозговую активность за счёт задействования «неиспользуемой» части мозга, что составляет сюжет многочисленных фантастических произведений. Под «неиспользуемой» частью мозга может пониматься также «(potential) brain power» («(потенциальные) возможности мозга»), однако и в такой версии утверждение о том, что «люди используют 10 % (потенциальных) возможностей мозга», не поддерживается научным сообществом и описывается в научных работах как миф (myth) или заблуждение (misconception)[5][6][7]. Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений [8], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. В процессе исследований не были найдены области мозга, которые не были бы задействованы.
Если грамоту обрезали с 147 букв, пускай 49 азбуки до 33 букв... Историю переписали ( украли минимум 5508 лет), летописи и библиотеки уничтожили.... Получается что мы все спим в подобии матрицы
100% .Провереная инфа, миф про работу мозга на 10% просто заблуждение прошлого века, а что бы поверить в это прочитайте статью о мозговой активности написаную профессором, а не блудливым школьником, который услышал это от граматеев учителей.
А разве не 100%?:0
мозг работает на 100 % это полностью доказано (еслибы какая нибуть часть мтозга не работала он бы отрофировался)
Да вы чё тут гоните фильмов насмотрелись ютуба насмотрелись у меня на все 200 работае5т
На 100%, это слухи про 3-4, 10 человеку просто приятно верить что он может усовершенствоваться в этой области
на 1 % и не более так мы устроенны! если бы работал мозг больше и если верить в Реинкарнацию то мы бы помнили все из прошлой жизни, наш мозг бы не выжержал нагрузки, повредились бы ( центральная нерваная система, и мозжичок) а умирает мозг или сердце умирает все) мы бы тупо не выдержали нагрузки) тут и без реинкарнации порою мозги болят пухнут)
Есть миф что человек использует мозг на 10%,но миф был опровергнут. Допустим человек использует весь мозг, но на сколько процентов каждую часть мозга если на 100% то Альберт Эншетейн нам показался бы просто тупым. Вывод: Даже если человек использует мозг не на 10% то уж точно не на 100%
Человеческий мозг работает на 3-5% от имеющегося потенциала. Подробнее, читайте по ссылке: <a href="/" rel="nofollow" title="50296794:##:chelovecheskij-mozg-na-skolko-procentov-rabotaet-kak-pereprogrammirovat-mozg.html">[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>
Мозг работает на все 100%,а те кто говорит 10% верят до сих пор в старым миф. Лучше вот посмотрите <a rel="nofollow" href="https://youtu.be/Pq8bHWKP_Jc" target="_blank">https://youtu.be/Pq8bHWKP_Jc</a>
90 % работает, 10 % не работает.
touch.otvet.mail.ru
Правда ли, что человек использует только небольшую часть возможностей своего мозга?
Ничего не будет, потому что это выдумка.
Многие разделяют заблуждение о том, что человеский мозг работает только на 10%, в то время как остальные 90% остаются не задействованы. На самом деле это миф. Наш мозг — крайне эффективная вычислительная машина с уже разработанным энергосберегательным планом.
Распространенный миф утверждает, что мы используем только 10% нашего мозга — остальные 90% мощностей простаивают. Разные шарлатаны в своих книгах и методиках обещают раскрыть незадействованный потенциал мозга при помощи неврологии — на самом деле, все это обман.
Две трети всех людей и чуть больше половины всех преподавателей в мире верят в этот миф. В 1890-е Уильям Джеймс, отец американской психологии, сказал: «Большинство из нас не задействует свой умственный потенциал». Под этими словами он подразумевал вызов нашим способностям, а не их ограничение, но наиболее популярной стала неправильная интерпретация его слов. Она подкреплялась тем, что долгое время ученые не могли понять значение крупных, фронтальных и теменных долей головного мозга. Их повреждения не вызывали двигательных или чувственных сбоев, поэтому появилось мнение, что они ничего не делают. Десятилетиями эти части назывались «тихие зоны». Сейчас мы знаем, что они отвечают за рациональное мышление, планирование, принятие решений и адаптацию.
Идея о том, что 90% мозга все время простаивает, кажется абсурдной, если учесть, сколько энергии им потребляется. Грызуны и млекопитающие используют 5% энергии тела на поддержку мозга, обезьяны — 10%, взрослый человек — 20%, причем мозг занимает только 2% его тела, ребенок — 50%, а младенцы — 60%.
Человеческий мозг весит 1,5 кг, мозг слона — 5 кг, кита — 9 кг. Мы превосходим любое другое живое существо по количеству нейронных связей. Для этого требуется много энергии, которую мы можем получать с большим преимуществом благодаря изобретению приготовления пищи. Еда поступает к нам уже подготовленной к перевариванию, поэтому мы можем себе позволить содержать мозг с 86 миллиардами нейронов — на 40% больше, чем у обезьян.
Если бы все нейроны хотя бы одного отдела мозга работали одновременно, общая энергетическая нагрузка оказалось бы непереносимой. Поэтому в мозге одновременно задействованы только небольшие участки нейронов, которые постоянно сменяются, — это называется методом разряженного кодирования. Он позволяет затрачивать минимум энергии, обрабатывая максимум информации — единовременно задействуется от одного до 16% нейронов. Человек плохо справляется с многозадачностью — нам просто не хватает энергии, чтобы держать все под контролем — в итоге каждое задание мы делаем хуже, чем по отдельности. Если бы большинство нейронов не использовалось, эволюция уже давно избавилась бы от ненужного объема мозга.
thequestion.ru
10 мифов о нашем мозге
Мозг - один из самых удивительных органов в человеческом теле. Он контролирует нашу центральную нервную систему, помогает нам ходить, разговаривать, дышать и думать. К тому же это невероятно сложная система, состоящая из 100 миллиардов нейронов.
В мозге происходит так много всего, что сразу несколько областей медицины и науки посвящены его изучению и лечению, включая неврологию, психологию и психиатрию.
Хотя люди изучали мозг с еще древних времен, многие аспекты мозга остаются до сих пор загадкой. Неудивительно, что мы склонны упрощать информацию о том, как работает мозг, чтобы лучше его понять. Это привело к появлению множества заблуждений о нашем мозге.
1. Цвет мозга: наш мозг серый
Вы когда-нибудь задумывались о цвете собственного мозга? Скорее всего – нет, если вы не работаете в медицинской сфере. Если у вас была возможность видеть мозг, сохраненный в банке, то он, как правило, имел белый или серый с желтоватым оттенок. Однако живой пульсирующий мозг в нашем черепе не такой тусклый на вид. В нем присутствует белый, черный и красный компонент.
Хотя большая часть мозга серая, так называемое серое вещество, которое представляет собой разные типы клеток, он содержит и белое вещество, содержащее нервные волокна, присоединенные к серому веществу.
В мозге также есть черная субстанция (Substantia nigra), которая имеет черный цвет благодаря нейромеланину – особому виду пигмента, который окрашивает кожу и волосы и является частью базальных ганглиев.
И наконец, красный цвет появляется благодаря множеству кровеносных сосудов в мозге. Так почему же мозг имеет такой тусклый цвет? Это все благодаря формальдегиду, который сохраняет мозг в банке.
2. Эффект Моцарта: прослушивание классической музыки делает нас умнее
Многие родители покупают DVD, видео и другую продукцию классической музыки, искусства и поэзии для малышей, считая, что это полезно для умственного развития ребенка. Есть даже сборники классической музыки, разработанные для еще неродившихся детей в животе в матери. Эта идея стала настолько популярной, что ее назвали "эффектом Моцарта".
Откуда же появился этот миф? В 1950-х годах врач-отоларинголог Альберт Томатис (Albert Tomatis) заявил, что прослушивание музыки Моцарта помогло людям с речевыми и слуховыми нарушениями.
В 1960-х годах 36 студентов участвовали в исследовании Калифорнийского университета, прослушивая по 10 минут из сонаты Моцарта перед тем, как пройти тест IQ. Согласно психологу д-ру Гордону Шоу (Gordon Shaw), баллы студентов по IQ увеличились в среднем на 8 баллов и так родился "эффект Моцарта".
Читайте также: 10 удивительных свойств музыки
Однако, как оказалось, исследователь, проводивший этот эксперимент, никогда не утверждал, что музыка может сделать кого-то умнее, а лишь показал, что она улучшает выполнение некоторых пространственно-временных задач. Другим исследователям не удалось повторить результаты, и сейчас нет данных о том, что прослушивание музыки Моцарта или другой классической музыки может сделать вас умнее.
Единственное, что известно, так этот то, что изучение игры на музыкальных инструментах улучшает концентрацию, уверенность в себе и координацию.
3. Извилины мозга: у нас появляются новые складки в мозге, когда мы учим что-то новое
Когда мы представляем себе, как выглядит мозг, мы рисуем себе картину закругленной серой массы из двух долей с множеством "морщин" или борозд.
По мере нашего развития, мозг стал больше, чтобы вместить все высшие функции, которые отличают нас от других животных. Но, чтобы мозг мог умещаться в череп, он должен находится в определенной пропорции к остальной части тела, и мозг начал морщиться.
Если бы можно было разгладить все извилины и борозды, мозг стал бы размером с подушку. Существуют различные виды извилин и борозд со своим названием, и они отличаются у разных людей.
Однако такой "морщинистый" вид появляется не сразу. У плода на раннем этапе развития очень гладкий небольшой мозг. По мере роста плода, растут нейроны, которые передвигаются к различным областям мозга, создавая впадины и борозды. Через 40 недель его мозг становится таким же складчатым (но меньше по размеру), как и мозг взрослого человека.
Таким образом новые складки не появляются по мере, того как мы учимся, и все складки, с которыми мы рождаемся остаются на всю жизнь, если конечно мы здоровы.
Во время обучения наш мозг действительно меняется, но не в плане извилин и борозд. Изучая мозг животных, ученые выяснили, что синапсы - связи между нейронами и кровяные клетки, которые поддерживают нейроны, растут и их количество увеличивается. Это явление называется нейропластичностью.
4. Мозг может выполнять несколько функций одновременно
5. 25-й кадр: Мы можем учиться, влияя на подсознание
25-й кадр – это сообщение, заключенное в картинку или звук, которое было сделано с целью внедрить его в подсознание и повлиять на поведение человека.
Первым человеком, кто ввел этот термин, стал Джеймс Вайкери (James Vicary), который заявил, что внедрил сообщения во время показа фильма в Нью-Джерси. Сообщение вспыхивало на экране на 1/3000 секунды, внушая зрителям "выпить Кока-колу" или "Съесть попкорн".
Согласно Вайкери, продажи колы в кинотеатре выросли на 18 процентов, а попкорна на 57 процентов, что подтверждало эффективность 25-го кадра. Результаты этого эксперимента стали использовать в телевизионной рекламе, чтобы убедить покупателей приобретать определенные продукты.
Но на самом ли деле 25-й кадр действовал? Как оказалось, Вайкери сфабриковал результаты исследования. Последующие исследования, как например, сообщение "Звони прямо сейчас", которое показывали на канадском телевидении, не оказало никакого действия на телезрителей. Однако многие люди до сих пор считают, что музыка и реклама содержит скрытые посылы.
И хотя прослушивание специальных записей для самовнушения, возможно, не повредит, вряд ли это поможет вам бросить курить.
6. Размер мозга: у человека самый большой мозг
Многие животные используют свой мозг, чтобы выполнять те же действия, что и люди, например, чтобы найти решение задачи, используя инструменты, и демонстрируя сопереживание. И хотя ученые не пришли к согласию относительно того, что делает человека умным, большинство все же согласны, что человек является самым умным существом на Земле. Возможно по этой причине, многие приходят к выводу, что у нас самый крупный мозг среди животных.
Но это не совсем так. Средний вес человеческого мозга составляет 1361 грамм. У дельфинов – очень умных животных, мозг имеет в среднем такой же вес. Тогда как у кашалота, который считается не таким умным, как дельфин, мозг весит около 7 800 грамм.
С другой стороны мозг гончих собак весит около 72 грамм, а мозг орангутана 370 грамм. И собаки и орангутаны считаются умными животными, но у них маленький мозг. А у птиц, как например, голубя, вес мозга составляет всего 1 грамм.
При этом, вес тела дельфина составляет в среднем 158, 8 кг, а кашалота 13 тонн. Обычно чем больше животное, тем крупнее его череп и соответственно мозг. Гончие относительно небольшие собаки, весом до 11,3 кг, и потому их мозг меньше. Другими словами важен не размер мозга, а соотношение веса мозга по отношению к общему весу тела. У людей такое соотношение составляет 1 к 50, и на мозг приходится больше веса, чем у других животных. Для большинства млекопитающих, соотношение составляет 1 к 220.
Читайте также: 5 умнейших неприматов на планете
Интеллект также связан с разными составляющими мозга. У млекопитающих более развита кора больших полушарий, отвечающая за высшие функции, такие как память, общение и мышление, в отличие от птиц, рыб и рептилий. У человека самая большая мозговая кора по отношению к размеру мозга.
7. Мозг остается активным после обезглавливания
Когда-то, обезглавливание считалось одним из самых распространенных методов экзекуции, отчасти благодаря гильотине. Хотя многие страны отказались от этого метода казни, его все еще применяют среди террористов и других групп. При этом гильотина была выбрана в качестве быстрой и относительно гуманной смерти. Но насколько быстро она происходит?
Идея того, что после отсечения головы, вы какое-то время находитесь в сознании, появилась во времена Французской революции, когда была создана гильотина. В 1793 году француженка Шарлотта Корде была казнена при помощи гильотины за убийство радикального журналиста, политика и революционера Жана Поля Марата.
После отсечения головы женщины, один из помощников поднял ее голову и ударил по щеке. Согласно свидетелям, глаза Корде посмотрели на помощника, и на ее лице было выражение негодования. После этого инцидента, людей, которых обезглавливали, просили после казни моргнуть, и некоторые свидетели утверждали, что глаза продолжали моргать еще в течение 30 секунд.
Другим примером стал случай, описанный французским врачом д-ром Габриелем Бюри (Gabriel Beaurieux), который наблюдал за обезглавливанием мужчины по имени Лонгиль. Врач утверждал, что видел, как веки и губы ритмически сжимались в течение 5-6 секунд, а когда он назвал его по имени, веки жертвы медленно приподнялись, а его зрачки сфокусировались.
Все эти случаи могут заставить нас поверить в то, что после обезглавливания человек может оставаться в сознании даже на несколько секунд. Однако большинство современных врачей считают, что такая реакция является не чем иным, как рефлекторными подергиваниями мышц.
Мозг, отрезанный от сердца, сразу впадает в кому и начинает умирать, а сознание теряется в течение 2-3 секунд, из-за быстрого уменьшения внутричерепного кровотока. Что же касается безболезненности гильотины, то разделение головного и спинного мозга после рассечения окружающих тканей вызывает резкую и очень сильную боль. По этой причине, обезглавливание во многих странах не применяется.
8. Травма мозга необратима
Наш мозг очень хрупкий орган, который восприимчив к множеству травм. Повреждение мозга может вызвать что угодно, начиная от инфекций до автомобильной катастрофы, и часто ведет к смерти клеток мозга. У многих людей травма мозга ассоциируется с образами людей в вегетативном состоянии или с постоянными физическими или умственными нарушениями.
Но это не всегда так. Существует разные виды травм мозга, и то, как она повлияет на человека, зависит от места и тяжести повреждения. При легкой травме мозга, как например сотрясении, мозг отскакивает внутри черепа, что может привести к кровотечению и разрывам, но мозг при этом может хорошо восстановиться. При тяжелой травме мозга, иногда требуется операция, чтобы убрать скопление крови или уменьшить давление. В этом случае последствия, как правило, необратимые.
Однако некоторые люди с травмой мозга, могут частично восстановиться после повреждения. Если нейроны были повреждены или потеряны, они не могут снова вырасти, но синапсы - связи между ними, могут.
Часто мозг создает новые связи, и некоторые области мозга берут на себя новые функции и учатся заново делать какие-то вещи. Так пациенты, пережившие инсульт, восстанавливают речь или моторные навыки.
9. Действие наркотиков: при употреблении наркотиков в мозге образуются дыры
То, как наркотики влияют на мозг, до сих пор является предметом споров. Некоторые считают, что только при злоупотреблении наркотических веществ могут появиться долговременные последствия, другие – что эти последствия появляются сразу после первого употребления.
В одном исследовании выяснили, что потребление марихуаны приводит только к небольшой потере памяти, а в другом, что долгое и частое использование может сморщить части мозга. Некоторые люди даже считают, что использование таких наркотиков, как кокаин и экстези может привести к появлению дыр в мозге.
Читайте также: Марихуана вредит мозгу, но безопасна для легких
На самом деле, единственное, что может продырявить ваш мозг – это физическая травма.
Тем не менее, наркотические вещества действительно вызывают кратковременные и долговременные последствия в мозге. Они могут уменьшить воздействие нейромедиаторов – передатчиков нервных импульсов, таких как допамин. Это объясняет, почему наркоманам нужно потреблять все больше наркотиков, чтобы добиться тех же ощущений. Также это может привести к проблемам в функции нейронов.
В 2008 году исследование показало, что длительное потребление некоторых наркотиков может вызвать рост определенных структур мозга. По этой причине наркоманам бывает так сложно изменить свое поведение.
10. Алкоголь убивает клетки мозга
Один лишь взгляд на пьяного человека может убедить нас в том, что алкоголь напрямую воздействует на мозг. Среди последствия неумеренного потребления алкоголя наблюдается спутанность речи, нарушенная моторики и суждения. Также человек часто страдает от головной боли, тошноты и неприятного побочного эффекта – похмелья. Но может ли стаканчик другой убить клетки мозга? А что насчет запоев или постоянного употребления алкоголя?
На самом деле, даже у алкоголиков, потребление алкоголя не приводят к смерти клеток мозга. Однако, он действительно повреждает окончания нейронов, называемые дендридами. Это приводит к тому, что возникают проблемы при передаче сообщений между нейронами, хотя такое повреждение обратимо.
У алкоголиков может развиться неврологическое нарушение называемое синдром Гайе-Вернике, при котором происходит потеря нейронов в определенных частях мозга. Также этот синдром вызывает проблемы с памятью, спутанность сознания, паралич глаз, отсутствие мышечной координации и амнезию. Кроме того, это может привести к смерти.
Само нарушение вызвано не алкоголем, а недостатком тиамина или витамина В1. Дело в том, что алкоголики часто плохо питаются, а злоупотребление алкоголем мешает всасыванию тиамина.
И хотя алкоголь не убивает клетки мозга, в больших количествах он все равно повреждает мозг.
Бонус: Сколько процентов мозга использует человек?
Вы наверняка часто слышали о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга. В пример даже приводят цитаты известных людей, таких как Альберт Эйнштейн и Маргарет Мид.
Источником этого мифа стал американский психолог Уильям Джеймс, которые как-то сказал, что "средний человек редко достигает только малой доли своего потенциала". Каким-то образом эту фразу превратили в "10 процентов нашего мозга".
С первого взгляда это кажется нелогичным. Зачем нам такой большой мозг, если мы его полностью не используем? Появились даже книги, которые обещали научить людей использовать остальные 90 процентов их мозга.
Но, как можно было уже догадаться, такое мнение ошибочно. Кроме 100 миллиардов нейронов, мозг содержит разные типы клеток, которые мы постоянно используем. Человек может стать инвалидом, даже при повреждении небольшой области мозга, в зависимости от того, где она находится, и потому мы не можем существовать только на 10 процентах мозга.
Сканирование мозга показало, что, что бы мы не делали, наш мозг всегда остается активным. Одни области более активны, чем другие, но нет части, которая бы совсем не работала.
Так, например, если вы сидите за столом и едите бутерброд, вы не используете свои ноги. Вы сконцентрированы на том, чтобы поднести бутерброд ко рту, прожевать и проглотить его. Но это не значит, что ваши ноги не работают. В них сохраняется активность, как например кровоток, даже если вы ими не двигаете.
Другими словами у нас нет скрытого дополнительного потенциала, который можно было использовать. Но ученые до сих пор продолжают изучать мозг.
Перевод: Филипенко Л. В.
www.infoniac.ru
Наш сосед по Планете Земля – дельфин ~ Дельфинарий: хлорированная тюрьма
Дельфин афалина |
1. Рострум 2. Дыхало 3. Глаз 4. Ухо 5. Грудной плавник 6. Спинной плавник 7. Стебель хвоста 8. Хвостовой плавник
Переднюю, часть дельфина, образованную челюстями и предназначенную для захвата пищи правильнее называть не «носом», а «клювом» или «Рострумом», поскольку обоняние у него отсутствует. Дышит дельфин через отверстие (кожно-мышечный клапан), называемое «дыхалом», расположенным в небольшой ямке на темени. Взрослая афалина обычно имеет длину 2-2,5 м и вес 130-200 кг, но может достигать 3,8м длины и 650 кг веса (у берегов Великобритании). Афалина распространена в умеренных и тропических широтах по всему миру. Этот вид дельфинов считается прибрежным, хотя встречается и в открытых районах Океана. В российских водах обитает в Черном, реже Балтийском и очень редко в Баренцевом, Беринговом и Охотском морях. Численность черноморских афалин – около 7 тысяч. Продолжительность жизни – в среднем около 30 лет, но может достигать 40 лет. Взрослая афалина съедает в день 8-15 кг (различные виды рыб, кальмары и ракообразные). Дельфины исключительно маневренны, способны совершать точно рассчитанные прыжки в воздух высотой до 5м. и длиной до 10м., а также при скорости до 40 км в час мгновенно менять направление движения или полностью останавливаться при дистанции торможения 1-2 м. Ныряют они на глубину до 300 м., оставаясь под водой до 15-20 минут. Дельфин – одно из самых удивительных и загадочных живых существ нашей планеты. На протяжении всей истории человечества люди знали, что дельфины оказывают помощь утопающим и разгоняют акул, собирающихся вблизи человека. Особенно оберегают они детей. Уникальной особенностью дельфинов является их доброжелательность, общительность, стремление к установлению различного рода контактов с человеком, к оказанию помощи ему. Они умны, добродушны и даже несколько снисходительны к людям, а в их отношениях с нами проявляется какой-то игривый юмор. За 2500 лет общения человека с дельфином не отмечено ни одного случая агрессивности последних, даже если человек причинял им боль. А ведь у афалины 88 острых конических зубов типа тигриных клыков. Она спокойно могла бы, к примеру, откусить человеку руку или убить его сильным ударом нижней челюсти, спасая свою жизнь. Дельфин – уникальное творение природы, идеально приспособленное к жизни в морской среде, наделенное высоко развитым разумом и сенсорной системой по своим параметрам, далеко опережающей существующие технические системы. Головной мозг взрослой афалины длиной 240 см весит 1700-1800 грамм, а у взрослого человека ростом 180 см – на 300-350 грамм меньше. Строение мозга дельфина и человека подобно. Кора мозга дельфина дифференцирована так же, как и у человека. В ней можно выделить те же шесть слоев, те же ассоциативные центры, что и у нас. При этом участок мозга, ответственный за творческие мыслительные способности – в пропорции у дельфина даже более обширен, чем у человека. Мозг дельфина способен накопить объем данных и устойчивых причинных связей, сравнимых с объемом данных, которые накапливает человек, или превосходящих его. Шведский морфолог Портман по ряду индексов мозга составил шкалу «умственного развития» разных видов животных. Первое место в этой шкале занял человек (у него было 215 условных единиц), второе – афалина (190 условных единиц), третье – слон (150 единиц) и четвертое – обезьяна (63 единицы). Конечно, подобная шкала очень субъективна, и результаты ее применения очень сильно зависят от субъективности оценки значимости различных факторов. В качестве примера приведу следующий факт. Из истории известно, что Т. Эдисон очень тщательно подходил к подбору своих новых сотрудников. В том числе, для проверки интеллектуального уровня абитуриента, он составил специальную анкету, содержащую много различных вопросов, на которые нужно было ответить. Однажды, в разговоре с Т. Эдисоном А. Эйнштейн узнал об этой анкете и, ради интереса, попросил дать ее ему…. Он не смог ответить ни на один из перечисленных там вопросов. Автор предполагает, что, если бы автором экзаменационного вопросника был бы А. Эйнштейн, а отвечал на него Т. Эдисон, то результат был бы таким же. А ведь эти два человека представляют собой две вершины человеческого интеллекта. Две, но разные: один – великий изобретатель, другой – великий теоретик. В случае оценки уровня интеллекта дельфина человеком нужно учитывать, что в данном случае и цивилизации разные. Различают пять основных органов чувств: с дистантными рецепторами – зрение, слух и обоняние и с контактными – осязание и вкус. Кроме того, есть также чувства – мышечное, равновесия, холода, тепла, боли, кожно-оптическое и др. Представление о внешнем мире складываются в результате сигналов, воспринимаемых органами чувств, и анализа их мозгом. Переход далеких предков китообразных с суши в воду привел к постепенной перестройке их органов чувств, применительно к обитанию в водной среде. Воздушное обоняние утратило свое значение и практически исчезло. Его заменили хеморецепторы, воспринимающие водные «запахи». Чувство вкуса также значительно ослабло из-за своей малой надобности. Зрение у различных китообразных различное. Поскольку даже в самой чистой океанской воде дальность оптического видения невелика и составляет 50-60м, зрение дельфина не играет основной роли в отличие от человека и наземных животных. У речных же дельфинов, живущих в мутных водах Амазонки и Ганга, оно, практически полностью отсутствует. У афалины зрение вполне удовлетворительное. Острота зрения составляет около 9 угловых минут (у человека 1 угловых минут), как в воде, так и в воздухе. В отличие от человека, в сетчатке глаза которого имеется одна область наилучшего видения, называемая желтым пятном, у дельфина две таких области в каждом глазу. Эта уникальная особенность вызвана тем, что дельфин живет на границе раздела вода-воздух, то ныряя, то высовываясь из воды, чтобы произвести выдох-вдох, а также чтобы осмотреться. Коэффициент оптического преломления для воды и воздуха различны, различны и расстояния, на которых образуется наиболее четкое изображение. Глаза дельфина обладают еще одной особенностью: движения каждого из них независимы от движений другого. К примеру, если один глаз смотрит вперед, другой в то же время может смотреть назад или в бок. Острое надводное зрение афалины и хорошая зрительная память подтверждаются тем, что она узнает знакомого человека даже в толпе посторонних людей. Слух. Слух играет в жизни дельфина исключительно важную многогранную роль. Остановимся, прежде всего, на обычной роли слуха, так сказать, в его классическом понимании. У дельфина имеется два уха. Уровень их чувствительности на порядок превышает порог чувствительности уха человека. При этом частотный диапазон составляет 10 Гц – 196 кГц. Возможно, низкочастотный предел еще ниже. Ни одно живое существо на Земле не обладает столь широким частотным диапазоном. Исключительно острый стерео – эффект органов слуха дельфина достигается, в частности, тем, что правый и левый органы слуха надежно изолированы от костей черепа и друг от друга (в отличие от человека). Среднее и внутреннее ухо окружены со всех сторон воздушными полостями и камерами, заполненными жировой эмульсией с множеством воздушных пузырьков, поглощающей звук. Таким образом, звуки, приходящие справа и слева строго изолированы друг от друга. Но есть и третий путь – через нижнюю челюсть, иннервированную ветвью тройничного нерва, который своим задним концом подходит к области внутреннего уха дельфина. Этим достигается трехмерный стереоэффект, который позволяет получать точное определение координат источника звука в трехмерном пространстве. Заметим, попутно, что нижняя челюсть дельфина, заполненная звукопроводящей жидкостью и окруженная множеством гидроакустических рецепторов, сама по себе играет роль пространственной многоэлементной гидроакустической антенны, характеристики которой задаются мозгом. В результате вышесказанного у дельфина даже в его «обычной» слуховой системе заложена способность выделять нужную звуковую информацию от хаоса посторонних звуков – шумов при превышении уровня шума над сигналом на порядок и выше. Для выделения сигнала из шумов большое значение имеет частотная селективность приемника звука. Оказалось, что частотное разрешение слуха дельфина весьма высокое, особенно в области высоких звуковых частот (десятки кГц). Здесь частотная селективность достигает 50 единиц, т.е. слух дельфина различает частоты, разнящиеся примерно на 1/50. Это в 4-5 раз лучше, чем у других животных и человека. С другой стороны важна временная разрешающая способность слуха – тот минимальный интервал времени, при котором еще разделяются два отдельных импульса. Оказалось, что временная разрешающая способность у дельфина примерно в сто раз выше, чем у человека. Наряду с очень чутким слухом у дельфинов, как в той или иной степени у всех китообразных, развита совершенная звуковая сигнализация. Лучше всего изучены голоса дельфинов, хорошо уживающихся в неволе, - афалин, гринд и белух. При этом обнаружены четкие индивидуальные оттенки, по которым дельфинов одного и того же вида можно узнавать персонально. По разнообразию издаваемых звуков среди дельфинов выделяется белуха. Она может громко хрюкать, глухо стонать, свистеть, издавать звуки, напоминающие плач ребенка, удары колокола, пронзительный женский крик, игру на музыкальных инструментах с переливчатыми трелями, как у певчих птиц. Недаром белуху называют морской канарейкой. Выражение «ревет как белуга» имеет происхождение от слова «белуха». Все звучания дельфинов принято делить на три класса: первый – свисты, частотой от 4 до 20 кГц, второй – эхолокационные щелкания, частотой до 200 кГц и третий – комплексные звуки высокой интенсивности и широкого частотного диапазона отличающиеся большим разнообразием. Звуки первого класса – коммуникационные и эмоциональные сигналы; второго – средство для ориентации, навигации и поиска пищи; третьего – имеют оба значения, как первого, так и второго. Интересно, что дельфин может одновременно издавать звуки как двух, так и трех классов. Акустическое давление комплексных сигналов достигает 100 децибел. Афалины, в зависимости от ситуации способны производить эхолокационные щелкания в очень широком диапазоне от 1 до 1200 раз в секунду. Механизм образования звуков у дельфинов весьма сложен. У них нет голосовых связок. Подача звука, осуществляется воздушными мешками (обычно три пары), связанными с носовым каналом и окруженными несколькими слоями радиально расположенных мышц. Если человек изо дня в день громко разговаривает вблизи подопытного дельфина, то у дельфина звуки постепенно приобретают сходство с человеческой речью, только, если человек произносит слова в частотном диапазоне 0,4-3 кГц, дельфин воспроизводит их в диапазоне 1-8 кГц. Если эти два частотных диапазона привести к одному, то сонограммы звучания голосов дельфина и человека достигают поразительного сходства. Исключительно велики скорость и объемы информации, передаваемые дельфинами по гидроакустическому каналу. Можно, в качестве примеров привести следующее. В одном из экспериментов, проведенных в Севастопольском дельфинарии Военно-Морского Флота, из рыболовецких сетей был сооружен сложный лабиринт, в центре которого поместили аппетитную рыбину. В лабиринт пустили дельфина. Дельфин, зная посредством своего локатора, местонахождение рыбы, но, не зная устройства лабиринта, стал методично исследовать и проходить все его ловушки. Пройдя их, он съел рыбу и кратчайшим путем тут же покинул лабиринт. В момент выхода дельфина из лабиринта, в то же место поместили другую рыбу, а навстречу ему пустили другого дельфина. Повстречавшись на встречных курсах, оба дельфина обменялись короткими свистами, после чего, второй дельфин кратчайшим путем без единой ошибки направился к цели и съел рыбу. Недавно в морском бассейне близ Майами, в котором демонстрировались показательные выступления дельфинов, сопровождавшиеся множеством сложных трюков, произошел следующий случай. В бассейн привезли новую партию только что пойманных дельфинов и поместили в один из его отсеков. Недалеко от них, в другом отсеке находились дрессированные дельфины. Представители обоих групп не могли видеть, но хорошо слышали друг друга. Всю ночь из бассейна доносились разнообразные звуки, которыми обменивались представители обоих групп, а утром произошло невероятное: новые дельфины сразу же начали сами выполнять все трюки, которым им еще только предстояло обучиться. Кстати, как выяснилось, сложность показательных трюков, исполняемых в шоу – бассейнах ограничивается не возможностями дельфинов, а недостаточной изобретательностью постановщиков этих программ. В языке дельфина в настоящее время выделено 822 типа ультразвуковых сигналов. Изучено соответствие некоторых из них элементам поведения дельфина, как в условиях дельфинария, так и в морских условиях. Установлена способность дельфинов, обобщать и развивать абстрактные концепции. По сообщениям СМИ в настоящее время создан дельфино-японский словарь и разрабатывается дельфино - английский. Некоторые исследователи усматривают сходство некоторых акустических сигналов дельфинов с древними человеческими языками. Джон Лилли – физиолог, работавший с большим количеством животных, в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов осуществил революцию в исследовании дельфинов. Его книга «Человек и дельфин» явилась пионерской и вызвала взрыв интереса к этому объекту исследования. Основной задачей, поставленной им перед собой, явилась попытка установления контакта между человеком и дельфином, как между двумя разумными существами. Результаты были столь впечатляющими, что Дж. Лилли даже поспорил на крупную сумму, что он обучит одного из своих дельфинов английскому языку. Он проиграл. Проблема оказалась более сложной, чем представлялось вначале. Математические приемы дешифрования, которые позволяют проанализировать любую последовательность символов, цифр, букв или фраз на предмет содержания в ней информации, показали, что язык дельфинов столь же информативен, как и язык человека. Однако попытки создания квазидельфиньих языков пока не увенчались успехом, поскольку они в качестве своей основы являлись псевдочеловеческими языками, основанными на абстрактных понятиях человеческого интеллекта, в то время как дельфиний язык в качестве своей основы имеет, по-видимому, некие пространственно-частотные образы, некие акустические иероглифы, имеющие конкретный смысл. Причем, поскольку звук имеет волновую природу, эти иероглифы, вернее всего, имеют голографическую структуру. Дельфины полностью или почти полностью лишены абстрактных понятий, но, не смотря на это, они во многом понимают речь человека, с которым постоянно общаются, как понимают кошки и собаки своего хозяина. Более того, Луис Герман из Гавайского университета продемонстрировал способность животных адекватно реагировать на изменение порядка слов. То есть дельфины, не просто понимают речь человека, но и чувствуют, как положение слова в предложении может изменить смысл высказывания. Таким образом, в решении задачи языкового контакта человек-дельфин слабым звеном является человек, и, если ставить задачей установление такого контакта, основную работу должен проделать человек, вооруженный своей наукой и техникой, а дельфин, если, конечно, захочет, будет только помогать нам и учить нас. Для дельфинов характерна очень тесная связь между матерью и детенышем: малыш сосет мать в течение 18-21 месяцев и находится постоянно вблизи нее. За это время мать его многому учит, как личным примером, так и посредством постоянного акустического информационного контакта, в том числе языку. Проведем параллель. Известны случаи воспитания человеческих детей животными (дети – «Маугли») – волками, обезьянами, козами, антилопами, медведями и даже орлами. Такие дети, попав в человеческое общество, уже никогда не сумели научиться разговаривать, иногда усвоив два-три десятка слов. Неразумно ожидать от взрослого дельфина большего, чем от человека. Но понять язык дельфина можно. И если это произойдет, человек узнает много очень интересного. Дельфин обладает недостижимой для созданных человеком приборов эффективностью гидроакустической локацией. Он лоцирует дробинку, упавшую в воду на расстоянии 15м; различает размеры предметов одинаковой формы, отличающиеся на единицы процентов, их материал; различает подобно томографу детали внутреннего строения объектов, находящихся в воде или в слое ила, их форму и другие параметры, обнаруживает съедобную рыбу на расстоянии три километра и отличает от той, которая не идет в пищу. Это достигается совершенством системы гидролокатор-мозг. На рисунке приведена сугубо схематическая структура функционирования гидролокатора дельфина.Гидролокатор дельфина.
Носовой канал 1, идущий от дыхала к легким соединяет три пары воздушных мешков 2, представляющие собой полости, окруженные системой радиальных мышц. Мембраны, находящиеся в месте соединения мешков с носовым каналом, при продувании воздуха из левого мешка в правый или наоборот генерируют ультразвуковые колебания, которые фокусируются с помощью рефлектора 3, представляющего собой параболическое углубление в передней части черепа и акустической линзы 4, представляющей собой жировое образование, окруженное системой мышц, изменяющих при необходимости его форму и, следовательно, фокусное расстояние. В результате образуется ультразвуковой луч 5, частота и диаграмма направленности которого могут меняться. Лоцируемый объект 6 рассеивает падающее на него излучение и воспринимается антенной системой в виде трех областей 7, расположенных на коже Рострума и нижней челюсти дельфина. Эти области образуются акустическими рецепторами кожи с плотностью распределения около 600 единиц на 1 кв.см. и представляют собой, по сути, пространственную голографическую приемную систему. Приведенная схема сугубо условна. Действительная форма ее элементов значительно сложнее. Однако отображение этих анатомических деталей только усложнило бы понимание принципа действия системы. Сделаем маленькое отступление. Скорость движения дельфина в воде может достигать величины 50-60 км/час, что намного превышает его мускульные энергетические возможности. Впервые на этот факт обратил внимание Джон Грэй. Он показал, что удобообтекаемое твердое тело одинаковых с дельфином размеров и формой должно было бы затрачивать для преодоления сопротивления воды мощность, примерно в семь раз большую, чем та, которой он располагает. Этот факт, получивший впоследствии название «парадокс Грэя», объясняется тем, что коэффициент сопротивления при ламинарном обтекании значительно ниже, чем при турбулентном. Объясняют парадокс Грэя особенности структуры и функционирования кожного покрова с гидрофобными и демпфирующими свойствами, а также двигательный механизм, как кожного покрова, так и всего тела дельфина. Прежде всего, поверхность кожи совершенно гладкая и обладает гидрофобным свойством (когда дельфин выныривает, на его коже нет капель воды). Гладкость же поверхности обеспечивается ее постоянным обновлением, слущиванием отмирающих частей, что защищает от биологического обрастания, столь характерного для морских плавсредств и многих обитателей морей. Это первая ступень защиты, обеспечивающая минимальный коэффициент трения. Вторая ступень защиты обеспечивает гашение мелкомасштабных пульсаций давления водной среды предвещающих образование турбулентности. Для этой цели эпидермис содержит два слоя: тонкий наружный и лежащий под ним ростковый или шиповидный. В ростковый слой входят шиповидные упругие сосочки дермы, которые обеспечивают надежное сцепление с амортизатором – слоем жира, пронизанным густыми сплетениями коллагеновых и эластиновых волокон. Первая и вторая ступени – пассивные. Под жировым слоем находится слой развитой системы подкожной мускулатуры и кровеносных сосудов. Это третья ступень защиты. Работает третья ступень защиты следующим образом. Важнейшим условием сохранения ламинарности (безвихревого обтекания) является наличие продольного, отрицательного градиента давления, который препятствует образованию вихрей. Как только в каком либо месте кожи возникает тенденция к образованию положительного градиента, мускулатурный, насыщенный кровью слой тут же меняет форму поверхности тела дельфина в соответствующем месте таким образом, что ликвидирует эту тенденцию. Это уже активная мышечно-гидравлическая защита. Информацию о поле давления выдают соответствующие рецепторы, покрывающие все тело дельфина. Одним из рецепторов осязания у животных и человека являются волосы. Дельфин, утратив волосы при своей эволюции, превратил то, что от них осталось в эти рецепторы. Поле давлений обтекающей воды анализируется соответствующим разделом мозга и выдает нужные команды вегетативной нервной системе, управляющей системой мускулатуры и крови. Ту же роль в сохранении ламинарности обтекания тела дельфина играет его хвостовая часть, движения которой создают отрицательный градиент давления. Это четвертая степень защиты. Когда дельфину нужно достичь максимально возможной скорости, например, перед высоким прыжком, он включает «форсаж», превращая кожу в дополнительный двигатель. На скоростной киносъемке хорошо видно, как по телу дельфина в направлении хвоста бежит поперечный «гофр» из выступов кожи, который является дополнительным гребным механизмом. Таким образом, дельфин весь является двигателем высшей степени совершенства, способным двигаться с большой скоростью, находясь при этом в полностью ламинарном обтекании. А это значит, кроме всего прочего, что у него нет и шумов обтекания, которыми так богаты технические морские средства. А теперь, закончим сделанное отступление и вернемся к гидроакустике, зная, что дельфин движется, не создавая гидродинамических шумов. Все тело человека покрыто густой сетью рецепторов осязания. Рецепторов прикосновения и давления (механорецепторов) в коже человека свыше 600 тысяч. Это тельца Пачини и Мейснера, а также диски Меркеля. Механорецепторы воспринимают, в том числе вибрации и звук. Последнее не является основным их назначением – для этого существуют уши. Однако известны случаи, когда с детства глухие люди, положив ладони на стол или поставив ступни на пол, могут слушать музыку. У дельфина механорецепторов, по-видимому, значительно больше, чем у человека. В процессе эволюции они превратились в многие тысячи гидрофонов, покрывающих все тело дельфина. В результате поверхность тела дельфина представляет собой чрезвычайно развитое многофункциональное антенное устройство, работающее в диапазоне частот от нескольких герц до 200 кГц при очень низком уровне собственных шумов и имеющее на выходе уникальное анализирующее устройство – мозг. Иными словами все тело дельфина – это совершенный акустический глаз, который может работать как в активном, так и в пассивном режиме с круговым обзором и возможностью концентрировать максимальную разрешающую способность в нужном направлении. Различие между оптическим глазом и акустическим заключается только в том, что в первом случае анализ информации осуществляется на основе законов геометрической оптики, а во втором – на основе законов акустической голографии. В линзовой системе единственная информация, которую можно получить от одного рецептора, это амплитуда акустического давления. В голографической же системе построения изображения используется как амплитуда, так и фаза. Поскольку голографическая антенна несет большую информацию от каждого рецептора, то получаемые изображения обладают большей информативностью. К тому же, поскольку рецепторы покрывают все тело дельфина, т.е. антенна имеет максимальные размеры, то и разрешение ее имеет максимально достижимую величину. На основе вышесказанного рассмотрим общую схему гидроакустической системы дельфина.Дельфин как приемно-излучающая гидроакустическая система. |
Первая подсистема – уши (1), дополняемые третьим приемным устройством – нижней челюстью. Она обеспечивает, в основном, прием коммуникационных сигналов, а также обеспечивает часть функций освещения подводной обстановки.
Вторая подсистема – изучающая все типы звуков в диапазоне 10 Гц – 196 кГц. Зона ее излучения (2).
Третья подсистема – система ближней гидролокации работает в зоне (3) и использует наиболее высокочастотные сигналы.
Те же гидроакустические рецепторы, что с большой плотностью распределены на лицевой стороне, с меньшей плотностью расположены по поверхности всего тела дельфина и образуют многоэлементную широкополосную гидроакустическую приемную антенну с круговой диаграммой направленности (4). Эта подсистема голографического приема обеспечивает освещение подводной обстановки, работая как в активном, так и в пассивном режимах, а также дополняет работу первой подсистемы.
Дельфин может воспринимать звуки такой частоты, которые сам не в состоянии воспроизвести, в отличие от наземных млекопитающих и человека, которые слышат звуки, только такой частоты, которые издают сами.
Дельфин обладает несколькими гидроакустическими информационными системами, частично перекрывающими друг друга и работающих параллельно. Разделение поступающей информации, и совместная ее обработка осуществляется с помощью мозга, в реальном масштабе времени. Таким образом, обеспечивается существенное улучшение отношения сигнал/шум и соединение направленного приема, обеспечивающего высокое пространственное разрешение, с круговым обзором, который ведется как в активном, так и в пассивном режиме, что недоступно для технических средств.
Полученная информация кодируется мозгом, по-видимому, в виде четырехмерных образов (три пространственных и один частотный).
Для дельфина гидроакустический канал получения информации означает гораздо больше, чем зрение для человека. Остальные органы чувств играют вспомогательную роль.
Что видит дельфин с помощью своей гидроакустической системы? Он видит поверхность, видит дно со всеми деталями его строения, в том числе с деталями слоев подстилающих пород; видит предметы, лежащие на дне, в том числе и лежащие глубоко в иле; видит особенности каждого предмета, его размеры, форму, особенности материала, внутреннего устройства. Он ничего не может «сказать», о каком либо конкретном предмете, если раньше его не видел. Но если рядом находятся два подобных друг другу предмета, он при некоторой тренировке, может отличить один от другого по любому параметру: по размеру, по форме, по материалу, по наличию пустот внутри, размерам и форме этих пустот и т.д. Он видит все плавающие вокруг него объекты (в общих чертах, так сказать «боковым зрением») и если что-то его заинтересовало, концентрирует на нем остроту своего акустического зрения. Кстати, когда дельфин плывет или хочет рассмотреть что-либо, он делает движения головой, очень похожие на движения зрачков человека в подобных ситуациях.
Несколько простейших примеров. Дельфин различает: два совершенно одинаковых по форме и размерам предмета, но сделанных, один - из стали, другой – из латуни; два одинаково обработанных сплошных стальных шара, различающихся по диаметру на 2-3%; два одинаковых герметичных толстостенных полых цилиндра, полость которых частично заполнена водой, если разность уровней воды в них составляет 3-4 мм и т д.
Более сложный пример. Если в воде плывет несколько человек, среди которых один знаком дельфину, дельфин подплывет именно к нему, если знакомство имеет положительный оттенок. Если плывет одновременно, пусть на большом расстоянии, несколько хорошо знакомых людей, тренированный дельфин подплывет в случае получения команды именно к тому, на кого ему будет указано.
Как это происходит? Каждый подводный объект является трансформатором гидроакустических полей в окружающем его пространстве. На каких-то частотах преобладает отражение падающих на объект волн, на каких-то – поглощение. Происходит сдвиг фаз и меняется интерференционная структура поля, поглощенная объектом акустическая энергия переизлучается им на собственных резонансных частотах и т.д.
Каждый излученный дельфином гидроакустический локационный импульс, отражаясь от объекта, несет информацию о его положении, размерах и форме (по углу и времени прихода эхо-волн). Энергия же импульса, имеющего форму дельта-функции, возбуждает весь спектр собственных резонансных частот объекта, что создает его неповторимый акустический образ.
Еще более сложный пример. В воде находятся два незнакомых дельфину человека: один - «злой», другой – «добрый». Дельфин никогда не подплывет к «злому». Но это уже не гидроакустика, это – экстрасенсорика, которая у дельфина развита гораздо лучше, чем у человека. Если у человека экстрасенсорный информационный канал, за редким исключением, надежно заблокирован для высших разделов мозга, как у исходно агрессивного существа, у дельфинов, исходно мирных, он открыт, и они свободно могут пользоваться своим «Интернетом».
Основную информацию дельфину дают активные гидролокаторы: передний (высокого разрешения) и круговой (грубого разрешения), а также пассивная слуховая стереосистема приема окружающих акустических полей. Но возможно, определенный вклад вносит и голографическая система, работающая в пассивном режиме (без собственной подсветки), основанная на искажении объектами интерференционных полей на различных частотах, образуемых внешними источниками как когерентного, так и широкополосного фонового излучения.
В печати имеются сведения, хотя и очень скудные, о наличии у дельфинов высоко развитой системы экстрасенсорного восприятия, позволяющей им, например, выполнять мысленно-передаваемые тренером команды, даже если он находится на большом расстоянии вне видимости. Кстати, Жак Майоль первым обратился к йоге и восточной философии в своей практике тренировки дельфинов и достиг впечатляющих результатов в передаче своих мыслей дельфину, убедившись, что телепатическая связь для них – главная. При исследованиях телепатических взаимодействий у дельфина зарегистрированы те же излучающие активные центры вдоль позвоночника, как и у человека.
Дельфины – одна из вершин совершенства, идеально приспособленная для жизни в Океане. У дельфина практически нет естественных врагов. Акулы, но они нападают лишь на ослабленных или очень молодых дельфинов, и то если численное превосходство акул не менее 2-3 крат. Дельфин же, завидев акулу, не раздумывая, таранит ее, убивая ударом нижней челюсти в нервное сплетение. Дельфины убивают не только акул. В водах Амазонки, в местах, где обитает пресноводный дельфин, нет пираний – одного из свирепейших хищников, которые, не смотря на свои небольшие размеры, способны сожрать пришедшего на водопой буйвола, мгновенно обгрызя ему ноги.
Дельфину, в отличие от человека, не нужны ни жилище, ни машина, ни одежда – все дано природой.
У большинства животных основная доля их времени уходит на поиск и добывание пищи, оставляя другим занятиям совсем немного. Иначе у дельфина. Для добычи суточного рациона пищи дельфину в нормальных, неистощенных рыбным промыслом акваториях, достаточно 20-30 минут в сутки. Остальное - свободное время. Работы для своего самообеспечения не требуется. А развитой мозг позволяет многое. Это спорт и развлечения, где нужны сообразительность, исключительная любознательность. Это любовь, семья.
Люди и дельфины являются единственными видами живых существ, которые занимаются сексом ради удовольствия. Как показали исследования, половая жизнь у дельфинов – свободная игра, не скованная никакими запретами. И еще одна отличительная особенность дельфинов: дельфиненок, став взрослым, до конца жизни проявляет трогательную заботу о своих родителях.
Дельфины, как и люди, обладают высокой социальностью и склонны к образованию различных групп и объединений. Некоторые из них постоянны и существуют десятилетиями, некоторые образуются временно, постепенно меняясь, разъединяясь и сливаясь с другими альянсами. Численность членов таких альянсов в прибрежных районах Океана от единиц до десятков, а в открытом океане – до нескольких сотен (суперальянсы). Между отдельными альянсами устанавливаются определенные, чаще всего дружественные отношения, хотя бывают и исключения. Общение – одна из основ жизни дельфинов.
Доктор технических наук, профессор Трохан А. М. Из книги "Таинственный мир, в котором мы живем"
www.delfinariy.info
Интеллект дельфинов - www.13min.ru
Дельфины
Любой человек, хоть раз встретившийся с дельфинами, навсегда запомнит свое общение с этими уникальными и удивительными животными. Ласковые, игривые и сообразительные, они ничем не напоминают опасных хищников, а ведь таковыми они и являются на самом деле. Но их любовь к людям настолько велика, что они никогда не демонстрируют нам свои навыки одного из самых сильных жителей морских глубин.
Человек изучает повадки и интеллект дельфинов на протяжении очень долгого времени, но, скорее всего, дельфин успел изучить человека гораздо лучше. Ведь он намного старше современного Homo Sapiens — его возраст более 70 миллионов лет. И кстати, происхождение дельфинов, объясняющее высокоразвитые умственные способности этого вида, овеяно легендами ничуть не меньше, чем появление на земле человека.
Фантастическая Атлантида
Дельфины - глубокомыслящие создания
Наследники Атлантиды
То, что когда-то дельфины были обитателями суши, известно учёным достаточно давно. Они вышли из воды, но, со временем, по неизвестной причине вернулись в нее вновь. Объяснить точно, когда и как это случилось, науке пока не под силу. Хотя, возможно, когда человек найдет с этими удивительными созданиями природы общий язык, они сами расскажут нам свою историю, ведь наличие у них коллективного разума и умения передавать знания от одной особи к другой, позволяет предположить, что у дельфинов может быть и своя история.
Недавно проведенные австралийскими учёными исследования, в ходе которых проводилось сравнение ДНК человека и дельфина, дают возможность утверждать, что они – самые ближайшие наши родственники. Возможно, они – просто параллельная ветвь эволюции, отделившаяся от основного вида около четверти миллиона лет назад.
И на основании этих исследований получила свое продолжение старинная легенда – что дельфины – это потомки людей, населявших Атлантиду. Когда эта высокоразвитая цивилизация ушла на дно океана, кто знает, что стало с её обитателями? Может быть, они превратились в жителей морских глубин, навсегда сохранивших память о прошлой жизни и любовь к человеку, как к собственному наследнику?
И даже если это — не более чем красивая легенда, сходство головного мозга, интеллекта и основных структур ДНК не позволяет отказать от неё полностью – ведь есть же у нас что-то общее, значит, должно быть и логичное объяснение этому факту.
Дельфин и человек
BBC. Тайны морских глубин. Волшебный мир дельфинов
Дельфины: родственники или прародители человечества?
Ихтиологи, посвятившие свою жизнь изучению феномена дельфинов, утверждают, что они занимают второе место по уровню развития интеллекта после человека. Наши «дарвиновские» предки, человекообразные обезьяны, к слову, занимают в этой иерархии всего лишь четвёртую ступень. Вес мозга взрослого дельфина в среднем составляет 1,5-1,7 килограмма, что превосходит размер мозга человека на порядок. При этом соотношение размера тела и мозга у них гораздо выше, чем у тех же шимпанзе, а высокая организованность внутри коллектива и сложная цепочка отношений позволяет говорить о наличии особой «цивилизации дельфинов».
А проведение тестов на уровень умственного развития показало поразительные результаты – дельфины набрали всего на 19 баллов меньше, чем представители человеческого рода. И это при том, что тесты разрабатывались людьми и для людей. То есть для дельфинов характерны отличные анализаторские способности вкупе с великолепным пониманием человеческого мышления.
Во многом благодаря этому, известный в научных кругах нейрофизиолог Джон Лилли, работавший с дельфинами на протяжении длительного периода, утверждал, что именно они станут первыми представителями земного животного мира, которые установят сознательный контакт с человеческой цивилизацией. Общение облегчит и тот факт, что дельфины имеют свой высокоразвитый язык, отличную память и когнитивные способности, позволяющие накапливать и передавать знания в «устной» форме от поколения к поколению. Ученые предполагают, что при наличии приспособленных к письму конечностей дельфины без труда освоили бы письменность, настолько схож их разум с человеческим.
Все эти данные невольно порождают предположения о том, что дельфины – не просто боковая ветвь развития человечества. Вполне возможно, именно они, а вовсе не обезьяны, стали прародителями современных людей, сначала выйдя из воды на сушу, чтобы дать начало новой жизни, а потом снова уйдя на морское дно, чтобы дать возможность человеку идти своим путем развития.
В пользу этого предположения говорят и интереснейшие факты, рассказывающие о том, как дельфины в условиях дикой природы спасают человека. Многие попавшие в кораблекрушение или просто имевшие несчастье столкнуть с акулами мореплаватели рассказывают, как дельфины часами отгоняли от них голодных акул, не давая им приблизиться к человеку, и помогали плыть к спасительному берегу. Подобное отношение типично для дельфинов в отношении собственного потомства – возможно, они и человека воспринимают как своего детёныша, попавшего в беду?
Еще один научно установленный факт, говорящий в пользу безусловного превосходства дельфинов над остальными представителями животного мира, это их моногамность. Если все остальные обитатели дикой природы создают пары только на период спаривания и с лёгкость меняют партнера, то дельфины выбирают своего «супруга» на всю жизнь. Они живут настоящими семьями – с детьми и стариками, заботясь о слабых и беззащитных в силу возраста или состояния здоровья родственниках.
Отсутствие полигамии, типичной для животного мира, говорит о том, что дельфины стоят на более высокой ступени развития, чем остальные представители земной фауны. И кстати, они единственные, кто не подтверждает популярный психологический миф о полигамной сущности человеческой природы – ведь они, наши ближайшие родственники, живут крепкими семьями.
Дельфины умные и добрые
Лора Шереметьева - О чем нам поют дельфины. Тело Света. Интересно
Способности дельфинов — чудеса природы или параллель человеческого развития?
- Перечислить все таланты, присущие этому виду живых существ, весьма затруднительно – их разнообразие способно потрясти воображение даже опытных исследователей животного мира. С каждым годом человек узнает все больше о том, что знают и умеют эти загадочные морские обитатели.
- Прежде всего, уникальным для всей живой природы является их тонкий слух. Уйдя второй раз жить в толщу воды, дельфины столкнулись с тем, что видимость в ней гораздо ниже, чем в воздухе. Но достаточно быстро приспособившись, они стали обладателями не просто тонкого слуха. Ведь для того, чтобы отлично ориентироваться в воде на больших расстояниях, мало просто уметь передавать звук, нужно уметь заставлять «звучать» те предметы, которым это несвойственно.
- Для этого дельфины используют звуковую волну – короткий издаваемый ими щелчок, который, достигнув какого-либо препятствия, возвращается под водой в виде своеобразного эха. Этот локационный импульс распространяется в воде со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Соответственно, чем ближе предмет, тем скорее вернется от него «звуковое отражение». Интеллект дельфинов позволяет оценивать этот отрезок времени с феноменальной точностью, а, следовательно, и определять дальность до предполагаемого препятствия.
- При этом один дельфин, получив подобную информацию о приближающемся препятствии или же о большом косяке рыбы в пределах досягаемости, предаёт эти данные своим собратьям, используя специальные звуковые сигналы, причем на достаточно большие расстояния. При этом каждый дельфин в стае способен различить всех её членов по характерным голосовым интонациям, и у каждого из них есть свое имя. В ходе проводимых экспериментов было установлено, что уровень развития языка позволяет одному дельфину с помощью звуков объяснить своим собратьям, какие действие нужно совершить для добывания пищи. К примеру, во время тренировок, они успешно делились информацией о том, что если нажать на левую педаль – выпадет рыба, а если на правую – то ничего не произойдет.
- При этом очень развиты у них и способности к звукоподражанию – они могут копировать всё что угодно – от стука колес и до пения птиц, причем с такой степенью сходства, что на звукозаписи различить, где настоящий звук, а где «речь» дельфина практически невозможно. Тренировки с копирование человеческой речи также выявили способность дельфинов подражать ей.
- Если же говорить о способности этих морских млекопитающих к различению цветов и форм предметов, а также об анализаторских способностях, то здесь дельфины оставили далеко позади весь животный мир планеты. Так, они с легкостью отличают объёмные формы от плоских, различают огромный спектр цветов (затруднение вызывает только синий), без труда могут определить, где искать тот ли иной предмет.
- Очень интересен эксперимент, проводившийся с дельфинами советскими учеными. Животному показывали мяч, а затем прятали его за ширимой. Когда ширма открывалась, за ней оказывались два предмета – объёмная коробка и круглый плоский щит. При потягивании за привязанную к ним веревку, мяч выпадал в бассейн. Практически все животные обратили бы внимание на круглую форму щита и принялись бы искать мяч в ней, не обращая внимания на объём. Но ни один дельфин не ошибся – они всегда с первого раза безошибочно выбирали коробку, понимая, что в плоском предмете спрятать объёмный мяч невозможно.
- При этом дельфины – не только способные ученики, способные повторять за тренером даже самые сложные задания. Они и неплохие учителя, которые умеют обучить последовательности действий или непростому трюку своих сородичей. Причем остальные дельфины в стае перенимают новые знания не под влиянием иерархических требований или по принуждению – они делают это из любопытства и любви ко всему новому. Зафиксирована масса случаев, когда проживший определенное время в дельфинарии член стаи мог потом обучить всему узнанному там своих соплеменников.
Дельфины – смелые исследователи
- В отличие от многих других морских животных, всегда умеют найти оптимальный баланс между осторожностью и любопытством. Они способны защитить себя от опасностей, которые таят в себе жители морских глубин. Так, во время исследования новых территорий, они надевают на нос морскую губку, которая предохраняет их от электрических разрядов скатов или обжигающих укусов ядовитых медуз.
- Способны дельфины испытывать и вполне человеческие чувства ревности, обиды, любви. Причем и выражать их они будут вполне доступно для человека. К примеру, молодая самка, испытывающая ревность к новому тренеру или просто любопытному человеку (причем чаще всего женского пола), будет всеми силами стараться оттеснить «разлучницу» от своего партнера, при это точно рассчитывая силу своих действий. Она не причинит боли и не травмирует человека, но вполне определенно даст понять, что присутствие около её любимого данной дамы крайне нежелательно.
- Не применимы в вопросах тренировки дельфинов и агрессия и боль – животное перестает общаться с обидчиком, отворачивается от него и демонстрирует свое возмущение от подобного обращения. Вернуть животное в пару с таким тренером практически невозможно, что лишний раз подтверждает и наличие у них долговременной памяти, способной хранить информацию достаточно длительное время.
- Ну и самым, пожалуй, потрясающим, фактом, говорящим о том, что разум дельфинов весьма близок к человеческому, является использование ими в условиях естественной среды обитания орудий труда. Для того чтобы извлечь рыбу из щелей в скалах, они зажимают в зубах какую-нибудь палку или мертвую рыбину и с их помощью выталкивают спрятавшийся экземпляр в открытую воду. Эта уникальная способность использовать «подручные» предметы для выполнения сложных действий отчетливо напоминает ту стадию развития человека, в которой он впервые обратился к помощи примитивных орудий труда.
И кто знает, возможно, вскоре люди научатся разговаривать с дельфинами и этот диалог откроет перед нами новые знания о мире. И человек будет учиться навигации, умению узнавать погоду и спасаться от морских хищников не у скучных учебников, а у живых знатоков тайн подводного царства.
www.13min.ru