Вопросы и ответы к очерку С. Т. Аксакова «Буран». Описание самых грозных моментов бурана


Вопросы и ответы к очерку С. Т. Аксакова «Буран» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.
  • Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны». Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

  • Что помогало мужикам справляться с холодом?
  • Справляться с холодом мужикам помо­гала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути. Одежда их состояла из дубленых полу­шубков, тулупов и серых суконных зипу­нов, а также теплых шапок — башкир­ских малахаев. Крепкие и подвижные возчики «шутили, припрыгивали, боро­лись, толкали, будто невзначай, друг дру­га с узенькой тропинки в глубокий суг­роб… Тут-то сыпались русские остро­ты…».

  • Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?
  • Описание жестокой картины искале­ченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обру­шиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

  • Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, за­чем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы прибли­жения бурана.
  • Проследим за тем, как нарастало беспо­койство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из лю­бимой рощи искать себе ночлега на высо­ких и открытых местах; но лошади храпе­ли, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но белова­тое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвига­ющегося бурана заметны в поведении жи­вых существ и в окружающей природе.

  • Проследите за изменением описания снего­вой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?
  • «Быстро поднималось и росло белое об­лако с востока…»;

    «…уже огромная снеговая туча заво­локла большую половину неба…»;

    «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;

    «Вдруг настала ночь… наступил буран…».

    Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы­вал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, на­конец, снеговая туча «обтянула весь гори­зонт».

  • Опишите поведение возчиков во время бурана.
  • В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продол­жить путь. Автор точно указал, как труд­но было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключа­лось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более су­ток. Далее мы узнали о печальном конце бурана. Материал с сайта //iEssay.ru

  • Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.
  • Вначале нужно перечитать текст с опи­санием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сто­рон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

    Справка. Описание бурана С. Т. Ак­саковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина, что в повести «Капитан­ская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пуш­кин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

  • Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?
  • Трагический финал, о котором расска­зал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрай­ним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешест­венников. Можно считать, что часть зим­них поездок кончалась бедой. Степень ри­ска была велика, и приходилось с ней считаться.

    iessay.ru

    Буран (С. Т. Аксаков). Литература. 6 класс. Часть 1

    Пейзаж. Мир природы вокруг нас

    Стоит вспомнить о любом времени года, как на память нам приходят знакомые с дошкольного детства строки стихов. Будь это весна или осень, лето или зима, сразу же вспоминаются стихотворные строки и помогают нарисовать знакомую картину.

    Знаем мы и о пристрастиях писателей. Так, мы знаем, что Пушкин очень любил осень, а Есенин – весну. И конечно, мы всегда замечаем такие пристрастия авторов при чтении.

    В книгах, которые мы читаем, встречая героев и наблюдая за событиями их жизни, мы часто не задумываемся, зима или лето перед нами, лес или степь, улица города или околица деревни. И все-таки мы постоянно ощущаем фон событий, видим то, что окружает героев.

    Писатели часто целиком посвящают страницы своих художественных произведений изображению природы.

    Когда волнуется желтеющая нива…

    (Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841))

    1

    Когда волнуется желтеющая нива,

    И свежий лес шумит при звуке ветерка,

    И прячется в саду малиновая слива,

    Под тенью сладостной зеленого листка;

    2

    Когда росой обрызганный душистой,

    Румяным вечером иль утра в час златой

    Из-под куста мне ландыш серебристый

    Приветливо кивает головой;

    3

    Когда студеный ключ играет по оврагу

    И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

    Лепечет мне таинственную сагу

    Про мирный край, откуда мчится он;

    4

    Тогда смиряется души моей тревога,

    Тогда расходятся морщины на челе,

    И счастье я могу постигнуть на земле,

    И в небесах я вижу Бога!..

    Стихотворение говорит о близости поэта и природы. Его четыре строфы объединены в одно предложение. Три части этого большого предложения рисуют картины природы, четвертая – убеждает нас, что мир вокруг прекрасен.

    Вопросы и задания

    1. Посмотрите, какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их.

    2. Как объяснить, почему 4 части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение?

    1. Какими красками нарисован мир природы?

    2. Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвертой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?

    1. Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?

    Помню – долгий зимний вечер…

    (Иван Алексеевич Бунин (1870–1953))

    Помню – долгий зимний вечер,

    Полумрак и тишина;

    Тускло льется свет лампады,

    Буря плачет у окна.

    «Дорогой мой, – шепчет мама, —

    Если хочешь задремать,

    Чтобы бодрым и веселым

    Завтра утром быть опять, —

    Позабудь, что воет вьюга,

    Позабудь, что ты со мной,

    Вспомни тихий шепот леса

    И полдневный летний зной;

    Вспомни, как шумят березы,

    А за лесом, у межи,

    Ходят медленно и плавно

    Золотые волны ржи!»

    И знакомому совету

    Я доверчиво внимал

    И, обвеянный мечтами,

    Забываться начинал.

    Вместе с тихим сном сливалось

    Убаюкиванье грез —

    Шепот зреющих колосьев

    И невнятный шум берез…

    Вопросы и задания

    1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело превратила в воспоминание о теплом лете. Сохраните при рассказе те приемы, которые использовал поэт. 1. Какие приемы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?

    2. Какую роль играет повторение слова «позабудь» в ласковых уговорах матери?

    1. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворения?

    2. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

    3. Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?

    4. Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приемов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?

    Белой ночью месяц красный…

    (Александр Александрович Блок (1880–1921))

    Белой ночью месяц красный

    Выплывает в синеве.

    Бродит призрачно-прекрасный,

    Отражается в Неве.

    Мне провидится и снится

    Исполненье тайных дум.

    В вас ли доброе таится,

    Красный месяц, тихий шум?..

    Вопросы и задания

    1. В какие цвета окрашена ночь в этом стихотворении Блока?

    2. Какое настроение автора доносит до нас это стихотворение?

    Поет зима – аукает…

    (Сергей Александрович Есенин (1895–1925))

    Поет зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далекую

    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,

    Но больно холодна.

    Воробышки игривые,

    Как детки сиротливые,

    Прижались у окна.

    Озябли пташки малые,

    Голодные, усталые,

    И жмутся поплотней.

    А вьюга с ревом бешеным

    Стучит по ставням свешенным

    И злится все сильней.

    И дремлют пташки нежные

    Под эти вихри снежные

    У мерзлого окна.

    И снится им прекрасная,

    В улыбках солнца ясная,

    Красавица весна.

    Вопросы и задания

    1. Какие беды связывает поэт с грозной зимой?

    2. Как описал поэт жизнь воробышков в зимнюю пору?

    1. Найдите все эпитеты, связанные с изображением воробышков. Как вы объясните то, что их так много? 1. Найдите в тексте стихотворения фольклорные приемы.

    2. Сравните описание зимы у Бунина и других поэтов.

    Я воспитан природой суровой…

    (Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958))

    Я воспитан природой суровой,

    Мне довольно заметить у ног

    Одуванчика шарик пуховый,

    Подорожника твердый клинок.

    Чем обычней простое растенье,

    Тем живее волнует меня

    Первых листьев его появленье

    На рассвете весеннего дня.

    В государстве ромашек, у края,

    Где ручей, задыхаясь, поет,

    Пролежал бы всю ночь до утра я,

    Запрокинув лицо в небосвод.

    Жизнь потоком светящейся пыли

    Все текла бы, текла сквозь листы,

    И туманные звезды светили,

    Заливая лучами кусты.

    И, внимая весеннему шуму

    Посреди очарованных трав,

    Все лежал бы и думал я думу

    Беспредельных полей и дубрав.

    Вопросы и задания

    1. Какие приметы «природы суровой» назвал поэт в своем стихотворении? Назовите самые яркие из этих примет.

    2. Расскажите о герое этого стихотворения.

    1. Какие чувства пробуждают у поэта обыкновенные растения одуванчик и подорожник?

    2. Как объясните вы суждение автора: «Чем обычней простое растенье, тем живее волнует меня…»?

    1. Подготовьте краткий рассказ о «природе суровой», используя только образы одуванчика, подорожника и ромашки. Почему сразу же вам станет недоставать небосвода с его звездами?

    2. Как доказать, что автор видит себя на просторах необъятной вселенной?

    Способность чувствовать природу и откликаться на ее жизнь свойственна каждому человеку и житейски необходима. Так строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира.

    Описание природы в литературном произведении называется пейзажем.

    Грозные явления природы часто вторгаются в судьбы людей. В своем очерке Аксаков показывает, как опасно неуменье замечать все оттенки изменений в природе. Об этом повествует судьба погибшего обоза в очерке «Буран».

    Некоторые юные читатели считают такие описания неинтересными, в них они не умеют видеть связи с жизнью героев. Однако такая связь есть, даже если вы ее пока не сумели заметить. Мы все – из мира природы и это нужно постоянно чувствовать – тогда мы точнее и ярче будем воспринимать окружающий мир.

    Вопросы и задания

    1. Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?

    2. Какие поэты создали много стихотворений о природе?

    1. Вспомните приметы осени, которые описал Пушкин. Какая из них ярче всего воспроизводит это время года?

    2. Какие приметы зимы более всего запомнились вам при чтении «Бурана»?

    1. Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.

    2. Создайте словарик из десяти слов, включающих приметы одного из времен года. Какие произведения помогли вам в составлении этого словарика?

    3. Проведите конкурс на лучшего знатока стихотворений о родной природе.

    4. Подготовьте концерт «Любимые времена года русских поэтов».

    librolife.ru

    Вопросы и ответы к очерку С. Т. Аксакова «Буран». Историческое сочинение

    Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

    Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: "Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны". Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

    Что помогало мужикам справляться с холодом?

    Справляться с холодом мужикам помогала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути. Одежда их состояла из дубленых полушубков, тулупов и серых суконных зипунов, а также теплых шапок - башкирских малахаев. Крепкие и подвижные возчики "шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб… Тут-то сыпались русские остроты…".

    Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

    Описание жестокой картины искалеченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обрушиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

    Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: "Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…" Как вы думаете, зачем мы выделили слово "казалось"? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз "но": он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы приближения бурана.

    Проследим за тем, как нарастало беспокойство. "Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…" Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвигающегося бурана заметны в поведении живых существ и в окружающей природе.

    Проследите за изменением описания снеговой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?

    "Быстро поднималось и росло белое облако с востока…";

    "…уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба…";

    "Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…";

    "Вдруг настала ночь… наступил буран…".

    Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показывал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, наконец, снеговая туча "обтянула весь горизонт".

    Опишите поведение возчиков во время бурана.

    В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продолжить путь. Автор точно указал, как трудно было принять первое решение: "Совет был странен и страшен: но в нем заключалось единственное средство к спасению". Напомним, что буран бушевал более суток. Далее мы узнали о печальном конце бурана.

    Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.

    Вначале нужно перечитать текст с описанием бурана. "Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось". Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

    Справка. Описание бурана С. Т. Аксаковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина, что в повести "Капитанская дочка" он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пушкин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

    Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?

    Трагический финал, о котором рассказал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрайним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешественников. Можно считать, что часть зимних поездок кончалась бедой. Степень риска была велика, и приходилось с ней считаться.

    www.sochuroki.com

    Краткое содержание Буран Аксакова за 2 минуты пересказ сюжета

    Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось, самому небу. Резко стемнело, словно уже вовсю царила непроглядная ночь.

    С неописуемой своей силой и яростью разыгрался ужасный буран. В степном приволье выл и ревел страшной силы ветер. Словно лебяжий пух, раскидал он снега. Все обволокло непроглядной белой снежной мглой. И все перемешалось в этом природном ненастье. Все закрутилось с такой силой, что превратилось в грозную пучину. Все слилось в нее: и снег, и небосвод, и сама земля, и воздух.

    И, это кипящее и бурлящее природное негодование душило все, что попадалось. Все завертелось в буйном вихре. Вся эта снежная буря была кругом: сверху, снизу, по бокам. Не было и просвета. И, даже у самого бесстрашного человека, цепенело от ужаса сердце в это время. И, происходило это не от холода вовсе, а именно от страха и осознания своей беззащитности против природного негодования. А холод был во время бурана не такой уж и сильный.

    С каждым часом мощь его нарастала и он становился все свирепее. Утихать он даже и не думал. И, буйствовал буран целую ночь и еще не прекратился и на утро, и в течении всего следующего дня. Ехать никуда нельзя было, так как были переметены все пути. И, громоздились на них наметенные сугробы. Все овраги превратились в огромные снежные горы.

    Но вот, стало стихать разразившееся ненастье. Не сразу, а постепенно. Отголоски его еще были слышны и тогда даже, когда небо было уже приветливым и безоблачным. И, лишь только на следующий день стих ветер и засияло солнце, озаряя снега. А степь выглядела так, будто этот снежный океан  внезапно остановил свой бег, замерев совсем неожиданно, в одно мгновение.

    Эта словесная картина, описывающая сильную бурю, показывает всю мощь природы, неподвластную человеку во время таких ее проявлений  и бессилие его перед ней.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Аксаков. Все произведения

    Буран. Картинка к рассказу

    Буран кратко за 2 минуты

    Сейчас читают

    2minutki.ru

    Аксаков, Буран. Что помогало мужикам справляться с холодом?

    Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель­ные приметы жестокого мороза.

    Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Дере­вья постарее, пополам изломанные, тор­чали высокими пнями, а иные, разодран­ные надвое, лежали, развалясь на обе сто­роны». Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

    Что помогало мужикам справляться с холодом?

    Справляться с холодом мужикам помо­гала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути. Одежда их состояла из дубленых полу­шубков, тулупов и серых суконных зипу­нов, а также теплых шапок — башкир­ских малахаев. Крепкие и подвижные возчики «шутили, припрыгивали, боро­лись, толкали, будто невзначай, друг дру­га с узенькой тропинки в глубокий суг­роб… Тут-то сыпались русские остро­ты…».

    Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

    Описание жестокой картины искале­ченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обру­шиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

    Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, за­чем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы прибли­жения бурана.

    Проследим за тем, как нарастало беспо­койство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из лю­бимой рощи искать себе ночлега на высо­ких и открытых местах; но лошади храпе­ли, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но белова­тое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвига­ющегося бурана заметны в поведении жи­вых существ и в окружающей природе.

    Проследите за изменением описания снего­вой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?

    «Быстро поднималось и росло белое об­лако с востока…»;

    «…уже огромная снеговая туча заво­локла большую половину неба…»;

    «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;

    «Вдруг настала ночь… наступил буран…».

    Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы­вал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, на­конец, снеговая туча «обтянула весь гори­зонт».

    Опишите поведение возчиков во время бурана.

    В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продол­жить путь. Автор точно указал, как труд­но было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключа­лось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более су­ток. Далее мы узнали о печальном конце бурана.

    Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.

    Вначале нужно перечитать текст с опи­санием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сто­рон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

    Справка. Описание бурана С. Т. Ак­саковым произвело такое впечатление на

    А.  С. Пушкина, что в повести «Капитан­ская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пуш­кин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

    Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?

    Трагический финал, о котором расска­зал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрай­ним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешест­венников. Можно считать, что часть зим­них поездок кончалась бедой. Степень ри­ска была велика, и приходилось с ней считаться.

    Аксаков, Буран. Что помогало мужикам справляться с холодом?

    Оцените пожалуйста этот пост
    На этой странице искали :
    • аксаков буран краткое содержание
    • буран аксаков краткое содержание
    • аксаков буран
    • краткое содержание буран аксаков
    • краткое содержание буран
    Сохрани к себе на стену!

    vsesochineniya.ru

    Читать книгу Литература. 6 класс. Часть 1 Тамара Курдюмова : онлайн чтение

    Текущая страница: 3 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

    Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

    Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

    В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

    В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

    Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

    Детские годы Багрова-внука (Фрагмент)(С. Т. Аксаков)

    При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

    Вопросы и задания

    1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

    2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

    1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

    2. Почему, когда он стал читать эти сказки вслух, тетушка и сестрица заметили их отличие от его пересказов?

    1. В чем, как кажется автору, «тайна очарования» этих волшебных сказок?

    2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

    3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

    Герой литературного произведения как читатель

    Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

    С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

    Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

    Вопросы и задания

    1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

    2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

    1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

    2. Оцените Аню в Стране чудес как читательницу.

    1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

    2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

    Буран(С. Т. Аксаков)

    Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

    Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, – следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. «Не больно болтай, – говорил один другому, – язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!» – «Шути, шути, – отвечал другой, – самого-то цыганский пот прошибает!» Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

    Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу – единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. «Что за чертовщина! – сказал молодой мужик, – какой леший исковеркал березник?» – «Не леший, а иней, – отвечал старик, – глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям… тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю». – «Да куда с ним деваться?..» – подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: «Полно калякать, ребята. До умета6   Так называются один или два двора, поселенных на степной дороге для ночевки или кормежки обозов. (Примечание С. Т. Аксакова.)

    [Закрыть] далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей!..» Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти7   О́броть – часть упряжи лошади, конская узда с одним поводом для привязи.

    [Закрыть] невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

    Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу – и, наклонясь к земле, можно было заметить, как все необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближнюю деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого!

    В таком именно положении находился незадолго перед сим веселый обоз, состоявший из осьмнадцати подвод и десятерых возчиков. Они ехали с хлебом в Оренбург, где надеялись, продав свои деревенские избытки хотя недорогой ценою, взять из Илецкой Защиты каменной соли, которую иногда удается сбывать весьма выгодно на соседних базарах, если по распутице мало бывает подвозу. Они выезжали на большую Оренбургскую дорогу, перебивая поперек так называемый Общий Сырт, плоское возвышение, которое тянется к Яику, нынешнему Уральску, и по которому лежит известная яицкая казачья дорога. Хотя опытный старик приметил грозу заблаговременно, но переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался, и беда пришла неминучая…

    Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. «Поздно, ребята! – закричал старик. – Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось Бог помилует. Петрович, – сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, – поезжай сзади: твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!» С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай8   Малаха́й – кафтан без пояса.

    [Закрыть], выменянный у башкирского кантонного9   Канто́н – округ.

    [Закрыть] старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился Богу и, сев на воз: «ну, серко! – сказал хотя невеселым, но твердым голосом, – выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги…» – и обоз поехал шагом.

    Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

    Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.

    Долго тащился наш обоз с своими двадцатипудовыми возами. Дорогу заносило, лошади беспрестанно оступались. Люди по большей части шли пешком, увязали по колено в снегу; наконец, все выбились из сил; многие лошади пристали. Старик видел это, и хотя его серко, которому было всех труднее, ибо он первый прокладывал след, еще бодро вытаскивал ноги, старик остановил обоз. «Други, – сказал он, скликнув к себе всех мужиков, – делать нечего. Надо отдаться на волю Божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами10   Оболо́чем… ко́шмами – обернем войлоком.

    [Закрыть], сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету Божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!»

    Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. «Полно, дедушка! – сказал он. – Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, Бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их». Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

    Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего… Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

    По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

    Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета…

    Вопросы и задания

    1. Как изображен зимний день в Оренбургской степи? Дайте его описание.

    2. Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?

    1. Почему зимняя степь предстает не как спокойное описание картины природы, а как рассказ о схватке человека с суровой природой?

    2. Как удается автору заставить нас понять, что приближается буран?

    3. Проследите за изменением описания снеговой тучи.

    1. Опишите буран, стараясь сохранить все детали, которые Аксаков использовал в своем рассказе.

    2. Подготовьте выразительное чтение и выучите наизусть описание самых грозных моментов бурана.

    Пейзаж. Мир природы вокруг нас

    Стоит вспомнить о любом времени года, как на память нам приходят знакомые с дошкольного детства строки стихов. Будь это весна или осень, лето или зима, сразу же вспоминаются стихотворные строки и помогают нарисовать знакомую картину.

    Знаем мы и о пристрастиях писателей. Так, мы знаем, что Пушкин очень любил осень, а Есенин – весну. И конечно, мы всегда замечаем такие пристрастия авторов при чтении.

    В книгах, которые мы читаем, встречая героев и наблюдая за событиями их жизни, мы часто не задумываемся, зима или лето перед нами, лес или степь, улица города или околица деревни. И все-таки мы постоянно ощущаем фон событий, видим то, что окружает героев.

    Писатели часто целиком посвящают страницы своих художественных произведений изображению природы.

    Когда волнуется желтеющая нива…(Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841))
    1
     Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая слива,Под тенью сладостной зеленого листка; 
    2
     Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златойИз-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой; 
    3
     Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он; 
    4
     Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу Бога!.. 

    Стихотворение говорит о близости поэта и природы. Его четыре строфы объединены в одно предложение. Три части этого большого предложения рисуют картины природы, четвертая – убеждает нас, что мир вокруг прекрасен.

    Вопросы и задания

    1. Посмотрите, какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их.

    2. Как объяснить, почему 4 части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение?

    1. Какими красками нарисован мир природы?

    2. Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвертой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?

    1. Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?

    Помню – долгий зимний вечер…(Иван Алексеевич Бунин (1870–1953))
     Помню – долгий зимний вечер,Полумрак и тишина;Тускло льется свет лампады,Буря плачет у окна.  «Дорогой мой, – шепчет мама, —Если хочешь задремать,Чтобы бодрым и веселымЗавтра утром быть опять, —  Позабудь, что воет вьюга,Позабудь, что ты со мной,Вспомни тихий шепот лесаИ полдневный летний зной;  Вспомни, как шумят березы,А за лесом, у межи,Ходят медленно и плавноЗолотые волны ржи!»  И знакомому советуЯ доверчиво внималИ, обвеянный мечтами,Забываться начинал.  Вместе с тихим сном сливалосьУбаюкиванье грез —Шепот зреющих колосьевИ невнятный шум берез… 

    Вопросы и задания

    1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который мама поэта так умело превратила в воспоминание о теплом лете. Сохраните при рассказе те приемы, которые использовал поэт.

    1. Какие приемы помогают почувствовать контраст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой?

    2. Какую роль играет повторение слова «позабудь» в ласковых уговорах матери?

    1. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворения?

    2. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

    3. Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?

    4. Вспомните знакомые вам стихотворения Бунина. Какой из приемов, которыми он рисует мир окружающей природы, проявляется ярче всех других?

    Белой ночью месяц красный…(Александр Александрович Блок (1880–1921))
     Белой ночью месяц красныйВыплывает в синеве.Бродит призрачно-прекрасный,Отражается в Неве.  Мне провидится и снитсяИсполненье тайных дум.В вас ли доброе таится,Красный месяц, тихий шум?.. 

    Вопросы и задания

    1. В какие цвета окрашена ночь в этом стихотворении Блока?

    2. Какое настроение автора доносит до нас это стихотворение?

    Поет зима – аукает…(Сергей Александрович Есенин (1895–1925))
     Поет зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.  А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.  Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.  И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца ясная,Красавица весна. 

    Вопросы и задания

    1. Какие беды связывает поэт с грозной зимой?

    2. Как описал поэт жизнь воробышков в зимнюю пору?

    1. Найдите все эпитеты, связанные с изображением воробышков. Как вы объясните то, что их так много?

    1. Найдите в тексте стихотворения фольклорные приемы.

    2. Сравните описание зимы у Бунина и других поэтов.

    Я воспитан природой суровой…(Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958))
     Я воспитан природой суровой,Мне довольно заметить у ногОдуванчика шарик пуховый,Подорожника твердый клинок.  Чем обычней простое растенье,Тем живее волнует меняПервых листьев его появленьеНа рассвете весеннего дня.  В государстве ромашек, у края,Где ручей, задыхаясь, поет,Пролежал бы всю ночь до утра я,Запрокинув лицо в небосвод.  Жизнь потоком светящейся пылиВсе текла бы, текла сквозь листы,И туманные звезды светили,Заливая лучами кусты.  И, внимая весеннему шумуПосреди очарованных трав,Все лежал бы и думал я думуБеспредельных полей и дубрав. 

    Вопросы и задания

    1. Какие приметы «природы суровой» назвал поэт в своем стихотворении? Назовите самые яркие из этих примет.

    2. Расскажите о герое этого стихотворения.

    1. Какие чувства пробуждают у поэта обыкновенные растения одуванчик и подорожник?

    2. Как объясните вы суждение автора: «Чем обычней простое растенье, тем живее волнует меня…»?

    1. Подготовьте краткий рассказ о «природе суровой», используя только образы одуванчика, подорожника и ромашки. Почему сразу же вам станет недоставать небосвода с его звездами?

    2. Как доказать, что автор видит себя на просторах необъятной вселенной?

    Способность чувствовать природу и откликаться на ее жизнь свойственна каждому человеку и житейски необходима. Так строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира.

    Описание природы в литературном произведении называется пейзажем.

    Грозные явления природы часто вторгаются в судьбы людей. В своем очерке Аксаков показывает, как опасно неуменье замечать все оттенки изменений в природе. Об этом повествует судьба погибшего обоза в очерке «Буран».

    Некоторые юные читатели считают такие описания неинтересными, в них они не умеют видеть связи с жизнью героев. Однако такая связь есть, даже если вы ее пока не сумели заметить. Мы все – из мира природы и это нужно постоянно чувствовать – тогда мы точнее и ярче будем воспринимать окружающий мир.

    Вопросы и задания

    1. Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?

    2. Какие поэты создали много стихотворений о природе?

    1. Вспомните приметы осени, которые описал Пушкин. Какая из них ярче всего воспроизводит это время года?

    2. Какие приметы зимы более всего запомнились вам при чтении «Бурана»?

    1. Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.

    2. Создайте словарик из десяти слов, включающих приметы одного из времен года. Какие произведения помогли вам в составлении этого словарика?

    3. Проведите конкурс на лучшего знатока стихотворений о родной природе.

    4. Подготовьте концерт «Любимые времена года русских поэтов».

    iknigi.net

    Литература. 6 класс. Часть 1. Отсутствует. Учебная литература. . Читать онлайн. Литмир. LITMIR.BIZ

    Скачать книгу

    возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами[10], сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету Божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!»

          Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. «Полно, дедушка! – сказал он. – Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, Бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их». Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

          Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми… Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего… Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

          По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

          Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета…

    Вопросы и задания

          

    1. Как изображен зимний день в Оренбургской степи? Дайте его описание.

          2. Что помогает представить силу зимнего мороза в описаниях степной дороги и березовой рощи?

          

    1. Почему зимняя степь предстает не как спокойное описание картины природы, а как рассказ о схватке человека с суровой природой?

          2. Как удается автору заставить нас понять, что приближается буран?

          3. Проследите за изменением описания снеговой тучи.

          

    1. Опишите буран, стараясь сохранить все детали, которые Аксаков использовал в своем рассказе.

          2. Подготовьте выразительное чтение и выучите наизусть описание самых грозных моментов бурана.

          Пейзаж. Мир природы вокруг нас

          Стоит вспомнить о любом времени года, как на память нам приходят знакомые с дошкольного детства строки стихов. Будь это весна или осень, лето или зима, сразу же вспоминаются стихотворные строки и помогают нарисовать знакомую картину.

          Знаем мы и о пристрастиях писателей. Так, мы знаем, что Пушкин очень любил осень, а Есенин – весну. И конечно, мы всегда замечаем такие пристрастия авторов при чтении.

          В книгах, которые мы читаем, встречая героев и наблюдая за событиями их жизни, мы часто не задумываемся, зима или лето перед нами, лес или степь, улица города или околица деревни. И все-таки мы постоянно ощущаем фон событий, видим то, что окружает героев.

          Писатели часто целиком посвящают страницы своих художественных произведений изображению природы.

          Когда волнуется желтеющая нива…

          (Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841))

    1

          Когда волнуется желтеющая нива,

          И свежий лес шумит при звуке ветерка,

          И прячется в саду малиновая слива,

          Под тенью сладостной зеленого листка;

    2

          Когда росой обрызганный душистой,

          Румяным вечером иль утра в час златой

          Из-под куста мне ландыш серебристый

          Приветливо кивает головой;

    3

          Когда

    Скачать книгу

    litmir.biz


    Читайте также
    • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
      Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
      Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
      Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
      Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
      Найден источник водородных газов для нашей Галактики