Погружение в будущее: какие новые подлодки создаются в России. Подводные лодки будущего


Подлодки будущего умеют всё? | Warspot.ru

27 января информационное агентство «Оружие России» опубликовало статью военного обозревателя Константина Богданова «Большой флот за горизонтом», в которой сообщается о том, что в России уже ведется разработка многоцелевой подводной лодки пятого поколения. В своем сообщении эксперт ссылается на информацию, поступившую от заместителя генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Николая Новоселова.

В своем интервью для СМИ в декабре 2014 года Новоселов рассказал, что подводная лодка будущего, к разработке проекта которой приступило его КБ, задумана как двухкорпусная и, помимо прочего, будет нести на борту беспилотные подводные аппараты. Также он сообщил, что подготовка проекта ведется в инициативном порядке, так как техническое задание от Министерства обороны КБ «Малахит» еще не получало. В любом случае, это не препятствует началу работ, так как основные технические требования к подводным лодкам специалистам известны (нормативы непотопляемости, количество требуемого запаса продовольствия и воды, жилой объем на одного члена экипажа и другие параметры). Из заявлений руководства ВМФ известно, что решение о подготовке проектов подлодки пятого поколения включено в Государственную программу вооружения России до 2020 года.

Один из множества существующих в мире концепт-проектов подводной лодки будущего deviantart.com

В марте прошлого года генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит также сообщал о том, что его КБ приступило к проектированию подводных лодок пятого поколения как атомного, так и неатомного типа. С его слов, на тот момент разработка находилась на стадии определения общего облика «лодки будущего», и конструкторы руководствовались, прежде всего, предложениями и замечаниями моряков, эксплуатирующих существующие субмарины. Сейчас основу подводного флота России составляют подлодки третьего поколения проекта 667БДРМ «Дельфин», а первые подводные корабли четвертого поколения ВМФ России начал получать в январе 2013 года, когда встал в строй атомный подводный крейсер проекта 955 «Борей» «Юрий Долгорукий».

АПЛ 4-го поколения «Юрий Долгорукий» на испытаниях riamotor.ru

Какие характеристики должна иметь новая российская подлодка будущего, как она будет выглядеть, какое вооружение и инновации планируется использовать – точные ответы на эти вопросы являются информацией не для общего пользования. Однако сформулировать определенные предположения и сделать некоторые прогнозы можно уже сегодня. Так, представителями Главного штаба ВМФ РФ уже было озвучено мнение о том, что подлодка пятого поколения должна быть унифицирована под использование и баллистических, и крылатых ракет. Общие же требования к «подлодке будущего» формулируются таким образом – выше подводная скорость, больше вооружения (при этом оно должно стать мощнее), большая автономность подводного плавания и наименьшая шумность. Кроме того, безусловно важным является вопрос приемлемой стоимости производства и эксплуатации «подлодки будущего».

Один из фантастических концепт-проектов подлодки делает ставку на использование законов бионики — прикладной науки о техническом применении достижений живой природы forums.bharat-rakshak.com

Решать поставленные задачи «эволюционным» путем, т.е. постепенным улучшением существующих показателей разработчикам проще, но такой путь не гарантирует снижения себестоимости производства лодок и не обещает значительного опережения параметров существующих подводных кораблей. Тем более, что некоторые характеристики современных подлодок уже находятся на своем физическом пределе и дальнейшее их улучшение или невозможно, или экономически нецелесообразно. Очевидно, что оптимальный путь развития подводного флота лежит в плоскости сочетания революционного и эволюционного методов развития существующих концепций и технологий.

С большой долей вероятности можно предположить, что разработчики подводных кораблей пятого поколения не пойдут по пути увеличения размеров корпуса подлодки. Былое увлечение гигантизмом проходит в силу выявленных проблем, связанных с чрезмерно габаритными размерами. Среди прочих, это и дороговизна строительства, и высокая стоимость эксплуатации таких кораблей. Кроме того, потеря одного гиганта в военных действиях или в результате аварии сразу пробивает невосполнимую брешь в боевых порядках флота. Следовательно, подлодка пятого поколения должна иметь оптимальные размеры и, скорее всего, они будут ближе к средним, чем к большим. Более того, современные концепции сетецентрической войны отдают предпочтение множеству средних и малых универсальных боевых машин, действующих как самостоятельно, так и в группах («принцип стаи»). Такая тактика повышает выживаемость группы в целом с сохранением шансов на победу даже в условиях потери большей части боевых единиц.

В отличие от своих коллег из КБ «Малахит», представители КБ «Рубин», одного из двух ведущих в стране разработчиков проектов подводных кораблей, склоняются к мнению, что лодки будущего будут иметь однокорпусную или полуторакорпусную архитектуру. В чем мнения специалистов из двух КБ сходятся, так это в том, что такая подлодка должна быть максимально автоматизирована. Кроме традиционного торпедно-минного и ракетного вооружения лодка пятого поколения будет снабжена различными видами нестандартного оборудования. Ими могут оказаться различные подводные и летательные беспилотные аппараты – разведчики, «охотники», постановщики помех, роботы-водолазы и т.д. Рассматриваются проекты и изыскиваются технические решения для выполнения лодками нестандартных задач – таких как десантирование на вражеские береговые объекты отрядов спецназа или выполнение различных работ под водой. Для этого субмарины должны иметь соответствующее оборудование, позволяющее ей, находясь в подводном положении, быстро и незаметно высадить большую группу десанта, а также выгружать и принимать на борт грузы и оборудование, выполнять иные работы.

Концепт подлодки будущего со всплывающими десантными платформами membrana.ru

Среди множества известных концепт-проектов лодки будущего уществуют футуристические концепт-проекты, которые предлагают придать подводной лодке «умение» летать. Такие идеи разрабатывались специалистами еще в 30-е годы в Советском Союзе, но так и не были реализованы в силу объективных причин. Сегодня же реализовать проект такого корабля технически возможно, но на практике такая «летающая лодка» получится весьма посредственной по всем характеристикам.

Страница из советского журнала «Техника — молодёжи» (№6 за 1970 год), с изложением концепта летающей подводной лодки zona-militar.com

Когда же наступит время подлодок пятого поколения? Если принять во внимание то, что обычный срок эксплуатации подлодки со всеми ремонтами и модификациями составляет до 50 лет, то с учетом того, что подлодки четвертого поколения уже поступают в состав ВМФ, потребность в сверхновых субмаринах проявится не ранее 2025–2030 годов. Об этом же говорил и главком ВМФ России Виктор Чирков, указывая на 2030 год как на год начала планового серийного производства подлодок пятого поколения. Столь отдаленный срок не свидетельствует о том, что говорить про подлодки пятого поколения преждевременно. Проекты новых кораблей могут находиться в разработке по 5–7 лет, а еще 6–8 лет уйдет на строительство подводной лодки по новому проекту, под который еще не налажены все технологические цепочки. К тому же, в истории российского судостроения есть примеры того, как подлодки новых и нестандартных проектов проводили на стапелях судостроительных заводов долгих 15–20 лет. Например, АПЛ «Северодвинск», строительство которой было начато в 1993 году, встала в строй только 21 год спустя. Очевидно, что начав проектирование подлодки пятого поколения в 2015 году, можно рассчитывать на получение готового проекта к 2020–2022 годам, а к 2030 году – построить первые российские «подлодки будущего».

АПЛ четвертого поколения «Северодвинск» строилась более двадцати лет defensamilitar.blogspot.com

warspot.ru

«Подводная лодка будущего» » Военное обозрение

Люди всегда хотели знать о своем будущем. Именно поэтому не переводятся в мире гадалки и экстрасенсы, которые по руке, игральным картам и хрустальному шару пытаются его предвидеть. Насколько верны их предсказания – дело их совести. Ученые (и журналисты!) поступают иначе. Они берут целый ряд переменных, известных им сегодня. Примерно представляют себе динамику процесса их изменений. И… переносят эти переменные, соответственно скорректировав, в будущее. Например, множество весьма точных предсказаний сделал Жюль Верн. Но дело в том, что то, что он предсказывал, было нужно людям. Вот оно и появилось. Даже на Луну люди слетали, вот только совсем не так, как он об этом написал.Один из проектов «подводной лодки будущего» из журнала «Техника-молодежи» 1941 года.

В прошлом о перспективах развития науки и техники часто писал журнал «Техника молодежи». Например, о том, каким будут в будущем подводные лодки. Одна из таких статей появилась в этом журнале в конце 30-ых годов, и… давайте познакомимся с тем, насколько сбылись предвидения ее автора.

Рассказ о том, какими должны быть подводные суда будущего автор А. Тарасов начинает со ссылки на только что произошедшие катастрофы с американской подводной лодкой «Сквалус», английской «Тетис» и французской «Феникс», экипажи которых спасти не удалось.

А вот это поистине легендарная фантастическая советская подлодка «Пионер» из кинофильма «Тайна двух океанов», снятого в 1955 году по одноименному роману Г. Адамова, написанного им в 1938 году.

То есть, по его мнению, начинать совершенствовать подводные корабли надо было с создания новых, и куда более надежных средств спасения. По его мнению, это должно было быть специальное подводное судно, наличие которого очень облегчило и ускорило спасательные операции. Вроде бы идея хорошая. Но почему ее так никто и не реализовал? Да просто потому, что годами держать такое судно «под парами» очень дорого. А, кроме того, скорость хода его все же ограничена, и оно может банально не успеть к месту трагедии, которое может быть где угодно!

«Пионер» на поверхности моря.

Далее автор написал и о таком возможном применении подлодки будущего, как ведение ей разведки льдов и использование ее в качестве ледокола (!), прокладывающего караванам судов путь среди льдов на трассе Севморпути. Мол, идея изучать Арктики при помощи подводной лодки совсем не нова, ее предложил американский полярный исследователь Губерт Вилкинс. Он попытался добраться до Северного полюса на подводной лодке «Наутилус», но ему это не удалось по причине поломки рулей глубины.

В любом случае для автора было очевидным, что современные ему субмарины не отвечали многообразным задачам, что стояли перед ними, и поэтому нужно было новое судно, чтобы справиться с ними со всеми.

И вот что он предлагал: универсальную подлодку, которая в будущем должна была решить едва ли не все названные им задачи. Поэтому у нее, прежде всего, должен быть обтекаемый корпус, способный обеспечить высокую скорость хода, как на поверхности, так и под водой. Но… дальше ему зачем то понадобились «лыжи», установленные на палубе и обращенные полозьями вверх, да еще и на амортизаторах! А вот чтобы лодка о лед снизу не ударялась – вот зачем, и еще, чтобы там, под водой, она бы на этих лыжах по нему скользила!

Командир «Пионера» - ну просто «обаяшка»!

Однако и лыжи, торчащие над палубой, это еще не все. Далее автору пришло в голову придумать четыре выдвигающихся люка, и почему-то не круглых, а эллиптических. Но на самом деле, это никакие не люки, а автогенные резаки льда! Из них вверх бьет сильное пламя, и… оно растапливает лед, и лодка всплывает! Как, где и в каком количестве для этих резаков будет храниться топливо, автор, понятно, не указывает. Не волнует его и тема расхода этого топлива на растапливание льдов. Но зато он не забыл написать, что все эти четыре «аппарата» выдвигаются особым гидравлическим устройством. «Особым», то есть известным специалистам. Ну, а ему знать, что это за устройства и их описывать, естественно, смысла не имеет.

Далее на палубе он придумал еще один, теперь уже «большой люк», тоже в форме эллипса, ведущий внутрь лодки в «гидравлическую камеру». Из этой камеры при необходимости должны выбрасываться некие «особые спасательные аппараты», которые вместе с людьми самостоятельно всплывают на поверхность. Это своего рода «подводный парашют». И тоже в форме эллипсоида. Чем-то эллипс, видимо, поразил воображение автора, а может быть слово «красивое», но только что-то кругом у него эллипсы. В аппарате помещаются два человека. То есть внутри лодки их, что икринок в рыбе. Но технически проще – и время показало, что так оно и есть, что технологичнее сделать одну большую всплывающую камеру, нежели много. Материал – алюминий, хотя давление на глубине лучше всего выдерживает сталь, но самое забавное то, что люди в этих капсулах «привязываются поясами к стенкам», поскольку, поднимаясь на поверхность, «аппарат может перевертываться». Но центр тяжести у них все-таки расположен так, чтобы люк был всегда сверху, для выхода из «аппарата» после подъема.

Рядом с люком гидравлической камеры на этой же палубе находится еще и входной люк – вот уж поистине не палуба у автора получилась, а сплошные «люки», но почему-то никто из редакторов «Т-М» этой вопиющей глупости почему-то тогда не заметил. Далее на лодке кругом установлены прожекторы и иллюминаторы, ну, а как же без них, ведь про «Наутилус» капитана Немо тогда все читали. «Лучи от нескольких прожекторов могут скрещиваться и давать в нужном направлении интенсивное освещение» - то есть все это «освещение» может еще и поворачиваться, и – как в этом случая можно говорить о какой-то там обтекаемости и надежности этой лодки? Кругом «лыжи», люки, поворачивающиеся прожектора, а на палубе еще и целых три перископа.

На днище лодки автор предлагает устроить редан – выступ, позволяющей ей развивать высокую скорость! Да, конечно, на поверхности воды реданные катера отличаются своими скоростными данными. Но ведь это же не катер. Впрочем, выход автор видит в установке на раздвоенной корме судна четырех авиамоторов, которые превращают это судно в быстроходный глиссер. А перед погружением они убираются в два люка на корме. Так и хочется спросить, осталось там что-то кроме люков или нет, потому что по бортам у этой лодки также устроены два люка. Один для выхода водолазов, а другой для входа! А еще в днище есть две выдвигающиеся «цилиндрические башни». Ими лодка плотно прижимается к корпусу затонувшего подводного корабля, автогеном выжигает в нем два отверстия и спасает через них его экипаж.

По сравнению со всем прочим антуражем, самыми впечатляющими в фильме являются скафандры для членов экипажа…

Ну, а внутри этой «универсальной лодки» можно было бы даже и танцевать. В носу находятся рубка командира и штурмана, научно-исследовательская лаборатория, затем столовая, затем входная водолазная камера и даже балластные цистерны для погружения и подъема этого «суперкорабля».

Далее в ней помещается пресловутая «гидравлическая камера», автогенные устройства для резки льда, затем камера для выхода водолазов, разделенная шлюзами – перегородками – на отсеки так, что в каждой последующей давление повышается. Это так предлагается бороться с кессонной болезнью.

В романе экипаж лодки борется с японскими империалистами и даже топит японский крейсер «Идзумо» при помощи ультразвуковой пушки! В кинофильме положительный герой, преследуя гнусного шпиона Глузского, прибившего родного брата (!), попадает на секретную торпедную базу неназванного противника, вход в которую открывает пароль «17».

И здесь же, в центре судна, уже и не понять где находится радиорубка, каюты экипажа и трап на палубу. Машинное отделение, понятно, в корме, но там же еще и авиамоторы, камера очистки воздуха и нижние «выдвижные башни».

То есть не лодка получилась в итоге, а… сплошное «решето» или люков. Впрочем, их множество автор поставил себе в заслугу, мол, много люков – экипаж в случае аварии легко эвакуируется и сможет подняться на поверхность. То есть, придуманная в статье «универсальная подводная лодка» оснащалась впечатляющим набором всевозможных приспособлений для выполнения широчайшего спектра задач.

Оборудована эта база ну прямо не хуже, чем у инопланетян. Тоже… фантазия без меры!

А теперь посмотрим, что это было – фантазия в качестве величайшей ценности или пустое фантазерство, типа возьмем побольше и сделаем «поширше». К сожалению, последнее. И очень жаль, что такие безграмотные в техническом отношении даже по тому времени материалы появлялись в Т-М довольно часто.

Впрочем, понятно, что подняться над своим временем, создать в воображении некую новую реальность и уже под нее придумывать технические новинки, дело очень сложное. Но вот посмотрите на другую такую же «лодку» – подводный корабль «Пионер» из фантастического романа Григория Адамова «Тайна двух океанов», написанного им в 1938 году. При всей фантастичности «Пионера» таковые нелепости, как люки на каждом шагу и авиамоторы на корме, на нем все-таки отсутствуют…

topwar.ru

Облик российской подлодки будущего

У "Малахита" есть опыт размещения облика подлодок будущего - так в 90-х годах в журнале "Гангут" появилось изображение будущей субмарины "Ясень", оказавшееся весьма точным, пишет Warhead. О том, что облик АПЛ "Хаски" сформирован, стало известно в конце 2017 года. Субмарину оснастят роботами, способными работать как в воде, так и на суше, и самым современным вооружением - в том числе гиперзвуковыми ракетами "Циркон". Судя по постеру, пусковые установки ракет располагаются в носовом и среднем отсеках корабля. В носовой части используется, вероятно, "лодочная" модификация универсальной пусковой установки на восемь крылатых ракет "Калибр", - считает научный редактор Warhead Илья Крамник.

В средней части субмарины изображены восемь крышек, под которыми также скрываются пусковые установки. Если учесть унификацию проекта с АПЛ "Ясень", то под каждой может быть размещен контейнер на четыре "Оникса"/"Циркона" или пять "Калибров" . Таким образом арсенал подлодки составит 40-48 крылатых ракет разных типов.

В носовой части художник изобразил крышки торпедных аппаратов, однако вряд ли это они - учитывая размещение в первом отсеке ракет, запасные торпеды там хранить просто негде. Скорее всего, в носу размещены контейнеры для запуска ложных целей - выполненных в габарите торпеды шумовых имитаторов подводной лодки. А сами торпеды, аналогично "Ясеню", размещены побортно в средней части корпуса. Либо применена еще более революционная технология: торпеды сбрасываются вниз подобно тому, как пускают ракеты стратегические бомбардировщики.Подводные лодки будут иметь ещё меньшую шумность чем АПЛ четвертого поколения. Корпус лодки будет состоять из композитных материалов. Многослойные конструкции уменьшат отражения сигналов вражеских гидролокаторов и уменьшат массу корабля. Также, вероятно, лодки получат новейшие средства связи, интегрированные в единую сеть. «Хаски» наряду с подводными лодками «Ясень/Ясень-М» станут основным средством противодействия Авианосным Ударным Группам (АУГ) США и в перспективе должны заменить субмарины проекта 949А «Антей», а также лодки проекта 971 «Щука-Б». Высказываются мнения что субмарины получат не водо-водяной реактор, а принципиально новый (частично схож с реактором, устанавливаемым на советских субмаринах «Лира»).

Из оглашенных сведений следует, что на подводные лодки нового типа получат дополнительные средства наблюдения в виде подводных безэкипажных систем и беспилотных летательных аппаратов. При помощи такой аппаратуры они смогут повысить свою информационную осведомленность в различных ситуациях. Наличие дополнительных источников информации об обстановке может дать заметные преимущества перед противником. В частности, АПЛ «Хаски», используя собственный разведывательный летательный аппарат, сможет быстрее и проще находить корабельные соединения противника, а кроме того, подобная система упростит сбор данных и последующую подготовку к ракетной стрельбе. Проект «Хаски» уже прошел первый этап, в ходе которого был сформирован общий облик перспективной подводной лодки. После утверждения аванпроекта конструкторы СПМБМ «Малахит» и смежных предприятий продолжат работу, благодаря чему судостроение в будущем сможет приступить к сборке конструкций. Все подобные работы осуществляются в наше время, с использованием современных технологий и опыта. При этом проект создается с большим заделом на будущее. По заявлениям разработчиков, подлодкам «Хаски» предстоит служить в течение полувека. Это означает, что головной корабль, поступив на службу в конце двадцатых, будет списан только к восьмидесятым годам. Создание новой техники с уникально высокими сроками службы представляет собой особо сложную задачу для судостроения. Тем не менее, успешное решение подобной задачи даст российскому военно-морскому флоту новые возможности и повысит его потенциал. Как следствие, на протяжении нескольких десятилетий военные моряки смогут эксплуатировать технику с высокими характеристиками и широкими боевыми возможностями, самым положительным образом влияющую на обороноспособность страны. https://topwar.ru/132426-giperzvukovye-rakety-roboty-i-50-let-v-stroyu-proekt-apl-haski.html https://rg.ru/2018/04/12/reg-szfo/razrabotchik-pokazal-oblik-rossijskoj-podlodki-budushchego.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

fishki.net

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Королевский военно-морской флот в 2015 году показал невероятную концепцию подводных лодок внешне напоминающих морских жителей. Несмотря на то, что реализовать задуманное Королевский флот сможет только ближе к 2050 году, уже сейчас он нарабатывает базу молодых инженеров, которые будут работать над созданием инновационных подводных кораблей.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Корабль Nautilus 100

Первая концепция Nautilus 100, которая внешне напоминает кита и ската. Несмотря на весьма утонченный внешний вид эта подлодка может выполнять функции командного центра и участвовать в боевых действиях. К этому кораблю смогут пристыковываться более мелкие подводные лодки, а также беспилотники.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Не только внешним видом примечательна подлодка. В качестве механизма управления в этой концепции будет использоваться нейро-интерфейс, который поможет экипажу управлять кораблем при помощи силы мысли.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

И уже совсем фантастика, но по мнению некоторых ученых — реализуемая, контролировать глубину погружения экипаж сможет при помощи подвижных гибких «крыльев» подлодки.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Чтобы Nautilus 100 смог выдержать глубину в 1000 метров, предлагается использовать для строительства его корпуса акрил и супер-прочные сплавы. А дополнительная скрытность может быть обеспечена пьезоэлектрическими материалами.Предполагается, что подлодка будет использовать водородно-электрические двигатели для передвижения на крейсерских скоростях и тоннельный привод, который пропускает через себя воду при помощи вентилятора, чтобы набирать большую скорость. Таким образом корабль сможет развивать скорость до 150 узлов или до 278 километров в час.

The Eel

The Eel — это автономные подводные корабли, которые будут выступать в качестве основных отслеживающих обстановку под водой аппаратов и вторичных носителей оружия для первого корабля.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

The Eel внешне напоминает угря и должен передвигаться похожим образом, тем самым инженеры планируют обмануть сканеры вражеских кораблей.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Такой автономный корабль будет работать не один, а в стае, и для сообщения между кораблями The Eel будет использоваться сине-зеленый лазер.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Micro UUVs

Это микро-беспилотники, которые на себе будут переносить предыдущие автономные корабли. Как и The Eel, они работают в команде и выполняют разведывательные функции. При этом Micro UUVs способны формировать защитные силовые экраны вокруг основных активов флота.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Кроме всего прочего, чтобы Micro UUVs не сыграл против своих хозяев, запрограммированы на самоуничтожение по истечении определенного времени после запуска. По планам разработчиков Micro UUVs должны просто растворяться.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Flying Fish

Flying Fish — это торпеды, которые могут преследовать свою добычу, чтобы взорвать. Такому оружию без разницы, опустится цель на глубину или поднимется выше уровня моря.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

Flying Fish имеют впечатляющий набор для уничтожения: взрывчатые вещества, кассетные боеголовки, волновые излучатели и электромагнитный импульс.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты

«Будущий успех Королевского Военно-Морского Флота опирается на развитие навыков и знаний, которые будут держать нас на один шаг впереди конкурентов», — говорит капитан Шэрон Малкин, глава Центра инноваций Королевского Военно-Морского Флота.

Подводные лодки будущего. Королевский военно-морской флот разрабатывает новые концепты Источник: fainaidea.com

near-future.ru

Разработчик показал облик российской подлодки будущего — Российская газета

В Сети появился постер от петербургского КБ "Малахит", специализирующегося на разработке подводных лодок. На картинке - субмарина странных очертаний, предположительно перспективная АПЛ пятого поколения "Хаски".

Фото: malachite-spb.ru

У "Малахита" есть опыт размещения облика подлодок будущего - так в 90-х годах в журнале "Гангут" появилось изображение будущей субмарины "Ясень", оказавшееся весьма точным, пишет Warhead.

О том, что облик АПЛ "Хаски" сформирован, стало известно в конце 2017 года. Субмарину оснастят роботами, способными работать как в воде, так и на суше, и самым современным вооружением - в том числе гиперзвуковыми ракетами "Циркон". 

- Судя по постеру, пусковые установки ракет располагаются в носовом и среднем отсеках корабля. В носовой части используется, вероятно, "лодочная" модификация универсальной пусковой установки на восемь крылатых ракет "Калибр", - считает научный редактор Warhead Илья Крамник.

В средней части субмарины изображены восемь крышек, под которыми также скрываются пусковые установки. Если учесть унификацию проекта с АПЛ "Ясень", то под каждой может быть размещен контейнер на четыре "Оникса"/"Циркона" или пять "Калибров" . Таким образом арсенал подлодки составит 40-48 крылатых ракет разных типов.

В носовой  части художник изобразил крышки торпедных аппаратов, однако вряд ли это они - учитывая размещение в первом отсеке ракет, запасные торпеды там хранить просто негде. Скорее всего, в носу размещены контейнеры для запуска ложных целей - выполненных в габарите торпеды шумовых имитаторов подводной лодки. А сами торпеды, аналогично "Ясеню", размещены побортно в средней части корпуса. Либо применена еще более революционная технология: торпеды сбрасываются вниз подобно тому, как пускают ракеты стратегические бомбардировщики.

Обращает на себя внимание ограждение выдвижных устройств (в просторечии рубка) - оно угловатое и непривычной формы для меньшей радиолокационной заметности корабля в надводном положении. Носовые горизонтальные рули, похоже, сделаны выдвижными, в нижней части носа есть загадочный выступ - возможно, это антенна гидроакустического комплекса. Другие антенны ГАК размещены на корпусе корабля.

Кормовая часть с заключенным кольцевой обтекатель гребным винтом явно унифицирована с "Ясенями".

- Главный вопрос - когда всю эту красоту начнут строить? Предположим, что года через два-три, - резюмирует Крамник.

rg.ru

Погружение в будущее: какие новые подлодки создаются в России - Армия и ОПК

19 марта в России отмечается профессиональный праздник подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) — День моряка-подводника. Кстати, в этом году еще две знаменательные даты: 322-летие со дня основания Петром I Российского регулярного флота и 60-летие создания первых атомных субмарин.

От других сил современного ВМФ подводные отличаются скрытностью, способностью вести боевые действия в любых районах Мирового океана, наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным объектам и наиболее эффективно поражать вражеские боевые надводные корабли, подлодки и суда.

По данным из открытых источников, в подводном флоте СССР состояло на вооружении 216 субмарин различных типов и классов, сейчас их — порядка 70 (всего 13 проектов). В настоящее время в России строится серия многоцелевых подлодок четвертого поколения проекта "Ясень" и стратегических ракетоносцев "Борей", идет создание беспилотных подводных аппаратов. В ближайшее время ожидается закладка двух дизель-электрических лодок проекта 636.3, всего для Тихоокеанского флота их построят шесть.

Будущее российского флота связано с разработкой субмарин пятого поколения. Они будут обладать существенно меньшими габаритами, но иметь несколько большую скорость.

19 марта 1906 года император Николай II повелел включить в классификацию судов военного флота Российской империи новый класс боевых кораблей — подводные лодки. Так появился День моряка-подводника, однако сама идея создания подводных аппаратов восходит к античности. Правда, долгое время проекты подлодок были малопригодны для реализации. Только в XIX веке инженерные решения получили практическое воплощение, в первую очередь военное. Авторство первой цельнометаллической подлодки (1834 год) принадлежит уроженцу Витебской губернии конструктору инженер-генералу Карлу Андреевичу Шильдеру.

Продолжение

Наибольший интерес в подводной тематике сегодня представляют лодки пятого поколения, проектирование и строительство которых внесено в госпрограмму вооружений (ГПВ) до 2027 года. При этом речь идет как об атомных, так и неатомных субмаринах. По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игоря Пономарева, аванпроект неатомной субмарины пятого поколения уже создан в России и идет согласование задания на разработку технического проекта.

Как отмечают в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", атомные и неатомные подлодки следующих поколений будут иметь меньшие размеры, но большую скрытность по сравнению с существующими.

Все создатели и эксплуатирующие организации абсолютно всех стран стремятся к уменьшению габаритов подводных кораблей. Это связано с минимизацией затрат на их создание, а также с тем, что физические поля таких подлодок существенно отличаются в лучшую сторону. Наш флот не исключение

Игорь Вильнит

генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин"

Кроме того, по его словам, сегодня у промышленности "новые возможности", поэтому нет нужды "стремиться к гигантизму". "Напротив, чем меньше корабль, выполняющий определенные функции, тем лучше", — поясняет глава "Рубина".

  • Эксперты: подводный флот России способен противостоять любым угрозам

В будущем разделение подлодок на стратегические и многоцелевые должно сохраниться, считает Вильнит. "Проектная мысль никогда не ограничена, поэтому совместить можно все, технически такое возможно. Но есть ли в этом смысл? Принцип модульности справедлив, но, с моей точки зрения, это касается в большей степени применения конкретного вида технических средств, оборудования, каких-то устройств, радиоэлектроники, энергетики. У каждого типа лодки своя задача. И возможность выполнять сто разных задач, когда на деле будет использоваться только одна, — это дорого и неэффективно", — сказал он.

Центральный пост управления ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955

© Лев Федосеев/ТАСС

При этом разрабатываемый подводный корабль пятого поколения будет модульным и сможет применять робототехнику.

Корабль пятого поколения возьмет все лучшее, что сегодня освоено промышленностью. Это решения по модульности, дальнейшие решения по снижению физических полей корабля, по автоматизации кораблей и более широкое применение робототехнических средств с борта подлодки

Владимир Дорофеев

генеральный директор морского бюро машиностроения "Малахит"

Корабль в качестве боевого объекта должен входить в единое информационное пространство Министерства обороны. "А любой обмен информацией предполагает потерю скрытности. Поэтому робототехника должна придавать кораблю новые качества: добавлять сенсорные возможности, повышать его скрытность и обороноспособность", — считает Дорофеев.

  • Cекретный "охотник" подводных сил России
  • "Князья" подводного флота России

Модульность, по его словам, не стоит сводить к "сборке" корабля из неких типовых элементов. Хорошим примером правильной реализации этой концепции, считает он, является проект "Ясень", обладающий модульным оружием — универсальными пусковыми установками, предназначенными для запуска ракет разных массогабаритных характеристик и разного назначения без каких-либо переделок системы. "Кроме того, можно говорить о межпроектной унификации по комплектующему оборудованию. Уровень унификации между лодками разных проектов достаточно велик, например в части радиоэлектроники", — резюмировал глава "Малахита".

Всего в составе ВМФ России — 12 атомных стратегических подводных ракетоносцев, три из которых — проекта 955 "Борей": "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" (каждая субмарина несет по 16 ракет), лодки способны применяться в любой точке планеты, имеют неограниченную мореходность.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий"

© AP Photo/Alexander Zemlianichenko

ГПВ до 2020 года предусматривает строительство и вхождение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. В настоящее время пять атомных подлодок модернизированного проекта "Борей-А" находятся в стадии строительства. Последний корабль этой серии — "Князь Пожарский" — был заложен в конце 2016 года.

Спецпроект на тему

В новую ГПВ включен проект "Борей-Б". ОКР по проектированию стратегического атомного подводного крейсера начнутся в этом году, завершение испытаний и передача ВМФ запланированы на 2026 год. Предполагается, что лодка получит корпус своего предшественника (проект "Борей-А"), но благодаря установке нового водометного движителя ее шумность значительно снизится. Серийное строительство "Бореев-Б" планируют начать с 2023 года, их будет не менее четырех единиц. Главком ВМФ адмирал Владимир Королев в ноябре 2017 года сообщал, что сроки строительства новых "Бореев" станут ясны после завершения эскизного проектирования этих кораблей.

С 2018 года мы начинаем активно работать по этому проекту, я думаю, это будет ближайшее время, конкретные даты мы определим по результатам первого этапа, то есть формирования эскизного облика

Владимир Королев

главком ВМФ, адмирал

Также уже ведутся работы в инициативном порядке по определению облика подводного "стратега" пятого поколения.

В составе ВМФ насчитывается 29 многоцелевых атомных подлодок различных проектов, среди которых субмарина четвертого поколения проекта 885 "Ясень" — К-560 "Северодвинск" (головная подлодка серии в строю на Северном флоте — прим. ТАСС). Следующие лодки строятся по модернизированному проекту "Ясень-М". На "Севмаше" в 2009–2017 годах заложены шесть субмарин этого типа: "Казань" (в этом году ожидается передача флоту), "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" и "Ульяновск".

Головная подлодка проекта 885 "Ясень" – К-560 "Северодвинск" в строю на Северном флоте

© Лев Федосеев/ТАСС

Кстати, основные характеристики многоцелевых атомных подлодок пятого поколения, которые сегодня проектируются в России, во многом определились в ходе создания субмарин проекта "Ясень".

Проекты 885/885М — прорывные для нашего ВМФ, в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе любых флотов, кроме российского

Владимир Дорофеев

генеральный директор морского бюро машиностроения "Малахит"

Благодаря оснащению универсальными пусковыми установками, которые дают возможность комбинировать ракетное вооружение, "Ясень" выполняет функцию, до этого не свойственную отечественным многоцелевым атомным подлодкам, — полноценного неядерного стратегического сдерживания. "На "Ясенях" размещены универсальные пусковые установки, которые позволяют применять крылатые ракеты различного назначения без каких-либо переделок, без изменений в составе радиоэлектронного вооружения", — говорит Дорофеев.

Эти подлодки являются универсальными охотниками. В зависимости от боевой нагрузки "Ясени" могут решать задачи против авианосных соединений, надводных кораблей, десантных отрядов, конвоев, береговых целей, противолодочные задачи

Владимир Дорофеев

генеральный директор морского бюро машиностроения "Малахит"

Новейшие технологические решения должны найти воплощение в проекте "Хаски" — подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчетов. Формирование облика лодки и научно-исследовательские работы по созданию эскизного проекта планируется завершить в этом году. Разработка многоцелевой лодки ведется в конструкторском бюро "Малахит" в Санкт-Петербурге. "Хаски" будет максимально унифицированной и вберет в себя качества многоцелевых и стратегических подлодок.

Проект лодки пятого поколения активно обсуждается, готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки. Она будет совершенно другой лодкой с точки зрения физических полей. Это будет лодка, которая будет унифицирована, — стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов

Алексей Рахманов

президент Объединенной судостроительной корпорации

По словам Рахманова, подлодка "будет отличаться оружием", но перед ОСК стоит задача добиться максимальной унифицированности, чтобы "получить лучшее ценовое предложение для Минобороны". Известно, что субмарину оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", которые вскоре начнут поступать в войска.

  • Полное погружение: к 110-летию подводного флота России
  • Подводная защита России: какие субмарины стали "угрозой" для ВМС США в Тихом океане

Будущие возможности проекта "Хаски" уже оценили на Западе. Так, военно-аналитическое издание Strategic Culture Foundation сообщало, что подлодка будет иметь ряд преимуществ над очень мощными в технологическом плане субмаринами четвертого поколения. При этом в данном вопросе, по мнению издания, Россия постепенно отрывается от своих главных конкурентов на военном рынке — США.

Как считают западные журналисты, целью такого подводного перевооружения ВМФ РФ является создание многоцелевых, довольно легких и маневренных субмарин. Главной особенностью "Хаски" является многопрофильная конструкция — универсальная платформа, которая может быть основой для создания сразу трех вариантов подлодок: с крылатыми ракетами, с баллистическими ракетами, а также атомная субмарина широкого спектра действий. В том числе ее оснастят инновационными системами и беспилотными аппаратами.

Достраиваются две дизельные лодки доработанного проекта 677 "Лада" ("Кронштадт" и "Великие Луки"), после чего планируется начать строительство лодок по разработанному принципиально новому проекту "Калина" (с анаэробной, то есть воздухонезависимой силовой установкой). Научно-исследовательскую работу с таким названием ведет ЦКБ "Рубин".

Эти неатомные субмарины пятого поколения первыми начнут строить для Северного и Балтийского флотов. В "Калине" будут реализованы лучшие качества проектов 636.3 "Варшавянка" и 677 "Лада", которые сейчас строятся для флота. Субмарина получит воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ), главное преимущество которой — увеличение скрытности. Лодка сможет находиться под водой без всплытия для зарядки батарей более длительный срок — до двух-трех недель.

Подводная лодка "Санкт-Петербург"

© Руслан Шамуков/ТАСС

Что касается проекта "Лада", головная лодка это серии — "Санкт-Петербург" — была заложена в 1997 году и с момента передачи флоту в 2010-м находится в опытной эксплуатации. Ожидается, что она пройдет ремонт и модернизацию. В планах — заказать еще две субмарины подобного проекта. Таким образом, самые миниатюрные и самые бесшумные подлодки российского флота в будущем станут основным типом неатомных подводных сил.

Относятся к четвертому поколению неатомных субмарин, надводное водоизмещение составляет порядка 1,75 тыс. т (против 2,3 тыс. т у "Варшавянок"). Скорость подводного хода достигает 21 узла. Благодаря применению новых решений в конструкции корпуса, особого покрытия и новейшей радиоэлектроники они обладают непревзойденной скрытностью. Вооружены ракетами "Калибр".

Продолжение

Информация по подлодкам спецназначения практически закрыта. Эти корабли создаются в интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

В 2016 году ВМФ получил атомную подводную лодку специального назначения БС-64 "Подмосковье" после завершения ремонта и модернизации по проекту 09787. Субмарина переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ "Дельфин" в носитель подводных аппаратов. Модернизация корабля велась с 1999 года.

Спецпроект на тему

В составе флота находится еще один подобный атомоход — БС-136 "Оренбург", который в начале 2000-х годов был переоборудован также из ракетоносца проекта 667БДР "Кальмар". Именно эта субмарина принимала участие в исследовательской арктической экспедиции компании "Севморгео" в 2012 году, помогая ученым собирать пробы грунта для определения границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

ВМФ планирует получить еще одну лодку спецназначения — К-139 "Белгород" проекта 949А. О ее достройке было объявлено в начале 2012 года. Создается она в качестве носителя необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов. В 2014 году на "Севмаше" была заложена атомная субмарина специального назначения проекта 09851 "Хабаровск". О проекте также известно немногое: лодка спроектирована специально для ведения гидроакустической разведки. 1 ноября 2015 года в СМИ был случайно продемонстрирован проект океанской многоцелевой системы "Статус-6", носителями которой были названы "Белгород" и "Хабаровск".

Известно, что главными особенностями этих лодок являются:

  • модульная конструкция вооружения;
  • использование подводных роботов-беспилотников.

Испытания подобных роботов уже идут в России с 2008 года. По данным из открытых источников, для этого была построена опытная неатомная подводная лодка проекта 20120 "Саров". В состав флота она вошла в 2007 году. Субмарина помогает испытывать на Севере робототехнические средства для лодок нового поколения.

Он ("Саров") удачно действует. Действительно очень полезный корабль. Как раз этой робототехникой, о которой мы говорим, он и занимается

источник в оборонно-промышленном комплексе

В 2016 году стало известно, что ЦКБ "Рубин" ведет проработку создания серии автономных необитаемых подводных аппаратов, построенных по модульному принципу. По словам гендиректора конструкторского бюро Игоря Вильнита, модульность позволит адаптировать такой аппарат под решение конкретной задачи, а стоимость и возможности подобных разработок делают их "весьма конкурентоспособными" на мировом рынке.

Планируется создавать аппараты разных классов: малые, средние и тяжелые, надводного и подводного базирования, автономные и телеуправляемые. При этом "Рубин" работает в интересах как Министерства обороны, так и нефтегазодобывающей отрасли. В числе известных разработок — автономный необитаемый подводный аппарат "Юнона", впервые представленный на форуме "Армия-2015". Также завершается создание необитаемого подводного аппарата "Клавесин-2Р-ПМ", предназначенного для поисковых операций и исследований.

Подводный аппарат "Клавесин-2Р-ПМ"

© ЦКБ "Рубин"

Такие аппараты для подлодок пятого поколения разрабатываются параллельно с совершенствованием физических полей и увеличением скрытности субмарин. Кстати, об одном из таких подводных беспилотников рассказал президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию РФ 1 марта. Он заявил, что в России разработан беспилотный подводный аппарат, способный двигаться на сверхбольшой глубине с неограниченной дальностью.

Я бы сказал, на очень большой глубине и на межконтинентальной дальности со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует

Владимир Путин

президент России

'ТАСС/Ruptly'

Эти беспилотники обладают низкой шумностью, высокой маневренностью и практически неуязвимы для противника. Путин назвал эту разработку "просто фантастикой". Беспилотники могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами. Это позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру.

В декабре 2017 года был полностью завершен многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Такая установка имеет малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооруженность при объеме в 100 раз меньше, чем у современных атомных подлодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим. "Результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности", — заключил президент.

Подготовил Роман Азанов

tass.ru

Российская подлодка будущего получит уникальные возможности — Naked Science

В последнее время внимание многих военных экспертов приковано к одному из самых амбициозных российских военных проектов, а именно – атомной подводной лодке «Хаски». В теории она может стать первой в истории АПЛ пятого поколения (сейчас ВМФ России только начал использовать субмарины четвертого поколения).   Теперь глава ОСК («Объединенная судостроительная корпорация») Алексей Рахманов рассказал важные подробности, главная из которых касается спектра решаемых задач АПЛ. Предполагается, что новая АПЛ получит возможности многоцелевой и стратегической субмарин. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил эксперт.   Решение создать АПЛ, совмещающую в себе качества разных типов кораблей, видится чрезвычайно важным. До сих пор существует четкое разграничение между многоцелевыми и стратегическими лодками. Первые решают широкий круг тактических задач, связанных с поиском и уничтожением кораблей и других подлодок, а также поражением целей на земле высокоточным оружием. Стратегические подлодки, в свою очередь, несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками, которые, в случае глобальной войны, должны будут поразить территорию врага. Иными словами, это часть ядерной триады и использовать такие субмарины в локальных конфликтах не имеет смысла. Добавим, что именно атомные подлодки с баллистическими ракетами являются основной составляющей американской ядерной триады. США, кстати, тоже ведут работы над атомной подлодкой будущего. Их проект получил название SSBN-X.  

Американский проект SSBN-X / ©Nextbigfuture

  Рахманов отметил, что целью такой унификации является снижение цены. Действительно, создание одной подлодки под несколько типов вооружений может быть дешевле разработки двух разных субмарин. При этом мы еще не скоро увидим «Хаски». Как отметил сам глава ОСК, подлодка может появиться на свет не раньше 2030 года.   Напомним, недавно стало известно, что разработка эскизного проекта российской АПЛ пятого поколения займет приблизительно два года. Предполагается, что лодка не будет иметь полностью титановый корпус, однако часть компонентов АПЛ все же будет выполнена из титана. По мнению экспертов, по своим размерам субмарина будет несколько меньше своих аналогов, которые имеются сейчас. В качестве вооружения для атомной подлодки упоминается гиперзвуковая ракета «Циркон», которую испытали недавно.  

naked-science.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики