Научные открытия, которые привели нас в космос: Ракеты. Ракета на


описание, история и интересные факты

Каждый, кто побывал в московском парке культуры и отдыха ВДНХ, наверняка запомнил главную изюминку всей громадной территории выставочного комплекса - ракету. Она находится как раз напротив знаменитого павильона "Космос", который долгие годы стоял бесхозным.

На самом деле данная ракета - всего лишь макет настоящего "Востока". А с ее установкой связана действительно увлекательная история.

Интересные факты о ВВЦ

История создания выставочного комплекса насчитывает уже без малого более семидесяти лет. Конечно, любой подобный объект всегда хранит в себе немало тайн и мистических историй. Многие из них недоступны обычному люду, а про некоторые сложились настоящие мифы и легенды.

Например, мало кому известно о существовании настоящего военного бункера на территории самого ВДНХ или павильонов, замурованных в "саркофаги", с шикарной внутренней отделкой. А кто-нибудь слышал о развернувшейся школе разведчиков на этой территории в период Второй мировой войны? Нет? А ведь это все существует на самом деле и даже успешно функционирует. В бункере, например, могут укрыться до трехсот людей, а подземный ход от него может вывести к скульптуре, установленной в честь Ленина аккурат напротив входа в ВВЦ. Более того, не все знают, как называется ракета на ВДНХ и прототипом чего она является. А ведь именно ее использовали для отправки Гагарина в космос.

Удивительно, на что способен прогресс, ведь только в 1938 году всю территорию ВДНХ и ВВЦ занимал густой дубовый лес, а в летние месяцы по всей его обширной местности располагались цыгане со своими кибитками и другие бродячие артисты. Но благодаря архитектору Олторжевскому, ВДНХ стало таким, каким мы видим его сейчас.

Что такое "Восток"?

Ракета на ВДНХ - это макет в натуральную величину. Она была создана по образу и подобию "Востока". Ракета-носитель "Восток" - действительно символ космической отрасли. Она состояла из трех ступеней, в каждой из которых использовалось жидкое топливо. Именно с помощью "Востока" на орбиту были подняты и выведены большинство советских и российских космических аппаратов. Многие искусственные спутники нашей планеты не смогли бы бороздить космические просторы без помощи "Востока".

Свой первый запуск ракета испробовала в 1958 году, правда, он оказался не успешным, а вот через год она уже вылетела с космодрома очень удачно. В 1961 году ракета-носитель "Восток" вывела корабль Юрия Гагарина на околоземную орбиту, тем самым сделав его первым космонавтом, побывавшем в космосе.

Ее полная длина вкупе с обтекателем составляет почти сорок метров, прям как высота шестнадцатиэтажного дома, а стартовая масса достигает двухсот девяноста тонн. Кстати высота ракеты на ВДНХ такая же, как и у прототипа.

Павильон №32

За ракетой расположен павильон "Космос" под номером тридцать два. Ранее его название звучало как "Механизация сельского хозяйства". Экспозиции в нем выставлялись соответствующие, то есть посвященные сельхозтехнике и аграрным вопросам. Тут можно было увидеть трактора, сеятельные машины и так далее. Потом к ним добавились продукты промышленного производства, и уже в период космического бума павильон приобрел свое настоящее название - "Космос".

С момента начала триумфального шествия СССР в космических просторах в павильоне начали создаваться экспозиции, демонстрирующие макеты запущенных спутников Земли и модели кораблей, на которых космонавты бороздили просторы Вселенной. Однако спустя время выставка превратилась в сельскохозяйственную ярмарку - здесь начали торговать рассадой, семенами и разнообразными техническими приспособлениями для сада. О космосе напоминала только ракета "Восток" и огромное изображение Гагарина, установленное прямо под грандиозным куполом павильона. На сегодня "Космос" вернул свою функцию, напрямую связанную с названием. Сейчас внутри проходят интереснейшие выставки, участвуя в которых можно даже совершить интерактивный полет в космические дали.

Описание ракеты

Шедевр, вышедший в свет благодаря советским конструкторам, был разделен на шесть блоков. Ракета на ВДНХ полностью повторяет реальную трехступенчатую модель "Востока". Наличие головного обтекателя давало возможность сохранить в целостности сам космический корабль, в котором когда-то находился Гагарин. Ведь в плотных слоях атмосферы Земли аэродинамические нагрузки достигали невероятных высот. В первой и второй ступенях размещались пять блоков - центральный и боковые. Это была так называемая силовая установка или реактивные двигатели, работающие на жидкостном топливе. Центральный обычно крепился в неподвижном положении.

Третья ступень была наделена одиночным двигателем, он имел отдельное управление. Сумма мощности всех двигателей равнялась двадцати миллионам лошадиных сил, а диаметр самой нижней части, в свою очередь, равнялся десяти метрам. Это к тому, чтобы понимать все масштабы зоны, куда крепились двигатели.

Появление макета

Ракету на ВДНХ установили в 1969 году. Макет сделали внутри полым, но вес его все равно получился внушительным - целых двадцать пять тонн. Одним из участников создания макета был А. Гуртяков, который в итоге вылил все свои воспоминания по установке в газету НИТПУ (Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет).

Когда он учился на одной из кафедр данного учебного заведения, в летний период его направили на стажировку в Москву в конструкторское бюро под крыло близкого товарища Королева - лауреата многих государственных премий, академика Бармина. К этому моменту макет уже был готов, его изготовили в Самарском РКЦ (сегодня это ракетно-строительный центр "Прогресс"). Макет ракеты на ВДНХ уже стоял горизонтально на своем постаменте, или, как его называли конструкторы, "ложе".

Установка

Дальнейшая работа над уже готовым памятником-ракетой на ВДНХ была за малым - задействовать подъемный механизм макета, чтобы он воспарил над землей. Изначально предполагали, что все это не займет много времени, но данные мысли были ошибочны. При нажатии на кнопку, которая по волшебству должна была привести в движение подъемник, неожиданно раздался громкий взрыв с хлопком - это перегорел элемент, который питал электричеством всю машину. Вследствие замыкания кабель от механизации подъемника ракеты на ВДНХ упал вблизи постамента.

Далее примерно час потратили на поиски машины, у которой бы имелась автовышка, для того чтобы электрик смог подняться и осмотреть место повреждения. Более того, у инженеров на тот момент не было даже изоленты. Но успешная работа профессионалов своего дела привела к устранению неполадки и установке ракеты в вертикальное положение.

Площадь "Механизации"

Место, где располагается ракета и павильон "Космос", когда-то называлась площадью "Механизации", и вместо ракеты-носителя "Восток" на ВДНХ в ранние годы располагался единственные памятник товарищу Сталину. Он тоже был грандиозных размеров, но не сравнился бы с высотой космической машины. А вскоре на площади появился самолет ЯК-42.

В 1989 году в Москве прошел сильнейший ураган с проливным дождем. По рассказам очевидцев, ветер вырвал с корнями толстые стволы елей, произраставших рядом с ракетой, но вот сам двадцатипятитонный макет не пострадал.

Реставрация

Осенью 2010 года прошла грандиозная реставрация ракеты. Специалисты и рабочие убрали ржавчину с внутренних креплений, а также создали поддержку опорам и несущим конструкциям. Они заново выкрасили корпус лакокрасочным материалом и привели его в надлежащий вид, ведь до этого года многие звонили в тревожный звонок из-за ее плохого состояния и опасений крушения ракеты прямо на постамент.

Рабочие подумывали даже вернуть ракете изначальное положение - до 1984 года корпус ракеты был повернут в сторону основного входа ВДНХ, но от идеи отказались, так как реконструкция все равно не позволила гиганту-старику держаться в нужном положении, даже с усиленными опорами.

"Покорители космоса"

Помимо знаменитой ракеты, перед парком выставочного центра в 1958 году после успешного запуска искусственного спутника Земли от СССР правительство объявило конкурс по созданию памятника в честь покорителей космоса. Сначала его планировали поставить на Воробьевых горах, но решили, что это испортит облик города.

Тематика была представлена в виде стеллы-ракеты. ВДНХ и площадь перед главным входом прекрасно подходили для установки очередного монумента. Открытие произошло в 1964 году. Грандиозная взмывающая ввысь ракета возвысилась над окружающей территорией на сто семь метров, а длина самой космической машины составила одиннадцать метров. В 1981 году под памятником был открыт музей, посвященный советскому и российскому космосу.

fb.ru

Первая в истории ракета на жидком топливе

Пионер ракетостроения Роберт Годдард стоит рядом первой жидкотопливной ракетой перед ее запуском 16 марта 1926 года. Фото: университет Кларка. Архив Роберта Х. Годдарда

Ни в коем случае не умаляем заслуг великого К.Э. Циолковского, но он все-таки был теоретиком ракетостроения. Мы же сегодня хотели бы упомянуть о человеке, первым построившем ракету на жидком топливе. И пусть эта ракета поднялась всего на 12 метров, но это был лишь первый маленький шажок человечества на длинной дороге к звездам. 16 марта исполнилось 90 лет с момента запуска первой в истории ракеты на жидком топливе. Подчеркнем, что имеется в виду именно первый «в истории» запуск. Вполне логично предположить, что со времен изобретения пороха китайцами, попыток запустить некие предметы в небо с помощью пороха или еще чего-либо было несть числа, однако о них сегодня мало что известно. Например, есть записи о том, что еще в 13-ом веке китайские инженеры использовали порох для отражения вражеских атак. Поэтому, отмечаем то, о чем знаем достоверно. Сегодня запуском ракеты, будь она жидко- или твердотопливная, не удивить даже первоклассника, но 90 лет назад это было новшеством сродни открытию гравитационных волн сегодня. 16 марта 1926 года ракета на жидком топливе, представлявшем собой смесь бензина и кислорода, была запущена пионером ракетостроения американцем Робертом Годдардом. На просторах Интернета мы нашли анимацию (ниже), на которой сотрудники Центра космических полетов Годдарда NASA отмечают 50-летие исторического испытательного полета маленькой ракеты в 1976 году. Сотрудники центра, названного в честь Годдарда, собрались перед школьным автобусом в НАСА, наблюдая за запуском точной копии первой в мире ракеты на жидком топливе. Сегодня жидкотопливные ракеты используются в большинстве крупных космических запусков, от пилотируемых полетов до межпланетных миссий. Однако первая ракета была совсем небольшой и летала невысоко. Но, несмотря на это, она ознаменовала собой большой прыжок в развитии ракетной техники.

Анимация запуска копии ракеты Роберта Годдарда по случаю 50-летия со дня первого запуска (16 марта 1976 года).Фото: НАСА/Центр космических полетов Годдарда

Годдард верил в то, что будущее за жидким топливом. Такое топливо, например, обеспечивает больше тяги на единицу топлива и позволяет инженерам применять менее мощные насосы для подачи, благодаря большей плотности жидкости по сравнению с газами или тем же порохом. Однако Годдарду понадобилось целых 17 лет непрерывной работы, чтобы довести дело до первого запуска. Годдард мечтал стать свидетелем первого межпланетного путешествия. Этого не произошло, он умер в 1945 году, но дело его жизни продолжается, потомки его детища покоряют космические тропы хотя и с переменным, но все-таки успехом. Первый спутник был запущен Советским Союзом в 1957 году с помощью именно жидкотопливной ракеты. Жидкое топливо также использовалось для огромных ракет Сатурн V, которые доставляли астронавтов на Луну в 60-70-х годах. Жидкое топливо и сегодня предпочтительнее для пилотируемых миссий, так как его горением можно управлять, что безопаснее, чем использование твердого ракетного топлива. Среди других на жидком топливе работают такие ракеты как европейская ракета-носитель «Ариан 5» (именно она выведет в космос телескоп Джеймс Вебб), российские «Союзы», Атлас V и Дельта от United Launch Alliance, а также Falcon 9 и SpaceX. Годдарду принадлежат более 200 патентов на различные изобретения. Одна из его основных работ — многоступенчатые ракеты, которые в настоящее время являются основными «рабочими лошадками» космических программ всех стран. При всех своих заслугах, как говорится в одном из сообщений НАСА, «США не признали в полной мере его (Годдарда) потенциал при жизни, некоторые из его идей о покорении космического пространства подвергались насмешкам. Но полет первой жидкотопливной ракеты является столь же значимым для космоса событием как первый полет братьев Райт для авиации, и даже 90 лет спустя его изобретения по-прежнему являются неотъемлемой частью космических технологий».

www.brain-food.ru

Ракета на колесах » Военное обозрение

Российские подвижные ракетные комплексы «Тополь» («Серп» по классификации НАТО) по-прежнему не дают спокойно спать американским «ястребам». Никто, кроме русских, так и не смог приделать колеса к межконтинентальной баллистической ракете

В начале марта Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) доложили об очередном успешном запуске с государственного центрального межвидового полигона Капустин Яр в Астраханской области межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь». Как и ожидалось, учебная боевая часть этой ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан).

Казалось бы, ничего особенного. Ну стрельнули и стрельнули… Но нынешний запуск «Тополя» интересен как минимум двумя обстоятельствами. Первое – с начала разработки этого комплекса прошло уже 40 лет, но ни одна страна в мире, кроме России, так и не смогла создать «ракету на колесах» такого масштаба. Второе – целью нынешнего пуска, как выразились военные, было «испытание перспективного боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет». В переводе на гражданский язык это может означать, что после этих испытаний «Тополя», а вслед за ними – «Ярсы», «Рубежи», и другие российские МБР могут быть оснащены новыми специализированными комплексами противодействия противоракетной обороне (ПРО), которые сведут на «нет» многие усилия США по созданию системы ПРО.

А почему бы и нет?

Разработка стратегических ракетных комплексов, которые бы размещались на базе колесного шасси, началась в Советском Союзе еще в середине 60-х годов прошлого века. К тому времени советские конструкторы и военачальники, очевидно, уже начали предполагать, что освоение околоземного пространства вызовет стремительное развитие космической разведки. И через некоторое время потенциальные противники с точностью до метра будут знать расположение шахт друг друга, в которых стоят на боевом дежурстве межконтинентальные баллистические ракеты.

Поэтому еще в конце 60-х годов прошлого века Московский институт теплотехники (МИТ) и ЦКБ «Титан» начали разработку сразу двух подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), один из которых предназначался для запуска МБР, а второй – для запуска баллистических ракет средней дальности. Оба комплекса были приняты на вооружение практически в одно и тоже время – на рубеже 1975\1976 годов. Наибольшую известность из них получил ПГРК «Пионер» (SS-20 по классификации НАТО) с двуступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. «Пионеры» с дальностью стрельбы до 5 тыс км и забрасываемым весом свыше 1,5 тонн стали одними из самых весомых факторов мировой политике в 70-80-х годах прошлого века. К 1986 году, по данным американской разведки, СССР развернул на боевое дежурство 441 такой комплекс, что, конечно, наводило ужас на впечатлительных европейцев. Про ПГРК «Темп -2С» с МБР 15Ж42 (SS-16 Sinner по классификации НАТО) известно гораздо меньше.

По данным, опять же, зарубежной прессы, с 1976 по 1985 годы в СССР было развернуто от 50 до 100 подобных комплексов, каждый из которых мог забрасывать одну ядерную боеголовку на расстояние 10 тыс км. Вообще, идея «ракет на колесах» для советских военных инженеров 30-40 лет назад оказалась весьма продуктивной. КБ «Южное» (Украина), например, вместе с КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург) в 80-е годы прошлого века создало боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец», который был способен нести на борту три межконтинентальных баллистических ракеты РТ-23 УТТХ, каждая из которых забрасывала на территорию вероятного противника 10 боевых блоков мощностью 0,43 Мт на расстояние более 10 тыс км. А «МИТ», продолжая тему баллистической ракеты средней дальности, на базе второй и третьей ступени ракеты РС-12М и головной части с тремя боевыми блоками от 15Ж45 разработал новую ракету «Скорость», которая еще более усиливала боевые возможности советских ракет средней дальности на Европейском театре возможных военных действий.

Однако, скоро от этого многообразия не осталось и следа. Согласно советско-американским договоренностям, в 1986 году был снят с боевого дежурства и уничтожен ПГРК «Темп-2С». Годом позже «МИТ» было приказано прекратить все работы по новой баллистической скоростной ракете средней дальности и ее соответствующему мобильному носителю. Вслед за этим в спешном порядке – буквально за 4 года, были уничтожены и все имеющиеся ПГРК «Пионер». Последними – уже в 2003-2005 годах, были сняты с боевого дежурства и уничтожены боевые железнодорожные ракетные комплексы (хотя по настоянию Великобритании они были поставлены «на прикол» уже в 1992 году).

При этом, что особенно интересно, ни одной зарубежной стране так и не удалось создать что-либо подобное боевому железнодорожному ракетному комплексу и передвижным грунтовым ракетным комплексам, которые в 80-е годы серийно производились в СССР. У американцев, например, известная только одна разработка - ПГРК с легкой ( стартовая масса 13,6 тонн) МБР MGM-134 Midgetman. Но они работу по ее созданию только начали в 1983-1985 годах. И в 1991 году эта программа была благополучно закрыта, по причине, очевидно, явных успехов дипломатов США по разоружению Советского Союза.

Уцелевший росток

Единственным, кто уцелел после такого разгрома советских мобильных ракетных комплексов, стал ПГРК РС-12М «Тополь» (SS-25 «Sickle» по классификации НАТО), разработка которого «МИТом» велась в начале 80-х годов прошлого века с использованием наработок по «Темпу-2С» и «Пионеру» (последняя версия пусковой установки «Пионера» - «Пионер-3», была во многом уже унифицирована с «Тополем»). Первый полк, укомплектованный «Тополями», по общепринятой версии, заступил на боевое дежурство в июле 1985 года в районе Йошкар-Олы, хотя сам комплекс официально был принят на вооружение только в 1988 году.

Ракета 15Ж58 – твердотопливная, выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. Полная масса ракеты составляет 45 тонн. Она размещена в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22,3 м и диаметром 2 м, в котором поддерживается постоянная температура и влажность. Боевая часть – моноблочная. Забрасываемый вес – 1 тонна. Мощность заряда – 0,55 мт. Максимальная дальность стрельбы – 10 тыс км. Гарантийный срок эксплуатации ракеты (время, на протяжении которого ракета способна выполнять поставленные задачи) первоначально устанавливался 10 лет. Однако, в ноябре 2005 года с космодрома Плесецк в направлении полигона Кура на Камчатке была запущена ракета, простоявшая к этому времени на боевом дежурстве уже 20 лет. Ракета отработала штатно. В сентябре 2011 года военные запустили «Тополь», выпущенный в 1988 году. Этот запуск также прошел успешно.

В качестве шасси пусковой установки мобильного комплекса первоначально использовался семиосный МАЗ-7912. Позднее стали применять МАЗ-7917 колесной формулы 14х12. Мощность дизельного двигателя машины 710 л.с. Масса пусковой установки с ракетой - около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс «Тополь» имеет хорошую подвижность и проходимость. Помимо подвижной пусковой установки, в состав комплекса входят командный пункт и другие вспомогательные агрегаты, размещённые на 4-осных колёсных шасси повышенной проходимости (МАЗ-543А, МАЗ-543М).

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты составляет 2 минуты. При этом, в отличие, например, от «Пионеров», пуск может быть осуществлен как с маршрута патрулирования комплекса, так и со стационарных мест дежурства (для этого крыши ангаров, где стоят «Тополя», делают раздвижными). Для проведения пуска «с марша» пусковая установка останавливается в наиболее подходящем для этого месте, мощные домкраты фиксируют ее горизонтально, контейнер с ракетой поднимается в вертикальной положение, пороховой аккумулятор давления, размещенный в контейнере, выбрасывает ракету вверх на несколько метров, включается двигатель первой ступени и….привет тому, кто на нас напал. Помимо повышенной живучести «Тополей», что напрямую связано с их мобильностью, их ракеты обладают способностью активно преодолевать систему противоракетной обороны противника. В отличие от обычных баллистических ракет, они, например, могут резко менять траекторию полета, сводя к минимуму возможность перехвата.

По данным из открытых источников, максимальное количество «Тополей», находившихся на вооружении советских\российских РВСН, составляло 369 единиц. Сейчас их, естественно, меньше, поскольку еще в начале 90-х годов прошлого века руководство России приняло решение модернизировать этот ракетный комплекс, и в апреле 2000 года на вооружение РВСН была принята межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж65 (15Ж55 в версии ПГРК), а сам комплекс стал называться РС-12М2 «Тополь-М». В отличие от «старой» ракеты, новый «Тополь» делается в двух вариантах – шахтного и мобильного базирования (отсюда и разные индексы ракет). У него, по данным из открытых источников, повышена дальность полета до 11 тыс км. Судя по некоторой доступной информации, ракета стала быстрее подниматься на начальном этапе траектории, пошустрее уворачиваться от противоракет противника и получила больше возможностей для обмана системы ПРО. Она, например, может выпускать на финальном этапе траектории до 20 ложных целей. Но мощность БЧ ракеты при этом осталась прежней, также как и количество боеголовок – одна. В качества шасси пусковой установки решено использовать восьмиосную разработку все того же Минского завода МЗКТ-79221. У него увеличилась мощность двигателя до 800 л.с. и запас хода на одной топливной заправке вырос до 500 км. Кроме того, в прошлом году стало известно, что на вооружение ПГРК «Тополь-М» начинают поступать новые машины инженерного обеспечения и маскировки, назначение которых – замаскировать следы боевых мобильных ракетных комплексов, вышедших на дежурство, и создать хорошо заметные вражеским спутникам следы, ведущие к ложным боевым позициям ПГРК.

Тем не менее, видимо, и «Тополь-М» постепенно вскоре начнет сходить со сцены, уступая место более новому «Ярсу» (РС-24), который разработал «МИТ». Военные утверждают, что «Ярс», в первую очередь, должен заменить ракеты шахтного базирования РС-18, стоящие на вооружение еще с 1975 года (эти 105-тонные машины забрасывают на дальность 10 тыс км 6 боеголовок по 550 кт каждая). И такая замена уже идет последние несколько лет. Однако, еще в 2009 году командование РВСН заявляло, что «Тополь-М», конечно, хорошая машина, но одна боеголовка – это все-таки не очень хорошо.

А у «Ярса», который, по сути, является продолжением семейства «Тополей», таких боеголовок минимум четыре (американские журналисты называют цифру и 10, но это, наверное, от эмоций). При этом, очевидно, что у него сходные данные с «Тополями» по массе и размерам, поэтому «Ярс» уже поступает в РВСН не только в шахтном, но и в мобильном грунтовом исполнении. В этом году, например, в вооруженные силы России должны поступить более двух десятков передвижных грунтовых ракетных комплексов, вооруженных «Ярсами».

topwar.ru

Ракета - это... Что такое Ракета?

Раке́та (от итал. rocchetta — маленькое веретено через нем. Rakete или нидерл. raket) — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы (рабочего тела) аппарата и без использования вещества из окружающей среды. Поскольку полёт ракеты не требует обязательного наличия окружающей воздушной или газовой среды, то он возможен не только в атмосфере, но и в вакууме. Словом ракета обозначают широкий спектр летающих устройств от праздничной петарды до космической ракеты-носителя.

В военной терминологии слово ракета обозначает класс, как правило, беспилотных летательных аппаратов, применяемых для поражения удалённых целей и использующих для полёта принцип реактивного движения.

В связи с разнообразным применением ракет в вооружённых силах, различными родами войск, образовался широкий класс различных типов ракетного оружия.

История

В соответствии со свидетельством древнеримского писателя Авла Геллия (лат. Aulus Gellius) одно из первых реактивных устройств использовалось более 2000 лет назад, ещё в 400 году до н. э., греческим философом-пифагорейцем Архитом Тарентским, заставлявшим деревянного голубя двигаться вдоль проволоки с помощью пера, перед глазами изумлённых жителей своего города. Архит Тарентский использовал принцип «действие-противодействие», который был научно описан только в XVII веке.[источник не указан 674 дня]

Тем не менее, истоки возникновения ракет большинство историков относят ко временам китайской династии Хань (206 год до н. э.—220 н. э.), к открытию пороха и началу его использования для фейерверков и развлечений. Сила, возникающая при взрыве порохового заряда была достаточной, чтобы двигать различные предметы. Позже этот принцип нашёл применение при создании первых пушек и мушкетов. Снаряды порохового оружия могли летать на далёкие расстояния, однако не были ракетами, поскольку не имели собственных запасов топлива. Тем не менее, именно изобретение пороха стало основной предпосылкой возникновения настоящих ракет. Описание летающих «огненных стрел», применявшихся китайцами, показывает, что эти стрелы были ракетами. К ним прикреплялась трубка из уплотненной бумаги, открытая только с заднего конца и заполненная горючим составом. Этот заряд поджигался, и затем стрела выпускалась с помощью лука. Такие стрелы применялись в ряде случаев при осаде укреплений, против судов, кавалерии.[1]

В XIII веке вместе с монгольскими завоевателями ракеты попали в Европу, и в 1248 г. английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон опубликовал труд по их применению.[2]

Известно, что ракеты применялись запорожскими казаками, начиная с XVI—XVII вв.[3] В XVII веке литовский военный инженер Казимир Семенович описал многоступенчатую ракету.

Двухступенчатая ракета ХVI в.

В Индии в конце XVIII века ракетное оружие применялось весьма широко, и, в частности, существовали особые отряды ракетчиков, общая численность которых достигала примерно 5000 человек. Ракетные стрелы-снаряды, представлявшие собой трубки с зарядом горючего вещества, применялись индийцами в сражениях с британскими войсками.

В начале XIX века армия также приняла на вооружение боевые ракеты, производство которых наладил Уильям Конгрив (Ракета Конгрива). В то же время российский офицер Александр Засядко разрабатывал теорию ракет. Он, в частности, пытался рассчитать, сколько пороха необходимо для запуска ракеты на Луну. Большого успеха в совершенствовании ракет достиг в середине позапрошлого века российский генерал артиллерии Константин Константинов.

Ракетная артиллерия широко применялась вплоть до конца XIX века. Ракеты были более лёгкими и подвижными, чем артиллерийские орудия. Точность и кучность ведения огня ракетами была небольшой, но сопоставимой с артиллерийскими орудиями того времени. Однако во второй половине XIX века появились нарезные артиллерийские орудия, обеспечивающие большую точность и кучность огня и ракетная артиллерия была всюду снята с вооружения. Сохранились лишь фейерверочные и сигнальные ракеты.[1]

В конце XIX века стали предприниматься попытки математически объяснить реактивное движение и создать более эффективное ракетное вооружение. В России одним из первых этим вопросом занялся Николай Тихомиров в 1894 году.

Теорией реактивного движения занимался Константин Циолковский. Он выдвигал идею об использовании ракет для космических полетов и утверждал, что наиболее эффективным топливом для них было бы сочетание жидких кислорода и водорода. Ракету для межпланетных сообщении он спроектировал в 1903 г.

Немецкий учёный Герман Оберт в 1920-е годы также изложил принципы межпланетного полёта. Кроме того, он проводил стендовые испытания ракетных двигателей.

Американский учёный Роберт Годдард в 1923 году начал разрабатывать жидкостный ракетный двигатель и работающий прототип был создан к концу 1925 г. 16 марта 1926 г. он осуществил запуск первой жидкостной ракеты, в качестве топлива для которой использовались бензин и жидкий кислород.

Работы Циолковского, Оберта и Годдарда были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в США, СССР и Германии. В СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). В 1933 г. на их основе был создан Реактивный институт (РНИИ). В нём в том же году было завершено начатое ещё в 1929 году создание принципиально нового оружия — реактивных снарядов, установка для запуска которых позднее получила прозвище «Катюша».

17 августа 1933 года была запущена ракета «ГИРД 9», которую можно считать первой советской зенитной ракетой. Она достигла высоты 1.5 км. А следующая ракета «ГИРД 10», запущенная 25 ноября 1933 года, достигла уже высоты в 5 км.[4]

В Германии подобные работы вело Немецкое Общество межпланетных сообщений (VfR). 14 марта 1931 член VfR Йоханнес Винклер осуществил первый в Европе удачный запуск жидкостной ракеты.

В VfR работал Вернер фон Браун, который с декабря 1932 г. начал разработку ракетных двигателей на артиллерийском полигоне германской армии в Куммерсдорфе. Созданный им двигатель был использован на опытной ракете А-2, успешно запущенной с острова Боркум 19 декабря 1934 г. После прихода нацистов к власти в Германии были выделены средства на разработку ракетного оружия, и весной 1936 г. была одобрена программа строительства ракетного центра в Пенемюнде, руководителем которого был назначен Вальтер Дорнбергер, а техническим директором — фон Браун. В нём была разработана баллистическая ракета А-4 с дальностью полёта 320 км. Во время Второй мировой войны 3 октября 1942 г. состоялся первый успешный запуск этой ракеты, а в 1944 г. началось её боевое применение под названием V-2.

Военное применение V-2 показало огромные возможности ракетной техники, и наиболее мощные послевоенные державы — США и СССР — также начали разработку баллистических ракет.[2]

В 1957 г. в СССР под руководством Сергея Королёва как средство доставки ядерного оружия была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли. Так началось применение ракет для космических полётов.

Ракетные двигатели

Большинство современных ракет оснащаются химическими ракетными двигателями. Подобный двигатель может использовать твёрдое, жидкое или гибридное ракетное топливо. Химическая реакция между топливом и окислителем начинается в камере сгорания, получающиеся в результате горячие газы образуют истекающую реактивную струю, ускоряются в реактивном сопле (или соплах) и выбрасываются из ракеты. Ускорение этих газов в двигателе создаёт тягу — толкающую силу, заставляющую ракету двигаться. Принцип реактивного движения описывается третьим законом Ньютона.

Однако не всегда для движения ракет используются химические реакции. В паровых ракетах перенагретая вода, вытекающая через сопло, превращается в высокоскоростную паровую струю, служащую движителем. Эффективность паровых ракет относительно низка, однако это окупается их простотой и безопасностью, а также дешевизной и доступностью воды. Работа небольшой паровой ракеты в 2004 году была проверена в космосе на борту спутника UK-DMC. Существуют проекты использования паровых ракет для межпланетной транспортировки грузов, с нагревом воды за счёт ядерной или солнечной энергии.

Ракеты наподобие паровой, в которых нагрев рабочего тела происходит вне рабочей зоны двигателя, иногда описывают как системы с двигателями внешнего сгорания. Другими примерами ракетных двигателей внешнего сгорания может служить большинство конструкций ядерных ракетных двигателей.

Применение

Военное дело

Взлёт ракеты «земля-воздух».

Ракеты используются как способ доставки средств поражения к цели. Небольшие размеры и высокая скорость перемещения ракет обеспечивает им малую уязвимость. Так как для управления боевой ракетой не нужен пилот, она может нести заряды большой разрушительной силы, в том числе ядерные. Современные системы самонаведения и навигации дают ракетам большую точность и манёвренность.

Существует множество видов боевых ракет отличающихся дальностью полёта, а также местом старта и местом поражения цели («земля» — «воздух»). Для борьбы с боевыми ракетами используются системы противоракетной обороны.

Существуют также сигнальные и осветительные ракеты.

Научные исследования

Самолёты и воздушные шары, запускаемые для изучения атмосферы Земли имеют высотный потолок 30-40 километров. Ракеты такого потолка не имеют и используются для зондирования верхних слоёв атмосферы, главным образом мезосферы и ионосферы.

Существует деление ракет на лёгкие метеорологические, способные поднять один комплекс приборов на высоту около 100 километров и тяжёлые геофизические, которые могут нести несколько комплексов приборов и чья высота полёта практически не ограничена.

Обычно научные ракеты оснащают приборами для измерения атмосферного давления, магнитного поля, космического излучения и состава воздуха, а также оборудованием для передачи результатов измерения по радио на землю. Существуют модели ракет, где приборы с полученными в ходе подъёма данными опускаются на землю с помощью парашютов.

Ракетные метеорологические исследования предшествовали спутниковым, поэтому на первых метеоспутниках стояли те же приборы, что и на метеорологических ракетах. В первый раз ракета была запущена с целью изучить параметры воздушной среды 11 апреля 1937, но регулярные ракетные запуски начались с 1950-х годов, когда были созданы серии специализированных научных ракет. В Советском Союзе это были метеорологические ракеты МР-1, М-100, МР-12, ММР-06 и геофизические типа «Вертикаль».[5] В современной России в сентябре 2007-го использовались ракеты М-100Б.[6] За пределами России применялись ракеты «Аэроби», «Black Brant», «Skylark».

Космонавтика

Создателем космонавтики как науки считается Герман Оберт, впервые доказавший физическую возможность человеческого организма выносить возникающие при запуске ракеты перегрузки, а также состояние невесомости.

10 мая 1897 г К. Э. Циолковский в рукописи «Ракета» исследует ряд задач реактивного движения, где определяет скорость, которую развивает летательный аппарат под воздействием тяги ракетного двигателя, неизменной по направлению, при отсутствии всех других сил; конечная зависимость получила название «формула Циолковского» (статья опубликована в журнале «Научное обозрение» в 1903 г.).

1903 г. К. Э. Циолковский опубликовал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» — первую в мире, посвященную теоретическому обоснованию возможности осуществления межпланетных полетов с помощью реактивного летательного аппарата — «ракеты». В 1911—1912 опубликована вторая часть этой работы, в 1914 — дополнение. К. Э. Циолковский и независимо от него Ф. А. Цандер пришли к выводам, что космические полеты возможны и на известных уже тогда источниках энергии и указали практические схемы их реализаций (форму ракеты, принципы охлаждения двигателя, использование жидких газов в качестве топливной пары и др.).

Высокая скорость истечения продуктов сгорания топлива (часто большая, чем М10), позволяет использовать ракеты в областях, где требуются сверхбольшие скорости движения, например, для вывода космических аппаратов на орбиту Земли (см. Первая космическая скорость). Максимальная скорость, которая может быть достигнута при помощи ракеты, рассчитывается по |формуле Циолковского, описывающей приращение скорости, как произведение скорости истечения на натуральный логарифм отношения начальной и конечной массы аппарата.

Ракета пока является единственным транспортным средством, способным вывести космический аппарат в космос. Альтернативные способы поднимать космические аппараты на орбиту, такие как «космический лифт», электромагнитные и обычные пушки, пока что находятся на стадии проектирования.

В космосе наиболее ярко проявляется основная особенность ракеты — отсутствие потребности в окружающей среде или внешних силах для своего перемещения. Эта особенность, однако, требует того, чтобы все компоненты, необходимые для создания реактивной силы, находились на борту самой ракеты. Так для ракет, использующих в качестве топлива такие плотные компоненты, как жидкий кислород и керосин, отношение веса топлива к весу конструкции достигает 20/1. Для ракет, работающих на кислороде и водороде, это соотношение меньше — около 10/1. Массовые характеристики ракеты очень сильно зависят от типа используемого ракетного двигателя и закладываемых пределов надёжности конструкции.

Скорость, требуемая для выведения на орбиту космических аппаратов, часто недостижима даже при помощи ракеты. Паразитный вес топлива, конструкции, двигателей и системы управления настолько велик, что не даёт разогнать ракету до нужной скорости за приемлемое время. Задача решается за счёт использования составных многоступенчатых ракет, позволяющих отбросить излишний вес в процессе полёта.

За счёт уменьшения общего веса конструкции и выгорания топлива ускорение составной ракеты с течением времени увеличивается. Оно может немного снижаться лишь в момент сбрасывания отработавших ступеней и начала работы двигателей следующей ступени. Подобные многоступенчатые ракеты, предназначенные для запуска космических аппаратов, называют ракеты-носители[7].

Используемые для нужд космонавтики ракеты называются ракетами-носителями, так как они несут на себе полезную нагрузку. Чаще всего в качестве ракет-носителей используются многоступенчатые баллистические ракеты. Старт ракеты-носителя происходит с Земли, или, в случае долгого полёта, с орбиты искусственного спутника Земли.

В настоящее время космическими агентствами разных стран используются ракеты-носители Атлас V, Ариан 5, Протон, Дельта-4, Союз-2 и многие другие.

Хобби, спорт и развлечения

Запуск модели ракеты

Существуют люди увлекающиеся ракетомодельным спортом, чьё хобби состоит в постройке и запуске моделей ракет. Также ракеты используют в любительских и профессиональных фейерверках.

Ракеты на перекиси водорода применяются в реактивных ранцах[8], а также ракеты используются как двигатель в ракетных автомобилях. Ракетные автомобили сохраняют рекорд в гонках на максимальное ускорение.[9]

Силы, действующие на ракету в полёте

Наука, исследующая силы, действующие на ракеты или другие космические аппараты, называется астродинамикой.

Основные силы, действующие на ракету в полёте:

  1. Тяга двигателя
  2. Притяжение небесного тела
  3. При движении в атмосфере — лобовое сопротивление.
  4. Подъёмная сила. Обычно мала, но значительна для ракетопланов.

См. также

Примечания

Литература

  • Ракета // Космонавтика : Маленькая энциклопедия ; Главный редактор В. П. Глушко. 2-е издание, дополнительное — Москва: «Советская энциклопедия», 1970 — C. 372
  • Boris Rauschenbach. Hermann Oberth 1894—1989. Über die Erde hinaus — eine Biographie: — Der. Böttiger Verlags — GmbH — ISBN 3-925725-27-7
  • Harald Tresp, Karlheinz Rohrwild. — Am Anfang war die Idee… Hermann Oberth — Vater der Raumfahrt: Herman E. Sieger GmbH, Lorh/Württemberg. 1994
  • Hermann Oberth. Mein Beitrag zur Weltraumfahrt: — Hermann — Oberth — Raumfahrt — Museum, Druck Center Meckencheim. Nürnberg/Feucht. 1994. ISBN 3-925103-71-6
  • Marsha Freeman. Hin zu neuen Welten. Die Geschichte der deutschen Raumfahrtpioniere: — Der. Böttiger Verlags — GmbH, Wiesbaden. 1995. ISBN 3-925725-22-9
  • Walter Dornberger, V2 — Der Schuß ins Weltall, Bechtle Verlag, Esslingen 1952.

Ссылки

dal.academic.ru

Из чего состоят ракеты и как они появились

В одном из прошлых материалов мы разбирали важнейший компонент полета в глубокий космос – гравитационный маневр. Но в силу своей сложности такой проект, как космический полет, всегда можно разложить на большой ряд технологий и изобретений, которые делают его возможным. Таблица Менделеева, линейная алгебра, расчеты Циолковского, сопромат и еще целые области науки внесли свою лепту в первый, да и все последующие полеты человека в космос. В сегодняшней статье мы расскажем, как и кому пришла в голову идея космической ракеты, из чего она состоит и как из чертежей и расчетов ракеты превратились в средство доставки людей и грузов в космос.

 

Краткая история ракет

Общий принцип реактивного полета, который лег в основу всех ракет, прост — от тела отделяется какая-то часть, приводящая все остальное в движение.

Кто первым реализовал этот принцип – неизвестно, но различные догадки и домыслы доводят генеалогию ракетостроения аж до Архимеда. Доподлинно о первых подобных изобретениях известно, что ими активно пользовались китайцы, которые заряжали их порохом и за счет взрыва запускали в небо. Таким образом они создали первые твердотопливные ракеты. Большой интерес к ракетам появился у европейских правительств в начале

Второй ракетный бум

Ракеты ждали своего часа и дождались: в 1920-х годах начался второй ракетный бум, и связан он в первую очередь с двумя именами.

Константин Эдуардович Циолковский — ученый-самоучка из Рязанской губернии,  невзирая на трудности и препятствия, сам дошел до многих открытий, без которых невозможно было бы даже говорить о космосе. Идея использования жидкого топлива, формула Циолковского, которая рассчитывает необходимую для полета скорость, исходя из соотношения конечной и начальной масс, многоступенчатая ракета — все это его заслуга. Во многом под влиянием его трудов создавалось и оформлялось отечественное ракетостроение. В Советском Союзе начали стихийно возникать общества и кружки по изучению реактивного движения, в числе которых ГИРД — группа изучения реактивного движения, а в 1933 году под патронажем властей появился Реактивный институт.

Константин Эдуардович Циолковский.Источник: Wikimedia.org

Второй герой ракетной гонки — немецкий физик Вернер фон Браун. Браун имел отличное образование и живой ум, а после знакомства с другим светилом мирового ракетостроения, Генрихом Обертом, он решил приложить все свои силы к созданию и усовершенствованию ракет. В годы Второй Мировой фон Браун фактически стал отцом «оружия возмездия» Рейха — ракеты «Фау-2», которую немцы начали применять на поле боя в 1944 году. «Крылатый ужас», как называли её в прессе, принес разрушение многим английским городам, но, к счастью, на тот момент крах нацизма был уже делом времени. Вернер фон Браун вместе со своим братом решил сдаться в плен к американцам, и, как показала история, это был счастливый билет не только и не столько для ученых, сколько для самих американцев. С 1955 года Браун работает на американское правительство, и его изобретения ложатся в основу космической программы США.

Но вернемся в 1930-е. Советское правительство по достоинству оценило рвение энтузиастов на пути к космосу и решило употребить его в своих интересах. В годы войны себя отлично показала «Катюша» — система залпового огня, которая стреляла реактивными ракетами. Это было во многом инновационное оружие: «Катюша» на базе легкого грузовика «Студебеккер» приезжала, разворачивалась, обстреливала сектор и уезжала, не давая немцам опомниться.

Окончание войны подкинуло нашему руководству новую задачу: американцы продемонстрировали миру всю мощь ядерной бомбы, и стало совершенно очевидно, что на статус сверхдержавы может претендовать только тот, у кого есть нечто похожее. Но здесь была проблема. Дело в том, что, помимо самой бомбы, нам нужны были средства доставки, которые бы смогли обойти ПВО США. Самолеты для этого не годились. И СССР решил сделать ставку на ракеты.

Константин Эдуардович Циолковский умер в 1935 году, но ему на смену пришло целое поколение молодых ученых, которое и отправило человека в космос. Среди этих ученых был Сергей Павлович Королев, которому суждено было стать «козырем» Советов в космической гонке.

СССР принялся за создание своей межконтинентальной ракеты со всем усердием: были организованы институты, собраны лучшие ученые, в подмосковных Подлипках создается НИИ по ракетному вооружению, и работа кипит вовсю.

Только колоссальное напряжение сил, средств и умов позволило Советскому Союзу в кратчайшие сроки построить свою ракету, которую назвали Р-7. Именно её модификации вывели в космос «Спутник» и Юрия Гагарина, именно Сергей Королев и его соратники дали старт космической эре человечества. Но из чего состоит космическая ракета?

Конструкция ракеты

Схема двухступенчатой ракеты.Источник: Wikimedia.org

Любая конструкция, которую мы запускаем в космос, состоит условно из двух частей: космического корабля и ракеты-носителя. Из-за земного притяжения, сопротивления воздуха и плотности атмосферы основная масса конструкции заключается как раз в ракете-носителе, которая должна вытягивать полезную нагрузку на орбиту.

С самого начала освоения космоса люди поняли, что нужно делать многоступенчатые ракеты. Таким образом, как только у одной ступени заканчивалось топливо, она отделялась от всей конструкции и облегчала дальнейший полет. Схем расположения ступеней много: есть продольные, поперечные, смешанные. Есть также разгонные ступени, которые включаются на последнем этапе, уже в космосе, и выводят на орбиту космический аппарат.

Каждая ступень представляет из себя двигатель с топливным баком и необходимые для крепления, защиты и безопасности устройства.

В топливных баках содержатся два компонента — жидкость и окислитель, если мы говорим о жидкостных двигателях. С помощью насоса топливо и окислитель поступают в камеру сгорания, там смешиваются, поджигаются и через сопло выбрасывают реактивную струю. Смесь топлива и окислителя в таком случае становится рабочим телом системы — расходуя его, система движется в противоположном направлении от реактивной струи. Все по законам Ньютона.

На ракетных двигателях РД-107, РД-108 и РД-109 в качестве топлива использовался керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. К примеру, на современном «Протоне» для тех же нужд используют гептил и N2O4.

Технология многоступенчатых ракет на жидком топливе оказалась настолько надежной и универсальной, что с их помощью летают в космос до сих пор. Более того, этот способ оказался универсальным — ничего другого мы пока не придумали. Первый искусственный спутник Земли летал на двухступенчатой ракете на керосине, Falcon9 Илона Маска, хоть они и научились возвращать ступени, идут все по тому же, известному пути — две ступени и керосин.

Очевидно, что в ближайшие годы нам не стоит ожидать отказа от ракет, как основного способа космических путешествий. Квантовые телепорты, антигравитация и прочее — пока только хорошие названия для глав фантастической книги, страницы которой придется писать нашим потомкам. А пока заправляем ракеты и летим в небо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

sciencepop.ru

Ракета РК-1

   Сделать простую, но эффектно летающую, модель ракеты несложно даже в домашних условиях. Для этого не нужно никаких специальных знаний и навыков. Тем не менее, нужно соблюдать некоторые правила, на которые я буду обращать внимание по ходу статьи. Информации по данному вопросу в инете достаточно, но для начинающего самодеятельного ракетостроителя в этих статьях, на мой взгляд, есть ряд недостатков. Либо это очень простые ракеты на уровне пиротехнических (движок с палочкой), либо сложные - с керамическими соплами, вареным топливом, электрическим запалом и т.д. и т.п. Кроме того те правила, которые надо соблюдать при изготовлении ракет никем четко не систематизированы, или на них не делается акцент, по-видимому подразумевая их само собой разумеющимися.     В моем понимании ракета, пусть даже простейшая – это система: двигатель, планер, стартовая установка, система зажигания. Это конечно минимально допустимый набор, поскольку в более широком смысле в нее надо добавить еще полезную нагрузку в виде системы спасения, измерительной аппаратуры и т.п., но, во-первых, этот пункт является самым сложным в ракете, во-вторых, осваивать его надо научившись запускать небольшие легкие ракеты без нагрузки. Я очень подробно расскажу, как сделать 15-ти миллиметровую ракету на карамельном порошковом топливе, которая может подняться на высоту более 200 м. Конструкция разработана и тщательно отработана мною во множестве экспериментальных запусков.
Двигатель.
   Схема движка представлена на Рис.1. И сразу первое правило:

1) ничего не делать «на глаз».

Необходим простейший набор измерительных и чертежных инструментов: линейка, штангенциркуль, карандаш.

   Корпус двигателя делается из 10-ти слоев высококачественной офисной бумаги. Для этого из стандартного листа А4 отрезаются по длине две полоски шириной 69 мм. Далее берется оправка – ровный гладкий и прочный, лучше металлический, стержень (или трубка) длиной более 80 мм и диаметром 15 мм. Чтобы корпус не прилипал к оправке, можно отрезать кусок широкого скотча по длине оправки и накатать его на оправку в поперечном направлении. Затем на оправку наматываются последовательно полоски бумаги, которые в процессе намотки обильно, без пропусков, промазываются силикатным клеем. Прилегающую к оправке сторону первого витка промазывать клеем, конечно, не надо.

   Наматывать, точнее, накатывать бумагу надо на твердой ровной поверхности, так, чтобы витки ложились друг на друга практически без сдвига и очень плотно, без пузырей. Подложите газетный лист, чтобы не только сохранить в чистоте поверхность, но и убрать излишки клея, выделяющиеся в процессе накатки. Чтобы не было сдвига витков, я рекомендую сначала накатать полоску «всухую», так чтобы она правильно пошла, затем сделать аккуратный «откат» до первого витка, не отрывая оправку от стола, затем опять начать накатку уже с промазкой клеем. Обязательно надо промазать начальный край полоски так, чтобы он четко приклеился на первом витке. Нужен, конечно, некоторый опыт, чтобы эта операция удалась. Однако некондиционные корпуса не выбрасывайте. Они пригодятся для подгонки диаметра сопла, заглушки, для изготовления разных кондукторов и стопорных колец. После того как полосы проклеены, можно прокатать корпус на оправке с помощью ровной досочки, чтобы уплотнить витки. Делать это надо только в направлении намотки.

   После этого неплохо прогнать еще сырой корпус через внешнюю оправку – металлический цилиндр с внутренним диаметром 18 мм. Корпус движка должен достаточно плотно проходить через эту оправку, этого надо добиться обязательно, поскольку в дальнейшем придется проводить набивку корпуса топливом, что без плотно сидящей внешней оправки делать нельзя. Если такую трубку найти не удастся, надо будет изготовить внешнюю оправку намоткой не менее 15-ти слоев офисной бумаги на уже готовый корпус двигателя, так – же на силикатном клею. Слегка подсушив корпус, надо снять его с оправки предварительно провернув против намотки. Дальше, пока корпус полностью не высох надо вставить с одной стороны готовое сопло. Для этого конечно необходимо, чтобы сопло уже было подготовлено.    Итак, изготавливаем сопло. Рекомендую сделать сразу два сопла, далее будет понятно почему. Обычно несложно найти деревянный стержень диаметром 16-18 мм, лучше из твердого дерева вроде бука или граба. Аккуратно торцуем его, т.е. делаем ровный перпендикулярный оси спил на одном конце. Для этого надо отрезать ровную полосу ватмана, шириной ~100мм и плотно намотать на стержень точно виток над витком. По краю этой намотки постепенно поворачвая стержень и удерживая ватман на месте делаем круговой пропил. Слегка зачистив шкуркой место спила получаем четкий торец. Здесь мы подошли вплотную ко второму правилу, непосредственно вытекающему из первого:

2) при любых операциях требующих геометрической точности использовать всевозможные оправки, шаблоны, кондукторы .

   Торцанув деревяшку, по той же схеме отпиливаем от нее цилиндр высотой 12 мм. В этой заготовке по центру вдоль оси сверлим отверстие диаметром 4,0мм. Делать это лучше на сверлильном станке, хотя бы сделанном из дрели со специальной сверлильной подставкой. Она не слишком дорогая, но позволяет делать вертикальное сверление. Если такого устройства нет, можно использовать любой простейший кондуктор, в конце концов сделать сверление вручную. Особая точность в данном случае не нужна, поскольку фишка в следующей технологии. Просверлить заготовку по центру не удастся даже на сверлильном станке. Поэтому я просто надеваю заготовку на шпильку М4 и зажимаю с двух сторон гайками. Затем зажав в патрон дрели, обтачиваю до нужного диаметра (15 мм) напильником и шкуркой. Если есть отклонения от перпендикулярного направления относительно оси торцевых поверхностей, это тоже можно поправить при обточке. Дрель для этого надо, конечно, как-то закрепить на столе, такие приспособления тоже есть в продаже. После такой операции отверстие сопла находится точно по центру. На боковой поверхности сопла, так же на дрели, по центру делаем проточку квадратным или круглым надфилем глубиной 1,0-1,5мм. Подгонку диаметра лучше всего делать, имея заготовку корпуса двигателя, можно некондиционную, которые у вас появятся в процессе производства. Наконец сопло готово. Оно не отличается жаропрочностью и в процессе работы движка прогорает до диаметра 6 - 6,5 мм. Некоторые называют такие движки даже бессопловыми. Я бы не совсем с этим согласился, поскольку это простейшее сопло все-таки обеспечивает четко направленный стартовый вектор тяги. Кроме того, такое сопло «автоматом» регулирует давление в движке, позволяя простить некоторые ошибки начинающих ракетомоделистов.    Теперь надо изготовить заглушку. Это то же сопло, но без центрального отверстия. Тут можно придумать разные технологии изготовления. Проще всего использовать в качестве заглушки еще одно сопло, только под него при сборке придется подложить, например, советскую копейку, ее диаметр как раз 15 мм, или залить отверстие эпоксидкой после установки в корпус. К тому же оно пригодится для центровки основного сопла.

   Первый этап сборки двигателя - установка сопла. Делать это надо пока корпус еще не просох, т.е. практически сразу после намотки. Сопло устанавливается в корпус с одного торца на силикатном клею заподлицо с краем корпуса. Вот мы и подошли к третьему правилу:

3) строго соблюдать соосность всех центральных каналов и осевую симметричность всех деталей ракеты.

Конечно, это правило интуитивно понятно, но частенько про него забывают.

   Гарантий, что канал сопла направлен строго по оси нет, поэтому делаем простейший кондуктор. Для этого с противоположной стороны корпуса двигателя вставляем еще одно сопло(которое мы приготовили для заглушки), без клея естественно, и соединяем оба сопла металлическим стержнем диаметром 4,0мм. Соосность обеспечена.     Давление при работе в таком несложном движке может достигать 10 атмосфер, поэтому надеяться, что клей удержит сопло, мы не будем, а сделаем так называемую «перетяжку». Для этого делаем круговую линию на корпусе, отступив 6мм от края движка со стороны сопла, отметив, таким образом, положение боковой проточки сопла.

   Далее берем прочную капроновую веревку толщиной 3-4 мм, привязываем ее к чему-то прочно-неподвижному, я, например, к гире 20 кг которую еще удерживаю ногой. Делаем один оборот веревки по отмеченной линии и, удерживая движок перпендикулярно веревке, сильно натягиваем. Чтобы не порезать руку можно привязать к концу веревки какую-нибудь палку. Операцию повторяем несколько раз, провернув движок относительно оси, пока не образуется четкая канавка-перетяжка. Промазываем ее клеем и наматываем 10 витков х/б нитки №10. Нитку сверху промазываем еще раз клеем. Для завязки нитки очень удобно использовать рыбацкий узел. Теперь можно считать сопло полностью установленным, надо только хорошенько просушить корпус двигателя не менее суток.

   Топливо.

   Непосредственно назрел вопрос о топливе. Конечно, его надо решить в первую очередь, перед тем как приступать к производству ракеты, но я веду рассказ, так сказать, в порядке логической очередности. Соблюдать этот порядок при изготовлении ракеты конечно не обязательно. Самым доступным, безопасным и одним из самых эффективных считается карамельное порошковое топливо, состоящее из смеси тонко измельченного сахара 35% и калиевой селитры 65%. Процентовка только по весу. Достать компоненты несложно. Про сахар я не говорю, а селитру ищите в садоводческих магазинах и рынках. Лучше всего, конечно, купить качественную селитру в специализированной фирме (Русхим, Вектон). Точное соблюдение весовых соотношений обязательно. Отсюда и четвертое правило:

4) точно соблюдать пропорции химических компонентов, степень измельчения и технологию производства топлива .

    Мне могут возразить, что, например, весовые соотношения могут варьироваться в некотором диапазоне. Но, во-первых, данное соотношение оптимально, поскольку проверено и применяется многими «профи», во-вторых, наша задача кроме изготовления хорошо тянущего топлива, обеспечить еще и повторяемость результатов. Только при таком условии можно вести отработку конструкции ракеты, добиваясь максимальных результатов.     Однако вернемся к нашим баранам. Компоненты сначала надо тщательно измельчить. Мельчить сахар совсем не обязательно – можно просто купить сахарную пудру. А вот селитру придется не только измельчить – где-то 30-40 сек в кофемолке, заходами по 15-20 сек – но и предварительно хорошенько просушить. Сушить можно на верхней полке духовки на самом маленьком огне при приоткрытой дверце в течение не менее получаса, рассыпав селитру нетолстым слоем на бумажном листе. Затем компоненты надо отвесить. Именно на этом моменте «молодежь» часто допускает вольности, отмеряя компоненты по объему на глаз. Это грубое нарушение правила №4. Отсутствие весов – не аргумент. Ведь компоненты топлива смешиваются «в пропорции», т.е. сам вес нам не нужен, нужно соотношение. Короче, у кого нет, срочно делаем весы. Нам надо всего около 11г топлива на один движок. Так чтоб с запасом надо сделать около 15г.     Когда компоненты отмерены, можно их смешать. Есть несколько способов перемешивания. К сожалению они все имеют недостатки. Лучший результат дает перемешивание в кофемолке, секунд 30, но этот способ считается опасным, поскольку возможно возгорание смеси. Неплохой результат дает активная тряска компонентов в закрытой стеклянной банке в течение 3-5мин. Такой способ полностью безопасен. Готовое топливо надо засыпать в герметично закрывающуюся банку, типа майонезной, во избежание отсыревания оного. Правило пятое:

5) топливо надо обязательно проверить .

    Для этого прессуем небольшую тонкую таблетку-лепешку из топлива и в безопасном месте на гладкой негорючей поверхности поджигаем ее с одного края. Таблетка должна гореть активно, пламя должно иметь четкую направленность, сама таблетка должна вести себя беспокойно, норовя сорваться с места. После сгорания не должно остаться практически никаких шлаков. Такое топливо можно считать подходящим.     Если корпус движка просох можно приступать к набивке. К этой операции я призываю отнестись с максимальной серьезностью. От качества ее проведения зависит не только качество работы движка, но и само его существование. Проще говоря, некачественная набивка может привести к взрыву.

    Сначала разбираем систему центровки сопла и помещаем корпус движка во внешнюю оправку, о которой я уже упоминал. Это обязательно, поскольку при набивке возникают усилия, которые могут повредить корпус. Напомню, корпус должен входить во внешнюю оправку свободно, но плотно, без люфтов. Сначала при помощи подходящего стержня или хвостовика сверла плотно запрессовываем топливом канал сопла. Только аккуратно без фанатизма - сопло может расколоться. Затем помещаем движок в оправке на ровную прочную поверхность. Засыпав небольшую порцию топлива, при помощи подходящего по диаметру (~14,5мм) прочного стержня с плоским торцом и молотка прессуем эту порцию. Здесь важно, чтобы порции топлива были все время одинаковыми – приблизительно объем маленькой ложечки от мороженного Баскин-Роббинс "с горкой", чтобы удары молотком шли по нарастающей от слабого к довольно сильному, и количество их было одинаковым. Движок при этом надо удерживать на столе вертикально без перекосов, дабы не повредить его. Продолжаем эту нудную, но ответственную операцию до тех пор, пока до верхнего края движка останется незаполненным 12 мм по высоте. Высота топливного заряда будет составлять 45 мм. Аккуратно почистив стенки свободного объема, берем заглушку, смазываем силикатным клеем и вставляем ее в верхнюю часть. Не вынимая корпус из внешней оправки, подпрессовываем молотком заглушку пока она плотно не сядет на топливо. Теперь достаем движок из оправки и делаем перетяжку на корпусе, фиксирующую заглушку, по схеме, описанной для сопла. Единственное, что надо будет предварительно сделать, это, поскольку корпус уже приобрел приличную прочность, сначала продавить его по линии отметки перетяжки каким-нибудь металлическим предметом имеющим тонкую, но не острую кромку. Можно воспользоваться стальной проволокой 2мм (спица от велосипеда). Обязательна обмотка нитками на клею в месте перетяжки.

   Если наша заглушка делается из второго сопла, т.е. имеет "технологическое" отверстие, то напоминаю, надо либо переед установкой подложить под неё копейку, либо залить отверстие эпоксидкой. В данный момент как раз пора воспользоваться смолой.

   Теперь приступаем к организации канала, увеличивающего площадь горения топлива. Для этого через сопло, сверлом того же диаметра высверливаем в топливе канал длиной 35мм. Для соблюдения соосности канала используем кондуктор из некондиционного корпуса, внешней оправки и еще одного сопла. Я думаю, несложно сообразить, как его организовать. Все теперь движок практически готов. Надо только дождаться когда просохнет клей на заглушке. После просушки надо завернуть движок в целлофан, чтобы не отсырело топливо. Неплохо на движке записать его основные параметры. Эта привычка может пригодиться в дальнейшем.

Зажигание.
   Пора делать систему зажигания. Простейшая система состоит из стопина и замедлителя (фитиля).

6) Время до срабатывания двигателя должно быть таким, чтобы можно было отойти на безопасное расстояние .

    Соблюдение шестого правила обязательно. Безопасное расстояние для ракеты данного класса – не менее 30 м. Стопин делается элементарно. Кусочек коктейльной трубки не толще 3-4 мм длинной 50мм плотно набивается топливом «карамелькой». Для увеличения поджигающей способности стопина, в конец трубки можно вставить спичечную головку. Я делаю немного сложнее – намазываю смесь спичечной серы с нитроклеем. Удачно подобранная толщина такой намазки позволяет зафиксировать стопин в канале движка без дополнительных ухищрений. Один пробный стопин надо испытать, т.е. просто поджечь его на негорящей поверхности и проконтролировать, чтобы горение было активным, ровным без перебоев и вспышек. Делайте такие проверки на открытом воздухе, иначе в помещении будет долго и противно пахнуть. Стопин надо вставить в топливный канал двигателя на глубину 10 мм. До самого конца задвигать стопин не следует, поскольку пластик трубки может забить сопло, что приведет к взрыву. Чтобы стопин зафиксировать, можно проложить параллельно х/б нитку или полоску тонкой бумаги. Важно чтобы фиксация происходила в верхней точке, чтобы стопин не вывалился по мере сгорания. Замедлитель изготавливается из куска тонкой х/б бельевой веревки, которая состоит из нитей и оплетки Веревку надо сутки вымочить в крепком растворе калиевой селитры. Раствор приготовляется из 25 г селитры залитой 2/3 стакана горячей воды. Вымоченная веревка просушивается и от нее по мере надобности отрезается кусочек 3-4 см, что собственно и является замедлителем. Время срабатывания замедлителя можно проконтролировать, спалив один кусочек определенной длины и замерив длительность горения. Замедлитель должен давать задержку не менее 20 сек. Замедлитель крепится к свободному концу стопина простым наворачиванием торцевой части на глубину 5мм. Это правда лучше делать перед самым запуском ракеты и установкой ее на стартовый стол. Предварительно можно гвоздем диаметром 3мм провертеть посадочный канал в нитях замедлителя, что облегчит задачу крепления замедлителя на стопине. При запуске поджигаем замедлитель, спокойно отходим на нужное расстояние и спокойно наблюдаем за стартом. Но об этом позднее. Кстати тут нарисовалось следующее правило

7) все, что можно, должно быть испытано и замерено заранее .

Профессионалы от ракетомоделизма в этот список включают и сами движки, испытывая их на стендах и отрабатывая характеристики. Я не буду настаивать на этом, поскольку понимаю, что изготовление первого двигателя для начинающего ракетчика все-таки целое событие и просто спалить его – непозволительная роскошь. К тому же, если четко следовать всем приведенным инструкциям, то вероятность успешного запуска очень велика. Но, если разнесет – я предупреждал.

Планер.
   Теперь будем делать собственно ракету. Можно конечно примотать движок к рейке и запустить из бутылки, но, по-моему, это низведение достаточно изящного процесса ракетостроительства до изготовления простой шутихи. Я применяю реечный вариант только для отработки движков, когда надо испытать несколько вариантов, результат запуска которых заранее неизвестен. Поэтому я расскажу, как сделать очень простую, но все-таки ракету, со всеми ее атрибутами. Поскольку на этом этапе всегда возникает соблазн проявить инициативу и творчество, сразу предупреждаю, усложнять здесь для начала не стоит, поскольку вероятность потерять ракету после запуска очень велика, на стадии отработки я потерял подряд три ракеты. Улетают они - будь здоров! Схема ракеты показана на рис.2.

   Конструкция, которую я предлагаю, очень проста. Корпус фюзеляжа делается так же как и у движка, только для этого берется один кусок офисной бумаги шириной 110мм и наматывается на оправку диаметром 18мм. Надо проконтролировать, чтобы движок с трением, но свободно вставлялся в корпус ракеты. Можно сделать корпус ракеты немного больше диаметром, а движок подогнать намоткой колец бумаги по краям движка.

Стабилизаторы делаются склейкой двух заготовок, см. Рис.3, из тонкого картона, типа визиточного. Всего надо сделать три штуки. В месте крепления к корпусу на заготовках делается отгиб 4мм в разные стороны, что после склейки половинок создает удобную поверхность для приклеивания к фюзеляжу. Размер и форма стабилизаторов дело весьма произвольное, естественно в определенных рамках. Так что лучше для начала не экспериментировать, а сделать по приведенной схеме. Клеятся стабилизаторы на корпус быстросохнущим клеем типа "Супермомент", по предварительно сделанной четкой разметке. Определить положение стабилизаторов совсем несложно, для этого не нужно даже вспоминать школьные формулы. Первая отметка, т.е. положение первого стабилизатора - клеевой шов на фюзеляже. Далее берем тонкую металлическую линейку, упираем ее нулевой отметкой в клеевой шов и прокатываем на столе на один оборот. Положение клеевого шва после оборота покажет нам периметр фюзеляжа. Поделив его на 3, получаем положение двух других стабилизаторов относительно первого. Путем такой же накатки линейкой делаем отметки на фюзеляже.

   Опыт показал, что клеевого соединения недостаточно, поэтому в стабилизаторах впритык к корпусу делаются шилом два отверстия, сквозь которые, с помощью иголки наматывается не менее пяти витков х/б нитки №10. Под нижнюю намотку предварительно вставляется один направляющий кольцевой зацеп. Нитки промазываются силикатным клеем. Такой же направляющий зацеп крепится с помощью ниток и клея в носовой части ракеты строго над нижним. Направляющие зацепы делаются из маленьких канцелярских скрепок, с таким расчетом, чтобы в них легко проходил стержень диаметром 5 мм.

   Носовой обтекатель ракеты можно сделать из винной деревянной пробки, обточив ее как сопло, на дрели. Пробковый материал довольно сложен в обработке, поэтому действовать надо аккуратно, используя не очень грубую шкурку. Тут надо поэкспериментировать.

   Теперь надо вклеить стопорное кольцо, для фиксации двигателя. От некондиционного корпуса движка отрезаем кольцо шириной 12мм, или делаем его специально по двигательной технологии. Вставляем с хвостовой части ракеты двигатель до совмещения нижних торцов корпуса ракеты и двигателя, а с носовой части вставляем стопорное кольцо, промазав его клеем. Проталкиваем кольцо внутрь, пока оно не упрется в движок. Выталкиваем движок, а кольцо оставляем клеиться. Собственно ракета готова. Пусть постоит посохнет, а мы займемся стартовой установкой.

Пусковая установка.
   «Пусковая установка» - это звучит гордо! На самом деле это направляющий стержень-металлический пруток диаметром 5-6мм и длинной 70-100см, который втыкается просто в землю или в толстую доску размером 40х40см. На стержень плотно наматываются несколько витков толстой медной проволоки с таким расчетом, чтобы не дать ракете опуститься на землю, зафиксировав ее на небольшой высоте, позволяющей свободно крепить стопин и замедлитель. Важно проверить, чтобы намотка не мешала сходу ракеты с направляющей. И учтите, что

8) запуск ракеты без направляющей недопустим.

Поскольку центр тяжести у такой ракеты находится спереди от центра давления и точки приложения тягового усилия, недостаточно разогнавшись, ракета может перейти в горизонтальный полет и догнать незадачливого моделиста. Кстати, к такому развитию событий надо быть готовым даже при наличии качественной направляющей и не зевать в случае чего.    Перед запуском

9) надо проверить аэродинамическую устойчивость ракеты, т.е. способность ракеты придерживаться выбранного направления полета.

Я не буду сейчас вдаваться в теорию, просто расскажу, как это сделать на практике. Для этого устанавливаем двигатель на ракету и находим ее центр тяжести. В центре тяжести привязываем нитку длинной около метра. Теперь начинаем вращать ракету на нитке вокруг себя, стараясь чтобы вначале ракета пошла хвостом вперед. Если ракета, в конце концов, начинает ориентироваться носом вперед и не меняет эту ориентацию при вращении, то она аэродинамически устойчива. Лучше если полная стабилизация происходит в течение 1-2-х полных оборотов. Если процесс стабилизации затягивается дольше, или стабилизация совсем не наступает надо увеличить устойчивость ракеты. Для этого надо либо поменять размер и форму стабилизаторов в сторону увеличения и смещения назад, либо загрузить носовую часть ракеты балластным грузиком.

Запуск
   Запуск ракеты самый интересный момент. Но и тут нельзя расслабляться. Надо обязательно

10) обеспечить безопасность окружающих.

Ваше увлечение не должно быть источником опасности для других. Поэтому надо найти площадку, на которой в радиусе 200м нет посторонних людей, строений, легко воспламеняющихся объектов.

   Итак, ракета на старт! Втыкаем направляющую в землю с небольшим наклоном от себя поперек направления ветра. Это важно! (помните о горизонтальном полете?). Устанавливаем на ракету двигатель, стопин, замедлитель. Надеваем ракету на направляющую. Еще раз убеждаемся, что ракета легко сдвигается с места установки. Спокойно поджигаем замедлитель, спокойно отходим на 30м в поперечном к ветру направлении, спокойно наблюдаем за стартом. Стопин горит с большим выделением дыма, поэтому переход от замедлителя к стопину всегда заметен издали. Если после отработки стопина ракета осталась на месте, не спешите бежать к ней. Надо выждать не менее 5мин, иначе можно нарваться на неприятности. Работу системы зажигания лучше контролировать с помощью бинокля. Ракета обычно стартует очень активно, поэтому, чтобы отследить ее полет надо проявить достаточную сноровку.

Расчет
   Для самых дотошных привожу результаты расчета двигателя РДК-1 по моей программе Rocki-motor .
  • Класс С11
  • время работы t=0.81 сек
  • Kn максимальный Knmax=64
  • давление в камере Pmax=0.68 МПа
  • тяга максимальная Fmax=18.8 H
  • тяга средняя Favg=11.9 H
  • импульс полный Itot=9.4 Н*сек
  • импульс удельный Isp=97.9 сек

На графике рис.4 приведено изменение числа Kn по времени, т.е. отношения площади горения к площади критического сечения сопла по времени.

На графике рис.5 приведено изменение давления в камере движка по времени. (Один МегаПаскаль соответствует 10-ти атмосферам).

На графике рис.6 приведено изменение тяги по времени.

   Обратите внимание, тяга такого небольшого простейшего движка может превысить 1,5кг. И это для ракеты весом 30-35г!

   Точность расчета оставим на моей совести. Думаю все же, результаты достаточно близки к истине, т.к. сравнение результатов многочисленных запусков с разными параметрами движка и результатов соответствующих расчетов выявили явное соответствие. Освоить расчетную методу я очень рекомендую, тем паче, что она не сложна. При проектировании своего двигателя очень полезно оценить все критические параметры, дабы не получить вместо движка петарду. Полезно также бывает провести сравнительные вычисления по какому-нибудь параметру (например, по диаметру критики), чтобы не проводить кучу экспериментальных запусков, результаты которых порой заценить достаточно проблематично без соответствующей аппаратуры.    Высоту полета ракеты, максимальную скорость и время подъема тоже можно легко рассчитать по программе Ричарда Накка EzAlt. Несмотря на простоту, программа похоже дает приличную точность. По крайней мере, для данной ракеты расчет и измерение по триангулярному методу показали одинаковый результат для высоты подъема с работающим двигателем - 90м. Выше ракета летит уже по инерции не оставляя за собой следа, да еще с бешеной скоростью, поэтому замерить максимальную высоту полета проблематично. Расчет по EzAlt при самых неблагоприятных условиях дает 300м! Хочется в это верить.

   Вот и все о простейшей ракете. Над чем можно работать дальше, если это занятие понравилось? Да над тем же, над чем работают опытные. Зайдите на их сайты, на форум Авиабазы и т.п.. Полезная нагрузка, система спасения, эффективность сопла, подбор топлива и технологичность двигателя и т.д. и т.п.. Короче, если это интересно, то здесь непочатый край разного рода задач. Я бы даже сказал так – сделать ракету не сложно, но выжать из нее максимум – труднейшая задача. Учитесь у опытных, но будьте очень осторожны с сайтами всяких пиротехников, на которых зачастую даются советы опасные для здоровья. Даю адреса сайтов, заслуживающих, на мой взгляд, внимания и доверия: http://www.nakka-rocketry.net. http://airbase.ru/users/serge77/index.htm. http://oonoh.narod.ru/main.html. http://kirov-rockets.by.ru/index.shtml.

   Ну, а кому эта ракета показалась слишком простой, предлагаю попробовать "на зуб" свой следующий, заметно более серьезный, ракетный проект РК-2 или его адаптированный для новичков вариант проект Арлекин.

P.S.    Внимательный читатель заметит некоторые, правда непринципиальные, несоответствия фоток и текста. Так получилось, что фотки делались заранее и немного отстали от времени. Я надеюсь это не помешает при изготовлении модели. Sorry! /03.09.2007 kia-soft/

***

kia-soft.narod.ru

РАКЕТА - это... Что такое РАКЕТА?

  • ракета — шутиха, космолет, метеор, антиспутник, звездолет, космический корабль Словарь русских синонимов. ракета сущ., кол во синонимов: 27 • авиаракета (1) • …   Словарь синонимов

  • Ракета МР-1 — Ракета МР 1  первая советская метеорологическая ракета. Содержание 1 История создания 2 Описание 3 Технические характеристики …   Википедия

  • РАКЕТА — (нем. с англ.). Струнная сетка в обруче на рукоятке, для отбоя меча. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАКЕТА (нем., от ит. rocchetto веретено). Трубка, гильза из толстой бумаги, набитая порохом и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РАКЕТА — летательный аппарат с реактивным двигателем, для работы которого не требуется окружающая среда (воздух), а движение происходит под действием реактивной силы, возникающей при выбрасывании двигателем массы сгорающего ракетного топлива (см. ).… …   Большая политехническая энциклопедия

  • РАКЕТА — РАКЕТА, ракетка, точка, трубка (гильза), набитая пороховою мякотью, с оставленьем внизу пустоты, в виде бутылочного дна; в голову трубки кладется заряд пороха (шлаг), звездочки и пр., а к пятке подвязывается хвост; подпаленная снизу, ракета… …   Толковый словарь Даля

  • Ракета — M200. РАКЕТА, летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы, возникающей при отбрасывании массы сгорающего ракетного топлива. Различают ракеты неуправляемые и управляемые, одно и многоступенчатые. Стартовая масса от нескольких кг… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Ракета 09 — (слева) Ракета 09 ракета на гибридном топливе (первая в СССР ракета на гибридном топливе). Разработана в ГИРД под руководством С. П. Королева по проекту М. К. Тихонравова. Запуск состоялся 17 августа 1933 г. Технические характеристики Топливо… …   Википедия

  • РАКЕТА — РАКЕТА, тонкий, конусообразный РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД или летательный аппарат, приводимый в движение ракетным ДВИГАТЕЛЕМ. Топливо занимает более половины объема ракеты; оставшаяся часть это полезный груз (взрывчатое вещество, научные приборы или… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • РАКЕТА — 1. РАКЕТА1, ракеты, жен. (от итал. racchetto ролик). Снаряд из гильзы, наполненный воспламеняющимся составом, приходящий в движение и взлетающий высоко в воздух при воспламенении, употр. для фейерверков, для военных сигналов и в новейшее время в… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАКЕТА — 1. РАКЕТА1, ракеты, жен. (от итал. racchetto ролик). Снаряд из гильзы, наполненный воспламеняющимся составом, приходящий в движение и взлетающий высоко в воздух при воспламенении, употр. для фейерверков, для военных сигналов и в новейшее время в… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАКЕТА — РАКЕТА, ы, жен. 1. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, к рый после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная р. 2. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевые ракеты… …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru


    Читайте также
    • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
      Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
      Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
      Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
      Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
      Найден источник водородных газов для нашей Галактики