Самолёты-долгожители: учебно-тренировочный самолёт Т-38. Самолет т 38
учебно-тренировочный самолёт Т-38 » Военное обозрение
Northrop T-38 Talon (Нортроп T-38 «Тэлон» ) — это двухместный американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет. Первый полет машина совершила 10 марта 1959 года. А уже 17 марта 1961 года первые сверхзвуковые учебные самолеты начали поступать на вооружение учебных частей ВВС США. В основном данный самолет использовался для подготовки летчиков. В настоящее время в распоряжении американских ВВС находится около 500 подобных самолетов, а всего за годы производства заводские цеха покинули 1187 самолетов T-38, также на основе «Тэлона» был создан легкий истребитель Northrop F-5. С помощью Northrop T-38 Talon было подготовлено порядка 75 тысяч пилотов, а общий налет составляет уже более 13 миллионов часов. Помимо ВВС, самолет используется и НАСА, являясь основным учебным реактивным самолетом астронавтов. Один из пилотов НАСА даже установил рекорд, налетав 9200 часов на самолете Т-38. Самолет продолжает оставаться в строю и в наши дни.

Как первый сверхзвуковой самолет, который проектировался в качестве учебно-тренировочного, начиная со стадии эскиза, Т-38 добился существенного успеха и обеспечил себе продолжительную карьеру, главным образом, в составе американских ВВС. Созданный компанией Northrop как N-156T, учебно-боевой самолет Talon (англ. коготь) являлся побочным продуктом программы компании по разработке модели легкого истребителя (N-156C), результатом которой в будущем стал F-5 Freedom Fighter (англ. борец за свободу), продававшийся в достаточно больших объемах на экспорт.
Стоит отметить, что работа по созданию самолета Т-38 велась компанией по собственной инициативе, на свой страх и риск на протяжении двух лет, пока американские ВВС наконец-то не разработали проект требований именно на такой сверхзвуковой учебно-боевой самолет. К работе над самолетом инженеры компании Northrop приступили в середине 50-х годов прошлого века, работы велись на собственные средства. Целью работ было создание легкого истребителя с высокими летными характеристиками — N-156. Данный проект должен был открывать целое семейство самолетов, включая и сверхзвуковой учебно-тренировочный N-156T.

Три опытных образца новой машины — YT-38 — были заказаны военными в декабре 1956 года, а в июне 1958 года их количество было доведено до 6. Первый из этих самолетов-прототипов впервые поднялся в небо 10 апреля 1959 года. Первые две машины были оснащены бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой по 953 кгс, однако уже остальные машины получили более мощные двигатели YJ85-GE-5 с тягой 1663 кгс и форсажной камерой. Именно испытания самолета с более мощными двигателями привели к успеху — заключению первоначального контракта на учебно-тренировочный самолет T-38A Talon, первый из которых был передан военным 17 марта 1961 года.
Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, предназначенный для базовой подготовки летчиков и обладающий двухместной кабиной для ученика и инструктора, был оборудован тандемными катапультируемыми креслами, которые имели полностью автоматическую систему управления. При этом самолет обладал высочайшим уровнем надежности. Когда в начале 1972 года производство самолета было завершено, всего было собрано 1187 машин, главным образом использовавшихся для тренировки пилотов. В те годы единственным иностранным покупателем самолета стала Португалия, которая в 1977 и 1981 годах получила две партии, состоящие из 6 самолетов, оснащенных ракетами «Сайдуиндер». Португалии передавались самолеты из состава ВВС США, они должны были заменить на службе истребителей F-86 «Сейбр», применяясь и как учебно-тренировочные.

Пять самолетов у ВВС США приобрели американские ВМС. Некоторое количество самолетов приобрело и американское космическое агентство, которое использовало их в качестве тренировочных для подготовки астронавтов. Еще 46 учебно-тренировочных самолетов Т-38 через американские ВВС были поставлены ВВС ФРГ. Данные самолеты применялись для подготовки германских летчиков, которые проходили ее в США. Два самолета T-38A Talon после процесса их переделки для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета получили обозначения AT-38A и NT-38A соответственно. Еще 4 самолета T-38 Talon ВВС США были переоборудованы в летающие пункты управления беспилотными мишенями, получив обозначение DT-38A. Также существовал вариант AT-38B — легковооруженный самолет, который использовался для вводной подготовки летчиков-истребителей. Часть самолетов T-38A была переделана в мишени QT-38A и в улучшенный вариант — T-38C. В целом можно отметить, что на экспорт данный самолет шел очень ограниченно, при этом продавались обычно самолеты из наличия ВВС США.
Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» представляет собой низкоплан, построенный по классической схеме, с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24 градуса. Задняя кромка крыла обладала небольшой отрицательной стреловидностью. Коэффициент сужения крыла — более двух. Крыло-моноблок было оснащено щелевыми закрылками, отклоняемыми с помощью электропривода в диапазоне от 0 до 44 градусов и блокируемыми в произвольном положении и элеронами.

Удлиненный фюзеляж сверхзвукового учебного самолета был выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур плоской нижней части фюзеляжа был образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа самолета во взаимодействии с крылом способствовали созданию необходимой подъемной силы. В передней части фюзеляжа находились: кабина экипажа (пилоты сидят друг за другом) и отсек оборудования. Кабина экипажа оснащалась трехсекционным фонарем кабины, который состоял из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад задней и средней частей. В центральной части фюзеляжа находились топливные баки самолета, а также два двигателя, которые инженер расположили рядом друг с другом в горизонтальной плоскости. Малая длина силовой установки позволила на практике применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа самолета. На хвостовой части T-38 «Talon» был установлен только управляемый стабилизатор.
Классическое вертикальное оперение самолета с небольшим рулем направления и дефлектором, установленным на конце киля, крепилось к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа при помощи двух узлов. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа находились 2 тормозных щитка, которые с помощью гидропривода могли отклоняться в диапазоне от 0 до 50 градусов. В системе управления самолетом применялись бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, которые функционировали в зависимости от угла отклонения ручки управления, скорости полета и положения педалей. Передаточное отношение от органов управления самолетом к рулям изменялось в зависимости от положения шасси. В канале тангажа был использован демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси самолета было трехстоечным с пневматиками высокого давления и одинарными колесами. Передняя стойка шасси убиралась вперед в фюзеляж, а главные стойки — в крыло, вдоль размаха. При этом сами стойки полностью убирались в консоли крыла, а колеса — в нижнюю часть фюзеляжа машины. Учебно-тренировочные самолеты T-38A не несли никакого вооружения.

Первые 2 опытных образца самолета получили по два турбореактивных двигателя YJ58-GE-1 производства компании «General Electric». На последующих опытных экземплярах самолета, равно как и на серийных машинах, были установлены другие двигатели — J85-GE-5 с тягой 11,12 кН (1134 кгс) без форсирования и 17,12 кН (1746 кгс) в форсированном режиме работы. На самолете использовались боковые воздухозаборники — нерегулируемые, дозвуковые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Интересной была топливная система машины. Каждый из двух расположенных в центральной части фюзеляжа топливных баков, как правило, питал свой двигатель, но в случае необходимости существовала возможность подсоединения любого двигателя к любому баку. Установленная на самолете система питания позволяла двигателям работать даже при пикировании или «горке» под углом 90 градусов, в планирующем полете с углом скольжения 25 градусов, а также с набором некоторых ограничений при полете в перевернутом положении.
Самолет постоянно модернизируется, а сроки нахождения его на службе продлеваются. К примеру, в 2009 году отмечалось, что самолет T-38 Talon, который используется для подготовки военных летчиков, будет оставаться на вооружении как минимум до 2020 года. Летом 2015 года появилась уточненная информация, согласно которой ВВС США начали получать первые учебно-тренировочные самолеты Northrop T-38 Talon, которые были модернизированы в рамках работ по программе Pacer Classic III. По информации издания Janes.com, американские военные хотят модернизировать по этой программе 150 из 453 имеющихся у них самолетов данного типа. Модернизация сможет продлить жизнь этих учебно-тренировочных самолетов до 2029 года. Программа по проведению модернизации самолетов должна закончиться к 2021 году. По мнению представителей ВВС США, это наиболее крупная конструктивная модернизация самолета, которая когда-либо проводилась с Northrop T-38 Talon. Всего на реконструкцию было потрачено примерно 8900 человеко-часов.

Стоит отметить, что за годы производства с 1961 по 1972 год свет увидело более 10 модификаций данной машины. В настоящее время помимо ВВС США данные самолеты применяются армиями Германии, Турции, Португалии, Южной Кореи и Тайваня. Помимо этого, по информации из СМИ, некоторыми самолетами в настоящее время владеют и частные лица.
Летно-технические характеристики T-38 Talon:
Габаритные размеры: длина — 14,14 м, высота — 3,92 м, размах крыла — 7,7 м, площадь крыла — 15,79 кв. м.Масса пустого самолета — 3270 кг.Максимальная взлетная масса — 5360 кг.Силовая установка — 2 ТРД General Electric J85-GE-5, тяга 2х11,2 кН, на форсаже — 2х17,12 кН.Максимальная скорость полета — 1381 км/ч.Крейсерская скорость полета — 935 км/ч.Скороподъемность — 10 240 м/мин.Практическая дальность полета — 1835 км.Практический потолок — 15 240 м.Экипаж — 2 человека.

Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/other/t38.htmlhttp://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/1538-ychebno-trenirovochn.htmlhttp://avia.pro/blog/northrop-t-38-talonr-5-freedom-fighter-foto-harakteristikihttp://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21886.htmhttp://www.i-mash.ru/news/zarub_sobytiya/70187-obnovlen-pervyjj-uts-northrop-t-38-talon.html
topwar.ru
Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» (США)
НАСА также приобрело несколько самолетов, используя их как тренировочные для подготовки астронавтов. Два самолета T-38A Talon получили обозначение AT-38A и NT-38A после их переделывания для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета соответственно. Четыре машины ВВС США T-38 Talon были переделаны в летающие пункты управления беспилотными мишенями и обозначались как DT-38A. Вариант AT-38B был легковооруженным самолетом, использовавшимся для вводной подготовки летчиков-истребителей. Около 700 этих машин продолжали эксплуатироваться в 1992 г.
Самолёт T-38 «Talon» представляет собой построенный по классической схеме низкоплан с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24°. Задняя кромка имеет небольшую отрицательную стреловидность. Коэффициент сужения крыла более 2. Крыло-моноблок оснащено элеронами и щелевыми закрылками, отклоняемыми электроприводом в диапазоне 0-44° и блокируемыми в произвольном положении. Удлиненный фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур его плоской нижней части образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа во взаимодействии с крылом способствует созданию подъемной силы. В передней части фюзеляжа расположены отсек оборудования и кабина экипажа с местами друг за другом. Трехсекционный фонарь кабины состоит из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад средней и задней частей. В центральной части фюзеляжа располагаются топливные баки и два двигателя, расположенные рядом в горизонтальной плоскости. Небольшая длина двигателей позволила применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа. На хвостовой части установлен лишь управляемый стабилизатор.
Классическое вертикальное оперение с небольшим рулем направления и дефлектором на конце киля крепится с помощью двух узлов к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа. На нижней поверхности этой части фюзеляжа размещены два тормозных щитка, которые могут отклоняться с помощью гидропривода в диапазоне 0-50°. В системе управления использованы бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, работающие в зависимости от скорости полета и угла отклонения ручки управления и педалей. Передаточное отношение от органов управления к рулям меняется в зависимости от положения шасси. В канале тангажа применен демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами и пневматиками высокого давления. Передняя стойка убирается вперед, а главные - в крыло, вдоль размаха. При этом стойки убираются в консоли крыла, а колеса - в нижнюю часть фюзеляжа. Самолёт T-38 «Talon» не имеет вооружения.
Первые два опытных образца были оснащены двумя турбореактивными двигателями YJ58-GE-1 фирмы «General Electric» с форсажными камерами. На последующих опытных экземплярах и серийных самолётах устанавливались двигатели J85-GE-5 тягой 11,12 кН (1134 кГ) без форсирования и 17,12 кН (1746 кГ) с форсированием. Воздухозаборники – боковые, дозвуковые, нерегулируемые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Каждый из двух топливных баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, питает, как правило, свой двигатель, однако при необходимости имеется возможность подсоединения любого бака к любому двигателю. Система питания обеспечивает работу двигателей при пикировании или «горке» под углом 90°, в планирующем полете с углом скольжения до 25°, а также, с некоторыми ограничениями, в перевернутом полете.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЭкипаж, чел. 2Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1381Максимальная дальность полета, км 1759Практический потолок, м 16335Масса, кг:максимальная взлетная 5485пустого самолета 3250 Габариты самолета, м:размах крыла 7,7длина 14,14высота 3,92 Двигатель: ТРД General Electric J85-GE-5A, кгс 2 по 1746
www.dogswar.ru
Учебный реактивный самолет T-38 "Talon"
Длина готовой модели: 42 см Количество листов: 10 Формат листов: A4
Описание, история
Нортроп T-38 «Тэлон» (англ. Northrop T-38 Talon) — американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолёт.
![]() |
|
Тип | учебно-тренировочный |
Разработчик | Edgar Schmued |
Производитель | Northrop Corporation |
Первый полёт | 10 марта 1959 |
Начало эксплуатации | 17 марта 1961 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС США НАСА ВВС Германии ВВС Турции |
Годы производства | 1961–1972 |
Единиц произведено | 1 187 |
Базовая модель | Northrop N-156 |
Варианты | Northrop F-5 |
Первый полёт состоялся 10 марта 1959 года. 17 марта 1961 г. первые самолеты поступили на вооружение учебных военно-воздушных подразделений.
T-38 используется в основном для подготовки пилотов. В распоряжении ВВС США находится около 500 самолетов этого типа. Всего построено 1187 экземпляров. Десятки тысяч пилотов освоили управление самолетом, обучаясь на T-38, который остается в строю и по сей день. Это также основной тренировочный реактивный самолет астронавтов НАСА США.
На основе «Тэлона» был разработан лёгкий истребитель F-5.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (курсант и инструктор)
- Длина: 14,14 м
- Размах крыла: 7,7 м
- Высота: 3,92 м
- Площадь крыла: 16 м?
- Масса пустого: 3 270 кг
- Масса снаряженного: 5 360 кг
- Максимальная взлетная масса: 5 670 кг
- Двигатели: 2? ТРДФ General Electric J85-5A
- Тяга: 2? 17,1 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1 381 км/ч (1,3 М)
- Практическая дальность: 1 835 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Скороподъёмность: 170,7 м/с
- Нагрузка на крыло: 340 кг/м?
- Тяговооружённость: 0,65
modelik.ru
НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

24.08.2015Турция решила безвозмездно передать Пакистану 34 снятых из эксплуатации учебно-тренировочных самолета Northrop T-38 Talon, сообщает asian-defence-news.blogspot.se 21 августа (подборка фото турецких Т-38М — прим. ВП).Самолеты этого типа до сих пор состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Решение о передаче самолетов было объявлено во время недавней встречи командующего ВВС Турции генерала Абидина Унала (Abidin Unal) с пакистанским коллегой главным маршалом авиации Сохаилом Аманом (Sohail Aman). Скорее всего, самолеты будут переданы до конца года и будут эксплуатироваться в ВВС Пакистана, по меньшей мере, 10 лет.Т-38М является модернизированным вариантом Т-38А, оснащен полностью стеклянной кабиной (full glass cockpit — прим. ВП) в рамках проекта, реализованного компанией Turkish Aerospace Industries. ВВС США и NASA широко используют УТС Т-38, за все время эксплуатации на них прошло обучение 50 тыс пилотов.В ответ на планы ВВС Индии закупить боевые самолеты пятого поколения ВВС Пакистана также намерены приобрести истребители-бомбардировщики этого поколения, сообщают источники, не уточняя тип самолета.Военный Паритет
16.01.2016Компания Boeing, которая обязалась обеспечить эксплуатацию учебно-тренировочных самолетов Т-38 в составе ВВС США до 2026 года, будет поддерживать этот процесс еще 10 лет, сообщает asdnews.com 14 января. Сумма контракта составит 855 млн долл США.Компания обеспечит функционирование авионики, кабинных дисплеев, панелей управления и систем связи на 456 самолетах, а также проведет модернизацию 37 тренажеров для подготовки летного персонала.«Мы играем важную роль в подготовке пилотов, чтобы они дальше переходили к современной истребительной авиации, и поэтому наша компания будет поддерживать летную годность Т-38 еще на 10 лет», заявил руководитель программы Т-38 Курт Шредер (Kurt Schroeder). Самолет производился компанией Northrop, машина является основным типом УТС для военной авиации США и НАТО. Первый полет Т-38 состоялся в 1959 году (в период 1961-1972 годов произведено 1146 самолетов этого типа – прим. Военный Паритет).В перспективе ВВС США планиру.т заменить этот самолет новым УТС, который создается по программе ТХ. В конкурсе Boeing участвует в связке со шведской компанией Saab.Военный Паритет
22.11.2017В штате Техас на границе с Мексикой разбился военный учебно-тренировочный самолет T-38 Talon, сообщает база ВВС США в городе Дель-Рио. Из двух пилотов один погиб, второй госпитализирован.Катастрофа произошла 20 ноября 2017 года примерно в 16:00 по местному времени (около 01:00 по московскому времени 21 ноября 2017 года) северо-западнее базы вблизи города Сан-Антонио.Причины случившегося неизвестны. На месте аварии работают чрезвычайные службы и военные. ВВС США выразили соболезнования семье и друзьям пилотов.Лента.ру
20.08.201817 августа в штате Оклахома разбился учебно-тренировочный самолет T-38 Talon ВВС США, сообщает defence-blog.com 18 августа. Самолет потерпел крушение во время обычного тренировочного полета с базы Ванс ВВС США (Оклахома).В кабине самолета находился один пилот-инструктор, он успешно катапультировался, серьезных травм не получил и проходит обследование в госпитале ВВС.T-38C Talon II, созданный в 1960-х годах, является двухдвигательным сверхзвуковым УТС и до сих пор состоит на вооружении ВВС США.Военный паритет
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALONВ середине 1950-х гг. компания Northrop начала на собственные средства проектирование легкого истребителя с высокими летными характеристиками, обозначив его N-156. Этот проект должен был открыть семейство самолетов, включая сверхзвуковой тренировочный N-156T. Три опытных образца YT-38 заказаны в декабре 1956 г.. а в июне 1958 г. их число было увеличено до шести. Первый из них совершил полет 10 апреля 1959 г. Два опытных самолета оснащались двумя бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой 953 кг, но остальные четыре имели двигатели YJ85-GE-5 тягой 1633 кг с форсажной камерой. Испытания с последними двигателями привели к первоначальному контракту на самолетT-38A Talon, первый из которых поступил в эксплуатацию 17 марта 1961 г.Серийное производство самолетов завершилось в 1972 году (в том году в ВВС США насчитывалось более 1100 самолетов этого типа). Программа модернизации включала в себя замену катапультных сидений, усиление и проверку лонжеронов, тормозов, стоек шасси и системы управления полетом, усовершенствовано бортовое радиоэлектронное оборудование.
Самолёт T-38 Talon представляет собой построенный по классической схеме низкоплан с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24°. Задняя кромка имеет небольшую отрицательную стреловидность. Коэффициент сужения крыла более 2. Крыло-моноблок оснащено элеронами и щелевыми закрылками, отклоняемыми электроприводом в диапазоне 0-44° и блокируемыми в произвольном положении. Удлиненный фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур его плоской нижней части образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа во взаимодействии с крылом способствует созданию подъемной силы. В передней части фюзеляжа расположены отсек оборудования и кабина экипажа с местами друг за другом. Трехсекционный фонарь кабины состоит из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад средней и задней частей. В центральной части фюзеляжа располагаются топливные баки и два двигателя, расположенные рядом в горизонтальной плоскости. Небольшая длина двигателей позволила применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа. На хвостовой части установлен лишь управляемый стабилизатор.Классическое вертикальное оперение с небольшим рулем направления и дефлектором на конце киля крепится с помощью двух узлов к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа. На нижней поверхности этой части фюзеляжа размещены два тормозных щитка, которые могут отклоняться с помощью гидропривода в диапазоне 0-50°. В системе управления использованы бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, работающие в зависимости от скорости полета и угла отклонения ручки управления и педалей. Передаточное отношение от органов управления к рулям меняется в зависимости от положения шасси. В канале тангажа применен демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами и пневматиками высокого давления. Передняя стойка убирается вперед, а главные – в крыло, вдоль размаха. При этом стойки убираются в консоли крыла, а колеса – в нижнюю часть фюзеляжа. Самолёт T-38 «Talon» не имеет вооружения.Первые два опытных образца были оснащены двумя турбореактивными двигателями YJ58-GE-1 фирмы General Electric с форсажными камерами. На после- дующих опытных экземплярах и серийных самолетах устанавливались двигатели J85-GE-5 тягой 11,12кН без форсирования и 17,12 кН с форсированием. Воздухозаборники – боковые, дозвуковые, нерегулируемые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Каждый из двух топливных баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, питает, как правило, свой двигатель, однако при необходимости имеется возможность подсоединения любого бака к любому двигателю.Самолеты Т-38 используются для обучения военных пилотов после прохождения ими базовой летной практики на самолетах Beechcraft T-6A Texan II.
ВВС США летом 2015 года выкатили первый модернизированный по программе Pacer Classic III учебно-тренировочный самолет Northrop T-38 Talon, сообщает janes.com 6 августа.Планируется модернизировать 150 из 453 самолетов этого типа (версия Т-38С, принята на вооружение в 2002 году как модернизация Т-38А), состоящих на вооружении ВВС США с целью продления эксплуатации до 2029 года. Программа работ должна быть завершена к 2021 году.По мнению ВВС, это самая крупная конструктивная модернизация, когда-либо проводившаяся на самолетах Т-38. На реконструкцию самолета было потрачено около 8900 человеко-часов, бригадный генерал, командующий Авиационным логистическим комплексом в Огдене (база Сан-Антонио, Техас) Карл Бюлер (Carl Buhler) описал эти усилия как «тонну работы» (a ton of work).
МОДИФИКАЦИИ:• T-38A — базовая учебно-тренировочная модификация• T-38B — учебно-боевая модификация• T-38C — модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году• T-38M — модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса пустого самолета, кг 3475Максимальная взлетная масса, кг 5485Максимальная посадочная масса, кг 5485Емкость внутренних топливных баков, л 2206Длина, м 14,14Размах крыла, м 7,7Высота, м 3,92Двигатель: ТРД General Electric J85-GE-5A, кгс 2 по 1746Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1381Максимальная дальность полета, км 1759Практический потолок, м 16335Скороподъёмность, м/с 170,7Нагрузка на крыло, кг/м² 340Тяговооружённость 0,65Длина разбега, м 756Взлетная дистанция при максимальной массе, м 1128Длина пробега, м 930Посадочная дистанция при максимальной массе, м 1372Экипаж, чел. 2
Источники: Военный Паритет, www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, www.airwar.ru, www.razlib.ru и др.
nevskii-bastion.ru
Northrop T-38 Talon - это... Что такое Northrop T-38 Talon?
Нортроп T-38 «Тэлон» (англ. Northrop T-38 Talon) — американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолёт.
Первый полёт состоялся 10 марта 1959 года.17 марта 1961 года первые самолеты поступили на вооружение учебных военно-воздушных подразделений. T-38 «Тэлон» используется в основном для подготовки пилотов. В распоряжении ВВС США находится около 500 самолетов этого типа. Всего построено 1187 экземпляров.
С помощью T-38 было подготовлено около 75 000 пилотов.[5] Общий налет T-38 на сегодняшний день составляет примерно 13 миллионов часов. Это также основной учебный реактивный самолет астронавтов НАСА. Один из летчиков НАСА установил рекорд, налетав 9200 часов на T-38. Самолёт остается в строю и по сей день.
На основе «Тэлона» был разработан лёгкий истребитель F-5.
Модификации
- T-38A — базовая учебно-тренировочная модификация
- T-38B — учебно-боевая модификация
- T-38C — модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году[6]
- T-38M — модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A.[7]
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации T-38A.[8]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Катастрофы
- 23 апреля 2008 года на базе ВВС США «Коламбус» в штате Миссисипи разбился T-38C Talon, оба пилота погибли.[9]
- 1 мая 2008 года в штате Техас разбился T-38C Talon, приписанный к базе ВВС США «Шеппард», оба пилота погибли.[9]
- 21 мая 2009 года на юге Калифорнии потерпел крушение T-38C Talon. Авиакатастрофа произошла в пустыне Мохаве в 14 километрах к северу от авиабазы ВВС США «Эдвардс». В результате крушения 30-летний пилот самолета Марк Грациано (Mark P. Graziano) погиб, а старший штурман Ли Джонс (Lee V. Jones) был госпитализирован.[10][11]
На вооружении
См.также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Самолеты долгожители – учебно-тренировочный самолет Т-38
Самолеты долгожители – учебно-тренировочный самолет Т-38 Долголетие в авиации удел не только тяжелых машин. Среди самолетов-долгожителей встречаются и небольшие модели. Примером является американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-38 Talon, который совершил свой первый полет еще в 1959 году. В это трудно поверить, но и спустя более 50 лет самолеты Т-38 остаются основным учебным самолетом американских ВВС. Данные самолеты используются для подготовки военных летчиков после прохождения ими базовой летной практики на учебно-тренировочных самолетах Beechcraft T-6A Texan II. Northrop T-38 Talon (Нортроп T-38 «Тэлон» ) – это двухместный американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет. Первый полет машина совершила 10 марта 1959 года. А уже 17 марта 1961 года первые сверхзвуковые учебные самолеты начали поступать на вооружение учебных частей ВВС США. В основном данный самолет использовался для подготовки летчиков. В настоящее время в распоряжении американских ВВС находится около 500 подобных самолетов, а всего за годы производства заводские цеха покинули 1187 самолетов T-38, также на основе «Тэлона» был создан легкий истребитель Northrop F-5. С помощью Northrop T-38 Talon было подготовлено порядка 75 тысяч пилотов, а общий налет составляет уже более 13 миллионов часов. Помимо ВВС самолет используется и НАСА, являясь основным учебным реактивным самолетом астронавтов. Один из пилотов НАСА даже установил рекорд, налетав 9200 часов на самолете Т-38. Самолет продолжает оставаться в строю и в наши дни. Как первый сверхзвуковой самолет, который проектировался в качестве учебно-тренировочного, начиная со стадии эскиза, Т-38 добился существенного успеха и обеспечил себе продолжительную карьеру, главным образом, в составе американских ВВС. Созданный компанией Northrop как N-156T, учебно-боевой самолет Talon (англ. коготь) являлся побочным продуктом программы компании по разработке модели легкого истребителя (N-156C), результатом которой в будущем стал F-5 Freedom Fighter (англ. борец за свободу), продававшийся в достаточно больших объемах на экспорт. Стоит отметить, что работа по созданию самолета Т-38 велась компанией по собственной инициативе, на свой страх и риск на протяжении двух лет, пока американские ВВС наконец-то не разработали проект требований именно на такой сверхзвуковой учебно-боевой самолет. К работе над самолетом инженеры компании Northrop приступили в середине 50-х годов прошлого века, работы велись на собственные средства. Целью работ было создание легкого истребителя с высокими летными характеристиками – N-156. Данный проект должен был открывать целое семейство самолетов, включая и сверхзвуковой учебно-тренировочный N-156T. Три опытных образца новой машины – YT-38 – были заказаны военными в декабре 1956 года, а в июне 1958 года их количество было доведено до 6. Первый из этих самолетов-прототипов впервые поднялся в небо 10 апреля 1959 года. Первые две машины были оснащены бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой по 953 кгс, однако уже остальные машины получили более мощные двигатели YJ85-GE-5 с тягой 1663 кгс и форсажной камерой. Именно испытания самолета с более мощными двигателями привели к успеху – заключению первоначального контракта на учебно-тренировочный самолет T-38A Talon, первый из которых был передан военным 17 марта 1961 года. Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, предназначенный для базовой подготовки летчиков и обладающий двухместной кабиной для ученика и инструктора, был оборудован тандемными катапультируемыми креслами, которые имели полностью автоматическую систему управления. При этом самолет обладал высочайшим уровнем надежности. Когда в начале 1972 года производство самолета было завершено, всего было собрано 1187 машин, главным образом использовавшихся для тренировки пилотов. В те годы единственным иностранным покупателем самолета стала Португалия, которая в 1977 и 1981 годах получила две партии, состоящие из 6 самолетов, оснащенных ракетами «Сайдуиндер». Португалии передавались самолеты из состава ВВС США, они должны были заменить на службе истребителей F-86 «Сейбр», применяясь и как учебно-тренировочные. Пять самолетов у ВВС США приобрели американские ВМС. Некоторое количество самолетов приобрело и американское космическое агентство, которое использовало их в качестве тренировочных для подготовки астронавтов. Еще 46 учебно-тренировочных самолетов Т-38 через американские ВВС были поставлены ВВС ФРГ. Данные самолеты применялись для подготовки германских летчиков, которые проходили ее в США. Два самолета T-38A Talon после процесса их переделки для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета получили обозначения AT-38A и NT-38A соответственно. Еще 4 самолета T-38 Talon ВВС США были переоборудованы в летающие пункты управления беспилотными мишенями, получив обозначение DT-38A. Также существовал вариант AT-38B – легковооруженный самолет, который использовался для вводной подготовки летчиков-истребителей. Часть самолетов T-38A была переделана в мишени QT-38A и в улучшенный вариант – T-38C. В целом можно отметить, что на экспорт данный самолет шел очень ограниченно, при этом продавались обычно самолеты из наличия ВВС США. Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» представляет собой низкоплан, построенный по классической схеме, с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24 градуса. Задняя кромка крыла обладала небольшой отрицательной стреловидностью. Коэффициент сужения крыла – более двух. Крыло-моноблок было оснащено щелевыми закрылками, отклоняемыми с помощью электропривода в диапазоне от 0 до 44 градусов и блокируемыми в произвольном положении и элеронами. Удлиненный фюзеляж сверхзвукового учебного самолета был выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур плоской нижней части фюзеляжа был образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа самолета во взаимодействии с крылом способствовали созданию необходимой подъемной силы. В передней части фюзеляжа находились: кабина экипажа (пилоты сидят друг за другом) и отсек оборудования. Кабина экипажа оснащалась трехсекционным фонарем кабины, который состоял из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад задней и и средней частей. В центральной части фюзеляжа находились топливные баки самолета, а также два двигателя, которые инженер расположили рядом друг с другом в горизонтальной плоскости. Малая длина силовой установки позволила на практике применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа самолета. На хвостовой части T-38 «Talon» был установлен только управляемый стабилизатор. Классическое вертикальное оперение самолета с небольшим рулем направления и дефлектором, установленным на конце киля, крепилось к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа при помощи двух узлов. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа находились 2 тормозных щитка, которые с помощью гидропривода могли отклоняться в диапазоне от 0 до 50 градусов. В системе управления самолетом применялись бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, которые функционировали в зависимости от угла отклонения ручки управления, скорости полета и положения педалей. Передаточное отношение от органов управления самолетом к рулям изменялось в зависимости от положения шасси. В канале тангажа был использован демпфер низкочастотных продольных апериодических и пер
www.postsovet.ru
НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ T-X (США) NEW TRAINING AIRCRAFT T-X (USA) 29.01.2013ВВС США ЗАКУПЯТ НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ В 2014 ГОДУ ВВС США, несмотря на неопределенность с финансированием ряда военных программ, намерены провести тендер на поставку T-X на поставку 350 новых учебных самолетов в 2014 году. Об этом, как сообщает Defense News, заявил президент подразделения C4 Systems американской компании General Dynamics Крис Марзили (Chris Marzili). В том же году, как ожидается, будет объявлен победитель конкурса и подписан контракт на поставку первой партии новых самолетов.Ранее ВВС США планировали объявить тендер на поставку новых учебных самолетов уже 2012 финансовом году (завершился 30 сентября прошлого года), однако не смогли добиться финансирования проекта. Причиной этому послужили масштабные сокращения оборонного бюджета США, начавшиеся в 2012 году. Военные намерены заменить новыми самолетами устаревшие T-38 Talon, стоящие на вооружении с 1959 года. Все они должны быть списаны к 2020 году из-за исчерпания ресурса.Финансирование проекта T-X пока включено в военный бюджет 2013 финансового года, однако может быть сокращено Конгрессом США. Согласно предварительной версии документа, начальная оперативная готовность новых учебных самолетов должна быть достигнута в 2020 году. Таким образом, военные оставили для себя люфт в два-три года — крайним сроком для объявления и подведения итогов тендера станет 2017-2018 год.В октябре 2012 года командование ВВС США обнародовало базовые требования к новому учебному самолету. Одним из основных требований являются небольшие расходы на содержание и обслуживание T-X, которые за 20 лет не должны превысить 35,3 миллиарда долларов в ценах того года, когда будет списан последний самолет. Кроме того, военные предъявили к T-X жесткие требования по маневренности, симуляции вооружения и летным параметрам.К настоящему времени интерес к возможному тендеру T-X проявили американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, а также британская BAE Systems. Lockheed в консорциуме с южнокорейской компанией KAI предложит военным уже существующий самолет T-50 Golden Eagle, BAE Systems ? Hawk, а General Dynamics в партнерстве с итальянской Alenia Aermacchi ? T-100 на базе M-346 Master. Boeing намерен спроектировать новый учебный самолет с нуля.Лента.ру 10.09.2013BOEING И SAAB ЗАЙМУТСЯ СОЗДАНИЕМ УЧЕБНОГО САМОЛЕТА ДЛЯ ВВС США Американский авиастроительный концерн Boeing и шведская компания Saab ведут переговоры о сотрудничестве в проекте разработки нового учебного самолета для ВВС США, сообщает Defense News со ссылкой на источники в оборонной промышленности. Переговоры находятся уже на завершающей стадии, и в ближайшее время стороны могут подписать соглашение о сотрудничестве.Как отмечает издание, прежде Boeing и Saab сотрудничали только в области гражданской авиации, однако на рынке боевой авиации всегда были конкурентами. В частности, истребители JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet участвовали во многих тендерах последних лет, включая конкурсы на поставку истребителей Таиланду, Чехии, Индии, Швейцарии и Дании.Какой именно самолет компании предложат американским военным, пока неизвестно. Не исключено, что новый самолет будет создан на базе шведского истребителя Gripen, размеры которого незначительно больше заданных ВВС США размером «летающей парты». Создание учебного самолета на базе Gripen позволит сократить сроки разработки.Благодаря сотрудничеству с Saab Boeing сможет упрочить свои позиции на американском рынке. В свою очередь шведская компания сможет получить доступ на рынок вооружений и военной техники США и в перспективе принять участие в некоторых других тендерах. Кроме того, фирма получит и существенную прибыль от продажи военной техники.ВВС США намерены объявить тендер на поставку новых учебных самолетов в 2014 году. Конкурс получит название T-X; его целью станет поиск замены устаревшим учебным самолетам T-38 Talon. В общей сложности американские военные намерены приобрести 350 новых самолетов. Победитель конкурса будет назван в 2017-2018 году.Интерес к потенциальному тендеру уже проявили американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, а также британская BAE Systems. Lockheed Martin в консорциуме с южнокорейской KAI предложит ВВС США самолеты T-50 Golden Eagle, BAE Systems ? Hawk, а General Dynamics совместно с итальянской Alenia Aermacchi ? T-100 на базе M-346 Master.Boeing ранее неоднократно заявлял, что намерен спроектировать новый учебный самолет для американских ВВС с нуля.lenta.ru/ 08.12.2013 6 декабря компании Boeing и Saab AB подписали соглашение о совместной разработке нового реактивного учебно-тренировочного самолета для участия в конкурсе ТХ ВВС США, сообщает janes.com. Конкурс будет проведен для замены устаревающего парка УТС Northrop T-38C Talon.«В ближайшие годы мы направим инвестиции для разработки с чистого листа совершенно нового самолета», заявил президент и исполнительный директор Saab Хокан Бушке (H?kan Buskhe), отметив, что его конструкция никоим образом не будет адаптированным вариантом истребителя Saab JAS 39 Gripen.Компания «Боинг» уже выпустила концептуальные изображения самолета, который оснащен двухместной кабиной, носовая часть напоминает УТС Alenia Aermacchi M-346 и KAI T-50, ромбовидное крыло и V-образное вертикальное оперение похожи на Northrop Grumman YF-23. 25.03.2015ВВС США выпустили требования к новому реактивному учебно-тренировочному самолету по программе ТХ для замены устаревших УТС Т-38 Talon, сообщает defense-aerospace.com.Сообщается, что требования выпущены на 10 месяцев раньше, чем планировалось, чтобы достичь «более открытого взаимодействия с промышленностью». Т-38, созданный еще в 1961 году, уже не способен в полной мере обеспечивать подготовку военных летчиков (может выполнять лишь 12 задач из 18), которые летают на истребителях четвертого и пятого поколений.Готовность к полетам парка Т-38 меньше 75%, что также вызывает беспокойство ВВС. С победителем конкурса осенью 2017 года планируется подписать контракт на производство 350 ТХ для замены 431 Т-38.Военный Паритет 28.03.2015 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ М-346 MASTER (ИТАЛИЯ)18.12.2015 24.02.2016 23.03.2016 03.06.2016 УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ T-50 GOLDEN EAGLE (ЮЖНАЯ КОРЕЯ)21.08.2016 15.09.2016 29.10.2016 20.12.2016 22.12.2016 08.01.2017 03.02.2017 16.02.2017 23.02.2017 УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ T-50 GOLDEN EAGLE (ЮЖНАЯ КОРЕЯ)31.03.2017 29.04.2017 06.12.2017Командование ВВС США намерено перенести на июль следующего года срок заключения контракта в рамках проводимого тендера на поставку новых учебно-тренировочных самолетов усовершенствованной подготовки по программе T-X.Как сообщает Jane’s Defence Weekly со ссылкой на источник в промышленности, первоначально подготовленный ВВС США запрос о предложениях предусматривал заключение контракта к концу 2017 года. Тем не менее, последняя версия запроса предусматривает новую ожидаемую дату заключения соглашения с победителем – июль следующего года.Представитель ВВС США отказался от комментариев по данному вопросу, отмечает Jane’s Defence Weekly.Как сообщал ЦАМТО, 30 декабря 2016 года командование ВВС США официально направило запросы о предложениях в рамках программы приобретения учебно-тренировочных самолетов T-X, предусматривающей поставку до 350 новых УТС для замены устаревших T-38 «Тэлон». Их стоимость оценивается в 1 млрд. долл. Самолеты будут использоваться для обучения пилотов истребителей 5-го поколения.В числе участников конкурса: консорциумы Lockheed Martin/Korea Aerospace Industries (KAI) с T-50A «Голден Игл», Boeing с Saab AB и Triumph Group, предложившие самолет нового проекта, а также Leonardo DRS, CAE и Honeywell с T-100.Начальная готовность нового УТС к применению по назначению запланирована на 2024 год.ЦАМТО УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ T-XСогласно требованиям ВВС США, новые учебные самолеты должны иметь кабину пилота схожую с кабинами истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. На T-X должны быть установлены системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара.Самолет также должен иметь топливные баки такого объема, чтобы топлива в них хватило для отработки воздушного боя в пределах прямой видимости. T-X должен быть приспособлен для отработки дозаправки в воздухе без непосредственной закачки топлива. Бортовое оборудование T-X должно иметь возможность симулировать использование различных типов вооружения.Кроме того, планер перспективного самолета должен выдерживать перегрузки не менее 6,5g на протяжении не менее 15 секунд в пикировании при массе топлива в 80 процентов от полной загрузки на высоте полета от трех до шести тысяч метров. Бортовые системы должны выдерживать перегрузки в 7,5g и темпы роста ускорения не менее 3g за секунду.Наконец, самолет должен выдерживать и мгновенное изменение угловой скорости вращения в 12 градусов в секунду и скорость установившегося разворота в девять градусов в секунду. ВВС США планируют приобрести 350 новых учебных самолетов, которые заменят устаревшие Talon, стоящие на вооружении с 1961 года.В конкурсе примут участие консорциумы компаний BAE Systems/Northrop Grumman/L-3/Rolls-Royce, Lockheed Martin/KAI и General Dynamics/Alenia Aermacchi, Textron AirLand. Эти компании предложат американским военным самолеты Hawk AJT, T-50 Golden Eagle, T-100 (создается на базе M-346 Master) и Scorpion. Источники: www.aviaport.ru, lenta.ru и др. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALON (США) |
bastion-karpenko.ru