Самолёты-долгожители: учебно-тренировочный самолёт Т-38. Самолет т 38
учебно-тренировочный самолёт Т-38 » Военное обозрение
Northrop T-38 Talon (Нортроп T-38 «Тэлон» ) — это двухместный американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет. Первый полет машина совершила 10 марта 1959 года. А уже 17 марта 1961 года первые сверхзвуковые учебные самолеты начали поступать на вооружение учебных частей ВВС США. В основном данный самолет использовался для подготовки летчиков. В настоящее время в распоряжении американских ВВС находится около 500 подобных самолетов, а всего за годы производства заводские цеха покинули 1187 самолетов T-38, также на основе «Тэлона» был создан легкий истребитель Northrop F-5. С помощью Northrop T-38 Talon было подготовлено порядка 75 тысяч пилотов, а общий налет составляет уже более 13 миллионов часов. Помимо ВВС, самолет используется и НАСА, являясь основным учебным реактивным самолетом астронавтов. Один из пилотов НАСА даже установил рекорд, налетав 9200 часов на самолете Т-38. Самолет продолжает оставаться в строю и в наши дни.
Как первый сверхзвуковой самолет, который проектировался в качестве учебно-тренировочного, начиная со стадии эскиза, Т-38 добился существенного успеха и обеспечил себе продолжительную карьеру, главным образом, в составе американских ВВС. Созданный компанией Northrop как N-156T, учебно-боевой самолет Talon (англ. коготь) являлся побочным продуктом программы компании по разработке модели легкого истребителя (N-156C), результатом которой в будущем стал F-5 Freedom Fighter (англ. борец за свободу), продававшийся в достаточно больших объемах на экспорт.
Стоит отметить, что работа по созданию самолета Т-38 велась компанией по собственной инициативе, на свой страх и риск на протяжении двух лет, пока американские ВВС наконец-то не разработали проект требований именно на такой сверхзвуковой учебно-боевой самолет. К работе над самолетом инженеры компании Northrop приступили в середине 50-х годов прошлого века, работы велись на собственные средства. Целью работ было создание легкого истребителя с высокими летными характеристиками — N-156. Данный проект должен был открывать целое семейство самолетов, включая и сверхзвуковой учебно-тренировочный N-156T.
Три опытных образца новой машины — YT-38 — были заказаны военными в декабре 1956 года, а в июне 1958 года их количество было доведено до 6. Первый из этих самолетов-прототипов впервые поднялся в небо 10 апреля 1959 года. Первые две машины были оснащены бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой по 953 кгс, однако уже остальные машины получили более мощные двигатели YJ85-GE-5 с тягой 1663 кгс и форсажной камерой. Именно испытания самолета с более мощными двигателями привели к успеху — заключению первоначального контракта на учебно-тренировочный самолет T-38A Talon, первый из которых был передан военным 17 марта 1961 года.
Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, предназначенный для базовой подготовки летчиков и обладающий двухместной кабиной для ученика и инструктора, был оборудован тандемными катапультируемыми креслами, которые имели полностью автоматическую систему управления. При этом самолет обладал высочайшим уровнем надежности. Когда в начале 1972 года производство самолета было завершено, всего было собрано 1187 машин, главным образом использовавшихся для тренировки пилотов. В те годы единственным иностранным покупателем самолета стала Португалия, которая в 1977 и 1981 годах получила две партии, состоящие из 6 самолетов, оснащенных ракетами «Сайдуиндер». Португалии передавались самолеты из состава ВВС США, они должны были заменить на службе истребителей F-86 «Сейбр», применяясь и как учебно-тренировочные.
Пять самолетов у ВВС США приобрели американские ВМС. Некоторое количество самолетов приобрело и американское космическое агентство, которое использовало их в качестве тренировочных для подготовки астронавтов. Еще 46 учебно-тренировочных самолетов Т-38 через американские ВВС были поставлены ВВС ФРГ. Данные самолеты применялись для подготовки германских летчиков, которые проходили ее в США. Два самолета T-38A Talon после процесса их переделки для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета получили обозначения AT-38A и NT-38A соответственно. Еще 4 самолета T-38 Talon ВВС США были переоборудованы в летающие пункты управления беспилотными мишенями, получив обозначение DT-38A. Также существовал вариант AT-38B — легковооруженный самолет, который использовался для вводной подготовки летчиков-истребителей. Часть самолетов T-38A была переделана в мишени QT-38A и в улучшенный вариант — T-38C. В целом можно отметить, что на экспорт данный самолет шел очень ограниченно, при этом продавались обычно самолеты из наличия ВВС США.
Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» представляет собой низкоплан, построенный по классической схеме, с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24 градуса. Задняя кромка крыла обладала небольшой отрицательной стреловидностью. Коэффициент сужения крыла — более двух. Крыло-моноблок было оснащено щелевыми закрылками, отклоняемыми с помощью электропривода в диапазоне от 0 до 44 градусов и блокируемыми в произвольном положении и элеронами.
Удлиненный фюзеляж сверхзвукового учебного самолета был выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур плоской нижней части фюзеляжа был образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа самолета во взаимодействии с крылом способствовали созданию необходимой подъемной силы. В передней части фюзеляжа находились: кабина экипажа (пилоты сидят друг за другом) и отсек оборудования. Кабина экипажа оснащалась трехсекционным фонарем кабины, который состоял из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад задней и средней частей. В центральной части фюзеляжа находились топливные баки самолета, а также два двигателя, которые инженер расположили рядом друг с другом в горизонтальной плоскости. Малая длина силовой установки позволила на практике применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа самолета. На хвостовой части T-38 «Talon» был установлен только управляемый стабилизатор.
Классическое вертикальное оперение самолета с небольшим рулем направления и дефлектором, установленным на конце киля, крепилось к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа при помощи двух узлов. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа находились 2 тормозных щитка, которые с помощью гидропривода могли отклоняться в диапазоне от 0 до 50 градусов. В системе управления самолетом применялись бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, которые функционировали в зависимости от угла отклонения ручки управления, скорости полета и положения педалей. Передаточное отношение от органов управления самолетом к рулям изменялось в зависимости от положения шасси. В канале тангажа был использован демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси самолета было трехстоечным с пневматиками высокого давления и одинарными колесами. Передняя стойка шасси убиралась вперед в фюзеляж, а главные стойки — в крыло, вдоль размаха. При этом сами стойки полностью убирались в консоли крыла, а колеса — в нижнюю часть фюзеляжа машины. Учебно-тренировочные самолеты T-38A не несли никакого вооружения.
Первые 2 опытных образца самолета получили по два турбореактивных двигателя YJ58-GE-1 производства компании «General Electric». На последующих опытных экземплярах самолета, равно как и на серийных машинах, были установлены другие двигатели — J85-GE-5 с тягой 11,12 кН (1134 кгс) без форсирования и 17,12 кН (1746 кгс) в форсированном режиме работы. На самолете использовались боковые воздухозаборники — нерегулируемые, дозвуковые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Интересной была топливная система машины. Каждый из двух расположенных в центральной части фюзеляжа топливных баков, как правило, питал свой двигатель, но в случае необходимости существовала возможность подсоединения любого двигателя к любому баку. Установленная на самолете система питания позволяла двигателям работать даже при пикировании или «горке» под углом 90 градусов, в планирующем полете с углом скольжения 25 градусов, а также с набором некоторых ограничений при полете в перевернутом положении.
Самолет постоянно модернизируется, а сроки нахождения его на службе продлеваются. К примеру, в 2009 году отмечалось, что самолет T-38 Talon, который используется для подготовки военных летчиков, будет оставаться на вооружении как минимум до 2020 года. Летом 2015 года появилась уточненная информация, согласно которой ВВС США начали получать первые учебно-тренировочные самолеты Northrop T-38 Talon, которые были модернизированы в рамках работ по программе Pacer Classic III. По информации издания Janes.com, американские военные хотят модернизировать по этой программе 150 из 453 имеющихся у них самолетов данного типа. Модернизация сможет продлить жизнь этих учебно-тренировочных самолетов до 2029 года. Программа по проведению модернизации самолетов должна закончиться к 2021 году. По мнению представителей ВВС США, это наиболее крупная конструктивная модернизация самолета, которая когда-либо проводилась с Northrop T-38 Talon. Всего на реконструкцию было потрачено примерно 8900 человеко-часов.
Стоит отметить, что за годы производства с 1961 по 1972 год свет увидело более 10 модификаций данной машины. В настоящее время помимо ВВС США данные самолеты применяются армиями Германии, Турции, Португалии, Южной Кореи и Тайваня. Помимо этого, по информации из СМИ, некоторыми самолетами в настоящее время владеют и частные лица.
Летно-технические характеристики T-38 Talon:
Габаритные размеры: длина — 14,14 м, высота — 3,92 м, размах крыла — 7,7 м, площадь крыла — 15,79 кв. м.Масса пустого самолета — 3270 кг.Максимальная взлетная масса — 5360 кг.Силовая установка — 2 ТРД General Electric J85-GE-5, тяга 2х11,2 кН, на форсаже — 2х17,12 кН.Максимальная скорость полета — 1381 км/ч.Крейсерская скорость полета — 935 км/ч.Скороподъемность — 10 240 м/мин.Практическая дальность полета — 1835 км.Практический потолок — 15 240 м.Экипаж — 2 человека.
Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/other/t38.htmlhttp://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/1538-ychebno-trenirovochn.htmlhttp://avia.pro/blog/northrop-t-38-talonr-5-freedom-fighter-foto-harakteristikihttp://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft21886.htmhttp://www.i-mash.ru/news/zarub_sobytiya/70187-obnovlen-pervyjj-uts-northrop-t-38-talon.html
topwar.ru
Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» (США)
НАСА также приобрело несколько самолетов, используя их как тренировочные для подготовки астронавтов. Два самолета T-38A Talon получили обозначение AT-38A и NT-38A после их переделывания для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета соответственно. Четыре машины ВВС США T-38 Talon были переделаны в летающие пункты управления беспилотными мишенями и обозначались как DT-38A. Вариант AT-38B был легковооруженным самолетом, использовавшимся для вводной подготовки летчиков-истребителей. Около 700 этих машин продолжали эксплуатироваться в 1992 г.
Самолёт T-38 «Talon» представляет собой построенный по классической схеме низкоплан с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24°. Задняя кромка имеет небольшую отрицательную стреловидность. Коэффициент сужения крыла более 2. Крыло-моноблок оснащено элеронами и щелевыми закрылками, отклоняемыми электроприводом в диапазоне 0-44° и блокируемыми в произвольном положении. Удлиненный фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур его плоской нижней части образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа во взаимодействии с крылом способствует созданию подъемной силы. В передней части фюзеляжа расположены отсек оборудования и кабина экипажа с местами друг за другом. Трехсекционный фонарь кабины состоит из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад средней и задней частей. В центральной части фюзеляжа располагаются топливные баки и два двигателя, расположенные рядом в горизонтальной плоскости. Небольшая длина двигателей позволила применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа. На хвостовой части установлен лишь управляемый стабилизатор.
Классическое вертикальное оперение с небольшим рулем направления и дефлектором на конце киля крепится с помощью двух узлов к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа. На нижней поверхности этой части фюзеляжа размещены два тормозных щитка, которые могут отклоняться с помощью гидропривода в диапазоне 0-50°. В системе управления использованы бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, работающие в зависимости от скорости полета и угла отклонения ручки управления и педалей. Передаточное отношение от органов управления к рулям меняется в зависимости от положения шасси. В канале тангажа применен демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами и пневматиками высокого давления. Передняя стойка убирается вперед, а главные - в крыло, вдоль размаха. При этом стойки убираются в консоли крыла, а колеса - в нижнюю часть фюзеляжа. Самолёт T-38 «Talon» не имеет вооружения.
Первые два опытных образца были оснащены двумя турбореактивными двигателями YJ58-GE-1 фирмы «General Electric» с форсажными камерами. На последующих опытных экземплярах и серийных самолётах устанавливались двигатели J85-GE-5 тягой 11,12 кН (1134 кГ) без форсирования и 17,12 кН (1746 кГ) с форсированием. Воздухозаборники – боковые, дозвуковые, нерегулируемые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Каждый из двух топливных баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, питает, как правило, свой двигатель, однако при необходимости имеется возможность подсоединения любого бака к любому двигателю. Система питания обеспечивает работу двигателей при пикировании или «горке» под углом 90°, в планирующем полете с углом скольжения до 25°, а также, с некоторыми ограничениями, в перевернутом полете.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЭкипаж, чел. 2Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1381Максимальная дальность полета, км 1759Практический потолок, м 16335Масса, кг:максимальная взлетная 5485пустого самолета 3250 Габариты самолета, м:размах крыла 7,7длина 14,14высота 3,92 Двигатель: ТРД General Electric J85-GE-5A, кгс 2 по 1746
www.dogswar.ru
Учебный реактивный самолет T-38 "Talon"
Длина готовой модели: 42 см Количество листов: 10 Формат листов: A4
Описание, история
Нортроп T-38 «Тэлон» (англ. Northrop T-38 Talon) — американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолёт.
Тип | учебно-тренировочный |
Разработчик | Edgar Schmued |
Производитель | Northrop Corporation |
Первый полёт | 10 марта 1959 |
Начало эксплуатации | 17 марта 1961 |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС США НАСА ВВС Германии ВВС Турции |
Годы производства | 1961–1972 |
Единиц произведено | 1 187 |
Базовая модель | Northrop N-156 |
Варианты | Northrop F-5 |
Первый полёт состоялся 10 марта 1959 года. 17 марта 1961 г. первые самолеты поступили на вооружение учебных военно-воздушных подразделений.
T-38 используется в основном для подготовки пилотов. В распоряжении ВВС США находится около 500 самолетов этого типа. Всего построено 1187 экземпляров. Десятки тысяч пилотов освоили управление самолетом, обучаясь на T-38, который остается в строю и по сей день. Это также основной тренировочный реактивный самолет астронавтов НАСА США.
На основе «Тэлона» был разработан лёгкий истребитель F-5.
Технические характеристики
- Экипаж: 2 (курсант и инструктор)
- Длина: 14,14 м
- Размах крыла: 7,7 м
- Высота: 3,92 м
- Площадь крыла: 16 м?
- Масса пустого: 3 270 кг
- Масса снаряженного: 5 360 кг
- Максимальная взлетная масса: 5 670 кг
- Двигатели: 2? ТРДФ General Electric J85-5A
- Тяга: 2? 17,1 кН
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1 381 км/ч (1,3 М)
- Практическая дальность: 1 835 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Скороподъёмность: 170,7 м/с
- Нагрузка на крыло: 340 кг/м?
- Тяговооружённость: 0,65
modelik.ru
НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
24.08.2015Турция решила безвозмездно передать Пакистану 34 снятых из эксплуатации учебно-тренировочных самолета Northrop T-38 Talon, сообщает asian-defence-news.blogspot.se 21 августа (подборка фото турецких Т-38М — прим. ВП).Самолеты этого типа до сих пор состоят на вооружении ВВС многих стран мира. Решение о передаче самолетов было объявлено во время недавней встречи командующего ВВС Турции генерала Абидина Унала (Abidin Unal) с пакистанским коллегой главным маршалом авиации Сохаилом Аманом (Sohail Aman). Скорее всего, самолеты будут переданы до конца года и будут эксплуатироваться в ВВС Пакистана, по меньшей мере, 10 лет.Т-38М является модернизированным вариантом Т-38А, оснащен полностью стеклянной кабиной (full glass cockpit — прим. ВП) в рамках проекта, реализованного компанией Turkish Aerospace Industries. ВВС США и NASA широко используют УТС Т-38, за все время эксплуатации на них прошло обучение 50 тыс пилотов.В ответ на планы ВВС Индии закупить боевые самолеты пятого поколения ВВС Пакистана также намерены приобрести истребители-бомбардировщики этого поколения, сообщают источники, не уточняя тип самолета.Военный Паритет
16.01.2016Компания Boeing, которая обязалась обеспечить эксплуатацию учебно-тренировочных самолетов Т-38 в составе ВВС США до 2026 года, будет поддерживать этот процесс еще 10 лет, сообщает asdnews.com 14 января. Сумма контракта составит 855 млн долл США.Компания обеспечит функционирование авионики, кабинных дисплеев, панелей управления и систем связи на 456 самолетах, а также проведет модернизацию 37 тренажеров для подготовки летного персонала.«Мы играем важную роль в подготовке пилотов, чтобы они дальше переходили к современной истребительной авиации, и поэтому наша компания будет поддерживать летную годность Т-38 еще на 10 лет», заявил руководитель программы Т-38 Курт Шредер (Kurt Schroeder). Самолет производился компанией Northrop, машина является основным типом УТС для военной авиации США и НАТО. Первый полет Т-38 состоялся в 1959 году (в период 1961-1972 годов произведено 1146 самолетов этого типа – прим. Военный Паритет).В перспективе ВВС США планиру.т заменить этот самолет новым УТС, который создается по программе ТХ. В конкурсе Boeing участвует в связке со шведской компанией Saab.Военный Паритет
22.11.2017В штате Техас на границе с Мексикой разбился военный учебно-тренировочный самолет T-38 Talon, сообщает база ВВС США в городе Дель-Рио. Из двух пилотов один погиб, второй госпитализирован.Катастрофа произошла 20 ноября 2017 года примерно в 16:00 по местному времени (около 01:00 по московскому времени 21 ноября 2017 года) северо-западнее базы вблизи города Сан-Антонио.Причины случившегося неизвестны. На месте аварии работают чрезвычайные службы и военные. ВВС США выразили соболезнования семье и друзьям пилотов.Лента.ру
20.08.201817 августа в штате Оклахома разбился учебно-тренировочный самолет T-38 Talon ВВС США, сообщает defence-blog.com 18 августа. Самолет потерпел крушение во время обычного тренировочного полета с базы Ванс ВВС США (Оклахома).В кабине самолета находился один пилот-инструктор, он успешно катапультировался, серьезных травм не получил и проходит обследование в госпитале ВВС.T-38C Talon II, созданный в 1960-х годах, является двухдвигательным сверхзвуковым УТС и до сих пор состоит на вооружении ВВС США.Военный паритет
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALONВ середине 1950-х гг. компания Northrop начала на собственные средства проектирование легкого истребителя с высокими летными характеристиками, обозначив его N-156. Этот проект должен был открыть семейство самолетов, включая сверхзвуковой тренировочный N-156T. Три опытных образца YT-38 заказаны в декабре 1956 г.. а в июне 1958 г. их число было увеличено до шести. Первый из них совершил полет 10 апреля 1959 г. Два опытных самолета оснащались двумя бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой 953 кг, но остальные четыре имели двигатели YJ85-GE-5 тягой 1633 кг с форсажной камерой. Испытания с последними двигателями привели к первоначальному контракту на самолетT-38A Talon, первый из которых поступил в эксплуатацию 17 марта 1961 г.Серийное производство самолетов завершилось в 1972 году (в том году в ВВС США насчитывалось более 1100 самолетов этого типа). Программа модернизации включала в себя замену катапультных сидений, усиление и проверку лонжеронов, тормозов, стоек шасси и системы управления полетом, усовершенствовано бортовое радиоэлектронное оборудование.
Самолёт T-38 Talon представляет собой построенный по классической схеме низкоплан с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24°. Задняя кромка имеет небольшую отрицательную стреловидность. Коэффициент сужения крыла более 2. Крыло-моноблок оснащено элеронами и щелевыми закрылками, отклоняемыми электроприводом в диапазоне 0-44° и блокируемыми в произвольном положении. Удлиненный фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур его плоской нижней части образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа во взаимодействии с крылом способствует созданию подъемной силы. В передней части фюзеляжа расположены отсек оборудования и кабина экипажа с местами друг за другом. Трехсекционный фонарь кабины состоит из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад средней и задней частей. В центральной части фюзеляжа располагаются топливные баки и два двигателя, расположенные рядом в горизонтальной плоскости. Небольшая длина двигателей позволила применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа. На хвостовой части установлен лишь управляемый стабилизатор.Классическое вертикальное оперение с небольшим рулем направления и дефлектором на конце киля крепится с помощью двух узлов к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа. На нижней поверхности этой части фюзеляжа размещены два тормозных щитка, которые могут отклоняться с помощью гидропривода в диапазоне 0-50°. В системе управления использованы бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, работающие в зависимости от скорости полета и угла отклонения ручки управления и педалей. Передаточное отношение от органов управления к рулям меняется в зависимости от положения шасси. В канале тангажа применен демпфер низкочастотных продольных апериодических и периодических колебаний. Шасси – трехстоечное, с одинарными колесами и пневматиками высокого давления. Передняя стойка убирается вперед, а главные – в крыло, вдоль размаха. При этом стойки убираются в консоли крыла, а колеса – в нижнюю часть фюзеляжа. Самолёт T-38 «Talon» не имеет вооружения.Первые два опытных образца были оснащены двумя турбореактивными двигателями YJ58-GE-1 фирмы General Electric с форсажными камерами. На после- дующих опытных экземплярах и серийных самолетах устанавливались двигатели J85-GE-5 тягой 11,12кН без форсирования и 17,12 кН с форсированием. Воздухозаборники – боковые, дозвуковые, нерегулируемые, с выдвинутой вперед верхней кромкой. Каждый из двух топливных баков, расположенных в центральной части фюзеляжа, питает, как правило, свой двигатель, однако при необходимости имеется возможность подсоединения любого бака к любому двигателю.Самолеты Т-38 используются для обучения военных пилотов после прохождения ими базовой летной практики на самолетах Beechcraft T-6A Texan II.
ВВС США летом 2015 года выкатили первый модернизированный по программе Pacer Classic III учебно-тренировочный самолет Northrop T-38 Talon, сообщает janes.com 6 августа.Планируется модернизировать 150 из 453 самолетов этого типа (версия Т-38С, принята на вооружение в 2002 году как модернизация Т-38А), состоящих на вооружении ВВС США с целью продления эксплуатации до 2029 года. Программа работ должна быть завершена к 2021 году.По мнению ВВС, это самая крупная конструктивная модернизация, когда-либо проводившаяся на самолетах Т-38. На реконструкцию самолета было потрачено около 8900 человеко-часов, бригадный генерал, командующий Авиационным логистическим комплексом в Огдене (база Сан-Антонио, Техас) Карл Бюлер (Carl Buhler) описал эти усилия как «тонну работы» (a ton of work).
МОДИФИКАЦИИ:• T-38A — базовая учебно-тренировочная модификация• T-38B — учебно-боевая модификация• T-38C — модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году• T-38M — модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса пустого самолета, кг 3475Максимальная взлетная масса, кг 5485Максимальная посадочная масса, кг 5485Емкость внутренних топливных баков, л 2206Длина, м 14,14Размах крыла, м 7,7Высота, м 3,92Двигатель: ТРД General Electric J85-GE-5A, кгс 2 по 1746Максимальная скорость на высоте 11 км, км/ч 1381Максимальная дальность полета, км 1759Практический потолок, м 16335Скороподъёмность, м/с 170,7Нагрузка на крыло, кг/м² 340Тяговооружённость 0,65Длина разбега, м 756Взлетная дистанция при максимальной массе, м 1128Длина пробега, м 930Посадочная дистанция при максимальной массе, м 1372Экипаж, чел. 2
Источники: Военный Паритет, www.dogswar.ru, ru.wikipedia.org, www.airwar.ru, www.razlib.ru и др.
nevskii-bastion.ru
Northrop T-38 Talon - это... Что такое Northrop T-38 Talon?
Нортроп T-38 «Тэлон» (англ. Northrop T-38 Talon) — американский двухместный сверхзвуковой учебный реактивный самолёт.
Первый полёт состоялся 10 марта 1959 года.17 марта 1961 года первые самолеты поступили на вооружение учебных военно-воздушных подразделений. T-38 «Тэлон» используется в основном для подготовки пилотов. В распоряжении ВВС США находится около 500 самолетов этого типа. Всего построено 1187 экземпляров.
С помощью T-38 было подготовлено около 75 000 пилотов.[5] Общий налет T-38 на сегодняшний день составляет примерно 13 миллионов часов. Это также основной учебный реактивный самолет астронавтов НАСА. Один из летчиков НАСА установил рекорд, налетав 9200 часов на T-38. Самолёт остается в строю и по сей день.
На основе «Тэлона» был разработан лёгкий истребитель F-5.
Модификации
- T-38A — базовая учебно-тренировочная модификация
- T-38B — учебно-боевая модификация
- T-38C — модернизированная версия для ВВС США. Первые модернизированные самолёты были получены в 2001 году[6]
- T-38M — модернизированная версия для ВВС Турции. В 2012-2014 гг. планируется модернизировать 55 T-38A.[7]
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации T-38A.[8]
Технические характеристики
Лётные характеристики
Катастрофы
- 23 апреля 2008 года на базе ВВС США «Коламбус» в штате Миссисипи разбился T-38C Talon, оба пилота погибли.[9]
- 1 мая 2008 года в штате Техас разбился T-38C Talon, приписанный к базе ВВС США «Шеппард», оба пилота погибли.[9]
- 21 мая 2009 года на юге Калифорнии потерпел крушение T-38C Talon. Авиакатастрофа произошла в пустыне Мохаве в 14 километрах к северу от авиабазы ВВС США «Эдвардс». В результате крушения 30-летний пилот самолета Марк Грациано (Mark P. Graziano) погиб, а старший штурман Ли Джонс (Lee V. Jones) был госпитализирован.[10][11]
На вооружении
См.также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Самолеты долгожители – учебно-тренировочный самолет Т-38
Самолеты долгожители – учебно-тренировочный самолет Т-38 Долголетие в авиации удел не только тяжелых машин. Среди самолетов-долгожителей встречаются и небольшие модели. Примером является американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-38 Talon, который совершил свой первый полет еще в 1959 году. В это трудно поверить, но и спустя более 50 лет самолеты Т-38 остаются основным учебным самолетом американских ВВС. Данные самолеты используются для подготовки военных летчиков после прохождения ими базовой летной практики на учебно-тренировочных самолетах Beechcraft T-6A Texan II. Northrop T-38 Talon (Нортроп T-38 «Тэлон» ) – это двухместный американский сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет. Первый полет машина совершила 10 марта 1959 года. А уже 17 марта 1961 года первые сверхзвуковые учебные самолеты начали поступать на вооружение учебных частей ВВС США. В основном данный самолет использовался для подготовки летчиков. В настоящее время в распоряжении американских ВВС находится около 500 подобных самолетов, а всего за годы производства заводские цеха покинули 1187 самолетов T-38, также на основе «Тэлона» был создан легкий истребитель Northrop F-5. С помощью Northrop T-38 Talon было подготовлено порядка 75 тысяч пилотов, а общий налет составляет уже более 13 миллионов часов. Помимо ВВС самолет используется и НАСА, являясь основным учебным реактивным самолетом астронавтов. Один из пилотов НАСА даже установил рекорд, налетав 9200 часов на самолете Т-38. Самолет продолжает оставаться в строю и в наши дни. Как первый сверхзвуковой самолет, который проектировался в качестве учебно-тренировочного, начиная со стадии эскиза, Т-38 добился существенного успеха и обеспечил себе продолжительную карьеру, главным образом, в составе американских ВВС. Созданный компанией Northrop как N-156T, учебно-боевой самолет Talon (англ. коготь) являлся побочным продуктом программы компании по разработке модели легкого истребителя (N-156C), результатом которой в будущем стал F-5 Freedom Fighter (англ. борец за свободу), продававшийся в достаточно больших объемах на экспорт. Стоит отметить, что работа по созданию самолета Т-38 велась компанией по собственной инициативе, на свой страх и риск на протяжении двух лет, пока американские ВВС наконец-то не разработали проект требований именно на такой сверхзвуковой учебно-боевой самолет. К работе над самолетом инженеры компании Northrop приступили в середине 50-х годов прошлого века, работы велись на собственные средства. Целью работ было создание легкого истребителя с высокими летными характеристиками – N-156. Данный проект должен был открывать целое семейство самолетов, включая и сверхзвуковой учебно-тренировочный N-156T. Три опытных образца новой машины – YT-38 – были заказаны военными в декабре 1956 года, а в июне 1958 года их количество было доведено до 6. Первый из этих самолетов-прототипов впервые поднялся в небо 10 апреля 1959 года. Первые две машины были оснащены бесфорсажными ТРД Дженерал Электрик YJ85-GE-1 тягой по 953 кгс, однако уже остальные машины получили более мощные двигатели YJ85-GE-5 с тягой 1663 кгс и форсажной камерой. Именно испытания самолета с более мощными двигателями привели к успеху – заключению первоначального контракта на учебно-тренировочный самолет T-38A Talon, первый из которых был передан военным 17 марта 1961 года. Сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет, предназначенный для базовой подготовки летчиков и обладающий двухместной кабиной для ученика и инструктора, был оборудован тандемными катапультируемыми креслами, которые имели полностью автоматическую систему управления. При этом самолет обладал высочайшим уровнем надежности. Когда в начале 1972 года производство самолета было завершено, всего было собрано 1187 машин, главным образом использовавшихся для тренировки пилотов. В те годы единственным иностранным покупателем самолета стала Португалия, которая в 1977 и 1981 годах получила две партии, состоящие из 6 самолетов, оснащенных ракетами «Сайдуиндер». Португалии передавались самолеты из состава ВВС США, они должны были заменить на службе истребителей F-86 «Сейбр», применяясь и как учебно-тренировочные. Пять самолетов у ВВС США приобрели американские ВМС. Некоторое количество самолетов приобрело и американское космическое агентство, которое использовало их в качестве тренировочных для подготовки астронавтов. Еще 46 учебно-тренировочных самолетов Т-38 через американские ВВС были поставлены ВВС ФРГ. Данные самолеты применялись для подготовки германских летчиков, которые проходили ее в США. Два самолета T-38A Talon после процесса их переделки для оценки в качестве учебного штурмовика и опытно-экспериментального самолета получили обозначения AT-38A и NT-38A соответственно. Еще 4 самолета T-38 Talon ВВС США были переоборудованы в летающие пункты управления беспилотными мишенями, получив обозначение DT-38A. Также существовал вариант AT-38B – легковооруженный самолет, который использовался для вводной подготовки летчиков-истребителей. Часть самолетов T-38A была переделана в мишени QT-38A и в улучшенный вариант – T-38C. В целом можно отметить, что на экспорт данный самолет шел очень ограниченно, при этом продавались обычно самолеты из наличия ВВС США. Учебно-тренировочный самолет T-38 «Talon» представляет собой низкоплан, построенный по классической схеме, с прямым трапециевидным крылом относительной толщины 4,8% и положительным углом стреловидности передней кромки 24 градуса. Задняя кромка крыла обладала небольшой отрицательной стреловидностью. Коэффициент сужения крыла – более двух. Крыло-моноблок было оснащено щелевыми закрылками, отклоняемыми с помощью электропривода в диапазоне от 0 до 44 градусов и блокируемыми в произвольном положении и элеронами. Удлиненный фюзеляж сверхзвукового учебного самолета был выполнен в соответствии с правилом площадей. Контур плоской нижней части фюзеляжа был образован тремя дугами. Плоская форма фюзеляжа самолета во взаимодействии с крылом способствовали созданию необходимой подъемной силы. В передней части фюзеляжа находились: кабина экипажа (пилоты сидят друг за другом) и отсек оборудования. Кабина экипажа оснащалась трехсекционным фонарем кабины, который состоял из открываемой вверх-вперед передней и вверх-назад задней и и средней частей. В центральной части фюзеляжа находились топливные баки самолета, а также два двигателя, которые инженер расположили рядом друг с другом в горизонтальной плоскости. Малая длина силовой установки позволила на практике применить скошенную линию разъема центральной и хвостовой частей фюзеляжа самолета. На хвостовой части T-38 «Talon» был установлен только управляемый стабилизатор. Классическое вертикальное оперение самолета с небольшим рулем направления и дефлектором, установленным на конце киля, крепилось к силовым шпангоутам центральной части фюзеляжа при помощи двух узлов. На нижней поверхности центральной части фюзеляжа находились 2 тормозных щитка, которые с помощью гидропривода могли отклоняться в диапазоне от 0 до 50 градусов. В системе управления самолетом применялись бустеры и автоматы загрузки командных рычагов, которые функционировали в зависимости от угла отклонения ручки управления, скорости полета и положения педалей. Передаточное отношение от органов управления самолетом к рулям изменялось в зависимости от положения шасси. В канале тангажа был использован демпфер низкочастотных продольных апериодических и пер
www.postsovet.ru
НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ T-X (США) NEW TRAINING AIRCRAFT T-X (USA) 29.01.2013ВВС США ЗАКУПЯТ НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ В 2014 ГОДУ ВВС США, несмотря на неопределенность с финансированием ряда военных программ, намерены провести тендер на поставку T-X на поставку 350 новых учебных самолетов в 2014 году. Об этом, как сообщает Defense News, заявил президент подразделения C4 Systems американской компании General Dynamics Крис Марзили (Chris Marzili). В том же году, как ожидается, будет объявлен победитель конкурса и подписан контракт на поставку первой партии новых самолетов.Ранее ВВС США планировали объявить тендер на поставку новых учебных самолетов уже 2012 финансовом году (завершился 30 сентября прошлого года), однако не смогли добиться финансирования проекта. Причиной этому послужили масштабные сокращения оборонного бюджета США, начавшиеся в 2012 году. Военные намерены заменить новыми самолетами устаревшие T-38 Talon, стоящие на вооружении с 1959 года. Все они должны быть списаны к 2020 году из-за исчерпания ресурса.Финансирование проекта T-X пока включено в военный бюджет 2013 финансового года, однако может быть сокращено Конгрессом США. Согласно предварительной версии документа, начальная оперативная готовность новых учебных самолетов должна быть достигнута в 2020 году. Таким образом, военные оставили для себя люфт в два-три года — крайним сроком для объявления и подведения итогов тендера станет 2017-2018 год.В октябре 2012 года командование ВВС США обнародовало базовые требования к новому учебному самолету. Одним из основных требований являются небольшие расходы на содержание и обслуживание T-X, которые за 20 лет не должны превысить 35,3 миллиарда долларов в ценах того года, когда будет списан последний самолет. Кроме того, военные предъявили к T-X жесткие требования по маневренности, симуляции вооружения и летным параметрам.К настоящему времени интерес к возможному тендеру T-X проявили американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, а также британская BAE Systems. Lockheed в консорциуме с южнокорейской компанией KAI предложит военным уже существующий самолет T-50 Golden Eagle, BAE Systems ? Hawk, а General Dynamics в партнерстве с итальянской Alenia Aermacchi ? T-100 на базе M-346 Master. Boeing намерен спроектировать новый учебный самолет с нуля.Лента.ру 10.09.2013BOEING И SAAB ЗАЙМУТСЯ СОЗДАНИЕМ УЧЕБНОГО САМОЛЕТА ДЛЯ ВВС США Американский авиастроительный концерн Boeing и шведская компания Saab ведут переговоры о сотрудничестве в проекте разработки нового учебного самолета для ВВС США, сообщает Defense News со ссылкой на источники в оборонной промышленности. Переговоры находятся уже на завершающей стадии, и в ближайшее время стороны могут подписать соглашение о сотрудничестве.Как отмечает издание, прежде Boeing и Saab сотрудничали только в области гражданской авиации, однако на рынке боевой авиации всегда были конкурентами. В частности, истребители JAS 39 Gripen и F/A-18 Super Hornet участвовали во многих тендерах последних лет, включая конкурсы на поставку истребителей Таиланду, Чехии, Индии, Швейцарии и Дании.Какой именно самолет компании предложат американским военным, пока неизвестно. Не исключено, что новый самолет будет создан на базе шведского истребителя Gripen, размеры которого незначительно больше заданных ВВС США размером «летающей парты». Создание учебного самолета на базе Gripen позволит сократить сроки разработки.Благодаря сотрудничеству с Saab Boeing сможет упрочить свои позиции на американском рынке. В свою очередь шведская компания сможет получить доступ на рынок вооружений и военной техники США и в перспективе принять участие в некоторых других тендерах. Кроме того, фирма получит и существенную прибыль от продажи военной техники.ВВС США намерены объявить тендер на поставку новых учебных самолетов в 2014 году. Конкурс получит название T-X; его целью станет поиск замены устаревшим учебным самолетам T-38 Talon. В общей сложности американские военные намерены приобрести 350 новых самолетов. Победитель конкурса будет назван в 2017-2018 году.Интерес к потенциальному тендеру уже проявили американские компании Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, а также британская BAE Systems. Lockheed Martin в консорциуме с южнокорейской KAI предложит ВВС США самолеты T-50 Golden Eagle, BAE Systems ? Hawk, а General Dynamics совместно с итальянской Alenia Aermacchi ? T-100 на базе M-346 Master.Boeing ранее неоднократно заявлял, что намерен спроектировать новый учебный самолет для американских ВВС с нуля.lenta.ru/ 08.12.2013 6 декабря компании Boeing и Saab AB подписали соглашение о совместной разработке нового реактивного учебно-тренировочного самолета для участия в конкурсе ТХ ВВС США, сообщает janes.com. Конкурс будет проведен для замены устаревающего парка УТС Northrop T-38C Talon.«В ближайшие годы мы направим инвестиции для разработки с чистого листа совершенно нового самолета», заявил президент и исполнительный директор Saab Хокан Бушке (H?kan Buskhe), отметив, что его конструкция никоим образом не будет адаптированным вариантом истребителя Saab JAS 39 Gripen.Компания «Боинг» уже выпустила концептуальные изображения самолета, который оснащен двухместной кабиной, носовая часть напоминает УТС Alenia Aermacchi M-346 и KAI T-50, ромбовидное крыло и V-образное вертикальное оперение похожи на Northrop Grumman YF-23. 25.03.2015ВВС США выпустили требования к новому реактивному учебно-тренировочному самолету по программе ТХ для замены устаревших УТС Т-38 Talon, сообщает defense-aerospace.com.Сообщается, что требования выпущены на 10 месяцев раньше, чем планировалось, чтобы достичь «более открытого взаимодействия с промышленностью». Т-38, созданный еще в 1961 году, уже не способен в полной мере обеспечивать подготовку военных летчиков (может выполнять лишь 12 задач из 18), которые летают на истребителях четвертого и пятого поколений.Готовность к полетам парка Т-38 меньше 75%, что также вызывает беспокойство ВВС. С победителем конкурса осенью 2017 года планируется подписать контракт на производство 350 ТХ для замены 431 Т-38.Военный Паритет 28.03.2015Американская компания General Dynamics Information Systems & Technology вышла из статуса генерального подрядчика разработки нового учебно-тренировочного самолета Т-100 на базе итальянского УТС Alenia Aermacchi M-346 для участия в тендере ТХ ВВС США, сообщает defensenews.com 27 марта.Это решение было сделано после того, как ВВС США выпустили требования к новому самолету. Эти требования и стали причиной прекращения работ компании по проекту Т-100 – адаптированного под ВВС США самолета М-346. «Аления Аэрмакки» не комментирует это решение своего делового партнера.По программе TX будет произведено 350 новых УТС для замены самолетов Т-38 ВВС США. В конкурсе участвуют четыре конкурента. Победитель конкурса будет иметь прибыльный бизнес по производству УТС нового поколения в течение следующих трех десятилетий. Военный Паритет УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ М-346 MASTER (ИТАЛИЯ)18.12.2015Южнокорейская компания Korea Aerospace Industries (KAI) и американская Lockheed Martin продемонстрировали учебно-тренировочный самолет, созданный в рамках программы Т-Х ВВС США для замены УТС T-38 Talon, сообщает aereo.jor.br 17 декабря. Самолеты Т-38 эксплуатируются уже 55 лет.Новый самолет разработан на базе УТС T-50 Golden Eagle, оснащен кабинными дисплеями большой площади (large area display — LAD), встроенной системой обучения пилотов и оборудованием дозаправки в воздухе.Летные испытания планируется начать в 2016 году, в 2017 году испытания перейдут в США. В программе ТХ также участвуют такие компании как Northrop Grumman, Boeing (в партнерстве с Saab) и Alenia Aermacchi (первоначальная оперативная готовность победившего в конкурсе самолета планируется в 2023 году – прим. Военный Паритет).Военный Паритет 24.02.2016Компания «Рейтеон» (Raytheon) намерена представить Военно-воздушным силам США предложение по поставке учебно-тренировочного самолета T-100 в рамках тендера на поставку УТС усовершенствованной подготовки T-X (Advanced Pilot Training).По информации «Дифенз ньюс», «Рейтеон» возглавит консорциум компаний в составе «Алениа аэрмакки» (Alenia Aermacchi) и CAE, который предложит свой продукт T-100 на базе итальянского УТС М-346 «Мастер». Официальный пресс-релиз планируется выпустить 22 февраля.По всей видимости, «Рейтеон», станет генподрядчиком предложения Т-100, заменив «Дженерал дайнемикс» (General Dynamics), возглавлявшую проект в марте прошлого года.Предполагается, что ВВС США объявят тендер на поставку самолетов T-X уже в текущем году и заключат контракт с победителем в 2017 году. Новые самолеты предназначены для замены устаревших УТС T-38 и будут использоваться для обучения пилотов истребителей 5-го поколения.Как ожидается, в конкурсе также примут участие консорциумы «Боинг»/«Сааб», «Нортроп Грумман»/«БАе системз», «Локхид Мартин»/«Кориа аэроспейс индастриз».ЦАМТО 23.03.2016ВВС США задерживают старт программы перспективного учебно-тренировочного самолета Т-Х на три месяца для уточнения требований для промышленности, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на defensenews.com (21 марта).В результате принятие на вооружение (full operational capability) нового самолета произойдет на два года позже, чем ожидалось. Принятие предложений начнется не раньше декабря 2016 года. Соответствующее объявление появилось на сайте Federal Business Opportunities («Возможности для федерального бизнеса»).Таким образом, принятие на вооружение отодвинуто с 2032 до 2034 года финансового года, чтобы «привести в соответствие график производства со стратегическим планированием ВВС. Первоначальный оперативный статус, как и намечалось, будет достигнут в 2024 году.Новые УТС в количестве 350 машин должны заменить парк устаревших Т-38. В настоящее время четыре команды намерены конкурировать за победу в дорогостоящем проекте — Raytheon, Finmeccanica и CAE предложат T-100 (рисунок), Lockheed Martin и Korea Aerospace Industries выдвигают T-50A. Свои предложения готовят группы Boeing/Saab и Northrop Grumman/BAE Systems/L2/.В конкурсе намеревалась побороться компания Textron AirLand с самолетом Scorpion, но отказалась от таких намерений. Далее компания заявила, что создание нового самолета ей экономически не под силу.Военный Паритет 03.06.2016На заводском аэродроме корпорации Korea Aerospace Industries в Сачхоне совершил первый полет T-50A — модифицированный совместными с Lockheed Martin усилиями T-50 «Golden Eagle».T-50A является предложением Lockheed Martin на конкурс ВВС США T-X, задачей которого является выбор УТС повышенного уровня подготовки для замены ветерана T-38.В конкурсе участвуют практически все оставшиеся американские авиастроители, причем все с иностранными партнерами — Raytheon вместе с итальянцами представляет T-100 («итальянский Як-130″ который), Boeing вместе с Saab и Northrop вместе с BAe представляют специально созданные проекты, четко пока не представленные даже.Выбор победителя ожидается в конце 2017-го-начале 2018’го, начальная оперативная готовность — в 2024 г.http://bmpd.livejournal.com УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ T-50 GOLDEN EAGLE (ЮЖНАЯ КОРЕЯ)21.08.2016Как сообщил журнал «CombatAircraft», 19 августа 2016 года в аэропорту Мохаве (Калифорния) был впервые замечен совершающий пробежки первый прототип нового учебно-тренировочного самолета разработки корпорации Northrop Grumman, который она намерена предложить на конкурс ВВС США по программе Т-Х, предусматривающий замену учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Northrop T-38. Самолет, имеющий предварительное обозначение Model 400, разработан Northrop Grumman в партнерстве с корпорациями BAE Systems, L-3 Communications и Scaled Composites. Сама Northrop Grumman пока что хранит полное молчание по поводу появления прототипа.Прототип был построен на предприятии Scaled Composites в Мохаве. По-видимому, самолет имеет высокий процент композиционных материалов в конструкции. Известно, что самолет Model 400 оснащен одним двигателем General Electrcic F404-GE-102D.В тендере по Т-Х участвуют также консорциумы Raytheon и Leonardo-Finmeccanica (с самолетом Т-100 на основе М-346), Boeing и Saab AB (с совершенно новым проектом) и Lockheed Martin и KAI (с самолетом Т-50А). Cогласно планам ВВС США, новый учебно-тренировочный самолет должен начать поступать на вооружение в 2023 году, но неясно, будет ли этот срок выдержан.http://bmpd.livejournal.com 15.09.2016Американская корпорация Boeing 13 сентября 2016 года на своем предприятии в Сент-Луисе (штат Миссури; бывший завод McDonnell Douglas) произвела официальную презентацию (выкатку) своего нового учебно-тренировочного самолета, который она намерена предложить на конкурс ВВС США по программе Т-Х, предусматривающий замену учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Northrop T-38. Самолет, пока что имеющий лапидарное обозначение Т-Х, разработан в партнерстве со шведской группой Saab AB, и внешне похож на своего рода однодвигательный вариант истребителя Boeing F/A-18E/F Super Hornet (до настоящего времени облик Boeing T-X не раскрывался). Продемонстрированный первый прототип Boeing T-X оснащен одним двигателем серии General Electric F404.Одновременно Boeing сообщил, что на предприятии в Сент-Луисе завершен постройкой и второй летный прототип Т-Х.http://bmpd.livejournal.com 29.10.2016Компании Raytheon и Leonardo-Finmeccanica объявили о месте сборки учебно-тренировочных самолетов Т-100 по программе Т-Х ВВС США, сообщает «Военный Паритет».Если ВВС США выберут этот самолет в качестве перспективного УТС, серийное производство Т-100 будет проводиться в Меридиане (Миссисипи). В производстве самолетов будут участвовать также компании CAE (наземное тренировочное оборудование) и Нoneywell (двигатели). Отмечается, что по месту сборки самолетов между компаниями «Рейтеон» и «Леонардо-Финмекканика» были некоторые разногласия — итальянская компания желала выпускать определенное количество Т-100 у себя в Италии.«Рейтеон» настаивает на том, что выбор места сборки самолетов обусловлен близостью к инфраструктуре ВВС США и наличием большого количества талантливых инженеров в компании. Кроме того, сборка Т-100 создаст сотни новых рабочих мест в Миссисипи.Конкурентами американо-итальянской группы являются компания Northrop Grumman, партнерство Boeing-Saab и связка Lockheed Martin — Korean Aerospace (Т-50А). ВВС США планируют закупить 350 самолетов по программе ТХ, финальный запрос предложений ожидается к концу года.Военный Паритет 20.12.2016Как сообщает журнал «Aviation Week & Space Technology» , американская корпорация Sierra Nevada Corporation (SNC) решила выступить со своим проектом реактивного учебно-тренировочного самолета Freedom Trainer в конкурсе ВВС США по программе Т-Х на перспективный самолет повышенной летной подготовки для замены самолетов Northroip T-38 Talon. Разработку и производство самолета SNC намерена осуществлять в партнерстве с турецкой государственной авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI) в рамках учрежденного совместного предприятия Freedom Aircraft Ventures LLC в Сентенниал близ Денвера (штат Колорадо), там же предполагается организовать и предприятие по постройке самолетов.Cамолет Freedom Trainer разрабатывается совместной группой инженеров и конструкторов SNC и TAI в Сентенниал, и уже, как заявляется, там начата постройка одноместного прототипа-демонстратора. Характеристики Freedom Trainer пока что не раскрываются, но сообщается, что самолет будет выполнен цельнокомпозитным и будет оснащен двумя двигателями Williams International FJ44-4M максимальной тягой до 1800 кг каждый. В целом SNC акцентирует внимание на дешевизне предлагаемого ею самолета и предполагаемых его более низких эксплуатационных расходах, по сравнению с нынешними предложениями по програме Т-Х со стороны «грандов» американской авиакосмической промышленности.ВВС США подтвердили, что «находятся в контакте с SNC» и «открыты любым предложениям по Т-Х».http://bmpd.livejournal.com 22.12.2016Как сообщил журнал «Combat Aircraft», 20 декабря 2016 года в Сент-Луисе (штат Миссури) состоялся первый полет первого прототипа нового учебно-тренировочного самолета Т-Х (BTX-1), разработанного совместно корпорацией Boeing и шведской группой Saab AB для предложения на конкурс ВВС США по программе Т-Х, предусматривающий замену учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Northrop T-38. Первый прототип (серийный номер T1, американская гражданская регистрация N381TX), совершивший первый полет 20 декабря, был впервые публично продемонстрирован на предприятии Boeing в Сент-Луисе (бывший завод McDonnell Douglas) 13 сентября 2016 года. Прототип оснащен одним двигателем серии General Electric F404.Cообщалось, что второй прототип (серийный номер Т2) самолета Т-Х (BTX-1) совместной разработки Boeing и Saab АВ был завершен постройкой на предприятии в Сент-Луисе уже в сентябре. Boeing также зарегистрировал пять регистрационных номеров для последующих прототипов своего Т-Х — N791TX, 792TX, 793TX, 794TX и 795TX.В тендере по программе Т-Х участвуют также консорциумы Northrop Grumman в партнерстве с корпорациями BAE Systems, L-3 Communications и Scaled Composites (со специально разработанным самолетом Northrop Grumman Model 400, впервые «засветившимся» 19 августа), Raytheon и Leonardo-Finmeccanica (с самолетом Т-100 на основе М-346), и Lockheed Martin и KAI (с самолетом Т-50А). На днях объявился и новый претендент на участие в конкурсе в виде самолета Freedom Trainer, совместно создаваемого американской корпорацией Sierra Nevada Corporation (SNC) в партнерстве с турецкой государственной авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI).Cогласно планам ВВС США, новый учебно-тренировочный самолет должен начать поступать на вооружение в 2023 или 2024 годах, но неясно, будет ли этот срок выдержан.http://bmpd.livejournal.com 08.01.201730 декабря ВВС США выпустили требования к новому самолету по замене парка устаревших УТС типа Т-38.«Эти требования стали результатом обширных переговоров с промышленностью», заявила министр ВВС Дебора Ли Джеймс (Deborah Lee James).По ее словам, новый самолет будет использоваться для «подготовки пилотов нового поколения». Программа Advanced Pilot Training (TX) призвана обеспечить подготовку пилотов истребителей со знаниями, необходимыми для освоения боевых самолетов четвертого с переходом на пятое поколение.Согласно требованиям, на разработку будет выделено 16,3 млрд долл США с производством первых пяти самолетов. Сообщается, что будет построено 350 тренировочных самолетов нового поколения.Военный паритет 03.02.2017Американская корпорация Northrop Grumman 1 февраля 2017 года официально объявила об отказе (вместе с действовавшей с ней в парнерстве корпорацией BAE Systems) от участия в конкурсе ВВС США по программе Т-Х, предусматривающий замену учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки Northrop T-38. В заявлении Northrop Grumman говорится, что корпорация «совместно со своим главным партнером по консорциуму BAE Systems тщательно изучили требования и закупочную стратегию учебно-тренировочного самолета Т-Х, изложенные ВВС США в окончательном запросе предложений, опубликованном 30 декабря 2016 года. Компании решили не подавать заявку на участие в программе учебно-тренировочного самолета Т-Х, так как это было бы не в интересах компаний и их акционеров».Главной причиной отказа Northrop Grumman от участия в программе Т-Х и развития проекта Model 400 американскими обозревателями называются стоимостные параметры проекта. Сообщается, что в американской авиационной промышленности есть растущее ощущение, что выбор Т-Х будет осуществлен в конечном счете исходя из неофициальной самой низкой цены технически приемлемой модели. Northrop Grumman в этой ситуации опасалась, что неизбежно высокие затраты на полноценное создание принципиально нового типа самолета сделают ее предложение заведомо неконкурентноспособным для ВВС.Выход Northrop Grumman из тендера Т-Х последовал спустя всего спустя несколько дней после отказа от участия в Т-Х другого потенциального претендента — корпорации Raytheon, намеревавшейся предложить на конкурс учебно-боевой самолет Т-100 — вариант итальянского самолета Leonardo M-346 Master. Здесь также причиной выхода из тендера называется стоимость предложения Raytheon, оцененная самой же корпорацией как чрезмерно высокая. Сообщается, что Raytheon пыталась добиться от своего итальянского партнера Leonardo 30-процентного снижения цены предложения Т-100. Компания Leonardo «работала в этом направлении, но не смогла этого добиться» — сообщал осведомленный источник. В результате партнерство Raytheon и Leonardo было расторгнуто, и Т-100 (М-346) выбыл из Т-Х.Таким образом, как и во всех крупных американских авиационных программах последних лет, в конкурсе Т-Х в итоге произойдет битва между двумя главными грандами американского авиастроения — Lockheed Martin и Boeing. Корпорация Lockheed Martin в партнерстве с южнокорейской Korean Aerospace Industries (KAI) предлагает самолет Т-50А (вариант серийно производимого KAI T-50), а Boeing совместно со шведской группой Saab AB специально разработал самолет Boeing T-X (ВТХ-1), первый полет первого прототипа которого (серийный номер T1, регистрация N381TX) состоялся 20 декабря 2016 года в Сент-Луисе.Об участии в программе Т-Х заявила также американская корпорация Sierra Nevada Corporation (SNC), осуществляющая для предложения на тендер разработку самолета специальной конструкции в партнерстве с турецкой государственной авиастроительной компанией Turkish Aerospace Industries (TAI). Однако этот проект следует считать заведомым аутсайдером Т-Х.http://bmpd.livejournal.com 16.02.20178 февраля итальянская компания Leonardo в лице своего американского отделения Leonardo DRS подтвердила свое участие в конкурсе Т-Х со своим самолетом Т-100.Компания полагает, что если ВВС США выберут в качестве учебно-тренировочного самолета нового поколения ее продукт Т-100, то это принесет значительные экономические выгоды за счет использования уже построенных в США производственных мощностей.Т-100 является новейшей версией УТС М-346, которая имеет большой экспортный успех в течение последних 10 лет. Самолет имеет встроенную систему тактической подготовки пилотов, которая снабжает курсантов реалистичными сценариями различных миссий, оснащен двумя ТРДД F124 производства совместного предприятия International Turbine Company, созданного с компанией Honeywell Aerospace.Военный паритет 23.02.2017Компания Lockheed Martin подняла в воздух второй прототип УТС T-50A, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на upi.com.Самолет участвует в конкурсе на перспективный тренировочный самолет ВВС США по программе Т-Х. Американские военные ищут самолет, который заменит устаревший Northrop Grumman T-38 Talon.«Локхид» заявляет, что Т-50А представляет собой наиболее доступный и надежный самолет для выполнения этой роли. Компания заявила о своем выходе из конкурса в феврале 2016 года (но, вероятно, не совсем тверда в своем этом намерении — прим. Военный Паритет).Мировой парк самолетов Т-50 налетал более 200 тыс часов и подготовил более 1800 пилотов.По данным en.wikipedia.org, Т-50 является совместным продуктом компаний Korea Aerospace Industries (KAI) и Lockheed Martin, поступил ан вооружение ВВС Республики Корея в 2005 году. Сеул имеет на вооружении 50 Т-50, 10 Т-50В, 22 ТА-50 и 60 боевых FA-60. Индонезия получила 16 T-50I, Ирак заказал 24 T-50IQ (поставки намечались с апреля 2016 года), Филиппины заказали 12 FA-50PH (поставлено четыре машины), Таиланд — четыре Т-50ТР (поставки до 2018 года).РИА Новости УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ T-50 GOLDEN EAGLE (ЮЖНАЯ КОРЕЯ)31.03.2017Компания Boeing стала первым, кто официально объявил о своем участии в конкурсе ТХ ВВС США по замене УТС типа Т-38. В настоящее время эта программа называется Advanced Pilot Training (APT) Family of Systems (FoS) — перспективное семейство систем по подготовке пилотов.Двухместный однодвигательный самолет создан совместно со шведской компанией Saab и оснащен «стеклянной кабиной», моделирующей авионику истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II Joint Strike Fighter. Первый прототип совершил полет 20 декабря 2016 года.В конкурсе намерены участвовать также группа Lockheed Martin и Korean Aerospace Industries (KAI) с УТС T-50A (развитие T-50 Golden Eagle) и Leonardo DRS with с T-100 (развитие M-346 Master).Военный паритет 29.04.2017Компания «Боинг» (Boeing) 24 апреля объявила о проведении совместно с «Сааб» (Saab) первых летных испытаний второго прототипа нового учебно-тренировочного самолета BTX, разработанного для участия в конкурсе на поставку ВВС США новых УТС усовершенствованной подготовки T-X (Advanced Pilot Training).Второй самолет идентичен первому опытному образцу.В ходе одночасового полета были подтверждены основные характеристики самолета. Как отмечается, оба пилота готовились к полету с использованием системы наземной подготовки и тренажеров, разработанных для программы T-X.По заявлению «Боинга», самолет разработан в соответствии с требованиями ВВС США. Разработанный «с нуля» BTX оборудован одним двигателем серии F404 компании «Дженерал электрик» (General Electric), V-образным хвостовым оперением, усовершенствованной «стеклянной» кабиной пилотов с открытой архитектурой и интегрированной системой обучения.Консорциум «Боинг»/«Сааб» впервые представил свой прототип в сентябре 2016 года. Летные испытания первого самолета начались в декабре 2016 года.ЦАМТО 06.12.2017Командование ВВС США намерено перенести на июль следующего года срок заключения контракта в рамках проводимого тендера на поставку новых учебно-тренировочных самолетов усовершенствованной подготовки по программе T-X.Как сообщает Jane’s Defence Weekly со ссылкой на источник в промышленности, первоначально подготовленный ВВС США запрос о предложениях предусматривал заключение контракта к концу 2017 года. Тем не менее, последняя версия запроса предусматривает новую ожидаемую дату заключения соглашения с победителем – июль следующего года.Представитель ВВС США отказался от комментариев по данному вопросу, отмечает Jane’s Defence Weekly.Как сообщал ЦАМТО, 30 декабря 2016 года командование ВВС США официально направило запросы о предложениях в рамках программы приобретения учебно-тренировочных самолетов T-X, предусматривающей поставку до 350 новых УТС для замены устаревших T-38 «Тэлон». Их стоимость оценивается в 1 млрд. долл. Самолеты будут использоваться для обучения пилотов истребителей 5-го поколения.В числе участников конкурса: консорциумы Lockheed Martin/Korea Aerospace Industries (KAI) с T-50A «Голден Игл», Boeing с Saab AB и Triumph Group, предложившие самолет нового проекта, а также Leonardo DRS, CAE и Honeywell с T-100.Начальная готовность нового УТС к применению по назначению запланирована на 2024 год.ЦАМТО УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ T-XСогласно требованиям ВВС США, новые учебные самолеты должны иметь кабину пилота схожую с кабинами истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. На T-X должны быть установлены системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара.Самолет также должен иметь топливные баки такого объема, чтобы топлива в них хватило для отработки воздушного боя в пределах прямой видимости. T-X должен быть приспособлен для отработки дозаправки в воздухе без непосредственной закачки топлива. Бортовое оборудование T-X должно иметь возможность симулировать использование различных типов вооружения.Кроме того, планер перспективного самолета должен выдерживать перегрузки не менее 6,5g на протяжении не менее 15 секунд в пикировании при массе топлива в 80 процентов от полной загрузки на высоте полета от трех до шести тысяч метров. Бортовые системы должны выдерживать перегрузки в 7,5g и темпы роста ускорения не менее 3g за секунду.Наконец, самолет должен выдерживать и мгновенное изменение угловой скорости вращения в 12 градусов в секунду и скорость установившегося разворота в девять градусов в секунду. ВВС США планируют приобрести 350 новых учебных самолетов, которые заменят устаревшие Talon, стоящие на вооружении с 1961 года.В конкурсе примут участие консорциумы компаний BAE Systems/Northrop Grumman/L-3/Rolls-Royce, Lockheed Martin/KAI и General Dynamics/Alenia Aermacchi, Textron AirLand. Эти компании предложат американским военным самолеты Hawk AJT, T-50 Golden Eagle, T-100 (создается на базе M-346 Master) и Scorpion. Источники: www.aviaport.ru, lenta.ru и др. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ T-38 TALON (США) |
bastion-karpenko.ru