Игровое событие «Тёмная сторона Луны». Шар танк


В бой идёт «Шаровой танк»

Обратите внимание! Данный текст содержит недостоверную информацию, так как был подготовлен специально к 1 апреля.

Пути развития танковой конструкторской мысли никогда не были прямыми. Это утверждение справедливо для любой страны и, пожалуй, для любого времени. Порой, изучая источники, остаётся только удивляться, насколько смелые и нестандартные идеи выдвигали многие инженеры.

Поиск и творчество продолжались даже тогда, когда, казалось бы, придумывать что-то радикально новое не было смысла. Например, к сороковым годам прошлого века «классическая» концепция танка уже сформировалась. Гусеничный ход, установка вооружения во вращающейся башне, компоновка внутреннего пространства боевой машины — всё это стало более или менее общепринятым стандартом. На первый взгляд, искать что-то новое в данном направлении уже не имело смысла. Более того, попытка свернуть с «генеральной линии» воспринималась большинством как причуда, недопустимая для серьёзного инженера.

Формированию негативного отношения к нетрадиционным компоновочным схемам бронетанковой техники во многом способствовал поток откровенно нежизнеспособных проектов и идей, который в конце 30-х годов ХХ века захлестнул Центральный комитет обороны СССР. Специалисты быстро устали перелопачивать «тысячи тонн чертёжной руды» и, чтобы облегчить себе жизнь, решили поступать с нестандартными танками так же, как в гражданских изобретательских бюро поступают с проектами вечных двигателей, — отклонять, не рассматривая.

По какой причине проект танка военного инженера третьего ранга Н. М. Вострецова не угодил в мусорную корзину, узнать не представляется возможным, так как служебная переписка по вопросу воплощения его замысла в металле пока не найдена. Возможно, она всё ещё ждёт дотошного исследователя где-то в недрах архивов ЦАМО РФ. Также крайне мало имеется документов, касающихся хода работ над боевыми машинами ШТ-1А и ШТ-2Т, единственными оставшимися в истории советского танкостроения представителями особого вида техники — шарообразных танков, которые были построены, испытаны, а один из них даже принимал участие в боевых действиях.

Николай Михайлович Вострецов родился 2 (16) мая 1904 года в Оренбурге. Его отец работал начальником цеха на вязальной мануфактуре купца Долохова, а мать умерла, когда Николаю ещё не исполнилось трёх лет. Отец, воспитывая мальчика, часто брал его с собой на работу, показывал, как функционируют станки, прививал любовь к технике, рассчитывая, что сын продолжит рабочую династию. В гимназии Вострецов-младший проявил способности к точным наукам и, если бы не революция 1917 года, наверняка пошел бы по стопам отца. Когда страна погрузилась в пучину Гражданской войны, обучение пришлось прервать. В 1919 году отец Николая, не разделявший симпатий к красным, решил покинуть город и двинуться на восток, на территории, находившиеся под контролем Русской армии адмирала Колчака. Это решение привело к трагедии. Поздним апрельским вечером недалеко от хутора Ново-Троицкий на подводу, в которой ехали отец и сын, вышел дозорный конный разъезд IV корпуса колчаковской армии. Приняв путников за вражеских разведчиков, казаки бросились на перепуганных людей. Отца сбили с ног конём. Николая, сидевшего на борту подводы, хлестнули по лицу нагайкой. Юноша упал с подводы, вскочил и бросился в придорожные кусты. Он долго бежал через лес, натыкаясь на деревья, пока не свалился без сил. Кое-как отлежавшись, окровавленный, он стал пробираться назад в сторону Оренбурга и через три дня вышел к красноармейскому лагерю. За этим последовал госпиталь и нерадостная весть: левый глаз Николая был безнадёжно повреждён.

До конца Гражданской войны Вострецов жил один в старой квартире, перебиваясь случайными заработками. После войны он продал скудное имущество и поехал в Москву искать другой жизни. Работал на Мытищенском заводе, учился на рабфаке, затем — в Ленинградском политехническом институте. В 1936 году вернулся на завод, работал конструктором. Несмотря на инвалидность, Николай добился разрешения заочно обучаться в Академии механизации и моторизации РККА.

В 1939 году Вострецов был переведён в конструкторское бюро Московского автомобильного завода имени КИМ, где участвовал в работе над проектированием и конструированием лёгких танков. Благодаря упорству, гибкому мышлению и высокой технической грамотности, он быстро заслужил звание воентехника 2-го ранга.

В мае 1940 года Николай Вострецов представил в изобретательскую комиссию ЦКО проект среднего танка, условно названного «Шар». Конструкция машины была крайне необычной: её корпус имел почти шарообразную форму, в качестве движителя предполагалось использовать две гибких ленты из металлических и резиновых элементов, оснащённых шипами для лучшего сцепления с грунтом. По замыслу конструктора, «Шар» должен был оснащаться 76-мм орудием в специальной надстройке в верхней части корпуса. Машину предполагалось приводить в движение спаркой из карбюраторных двигателей М-17, аналогичных тем, которые устанавливались на БТ-7.

Как уже говорилось выше, проекту танка «Шар» неожиданно дали ход. Однако в силу того, что машина была слишком необычной, на неё не стали тратить мощности основных предприятий. Конструкторская группа, возглавляемая Вострецовым, отправилась в Выксу, что под городом Горький (название Нижнего Новгорода в 1932-1990 годах), где и приступила к работе.

В апреле 1941 года была готова к испытаниям ходовая модель «Шара», изготовленная из неброневой стали. Она довольно существенно отличалась от первоначального проекта. Во-первых, использование ленты было признано нецелесообразным. Вместо неё танк получил две широкие гусеницы, охватывавшие его по окружности. Гусеницы натягивались на обода и при необходимости могли быть демонтированы. Без них танк сохранял способность к передвижению, теряя в проходимости и маневренности. Впрочем, как раз этот недостаток можно было считать незначительным. Куда более важным являлось то обстоятельство, что «Шар» не терял подвижности при сбитых гусеницах, в отличие от танков «стандартной» компоновки.

Изменилась схема вооружения танка. Наверху вместо орудийной надстройки была установлена пулемётная башенка, очень похожая на ту, которая использовалась на среднем танке Т-28. В неё должен был монтироваться спаренный пулемёт ДТ. А вот по бокам машины установили орудийные спонсоны под 76-мм орудие Л-10. Таким образом, утрата возможности вести круговую стрельбу из пушки была компенсирована удвоением огневой мощи. С учётом того, что маневренность «Шара» была чрезвычайно высокой, осуществить доворот корпуса для направления на цель не представляло большой трудности.

Очень остроумно была выполнена система равновесия. Вообще говоря, «Шар» на ходу был достаточно устойчив: работал принцип гироскопа. Однако на поворотах, при резких остановках и других быстрых манёврах существовала опасность его опрокидывания. Чтобы этого избежать, Вострецов разработал балластную систему, представлявшую собой маятник массой 4 тонны, подвешенный под днищем машины. Верхняя часть маятника крепилась к свободно закреплённому полу боевого отделения, всегда находившемуся в горизонтальном положении, как бы ни накренился танк. Её два балансира меньшей массы находились в спонсонах. Суммарно конструкция работала достаточно надёжно.

Вместо карбюраторных двигателей на «Шаре» было решено использовать дизель В-2, признанный инженерами более оптимальным вариантом.

Ходовые испытания показали, что танк действительно ведёт себя на местности хорошо. Он был лёгок в управлении, крутился на месте, как волчок, и лихо проходил препятствия в виде оврагов, рвов и окопов. При большом разгоне танк мог буквально заскочить на эскарп высотой до 1,2 метра.

С другой стороны, проявилось много недостатков. Обода движителя оказались склонными к быстрой деформации из-за стали неподходящей марки; вентиляционная система работала плохо, так что боевое отделение быстро наполнялось дымом. Подвижный пол танка был склонен к заклиниванию в самых неудачных положениях. Тем не менее, «Шар» был рекомендован к дальнейшим испытаниям и получил индекс ШТ-1А.

После начала Великой Отечественной войны работы над «Шаром» существенно замедлились. Отсутствовали ресурсы, которые могли бы быть выделены конструкторской группе, однако даже при этом проект не был закрыт, с учётом вполне серьёзной перспективы его развития. В этот период вынужденного затишья было решено заменить дорогостоящее орудие Л-10 пушкой Ф-34, аналогичной той, которая устанавливалась на Т-34. В середине 1942 года Вострецов объявил о том, что проект нужно отложить, занявшись другой шарообразной машиной — 35-тонным ШТ-2Т.

Этот танк был на 15 тонн тяжелее своего предшественника. Соответственно, значительно толще была его броня и больше — размеры. Танк, оставаясь средним по классификации, по поведению был больше схож с быстрой тяжёлой машиной, что и обусловило появление в его индексе буквы «Т».

По замыслу конструкторов, ШТ-2Т должен был стать штурмовым танком, предназначенным для прорыва укреплений врага. Неудивительно, что в качестве вооружения в его спонсоны были установлены две 152-мм гаубицы МЛ-20 образца 1937 года. Эти мощные орудия могли использоваться даже на ходу: балансировочная система спонсонов гасила отдачу. Правда, труд наводчика оказался усложнён тем, что при каждом выстреле его вместе с креслом задирало чуть ли не вертикально.

Полигонные испытания ШТ-2Т были проведены в июле 1943 года вместе с испытаниями заключительной модификации ШТ-1А. Последний для пробы оснастили 85-мм орудием Д-5С, недавно разработанным Ф. Ф. Петровым. Несмотря на то, что в целом улучшение точности стрельбы было налицо, Вострецов решил, что распыляться на два проекта нет возможности, и снова отложил доработку ШТ-1А в долгий ящик.

После испытаний и доводки ШТ-2Т было решено испытать в реальных боевых условиях. 10 августа 1943 года танк погрузили на железнодорожную платформу и направили под Чернигов, где вскоре должна была начаться крупная наступательная операция. Для сохранения секретности машину накрыли большим дощатым коробом, а в сопроводительных документах написали, что к фронту перебрасывается для испытаний новый тип заградительного аэростата с жёстким корпусом.

Танк вступил в бой вместе с отдельной специальной танковой ротой 2-й танковой армии. Планировалось, что машина примет участие в бою на второстепенном направлении, однако обстоятельства сложились иначе. 12 сентября 1943 года немецкая группировка численностью до двух рот мотопехоты при поддержке шести танков Pz IV и самоходного орудия StuG вышла во фланг наступающей советской дивизии. Поблизости не оказалось ни одной части, способной остановить немцев, кроме роты, в состав которой входил ШТ-2Т. Получив в качестве поддержки потрёпанную пехотную роту, советские бойцы вступили в бой с гитлеровцами у деревни Груздевка.

Появление в бою шарообразного танка привело гитлеровцев в состояние замешательства. Они даже на несколько секунд прекратили огонь. Танк разогнался и пошёл на немецкую пехоту вместе с двумя «тридцатьчетвёрками». Немцы не успели развернуть противотанковую пушку, как шаротанк уже оказался в пятидесяти метрах от их позиции. Два выстрела из гаубицы перемешали с землёй вражеское орудие вместе с расчётом. Пока шла перезарядка, танк прокатился сквозь залёгшую гитлеровскую цепь и пошёл вдоль неё, осыпая пехотинцев пулемётным огнём. Почти целая рота противника обратилась в бегство.

С опушки леса по советскому «шару» выстрелил Pz-IV, но снаряд не пробил округлую броню. Механик-водитель ШТ развернулся в направлении выстрела. Немецкий танк, не разбирая дороги, начал сдавать задним ходом в глубину леса. Может быть, ему удалось бы уйти, если бы не гусеница, провалившаяся в яму. Танк накренился и сел на брюхо. Несколько секунд гитлеровская машина буксовала и ворочалась, пытаясь выбраться из ловушки. Затем гаубицы ШТ-2 изрыгнули пламя вторично. Один снаряд прошёл мимо, а второй буквально снёс башню с немецкого танка.

Уже окончательно опомнившиеся немцы открыли огонь по удивительной машине из всех стволов. Танкисты специальной роты вспоминают, что шар обстреливали даже из пулемётов. От бронированного корпуса летели снопы искр. Через несколько секунд ШТ-2Т получил попадание в правый спонсон, оставшись без одного орудия. Вот теперь подтвердила свою эффективность двухорудийная схема: танк заложил лихой поворот в сторону своих позиций, одновременно выстрелив в направлении немцев. Взрывом выбило расчёт ещё одной противотанковой пушки.

ШТ-2Т показал, что в бою он может быть весьма эффективен. В НКТП СССР поступило представление о постановке машины на вооружение. Однако принято оно не было: для организации массового производства бронированных «шаров» необходимо было строить специальный завод.

Для Вострецова это стало ударом. Он замкнулся в себе, однако продолжал работать. В январе 1944 года Николай Вострецов заболел гриппом. Здоровье конструктора, подорванное работой, стрессами и плохим питанием, не выдержало. За гриппом последовало осложнение в виде тяжелейшего менингита. Несмотря на все усилия врачей, 8 февраля 1944 года Николай Вострецов скончался в госпитале в Горьком.

После смерти инженера в его бумагах был обнаружен проект ещё одного танка, условно названного «Объект «Сфера». Эта 55-тонная машина рассматривалась как альтернатива тяжёлому танку ИС-2. Она должна была вооружаться двумя 122-мм орудиями в бортовых спонсонах, развивать скорость до 60 км/ч и быть способна передвигаться под водой. К сожалению, этот танк так и остался в эскизных чертежах.

Обсудить материал можно здесь.

worldoftanks.ru

14 самых необычных танков в истории

Иногда в фантазии проектировщиков танков рождались удивительные, но неприспособленные к военным реалиям монстры. Не стоит удивляться тому, что до их серийного выпуска дело не дошло. Давайте узнаем о 14 необычных танках, рождённых увлечёнными полетом мысли конструкторами.

14. Итальянское самоходное орудие (Италия)

Эксперты считают, что итальянское самоходное орудие использовалось для обстрела австрийских укреплений в Альпах в ходе Первой мировой войны

Итальянское самоходное орудие было изобретено примерно в то же время, что и Царь-танк. Но, в отличие от последнего, оно успешно использовалось в Первой мировой войне.

Итальянское самоходное орудие – один из самых загадочных танков в истории. Информации о нём сохранилось очень немного. Достоверно известно, что необычный танк имел большие размеры, на нём была установлена пушка, стрелявшая снарядами калибра 305 миллиметров. Дальность стрельбы достигала 17,5 километров. Предположительно, итальянское самоходное орудие применялось при обстреле австрийских укреплений, расположенных в Альпах. О дальнейшей судьбе этой машины, к сожалению, ничего не известно.

13. Гусеничная машина Tracklayer Best 75 (США)

Гусеничная машина Tracklayer Best 75 (США) не была допущена к серийному производству из-за плохой управляемости

Дословно название этой модели переводится как «рельсоукладчик». Её американские военные разработали в 1916 году, узнав о масштабах использования танков в Первой мировой войне. Авторство проекта принадлежит компании C.L. Best, поэтому странную машину часто называют танком Беста.

По сути, она являлась трактором того же производства. Сверху на неё были наложены бронированный корпус, башня, пара пулемётов и пушка. Больше всего этот танк напоминает перевёрнутую вверх дном лодку. Жаль, но военная комиссия решила не допускать машину Беста к серийному производству. Экспертам не понравились малый угол обзора, тонкая броня и плохая управляемость. Последнее замечание справедливо, ведь ездить Tracklayer Best 75 мог только по прямой линии с незначительными отклонениями.

12. Атомный танк Chrysler TV-8 (США)

Для питания Chrysler TV-8 должен был использоваться малый ядерный реактор

Атомный танк TV-8 был спроектирован компанией Chrysler в 1955 году. Он имел сразу несколько отличительных особенностей. Мощная неподвижная башня была жёстко закреплена на облегчённом шасси цельным монолитом. Кроме того, инженеры решили, что танк будет питаться от маленького атомного реактора, находящегося прямо в башне. Наконец, в корпус планировалось вмонтировать телевизионные камеры, чтобы экипаж машины не ослеп при нахождении вблизи от эпицентра ядерного взрыва.

Танк TV-8 считался машиной, пригодной для ведения боевых действий в условиях атомной войны. Машина должна была быть оборудована парой пулемётов калибром 7,62 миллиметра и 90-миллиметровой пушкой. Понятно, что проект впечатлил руководство, но при ближайшем рассмотрении было выявлено несколько весомых недостатков. Во-первых, создание маленького атомного реактора было трудновыполнимой задачей. А во-вторых, в случае попадания врага в этот реактор последствия были бы плачевными как для членов экипажа, так и для военной техники, находящейся вблизи от TV-8, не говоря уже о солдатах. В итоге дело не дошло даже до создания прототипа, и проект был забыт.

11. Landkreuzer P-1000 Ratte или «Крыса» (Германия)

39 метров в длину, 11 в ширину и 1000 тонн чистого веса — всё это танк

Это интересно: Масса в 1 тысячу тонн, 39 метров в длину и 11 метров в высоту. Если бы сверхмассивный танк Ratte в 40-х годах прошлого века таки был построен, он стал бы самым крупным в истории. Причём этот рекорд бы не был побит и до нашего времени. Немецкое военное руководство, однако, предпочло не развивать проект, для реализации которого потребовалось бы невероятное количество ресурсов. Дело в том, что «Крыса» не смогла бы обеспечить немецкой армии серьёзного превосходства на поле боя. Поэтому дальше чертежей и эскизов дело не дошло.

Планировалось вооружить танк парой корабельных орудий с калибром 280 миллиметров, 128-миллиметровой пушкой и 8–10 пулёметами. Отметим, что чёткого представления касательно типа двигателей для такого монстра на стадии проектирования не было. Рассматривались возможности установки 8 дизельных моторов или 2 судовых.

10. Бронированный квадроцикл (Великобритания)

Бронированный квадроцикл имел мощность всего в 2 лошадиных силы

Если бы Голливуд начал снимать фильмы о несокрушимом Джеймсе Бонде в 1899 году, британский бронированный квадроцикл точно стал бы одним из средств передвижения агента 007. Мощность двигателя этого четырёхколёсного транспортного средства – менее 2 лошадиных сил. Водитель должен был сидеть на велосипедном седле. Из вооружения присутствовала пулемётная пушка.

Отметим, что броня квадроцикла защищала только торс и голову водителя, причём лишь спереди. Проходимость такой машины была крайне низкой, поэтому её так и не начали выпускать серийно.

9. 1K17 «Сжатие» (Россия)

Лазерный комплекс 1K17 «Сжатие» предназначался для выведения из строя оптических и электронных приборов противника

«Сжатие» – российский самоходный лазерный комплекс, предназначенный для противодействия оптическим и электронным приборам вражеской стороны. Конечно, он не мог стрелять из лазерных орудий, как в «Звёздных войнах», но значимость этой машины была очень высокой.

Это интересно: Комплекс 1К17 был оборудован системой поиска и автоматического наведения лазеров на вражеские ракеты, самолёты и бронированную технику. Другими словами, если бы во время войны любой из вышеперечисленных объектов оказался под прицелом 1К17, он не смог бы вести точный огонь в обратном направлении.

Танк также был оснащён зенитным орудием, которое позволяло бы ему уничтожать оказавшиеся поблизости вражеские силы.

Опытный образец военного комплекса был собран в конце 1990 года. После успешного прохождения государственных испытаний 1К17 был рекомендован к принятию на вооружение. К сожалению, до серийного производства дело не дошло. Высокая стоимость комплекса, распад Советского Союза и резкое сокращение финансирования оборонных программ заставили Минобороны РФ отказаться от его выпуска.

8. Tortuga (Венесуэла)

Венесуэльский танк

Этот танк был выпущен в 1934 году в Венесуэле. Цель создания машины была довольно странной – устрашение соседней Колумбии. Правда, устрашение вышло сомнительным. Достаточно упомянуть, что слово «tortuga» в переводе с испанского языка означает «черепаха». Броню танка в форме пирамиды закрепили на полноприводный шестиколёсный грузовик Ford. В башне же было установлено единственное орудие – 7-миллиметровый пулемёт серии Mark 4B. В общей сложности в Венесуэле было выпушено 7 «черепах».

7. Kugelpanzer или танк-шар (Германия)

Танк-шар сохранился в единственном экземпляре

Об этой машине, единственный экземпляр которой хранится в бронетанковом музее Кубинки, практически ничего не известно. Масса танка составляла 1,8 тонны, произведён он был в нацистской Германии фирмой Krupp. Машина была захвачена советской армией в 1945 году. По одной версии, это произошло в Маньчжурии, по другой – на немецком полигоне. В кабине находилась радиостанция, какое-либо вооружение отсутствовало. Корпус был цельным, попасть в него можно было через небольшой люк. Двигатель танка-шара – одноцилиндровый, мотоциклетный. Предполагается, что странная машина предназначалась для корректировки направления артиллерийских ударов.

6. Танк Боба Семпла (Новая Зеландия)

Новая Зеландия, не имея достаточной производственной мощности, также захотела создать свой танк

Узнав о грандиозных танковых баталиях на полях Второй мировой войны, получить свой собственный танк захотела и Новая Зеландия. В сороковых годах прошлого века новозеландцы, не имевшие достаточной производственной базы, собрали небольшую бронированную машину. Она выглядела как трактор, облеплённый металлом, и имела 7 лёгких пулемётов Bren калибра 7,62 миллиметра. Получился, конечно, не самый эффективный танк в мире, однако он был рабочим. Боевую машину назвали в честь Боба Сэмпла, тогдашнего министра строительства страны.

Это интересно: Массовое производство танка так и не началось по причине множественных конструктивных недостатков. Тем не менее, поднять боевой дух новозеландцев он сумел.

5. Царь-танк (Россия)

Царь-танк при испытаниях увяз в грязи и остался там на 8 лет. А потом его разобрали на металлолом

Сначала были Царь-колокол и Царь-пушка, потом – Царь-танк и Царь-бомба. И если последняя попала в историю как мощнейший снаряд, когда-либо испытанный человеком, то Царь-танк оказался менее успешным изобретением. Он был очень громоздким и неэффективным на практике. Разработал машину инженер Николай Лебеденко незадолго до начала Первой мировой.

Примечательно, что этот агрегат являлся скорее даже не танком, а огромной колёсной боевой машиной. Её ходовая часть состояла из пары огромных передних колёс диаметром в 9 метров, которые были дополнены полутораметровым задним валиком. Центральная часть с неподвижной пулемётной рубкой была подвешена над поверхностью земли на 8-метровой высоте. Ширина Царь-танка достигала 12 метров, крайние точки планировалось усилить установкой пулемётов. Лебеденко собирался дополнить конструкцию ещё и мощной пулемётной башней.

В 1915 году инженер представил свой проект царю Николаю II. Тот был восхищён и, естественно, одобрил идею. К сожалению, во время лесных испытаний задний вал прототипа прочно увяз в грязи. Вытащить его оказалось непосильной задачей даже для мощнейших трофейных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Огромный танк оставили ржаветь в лесу. На 8 лет о нём забыли, а в 1923 году машину банально разобрали на металлолом.

4. Танк-амфибия Джона Кристи (США)

Танк-амфибия на испытании успешно переплыл реку Гудзон

Построенная изобретателем Джоном Уолтером Кристи в 1921 году плавающая машина  предназначалась для перевозки военных орудий или другого груза в местах боевых действий. Помимо этого, из установленного на ней орудия можно было вести прицельный огонь. С обеих сторон корпуса над гусеницами были закреплены поплавки из бальзы, спрятанные в кожухах из тонких стальных листов.

75-миллиметровое орудие размещалось на особой подвижной раме. Конструкция позволяла перемещать его вперёд, что обеспечивало равномерное распределение массы и отсутствие крена при плавании. В боевом же положении пушка сдвигалась назад, чтобы предоставить свободное пространство для отката и обслуживания орудия.

Танк-амфибия был выпущен в единственном экземпляре. 12 июня 1921 года состоялась демонстрация новой машины, на которой она успешно переплыла через реку Гудзон. Тем не менее, Департамент вооружений амфибией не заинтересовался.

3. A7V (Германия)

A7V — танк, потерпевший поражение в первом танковом бою в истории

Танк A7V был спроектирован и выпущен малой партией в 20 машин в конце Первой мировой войны для противодействия британской армии. По сути, он представлял собой огромную стальную коробку, установленную поверх шасси тягача. Единственное преимущество А7V – достаточно хорошее вооружение (8 пулемётов). Жаль, но большинство танков этой серии так и не смогло побывать на поле боя. Экипажи некоторых из них теряли сознание от жары внутри корпуса, другие машины банально увязали в грязи. Низкая проходимость стала главным недостатком А7V.

Это интересно: Первое в истории танковое сражение произошло 21 марта 1918 года на берегу канала Сен-Кантен. Три A7V встретились с тремя английскими МK-IV, выехавшими из леса. Бой был внезапным для обеих сторон. По сути, его вело лишь по одному танку с каждой стороны (2 английских машины были пулемётными, а 2 немецких остановились в невыгодном положении). Пушечный британский танк успешно маневрировал и стрелял из разных позиций. После 3 точных попаданий в гусеницу A7V масляный радиатор немецкой машины вышел из строя. Экипаж увёл танк в сторону и покинул его. А англичане получили основание считать себя победителями первого танкового противостояния.

2. Летающий танк А-40 (Россия)

Летающий танк А-40 совершил один-единственный полёт, после чего проект был признан бесперспективным

Летающий танк А-40 (другое название – «крылатый танк») был создан известным советским авиаконструктором Антоновым. Базой для него послужила отлично себя зарекомендовавшая модель Т-60. Гибрид танка и планёра предназначался для быстрой доставки боевой машины в нужное место по воздуху с целью оказания помощи партизанам. Интересно, что экипаж имел возможность управлять полётом планера, находясь внутри машины. После совершения посадки планёр быстро отделялся, а А-40 трансформировался в стандартный Т-60.

Это интересно: Чтобы поднять над землёй 8-тонную махину, нужно было лишить танк большинства боеприпасов. Это делало А-40 бесполезным в условиях ведения реальных боевых действий. Дальше создания прототипа дело не пошло, а единственный полёт танк А-40 совершил в сентябре 1942 года.

1. Sherman Flail Crab (США)

43 мощные стальные цепи были закреплены на вращающемся барабане

Главной задачей «Краба» была очистка минных полей. На специальном вращающемся барабане (специально выдвинутом вперёд) были закреплены 43 толстые металлические цепи. Мины при контакте с цепями детонировали, не причиняя никакого вреда самому танку. По краям барабана конструкторы также установили острые диски. При вращении они разрезали ограждения из колючей проволоки. Специальный экран защищал переднюю часть машины от пыли и грязи.

Минный трал был очень широким, благодаря чему по проложенному им пути могли беспрепятственно следовать танки и грузовые автомобили. На более поздние аналоги «Краба» устанавливалось дополнительное устройство, позволявшее автоматически поддерживать заданную высоту трала над поверхностью при передвижении по ямам и выбоинам.

Некоторые из рассмотренных в статье танков считаются удачными экспериментами, некоторые – провальными. Но каждый из них по-своему уникален и имеет не так уж и много аналогов в истории военной техники. Из допущенных ошибок проектировщики извлекли ценный опыт, позволивший сделать следующие модели более совершенными.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Немецкий танк-шар «Kugelpanzer» | Совершенное оружие

Этого необычного сферического монстра части наступающей Красной Армии захватили на пару с другим монстром – 200-тонным танком «Маус» («Мышь»). И если назначение последнего было более или менее понятным – 200-тонная «игрушка» вполне подходила для роли танка прорыва, то для чего делался танк-шар «Kugelpanzer» оставалось загадкой даже для самих немцев. По утверждению работников музея бронетехники, расположенного в подмосковной Купянке, где и нашли пристанище необычному трофею, наиболее приемлемой сферой применения «Колобка» была корректировка огня артиллерии. Ведь дело в том, что на нем полностью отсутствовало какое-либо вооружение. Совсем. И это придавало существованию танка еще большей таинственности и загадочности.

А может, он сам служил неким оружием? Подкараулит, скажем, такой танк-шар колонну наших тридцатьчетверок вместе с пехотинцами да и выскочит из засады, распугивая всех своим необычным видом и заставляя разбегаться в разные стороны. А следом, прикрываясь «колобками» и «бронемышка» подоспеет, завершая разгром растерявшегося противника.

И ведь действительно. Несмотря на то, что вес «бронеколобка» составлял всего-то 1,8 тонны, это оружие получилось грозным и беспощадным.

Впрочем, немцы были вовсе не первыми, кто додумался до производства такого вида бронетехники. Нечто подобное терзало одно время и умы советских танковых конструкторов. Возьмем, к примеру, танк «Сходукет» конструктора Лукина, построенный еще в 1928 году. Этот бронированный монстр даже сегодня способен будоражить воображение. Представьте себе шарообразную бронемашину диаметром 12 метров ощетинившуюся десятком пулеметов. Вещь абсолютно беспринципная. Хорошо, что товарищ Лукин плохо учился и его вовремя отчислили из Ленинградского технологического института за плохую успеваемость. И как это иные конструктора не додумались до таких машин, а занимались более практичными разработками.

А все же интересно было бы посмотреть, что бы произошло, когда на поле боя встретились «Сходухет» Лукина и «Kugelpanzer» Гитлера.

topweapon.ru

Сфероход и шаротанк - редкая и оригинальная боевая техника всех времен и народов - Военная история - Каталог статей

К настоящему времени сложился определенный стереотип компоновки танка: гусеничный движитель, одна башня с вооружением, корпус прямоугольной формы. Но инженерная фантазия гораздо богаче. Конструкторы разрабатывали самые экзотические проекты бронемонстров, которые по тем или иным причинам так и не появились на поле боя. Одним из таких проектов был танк-шароход, то есть боевая машина в форме шара. Идея с точки зрения вездеходности очень перспективная. Но боевой бронешар… не фантастика ли это?

----------------------<cut>----------------------

Сфероходом по бездорожью…

В шаре все едино – и колеса, и кабина… Сферические вездеходы давно привлекали внимание конструкторов. Это по-настоящему вездеходная техника. Большой диаметр корпуса-колеса обеспечивает отличную проходимость на пересеченной местности, позволяя преодолевать высокие вертикальные препятствия, широкие рвы и овраги. Большая площадь опорной поверхности позволяет машине свободно идти по непроходимому болоту, зыбучим пескам, сыпучему снегу, крутым склонам песчаных дюн, то есть там, где обычные «вездеходы» проваливаются, буксуют и без посторонней помощи выбраться не могут. Одно из дополнительных преимуществ данной конструкции – ее амфибийность. Большой объем корпуса обеспечивает большую грузоподъемность (водоизмещение) машины на воде. А двигаться по поверхности машине позволяет свободное вращение внешней оболочки, которая выполняет роль движителя, и протектора, выполняющего роль плит гребного колеса.

При этом кинематическая схема со свободно вращающимся внешним сферическим корпусом позволяет машине после остановки начать движение в любую сторону без разворота всего вездехода.

Машина движется только за счет смещения центра тяжести в нужную сторону. Устойчивость вездехода может обеспечиваться как мощным гироскопом, так и просто низким расположением центра тяжести. Единственная проблема – обзорность: создание прозрачного корпуса проблематично, а применение радиопрозрачных материалов (углепластик, например) позволяет ориентироваться только с помощью радиолокатора.В давние времена научно-популярные журналы любили публиковать рисунки на тему «Мир двухтысячного года». В том, выдуманном, будущем мире по воздуху неслись причудливые махолеты, по земле катились шароходы… Двухтысячный год уже миновал. Мир остался таким, какой он есть, – ни тебе махолетов, ни шароходов… Может быть, они появятся в «мире трехтысячного года»?

Но на самом деле идея не умерла и в наши дни. Например, уже в XXI веке в России разработано стабилизированное шасси для роботов в виде моноцикла, то есть машины в виде единственного колеса, в котором смонтированы двигатель и все системы управления роботом.

Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг.«Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля

Шаротанк

Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она буквально носилась в воздухе. Ведь при всей экзотичности идеи была очевидна высокая проходимость агрегата (весь корпус – одно большое колесо, а его большой объем обеспечивает плавучесть и преодоление водных преград) и повышенная пулестойкость сферического бронекорпуса, форма которого заметно повышает вероятность рикошета.

Наш соотечественник С.Г. Зайцев еще в 1925 году запатентовал «шарообразный танк», который состоял из двух вложенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, в ее нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя бронеоболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Движение машины происходило с помощью двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки относительно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения влево-вправо специального груза, который вызывал изменение центра тяжести внутренней оболочки.

Как же танкист будет видеть сквозь две сплошные оболочки? Эту проблему изобретатель решил изящно: экипаж вел наблюдение через два перископа, проходящие через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Автор особо отмечал как преимущество своей машины то обстоятельство, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, так как увеличивается вероятность рикошета. Правда, автор совершенно забыл упомянуть, где же размещается самое главное – вооружение его чудо-машины? В самом деле, не по принципу же «сама едет, сама давит»…

«Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР,1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре – боец спулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя,переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактическиэто перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящегошаротанка не хватает только двигателя

В 1927 году другой наш изобретатель, В. Майер, предложил «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» – два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Сзади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, – этакая белка в колесе, которая при этом еще должна была стрелять из пулемета… Впрочем, автор толком не пояснил, как именно ехал «щит». Это, конечно, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию двигатель – и шар-танк готов.

Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг.«Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками заскобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооруженияделает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можнорассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовымиокопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешиваетсяи атакует траншею неприятеля

Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.

Шаротанк И. Лысова,СССР, 1928 г.Танк в виде огромного шара с пушками ипулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался вцентре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центратяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы,громоздка и неповоротлива

И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не показанными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести».

«Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР,1928 г.Самая впечатляющая и поражающая воображение идея –бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскизстудента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологическогоинститута за академическую неуспеваемость, поскольку все свободноевремя посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менеегромоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко1917 года с колесами диаметром 9 м

Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея – «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло…

Буржуины тоже не дремали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х немецкие и японские фирмы начали активно разрабатывать танки в виде шара. В тот же период, а точнее – в 1936 году, один изобретатель из Техаса (США) предложил проект оригинального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую стальную кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку. Эта внешняя оболочка состояла из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, находившийся в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи изменения скорости одного из полушарий (левого или правого).

Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой располагались окошки для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок. Кабина при необходимости могла быть хорошо защищена от отравляющих веществ.

Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме такой танк представляет собой очень малую и неудобную мишень для бомб и гранат противника; ему не страшен пулеметный и артиллерийский огонь, так как пули и легкие снаряды скользят по шаровидной поверхности, теряя свое направление. В заключение изобретатель отметил значительную проходимость танка в самых тяжелых условиях.

Инженерная мысль не дремала даже в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», который рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП(б).

Конкретный бронеколобок

Все приведенное выше – не более чем теоретические изыскания и игра инженерного ума. Но ведь существовал и реально построенный настоящий шаротанк! В танковом музее в подмосковной Кубинке хранится опытный немецкий легкий шар-танк Kugelpanzer времен Второй мировой войны. Об этом аппарате почти ничего не известно. Наши войска захватили его в конце войны на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе со сверхтяжелым «Маусом» («Мышонком»). Вооружения он не имел и применялся как самоходный наблюдательный пункт (для передового артнаблюдения и корректировки артогня).

Шар-танк Kugelpanzer

Толщина его брони составляет 5 мм. Масса – 1,8 т. Одноцилиндровый мотоциклетный двухтактный карбюраторный двигатель мощностью 25 л.с. позволяет развивать скорость до 8 км/ч. По бокам центрального цилиндрического отсека в рост человека расположены две вращающиеся полусферы, которые и служили движителем. Сзади установлен небольшой хвостовой опорный каток. Двигатель приводил в действие полусферы, снабженные грунтозацепами. Танкист, конечно, не бегал, как белка в колесе: в корпусе оборудовано вполне комфортное место для водителя-наблюдателя – единственного члена экипажа. Спереди, на уровне глаз сидящего бойца, находится смотровая щель. Входной люк для танкиста расположен сзади. Особенно озадачивает полное отсутствие на этой экзотической машине вооружения. Или бронеколобок – сам по себе вооружение, асфальтовый каток, просто закатывающий врагов?..Поиски дополнительной информации по архивам и запросы в Германию никаких результатов не дали. Похоже, немцы тоже не имеют никакого представления об этом детище конструкторской мысли.

Источник: http://nnm.ru/blogs/lucky_777/sferohod_i_sharotank_-_redkaya_i_originalnaya_boevaya_tehnika_vseh_vremen_i_narodov/

tbrus.ucoz.ru

Игровое событие «Тёмная сторона Луны» | Акции

Танкисты!

Держитесь крепче: в World of Tanks появились настоящие шаротанки, и, что круче всего, на них можно воевать! Но давайте по порядку.

Самое главное

  • С 1 по 5 апреля 6:00 (МСК) в игре проходит специальное событие «Тёмная сторона Луны».
  • Участие принимают все желающие — если, конечно, ваш вестибулярный аппарат в состоянии принять то, что ездить придётся на танке в форме шара.
  • Да, сам шаротанк — это ИС-360. Неисторично? Как бы не так.

Технические детали

  • Формат боёв — 7 на 7, длительность боя — 3 минуты 30 секунд, карта — «Лунопарк».
  • Бои игрового события доступны только для шаротанка ИС-360.
  • Можно играть в одиночку, а можно взводом из двух или трёх шаротанков. Для создания взвода выберите в Ангаре шаротанк и нажмите на вкладку «Лунный взвод» рядом с кнопкой «В бой!».
  • Главная задача команды — уничтожить всю технику противника. Шаротанки можно привычно расстреливать либо сталкивать в лаву (да, в лаву, всё так), которая плещется в шести лунках по краям карты. Второй способ, надо сказать, намного эффективнее.
  • В бою побеждает та команда, в составе которой больше выживших.
  • Игровая статистика по таким боям не ведётся. Шаротанк не будет отображаться на вкладке «Техника» в окне статистики.
  • Самое интересное: каждые 45 секунд в бою происходит что-то непонятное. Очерёдность таких событий абсолютно случайна.

    «Прыжок» — это когда вся техника резко подпрыгивает. Есть опасность «приземлиться» в лаву.

    «Импульс» — это когда вся техника самовольно устремляется к центру карты. Как и «Прыжок», возникает внезапно. Последствия непредсказуемы.

    «Метеорит». Начинается обратный отсчёт, а по его окончании в специально отмеченную область падает метеорит, который наносит урон танкам, находящимся внутри области. Может даже убить.

Боевые задачи

Куда ж без них? Может, статистика по игровому событию и не ведётся, но заработать на нём никто не мешает.

Кое-что об опыте и экипаже

  • Нельзя просто так взять и высадить экипаж шаротанка.
  • Прокачать экипаж тоже нельзя. И ускоренное обучение включить нельзя. Собственно, всё, что у вас будет, — это один 100%-й танкист, сферический в вакууме.
  • После окончания игрового события опыт, заработанный шаротанком, перейдёт на МС-1.

Немного о танке ИС-360

Это шутка, да?

Нет, всё серьёзнее некуда. Заходите в игру и убедитесь сами.

По машинам! И помните о бессердечной гравитации.

worldoftanks.ru

Сфероход и шаротанк - редкая и оригинальная боевая техника

К настоящему времени сложился определенный стереотип компоновки танка: гусеничный движитель, одна башня с вооружением, корпус прямоугольной формы. Но инженерная фантазия гораздо богаче. Конструкторы разрабатывали самые экзотические проекты бронемонстров, которые по тем или иным причинам так и не появились на поле боя. Одним из таких проектов был танк-шароход, то есть боевая машина в форме шара. Идея с точки зрения вездеходности очень перспективная. Но боевой бронешар… не фантастика ли это? Сфероходом по бездорожью… В шаре все едино – и колеса, и кабина… Сферические вездеходы давно привлекали внимание конструкторов. Это по-настоящему вездеходная техника. Большой диаметр корпуса-колеса обеспечивает отличную проходимость на пересеченной местности, позволяя преодолевать высокие вертикальные препятствия, широкие рвы и овраги. Большая площадь опорной поверхности позволяет машине свободно идти по непроходимому болоту, зыбучим пескам, сыпучему снегу, крутым склонам песчаных дюн, то есть там, где обычные «вездеходы» проваливаются, буксуют и без посторонней помощи выбраться не могут. Одно из дополнительных преимуществ данной конструкции – ее амфибийность. Большой объем корпуса обеспечивает большую грузоподъемность (водоизмещение) машины на воде. А двигаться по поверхности машине позволяет свободное вращение внешней оболочки, которая выполняет роль движителя, и протектора, выполняющего роль плит гребного колеса. При этом кинематическая схема со свободно вращающимся внешним сферическим корпусом позволяет машине после остановки начать движение в любую сторону без разворота всего вездехода. Машина движется только за счет смещения центра тяжести в нужную сторону. Устойчивость вездехода может обеспечиваться как мощным гироскопом, так и просто низким расположением центра тяжести. Единственная проблема – обзорность: создание прозрачного корпуса проблематично, а применение радиопрозрачных материалов (углепластик, например) позволяет ориентироваться только с помощью радиолокатора. В давние времена научно-популярные журналы любили публиковать рисунки на тему «Мир двухтысячного года». В том, выдуманном, будущем мире по воздуху неслись причудливые махолеты, по земле катились шароходы… Двухтысячный год уже миновал. Мир остался таким, какой он есть, – ни тебе махолетов, ни шароходов… Может быть, они появятся в «мире трехтысячного года»? Но на самом деле идея не умерла и в наши дни. Например, уже в XXI веке в России разработано стабилизированное шасси для роботов в виде моноцикла, то есть машины в виде единственного колеса, в котором смонтированы двигатель и все системы управления роботом.Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеляШаротанк Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она буквально носилась в воздухе. Ведь при всей экзотичности идеи была очевидна высокая проходимость агрегата (весь корпус – одно большое колесо, а его большой объем обеспечивает плавучесть и преодоление водных преград) и повышенная пулестойкость сферического бронекорпуса, форма которого заметно повышает вероятность рикошета. Наш соотечественник С.Г. Зайцев еще в 1925 году запатентовал «шарообразный танк», который состоял из двух вложенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, в ее нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя бронеоболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Движение машины происходило с помощью двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки относительно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения влево-вправо специального груза, который вызывал изменение центра тяжести внутренней оболочки. Как же танкист будет видеть сквозь две сплошные оболочки? Эту проблему изобретатель решил изящно: экипаж вел наблюдение через два перископа, проходящие через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Автор особо отмечал как преимущество своей машины то обстоятельство, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, так как увеличивается вероятность рикошета. Правда, автор совершенно забыл упомянуть, где же размещается самое главное – вооружение его чудо-машины? В самом деле, не по принципу же «сама едет, сама давит»…«Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре – боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактически это перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не хватает только двигателя В 1927 году другой наш изобретатель, В. Майер, предложил «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» – два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Сзади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, – этакая белка в колесе, которая при этом еще должна была стрелять из пулемета… Впрочем, автор толком не пояснил, как именно ехал «щит». Это, конечно, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию двигатель – и шар-танк готов.Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.Шаротанк И. Лысова, СССР, 1928 г.Танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не показанными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести».«Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г.Самая впечатляющая и поражающая воображение идея – бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, поскольку все свободное время посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менее громоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея – «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло… Буржуины тоже не дремали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х немецкие и японские фирмы начали активно разрабатывать танки в виде шара. В тот же период, а точнее – в 1936 году, один изобретатель из Техаса (США) предложил проект оригинального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую стальную кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку. Эта внешняя оболочка состояла из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, находившийся в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи изменения скорости одного из полушарий (левого или правого). Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой располагались окошки для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок. Кабина при необходимости могла быть хорошо защищена от отравляющих веществ. Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме такой танк представляет собой очень малую и неудобную мишень для бомб и гранат противника; ему не страшен пулеметный и артиллерийский огонь, так как пули и легкие снаряды скользят по шаровидной поверхности, теряя свое направление. В заключение изобретатель отметил значительную проходимость танка в самых тяжелых условиях. Инженерная мысль не дремала даже в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», который рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП(б).Конкретный бронеколобок Все приведенное выше – не более чем теоретические изыскания и игра инженерного ума. Но ведь существовал и реально построенный настоящий шаротанк! В танковом музее в подмосковной Кубинке хранится опытный немецкий легкий шар-танк Kugelpanzer времен Второй мировой войны. Об этом аппарате почти ничего не известно. Наши войска захватили его в конце войны на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе со сверхтяжелым «Маусом» («Мышонком»). Вооружения он не имел и применялся как самоходный наблюдательный пункт (для передового артнаблюдения и корректировки артогня).Шар-танк Kugelpanzer Толщина его брони составляет 5 мм. Масса – 1,8 т. Одноцилиндровый мотоциклетный двухтактный карбюраторный двигатель мощностью 25 л.с. позволяет развивать скорость до 8 км/ч. По бокам центрального цилиндрического отсека в рост человека расположены две вращающиеся полусферы, которые и служили движителем. Сзади установлен небольшой хвостовой опорный каток. Двигатель приводил в действие полусферы, снабженные грунтозацепами. Танкист, конечно, не бегал, как белка в колесе: в корпусе оборудовано вполне комфортное место для водителя-наблюдателя – единственного члена экипажа. Спереди, на уровне глаз сидящего бойца, находится смотровая щель. Входной люк для танкиста расположен сзади. Особенно озадачивает полное отсутствие на этой экзотической машине вооружения. Или бронеколобок – сам по себе вооружение, асфальтовый каток, просто закатывающий врагов?.. Поиски дополнительной информации по архивам и запросы в Германию никаких результатов не дали. Похоже, немцы тоже не имеют никакого представления об этом детище конструкторской мысли.

Понравился пост? Тогда обязательно поделитесь им со своими друзьями

zabort.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики