Шесть самых страшных космических катастроф (фото, видео). Сколько погибло космонавтов и астронавтов


10 космонавтов, погибших при выполнении полетов

Космонавты и астронавты – это герои предыдущего поколения, однако их имена помнят и сейчас. Многие из них умерли, выполняя свою работу через несколько минут после старта или при заходе на посадку. Первые потери понес Советский Союз во время аварии спускаемого аппарата космического корабля «СОЮЗ-1» у американцев страшная катастрофа многоразового шаттла «Челенджер» унесла жизни семерых астронавтов.

Challenger

Взрыв шаттла Челенджер

1 Комаров Владимир Михайлович

Комаров Владимир МихайловичКомаров Владимир Михайлович – дата смерти: 1967.04.24. Погиб при столкновении с Землей СА КК «Союз-1», как оказалось позже, авария случилась из-за отказа парашютной системы. Ему было присвоено звание героя, а несколько лет спустя, американские астронавты, побывавшие на луне, оставили его и несколько других портретов космонавтов, отдавших жизнь за освоение космоса.

2 Добровольский Георгий Тимофеевич

Добровольский Георгий ТимофеевичДобровольский Георгий Тимофеевич – Летчик-космонавт СССР. Погиб в 1971.06.30, причиной смерти стала разгерметизация СА КК «Союз-11» из-за отказа клапана. Имел множество престижных наград, в том числе и Орден Ленина.

3 Волков Владислав Николаевич

Волков Владислав НиколаевичВолков Владислав Николаевич – СССР, Погиб в 1971.06.30. Был в том же экипаже что и Добровольский Г.Т. После смерти Волкова в его честь возвели мемориал.

4 Пацаев Виктор Иванович

Пацаев Виктор ИвановичПацаев Виктор Иванович – СССР, Погиб в 1971.06.30 СА КК «Союз-11». Он похоронен у Кремлевской стены, а в его честь было названо: кратер на Луне, научно-исследовательское судно и несколько улиц.

5 Скоби Фрэнсис Ричард

Скоби Фрэнсис РичардСкоби Фрэнсис Ричард – США, Погиб в 1986.01.28 вместе со своим экипажем. Причиной гибели стал взрыв КК «Чэлленджер» на старте. Он посмертно награжден многими медалями, из которых стоит выделить «Космическую медаль почета конгресса США».

6 Майкл Джон Смит

Майкл Джон СмитМайкл Джон Смит – США, Погиб в 1986.01.28, вместе с экипажем «Чэллинджер» на 73 секунде после старта. На то время имел звание капитана первого ранга, это был его первый полет.

7 Эллисон Сёдзи Онидзука

Эллисон Сёдзи ОнидзукаЭллисон Сёдзи Онидзука – США, Также погиб вместе со своим экипажем «Чэллинджер» в 1986.01.28 из-за неисправности шатла. Ему посмертно было присвоено звание полковника и несколько престижных медалей, которые были отправлены его родным.

8 Джудит Арлен Резник

Джудит Арлен Резник

Джудит Арлен Резник – США, шатл «Чэллинджер». На то время была второй женщиной, которая осуществила полет в космос. Могилы Джудит не существует, ее кремировали, а прах развеяли над морем, в качестве знака ее любви к свободе.

9 Мак Нейр Роналд Эрвин

Мак Нейр Роналд ЭрвинМак Нейр Роналд Эрвин – США, Погиб в 28.01.1986, шатл «Чэллинджер». Был одним из немногих афро-американцев, кто совершил полет в космос. Как и все члены экипажа был удостоен медали.

10 Грегори Брюс Джарвис

Грегори Брюс ДжарвисГрегори Брюс Джарвис – США, Погиб вместе со своей командой в 28.01.1986. На то время имел звание Капитана BBC, посмертно награжден медалью.

dekatop.com

Случаи гибели космонавтов - Справочная информация

С 1961 года при выполнении космических полетов погибли 18 человек: 13 американских астронавтов (в том числе две женщины), первый израильский астронавт и четыре советских космонавта.

Катастрофы произошли либо при запуске космических кораблей (2 случая), либо при их возвращении с орбиты (2 случая).

24 апреля 1967 года при возвращении из испытательного полета на космическом корабле "Союз-1" погиб советский космонавт Владимир Комаров. Причина - отказ парашютной системы спускаемого аппарата.

30 июня 1971 года произошла разгерметизация спускаемого аппарата корабля "Союз-11" (СССР), которая привела к гибели Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Космонавты задохнулись на высоте около 100 км. Они летали без скафандров, так как размеры спускаемой капсулы не позволяли разместить трех человек в спасательных костюмах.

28 января 1986 года спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал на высоте около 15 км над землей взорвался американский шаттл Challenger ("Челленджер") с семью астронавтами на борту. В результате корабль разрушился в воздухе. Оторвавшаяся кабина с экипажем, которая не была оборудована парашютами и другими средствами спасения, на большой скорости врезалась в воду.

Погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онизука,  Рональд Макнейр, Джудит Резник, Грегори Джарвис и Шарон Маколифф, которая не была профессиональным астронавтом и выиграла полет в конкурсе "Учитель в космосе". Позже было установлено, что причиной катастрофы стала техническая неисправность, которая привела к утечке раскаленных газов. Они прожгли оболочку внешнего топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что спровоцировало взрыв.

1 февраля 2003 года произошла катастрофа с шаттлом Columbia ("Колумбия"), который возвращался на Землю после 16-дневной миссии. При входе в плотные слои атмосферы корабль разрушился. Погибли все семь членов экипажа: американские астронавты Рик Хазбэнд, Уильям Маккул, Дэвид Браун, Лорел Кларк, Майкл Андерсон, Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла шаттла. Этот участок теплозащиты был поврежден еще во время старта 16 января.

tass.ru

Список погибших космонавтов и астронавтов

В принципе существует соответствующая статья в Википедии, но она на английском. Плюс мне как то спокойнее когда он у меня.

Айвен Кинчлоу02.07.1928..26.07.1958Был выбран в группу пилотов суборбитального ракетоплана, погиб в испытательном полёте истребителя.Очень требовательный к пилоту и малонадежный истребитель был выпущен в меньшем количестве чем планировалось изначально, по большей части продан за рубеж, а по меньшей списан максимально быстро.

Бондаренко Валентин Васильевич16.02.1937..23.03.1961Погиб от ожогов вызванных пожаром в перенасыщенной кислородом атмосфере сурдокамеры при подготовке к космическому полёту по своей оплошности, случайно бросил смоченную спиртом ватку на электрическую плитку. Произошёл отказ от высококислородной атмосферы на советских кораблях.

Теодор Фримен18.02.1930..31.10.1964Погиб при посадке на тренировочном самолёте. Столкновение с птицей и попадание осколков остекления кабины в воздухозаборники вызвало отказ обоих двигателей, увёл машину от зданий, катапультировался, но высота оказалась меньше допустимой.Произошёл переход на катапультируемые кресла второго поколения, допускающие покидание машины на любых скоростях и высотах. Выпущенные самолёты однако были оставлены без модификации, со старыми креслами.

Эллиот Си23.07.1927..28.02.1966Чарльз Бассет30.12.1931..28.02.1966Погибли при посадке тренировочного самолёта в условиях погодного минимума. Из за спуска ниже глиссады перепутали огни полосы с огнями технического комплекса.Современные самолёты и лётная инфраструктура имеют радиосистемы позволяющие посадку в условиях полного отсутствия видимости.

Газ Гриссом03.04.1926..27.01.1967Эд Вайт14.11.1930...27.01.1967Рожджер Чаффи15.02.1935..27.01.1967Погибли из за чрезмерно сложной конструкции люка корабля, от отравлений продуктами пожара, вызванного коротким замыканием в перенасыщенной кислородом атмосфере, в ходе предполётной тренировки.Конструкция люка была изменена, процентное содержание азота в атмосфере корабля на этапах подготовки и начала полёта было увеличено. Произошёл полный отказ от высококислородной атмосферы в последовавших американских космических программах.

Комаров Владимир Михайлович 16.03.1927..24.04.1967После крайне сложного полёта с многочисленными отказами вызванными попыткой руководства запустить "сырой" корабль к круглой дате, и, крайне сложного в условиях отказов, ручного спуска, погиб от удара о Землю в результате отказа парашютной системы. Официальная версия скручивание строп, основная альтернативная, и по всей видимости реальная, блокировка основного парашюта в контейнере и попадание запасного в вытяжной из за ошибок в конструировании парашютного отсека и нарушений технологии при автоклавировании корабля.Подготовка кораблей к полёту была полностью пересмотрена, была возвращена система "два безупречных беспилотных полёта нового корабля перед пилотируемым полётом".

Клифтон Уильямс26.09.1932..05.10.1967Погиб в полёте на тренировочном самолёте из за отказа управления и ухода машины в вертикальное пике на сверхзвуке. Совершил катапультирование, но высота, угол, и скорость исключили спасение.Современные катапультируемые кресла обеспечивают спасение пилота при своевременном катапультировании в аналогичной ситуации.

Майкл Адамс05.05.1930..15.10.1967Погиб при возвращении из суборбитального полёта на ракетоплане, допустил отклонение по рысканию и при быстром росте перегрузок попал в гиперзвуковой штопор.Программа пилотируемых ракетопланов с большой нагрузкой на пилота и относительно малым использованием автоматики осталась экспериментальной.

Роберт Лоренс02.10.1935..08.12.1967Погиб в обучающем надглиссадной посадке полёте на двухместном истребителе. Курсант поднял нос слишком поздно, от удара о Землю шасси сломались и машину, тот же самый требовательный истребитель с малым крылом, закрутило по крену. При катапультировании курсант ушёл вверх, автоматическая задержка привела к катапультированию второго кресла вбок.Истребитель был переведён в резерв через два года после инцидента.

Гагарин Юрий Алексеевич 09.03.1934..27.03.1968Погиб в тренировочном полёте на учебном истребителе. Официальная версия гибели столкновение с шаром зондом, основная альтернативная попадание в спутный след нарушившего свою зону сверхзвукогового истребителя и гибель от удара о Землю. Безотносительно версии полёт имел место в сложных метеоусловиях на мало приспособленной к этому машине. Дисциплина лётных тренировок космонавтов была существенно поднята, а сами они сокращены до минимума.

Добровольский Георгий Тимофеевич01.06.1928..30.06.1971Волков Владислав Николаевич23.11.1935..30.06.1971Пацаев Виктор Иванович19.06.1933..30.06.1971Погибли от разгерметизации вызванной многофакторно обусловленным отказом выравнивающего клапана в начале спуска с орбиты, ошибок проектировки корабля исключавших возможность быстро закрыть клапана вручную, отсутствия скафандров.Конструкция и эргономика клапанов были пересмотрены. Были возвращены скафандры на всех значимых этапах полёта.

Иванов Леонид Георгиевич25.06.1950...24.10.1980В процессе получения дополнительной специальности лётчика испытателя погиб в испытании нового истребителя на штопор.Современным космонавтам рекомендуется обходиться без совмещения участия в отряде с другими требовательными профессиями.

Фрэнсис Скоби19.05.1939..28.01.1986Майкл Смит30.04.1945..28.01.1986Эллисон Онидзука24.06.1946..28.01.1986Джудит Резник05.04.1949..28.01.1986Роналд МакНейр21.10.1950..28.01.1986Криста МакОлифф02.09.1948..28.01.1986Грегори Джарвис24.08.1944..28.01.1986Погибли от удара о воду в результате взрыва носителя, вызванного замалчиванием локальным управлением проблемы возможного прогара малоэффективного уплотнения твердотопливного ускорителя, стартом ниже температурного минимума, и принципиального отказа руководства от конструктивного решения проблемы спасения экипажа на ранних этапах полёта.Конструкция ускорителя была полностью пересмотрена, был введён дополнительный внешний контроль всех участков производств и управленческих контактов отдельной подотчётной только высшему руководству службой, запрещено одноуровневое решение проблем "втихую". Корабль был дополнен системой спасения на промежуточных участках полёта, которая навряд ли спасла бы жизни экипажа в аналогичной катастрофе, но могла создать соответствующее впечатление у публики. Программа использования корабля, изначально планировавшаяся к весьма значительному развитию, напротив была сокращена.

Стивен Торн11.02.1953..24.05.1986Будучи кандидатом в астронавты погиб пассажиром в спортивно пилотажном полёте.Личную осторожность можно заменить только тотальным контролем, но он маловероятен в свободном обществе.

Возовиков Сергей Юрьевич17.04.1958..11.07.1993В процессе тренировок на выживание погиб при ловле рыбы, попал в рыбацкие сети при попытке собрать рыбу из них.Современные космонавты находятся под наблюдением на всех этапах подготовки к полёту.

Ричард Хасбанд12.07.1957..01.02.2003Уильям МакКул21.09.1963..01.02.2003Майкл Андерсон25.12.1959..01.02.2003Дэвид Браун16.04.1956..01.02.2003Калпана Чавла01.06.1961..01.02.2003Лорел Кларк10.03.1961..01.02.2003Илан Рамон20.06.1954..01.02.2003Погибли от декомпрессии и последовавшего разрушения корабля при сходе с орбиты из за игнорирования руководством проблемы возможного нарушения тепловой защиты корабля летящим на запуске с топливного бака льдом и кусками пенной теплозащиты.Введён двойной осмотр всей поверхности корабля после выхода на орбиту, подготовка спасательной экспедиции при каждом запуске исключающем иные варианты спасения астронавтов, специальная подготовка астронавтов для возможного ремонта на орбите . Программа использования корабля сведена к минимуму и свёрнута по его выполнении.

Всего у американцев погибло четыре процента от летавших, у нас один процент.

mr-whole.livejournal.com

«Авось» по-американски. Как погибли астронавты «Колумбии» | История | Общество

1 февраля 2003 года в Центре управления полетами НАСА шла напряженная работа — должен был осуществить посадку космический корабль многоразового использования «Колумбия».

Спуск с орбиты проходил в штатном режиме. В 08:44 по североамериканскому восточному времени «Колумбия» вошла в плотные слои атмосферы.

«По ТВ показывают падающие обломки!»

Спустя десять минут оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг обратил внимание на то, что четыре датчика гидравлической системы в левой плоскости крыла показывают значения ниже предела чувствительности. Спустя еще пять минут отказали датчики давления в обеих шинах левой стойки шасси.

Никто не счел эти проблемы серьезными — операторы обменялись сообщениями с экипажем, после чего связь с «Колумбией» пропала.

Временная потеря связи при прохождении плотных слоев атмосферы не является чем-то необычным, поэтому специалисты в ЦУПе сохраняли спокойствие.

Но шли минуты, а связь все не восстанавливалась. За три с половиной минуты до того, как «Колумбия», согласно плану полета, должна была приземлиться, в Центр управления полетами пришло сообщение: «По телевидению показывают, как падают обломки корабля!»

Действительно, в этот момент в прямом эфире одно из телеканалов демонстрировали эффектную картинку: с неба, оставляя яркий след, на землю летела целая россыпь «метеоритов».

Четвертая трагедия

В НАСА была объявлена тревога «в связи с угрозой потери корабля». Впрочем, специалисты, увидевшие то, что транслировалось в прямом эфире, уже поняли: ни «Колумбии», ни ее экипажа больше нет.

До 1 февраля 2003 года история пилотируемой космонавтики насчитывала три случая гибели покорителей космоса непосредственно во время полета. 24 апреля 1967 года во время посадки спускаемого аппарата корабля «Союз-1» из-за нештатной сработки парашютной системы погиб Владимир Комаров. 30 июня 1971 года в результате разгерметизации корабля «Союз-11» погибли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. 28 января 1986 года в результате взрыва топливного бака космического корабля «Челленджер» на 73-й секунде полета погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Роналд Макнейр, Грегори Джарвис и Криста Маколифф.

Это печальный список пополнил экипаж «Колумбии»: Ричард Хасбанд, Уильям Маккул, Калпана Чавла, Майкл Андерсон, Лорел Кларк, Дэвид Макдауэлл Браун и Илан Рамон.

Не теракт, а внутренние проблемы

Что произошло с «Колумбией»? В первые часы появились многочисленные версии катастрофы, среди которых фигурировал даже террористический акт. Дело в том, что в экипаж входил первый астронавт Израиля Илан Рамон. Кое-кто счел, что для религиозных фанатиков это могло стать поводом для диверсии.

Военные и спецслужбы, однако, это предположение быстро опровергли — никакой возможности пронести на борт корабля взрывное устройство не было. Что касается ракетной атаки, то ее бы обязательно зафиксировали средства слежения.

Это означало, что причиной трагедии стали какие-то проблемы, связанные с самой «Колумбией». Но какие?

«Колумбия» была первым кораблем проекта «Спейс Шаттл». 12 апреля 1981 года Джон Янг и Роберт Криппен открыли полетом этого челнока эру пилотируемых многоразовых кораблей.

«Колумбия» была тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у неё не было стыковочного модуля. По этой причине она не участвовала в программе стыковок со станциями «Мир» и МКС, и совершала только автономные полеты. Так было и с последней экспедицией, 28-й по счету в истории «Колумбии».

Запуск шаттла «Колумбия», 1997 г. Запуск шаттла «Колумбия», 1997 г. Фото: www.globallookpress.com

Теплозащитный вопрос

Разных отказов и неполадок в полетах были сотни, но никаких фатальных последствий они не имели. Еще в самом первом полете астронавты обратили внимание на то, что часть теплозащитных плиток при старте получает повреждения, а часть просто теряется.

Теплозащитные плитки на многоразовом корабле — важнейший элемент. Они спасают космический аппарат от фатальных повреждений во время спуска с орбиты, когда при торможении в плотных слоях атмосферы он буквально горит.

Этот эффект используется для утилизации отработавших свое спутников и грузовых кораблей — лишенные теплозащиты, они сгорают при спуске с орбиты. Незначительная часть несгоревших обломков, как правило, падает в океан.

Специалисты НАСА, изучавшие проблему потери и повреждения теплозащиты челноков с самого первого полета, пришли к выводу — серьезной угрозы это не несет вследствие незначительности ущерба.

И действительно, до рокового полета «Колумбии» корабли благополучно возвращались на Землю.

Но сейчас, после изучения данных телеметрии и найденных обломков, специалисты поняли, что катастрофа произошла как раз из-за повреждения теплозащиты.

Для того, чтобы составить полную картину происшедшего, понадобилось несколько лет, сотни экспертиз и десятки всевозможных экспериментов.

Как оказалось, обратный отсчет до катастрофы начался еще ... на 82-й секунде полета. Внешний топливный бак челноков покрывался термоизоляцинным покрытием, предназначенным для предотвращения образования наледи на оболочке бака, заправленного жидким кислородом и водородом.

На 82-й секунде кусок изоляции отделился и с силой ударил по композитной панели на левом крыле «Колумбии». В результате удара образовалась пробоина диаметром 15-25 см.

Еще во время полета эксперты анализировали запись старта, и обратили внимание на этот момент. Руководство НАСА, получив доклад, отмахнулось — раньше такие случаи были? Были! Серьезные последствия наступали? Нет! Значит, нет повода поднимать панику.

Шаттл «Колумбия» в космосе, 1981 г. Шаттл «Колумбия» в космосе, 1981 г. Фото: www.globallookpress.com/ z03

Без шансов на помощь

Была и еще одна причина, по которой в НАСА решили не обращать внимания на происшествие. Дело в том, что помочь экипажу было практически невозможно.

Но борту «Колумбии» не было скафандров, в которых можно было бы выходить в открытый космос, так что произвести ремонт самостоятельно не получилось бы. Не говоря о том, что не было также нужных материалов и инструментов. Состыковаться с Международной космической станцией челнок не мог из-за отсутствия стыковочного узла. Дождаться на орбите помощи астронавты тоже не могли — запасы воды, воздуха и продовольствия были ограничены, и их бы не хватило на время, нужное для подготовки полета еще одного многоразового корабля.

Удивительно, но с «Колумбией» повторилась история «Челленджера» — и в том, и в другом случае боссы НАСА просто отмахнулись от сведений о наличии опасных неполадок, рассчитывая на американский «авось».

1 февраля 2003 года он не сработал. Во время спуска с орбиты на переднюю кромку крыла приходится очень большая тепловая нагрузка. В тот момент, когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок, тепловая защита в районе повреждения стала попросту рассыпаться. В этом районе крыла были спрятаны посадочные шасси. Отказ датчиков давления в шинах означал, что они попросту взорвались от перегрева. Из ниши, где располагались шасси, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим и весь корабль.

Утратив крыло, «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От этого момента до распада кабины и гибели экипажа прошла 41 секунда.

Несоблюдение правил избавило экипаж от страданий

Поскольку связь отключилась раньше, как вели себя в этот момент астронавты, неизвестно. Согласно докладу НАСА, разгерметизация кабины произошла так быстро, что члены экипажа потеряли сознание до того, как успели включиться имеющиеся у них средства защиты.

И это еще один «авось». Согласно установленным правилам, во время спуска с орбиты и посадки все члены экипажа должны были быть полностью одеты в скафандры, чтобы в аварийной ситуации перейти на подачу кислорода из автономных систем.

В действительности расследование показало — ни у одного из семи астронавтов щитки скафандров не были опущены, а один и вовсе сидел без шлема. Трое не надели перчаток, и этому тоже есть объяснение — в них сложно работать с приборной панелью, и астронавты предпочли удобство выполнению инструкций.

Как не жестоко звучит, но это разгильдяйство помогло экипажу избежать страданий. Теоретически у каждого из астронавтов был индивидуальный парашют, которым он мог бы воспользоваться. Но специалисты отмечают — на той высоте и при той скорости, на которой разрушалась «Колумбия», члены экипажа все равно погибли бы от механических повреждений.

Проект закрыт

Единственные, кто выжил в катастрофе — это черви-нематоды Caenorhabditis elegans, на которых орбите ставили эксперименты. Их нашли в алюминиевых контейнерах среди обломков «Колумбии».

По итогам расследования были приняты меры — оставшиеся челноки оснастили всем необходимым для ремонта на орбите в случае получения аналогичных повреждений. На космодроме отныне стали ставить на дежурство еще один корабль с сокращенным экипажем в качестве «аварийной» миссии.

Но вторая катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Пилотируемая космическая программа в США была поставлена на паузу, а на МКС американские астронавты стали летать на одноразовых российских «Союзах».

www.aif.ru

Шесть самых страшных космических катастроф (фото, видео)

Катастрофа "Челленджера" © wikipedia.com

История покорения космоса двумя сверхдержавами - США и СССР - писалась кровью. За это время погибли десятки космонавтов.

news.tochka.net вспоминает громкие катастрофы американских шаттлов и менее известные случаи гибели советских космонавтов.

Авария Аполлона-13

После того, как американские космонавты дважды удачно высаживались на Луну с помощью космических кораблей серии "Аполлон", в 1970 году США отправили в космос "Аполлон-13" - третью экспедицию, целью которой была высадка на лунную поверхность.

Первые двое суток Джон Суайгерт, Фред Хейз и командир Джеймс Ловелл летели до Луны без происшествий. Но на третий день, 13 апреля 1970 года, на "Аполлоне-13" взорвался кислородный баллон. Был поврежден главный двигатель. Экипаж видел, как из корабля в открытый космос вытекает струя кислорода. "Хьюстон, у нас проблемы", - мрачно сообщили космонавты в командный центр.

О высадке на Луну уже не могло быть речи. Однако "Аполлону-13" пришлось облететь спутник, выполняя гравитационный маневр, и только потом повернуть обратно к Земле.

Чтобы сэкономить энергию, космонавты перешли из основной кабины в лунный модуль и выключили почти все системы, в том числе отопление, компьютер и освещение.

На четвертый день после аварии в кабине стал повышаться уровень углекислого газа. Температура упала до +11 градусов, но поскольку астронавты не двигались, им казалось, что в кабине едва выше нуля. Четыре раза пришлось включать двигатель лунного модуля, чтобы скорректировать курс на Землю, при этом рискуя лишиться энергии вообще.

Но, несмотря на все трудности, 17 апреля "Апполон-13" вошел в земную атмосферу и успешно приводнился в Тихом океане. Экипаж был подобран американским кораблем и доставлен на Гавайи. В 1995 году Голливуд снял по этой истории фильм.

Спасение экипажа "Аполлон-13": космонавта Фреда Хейза подбирает шлюпка

Катастрофа Союза-1: одна жертва

В 1967 году СССР отставал от США в космической гонке. В течение двух лет до этого Штаты провели пилотируемые полеты в космос один за другим, а Союз - ни одного.

Несмотря на то, что перед этим запуски непилотируемых "Союзов" заканчивались авариями, политики спешили любой ценой запустить на орбиту корабль "Союз-1" с астронавтом на борту. Этим астронавтом стал 40-летний Владимир Комаров. Он хорошо знал корабль, на котором ему приказали лететь, и осознавал степень его неготовности.

Неполадки в "Союзе-1" начались сразу после выхода на орбиту: у корабля не раскрылась одна из солнечных батарей, потом вышли из строя обе системы ориентации. Комаров сделал невозможное, сумев вывести неуправляемый корабль на посадочную траекторию вручную.

Но при посадке, на высоте семь километров, отказали оба парашюта - при их изготовлении на заводе нарушили технологию. Корабль с космонавтом столкнулся с землей в Оренбургской области на скорости 60 м/сек.

"Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. Первое время было трудно разобрать, где голова, где руки и ноги. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров", - вспоминал главнокомандующий советских ВВС по космосу Николай Каманин.

Жене Комарова официально не объяснили причины гибели мужа, вручив лишь свидетельство о смерти с записью "обширные ожоги тела", причем местом смерти числился город Щелково. Она понемногу узнавала подробности на приемах в Кремле, куда ее приглашали как вдову космонавта.

Гибель экипажа "Аполлон-1": три жертвы

Победная история американской лунной миссии "Аполлон" началась с трагедии. В 1967 году, за месяц до планируемого запуска, в "Аполлоне-1" произошел пожар.

Это случилось во время наземных испытаний на космодроме Кеннеди. Внутри корабля находился экипаж из трех космонавтов: Виджила Грисса, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Кабина была заполнена не воздухом, а чистым кислородом.

К пожару привели недоработки инженеров и цепь случайностей: некоторые провода были плохо изолированы, и кто-то из механиков оставил внутри гаечный ключ. Этот металлический ключ, очевидно, переложил один из астронавтов, соприкоснув его с проводкой. Возникло короткое замыкание, вспыхнул кислород и загорелась внутренняя обшивка, в которой использовалось много легковоспламеняющихся материалов. В довершение всего, космонавты не смогли открыть люк.

Люди сгорели за 14 секунд. Последнее, что было слышно из горящего корабля, - крик 31-летнего Чаффи "Мы горим! Вытащите нас отсюда!"

Катастрофа Союза-11: три жертвы

В июне 1971 года в космос был запущен "Союз-11" с тремя космонавтами на борту - Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым. Космический корабль состыковался с орбитальной станцией "Салют", в течение 23 дней работал на орбите, а затем начал возвращаться на Землю.

30 июня спусковой аппарат успешно приземлился в Казахстане. Но прибывшая на место посадки поисковая группа обнаружила всех троих космонавтов мертвыми.

Расследование показало, что при отделении от корабля спускового аппарата открылся вентиляционный клапан, и отсек разгерметизировался. Этот клапан был задуман, чтобы в случае неудачного приземления в кабину мог поступать воздух, но он почему-то открылся на высоте 150 км.

У космонавтов не было времени ни закрыть клапан, ни даже заткнуть небольшое отверстие пальцем. Кабину заполнил туман, а панель управления находилась на некотором расстоянии от сидений - чтобы достать до нее, нужно было отстегнуться и встать с кресла. Уже через каких-то 20 секунд после разгерметизации люди потеряли сознание.

Гибели космонавтов удалось бы избежать, если бы на них были скафандры. Но в то время советские корабли "Союз" были рассчитаны на одного космонавта, и троих человек в них буквально затрамбовывали, - а нужно было отправлять не меньше троих, ведь так делали американцы. В такой тесноте скафандры не помещались.

После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева следующие "Союзы" летели в космос уже с двумя космонавтами в скафандрах.

Катастрофа шаттла "Челленджер": семь жертв

Несмотря на гибель четырех советских космонавтов, корабли "Союз" в итоге оказались не такими опасными, как американские шаттлы. Два из пяти космических челноков НАСА потерпели катастрофу.

"Челленджер" выполнил девять удачных полетов. 28 января 1986 года посмотреть на десятый запуск шаттла на мыс Канаверал пришли десятки репортеров, школьников и других зрителей. Старт транслировался по спутниковому телевидению. В экипаж шаттла входили семь человек, в том числе один астронавт-непрофессионал - бывшая учительница, выигравшая в конкурсе право лететь в космос.

Утро выдалось холодное - 2 градуса ниже нуля, в то время как космические шаттлы рекомендовалось запускать как минимум при +11 градусах.

Авария произошла на 73-й секунде полета: одна из частей шаттла оторвалась и пробила топливный бак. "Челленджер" взорвался в небе на глазах изумленных зрителей. Многие были в ужасе, но большинство не поняли, что случилось. Кое-кто даже начал аплодировать, думая, что это запланированное отсоединение ускорителей.

Как выяснилось, после взрыва как минимум трое астронавтов были еще живы, так как носовую часть оторвало от остальной части корабля. Скорее всего, они сразу потеряли сознание, ведь кабина разгерметизировалась, и им не подавался воздух. В любом случае, те, кто выжил при взрыве, погиб, когда куски шаттла с огромной силой ударились о воду.

Катастрофа шаттла "Колумбия": семь жертв

В феврале 2003 года шаттл "Колумбия" возвращался из своего 28-го полета. На борту находилось семь человек. Кроме американцев среди астронавтов были гражданка Индии и израильтянин.

НАСА потеряло связь с кораблем за 16 минут до предполагаемой посадки на мысе Канаверал во Флориде. В это время шаттл начал разваливаться. Катастрофа произошла при скорости 20 тыс. км/час. Все семь космонавтов погибли.

Падение обломков сняли на любительские камеры случайные очевидцы трагедии. Почти сразу после катастрофы фрагменты "Колумбии" стали подбирать предприимчивые люди и продавать их на интернет-ауционах.

Расследование показало, что еще при старте от "Колумбии" отвалился кусок теплоизоляции и повредил обшивку корабля. Этот инцидент, на который никто не обратил внимания, и возымел трагические последствия спустя 16 дней, во время посадки.

Напомним, что в прошлом году НАСА свернула программу космических шаттлов. В апреле последний челнок "Дискавери" был отправлен с мыса Канаверал в музей Вашингтона.

Узнавайте самые интересные новости от news.tochka.net на Facebook и Twitter!

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

news.tochka.net

От чего умирают космонавты и астронавты?

Пребывание в космосе это тяжелый стресс для организма, недаром космонавтов подвергают жесткому отбору.

В Космосе космонавты сталкиваются с множеством трудностей.

1. Сперва невесомость, к ней трудно адаптироваться нетренированному. Из-за нее происходит замедление кровообращения и может возникнуть накопление крови в голове. Причем на Земле это состояние ухудшается.

В состоянии невесомости кальций вымывается из костей быстрее, и на Земле космонавт может заполучить остеопороз, который врачи не всегда могут вылечить.

2. Иммунитет падает значительно, что дальше маленькая ранка может привести к сильному отеку или заражению.

3. Сильные боли в позвоночнике. Возникают из-за удлинения позвоночника на несколько см в невесомости и при прибытии на Землю начинает сседаться.

4. Но это все не так страшно,как радиация, она лидер по числу смертности среди космонавтов. Чем дольше космонавт проводит время в космосе (особенно, в открытом), тем сильнее он облучается.

Умерло около 20 человек среди российских космонавтов. Причем опасна не только длительность полета, но и его дальность.

Был проведен эксперимент американскими учеными, где сравнивались группы людей, побывавших на низких орбитах и на Луне. Так вот, те кто были на Луне пострадали сильнее.

Список погибших космонавтов и астронавтов, которые конкретно участвовали в полетах в космос:

1. Комаров В.М. погиб 24 апреля 1967 г при завершении полета , не сработал парашют и корабль столкнулся с землей, возник пожар.

2. Гагарин Ю.А. погиб 27 марта 1968 г при полете учебного самолета УТИ МиГ-15.

3. Беляев П.И. погиб 10 января 1970 г,причина смерти запущенная язва желудка.

4. Добровольский Г.Т, Волков В.Н. и Пацаев В.И погибли 30 июня 1971 г при разгерметизации спускаемого на Землю "Союза-11".

5. Свайгерт Д.Л. умер 27 декабря 1982 г от рака костного мозга

6. Скоби Ф.Р., Смит М.Д, Онизука С.Ш., Резник Д.А., Мак Нейр Р.Э, Джарвис Г.Б., Маколифф Ш.К., погибли 28 января 1986 г погибли при Анохин взрыве шатла Челенджер

7. Левченко А.С. умер 6 августа 1988 г от рака мозга после жесткой посадки «Союз ТМ-3»8. 8. Слейтон Д.К. умер 13 июня 1993 г. от саркомы головного мозга

9. Хенайз К.Г. умер 5 октября 1993 г от при восхождении на Эверест от эмболии

10. Егоров Б.Б. умер 19 сентября 1994 г. от сердечного приступа

11. Русса А.С. умер от панкреатита 12 декабря 1994 г

12. Береговой Г.Т. умер после коронарного шунтирования 30 июня 1995 г

13. Вич Л.С. умер 3 октября 1995 г от опухоли головного мозга

14. Шонин Г.С. умер от сердечной недостаточности 7 апреля1997 г

15. Шепард А.Б. умер от рака крови (лейкемии) 21 июля 1998 г

16. Артюхин Е.П. умер от рака 4 августа 1998 г

17. Демин Л.С. умер от раковой болезни 18 декабря 1998 г

18. Хрунов Е. В. умер от сердечного приступа 19 мая 2000 г

19. Уолкер Д.М. умер 21 апреля 2001 г. от рака

20. Васютин В.В. умер 19 июля 2002 г от рака простаты

21. Рукавишников Н.Н. умер от болезни Альцгеймера 19 октября 2002 г

22. Макаров О.Г. умер от сердечного приступа 28 мая 2003 г

23. Николаев А.Г. умер от инфаркта 3 июля 2004 г

24. Стрекалов Г.М. 25 декабря 2004 - рак желудка

25. Сарафанов Г.В. умер 29 сентября 2005 г от рака простаты

26. Ширра У. М. болел раком, умер от сердечного приступа 3 мая 2005 г

27. Лоу Д.Д. умер от рака толстого кишечника 16 марта 2008 г

28. Пэриз Р.Э. умер 9 мая 2008 г от рака головного мозга

29. Севастьянов В.И. умер от рака крови5 апреля 2010 г

30. Кизим Д.Л. умер 13 июня 20110 г

31. Лоундж Д.М. дата смерти 1 марта 2011 г - рак печени

32. Восс Д.Э. имеет 5 полетов и умерла от раковой болезни 2012 г

33. Райд С.К.умерла 23 июня 2012 г от рака поджелудочной железы

34. Армстронг Неил умер после коронарного шунтирования 25 августа 2012 г

35. Оккелс В.Й. умер от рака почки 18 мая 2014 г

36. Хартсфилд Г.У. скончался от последствий операции на позвоночнике 17 июля 2014

37. Нейджел С.Р. рак кожи -14 августа 2014 г

38. Селлерс П.Д. рак поджелудочной железы скончался 23 декабря 2016 г

39. Горбатко В.В.скончался 17 мая 2017 г после тяжелой болезни.

Хочу сказать, что остальные летчики из отрядов космонавтов, которым не довелось выйти в космос и которые летали на Земле ,тоже получают достаточное облучение. Они поэтому раньше выходят на пенсию. Очень много летчиков погибло во время различных тренировочных полетов.

Я когда просматривала информацию обратила внимание, что эти летчики ничуть не реже болеют онкологическими заболеваниями, потому что в высоких слоях атмосферы сильный уровень радиации.

Смертность от рака среди космонавтов выше, чем среди обычных людей.

И говорить, что нет информации о судьбе этих летчиков, это неправильно. Информации много и есть биографии всех летчиков, пусть и краткие у некоторых.

www.bolshoyvopros.ru

Реальность и гравитация: самые страшные трагедии космоса

В космическом триллере «Гравитация» зрители сталкиваются с ужасающей перспективой полета астронавта в безвоздушном пространстве. Фильм начал октябрь с рекорда: 55,6 миллиона долларов сборов за выходные. Сандра Баллок и Джордж Клуни в роли астронавтов оказываются подвешены в нигде, после того как космический мусор (которого на орбите пруд пруди) разбивает их аппарат. Но это фильм.

Захватывающее изображение космической катастрофы в «Гравитации» может быть вымышленным, но потенциал смерти и разрушений в космосе далеко не раскрыт полностью, считает Аллан Дж. Макдональд, инженер NASA.

«Это крайне опасное занятие», — говорит Макдональд.

Перед вами самые масштабные реальные катастрофы в истории освоения космоса. В том числе и похожие на ту, что была в «Гравитации». Все, как вы любите: с жертвами, с крошевом металла и слезами близких и родных. Только не в голливудском исполнении.

«Союз-1»

Валентина Николаева (слева) — космонавтка по собственному желанию — присоединяется к толпе на Красной площади и приветствует аплодисментами трех новых российских космонавтов 19 октября 1964 года. Слева направо: Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров.

Первая фатальная авария в космосе пришлась на долю советского космонавта Владимира Комарова: капсула «Союз-1» упала на русскую землю в 1967 году. Источники в КГБ («Starman», 2011, Walker & Co.) говорят, что Комаров и другие знали, что капсула разобьется, но советское руководство проигнорировало их предупреждения.

Различные точки зрения сходятся в том, что причиной аварии стал неисправный парашют. Аудиозаписи последних переговоров космонавта с наземным управлением свидетельствуют о том, что космонавт «яростно орал» на инженеров, которых обвинял в неисправности космического аппарата.

Смерти в космосе

Космонавты «Союза-11» Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владислав Волков проходят испытания на летном симуляторе. NASA

Советская космическая программа первой (и пока единственной) столкнулась со смертью в космосе в 1971 году, когда космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков погибли во время возвращения на Землю с космической станции «Салют-1». Их аппарат «Союз-11» совершил идеальную посадку, как по учебнику, в 1971 году. Поэтому спасательная команда была удивлена, обнаружив трех человек мертвыми, сидящими на кушетках, с темно-синими пятнами на лице, и кровь капала из носа и ушей.

Расследование показало, что лопнул вентиляционный клапан, а космонавты задохнулись. Падение давления обрекло команду на смерть от космического вакуума — и они стали единственными человеческими созданиями, когда-либо столкнувшимися с такой судьбой. Люди умерли в течение нескольких секунд после разрыва клапана, который произошел на высоте 168 километров, и стали первыми и пока последними космонавтами, погибшими в космосе. Поскольку капсула двигалась по автоматической программе посадки, корабль смог сесть и без живых пилотов.

Катастрофа «Челленджера»

Члены команды Challenger: астронавты Майкл Дж. Смит, Фрэнсис Р. Скоби и Рональд Е. Макнейр, Эллисон С. Онизука, специалисты по погрузке Шарон Кристал Маколифф и Грегори Джарвис, и Джудит А. Резник

NASA завершило эпоху «Аполлона» без фатальных происшествий во время космических миссий. Серия успеха резко оборвалась 28 января 1986 года, когда космический шаттл «Челленджер» взорвался прямо на глазах у многочисленных зрителей у экранов телевизоров, вскоре после старта. Запуск привлек много внимания, потому что впервые на орбиту вышел учитель. Пообещав вести уроки из космоса, Криста Маколифф привлекла миллионную аудиторию школьников.

Катастрофа травмировала нацию, считает Джеймс Хансен, историк космоса в Университете Обера.

«Вот что делает «Челленджер» уникальным», — сказал он. — «Мы видели это. Мы видели, что это будет случаться и дальше».

Шумное расследование показало, что О-ринг (уплотнительное кольцо круглого сечения) испортилось из-за низкой температуры в день запуска. NASA знало, что это может произойти. Авария привела к техническим и культурным изменениям в агентстве и приостановила развитие программы шаттлов до 1988 года.

Трагедия космического шаттла Columbia

Шаттл Columbia повторно вошел в атмосферу и развалился

Спустя семнадцать лет после трагедии «Челленджера» программа шаттлов столкнулась с еще одной потерей, когда космический шаттл «Колумбия» развалился при вхождении в атмосферу 1 февраля 2003 года в конце миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной разрушения шаттла стал кусок теплоизоляции кислородного бака, повредивший теплоизоляцию крыла во время старта. Семь членов экипажа, может быть, и пережили первое повреждение шаттла, но быстро потеряли сознание и умерли, пока шаттл продолжал крушиться вокруг них. Катастрофа шаттла «Колумбия», по словам Макдональда, к сожалению, повторяет ошибки эпохи «Челленджера», и какая-то мелочь остается без внимания.

В следующем году президент Джордж Буш объявил о закрытии программы шаттлов.

Возгорание «Аполлона-1»

Астронавты (слева направо) Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи позируют перед 34-м стартовым комплексом

Хотя во время миссии «Аполлонов» не было потеряно ни одного астронавта в космосе, два фатальных инцидента произошло во время подготовки к полетам. Астронавты «Аполлона-1» Гас Гриссом, Эдвард Уайт II и Роджер Чаффи погибли в результате «неопасных» наземных испытаний командного модуля 27 января 1967 года. В кабине разгорелся пожар и трое астронавтов задохнулись еще до того, как их тела охватило пламя.

Расследование показало допущение нескольких ошибок, в том числе использование чистого кислорода в кабине, легковоспламеняющихся липучек Velcro и открывающийся внутрь люк, который оставил экипаж в ловушке. Перед испытанием астронавты выказывали беспокойство по поводу кабины и позировали перед аппаратом.

В результате аварии Конгресс провел расследования, которые могли отменить программу «Аполлона», но в конечном итоге привели к конструкторским и процедурным изменениям, которые благоприятно повлияли на будущие миссии, рассказал Хансен.

«Если бы пожар не случился, многие говорят, что мы не достигли бы Луны», — говорит он.

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Молния и волки

Яркое солнце сияет над базой «Аполлона-12» на поверхности Луны. Один из астронавтов уходит вдаль от лунного модуля Intrepid

Как у NASA, так и у СССР/России космические программы столкнулись с несколькими интересными, хотя и не катастрофическими, событиями. В 1969 году молния ударила в один космический аппарат дважды, на 36 и 52 секундах после старта «Аполлона-12». Миссия прошла гладко.

В связи с 46-секундной задержкой, вызванной тесной кабиной, космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев на корабле «Восход-2» слегка промахнулись с точкой повторного входа в плотную атмосферу. Аппарат врезался в леса Верхнего Прикамья, изобилующие волками и медведями. Леонов и Беляев провели ночь, едва не замерзнув, сжимая пистолет на случай нападения (которого не произошло).

«Что если?». Речь Никсона об «Аполлоне-11»

Снимок-коллаж звонящего президента Ричарда М. Никсона и астронавтов Нила Армстронга и Эдвина «Базза» Олдрина после их легендарной посадки на Луну 20 июля 1969 года

Пожалуй, самые ошеломительные космические катастрофы никогда не случались — разве что в умах тщательно планирующих их людей. История помнит потенциальную катастрофу благодаря речи, написанной для президента Ричарда Никсона, на случай, если астронавты «Аполлона-11» Базз Олдрин и Нил Армстронг застрянут на Луне во время первой пилотируемой посадки на спутник Земли.

Текст гласит: «Судьбой предначертано, что мужчины, отправившиеся мирно исследовать Луну, будут с миром покоиться на Луне».

Если бы это случилось, будущее космических полетов и восприятие общественности могло бы сильно отличаться от нынешнего, говорит Хансен.

«Если бы мы, на Земле, думали о мертвых телах на поверхности луны… призрак этого преследовал бы нас. Кто знает, может быть, это привело к закрытию космической программы».

Что ж, трудно сказать, какой ценой NASA дались бы миссии к Венере и Марсу, если бы их удалось реализовать.

hi-news.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики