Прошлое, настоящее и будущее военных беспилотников. Военные беспилотники
Прошлое, настоящее и будущее военных беспилотников
Сегодня всё больше стран занимается разработкой беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Также эти устройства называют дронами или беспилотниками. Они уже стали полноценными участниками многих современных вооружённых конфликтов. С каждым годом эти летательные аппараты становится всё более совершенными. Военные эксперты считают, что значение БПЛА в вооружённых конфликтах будет только возрастать.
Беспилотники используются не только для решения военных задач, но и для гражданских целей. Эти аппараты могут выполнять мониторинг разных объектов, аэрофотосъёмку, патрулирование местности и многое другое. Наибольший вклад в развитие БПЛА вносят именно военные.
Зачем БПЛА в армии
В вооружённых силах беспилотники могут выполнять самый широкий спектр задач. Если раньше их использовали преимущественно для разведки, то в последнее время БПЛА применяются в качестве средства для уничтожения противника. Также существуют и дроны-камикадзе. Среди других функций БПЛА можно выделить ретрансляцию сигнала и радиоэлектронную борьбу. В некоторых конфликтах БПЛА дают целеуказания артиллерии. Многие армии мира использую беспилотники как воздушные мишени.
История создания БПЛА
Самые первые БПЛА были спроектированы после появления первых самолётов, однако на практике их смогли создать лишь в 70-е годы прошлого столетия.
Мировым лидером по производству БПЛА стали США. Во многом это объясняется щедрым финансированием программы развития беспилотников.
Пуск ракеты «Хеллфайр» с БПЛА MQ-9 ReaperВ последнее время продолжаются работы над созданием всё новых моделей, которые будут иметь расширенный функционал. Новые беспилотники должны поражать баллистические ракеты, микродроныи беспилотные истребители противника.
Разработки в данной области ведут десятки государств со всего мира.
Часть моделей уже имеет достаточно высокую степень автономности. Всё чаще возникает вопрос об этичности использования дронов, ведь в будущем эти машины смогут автоматически выбирать цели для поражения. Можно ли доверять этим устройствам судьбу живого человека?
Достоинства и недостатки современных беспилотников
Преимущества БПЛА
1. Небольшие габариты по сравнению с пилотируемыми вертолётами и самолётами.2. Возможность создавать БПЛА, имеющие небольшую длину и ширину. Такие устройства можно использовать для любых целей (в том числе и для разведки).3. Отсутствие ограничений для использования в тяжёлых условиях. Иногда командование отказывает от идеи использовать самолёт из-за того, что существует вероятность гибели пилота. БПЛА может стать отличной альтернативой в подобной ситуации.4. Высокий уровень мобильности и боеготовности.5. Возможность создавать мобильные комплексы для сухопутных подразделений.
Недостатки беспилотников
1. Традиционные самолёты и вертолёты считаются более надёжными.2. Получить разрешение на полёт БПЛА в некоторых странах крайне сложно.3. Многие вопросы связи и посадки так и не были решены.4. Меньшая функциональность по сравнению с традиционной авиацией.
История развития беспилотников
Первые проекты дронов появились в начале XX века. Самый первый БПЛА — это знаменитый английский Fairy Queen, созданный в 1933.
Первым серийным БПЛА стала ракета ФАУ-1, созданная Германией в 40-е годы прошлого века. Её использовали для обстрелов территории Британии в годы Второй мировой войны.
Затем разработкой БПЛА занимались советские и американские инженеры. Им удалось создать множество разнообразных дронов, которые использовались для разведки.
Значительный вклад в развитие дронов внёс и Израиль. Именно эффективность израильских дроновпротив сирийской ПВО, созданной силами советских специалистов, заставила мир взглянуть на беспилотники не как на бесполезные или малоэффективные аппараты, а как на по-настоящему мощное оружие на поле боя.
С тех пор беспилотники стали активно использоваться во всех вооружённых конфликтах. США активно применяли БПЛА против Югославии и Ирака в 90-е годы.
Первый ударный дрон американской армии — это MQ-1 Predator. Именно с помощью этого дрона был убит один из самых опасных террористов мира из группировки «Аль-Каида» в 2002 году.
После этого американская армия начала активно использовать дроны для уничтожения террористов в Ираке, Афганистане и других странах Азии. Иногда действия дронов приводили к человеческим жертвам среди мирного населения.
В России долгое время не придавали большого значения беспилотникам. Их считали недостаточно эффективным оружием, однако с 2010 года военное руководство страны стало уделять больше внимания разработкам в этой сфере.
Виды беспилотников
Сегодня существует огромное количество самых разнообразных дронов. Они могут быть:
1. Автоматическими.2. Неуправляемыми.3. Дистанционно управляемыми.
Также БПЛА условно делятся и в зависимости от своего веса:
1. Тяжёлые дроны весят более тонны.2. Миди-дроны обладают массой до одной тонны.3. Мини-дроны весят до 50 кг.4. Микро-дроны обладают массой до 10 кг.
Небольшие дроны не способны находиться в воздухе достаточно продолжительное время. Некоторые модели и вовсе могут выполнять свои функции лишь 50-60 минут. Самые совершенные БПЛА способны находиться в небе 24 часа и более.
Иностранные БПЛА
Самые последние модели дронов отличаются тем, что их габариты с каждой новой версией становятся всё меньше и меньше. Наглядный пример — это БПЛА PD-100 Black Hornet. Его длина достигает 10 см, а вес — лишь 120 г. Именно этот дрон стал одним из самых популярных серди британских военнослужащих в Афганистане.
В Америке также не прекращаются работы над созданием всё новых моделей дронов. В США имеется особая программа, которая создана специально для разработки и внедрения дронов, предназначенных для разведки. Эти устройства должны снабжать данными роту или взвод. Существуют планы по оснащению каждого американского солдата личным дроном.
Самый массовый БПЛА в армии США — это RQ-11 Raven. Вес этого устройства не достигает даже двух килограмм. Он может подниматься на высоту до 5 км, а заряда аккумулятора хватает на 45-60 минут. Данный аппарат оснащён камерой и системой ночного видения. Дрон можно запускать прямо с руки. Этот беспилотник уже используется армиями более десяти государств.
Запуск RQ-11 RavenЕщё одна популярная модель в американской армии — это RQ-7 Shadow. Дрон способен нести управляемую бомбу, поэтому его можно использовать для нанесения полноценного авиаудара по противнику.
Другой американский дрон среднего размера — это RQ-5 Hunter. На некоторые модификации этого дрона можно подвешивать бомбы небольших размеров. Аппарат оснащён лазерным дальномером и качественной камерой.
RQ-5 HunterСамый известный дрон Америки — это MQ-1 Predator. Изначально его использовали для разведки, однако затем дрон стал полноценным ударным аппаратом. Сегодня создан целый ряд модификаций этого БПЛА.
Именно для этого аппарата была создана знаменитая американская ракета Hellfire-C, имеющая лазерное наведение.
MQ-1 PredatorДальнейшее развитие американских ударных дронов представлено аппаратом MQ-9 Reaper. Эта модель отличается большим временем автономной работы и современным техническим оборудованием. Беспилотник отлично проявил себя во время конфликтов в Ираке и Афганистане.
Самый большой американский дрон — это RQ-4 Global Hawk. Этот стратегический разведчик способен находиться в небе 36 часов. Считается, что именно это устройство должно заменить самолет-разведчик U-2S, который сыграл историческую роль во время Холодной войны.
RQ-4 Global HawkРоссийские беспилотники
Россия сильно отстала от признанных мировых лидеров в области создания дронов. Какие же аппараты имеются у российских военных?
«Пчела-1Т» был запущен в воздух ещё в 1990 году. Изначально он предназначался для корректировки огня, однако сегодня этот дрон никак нельзя назвать современным и пригодным для использования. Даже чеченские террористы сумели сбить несколько аппаратов во время вооружённого конфликта в Чечне в 90-е годы.
Пчела-1ТЕщё один аппарат — это «Дозор-85». Модель прошла испытания в 2007, а затем поступила в распоряжение российских пограничников. Машина была создана именно для нужд пограничников.
Самый популярный дрон в российской армии — это широко известный «Форпост». Эта модель была создана ещё в 90-е, поэтому её тоже никак нельзя назвать современной. Кроме этого, «Форпост» представляет собой достаточно большой аппарат, который сложно использовать для разведки.
БПЛА ФорпостВ 2007 на вооружение был принят полноценный разведывательный дрон под названием «Типчак». Масса этого устройства достигает 50 кг, а время полёт — примерно 120 минут. Аппарат имеет в своём оснащении инфракрасную камеру.
БПЛА ТипчакОдна из последних разработок российских инженеров — это БПЛА «Скат». Эта модель относится к разведывательно-ударным дронам, которые могут помочь во время наступления на позиции противника. Разработкой занимались знаменитые АКБ «Сухой», а также РСК «МиГ», однако судьба аппарата окончательно неизвестна. В прессу поступала информация о приостановке финансирования разработки этого аппарата.
«Дозор-600» — это многоцелевой дрон, разработкой которого занимаются в фирме «Транзас». Впервые аппарат был продемонстрирован во время проведения выставки МАКС-2009. Точные характеристики этого аппарата никому неизвестны, однако «Дозор-600» называют полноценным аналогом натовского MQ-1B Predator. Были планы оснастить дрон РЛС, а также тепловизором и другим оборудованием, однако пока этот аппарат так и не был принят российской армией. Аппарат создан специально для проведения разведки и наблюдения в зоне вооружённого конфликта. Какая-либо информация об ударных возможностях аппарата на данный момент отсутствует.
Дозор-600«Орлан-3М» и «Орлан-10» представляют собой беспилотники, предназначенные для разведки. Также они могут использоваться для поиска пропавших без вести людей и целеуказания. Аппараты очень похожи друг на друга, а отличаются лишь весом и дальностью полёта. Обе машины могут взлететь только с помощью катапульты. Приземлиться аппараты могут исключительно при помощи парашюта.
Что можно ожидать в будущем
Сегодня имеется сразу несколько самых удачных направлений для развития этого вида техники.
Одно из самых популярных направлений — это создание многопрофильных устройств, предназначенных как для применения в беспилотной модификации, так и в пилотируемой.
Одна из тенденций в разработке современных БПЛА — это уменьшение габаритов. Многие компании ведут разработку как можно более миниатюрного вооружения. Подобные устройства будут отличаться низкой стоимостью.
Также ведутся работы и над созданием всё новых версий беспилотников-камикадзе. Некоторые страны пытаются создать аппараты, способные вывести технику противника с помощью электромагнитного импульса.
Очередная инновационная идея — это создание большого количества дронов, связанных в одну группу. Подобным способом планируется достичь исключительно высокой эффективности при выполнении любых боевых задач. Аппараты, которые войдут в такую группу, должны обмениваться данными и выполнять многие другие функции совместно друг с другом.
Многих пугает перспектива создания абсолютно автономных аппаратов, которые будут принимать решение об уничтожении того либо иного человека без участия оператора. Во многих странах разработки таких аппаратов находятся на завершающей стадии.
Возможно, что уже в скором времени появится возможность дозаправки дрона прямо в воздухе.
armata1.ru
Боевое применение беспилотных летательных аппаратов » Военное обозрение
В 1933 году в Великобритании на основе биплана Fairy Queen был создан первый беспилотный дистанционно управляемый по радио летательный аппарат многократного действия, получивший название H.82B Queen Bee.
H.82B Queen Bee
Именно тогда началась эра беспилотников. В последствии, этот аппарат использовался в качестве воздушной мишени Королевском военно-морском флоте с 1934 по 1943 г. Всего было изготовлено 405 единиц самолётов-мишеней.
Первым же боевым беспилотным летательным аппаратом (БПЛА) был германский самолёт – снаряд( крылатая ракета, по современной терминологии) Фау-1 («Физелер-103»), с реактивным пульсирующим двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с воздуха.
самолёт-снаряд Фау-1
Система управления снарядом представляет собой автопилот, удерживающий снаряд на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полёта.
Управление дальностью полета осуществляется с помощью механического счётчика, на котором перед стартом устанавливается величина, соответствующая требуемой дальности, а лопастной анемометр, размещенный на носу снаряда и вращаемый набегающим потоком воздуха, скручивает счётчик до нуля по достижении требуемой дальности (с точностью ± 6 км). При этом взводятся взрыватели боевой части, и выдается команда на пикирование.
Всего было произведено около 25000 единиц этого «чудо – оружия». Из них около 10000 было запущено по Англии, 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Удары Фау-1 не могли повлиять на ход войны, однако имели не малый моральный эффект и требовали больших усилий для противодействия.
В США запустили в производство БПЛА-мишень Radioplane OQ-2 для тренировки лётчиков и зенитчиков. Также в 1944 году был применён впервые в мире классический ударный БПЛА многократного действия — Interstate TDR.
БПЛА Interstate TDR
Дешевизна предопределила низкие летные характеристики — скорость машины на испытаниях не превысила 225 км/ч, а дальность — 685 км.Машина взлетала с обычного аэродрома или с авианосца при помощи колесного сбрасываемого шасси. В носовой его части располагался прозрачный обтекатель, прикрывающий телекамеру управления. Расположенная в носовой части, телекамера Block-I имела угол обзора в 35 градусов.
Управление самолетом осуществлялось по радио с борта следующего за дронами самолета управления. Оператор с помощью дисковидного экрана видел изображение, передаваемое телекамерой машины. Для контроля направления и угла использовался стандартный джойстик. Высота полета задавалась дистанционно с помощью наборного диска, как и сброс шасси и отстрел торпеды или бомбы.
Практика показала невозможность предполагавшегося прицельного сброса бомб с самолета. Было решено, что для упрощения и без того затянувшейся программы разработки и обучения, летчики будут атаковать цели только сбросом торпед либо таранным ударом самолета в пикировании. Ряд проблем с аппаратурой и с освоением новой техники привел к тому, что интерес к беспилотным самолетам начал падать.
Всего было произведено более 100 беспилотников этого типа, часть из них приняли участи в боевых действиях на Тихом океане. При этом имелись определённые успехи, были осуществлены атаки наземных зенитных батарей на Бугенвилле, в Рабауле и на о. Новая Ирландия. Наиболее успешными были две последние атаки на Новую Ирландию, полностью уничтожившие стратегический маяк на мысе Св. Георгия. Всего в этих атаках было израсходовано 26 самолетов из 47 имеющихся, еще 3 разбились по техническим причинам.
После окончания войны основные усилия разработчиков были сосредоточены на создании управляемых ракет и бомб. Беспилотники рассматривались только в качестве тренировочных радиоуправляемых мишеней для средств ПВО и истребителей.
Интерес к БПЛА стал возрождаться, по мере насыщения войск зенитными ракетными комплексами (ЗРК) и совершенствования средств обнаружения. Применение БПЛА позволяло сократить потери пилотируемых разведывательных самолётов, при ведении воздушной разведки, и использовать их в качестве ложных целей.
В СССР в 60-70-е годы были созданы беспилотные реактивные разведчики: Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж», Ту-143 «Рейс». Все они были достаточно крупными и тяжелыми аппаратами.
Ту-143 было выпущено около 950 штук, поставлялся в ближневосточные страны, в том числе и в Ирак и Сирию. Где принимал участие в боевых действиях.
Ту-143 в составе комплекса ВР-3
После серьёзных потерь авиации во Вьетнаме, в США также возродился интерес к беспилотникам. В основном, они использовались для ведения фоторазведки, иногда для целей РЭБ. В частности, для ведения радиотехнической разведки применялись БПЛА 147E. Несмотря на то, что, в конечном счёте, беспилотник был сбит, он передавал на наземный пункт характеристики советского ЗРК С-75 в течение всего своего полёта, и ценность этой информации была соизмерима с полной стоимостью программы разработки беспилотного летательного аппарата. Она также позволила сохранить жизнь многим американским лётчикам, а также самолёты в течение последующих 15 лет, вплоть до 1973 г. В ходе войны американские БПЛА совершили почти 3500 полётов, причём потери составили около четырёх процентов. Аппараты применялись для ведения фоторазведки, ретрансляции сигнала, разведки радиоэлектронных средств, РЭБ и в качестве ложных целей для усложнения воздушной обстановки.
Последующие события и технические достижения вызвали существенные изменения в понимании руководством Министерства обороны США роли и места БЛА в системе вооружений. С середины 1980-х годов авиастроительными компаниями США стали разрабатываться и создаваться автоматизированные беспилотные комплексы тактического и оперативно-стратегического назначения.
В 1970–1990-е и последующие годы значительный вклад в развитие беспилотной техники внесли израильские военные специалисты, ученые и конструкторы.
Впервые с острой необходимостью иметь беспилотные летательные аппараты Армия обороны Израиля (АОИ) столкнулась в период ведения «Войны на истощение» (1969–1970). Статические боевые действия шли одновременно на трех фронтах: против Сирии, Иордании, но в первую очередь – против Египта. Тогда резко возрос спрос на аэрофотосъемку наземных объектов, однако ВВС Израиля затруднялись удовлетворять все запросы. Часто объекты съемки были прикрыты мощной системой ПВО. В 1969 году группа израильских офицеров провела эксперименты по установке фотокамер в корпусе коммерческих радиоуправляемых моделей. С их применением были получены фотографии иорданских и египетских позиций. Руководство военной разведки требовало БЛА с более высокими тактико-техническими характеристиками, прежде всего с большей дальностью полета, а командование ВВС в тот период по рекомендации группы «закупить БПЛА» готовилось к покупке реактивных беспилотных самолетов в США.
В марте 1970 года делегация ВВС Израиля выехала в США. В конце июля того же года был подписан контракт с американской компанией Teledyne Ryan на разработку разведывательного БПЛА Firebee Model 124I («Мабат») и производство для Израиля 12 таких аппаратов. Уже через 11 месяцев машины были доставлены в Израиль. 1 августа 1971 года была создана особая эскадрилья для их эксплуатации – 200-я, первая эскадрилья БПЛА в ВВС Израиля.
Примечательными разработками и моделями, заказанными ВВС Израиля в США, стали модификации беспилотных самолетов семейства Firebee – разведывательные БПЛА «Мабат» (Model 124I, Model 147SD) и БПЛА-мишени «Шадмит» (Model 232, Model 232B) производства компании Teledyne Ryan, а также БПЛА-ловушки (ложные цели) для борьбы с ЗРК противника MQM-74A Chukar компании Northrop Grumman, получившие в Израиле название «Тэлем». В 1973 году эти аппараты применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта («Войны Судного дня») для наблюдений, разведки наземных объектов и постановки ложных воздушных целей. Беспилотные разведчики «Мабат» совершали аэрофотосъемку дислокаций войск, зенитно-ракетных батарей, аэродромов, проводили разведку объектов перед авиационными ударами и оценку результатов этих ударов. Вскоре после завершения войны 1973 года ВВС Израиля сделали второй заказ на 24 аппарата «Мабат». Приблизительная стоимость БПЛА этого типа с дополнительным оборудованием составляла 4 млн. долл., сам летательный аппарат стоил около 2 млн. долл. Беспилотные самолеты типа «Мабат» и «Тэлем» закупались до 1990 года и использовались в составе ВВС Израиля по 1995 год включительно; мишени «Шадмит» состояли на вооружении ВВС до 2007 года.
БПЛА «Мастифф»
Наряду с заказами и закупками беспилотников у фирм-производителей США за несколько лет в Израиле была создана собственная мощная база по проектированию и строительству беспилотных комплексов. Наиболее активной и дальновидной в стратегии БЛА оказалась израильская фирма – изготовитель электроники «Тадиран». Благодаря инициативе своего директора Акивы Меира она в 1974 году купила у AIRMECO права на усовершенствованный БПЛА Owl и с этого момента стала первым промышленным производителем беспилотных аппаратов в Израиле. С 1975 года Израиль перешел к разработке и выпуску собственных БПЛА, первым из которых стал «Саяр» (экспортное наименование Mastiff – «Мастиф») фирмы-производителя «Тадиран». Этот беспилотный самолет был впервые представлен широкой публике в 1978 году; он и его усовершенствованные модели состояли на вооружении военной разведки. По заказу ВВС Израиля компанией IAI были разработаны и созданы аппараты типа Scout («Скаут»), на иврите – «Захаван». Первый боевой вылет БПЛА-шпион «Скаут» выполнил 7 апреля 1982 года в Ливан, после операции «Мир для Галилеи» (ливанская война 1982 года).
БПЛА «Скаут»
В 1982 году беспилотные аппараты израильского производства использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане. Малоразмерные БПЛА «Мастиф» фирмы «Тадиран» и «Скаут» компании IAI осуществляли разведку сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью «Скаута», отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил инициировала включение РЛС сирийских ЗРК, по которым наносился удар самонаводящимися противорадиолокационными ракетами. Те средства ПВО, которые не были уничтожены, подавлялись помехами. В печати сообщалось, что во время войны 1982 года наступил звездный час противорадиолокационных средств АОИ. 9 июня в ходе операции «Арцав-19» против ЗРК Сирии в Ливане истребители «Фантом» выпустили по ЗРК около 40 управляемых ракет нового типа – «Стандард» (AGM-78 Standard ARM), одновременно нанесли удар и наземные средства – «Кахлилит» и «Керес». В ходе операции широко применялись и ложные воздушные цели – «Тэлем», «Самсон» и «Далила».
Тогдашний успех израильской авиации был действительно впечатляющим. Система ПВО Сирии в Ливане была разгромлена. Сирия потеряла 86 боевых самолетов и 18 батарей ЗРК.
Приглашенные тогда сирийским руководством из Советского Союза военные специалисты сделали вывод: израильтяне применили новую тактику – сочетание БПЛА с телекамерами на борту и наводящихся с их помощью ракет. Это было первое столь эффектное применение беспилотных самолетов.
В 1980–1990-х годах разработкой и производством БЛА стали заниматься многие авиастроительные компании и фирмы не только в США и Израиле, но и в других странах. Отдельные заказы на разработку и поставку БЛА приобрели межгосударственный характер: американские компании поставляли ВВС Израиля беспилотные самолеты «Мабат», «Шадмит» и «Тэлем»; израильская компания IAI заключала контракты и поставляла вооруженным силам США системы Pioneer и Hunter, армиям Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Индии – аппараты Searcher. Серийному выпуску и заключению контрактов на закупку БЛА, как правило, предшествовали долгосрочные работы по выбору моделей и комплексов с изучением характеристик, результатов испытаний и опыта боевого применения беспилотной техники. Например, в Южно-Африканской Республике компанией Kontron был разработан беспилотный самолет-разведчик Seeker («Сикер») с дальностью полета до 240 км. Боевое крещение он получил во время войны в Анголе в 1986 году.
Дистанционно-пилотируемые летательные аппараты и автономные БПЛА использовались обеими сторонами в течение войны в Персидском заливе 1991 года (операция «Буря в пустыне»), прежде всего как платформы наблюдения и разведки. США, Великобритания, и Франция развернули и эффективно использовали системы типа Pioneer, Pointer, Exdrone, Midge, Alpilles Mart, CL-89. Ирак использовал Al Yamamah, Makareb-1000, Sahreb-1 и Sahreb-2. Во время этой операции БПЛА тактической разведки коалиции совершили более 530 вылетов, налёт составил около 1700 часов. При этом 28 аппаратов были повреждены, включая 12, которые были сбиты.
Разведывательные БПЛА применялись и в так называемых операциях по поддержанию мира силами ООН в бывшей Югославии. В 1992 году ООН санкционировала использование ВВС НАТО, чтобы обеспечить прикрытие Боснии с воздуха и поддерживать наземные войска, размещенные по всей стране. Для выполнения этой задачи требовалось ведение круглосуточной разведки с применением беспилотной техники. Американские БПЛА совершали полеты над территорией Боснии, Косово, Сербии. Для ведения воздушной разведки на Балканах несколько аппаратов Hunter у Израиля купили ВВС Бельгии и Франции. В 1999 году с целью обеспечения действий войск НАТО и бомбардировок объектов на территории Югославии были задействованы в основном американские БПЛА MQ-1 Predator. Как сообщали СМИ, они совершили не меньше 50 боевых разведывательных вылетов.
БПЛА MQ-1 Predator
США являются признанным лидером в разработке и производству БПЛА. К началу 2012 года, БПЛА составили почти треть парка стоявших на вооружении летательных аппаратов (количество беспилотников в составе вооруженных сил, достигло 7494 единиц, в то время как количество пилотируемых аппаратов - 10767 единиц). Наиболее распространенным аппаратом стал разведывательный RQ-11 Raven — 5346 единиц.
БПЛА RQ-11 Raven
Первым ударным БПЛА стал разведывательный MQ-1 Predator, оснащенный ракетами AGM-114C Hellfire. В феврале 2002 года, данный аппарат впервые нанес удар по внедорожнику, предположительно принадлежавшему пособнику Усамы Бен Ладена мулле Мохаммеду Омару.
В начале XXI века главным регионом боевого применения беспилотных аппаратов снова стал Ближний Восток. В операциях американских вооруженных сил в Афганистане и затем в Ираке средневысотные БПЛА помимо разведки осуществляли лазерное целеуказание средствам поражения, а в отдельных случаях атаковали противника своим бортовым оружием.
С помощью беспилотников была организована настоящая охота за лидерами Аль-Каиды.
За 2012 год, было нанесено не менее 10 ударов, информация о некоторых стала известна:
12 марта 2012 года БПЛА, предположительно американские, нанесли удары по военным складам террористической группировки «Аль-Каида» в районе города Джаар (провинция Абьян на юге Йемена). Было выпущено шесть ракет. О жертвах и разрушениях не сообщается.
7 мая 2012 г. в Йемене, в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды» Фахд аль-Куса, которого власти США считали ответственным за организацию подрыва эсминца «Коул».
4 июня 2012 г. на севере Пакистана, в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит Абу Яхья аль-Либи, которого считали вторым человеком в «Аль-Каиде».
8 декабря 2012 г. в Пакистане в результате авиаудара, нанесенного американским БПЛА, был убит Абу Заид, который считался в «Аль-Каиде» преемником Абу Яхья аль-Либи, убитого в июне 2012 г.
Американские беспилотники MQ-9 Reaper базировались в Пакистане, на аэродроме Шамси.
БПЛА MQ-9 Reaper
Однако после нанесения ошибочных ударов по «гражданским» объектам и гибели «мирных» жителей, по требованию пакистанской стороны, покинули его.
Спутниковый снимок Google Earth: американские беспилотники на аэродроме Шамси
В настоящее время оборудуется инфраструктура и монтируется оборудование для использования стратегических высотных разведчиков RQ-4 «Глобал Хок» в разных частях мира.
БПЛА RQ-4 «Глобал Хок»
На первом этапе, поставлена задача, по эффективному их использованию в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Для этого планируется использовать базу ВВС США на острове Сицилия, на территории итальянской ВВБ «Сигонелла».
Выбор БПЛА типа RQ-4 «Глобал Хок» в качестве основного средства ведения воздушной разведки и наблюдения, в том числе в зоне Европы и Африки, отнюдь не случаен. На сегодня этот дрон с размахом крыла, достигающим 39,9 м, можно без преувеличения назвать фактическим некоронованным «королем беспилотников». Аппарат имеет взлетную массу порядка 14,5 тонны и несет полезную нагрузку более 1300 килограммов. Он способен оставаться в воздухе без посадки и дозаправки до 36 часов, поддерживая при этом скорость около 570 километров в час. Перегоночная дальность БЛА превышает 22 тысячи километров.
Спутниковый снимок Google Earth: RQ-4 «Глобал Хок» на аэродроме базирования
По оценкам специалистов компании-разработчика «Нортроп Грумман», «Глобал Хок» может на одной заправке преодолеть расстояние от ВВБ «Сигонелла» до Йоханнесбурга и обратно. При этом беспилотник обладает поистине уникальными для воздушного шпиона и контролера характеристиками. Он в состоянии, например, осуществлять сбор информации при помощи широкого набора установленной на его борту специальной аппаратуры -радиолокационной станции с синтезированной апертурой луча (разработчик - компания «Рейтеон»), комбинированной оптико-электронной/инфракрасной системы разведки AAQ-16, системы электронной разведки LR-100, других средств. В то же время БЛА «Глобал Хок» оснащены комплектом навигационной и связной аппаратуры, которая позволяет беспилотникам данного семейства с высокой эффективностью решать возложенные на них задачи (на борту имеются спутниковые системы связи и навигации, радиосвязные системы, системы обмена данными и пр.).
В вооруженных силах США БПЛА RQ-4 «Глобал Хок» рассматривается как замена высотного – стратегического разведчика U-2S «Локхид». Отмечается, что по своим возможностям беспилотник, в частности в области радиотехнической разведки, превосходит последний.
ВВС Франции применяли в Ливии беспилотный летательный аппарат "Харфанг". БПЛА был переброшен на базу ВВС Италии Сигонелла (о.Сицилия). Применяется для разведывательных полетов в воздушном пространстве Ливии в рамках операции "Харматтан" (Harmattan). Об этом сообщило министерство обороны Франции, которое присвоило название "Харматтан" операциям своих вооруженных сил в Ливии.
Техническим обслуживанием и обеспечением полетов БЛА на Сицилии занята бригада из 20 военнослужащих. Ежедневно БЛА проводит в воздухе свыше 15 часов. На его борту установлены оптикоэлектронные камеры круглосуточного действия.
БПЛА "Харфанг"
Полученные разведывательные данные немедленно передаются по спутниковым и другим линиям связи на наземный пункт управления, где ведется их обработка в реальном времени.
Применение БПЛА "Харфанг" усилило разведывательные возможности Франции, которые обеспечивают дислоцированные на базе Сигонелла пять истребителей "Рафаль", оснащенных цифровыми разведывательными контейнерами нового поколения.
До этого они находились в Афганистане выполнив 511 полетов общей продолжительностью 4250 часов.
Самое ближайшее боевое применение БПЛА, состоялось в ходе операции французских сил в Африке.
Участвующие в Мали спустя через неделю после начала операции «Сервал» два средневысотных беспилотных летательных аппарата большой продолжительности полета «Харфанг» (Harfang), базирующиеся в соседнем Нигере, налетали более 1000 часов за 50 полетов. Эти аппараты, применяемые эскадрильей 1/33 Belfort (Коньяк, Франция), используются не только для разведки и наблюдения, но и для лазерного целеуказания самолетам Атлантик-2 ВМС и истребителям-бомбардировщикам ВВС Они оказались действительно необходимыми в каждой критической фазе операции «Сервал», будь то наблюдение за городами, занятыми джихадистами или в десантировании 2-го парашютно-десантного полка иностранного легиона в Тимбукту. Один из «Харфангов» даже сумел побить рекорд, пробыв в воздухе более 26 часов, благодаря новой конфигурации с более гладкими формами устройств.
Армия Израиля широко использовала разведывательные БПЛА с видеоаппаратурой в операциях против соседних арабских стран и движения ХАМАС в палестинском анклаве, прежде всего при бомбардировках и действиях в секторе Газа (2002–2004, 2006–2007, 2008–2009). Ярким примером применения БПЛА стала вторая ливанская война (2006–2007).
БПЛА Heron-1 «Шоваль»
Беспилотные аппараты израильского и американского производства имеют вооруженные силы Грузии. Одним из наиболее известных и показательных фактов вооруженного противостояния Грузии с непризнанными республиками Абхазия и Южная Осетия явилось применение грузинских дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) самолетного типа «Гермес-450» израильского производства. До определенного времени грузинское военно-политическое руководство отвергало факт наличия в его распоряжении силовых структур этого БЛА. Однако случай 22 апреля 2008 г., когда в ходе полета «Гермес-450» был сбит, заставили Саакашвили признать этот факт.
ДПЛА «Гермес-450»
Комплекс с ДПЛА «Гермес-450» (Hermes 450) является многоцелевым комплексом с разведывательным дистанционно пилотируемым летательным аппаратом (ДПЛА) большой дальности полета. Он создан израильской компанией Silver Arrow (дочерняя фирма компании Elbit Systems) и предназначен для ведения воздушной разведки, патрулирования, корректировки артиллерийского огня и поддержки коммуникаций в полевых условиях.
Российские вооруженные силы весьма ограниченно в ходе «контртеррористической операции» на Кавказе, применяли БПЛА «Пчела» комплекса «Строй-П». Который на сегодня считается устаревшим. С его помощью осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии.
БПЛА «Пчела»
Однако подробностей применения в открытых источниках нет. Учитывая не большой ресурс «Пчелы» и крайне ограниченное количество комплексов, эффект от их применения скорее всего был не большим.
Поступление в Вооруженные силы РФ новых разведкомплексов с БПЛА малой дальности отечественного производства «Орлан-10» планируется на 2013 год.
В июле 2012 года компания «Сухой» выбрана разработчиком проекта тяжёлого ударного БПЛА взлётной массой, скорее всего, от 10 до 20 тонн. Возможные технические характеристики будущего аппарата пока не раскрываются. В конце октября стало известно, что российские компании «Сухой» и «МиГ» подписали соглашение о сотрудничестве в разработке беспилотных летательных аппаратов — «МиГ» примет участие в проекте, тендер по которому ранее выиграл «Сухой».
Источники:http://nvo.ng.ru/armament/2009-09-11/1_bespilotniki.htmlhttp://topwar.ru/123-bespilotnyj-prismotr-za-kontinentami.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/MQ-1_Predatorhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Tadiran_Mastiffhttp://www.airwar.ru/enc/bpla/pchela.htmlhttp://www.airwar.ru/enc/bpla/rq4.htmlhttp://pentagonus.ru/board/evropa/francija/vvs_francii_rasshirjajut_primenenie_bespilotnykh_letatelnykh_apparatov_quot_kharfang_quot/77-1-0-1246
topwar.ru
Дроны, к бою: 10 крутейших военных беспилотников
Unmanned Warrior — масштабные военные учения с участием военной робототехники, которые проходят на территории Шотландии. Беспилотные плавательные, летательные и сухопутные аппараты демонстрируют свои возможности, а мы рассказываем о 10 дронах, заслуживающих внимания.
S-100 Camcopter. Многоцелевой беспилотный вертолет, разработанный австралийской компанией Schiebel еще в 2003—2005 гг. S-100 Camcopter отличается от других дронов системой оповещения о радиолокационном облучении Sage. Это цифровая система для осуществления радиочастотных разведывательных миссий: она принимает сигнал с судов, анализирует их, идентифицирует и определяет точную геопозицию источника сигнала. Так, S-100 благодаря системе Sage может отслеживать тактические группы противника на море с большого расстояния, не будучи при этом замеченным.
NRQ-21 Blackjack (Integrator) — это последний из небольших беспилотников ВМС США. Создатели дрона — Insitu, дочерняя фирма компании Boeing. Беспилотник запускается с помощью катапульты, вес полезной нагрузки составляет 11,3 кг, которые дрон способен удерживать в воздухе в течение 16 часов. Все это делает его надежным разведчиком на море с большим радиусом действия. Еще одно преимущество — NRQ-21 может быть запущен с самого маленького судна (благодаря чему судно автоматически становится гордым авианосцем). В рамках военных учений Unmanned Warrior в Шотландии беспилотник совершил полет с новой системой Airborne Computer Vision, которая позволяет находить и идентифицировать корабли автоматически, без дистанционного управления.
Saab AUV-62-AT. Чтобы научиться охотиться на подводные лодки, необходимо тренироваться. Но у подводных лодок достаточно своих важных и секретных задач, и игры в прятки с дронами не входят в планы субмарин. Шведский производитель автомобилей Saab создал дрон, который претендует на звание самого передового симулятора подводной лодки —с его помощью можно «дрессировать» другую технику. Saab AUV-62-AT максимально точно имитирует звуки, издаваемые подводной лодкой, в том числе характерный шум двигателя для пассивных звукоснимателей (т.е. устройств, не осуществляющих усиление сигнала) и отраженные сигналы гидролокаторов для активных звукоснимателей. Дрон может погружаться в воду на глубину до 300 м и прятаться от «охотников» на протяжении 20 часов.
USV- 2600, разработка комитета исследований и развития обороны Канады — это трехметровая лодка-робот, на которой может размещаться широкий спектр инструментов. Например, гидролокатор для картографии морского дна, приборы для измерения температуры и исследования подводных течений. Усовершенствованная система навигации позволяет USV- 2600 фиксироваться на месте лучше, чем если бы это было сделано с помощью ручного пилотирования. Во время тестирования аппарат оставался в пределах метра от обозначенной точки, что жизненно важно для точности измерений.
Береговая система охраны быстрого размещения (WRDSS) — это автоматическая система обороны, разработанная Управлением военно-морских исследований (ONR) министерства обороны США для гаваней, бухт и других прибрежных зон. Как и следует из названия, это оперативный дрон, который может быть стремительно доставлен в назначенное место со всем необходимыми оборудованием: гидролокатором, радаром и камерой. WRDSS автоматически обнаруживает и отслеживает потенциальные угрозы со стороны малых судов, пловцов, дайверов и беспилотных подводных лодок. Звукоусилитель, расположенный как над поверхностью воды, так и под водой, быстро предупреждает об опасности.
Воздушный беспилотный ретранслятор. Другая программа, созданная Управлением военно-морских исследований (ONR), использует беспилотник как связной ретранслятор, чтобы держать связь с командой роботов и соединять их с базой. Находясь на высоте от 30 до 100 м, дрон может устанавливать радиосвязь в гораздо более широком диапазоне, чем это могу делать устройства, находящиеся на уровне моря. Винтокрылый беспилотник будет передавать сигналы от подводных лодок-роботов на сушу (и обратно), что является наглядным примером того, как беспилотный подводный флот может успешно управляться с земли.
Беспилотник Iver-3 предстал на учениях в отдельном сегменте с ярким названием «Адский залив» (Hell Bay), где группы подводной техники демонстрируют свои возможности в области совместного и автономного выполнения задач, в частности — по распознаванию целей. Iver-3 произведен американской компанией Oceanserver. Это 36-и килограммовое беспилотное судно, которое работает более 8-и часов на глубине до 100 м и может обнаруживать подводные мины с помощью специального магнитного датчика.
Беспилотник Sea Hunter, летательный аппарат, оснащенный новейшими датчиками ONR (напомним, это Управление военно-морских исследований при минобороны США). Среди них, например, лидар — «лазерный радар», способный составлять карту морского дна на мелководье. Новый лидар в 10 раз меньше размером, чем предыдущие системы. Sea Hunter планируется использовать для быстрой оценки окружающей среды: он будет отмечать отмели, рифы, затонувшие корабли и другие опасности, которые могут создавать помехи и представлять угрозу для морских операций. Sea Hunter запускается с корабля, чтобы быстро обследовать ту зону, которая не была в свое время должным образом изучена и картографирована.
C-Worker 5 — это британское надводное беспилотное судно с безредукторным дизельным двигателем, которое может перемещаться со скорость около 9 км/ч в течение недели всего лишь на одном топливном баке. Оно способно работать и на дистанционном управлении, и в автономном режиме. В ходе военных учений дрон C-Worker 5 продемонстрировал слаженную совместную работу с другими беспилотными поверхностными и подводными лодками.
Scan Eagle — старейший дрон компании Boeing Insitu. Первоначально он мыслился как прибор для отслеживания стай тунца, однако потом быстро перешел с гражданской службы на военную. Сегодня Scan Eagle используется более чем двадцатью странами для разведки и наблюдением за полем боя. Scan Eagle не нуждается в аэродроме для дислокации, легко запускается с помощью пневматической пусковой катапульты, а для посадки использует крюк, которым цепляется за натянутый трос (посмотрите, на видео все в деталях). Носовая часть беспилотника оборудована стабилизированной вращающейся инфракрасной или электрооптической камерой. ВМС Великобритании уже готовы отправить Scan Eagle в отставку, однако производители представили новую версию заслужившего доверие Scan Eagle с обновленным двигателем и улучшенными датчиками. Посмотрим, может, эти изменения удержат Scan Eagle в строю еще на долгие годы.
www.popmech.ru
Российские ударные дроны (20 фото)
Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.
Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки — 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки — 1972 годом.
Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).
В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» — летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.
«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.
Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета — 4 тыс. километров. Скорость полета у земли — не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.
Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.
Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.
Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.
Дозор-600
БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.
115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.
Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.
Охотник
Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.
Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).
СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.
Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)
«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».
Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.
В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.
Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.
С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.
Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.
Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.
За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.
У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»
Источник
www.pravda-tv.ru
СССР |
Россия |
Подробнее на: |
Украина |
Белоруссия |
США |
Великобритания |
Вьетнам |
Франция |
Германия |
Италия |
Казахстан |
Канада |
Китай |
avia.pro
10 распространенных мифов о военных дронах (11 фото)
Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.
…они не дроны
Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.
«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.
Они новинка для военных
БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.
С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.
Ими управляет совсем немного людей
Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов — это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.
Беспилотники, по сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator — 168, а Reaper — 180. Но это американские системы БПЛА.
Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки
Эксплуатация любого военного аппарата — дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.
С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году — уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.
Если нарушить их коммуникацию, они упадут
Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.
Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.
Намеренный сбой связи — опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.
Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени
Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие — в два раза дольше. Основная причина этого — хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.
Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.
Управлять дроном может любой (как в видеоигре)
Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.
Еще одно важное отличие — пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).
У них есть «списки зачистки»
Основная цель практически всех БПЛА — это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.
Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.
Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.
Они автономны
Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.
Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».
Их делают ради одной задачи: убивать
Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.
Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.
Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Военные беспилотники - GUNS about
Беспилотный воздух или орнитология XXI века
Опубликовано Алексей Кутовенко в EDITORIAL Журнал UPgrade 695
В самом начале XX века научно-популярные журналы писали, что развитие воздухоплавания принесет в наш мир невиданную свободу. Казалось, что никакая стража не сможет контролировать воздух. Люди будут свободно перемещаться, и никто не сможет удержать их там, где им плохо. Реальная история пошла несколько иным путем.
В 1920-е итальянский генерал Джулио Дуэ активно продвигал доктрину воздушной войны, в которой все стратегические задачи решаются ударами с воздуха, став, пожалуй, одним из влиятельнейших военных теоретиков в истории. В 1930-е уже британский генерал Фуллер писал о летающих центрах телемеханического управления роботами, которые и будут атаковать врага. Примерно в те же годы в СССР вовсю испытывались телеуправляемые самолеты, катера и танки. Под конец Второй мировой в теме отметились и немцы. Однако такие аппараты оставались одноразовым средством.
Революция произошла уже в 2000-е. Изменились войны. Кому охота топтать песок, подставлять голову под пули или тратить ресурс дорогостоящих «больших» самолетов на патрулирование какого-нибудь захолустья? Вот и появилась ниша сначала для дронов-разведчиков. А потом на них неизбежно повесили управляемое оружие. Первые реальные боевые вылеты с применением дронами оружия датируются 2002 годом – их использовали против талибов в Афганистане. Прошло двенадцать лет, и уже можно говорить о последствиях. Дроны тренируются на людях, и счет убитых идет на тысячи. Конечно, по сравнению с количеством фрагов, набиваемых ближними из плоти и крови, это капля в море, тем не менее перед нами ситуация с далеко идущими последствиями. А в то же время на другой стороне земного шара коптеры учатся развозить пиццу, помогают в защите экологии и предотвращении преступлений.
Вокруг беспилотников, их возможностей и опасности использования благополучно начинают создаваться свои мифы. Понимание того, на что способны дроны, – во всем спектре, от полезнейших вещей до мелких пакостей и крупных неприятностей, – способствует преодолению этих мифов. Уверенное знание куда полезней.
Искусственных птичек становится все больше. Итак, какова же орнитология XXI века? Давайте сначала разберемся с терминологией. Под наименование «беспилотный летательный аппарат» (английский аналог – Unmanned AerialVehicle, UAV) попадает масса летающей техники, объединенной только отсутствием на борту управляющего ею человека-пилота. Такой аппарат может быть полностью автоматическим устройством, выстраивающим свой полет по заложенной заранее программе или же самостоятельно принимающим те или иные решения на основе автономных алгоритмов. Или управление может брать на себя удаленный хоть на тысячи километров человек-оператор. Правда, подобный вариант сложен, поскольку требует в числе прочего наличия группировки спутников-ретрансляторов. Вот такие машины и называются дронами.
Какой визуальный образ у «технологической» войны? Кадры бортовой видеозаписи стали модными с 1991 года, когда «Буря в пустыне» показала в числе прочего, что война может выглядеть по-другому, не так, как ее было принято изображать ранее. Мягко плавающая марка прицела на черно-белом экране, периодическая смена фильтров, строчки малопонятной непосвященным телеметрии. Затем на краткий миг в кадре появляется темная тушка подлетающей ракеты. Вспышка. Медленно оседающая пыль и комментарий на брифинге. Недавно произошло маленькое историческое событие: беспилотник успешно взлетел с палубы и самостоятельно приземлился на авианосец. Некоторые дроны разрабатываются именно как роботы, способные выполнять свою миссию полностью автономно – от взлета до принятия решения о нанесении удара. Это уже серьезно. В сообществе любителей авиации ходит шутка, что если уж шестое поколение истребителей не будет беспилотным, то таковым точно станет седьмое.
В конфликтах низкой интенсивности, при значительном превосходстве одной из сторон, дроны используются в основном из соображений экономии. Поскольку противодействия практически не будет, их можно делать относительно дешевыми и в большом количестве. Да и свои пилоты не подвергаются риску. Причем и это обстоятельство можно свести к деньгам: подготовка современного военного летчика – длительное и очень дорогое удовольствие. Дроны помогают держать под контролем большие территории. И если оснастить такой аппарат солнечными батареями (гуглите проект Vulture), то продолжительность непрерывного полета может измеряться месяцами.
Интересно, что для «большой» войны. предлагалась совсем другая техника. Насытить ПВО серьезным количеством целей можно и не с помощью беспилотников, а посредством более дешевых, хоть и одноразовых крылатых ракет и барражирующих боеприпасов. В большой и скоротечной войне, которая ожидалась в Европе, «модельки» были ни к чему. Советские «Рейсы» и «Стрижи» – сверхзвуковые аппараты для доразведки целей, на которые потом уже вывалятся баллистические ракеты и другой «чугуний». А вот создание сверхскоростных и сверхманевренных аппаратов отсутствие требования возить живого пилота заметно упрощает. Роботам доступны режимы полета, попросту невозможные для пилотируемых устройств.
Индустрия беспилотников развивается стремительно. Их число будет только расти. Ожидается, что к концу этого десятилетия количество постоянно эксплуатируемых дронов будет исчисляться десятками тысяч. Техническая революция часто приводит к смене лидеров. Тенденция действительно налицо: сейчас разработкой различных беспилотных аппаратов вполне успешно занимается множество небольших фирм. Шанс выстрелить у них действительно есть. Так что дроны будут развиваться, умнеть и наращивать возможности – технические проблемы решаемы. Другое дело – проблемы этические.
В принципе, для того чтобы стать опасным, роботу даже необязательно развивать искусственный интеллект и возжелать убить всех человеков. Он может банально испортиться. Забьют при сборке контакт не той стороной, и вот неуправляемый или, что намного хуже, самоуправляемый гостинец летит куда придется. «Это хуже, чем преступление, это ошибка!» – фразу приписывают Талейрану, она тут к месту. А еще возможен перехват управления. Дронами уже и Бивис с Баттхедом в одном из сезонов сериала порулили. Грустная шутка.
Знаменитый фантаст Айзек Азимов в свое время сформулировал три закона робототехники: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред; робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому закону; робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму законам». Немало интереснейших рассказов построено как раз на играх с различными нетривиальными ситуациями применения этих законов. Реальность оказалась намного проще: современный дрон их просто игнорирует. Даже если его разрабатывали в гордящейся своими гуманистическими традициями Европе – почитайте про задачи и характеристики дрона nEUROn.
Каких-то юридических стандартов применения военных беспилотников пока не существует. Законы обычной войны прописаны, есть понятие военного преступления. Но роботы и дроны пока абсолютно бесконтрольны. Афганистан и Пакистан по понятным и печальным причинам требуют полного запрета использования роботов в военных целях. Наивно предполагать, что произойдет именно так, – слишком уж велики выгоды применения дронов. Проблема осознается, и даже ООН потихоньку начинает шевелиться. По запросу от членов Совета ООН по правам человека начал работать спецдокладчик. Причем главной проблемой он считает использование беспилотников для атак живых целей без объективной оценки условий такой атаки. Даже если дрон управляется оператором, решение о пуске принимается на основе косвенных подозрений. Иногда угадывают, и мы видим success stories. Иногда нет, и кому-то крепко не везет. Другими словами, ограничивать дронов никто и не собирается, речь идет о некоем компромиссе, выработке хоть каких-то критериев использования роботов против людей.
Так что о защите придется думать заинтересованным в этом гражданам. Если хотите узнать о высокотехнологичных ответах на подобные вызовы, гуглите, например, комплекс «Накидка», ищите информацию о комплексах радиоэлектронной борьбы. Даже модный в последнее время «цифровой» камуфляж как раз предназначен для защиты от электронных средств разведки. Грамотно подобранный «пиксельный» паттерн вносит помехи именно в изображения на матрицах систем видеонаблюдения. Получается этакая большая «капча» для робота-разведчика. Если науки в рисунке нет, это просто круто выглядящая, но бесполезная картинка.
Есть и небольшой документик под названием «Беспилотники: руководство по выживанию», который абсолютно бесплатно доступен в переводе на несколько десятков языков на сайте www.dronesurvivalguide.org.
Руководство состоит из двух частей, посвященных способам укрыться от дронов и методам противостояния летающим роботам. Построено оно на данных из открытых источников. Никто не пытается представить его как настольное руководство партизана, тем не менее перечисление способов спрятаться от дронов получилось любопытным. Хотя некоторые из предлагаемых способов явно трудновыполнимы – например, совет перехватывать сигнал, связывающий дрона и удаленного оператора. Да, Иран «приземлил» американский разведывательный беспилотник, успешно применив данный метод, но вряд ли для этого использовалось кустарное оборудование.
Вторая часть руководства – картинка с силуэтами дронов, которые однозначно заявлены как военные, то есть несущие непосредственную опасность человеку. При желании можно купить такую табличку, распечатанную на отражающем материале. Тогда ее можно попробовать использовать для создания помех камерам беспилотников.
В фантастике представлено огромное количество произведений, описывающих противостояние человека и машины или борьбу «автоматических армий». Приведу только несколько неизбитых примеров. В рассказе Роберта Шекли «Битва» дожившее до Армагеддона человечество выставляет против демонов Ада армию роботов. «Мир на Земле» Станислава Лема описывает гонку вооружений «автоматических армий», вынесенную на Луну. Причем о ее результатах владельцам этих армий на Земле ничего не известно. Совсем по теме дронов – рассказ «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» Виктора Пелевина. Сюжет рассказа закручен вокруг применения к искусственному интеллекту сугубо психологических приемов, этакого «технического» НЛП. Образно говоря, увидев на земле выложенную камнями особую надпись, робот обижался насмерть. И разбивался.
А как же пицца?
Да, мирные беспилотники способны преобразить курьерские службы и серьезно повлиять на логистику. Купить тот же мультикоптер сейчас не проблема, остается дополнить его целевой платформой и программным обеспечением для решения нужных задач. Коммерческие беспилотники разрабатываются и в России. Мониторинг, будь то заповедник или трубопровод, картографирование, ретрансляция сигнала – вот те сферы, где дроны очень перспективны. Однако помимо естественных технических и организационных проблем снова возникают этические вопросы. Одна из главных причин, тормозящих выход на большую дорогу малых гражданских беспилотников, – обоснованные опасения, что они станут заметной угрозой приватности жизни людей. Какие шикарные кадры обломков Costa Concordia, где, в общем-то, съемка запрещена, были сняты с коптера журналистами! Покопайтесь в YouTube по ключевым словам, увидите много интересного. Всевозможный шпионаж, те или иные преступления – вполне реальные сценарии.
Хватает и юридических тонкостей, связанных с использованием воздушного пространства. Косить под игрушку и «незначительность деяния» или все-таки всерьез регистрировать аппарат и каждый раз отправлять куда надо заявку с профилем полета, перед тем как заводить электромоторчики? Пока ответ на этот вопрос неочевиден. Но я все-таки надеюсь когда-нибудь заказать доставку обеда коптером.
gunsabout.ru