Экзотические виды бронемашин: «нетопырь», шаротанки, «белки в колесе». Танк шар


Необычные танки начала ХХ века

В 1927 году другой наш изобретатель, В. Майер, предложил «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» — два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Сзади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, — этакая белка в колесе, которая при этом еще должна была стрелять из пулемета… Впрочем, автор толком не пояснил, как именно ехал «щит». Это, конечно, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию двигатель — и шар-танк готов.

«Сходукет»

Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал.

И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не показанными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести».

Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея — «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло…

«Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г. Самая впечатляющая и поражающая воображение идея — бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, поскольку все свободное время посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менее громоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м.

Буржуины тоже не дремали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х немецкие и японские фирмы начали активно разрабатывать танки в виде шара. В тот же период, а точнее — в 1936 году, один изобретатель из Техаса (США) предложил проект оригинального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую стальную кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку. Эта внешняя оболочка состояла из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, находившийся в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи изменения скорости одного из полушарий (левого или правого).

Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой располагались окошки для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок. Кабина при необходимости могла быть хорошо защищена от отравляющих веществ.

Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме такой танк представляет собой очень малую и неудобную мишень для бомб и гранат противника; ему не страшен пулеметный и артиллерийский огонь, так как пули и легкие снаряды скользят по шаровидной поверхности, теряя свое направление. В заключение изобретатель отметил значительную проходимость танка в самых тяжелых условиях.

Шаротанк И. Лысова, СССР, 1928 г. Танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива.

Инженерная мысль не дремала даже в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», который рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП (б).

Конкретный бронеколобок

Все приведенное выше — не более чем теоретические изыскания и игра инженерного ума. Но ведь существовал и реально построенный настоящий шаротанк! В танковом музее в подмосковной Кубинке хранится опытный немецкий легкий шар-танк Kugelpanzer времен Второй мировой войны. Об этом аппарате почти ничего не известно. Наши войска захватили его в конце войны на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе со сверхтяжелым «Маусом» («Мышонком»). Вооружения он не имел и применялся как самоходный наблюдательный пункт (для передового артнаблюдения и корректировки артогня).

www.popmech.ru

Экзотические виды бронемашин: «нетопырь», шаротанки, «белки в колесе»

Большинство идей так и остались на бумаге, какие-то дошли лишь до стадии опытного образца… Так произошло практически со всеми «шаротанками» – бронемашинами диковинной сферической формы.

Непредсказуем полет конструкторской мысли в области создания военных бронемашин. В идеале они должны были быть быстрыми, маневренными, неуязвимыми и мощно вооруженными. Но...

Царь-«Нетопырь»

Царь-танк Николая Лебеденко, представленный Николаю Второму в 1915 году, представлял собой огромный артиллерийский лафет, и за свой странный вид был назван «Нетопырь». Так же, как и «Царь-пушка», и «Царь-колокол», эта махина, созданная в одном экземпляре, поражала гигантским размером и своей неэффективностью. Два девятиметровых колеса впереди, неподвижная пулеметная рубка на высоте восьми метров, сзади опорный полутораметровый валик. Ширина танка – почти двенадцать метров. Вся эта махина предполагала наличие пулеметов в крайних точках по бокам и два – в районе рубки. Но «Нетопырь», построенный по высочайшему повелению, застрял в зимнем лесу и остался там ржаветь до 1923 года.

Царь-танк «Нетопырь», конец 1910-х и начало 1920-х годов, Wikimedia.org

Машина для давки

В 1918 году патент на очередной шаротанк получил американец Арсен Парэ. Его проект назывался Engine of Warfare («военная машина»). По задумке инженера, этот бронированный самоходный шар с одним пилотом внутри должен был попросту давить все на своем пути. Никакого оружия предусмотрено не было – кроме зарядов, которыми мог воспользоваться пилот, когда шар остановится. Сам аппарат представлял собой две сферических оболочки из металла, одна внутри другой. Внутренняя сфера снабжалась колесами, что позволяло внутренней «рубке», снабженной балластом, находиться в горизонтальном положении. Конструкция теоретически могла ездить по земле и по воде, уничтожая на своем пути надолбы, столбы связи, транспортные опоры и вагоны, пушки и так далее. Проект остался нереализованным, но стал первым запатентованным шаротанком.

Шаротанк типа «перекати-поле»

Бронированный ежик

Советские инженеры не отставали от своих дореволюционных и зарубежных коллег. Инженер С. Беневоленский в разгар Второй мировой войны отправил Сталину письмо с описанием своего изобретения – танка, который не имеет уязвимого в бою гусеничного хода. Шарообразный корпус из толстой брони, внутри – неподвижная площадка на роликовых подшипниках. Двигается танк за счет тракторного мотора, который приводит в движение колесо с пневмошиной на оболочке сферы и вращает ее. В боковых башнях – пулеметы и орудия. Пилот следит за местностью через перископы, выведенные в боковые башни, предусмотрен воздуховод. Диаметр конструкции – 1,5 метра.

Рисунок из краткой пояснительной записки к проекту шаротанка системы С.А. Беневоленского

Противоскользящие шипы делали конструкцию очень похожей на ежика. Инженер предполагал, что «бронированный ежик» будет очень маневренным, скоростным, практически неуязвимым аппаратом, сумеет легко преодолевать рвы и даже двигаться в воде, если его загерметизировать. Если боевые башни выйдут из строя, танк все-равно сможет оставаться в бою и продолжать сражаться.

Шаротанк-истребитель

И до Беневоленского русские инженеры предлагали довольно экзотические модели. В 1925 году некто Зайцев запатентовал похожий «шарообразный танк» с двигателем внутреннего сгорания. Преимуществом его была сферическая конструкция, которая увеличивала пулестойкость. Правда, в своей конструкции он забыл указать, где будет размещаться танковое вооружение. Изобретатель «контротанка» («бронебочки») Ф. Бородавков предполагал, что конструкция будет двигаться за счет мускульной силы экипажа по принципу «белка в колесе». Были еще и «пушечные шары», и «движущиеся щиты», и «сходукеты», и «перекати-поле».

Расчетная схема преодоления «Истребителем танков СИГ» вертикального препятствия. Рисунок С. И. Гальперина

Вероятно, наиболее проработанным в техническом плане был «Истребитель танков СИГ» С. Гальперина. Шаротанк планировалось вооружить противотанковой пушкой с коническим стволом, способной пробивать на расстоянии 100 метров 75-миллиметровую броню, а также гранатометом, огнеметом и пулеметом ДТ. И с техникой, и с оружием должен был управляться всего лишь один человек. При весе в 2,5 тонны он должен был двигаться с фантастическую скоростью – до 120 км/час.

Шаротанк, который докатился

И все-таки один такой военный «колобок» докатился до наших дней. Весит он 1,8 т и стоит в бронетанковом музее в Кубинке. Предположительно танк-шар был произведен на заводе Krupp. Он «попал в плен» в 1945 году. В конструкции нет вооружения, зато есть радиостанция. Корпус единый с люком, мотор одноцилиндровый, мотоциклетный. Скорее всего, пилот в этом необычном сооружении на колесах осуществлял наблюдение или корректировку огня.

Kugelpanzer, машина наблюдателя (трофейный немецкий экземпляр выставлен в танковом музее в Кубинке)

Казалось бы, что общего между шаром и танком? Но человек разумный отличается умом и сообразительностью, особенно если энтузиазм в нем превалирует над инжерными знаниями. Применять такое «вооружение» в бою сложно, а вот полюбоваться на него – забавно. Будем надеяться, что когда-нибудь все оружие на планете останется лишь музейным курьезом, каким уже сейчас являются «шаротанки».

www.eg.ru

Необычная техника | Страница 5

Шаротанки СССР,больше похоже на фантазию но концепция видимо имела место быть в меж военный период поиска новых видов техники и вооружений.(вменяемой информации по ним в сети нет,только рассуждения.)Цитата:"Межвоенный период – это время экспериментов и поисков. Идея сферической боевой машины захватила умы конструкторов многих стран. Она буквально носилась в воздухе. Ведь при всей экзотичности идеи была очевидна высокая проходимость агрегата (весь корпус – одно большое колесо, а его большой объем обеспечивает плавучесть и преодоление водных преград) и повышенная пулестойкость сферического бронекорпуса, форма которого заметно повышает вероятность рикошета.

Наш соотечественник С.Г. Зайцев еще в 1925 году запатентовал «шарообразный танк», который состоял из двух вложенных одна в другую сферических оболочек. Внутренняя, не вращающаяся оболочка служила основным корпусом машины, в ее нижней части размещались все механизмы и экипаж. Внешняя бронеоболочка вращалась, перекатывая танк по местности. Движение машины происходило с помощью двигателя внутреннего сгорания за счет вращения внешней оболочки относительно неподвижной внутренней. Управление машиной по направлению осуществлялось за счет перемещения влево-вправо специального груза, который вызывал изменение центра тяжести внутренней оболочки.

Как же танкист будет видеть сквозь две сплошные оболочки? Эту проблему изобретатель решил изящно: экипаж вел наблюдение через два перископа, проходящие через полые оси по бокам танка (по оси вращения оболочек). Автор особо отмечал как преимущество своей машины то обстоятельство, что вращение наружной оболочки повышает ее пулестойкость, так как увеличивается вероятность рикошета. Правда, автор совершенно забыл упомянуть, где же размещается самое главное – вооружение его чудо-машины? В самом деле, не по принципу же «сама едет, сама давит»…""«Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре – боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактически это перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не хватает только двигателя

В 1927 году другой наш изобретатель, В. Майер, предложил «подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» – два пустотелых цилиндра в рост человека справа и слева от бойца с пулеметом. Сзади агрегат придерживали два роликовых катка, а двигал его сам красноармеец, переступая ногами по скобам, образующим боковую поверхность колес, – этакая белка в колесе, которая при этом еще должна была стрелять из пулемета… Впрочем, автор толком не пояснил, как именно ехал «щит». Это, конечно, не совсем танк, но поставьте на подобную конструкцию двигатель – и шар-танк готов. ""Сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, СССР, 1930-е гг. «Бронебочку» катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Отсутствие вооружения делает непонятным назначение устройства – по-видимому, его можно рассматривать в качестве бронетранспортера для сближения с передовыми окопами противника. Благополучно достигнув передовой, экипаж спешивается и атакует траншею неприятеля

Не совсем понятно, как действовал и сборно-разборный пятиместный «контртанк» Ф. Бородавкова, который катили на врага сидящие внутри бойцы, цепляясь руками за скобы. Тормозами служили выдвижные ножевые упоры. Главным достоинством своей «бронебочки» автор считал дешевизну и уверял, что в бою она не уступит полноценному танку! Хотя орудий почему-то не нарисовал. ""Шаротанк И. Лысова,СССР, 1928 г.Танк в виде огромного шара с пушками и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». Конструкция в принципе осуществима, но, как все моноциклы, громоздка и неповоротлива

И. Лысов в 1928 году подал заявку на танк в виде огромного шара с пушками (почему-то не показанными на чертежах) и пулеметами в боковых спонсонах по оси вращения. Двигатель, как самая тяжелая часть конструкции, помещался в центре на карданном подвесе, а поворот осуществлялся «изменением центра тяжести». ""«Сходукет» В. Лукина, или «Скороходовая двухколесная танга», СССР, 1928 г.Самая впечатляющая и поражающая воображение идея – бронемонстр диаметром 12 м с десятком пулеметов. Эскиз студента-недоучки (отчислен из Ленинградского технологического института за академическую неуспеваемость, поскольку все свободноевремя посвящал разработке сходукета) заставляет вспомнить не менее громоздкий «царь-танк» (или «боевую колесницу») Н.Н. Лебеденко 1917 года с колесами диаметром 9 м

Но самая впечатляющая и поражающая воображение идея – «Сходукет» студента-недоучки В. Лукина, «Скороходовая двухколесная танга» (одно название чего стоит!), предложенная в 1928 году. Монстр диаметром 12 м должен был быть вооружен десятком пулеметов. Но дальше общей идеи дело не пошло…

Буржуины тоже не дремали. Существует германский патент на шаровой танк аж 1905 года. А в конце 1930-х немецкие и японские фирмы начали активно разрабатывать танки в виде шара. В тот же период, а точнее – в 1936 году, один изобретатель из Техаса (США) предложил проект оригинального танка, двигавшегося по принципу катящегося шара. Танк представляет собой сферическую стальную кабину, заключенную во вращающуюся внешнюю оболочку. Эта внешняя оболочка состояла из двух полушарий, имевших на поверхности ребра. Двигатель, находившийся в кабине, вращал наружную оболочку, двигая танк по земле. Повороты танка осуществлялись при помощи изменения скорости одного из полушарий (левого или правого).

Пулеметы были установлены в двух сферических башнях по бокам. Между двумя двигающимися полушариями имелась стационарная неподвижная полоса, в которой располагались окошки для пулеметов. Тяжелый двигатель, установленный в центре полукабины, давал танку устойчивость и предохранял его от сваливания на бок. Кабина при необходимости могла быть хорошо защищена от отравляющих веществ.

Изобретатель утверждал, что благодаря сферической форме такой танк представляет собой очень малую и неудобную мишень для бомб и гранат противника; ему не страшен пулеметный и артиллерийский огонь, так как пули и легкие снаряды скользят по шаровидной поверхности, теряя свое направление. В заключение изобретатель отметил значительную проходимость танка в самых тяжелых условиях.

Инженерная мысль не дремала даже в разгар войны, в блокадном Ленинграде: изобретатель Н.Н. Чегодаев предложил свой проект «шарового танка», который рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского городского комитета ВКП(б)."

 

smolbattle.ru

«Kugelpanzer», танк-шар » Военное обозрение

Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») — лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в Третьем рейхе в 1930-х гг предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии.

По состоянию на 2009 год происхождение и назначение машины точно не установлено.Kugelpanzer оборудован радиостанцией, вооружение не устанавливалось. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель.

В настоящее времени сохранился единственный экземпляр в бронетанковом музее в Кубинке. Бронеавтомобиль был поставлен в Японию и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Маньчжурии (по другим источникам — захвачен на Куммерсдорфском полигоне Вермахта вместе со сверхтяжёлым «Маусом»). Являлся экспериментальным образцом. Участия в боях не принимал.

На единственном сохранившемся опытном образце имеется маркировка «Экземпляр 37».

Год разработки: нет данных г.Год производства: нет данных г.Боевая масса: 1,8 тоннДлинна: 1700 ммШирина: нет данных ммВысота: 1500 ммСкорость: 8 км\чЗапас хода: нет данных кмРадио: Броня a. Лоб: 5 ммb. Борт:: 5 ммc. Корма: 5 ммd. Рубка: 5 ммe. Корпус: (верх) 5 ммf. Корпус: (низ) 5 ммg. Крыша/Днище: 5 ммЭкипаж: 1 чел.Вооружение: нет данныхИзготовители: Германия

topwar.ru

Студия масштабных моделей «Восточный фронт»

Шарокатица )))

Представляю вашему вниманию свою очередную работу. На сей раз это совершенно необычное изделие, именуемое Kugelpanzer, которое в настоящее время экспонируется в танковом музее в Кубинке. С тех самых пор как я его впервые увидел и пощупал, появилась мысль пополнить свою коллекцию столь экзотическим образцом. Осложнялось все тем, что никто, как я думал, не выпускает модель этой штуковины в 35ом масштабе. Осуществление замысла пришлось отложить на несколько лет, пока совершенно случайно от друга не узнал, что Kugelpanzer в 35ом масштабе выпускает чешская фирма AttacK-Hobby. Оказалось, что это очень скромный производитель, который никак не хотел отвечать на электронную почту и оформлять заказ. Фирма молчала как брянский партизан, но все же, усилиями Павла Черепанова удалось заказать пару коробочек этого дефицитного изделия, так как больше двух штук в одни руки не давали )))).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

К большому сожалению, информация о данном девайсе практически отсутствует и сводится к следующему: «Kugelpanzer» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») — лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в Третьем рейхе в 1930-40х годах предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии, а возможно и как разведчик. В настоящее время сохранился единственный экземпляр в бронетанковом музее в Кубинке. Бронеавтомобиль был поставлен в Японию и был захвачен советскими войсками в 1945 году в Маньчжурии (по другим источникам — захвачен на Куммерсдорфском полигоне вермахта вместе с «Маусом»). Являлся экспериментальным образцом. Участия в боях не принимал. Вот и практически все, что о нем известно.

Фото из Кубинки:

Бронемашина представляла собой цилиндр с толщиной бортов 5 мм, по бортам которого с небольшим наклоном находились две вращающиеся полусферы с простыми грунтозацепами, служившие движителем. Внутри располагалось место для водителя и приборы управления. На уровне глаз в передней части корпуса была выполнена единственная смотровая щель. В задней части располагался мотоциклетный двигатель мощностью 25 л.с. Сзади на наружной поверхности монтировался кронштейн с металлическим хвостовым колесом малого диаметра, а над ним находился посадочный люк. Вооружение и наблюдательное оборудование на Kugelpanzer отсутствовало, но иногда можно встретить утверждение, что в укладке мог перевозиться один пехотный пулемет MG34 или MG42. Масса машины составляла 1800 кг, максимальная скорость – до 8 км\ч.Сразу хочу отметить, что версия артиллерийского корректировщика мало вероятна, ведь кугельпанцер не имеет никаких приборов наблюдения и радиосвязи. Только смотровая щель и все. Как такое устройство может работать арткорректировщиком, я не представляю. По этой же причине отметается и версия разведывательной машины, и полигонной бронемашины для наблюдения за стрельбами. Против разведчика говорит и довольно скромная проходимость этого устройства, особенно по наклонным поверхностям, где оно будет стремиться завалиться на бок или кувыркнуться вперед при движении по склону.В моем понимании, единственным адекватным вариантом является использование кугельпанцера как лаборатории для отработки возможностей машины с таким ходом с последующей перспективой создания крупного бронированного и вооруженного сферического танка. К слову, стоит отметить, что увлечение ШароТанками коснулось не только немецких, но и советских, и британских конструкторов. Ещё в 1925-1935 гг. в СССР было подано на рассмотрение несколько интересных проектов бронированных танков шарообразной формы. Кроме того, проект подобной машины был предложен военному ведомству Великобритании. В обоих случаях от реализации “шаротанков” в металле отказались, поскольку их технические характеристики уступали обычным танкам. Можно предположить что немцы могли планировать построить в будущем нечто схожее с этим британским прожектом.

Эскиз британского ШароТанка

Ну а если отмести и этот вариант, то существуют более экзотические, и даже фантастические версии, например:-это часть какой-то более крупной конструкции или устройства-это советский проект-это устройство для передвижения по ледяным желобам на нацистской базе в Антарктиде-это немецкая интерпретация некоего транспортного средства пришельцев-это транспортное средство для перемещения по немецкой базе на темной стороне Луны. Упустили создатели фильма Железные небеса (Iron Skies) этот момент. Смотрелось бы гораздо лучше, чем мотоцикл Zundapp )))).Еще пара комических версий: обитаемое ядро для диверсантов, по мотивам барона Мюнхгаузена или шар для гигантского танкового бильярда ))))))

В общем, никто толком не знает что это, зачем было сделано и какую функцию должно было выполнять. Даже достоверно неизвестно откуда в Кубинке появилось данное изделие!

СБОРКАЯ давно тяготею ко всяким необычным образцам техники, поэтому с нетерпением ждал посылки. Однако, когда она все-же пришла, это добавило мне не столько позитивных эмоций, сколько раздумий что с этим делать? Модель, состоявшая всего из четырех деталей, имела несколько серьезных ошибок. Во-первых, производитель додумал пару колоритных выхлопных патрубков (логического обоснования для их наличия я так и не нашел), во-вторых сделал корпус заметно шире чем надо, в-третьих, рельеф внешней стороны колес не соответствует кубинскому оригиналу , в-четвертых, форма хвостовой балки также не соответствует прототипу. На это наслоилось множество пузырьков в смоле и некоторое количество отломанных грунтозацепов. Часть из них валялась в пакете с деталями, а часть была отломана еще до упаковки деталей. Пришлось вырезать их из листового пластика.

Собирать было особенно нечего. Единственное, что пришлось повозиться с удалением массивных питателей и со шлифовкой внутренней стороны колес, чтобы они плотно прилегали к корпусу, без выбоин и зазоров. К тому же они оказались не идеально круглыми и я долго подбирал положение, при котором Кугель стоял бы ровно. Глушители были срезаны, а смотровая щель в корме зашпаклевана. Также удалил рукоятку на кормовом люке. Вот вроде бы и все.

ОКРАСКАИзначально я хотел сделать KugelPanzer в том виде, в котором он находится в Кубинке, но наличие ряда несоответствий подтолкнули меня к воссозданию того как он мог бы выглядеть при эксплуатации. Это позволяло загрязнить борта колес и спрятать неправильный рельеф их поверхности. Пользуясь случаем, решил опробовать новую (хорошо забытую старую) методу нанесения тонировки на модель посредством кисточки, которую подглядел в статье Адама Уайлдера, когда переводил ее на русский язык. Этот метод набрызгивания он назвал Speckling method )))Процесс окраски и тонировки проиллюстрирован ниже:

Фото 01. Поверх тамиевской аэрозольной грунтовки нанесен прешейдинг акрилом XF-69. Затем нанесен базовый цвет двумя оттенками серого акрила. После этого, жидко разведенной XF-69 нанесен шейдинг для придания дополнительного рельефа. Модель покрывалась тремя фильтрами MiG серого, голубого и коричневого оттенков.

Фото 02 Масляные точки серого, землистого и коричневого тонов были нанесены и растушеваны плоской кистью, смоченной в растворителе. Затем, модель была покрыта коричневым фильтром посредством набрызгивания с кисточки. После высыхания, поверхность была слегка смочена растворителем для того чтобы сгладить эффекты тонировки.

Фото 03 Клепка и швы были выделены темной смывкой MiG, а беговые поверхности катков обработаны жидко разведенной смывкой АК для траков. Краска Shadow Brown была нанесена в углубления и растушевана сухой плоской кистью.

Фото 04 Лущение на беговых поверхностях катков было нанесено спонжем. Сначала серая краска, потом темно-коричневая. Сколы вокруг люка и на хвостовой балке были нанесены тонкой кистью. Затем мелкие точечные сколы были нанесены путем набрызгивания с кисти. Сначала серой краской…

Фото 05 …затем коричневой. Тем же способом была нанесена ржавчина, намешанная из масляных красок. После высыхания ржавые пятнышки были растушеваны кистью, смоченной растворителем. Грязь, намешанная из пигментов, гипса и растворителя была также нанесена посредством Speckling метода.

Фото 06 Обратите внимание, что брызги почти не попали на корпус. Для этого он маскировался модельным скочем и кусочками бумаги. После высыхания, капельки грязи были стерты ближе к середине колес, чтобы самыми загрязненными остались беговые поверхности и внешний край колес. После этого, на колеса были нанесены потеки мокрой грязи жидкостью Wet Mud effect от MiG и машинное масло.

Фото 07 Затем беговые поверхности колес были натерты пигментом-металликом. Его можно наносить пальцем или ватной палочкой. Для оживления модели, кое-где были приклеены листочки. Я использовал клей ПВА для их крепления. Финальным аккордом стало нанесение жидкой ржавчины на беговые поверхности и последующая полировка графитом после высыхания.

Minenraumer рядом со своим главным соперником - ЯйцеТанком, модель которого построил Павел Пономаренко

Вот вроде бы и все. Работа над этим шариком шла в апреле-июне 2012 года.Хочу выразить благодарность участнику yrq за то фотографии Кугельпанцера из Кубинки.

Владимир ЯшинНовосибирск 2012www.ost-front.ru

ost-front.ru

Народное творчество в области танкостроения в годы Великой Отечественной. Часть I

Банальная истина гласит – война двигатель прогресса. А если война мировая и в ней участвуют все ведущие индустриальные державы мира, то прогресс, тем более идет вперед семимильными темпами. Сравните, например, бронетехнику стран участниц Второй мировой незадолго «до» и сразу «после» этой войны. Разница бросается в глаза даже визуально. А если вникать в тактико-технические характеристики, особенности конструкции, то получается, что перед нами техника разных эпох.

Конструкторские бюро работали денно и нощно по все стороны фронта. В заводских цехах и фронтовых ремонтных «летучках» изобретателями – рационализаторами становились не только конструкторы или инженеры-технологи, но и простые рабочие и техники. Но в нашей стране свои проекты новых образцов бронетехники предлагали не только те, кто имеет к танкам прямое или косвенное отношение. Научно-техническим творчеством занимались и простые граждане. И не только те из них, кто имел техническое образование. Проекты, предлагаемые вашему вниманию, в наши дни могут вызвать улыбку. Но стоит ли смеяться над теми, кто пытался внести свой вклад в Победу? К тому же, речь у нас пойдет о фантастических проектах. А в конструкции вполне реальных боевых машин изобретатели-рационализаторы из числа «простых смертных» внесли тысячи полезных усовершенствований.

Шаротанк Беволенского

Идея танка – шара была популярна в годы Первой мировой и в межвоенный период. Танки в виде сферы часто появлялись на страницах популярных технических журналов и за рубежом и в нашей стране. Справедливости ради, следует отметить, что была страна, в которой, что-то похожее на «шаротанк» пытались сделать в металле. Это Германия. Там в 1917 году фирма Bremen Hansa-Lloyd Works сделала гибрид между танком-шаром и танком-колесом. После ходовых испытаний чудо-машина была отправлена на слом. А вот шаротанк времен Второй мировой (более известен под немецким названием Kugelpanzer) даже докатился до передовой, где и стал трофеем наших войск. Что это и зачем оно предназначено так и осталось загадкой – никакой документации после войны обнаружить не удалось. Сейчас это чудо-оружие демонстрируется в подмосковном танковом музее в Кубинке. А вот шаротанк, предлагаемый вашему вниманию, так и остался на бумаге.

немецкий Кугельпанцер в экспозиции Музея Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

проект советского шаротанка

Краткая пояснительная записка к проекту шаро-танка сист. С.А. Беневоленского.

В отличие от существующих систем танков - шаротанк не имеет гусеничного хода, а представляет собой шар толстой брони. Внутри шара расположена неподвижная площадка, которая укрепления на роликовых подшипниках и на ней расположен мощный тракторный мотор. Мотор приводит в действие колесо с пневматической шиной. Колесо катится внутри шара по его оболочке и заставляет последнюю вращаться, в то время, как внутренняя площадка и соединенные с ней броневые башни остаются неподвижными. В башнях, расположенных по боковым сторонам шара, расположены пулеметы и орудия. Поворот шаротанка осуществляется поворотом ведущего колеса при посредстве рулевого управления. Наблюдение за лежащей впереди движения шаротанка местностью осуществляется при помощи двух перископов, выпущенных через броневые башни танка и дающих изображение лежащей впереди местности на специальное табло, расположенном перед глазами водителя. Выхлоп отработанных газов производится при посредстве специального воздуховода, равным образом производится нагнетание в оболочку шаротанка свежего воздуха. Для очистки оболочки шаротанка от грязи или снега - сзади оного имеется щиток, который снимает приставшую во время движения грязь и снег. Броня оболочки шаротанка должна быть выполнена из стали и быть непробиваема противотанковыми снарядами. Размеры шаротанка могут быть от 1,5 м в радиусе и боле. Увеличение веса танка особого значения не имеет, так как он распределяется по окружности оболочки. Во избежание скольжения шаротанка на его наружной оболочке расположены шипы. Необходимо предусмотреть также специальное тормозное приспособление. Шаротанк располагает особой маневренностью и может развивать колоссальную скорость. Благодаря опоре на одну точку шаротанк обладает исключительной проходимостью. В случае поражения одной или двух броневых башен - шаротанк из строя не выходит, поражение его возможно лишь при пробитии оболочки, которая должна быть особо прочной. Шаротанк может преодолевать различные противотанковые препятствия - противотанковые рвы, надолбы и прочее. При условии герметизации отверстий - шаротанк может преодолевать водные преграды.

С. Беневоленский (подпись) 27.11.1942 г. Г. Канаш

ЦАМО РФ, фонд 38. опись 11350, дело №208

Танковый крейсер

Танковый крейсер

Танки с момента их появления на свет частенько называли «сухопутными линкорами». Сравнение, конечно же, лестное, но не следует забывать, что габариты и водоизмещение настоящего линкора могут быть ограничены только шириной какого-нибудь стратегически важного канала (Панамского, например) или глубиной рейда в порту приписки. Если таких ограничений нет, то можно спустить на воду гигантский корабль – например, японский «Ямато» с полным водоизмещением в 72 тысячи тонн.

А вот на суше линкор построить не получится. Не фантастические, а самые обычные серийные тяжелые танки в годы Второй мировой доставляли хлопоты не только противнику, но и собственным экипажам и тыловым службам – то нет в нужном месте моста, способного выдержать такую нагрузку, то не нашлось железнодорожных платформ нужной грузоподъемности, да и снабженцы и техники поминали эти прожорливые и капризные машины недобрыми словами из солдатского лексикона. И это – серийные машины. В случае с «линкорами» все трудности возрастают на пару порядков. Но вот инженер-полковник Осокин предложил более реалистичный проект – не фантастический линкор, а вполне обыденный «танковый крейсер». В общем, получилась самоходная артиллерийская батарея весом в 270 тонн. Проект, кстати, был вполне технически обоснован. Но, единственной страной, которая за годы войны попыталась воплотить в металле сверхтяжелый танк стала … да, вы правы, это снова Германия. А у нас хватило благоразумия воздержаться от дорогостоящих экспериментов.

Танковый крейсер

Начальнику Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии

копия: Заведующему Военным отделом ЦК ВКП(б) (Москва)

Желая помочь любимой Родине в ее борьбе с фашистскими ордами и делом ответить на приказы № 55 и 130 Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Сталина, я разработал и предлагаю вашему вниманию проект нового мощного вида вооружения Красной Армии - "танковый крейсер".

11.6.1942 года этот проект мною был доложен Начальнику отдела Автобронетанковых войск Уральского военного округа полковнику Евдокимову, инженерам вверенного ему отдела и заместителю командующего ВВС округа генерал-майору авиации тов. Соколову. Ими мое предложение было признано ценным и интересным в оборонном значении, и были сделаны некоторые технические указания - для доработки проекта. Полковник Евдокимов, собираясь на другой день в Москву, обещал лично доложить Вам о моем предложении и просить Вас о вызове меня в Москву - для личного доклада.

С того времени прошло более месяца и все сделанные мне указания в проекте выполнены. Об этом мною 2.7.1942 года было телеграфно доложено полковнику Евдокимову (УралВО), с просьбой ускорить мою командировку в Москву.

Не имея ответа на телеграмму, 18.7.42 года я обратился к своему начальнику части - дивинженеру тов. Андрееву, доложил ему свой проект и предложения и получил разрешение обратиться по этому делу в соответствующие, вышестоящие органы.

Будучи убежден в целесообразности и большом боевом значении предлагаемого мною "танкового крейсера", я считаю всякое дальнейшее промедление в продвижении проекта крайне нежелательным. по этому прошу Вас о скорейшем вызове меня в Москву, с тем, чтобы лично доложить этот проект Вам, или назначенной Вашим приказом авторитетной комиссии специалистов – инженеров и тактиков танковых войск.

Считая свое предложение серьезным, я, имея уже опыт конструкторской работы, отдаю себе, вместе с тем, полный отчет о возможных трудностях практической реализации проекта, но твердо полагаю, что эти трудности вполне окупятся боевыми качествами новых машин.

На разработку проекта "танкового крейсера" мною затрачено, преимущественно во внеслужебное время, свыше 500 часов и это обстоятельство также требует доведения дела до его логического конца.

В случае благоприятного решения о реализации проекта, мои практические предложения, связанные с этим, прошу разрешения доложить лично. В настоящее время я являюсь представителем Ленинградских Авиационно-Технических Курсов Усовершенствования ВВС имени К.Е. Ворошилова (адрес: гор. Магнитогорск, Челябинская область, 2-я плотина, почтовый ящик 529). В случае необходимости, по вопросу о моей командировке в Москву прошу списаться с генерал-майором авиации тов. Ивановым - начальником управления ВУЗ Главного Управления ВВС Красной Армии или с его заместителями. При вызове прошу Вашего указания о выдаче мне проездных документов на перевозку по авиалиниям Магнитогорск-Свердловск-Москва, так как это в 5-7 раз сократит время поездки и будет способствовать скорейшему разрешению вопроса.

О принятом Вами решении прошу телеграфно поставить меня в известность по вышеуказанному служебному адресу курсов.

Конструктор инженер-полковник Осокин 27 июля 1942 года ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6.

Зимний танк с винтовым движителем

Зимний танк с винтовым движителем

Зимой в нашей стране в глубоком снегу может застрять и гусеничная техника. Эту проблему и попытался решить инженер технолог Б.Бекетов. Правда, при одном взгляде на этот проект возникает закономерный вопрос – а что с этим чудом техники делать летом? И во что оно превратит немногочисленные в нашей стране хорошие дороги?

Наркомат Боеприпасов СССР

СПЕЦИАЛЬНОЕэкспериментально-производственное бюро

29 августа 1942 г. №224/14

При сем препровождаю краткую пояснительную записку к конструкции танка с винтовым движителем.

Предлагаемая конструкция "зимнего танка" выгодно отличается от современных танков и должна заинтересовать соответствующие организации. При заинтересованности соответствующих организаций предлагаемой конструкцией танка технический и рабочий проекты будут представлены в минимально короткий срок с той целью, чтобы, создав первый опытный танк, в действительных условиях выявить те преимущества, которые указываются в пояснительной записке.

Для нашей промышленности изготовление данной конструкции танка не представит затруднений. Я глубоко убежден в превосходстве предлагаемой конструкции танка, а потому прошу дать возможность создать первый опытный танк.

Прошу сообщить ваши соображения по затрагиваемому вопросу.

Инженер-технолог Производственной Группы СКБ СЭПБ НКБ (подпись) (Б.Бекетов)

Роторный танк

Изящная и оригинальная идея. Но как представишь, в какой кошмар такая машина превратилась бы для экипажа и ремонтников, становится не по себе. Да и себестоимость такой машины не берусь подсчитать даже приблизительно. Но, не думаю, что удовольствие было бы из дешевых.

Роторный танк

Наркомат Обороны СССР г. Москва

Мне, как инженеру-конструктору, практически проработавшему достаточно продолжительное время на машиностроительных заводах союза, как изобретателю, давшему Родине немало реальных новых машин (в частности горный комбайн для нарезки по углю, получивший II премию на Всесоюзном конкурсе в 1937 году), как будущему научному работнику (заочному аспиранту), обладающему запасом здоровой русской смекалки, критического подхода, теоретических знаний и практического опыта, ясно, что предложить принципиально новую машину еще не все - необходимо иметь возможности для ее осуществления, материализации. В данном случае, предлагая весьма схематично разработанный проект роторного танка (вследствие загрузки автора текущей работой), я, предварительно продумав будущую конструкцию, не вижу никаких препятствий для ее осуществления. Из предлагаемого принципиального проекта все же ясно можно видеть новое, что отличает роторный танк от существующих танков и донести определенное мнение о необходимости танков роторного типа для Красной Армии и о возможности их изготовления. Дополнительно (пользуясь близостью г. Электросталь к Москве), я могу, в случае необходимости, лично дополнить прилагаемое краткое описание (в частности по вопросу футеровки броневого колпака, преодоления препятствий танком гироскопом при необходимости отклонения вертикальной оси танка, стрельба из танка-гироскопа итд) В случае вынесения решения о необходимости разработки достаточно подробного эскизного или технического проекта роторного танка прошу предоставить мне, как инженеру-конструктору (хотя и не специалисту по образованию в области гусеничных машин), возможность принять участие в этих работах Инициативу изобретателей на службу Красной Армии! Добьем фашистскую гадину!

г. Электросталь, 14 июля 1942 г. Алексеев В.В. Адрес: г.Электросталь, НКМЗ им.Сталина, проектно-конструкторский отдел.

Краткое описание роторного танка по предложению Алексеева.

Как показывает название, роторным танком названа бронированная и вооруженная боевая машина, основная особенность которой по сравнению с имеющимися боевыми машинами заключается в том, что броневая защита машины, выполненная в виде накрывающего танк колпака, вращается вокруг вертикальной оси машины со значительными скоростями.

I. Конструкция.

Броневая защита машины осуществляется круглым (в плане) стальным колпаком 1 (см. прилагаемый эскиз "принципиальный проект роторного танка по предложению Аксенова"), вращающимся вокруг вертикальной оси со значительными угловыми скоростями (окружные скорости на максимальном радиусе вращения могут достигать порядка 20-50 м/с). Оптимальные величины скоростей вращения могут быть выяснены в порядке проведения достаточно простых экспериментов. За счет вращения колпака и формы достигается исключительно высокая стойкость броневой защиты, что может снизить вес брони по сравнению с существующими танками (при равной надежности) раза в три-четыре. видимость из танка достигается на принципе стробоскопа за счет наличия в колпаке окон 2. Несмотря на небольшую вероятность попадания снарядов в быстро вращающиеся окна, последние с внутренней стороны защищены неподвижным кольцом 3, имеющем щелевые прорези в необходимых местах. огонь из пулеметно-пушечных систем танка также через окна 2, для чего они блокируются с механизмом вращения броневой защиты (на принципе стрельбы "через винт", как на самолетах-истребителях). Броневая защита (ротор) танка снабжен по низу круговой пилой 4, позволяющей (при различных скоростях вращения) наносить тяжелые повреждения вошедшим в соприкосновение вражеским танкам, подрезать надолбы и крупные деревья, уничтожать живую силу противника. Менее принципиальные вопросы конструкции роторного танка в кратком описании не рассматриваются.

II. Преимущества роторного танка

1. исключительно высокая стойкость броневой защиты при минимальном весе. 2. Абсолютная защита от действия зажигательных средств (бутылок с горючей жидкостью и т.п.) и брошенных гранат, которые будут отбрасываться вращающимся колпаком. 3. Прекрасная видимость из танка. 4. исключительная боковая устойчивость из танка (принцип гироскопа), предохраняющая от повреждений при таране любым тяжелым танком противника и позволяющая, в свою очередь, таранить более тяжелые танки противника. 5. Большая "динамическая" масса танка, позволяющая идти на таран любого танка противника. 6. Наличие дисковой пилы со всеми вытекающими отсюда последствиями. 7. Большая скорость движения при равных мощностях двигателя и стойкости брони по сравнению с существующими танками вследствие меньшего общего веса, так как дополнительная мощность, идущая на вращение броневой защиты будет сравнительно невелика.

III. Недостатки

1. Некоторая осложненность конструкции. 2. Некоторая осложненность установки огневых средств (9пулеметов и орудий): стрельба через окна и перенос опоры (шарнира) к выходной части ствола.

IV. Область применения

Вследствие указанных преимуществ конструкции, исключающих необходимость применения тяжелых роторных танков, данный танк может применяться в качестве легкого двухместного танка (весом 10-15 тонн). По назначению танки подобного типа могут применяться во всех возможных вариантах. наибольший эффект роторный танк должен дать в качестве танка-истребителя на умеренно пересеченной местности.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело 17

И завершить эту подборку технического народного творчества времен Великой Отечественной, хотелось бы вот этим проектом, комментировать который сложновато.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

Желание найти эффективные методы борьбы с фашистскими танками побудило меня написать это письмо. Если я заблуждаюсь в своих мыслях, то прошу отнестись к этому письму снисходительно и не ставить мне больших упреков. Если же мои мысли заслуживают внимания, то прошу дать этому письму надлежащий ход. Мне кажется очень эффективным средством уничтожения экипажа фашистских танков во время их атак на наши оборонительные позиции есть электрический ток напряжения 380-500 вольт. Ток такого напряжения, согласно закона Ома – I=U/R ( где I - сила тока, U - напряжение и R - сопротивление проводника) в момент прохождения по корпусу танка, вследствие небольшого сопротивления (R) приобретает большую силу (I), которая вызовет мгновенную смерть людей находящихся в танке.

Справедливость этого не вызывает сомнений. Что же касается конструктивного решения задачи о передаче на расстояние 100-200 метров тока необходимого напряжения, то она также легко разрешима по принципу метания гарпуна из пушки. В нашем случае вместо гарпуна должен быть снаряд формы сухопутной мины, изготовленный из намагниченного металла и имеющий на поверхности контакты в виде выступающих кнопок. Метание снаряда производится из окопа с помощью русской трехлинейной винтовки по принципу метания ручных гранат из винтовки. К снаряду прикрепляется изолированный провод (например, двухжильный ПРТО), который одновременно служит и проводником тока к снаряду и средством возвращения его в окоп после использования. Провод наматывается на специальную катушку и концами прикрепляется к контактам, расположенным двумя концентрическими кольцами на наружной поверхности одного из дисков катушка. Перед метанием катушка помещается в станок, имеющий щетки для подводки тока к контактам катушки. Конструкция станка должна быть очень простой, так как к нему предъявляются всего лишь три требования, которым он должен удовлетворять: это держать катушку во время выстрела и полета снаряда, чтобы свободно разматывался провод, поворачивать катушку в горизонтальной плоскости и быть транспортабельным. Станок присоединяется к распределительному щитку, расположенному здесь же у батареи в окопе и соединенному с источником тока при помощи кабеля. Источник тока должен представлять собою передвижную электростанцию, смонтированную на автомашине и снабженную трансформаторами для получения тока высокого напряжения. Электростанция располагается на некотором расстоянии от окопа в укрытии и хорошо маскируется, так как она является наиболее ответственным и уязвимым элементом всей этой системы. Насколько мне представляется, такая электробатарея должна состоять из одного распределительного щитка, двух-трех станков, одновременно присоединенных к щитку, и шести-девяти катушек со снарядами, а также некоторого количества снарядов на случай обрыва их. Обслуживать эту батарею должны три человека: один заряжает винтовку, производит прицеливание и выстрел; второй закладывает катушку в станок, включает ток во время выстрела, наблюдает за попаданием и выключает ток после попадания; третий наматывает на катушку провод после использования снаряда. При детальном конструировании элементов электробатареи имеется широкая возможность автоматизации всех процессов, с тем, чтобы увеличить скорострельность ее. Электробатарея может действовать без дополнительных приспособлений, как на дальних, так и на близких расстояниях. Например, вражеский танк по каким либо причинам прорвался к окопам и оказался над ними, тогда подводка тока к нему производится при помощи соприкасания с корпусом танка снаряда, заложенного в винтовку, как для метания. Если к имеющимся уже средствам борьбы с танками вооружить каждое обороняющееся стрелковое отделение еще электробатареей, то оно будет представлять собою довольно грозную силу для вражеских танков, особенно в первое время применения электробатарей, то есть до момента обнаружения их существования. Применение электробатарей помимо физического воздействия на танкистов противника будет имеет большое моральное воздействие на пехоту противника, следующую за танками. Кроме того электробатарей не требуют расхода взрывчатых веществ и позволяют использовать против врага его же танки без затрат, средств и времени на предварительный ремонт их. Совершенно очевидно, что эффективное применение электробатарей будет носить временный характер, так как после обнаружения противником их существования им будут приняты довольно простые и действенные меры или в виде изоляции частей танка, к которым прикасается экипаж, или в виде изоляционной одежды для экипажа. Однако следует иметь в виду следующие моменты, имеющие решающее значение. При хорошей конспирации эффективный период действия электробатарей будет продолжаться довольно долго. Весьма ограниченные возможности Германии в вопросе изоляционных мероприятий в связи с недостатком у нее каучука. И, наконец, потребность в довольно длительном периоде времени для проведения изоляционных мероприятий по всем танкам. Так или иначе, враг принужден будет сократить масштабы танковых операций, если не захочет иметь массовую потерю своих танкистов, а это крайне необходимо, чтобы остановить продвижение его и тщательно подготовить контрнаступление по всему фронту. Если изложенное заслуживает внимания,то прошу сообщить мне по адресу: г.Уфа, ул.Гафури д. №71 кв.6 А.Д.РУССИНУ

20 ноября 1941 г.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело 75, стр.34-36

Резолюция следующая: Т. Иванову: дайте ответ, что на экипаж танка ток высокого напряжения влияние не оказывает

В дальнейшем мы продолжим знакомить вас с интересными проектами военной техники, предложенными простыми гражданами.

topwar.ru

Это - тоже танки | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах.

ЛОМАЕМ СТЕРЕОТИПЫ

Практически каждый человек, при слове «танк» представляет себе грозную военную технику: прямоугольный корпус, сверху одна башня с пушкой и гусеничный движитель… Этот стереотип выработался на основе той техники, которую мы видим на парадах, в кино или в печати. Но творческая мысль конструкторов новой техники никогда не форматируется общепринятой точкой зрения. Иначе технический прогресс на Земле был бы невозможен.

Данной статьёй я продолжаю цикл материалов о малоизвестных и практически неизвестных широкому кругу читателей проектах бронетехники. Некоторым из них повезло сойти с чертежей и эскизных проектов и воплотиться в металле, пусть и в единичных экземплярах. Другим, зачастую даже более перспективным, этот путь был закрыт «державною рукою», начертавшей на конструкторской документации - «БРЕД!» только на том основании, что этому высокому чину в эполетах, погонах (а, в настоящее время, в модном цивильном пиджаке) либо непонятен принцип действия, либо не виден канал получения «личного спасибо».

Ну не будем о грустном. Вашему вниманию представляются – ШАРООБРАЗНЫЕ ТАНКИ!

Эти экзотические проекты так и не были воплощены в металле. С одной стороны, с точки зрения проходимости, шаровый (сферический) танк – конструкция крайне перспективная. Но шар из броневой стали, да ещё и с вооружением? Не можете представить? Смотрите.

Где тут колёса, где кабина… шару это всё едино. Поэтому конструкторская мысль давно пыталась реализовать идею сферического вездехода. Корпус, он же колесо, имеет достаточно большой диаметр, что позволяет подобному транспортному средству успешно преодолевать всевозможные препятствия, будь то высокие вертикальные стенки, широкие овраги и рвы. Имеющая большую площадь опорная поверхность существенно снижает удельное давление на грунт, что позволяет данной конструкции успешно перемещаться по зыбучим пескам, непроходимым болотам, песчаным дюнам или сыпучему снегу. Эти поверхности классическим вездеходам «не по зубам». Ещё один огромный плюс шарового танка – высокая плавучесть. Это изначально танк- амфибия с большим водоизмещением. Двигаться по различным поверхностям танку позволяет внешняя оболочка, свободно вращающаяся вокруг корпуса и являющаяся универсальным движителем и протектором и выполняющая, ко всему прочему, роль плит гребного колеса.

Предложенная для данной конструкции кинематика (со свободно вращающимся наружным сферическим корпусом) обеспечивала уникальную мобильность конструкции. После установки танк указанной конструкции мог начинать движение в ЛЮБУЮ сторону без предварительного разворота всей конструкции.

Движение обеспечивается за счёт перемещения в нужную сторону центра тяжести конструкции. Устойчивость танку придаёт либо мощный гироскоп, либо изначально низко размещаемый центр тяжести. Сложно решаемой технически в данной конструкции является только проблема обзорности. Создать корпус, прозрачный для световых лучей, для подобного танка задача весьма проблематичная, а использование радиопрозрачных материалов существенно сужает возможности ориентирования (необходим радиолокатор).

Идея заставляет нас вспомнить картины художников-фантастов начала ХХ века… Но и в нашем веке идея не умерла. Напротив, активно прорабатывается. Достаточно вспомнить разработанные и запущенные в производство движители – моноциклы для роботов и даже роботы, конструктивно представляющие собой колесо, в котором установлены все системы управления робота и его силовая установка.

Период, прошедший между первой и второй мировыми войнами, был чрезвычайно богат на экспериментальные модели и направления развития, которые учёные и инженеры определяли как «наиболее перспективные» для развития бронетехники во всех промышленно развитых государствах мира. Одной из них являлась идея, о которой говорится в этой статье.  Танк сферической формы стремились создать все. Сложилась ситуация, о которой принято говорить, что «данная идея витала в воздухе…»

В 1925 году советский инженер Зайцев С.Г. оформил патент на «шарообразный танк». Его конструкция представляла собой две сферических оболочки, одна из которых была вложена в другую. Внутренняя не обладала возможностью вращаться и играла роль собственно корпуса танка. В нижней части этой сферы находилось оборудование, механизмы и места танкистов. Наружная оболочка изготавливалась из броневой стали и обеспечивала танку возможность движения. За счёт её вращения машина перекатывалась по полю боя.  Внешнюю оболочку вращал ДВС, установленный в танке. Изменение направления движения достигалось путём перемещения на правую или левую сторону специально размещённого для этих целей в танке груза, что смещало центр тяжести оболочки внутренней.

Весьма оригинально конструктор смог решить проблему предоставления экипажу обзора. Для этих целей в конструкции были предусмотрены два перископа, которые размещались по бокам танка (проходили наружу через полые оси, установленные по оси вращения оболочек. В качестве дополнительного достоинства данной конструкции Зайцев подчеркнул тот факт, что вращение внешней оболочки повышает ей броневые свойства (пулестойкость), так как существенно увеличивается процент рикошетов. Правда в указанном проекте конструктор забыл разработать одну «малость», не было указано как и где будет размещаться танковое вооружение и какое именно вооружение планируется установить в данном «чудо-шаре».

Второй аналогичной конструкцией, воплощённой в металле в Советском Союзе стала конструкция В.Майера (1927), получившая название «Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль». Она представляла собой два изготовленных в рост человека цилиндра внутри которых, по центру, размещался красноармеец с пулемётом. Он же и перемещал указанную конструкцию по полю боя, для чего переступал ногами по скобам, установленным на внутренней поверхности колёс. Практически это представляло собой мобильную бронированную точку или перекатной броневой щит. Для того, чтобы получился полноценный шаровый танк, в конструкции не хватало малости – двигателя. Ну и ещё описания, как же собственно данный щит будет ехать.

Гораздо больше вопросов, чем ответов, мы получаем, рассматривая ещё один отечественные проект того периода, сборно-разборный «контртанк» конструктора Ф.Бородавкова. Экипаж данной боевой машины должен был состоять из пяти человек. Они же, по совместительству, выполняли роль танкового «движителя», работая «белками в колесе». Для торможения конструкции были предусмотрены ножевые упоры выдвижного типа. По мнению автора проекта «контртанк» в бою ничем не уступил бы танку настоящему, но его производство обошлось бы казне много дешевле. Однако раздел, посвящённый вооружению конструкции, вложен в комплект конструкторской документации не был. Более того, оружия не видно ни на одном эскизном проекте.

Следующим проектом из серии сферических танков стал «пушечный шар» конструктора И.Лысова (1928). Правда на чертежах пушек не было видно. Есть только установленные в боковых спонсонах, размещённых по оси вращения конструкции, пулемёты. Двигатель устанавливался на карданном подвесе в центре сферы. Поворот танка осуществлялся за счёт перемещения центра тяжести.

Верхом буйства «инженерной мысли» в этом направлении можно считать датированный 1928 годом проект «Сходукет», принадлежащий В.Лукину, недоучившемуся студенту. Полное наименование, которое он присвоил своему монстру, звучало так – Скороходовая двухколёсная танга. Диаметр двенадцать метров, десять пулемётов… правда дальше общей идеи он не продвинулся.

За пределами «Страны победившего социализма» конструкторская мысль тоже била ключём. Первый известный патент на сферический танк в Германии датирован – 1905 годом! В конце тридцатых годов ХХ века в Германии и Японии работы в этом направлении достигли своего пика. Имеются упоминания о подобных американских проектах. Например, в Техасе в 1936 году был запатентован проект танка сферической формы, который перемещался аналогично катящемуся шару. Внутри него располагалась стальная кабина сферической формы. Снаружи – внешняя оболочка. Последняя состояла конструктивно из двух ребристых полушарий. Для поворотов менялась скорость вращения одного из полушарий.

По бокам конструкции размещались две сферические башни с пулемётами. Между вышепоименованными полушариями конструктивно предусматривалась стационарная полоса с бойницами для пулемётов. Достаточно тяжёлый двигатель, размещённый в центре внутренней кабины, гарантировал танку устойчивость и предохранял конструкцию от заваливания на бок. Герметичность внутренней капсулы защищала экипаж от отравляющих веществ.

Изобретатель широко рекламировал свою конструкцию, подчёркивая, что шаровая форма представляет собой крайне неудобную мишень для мин, бомб, пуль и снарядов и обладает высокой проходимостью.

Работы над указанными проектами не прекращались даже в ходе Великой Отечественной войны. Так в разгар блокады Ленинграда находившийся в городе изобретатель Н.Н.Чегодаев предложил свои наработки по «шаровому танку». Он был достаточно проработан. Настолько, что рассматривался Комиссией по реализации оборонных изобретений Военного отдела Ленинградского горкома ВКП (б).

Можно было бы на этом и остановиться, отправив всю полученную выше информацию в раздел «ненаучной фантастики». Но вопрос может, а главное БЫЛ практически решён в Германии. Именно немецким учёным удалось «испечь бронеколобок». Один из них является экспонатом танкового музея в Кубинке. Это лёгкий опытный шар-танк Kugelpanzer, созданный в 1944 году. О работах над ним не известно практически ничего. Советские войска захватили его на полигоне в Куммерсдорфе, вместе с экспериментальным образцом сверхтяжёлого танка «Мышонок». Данный танк не имел установленного вооружения и применялся в качестве самоходного наблюдательного пункта (для артиллерийских корректировщиков).

Особенности конструкции. Толщина брони – 5 мм. Масса – 1800 кг.  Мотоциклетный одноцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель. N=25 л.с. скорость – 8 км/час. В центре – цилиндрический отсек, высотой в человеческий рост. По его бокам – две вращающиеся полусферы (движитель). В задней части размещается хвостовой опорный каток. Единственный член экипажа управлял танком сидя в удобном кресле. Входил и выходил в цилиндр сзади. Наблюдение вёл через переднюю смотровую щель.

Никаких образцов вооружения на танке не имелось. Более того, не предусмотрены даже места для их установки. Хотя сама футуристическая конструкция вызывает мысли о каких то экзотических видах оружия. Каких?

Ответов не найдено до сих пор. Ни в захваченных советской армией архивах, ни на территории Германии.

Возможно этот танк стоит в ряду «летающих тарелок Вермахта», оружия возмездия…

Может быть кто-то из читающих сегодня этот материал в будущем сможет дать ответы на поставленные в статье вопросы…

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики