Что такое технологии? Понятие, примеры, области применения. Технологии какие
Что такое технологии? Понятие, примеры, области применения
Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.
Что такое технологии?
Технология – это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.
Какие требования выдвигают к современным технологиям?
Со времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.
- Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
- Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
- Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
- Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
- Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.
Характеристика технологических процессов
Что они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть технологические процессы? Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».
- Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
- Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
- Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.
Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.
Задачи технологий
Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.
В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:
- цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
- предмет, который подлежит технологическим изменениям;
- методы и способы воздействия на него;
- средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
- организация и упорядоченность процессов.
Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.
Реализация технологий
Так называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие производственного процесса. Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.
- Программируемые, профессионально-технические, научно-технические и научно-исследовательские технологии;
- Хаотические и автоматизированные процессы.
За что отвечают разные типы технологических процессов?
Давайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.
- Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
- Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
- Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
- Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
- Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
- Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств обработки информации.
Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?
Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение – неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.
Применение технологий в повседневной жизни
Увидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками – прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии – только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.
Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.
Заключение
Вот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические – так сказать, на любой вкус и на любую область применения. Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.
fb.ru
Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии как никогда востребованы, так как с их помощью можно получить отличное образование. Это способствует развитию общества в целом. Появляющиеся новые методы и подходы представлены во всех образовательных учреждениях.
Современные педагогические технологии – это обоснованные научные разработки, которые исследуют самые качественные и максимально рациональные пути обучения. Сегодня образовательный процесс главным образом строится на прогрессивных и инновационных подходах к изучению предметов, так как программы традиционного обучения уже не справляются с объемом знаний, накопленных человечеством.
Что же сегодня могут предложить современные педагогические технологии? В первую очередь - это приоритет групповой или коллективной работы, которая базируется на активном сотрудничестве, а также исследовательской работы с многочисленными источниками информации. Это способствует развитию самостоятельного критического мышления и культуры общения.
Современные педагогические технологии очень многогранны. Например, возможен взаимный контакт учителя с учеником, который может носить неконтролируемый характер или разомкнутый, с аудиовизуальными техническими средствами. Также возможно цикличное взаимодействие с наличием контроля, которое может быть направленным или индивидуальным, ручным или вербальным. Кроме этого, взаимодействие с педагогом может быть полностью автоматизированным, при этом процесс обучения осуществляется с помощью технических средств при наличии программного обеспечения. В настоящее время широко используется многолетняя эффективная цикличная система под названием «репетитор».
К наиболее прогрессивным технологиям относится дистанционное обучение. Здесь обучающийся имеет реальный шанс, используя индивидуальный потенциал и способности, реализовать личностно-ориентированное обучение и добиться значимых результатов в широких областях знаний. Данная технология не входит в рамки обычного обучения, для нее приходится ломать стереотипы и проводить дополнительное обучение педагогов.
Технология «обучение в сотрудничестве» – альтернатива многолетней классно-урочной системе. В ее основе лежит стопроцентное влияние коллектива, учебный процесс в малых группах. У нее есть один недостаток - она очень трудоемкая, а результат, как правило, непредсказуемый. В этой технологии педагог является соучеником, который занимается координацией в ходе дискуссий, готовит материалы и разработку планов работы на перспективу.
Получила распространение и технология кооперативного обучения. Суть его заключается в следующем: обучаемые разбиваются на небольшие группы, и для них действуют определенные, специально написанные инструкции. Каждый человек в группе работает именно над своим заданием, затем учащиеся обмениваются нужной для работы информацией. Такие приемы часто используют при дистанционном обучении.
Педагогами успешно используются и такие подходы, как метод телекоммуникационных проектов, технологии проблемного обучения, индивидуального и дифференцированного, исследовательский метод и модульное обучение. Большую популярность получили игровые технологии и интернет-ориентированные.
В настоящее время существуют и используются более сотни образовательных педагогических прогрессивных методик, которые призваны учитывать в большей степени личностные особенности учеников. Эти передовые программы постепенно заменяют недостаточно эффективное вербальное обучение.
Современные педагогические технологии в начальной школе требуют перехода от словесного обучения к системно-деятельному. Школа давно нуждается во внедрении новых подходов к обучению, и данный метод позволяет создать новые ориентиры, основанные на гуманно-личностном отношении к ученикам. В этом случае каждый педагог - автор и творец своей новой методики, которая нередко дает потрясающие результаты.
Существуют и оправдывают себя такие современные педагогические технологии в начальной школе, как личностно-ориентированные, перспективно-опережающие, коллективные и здоровьесберегающие. Они повышают качество образования, снижают нагрузки и позволяют эффективно использовать учебное время. Ведь здесь акцент делается на ролевые игры, деловые обучающие игры, детей объединяет групповая работа в команде.
Современные педагогические технологии в ДОУ (дошкольных учреждениях) играют не менее важную роль, так как именно здесь ребенок переживает свой самый "любознательный" период жизни. Воспитатель дает ребенку отличный посыл на будущий успех, его основная задача на этом этапе – сделать процесс обучения доступным для каждого. Игровые упражнения представляют собой современные педагогические технологии в ДОУ. С их помощью можно формировать умение характеризовать основные признаки предметов, правильно сравнивать их и определять их назначение. Они помогают ребенку отличать реальные явления от нереальных, развивают интеллект, а также помогают формировать хорошую реакцию, адекватное поведение и самостоятельно оценивать свои поступки.
fb.ru
технологии - что это такое и где применяются? Информационные технологии :: SYL.ru
О том, что это такое IT-технологии, интересно многим людям разных возрастных категорий. Эта область в последнее время развивается очень активно, поэтому самые перспективные рабочие места и планы на карьеру связывают именно с информационными технологиями. Однако далеко не каждый понимает, что скрывает под собой этот термин. Одни считают, что он подразумевает программирование, другие – работу с микросхемами. Что же это на самом деле? Попробуем разобраться.
Общие сведения
Многие слышали о существовании IT-технологий. Что это такое, исчерпывающе могут ответить единицы. Конечно, молодежи сориентироваться в этом вопросе проще, но люди среднего и пожилого возраста, особенно далекие от мира техники, нередко с трудом вникают в суть термина. Словарные статьи гласят, что IT-технологии можно расшифровать, как информационные технологические процессы. Сокращение образовано в английском языке, где стало активно использоваться широкими массами. Именно из английского оно пришло к нам, поэтому не было никаких переводов, просто переняли устоявшуюся форму обозначения сферы.
В настоящее время профессора, объясняя, что это такое – IT-технологии, рассказывают, что термином принято обозначать целый комплекс дисциплин, сфер человеческой деловой активности. Предполагается формирование, сохранение, контроль над данными, обработка информации. В рамках применения высокотехнологичных подходов предполагается задействование мощностей новаторской вычислительной техники.
Современная трактовка
Так сложилось, что в наши дни сформировалось своеобразное понимание того, что такое IT-технологии. Это комплексное понятие, применяемое к компьютерным разработкам. Предполагается, что сотрудники, чья деятельность связана с этой сферой, активно применяют компьютерную вычислительную технику, современное и результативное программное обеспечение. Используя такой инструментарий, они обрабатывают, накапливают полезные сведения, систематизируют их, а также получают новую информацию и ограничивают доступ к уже имеющимся данным (в соответствии с политикой безопасности).
Корректным наименованием задействованных в этой области профессионалов будет «ИТ-специалисты». А настоящее время рынок IT-технологий, а также предложения рабочих места и квалифицированной силы, которую можно нанять, активно расширяется. Его ключевая особенность – отсутствие формальных географических границ. Для сферы ИТ время и расстояние имеют минимальное значение – важна лишь скорость передачи данных, во многом сравнимая со скоростью протекающего по проводам электрического тока.
Подход ЮНЕСКО
Сфера IT-технологий была четко определена и в терминологии, одобренной ЮНЕСКО. В соответствии с таким подходом, под ИТ принято понимать дисциплины, связанные между собой и касающиеся техники, науки, инженерии. Они помогают сделать труд максимально эффективным. В рамках этой области исследуются новые методики повышения результативности всех задач и рабочих процессов. В первую очередь область ИТ направлена на улучшение условий труда занятых обработкой информационных баз людей, а также занимается вопросами, связанными с обеспечением сохранности данных. ИТ предполагает применение наиболее современных организационных методов, технических возможностей, позволяющих обеспечить взаимодействие между персоналом и оборудованием. ИТ – это практическое применение техники и возможностей. Также это комплекс социальных проблем, связанных с аспектами культуры и экономики.
Информация и информационные технологии – довольно сложная для осознания и применения область. Для работы в ней специалистов необходимо предварительно подготовить. Придется вложить немалые средства и в приобретение техники. Внедрение подходов ИТ на предприятии предполагает сперва математическое обеспечение и моделирование, создание баз для хранения информации, решений, промежуточных сведений.
Функциональность ИТ
Ключевые особенности информационных технологий (IT):
- Возможность передачи данных на внушительные расстояния.
- Структурированность, стандартизация обмена сведениями с применением специфических алгоритмов.
- Применение компьютерных возможностей для сохранения данных и обеспечения доступа к ним в виде, понятном конечному пользователю.
Научная дисциплина
Наиболее широкая трактовка рассматриваемого термина предполагает анализ областей, через которые выполняются следующие действия с данными:
- Сохраняются.
- Формируются.
- Транспортируются.
- Воспринимаются.
Применение компьютеров не является обязательным условием для информационно-коммуникационных технологий. Это лишь в сознании некоторых людей происходит приравнивание ЭВМ к ИТ. Удивительного в этом ничего нет, ведь именно вычислительная техника обратила внимание широкого круга лиц на информационные технологии. Следует осознавать, что компьютерные технологии – это более узкая область, нежели ИТ.
Отраслевая роль ИТ
Развитие IT-технологий привело к формированию из небольшого раздела в целую отрасль, которая в наше время тесно пересекается с самыми разными областями жизни. Занимается она различными информсистемами: их формированием, усовершенствованием, использованием. ИТ помогают сделать рабочий процесс более эффективным, организованным, результативным. Для этого важно рационально применять наиболее современные достижения, открытия, технологии. ИТ предполагает применение самых актуальных методов коммуникационного взаимодействия, а также современного программного обеспечения. Для достижения успеха необходимо привлекать к рабочему процессу опытных специалистов. Правильный комплексный подход позволяет минимизировать ресурсы.
В наше время новые IT-технологии – отрасль, актуальная для образовательных задач и медицинских исследований, для области предоставления услуг, управленческих и производственных процессов. ИТ оказывает серьезное влияние на социальную интеграцию, изменение общества, которое под влиянием современных технологий существенно ускорилось.
Как все начиналось
Впервые об информационно-коммуникационных технологиях начали активно говорить в шестидесятые годы прошлого столетия. Именно в тот период появились первые информационные системы, а общество начало свой путь в мир высоких технологий и еще более высоких скоростей. В конце девяностых огромные деньги были вложены как в отрасль в целом, так и в интернет в частности. Наиболее успешные аналитики смогли спрогнозировать важность всемирной сети для будущего общества. Эти предположения полностью себя оправдали практическим развитием.
Впервые о росте технологического прогресса не просто в арифметической прогрессии, а по экспоненте заговорили Лопес и Гильберт, проводившие исследования длительного временного промежутка. Их эксперимент начался в далеком 1986, а завершился через двадцать один год. Весь этот срок исследователи изучали мощности, затрачиваемые на обработку данных, выявляли соотношение с количеством населения. Данные снимали ежемесячно. Как показали исследования, каждые 34 месяца потенциалы возможностей ИТ растут вдвое, а объемы сохраняемой информации удваиваются за 40 месяцев. Анализируя современные информационные технологии, они установили, что трансляция потока сведений в расчете на количество проживающих на планете людей удваивается за 12,3 года.
ИТ и бизнес
Пожалуй, предприниматели – это один из ключевых слоев общества, активно стимулирующих развитие современных информационных технологий. Именно они вкладывают в эту сферу приличные деньги, позволяющие лучшим умам мира работать в выбранном направлении, совершенствуя технику и подходы к работе с информацией.
Принято говорить, что ИТ и бизнес находятся в тесном взаимодействии. Внедрение наиболее современных технологичных решений позволяет предприятию быть конкурентоспособным, эффективным. Это справедливо для любого направления деятельности. Кроме того, последние тенденции таковы, что без интернета вести продуктивную деятельность невероятно сложно. Если предприятие все еще не представлено на просторах всемирной "паутины", следует продумать варианты стратегий, которые помогут подстроиться под требования нашей реальности. Как говорят многие специалисты, отсутствие такой стратегии и желания начать работать над ней – очевидный показатель отсутствия будущего у предприятия.
Везде ли новые технологии к месту
Конечно, ИТ позволяет повысить эффективность предпринимательства, но необходимо соотносить затраты на внедрение новейших решений и пользу, которую они принесут. Взвешенность принятия решений – основа успешного бизнеса. Если руководители могут точно определить, какова цель предпринимаемых мер по улучшению бизнес-процессов, тогда обновление рабочей программы будет на пользу всему персоналу и финансовым результатам предприятия.
А вот появление дорогостоящего инструмента, фактически не применяемого на практике, не станет каким-либо плюсом для компании, а лишь будет внушительной расходной составляющей. Чтобы успешно внедрять технологии, нужно уметь предвидеть рыночное развитие и применять не только актуальные сегодня инструменты, но и то, что будет полезно в завтрашнем дне. Бизнес-стратегии, предполагающие прибегать к наиболее современным ИТ-инструментам, довольно сложны в реализации, требуют внушительных финансовых вложений. Это обязывает особенно внимательно относиться к возможностям совершенствования, чтобы не потратить впустую космические суммы.
Области применения
В настоящее время активно используются IT-технологии в образовании. Можно сказать, это превратилось в национальную программу, масштабную, охватывающую самые разные учреждения, от подготовительных дошкольных до реализующих программы высшего образования. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет смотреть с уверенностью в будущее, не сомневаться в адекватности образовательных возможностей, соответствия программ и ожиданий учеников. С другой стороны, успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых ИТ, но и от собственно программ, квалификации учителей, их готовности работать по новым методам.
Не менее актуальны IT-технологии в медицине. Современные методы позволяют проводить высокоточные исследования и крайне сложные операционные вмешательства. Именно благодаря внедрению ИТ в этой сфере стали возможными новые подходы к диагностированию и лечению заболеваний, а также манипуляции, связанные с генетической информацией.
Актуальность вопроса
В настоящее время в сферу ИТ вкладываются поистине космические суммы. Недавно проведенные статистические исследования были организованы с целью выявления стран, на территории которых подобному развитию уделяется больше всего внимания. Наша держава оказалась в десятке лидеров. Конечно, Америка и наиболее развитые западные державы опережают темпы, свойственные России. Тем не менее и в пределах нашего государства очень большие деньги вкладываются в обновление технического оборудования разнообразных учреждений и предприятий.
А вот программное обеспечение оказалось аутсайдером. Если на технику тратятся огромнейшие суммы, то ПО таким вниманием похвастаться не может. От Америки мы отстаем в несколько десятков раз, от многих европейских стран – приблизительно в десять раз. В сравнении со средним показателем, характерным для всей планеты в целом, Россия лишь немного переступила половинный порог. Ее показатель равен 55%. Что касается сфер оказания услуг, то тут (в сравнении со средним по планете параметром) для нашей страны характерно значение в 66%, что позволило занять 22 место в рейтинге всех стран. Исследования проводились в 2010 году.
Проблематика вопроса
Как говорят специалисты, в нашей державе в настоящее время главная проблема – это существенный разрыв, наблюдаемый между разными регионами. Например, в столице и в Санкт-Петербурге доступ ко всемирной "паутине" и новейшим технологиям есть практически у всех и каждого, обитатели Ингушетии еще только получают подобные возможности. Это сказывается и на ведении бизнеса, и на образовательном, научном потенциале областей.
В ряде регионов наблюдается существенный недостаток квалифицированных специалистов, способных работать в сферах информационных технологий. Но в передовых регионах доступ ко Всемирной паутине в настоящее время налажен практически во всех образовательных учреждениях, что уже является существенным шагом вперед.
Итоги
Информационные технологии многим кажутся изобретением нынешнего столетия, современного общества, избалованного возможностями, техникой, прогрессом. На самом деле подобная трактовка термина ошибочна. Многие пытаются объяснить суть ИТ сложными словами и явлениями, но и такой подход не самый разумный. Фактически информационные технологии всегда были рядом с нами, просто не осознавались в такой степени важными, не было технических возможностей для оптимизации работы с ними.
Фактически ИТ – это все виды деятельности, связанные с обработкой данных. Формально использование счетов – это тоже информационные технологии, просто для нашего века устаревшие. Современные машины позволили усовершенствовать эту сферу, вывести ее на новый уровень. Прогресс оказал существенное влияние на все области жизни человека, поэтому пренебрегать ИТ категорически недопустимо.
www.syl.ru
Что такое технология?
Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов: "техно" – мастерство, умение, и "логос" – способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным. К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.
Теперь вы понимаете, в каких областях чаще всего этот термин используется. Хотя надо сказать, что данное слово в настоящее время стало подменять другие традиционные слова. К примеру, мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». И в этом нет ничего удивительного, современные термины быстро приживаются, меняя свое истинное наполнение.
Каждый ученик сталкивается со словом технология, когда идет на урок с таким же названием. Чему там учат? По сути, это те же труды, которые были в школьной программе, где дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами или приборами. Обычно мальчики обучались токарному или деревообрабатывающему делу. Девочки учились шить и кроить, познавали поварское искусство. И сегодня на уроках технологии все это присутствует, просто к практическим навыкам добавились теоретические знания, который учитель преподносит в виде обзорной лекции.
Информационные технологии
Именно это словосочетание сегодня на слуху. Что такое информационные технологии? Это совокупность процессов, связанных с хранением, обработкой, защитой, передачей и получением необходимой информации. И для всего этого используются компьютеры и другие современные устройства. В современном мире это самая необходимая технология, которая пользуется большой популярностью у огромного количества людей. И если с производственными технологиями мы сталкиваемся по мере необходимости (в процессе работы и так далее), то с информационными мы имеем дело каждый день.
Жизненный цикл технологии
Как и любой процесс, как и любой продукт, технология живет своей жизнью. Он
elhow.ru
Какие бывают технологии в педагогике?
Какие бывают технологии в педагогике?
Юдин В.В. (Ярославский государственныйпедагогический университет им. К.Д. Ушинского)
Отрадно, что педагогическая печать все чаще пишет о педагогической технологии не как об области использования технических средств, компьютеров в обучении, а как об области знаний, позволяющих структурировать и научно обосновать рекомендации педагогам. Разговор о технологиях радует, поскольку появляется надежда на определенность и конструктивизм в аморфном море методических рекомендаций по совершенствованию УВП, на переход от разговоров “за педагогическую жизнь” к реальному проектированию учебного процесса.
Дело не в том, что мы используем новый термин: ничего не меняется, если “методы групповой работы” назвать “групповой технологией”, а систему учебной работы Занкова — “технологией Занкова”, а в том, что реализация технологического подхода к обучению и воспитанию дает нам или позволяет дать:
достаточно высокую гарантию результата, причем, здесь мы опираемся не на статистически выверенный опыт, а на объективную закономерность, что надежнее;
описание опыта в виде, позволяющем переносить его.
Многое из называемого сейчас технологиями ни на йоту не приближают нас в указанных направлениях и мы имеем полное право отказать им в праве называться таковыми. Проблема, как и прежде — в понимании термина. Отталкиваясь от общей трактовки его как пути, приводящего к нужному результату, большинство авторов, в частности в изданиях, появившихся в последнее время, понимают под технологией в образовании совокупность методов обучения, приемов, характеризующихся разнообразным набором признаков: “оптимальных”, “научно-обоснованных”, “эффективных”, “отвечающих современным требованиям”. Уважаемый В.П.Беспалько, работы которого неоспоримо легли в основу теории педтехнологии, считает уместным говорить о “технологии лекционного обучения”, “технологии обучения с ТСО”. Здесь нет нацеленности на результат и не понятно, что делает метод эффективным, будет ли результативным использование этого метода другими. Последнее замечание полностью относится к высказыванию В.В.Гузеева /2/, считающего существенными признаками технологии “комплекс, состоящий из :
некоторого представления планируемых результатов обучения,
средств диагностики текущего состояния обучаемых,
набора моделей обучения,
критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий”.
Состав технологии — не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Здесь нельзя не согласиться с В.А.Сластениным, выдвигающим в качестве сущностного признака технологии законосообразность / 15 /.
Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е.Шуркова / 17 /, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Её “технологии” воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме. Это - описание нового стиля отношений, организации учебного процесса. Его хочется назвать искусством и не представляется возможным назвать технологией. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности и в первую очередь, деятельности обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде, что отсутствует в отмеченной работе.
Учитывая полезность фиксации такого опыта, следует назвать “набор различных приемов педагогического воздействия” не технологией, а педагогической техникой. Известно определение педтехники как “формы организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока, представляющие собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, искуством приема” (Ильев В.А.).
Ничем, кроме моды, нельзя оправдать использование слова “технология” вместо известных терминов “педагогическая система” учебного заведения, региона, “система учебной работы педагога” и “методика” предмета. Последний наиболее близок к рассматриваемому нами и соотношение их позволяет прояснить смысл обоих. Следует прежде всего уточнить то , что в педагогике существует два значения слова “методика“:
методика предмета или частная дидактика, отвечающие на вопросы чему и как учить? Как опытно-экспериментальная наука методика может рекомендовать различные технологии;
методика выполнения конкретных действий педагога, совокупность приемов проведения занятий. Именно это значение рядоположено с “ технологией “. Последняя обозначает суть действий, ведущих к формированию результата, методика характеризует внешнее оформление этих действий. Можно построить массу методик, учитывающих и индивидуальный стиль деятельности учителя, и контингент, и другие ситуативные условия, на основе одной технологии, являющейся инвариантом методик решения данной учебной задачи.
Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству.
Технология — это каркас, методика — оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка. Поэтому, педагогическое образование на уровне сущностной репродукции необходимо строить на технологиях, а не на методиках, которые либо неповторимы, либо предполагают их формальное повторение.
Сказанное позволяет сформулировать признаки технологии более жестко:
четкость и определенность в фиксации результата;
наличие критериев его достижения;
пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта;
Использование термина без этих отличительных особенностей — безосновательно и вредно, так как дискредитирует идею технологического подхода, крайне необходимого сейчас.
Однако, многие авторы полагают неправомерным построение жестких технологий в образовании. Так, В.В.Гузеев считает полную алгоритмизацию образовательной технологии маловероятной, ссылаясь на цитату В.П.Зинченко “аффект, интеллект и воля — сердцевина образования” / 7, с. 61/. Но автор неправомерно оборвал цитату, далее в первоисточнике стоит: “Но проектировать нужно ...”. Говорить о педагогической технологии “в точном и строгом смысле” на наш взгляд, затруднительно по четырем приведенным ниже причинам.
Не определена форма образовательного результата или такое представление его, которое фиксировалось бы как одинаковое в разных случаях. Если мы сможем описать инвариант обученности (развитости, воспитанности) у разных учащихся, то получим реальный шанс описывать средства, в частности, алгоритмы действий, гарантированно приводящие к нему. Проблема внедрения технологий это — прежде всего проблема фиксации образовательного результата. Следует однозначно отказать в правомерности использования этого термина в тех случаях, когда четко не указана образовательная цель. Технология возможна в педагогике в той мере, в которой мы можем фиксировать цель.
Можно ссылаться на латинские корни слова “технология” (искусство + знание), но семантика термина, пришедшего к нам из технической сферы, означает путь, то, как мы получаем продукт с заданными свойствами, причем, получаем гарантированно.
Нам рекомендуют разбивать учеников на группы. Мы делаем это, но часто не происходит положительных сдвигов в обученности. А у кого-то происходит. Опять мы имеем непредсказуемость результата, против которого “борется” технология. В то же время известна закономерность в педагогике, признающая то, что основным фактором образовательного результата является деятельность учащегося. Ключевым субъектом образовательного процесса, шаги деятельности которого должны описываться технологией, может быть только ученик. Все попытки предложить алгоритм действий только педагога можно признать псевдотехнологичными, хотя и очень важными с методической точки зрения.
Ошибочно выбирается масштаб рассмотрения процесса обучения, чем он больше, тем больше неопределенность системы и тем менее вероятна технология. Вместо школы, класса, годового цикла, урока предлагается рассмотреть минимальное, но законченное проявление учебного процесса, “клеточки” его, по выражению М.Н.Скаткина / 5 /.
Учет приведенных моментов возможен, если опираться на выявленные в настоящее время в педагогике объективные закономерности образовательного процесса / 6 /. Мы уже привели вытекающее из законов педагогики требование фиксировать шаги деятельности обучаемого, которая является непосредственным фактором, определяющим образовательный результат. Поскольку деятельность ученика исследуется педпсихологией и, строго говоря, не является предметом педагогики (которая изучает деятельность преподавателя и совместную его деятельность с детьми) есть смысл войти в лоно педпсихологии и называться “образовательной технологией”, нежели остаться “педагогической” и пожертвовать рассмотрением шагов познавательной деятельности обучаемого.
Закономерность о неразделимости учебного, развивающего и воспитательного результатов УВП признает целостный образовательный результат, представляющий собой освоенные способы деятельности, в которых знания, практический опыт, мышление, отношение к изучаемой деятельности являются компонентами. Таким образом, образовательный результат всегда четырехкомпонентен и проявляется на определенном уровне.
В.П.Беспалько выделил уровни знаний, являющиеся компонентом освоенных способов деятельности, логично, что последние также разбиваются на уровни. Мы фиксируем в зависимости от познавательной деятельности ознакомительный, формально-репродуктивный, сущностно-репродуктивный, творческий результаты. Это задает общепедагогический ракурс разговора об образовательном результате. Указанные уровни — типы результата, а технологии, приводящие к ним — общепедагогические типы обучения. Образовательная технология — типовая деятельность, приводящая к типовому результату. Все это вписывается в рамки известных типов УВП, опирающихся на единую структуру элементов содержания образования, специфику их проявления на разных уровнях освоения, сущностные особенности деятельности обучаемого, приводящие к намеченной глубине образования.
Локальный масштаб термина технология, обозначающий путь достижения оперативных учебных и воспитательных задач, например “технология формирования понятий”, “технология создания ситуации успеха”, вероятно уместен, но, строго говоря, противоречит педагогической закономерности о целостности образовательного результата. Нет дидактической или воспитательной технологий, а есть единая образовательная, в качестве которой могут выступать технологии разных типов УВП. Нельзя формировать понятие отдельно, в ходе этой педагогической деятельности, естественно реализуется и процесс формирования личности.
Поэтому на вопрос, сколько технологий в педагогике, отвечаем: столько, сколько типов педагогических процессов.
Отталкиваясь от предложенных М.Н.Скаткиным / 14 / типов учебного процесса: догматического, объяснительного (созерцательного), продуктивного, добавляем в соответствии с уровнями усвоения содержания образования суггестивный и личностный, а объяснительный, названный нами репродуктивным, разбиваем на формальный и сущностный подтипы.
Дадим характеристику их и причины смены одного другим в обществе.
ДОГМАТИЧЕСКИЙ тип, берущий свое название от догм (догматов), в виде которых представлено осваеваемое учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаются и по сей день, когда делается упор на чистое заучивание определений, механическое запоминание без понимания смысла.
Догматическое обучение стало первым типом, имевшим широкое распространение: потребовалось достаточно много людей, владеющих грамотой, умеющих считать, писать, но не мыслить. Любое отклонение от догм немедленно пресекалось, и самым кардинальным средством борьбы с ересью было гарантированное неумение человека критично отнестись к заучиваемому, проанализировать и оценить факты. Единицы из десятка тысяч пробивались сквозь толщу зубрежки к собственному мнению, к истине.
По мере развития средств производства, усложнения трудового процесса и решаемых работником задач потребовалось не исполнение шаблонных действий, а умелая деятельность, применение трудовых приемов в разнообразных ситуациях; вместо придатка машины стал необходим работник понимающий. Нетрудно увидеть в этой характеристике результат репродуктивного типа учебного процесса. Отстаивая его перед догматическим, Я.А.Коменский призывал отказаться от “словесной шелухи”, “попугайской болтовни”.
РЕПРОДУКТИВНОЕ обучение, нацеленное на максимально быстрое освоение индивидом имеющегося опыта, не требует пояснений, это — наши традиции. Учебные программы, учебники, привычный стиль взаимодействия с учеником, устоявшиеся формы обучения и, в первую очередь, сам урок, организация кабинетов и всего учебного здания — все это сегодня максимально приспособлено к требованиям данного типа учебного процесса.
Репродукция готовила грамотного работника, но — исполнителя, не способного создавать новое. Новую социальную потребность выразил в 60-х годах уже нашего столетия советский философ Э.В. Ильенков: “Да, современные школьники знают гораздо больше, чем Сократ, но мыслят ли они так, как он?”. Выпускников массовой средней школы автор не без оснований назвал интеллектуальными тунеядцами и, перефразируя древних, добавил: “Ученик — не сосуд, который можно заполнить, а факел, который нужно зажечь.” Ответом на социальный заказ стала пропаганда проблемного обучения, позже — активных методов обучения. Необходимость продуктивного типа доказывать нет необходимости: у всех на устах развитие творчества, активизация познавательной деятельности. Следует только трезво признать, что антураж сегодняшней школы не меняется со времен основателя дидактики. Урок, крайне неуклюжий с позиций творческой активности, признается в качестве “основной организационной формы обучения” в школе. Этот факт нельзя рассматривать как недостаток педагогической практики: из него следует, согласно еще одной закономерности образования, что стрелка социальной потребности еще не указывает на выпускника-творца и продуктивный тип не может быть массовым.
И все-таки, ПРОДУКТИВНЫЙ тип — это требование времени, логичный шаг развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная, а не организованная преподавателем познавательная деятельность учащегося и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Понятно, почему все современные рекомендации по совершенствованию процесса обучения сходятся на развивающем обучении и использовании активных методов обучения. Образованный человек сегодня должен уметь создавать свой собственный опыт.
Однако современные философы, в частности М.К.Мамардашвили, указывают на ограничения такого подхода к образованию, препятствия, которые ставит он перед развитием личности. Все чаще требуется работник не просто с умной головой, творческим мышлением, сколько с собственной индивидуальностью, богатством натуры, которая, как предрекали классики марксизма-ленинизма, все более становится производительной силой общества. Причем индивидуальность эта не имеет ничего общего с эгоцентризмом. Умение работать в группе достигается не усвоением хитроумных приемов от Карнеги, а умением быть самим собой, не ущемляя другого. Тип учебно-воспитательного процесса, призванный ответить на такой социальный заказ, — ЛИЧНОСТНЫЙ. Название говорит не о том, что здесь формируется общественный облик (личина) человека, это было в любом типе образования, а о том, что формирование знаний, способов деятельности, мышления используется как средство образования личности, самовыращивания ее в тесном соприкосновении, кооперации с другими. Продукт этого типа — человек не с навязанным нравственным лицом, а индивидуальность, выстроившая себя в творческом социальном взаимодействии с другими.
Из современных примеров личностного типа УВП мы не можем обойти башкирский опыт. Уфимские педагоги во главе с Т.Ф.Акбашевым / 12 / приложили немало сил в поддержку педагогики сотрудничества, позднее альтернативной педагогики. Их усилия направлены на утверждение подлинно свободного типа обучения, где ничто не ущемляет ребенка. Его личность вырастает во взаимодействии с собратом в решении общей, обязательно жизненной задачи, причем, взаимодействие между ними выстраивается ими самими. Такой контакт К.Маркс назвал кооперацией, он является обязательным элементом — “клеточкой” любой учебно-воспитательной работы, будь то постижение математической формулы или организация капустника. Ставя главной целью этого типа формирование свободной, саморазвивающейся личности, новаторы башкирской школы предпочитают называть его Педагогикой Жизни, акцентируя тем самым то, что, строя образование на проблемах жизни индивида, мы включаем его в процесс целиком, всем существом: телом, желаниями, интуицией, а не только сознанием и социальными взаимодействиями.
Suggestio (лат.) — внушение. Известно, что “внушение — форма общения, при которой суггеренд пассивно и непроизвольно, без обдумывания усваивает идеи, высказанные суггестором и выполняет без борьбы мотивов его задания” / /. Такой уровень нейтральной активности не представляет целенаправленного интереса для организованного обучения, но фактически имеет место. Причиной его является пассивное состояние обучаемого и бессознательное реагирование на происходящее: у человека все же открыты уши, глаза. Что-то остается в подсознании ребенка, и он может впоследствии проявить знакомство с темой. Учебным процессом это можно назвать только в кавычках, и все же мы обозначаем его как самостоятельный тип, так как есть примеры использования его, например, в оригинальном обучении иностранным языкам при тихом нашептывании спящему человеку урока, который он воочию получит утром. Использование подобных состояний для обеспечения психологической готовности к какой-либо деятельности можно назвать СУГГЕСТИВНОЙ технологией.
Самый глубокий из известных в Педагогике — духовный тип (уровень) образования.
Общепедагогические технологии и их ключевые элементы
yamiki.ru
Какие технологии мультимедиа вам известны?
Задавались ли вы когда-нибудь вопросом о том, что такое технологии мультимедиа? Где и для чего они используются? Может, вы давным-давно уже проинформированы об этом? Нет? Что же, тогда вам пора узнать о том, что же это такое и с чем его едят.
Начнем, пожалуй, с определения. Мультимедиа технологии – это способ представления информации, в котором одновременно сочетаются такие элементы, как текст, графика и звук, а также видео и анимация.
Наиболее простым примером мультимедиа можно считать презентацию. Именно там органично сочетаются, дополняя друг друга, все эти формы представления информации.
Но давайте поговорим о более сложных формах и о том, как используются мультимедиа технологии в интернете. Ведь именно там они применяются в полной мере.
Наверное, в интернете нет такого сайта, на котором бы отсутствовали элементы мультимедиа. Это могут быть картинки, как обычные, так и анимированные, видеоролики, аудио. Присутствовать на сайте могут как все элементы, так и один-два.
Наиболее широко технологии мультимедиа представлены на двух типах сайтов – игровых и учебных, а также в большинстве социальных сетей.
В первом случае упор делается на графическое представление информации, а также на текстовое – подсказки, инструкции. Кроме того, приятным дополнением служат специальные эффекты и музыкальное сопровождение, к примеру, звук взрыва, стрельбы.
Еще одна разновидность – учебные сайты, особенно предназначенные для изучения иностранных языков. Здесь можно найти практически все элементы мультимедиа.
Иностранные слова и их произношение хорошо запоминаются при просмотре фильмов. Именно потому довольно часто можно встретить фильмы с субтитрами на таких сайтах.
Текстовая информация – слова, короткие рассказы для чтения – один из основных элементов сайтов. Довольно часто к текстам прилагаются картинки и аудиозаписи, при помощи которых можно запомнить произношение того или иного слова.
Технологии мультимедиа широко применяются в социальных сетях. Фото, видео, аудио – все это можно увидеть в любой из них.
По сути, весь интернет строится на применении данных технологий. Без использования мультимедиа невозможно создать качественный, привлекающий внимание сайт.
Что касается повседневной жизни, то и тут технологии мультимедиа широко используются при обучении, в деловой сфере.
Практически все деловые встречи проходят при помощи презентаций. Благодаря им информация излагается четко, иллюстрируется разнообразный материал, а следовательно, все воспринимается слушателями намного эффективнее.
При обучении в школах также могут использоваться различные презентации, учебные фильмы и даже программы, моделирующие ту или иную химическую реакцию или физическое явление.
Кроме того, используются они и в различных играх, которые устанавливаются на стационарные компьютеры.
Как видите, мы уже не представляем свое существование без использования мультимедийных технологий. Они делают нашу жизнь ярче и помогают в решении различных задач, связанных с обучением и работой.
fb.ru
Какие бывают педагогические технологии обучения
Какие бывают педагогические технологии обучения
Педагогические технологии обучения появились относительно недавно. Это произошло примерно 40 лет назад в Америке и Англии. Постепенно обретая популярность, новое течение распространялось и попадало в другие страны. Сейчас оно достигло пика своей популярности, ведь очень хорошо отвечает современному миру. Такие технологии действительно помогут организовать учебную деятельность.
Они охватывают весь диапазон фактов, нужных для освоения нового материала. Также с помощью такой системы учащемуся никогда не будет скучно. Излишнего нервного «взрыва» он также не почувствует. Материал не только запомнится, но и будет действительно полезен.
Что это такое?
За свое появление педагогические технологии обучения должны быть благодарны техническому развитию второй половины ХХ века. Именно появление невиданных ранее устройств и оборудования заставило людей внедрять их и в педагогику. Как результат, популярность приобрели технические средства обучения.
Дальнейшая деятельность исследователей и педагогов позволила говорить об эволюции терминов. Появилось понятие «педагогические технологии». Оно заменило собой первоначальное и означает плодотворную работу во время учебы. Цель педагогических технологий – достичь выполнимой и четко поставленной задачи.
Если быть честным, сделать такое на все 100% нельзя. Ведь даже смешав все направления науки воедино, мы не будем иметь ожидаемый результат. Все люди отличаются друг от друга, и освоить материал за считанные минуты некоторым очень сложно.
Следует отметить, что одной из особенностей педагогических технологий есть то, что здесь тщательно прогнозируется деятельность обеих сторон – как преподавателя, так и и ученика. Говоря о самом термине понятия, надо сказать, что оно имеет два обозначения и значит, что такие технологии обучения следует рассматривать как:
- Работа с информацией. Это как её обработка, так и подача, и изменения. Все делается быстро и крайне элементарно
- Науку, которая изучает сам процесс влияния информации учителя на ученика. Это очень широкое направление педагогики.
Проанализировав обе стороны, можно сказать, что такие интерактивные технологии обучения существенно помогут сложить все воедино и создать идеальную педагогическую модель занятий. К этому сейчас идут много ученых. Вот почему это направление столь перспективно.
Идеальная компоновка каждой мелочи очень важна, ведь только так можно достичь успеха в такой нелегкой науке, как педагогика.
Что включают в себя педагогические технологии?
После 40 лет развития и совершенствования науки ученым удалось сказать о трех основных видах деятельности направления:
- Традиционные технологии. Эта система понятно еще с первого класса школы. Все просто, ведь она предусматривает классно-урочную систему обучения.
- Личностно-ориентированные технологии. Здесь главная роль отводится не учителю, а ученику.
- Развивающие технологии. Сюда входит широкий спектр педагогического материала.
Среди него не только «статичные», но и игровые технологии обучения.
Применение технологий в ВУЗах
Здесь мы имеем «микс» всех видов технологий (именно это и есть лучшим вариантом для любого обучения). Ведь студенту надо не только выучить материал, но и уметь применять его на практике. Как бы там ни было, в данном вопросе следует выделить основное:
- Цели, которые имеют оба участника педагогического процесса.
- Содержание занятий.
- Формы для организации учебного процесса.
- Сотрудничество между преподавателем и студентом.
- Результаты проделанной работы
Разумеется, все эти формы взаимозависимы и не могут существовать друг без друга. Поэтому в данном случае важно качество каждого винтика в мощной машине учебного процесса. Настоящий профессионал своего дела сможет легко дать студентам нужные знания, учитывая каждый нюанс в их обучении.
Описанная в статье технология обучения действительно содержит много нового и интересного. Именно она является настоящим путем к идеальной педагогике.
shkola1249.ru