Секретный тяжелый беспилотник России попал на видео. Военный беспилотник


Войска получат ударные беспилотники » Военное обозрение

Россия восстанавливает недостающее звено в системе Воздушно-космических сил

Российская армия в 2016 году начнет получать новые беспилотники (БЛА), способные преодолевать сверхдальние расстояния. В частности, аппараты поступят в подразделения беспилотной авиации Восточного военного округа. Ранее в СМИ появилась информация о том, что в 2016 году на вооружение будут приняты перспективные БЛА, способные преодолевать до тысячи километров.

Как предполагают эксперты, речь идет о тяжелых ударных комплексах массой от примерно 1 до 20 тонн. Тяжелые аппараты могут нести на борту несколько бомб и даже ракет «воздух - земля». В настоящий момент ударных и перспективных аппаратов, способных выполнять разведку на дальние расстояния, у российской армии нет.

Работы по созданию таких дронов российский оборонно-промышленный комплекс начал в середине 2000-х годов, однако при Анатолии Сердюкове дело ограничивалось демонстрацией прототипов или попыткой купить БЛА у Израиля. Полностью восполнить недостающее звено в системе Воздушно-космических сил РФ планируется к 2020 году.«Охотник», «Иноходец» и «Альтиус-M»

В январе 2015 года замминистра обороны Юрий Борисов объявил о том, что в России создан тяжелый БЛА, способный вести разведку и уничтожать цели. Тактико-технические характеристики аппарата держатся в секрете. По данным СМИ, над проектом тяжелого беспилотника работают «ОКБ Сухого» (Москва), ОКБ «Сокол» (Казань) и ЗАО «Транзас Авиация» (Санкт-Петербург).

В начале октября 2011 года в конкурсе Минобороны на создание БЛА массой до 1 тонны одержали победу проект «Иноходец», а до 5 тонн — проект «Альтиус-M». Ударный БЛА массой до 20 тонн разрабатывает «ОКБ Сухого» на основе проекта «Скат», которым с 2005 года занимался РСК «МиГ». Новый проект получил название «Охотник».

По неподтвержденным данным, «Охотник» одновременно будет истребителем шестого поколения. Первый его полет ожидается в 2018 году, а поступление в войска — в 2020-м. Подобно «Скату», новый дрон получит форму летающего крыла (так называемая «летающая тарелка»).

Одновременно с «Охотником» «Сухой» ведет опытно-конструкторские работы по созданию аппарата средней дальности «Зеница», скорость которого составит 800 километров в час. Предположительно, данный БЛА создается на основе разработанного в 1970-е годы Ту-143 «Рейс», который предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе.

Еще одним проектом российских ВКС является «Дозор-600», который относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. Эксперты предполагают, что аппарат — прямой аналог американского MQ-1 Predator. Несмотря на то что вес «Дозор-600» составляет 720 кг, он способен выполнять функции ударного БЛА.Россия догоняет США

Спектр применения беспилотной авиации чрезвычайно широк, но особое значение она имеет на современном театре военных действий. Эксплуатация самолетов обходится дороже, а их полет сопряжен с риском для жизни летчика: ПВО и ВВС противника не дремлют, и в небе случается всякое.

Потому разведывательный и ударный беспилотник — отличный помощник боевой авиации и сухопутных сил. В будущем дроны смогут выполнять наиболее рискованные миссии, на которые сейчас опасаются отправлять самолеты, наземную разведку и спецназ.

Значение БЛА для эффективности действий вооруженных сил в Минобороны РФ осознали после конфликта с Грузией в августе 2008 года, в котором противник достаточно успешно использовал комплексы израильского производства. Первоначально ликвидировать отставание в сфере БЛА было решено путем импорта аппаратов у компании Israel Aerospace Industries.

Модель БЛА «Альтиус-М». Фото: Марат Хусаинов / prav.tatarstan.ru

Однако практика закупки зарубежной техники, которую широко применял Сердюков, была вскоре прекращена. Израильская сторона после поставки России малых и средних БЛА Bird-Eye-400, I-View и Sercher Mk.2 отказалась продавать более востребованные тяжелые беспилотные системы.

В 2012 году вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что у российской армии появится собственный ударный БЛА, который не будет уступать американскому аналогу. Массовое поступление беспилотников в вооруженные силы РФ началось уже в 2013 году. Пока на вооружении российских ВКС стоят дроны малой и средней дальности (в основном «Орлан», «Рейс», «Стриж»).

Полноценной ударной беспилотной авиацией обладают только США и Израиль. Россия вместе с Китаем — в списке догоняющих стран. В СССР беспилотники стали создаваться с 1950-х годов. БЛА в основном использовали в интересах ГРУ. Это были малогабаритные сверхзвуковые высотные аппараты, отличавшиеся высокой для своего времени технологичностью. Кроме того, в СССР БЛА активно использовали в качестве «самолетов-мишеней» для тренировки истребительной авиации и учебных стрельб с зенитных установок.Ударные БЛА в помощь Сирии

В беседе с «Русской планетой» основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что на Западе несколько раньше осознали возможность более широкого применения БЛА. В Советском Союзе «бум» на дроны произошел позже — в середине 1980-х годов. В этот период ОКБ Яковлева создало передовой на тот момент аппарат «Шмель-1».

«С распадом СССР опытно-конструкторские и производственные работы были, естественно, прекращены. Ориентированные на Минобороны предприятия не создавали беспилотники, так как не было заказа, а частные производители в РФ появились лишь в конце 1990-х годов — начале 2000-х годов», — констатировал Корнев.

Ликвидация СССР привела к деградации оборонно-промышленного комплекса и, как следствие, беспилотной авиации. Россия пропустила ключевой тренд в сфере БЛА — уход от миниатюризации в сторону создания тяжелых дронов. За период лихолетья в нашей стране сильно просели столь важные для развития перспективных БЛА сектора, как микроэлектроника и робототехника. Также у российского ОПК существуют проблемы с разработкой софта и операционных систем, необходимых для функционирования беспилотников.

Дмитрий Корнев считает, что в Минобороны извлекли уроки, и необходимые работы уже идут. Одним из вариантов дополнительного стимулирования отрасли БЛА, по мнению эксперта, могут стать инвестиции государства в коммерческие производства, так как универсальность функций разведывательных беспилотников не предполагает особого режима секретности.

Отличным «полигоном» для испытания в бою ударных беспилотников может стать воздушная операция в Сирии. В настоящее время в сирийском небе выполняют задачи только дроны-разведчики. Учитывая озвученные Минобороны планы, можно рассчитывать, что в 2016 году тяжелые беспилотники будут применяться в сирийской операции. О необходимости скорейшего поступления ударных БЛА на вооружение ВКС лишний раз свидетельствует трагический инцидент с Су-24M.

topwar.ru

Секретный тяжелый беспилотник России попал на видео — Российская газета

Опытный образец российского тяжелого беспилотного летательного аппарата "Альтаир" попал в интернет. Его можно увидеть на кадрах видеоролика, посвященного посещению Казанского авиационного завода имени Горбунова секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.

Машина с бортовым номером "02" стоит на выставочной площадке завода. Первым опытным образцом был прототип-демонстратор, начавший полноценные летные испытания в июле 2016 года.

Из открытых источников известно, что беспилотник весит примерно пять тонн, может находиться в воздухе без дозаправки до двух суток и обладает высотным "потолком" до 12 километров. "Альтаир" представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. При общей длине 11,6 метров, он имеет размах крыльев 28,5 метров. Аппарат оснащен двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами. Максимальная дальность беспилотника составляет десять тысяч километров.

О штатном вооружении БПЛА, который предполагается использовать как ударный или в стратегической разведке.

Напомним, что сейчас российская армия не располагает ударными беспилотниками.

"Операция продемонстрировала критический недостаток - отсутствие у России ударных беспилотников. Помимо БЛА коалиции США, в Сирии уже используются израильские, иранские и турецкие ударные беспилотники среднего класса, а также импровизированные сверхлегкие беспилотные бомбардировщики из коммерческих компонентов, разработанные террористами", - говорится в публикации журнала Moscow Defence Brief.

Зато как отметили эксперты, во время военного конфликта на Ближнем Востоке разведывательные российские беспилотники, прежде всего "Орлан-10", успешно справились с поставленными задачами. Однако вооружить управляемыми контейнерами со взрывчаткой "Орланы" не получится, так как они могут нести ограниченную полезную нагрузку - до пяти килограммов.

rg.ru

Распространённые заблуждения о военных «беспилотниках»

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

Гражданский VS. Военный беспилотник - Записи старого программиста

  • Прежде всего связь между пультом и дроном. Самые распространённые, это на самой бытовой области частот 2,4 ГГц - на ней и наши любимые WiFi, и более экзотические протоколы вроде ZigBee, беспилотники используют свой протокол и систему каналов на этих частотах, но есть и другие разрешенные частоты.
  • Если радиочастота экзотическая, то придется пройти жернова Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), и получить разрешение на использование (иначе мужики с погонами всё конфискуют, заведут дело..)
  • И следует помнить, что даже гражданский передатчик на разрешенной частоте имеет ограничение на мощность сигнала. На всё, что мощнее 400 mW ЕМНИП, нужно идти кланяться в РосСвязьНадзор, получать разрешение и лицензию. (иначе мужики с погонами.. ну вы поняли)
  • И да, идти придется. По просторам нашей страны, если даже вы не замечаете этого, но как и во "времена тоталитарного СССР" катаются машины радиоразведки, контроля и мониторинга радиоэфира, и еще всякие разные. Засекут, и тогда мужики с погонами...
  • Если вы захотите увеличить мощность передатчика пульта нештатным образом с помощью паяльника и знаний, чтобы увеличить радиус действия беспилотника, то вам также придется увеличить и мощность передатчика на самом беспилотнике: он ведь должен передавать телеметрию, свои координаты на большее расстояние. Беспилотник это не только приёмник сигнала. Но, бортовая батарея от этого станет садиться еще быстрее, и беспилотник станет сильно менее эффективным, овчинка выделки обычно не стоит.
  • А вот, что есть в загашниках у военных, чего нет у бытовых беспилотников.(в силу просто бытовой бессмысленности и лавинного удорожания изделия)Это только опции, набор из которых составляет то или иное военное изделие, поскольку за гранью бытового использования начинается баланс между взаимоисключающими характеристиками. Сильно взаимоисключающими:1. Размер2. Время работы3. Вес с наличием доп.оборудования4. Температура (и электроника с оптикой, требующие радиаторов, и двигатели)5. Цена

    Итак, опции (перечислю только основную часть, которая не является секретом)

    1. Тепловая незаметность и элементы радио-локационной незаметности. Для второго это отсутствие в геометрии корпуса перпендикулярных линий, параллельных линий в сочетаниями с линиями под 45° и т.д. Почему? Достаточно почитать что такое уголковый отражатель. Благодаря установленным уголковым отражателям на советском Луноходе и миссий Аполлон наши астрономы могут с помощью лазера с точностью до сантиметров в каждый момент времени знать расстояние от Земли до Луны и контролировать прецессию.

    На этом этапе обычно отсеиваются из армейского применения все квадрокоптеры и мультикоптеры, потому-что они заметные для систем наведения, их проще сбить ракетой, а военное изделие обычно очень много денег стоит.Ракета правда тоже немалых денег стоит, но тупо арифметически ПЗРК в армиях больше, чем беспилотников.

    2. Инерциальная система координатной привязки. Тем, кто не имеет отношения к ракетной технике в двух словах. Вот, допустим, вы встали от компьютера, подошли к двери из комнаты и остановились. Вы пользовались навигационной системой - глазами.Но, если вы закроете глаза, встанете и отсчитаете пять шагов чтобы остановиться у двери - это уже инерциальная система координат, поскольку вы знаете, что до двери вам пять шагов.

    Именно подсознательной инерциальной системой наведения вы руководствуетесь с самого детства и по сей день, когда сонные встаёте ночью и идёте в темноте в туалет. Задумайтесь об этом ))

    3. Топографическая система координатной привязки. И проще, и сложнее одновременно. Процессор анализирует визуальную картинку с камеры и сравнивает её с загруженной в память картинкой (о которой есть точные данные по координатам) на предмет визуального соответствия, и таким образом понимает где он находится и куда летит. Одновременно, выявляет попиксельные несоответствия, которые могут оказаться танками, или прочими элементами военного пейзажа.

    4. Возможность автономной работы в полном радиомолчании. Да, бытовые беспилотники сейчас имеют режим Fly-By-Point. На карте им задаешь точки, которые нужно пролететь, и дальше они летят сами, даже вне зоны действия командного пульта, автономно. Проблема в том, что бытовые это делают полагаясь на координаты GPS/ГЛОНАС своего приёмника, которые противник может легко испохабить средствами РЭБ. А в некоторых случаях, даже ловко подменить. Нужен просто более мощный фальшивый сигнал GPS... Например, так Иран угнал американский беспилотник Sentinel и посадил его на свой аэродром. Тут я не удивлён совершенно - советские, а теперь советско-российские разработки инерциальных и топографических систем всегда на голову, и даже на две превосходили НАТО'вские, и до сих пор превосходят. Но НАТО доверяет только GPS.

    И в системах РЭБ советско-российские разработки также на две головы впереди американских. Чему свидетель Дональд Кук, которого "почесали" РЭБ Хибины с борта Су-24, и полный пиздец пришел хвалёной системе Иджис.

    При автономной работе у военного беспилотника должны быть отключены все приемники и передатчки, включая GPS/ГЛОНАС, координаты он должен сам получать иными способами, иначе качественная РЭБ его может прикончить без единого выстрела.

    5. Управление по радиоканалу. У вояк другие частоты и мощности, а сигнал передаётся одновременно как с частотной, так и с амплитудной модуляцией на спектре в псевдослучайной последовательности с шифрованием. В целом, это проблема для противника... Если нет очень мощной системы слежения за эфиром (у НАТО например, традиционно на кораблях, ибо весят много), то даже сам факт наличия управляющего сигнала очень сложно обнаружить на фоне естественного шума эфира.

    6. Беспилотник может работать в управляемом режиме очень далеко за возможностями передатчика управляющего центра. Там, куда радиосигнал не добивает, слишком далеко, но он, тем не менее, управляется этим радиосигналом. Как? Просто. Между ним и Центром посередине висит такой же беспилотник, который тупо работает ретранслятором сигнала. Так может быть выстроена цепочка из многих взаимных ретрансляторов, и область действия беспилотников от Центра Управления может быть неописуемо огромной. Будет работать как сеть взаимных ретрансляторов, помогающих друг другу держать связь с Центром. Настолько, что даже потеря одного-двух беспилотников никак не скажется на всей цепочке в сети, просто сигнал пройдет пойдёт по другому пути через ретрансляторы.

    7. Радиолокационная система определения координат. Это похоже на триангуляцию см. ссылку, только третий источник сигнала не нужен, поскольку априори известно по какую сторону двух вышек беспилотник находится. Источником могут быть любые две вышки в разных концах фронта, передающие сигнал на любой частоте. Но если будут дополнительные источники сигнала на "глупых" частотах это увеличит метровую точность при триангуляции.

    8. Термитный шнур на электронике на случай суицида. Если процессор поймёт, что его одолела вражеская РЭБ, либо из определенной, никому не известной радиочастоты поступит сигнал, то термитный шнур поджигается и физически выжигает и уничтожает всю электронику и все мозги беспилотника, у врага окажутся только внешний корпус и угольки внутри.

    9. Если мозги беспилотника поняли, что они атакуются и вводятся в заблуждение чужой РЭБ, или он напрямую атакован РЭБ (белый шум очень высокой мощности, забивающий вообще весь эфир), то управляемый беспилотник отключает все внешние каналы связи, становится неуправляемым, и возвращается на точку старта в режиме автопилота, пользуясь независимыми системами: инерциальной, топографической, или радиолокационной, или их сочетаниями.

    10. Гораздо больше номенклатура внешнего "обвеса" военного беспилотника. Это не просто камеры по типу GoPro. Есть и другие камеры оптического диапазона, но более приспособленные к специфичным армейским условиям с нужными объективами. Есть камеры инфракрасного диапазона (а это уже супердорогой сегмент). Есть оптикоэлектронные камеры (а как они работают это вообще гос.тайна). Есть целеуказатели на определенной частоте когерентного лазера, для наведения управляемых боеприпасов в точку. И прочее, например радары или лидары.

    11. Внешняя подвеска для несения ударной ракеты, и инфраструктура обеспечивающая её пуск.

    12. Много всего еще. Но это уже не так интересно, и я печатать устал.

    Проблема в совокупности взаимоисключающих характеристик, описанных выше. Собрать по совокупности эффективный военный аппарат в десятки раз сложнее, чем любой гражданский.

    UPDATE: Да, забыл моё самое любимое - самолёт 6-го поколения будет беспилотником. И это хорошо, поскольку сам пилот, его катапультируемое кресло, системы жизнеобеспечения, приборы навигации весят непозволительно много, да еще и перегрузок боятся.

    ivanrubila.livejournal.com

    Как в России учат на операторов военных беспилотников (БПЛА) // ОПТИМИСТ

    ≡  20 Март 2018

    А А А

    Оператор, управляющий ударным или разведывательным беспилотным аппаратом, стал в последнее время одной из ключевых фигур современной войны. Об этих людях уже снимают фильмы, об их профессии спорят: кто они — боевые пилоты или геймеры? А где же учат на операторов военных БПЛА у нас, в России? Ответ прост — в Коломне. И здесь многое приходится начинать сначала. Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире. А что такое крылатая ракета, как не беспилотный самолет? В СССР же был построен космический челнок «Буран», который задолго до Boeing X-37 слетал в беспилотном режиме на орбиту и вернулся.

    Реактивные и одноразовые

    Отечественные БПЛА с разведывательными функциями тоже имеют давнюю историю. В середине 1960-х на вооружение строевых частей начали поступать тактические беспилотные самолеты-разведчики (ТБР-1) и дальние беспилотные самолеты-разведчики (ДБР-1), ставшие развитием беспилотных самолетов-мишеней. Это была серьезная авиатехника совсем не компактных размеров. ТБР весил почти три тонны, мог летать на высоте до 9000 м со скоростью до 900 км/ч, для чего был оснащен турбореактивным двигателем. Цель — фоторазведка при дальности полета 570 км. Пуск осуществлялся с направляющих под углом 20 градусов к горизонту, а для разгона применялись пороховые ускорители. ДБР-1 и вовсе летал на сверхзвуке (до 2800 км/ч) и имел дальность до 3600 км. Взлетная масса — более 35 т! При всем этом у разведывательных БПЛА первого поколения была неважная точность выхода к заданному объекту, и эти аппараты — тяжелые, турбореактивные — были… одноразовыми, а потому применение их оказалось делом накладным.

    БПЛА «Гранат-4» Самый «дальнобойный» аппарат в комплексе «Наводчик-2». Он оснащен бензиновым мотором, а корпус выполнен из композитных материалов. Вес аппарата — порядка 30 кг, дальность — около 100 км.

    В середине 1970-х на вооружение Советской армии поступил беспилотный разведывательный комплекс ВР-3, основой которого стал турбореактивный БПЛА «Рейс». Это уже была многоразовая система, предназначенная для ведения воздушной разведки объектов и местности в тактической глубине в интересах сухопутных войск и ударной авиации. Самолет был полегче своих одноразовых предшественников — взлетная масса 1410 кг, имел маршевую скорость до 950 км/ч и техническую дальность полета 170 км. Нетрудно подсчитать, что даже при полной заправке полет «Рейса» мог длиться не более десяти минут. Аппарат способен вести фото-, телевизионную и радиационную разведку с передачей данных на командный пункт почти в реальном времени. Посадка БПЛА осуществлялась по команде бортовой автоматической системы управления. Стоит заметить, что «Рейс» до сих пор стоит на вооружении армии Украины и применялся в так называемой АТО.

    В 1980-е годы в мире стало развиваться третье поколение БПЛА — легких недорогих дистанционно управляемых аппаратов с разведывательными функциями. Нельзя сказать, что СССР остался в стороне от этого процесса. Работы по созданию первого отечественного мини-ДПЛА были начаты в 1982 году в НИИ «Кулон». К 1983 году был разработан и прошел летные испытания ДПЛА многоразового применения «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенный для ведения телевизионной разведки и постановки радиоэлектронных помех средствам связи, работающим в УКВ-диапазоне. Но потом началась перестройка, а за ней 90-е, которые для развития отечественной беспилотной авиации оказались потерянными. К началу нового тысячелетия старые советские наработки морально устарели. Пришлось срочно пускаться вдогонку.

    В тренажерном классе военнослужащие, проходящие обучение в коломенском Центре, осваивают управление БПЛА пока что в виртуальном пространстве. Лишь пройдя подготовку на тренажере, оператор допускается к управлению реальным аппаратом. На такое обучение может уйти от 2,5 до 4 месяцев.

    Для настоящих авиаторов

    В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО. Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

    Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.

    BirdEye 400 («Застава») предназначен для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения других БПЛА. Радиус действия — 10 км. Продолжительность полета — 1 ч. Взлетный вес — 5,5 кг.

    В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.

    Пока малые формы

    В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной войны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии.

    Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.

    Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.

    БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.

    «Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.

    Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».

    Растворившиеся в небе

    Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».

    Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.

    Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с б? льшим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.

    Метки: авиация • беспилотники • бпла • вооружение • оператор • работа • служба

    Комментарии:

    oppps.ru


    Читайте также
    • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
      Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
      Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
      Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
      Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
      Найден источник водородных газов для нашей Галактики