Жизнь и творчество Леонардо да Винчи (стр. 1 из 5). Творчество и изобретения леонардо да винчи
Творчество Леонардо да Винчи
Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 века и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках — гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника — ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.
Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ юного художника — фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) — выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.
К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 века. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни.
В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй — к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа.
Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482—1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.
Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента — конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки — наброски различных вариантов монумента, изображения то вздыбленного, полного динамики скакуна, то торжественно выступающего коня, напоминающего композиционные решения Донателло и Верроккьо. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени.
Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483—1494, Париж, Лувр) — первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием — младенец Христос благословляет Иоанна — в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья.
В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо — «Тайная вечеря», исполненная в 1495—1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.
Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.
После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи.
В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения.
Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.
В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов. «Опыт — это единственный источник познания», — говорил художник. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.
Леонардо да Винчи. Картины →
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Изобретения Леонардо да Винчи: гениальное рядом
Национальный художественный музей Беларуси 1 марта открыл свои двери перед посетителями, желающими воочию убедиться в гениальности Великого Мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Нам удалось попасть к самому открытию и в числе первых увидеть экспонаты, прибывшие из Израиля, где они выставлялись до этого.
Выставка «Изобретения да Винчи» – это совместный австралийско-итальянский проект. Миллионы посетителей по всему миру уже смогли увидеть гениальные изобретения Мастера (более 200 экспонатов). С 2006 года передвижная выставка побывала в США, России, Японии, Западной Европе, Латинской Америке, Южной Африке, Великобритании и др. В течение месяца экспозиция будет находиться в Минске, и все желающие смогут прикоснуться (даже потрогать руками некоторые экспонаты) к искусству, проникнуться духом эпохи Леонардо, восхититься его неоценимым вкладом в историю мировой живописи, инженерии, медицины.
Да Винчи» – это не фамилия в нашем понимании, эта «приписка» означает просто «родом из Винчи». Так назывался город, рядом с которым, в селении Анкиано, у Пьера Бартоломео родился внебрачный сын от крестьянки Катерины. Полное имя Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи.
Желающих попасть на выставку было много, сотрудникам музея приходилось время от времени регулировать поток посетителей, чтобы не создавать излишней толкучки в залах, поэтому на входе периодически собиралась очередь.
Скоротать время можно было, полистав каталог либо прикупив на память майку или репродукции наиболее известных работ художника.
Знакомство с экспонатами музея
Несколько залов отведено для экспонатов, многие из которых имеют внушительные размеры, кое-что выставлено в стеклянных кубах, везде сопроводительные таблички, интерактивные стойки, телевизоры –даже без экскурсовода можно самостоятельно понять, что перед вами.
Леонардо да Винчи – яркий пример «универсального человека». В далеком XV веке он сумел то, к чему его современники были еще не готовы. Многие его изобретения не были воплощены в жизнь и долгое время оставались чертежами на бумаге, причем порой зашифрованными, так как да Винчи практиковал зеркальный способ письма, коды и намеренно совершал ошибки, чтобы не всем с ходу удавалось понять его рукописи.
Специалистам удалось расшифровать более 6000 страниц рукописей Леонардо да Винчи и воссоздать по чертежам некоторые из его изобретений.
75 макетов, многие из которых выполнены в натуральную величину итальянскими мастерами, дают на сегодняшний день яркое представление о том, насколько да Винчи опередил свою эпоху. Придуманные им вещи, будь они реализованы при его жизни, смогли бы приблизить техническую революцию и ускорить создание многих нужных человечеству приборов.
Катапульта, пушка, подводная лодка, корабль с двойным дном, танк, арочный мост – это лишь то немногое, что придумал Леонардо для военных.
Мне бы в небо!
Леонардо да Винчи мечтал летать, его вдохновляли птицы. Он скрупулезно изучал строение крыла птиц и летучих мышей, пытаясь понять, как человеческая рука может его заменить. Сразу несколько «крылатых» изобретений да Винчи можно увидеть в залах музея.
Многие инженеры XV века мечтали «отрастить крылья», но Леонардо да Винчи был первым, кто стал изучать теорию полета. Первоначально он думал, что человек сможет подняться в воздух, если создаст аппарат, действие которого будет основано на маховых движениях крыльями. Каких только крыльев не придумал мечтатель-Леонардо! Что-то же должно было сработать?!
Вертикальный летательный аппарат, напоминающий ступу Бабы-яги, создан в натуральную величину: 12 метров – «ступа», 24 метра – размах крыльев, 2 пары крыльев, машущих крест-накрест, 12-метровая лестница. Как это «корыто» должно было полететь, остается загадкой, хотя… чем черт не шутит. Но это в сказках, а тут – НАУКА!
Среди рисунков Леонардо есть такие, где человек изображен лицом вниз. На фото «крылатый» макет, выполненный по зарисовкам да Винчи. Определенные механизмы, приводимые в действие мускульной силой, должны были поднять человека в воздух. Но все оказалось не так просто!
Вот рисунки, сделанные с анатомической точностью. Кости кисти, плечевой сустав, мышцы… А рядом крыло. Эх, взмахнуть бы рукой-крылом, как птица и… полететь!
Обтянутый льняной тканью винт, напоминающий волчок, по мнению Леонардо, должен был поднять человека в воздух. Загвоздка состояла лишь в том, что четыре человека должны были стоять на платформе и толкать рычаги. Реально ли?
Позже Леонардо пришел к выводу, что одной мускульной силы недостаточно: махать руками, наподобие крыльев, или крутить педали – мало, это не поднимет тело человека к облакам. Тогда да Винчи углубился в изучение скорости, направления и силы ветра. Были разработаны чертежи измерительных приборов: анемометр помогал измерить силу ветра, анемоскоп показывал направление.
Прибор, с помощью которого можно было измерить скорость ветра и воды, представлен на фото ниже.
Тайны человеческого тела
Каждый из экспонатов вызывал неподдельный интерес. Мужчин, конечно же, больше привлекали технические штуки, а дамы любовались живописными работами Леонардо-художника, толпились в комнате с зеркалами, где можно разглядеть себя со всех сторон, рассматривали рисунки, пытаясь разгадать загадочные надписи…
На протяжении всей жизни Леонардо анатомировал трупы, изучал строение человеческого тела, делал многочисленные зарисовки и наброски. Мельчайшие особенности внутренних органов не ускользали от его пытливого взгляда и остро заточенного карандаша. Научная работа да Винчи в области медицины обогнала свое время как минимум лет на 300.
Рисунок, сделанный Леонардо да Винчи в 1490-х годах, известный под названием «Витрувианский человек», знаком сегодня многим. Он показывает пропорциональные соотношения частей мужской фигуры, вписанной в круг и в квадрат: в первом случае с разведенными в стороны руками и ногами, а во втором – с сомкнутыми ногами и разведенными в стороны руками. Эта работа является одновременно и произведением искусства, и научным трудом в области изучения пропорций.
Исследователи творчества да Винчи полагают, что вовсе не Леонардо автор этой идеи. Гораздо раньше похожий рисунок, хоть и уступающий этому в плане художественных достоинств, сделал друг Леонардо, малоизвестный архитектор Джакомо Андреа да Феррару. Сейчас не столь важно, кто из друзей был первым, главное – мы видим «микрокосм» и наглядное подтверждение тому, что «Человек есть мера всех вещей».
Не менее популярная картина «Мона Лиза», она же «Джоконда», – одно из самых известных произведений живописи в мире. Над улыбкой загадочной Джоконды уже более пяти веков ломают головы те, кого волнует ее тайна. Кто она: супруга торговца шелком из Флоренции, тайная возлюбленная Леонардо или это вовсе не женщина? В трактовках портрета встречаются довольно противоречивые версии: будто Джоконда – это ретроспективный образ матери художника, а возможно, автопортрет самого да Винчи или переодетый в женское платье юноша. Чему или кому верить, решать вам, зрители. Слухи ходят разные…
Трогать разрешается!
Мы привыкли, что в музее все можно «трогать» лишь глазами, но, к счастью, в этот раз все оказалось не так. Организаторы выставки продумали зону, где экспонаты предназначались как раз для того, чтобы их крутили, вертели, трогали и изучали не только глазами. Детишки были в восторге! Да и многие взрослые были не прочь, преодолевая стеснение, покрутить ручки приборов, которые приводили в действие механизмы, придуманные Леонардо да Винчи.
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи, несомненно, оставил после себя богатое наследие, его работы из совершенно разных областей науки и искусства в очередной раз доказывают, что человеку подвластно многое. Живописец, скульптор, архитектор, ученый, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель –список, кажется, можно продолжать до бесконечности. Гению подвластно все! Выставка «Изобретения Леонардо да Винчи» – наглядное тому подтверждение.
Справочная информация
Место проведения: Национальный художественный музей Беларуси. Смотреть на картеАдрес: г. Минск, ул. Ленина, 20.Телефоны: +375 (17) 237-32-88; +375 (29) 678-53-86; +375 (29) 283-53-86. Время работы: с 1 по 30 марта ежедневно, кроме вторника, с 11:00 до 19:00.
Подробнее…
Фотограф: Наталья Колесниковичrastishka.by
Леонардо да Винчи
Среди титанов Возрождение одно из первых мест по праву принадлежит Леонардо да Винчи. Сила его ума его гениальные научные предсказания, его замечательные технические изобретения, наконец, его большое реалистичное искусство — все это валило в удивление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне розвитий личности, о котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.
Творчество Леонардо да Винчи
Интересные факты из жизни художника
Картины Леонардо да Винчи
Библиография и фильмография
Как художник Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпохи – раннего и высокого Возрождения. Он подытоживает богатый художественный опыт XV века, и он закладывает основу для искусства XVI века. Леонардо ставит себе целью дать объективное отображение действительности. Но эту действительность он воспринимает уже по-другому. Он ищет обобщенной формы, типичных решений, ясного художественного языка. Его уже не удовлетворяет аналитический реализм XV века, в котором интерес к детали нередко затемнял главное.
Его интересуют новая задача — усовершенствования психологических средств выражения и более глубокое раскрытие внутреннего мира человека, упрощения композиционного строя, ради достижения большей монументальности, использования светотени, с целью усиления жизненности образов, разработка реалистичного творческого метода и подведение под его прочного теоретического основания.
Реалист в науке, Леонардо остается реалистом и в искусстве. Но его реализм знаменует более высокую ступни развития. И поскольку для Леонардо процесс художественного обобщения является процессом глубоко сознательным, постольку он выступает прямым предшественником всех больших мастеров высокого Возрождения.
Особенность творчества Леонардо да Винчи
Художественное наследство Леонардо да Винчи количественно небольшое. Высказывалась мысль, что его захваты естественной наукой и инженерным делом помешали его плодотворности в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел замечательные замыслы, но создал немного вещь в краске, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и Вазари, в соответствии с которым препятствия лежали в самой душе Леонардо – «наибольшая и самая необычная, именно она побуждала его искать преимущества над совершенством, так что каждое произведение его замедлялось от избытка желаний».
Леонардо сложился как художник так, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картина Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистичного искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делались для того, чтобы научить из раннего лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистичным методом.
Рисунки Леонардо 70-х лет свидетельствуют о пристальном и внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает лица, которые понравились йому, пейзажи, растения, фигуру животных, она без усталости делает самые подробные этюды драпирований, добиваясь максимальной рельефности в передаче складки, он выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картины. Природа во всех своих разнообразных проявлениях уладно волоче его к себе. Он склоняется перед ее странной красотой и совершенством, перед бесконечной разнообразностью ее формы.
В течение 70-х лет Леонардо выполнил ряд картины, относительно которой доныне идут горячие споры в науке. В мастерской Верроккио применялась совместная работа учителя и учеников над тем же произведением; в связи с этим, естественно, возникают большие сложности при распознавании отдельных художественных почерков. Несколько лет назад наука все-таки склонилась до того, чтобы приписать молодому Леонардо два вещи, которые чаще всего связывали с именем Верроккио. Это «Благовещение» и «Портрет Джиневри где Бенчи». В обоих этой работе Леонардо выступает перед нами еще как типичный мастер XV века, который отдает преимущество подробности перед целым.
Уже первый флорентийский период деятельности Леонардо, по окончании учебы в Верроккио, отмеченный его попыткой обнаружить свои дарования на многих поприщах: архитектурные чертежи, проект канала, который соединяет Пизу с Флоренцией, рисунки мельницы, сукновальной машины и снарядов, которые приводятся в движение силой воды. К этому же периоду относится его маленькая картина «Мадонна с цветком».
Когда Леонардо писал ее, ему было двадцать шесть лет. До этого времени художник нашел уже сделанное мастерство в большом искусстве живописи, что он ставил выше всех других.
«Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишен какой-либо святости. Перед нами всего лишь юная мать, которая играет со своим ребенком. Вечная заманчивость и поэзия материнства. В этом бесконечное очаровывание картины.
Среди всех искусств Леонардо ставит на первое место живопись. Потому что, указывает он, живописец является «обладателем всякого рода людей и всей вещи». Это – непреодолимое свидетельство глубокой убежденности одного из наибольших живописцев, которые хоть когда-то жилы в мире, в величии и все покоряющий силе своего искусства.
Мир узнается через чувство, а глаз – обладатель чувств.
«Глаз, – пишет он, – есть глаз человеческого тела, через который человек смотрит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без его эта человеческая темница – истязание».
В день рождения короля пришел поэт и поднес ему поэму, которая восхваляет его доблести. Пришел также и живописец с портретом любимой короля. Король немедленно же обратился от книги к картине. Поэт обиделся: «О, король! Читай, читай! Ты узнаешь что-то куда более важно, чем может дать тебе эта немая картина!» Но король ответил ему: «Молчи, поэт! Ты не знаешь, что говоришь! Живопись служит высшему чувству, чем твое искусство, предназначенное для слепых. Дай мне вещь, которую я мог бы видеть, а не только слышать».
Между живописцем и поэтом, пишет еще Леонардо, такая же разница, как между телами, разделенными на части, и телами цельными, потому что поэт показывает тебе тело часть за частью в разное время, а живописец – полностью в одно время.
А музыка? Опять категорический ответ Леонардо:
«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи, потому что она является предметом слуха, второго чувства, после зрения . Но живопись превосходит музыку и велит ею, потому что не умирает сразу же после своего возникновения, как несчастливая музыка».
Но всего этого мало. Живопись, больше всего из искусств, дает в руку того, кто по-настоящему ею владеет, царственную власть над природой.
Следовательно, для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, выше из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.
И вот опыт открывает Леонардо новые пространства, к неизвестному ему в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамку.
Заглянув в бездну времени, что есть «истребитель вещи», он увидел, что все изменяется, превращается, что глаз воспринимает лишь то, которое рождается перед им в данное мгновение, потому что в следующее время уже сделает свое неминуемое и необратимое дело.
И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей следующей живописи огромное значение. К Леонардо очертанию предметов добывали в картине решающее значение. Линия господствовала в ней, и потому даже у наибольших его предшественников картина кажется временами раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с нерушимостью, самодостаточной властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропастью очертаний». Светло и тень, пишет он, должна быть резко размежевана, потому что границы их в большинстве случаев неясные. Иначе обида выйдет неловкая, лишенная заманчивость, деревянными. «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гамою тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.
Масляная краска была изобретена в Нидерландах, но новая возможность, которая таится в их, в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов, из тона в тон были в первый раз изучены и до конца исследованы Леонардо.
Картины Леонардо да Винчи
Исчезла лиственность, графическая твердость, характерные для флорентийской живописи кватроченто. Светотень и « очертания, что продают», составляют, по Леонардо, именно замечательное в живописной науке. Но обида его не быстротечна. Крепкий их скелет, и крепко стоят они на земле. Они бесконечно волшебные, поэтические, но и не менее полновесные, конкретные.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
allpainters.ru
Жизнь и творчество Леонардо да Винчи
ПЛАН
I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Краткая характеристика основных этапов жизни Леонардо да Винчи
2. Ранний период творчества Леонардо да Винчи
3. Зрелый период творчества Леонардо да Винчи
4. Поздний период творчества Леонардо да Винчи
III ВЫВОДЫ
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
V ПРИЛОЖЕНИЯ
I ВВЕДЕНИЕ
«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря твоей внутренней воле…»- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.
Гуманистическая философия второй половины 15 в., поставив в центр своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Прекрасным воплощением гуманистической идеи было творчество Леонардо да Винчи, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Многогранность Леонардо, одного из титанов Возрождения, подчеркнул Ф. Энгельс: «Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Особенно высоко ценил Леонардо творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. «Живопись распространяется на поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их особенные свойства. Но она не удовлетворяет той истине, которую достигает живописец, самостоятельно обнимающий первую истину этих тел, так как глаз меньше ошибается, чем разум». Наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека-творца Леонардо видел в творчестве художника, который изучает природу, воссоздает ее на полотне и в тоже время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей» [2; c. 237-238].
Гений Леонардо поднял на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Краткая характеристика основных этапов жизни Леонардо да Винчи
В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Поначалу совершенно подобный сверстникам, мальчик, когда вышел из возраста, называемого древними неизречённым, стал отличаться от других, и его миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения; улыбка стала насмешливой, а взгляд пристальным и неприятным для собеседника, как если бы тот лукавил или приукрашивал или ещё каким образом лгал, и это раскрылось. Большую часть свободного времени – а его в деревне бывает достаточно – Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на 17 лет. Подражая практиковавшемуся в медицине священнику, Леонардо собирал и высушивал целебные травы, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, чтобы изготавливать яды, в жестокое нынешнее время, дескать, более необходимые. Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции – скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, что, по крайней мере, к тому времени он уже не был учеником Верроккьо, а, возможно, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко столкнулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. Не исключено, что на его решение изменить обстановку повлиял и тот факт, что он не вошёл в число четырёх живописцев, направленных в Рим для росписи Сикстинской капеллы. А быть может, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. В 1482 году он предстал перед герцогом Милана Лодовико Сфорца, в письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой – в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. В 1489-1490 годах ввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской художник был занят декорированием Кастелло Сфорцеско. Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области: в 1494 году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо. Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти – Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. С июня 1506 по сентябрь 1507 года Леонардо снова в Милане, где с 1512 года правил новый герцог, Максимилиан Сфорца. 24 сентября того же года Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим; здесь он вел разного рода математические и научные изыскания. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны [8; c.12-24].
2. Ранний период творчества Леонардо да Винчи
Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо Винчи как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.
Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Приглушенные по сравнению с произведениями его современников цвета предвосхищают колорит более поздних работ художника.
mirznanii.com
Леонардо да Винчи. Истории из жизни
Леонардо да Винчи – прекрасный пример человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства — живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции.
Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, а мать Катерина — простой крестьянской девушкой.
Мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина.
Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны.
Истории из жизни Леонардо да Винчи
Как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.
Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался.
Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства».
Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.
*****
У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани.
*****
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил своему ученику — Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, «… поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи…»
*****
Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал.
Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире. Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовика Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.
*****
Леонардо да Винчи был прекрасным фокусником.
Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.
Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.
*****
До самой смерти да Винчи был чрезвычайно активен, много ездил. По преданию, Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».
Современников поражали внешние данные Леонардо.
Он был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен. Правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову.
В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия.
Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле, к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.
Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение.
Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.
Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса.
Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.
«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — речь, несомненно, идет о телефоне.
«Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» — телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.
«Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» — передача телеизображения.
«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом.
«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.
Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…»
Изобретения и открытия Леонардо да Винчи охватывают все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации.
В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».
Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов.
У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!
Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).
Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.
Он создал чертежи рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их невозможно было даже сделать в то время.
Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине.
Леонардо да Винчи уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем!
*****
Рекомендую прочитать:
Мудрые высказывания Леонардо да Винчи
Лучшие цитаты Иосифа Бродского
Императрица Екатерина II, афоризмы
Интересно о Пабло Пикассо
Урок от Микеланджело
elklub.ru