Как жилось женщинам в эпоху викингов? (11фото). Женщины викинги воительницы
Как жилось женщинам в эпоху викингов? (11фото)
В свое время было много разговоров о той роли, которую играли женщины в эпоху викингов. Были ли они воинами, которые орудовали щитами и мечами бок о бок с мужчинами? Отправлялись ли они вместе с ними в знаменитые плавания викингов к таким далеким местам, как Европа, Россия и Северная Америка? Хотя в некоторых случаях трудно отделить миф от реальности, но становится ясно, что скандинавские женщины в обществе эпохи викингов пользовались большей свободой и властью в своих общинах, чем многие другие представительницы прекрасного пола того времени. Недавние исследования показывают, что многие норвежские женщины чаще, чем считалось ранее, путешествовали вместе с мужчинами. Это позволяет предположить, что женщины также играли активную роль в колонизации новых земель.
Почему скандинавских женщин нельзя назвать викингами?
Технически женщин даже нельзя назвать викингами. Дело в том, что древнескандинавское слово vikingar применялось только к мужчинам, как правило, к тем, которые отправились из Скандинавии в своих знаменитых длинных лодках к далеким берегам Великобритании, Европы, России, а также на острова Северной Атлантики и Северной Америки в 800-1100 годах нашей эры.
Но хотя эти викинги стали печально известными как свирепые воины и жестокие захватчики, они также были торговцами, которые установили торговые маршруты по всему миру. Они образовали поселения, основали города (Дублин, к примеру) и оказали воздействие на язык и культуру тех мест, где останавливали свои корабли.
Участие в походах
В то время как ранние исторические исследования о викингах предполагали, что скандинавы-мореходы путешествовали мужскими компаниями, возможно, из-за отсутствия желаемых компаньонок в Скандинавии, более недавнее исследование рассказывает совсем другую историю. В новой работе, опубликованной в конце 2014 года, ученые использовали митохондриальную ДНК в качестве доказательства того, что норвежские женщины присоединялись к своим мужчинам во время путешествий к Англии, Шетландским и Оркнейским островам и к Исландии. Более того, они были важными участниками этих процессов миграций и ассимиляций. Особенно в ранее необитаемых районах, таких как Исландия, норвежские женщины были чрезвычайно важны для заселения новых поселений и их процветания.
Общество эпохи викингов
Как и во многих традиционных цивилизациях, в эпоху викингов, по существу, доминировали мужчины. Они занимались охотой, боевыми действиями, торговлей и сельским хозяйством, в то время как жизнь женщин была сосредоточена на приготовлении пищи, уходе за домом и воспитании детей. Большинство захоронений времен викингов, найденных археологами, отражают эти традиционные гендерные роли: мужчин, как правило, хоронили с оружием и инструментами, а женщин — с предметами домашнего обихода, рукоделием и ювелирными изделиями.
Свобода
Но женщины в Скандинавии эпохи викингов действительно наслаждались необычной степенью свободы для того время. Они могли владеть собственностью, просить развода и возврата своего приданого, если их брак заканчивался. Женщины, как правило, вступали в брак в возрасте от 12 до 15 лет. Его организацией занимались семьи, но женщины имели право голоса в этом вопросе. Если женщина хотела развода, она должна была вызвать свидетелей в свой дом к брачному ложу и объявить перед ними, что она разводится со своим мужем. Брачный договор указывал на то, как семейное имущество будет разделено в случае развода.
Кто был главным в семье?
Хотя мужчина был главой семьи, женщина играла активную роль в управлении как мужем, так и домашним хозяйством. Норвежские женщины имели полную власть в домашней сфере, особенно когда отсутствовали их мужья. Если мужчина в семье умирал, его жена принимала на себя все обязанности и самостоятельно работала на семейной ферме или в торговом бизнесе. Многие скандинавские женщины эпохи викингов были захоронены с кольцами ключей, которые символизировали их роль и власть в качестве домохозяек.
Высокий социальный статус
Некоторые женщины имели особенно высокий статус. Одно из самых больших захоронений, когда-либо найденных в Скандинавии, принадлежит «королеве» — женщине, которая была похоронена в пышно украшенном корабле вместе со многими ценностями в 834. г. н.э. Позднее, в девятом веке, дочь норвежского вождя Гебридов (островов у северной Шотландии) вышла замуж за короля викингов в Дублине. Когда ее муж и сын умерли, она оставила домашнее хозяйство и организовала путешествие на корабле для себя и своих внуков в Исландию, где стала одним из самых важных поселенцев колонии.
Скандинавские женщины-воины
Были ли женщины-воины в обществе эпохи викингов? Хотя относительно немногие исторические записи упоминают о роли женщин в битвах викингов, историк византийской эпохи Йоханнес Скилицы оставил свидетельства о женщинах, которые сражались вместе с мужчинами в битве против болгар в 971. г. н.э. Кроме того, датский историк 12-го века Саксон Грамматик писал об особой женской общине, представительницы которой одевались как мужчины и посвятили себя обучению фехтованию и другим воинским навыкам.
Более того, некоторые из них участвовали в битве при Бровалле в середине восьмого века. В своей знаменитой работе «Деяния данов» Саксон писал о женщине из этой общины по имени Лагерта, которая воевала вместе с известным викингом Рагнаром Лозбруком в бою против шведов, и так впечатлила его своим мужеством, что он решил жениться на ней.
Большая часть того, что мы знаем о женщинах-воинах эпохи викингов, происходит из литературных произведений, в том числе романтических саг Саксона. Рассказы о женщинах-воинах, известных как валькирии, возможно, были основаны на сведениях об этих женских общинах времен викингов, и они, несомненно, являются важной частью древнескандинавской литературы. Учитывая распространенность этих легенд, наряду с более широкими правами, статусом и властью, которыми они пользовались, кажется вполне вероятным, что женщины в обществе викингов действительно иногда брали в руки оружие и боролись, особенно когда кто-то угрожал им, членам их семей и имуществу.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Женщины-воительницы древней Скандинавии - Армия и флот
Предназначение женщины древним жителям Скандинавии виделось в главном — продолжении рода. Об этом нам дают четкое представление саги викингов. Недаром по старинной традиции невест для воинов Севера выбирали жрецы. Они же и определяли законы семейной жизни, в которой разграничивались функции женщин в ведении домашнего хозяйства, в участии в военных походах, а также на охоте и на рыбной ловле.
Юная невеста (выдавали замуж в возрасте 12 лет) давала новой семье своего мужа не только одежды из льна и шерстяных тканей, необходимое, передаваемое из поколение в поколения прядильное колесо, иные инструменты для тканья , примитивную мебель, родовые украшения из драгоценных металлов. Жена могла передать мужу и боевые доспехи своего отца, его меч. Если, конечно, не было других наследников, а сам прежний хозяин погибал в схватке где-нибудь на побережье среди скал холодных фьордов. Женщины викингов были надежной опорой своих мужей. Нередко именно они несли всю ответственность за род, за добычу средств к существованию. И даже за успех военных предприятий, набегов, которые викинги совершали в земли Запада и Востока.В памятниках старинной литературы скандинавов мы найдем упоминание о термине skjaldmoir, что означает "дева щита", "щитоносица", тремин встречается в многих сагах. Достаточно вспомнить имена шведской принцессы Торнбъёрг из "Саги о Хрольве сыне Гаутрека", женщины Хервёр из "Саги о Хервёр", Брунгильд из "Саги о Вёльсунгах" и "Саги о Боси и Херрауде". Саксон Грамматик (писатель XII в.) оставил нам упоминание о женщинах-воительницах Севера. Подобные сведения находятся у византийца Иоанна Скилицы (XI в.), который описывает дружину русов князя Святослава в 10-м столетии. Нередкий персонаж скандинавских преданий и легенд — валькирия, женщина-воительница, устремляющаяся в бой.
В погребениях древних скандинавов нередко находят останки женщин-воительниц. Так, в начале 20-го века в норвежском могильнике были найдены два скелета воинов, на что указывали погребенные предметы воинского обихода и мечи. После изучения скелетов исследователи пришли к выводу, что принадлежали скелеты именно женщинам. Вообще, археологических находок оружия в женских погребениях Скандинавии немало: раскопаны топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия), наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), боевые и охотничьи копья (Гердруп, Дания),.Совсем недавнее открытие археологов также подтверждает версию о том, что в отрядах викингов состояли женщины-воины. Был проведен анализ ДНК скелета, найденного в могильнике острова Бьорке. На озере Мэларен некогда располагалась самая первая столица викингов. Ее нашли еще в позапрошлом веке. Результаты анализа показали, что в могиле была похоронена женщина, которая имела высокое положение в воинской иерархии скандинавов. На это указывало то, что вместе с трупом были похоронены два боевых коня, оружие, а также настольная игра. Викинги любили предаваться играм, симулировавшим тактические ситуации. Такой опыт был потом востребован в военном деле. Суровые условия жизни не давали выбора древним жителям современной Норвегии и Швеции. Когда речь шла о выживании рода, то на руководящие посты в военной иерархии выдвигались независимо от пола сильные личности, способные вести за собой воинов в опасные набеги. Грабеж сопредельных земель был жизненной необходимостью для обитателей скалистых фьордов. К тому же участие женщин в боевых походах освящалось древней традицией кельтов. Легендарная Боудикка, правительница бриттского племени икенов, повела свое войско на римские поселения. Ей удалось разгромить целых три римских города, вырезав местное население без всякой жалости. Случалось, что на войне женщина оказывалась гораздо опаснее мужчины. Грубой силе воительницы противопоставляли хитрость и расчет. Саги сохранили известие о случае в землях Смоланда. Датчане обрушились на Верендский херад, когда местный конунг ушел в набег. Женщины не стали убегать в леса и скалы, а приветливо приняли новоявленных завоевателей, напоили их пивом, славно угостили. А потом перерезали захмелевших датчан. В бойне мало кто выжил из незваных гостей, датчан преследовали и убивали. Недаром впоследствии воительницы Смоланда пользовались привилегиями, связанными с древним подвигом. Невесте при вступлении в брак викинги оказывали воинские почести.{jcomments on}
armflot.ru
Женщины викингов. Викинги. Мореплаватели, пираты и воины
Женщины викингов
Оставляя ферму или имение на сколь-либо продолжительный промежуток времени, вольный человек при собрании многих людей торжественно передавал ключи от дома жене, показывая таким образом всем, что она становится полной хозяйкой в его отсутствие. Эти ключи занимали место рядом с другими в связке, которую каждая замужняя женщина имела при себе и в которой находились в том числе и самые важные ключи, закрывавшие замки сундуков с наиболее драгоценными предметами, имевшимися у семейства.
Почти в любом отношении женщины в обществе викингов имели статус, равный со статусом мужчин. Даже когда хозяин пребывал дома, не в его власти, а во власти жены находились все вопросы, касавшиеся ведения хозяйства, именно она приглядывала за рабами и свободными слугами и служанками, которые помогали ей в каждодневной работе, заключавшейся в том, чтобы прясть, ткать, шить, готовить напитки и еду.
Одной из самых важных и поглощавших более всего времени обязанностей являлось изготовление одежды на все семейство. В большинстве своем одеяния эры викингов делались из суконной ткани, производство которой требовало длительного процесса получения нити из овечьей шерсти и последующей окраски ее. Лишь затем при помощи тяжелого и грубого приспособления вроде примитивного ткацкого станка получалось сукно. Если же имелся лен, его трепали, наматывали на веретено и ткали, изготавливая льняную ткань, которая, как следует предполагать, шла на нижнюю одежду.
Датский браслет X столетия (Национальный музей Дании, Копенгаген).
В свободное время женщины, должно быть, занимались плетением лент, которые использовались для украшения одежды. Среди других типично женских ремесел занимали место вышивка и производство декоративных тканей, или шпалер, которые вывешивались по стенам залов в главных помещениях. Если семья владела кораблем или лодкой, то женщинам и, вероятно, наиболее пожилым членам семейства приходилось делать паруса — задача, требовавшая огромных усилий и затрат множества человеко-часов.
Археологические находки позволяют сделать вывод, что женщины викингов (да if мужчины) были опрятными, ухоженными и заботились о собственной внешности. На заре X столетия ибн-Фадлан замечал, что руссы «превосходно сложены и крепки» и что женщины их носят замечательные украшения из серебра и золота, которые говорят о богатстве и высоком общественном статусе их мужей. Посетивший в 950 г. от Р.Х. процветающий город Хедебю арабский купец по имени аль-Тартуши тоже с восторгом отзывался о женщинах викингов, которых встречал. Говоря об их красоте, он был, очевидно, обескуражен той степенью независимости, которой они пользовались.
С ранних пор женщины викингов учились полагаться на себя и ни от кого не ждать помощи. Исландский закон позволял девушкам выходить замуж начиная с 12 лет, а поскольку хутора и имения отстояли друг от друга порой на много километров, выбором предстоящего спутника жизни для девушки занимались родственники. Случалось, однако, что женщинам доводилось решать брачные вопросы самостоятельно. Они имели право владеть имуществом и наследовать его.
Если возникала необходимость, женщина могла требовать развода, а уходя — брать назад приданое и долю в совместном имуществе. Если женщина становилась вдовой, ей принадлежала честь решать, входить ли замуж вторично или продолжать вдовствовать. Тот факт, что женщины были проникнуты сильным чувством собственной значимости и становились порой богатыми и влиятельными членами общества викингов, очевиден из качества предметов, обнаруженных в их могилах, и того почета, с каким совершались захоронения. В их честь возносились славословия, в которых воспевались достоинства женщин как хозяек, их искусность в ведении домашних дел семьи, а особенно мастерство швей и вышивальщиц.
Если верить сочинениям скальдов, иные из женщин викингов отличались властностью и порой жестокостью. В сагах авторы не скупятся на яркие краски, повествуя о деяниях сильных разумом и духом дам в стиле матриархального сообщества, возглавляющих борьбу в кровавых междоусобицах и увлекающих собственной отвагой мужчин на битвы. Рассказы о подвигах одной из таких женщин, дочери Эрика Рыжего Фрейдис, дошли до нас благодаря саге «Грёнлендинга» (или «Гренландцы»), Фрейдис и ее муж Торвар вместе с двумя братьями, Хелги и Финнбоги, на двух судах отправились из Гренландии в совместную экспедицию в Винланд (лесистый регион в Северной Америке. — Прим. пер.). Добравшись туда благополучно, Фрейдис построила план, как, избавившись от братьев, завладеть их кораблем, и подговорила мужа убить их самих и перебить всю команду.
Перед нами датский амулет X столетия с изображением женщины-скандинавки, он имеет 4 см в высоту и выполнен из серебра, покрытого позолотой и эмалью. На женщине украшенное платье, надетое, по-видимому, поверх плиссированной рубахи, левая рука держит шаль, покрывающую плечи фигуры. Длинные волосы расчесаны и завязаны узлом сзади (Государственный музей Дании, Копенгаген).
Женщины викингов в IX–X столетиях. На иллюстрации женщины викингов, занятые обычной для них домашней работой, изображены в типичной для того периода одежде.
Когда Торвар не пожелал убивать пятерых женщин, следовавших вместе с Хелги и Финнбоги, Фрейдис взяла секиру и благополучно завершила работу за мужа. Хотя история эта и отражает экстремальный случай поведения женщины у викингов, она дает нам возможность узнать, что, если вести речь о скандинавках, представительницы прекрасной половины человечества не только хранили семейный очаг, но и отваживались отправляться в опасные предприятия вместе с мужьями, причем пользовались правом на долю в добыче. Самое любопытное, однако, из того, что мы узнаем о положении женщины в обществе викингов, есть тот факт, что, хотя они и имели доступ на тинги, в праве голоса им было отказано.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Глава 2 Женщины викингов | Читать онлайн, без регистрации
Глава 2 Женщины викингов
Конечно, у многих викингов из его войска были жены. Обожаемые и почитаемые. И провожая своих мужей в плавание, они каждый раз пели им печальные песни.
Жены викингов всегда были переданы им. И ждали их долгие годы… Но многие так и не дожидались…
Женщины пользовались у норманнов особым уважением и обладали особыми правами. Правильность поведения и красота женщины были для викингов особенно приятны, если соединялись со здравым умом, с чувством собственного достоинства и твердым духом. Викинги считали, что у мужественных женщин будут такие же дети. Сам Лодброк говорил: «Я выбрал для своих сыновей такую мать, которая передала им свое бесстрашие». Такие неженские качества матерей своих будущих детей были одними из главных ведь викингам Севера приходилось надолго покидать свои дома, отправляясь в дальние походы, и воспитывать будущих сильных воинов приходилось женщинам.
У самого Рагнара было три сына и любимая жена. И лишь однажды Лодброк чуть было не разрушил свой брак с супругой своей Кракой, дочерью норвежского бонда. Тогда он воспылал любовью к более знатной женщине и даже захотел жениться на ней.
Ингибьерге, дочь шведского конунга, также была бы не против этого брака, но, Крака открыла своему конунгу великую тайну которую хранила много лет, она оказалась дочерью славного героя, Сигурда Победителя Дракона, и настоящее имя ее было Аслауг… Услышав это, Рагнар был потрясен. Его жена – дочь великого воина! Только она может стать матерью его детей. С того момента он не поминал больше об Ингибьерге.
Рагнар как правитель не был против высокого положения женщин, и поэтому законным женам в его королевстве жилось хорошо. Женщина пользовалась многими правами в обществе. Лодброк разрешил женщинам владеть собственностью и управлять ею, наследовать землю не только после смерти мужа, но и после смерти детей, у которых не было близких наследников. Сами же викинги с женами предпочитали не ссориться. Сильные мужчины уважали и оберегали своих избранниц, ведь несмотря на то, что жены их отличались суровым нравом и слез понапрасну не лили, они умели и любить – и любили своих мужей «до гробовой доски».
Из уст в уста передавалась легенда о верности жены Ньяля.
Когда недруги пришли в деревню и хотели сжечь сыновей Ньяля, заперев их в собственном доме, по кодексу чести викингов, самому Ньялю, уже очень пожилому человеку, и его жене было предложено покинуть дом, потому что безвинные не должны были погибнуть. Но Ньяль отказался, потому что, он был человеком старым и едва ли смог бы когда-нибудь отомстить за своих сыновей, а жить с позором не хотел. Жена же его просто сказала, что была отдана Ньялю молодой и пообещала ему, что будет у них одна судьба, и предпочла сгореть заживо в доме с мужем и своими детьми и внуками.
Но девушкам, вышедшим замуж без обряда, сманенным, похищенным или военнопленным, была уготована другая участь. Они считались наложницами, несмотря на то, каким было их происхождение. Да, конечно, стать наложницей было почетно, ведь повышался социальный статус… Но это касалось наложниц, а не рабынь и уж тем более захваченных женщин…
* * *
Один из походов Рагнара длился вот уже несколько месяцев. И все были измучены долгой дорогой, да и погода не баловала войско – постоянный шторм мешал двигаться быстро. Но дисциплину все воины держали строго. Таков был закон, который знали все воины, еще только поступая на службу к Рагнару: никого не следует принимать старше пятидесяти или моложе восемнадцати лет, но все в пределах этого возраста должны считаться равными. Кровное родство не должно учитываться при решении, брать ли человека или нет. Никто и никогда не должен бежать от человека, одинаково с ним вооруженного, и всякому следует мстить за каждого члена группы как за кровного брата. Пусть не сорвется с их языка слово страха или отчаяния, как бы безнадежно ни было положение. Все, что они приобрели во время набегов, следует складывать у стяга, независимо от стоимости добычи, и всякий, кто не подчинится этому, должен быть изгнан. Всякое злословие запрещено, и какие бы ни были новости, они должны сообщаться единственно предводителем, но никем иным. Никому не позволено приводить женщину в их лагерь без разрешения и самому отсутствовать более чем три ночи.
Никто не смел преступить этот закон ведь такой проступок карался смертью. И вот, наконец, увидев город, который предстояло захватить, викинги как разъяренные звери бросились вперед. Разорив и опустошив все, они нагрузили повозки награбленной добычей и двинулись обратно к морю. Сам поход занял около двух месяцев, а уничтожили город они всего за пару часов.
Рагнар ехал верхом на черной лошади и с нескрываемым желанием (впрочем, как и все его войско) рассматривал пленниц. Девушки же в ужасе отворачивались при взглядах викингов, истосковавшихся по женскому телу. Хотя многие уже успели удовлетворить свои потребности, и воспользоваться женщинами как им хотелось и столько сколько хотелось, казалось, что это только разожгло в них еще больший аппетит.
Еще пара метров и из-за скалы появилось изящное судно длиной чуть более шестидесяти футов. Искусно вырезанная фигура чудовища на носу корабля бесстрастно взирала на несчастных пленниц. Девушки, многие из которых от усталости уже не могли даже плакать, сейчас как нельзя лучше поняли, что их увозят на чужую землю, а привычный мир, в котором они жили, будет навсегда потерян.
Гордый корабль викингов покачивался на волнах и как только двое охранявших галеру увидели невредимых и возвращающихся товарищей, сейчас же приблизили галеру к берегу. Рагнар велел поднять квадратный парус и готовиться к отплытию.
Несколько человек принесли жертву Тору, моля своего могущественного бога о том, чтобы их путешествие прошло благополучно, в это время остальные споро грузили добычу на судно.
Девушек отвели на корму, там для них разбили шатер и оставили одних. На корабле викингов оказалось шестеро девиц: Уна, Тордис, Раннвейг и еще три какие-то совсем молоденькие девочки из их деревни. Когда варвары вторглись в их селение, большинство мужчин они убили, за исключением тех, кто все-таки успел бежать и скрыться в лесу, и тяжелораненых, которым не удастся дожить и до следующего утра…
Корабль Рагнара отчалил от берега и викинги, закончив свои дела, вспомнили и пленницах, ожидавших своей участи в шатре. В течение следующих нескольких часов, женщин насиловали, многих по несколько раз. Всех, кроме Уны, которая, понравилась самому Рагнару. Потом, варвары успокоились – похоже, они удовлетворили свою похоть и жажду крови.
Уна видела собственными глазами весь этот ужас, царивший в полыхающей огнем деревне, и ее душу сейчас терзали ни с чем несравнимые муки. Она не смогла защитить своих любимых мужа и сына, не говоря уже о ней самой. Ее дом сгорел дотла, вождь викингов Лодброк, собственноручно убил ее семью. И ее ненависть к этому человеку превосходила все мыслимые пределы. И самое ужасное, что она ничего не могла с этим сделать. Ей приходилось сидеть и ждать, когда король Дании и Швеции захочет воспользоваться своей новой наложницей. От всех этих мыслей Уну трясло и хотелось выбросится в море, но она знала, что воины Рагнара не допустят этого.
Галера скользила по волнам, словно грациозное чудовище. Берега родной Британии остались далеко позади… Шли дни. Девушек не морили голодом. Напротив, кормили дважды в день сушеной рыбой, ветчиной или вяленым мясом, лепешками и маслом. Еда была настолько не вкусной и холодной, что с непривычки многих рвало, особенно Тордис. Видя это, викинги от души забавлялись, и их громкий раскатистый смех делал позор женщин еще ощутимее.
Уна ела лишь затем, чтобы поддержать силы, необходимые для побега или же для того, чтобы, если представится возможность, убить Рагнара, отомстив за свою семью. Она не разговаривала с остальными и не слушала их слезливых жалоб. А когда Раннвейг пыталась утешить подругу, она никак не реагировала на проявление участия и молча отворачивалась от нее. Уна копила силы.
Иногда Рагнар приходил взглянуть на Уну. Высокого роста, широкоплечий, чем-то смахивающий на медведя викинг, с его копной длинных чуть вьющихся волос и пронизывающим взглядом одним только своим видом вселял страх в сердца врагов, всех, кроме самой Уны. Он так пока и не притронулся к ней. Только смотрел на нее с нескрываемым любопытством, ведь он впервые видел девушку, которая, несмотря на страх и безысходность, вела себя очень мужественно. Уна отвечала ему злобным взглядом, полным такой неприкрытой враждебности и ненависти, что Рагнар недоумевал – неужели она до сих пор не поняла, что она пленница? И бежать ей некуда!
Каждый раз при взгляде на молодую красавицу Уну, Рагнар чувствовал приятную истому где-то внизу живота. Гордость этой девицы его возбуждала, ведь нет ничего приятнее, чем сломить неповиновение женщины и заставить ее делать то, что хочет сам Рагнар.
– Странные существа эти женщины, – сказал сам себе Рагнар, заходя в каюту.
Лодброку нравилось чувствовать власть во всем, в том числе и над женщинами. Но прекрасный пол всегда оставался лишь игрушкой для великого короля. Хотя самые умные и красивые задерживались дольше прочих, например, этих несчастных пленниц, которые и до родного севера то вряд ли доплывут. Такие женщины становились его наложницами, но и они слишком быстро надоедали Рагнару. Конунг, как маленький жестокий мальчик, мог быстро наиграться в новую игрушку и забыть о ней раз и навсегда.
Ему нравились красивые женщины, и он пользовался ими так, как хотел. Не жалея, не думая о том, насколько приятно или не приятно девушкам то, что он делал с ними. Развлечение. Все они – лишь еще одно развлечение для него и не более того. Красивые куклы были нужны для того, чтобы Рагнар мог удовлетворить свою похоть и желания. «Но с этой упертой девкой будет еще интереснее развлечься, – подумал конунг. – Растоптать ее гордость, что может быть приятнее?»
Межу тем, переплыв бурное Ирландское море, они, остановившись у острова Мэн на ночлег. Викинги вновь насиловали плененных женщин, но к Уне, смотревшей на происходившее с безумной ненавистью, опасались даже приближаться. Все знали, что эта пленница принадлежит Рагнару, и прикоснуться к ней значит навести гнев на свою голову, а возможно и погибель. И как не соскучились мужчины по женскому телу, быть убитым из-за девки никому из них не хотелось.
Через несколько дней судно вошло в Северный пролив, миновало берега Шотландии, а оттуда, проплыв мимо Оркнейских островов, причалило к берегу, где Рагнар и остановился на ночь.
Утром корабль вышел в незнакомые воды. Суши уже не было видно. Викингам так и казалось, что на поверхности воды в любую минуту могут появиться чудовища и проглотить всех живьем. Девушки и так пребывавшие в постоянном страхе, еще больше перепугались и лишь испугано жались друг к другу в шатре. К вечеру неожиданно налетел ледяной шторм, зловещие и огромные волны перекатывались по палубе галеры, и океан словно манил, открывая свои объятия для всех, кто не удержится на борту.
Одна из девушек – Тордис, сама не меньше чем остальные встревоженная и перепуганная, прилагала все усилия, чтобы успокоить других. Она умоляла Уну помочь ей, но та лишь отвернулась. Больше всех в истерике билась Раннвейг.
Не будь Тордис так напугана, она, скорее всего, испытала бы искреннюю радость при виде страдающей Раннвейг. Ведь за все время, пока они находились в плену, молодая женщина не проронила ни единой слезинки по погибшему мужу. Это было просто омерзительно. Казалось, только одна огненноволосая девушка ничем не расстроена. Всего пару часов назад она бахвалилась, что будущее ее абсолютно не страшит, поскольку все мужчины-викинги на корабле, включая и самого короля, предпочитали ее всем остальным. А Уну вообще никто не выбрал ни разу. Рыжеволосая была твердо уверена, что найдет для себя удачное местечко в этом мире лютых варваров.
Сама Тордис каждый раз, когда вспоминала, как грубо ее изнасиловали двое викингов, съеживалась от стыда. Правда, больше, ее почти не трогали, если не считать самого предводителя. Но Рагнар по сравнению с теми двумя не был так жесток с ней. В другой бы ситуации она бы сказала, что он обращался с ней даже нежно. И за все время, что они провели на судне, Тордис потеряла волю к борьбе. И даже если ее не утопят, как котенка, в море, у нее нет никакого будущего в той чужой стране, куда их всех везут!
Шторм продолжался еще долго, и вся команда и девушки были измучены уже до предела, но когда к утру буря утихла и выглянуло солнышко, все были необыкновенно счастливы. После шторма особенно было приятно чувствовать, что палуба перестала раскачиваться из стороны в сторону и корабль больше не кренится на один бок. Девушки немного успокоились и тихо сидели, прижавшись друг к другу в одном углу. Все кроме рыжеволосой, которая считала, похоже, что вытянула счастливый билет, и гордой Уны.
Вдруг полог шатра резко распахнулся и на пороге появился сам Рагнар с одним из своих воинов. Он молча обвел взглядом вынужденную «тюрьму» девушек. Скользнув холодным взглядом по Уне, указал на нее и вышел. Стражник тут же подскочил к зашипевшей, словно кошка, девушке, ловко заломил ей руки и вытащил из шатра. И как Уна не старалась выкрутиться от викинга, у нее ничего не получалось. Мужчина внес сопротивляющуюся Уну в каюту Рагнара, поставил на пол и захлопнул дверь. Сам конунг, стоявший к Уне спиной, медленно повернулся.
«Он действительно похож на огромное чудовище», – проскользнула мысль в голове девушки, вспомнившей дошедшие до них сказания о суровом варваре.
Рагнар молча рассматривал свою пленницу. «Да, эта девка одна стоит всей добычи», – подумал он.
– Не зря я все время не подпускал к тебе своих воинов, – сказал Рагнар, уже вслух обращаясь к Уне. – Я хотел первым попробовать тебя!
И с этими словами он в один прыжок оказался рядом с Уной, минутная схватка и девушка уже лежала на постели лицом вниз. А Рагнар, держа ее руки за спиной, ловко задирал ее юбку и стаскивал белье. Девушка брыкалась и извивалась, но в ответ только слышала довольный смех Рагнара. Все ее ничтожные попытки вырваться еще больше заводили варвара. Она почувствовала как он всем своим телом навалился на нее, не оставляя ей никаких шансов, еще минута и он резкими толчками ввел в нее свой член. От боли, стыда и унижения из глаз Уны брызнули слезы, и она почти беззвучно заорала в подушки, в которые Рагнар утыкал ее лицом.
Казалось, секс с варваром продолжался целую вечность, но вот Уна, которая так обессилила, что уже не могла и пошевелится, почувствовала, как викинг сделал еще пару резких движений в ней, и горячая жидкость хлынула в ее лоно. Рагнар издал хрипловатый стон и повалился на Уну. Собрав оставшиеся силы, девушка с огромным трудом выползла из-под варвара, с омерзением ощущая, как его член выскальзывает из нее. Уна отползла в самый дальний угол кровати и забилась в него. Рагнар не пытался больше удерживать девушку. Он еще некоторое время лежал на постели, тяжело дыша. Затем, чуть приподнявшись, он резко вытянул вперед руку и, схватив Уну за щиколотку, притянул к себе.
– Ты думаешь это все? – спросил Рагнар, глядя в глаза испуганной девушки. – Я буду с тобой всю сегодняшнюю ночь и завтра до самого заката.
И с этими словами конунг навалился на нее сверху и, зажав рот рукой, с силой раздвинул Уне ноги…
День и ночь смешались воедино. Уна чувствовала только, как трясется под ней кровать и как ее ноги проскальзывают по покрывалу в тщетной попытке освободиться. Затекшие руки нещадно болели. Рагнар держал их над головой девушки после того, как она оцарапала его лицо. Она уже не могла кричать, сорванный голос отказывался повиноваться, и Уна молила только об одном – чтобы это ужасное действо прекратилось. Она была замужем лишь один раз. Ее муж был ее первым мужчиной, и сейчас, когда любимый супруг погиб, ее тело не хотело принимать в себя никого больше, а уж тем более убийцу ее любимого мужа!
Уна никогда не знала, что секс может быть таким грубым и омерзительным, ведь ее любимый всегда был с ней нежен и внимателен. Но хуже всего было то, что у Уны была тайна, о которой она так и не успела рассказать супругу – она ждала второго ребенка… И тем омерзительнее сейчас было понимать, что с ней делает Рагнар.
Викинг, получив все, что хотел, наконец, слез с кровати и громким голосом, от которого Уна вздрогнула, позвал стражника. Когда тот вошел, конунг велел связать Уне руки и выбросить ее за борт… Воин тут же схватил девушку и вытащил из каюты, волоча ее к борту корабля. Девушки в ужасе прибились к борту галеры, наблюдая за тем, как стражник быстрым движением крепко связывает запястья их подруги. Уна уже не сопротивлялась, жить после такого позора она бы все равно не смогла, да и ребенка она наверняка потеряла… Она жалела только об одном, что не отомстила Рагнару за свою семью. И вот когда уже она почувствовала, как палуба галеры уходит у нее из-под ног, а соленые морские брызги летят в лицо она, что есть силы крикнула: «Рагнар, я тебя проклинаю».
Странно, но охрипший голос словно прорезал гул моря. Даже конунг услышал его, в недоумении обернувшись на девушку и удивленно глядя не нее. Неужели, после того, что произошло, в ней еще есть силы? Она еще может сопротивляться? Рагнар даже задумался о том, что эта гордая девушка достойна того, чтобы остаться жить… Но прошла секунда, и ноги Уны коснулись ледяной воды и она погрузилась в темную пучину.
* * *
Рагнар сидел в кресле с кубком до краев наполненным элем, который так приятно согревал и расслаблял его тело. Хотя он и так неплохо расслабился с этой девкой, как там ее звали? Имя этой гордой девицы конунг так и не удосужился узнать. Или забыл… Это не важно. Это было двадцать минут назад! Все это уже стало историей.
Почему он утопил ее? Все просто. Рагнар знал, что он убил ее мужа и сына. И четно говоря, опасался, что Уна захочет ему отомстить. Так зачем же рисковать?! Лучше избавиться от проблемы радикально. «Кстати, – подумал Рагнар, – ее можно было и не связывать… Все равно до суши она не доплывет… Да и море в этих метах на редкость холодное».
Усмехнувшись, он отпил любимый напиток. Конунг настолько считал других людей ниже себя, что его не омрачали думы о многократно совершенных убийствах. Рагнара также не беспокоило то, что Уна его прокляла. Он слышал этот крик и, в отличие ото всех других правителей его времени, относился к подобным заявлениям весьма иронично. Какая-то девка не может проклясть великого конунга!
– Люди глупцы если думают, что подобной фразой могут убить меня или принести страдания, – сказал Рагнар вошедшему страннику. – Мой меч – вот олицетворение смерти для моих врагов! Но слова всегда останутся лишь словами. Люди ищут спасения за ними, но там его нет!
Воин только кивнул и подумал о том, что он и вправду много раз слышал проклятия, который сыпались из уст побежденных в его адрес. Но, ни разу, это не принесло ему поражения или увечий.
– Какая непомерная тупость считать, что я испугаюсь проклятий, – раздраженно бросил король варваров, поднимаясь с кресла и делая несколько шагов по каюте. – О, стадо, тебе нечем защитится от меня, когда я и мои воины ведут тебя на бойню.
Бесстрашный и сильный Рагнар Лодброк предпочитал идти дальше, а не слышать поверженных врагов. Единственное, во что верил Рагнар это в своих богов и заклинаниям своей матери ведьмы. Ставший печально знаменитым символ викингов ворон – птица, питающаяся трупами – отлично служил для устрашения врагов. «Пил ворон теплую кровь», – так обычно описывали историки поле битвы после очередной победы Рагнара.
Знамя, которое носили воины Лодброка, изготовила его мать-ведьма.
Это знамя было сделано в виде ворона и, когда дул ветер, знамя было подобно ворону, расправляющему крылья перед полетом. Но колдовство его матери наделило знамя двоякой силой. Его предназначением было всегда приводить войско к победе, но всякий раз платой за нее становилась жизнь того, кто нес это знамя. Хотя это не было такой уж сильной проблемой… Рагнар просто никогда сам не нес это знамя.
velib.com
Были ли женщины-викинги?
Мнения как всегда расходятся, есть аргументы, как за, так и против.
ЗА: В древнескандинавской литературе есть термин skjaldmær, то есть "дева щита", "щитоносица", встречающийся в сагах. Это уже упоминавшаяся Хервёр из "Саги о Хервёр", Брунгильда из "Саги о Вёльсунгах", Брунгильда из "Саги о Боси и Херрауде", шведская принцесса Торнбъёрг из "Саги о Хрольве сыне Гаутрека". Есть также описание воительниц у Саксона Грамматика (XII в.) и Адама Бременского (1070-е) и у Иоанна Скилицы (XI в.) - правда, в последнем случае речь идёт о дружине киевского князя Х в. Святослава. В эпосе существует известный персонаж женщины-воина, валькирия. В сагах встречаются описания, когда женщины выступают с оружием в руках в час нужды. Кроме того, есть археологические находки оружия в женских погребениях: наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), копья (Гердруп, Дания), топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия).
ПРОТИВ: Существуют прямые запреты женщинам выступать в роли мужчин (носить мужскую одежду, стричь коротко волосы и иметь оружие) в исландском сборнике законов "Серый Гусь" (K 254). Исследователи (в том числе и женщины, например, Дж. Джеш (Judith Jesch) и Дж. Йохенс (Jenny Jochens)) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Так, сведения христианских писателей могут быть очень предвзятыми в силу культурного неприятия скандинавов-язычников, иными словами, когда Адам или Саксон пишут о женщинах-воительницах, это мог быть аргумент против язычества (мол, "посмотрите, у них и женщины воюют, вот срам!"). Сведения саг же тоже своеобразны. Skjaldmær встречаются в сагах о легендарных временах, и потому уже вызывают сомнения - вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Кроме того, указанные авторы подметили, что в конце такие воительницы либо погибают, либо возвращаются к традиционным социальным женским ролям, что можно интерпретировать как свидетельство атипичности такого поведения.
thequestion.ru
Женщины-гладиаторы, женщины-самураи, женщины-викинги и другие примеры «женских» занятий древности
Современная археология доказала ошибочность многих подобных предположений. Фактрум развенчивает мифы и рассказывает, что…
1. Женщины сражались как римские гладиаторы
Практически все свои знания о римских гладиаторах мы получили из фильма «Гладиатор». Мужчин, рабов и преступников, отправляли в Колизей драться до смерти для развлечения населения. В фильме была одна женщина, но она ездила на колеснице и выпускала стрелы в остальных гладиаторов, так что ее можно не брать в расчет.
Но на самом деле…
Гладиаторская арена была кровавой мясорубкой не только для мужчин-рабов. Многие люди, участвовавшие в самом печально известном виде спорта в истории, были добровольцами — обученными солдатами и политиками, желающими повысить свой имидж среди широких слоев населения. И, как выяснилось, многие из них были женщинами.
Письменные упоминания о женщинах-гладиаторах встречаются довольно часто. Становится ясно, что римляне считали это явление несколько странным, поэтому считали важным акцентировать внимание на том, что на арене сражались женщины.
Гладиаторы-женщины не были результатом решения какого-то прогрессивного императора, верившего в гендерное равенство в смертельных спортивных состязаниях. Все было как раз наоборот — участие женщин было нормой в течение 200 лет, но с некоторыми ограничениями (например, прямые родственницы генерала или сенатора не могли быть гладиаторами), пока император Септимий Северус не положил конец этому безобразию.
Почему же мы не слышали об этом раньше? Это прекрасный пример случайной ошибки. Когда археологи откопали статую женщины-гладиатора, угрожающе размахивающей каким-то оружием в позе воина-победителя, они первоначально описали это орудие как «инструмент для уборки», потому что уборка — это то, что должна делать женщина. Затем в 2000 году археологи обнаружили могилу титулованного гладиатора, но были сбиты с толку, когда увидели, что внутри было женское тело, и посчитали, что женщина попала в могилу случайно.
2. Женщины-самураи встречались чаще, чем мы думаем
В феодальной Японии самураи были грубоватыми, благородными и неизменно жесткими мужчинами, целеустремленно идущими по направлению к своей поэтической смерти. Это было общество, в котором женщины были невероятно скромными хранительницами очага или ярко накрашенными гейшами, основная функция которых в военное время заключалась в оплакивании своих погибших отцов-братьев-мужей. Но ни при каких обстоятельствах они не могли на равных присоединиться к мужчинам в сражении — женщины самураи в то время просто не были культурно приемлемы.
Но на самом деле…
Женщины в феодальной Японии воспитывались по тому же самому кодексу Бусидо, что и мужчины, — лучше смерть, чем бесчестье, что в основном означает «никогда не позволяй взять себя живым» (у женщин всегда наготове были кинжалы, чтобы в любой момент проткнуть грудь врага или свою собственную). Они воевали вовсе не как последняя линия обороны в крайнем случае. Анализ ДНК жертв сражения Senbon Matsubaru в 1580 году показал, что 35 из 105 проверенных тел были женскими.
Женщинам высшего сословия в феодальной Японии преподавали другую, чем мужчинам, форму боевых искусств. В частности, их учили пользоваться оружием с длинной рукояткой и изогнутым лезвием под названием нагината. Это не значит, что женщины были менее опасны, просто обучение определенным методам убийства было разделено по гендерному признаку и зависело от сильных и слабых сторон воинов. Жены самураев должны были знать о войне так же много, как и их мужья, и даже иногда следовать за ними в бой, если того требовала ситуация. Это был практически закон: в случае невозможности исполнения мужем его обязанностей жена военачальника приняла бы на командование себя. По аналогии, если бы президент Соединенных Штатов был похищен ниндзя, бразды правления перешли бы не к вице-президенту, а к первой леди.
Одна из более популярных легенд про самураев в Японии рассказывает о Томоэ Гозен, женщине-самурае 12-го века, известной количеством отрубленных вражеских голов. Но по сей день при слове «самурай» у всех перед глазами встает образ мужчины.
3. Легендарные женщины-воительницы Амазонки действительно существовали
Амазонки, неестественно огромные и кровожадные женщины-воины, — мифологическая раса воинов, восходящая к временам греческой античности и поэм Гомера. Это позволяет считать их таким же плодом воображения великого эпического поэта, как циклопы и русалки.
В легендах о женском сообществе воинов обычно говорится, что они были великаншами, убивали младенцев мужского пола при рождении и часто отрезали одну грудь, чтобы лучше владеть луком и стрелой. И по сей день у большинства из нас сам факт, что легендарные воины-амазонки вообще когда-либо существовали, вызывает сомнение.
Но на самом деле…
Современная археология постепенно соглашается с тем, что амазонки существовали на самом деле, даже несмотря на то, что не были трехметрового роста, имели, как правило, две неповрежденные груди и не приходили из джунглей (это в их честь были названы лес и река, а не наоборот).
Греки склонялись к тому, что они происходили из скифских племен с территории современных Ирана и Турции. Этот факт может объяснить, почему значительная часть этой области сегодня так боится женщин.
Ученые в течение большей части 20-го века соглашались с тем, что греки, говоря о «женщинах-воинах», на самом деле имели в виду безбородых женоподобных мужчин, которых они с насмешкой называли женщинами. Это звучит не так уж неправдоподобно. Бородатый воин с огромными трицепсами вполне мог так уничижительно отзываться о гладко выбритом мужчине с тонкими «женскими» костями. Люди поступают так до сих пор.
Но раскопки скифских захоронений в 1990-е годы показали, что среди воинов были в равной степени и мужчины, и женщины. Кроме того, женщины-воины имели не меньше татуировок и боевых ранений, чем их коллеги мужчины. Их даже хоронили вместе с броней и оружием, точно так же, как мужчин. А исследования традиций воспитания показывают, что эти женщины не убивали своих сыновей при рождении. Вероятно, они не делали этого из биологических соображений. Ведь весьма маловероятно, что амазонки могли размножаться бесполым способом. Сейчас считается, что мальчиков отправляли домой на попечение отцов (или соседних племен, в знак доброй воли), в то время как женщины-воины были сосредоточены на более важной задаче — уничтожении греков.
4. Викинги часто возили с собой своих жен
Мы уже говорили, что слово «самурай» вызывает в воображении определенно мужской образ, но еще более верно это по отношению к слову «викинг», которое заставляет вспомнить бородатых насильников, плавающих на своих драккарах в поисках новых земель, которые можно уничтожить. Все знают, что мужчины проводили свои дни, расщепляя топорами головы людей, а женщины сидели дома, толстели, отращивали косички и пели оперные арии (все эти знания почерпнуты из ужасных фильмов о викингах).
Но на самом деле…
Представление о том, что разведка и завоевания были чисто мужским делом, почти целиком основано на романтизированной современной фантастике, а не на реальной истории. На самом деле слово «викинг» само по себе является неправильным, когда речь идет о древних норвежских людях: по словам историка профессора Эрики Хагельберг, это то же самое, что называть всех американцев «морпехами».
В действительности норвежцы намного больше интересовались мирной торговлей и колонизацией, чем избиением людей. И женщины играли намного более активную роль в скандинавском обществе, чем внушает нам большинство современных представлений о викингах. Долго считалось, что кровожадные скандинавы завоевали Европу и повторно заселили ее посредством сексуального насилия, но современные анализы ДНК показывают, что обычно они привозили с собой свои семьи и основывали новые колонии. В любом случае они больше походили на путешественников, чем на убийц (хотя любое колониальное общество, по крайней мере вначале, без убийств не обходится).
Внесем ясность: существует не так много доказательств, что женщины играли активную роль в этих вторжениях викингов. Но мы знаем, что женщинам отводилось более высокое место в обществе, чем просто роль домохозяек, следящих за тем, чтобы кабан бы равномерно прожарен со всех сторон, и терпеливо ожидающих в Исландии мужей, возвращающихся с битвы.
5. Художниками в каменном веке были в основном женщины
Когда наступил каменный век и люди внезапно узнали, что их руки можно использовать для чего-то еще, кроме добывания пищи, они научились создавать произведения искусства. Примечательно, что эти шедевры включали в себя наскальные рисунки и миниатюрные скульптуры, которые были невероятным достижением для того времени, даже если, говоря объективно, все они выглядят ужасно. Скорее всего, вы не знаете, что, когда археологи начали раскапывать эти объекты древнего искусства, они сделали интересное открытие: самое раннее человеческое произведение искусства оказалось порнографией. Мы говорим о наскальных рисунках влагалищ, вырезанных из костей животных гигантских пенисах и известных «статуэтках Венеры» — маленьких фигурках, изображающих женщин в виде безголовых стволов деревьев с комично огромной грудью.
Археологи всегда считали, что эти древние рисунки были сделаны мужчинами, потому что кто еще будет тратить свободное время на рисование примитивной порнографии и создание скульптурных фигурок женской груди?
Но на самом деле…
Недавно многие археологи решили, что большая часть наскальных рисунков была, вероятно, сделана женщинами. Как они это узнали? Обычно у женщины безымянный палец короче, чем указательный (а у мужчин наоборот), и эта разница, как полагают, у древних людей была более выражена. Применяя это знание к отпечаткам рук, оставленным на наскальных рисунках, ученые пришли к выводу, что почти три четверти их были сделаны женщинами.
Картины, возможно, были частью некоего ритуала (в некоторых обществах охотников-собирателей шаманами были женщины), или они, возможно, были созданы от скуки, так как надо было чем-то себя занять в пещере в долгие часы ненастья или холодное время года. И когда женщины-археологи начали изучать статуэтки Венеры, они заметили, что фигурки кажутся ужасно знакомыми, если смотреть под определенным углом, — то есть сверху вниз. Такими видят себя женщины, особенно беременные, когда смотрят прямо вниз на свое тело, — в общем-то просто линия груди, живота и бедер.
Этот женский взгляд привел к альтернативной теории — статуэтки Венеры предназначались не для мужчин, а были автопортретами беременных женщин, проживающих в пещере, которые создавались для того, чтобы занять свободное время, пока мужчины находились в поисках пропитания, или для того, чтобы отследить ход их беременности, вроде древней диаграммы роста.
Читайте также: Онно-бугэйся — японские женщины-самураи
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:Поделиться
Класснуть
www.factroom.ru
АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика | Женщина во времена викингов пользовалась особым уважением и обладала особыми правами. Вряд ли можно говорить о некоей феминизации общества древних скандинавов, хотя некоторые современные сторонники феминизма и утверждают, что знаменитая скандинавская независимость женщин уходит корнями как раз в эпоху викингов. Правильность поведения и красота женщины были для викингов особенно приятны, если соединялись со здравым умом, с чувством собственного достоинства и твердым духом. Скандинавы верили, что у мужественных женщин будут такие же дети. Знаменитый конунг Рагнар Лодброг говорил: «Я выбрал для своих сыновей такую мать, которая передала им свое бесстрашие». Во многом внимание мужчин к таким неженским качествам матерей своих будущих детей объяснялось тем, что жители Севера надолго покидали свои усадьбы, отправляясь в дальние походы, и воспитывать будущих воинов приходилось женщинам.
Но и девушки внимательно выбирали себе женихов. Для них было важно, чтобы будущий муж проявил себя на поле брани, доказал свою храбрость и честность в бою. Причем молодость часто считалась недостатком жениха. Так, в одной саге норвежская королева Ингибьёрг, делая выбор между двумя претендентами на свою руку, отдает предпочтение пожилому конунгу Геттрику и отказывает красивому и молодому конунгу Олаву. Она сравнивает их с двумя деревьями: одно уже дало прекрасные плоды, а другое едва выпустило весенние листочки. «Глупо, — прибавляет она, — выбирать неясное будущее».
Равенство положения, воинская доблесть и высокое звание были желательными, если не необходимыми, условиями брака. Разница же в положении могла стать причиной развода.
Сексуальные удовольствия не были, как в сегодняшнем обществе, главенствующей причиной для отношений. Редки, но имели место быть случаи, когда супруга отказывалась от мужа из-за его неспособности и общей слабости, когда тот попросту не являлся способным отцом семейства и воином. Так, в «Саге о Ньяле» рассказывается об Унн дочери Мёрда, которая не боялась признаться отцу (а впоследствии вынести дело о разводе на всеобщее обсуждение) в том, что ее муж «не может быть ей мужем, и нет ей от него никакого прока, как от мужчины, хотя во всем прочем он не отличается от других».
Девушки, имевшие отца и братьев, не могли решить свою судьбу сами. Порядочная дочь всегда предоставляла отцу и старшему брату право выбора себе мужа. Однако редко когда родичи неволили девиц и в большинстве случаев старались прислушиваться к их мнению. Хозяином в доме и старшим в семье всегда был отец. Его слушались не только дочери, но и сыновья, какими бы знатными воинами они ни были.
Независимыми были только вдовы, не имевшие отцов, и девушки-сироты. Они имели право собственного согласия на брак, и, в соответствии с законами, сын не мог выдавать мать замуж против ее воли. Но даже вторичные браки вдовых дочерей, воротившихся в отеческий дом, если отец их был еще жив, зависели исключительно от него. После смерти главы семьи, если имелись наследники, право переходило к его шестнадцатилетнему сыну, который также выдавал замуж и сестер. Только за неимением сына мать имела право выбирать дочери мужа.
Девушка, вышедшая замуж без обряда, сманенная, похищенная или военнопленная, считалась наложницей, каким бы ни было ее происхождение, и дети, прижитые в таком браке, назывались незаконнорожденными. Добрачные отношения с девицами не приветствовались. Так, конунг Харальд Прекрасноволосый, воспылав страстью к красивой дочери финна Сваей, пожелал в первую же ночь после знакомства возлечь с ней. Отец строго ответил королю, что тот может получить его дочь только после обмена брачными клятвами. Нарушение этого правила считалось тяжелой обидой не только невесте, но и всем ее родичам. Лишение чести дочери викинга служило причиной для кровавой разборки и родовой вражды.
Лики Громовержцев Ориентиром для наших далёких предков в отношении внешнего вида служили изображения культивируемых Божеств или имеющиеся представления о них, что вполне естественно для традиционного или религиозного человека. Верующий осознаёт себя истинным человеком лишь тогда, когда он походит на свое божество, на мифических предков, героев-основателей цивилизаций.
У Германцев растительность на лице считалась благородным признаком. У германцев, скандинавов и северных славян длинные волосы отличали свободных мужей от рабов, клеймом которых была бритая голова. Остригание бороды приравнивалось к лишению чести и наказанию. Напротив, южных славян отличала бритая голова со свисающим чубом (оселедец) и длинными усами.
Один прозывался длиннобородым или серобородым. Top — краснобородым. Сохранились устные изображения Тора с бородой. В саге об Эйрике Рыжем Торхалль Охотник говорит: «Ну что, разве Рыжебородый не оказался сильнее вашего Христа?» В Эдде говорится о волосах и бороде свободных людей, ярлов и конунгов. Обритие бороды считалось у германцев высшим бесчестьем. Ношение бороды отражалось в именах и прозвищах, которые получали Германцы: Бьерн Синезубобородый, Бродди Бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые Щёки, Сигтрюгг Шёлковая Борода, Торвальд Кучерявая Борода, Торвальд Синяя Борода, Торгейр Борода-По-Пояс и т.д.
Напротив, южнославянские племена практически не имеют длиннобородых и длинноволосых богов. Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород. Русы IX—X вв. поклонялись не Седобородому Одину или Рыжебородому Тору, а Перуну, у которого «ус злат». Не известно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства (сравним с прозвищами викингов), зато: Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус и т. д.
Отпускание бороды получило широкое распространение на Руси вместе Христианством. Стоглавый собор запрещал бритьё бород и голов как признак ереси. Так, например, в грамоте царя Алексея Михайловича бритьё бороды приравнивается к таким действиям, как кликание Коляды, Усеня и Плуга, распевание «бесовских» песен, скоморошество, печение обрядовых хлебцев в виде птиц и зверей, признаваясь пережитками языческого прошлого.
Свидетельства об идоле Перуна в Киеве говорят о серебряной голове с золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках. Аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена. Основной кумир этого острова — Святовит — «имел волосы и бороду, острижены кратко». Таким образом, очевидно, что усы или усы с бородой — непременный атрибут громовержца у славянских народов, а серебряность головы может указывать на возраст или мудрость.
В саге о сожжении Ньяля и его сыновей с глубоким сожалением, как о прискорбном физическом недостатке достойного и почтенного человека, главного героя, отмечается: «Но у него не было бороды». Ненавидящая Ньяля Халльгерд — только она и никто другой — называет его безбородым. «Вы с Ньялем друг другу подходите — у тебя все ногти вросли, а он — безбородый», «Кто же нам отомстит? Не безбородый ли?», «Почему он не навозит навозу на свой подбородок, чтобы быть «КАК ВСЕ МУЖЧИНЫ»?», «Мы зовём его безбородым, а его сыновей — навознобородыми». На эти оскорбления сыновья Ньяля отвечают убийством родича Халльгерд. Действие саги происходит во второй половине X в. Так, бритая голова была признаком полного падения и обнищания, унизительным и постыдным, «безбородый» и «навознобородый» — смертельные оскорбления для скандинавов X—XI вв.
Теперь сравним с былиной, в которой Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ:
«У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые: В три-ряд вились вкруг верховища (макушки — прим.) А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!»
Именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Запустившего себя, позволившего волосам отрасти, Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала!
Вот какое историческое описание мы встречаем о языческом Князе Святославе: «Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос — признак знатности».
Подобный облик находиться в противоречии со скандинавскими обычаями: если у русов обритые голова и подбородок были «признаком знатности рода», то у скандинавов — клеймом позора и предельного унижения. Таким образом, усы и чуб (оселедец) являются атрибутами славянского воина. Святослав был воином и выглядел соответствующе. Впоследствии, подобный внешний вид унаследовали Запорожские казаки.
Но нужно отметить, что у некоторых норманнов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами: занимали высокую должность при дворе князя, либо входили в варяжскую дружину. Норманны, которые завоевали Англию, также имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена и среди кельтов. Последние считали длинные копны волос признаком божественности. В IX веке, при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб- оселедец. Славянский Громовержец Перун с грозным взглядом, свисающими усами и чубом, или могучий рыжебородый Тор, Германский Громовержец — сегодня для нас это маловажно. Современное общеевропейское язычество сливается в своей общей обращенности к нашим предкам и предоставляет право выбора походить на то или иное божество. Мы не делим нашу общую традицию на верную или ложную и для нас сегодня обе трактовки облика божества-громовержца, которому уподоблялись наши далекие предки, являются одинаково приемлемыми. Совершенно другое дело, когда люди, называющие себя язычниками, последователями викингов и варягов, уподобляется мусульманам и следуют заветам Мухаммеда, который сказал: «Брейте усы и отпускайте бороду»; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи на огнепоклонников!»
|
studopedya.ru