Технические подробности: ракета с ядерным двигателем. Атомный двигатель
Что такое ядерные двигатели? :: SYL.ru
Скептики утверждают, что создание ядерного двигателя – это не значительный прогресс в области науки и техники, а лишь «модернизация парового котла», где вместо угля и дров в качестве топлива выступает уран, а в качестве рабочего тела – водород. Настолько ли бесперспективен ЯРД (ядерный реактивный двигатель)? Попробуем разобраться.
Первые ракеты
Все заслуги человечества в освоении околоземного космического пространства можно смело отнести на счет химических реактивных двигателей. В основе работы таких силовых агрегатов - преобразование энергии химической реакции сжигания топлива в окислителе в кинетическую энергию реактивной струи, и, следовательно, ракеты. В качестве топлива используются керосин, жидкий водород, гептан (для жидкотопливных ракетных двигателей (ЖТРД)) и полимеризованная смесь перхлората аммония, алюминия и оксида железа (для твердотопливных (РДТТ)).
Общеизвестно, что первые ракеты, используемые для фейерверков, появились в Китае еще во втором столетии до нашей эры. В небо они поднимались благодаря энергии пороховых газов. Теоретические изыскания немецкого оружейника Конрада Хааса (1556), польского генерала Казимира Семеновича (1650), русского генерал-лейтенанта Александра Засядко внесли существенный вклад в развитие ракетной техники.
Патент на изобретение первой ракеты с ЖТРД получил американский ученый Роберт Годдард. Его аппарат при весе 5 кг и длине около 3 м, работавший на бензине и жидком кислороде, в 1926 году за 2,5 с. пролетел 56 метров.
В погоне за скоростью
Серьезные экспериментальные работы по созданию серийных химических реактивных двигателей стартовали в 30-х годах прошлого века. В Советском Союзе пионерами ракетного двигателестроения по праву считаются В. П. Глушко и Ф. А. Цандер. С их участием были разработаны силовые агрегаты РД-107 и РД-108, обеспечившие СССР первенство в освоении космического пространства и заложившие фундамент для будущего лидерства России в области пилотируемой космонавтики.
При модернизации ЖТРД стало ясно, что теоретическая максимальная скорость реактивной струи не сможет превысить 5 км/с. Для изучения околоземного пространства этого может быть и достаточно, но вот полеты к другим планетам, а тем более звездам останутся для человечества несбыточной мечтой. Как следствие, уже в середине прошлого века стали появляться проекты альтернативных (нехимических) ракетных двигателей. Наиболее популярными и перспективными выглядели установки, использующие энергию ядерных реакций. Первые экспериментальные образцы ядерных космических двигателей (ЯРД) в Советском Союзе и США прошли тестовые испытания еще в 1970 году. Однако после Чернобыльской катастрофы под нажимом общественности работы в этой области были приостановлены (в СССР в 1988 году, в США – с 1994).
Принцип работы ядерного двигателя
В основе функционирования ядерных силовых установок лежат те же принципы, что и у термохимических. Различие заключается лишь в том, что нагрев рабочего тела осуществляется энергией распада или синтеза ядерного горючего. Энергетическая эффективность таких двигателей значительно превосходит химические. Так например, энергия, которую может выделить 1 кг самого лучшего топлива (смесь бериллия с кислородом) – 3×107 Дж, тогда как для изотопов полония Po210 эта величина составляет 5×1011 Дж.
Высвобождаемая энергия в ядерном двигателе может использоваться различными способами:
нагревая рабочее тело, испускаемое через сопла, как в традиционном ЖРД,после преобразования в электрическую, ионизируя и разгоняя частицы рабочего тела,создания импульса непосредственно продуктами деления или синтеза.В качестве рабочего тела может выступать даже обычная вода, но гораздо эффективнее будет применение спирта, аммиака или жидкого водорода. В зависимости от агрегатного состояния топлива для реактора ядерные двигатели ракет подразделяют на твердо-, жидко- и газофазные. Наиболее проработан ЯРД с твердофазным реактором деления, использующий в качестве топлива ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы), применяемые на атомных электростанциях. Первый такой двигатель в рамках американского проекта Nerva прошел наземные тестовые испытания в 1966 году, проработав около двух часов.
Конструктивные особенности
В основе любого ядерного космического двигателя лежит реактор, состоящий из активной зоны и бериллиевого отражателя, размещенных в силовом корпусе. В активной зоне и происходит деление атомов горючего вещества, как правило, урана U238, обогащенного изотопами U235. Для придания процессу распада ядер определенных свойств, здесь же расположены и замедлители – тугоплавкие вольфрам или молибден. В случае если замедлитель включают в состав ТВЭЛов, реактор называют гомогенным, а если размещают отдельно – гетерогенным. В состав ядерного двигателя также входят блок подачи рабочего тела, органы управления, теневая радиационная защита, сопло. Конструктивные элементы и узлы реактора, испытывающие высокие термические нагрузки, охлаждаются рабочим телом, которое затем турбонасосным агрегатом нагнетается в тепловыделяющие сборки. Здесь происходит его нагрев почти до 3 000˚С. Истекая через сопло, рабочее тело создает реактивную тягу.
Типичными органами управления реактором служат регулирующие стержни и поворотные барабаны, выполненные из вещества, поглощающего нейтроны (бора или кадмия). Стержни размещают непосредственно в активной зоне или в специальных нишах отражателя, а поворотные барабаны – на периферии реактора. Перемещением стержней или поворотом барабанов изменяют количество делящихся ядер в единицу времени, регулируя уровень энерговыделения реактора, и, следовательно, его тепловую мощность.
Для снижения интенсивности нейтронного и гамма-излучения, опасного для всего живого, в силовом корпусе размещают элементы первичной реакторной защиты.
Повышение эффективности
Жидкофазный ядерный двигатель принципом работы и устройством аналогичен твердофазным, но жидкообразное состояние топлива позволяет увеличить температуру протекания реакции, а, следовательно, тягу силового агрегата. Так если для химических агрегатов (ЖТРД и РДТТ) максимальный удельный импульс (скорость истечения реактивной струи) – 5 420 м/с, для твердофазных ядерных и 10 000м/с – далеко не предел, то среднее значение этого показателя для газофазных ЯРД лежит в диапазоне 30 000 – 50 000 м/с.
Существуют проекты газофазного ядерного двигателя двух типов:
Открытого цикла, при котором ядерная реакция протекает внутри плазменного облака из рабочего тела, удерживаемого электромагнитным полем и поглощающего все образовавшееся тепло. Температура может достигать нескольких десятков тысяч градусов. В этом случае активную область окружает термостойкое вещество (например, кварц) – ядерная лампа, свободно пропускающая излучаемую энергию.В установках второго типа температура протекания реакции будет ограничена температурой плавления материала колбы. При этом энергетическая эффективность ядерного космического двигателя несколько снижается (удельный импульс до 15 000 м/с), но повышается экономичность и радиационная безопасность.
Практические достижения
Формально, изобретателем силовой установки на атомной энергии принято считать американского ученого и физика Ричарда Фейнмана. Старт масштабных работ по разработке и созданию ядерных двигателей для космических кораблей в рамках программы Rover был дан в научно-исследовательском центре Лос-Аламос (США) в 1955 году. Американские изобретатели отдали предпочтение установкам с гомогенным ядерным реактором. Первый экспериментальный образец «Киви-А» был собран на заводе при атомном центре в Альбукерке (Нью-Мексико, США) и испытан в 1959 году. Реактор располагался на стенде вертикально соплом вверх. В ходе испытаний нагретая струя отработанного водорода выбрасывалась непосредственно в атмосферу. И хотя ректор проработал на малой мощности всего лишь около 5 минут, успех вдохновил разработчиков.
В Советском Союзе мощный импульс подобным исследованиям придала состоявшаяся в 1959 году в Институте атомной энергии встреча «трех великих К» – создателя атомной бомбы И. В. Курчатова, главного теоретика отечественной космонавтики М. В. Келдыша и генерального конструктора советских ракет С. П. Королева. В отличие от американского образца советский двигатель РД-0410, разработанный в конструкторском бюро объединения «Химавтоматика» (Воронеж), имел гетерогенный реактор. Огневые испытания состоялись на полигоне вблизи г. Семипалатинска в 1978 году.
Стоит отметить, что теоретических проектов было создано довольно много, но до практической реализации дело так и не дошло. Причинами тому послужило наличие огромного количества проблем в материаловедении, нехватка человеческих и финансовых ресурсов.
Для заметки: важным практическим достижением стало проведение летных испытаний самолетов с ядерным двигателем. В СССР наиболее перспективным был экспериментальный стратегический бомбардировщик Ту-95ЛАЛ, в США – В-36.
Проект "Орион" или импульсные ЯРД
Для полетов в космосе ядерный двигатель импульсного действия впервые предложил использовать в 1945 году американский математик польского происхождения Станислав Улам. В последующее десятилетие идею развили и доработали Т. Тейлор и Ф. Дайсон. Суть сводится к тому, что энергия небольших ядерных зарядов, подрываемых на некотором расстоянии от толкающей платформы на днище ракеты, сообщает ей большое ускорение.
В ходе стартовавшего в 1958 году проекта «Орион» именно таким двигателем планировалось оснастить ракету, способную доставить людей на поверхность Марса или орбиту Юпитера. Экипаж, размещенный в носовом отсеке, был бы защищен от разрушительных воздействий гигантских ускорений демпфирующим устройством. Результатом детальной инженерной проработки стали маршевые испытания масштабного макета корабля для изучения устойчивости полета (вместо ядерных зарядов использовалась обычная взрывчатка). Из-за дороговизны проект был закрыт в 1965 году.
Схожие идеи создания «взрыволета» высказывал и советский академик А. Сахаров в июле 1961 года. Для вывода корабля на орбиту ученый предлагал использовать обычные ЖТРД.
Альтернативные проекты
Огромное количество проектов так и не вышли за рамки теоретических изысканий. Среди них было немало оригинальных и очень перспективных. Подтверждением служит идея силовой ядерной установки на делящихся фрагментах. Конструктивные особенности и устройство этого двигателя позволяют обходиться вообще без рабочего тела. Реактивная струя, обеспечивающая необходимые тяговые характеристики, формируется из отработанного ядерного материала. В основе реактора лежат вращающиеся диски с подкритической ядерной массой (коэффициент деления атомов меньше единицы). При вращении в секторе диска, находящегося в активной зоне, запускается цепная реакция и распадающиеся высокоэнергетические атомы направляются в сопло двигателя, образуя реактивную струю. Сохранившиеся целые атомы примут участие в реакции при следующих оборотах топливного диска.
Вполне работоспособны проекты ядерного двигателя для кораблей, выполняющих определенные задачи в околоземном пространстве, на базе РИТЭГов (радиоизотопных термоэлектрических генераторов), но для осуществления межпланетных, а тем более межзвездных перелетов такие установки малоперспективны.
Огромный потенциал у двигателей, работающих на ядерном синтезе. Уже на сегодняшнем этапе развития науки и техники вполне реализуема импульсная установка, в которой, подобно проекту «Орион», под днищем ракеты будут подрываться термоядерные заряды. Впрочем, и осуществление управляемого ядерного синтеза многие специалисты считают делом недалекого будущего.
Достоинства и недостатки ЯРД К бесспорным преимуществам использования ядерных двигателей в качестве силовых агрегатов для космических летательных аппаратов следует отнести их высокую энергетическую эффективность, обеспечивающую высокий удельный импульс и хорошие тяговые показатели (до тысячи тонн в безвоздушном пространстве), внушительный энергозапас при автономной работе. Современный уровень научно-технического развития позволяет обеспечить сравнительную компактность такой установки.
Основной недостаток ЯРД, послуживший причиной сворачивания проектно-исследовательских работ – высокая радиационная опасность. Это особенно актуально при проведении наземных огневых тестов в результате которых возможно попадание в атмосферу вместе с рабочим телом и радиоактивных газов, соединений урана и его изотопов, и разрушающее воздействие проникающей радиации. По этим же причинам неприемлем старт космического корабля, оборудованного ядерным двигателем, непосредственно с поверхности Земли.
Настоящее и будущее
По заверениям академика РАН, генерального директора «Центра Келдыша» Анатолия Коротеева, принципиально новый тип ядерного двигателя в России будет создан уже в ближайшее время. Суть подхода заключается в том, энергия космического реактора будет направлена не на непосредственный нагрев рабочего тела и формирования реактивной струи, а для производства электричества. Роль движителя в установке отводится плазменному двигателю, удельная тяга которого в 20 раз превышает тягу существующих на сегодняшний день химических реактивных аппаратов. Головным предприятием проекта выступает подразделение госкорпорации «Росатом» АО «НИКИЭТ» (Москва).
Полномасштабные макетные тесты были успешно пройдены еще в 2015 году на базе НПО «Машиностроения» (Реутов). Датой начала летно-конструкторских испытаний ядерной энергоустановки назван ноябрь нынешнего года. Важнейшие элементы и системы должны будут пройти проверку, в том числе и на борту МКС.
Функционирование нового российского ядерного двигателя происходит по замкнутому циклу, что полностью исключает попадание радиоактивных веществ в окружающее пространство. Массовые и габаритные характеристики основных элементов энергетической установки обеспечивают ее использование с существующими отечественными ракето-носителями «Протон» и «Ангара».
www.syl.ru
Почему ядерные ракетные двигатели не стали реальностью
#космическая отрасль(105)
#Наука в 2017 году(87)
#Космос(81)
#NASA(80)
#Росатом(80)
#Атомная энергетика(76)
#США(74)
#Медицина(73)
#альтернативная энергетика(59)
#Китай(58)
#Астрономия(57)
#Физика(53)
#Биология(53)
#Роскосмос(50)
#ядерная энергетика(43)
#робототехника(38)
#МГУ(36)
#Ростех(35)
#Биотехнологии(31)
#ядерная безопасность(29)
#экология(28)
#Видеореактор(28)
#СО РАН(27)
#Климат(27)
#ТГУ(25)
#ТПУ(25)
#Химия(24)
#Марс(24)
#Генетика(24)
#2 сезон(24)
#Будущее(22)
#НИЯУ МИФИ(22)
#Япония(22)
#Роботы(22)
#искусственный интеллект(21)
#Палеонтология(21)
#История атомной отрасли(21)
#МФТИ(20)
#История науки(20)
#Космонавтика(19)
#биоинженерия(19)
#Археология(18)
#Геология(17)
#Эволюция(17)
#Нейронауки(17)
#Мозг(17)
#Фантастика(17)
#НГУ(16)
#Индия(16)
#Энергетика(15)
#солнечная энергетика(15)
#ДВФУ(15)
#авиационная отрасль(15)
#Страна Росатом(15)
#История(15)
#Росэнергоатом(15)
#психология(15)
#микроэлектроника(14)
#Экзопланеты(14)
#Материалы(14)
#Арктика(14)
#Солнечная система(14)
#MIT(14)
#Украина(14)
#Ядерная физика(14)
#ТВЭЛ(13)
#Россия(13)
#Ядерные реакторы(13)
#Образование(13)
#ОПК(13)
#Луна(12)
#Динозавры(12)
#ДНК(12)
#Нанотехнологии(12)
#Кино(12)
#Математика(11)
#Франция(11)
#СФУ(11)
#Наука в 2016 году(11)
#ESA(11)
#Германия(11)
#Животные(11)
#SpaceX(11)
#РАН(10)
#Великобритания(10)
#Westinghouse(10)
#ASE(10)
#Микробиология(10)
#Спутники(10)
#Антарктида(10)
#Атомэнергомаш(9)
#Вода(9)
#Астрофизика(9)
#Гарвардский университет(9)
#Пионеры космоса(9)
#НФ-сериалы(9)
#Африка(9)
#Иран(9)
#DARPA(8)
#транспорт(8)
#Казахстан(8)
#ТюмГУ(8)
#Ядерная медицина(8)
#Культура(8)
#Квантовая физика(8)
#биотехнологи(8)
#Библиоатом(7)
#Сколково(7)
#Атомный флот(7)
#АЭС Фукусима(7)
#УрФУ(7)
#Ядерные технологии(7)
#Южная Корея(7)
#Канада(7)
#Океанология(7)
#Вулканы(7)
#уран(7)
#Физика высоких энергий(7)
#Электроника(7)
#ITER(7)
#МИСиС(7)
#Экономика(7)
#Внеземная жизнь(7)
#AREVA(7)
#Океан(6)
#Стэнфордский университет(6)
#Топливо(6)
#Метеорология(6)
#Календарь(6)
#Росатомфлот(6)
#Хэнфорд(6)
#Белорусская АЭС(6)
#Растения(6)
#МКС(6)
#ВШЭ(6)
#Электроэнергетика(6)
#Британские ученые(6)
#Звезды(6)
#Египет(6)
#Роснано(6)
#ледокол Сибирь(5)
#МАГАТЭ(5)
#ВИЭ(5)
#Энергоатом(5)
#Солнце(5)
#Нобелевская премия(5)
#3D-технологии(5)
#ветроэнергетика(5)
#Происхождение жизни(5)
#Атоммаш(5)
#СпбГУ(5)
#Метеориты(5)
#Швейцария(5)
#ИЯФ СО РАН(5)
#Казатомпром(5)
#ЦЕРН(5)
#Земля(5)
#Хевел(5)
#нанотехнологи(5)
#Птицы(5)
#Термоядерный синтез(5)
#ЧАЭС(5)
#ОАЭ(5)
#Стивен Хокинг(5)
#АЭМ-технологии(5)
#здоровье(5)
#Глобальное потепление(5)
#АЭС(5)
#генная инженерия(5)
#кибербезопасность(5)
#ЕС(5)
#Саудовская Аравия(4)
#нейтрино(4)
#Электромобили(4)
#навигация(4)
#Сибирь(4)
#биоресурсы(4)
#лазеры(4)
#ДВО РАН(4)
#Юпитер(4)
#Инновация(4)
#Продовольственная безопасность(4)
#МИФИ(4)
#Breakthrough initiatives(4)
#Спутниковые фото(4)
#Ботаника(4)
#Клетка(4)
#Эмбрион(4)
#Toshiba(4)
#Ускорители частиц(4)
#Образ ученых(4)
#Изобретатели(4)
#Наука(4)
#Частная космонавтика(4)
#ЮАР(4)
#Калашников(4)
#Быстрые реакторы(4)
#нефтяная отрасль(4)
#трансплантология(4)
#ОСК(4)
#Изотопы(4)
#Комиксы(4)
#Армения(3)
#Европейское космическое агентство(3)
#Мецаморская АЭС(3)
#плазма(3)
#Висконсинский университет(3)
#Брауновский университет(3)
#интернет(3)
#Зоология(3)
#Тяньваньская АЭС(3)
#строительство(3)
#Сколтех(3)
#ледники(3)
#Евратом(3)
#Польша(3)
#Телескопы(3)
#Принстонский университет(3)
#Ракеты(3)
#ОЯТ(3)
#МБИР(3)
#Аддитивные технологии(3)
#Курчатовский институт(3)
#Калифорнийский университет(3)
#3D(3)
#Дональд Трамп(3)
#Токийский университет(3)
#Социология(3)
#Моделирование(3)
#Программирование(3)
#ИМБП РАН(3)
#АЭС Куданкулам(3)
#Антропология(3)
#ИЯФ(3)
#Калифорнийский технологический институт(3)
#Борьба с раком(3)
#Видео дня(3)
#Вирусы(3)
#Обсерватория(3)
#Антарктика(3)
#ДФУ(3)
#подводный мир(3)
#Радиационнная безопасность(3)
#Автомобилестроение(3)
#Квантовые вычисления(3)
#НИИАР(3)
#Турция(3)
#АЭС Аккую(3)
#Научные инструменты(3)
#Curiosity(3)
#Илон Маск(3)
#Беспилотные автомобили(3)
#СПбПУ(3)
#РЕ@КОМИКС(3)
#"Газпром нефть"(3)
#Кембриджский университет(3)
#графен(3)
#Киберпанк(3)
#Клонирование(3)
#ПГНИУ(3)
#DIRAC(3)
#окружающая среда(3)
#Н
reactor.space
Крылатая ракета с ядерным двигателем. Принцип работы, фото
В конце прошлого года российские ракетные войска стратегического назначения испытали совершенно новое оружие, существование которого, как раньше считалось, невозможно. Крылатая ракета с ядерным двигателем, которой военные эксперты дают обозначение 9М730 - именно то новое оружие, о котором президент Путин говорил в своем Послании Федеральному собранию. Испытание ракеты проводилось предположительно на полигоне Новая земля, ориентировочно в конце осени 2017 года, однако точные данные будут рассекречены еще не скоро. Разработчиком ракеты, также предположительно, является Опытное конструкторское бюро "Новатор" (город Екатеринбург). По заявлению компетентных источников ракета в штатном режиме поразила цель и испытания были признаны полностью успешными. Далее в СМИ появились предполагаемые фотографии пуска (выше) новой ракеты с ядерной силовой установкой и даже косвенные подтверждения, связанные с присутствием в предполагаемое время испытаний в непосредственной близости от полигона "летающей лаборатории" Ил-976 ЛИИ Громова с отметками "Росатома". Однако вопросов появилось еще больше. Реальна ли заявленная возможность ракеты осуществлять полет неограниченной дальности и за счет чего она достигается?
Характеристика крылатой ракеты с ядерной силовой установкой
Характеристики крылатой ракеты с ЯСО, появившиеся в СМИ сразу после выступления Владимира Путина, могут отличаться от реальных, которые будут известны позже. На сегодняшний день достоянием общественности стали следующие данные по размерам и ТТХ ракеты:
Длина- стартовая - не менее 12 метров,- маршевая - не менее 9 метров,
Диаметр корпуса ракеты - около 1 метра,Ширина корпуса - около 1.5 метров,Высота хвостового оперения - 3.6 - 3.8 метров
Принцип работы российской крылатой ракеты с ядерным двигателем
Разработки ракет с ядерной силовой установкой вели сразу несколько стран, причем разработки начались еще в далеких 1960-х годах. Конструкции, предложенные инженерами отличались лишь в деталях, упрощенно принцип работы можно описать следующим образом: ядерный ректор нагревает поступающую в специальные емкости смесь (разные варианты, от аммиака до водорода) с последующим выбросом через сопла под высоким давлением. Однако вариант крылатой ракеты, о которой говорил российский президент, не подходит ни под один из примеров конструкций, разрабатываемых ранее.
Дело в том, что, по словам Путина, ракета имеет практически неограниченную дальность полета. Это, конечно, нельзя понимать так, что ракета может летать годами, но можно расценить как прямое указание на то, что дальность ее полета многократно превышает дальность полета современных крылатых ракет. Второй момент, который нельзя не заметить, тоже связан с заявленной неограниченной дальностью полета и, соответственно, работы силового агрегата крылатой ракеты. К примеру гетерогенный реактор на тепловых нейтронах, испытанный в двигателе РД-0410, разработкой которого занимались Курчатов, Келдыш и Королев, имел ресурс работы на испытаниях только 1 час и в этом случае о неограниченной дальности полета такой крылатой ракеты с ядерным двигателем не может быть и речи.
Все это наводит на мысль о том, что российские ученые предложили совершенно новую, ранее не рассматриваемую концепцию строения, в которой для нагрева и последующего выброса из сопла используется вещество, имеющее намного экономный ресурс расходования на больших расстояниях. Как пример, это может быть ядерный воздушно-реактивный двигатель (ЯВРД) совершенно нового образца, в котором рабочей массой является атмосферный воздух, нагнетаемый в рабочие емкости компрессорами, нагреваемый ядерной установкой с последующим выбросом через сопла.
Также стоит отметить, что анонсированная Владимиром Путиным крылатая ракета с ядерным силовым агрегатом умеет облетать зоны активного действия систем противовоздушной и противоракетной обороны, а также держать путь к цели на малых и сверхмалых высотах. Это возможно только за счет оснащения ракеты системами следования ландшафту местности, устойчивыми к помехам, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.
cashbuzz.ru
Атомные авиационные двигатели | Kursak.NET
Балтийский государственный технический университет
«ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Кафедра: «Плазмогазодинамика и теплотехника»
Реферат
Атомные авиационные двигатели
Выполнил: студент группы А941 Ковытин Д.Г.
Проверил(а): Тетерина И.В.
Санкт-Петербург
2016 г.
Содержание
Глава 1. История и предпосылки создания- 3
Глава 2. Строение и принцип работы – 4-6
Глава 3. Достоинства и недостатки – 7
Список использованных источников – 8
Глава1.История и предпосылки создания
В 1950-е гг. в СССР, в отличие от США, создание атомного бомбардировщика воспринималось не просто как желательная, пусть даже очень, но как жизненно необходимая задача. Это отношение сформировалось среди высшего руководства армии и военно-промышленного комплекса в результате осознания двух обстоятельств. Во-первых, огромного, подавляющего преимущества Штатов с точки зрения самой возможности атомной бомбардировки территории потенциального противника. Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5-10 тыс. км, могли достичь любой точки СССР и вернуться обратно. Советские же бомбардировщики вынуждены были работать с аэродромов на собственной территории, и для аналогичного рейда на США должны были преодолеть 15-20 тыс. км. Самолетов с такой дальностью в СССР не было вообще. Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли «накрыть» лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 г. насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики-носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58. В результате, 28 марта 1956 г. вышло правительственное постановление о создании летающей лаборатории на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 для «исследований влияния излучения авиационного ядерного реактора на самолетное оборудование, а также изучения вопросов, связанных с радиационной защитой экипажа и особенностей эксплуатации самолета с ядерным реактором на борту». Два года спустя были построены наземный стенд и установка для самолета, перевезены на полигон в Семипалатинск, и в первом полугодии 1959 г. агрегаты заработали. С мая по август 1961 г. самолет Ту-95ЛАЛ выполнил 34 полета. По слухам, циркулирующим в «оборонке», одной из главных проблем было облучение летчиков через окружающий воздух, что однозначно подтвердило: допустимая в космосе теневая защита в атмосфере не годится, что сразу утяжеляет ее в шесть раз… Следующим этапом должен был стать Ту-119 – тот же Ту-95, но два средних турбовинтовых НК-12 заменялись на атомные НК-14А, в которых вместо камер сгорания ставились теплообменники, нагреваемые атомным реактором, стоящим в грузовом отсеке. Из других проектов атомолетов что-то определенное можно сказать только о Ту-120 – атомном варианте сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. Предполагалось, что 85-тонный самолет длиной 30,7 м и с размахом крыла 24,4 м (площадь крыла 170 м2) будет разгоняться до 1350-1450 км/ч на высоте 8 км. Машина представляла собою высокоплан классической схемы, двигатели и реактор размещались в хвостовой части…
3
Глава 2. Строение и принцип работы
Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД). Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор. Ядерная энергия может быть использована для нагрева рабочего тела не только в воздушно-реактивном, но и в ядерном ракетном двигателе (ЯРД) которые принято делить на реактивные, в которых процесс нагрева рабочего тела (РТ) происходит непрерывно, и импульсные или пульсирующие (тоже в общем то реактивные), в которых ядерная энергия выделяется дискретно, путем серии ядерных (термоядерных) взрывов малой мощности. По агрегатному состоянию ядерного топлива в активной зоне реактора ЯРД делят на твёрдофазные, жидкофазные и газофазные (плазма). Отдельно можно выделить ЯРД в реакторе которого ядерное горючее находится в псевдосжиженом состоянии (в виде вращающегося «облака» пылевидных частиц). Другой разновидностью реактивного ЯРД является двигатель использующий для нагрева РТ тепловую энергию выделяющаяся при самопроизвольном делении радиоактивных изотопов (радиоактивного распада). Достоинством такого двигателя является простота конструкции, существенным недостатком – высокая стоимость изотопов (например полония-210). Кроме того при самопроизвольном распаде изотопа тепло выделяется постоянно, даже при выключенном двигателе, и его надо как-то отводить из двигателя что усложняет и утяжеляет конструкцию. В импульсном ЯРД энергия атомного взрыва испаряет РТ, превращая его в плазму. Расширяющееся плазменное облако оказывает давление на мощное металлическое днище (плиту-толкатель) и создает реактивную тягу. В качестве РТ может быть использовано легко обращаемое в газ твердое вещество, наносимое на плиту-толкатель, жидкий водород или вода, хранящиеся в специальном баке. Это схема так называемого импульсного ЯРД внешнего действия, другой разновидностью является импульсный ЯРД внутреннего действия, в котором подрыв небольших ядерных или термоядерных зарядов производится внутри специальных камер (камер сгорания) снабженных реактивными соплами. Туда же подается и РТ, которое истекая через сопло создает тягу подобно обычным ЖРД. Такая система более эффективна, поскольку всё РТ и продукты взрыва используются для создания тяги. Однако то, что взрывы происходят внутри некоторого объема, налагает ограничения на давление и температуру в камере сгорания. Импульсный ЯРД внешнего действия проще, а огромное количество выделяющийся в ядерных реакциях энергии позволяет даже при меньшем КПД получить хорошие характеристики таких систем. Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Рассматривались два варианта компоновки ТРДА — «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками. Инженеры пытались применить и тот, и другой тип двигателя, находя в каждом из них как преимущества, так и недостатки[1].
4

Рис1.Атомный ТРД схемы "коромысло".

Рис2.Атомный ТРД "соосной" схемы.

Рис3.Комбинированный турбореактивно-атомный двигатель: 1 – электростартер; 2 – заслонки; 3 – воздуховод прямоточного контура; 4 – компрессор; 5 – камера сгорания; 6 – корпус атомного реактора; 7 – тепловыделяющая сборка
5
В первой активная зона, что называется, «один в один» заменяла камеру сгорания обычного ТРД. Схема давала максимальный энергетический выход, обеспечивала минимальный мидель (в данном случае – площадь поперечного сечения) самолета, но создавала серьёзные проблемы в эксплуатации. Вторая несколько упрощала эксплуатацию, но в полтора раза увеличивала лобовое сопротивление. Наконец, наиболее перспективной на том этапе признали комбинированную схему, в которой атомный реактор ставился в форсажной камере турбореактивного двигателя, и в результате весь агрегат мог работать и как обычный ТРД, и как ТРД с атомным форсажем, и как атомный прямоточный на больших скоростях. Летчик и штурман размещались рядом в защищенной капсуле. Уникальной особенностью самолета было то, что в системе жизнеобеспечения экипажа нельзя – как это обычно делается – использовать окружающий воздух, и кабина снабжалась запасами жидкого кислорода и азота.
Ядерные турбореактивные двигатели для М-60 должны были развивать взлетную тягу порядка 22500 кгс. Главный вывод, который содержался в Заключении к предварительному проекту М-60, звучал так: «…наряду с большими трудностями создания двигателя, оборудования и планера самолета возникают совершенно новые проблемы обеспечения наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки. Эти задачи… еще не решены. В то же время, именно возможностью решения этих проблем определяется целесообразность создания пилотируемого самолета с атомным двигателем»[3].

Проект самолёта с атомным двигателем.
6
Глава 3.Достоинства и недостатки Важным параметром двигателя является его удельный импульс тяги, характеризующий его эффективность (чем он больше, тем меньше РТ расходуется на создание килограмма тяги). Удельный импульс для разных типов двигателей изменяется в широких пределах: твердотопливный РД -2650 м/сек, ЖРД-4500 м/сек, электрохимический ЭРД – 3000 м/сек, плазменный ЭРД до 290 тысяч. Как известно, величина удельного импульса прямо пропорциональна квадратному корню из значения температуры РТ перед соплом. Она (температура) в свою очередь определяется теплотворной способностью топлива. Лучший показатель среди химических топлив имеет пара бериллий + кислород – 7200ккал/кг. Теплотворная способность Урана-235 примерно в 2 млн. раз выше. Однако количество энергии, которое может быть полезно использовано только в 1400 раз больше. Ограничения накладываемые конструктивными особенностями уменьшают эту цифру для твердофазного ЯРД до 2-3 (максимально достижимая температура РТ около3000 град.). Однако удельный импульс твердофазного ЯРД составляет примерно 9000 м/с, против 3500-4500 у современных ЖРД. У жидкофазных ЯРД удельный импульс может достигать 20000 м/сек, у газофазных, где температура РТ может достигать десятков тысяч градусов, удельный импульс составляет 15-70 тысяч м/сек. Другим важным параметром характеризующим весовое совершенство ДУ или двигателя является их удельный вес – отношение веса ДУ (с компонентами топлива или без) или двигателя к создаваемой тяге. Применяется и обратная ей величина – удельная тяга. Удельный вес (тяга) определяет достижимое ускорение летательного аппарата, его тяговооруженность. У современных ЖРД удельный вес составляет 7-20 кг. Тяги на тонну собственного веса т.е. отношение тяги к весу достигает 14. У ЯРД также неплохое отношение тяги к собственному весу – до 10. При этом для ЖРД, использующих кислородно-водородное топливо, отношение массы РТ к массе конструкции находится в пределах 7-8. У твердофазных ЯРД этот параметр снижается до 3-5, что обеспечивает выигрыш в удельном весе ДУ с учетом веса РТ. У ЭРД развиваемая тяга ограничивается большим расходом энергии на создание 1кг. Тяги (от 10 кВт до 1МВт). Максимальная тяга существующих ЭРД – несколько килограмм. При наличии в ЭРДУ дополнительных элементов, связанных с электропитанием ЭРД тяговооружённость аппарата с такой ДУ много меньше единицы. Это делает невозможным их использование для вывода полезных грузов на околоземную орбиту (некоторые ЭРД вообще могут работать лишь в условиях космического вакуума). ЭРД имеет смысл применять только в космических аппаратах как двигатели малой тяги для ориентации, стабилизации и коррекции орбит. Из-за малого расхода рабочего тела (большой удельный импульс) время непрерывной работы ЭРД может измеряться месяцами и годами. Обеспечение ЭРД электроэнергией от ядерного реактора позволит применять их для полетов на «окраины» Солнечной системы, где мощности солнечных батарей будет недостаточно[2]. Таким образом, основным преимуществом ЯРД перед другими видами РД является большой удельный импульс, при высокой тяговооруженности (десятки, сотни и тысячи тонн тяги при значительно меньшем собственном весе). Основным недостатком ЯРД является наличие мощного потока проникающей радиации а также вынос высокорадиоактивных соединений урана с отраборанным РТ. В этой связи ЯРД неприемлем для наземных пусков. Эти проблемы так и не были решены в процессе проектирования атомных двигателей. 7 Список литературы 1) http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/atomoletyi/atomoletyi
2)http://www.popmech.ru/technologies/8841-verkhom-na-reaktore-atomnyy-samolet/
3) http://vfk1.narod.ru/JACU2.htm
4) http://rocketpolk44.narod.ru/stran/yrd.htm
8