Дизельный двигатель когда изобрели: Когда изобрели первый дизельный двигатель

Как двигатель Рудольфа Дизеля изменил мир

  • Тим Харфорд
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Shutterstock

Инженер Рудольф Дизель погиб при загадочных обстоятельств прежде, чем успел разбогатеть на своем гениальном изобретении.

В 10 часов вечера 29 сентября 1913 года Рудольф Дизель отправился в свою каюту на пароходе «Дрезден», шедшем из бельгийского Антверпена через Ла-Манш в Лондон. Его пижама была разложена на кровати, но он так в нее и не переоделся.

Изобретатель двигателя, названного его именем, размышлял о своих больших долгах и процентах по ним, которые он уже не мог выплачивать. В его дневнике этот день — 29 сентября — был помечен зловещим крестом: «X».

  • Почему в Европе разлюбили дизель?
  • «Шоколадный дизель» до Африки довезет
  • Клинтон за чистый дизель

Перед тем, как отправиться на пароход, 55-летний Дизель собрал все наличные деньги и сложил их в сумку вместе с документами, из которых было ясно, насколько отчаянным оказалось его финансовое положение. Он отдал сумку ничего не подозревавшей жене и велел открыть ее не раньше, чем через неделю.

Дизель вышел на палубу. Снял плащ и шляпу. Аккуратно сложил их на палубе. Посмотрел на воду. И прыгнул за борт.

Или не прыгнул? Любители конспирологии считают, что ему «помогли».

Но кто мог быть заинтересован в смерти бедного изобретателя? Есть две версии.

Для того, чтобы понять контекст, вернемся на тридцать лет назад, в 1872 год. Паровые двигатели уже широко применяются в промышленности, по железным дорогам бегают все более многочисленные паровозы, но в городах весь транспорт — по-прежнему на гужевой тяге.

Спрос на замену лошади

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Осенью того года эпизоотия конского гриппа парализовала города Соединенных Штатов. Не на чем было подвозить товары в лавки, не на чем вывозить мусор.

В полумиллионном городе в те времена могло быть около ста тысяч лошадей. Каждая из них ежедневно орошала улицы 15 килограммами навоза и 4 литрами мочи.

Города остро нуждались в недорогом, надежном и небольшом двигателе, который заменил бы конную тягу.

Одним из кандидатов на эту роль был паровой двигатель: автомобили на паровой тяге конструировались один за другим.

Вторым был двигатель внутреннего сгорания. Первые его модели работали на газе, на бензине, даже на порохе. Но в семидесятых годах XIX века, когда Рудольф Дизель был студентом, оба этих типа двигателей были ужасно неэффективны, с КПД всего лишь около 10%.

Поворотным пунктом в жизни молодого Дизеля стала лекция о термодинамике в Королевском Баварском политехническом институте в Мюнхене, на которой он услышал, что двигатель внутреннего сгорания, преобразующий всю энергию тепла в полезную работу, теоретически возможен.

Автор фото, Alamy

Подпись к фото,

Схема-рисунок двигателя внутреннего сгорания, изобретенного Рудольфом Дизелем в 1887 году

Дизель взялся за претворение теории в жизнь. И потерпел неудачу. КПД его первого двигателя составлял всего лишь 25%. КПД лучших из современных дизелей — более 50%.

Но даже 25% — это было в два с лишним раза лучше, чем у конкурентов.

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания в цилиндре сжимается смесь воздуха и паров бензина, которая затем поджигается электрической искрой. В двигателе Дизеля сжимается только воздух, при этом его температура повышается настолько, что ее достаточно для воспламенения впрыскиваемого топлива.

При этом в дизеле чем сильнее сжатие, тем меньше нужно топлива, тогда как в двигателе с зажиганием слишком сильное сжатие приводит к сбою в работе.

Ненадежные моторы

Все автомобилисты знают о главном свойстве машин с дизельным мотором: они обычно дороже стоят, зато дешевле в эксплуатации.

К несчастью для Рудольфа Дизеля, его первые модели при всем их высоком КПД отличались ненадежностью. Недовольные покупатели завалили его требованиями о возврате денег. Это и загнало изобретателя в финансовую яму, из которой он не смог выбраться.

Но он продолжал работать над своим двигателем и постепенно совершенствовал его.

Выявились другие преимущества двигателя Дизеля. Он может работать на более тяжелом, чем бензин, топливе — солярке, или, как сейчас его чаще называют, дизтопливе. Оно дешевле бензина и к тому же менее интенсивно испаряется, поэтому менее взрывоопасно.

В силу этого дизели стали особенно популярны у военных. Уже в 1904 году двигатели Рудольфа Дизеля были поставлены на французских подводных лодках.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Машины с дизельным двигателем дороже при покупке, но дешевле в эксплуатации

Здесь лежат корни первой конспирологической версии смерти Рудольфа Дизеля.

Европа, 1913 год, большая война все ближе и все неотвратимее — а тут немец, изобретатель нового двигателя, преследуемый финансовыми проблемами, отправляется в Британию. Одна газета так и написала в заголовке: «Изобретателя сбросили в море, чтобы предотвратить продажу патентов британскому правительству».

Коммерческий потенциал изобретения Дизеля, однако, стал раскрываться только после Первой мировой. Первые дизельные грузовики появились в 1920-х годах, железнодорожные локомотивы — в 1930-х. К 1939 году уже четверть морских грузов в мире перевозили суда с дизельными установками.

После Второй мировой войны были созданы еще более мощные дизельные моторы, которые позволили строить суда все большего водоизмещения и все более экономно перевозить грузы. На топливо приходится около 70% себестоимости морских перевозок.

Пар или дизель?

Чешско-канадский ученый Вацлав Смил, например, считает, что если бы международная торговля оставалась привязана к паровым двигателям и не перешла на дизель, то она росла бы гораздо медленнее.

Британско-американский экономист Брайан Артур так не считает. Он называет переход на двигатели внутреннего сгорания в течение последнего века проявлением «попадания в колею»: уже сделанные инвестиции и построенная инфраструктура заставляют человечество действовать в определенном коридоре, а если б с самого начала был выбран другой путь, то и на нем нашлись бы эффективные решения.

По мнению Брайана Артура, еще в 1914 году у паровых автомобильных двигателей перспективы были не хуже, чем у двигателей внутреннего сгорания — но растущее влияние нефтяной промышленности привело к тому, что в развитие ДВС стали вкладывать гораздо больше денег.

Если бы инвестиций было поровну, то, предполагает доктор Артур, мы бы сейчас вполне могли ездить на машинах с паровыми двигателями какого-нибудь очередного поколения.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Экспертименты Дизеля с арахисовым маслом предвосхитили современное развитие производства биотоплива

А если бы мировая экономика прислушалась к Рудольфу Дизелю, то, может быть, сейчас двигатели работали бы на арахисе.

Имя Дизеля сейчас ассоциируется с топливом из нефтепродуктов, но вообще-то он приспосабливал свой двигатель для работы с разными видами топлива, от угольной пыли до растительного масла. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он продемонстрировал модель, работающую на арахисовом масле.

А за год до смерти, в 1912 году, Рудольф Дизель предсказывал, что растительное масло станет таким же важным видом топлива, как и нефтепродукты.

Владельцам арахисовых плантаций это предсказание наверняка понравилось, а владельцам нефтяных месторождений — не очень.

Отсюда — вторая конспирологическая версия смерти Дизеля. Другая газета по ее поводу написала: «Убит агентами нефтяных трестов».

Арахис против нефти

В последнее время в мире возрождается интерес к дизельному биотопливу. Оно меньше загрязняет атмосферу, но есть и проблема: оно занимает сельскохозяйственные угодья, а это ведет к повышению цен на продовольствие.

Во времена Рудольфа Дизеля это не выглядело большой проблемой: население Земли тогда было гораздо меньше, а климатические изменения не сильно беспокоили людей. Поэтому Рудольф Дизель, наоборот, мечтал, что его двигатель поможет развиваться бедным, аграрным странам.

Насколько иначе сейчас выглядел бы мир, если бы самыми ценными землями считались не те, где качают нефть, а те, где хорошо растет арахис? Мы можем только гадать.

Точно так же, как мы можем только гадать, что же в точности случилось с Рудольфом Дизелем.

Его тело было найдено в море рыбаками через десять дней. К тому времени оно настолько разложилось, что рыбаки не стали брать его на борт, но забрали личные вещи — кошелек, перочинный нож, футляр для очков.

Когда рыбаки добрались до берега, эти вещи опознал младший сын Дизеля. А тело изобретателя навсегда осталось в морских глубинах.

Как изобрели дизельный двигатель

Мальчик, родившийся в 1858 году в Париже в семье эмигрантов из Баварии, уже в 14 лет твердо знал, что хочет стать инженером. Ему суждено было изобрести один из основных двигателей технического прогресса — в самом прямом смысле этого слова. Мальчика звали Рудольф Дизель.

Редакция сайта

В 1870 году началась Франко-Прусская война, и семья Дизель вынуждена была эмигрировать второй раз — в Лондон. 12-летнего Рудольфа отослали получать образование в реальное училище в Аугсбурге, где его дядя преподавал математику.

В 15 лет он поступил в Промышленную школу Аугсбурга, после окончания которой получил стипендию на обучение в Высшей политехнической школе в Мюнхене. Одним из его преподавателей, читавшим курс термодинамики, стал Карл фон Линде, один из основоположников криогенной техники, разработчик метода охлаждения и разделения газов, фактически изобретатель холодильника. В 1880 году Дизель с отличием окончил Мюнхенскую высшую школу и отправился в Париж, где вскоре возглавил филиал компании по производству льда, которой владел фон Линде. А вскоре он получил первый патент на метод изготовления прозрачного льда.

Но настоящей мечтой Рудольфа Дизеля был вовсе не лед, а пламя — он хотел усовершенствовать изобретенный незадолго до этого двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто. С точки зрения самого Дизеля двигатель Отто имел существенные недостатки — в частности, его КПД в то время составлял всего 15%, а система зажигания была сложной и ненадежной. Дизель попытался обойти эти ограничения, начав экспериментировать с термодинамическим циклом Карно, а затем разработав свой собственный цикл.

В 1892 году он подал первую патентную заявку на «принцип действия и конструкцию двигателя внутреннего сгорания», в 1893 году — вторую и одновременно опубликовал труд «Теория и конструирование рационального теплового двигателя для замены паровых машин и существующих ДВС». Основная идея Рудольфа Дизеля состояла в том, что он отказался от системы зажигания (топливо воспламенялось от воздуха, разогретого в процессе сжатия), а также карбюратора, заменив его насосом высокого давления.

В 1893 году Дизель начал подготовку к производству своих двигателей на заводе MAN (Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg), но отладка прототипов шла медленно и продлилась аж до 1897 года. Первые серийные модели использовались как стационарные и были далеки от совершенства — и в плане практического КПД, и по надежности, вызывая множество нареканий у покупателей. Мечта изобретателя о том, что его моторы появятся в средствах передвижения, стала осуществляться только в 1903 году, когда появился первый судовой дизель.

Первый грузовик MAN с дизелем был выпущен только в 1924 году, но до этого события изобретатель не дожил: 29 сентября 1913 года он сел в Антверпене на почтовый пароход «Дрезден», идущий в Лондон, а через неделю из Ла-Манша выловили его тело. Биографы придерживаются мнения, что это было самоубийство, вызванное финансовыми неурядицами и кризисом.

История дизельного двигателя — мощность, которая приводит в движение ваш грузовик

 

Дизельный двигатель — это рабочая лошадка вашего грузовика, двигатель, обеспечивающий судоходство и экономику США. Во время работы он издает чудесный грохот, а запах дизельного выхлопа для Jarrett Fleet Services подобен духам!

 

Давайте рассмотрим историю дизельного двигателя и выясним, что делает его таким важным изобретением.

 

Рудольф Дизель, известный как изобретатель двигателя, носящего его имя, родился в Париже, Франция, в 1858 году. С раннего возраста Дизелю было любопытно, как все устроено. Когда ему было всего 14 лет, он написал родителям письмо, в котором сообщил им, что хочет стать инженером. Изучив инженерное дело в нескольких различных школах, он получил стипендию от Королевского баварского политехнического института в Мюнхене.

 

Когда он был студентом в Мюнхене, один из его профессоров позволил Дизелю помочь ему на заводе по производству льда и холодильников. Всего за год Дизель стал директором завода и помогал управлять исследованиями и разработками, где у него появился интерес к термодинамике. В этот момент он решил разработать двигатель внутреннего сгорания и работал над этой идеей несколько лет.

 

В разгар промышленной революции пар был основным поставщиком энергии для заводов и поездов, и самые важные изобретения касались применения и использования энергии пара. Но паровые двигатели использовали много угля, были дорогими и крайне неэффективными.

 

Дизель придумал двигатель, который был бы очень эффективным и преобразовывал бы выделяемое им тепло в энергию, и начал проектировать то, что впоследствии стало бы дизельным двигателем. В 1885 году Дизель открыл свой первый магазин в Париже, чтобы работать над двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Процесс шел медленно и длился 13 лет, за это время он получил несколько патентов на свое изобретение.

 

Он представил прототип в 1893 году, а первая серийная модель была создана в 1897 году. Дизель смог показать эффективность 26,2% с двигателем, который по сравнению с паровыми двигателями того времени был вдвое эффективнее. Двигатель имел немедленный успех. К 1898 году Дизель стал миллионером и провел следующие несколько лет, совершенствуя свои конструкции.

 

Но проблема первых дизелей в том, что они были ненадежны. Было продано много двигателей, но многие из них были возвращены для возврата денег, что поставило Дизеля в финансовые проблемы, от которых он так и не оправился.

 

Неприятности Дизеля привели к нервному срыву, и в 1913 году он таинственным образом исчез с корабля, направлявшегося в Англию. По мере того, как срок действия патентов Дизеля истекал, несколько человек взяли его изобретение и развили его дальше.

 

В 1925 году Альфред Бюхи добавил к дизельному двигателю технологию турбонаддува и повысил его эффективность более чем на 40 %. В 1927 году изобретатель и промышленник Роберт Бош усовершенствовал топливные насосы высокого давления, что помогло еще больше повысить топливную экономичность и эффективность дизельных двигателей. Современные дизельные двигатели до сих пор используют эти принципы и технологии.

 

К 1960-м годам дизельные двигатели были основным источником энергии для коммерческих грузовых автомобилей, а с середины 2000-х годов дизельные двигатели были усовершенствованы, чтобы уменьшить выбросы и сделать их более экологичными.

 

Итак, в следующий раз, когда вы заведете свой грузовик и услышите этот невероятный гул мощности, помните, что потребовалось более 130 лет, чтобы дизельный двигатель превратился из идеи в движущую силу, которая приводит в движение ваш грузовик и прицеп. Если вам когда-либо понадобится помощь в обслуживании вашего дизельного двигателя или вам понадобится срочный ремонт дизельного двигателя, Jarrett Fleet Services всегда к вашим услугам! Мы рядом с I-71, I-76, I-77, I-80 или I-271 по телефону 8860 Wooster Pike Seville, OH 44273, или позвоните нам по телефону 330-9.25-5339.

Историческая пресса | Это Акройд, а не Дизель!

История техники полна мифов и полуправд о том, кто что изобрел. Одна из реальных проблем заключается в том, чтобы точно определить, что мы подразумеваем под «изобретенным». Например, мы имеем в виду:

  • Первый раз, когда идея была предложена?
  • Первый раз были созданы рабочие чертежи?
  • Первый раз подали заявку на патент?
  • Первый раз, когда действительно был выдан патент?
  • Первый раз был сделан рабочий прототип?
  • Первый раз, когда идея запущена в производство в ограниченном масштабе?
  • Впервые концепт поступил в серийное производство?

Во многих случаях ответ не ясен, и часто разные вехи могут быть отнесены к разным людям.

Однако, когда речь идет о так называемом «дизеле», сомнений и двусмысленности не возникает вообще. Хотя сегодня общепризнано, что Рудольф Дизель изобрел «дизельный» двигатель, который каким-то образом стал носить его имя, на самом деле это миф и большая несправедливость по отношению к блестящему британскому инженеру. Настоящим изобретателем был Герберт Акройд Стюарт, который достиг всех семи этапов, перечисленных выше, за несколько лет до того, как чего-то добился Рудольф Дизель.

Герберт Акройд Стюарт родился в 1864 году в Галифаксе, в семье Чарльза Стюарта, шотландца из Пейсли. Его отец основал Bletchley Iron & Tin Plate Works, и Герберт, проработав недолгое время младшим ассистентом на факультете машиностроения Лондонского технического колледжа City & Guilds в Финсбери, присоединился к бизнесу своего отца в Блетчли. Там он начал экспериментировать с масляными двигателями. В 1886 году, за семь лет до того, как немец подал свой первый патент в Берлине, и после четырех лет экспериментов, Акройд Стюарт не только подал свой первый патент, но и построил свой первый прототип «дизельного» двигателя в молодом возрасте всего 22 лет. Более поздний патент Дизеля, поданный в 189 г.3 в Имперском патентном бюро в Берлине предназначался для двигателя, который сжигал угольную пыль, а не масло, и только в 1887 году он сделал свой первый рабочий прототип. Этот прототип взорвался и чуть не убил его. Двигатели Акройда Стюарта предшествовали первому рабочему образцу доктора Дизеля на шесть лет. Кроме того, конструктивная идея Дизеля была основана на принципе «изобарического сгорания», который уже был запатентован в 1874 году американцем по имени Джордж Брайтон, поэтому можно утверждать, что первый патент Дизеля был заимствован из более раннего изобретения. Однако, поскольку современный дизель не работает по этому принципу, это в значительной степени не имеет значения.

На заводе в Блетчли было построено несколько экспериментальных двигателей, один из которых был установлен в редакциях газеты Fenny Stratford Times, другой пошел на водопровод, а третий — на щеточный завод господ Куков. Поскольку качество проектирования этих двигателей было низким, компании George Wailes & Co, Euston Road, London было поручено построить следующую партию из четырех двигателей. К сожалению, нет известных выживших с этими ранними двигателями.

Основополагающий патент № 7146 от мая 189 г.0, основанный на исследованиях его ранних прототипов, подробно описал первый настоящий «дизельный» двигатель. В нем описывается, как после внешнего нагрева камеры сгорания или испарителя паяльной лампой…

«такт индукции, который представляет собой первый такт наружу, вместо втягивания в цилиндр смеси паров углеводорода и воздуха просто втягивает в чистом атмосферном воздухе. Такт сжатия или первый возвратный такт сжимает этот воздух в предварительно нагретый испаритель, и в желаемой части этого такта сжатия подача жидкого углеводорода в форме распыления нагнетается на нагретый испаритель, который почти мгновенно превращает его в газ, он соединяется с нагретым воздухом; происходит автоматическое воспламенение, которое приводит в движение поршень, формирующий рабочий или второй такт наружу».

Эта система называется впрыском твердого топлива и используется в большинстве современных дизельных двигателей. Хотя для этого требовался первоначальный нагрев испарителя, именно так работают «свечи накаливания» во многих крупных современных «дизелях».

К 1891 году Акройд понял, что его двигатель готов к надлежащему производству, и предоставил компании Richard Hornsby & Sons of Grantham лицензию на производство своих двигателей под названием «Патент Хорнсби Акройда на масляном двигателе». Две такие машины были выставлены на Королевской сельскохозяйственной выставке в Донкастере в июне 189 г.1. Впервые они поступили в продажу в мае 1892 года, за год до того, как Дизель даже подал заявку на свой сомнительный патент на сжигание угольной пыли. Первый в мире успешный коммерческий двигатель с воспламенением от сжатия был установлен на водопроводной станции Фенни Стратфорд в июле 1892 года. Вскоре после этого там был установлен второй двигатель. В 1896 году Хорнсби построил первый в мире локомотив с воспламенением от сжатия по проекту Акройда Стюарта и начал работать в Вулиджском арсенале. Затем, в 1896 г. , также в сотрудничестве с Хорнсби, Акройд Стюарт разработал трактор с «дизельным» приводом, а в 189 г.7 три были построены для экспорта в Австралию. Хорнсби построил более 45 000 двигателей Hornsby-Akroyd, намного раньше, чем Дизель построил хотя бы один двигатель. Они производились в нескольких форматах, горизонтальные и вертикальные, стационарные и переносные, и даже в 1903 году появился V-образный двигатель, первый в мире двигатель на жидком топливе. На самом деле их следовало бы назвать паровозом Хорнсби-Акройда, но, в отличие от доктора Дизеля, Акройд Стюарт был тихим скромным человеком, который не стремился быть в центре внимания.

Так что же делать Рудольфу Дизелю, который даже не построил свой первый работающий двигатель, пусть и взорвавшийся, до 1897? Это была копия чьей-то конструкции, он не работал на масле, в нем использовался цикл зажигания, совершенно отличный от современного «дизельного» двигателя, и фактически только в 1898 году он смог продемонстрировать успешный масляный двигатель. -горящий двигатель на Парижской выставке-ярмарке. И это было гигантское вертикальное чудовище с десятифутовым (трехметровым) цилиндром, настоящий контраст с гораздо более элегантной и компактной конструкцией Хорнсби-Экройда. Дизель был высокомерным, саморекламным человеком, но также странным и нестабильным персонажем, у него было несколько нервных срывов и паранойя. 29Сентябрь 1913 г. Дизель сел на паром SS Dresden, чтобы пересечь Ла-Манш. Ночью он упал за борт, и 18 октября его тело было найдено в реке Шельда. Ходят разные слухи, один о том, что он покончил жизнь самоубийством, потому что был по уши в долгах.

Но слава Акройда Стюарта не заканчивается на самом паровозе. Он построил первый в мире «дизельный» автомобиль и первый в мире «дизельный» локомотив. Он поставил «дизельные» двигатели для освещения Статуи Свободы, а также предоставил «дизельный» двигатель, который вырабатывал электричество для знаковой радиопередачи Маркони через Атлантический океан. Кроме того, в сотрудничестве с Хорнсби он изобрел то, что мы сейчас называем «гусеничным трактором» (да, еще и с «дизелем»), которых было построено более 500 штук. Гусеничная машина предназначалась для буксировки крупных орудий и выпускалась в 1915 и 1918. Однако, что может быть расценено как серьезная ошибка с точки зрения бизнеса, он продал права Holt Tractor Co, которая стала Caterpillar, в конце войны, поскольку он не видел коммерческих перспектив для своей идеи!

Акройд Стюарт был замкнутым, скромным и очень вежливым человеком, по всем современным сведениям. Он никогда не был женат, и поэтому не имел прямых потомков, которые могли бы поддержать его дело признания. Он переехал в Австралию в 1900 году и вместе со своим братом Чарльзом основал новую компанию Sanders & Stuart. Он умер от рака горла в 1927 лет в Перте, Австралия, а его тело было возвращено в Англию и похоронено в Галифаксе. В старости он был очень огорчен тем, что его законное заявление об изобретении «дизельного» двигателя не было признано, в то время как самопиарящийся Рудольф Дизель сумел привлечь заголовки за то, что он не изобретал, а просто скопировал.

Заработав довольно значительные деньги на изобретении «дизельного» двигателя и лицензии Хорнсби на его производство, Акройд Стюарт, не имея семьи, которую можно было бы содержать, сделал значительные пожертвования университетам Западной Австралии и Ноттингема, а также Институт инженеров-механиков, Королевское авиационное общество и Институт морских инженеров, чтобы помочь обосновать его заявление. Доход от наследства до сих пор используется для поддержки лекций Герберта Акройда Стюарта о происхождении и разработке двигателей на тяжелом топливе. В современных масляных двигателях используется метод распыления масла Акройда Стюарта со сжиганием постоянного объема, а не метод дизельного распыления со сжиганием постоянного давления, технология, которая сейчас мертва.

Пришло время этому английскому инженерному гению, наконец, приписать себе изобретение того, что мы все стали называть «дизельным двигателем». Это не дизельный двигатель, это двигатель Хорнсби-Акройда. И в целом Герберт Акройд Стюарт был гением инженера, легко занимающим место рядом с сэром Фрэнком Уиттлом, Исамбардом Кингдомом Брюнелем, Джорджем и Робертом Стивенсонами и другими подобными гигантами в Зале славы британских технологий. Пришло время признать его вклад в общество.

В реальной истории «дизеля» есть довольно ироничная сноска. Первые два серийных двигателя, 101 и 102, работали на заводе Great Brickhill Water Works до 1923 года, когда № 101 был куплен торговцем лесом из Блетчли.