Содержание
Штурмовик Ил-2 — Производство и модернизация
Штурмовик Ил-2 — Производство и модернизация |
Штурмовик Ил-2 создан в ОКБ Ильюшина и стал самым массовым самолетом 40-х годов ХХ века, назывался летающим танком. За форму фюзеляжа штурмовик Ил-2 получил кличку горбатый. Немцы же называли этот самолет бетонным, цементированным, мясником и пр.
|
Серийное производство и модернизация
Быстрыми темпами возрастало серийное производство самолетов Ил-2. В июле 1941 г., через четыре месяца после выпуска первой серийной машины, завод выпустил около 300 штурмовиков. Этому способствовала и технологичность конструкции самолета, позволявшая расчленить весь процесс производства агрегатов и деталей планера на сравнительно мелкие операции, не требовавшие высокой квалификации сборщиков, что позволяло расширить круг работ.
Однако быстрое продвижение вражеских войск поставило под угрозу серийное производство самолетов Ил-2 и особенно двигателей для них. Было признано необходимым в кратчайшие сроки проработать возможность установки на Ил-2 двигателя воздушного охлаждения с взлетной мощностью 1250 кВт (1700 л. с.), выпускавшегося в глубоком тылу страны. За установку такого двигателя на штурмовике выступал также ряд специалистов, считавших, что он более живуч при поражении, чем бронированный двигатель жидкостного охлаждения типа АМ-38.
Ил-2 1941 г.
На одном из серийных самолетов Ил-2 часть бронекорпуса до переднего лонжерона центроплана, являющаяся капотом двигателя АМ-38, была снята. По переднему лонжерону центроплана установили двойную бронеперегородку, воспринимавшую все нагрузки от сварной трубчатой моторамы двигателя М-82. Двигатель не бронировался. Он закрывался обычным капотом типа НАКА из легкого алюминиевого сплава с управляемой юбкой на задней выходной щели. Каркас капота крепился только к двигателю и совершенно не был связан с остальной конструкцией самолета, что должно было значительно упростить смену поврежденного двигателя в полевых условиях.
Динамика производства серийных штурмовиков
Ил-2, Ил-10 в 1941-47 гг.
Номер завода |
Тип самолета
|
1941
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
5
|
Ил-10/10У
| ||
18
|
Ил-2 (2У)
|
1510
|
Ил-10/10У
| ||
30
|
Ил-2 (2У)
| |
381
|
Ил-2
|
27
|
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
1542
|
Ил-10/10У
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1942
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
2991
|
Ил-10/10У
| ||
18
|
Ил-2 (2У)
|
3942
|
Ил-10/10У
| ||
30
|
Ил-2 (2У)
|
1053
|
381
|
Ил-2
|
243
|
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
8229
|
Ил-10/10У
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1943
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
4257
|
Ил-10/10У
| ||
18
|
Ил-2 (2У)
|
4702
|
Ил-10/10У
| ||
30
|
Ил-2 (2У)
|
2234
|
381
|
Ил-2
| |
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
11193
|
Ил-10/10У
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1944
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
3710
|
Ил-10/10У
| ||
18
|
Ил-2 (2У)
|
4014
|
Ил-10/10У
|
73
| |
30
|
Ил-2 (2У)
|
3377
|
381
|
Ил-2
| |
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
11101
|
Ил-10/10У
|
73
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1945
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
957
|
Ил-10/10У
|
893/228
| |
18
|
Ил-2 (2У)
|
931
|
Ил-10/10У
|
1362
| |
30
|
Ил-2 (2У)
|
2201
|
381
|
Ил-2
| |
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
4089
|
Ил-10/10У
|
2255/228
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1946
|
1
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
|
2/41
| |
18
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
|
1006/11
| |
30
|
Ил-2 (2У)
| |
381
|
Ил-2
| |
64
|
Ил-10
| |
Итого
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
|
1008/52
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1947
|
1
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
| ||
18
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
|
859
| |
30
|
Ил-2 (2У)
| |
381
|
Ил-2
| |
64
|
Ил-10
|
12
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
| |
Ил-10/10У
|
859
|
Номер завода |
Тип самолета
|
Всего
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
11920
|
Ил-10/10У
|
695/269
| |
18
|
Ил-2 (2У)
|
15099
|
Ил-10/10У
|
3300/11
| |
30
|
Ил-2 (2У)
|
8865
|
381
|
Ил-2
|
270
|
64
|
Ил-10
|
12
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
36154
|
Ил-10/10У
|
4007/280
|
Учитывая опыт боевого применения Ил-2, С. В. Ильюшин при переоборудовании самолета под новый двигатель возвращается к двухместному варианту штурмовика с задним оборонительным пулеметом. Топливный бак, располагавшийся в бронекорпусе за бронеперегородкой пилотской кабины, был снят, и на его месте, как и на ЦКБ-55, оборудовали кабину стрелка, вооруженного уже крупнокалиберным пулеметом БТ конструкции М. Е. Березина с боезапасом 280-300 патронов. Как и летчик, стрелок был защищен бронекорпусом, а также прозрачной и металлической броней фонаря кабины. Пулемет БТ калибра 12,7 мм размещался на шкворневой установке и, вследствие сильного бронирования фонаря кабины стрелка, имел довольно ограниченные углы обстрела (38° по вертикали и по 22° в стороны — вправо и влево).
Ил-2 1941 г.
Для сохранения прежней дальности полета вместимость нижнего топливного бака под сиденьем летчика была увеличена и доведена до 724 л (вместо 640 л в баках Ил-2 с двигателем АМ-38). Топливные баки самолета заполнялись нейтральным газом от выхлопной системы двигателя, что повышало их боеживучесть. В остальном конструкция, вооружение и оборудование нового самолета (именовавшегося иногда Ил-4) были подобны самолету Ил-2 с двигателем АМ-38.
8 сентября 1941 г. летчик В. К. Коккинаки совершает на штурмовике Ил-2 с новым двигателем. При нормальной полетной массе 5655 кг новая машина показала летные данные, несколько худшие по сравнению с обычным серийным Ил-2 с двигателем АМ-38. Уменьшилась максимальная горизонтальная скорость самолета, возросли длина разбега при взлете и пробега при посадке. Государственные испытания самолета состоялись не скоро (в феврале-марте 1942 г.).
Ил-2 1941 г.
К этому времени уже было полностью развернуто серийное производство самолетов Ил-2 и двигателей АМ-38 на новых заводах. И хотя по результатам государственных испытаний штурмовик Ил-2 с двигателем М-82 был рекомендован к серийному производству, его развитие ограничилось постройкой опытного экземпляра.
В октябре 1941 г. ОКБ С. В. Ильюшина было эвакуировано из Москвы. В это время велась работа по обеспечению возможности эксплуатации Ил-2 со снежных аэродромов. В считанные дни для самолета было разработано убирающееся лыжное шасси: в полете лыжи прижимались к соответствующим образом доработанным гондолам шасси и создавали минимальное лобовое сопротивление. Самолеты Ил-2 легко переоборудовались с колесного на лыжное шасси и с ним довольно широко применялись на фронте зимой 1941-1942 гг. В дальнейшем, с введением укатки снежных взлетно-посадочных полос, от лыжного шасси отказались и самолеты Ил-2 стали круглый год эксплуатироваться на колесах.
Эволюция одноместного бронированного штурмовика Ил-2
| |
| |
штурмовик Ил-2 (1941 г.)
|
штурмовик Ил-2 на лыжном шасси (зима 1941- 1942 гг.)
|
|
|
штурмовик Ил-2 с 37-миллиметровыми пушками Ш-37 под крылом (1942 р. )
|
истребитель бомбардировщиков Ил-2И (1943 г.)
|
Двухместный штурмовик ИЛ-2
Но главной задачей осенью 1941 г. С. В. Ильюшин считал обеспечение серийного выпуска двухместных вариантов самолета Ил-2 с оборонительным стрелковым вооружением. Он обращается с предложением запустить в серию двухместные Ил-2.
Эволюция двухместного штурмовика Ил-2
| |
|
|
опытный, с двигателем воздушного охлаждения М-82 (1941 г.)
|
штурмовик Ил-2 (1942 г.)
|
|
|
опытный, с блистерной пулеметной установкой (1942 г.)
|
опытный, с турельной установкой типа МВ-3 (1942 г. )
|
|
|
серийный, с 37-мм пушками НС-37 (1942 г.)
|
серийный корректировщик и артиллерийский разведчик Ил-2КР (1943 г.)
|
| |
серийный учебно-тренировочный штурмовик УИл-2 (1943 г.)
|
Все же для улучшения летно-технических и маневренных характеристик двухместного самолета требовалось увеличить мощность двигателя АМ-38. Был разработан еще один вариант двухместного самолета Ил-2. В отличие от первого варианта он имел полностью бронированную кабину стрелка с блистерной пулеметной установкой, сохранявшую много общих компоновочных и конструктивных решений с кабинами стрелков на самолетах ЦКБ-55 и Ил-2 с двигателем М-82.
Ил-2М-82
По своим летно-техническим и пилотажным характеристикам этот самолет практически не отличался от одноместной машины. Он нравился летчикам и особенно стрелкам, однако большой объем конструктивных изменений, связанных с перекомпоновкой баков, и, самое главное, уменьшение почти вдвое нормального бомбового груза сделали этот самолет неприемлемым для серийного производства.
Двухместные серийные самолеты Ил-2 с двигателем АМ-38 были впервые применены на Центральном фронте 30 октября 1942 г. при атаке вражеского аэродрома под Смоленском. По результатам боевого применения была отмечена высокая боевая эффективность двухместных самолетов Ил-2.
Нажмите на изображение для увеличения
Задняя огневая точка двухместного самолета Ил-2 с пулеметом УБТ стала эффективным средством защиты от истребителей противника. Только за время войсковых испытаний огнем стрелков сбито семь самолетов Me-109 и отражено большое число атак истребителей противника.
С января 1943 г. на фронт в большом количестве стали поступать двухместные штурмовики Ил-2 с более мощным форсированным двигателем АМ-38Ф, с лучшими летными, маневренными и взлетно-посадочными данными. Новый двигатель имел взлетную мощность 1250 кВт (1700 л. с.), которая на кратковременном боевом режиме могла быть увеличена до 1309 кВт (1780 л. с.). Такое повышение мощности достигалось снижением высотности двигателя АМ-38 с 1650 м до 750 м, уменьшением степени сжатия с 6,8 до 6,0 и увеличением частоты вращения с 2150 до 2360 об/мин.
Серийные заводы смогли начать выпуск двухместных самолетов Ил-2, имеющих крыло со «стрелкой», только в конце 1943 г.
Схема двухместного самолета Ил-2 (крыло со «стрелкой»)
Совершенствование вооружение самолета
Другим направлением совершенствования боевых свойств самолета Ил-2 являлось повышение мощи его наступательного вооружения. Пушки ШВАК и ВЯ, устанавливавшиеся на самолетах Ил-2, достаточно хорошо поражая бронированную вражескую технику, все же из-за малого боевого заряда своих снарядов были недостаточно эффективны при воздействии пушечным огнем с самолета по большим объемным и площадным целям — скоплениям бронетанковой техники, колоннам автомашин, артиллерийским батареям, укрепленным узлам, железнодорожным составам, складам, мостам, понтонам, транспортным судам. Для поражения таких целей требовались пушки большого калибра и снаряды с мощным боевым зарядом.
Самолет Ил-2 с двумя крупнокалиберными пушками Ш-37 имел на вооружении также два крыльевых пулемета ШКАС с общим боезапасом в 1500 патронов, 8 ракетных снарядов РС-82 и бомбовый груз 200 кг. В остальном самолет ничем не отличался от обычных одноместных серийных самолетов Ил-2. Однако этот вариант самолета не нашел широкого применения из-за ненадежности пушек Ш-37.
В марте-апреле 1943 р. на двухместный вариант самолета Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две новые, более совершенные пушки НС-37 калибра 37 мм. Ленточное питание этих пушек позволило разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла о использованием конструктивно очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывали относительно небольшие обтекатели, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Каждая пушка имела боезапас из 50 снарядов, укладывавшихся не в снарядные ящики, а непосредственно в отсеки крыла. Максимальная масса бомбового груза этого варианта самолета была равна 200 кг.
Двухместные самолеты Ил-2 с пушками НС-37 с большим боевым эффектом были впервые применены против скоплений вражеских танков и мотопехоты в Курской битве в июле 1943 г. Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-миллиметровыми пушками, представлял собой грозное и эффективное оружие для борьбы с наземным и воздушным противником. Из показаний пленных фашистских солдат следовало, что их войска несут большие потери в технике и людской силе от наших самолетов с «большой пушкой». Отмечалось, что пушки самолетов Ил-2 поражают даже танки «Тигр».
<< Назад — Вперед >>
Вперед > |
---|
Штурмовик
ОКБ Ильюшина
Ил-2 тип 3 (2-х местный, крыло со «стрелкой») из 281 ШАД, 14-й ВА.
К концу 1942 года моторостроители создали форсированный двигатель АМ-38ф, который развивал взлетную мощность в 1720 л. с. С января 1943 года эти моторы стали устанавливаться на серийных двухместных Ил-2. Увеличенная мощность нового АМ-38ф позволила восстановить нормальную бомбонагрузку двухместного штурмовика до 400 кг, а так же приблизить его летные данные к уровню одноместного самолета.
В ходе серийного производства в конструкцию Ил-2 вносились различные улучшения. Например: были установлены дополнительные 4 — 6-мм бронеплиты сверху заднего бензобака, над мотором и головой летчика. Подкосы основных стоек шасси — усилены. Так же была дополнительно усилена хвостовая деревянная часть самолета. Объем заднего бензобака увеличили. На воздухозаборник двигателя установили противопыльный фильтр. На самолет также поставили новое оборудование: дополнительный электробомбосбрасыватель, систему заполнения бензобаков инертным газом, более удобный визирный прицел ВВ-1, радиополукомпас РПК-10 (не на всех самолетах).
Недостаточные летные данные самолета и бронирование удалось преодолеть только с установкой более мощного 2000 сильного мотора АМ-42, с его установкой и появился новый штурмовик Ил-10, но к сожалению он появился слишком поздно — только в 1944 году. Вооружение. Разнообразный состав вооружения (два пулемета калибра 7,62 мм, две пушки калибра 20 или 23 мм, восемь реактивных снарядов калибра 82 или 132 мм и 400-600 кг бомб) обеспечивал поражение самых различных целей: пехоты, колонн войск, бронемашин, танков, артиллерийских и зенитных батарей, средств коммуникации и связи, складов, железнодорожных составов и т.д. Первоначально на самолете планировалось установить четыре пулемета ШКАС в крыле для стрельбы вперед с боезапасом по 500 патронов на каждый ствол, один пулемет ШКАС на турели для стрельбы назад с боезапасом 500 патронов. Испытывались варианты установки пушек ШВАК и МП-6. Приказом Шахурина № 462 от 21.05.41г. пушка МП-6 была снята с производства и с ноября 41-го Ил-2 выпускались только с пушками ВЯ-23 с боезапасом 150 снарядов на ствол. На всех серийных Ил-2 были сохранены два пулемета ШКАС калибра 7,62-мм с суммарным запасом 1500 патронов.
Постоянное повышение боеспособности Ил-2 в значительной степени обусловливалось непрерывным совершенствованием его вооружения. В конце декабря 1942 г. в 688-й шал 228-й шад 16-й ВА для прохождения войсковых испытаний поступили 8 одноместных штурмовиков Ил-2 постройки авиазавода No. 18 с мотором АМ-38, вооруженных, помимо двух крыльевых пулеметов ШКАС, двумя 37-мм авиационными пушками конструкции ОКБ-15 Б.Г. Шпитального ШФК-37 (Шпитальный фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм). Штурмовики Ил-2 с пушками ШФК-37 принимали участие в боевых действиях авиаполка с 27.12.42 г. по 23.01.43 г. под Сталинградом при ликвидации немецкой окруженной группировки в полосе 65-й армии генерал-лейтенанта П.И. Батова. За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты, выполняя задания совместно с «Илами», вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй — подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два «Ила», которые выполнили 44 боевых вылета. Оценки испытаний показали, что в реальных условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Ил-2 с ШФК-37 мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz.III G в одном заходе (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,04-0,02, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 — около 0,09-0,06. То есть для гарантированного уничтожения на поле боя одной единицы бронетехники вермахта необходимо было выделять, как минимум, два десятка бронированных «Илов». В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла. В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не был.
В 1943 г. на Ил-2 стали устанавливать под крылом две пушки НС-37 калибра 37 мм, используемых против бронетехники врага, хотя широко разрекламированное поражение танков от артогня авиации вряд ли было таковым.
Использование кумулятивных бомб существенно повысило эффективность Ил-2 в борьбе с танками и другой бронетехникой.
В силу исключительно большой роли, которую сыграл Ил-2 в борьбе с войсками вермахта, он стал одним из самых знаменитых самолетов Второй мировой войны. «Самолет-солдат» — так называли его фронтовики.
Воздушый винт ВИШ-22Т
Воздушый винт АВ-5Л-158
Воздушый винт ВИШ-105К
Учебно-тренировочный
Ил-2У (УИл-2, Ил-2 учебный) — учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине было оборудовано место инструктора со вторым управлением. Вооружение — максимально упрощенное: два пулемета ШКАС (по 750 патронов), два снаряда РС-82 и 200 кг бомб. Скорость — 396 км/ч у земли. Была упрощена техника пилотирования. Подобные переделки производились силами личного состава фронтовых частей в полевых мастерских. Выпускался небольшими сериями в 1943—1945 гг. Так, в 11-ти ПАРМ (полевые авиаремонтные мастерские) был самостоятельно выпущен учебно-тренировочный вариант Ил-2.
Подробно
Источники
|
«Основной самолет» Сталина: Ильюшин Ил-2 во Второй мировой войне
В Центре консервации, реставрации и хранения при музее Пола Э. Гарбера ждет реставрации уникальный самолет: советский Ильюшин Ил-2. Малоизвестный на Западе штурмовик Ил-2 сыграл важную роль в подавлении нацистского вторжения в Советский Союз. Мало того, что Ил-2 был самым производимым боевым самолетом Второй мировой войны, он также является вторым самым производимым самолетом в истории, уступая только Cessna 172. Но сегодня существует всего около дюжины Ил-2 — их редкость свидетельствует о дикой жестокости войны на Восточном фронте.
Когда 22 июня 1941 года нацистская армия напала на Советский Союз, советское правительство было в замешательстве и неверии; они не ожидали и активно не готовились к этому акту. Во время атаки советские ВВС проходили крупную программу модернизации, чтобы повысить свои возможности за счет множества новых боевых самолетов. Но доставка и интеграция этих новых самолетов в ВВС шла медленно; и лишь небольшое количество новых бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков попало в передовые части ВВС. Одним из наиболее важных из этих новых типов был Ильюшин Ил-2 Штурмовик, прочный одномоторный штурмовик. Его происхождение восходит к середине 1930-х годов, когда советские военные специалисты поняли, что стране нужна специализированная авиация с пикирующими бомбардировочными возможностями, способная самостоятельно атаковать и выводить из строя наземные силы и цели противника, в том числе танки и другую бронетехнику.
В начале 1938 года Сергей Ильюшин, руководитель легендарного авиаконструкторского бюро Ильюшина, предложил советскому лидеру Иосифу Сталину идею «летающего танка» и попросил разрешить его бюро спроектировать и построить такой самолет. Что несколько необычно для обычного процесса приобретения советских самолетов, не было конкурса проектов или запроса предложений от других советских авиационных конструкторских бюро. Идея Ильюшина была одобрена, и были заказаны два прототипа Ил-2, первый из которых поднялся в воздух 19 октября.39. Первоначально задуманный как двухместный, Ил-2 был переделан в одноместный для достижения лучших летных характеристик. После того, как пилот Ил-2 написал напрямую Сталину, предполагая, что для отражения нацистских истребителей, стремящихся сбить самолет, нужен стрелок позади пилота, Ил-2 снова был спроектирован как двухместный. После успешных летных испытаний этот тип был запущен в производство. К моменту вторжения нацистской Германии в Советский Союз было построено около 249 самолетов Ил-2. Но из них в то время на вооружении находилось всего 70 единиц. Еще хуже: всего 20 из них состояли на вооружении приграничных военных округов. Их пилоты прошли лишь минимальную подготовку, а боевой воздушной тактики, которая в конечном итоге сделала бы Ил-2 столь успешным, еще не существовало. Действительно, боевая подготовка Ил-2 пришлась на 27 июня 19 г.41, всего через пять дней после вторжения Германии в Советский Союз, когда пять Ил-2 атаковали немецкую колонну танков и мотопехоты.
Чтобы полностью раскрыть потенциал Ил-2, необходимо было резко увеличить производство. Это была непростая задача, поскольку немецкое вторжение вывело из строя большую часть производственных мощностей. Сталин не скрывал своего возмущения этим срывом производства. В телеграмме директорам одного из проблемных заводов Ил-2 он писал: «Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. У вас хватило наглости до сих пор не производить Ил-2. Нашей Красной Армии теперь самолеты Ил-2 нужны, как воздух, которым она дышит, как хлеб, который она ест. (Этот завод) теперь производит один Ил-2 в день… Это издевательство над Красной Армией… Я прошу вас не испытывать терпение правительства и требую, чтобы вы производили больше Ил-2. Это мое последнее предупреждение. Сталин». Неудивительно, что производство Ил-2 резко увеличилось за несколько недель.
Всего за время войны должно было быть выпущено от 31 000 до примерно 36 000 Ил-2 — больше, чем любых других боевых самолетов Второй мировой войны. Ил-2 был далеко не продвинутым в своей смешанной конструкции из дерева и металла, которую было относительно легко производить в значительных количествах с использованием относительно неквалифицированных рабочих. Но для самолета это было поразительным достижением. Одними из важнейших достоинств штурмовика были его прочность и боевая устойчивость. Носовая часть фюзеляжа, защищающая топливную систему самолета, радиаторы и место экипажа, была полностью изготовлена из броневого листа. Таким образом, Ил-2 мог и часто выдерживал чрезвычайные боевые повреждения и выживал, чтобы сражаться еще один день. В защитной броневой оболочке использовался специальный сплав, разработанный для Ил-2; его толщина варьировалась в зависимости от расположения на планере. Особое внимание уделялось технологии, которая позволяла бы обслуживающему персоналу штамповать броневую сталь в полевых условиях, что обеспечивало гибкость конструкции, особенно когда советские части были вынуждены действовать из примитивных передовых районов боевых действий.
Ильюшин Ил-2 Штурмовик в полете.
Тяжелая броня Ил-2 привела к его немецкому прозвищу «Betonflugzeug» («бетонный самолет»), поскольку сбить Ил-2 из пулемета или 20-мм пушки было практически невозможно. Однако ранний боевой опыт быстро выявил большую уязвимость одноместного Ил-2 для немецкой атаки сзади. Это усугублялось неспособностью сопровождать российские истребители, которые действовали на гораздо больших высотах, чем штурмовики, для защиты своих подопечных. Ил-2, разумеется, должны были действовать на предельно малых высотах, чтобы успешно поражать наземные цели. Ответом стала разработка двухместного Ил-2 со вторым членом экипажа, стрелявшим из пулеметов назад. Эта новая версия быстро вытеснила одноместную версию на производственных линиях Ил-2.
На сайте помню. Воспоминания советского ветерана Великой Отечественной войны s, пилот Ил-2 Юрий Хухриков вспоминает: «Это был отличный самолет по тем временам! Мы несли 600 кг бомб, 8 реактивных снарядов, 300 23-мм снарядов для пушек (по 150 патронов на каждое орудие) и 1800 патронов» к пулеметам. По словам Хухрикова, наиболее уязвимой частью Ил-2 был двигатель: «Крылья были более-менее в порядке. Если пробили бензобак, то тоже неплохо, почему? Подлетев к цели, мы открыли баллоны с углекислым газом, которые заполнили пустое пространство топливных баков. Если бы пуля пробила корпус и попала в топливный бак, герметик заполнил бы дыру, топливо не вытекало бы, не было бы паров, а, следовательно, и возгорания».
Несколько самолетов Ильюшин Ил-2 на земле на неопознанном аэродроме с работающими двигателями. Изображение: Архив Национального музея авиации и космонавтики, NASM 20009-12008
Однако Ил-2 не был чудо-оружием. Одной из его главных проблем была неточность его атак. Хотя массовые штурмовики стали поддерживать главные наступления сухопутных войск, действие авиации часто было скорее психологическим, особенно против окопавшихся или бронированных целей. Кроме того, большой вес брони Ил-2 означал, что штурмовики не могли нести тяжелые бомбовые нагрузки. Тем не менее штурмовики сыграли решающую роль в массированных советских контрнаступлениях против немецких войск. Ил-2 был особенно эффективен против транспортной и тыловой техники, включая транспорт топлива, личного состава и припасов. В конце ноября 1942, сотни Ил-2 были переброшены для непосредственной авиационной поддержки советских наземных войск, окруживших немецкие танковые войска под Сталинградом. В сопровождении истребителей Ил-2 добились больших успехов во время удара по аэродрому в Сальске, примитивной взлетно-посадочной полосе, использовавшейся немцами для операций Люфтваффе . В январе 1943 года немцы базировали здесь до 150 самолетов, стоявших близко друг к другу и уязвимых для атак. Они были идеальной целью для Ил-2, которые летели почти на высоте кроны деревьев, надеясь избежать обнаружения немецкими истребителями и зенитной артиллерией. Русские самолеты совершили семь молниеносных обстрелов немецкой базы. Немцы были застигнуты врасплох; Было уничтожено 72 немецких самолета. В атаке во время Курской битвы летом 19 г.43, Ил-2 за 20 минут уничтожили 70 танков немецкой -й -й танковой дивизии.
Ряд пилотов Ил-2 добился больших успехов. Среди них были и женщины, например, старший лейтенант Анна Егорова, совершившая 243 боевых вылета на Ил-2 и получившая Золотую Звезду Героя Советского Союза в конце 1944 года после того, как попала в плен к немецким войскам. Подполковник Нельсон Степаян, по данным советских источников, по-видимому, сбил или уничтожил в 239 боевых вылетах не менее 53 кораблей, 80 танков, 600 бронеавтомобилей и 27 самолетов. 19 декабря44 года, когда его самолет был сбит зенитным огнем и он был тяжело ранен, Степанян направил свой самолет на немецкий военный корабль и потопил его.
Командир эскадрильи
Леонид Беда, Герой Советского Союза, совершил на Ил-2 более 100 боевых вылетов. В «Известные российские самолеты», он описывает, как он возглавлял группу Ил-2, поддерживавших советские наземные войска, штурмовавшие Сапун-гору, в ключевом районе под Севастополем в Крыму. Летая на высоте 6-9 метров (20-30 футов) над землей, они маскировали свой подход в долинах, окружающих немецкие огневые точки на холме, и смогли нанести значительный урон. Чтобы облегчить их побег, Беда и его группа снова укрылись в долинах, летя очень низко. Позже Беда и его коллеги-пилоты Ил-2 участвовали в обстрелах немецких кораблей в бухтах Севастополя и близлежащих немецких авиабазах. Несмотря на наличие значительной зенитной артиллерии, Беде и его товарищам по эскадрилье удалось потопить несколько кораблей в гавани и уничтожить несколько немецких самолетов.
Отсутствие имеющейся у российских истребителей защиты, однако, для уязвимых и тихоходных Ил-2 часто приводило к большим потерям в бою. Весной и летом 1942 г., например, Ил-2 терялись с очень высокой скоростью: один на каждые 24 боевых вылета; во время Сталинградской битвы это соотношение увеличилось до одного самолета на 10-12 боевых вылетов. Истребители и зенитные части Люфтваффе одержали 6900 побед над Ил-2 в 1943 г. и 7300 в 1944 г. Эти цифры могут быть преувеличены, но, с другой стороны, советские цифры потерь также могут быть неточными: согласно советским данным, общие потери Ил-2 за время войны составили почти 11 570 самолетов, или около 30 процентов от общих потерь боевых самолетов Советского Союза.
Тем не менее, к концу Второй мировой войны Ил-2 считался одним из лучших и наиболее эффективных видов вооружения советских войск. Олег Растренин, авторитетный специалист по советской авиации, отмечает, что во время Второй мировой войны «именно Ил-2 был самым полезным самолетом для нашей пехоты и самолетом, которого больше всего боялась немецкая пехота». По словам Растренина, в начале войны Ил-2 составляли менее 0,2% парка советских ВВС. Но вскоре это число выросло и на протяжении всей войны оставалось на уровне около 30% всех советских боевых тактических самолетов. Для Второй мировой войны Ильюшин Ил-2 является культовым самолетом, таким же культовым, как танк Т-34 или реактивная система «Катюша» — самолет, внесший значительный вклад в победу союзников во Второй мировой войне.
Ил-2 еще летали после Великой Отечественной войны; их кодовое имя в НАТО было «Барк». Изображение: Архив Национального музея авиации и космонавтики, NASM 81-14320
Во второй части этой истории мы более подробно рассмотрим музейный Ил-2 и его предстоящую реставрацию. , вот несколько источников для дальнейшего чтения (которые также использовались при подготовке этого поста):
- Ефим Гордон, Сергей Комиссаров и Дмитрий Комиссаров, Известные российские самолеты: Ильюшин Ил-2/Ил-10 Штурмовик , Midland Publishing, Суррей, Великобритания, 2010
- Олег Растренин, Ил-2 Штурмовик Гвардейские части Второй мировой войны, Osprey Publishing Limited, Оксфорд, Великобритания, 2008
- Фон Хардести, Восстание Красного Феникса , University Press of Kansas, Lawrence, KS, 2012
- Василий Борисович Емельяненко, Красная Звезда на фоне Свастики. История советского летчика над Восточным фронтом , Лондон: Greenhill Books, 2005, и
- Помню: Воспоминания советского ветерана ВОВ , русскоязычный сайт (он-лайн перевод с русского).
.
Джин Эйсман, волонтер Национального музея авиации и космонавтики, также внес свой вклад в эту историю. Спасибо также фон Хардести, Карлу Боброву и Ларри де Риччио за их вклад.
Разработчики
Ил-2 ответили на вопросы Enigma и предоставили краткую информацию об IAR, а также — Stormbirds
Новости игры
Опубликовано ShamrockOneFive на
На этой неделе мы получили несколько обновлений от команды Ил-2. Часть команды и ютубер Enigma задали вопросы о будущем, о четырехмоторных бомбардировщиках и многом другом. У нас также есть пара взглядов на IAR и незавершенный автомобиль. Пойдем!
Вопросы и ответы с Engima
youtube.com/embed/Bx-YqwMh2AA?version=3&rel=1&showsearch=0&showinfo=1&iv_load_policy=1&fs=1&hl=en&autohide=2&wmode=transparent» allowfullscreen=»true» sandbox=»allow-scripts allow-same-origin allow-popups allow-presentation»>
Главная новость на этой неделе заключается в том, что часть команды Ил-2 провела вопросы и ответы с ютубером Engima, и у них есть что сказать. К Enigma присоединились Хан, Андрей (Снекси) и Анатолий. Enigma рассказала о нескольких разных вещах, включая деловую сторону проекта, разговоры о будущем серии и даже некоторые разговоры о Pacific и четырехмоторных бомбардировщиках.
Я призываю вас посетить канал Enigma и послушать его целиком, если хотите. Если у вас мало времени, вот краткое изложение только ключевых моментов:
- Продажи различных сражений за эти годы были на удивление равномерными, за исключением «Битвы за Сталинград», где было продано больше.
- На вопрос о новом движке симуляции ответили, что они постоянно обновляют движок и не видят необходимости в совершенно новом движке.
- Возможен четырехмоторный бомбардировщик в двигателе. Хан пошутил, что технически возможны бомбардировщики с шестнадцатью двигателями. Проблемой остается необходимость моделировать весь бомбардировщик, включая различные станции, и объем работ, эквивалентный созданию нескольких одно-двухместных самолетов или, возможно, выпуску целого «боевого» продукта.
- Очередной продукт выбран, и команда начинает над ним работать. В следующем продукте не будет крупного городского района, он по-прежнему будет с поршневыми самолетами и будет историческим, он будет продвигать современное искусство, и в нем будет что-то новое из серии «Великие битвы».
- Что касается проблем с Тихим океаном и авианосцами, то в прошлом говорили, что авианосцы представляют собой риск и что возможны наземные сражения, подобные Новой Гвинее.
IAR и M8 Greyhound
У нас есть новое обновление, посвященное стороннему проекту IAR 80/81. На новых изображениях самолет впервые показан полностью текстурированным и в движке симулятора.