Двигатель космический: Как это работает. Ракетный двигатель

Содержание

Как это работает. Ракетный двигатель

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация


Полеты в космос, одно из самых вдохновляющих достижений человечества, невозможны без ракетного двигателя. С одной стороны, принцип его работы максимально прост, а с другой – всего несколько стран могут похвастаться ракетными двигателями собственного производства.


С момента старта Гагарина и по сей день все российские космонавты поднимаются с поверхности Земли двигателями РД-107/108. Серийное производство этих исключительно надежных двигателей продолжается на самарском предприятии Ростеха «ОДК-Кузнецов». Рассказываем о том, как устроен и работает космический двигатель-долгожитель РД-107/108.

 


Космически просто


И правда, объяснить принцип действия реактивных двигателей, к которым относятся и ракетные двигатели, можно даже ребенку. Для этого достаточно отпустить надутый воздушный шарик, который под влиянием выталкиваемого воздуха полетит в противоположном направлении. Движение и шарика, и ракеты происходит согласно третьему закону Ньютона: действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Действие из ничего не возникает. Чтобы обеспечить действие, требуется энергия. В шарике это потенциальная энергия сжатого, в меру возможностей ваших легких, воздуха. Отличие ракеты заключается в том, что для выхода за пределы атмосферы требуется выбрасывать большие массы вещества с очень большой скоростью, что требует подвода огромного количества энергии. Это и делает ракетный двигатель.

Фото: Космический центр «Восточный» / Роскосмос


Самым распространенным типом двигателей для космических программ сегодня являются жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), в которых в качестве топлива используются жидкие горючее и окислитель. К этому типу относится и российский РД-107/108.


Жидкостные двигатели – на сегодняшний момент самые мощные и универсальные ракетные двигатели, с помощью которых совершается большинство полетов в космос. Они отличаются высоким удельным импульсом, то есть при меньшей массе израсходованного топлива создают большую тягу. Кроме того, ЖРД позволяют активно управлять уровнем тяги и могут использоваться много раз. При этом по сравнению с другими видами ракетных двигателей, например твердотопливными, они значительно сложнее и дороже, поэтому основная их сфера применения – космонавтика и обеспечение выведения орбитальных и межпланетных аппаратов.


 


Как работает жидкостный ракетный двигатель 


Чтобы получить полезное действие, достаточное для прорыва в космос, нужно получить большое количество энергии − эффективно сжечь большое количество топлива. Как известно, любой процесс горения представляет собой химическую реакцию окисления. И если на Земле для других видов тепловых двигателей в качестве окислителя можно использовать атмосферный кислород, то для ракетного двигателя, и тем более в космосе, окислитель и горючее надо иметь непосредственно на ракете, и лучше всего в максимально плотном и удобном для подачи жидком виде.  В РД-107/108 в качестве окислителя используется жидкий кислород, а в качестве горючего – керосин.

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация


В камере сгорания подаваемые специальными насосами в нужном количестве и с необходимым давлением окислитель и горючее смешиваются и сгорают. Горячие (с температурой в несколько тысяч градусов) продукты сгорания в конструкции особого профиля – сверхзвуковом сопле Лаваля – разгоняются до многократно сверхзвуковых скоростей и уходят в пространство. Если умножить сумму секундных расходов масс горючего и окислителя на скорость выхода продуктов сгорания из сопла, можно в первом приближении получить силу тяги двигателя. Так, в общих чертах, можно описать схему работы жидкостного ракетного двигателя. 


Устройство РД-107/108


Двигатель РД-107/108 состоит из четырех камер сгорания, турбонасосного агрегата, газогенератора, испарителя азота для наддува баков ракеты и комплекта агрегатов автоматики. Для управления полетом ракеты на двигателях имеются рулевые камеры: два на РД-107 и четыре на РД-108.



Несоизмеримые с возможностями существующих металлов температуры горения и продуктов сгорания, большое количество выделяемого тепла требуют охлаждения стенок камеры сгорания и сопла. В РД-107/108 эта инженерная задача решается двухстеночной конструкцией камеры сгорания и сопла и организацией охлаждения стенки со стороны горячего тракта подачей горючего (керосина) в камеру сгорания через межстеночные пространства.


Вторая особенность РД-107/108 − открытая схема сброса генераторного газа. Окислитель и горючее хранятся в отдельных баках и подаются в систему с помощью турбонасосного агрегата (ТНА). Для привода насосов горючего и окислителя используется турбина, в качестве рабочего тела для которой используется парогаз – продукт каталитического разложения пероксида водорода. Выхлопы турбины выбрасываются за срез сопла.  


Рекордсмен космоса


Разработка двигателей РД-107 и РД-108 проходила в 1954–1957 годах под руководством выдающегося конструктора Валентина Глушко. Двигатели предназначались для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, модификация которой в 1957 году доставила в космос первый искусственный спутник Земли. В 1961 году двигатели обеспечили первый полет человека в космос. На протяжении более 60 лет российские ракеты «Союз» поднимаются в небо с помощью двигателей РД-107/108 и их модификаций. Серийное производство двигателей налажено на самарском заводе «ОДК-Кузнецов», входящем в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха.



Программа РД-107/108 продолжает развиваться, создаются новые модификации – всего разработано 18 вариантов для различных программ. Сегодня модификациями двигательных установок РД-107А/РД-108А оснащаются I и II ступени всех ракет-носителей среднего класса типа «Союз». Все пилотируемые и до 80% грузовых космических кораблей в России взлетают благодаря этим двигателям.


РД-107/108 уже поставил свой космический рекорд по долголетию. Конечно, когда-нибудь и его время пройдет, но сегодня запас для совершенствования двигателя еще не исчерпан.

В посудной плавке: в России создали космический двигатель из керамики | Статьи

Российские инженеры впервые в мире разработали технологию, позволяющую сделать ракетный двигатель из керамики. Предполагается, что он будет выдерживать более высокие температуры, чем деталь из металлических сплавов, и за счет этого станет более эффективным. Кроме того, керамика легче металла, то есть с разработкой можно снизить массу устройства и повысить вес полезной нагрузки. Это позволит ракетам поднимать на орбиту больше грузов при использовании меньшего количества топлива. Также из керамики теперь можно сделать турбины для различных тепловых машин, применяемых в энергетике, считают разработчики.

Некоторые любят погорячее

Инженеры из российской компании «Экипо» создали двигатель из керамики, который позволит снизить массу космических аппаратов. Тогда можно будет не только сэкономить на топливе, но и поднять на орбиту больше грузов. Нужного эффекта ученые достигли, научившись сращивать детали из керамики воедино.

Одна из главных характеристик двигателя — так называемый коэффициент полезного действия (КПД). Он показывает эффективность системы в плане преобразования энергии, и чем он выше, тем более экономно расходуется топливо.

Фото: Экипо

Макет ракетного двигатель из керамики

Сегодня уровень КПД тепловых двигателей, в том числе двигателей внутреннего сгорания, уперся в технологический потолок. Поднять его за счет изменения конструкции устройства уже практически нереально. Однако можно повысить КПД за счет роста температуры рабочего тела. Проблема в том, что современные двигатели сделаны из металлических сплавов, которые выдерживают температуру максимум 1700 ℃, а чаще их возможностей хватает только на 1200–1400 ℃.

Один из выходов — применять керамику, то есть соединение на основе Al2O3 (оксид алюминия), которое выдерживает 2000 ℃. Главная проблема в том, что для создания такой сложной конструкции, как турбинный двигатель, нужно собрать воедино несколько элементов, рассказали в «Экипо». Ранее считалось, что невозможно «склеить» керамические элементы так, чтобы они представляли собой монолитный образец. Точнее, это вероятно, но полученная конструкция будет очень хрупкой и не выдержит никаких нагрузок.

— Мы сделали образец турбины и реального ракетного двигателя, который получился размером всего с ладонь, — рассказал «Известиям» руководитель проекта по созданию метода склейки керамики Вячеслав Темкин. — На вид в нем ничего необычного, однако сейчас никто в мире подобный двигатель сделать пока не смог. Мы научились сращивать керамику так, чтобы швы были малозаметны, а их прочностные характеристики совершенно не уступали параметрам основного монолитного материала. Даже если разбить полученную конструкцию и изучить под электронным микроскопом, структура шва будет слабо выделяться на фоне структуры основного материала.

В посудной плавке

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Для этого инженеры разработали особую технологию сращивания керамических деталей. Швы промазывают нанопастами и соединяют детали при определенных температурных режимах, учитывающих фазовые переходы в процессе нагрева.

Если сделать из керамики турбинный двигатель, такой же по конструкции, как из металлических сплавов, это повысило бы КПД более чем на 15%. Как объяснили разработчики, это осуществимо за счет повышения температуры рабочего тела и отказа от системы охлаждения.

Как показали испытания, керамические изделия, изготовленные по новой технологии, эффективно выдерживают так называемый термоудар, который возникает в жидкостных ракетных двигателях. Это перепад температур в течение полутора секунд от комнатной до почти 2000 ℃, возникающий при начале работы двигателя. Согласно протоколу испытаний и отчету, переданному «Известиям», элементы турбинного двигателя и прототип маршевого ракетного двигателя (используемого для вывода на орбиту) выдержали более 120 таких термоударов.

Легкие времена

Как говорят эксперты, детали из керамики применимы не только для космоса. В энергетическом машиностроении для генерации энергии, в том числе для портативных электростанций, керамические турбины тоже пригодятся. Они тоже подвергаются воздействию жара, и чем более жаростойким будет материал турбины, тем выше можно делать температуру рабочего тела, тем самым поднимая КПД.

— Безусловно, появившаяся возможность создавать из керамики самые различные по форме и составу конструкции, в том числе и чрезвычайно сложные, существенно расширяет сферы ее применения в самых разных областях, — сказал директор Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН Антон Максимов. — Керамические материалы по ряду своих свойств (в частности, по твердости и износостойкости, рабочим температурам, коррозионной стойкости) зачастую существенно превосходят металлы. Это позволяет создавать, например, изделия, выдерживающие не просто большие температуры, но и их колебания. Таким образом, керамические материалы оказываются незаменимы при создании ракетных двигателей, объектов химического и энергетического машиностроения.

В посудной плавке

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

В качестве эксперимента разработчики сделали такую турбину из керамики размером с ладонь, работающую на кислородно-керосиновой смеси. Ее мощность — 15 кВт, что, по их словам, позволяет обеспечить электроэнергией четыре квартиры.

Применение керамики позволяет отказаться от систем охлаждения в двигателях, которые утяжеляют и усложняют конструкцию, снижают ресурс. Кроме того, керамика сама по себе легче металла, что также положительно скажется на массо-габаритных характеристиках. По расчетам разработчиков, их двигатель будет на пятую часть легче аналога из металлов.

— Такую технологию начали разрабатывать еще во времена СССР, — сказала «Известиям» ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Однако тогда ее не смогли довести до ума, вероятно, не было технических возможностей. Сейчас у российских ученых всё получилось, и можно только порадоваться за них. Сам проект я нахожу очень перспективным, широкая область его применения, от космоса до энергетики, позволяет надеяться на прикладную пользу, как техническую, так и экономическую.

Впрочем, керамика — не только жаропрочный материал, но и довольно хрупкий, заметил руководитель направления «Частная космонавтика» центра «Аэронет» НТИ Роман Жиц.

— В ракетостроении существует много этапов, связанных с вибрациями, и керамика будет очень неустойчивой, попросту рассыпется, — пояснил он.

Сейчас разработчики передали материалы для оценки в «Роскосмос» и КБ «Химмаш», однако согласие на их применение пока не получено.

Space Engine – симулятор вселенной

Space Engine – симулятор вселенной

Космический двигатель | симулятор вселенной

2

домашняя страница, шаблон страницы по умолчанию, страница, идентификатор страницы-2, eltd-cpt-1. 0,se-ver-2.1, vertical_menu_with_scroll,transparent_content,blog_installed,wpb-js-composer js-comp-ver-5.0. 1,vc_responsive

SpaceEngine — это реалистичная виртуальная вселенная, которую вы можете исследовать на своем компьютере. Вы можете путешествовать от звезды к звезде, от галактики к галактике, приземляясь на любую планету, луну или астероид с возможностью исследовать его инопланетный ландшафт. Вы можете изменять скорость времени и наблюдать за любыми небесными явлениями. Все переходы полностью бесшовные, и эта виртуальная вселенная имеет размер в миллиарды световых лет в поперечнике и содержит триллионы и триллионы планетарных систем. Процедурная генерация основана на реальных научных знаниях, поэтому SpaceEngine изображает Вселенную такой, какой ее представляет современная наука. Настоящие небесные объекты также присутствуют, если вы хотите их посетить, в том числе планеты и луны нашей Солнечной системы, тысячи близлежащих звезд с недавно обнаруженными экзопланетами и тысячи галактик, которые в настоящее время известны.

Скачать SpaceEngineСкачать SpaceEngine

Новости

  • SpaceEngine теперь доступен на GOG!

    Мы рады сообщить, что SpaceEngine теперь можно приобрести на GOG.com! Страница нашего магазина находится по этой ссылке: https://www.gog.com/game/…

Возможности

ИССЛЕДУЙТЕ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ ЗАБУДЬТЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ ОГРАНИЧЕНИЯ СТАНЬТЕ ПИОНЕРОМ С SPACEENGINE

И многое другое

Движение возможно в свободном, космическом или самолетном режимах

Автопилот «Выбери и лети« для автоматического выхода прямо на объект

Автоматическая привязка наблюдателя к движущимся объектам

Автоматический выбор оптимальной скорости полета

Встроенная вики-система с описаниями и возможностью расширения

Возможность импорта пользовательских дополнений: моделей, текстур, каталогов

3D модели галактик и туманностей с межзвездными пылевыми облаками

Точные модели атмосферы планет

Управляемые космические корабли

Оригинальная музыка с контекстно-зависимым переключением треков

Локализация на многие языки, с возможностью добавления новых

Скачать

SpaceEngine 0. 990 в GOGSpaceEngine 0.990 в GOG

SpaceEngine 0.990 в SteamSpaceEngine 0.990 в Steam

Поддержать проект

Если вам нравится SpaceEngine, купите текущую версию в GOG или Steam и получайте бесплатные обновления по мере того, как мы вносим улучшения, добавляем новые функции и достигаем версии 1.0 и выше!

В настоящее время мы больше не принимаем пожертвования через Paypal, поэтому, если вы хотите поддержать SpaceEngine помимо покупки для себя, рассмотрите возможность покупки копии в GOG и Steam, чтобы получить преимущества каждого из них, купите копию для друга. , или просто расскажите своим друзьям и близким о SE и о том, почему вы его любите! Что бы вы ни делали, мы глубоко ценим вашу поддержку SpaceEngine.

Системные Требования

Скачать SpaceEngine – Space Engine

Старые версии SpaceEngine доступны бесплатно ниже. Щелкните здесь, чтобы просмотреть список изменений и улучшений, произошедших между выпуском 0.9..8.0 и запуск платной версии Steam, а также просмотрите старые сообщения в блоге в разделе «Новости» на веб-сайте, чтобы узнать больше о его разработке.

 
Примечание. Старые версии SpaceEngine не будут работать с драйвером Nvidia версии 436.02 или более поздней.

SpaceEngine 0.9.8.0

Исполняемый установщик (автоматическая установка) — 1 ГБ0002 Зеркало 1 (SpaceEngine)
Зеркало 2 (Indie DB)
Зеркало 3 (Яндекс.Диск)
Зеркало 4 (Google Диск)

Программное обеспечение Space is free. Вы можете использовать его по своему усмотрению только для

некоммерческих целей . Для получения дополнительной информации, пожалуйста, прочитайте полный текст лицензионного соглашения онлайн. Вы также можете найти автономную версию в папке установки SE: SpaceEngine\docs\LICENSE.txt

Системные требования
  • Минимум

    • Двухъядерный 2 ГГц
    • 4 ГБ ОЗУ
    • Nvidia или AMD/ATI 1 ГБ видеопамяти*
    • OpenGL 3.3
    • Windows XP
  • Рекомендуемый

    • Четырехъядерный 3 ГГц
    • 8 ГБ ОЗУ
    • Nvidia или AMD/ATI 2 ГБ видеопамяти*
    • OpenGL 3.3
    • Windows 7 или более поздняя версия

*Выделенная видеопамять

Установка

1) Загрузите программу установки, используя приведенные выше ссылки.
2) Запустите программу установки и следуйте ее инструкциям. Не объединяйте эту версию со старой!

Патч 0.9.8.0e

Прямая загрузка — 107 МБ
Зеркало 1 (SpaceNeengine)
Зеркало 2 (диск Yandex)
Зеркал 3 (Google Drive)

Установка.

Распаковать архив в папку SE 0.9.8.0 и выбрать «перезаписать файлы».

Копирование на другой ПК

SpaceEngine — переносное приложение. Вы можете просто скопировать всю папку SpaceEngine в другое место и запустить SpaceEngine.exe, расположенный в системной подпапке. Вы не должны копировать подпапку «cache», она будет создана автоматически.

Элементы управления

Прочтите файл docs/readme_eng.txt или щелкните здесь, чтобы получить руководство пользователя.

Устранение неполадок

Читайте форум по устранению неполадок и публикуйте там сообщения о новых ошибках.

Модификации и дополнения

Чтобы улучшить качество и уровень детализации планет и лун Солнечной системы, загрузите официальные дополнения, основанные на реальных данных межпланетных космических аппаратов.

SpaceNeengine 0.9.7.1

Exectable Установитель (автоматическая установка) — 850 МБ

Торрент Магнит Связанный Яндекс Диск)

Лицензия

SpaceEngine — бесплатное программное обеспечение. Вы можете использовать его по своему усмотрению только для некоммерческих целей . Для получения дополнительной информации, пожалуйста, прочитайте полный текст лицензионного соглашения онлайн. Вы также можете найти автономную версию в папке установки SE: SpaceEngine\docs\license_eng.txt

Системные требования
  • Минимум

    • Двухъядерный 2 ГГц
    • 2 ГБ ОЗУ
    • Nvidia или AMD/ATI 512 МБ
    • OpenGL 3.0
    • Windows XP
  • Рекомендуемый

    • Четырехъядерный 3 ГГц
    • 4 ГБ ОЗУ
    • Nvidia или AMD/ATI 1024 МБ
    • OpenGL 3.0
    • Windows 7
Установка

1) Загрузите программу установки, используя приведенные выше ссылки.
2) Запустите программу установки и следуйте ее инструкциям. Не объединяйте эту версию со старой!

Основные обновления:
  • 3D-вода: анимированные отражения воды, подводный туман
  • Улучшенный генератор процедурной лунной системы
  • Обломки кольца вокруг планет
  • Новые формы рельефа: псевдореки, щитовые вулканы
  • Музыкальный проигрыватель с плавным микшированием, контекстным переключением саундтреков, опциями повтора и другими возможностями
  • 25 оригинальных саундтреков, созданных многими авторами
  • Интеллектуальное смешивание текстур деталей местности
  • Детализация текстур шума на поверхности планеты
  • Новые типы миров с жизнью, улучшенная классификация форм жизни
  • Множество улучшений с космическими кораблями
  • Встроенный avi-видеорегистратор
  • Быстрый многопоточный браузер Star: он использует все ядра ЦП для генерации систем и не снижает FPS
  • Добавлены чешская, голландская, польская, португальская, румынская, словацкая, шведская и турецкая локализации
  • Установщик дистрибутива SpaceEngine с автоматическим выбором локализации
Космические корабли:
  • Поддержка текстур излучения
  • Поддержка модульных моделей
  • Обновлен менеджер кораблей: возможность строить, переименовывать и уничтожать космические корабли, сортировка таблиц по любому столбцу
  • Простая установка аддонов кораблей: просто скопируйте файлы в папку SpaceEngine, и новые корабли станут доступны в меню сборки Ships Manager
  • Некоторые старые модели кораблей заменены на модульные модели
  • Новые корабли «SS Basic», «SS Cargo», «SS Science», «Fire Dragonfly» и «Skylone»
  • Вычисление элементов кеплеровской орбиты и визуализация кеплеровской орбиты корабля
  • Физика атмосферного полета
  • Панель управления космическим кораблем с кнопками автопилота
  • HUD космического корабля (Head-Up Display) для атмосферного и космического режимов полета
  • Корабли могут иметь главные двигатели, тормозные двигатели, двигатели парения и двигатели коррекции, которыми можно управлять отдельно
  • Новая система управления кораблем: вращение мышью, изменение тяги ГД и ДВП колесиком мыши или с панели управления, клавиши WASD управляют только двигателями коррекции
  • Дополнительные параметры в конфигурационном файле космического корабля (тяга двигателя, гипердвигатель, аэродинамика)
  • Улучшенный автопилот: команды ориентации (Prograde, Retrograde и т. д.) и автоматический гиперпрыжок к выбранному телу
  • Режимы Симуляция и Орбитальная физика для космических кораблей (незаконченный, переключать режимы на Панели управления космическим кораблем)
  • Режим статической кеплеровской орбиты для искусственных спутников космических станций
  • Улучшенный эффект варп-пузыря
Астрономия:
  • Улучшенная классификация жизни: новые типы форм жизни и биомов, различные типы миров для жизни, новые параметры сценария
  • Пониженная плотность звездных остатков (черных дыр, нейтронных звезд и белых карликов)
  • Обновленный каталог экзопланет
  • Улучшен калькулятор звезд (вычисление необходимых параметров на основе некоторых параметров, заданных в скрипте)
  • Новый параметр Msini (M*sin(i)) в сценарии планеты — используется вместо Mass для экзопланет, для которых известно только M*sin(i)
  • Процедурная генерация наклонения орбиты в системе каталогов планет с неизвестным наклонением на основе планет с известным наклонением
  • Вычисление фактической массы планеты на основе заданного M*sin(i) и сгенерированного наклонения орбиты
  • Новые параметры в скрипте планеты — метод обнаружения, дата обнаружения и дата последнего обновления данных
  • Новые строки в таблице информации о планетах — метод обнаружения, дата открытия и M*sin(i)
  • Реализован формат «HH MM SS» или «DEG MM SS» для RA и Dec для галактик, звездных скоплений и туманностей
  • Новые текстуры Весты, Меркурия и Сатурна и пейзаж
  • Новые модели галактик и туманностей
  • Повышенная турбулентность на облаках процедурных газовых гигантов
Интерфейс:
  • Обновлен внешний вид таблиц GUI
  • Обновлено меню настроек дисплея: параметры для переключения в полноэкранный режим, выбор разрешения полноэкранного и оконного режима, VSync, уровень анизотропии
  • Переменная ширина столбца в таблице Star Browser
  • Зеленый текст в браузере Солнечной системы указывает на то, что объект имеет жизнь или спутники с жизнью
  • Обновлены локализации и добавлены новые
  • Счетчик FPS включается или отключается с помощью консольной команды «FPS»
  • Изменен цвет орбит, маркеров и надписей для карликовых планет и карликовых лун
  • Справочная информация экранной клавиатуры в режиме редактирования
  • Некоторые улучшения в редакторе планет
Элементы управления:
  • Захват видео с графическим интерфейсом нажатием [Ctrl]+[F9]
  • Ползунки в редакторе планет не прокручиваются колесиком мыши
  • Кнопка закрытия в окне браузера солнечной системы
  • FOV учитывается при выборе положения камеры за кораблем в Игровом режиме
  • «Осмотреться», зажав среднюю кнопку мыши; при отпускании камера возвращается к исходному виду
  • Меню настроек Improved Controls: привязка клавиш и оси мыши, независимые привязки для режимов управления планетарием и космическим кораблем
Engine:
  • Атласы деталей рельефа местности объединены в один атлас
  • Настраиваемые цветовые палитры для процедурных планет
  • Автоматический расчет смещения модели корабля для точного центрирования
  • Окно SpaceEngine сохраняет свой размер, положение и полноэкранное состояние в конфиге и восстанавливает их при следующем запуске
  • Новая функция величины в режиме карты: легко найти тусклые звездные объекты
  • Поддержка диффузных текстур RGBA для кораблей с попиксельной зеркальной силой в альфа-канале
  • Поддержка цветных зеркальных текстур RGBA для кораблей с попиксельной силой отражения в альфа-канале
  • Поддержка цветных эмиссионных текстур RGB для кораблей
  • Экспериментальная поддержка логарифмического Z-буфера
  • Текстура экрана выхода сохранена в папке конфигурации
  • Файл stars120k. txt переименован в stars120k.cfg
Исправление ошибок:
  • Исправлена ​​ошибка «плохих текстур местности» (неправильные индексы текстур деталей на процедурных планетах)
  • Исправлена ​​ошибка с генерацией миров с жизнью только в нескольких звездных системах
  • Исправлена ​​ошибка с настройкой «StarProcBifurcation false» в конфиге отключающей процедурный бинарник и множественные звезды
  • Исправлена ​​ошибка «скучных планет» и «пустынная земля с жизнью»
  • Исправлена ​​слишком низкая и слишком большая высота облаков на некоторых планетах
  • Исправлена ​​ошибка с невозможностью отключить VSync
  • Исправлена ​​ошибка со счетчиком лун на вкладке «Общая информация» Wiki.
  • Исправлена ​​ошибка с лунами со счетчиком жизней в информационной таблице планеты
  • Исправлена ​​ошибка с некорректным счетчиком кратности звезд
  • Исправлены ошибки с ближайшим звездным искателем (в звездных скоплениях и галактическом гало)
  • В режиме карты Звездный браузер выполняет поиск вокруг центра карты, а не вокруг текущего положения камеры
  • Убрана двойная косая черта в сообщении «Сохранение скриншотов//scrxxxx. xxx»
  • Удален дубликат Фомальгаута
  • Удалено название «Fomalhaut B» звезды TW PsA/Gliese 879
  • Исправлены некоторые другие ошибки в каталогах
  • Исправлена ​​неправильная светимость (0,9) Солнца в информационной таблице и в Wiki
  • Исправлены артефакты при растяжении окна на большом или дополнительном мониторе
  • Исправлены ошибки с проекцией «рыбий глаз»
  • Исправлены различные ошибки в Star Browser
  • Исправлено замедление рендеринга после использования Star Browser
  • Исправлен сбой в меню поиска по имени при вводе имени несуществующей звезды в звездном скоплении
  • Исправлена ​​неправильная информация об осевом наклоне Земли и других планет, вращающихся вокруг барицентра
  • Исправлен неправильный параметр наклона при экспорте сценария планетарной системы
  • Исправлена ​​абсолютная величина кометы Галлея
  • Исправлен сбой при включении отрисовки траектории космического корабля
  • Исправлена ​​ошибка, из-за которой «Теплый ледяной мир» печатался как «Теплый ледяной гигант».