Газотурбинный двигатель т 80 принцип работы: На что способен танк Т-80У: газотурбинный монстр

На что способен танк Т-80У: газотурбинный монстр

Редко какой танк или другой вид российского оружия вызывает столько споров и противоречивых мнений, как Т-80. В 2017 году мы провели тест-драйв Т-80У и обсудили с экспертом технические особенности этого семейства танков.

Александр Грек

Т-80 – первый в мире серийно производимый танк с газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по оснащению танков силовыми установками этого типа начались еще в конце 1950-х годов. Тогда на опытные образцы боевых машин ставились вертолетные двигатели. Быстро выяснилось, что они неспособны нормально работать в наземных условиях – вибрация и облака пыли быстро выводили ГТД из строя. Пришлось разрабатывать двигатель с самого нуля. Но откуда вообще возникла идея устанавливать газотурбинный двигатель на танк? «Во-первых, таким образом хотели решить проблему повышения боеготовности машины в условиях нашего сурового климата, – говорит Сергей Суворов, военный эксперт, кандидат военных наук, в прошлом – офицер-танкист. – Для того чтобы танк с дизельным двигателем мог начать движение при температурах от 0 до –20°С, необходимо для начала разогреть двигатель с помощью специального устройства – подогревателя – в течение 20–30 минут, затем запустить силовой агрегат и еще прогревать его около 10 минут на холостом ходу, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не поднимется примерно до 40°C. Таким образом, зимой требуется в общей сложности 30–40 минут для выхода танка по тревоге из парка, что в боевых условиях немало. Газотурбинный танк может трогаться с места уже через 45 секунд после нажатия на кнопку пуска двигателя независимо от температуры окружающего воздуха.

Второе преимущество ГТД – так называемый коэффициент приспособляемости двигателя. Чем выше его значение, тем проще может быть конструкция коробки передач. Коробка передач Т-80 схожа с той, что установлена на Т-64, но в ней убран один планетарный ряд – в результате вместо семи передач их всего четыре. А упрощение всегда означает повышение надежности и удешевление конструкции, снижение утомляемости механика-водителя. Впрочем, сам по себе газотурбинный двигатель заметно дороже дизельного».

Не задохнуться в пыли

Еще одним толчком для советских конструкторов стала информация о том, что темой газотурбинных танков стали интересоваться в США. В условиях холодной войны и гонки вооружений советское руководство не могло пропустить такую информацию мимо ушей. Нашей оборонке пришлось срочно приступить к работе, и в результате Т-80 появился на свет раньше своего газотурбинного собрата-конкурента – танка M1A1 Abrams – на несколько лет.

Одной из главных задач, которую предстояло решить конструкторам, была защита газотурбинного двигателя от пыли. Та система очистки воздуха, которую в результате удалось сделать, уникальна, и аналогов в мире ей нет. Газотурбинный Abrams тоже имеет систему очистки, однако в ходе американской операции в Ираке «Буря в пустыне» выяснилось, что в условиях песчаной бури американский танк мог двигаться или стоять на месте с работающим двигателем не более 15 минут. Затем приходилось останавливаться и вытряхивать песок из бумажных фильтров. В Т-80 с пылью боролись прямоточные циклоны – вихревые газоочистители. Кроме того, пневмовибратор стряхивал песок с наиболее подверженного загрязнению соплового аппарата. После остановки двигателя пыль также стряхивалась с лопаток турбины, и на них не происходило запекания песка в виде стекловидной массы.

Комфорт и чистота

«Когда Т-80 движется на тебя, на расстоянии до 30 м машины совсем не слышно, – рассказывает Сергей Суворов. – Первое, что доносится до слуха, – это лязг зубьев ведущих колес. Танк не дымит, выпуская практически чистый горячий воздух. Я служил на Т-80 и думаю, что в плане комфорта среди отечественных танков ему не было равных до появления Т-90АМ. Сказки о комфорте в танках западного производства так и остались сказками. Уровень эргономики во всех «абрамсах», «леопардах», «меркавах» и прочих «челленджерах» примерно на уровне Т-55 или Т-62. В «восьмидесятках» при –35°С механик-водитель раздевался да нательного белья, я сидел в башне на командирском месте в хромовых сапогах. Никаких рукавиц – тонкие кожаные перчатки. На других машинах в холод без нескольких слоев одежды, меховых варежек, шерстяной маски на лицо и валенок в башне не поездишь».

Т-80У – наиболее совершенная на сегодня машина из всего семейства Т-80. В этой модификации, появившейся в 1985 году, был применен новый комплекс вооружения. Несколько лет спустя тот же комплекс поставили на танк Т-72Б, после этого и ряда доработок танк получил наименование Т-90. Он располагает более мощным двигателем ГТД-1250 (1250 л.с. против 1100 л.с. у предшествующих модификаций).

В прошлом году появились сообщения о планах модернизации имеющегося в стране парка танков Т-80БВ, включающего несколько тысяч машин, и хотя официально параметры программы не объявлены, можно предположить, что итогом станет боевая машина, не уступающая по боевым свойствам Т-80У (а по некоторым показателям превосходящая его). Вероятно, будет произведена замена двигателя на ГТД-1250, танк оборудуют системой управления огнем 1А45 «Иртыш» с лазерным прицелом-дальномером, цифровым баллистическим вычислителем, комбинированным ночным прицелом и комплексом управляемого ракетного вооружения, способного стрелять ракетами типа «Инвар-М». Также машина получит современную динамическую защиту.

На пути к гибриду

Одна из главных претензий, предъявляемых танку Т-80, – прожорливость его газотурбинного двигателя. С этим трудно поспорить – ГТД действительно потребляет больше топлива, чем дизель. «Основной вид горючего для этого танка – дизельное топливо, – говорит Сергей Суворов, – но Т-80 может ездить и на керосине, и на смесях бензина. Как-то во время службы на Урале я столкнулся с ситуацией, когда мои танки ездили практически на воде. Баки нам заправили какой-то белой, похожей на молоко жидкостью, в которой воды было, наверно, не меньше 50%. Я тогда задавал себе вопрос – сколько бы на этой адской смеси проехал Abrams? А Т-80 ездили как ни в чем не бывало. При этом температура воздуха в тот день была ниже –10°С. Но проверку батальон сдал. Правда, потом от влаги начались проблемы в работе топливной системы двигателя».

Как считает Сергей Суворов, относительно низкая экономичность Т-80 связана не только и не столько с применением ГТД, сколько с конструкцией именно танковых газотурбинных двигателей. В отличие от дизеля, мотор Т-80 имеет более низкую приемистость. Чтобы набрать максимальные обороты, а следовательно, и мощность, дизелю надо полсекунды, а ГТД-1000/1250 – секунды три-четыре. Если на пути танка яма, механик-водитель должен бросить педаль газа, то есть сократить подачу топлива. Двигатель резко сбрасывает обороты, и танк фактически останавливается. Потом механик снова нажимает педаль подачи топлива, но требуется еще несколько секунд, пока турбина раскрутится снова. Чтобы не стоять в ямах, танкистов обучали раскручивать турбину до максимальных оборотов, а затем в яме замедляться с помощью системы торможения. Танк при этом не глохнет – так как нет жесткой связи между турбиной двигателя и трансмиссией, между ними связь только газодинамическая, однако топливо продолжает литься рекой. «В танковом газотурбинном двигателе была изначально применена не совсем правильная идеология подачи топлива, – объясняет Сергей Суворов. – Например, в ряде авиационных газотурбинных двигателей после запуска автоматически поддерживается заданное значение постоянных оборотов, а регулирование мощности на валу осуществляется за счет изменения подачи топлива, без изменения частоты вращения турбины. Если бы в танковом двигателе существовала такая же система, тогда и расход топлива был бы почти таким же, как на дизеле». Впрочем, конструкторская мысль не стоит на месте. Уже разработан перспективный газотурбинный танковый двигатель ГТД-1500, который по экономичности не уступает дизелям.

Пока страшно не станет


Т-80 устроен совсем иначе, чем обычные дизельные танки, но управляется гораздо проще, инструктирует меня командир танка сержант Степанов. В нем всего две педали, и он никогда не глохнет. Правая педаль газа отвечает за подачу топлива, а левая – за работу регулируемого соплового аппарата, РСА. Правой педалью газа ты раскручиваешь основную турбину, а левой меняешь положение лопаток силовой турбины. Сержант Степанов рекомендует мне держать правую педаль на максимуме, а работать только левой. Отпустил – несешься вперед, нужно подтормозить – слегка нажал, лопатки поменяли угол, скорость замедлилась. Нажал сильнее – они приняли отрицательный угол, и Т-80 тормозит турбиной. Нажал еще сильнее – и только тогда в дело вступают гидравлические тормоза. «Выжал РСА, включил передачу и движешься, – я внимаю каждому слову Степанова, – мощный двигатель Т-80 никогда не заглохнет, если не кончится горючее. Не связанную валом с компрессором силовую турбину раскручивает поток горячего газа из газогенератора. Даже если турбина застопорится, ничто не помешает газогенератору продолжать работу. Если на подъеме мощности не хватает, танк просто останавливается, но турбина не глохнет. Переключаешься на пониженную и вперед. А на Т-72 идет нагрузка на дизель. Так как у него прямое сцепление с двигателем, при подъеме в гору надо нажать сцепление, включить передачу, и в этот момент можно скатиться назад».

46-тонная машина стоит как вкопанная, и не верится, что эту массу железа что-то может сдвинуть с места. Выполняю все рекомендации Степанова, и Т-80 резво начинает движение по полигону. Левый рычаг на себя, газ не сбрасываем, и танк легко, почти на месте делает полицейский разворот! И это 46-тонная машина! Летим к небольшой полигонной горке. Переключаемся на передачу ниже, и танк без надрыва взлетает на самый верх, турбина монотонно свистит за спиной. Уже через десять минут езды я чувствую себя заправским механиком-водителем и жалею, что в армии попал не в танковые войска.

«Я управлял и Т-72, и Т-90, но для меня самый лучший танк – Т-80, – говорит сержант Степанов. – Т-80 ускоряется очень быстро, быстро набирает скорость и движется намного быстрее, чем Т-72. Если Т-72 пойдет по ровной дороге 70 км/ч, то Т-80 можно разогнать, пока страшно не станет». И это тот случай, когда я готов подписаться под каждым словом.

Основной боевой танк Т-80

В этой главе речь пойдет не о тяжелом,
среднем или легком, а уже об основном боевом, танке, на котором впервые
в мировой практике были применены моторная установка с газотурбинным двигателем
(ГТД) и целый ряд новшеств по защите, вооружению и управлению огнем.   

Газотурбинный двигатель на транспорте—дело
не такое уж новое, работа над ним в России началась довольно давно. Первую
газовую турбину построить и испытать удалось инженеру-механику российского
флота П. Д. Кузьминскому в 1899 — 1900 годах. Он устанавливал ее на катере.
Над теоретическими проблемами газотурбинного двигателя в начале века работали
известные русские ученые Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин.   

В 1908 году русский инженер В. В. Караводин
построил бескомпреесорный газотурбинный двигатель. В 1909 году инженер
Н . В. Герасимов получил патент на ГТД,
а в 1913 году инженер М . Н. Никольский
спроектировал ГТД мощностью 118 кВт (160 л.c.) c
трехступенчатой газовой турбиной.   

В 1925 году профессор В.М . Маковский
издал труд “Опыт исследования турбин внутреннего сгорания”. Позднее, в
1939 году, в руководимой им лаборатории в Харькове был изготовлен ГТД мощностью
740 кВт (1000 л. с.). Большой вклад в создание ГТД внес замечательный конструктор,
выходец из Кировского завода, академик А. М. Люлька.   

Идея создания танка с ГТД появилась еще
в 1948 — 1 949 годах, когда по инициативе
Главного бронетанкового управления МО СССР Кировскому заводу, а точнее
— СКБ турбинного производства (главный конструктор
А. X. Старостенко) была поручена разработка проекта ГТД для тяжелого танка.   

В рассмотрении проекта участвовали известные
специалисты танкостроения: Ж. Я. Котин, П. К. Ворошилов, В. Т. Ломоносов,
Г. А. Михайлов, А. А. Останин, И. П. Петров, А. П. Покровский, Л. Е. Сычев,
Л. С. Троянов, Они признали проект недоработанным. Он не удовлетворил их
требования по ряду параметров и поэтому был отклонен.   

В 1951 году оригинальную транспортную газотурбинную
установку Ж. Я. Котину предложил доцент Ленинградского кораблестроительного
института Н. Ф. Галицкий, которая, однако, также не удовлетворила требованиям
танкового ГТД.   

В 50-х годах ряд работ, связанных с исследованиями
проблем применения газотурбинных двигателей на сухопутных транспортных
машинах (автомобили, танки, бронетранспортеры), провел ВНИИ транспортного
машиностроения, где уже работали многие кировские специалисты, участники
создания первых тяжелых танков.   

В 1955 — 1958 годах на Кировском заводе
по заданию Главного бронетанкового управления под руководством конструктора
Г. А. Оглоблина проводились работы по созданию газотурбинных двигателей
для тяжелых танков. В результате этой работы впервые в стране были изготовлены
в металле два опытных образца ГТД для тяжелого танка. Одновременно под
руководством Котина проектировался и сам тяжелый танк под газотурбинный
двигатель (объект 278).   

Но и этот проект не удалось довести до
конца: в начале 60-х годов шло очередное сокращение Вооруженных Сил СССР,
которое коснулось и танкостроения. Вообще, в стране все более накапливались
определенные знания и опыт создания газотурбинных двигателей для наземных
транспортных машин. На необходимость создания танкового ГТД обратил внимание
разработчиков в 1956 году заместитель председателя Совета Министров СССР
В. А. Малышев. На совещании по этому вопросу у него присутствовали разработчики
танков Ж . Я. Котин, А. А. Морозов,
П. П. Исаков, Л. Н. Карцев, а также конструкторы двигателей И. Л. Трашутин
и Е. И. Артемьев. На совещании В. А. Малышев заявил, что он верит в то,
что через 20 лет ГТД появится на наземных транспортных машинах.   

После этого совещания работы над созданием
танка с газотурбинным двигателем несколько оживились. За разработку газовой
турбины в Ленинграде принялся главный конструктор танкового КБ Кировского
завода Ж. Я. Котин, а в Нижнем Тагиле — главный конструктор танкового КБ
Л. Н. Карцев. В Нижнем Тагиле в 1964 году был построен и испытан экспериментальный
танк с ГТД, но дальнейшего развития он не получил, так как конструкторы
столкнулись с рядом трудно решаемых проблем, среди которых были вопросы
очистки воздуха, увеличения расхода топлива и другие, и поэтому Л. Н. Карцев
дальнейшие работы в этом направлении прекратил.   

А в Ленинграде тем временем работы шли
полным ходом. В 1963 году к проектированию ГТД для наземных транспортных
машин подключилось Ленинградское научно-производственное объединение имени
В. Я. Климова, специализировавшееся на разработке вертолетных двигателей.
В 1966 году там была изготовлена и испытана на опытном танке конструкции
КБ Ж. Я. Котина (объект 288) спаренная установка из двух ГТД. В ходе исследований
выяснилось, что никаких преимуществ перед моноблочным ГТД она не имеет,
и работы по ней прекратили.   

В 1968 году, после неудачной попытки применения
на танке спаренной газотурбинной силовой установки (объект 288), С. П.Изотов,
генеральный конструктор ЛНПО имени В. Я. Климова по газотурбинным двигателям
для вертолетов и самолетов взялся за разработку танкового ГТД для кировского
танка. На выполнение всех необходимых заданий по этому вопросу было принято
соответствующее решение правительства.   

Разработка танкового газотурбинного двигателя
вовсе не означала “спуск” авиационного вертолетного ГТД с неба на землю,
а имела целью создание нового ГТД и всех его систем, способных работать
в наземных условиях при высокой запыленности воздуха, при частом изменении
режимов работы двигателя, при внезапных торможениях и разгонах машины,
с большим количеством остановок и новых пусков двигателя, чего нет при
эксплуатации авиационных двигателей. Кроме того, газотурбинный двигатель,
установленный на танке, вынужден дополнительно претерпевать высокие ударные
нагрузки при выстреле и при движении танка по пересеченной местности. Изучение
и решение всех возникающих в связи с эксплуатацией ГТД в наземных условиях
проблем потребовало усилий большого количества разнообразных специалистов,
изготовления специальных стендов для исследования основных систем и узлов
ГТД, поиска необходимых металлов и материалов, математического обеспечения
решения проблем. В процессе работы над созданием танкового ГТД фактически
образовались творческие бригады по направлениям из специалистов многих
организаций, в основном ЛНПО имени В. Я. Климова, КБ -3 Кировского завода
и ВНИИТрансмаш.   

Совместная работа завершилась созданием
танка с ГТД, именуемого Т-80, и он в 1976 году был принят на вооружение
Советской Армии. Этим достижением была вписана новая страница в историю
отечественного танкостроения.   

Немалые трудности пришлось преодолеть конструкторам
при создании систем, защищающих газотурбинный двигатель от пыли. Ведь в
ходе работы танковый ГТД пропускает через себя 5 — 6 м3 воздуха в секунду.
Если учесть условия марша, когда танки идут в колонне или участвуют в общевойсковом
бою, протекающем в гуще разрывов снарядов и мин, можно представить, какую
качественную и количественную очистку воздуха следует производить. Можно
применять для очистки воздуха барьерные фильтры (что делают американцы
в танке “Абраме” с ГТД), но в этом случае система очистки будет представлять
собой громоздкий агрегат объемом около 2 м3. Создатели ГТД для танка Т-80
пошли другим путем: применили инерционный метод очистки воздуха, так называемый
циклонный, основанный на использовании центробежных сил. Этот метод давал
97-процентную очистку воздуха, но при этом на лопатках ротора турбины неизбежно
оседали не отфильтрованные частицы пыли. Видя это, через каждые 3 — 4 часа
работы двигателя в особо пылевых условиях предусмотрели виброочистку лопаток.
Кроме того, перед началом работы двигателя и после его остановки производили
продувку двигателя для удаления остаточных несвязанных пылевых концентраций.
Принятый конструкторами комбинированный метод очистки позволил сделать
ГТД компактным и способным в пылевой обстановке совершать марш на сотни
километров.   

Другой смелой идеей, досконально разработанной
и внедренной на танке Т-80, явилось создание комбинированной системы торможения
машины. Основная идея этого нововведения заключается в одновременном использовании
самого ГТД и обычных механических гидравлических тормозных устройств. Фактически
перед конструкторами стояла задача создать такой танковый ГТД, который
надежно работал бы и при использовании его в качестве устройства торможения
машины. Для этого пришлось сконструировать специальный регулируемый сопловой
аппарат (РСА) перед силовой турбиной, который позволяет менять направление
потока в ней и заставляет ее лопатки вращаться в обратном направлении.
Конечно, это в сильной степени нагружает силовую турбину, что привело к
необходимости внедрения особых мероприятий по ее защите, сбережению и повышению
прочности ее элементов. Процесс торможения машины заключается в следующем:
при нажатии водителя танка на тормозную педаль вначале происходит разворот
РСА и начинается торможение машины при помощи ГТД. При дальнейшем продвижении
тормозной педали включаются в работу механические тормозные устройства.
Попутно отметим, что комбинированное использование ГТД и механических устройств
для торможения машины еще не применяется в зарубежных танках с ГТД.   

Серьезным техническим новшеством стало
внедрение в управление работой ГТД системы автоматического управления режимом
работы двигателя (САУР). Основное назначение САУР—повышение ресурса силовой
турбины и улучшение топливной экономичности ГТД. Конструктивно САУР устроена
следующим образом. Перед силовой турбиной и за ней установлены датчики
температуры, соединенные с регулятором температуры (РТ), а под педалью
тормоза и педалью РСА, используемой при переключении передач, концевые
выключатели, соединенные, в свою очередь, с РТ и системой подачи топлива.
При работе двигателя на режимах, близких к максимальному, или при развороте
РСА на 120 градусов температура газа
на выходе из турбины возрастет на 140 — 150°С, это приведет к повышению
температуры лопаток силовой турбины сверх максимально допустимой, что происходит
из-за существенной инерционности термопар, применяемых в качестве датчиков
температуры. Чтобы избежать отрицательного влияния инерционности термопар,
заблаговременно снижается подача топлива при нажатии на педаль тормоза
или педали РСА и воздействии на установленные под ними концевые выключатели.
В результате температура газа остается
практически постоянной. Экспериментальные исследования показывают, что
при применении САУР ресурс лопаток силовой турбины повышается более чем
в 10 раз. Кроме того, при частом пользовании педалью тормоза и педалью
РСА при переключении передач, что имеет место при движении танка по пересеченной
местности, достигается снижение путевых расходов топлива на 5 — 7%.   

Следующим большим достижением было введение
в силовую установку танка вспомогательного энергоагрегата небольшой мощности
для обеспечения работы систем связи, наблюдения, оповещения и т. п. на
стоянке машины или во время нахождения ее в состоянии “ожидания”. Оригинальность
этого технического решения состояла в том, что вспомогательный энергоагрегат
с ГТД мощностью около 22 кВт (30 л. с.) встроен в общую систему работы
основного ГТД и не требует каких-либо дополнительных устройств для своего
функционирования.   

Все перечисленные нововведения позволили
достигнуть общего расхода топлива силовой установки с ГТД, сравнимого с
расходом топлива дизельного двигателя в расчете на один “боевой день”.
Не следует забывать и о других преимуществах, которые дает применение ГТД
на танке, а именно: малый объем силовой установки, а следовательно, и меньшая
масса танка; возможность быстрого пуска двигателя без предварительного
подогрева при температуре до минус 40 °С, низкий расход масла, отсутствие
жидкостной системы охлаждения, высокий ресурс самого двигателя.   

Существенной отличительной особенностью
танка Т-80 является наличие у него механизма автоматического заряжания
основного орудия. Следует отметить, что к началу разработки Т-80 в СССР
уже было создано несколько типов танковых автоматов заряжания, которые
позволили не только исключить четвертого члена экипажа — заряжающего, но
и существенно повысить скорострельность основного орудия. В западных же
странах даже в 1994 году еще не было достаточно хорошо отработанных механизмов
заряжания, и поэтому экипажи западных танков состоят из четырех человек
(исключение составляют опытные образцы французского танка “Леклерк”) . 

На танке Т-80 установлен усовершенствованный
автомат заряжания, разработанный в 60 — 70-х годах конструкторским бюро
Харьковского завода транспортного машиностроения.    

Основное артиллерийское орудие танка Т-80
— хорошо отработанная унифицированная 125-мм гладкоствольная пушка с тремя
видами снарядов: оперенный бронебойно-подкалиберный, кумулятивный и осколочно-фугасный.
Кроме того, танк Т-80 имеет управляемую противотанковую ракету, запускаемую
из ствола орудия. Фактически танк Т-80 является не просто танком, а ракетно-пушечным
танком, каких в западных странах еще не имеется.   

Новые технические решения, принятые при
конструировании Т-80, касаются также системы управления огнем. Точность
стрельбы из танка значительно повышена за счет применения ходовой части,
обеспечивающей хорошую плавность хода, лазерного дальномера, встроенного
в прицел, баллистического вычислителя и стабилизации орудия в двух плоскостях.
Вся система управления огнем надежно защищена от внешних помех.   

Танк Т-80 отличается также эффективной
защитой от снарядов. На нем стоит комбинированная многослойная броня с
навеской и встроенной динамической защитой.    

Т-80 в процессе производства подвергся
существенной модернизации. Систему управления огнем дополнили дублирующим
управлением стрельбой с рабочего места командира. Управляемую противотанковую
ракету заменили новой, управляемой по лазерному лучу. Внедрены устройства
защиты силовой турбины от перегрева и другие нововведения, повышающие ресурс
работы ГТД и его надежность. Встроена эффективная система пожаротушения.
Разработана и применена новая краска, уменьшающая обнаружение танка радиолокационными
средствами разведки. Внедрены технические решения, снижающие тепловую сигнатуру
танка. Улучшены оптические приборы, применены тепловизионные устройства
наблюдения и прицеливания с выводом изображения на телевизионный экран.   

Все перечисленные нововведения существенно
повысили боевые и эксплуатационные качества танка, включая его маневренность,
улучшенную благодаря увеличению удельной мощности за счет установки нового
ГТД повышенной мощности. С внедрением указанных нововведений танк Т-80
стал по существу новым танком и ему был присвоен индекс Т-80У.    

Нетрудно убедиться, что, работая над проектом
танка Т-80, а в дальнейшем Т-80У, кировские конструкторы значительно опережали
зарубежных танкостроителей, тоже не один год пытавшихся поставить на танк
газотурбинный двигатель. В США, например, танк с ГТД был принят на вооружение
только в 1980 году,   

Разработка танка Т-80У явилась крупным
достижением коллектива кировских конструкторов. Особенно много творческих
усилий в его создание вложили талантливые разработчики А. С. Ермолаев и
В. А. Маришкин, старейшие Конструкторы КБ-3, участники создания знаменитого
семейства тяжелых танков KB и ИС. На равных с ними работали конструкторы
послевоенного поколения — В. И. Миронов, Б. М. Куприянов, П. Д. Гавра,
В. К. Гайгеров, Б, А. Добряков, А. К. Дзявго, А. А. Дружинин, Л. А Золотарев,
В. В Антонов, В. П. Яковенко, В. А. Морозов, Б. Б. Глух, Ю. А. Соколов,
В. И. Савченко, В. Н. Мокин, Ю. Т.
Денисов, А. А. Тишин, А. А. Саенко, Р. Я. Гудима, А. Н. Попов, А. И. Кацюба,
М. Г. Козьбо, Н. ф. Строков. Об их творческом вкладе можно судить по тому,
что ими получено более 150 авторских свидетельств на изобретения, предложенных
в процессе работ по проектированию танка Т-80.   

Существенный вклад в дело испытаний машины
внесли инженеры-испытатели В. М. Вуколов, А. С. Ефремов, Б. С. Смирновский,
Б. Р. Ларионов, В. М. Цирульников, Л. И. Мартинен, А, Ш. Торчинский.   

Многие конструкторы, авторы отдельных разработок
по узлам и механизмам танка Т-80, получили высокие правительственные награды.
Орденами Ленина были награждены А. Н. Попов и А. М. Константинов; орденом
Октябрьской Революции — А. А. Дружинин, П. А. Степченко; орденами Трудового
Красного Знамени — Б. П. Андреев, Д. Д. Балашов, Н. И. Буренков, В. А.
Василевский, В. С. Верещагин, В. А. Войцеховский, В.М. Вуколов, Р. Я. Гудима,
Л. М. Демидов, В. М. Диков, А. А. Дружинин, Н. Ф. Екимов, В. Н. Иванов,
Б. Т. Корнеев, В. Я. Кузьмин, В. В. Кулагин, Ю .
М, Комаров, В. И. Миронов, П.К. Орлов, Т. М. Охрименко, В. А. Павлов, В.
И. Петров, А.Н. Попов, Н. П. Пугачев, В. А. Пчелкин, В. Л. Хмелев, А. А.
Саенко, Б. С. Смирновский, Н. Г. Шах, Н. П. Чулков, Ю. П. Яковенко; орденом
“Дружба народов” — В. А. Войцеховский, Р . Я.
Гудима, И. Г. Драгун, Б. С. Смирновский, Э. К. Фененко, А.И. Хохлов, Н.Г.
Шах; орденом “Знак Почета” — А. К. Бельтюков, Ю. Б. Глух, А. С. Ефремов,
В. А. Парамонов, О.К. Ильин, А. И. Кацюба, М. Г. Козьбо, В. И. Коаишкурт,
Л, П. Кондрашов, О. Д. Логинов, В. Д. Малаховский, А. А. Саенко, В. А.
Матросов, В. И. Русанов, В. С. Филатов.   

Орденами Трудовой Славы наградили большую
группу испытателей опытных образцов танка Т-80. Среди них Н. Г. Горячев,
Г. Б. Жук, А. А. Шаталов и другие. Медалью “За трудовое отличие” был награжден
заведующий фотолабораторией В. В. Дейнеко, медалью “За трудовую доблесть” 
— ведущий инженер Г. Гаджибалаев и многие другие сотрудники КБ-3.   

О большом научном и конструкторском потенциале,
накопленном в КБ-3 в процессе создания танка с газотурбинным двигателем,
можно узнать из книги “Транспортные машины с газотурбинными двигателями”
(Л. : Машиностроение. — 1-е изд. 1980, 2-е изд. 1987 г.), подготовленной
группой сотрудников КБ-3 при непосредственном участии и под руководством
генерального конструктора Н. С. Попова. В этой книге содержатся мало кому
известные сведения о том, как решались проблемы отработки наземного (танкового)
ГТД, как повлиял ГТД на устройство других систем танка, характерных для
гусеничной машины, а именно: трансмиссии, ходовой части, органов управления
и т. д.   

Многолетнюю напряженную работу сотрудников
КБ-3 Кировского завода, НПО имени В. Я. Климова и ВНИИТрансмаш по созданию
газотурбинного двигателя для танка Т-80У высоко оценило наше правительство.
За его создание коллективу разработчиков была присуждена Государственная
премия, в числе удостоенных этой награды А. К. Дзявго, Ю. П. Яковенко,
П. Д. Гавра, В. А. Морозов.   

Высокой государственной оценки удостоен
в целом танк Т-80У: 8 июня 1993 года Указом Президента Российской Федерации
группе специалистов и генеральному конструктору Н. С. Попову за разработку
комплекса новых технических решений по танку Т-80У и внедрение его в серийное
производство присуждена Государственная премия Российской Федерации за
1993 год в области науки и техники.   

И еще одну награду получили разработчики
за эту машину—то была премия имени Ж. Я. Котина, учрежденная в КБ-3 в 1992
году. Научно-технический совет КБ решил присудить ее авторскому коллективу
в составе ведущих специалистов В. В. Волкова, В. Б. Иосифова, А. П. Мохова,
В. А. Пчел-кина и Л. К. Романова. Впервые в отрасли с их участием был разработан
тепловизионный прибор наблюдения с выводом изображения на телевизионный
экран.  

 

Источники:  

«Без тайн и секретов», под редакцией Н.С.Попова,
СПб.,1995 г.

Характеристики резервуара T80

Характеристики резервуара T80

ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



Т-80 производства Омского Трансмаша появился как серийная модель в 1984 году, сохранив основные черты серии Т-64 (включая 125-мм гладкоствольную пушку с автоматом заряжания). Основные нововведения включали первое использование в Советском Союзе газотурбинного двигателя, обеспечивающего повышенную скорость и мощность, и первое использование лазерного дальномера, обеспечивающего значительные улучшения в управлении огнем. Т-80 внешне очень похож на Т-72. Он включает в себя черты, общие для Т-64 и Т-72, ​​особенно в вооружении. Отличительными чертами этого танка по сравнению со стандартным Т-72 являются наличие бортовых экранов и двенадцати башенных гранатометов, семь из которых слева и пять справа.

г. Т-80 стал первым советским боевым танком с газотурбинным двигателем, с газотурбинным двигателем ГТД-1000 мощностью 1100 л.с. Расстояние между опорными катками не одинаковое, с отчетливыми промежутками между тремя парами опорных катков. Для увеличения дальности действия Т-80 в задней части корпуса могут быть установлены дополнительные топливные баки, которые при необходимости можно быстро сбросить за борт. Большой круглый контейнер, установленный в задней части башни, несет два шноркеля для форсирования глубоких бродов. Больший из них обеспечивает забор воздуха для газовой турбины, а другой крепится к решетке радиатора.

Т-80 также был первым серийным советским танком, оснащенным лазерным дальномером и баллистической вычислительной системой. Оригинальный ночной прицел — II Буран-ПА (дальность 800-1300 метров). 12,7-мм пулемет НСВТ имеет дистанционный электронный прицел ПЗУ-5 и рефлекторный прицел К10-Т. Ночной прицел нельзя использовать для пуска ПТУР. Дневной прицел можно использовать ночью для пуска ПТУР, если цель освещена. Доступны различные тепловизионные прицелы, в том числе российский «Агава-2», французский ALIS производства SAGEM и прицел Namut от Peleng. Доступны для установки тепловизионные прицелы, позволяющие вести ночной пуск ПТУР. Для установки доступны тепловизионные прицелы, позволяющие вести ночной пуск ПТУР.

Т-80 использует ту же 125-мм пушку и горизонтальную систему боеукладки, что и Т-72, ​​хотя система управления огнем является усовершенствованием по сравнению с более ранними советскими танками. Выстрел БК-29 с жестким проникающим снарядом в носовой части предназначен для использования против реактивной брони и, как снаряд МП, имеет осколочное действие. Более поздний кумулятивный снаряд БК-27 имеет боевую часть с тройным зарядом и бронепробиваемость на 50 мм больше. Электронная система взрывателя снарядов Ainet доступна и для других танков. В этом патроне используется технология, аналогичная той, что используется в патронах AHEAD французской компании Oerlikon. Снаряд специально разработан для поражения целей путем стрельбы осколками вперед и по радиусу на основе вычисленных компьютером настроек лазерного дальномера и других входных данных. Целями являются вертолеты и окопавшиеся или дефилированные приоритетные наземные угрозы, такие как позиции ПТРК. Скорострельность 4 выстр/мин. Если БК-29Используется HEAT-MP, он может заменить Frag-HE (как у стран НАТО) или дополнить Frag-HE. С тремя типами снарядов (APFSDS-T, HEAT-MP, ПТРК) в автомате заряжания вместо четырех было бы доступно больше противотанковых снарядов для более высокой скорострельности. ПТРК можно запускать при медленном движении (NFI). AT-8 может заряжаться автоматически, когда две половины соединяются во время тарана; но тупиковый заряд загружается вручную.

Оснащенный динамической защитой [ERA] Т-80 практически невосприимчив к своей лобовой дуге от всех современных ПТРК НАТО, которые используют кумулятивную боеголовку для пробития брони. На башне Т-80 панели соединяются в неглубокий шеврон наведения. В носовой части крыши башни также установлена ​​динамическая защита, обеспечивающая защиту от зенитных средств поражения. Взрывоопасная реактивная броня не обеспечивает никакой дополнительной защиты от атаки APDS или APFSDS.

Задача, стоящая перед Омским заводом, — вывести свою продукцию на международный рынок. Три оружейные выставки, проведенные в Омске, дали незначительные результаты. Но после участия в международных показах в Аду-Даби в Арабских Эмиратах, Женеве, Каире, Ле-Бурже во Франции и Фарнборо в Англии танк Т-80У захватил контракты с рядом стран.

Считается, что Китай заказал 200 Т-80У в конце 1993 года.

По состоянию на конец 1997 года широко разрекламированная продажа 320 украинских ОБТ Т-80УД Пакистану, похоже, не состоялась. Всего в Пакистан было поставлено всего 35 Т-80УД двумя отдельными партиями в марте и мае 1997 года. Сообщается, что эти 35 танков были взяты из запасов украинской армии и имели возможности ниже уровня, согласованного двумя странами. По сообщению московской газеты «Коммерсантъ», это, по-видимому, вынудило пакистанское правительство отменить продажу. Российское правительство с самого начала публично выступало против этой продажи и неоднократно отказывалось поставлять Украине критически важные компоненты, необходимые для создания Т-80УД. В то время как более современный украинский ОБТ Т-84 на 80% произведен в Украине, Т-80УД в значительной степени является российским продуктом. Украина заверила Пакистан, что контракт на Т-80УД будет выполнен, несмотря на давление и отсутствие поддержки со стороны России. Без поддержки России вполне вероятно, что единственными Т-80УД, которые можно будет увидеть в Пакистане, будут те немногие, которые уже прошли через Исламабад.

ВАРИАНТЫ

Варианты Т-80Б и -БВ часто ошибочно принимают за Т-80. Они заметно отличаются и имеют другие отличия, такие как способность Т-80Б/-БВ запускать ПТУР AT-8/Songster.

  • Т-80: Первая серийная модель Т-80 была запущена в производство в 1978 году, и до того, как производство переключилось на Т-80Б, было построено всего несколько сотен машин.
  • Т-80Б: иногда называемый Берёза (Берёзка), этот первый крупный редизайн включает в себя модифицированную башню с новой композитной керамической броней K, обеспечивающей лучшую защиту от бронебойных снарядов с кинетической энергией.
  • Т-80БК: Командирский вариант с дополнительным оборудованием связи и антеннами.
  • Т-80БВ: Вариант с установленной динамической защитой [ERA] первого поколения. Этот вариант более вероятен для столкновения с американскими войсками. Версия позднего производства имеет новую башню, аналогичную Т-80У, но оснащенную газотурбинным двигателем и динамической защитой первого поколения.
  • Т-80У: впервые замечен в 1989 году и упоминается НАТО как SMT (советский средний танк) M1989. Новая башня имеет улучшенный пакет лобовой брони с динамической защитой второго поколения. Эта версия оснащена 9K120 Svir (AT-11 Sniper) противотанковая ракета с лазерным наведением вместо более старой Kobra. Другие усовершенствования включают более мощный и экономичный газотурбинный двигатель (ГТД-1250, развивающий 1250 л.с.).
  • Т-80УД: Вариант украинского производства с 1000-сильным дизелем вместо ГТД и ДЗ 1-го поколения. В августе 1996 года Пакистан разместил заказ на 320 ОБТ Т-80УД по сделке на сумму около 580 миллионов долларов, и первые 15 были поставлены в феврале 1997 года.
  • Т-80УК : Командирская версия с радиостанциями Р-163-50К и Р-163-У, наземной навигационной системой ТНА-4 и электронным устройством установки взрывателя, позволяющим использовать осколочный снаряд Айнет. Тепловизионный прицел AGAVA обеспечивает дальность наблюдения 2600 метров в ночное время.
  • Т-80УМ: Модернизирован тепловизионным прицелом наводчика с дополнительным смотровым экраном командира танка. Аналогичен штатному Т-80У, но без ИК-прожектора и с увеличенным корпусом ночного прицела. Оснащен ERA 2-го поколения.
  • Т-80УМ1 «Барс» (Снежный барс) : Прототип с системами защиты «Штора» и «Арена», но, по-видимому, без элементов динамической защиты «Контакт-5» на башне, поскольку система «Арена» с пусковыми установками осколочных зарядов расположена полукругом вокруг лобовой части башни может помешать установке реактивной брони.
  • Т-80УМ2? «Черный орел»: имеет новую башню с сильно наклоненной передней частью и установленный на турнике автомат заряжания на стандартном корпусе Т-80У. Также включает переработанную схему хранения боеприпасов, чтобы уменьшить уязвимость к возгоранию боеприпасов. Неясно, является ли это просто демонстрационной машиной для испытаний технологий, возможно, предназначенной в основном для экспорта, или же она может поступить на вооружение России вместо новой конструкции Уралвагонзавода.
  • Т-84: Недавняя украинская модернизация Т-80УД со сварной башней, французским тепловизионным прицелом ALIS, более мощным двигателем, опциональным использованием системы активной защиты (АПС) ARENA и системы активных помех ИК ПТРК ШТОРА-1. Прототипы были продемонстрированы, и танк доступен для экспорта.

Обозначения

Т-80У СМТ (советский средний танк) М1989

Дата введения
1987

Текущие страны использования
Китай Кипр Пакистан
Россия Южная Корея Украина

Описание

Экипаж
3

Боевая масса (т)
46,0

Общая длина шасси (м)
7.01

Высота Габаритная (м)
2,20

Ширина Габаритная (м)
3,60

Давление на грунт (кг/см 2 )
0,92

Автомобильная производительность

Тип двигателя
1250 л. с. Газотурбинный (многотопливный), дизель на Т-80УД

Запас хода (км)
335 км/600 км с дополнительными баками

Скорость (км/ч)

Макс Роуд
70

Макс. для бездорожья
48

Средний по пересеченной местности
40

Max Swim
Н/Д

Глубина брода (м)
1,8 Неподготовленный, 5,0 с трубкой, 12,0 с
Система БРОД-М

Радио
Р-173, Р-174 переговорное устройство

Защита

Броня передней части башни (мм)
От 120-мм боеприпасов

Накладная броня (мм)
Боковая часть корпуса над юбкой гусеницы

ВЗД (мм)
ДЗ второго поколения «Контакт-5»

Система активной защиты
ARENA доступна

Оборудование для разминирования
В наличии комплект катков и плуги

Самозаглубляющийся отвал
Да

Система защиты от ОМП
Да

Дымовое оборудование
Дымовые гранатометы (4x 81-мм с каждой стороны
турель) и 24 гранаты. Система дымоудаления выхлопных газов двигателя автомобиля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное вооружение

Калибр, Тип, Наименование
125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1

Скорострельность (выстр/мин)
7-8 (ниже в ручном режиме)

Погрузчик Тип
Автозагрузчик КОРЗИНА раздельно-загрузочный и ручной

Готовые патроны/в походном положении
28 в карусели/17 в походном положении (загрузка вручную)

Высота над уровнем моря ()
от -4 до +18

Огонь в движении
Да (артиллерийские снаряды и ПТУР)

Вспомогательное оружие

Калибр, тип, наименование
7,62-мм (7,62x 54R) пулемет ПКТ

Тип крепления
Коаксиальная башня

Максимальная прицельная дальность (м)
2000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
800

Ночь
800

Огонь в движении
Да

Скорострельность (выстр/мин)
250 практических / 650 циклических, 2-10 очередей

Калибр, Тип, Наименование
12,7-мм (12,7×108) AA MG НСВТ

Тип крепления
Верхняя часть башни

Максимальная прицельная дальность (м)
2000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
1500

Ночь
800-1300

Огонь в движении
Да

Скорострельность (выстр/мин)
210 практических/ 800 воздушных целей очередями

Пусковая установка ПТУР

Наименование
Танковая пушка 2А46М-1

Способ пуска
Пулеметный

Наведение
SACLOS, лазерный райдер

Command Link
Кодированный инфракрасный лазерный луч

Пусковая установка Съемная
Нет

ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Наименование FCS
FCS 1A42

Стабилизация главного орудия
2342, двухплоскостная

Дальномер
Лазер

Инфракрасный прожектор
Да

Прицелы с увеличением

Наводчик

День
1G46/PERFECT, 3,6/12x

Поле зрения ()
INA

Дальность обнаружения (м)
5000 (70%П-попадание ПТУР)

Ночь
АГАВА-2

Поле зрения ()
INA

Дальность поражения (м)
2600 (только артиллерийские снаряды)

Командир огневой пушки
Да

БОЕПРИПАСЫ ОСНОВНОГО ВООРУЖЕНИЯ

Калибр, тип, наименование

125-мм APFSDS-T, БМ-42М

Максимальная прицельная дальность (м)
3000-4000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
2000-3000

Ночь
800-1300

Бронепробиваемость (мм)
590-630 на 2000 м

125-мм осколочно-фугасный снаряд «Айнет»

Максимальная прицельная дальность (м)
5000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
4000

Ночь
800-1300

Тактическая зенитная дальность
4000-5000

Бронепробиваемость (мм)
INA

125-мм «Фраг-ОФ-Т», ОФ-26

Максимальная прицельная дальность (м)
5000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
ИНА

Ночь
800-1300

Бронепробиваемость (мм)
INA

125-мм ТЕПЛО-МП, БК-29М

Максимальная прицельная дальность (м)
4000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
ИНА

Ночь
800-1300

Бронепробиваемость (мм)
650-750

125-мм кумулятивный, БК-27

Максимальная прицельная дальность (м)
4000

Максимальная эффективная дальность (м)

День
ИНА

Ночь
800-1300

Бронепробиваемость (мм)
700-800

Другие типы боеприпасов
Giat 125G1 APFSDS-T, русский
БМ-42 и БМ-32 APFSDS-T. У россиян может быть
вариант БМ-42М с ДУ пенетратором.

Противотанковые управляемые ракеты

Наименование
АТ-11/СВИР

Тип боевой части
Кумулятивный заряд (кумулятивный)

Бронепробиваемость (мм)
700 (RHA) за ERA/800 обычным

Диапазон (м)
5000

Наименование
АТ-11Б/ИНВАР

Боеголовка Тип
Тандемный кумулятивный заряд

Бронепробиваемость (мм)
800 (RHA) за динамической защитой /870 обычная

Дальность действия (м)
5000

Источники и методы

  • Т 80У — Основной боевой танк @ Army-technology.com


ФАС |
Военные |
ДОД 101 |
Системы |
Земля |
РЯД ||||

Индекс |
Поиск |
Присоединяйтесь к ФАС



http://www. fas.org/man/dod-101/sys/land/row/t80tank.htm
Поддерживается Робертом Шерманом
Первоначально создано Джоном Пайком

Обновлено, воскресенье, 16 января 2000 г., 7:50:52.

Т-80 Основной боевой танк (1979 г.)

СССР (1976 г.)
Основной боевой танк – построено 5404

Турбинный танк

Самой примечательной чертой этого советского ОБТ была его турбина, использовавшаяся в качестве основного двигателя. Это был действительно первый обычный ОБТ, оснащенный турбиной, предшествовавший M1 Abrams после двух лет эксплуатации. Можно было бы утверждать, что первым газотурбинным танком был новаторский шведский S-танк, но последний ни в коем случае не был обычным ОБТ (скорее усовершенствованной истребитель танков САУ, чем ОБТ по всем стандартам). Его произвели больше, чем более современного Т-90 и в значительной степени экспортировался в окончательном варианте Т-80У. Это был первый советский ОБТ 3-го поколения.

Эта старая концепция, восходящая к 1949 году, разрабатывалась, возможно, 40 лет, и материализовалась только в 1970-х, и последний танк позаимствовал детали у Т-72, ​​а другие у Т-64. Вначале эксперты НАТО часто путали его с последним, он имеет те же семейные черты современных советских ОБТ, но в любом случае был особой ветвью ОБТ. Гораздо дороже Т-72, ​​он, как и ранее Т-64, считался отечественным «элитным ОБТ», требующим особого ухода, в отличие от серийного, простого в производстве и обслуживании Т-72, ​​он не предназначался для экспорта. Его скорость, но ограниченная дальность действия делали его пригодным только для бронетанковой тактики «кавалерийского типа», наряду с более традиционными ОБТ на великих равнинах Восточной Европы. Никогда не экспортировался до 1990-х (Украиной) и полностью переработанный как Т-80УМ, он еще в Украине породил Т-84 Оплот.

Фон

Скорость всегда ценилась как форма активной защиты, особенно когда орудия были нестабилизированы. Это уменьшало вероятность поражения быстро движущейся цели даже на относительно коротких дистанциях. Советские военные влюбились в скорость танков еще в 1929 году, закупив в США танки Кристи, которые были реконструированы в СССР и скопированы как серия БТ, предок знаменитого Т-34.

В конце 1940-х, с наступлением эпохи реактивных двигателей, турбины казались многообещающей альтернативой обычным двигателям.
Советские инженеры, всегда отличавшиеся нетрадиционными подходами, уже разработали (по официальным спецификациям) первый чертеж танка с газотурбинным двигателем в 1949 году. Для Т-64 был разработан самый плоский, самый маленький и легкий поперечный двигатель, чтобы обеспечить низкую и короткий силуэт. В то время как американские танки, казалось, становились больше с каждым поколением, Советы пошли прямо противоположным путем.

Раннее развитие

Конструктором турбинного бака 1949 г. был А.Ч. Старостиенко для Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Имевшиеся тогда газотурбинные двигатели были некачественными и дело быстро закрыли. Однако в 1955 году на ЛКЗ под руководством Г. А. Оглоблина было построено два прототипа мощностью 1000 л.с. (746 кВт) с новыми газотурбинными двигателями. В 1957 году группа под руководством Йозефа Котина построила еще два прототипа («Обьект 278»). Оба были гибридами вместительных тяжелых танков ИС-7 и Т-10 с возможностью установки большого газотурбинного двигателя ГТД-1. Они весили 53,5 тонны и были вооружены 130-мм танковой пушкой. Максимальная скорость составляла поразительные 57,3 км/ч (35,6 миль/ч), но из-за большого расхода топлива запас хода сократился до 300 км (19 км/ч).0 миль). На этом развитие остановилось, так как после смерти Сталина у тяжелых танков все равно не было будущего.

Однако в 1963 году ОКБ Морозова разработало революционные танки Т-64 и Т-64Т. На обоих использовался газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. (522 кВт), испытанный до 1965 года. Позже группа Уралвагонзавода Л. Н. Карцева создала танк «Обьект 167Т», в котором использовался модернизированный газотурбинный двигатель ГТД-3Т мощностью 801 л.с. (597 кВт). . В 1966 г. ракетный танк «Обьект 288» был более радикальным: на него были установлены не менее двух авиационных газотурбинных двигателей ГТД-350 общей мощностью 69 л.1 л.с. (515 кВт). Испытания показали, что эта схема ничем не лучше единственной, разрабатываемой с 1968 года на установке КБ-3, Кировском заводе и ВНИИ Трансмаш.

Турбобак сборной ЛКЗ 1969 года разработки Николая Попова, получивший обозначение «Обьект 219 СП1». Позже он был переименован в Т-64Т, оснащенный многотопливным газотурбинным двигателем ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Во время испытаний стало ясно, что это улучшило динамические характеристики, но также потребовало полной замены трансмиссии и системы гусениц, чтобы выдержать рекордные характеристики. Объект 219СП2 получил в этом случае более крупные ведущие звездочки и возвратные катки, а также шесть опорных катков (вместо 5).

Башня доработана для установки штатной 125-мм танковой пушки 2А46 с автоматом заряжания и каруселью боеприпасов Т-64А. Остальное оборудование было общим с Т-64А. Этот гибрид ЛКЗ был достаточно удачным и практичным, дешевым, поэтому за ним последовала серия прототипов для дополнительных испытаний. После не менее семи лет модернизаций и постепенных модификаций во многих аспектах танк был принят на вооружение как Т-80.

Производство

Т-80 был принят в 1976 году, но производство продолжалось до 1992 года, после распада СССР с общим количеством 5405 основных боевых танков. Они были большим шагом вперед по сравнению с Т-64 и даже больше с Т-72, ​​а также одними из первых основных боевых танков третьего поколения, поступивших на вооружение во всем мире. В то же время Германия и США все еще изо всех сил пытались закрыть свой чрезмерно амбициозный проект MBT-70, и через два года после того, как обе страны выпустили свои собственные MBT, M1 Abrams и Leopard 29. 0008

Таким образом, в течение двух лет Советский Союз имел в своем распоряжении сотни самых современных ОБТ в мире для любого западного наступления, световых лет от М60, в то время самого распространенного ОБТ НАТО. Однако некоторые аналитики годами считали его простым улучшением Т-72, ​​тогда как он был тесно связан с Т-64. На самом деле Т-64, Т-72 и Т-80 внешне были похожи и были вооружены одной и той же пушкой. Настоящая разница заключалась в характеристиках и в том факте, что Т-64 и Т-80 были меньше и короче, чем Т-72. Они также были укомплектованы, по общему мнению, гораздо лучшими экипажами, как элитные танки.

В конструкции Т-80 к конструкции Т-64 был добавлен не только газотурбинный двигатель (в течение многих лет отрицаемый западными аналитиками), но и скомпрометирован использованием компонентов подвески Т-72. Очень высокая удельная мощность и надежность сделали его, безусловно, самым мобильным танком в мире, хотя по-прежнему страдали проблемы с дальностью полета. Теперь общеизвестный и установленный факт, что турбина имела большой расход даже на холостом ходу. Позднее бюро Морозова попытается создать параллельную разработку (Т-80УД) с серийным турбодизелем.

M1 Abrams имел гораздо большую газовую турбину мощностью 1500 л. впоследствии признан менее маневренным, чем Т-80. Однако ничего не известно о сравнительном шуме, создаваемом турбиной Т-80. Как и Т-64, Т-80 мог стрелять ПТУР 9К112 «Кобра» (AT-8 Songster) через основное орудие с увеличенной досягаемостью за пределами практической дальности 2500 м своей 125-мм пушки.

Конструкция танка Т-80А

Защита
Компоновка «турбинного танка» была очень похожа на Т-64. Корпус был довольно низким, с сильно выраженным наклоном лобовой части (слоистая броня) и сварным из стальной RHA, предполагалось с такой же толщиной брони, как у Т-64. Отделение механика-водителя располагалось по средней линии, а в двухместной башне наводчик располагался слева, а командир справа.
Помимо композитной брони на башне и корпусе, резиновые щитки и борта защищают борта и нижнюю часть корпуса от РПГ. На Т-80У и Т-80УМ1 применялась динамическая защита и усиленная броня. Активная защита включает системы АПС «Штора-1» и «Арена», а также АПС «Дрозд» (установлено ограниченное количество). Экипаж был защищен РХБ, а в моторном отделении и башне имелись автоматические огнетушители галонового типа. Также на башне использовались дымососы, от трех до шести с каждого борта, а для создания белого облака также использовался обычный выхлопной дизельный дозатор.

Мобильность
Газотурбинный двигатель Т-80 развивал мощность 1000 лошадиных сил вместо дизельного двигателя мощностью 750 лошадиных сил, хотя более поздние Т-80 вернулись к дизельному топливу по причинам, которые мы скоро увидим. Коробка передач имела пять передних и одну заднюю передачу (а не семь передних, одну заднюю). Вместо гидропневматической подвески Т-64 использовались хорошо зарекомендовавшие себя торсионы, а гусеницы лежали на шести кованых алюминиевых, обрезиненных опорных катках. Были также задние звездочки и передние направляющие колеса. Гусеницы также были немного шире и длиннее, чем на Т-64, что давало меньшее давление на грунт.

Вооружение
В башне установлен тот же 125-мм гладкоствольный 2А46, что и у Т-72. Он может стрелять как стандартными боеприпасами различных типов, от осколочно-фугасных до кумулятивных и APFSDS, так и противотанковыми управляемыми ракетами. Система подачи — автомат заряжания Корзины, вмещающий до 28 выстрелов (двухчастных) в карусели, расположенной под полом башни.
Дополнительные патроны также хранятся внутри башни. Этот проверенный автомат заряжания эффективен и надежен, а также прошел боевые испытания с середины 19-го века.60-е годы. Метательный заряд содержится в полусгораемой гильзе. Только небольшая металлическая опорная плита выбрасывается после завершения. Процесс загрузки занимает от 7,1 до 19,5 секунд в зависимости от исходного положения карусели.

Пулемет ПКТ

Известные проблемы
Помимо обычного неудобного и тесного салона, неприемлемого для натовских экипажей, Т-80БВ, использовавшиеся в бою в Чечне, оказались весьма уязвимыми и склонными к катастрофическим взрывам. Причиной, названной американскими и российскими экспертами, была уязвимость хранимых полугорючих метательных зарядов и ракет при попадании струи расплавленного металла проникающих кумулятивных снарядов. Западный танк действительно хранил свои снаряды в отдельном от боевого отделения укладке, используя бронированные противовзрывные двери, «выдувные» панели. Последний Т-84 Оплот, украинская версия Т-80, имеет совершенно новую башню с бронированным отсеком для боеприпасов, чтобы предотвратить случайную детонацию.

125-мм пушка 9К112 «Кобра» ПТРК

Т-80Б (1978 г.)

Эта первая эволюция базового типа произошла быстро и характеризовалась новой башней с новым лазерным дальномером, системой управления огнем и даже новым автоматом заряжания, модифицированным для работы с ПТРК 9М112-1 «Кобра». Этому приписали 80% точных попаданий с ходу. Со стороны защиты использовалась улучшенная композитная броня.
В 1980 году эта версия получила двигатель мощностью 1100 л. с. В 1982 снабдили новым орудием.
В 1985 году он получил комплектующие для улучшенной реактивной брони. Он имел эквивалентную защиту 400 мм от кумулятивных боеголовок. Прицельная дальность для боеприпасов составляет от 4000 м для кинетических кумулятивных боеприпасов, 5000 м для осколочно-фугасных и около 10000 м при использовании системы «боковой уровень». Дальность ночного прицела ТПНЗ-49 в активном режиме составляла 1300 и 850 м в пассивном. Точность ПТРК «Рефлекс», усиленная лазерным лучом, позволяет вести точное целеуказание в движении на любой скорости.

Т-80БВ/УМ (1985 г.)

В дополнение к модификациям, показанным выше, БВ вводит новую динамическую защиту (ДЗ), а УМ получает новый тепловизионный прицел «Буран» вместо «Луна ИК».

Т-80У (1985 г.)

Т-80У («У» означает «улучшение», что означает «улучшенный») был разработан СКБ-2 в Ленинграде по корпусу, работая с Морозовским бюро над башней и вооружением. Т-80У использует ВДЗ «Контакт-5» (см. далее), имеет улучшенный прицел, 9ПТРК К119 Рефлекс (с 1990 г.).

Развитие Т-80А, с 1990 г. оснащался газовой турбиной ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. (919 кВт) для увеличения дальности полета. Последний был создан на основе двигателей ГТД-1000Т и ГТД-1000ТФ, используемых на основных серийных Т-80. Эта новая газовая турбина была многотопливной и могла работать как с высокооктановым авиационным бензином, так и с дизельным и низкооктановым бензином. Он также был очень надежным, стабильным для лучшего срока службы. Он также имел встроенную автоматическую систему удаления пылевых отложений, но при этом сохранял относительно высокий расход топлива. Основное орудие снабдили системой управления огнем 2А46 в усовершенствованной башне. Для десантных переходов ему дали новый глубоководный аппарат «Брод-М».

Т-80У предшествовал прототип Объект 219АС, переходная модель, в которой использовалась башня Т-80У, но Контакт-1/ЭРА вместо нового Контакт-5. Некоторые из этих Объектов 219А вообще не имеют динамической защиты.
Командирский вариант (Т-80УК) оснащен АПС «Штора-1» и тепловизионным ночным прицелом ТО1-ПО2Т (ночная дальность около 6400/4600 метров). Для сравнения базовый тепловизионный ночной прицел составляет около 1750/1500 метров.

Т-80У 2002 г.в Кубинке

С точки зрения защиты, Т-80У был оснащен взрывоопасной реактивной броней (ERA) второго поколения «Контакт-5», хорошо зарекомендовавшей себя против снарядов APFSDS, которые могут в значительной степени рассеивать энергию M829A1 «Серебряная пуля». «Контакт-5» также был интегрирован в корпус. Это дало эквивалент 780/1320 мм RHAe против снарядов APFSDS / HEAT. Он имеет резиновые боковые юбки во всю длину для защиты бортов, причем первые три являются жесткими, бронированными и снабжены подъемными ручками.

Командирский пулемет простой цапфовый. 9Для основного орудия предусмотрена управляемая ракета M119 Refleks (AT-11 Sniper), каждая из которых имеет пенетратор с длинным стержнем (HVAPFSDS) 3BM46. Для активной маскировки вне дымовых прожекторов специальная маскировочная краска искажает внешний вид танка в видимом и ИК диапазонах. Система управления огнем 1А46 включает в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель, усовершенствованный главный прицел наводчика 1Г46 и тепловизионные прицелы.

Эти новые комплексы вместе со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81ТМ «Рапира-3» обеспечивают точное поражение и уничтожение Т-80У целей на дальности до 5 км (ПТУР и БТР/БПС). . Опытный экипаж смог успешно на международной выставке ракет поразить без промаха 52 цели на дальности до 5 км.

Т-80УМ-1 выставлен в Омске, 2009 г.

Т-80 УМ (1990 г.)

На Т-80У(М) 1990-х годов были установлены тепловизионный прицел наводчика ТО1-ПО2 «Агава» и управляемая ракета 9М119М «Рефлекс-М», а позже — усовершенствованный вариант 125-мм пушки 2А46М-4 и прицел наводчика 1Г46М. Как низкие боевые характеристики Т-80, так и большой расход топлива побудили российское командование унифицировать танк Т-90. Омский танковый завод в Сибири с тех пор с этим решением остался без заказов, но попробует продать Т-80 на экспортном рынке. Южная Корея и Китай импортировали его в небольшом количестве, а также Пакистан и Кипр. В этой перспективе Т-80УМ1 предназначался только для экспорта, учитывая системы активной защиты от Т-80УМ2 «Черный орел».

Т-80УД Береза ​​(Украина, с 1987 г.)

Морозовское бюро разработало дизельный вариант Т-80УД с 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизельным двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. Это позволяло работать при температуре топлива до 55 ° C и преодолевать брод глубиной до 1,8 м. Моторный отсек и установка дымовых минометов, ящики для хранения в башне — все отличается от российского Т-80У. В комплект также входит дистанционно управляемый командирский пулемет.

500 единиц были построены на заводе имени Малышева в 1987-1991 годах, что стало важным дополнением для украинской армии после распада СССР. Наряду с производным Т-84, этот танк сегодня является основой украинских ОБТ и останется таковой в будущем.

Другие варианты

Т-84 (Украина, 1999 г.) : Дальнейшее развитие с дизелем мощностью 1200 л.с., новой сварной башней.
Т-80БВД (Украина, 2002 г.) : Модернизация ХКБМ, включающая дизельный двигатель 6ТД, дистанционно управляемый командирский пулемет, улучшенную оптику. Он остается на демонстрационном стенде, но еще не продан.
Chonma-ho V

Северокорейский Т-80У
Танк Т-80УМ2/Черный орел : Проект отменен. Несколько российских прототипов, показанных на выставках, с более длинным шасси и дополнительной парой опорных катков, а также очень большой башней с отдельным отсеком для боеприпасов.

Экспорт

Армения: 20 в эксплуатации.
Беларусь: 95 в 2000 г. , 90 сегодня.
Кипр: 27 Т-80У и 14 Т-80УК заказаны в 1996 г., 25 Т-80У и 16 Т-80УК позже — всего 82
Египет: 14 Т-80УК, 20 Т-80У приобретены в 1997 г.
Южная Корея: 33 Т-80У заказаны в 1995 г., два Т-80УК в 2005 г., сейчас списаны.
Пакистан: 320 Т-80УД заказаны в 1996 г. на Украине, последний раз доставлены в 2002 г. В них интегрированы многие технологии, общие для Т-84.
Китайская Народная Республика: 50 (200 заказано в 1993 г.) Т-80У, полученные для оценки, используемые для разработки ОБТ Тип 96.
Россия: 3 144 активных, 1 856 на хранении 1995, только 271 действующий в 2005 году.
Йемен: 31 бывший российский поставлен в 2000 году.
Болгария также испытывал этот тип в конце 1980-х, но после сравнения с последними версиями Т-72 проект был отклонен. В некоторых источниках также говорится, что Казахстан также закупил некоторые, но без точности. Однако, согласно наиболее надежным источникам, в настоящее время на вооружении находятся только ОБТ Т-72 различных типов. Также в 1992 году UK закупила несколько танков Т-80У для оборонных исследований и разработок через специально созданную торговую компанию, предназначенную для их поставки в Марокко, предложив по пять миллионов долларов США за каждый.

После оценки на их полигоне один был передан в США, испытан на Абердинском полигоне (а позже четыре украинских ОБТ Т-80УД). Слабые места и недостатки были должным образом отмечены. Это было официально подтверждено в январе 1994 года Министерством обороны. Южнокорейские танки были переданы в счет погашения долгов России, возникших во времена существования Советского Союза. Россия также пыталась продать Т-80 Турции и Греции. Швеция также включила Т-80 в конкурс на модернизацию своих бронетанковых бригад в начале 19 века.90-х вместе с Leclerc, но вместо него был выбран модернизированный Leopard 2 (Strv 122), а Leopard 2A4 (Strv 121) оставили для упрощения логистики.

Т-80 в бою

Т-80 поступил на вооружение в начале 1980-х, очень постепенно из-за неоднократных проблем с прорезыванием зубов. 1900 человек были поставлены на вооружение в 1985 году, 4000 — в 1990 году и 4839 — во время распада СССР, с тех пор перешли к государствам-правопреемникам (Украина, Беларусь и Казахстан), хранились и экспортировались. Т-80У так и не были развернуты в Европе. Вместо этого Т-80Б и Т-80БВ дислоцировались в Восточной Германии между 1986 и 1987 г. Их скорость вызвала опасения НАТО, что целые советские бронетанковые бригады могут выйти к морю менее чем за две недели, и привела к разработке новых ПТРК и ударных вертолетов.

Т-80У при попытке государственного переворота 1991 года.

Но вместо большого ажиотажа на открытых равнинах Восточной Европы Т-80 были развернуты в августе 1991 года, когда коммунисты и военачальники союзников пытались свергнуть Михаила Горбачева. Т-80УД 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии были запущены по улицам Москвы безрезультатно, поскольку попытка государственного переворота не удалась, экипажи отказались стрелять по зрителям и парламенту (см. выше). После этого около 460 Т-80УД остаются на вооружении 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и 4-й гвардейской Кантемировской мотострелковой дивизии. Это все еще дорогостоящий танк в эксплуатации. В 1993 Конституционный кризис в России (4 октября) шесть ОБТ Т-80УД — 12-й гвардейский танковый полк и 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия — заняли позиции на мосту напротив российского парламента и обстреляли его. В том же июле 1998 года одиночный Т-80 (майор Игорь Беляев) прошел перед зданием администрации Новосмоленска, целясь в него в знак протеста против невыплаты зарплаты за несколько месяцев.

Чеченская война: унижения и споры
Настоящим испытанием стало использование Т-80Б и БВ (безуспешно) для захвата мятежных городов. Огромные танковые потери были понесены, в частности, в Грозном. Экипажи не были обучены и подготовлены к противостоянию с ветеранами советской войны в Афганистане, очень мобильными и хорошо вооруженными РПГ-7В и РПГ-18. У них отсутствовала реактивная броня или не было взрывных вставок. Было даже обнаружено, что некоторые «ящики» остались пустыми. Противотанковый огонь разумно велся по наименее бронированным точкам машин, при необходимости с таким количеством попаданий, какое было необходимо.
В целом для выведения из строя Т-80 было достаточно от трех до шести попаданий из РПГ, причем было замечено, что чаще всего уязвимым местом был автомат заряжания из-за проникающих попаданий в их бортовую броню, выбрасывавший запасенный готовый порох в вертикальном положении. Их предполагалось прикрывать опорными катками с бортов, но чаще всего мятежники размещались в подвалах и на общих господствующих позициях или, наоборот, в подвалах, тогда как Т-80 страдали минимальным возвышением и углублением орудия и не в состоянии ответить.

Всего за первый месяц было уничтожено 225 танков (около 10% танков, задействованных в кампании). Это побудило генерал-лейтенанта А. Галкина (начальника бронетанкового управления) убедить МО после войны прекратить любые поставки или закупки танков с газотурбинными двигателями. Это привело к новым тактическим задачам, таким как поддержка отрядов пехоты с безопасного расстояния. С другой стороны, некоторые офицеры утверждали, что Т-72, ​​дислоцированные в городских районах, работали так же плохо, и в любом случае присланные экипажи не были должным образом обучены выполнению этих задач и не имели правильной тактики.
В результате Т-80 были исключены из боевых действий во второй чеченской войне и войне на Украине. Неизвестно, какие запасы на будущее у Т-80. Новые наступательные действия могут исходить от иностранных дислокаций, так как их использование в России сократилось до символических цифр, а для украинских пока ничего не закрыто, не модернизированных до последнего уровня Т-84 и еще в значительном количестве.

Ссылки и ресурсы

Т-80 на википедии
Т-80У на fprado.com
Т-80 на военном заводе
Т-80У на армейской технике
Т80УД на сайте Морозова
Т80 на армейском признании. net
Объект 480 обход
Т-80БВ обход
Т-80УД на военном заводе
Еще фото Т-80 на Викискладе
Статья о чеченских потерях — национальный интерес
Т-80У на Викискладе
Т-80БВ на Викискладе
Т-80Б на Викискладе
Видео

Технические характеристики Т-80Б

Размеры (Д-Ш-В) 9,9 м (7,4 м без пистолета) x 3,4 м x 2,2 м
(32 фута 5 дюймов (24 фута 3 дюйма) x 11 футов 1 дюйм x 7 футов 2 дюйма футов)
Общий вес в боевой готовности от 42,5 до 46 тонн
Экипаж 3 (водитель, командир, стрелок)
Движение Газовая турбина СГ-1000 — 23,5 л. с./т
Подвеска Активные гидропневматические подвески
Скорость (дорога) 89 км/ч (55 миль/ч)
Диапазон 320 км (200 миль)
Основное вооружение 125-мм пушка 2А46
Броня Эквивалент 450–650 мм по сравнению с APFSDS и HEAT
Общий объем производства 5404 в 1995 году

Gallery

T80U @Engineering Technologies 2012

Yemeni T-80BV on display

South Korean T-80U

Pakistani T-80U

T-80BV intended для Египта

Кипр Т-80У

Армянский Т-80БВ

Иллюстрации автора

Советский Т-80, ранние выпуски, 1970-е

Советский Т-80, конец 1970-х

Советский Т-80 начала 1980-х

Советский Т-80Б, 1978 г.