Какой двигатель изобрели китайцы: В КИТАЕ ИЗОБРЕЛИ ДВИГАТЕЛЬ, НАРУШАЮЩИЙ ЗАКОНЫ ФИЗИКИ

Небесная империя: от пороха до лунной базы Во 2 веке китайцы изобрели первые ракеты

Первую ракету изобрели китайцы. «Огненная стрела», применяемая со 2-3 века н.э. — это бумажная трубка, заполненная порохом (как бумага, так и порох изобретены в Поднебесной империи) и привязанная к обыкновенной стреле. Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной), оперение обеспечивало устойчивость в полете, а попав в цель, оружие не только пробивало ее, но и поджигало. У китайских воинов имелось тяжелое реактивное оружие аналогичной конструкции — «копья яростного огня».

Впрочем, место и время изобретения пороха и ракет (так же, как бумаги с шелком), оспаривают многие историки. Точно можно сказать, что в 15 веке у китайцев уже были ракеты, поскольку в хрониках того времени описан полет мандарина Ван-гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат — сидение, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты, и… отчаянный энтузиаст взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом «первого китайского космонавта», но тот действительно вошел в историю освоения космоса — именем Ван-гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.

Отец китайской космонавтики

Основатель китайской космонавтики Цзэн Ху-шэн родился в 1911 году. В 1935 он отправился на учебу в Соединенные Штаты Америки, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в области космонавтики. В 1938 Ху-шэн стал одним из основателей JPL — главной космической лаборатории США. В 1945 году ему поручили задание государственной важности — собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетной программе рейха, с которым он превосходно справляется. Ху-шэн первым из представителей Нового света встретился с отцом германской ракеты Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. В 1949 году китаец разработал так называемый «Космоплан Цзэна». Этот проект затем лег в основу американской программы «Спейс шатл». В Китай, где как раз шла культурная революция Мао Цзэдуна, ученый возвращаться не хотел, но и американские расизм, маккартизм и антикоммунизм ему тоже не нравились. В 1950 году ФБР помещает известного ученого, гражданина США и члена коммунистической партии Цзэна Ху-шэна под домашний арест. В 1955 году в результате международных переговоров президент США Эйзенхауэр отдает китайского ракетчика КНР.

Вернувшись на родину, Ху-шэн в 1956-1960 годах работал по советско-китайской программе передачи ракетно-ядерных технологий и обучению китайских студентов в вузах СССР. Затем отношения между странами прервались, но накопленный опыт позволил КНР испытать в 1961 году собственную версию советской баллистической ракеты Р-2, которая в свою очередь была почти полностью скопирована с немецкой «Фау-2», а в 1966-м — поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету. Политическая борьба эпохи культурной революции тормозит ракетные исследования. Большое везение для КНР, что Ху-шэн в те годы вообще остался жив. Тем не менее, в 1970-м удалось запустить первый китайский спутник «Донгфангхонг — 1» («Красный Восток — 1»). Следующие 10 лет конструктор разрабатывал пилотируемый космический корабль, а в мае 1980-го успешно испытал беспилотный прототип, но в декабре правительство прекратило финансировать национальную космическую программу — государственная казна была пуста. Полеты возобновились только в 1985-м. К этому времени китайские инженеры усовершенствовали ракету-носитель «Чанчжэн» («Великий поход»), с помощью которой стали запускать в космос не только собственные аппараты, но и коммерческие спутники иностранных государств. К октябрю 2000 года КНР запустила 47 аппаратов (доля успешных запусков — более 90%).

    Сегодня в распоряжении КНР три космодрома (Цзюцюань, Сичуань, Тайюань) и аппараты следующих типов:

  • Автоматические корабли с возвращаемой капсулой, которые используются для фотосъемки планеты и научных экспериментов (кроме Китая только США и Россия умеют возвращать грузы с орбиты).
  • Невозвращаемые научно-исследовательские спутники.
  • Спутники связи (телефония, ТВ).
  • Метеорологические спутники, в том числе для предупреждения землетрясений.
  • Спутники собственной навигационной системы «Бейду», аналогичной американской GPS и российско-французской КОСПАС-SARSAT (пока «Бейду» работает в экспериментальном режиме).
  • Пилотируемые корабли «Шэньчжоу» («Священный челн», другой распространенный вариант перевода — «Волшебная лодка»).

Священный челн

Цзэн Ху-Шэн задумал китайский пилотируемый корабль еще в 1968 году, а первый полет должен был состояться в 1973-м. Однако реальность сдвинула планы на 30 лет. Рывок в пилотируемой программе произошел в 1994 году, когда остро нуждающаяся в деньгах Россия продала Китаю технологии производства корабля «Союз», стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров, а в 1996-м двое китайцев прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов.

20 ноября 1999 года был осуществлен запуск космического корабля «Шэньчжоу-1». Полет был беспилотным, спускаемый аппарат успешно приземлился.

10 января 2001 года стартовал «Шэньчжоу-2″с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. Полет длился 7 дней.

25 марта 2002 года КНР запустила «Шэньчжоу-3», орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода.

Полет «Шэньчжоу-4» продлился с 30 декабря 2002 года по 5 января 2003 года.

Инженеры из Поднебесной значительно доработали наш аппарат. Во-первых, «Шэньчжоу» больше по размерам, а плоскости солнечных батарей способны поворачиваться, чтобы постоянно оставаться перпендикулярными солнечным лучам. Во-вторых, его служебный модуль (цилиндрический отсек в носовой части) полностью автономен — собственная система жизнеобеспечения, солнечные батареи и двигатели. Фактически это маленькая орбитальная станция, которую можно оставить в космосе для длительного полета.

    Технические параметры «Шэньчжоу» («Союза»):

  • Полная масса — 7,8 тонн (7,25)
  • Длина — 8,65 метров (7,48)
  • Наибольший диаметр — 2,8 метров (2,72)
  • Наибольший размах солнечных батарей — 19,4 метров (10,06)

Пилотируемый полет пятого «Священного челна» был запланирован на 15 октября. Первоначально предполагалась следующая схема полета. Ракета-носитель «Чанчжэн-2Ф» стартует с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая и выведет «Шэньчжоу-5» на орбиту высотой около 200 километров. После 90 минут полета (чуть менее 1 витка) заработает основной двигатель корабля, находящийся в кормовом отсеке, и затормозит «Шэньчжоу». Однако накануне запуска стало известно, что высота орбиты составит 350 километров, а космонавт проведет на орбите около суток и выполнит 14 витков.

После торможения от спускаемого аппарата отделятся орбитальный модуль и двигательный отсек (орбитальный модуль может как сгореть в атмосфере, так и продолжить околоземный полет), а капсула с космонавтом войдет в плотные слои атмосферы со скоростью семь километров в секунду. Аппарат, затормозившийся в результате трения о воздух, на высоте 40 километров раскроет парашют и приземлится во Внутренней Монголии. Читателям Виктора Пелевина известно, что Внутренняя Монголия, в чьих песках завершили свои похождения Петька с Чапаевым — место, «куда попадает человек, которому удалось взойти на трон, находящийся нигде». На самом деле, это просто равнинный сельскохозяйственный район в Северном Китае, принадлежавший до середины 17 века монгольским князьям. Космодром Цзюцюань тоже расположен во Внутренней Монголии.

Хотя «Священный челн» рассчитан на троих, в первый полет отправится только один из 12 членов китайского отряда космонавтов (тайконавтов, как их называют на Западе, или юаньгуаней — на родине). Кстати, весь отряд, как на подбор, не более 170 сантиметров роста и 64 килограммов веса. Первые советские и американские космонавты тоже подбирались таким образом, чтобы помещаться в маленькие корабли.

Претендентов на роль китайского Гагарина трое — Ян Ливэй, Чжай Чжиган и Нье Хайшэнь. Наиболее вероятный кандидат — Ливэй. Во время заключительного отбора он по ряду тестов уступил Чжигану, но превзошел его по психологической устойчивости. Ливэй и Чжиган уроженцы северного Китая, в то время как Хайшэнь — южанин. Ян Ливэй родился в 1965 году в семье экономиста и школьной учительницы, после окончания средней школы в 1983 году поступил на службу в ВВС Китая, в 1990 году женился, в 1993 прошел отбор в отряд космонавтов. Со слов родственников и друзей, Ян всегда отличался отменным здоровьем, любил спорт и, несмотря на невысокий общий балл в школе, ему хорошо давались естественные и технические предметы.

Фантастика в чертежах

    Планы КНР по освоению космоса не просто впечатляют — они заставляют остальные космические державы рыдать:

  • 2004 — Отработка на кораблях «Шэньчжоу» стыковки, маневрирования и выхода в открытый космос.
  • 2005 — Пилотируемая орбитальная станция (аналог летающей сейчас Международной космической станции), полет к Луне автоматической станции.
  • 2011 — Луноход.
  • 2012 — Доставка лунного грунта на Землю.
  • 2016 — Пилотируемый облет Луны.
  • 2020 — Двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну.
  • 2030 — Обитаемая лунная база.

Таким образом, к 2020-2030 году КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. Тогда Китай можно будет спокойно переименовать из Поднебесной империи в Небесную. Конечно, от планов до их воплощения в реальность — не одна тысяча ли. Но уже сейчас китайские планы вынудили американцев задуматься о том, как бы не отстать в космической гонке. Официальные представители НАСА заявили о том, что ведут разработки ядерного двигателя, аэрокосмического самолета (старт и посадка на обычном аэродроме), хотят возродить лунную программу, отправить людей на Марс и даже послать экспедицию из 200 человек за пределы Солнечной системы. Планы обеих держав попахивают фантастикой, но по крайней мере — научной. Остальные государства, в том числе и Россия, даже мечтать о подобном не могут.

Впрочем, рядовые обитатели державы с пятым в мире ВВП о своих космических перспективах отзываются сдержанно.

«Для китайцев — по крайней мере тех, кто живет в Шанхае — все это не очень важно», — заявила корреспонденту Ленты.Ру жительница города. Китайцы и без космоса знают, что их страна — передовая в научно-техническом отношении, да и людей в космосе побывало уже очень много. ТВ о предстоящем полете рассказывает мало и сдержанно, возможно опасаясь неудачи. Несколько лет назад на стартовой площадке взорвалась ракета, и погибли 6 человек, так что там знают, что во время запуска всякое может случиться. Тем не менее, шанхайцы уверены, что все пройдет хорошо.

Николай Дзись-Войнаровский

Мо­дель Ка­мАЗа от ки­тайского про­из­во­ди­телья, из­вест­ного под мар­ками Сararama и Bauer

С. Ионес, фото автора

Несколько месяцев назад, когда китайский производитель, известный под марками Сararama и Bauer, выпустил неплохую модель российского грузовика «Бычок» ЗИЛ-5301, продавцы масштабных моделей поговаривали, что в ближайшее время та же фирма представит модель КамАЗа.

«Миксер», который в России не выпускали

Зачем китайцам выпускать КамАЗы? Модели «Бычка», легковых «Калины», «Шеви-Нивы» и «Хантера» в России не делает никто, а модели КамАЗов много лет выпускает казанское предприятие «Элекон». Зачем фирме Bauer понадобилось повторять то, что давно производят в России?

Но продавцы утверждали, что Китай собирается выпустить другую модель КамАЗа. У КамАЗа от Bauer будет кабина нового образца, а в семейство китайских КамАЗов войдут модификации, отсутствующие в модельном ряду «Элекона», например бетоносмеситель, в обиходе называемый «миксером». И вот новое произведение китайских моделистов вышло на рынок и заполонило полки магазинов и ларьков…

Грузовички получились яркие, нарядные. Сначала вышли четыре модификации одиночной машины: фургон-контейнер, самосвал, бетоносмеситель-«миксер» и автоцистерна. Примерно через месяц появились седельные тягачи. Один с полуприцепом-«фурой», другой с цистерной.

В самом деле, у основных моделей казанского КамАЗа «старая» кабина годов 1970–1980-х, а у китайского – современная с высокой крышей, «спальником» и фарами, перенесенными с облицовки на бампер. Правда, высокая кабина со «спальником» встречалась на нескольких модификациях полноприводного «элеконовского» грузовичка, а фары на бампере уже были на двухосном казанском КамАЗ-5325.

Бензовоз. Цистерна от иностранной модели КамАЗу «к лицу»

Но все же у китайского грузовичка есть особенности кабин современного выпуска, отсутствующие у казанских моделей: панели боковин «спальника» нового образца, обтекатели на передних углах кабины, фирменная надпись на облицовке со сдвинутыми вместе, а не разнесенными буквами. Плюс нарисованы невиданные у «Элекона» шильдики на дверях, надписи «Euro 2» и «260 TURBO» на передней панели, помимо трех огоньков автопоезда воспроизведены габаритные фонарики на краях крыши. На бампере намечены буксирные проушины, неплохо получились прямоугольные фары типа ВАЗ-2105. После «Бычка» уже не шокируют «прилипшие» к кабине зеркала – признак «упрощенной» технологии. Отдельные зеркала на ножках «Элекона» делают модель более совершенной и дорогой.

Самое время сопоставить размеры казанской и китайской кабин. Пусть модификации разные, проем ветрового стекла, панель псевдокапота и двери должны быть примерно одинаковыми по размеру: основные штампы при производстве настоящего КамАЗа не менялись. Здесь поджидает первый сюрприз. Проем ветрового стекла, псевдокапот и облицовка у китайцев получились намного шире, чем у казанской модели. Как и вся кабина. Если поставить российскую и китайскую модели рядом, сразу виден различный наклон передних стоек. В общем, та же неточность, что у ЗИЛ-130 из Каменец-Подольского и ЗИЛ-131 от «Элекона»: кто-то из производителей капитально просчитался в размерах. В данном случае ошиблись китайцы.

Еще в начале 1980-х «Элекон» выпустил три типа шасси КамАЗа с различной длиной базы. Лет 10 спустя в Казани освоили две разные модели полноприводных шасси. Потом количество моделей шасси увеличилось. Российский производитель не экономил. У всех модификаций китайского КамАЗа одинаковое шасси с одинаковой длиной базы. Производителю так удобнее: меньше затрат на освоение производства. Длина базы странная – короче, чем у казанского бортового КамАЗ-5320, и длиннее, чем у самосвала КамАЗ-5511. Кроме того, у китайского грузовичка база задней тележки заметно меньше, чем у казанского. В целом шасси проработано на удовлетворительном для дешевой модели уровне. Лонжероны рамы и основные агрегаты «объемные», а не нанесенные на плоскую панель, как у ранних моделей «Элекона».

У автопоезда цистерна с «зеркальным» покрытием

Вопрос в том, соответствует ли компоновка шасси модели компоновке шасси настоящего автомобиля. Допустим, картеры двигателя, коробки передач, мостов, рессоры и карданные валы у китайского КамАЗа «на своих местах». Глушитель тоже как будто где положено – с левой стороны, за топливным баком. Вызывает сомнение навеска, расположенная в пределах базы, с внешней стороны рамы. Эти детали на китайском грузовичке выделяются серебристой окраской на фоне черного шасси.

У большинства настоящих КамАЗов современного выпуска слева почти всю длину базы занимает топливный бак, а справа находятся аккумуляторный ящик и ресиверы тормозной системы. Что же мы видим у китайских моделей?

Справа на раме стоит большой короб, размерами и формой мало похожий на ящик для аккумуляторов. Позади него какой-то миниатюрный ящичек, отлитый вместе с лонжероном. Слева есть бензобак, но неестественно короткий. А главное, перед баком меньший по размеру отсек.

Такой маленький короб можно принять за ящик для аккумуляторов. На этом месте аккумуляторный ящик стоит у тех полноприводных КамАЗов, у которых два бензобака – один слева, другой справа. Кстати, это отражено в соответствующих моделях «Элекона». Только данный КамАЗ не полноприводный, да и короб на правой стороне не похож на второй бак. Может, это масляный бачок питания самосвальной гидравлики? Именно так, слева, впереди топливного бака он расположен у низкорамного самосвала на двухосном шасси КамАЗ-43225. Но модель воспроизводит трехосный и совсем не низкорамный вариант… Да и зачем нужен бачок гидравлической системы самосвала на фургоне и цистерне?

У фургонов КамАЗ и «Бычок» одинаковые кузова

Китайские колеса с серебристыми дисками красивее, но неправдоподобнее черных казанских. У тех модификаций настоящего КамАЗа, у которых колеса дискового, а не бездискового типа, 10 шпилек крепления диска к ступице. У китайской модели на колесе только 8 шпилек, как будто это колесо ЗИЛа. А протектор шин в Китае проработан реалистичнее.

Жаль, что ни в Казани, ни в Китае так и не сделали открывающихся дверей кабины. Зато у любого КамАЗа в масштабе 1:43 опрокидывается кабина, открывая доступ к мотору. А что выдумали китайцы?! Кабина их модели откидывается вместе с передним бампером! Вы когда-нибудь видели такое у настоящего грузовика? Следующий сюрприз ждет под кабиной. Китайский КамАЗ «оснащен»
V-образным 6-цилиндровым двигателем! Словно на него какой-то ремонтник зачем-то установил мотор ЯМЗ-642 от КАЗ-4540.

Однако самая странная деталь китайских грузовичков – это надстройки. Кузов самосвала – скорее «собирательный образ» нескольких моделей тяжелых самосвалов на камских шасси, чем копия какой-то модели. В любом кузове «Элекона», в отличие от Bauer, всегда легко узнать реальный прототип. Но самое худшее даже не в этом. Кузов самосвала откровенно мал по размеру. Размеры «тяжелой» китайской платформы меньше размеров «легкой» платформы старого образца казанского КамАЗ-5511! Кабина самосвала у Bauer оказалась заметно шире платформы! Единственное преимущество – у китайцев отлично получилась лестница, ведущая на козырек, которую никогда не делали в Казани…

То же самое можно сказать о «миксере». Установка вроде неплохая, только вращающийся барабан маловат по размеру. Основные узлы бетоносмесителя, кажется, тоже маленькие.

Казанский и китайский самосвалы

У фургона кузов просто взят от одной из модификаций «Бычка» – в жизни меньшего по размеру автомобиля. Но на очень короткое шасси он встал отлично. У автопоезда-фургона узковат кузов полуприцепа. По размерам более-менее похожи на правду только бензовозы – как одиночная автоцистерна, так и автопоезд.

Знатоки дают очень интересное объяснение. Оказывается, кузова самосвала и «миксера» и некоторые элементы шасси производитель просто заимствовал у малоизвестных в России моделей грузовиков, предположительно Nissan и Samsung. Причем это были модели не в масштабе 1:43, а соответствующие размерности 1:50! Вот почему кузова такие маленькие! Кузов фургона, понятно, взяли от освоенного ранее «Бычка».

Те, для кого главное в модели реалистичность воспроизведения деталей, может, и откажутся от покупки этих грузовичков. Любители всевозможных «конверсий» уже мастерят причудливые гибриды из деталей, взятых от казанских и китайских моделей. А средний неизбалованный коллекционер, пожалуй, махнет рукой: «сойдет и так», – и поставит эти машинки в свою коллекцию. Пусть стоят – хлеба не просят.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

№ 377: Тачка



№ 377:
ТАЧКА


Джон Х. Линхард

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 377.

Сегодня давайте закончим изобретать тачку.
Инженерный колледж Хьюстонского университета
представляет эту серию о машинах, которые делают
наша цивилизация управляется, и люди, чьи
изобретательность создала их.

Вы когда-нибудь задумывались о
история тачки? Ну, не волнуйся,
я тоже. Потом я обнаружил, что это, как и любой
технологии в обычном, есть что рассказать.
Запад очень медленно изобретал тачку.
Мы не находим свидетельств до 1220 года нашей эры.
в самом странном месте. Средневековый витраж был
использовал, чтобы рассказать простым людям о вещах
небесный. Это стекло должно было говорить на языке
жесткого знакомого мира. Итак, самый ранний из известных
Европейская тачка блестит от запятнанного
стеклянное окно в Шартрском соборе.

Но тачки у китайцев были тысячелетиями.
Они прославляют полумифического изобретателя по имени Ко.
Ю. Мы не знаем, когда он жил, но сначала читаем
о нем в первом веке до нашей эры. С тех пор
Китайцы превратили тачки в огромные
разнообразие. Они использовали их для всех видов задач.

Это может помочь рассмотреть, что такое тачка
является. Он сочетает в себе преимущества колеса
и рычаг. Нагрузка сосредоточена сразу за
одно колесо. Таким образом, вам нужно будет поднять только
малая часть нагрузки. Две ручки дают
близости контроля у вас нет с
четырехколесная тележка. Если у вас нет черновика
животное, это дешевая и эффективная замена. Если
вам когда-нибудь приходилось использовать тачку, вы знаете, что это
легко с грузом в нужном месте. Может быть
изнурительно, когда нагрузка слишком далеко позади
рулевое колесо.

Китайские войска первыми применили
тачка. Это давало им такое преимущество в
перемещение товаров, что это держалось в секрете. Ранний китайский
писанины говорят о тачках в коде. «Ко Ю»,
один древний текст говорит нам, «построил деревянного козла и
ускакал на нем в горы».
тачка с ручками спереди «деревянный вол».
Один с ручками сзади был «планирующей лошадью».

Давным-давно китайцы изобрели тачки с
паруса. Это был не праздный эксперимент. Парусный
тачки получили развитое и широкое распространение
технологии. И паруса были идеальными миниатюрами
из тех, что используются на барахле.

А мы со всеми нашими хвалеными технологиями еще
строить тачки с изяществом, балансом,
разнообразие и особенности тех, что в Китае. те
в наших хозяйственных магазинах по сравнению с ними драндулет.
Мы ни разу не догнали китайцев в этом
простая на вид, но очень сложная технология.

Я Джон Линхард из Хьюстонского университета.
где нас интересует, как изобретательные умы
Работа.


(Музыкальная тема)


Темпл, Р., Гений Китая . Новый
Йорк: Touchstone Books, Саймон и Шустер, 1989, стр.
84-86, 195-196.

Я сделал этот эпизод в начале 1990 года на основе приведенного выше источника Храма.
Гораздо позже Майкл Уокер написал, чтобы указать на греко-римское использование
тачка на три века раньше этих китайских тачек. Его источники
включена статья 1994 года MJT Lewis, The Origins of the Wheelbarrow.
Технологии и культура, Том. 35, № 3 (июль 1994 г.), стр. 453–475.
Оглядываясь назад, это вряд ли удивительно.
О любой столь полезной машине приходилось думать в разное время и в разное время.
места, хотя китайские тачки двухтысячелетней давности были
безусловно, очень четко сформулированы и широко используются.


Двигатели нашей изобретательности
Copyright © 1988-1997 Джон Х.
Линхард.


Предыдущий
Эпизод
| Поиск эпизодов |
Индекс |
Дом |
Далее
Эпизод

№ 324: Китайская сейсмология



№ 324:
КИТАЙСКАЯ СЕЙСМОЛОГИЯ


Джон Х. Линхард

Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 324.

Сегодня потрясающее изобретение, намного старше, чем
мы бы подумали. Колледж Университета Хьюстона
Engineering представляет серию о машинах
которые заставляют нашу цивилизацию работать, а людей
чья изобретательность создала их.

Мы сталкиваемся со странной проблемой, когда
мы ищем происхождение наших самых умных машин.
Столько всего придумали в Китае и так и не пропахали
в любом направлении знания. Так много
впечатляющая человеческая изобретательность была вложена в
различные китайские королевские дворы, а затем забыты.
Так было и с сейсмографией.

«Китай всегда страдал от землетрясений».
отмечает историк Роберт Темпл. Некоторые из них,
как великое землетрясение 1556 года, были просто ужасны.
Он убил 800 000 человек. Вниз через
тысячелетия китайцы оставили очень хорошие записи
тех бедствий.

Так случилось, что Чанг Хэн, королевский астроном
Династия Хань изобрела точный сейсмограф в нашей эры.
132 — за 1600 лет до того, как это сделал кто-либо на Западе. Это
представлял собой большую бронзовую урну с восемью драконьими головами.
глядя вовне в восьми направлениях. Каждый дракон
держал во рту мяч. Вокруг основания г.
урна, под каждым драконом сидела лягушка с пастью
открытым.

В урне был спрятан изящный перевернутый маятник.
Малейшая сейсмическая рябь двигала его. качание
маятник постучал по механизму, который сместил один из
мячи. Мяч выпал изо рта
дракон в пасть лягушки внизу. Он приземлился
громким лязгом, возвестившим о землетрясении.
Зная, какую лягушку кормили, можно было сказать,
направление землетрясения.

Члены суда посчитали, что устройство вышло из строя
когда однажды прозвучал сигнал тревоги, и они почувствовали
ничего такого. Сомнение превратилось в удивление через несколько дней
потом. Посланник прибыл из города в 400 милях
далеко, чтобы сообщить, что он подвергся нападению со стороны
землетрясение.

Китайские писания говорили о Чжан Хэне.
сейсмограф и ему подобные до монголов
захватили Китай. После этого он исчез, как будто
никогда не было. Был изобретен следующий сейсмограф
во Франции в 1703 году. Но сейсмография действительно началась
снова вверх — и с маятниковыми устройствами — только 130
много лет назад.

Китайская сейсмография не была чем-то новаторским.
одноразовый изобретатель. Чан Хен был великолепен. Он
описал круглую землю в бесконечном пространстве. Он
изобрел линии долготы и широты.
Китайцы называли это «забрасыванием сети через
Земля.»

И почему такой блеск так плохо запоминается?
Вероятно, это потому, что такие люди, как Чан Хэн,
так крепко привязаны к своим покровителям. Они не
принадлежат к одним и тем же свободным, открытым сообществам
свободно перемещающиеся ученые, распространяющие знания
так эффективно на Западе.

© 2021 Scientific World — научно-информационный журнал