Содержание
Небесная империя: от пороха до лунной базы Во 2 веке китайцы изобрели первые ракеты
Первую ракету изобрели китайцы. «Огненная стрела», применяемая со 2-3 века н.э. — это бумажная трубка, заполненная порохом (как бумага, так и порох изобретены в Поднебесной империи) и привязанная к обыкновенной стреле. Лучник поджигал порох в трубке и пускал примитивную ракету из лука. Пороховой заряд увеличивал дальность полета до 300 метров (на 100 метров дальше обычной), оперение обеспечивало устойчивость в полете, а попав в цель, оружие не только пробивало ее, но и поджигало. У китайских воинов имелось тяжелое реактивное оружие аналогичной конструкции — «копья яростного огня».
Впрочем, место и время изобретения пороха и ракет (так же, как бумаги с шелком), оспаривают многие историки. Точно можно сказать, что в 15 веке у китайцев уже были ракеты, поскольку в хрониках того времени описан полет мандарина Ван-гу на небеса. Вельможа построил странный агрегат — сидение, прикрепленное к двум коробчатым воздушным змеям и обвешанное сорока семью пороховыми ракетами. Слуги одновременно подожгли ракеты, и… отчаянный энтузиаст взлетел на небо в прямом и переносном смысле. Можно смеяться над подвигом «первого китайского космонавта», но тот действительно вошел в историю освоения космоса — именем Ван-гу назван кратер в самом центре обратной стороны Луны.
Отец китайской космонавтики
Основатель китайской космонавтики Цзэн Ху-шэн родился в 1911 году. В 1935 он отправился на учебу в Соединенные Штаты Америки, где заинтересовался исследованиями реактивного движения и довольно быстро вошел в число ведущих ученых в области космонавтики. В 1938 Ху-шэн стал одним из основателей JPL — главной космической лаборатории США. В 1945 году ему поручили задание государственной важности — собрать и вывезти из оккупированной Германии все материалы по ракетной программе рейха, с которым он превосходно справляется. Ху-шэн первым из представителей Нового света встретился с отцом германской ракеты Вернером фон Брауном и вывез его в Штаты. В 1949 году китаец разработал так называемый «Космоплан Цзэна». Этот проект затем лег в основу американской программы «Спейс шатл». В Китай, где как раз шла культурная революция Мао Цзэдуна, ученый возвращаться не хотел, но и американские расизм, маккартизм и антикоммунизм ему тоже не нравились. В 1950 году ФБР помещает известного ученого, гражданина США и члена коммунистической партии Цзэна Ху-шэна под домашний арест. В 1955 году в результате международных переговоров президент США Эйзенхауэр отдает китайского ракетчика КНР.
Вернувшись на родину, Ху-шэн в 1956-1960 годах работал по советско-китайской программе передачи ракетно-ядерных технологий и обучению китайских студентов в вузах СССР. Затем отношения между странами прервались, но накопленный опыт позволил КНР испытать в 1961 году собственную версию советской баллистической ракеты Р-2, которая в свою очередь была почти полностью скопирована с немецкой «Фау-2», а в 1966-м — поставить на вооружение межконтинентальную баллистическую ракету. Политическая борьба эпохи культурной революции тормозит ракетные исследования. Большое везение для КНР, что Ху-шэн в те годы вообще остался жив. Тем не менее, в 1970-м удалось запустить первый китайский спутник «Донгфангхонг — 1» («Красный Восток — 1»). Следующие 10 лет конструктор разрабатывал пилотируемый космический корабль, а в мае 1980-го успешно испытал беспилотный прототип, но в декабре правительство прекратило финансировать национальную космическую программу — государственная казна была пуста. Полеты возобновились только в 1985-м. К этому времени китайские инженеры усовершенствовали ракету-носитель «Чанчжэн» («Великий поход»), с помощью которой стали запускать в космос не только собственные аппараты, но и коммерческие спутники иностранных государств. К октябрю 2000 года КНР запустила 47 аппаратов (доля успешных запусков — более 90%).
- Сегодня в распоряжении КНР три космодрома (Цзюцюань, Сичуань, Тайюань) и аппараты следующих типов:
- Автоматические корабли с возвращаемой капсулой, которые используются для фотосъемки планеты и научных экспериментов (кроме Китая только США и Россия умеют возвращать грузы с орбиты).
- Невозвращаемые научно-исследовательские спутники.
- Спутники связи (телефония, ТВ).
- Метеорологические спутники, в том числе для предупреждения землетрясений.
- Спутники собственной навигационной системы «Бейду», аналогичной американской GPS и российско-французской КОСПАС-SARSAT (пока «Бейду» работает в экспериментальном режиме).
- Пилотируемые корабли «Шэньчжоу» («Священный челн», другой распространенный вариант перевода — «Волшебная лодка»).
Священный челн
Цзэн Ху-Шэн задумал китайский пилотируемый корабль еще в 1968 году, а первый полет должен был состояться в 1973-м. Однако реальность сдвинула планы на 30 лет. Рывок в пилотируемой программе произошел в 1994 году, когда остро нуждающаяся в деньгах Россия продала Китаю технологии производства корабля «Союз», стыковочного узла, систем жизнеобеспечения и скафандров, а в 1996-м двое китайцев прошли курс тренировок в российском Центре подготовки космонавтов.
20 ноября 1999 года был осуществлен запуск космического корабля «Шэньчжоу-1». Полет был беспилотным, спускаемый аппарат успешно приземлился.
10 января 2001 года стартовал «Шэньчжоу-2″с обезьяной, собакой, кроликом и улитками на борту. Полет длился 7 дней.
25 марта 2002 года КНР запустила «Шэньчжоу-3», орбитальный модуль которого пробыл в космосе полгода.
Полет «Шэньчжоу-4» продлился с 30 декабря 2002 года по 5 января 2003 года.
Инженеры из Поднебесной значительно доработали наш аппарат. Во-первых, «Шэньчжоу» больше по размерам, а плоскости солнечных батарей способны поворачиваться, чтобы постоянно оставаться перпендикулярными солнечным лучам. Во-вторых, его служебный модуль (цилиндрический отсек в носовой части) полностью автономен — собственная система жизнеобеспечения, солнечные батареи и двигатели. Фактически это маленькая орбитальная станция, которую можно оставить в космосе для длительного полета.
- Технические параметры «Шэньчжоу» («Союза»):
- Полная масса — 7,8 тонн (7,25)
- Длина — 8,65 метров (7,48)
- Наибольший диаметр — 2,8 метров (2,72)
- Наибольший размах солнечных батарей — 19,4 метров (10,06)
Пилотируемый полет пятого «Священного челна» был запланирован на 15 октября. Первоначально предполагалась следующая схема полета. Ракета-носитель «Чанчжэн-2Ф» стартует с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая и выведет «Шэньчжоу-5» на орбиту высотой около 200 километров. После 90 минут полета (чуть менее 1 витка) заработает основной двигатель корабля, находящийся в кормовом отсеке, и затормозит «Шэньчжоу». Однако накануне запуска стало известно, что высота орбиты составит 350 километров, а космонавт проведет на орбите около суток и выполнит 14 витков.
После торможения от спускаемого аппарата отделятся орбитальный модуль и двигательный отсек (орбитальный модуль может как сгореть в атмосфере, так и продолжить околоземный полет), а капсула с космонавтом войдет в плотные слои атмосферы со скоростью семь километров в секунду. Аппарат, затормозившийся в результате трения о воздух, на высоте 40 километров раскроет парашют и приземлится во Внутренней Монголии. Читателям Виктора Пелевина известно, что Внутренняя Монголия, в чьих песках завершили свои похождения Петька с Чапаевым — место, «куда попадает человек, которому удалось взойти на трон, находящийся нигде». На самом деле, это просто равнинный сельскохозяйственный район в Северном Китае, принадлежавший до середины 17 века монгольским князьям. Космодром Цзюцюань тоже расположен во Внутренней Монголии.
Хотя «Священный челн» рассчитан на троих, в первый полет отправится только один из 12 членов китайского отряда космонавтов (тайконавтов, как их называют на Западе, или юаньгуаней — на родине). Кстати, весь отряд, как на подбор, не более 170 сантиметров роста и 64 килограммов веса. Первые советские и американские космонавты тоже подбирались таким образом, чтобы помещаться в маленькие корабли.
Претендентов на роль китайского Гагарина трое — Ян Ливэй, Чжай Чжиган и Нье Хайшэнь. Наиболее вероятный кандидат — Ливэй. Во время заключительного отбора он по ряду тестов уступил Чжигану, но превзошел его по психологической устойчивости. Ливэй и Чжиган уроженцы северного Китая, в то время как Хайшэнь — южанин. Ян Ливэй родился в 1965 году в семье экономиста и школьной учительницы, после окончания средней школы в 1983 году поступил на службу в ВВС Китая, в 1990 году женился, в 1993 прошел отбор в отряд космонавтов. Со слов родственников и друзей, Ян всегда отличался отменным здоровьем, любил спорт и, несмотря на невысокий общий балл в школе, ему хорошо давались естественные и технические предметы.
Фантастика в чертежах
- Планы КНР по освоению космоса не просто впечатляют — они заставляют остальные космические державы рыдать:
- 2004 — Отработка на кораблях «Шэньчжоу» стыковки, маневрирования и выхода в открытый космос.
- 2005 — Пилотируемая орбитальная станция (аналог летающей сейчас Международной космической станции), полет к Луне автоматической станции.
- 2011 — Луноход.
- 2012 — Доставка лунного грунта на Землю.
- 2016 — Пилотируемый облет Луны.
- 2020 — Двухместный аэрокосмический самолет, высадка космонавтов на Луну.
- 2030 — Обитаемая лунная база.
Таким образом, к 2020-2030 году КНР планирует не только догнать РФ и США в освоении космоса, но и перегнать их. Тогда Китай можно будет спокойно переименовать из Поднебесной империи в Небесную. Конечно, от планов до их воплощения в реальность — не одна тысяча ли. Но уже сейчас китайские планы вынудили американцев задуматься о том, как бы не отстать в космической гонке. Официальные представители НАСА заявили о том, что ведут разработки ядерного двигателя, аэрокосмического самолета (старт и посадка на обычном аэродроме), хотят возродить лунную программу, отправить людей на Марс и даже послать экспедицию из 200 человек за пределы Солнечной системы. Планы обеих держав попахивают фантастикой, но по крайней мере — научной. Остальные государства, в том числе и Россия, даже мечтать о подобном не могут.
Впрочем, рядовые обитатели державы с пятым в мире ВВП о своих космических перспективах отзываются сдержанно.
«Для китайцев — по крайней мере тех, кто живет в Шанхае — все это не очень важно», — заявила корреспонденту Ленты.Ру жительница города. Китайцы и без космоса знают, что их страна — передовая в научно-техническом отношении, да и людей в космосе побывало уже очень много. ТВ о предстоящем полете рассказывает мало и сдержанно, возможно опасаясь неудачи. Несколько лет назад на стартовой площадке взорвалась ракета, и погибли 6 человек, так что там знают, что во время запуска всякое может случиться. Тем не менее, шанхайцы уверены, что все пройдет хорошо.
Николай Дзись-Войнаровский
Модель КамАЗа от китайского производителья, известного под марками Сararama и Bauer
С. Ионес, фото автора
Несколько месяцев назад, когда китайский производитель, известный под марками Сararama и Bauer, выпустил неплохую модель российского грузовика «Бычок» ЗИЛ-5301, продавцы масштабных моделей поговаривали, что в ближайшее время та же фирма представит модель КамАЗа.
«Миксер», который в России не выпускали |
Зачем китайцам выпускать КамАЗы? Модели «Бычка», легковых «Калины», «Шеви-Нивы» и «Хантера» в России не делает никто, а модели КамАЗов много лет выпускает казанское предприятие «Элекон». Зачем фирме Bauer понадобилось повторять то, что давно производят в России?
Но продавцы утверждали, что Китай собирается выпустить другую модель КамАЗа. У КамАЗа от Bauer будет кабина нового образца, а в семейство китайских КамАЗов войдут модификации, отсутствующие в модельном ряду «Элекона», например бетоносмеситель, в обиходе называемый «миксером». И вот новое произведение китайских моделистов вышло на рынок и заполонило полки магазинов и ларьков…
Грузовички получились яркие, нарядные. Сначала вышли четыре модификации одиночной машины: фургон-контейнер, самосвал, бетоносмеситель-«миксер» и автоцистерна. Примерно через месяц появились седельные тягачи. Один с полуприцепом-«фурой», другой с цистерной.
В самом деле, у основных моделей казанского КамАЗа «старая» кабина годов 1970–1980-х, а у китайского – современная с высокой крышей, «спальником» и фарами, перенесенными с облицовки на бампер. Правда, высокая кабина со «спальником» встречалась на нескольких модификациях полноприводного «элеконовского» грузовичка, а фары на бампере уже были на двухосном казанском КамАЗ-5325.
Бензовоз. Цистерна от иностранной модели КамАЗу «к лицу» |
Но все же у китайского грузовичка есть особенности кабин современного выпуска, отсутствующие у казанских моделей: панели боковин «спальника» нового образца, обтекатели на передних углах кабины, фирменная надпись на облицовке со сдвинутыми вместе, а не разнесенными буквами. Плюс нарисованы невиданные у «Элекона» шильдики на дверях, надписи «Euro 2» и «260 TURBO» на передней панели, помимо трех огоньков автопоезда воспроизведены габаритные фонарики на краях крыши. На бампере намечены буксирные проушины, неплохо получились прямоугольные фары типа ВАЗ-2105. После «Бычка» уже не шокируют «прилипшие» к кабине зеркала – признак «упрощенной» технологии. Отдельные зеркала на ножках «Элекона» делают модель более совершенной и дорогой.
Самое время сопоставить размеры казанской и китайской кабин. Пусть модификации разные, проем ветрового стекла, панель псевдокапота и двери должны быть примерно одинаковыми по размеру: основные штампы при производстве настоящего КамАЗа не менялись. Здесь поджидает первый сюрприз. Проем ветрового стекла, псевдокапот и облицовка у китайцев получились намного шире, чем у казанской модели. Как и вся кабина. Если поставить российскую и китайскую модели рядом, сразу виден различный наклон передних стоек. В общем, та же неточность, что у ЗИЛ-130 из Каменец-Подольского и ЗИЛ-131 от «Элекона»: кто-то из производителей капитально просчитался в размерах. В данном случае ошиблись китайцы.
Еще в начале 1980-х «Элекон» выпустил три типа шасси КамАЗа с различной длиной базы. Лет 10 спустя в Казани освоили две разные модели полноприводных шасси. Потом количество моделей шасси увеличилось. Российский производитель не экономил. У всех модификаций китайского КамАЗа одинаковое шасси с одинаковой длиной базы. Производителю так удобнее: меньше затрат на освоение производства. Длина базы странная – короче, чем у казанского бортового КамАЗ-5320, и длиннее, чем у самосвала КамАЗ-5511. Кроме того, у китайского грузовичка база задней тележки заметно меньше, чем у казанского. В целом шасси проработано на удовлетворительном для дешевой модели уровне. Лонжероны рамы и основные агрегаты «объемные», а не нанесенные на плоскую панель, как у ранних моделей «Элекона».
У автопоезда цистерна с «зеркальным» покрытием |
Вопрос в том, соответствует ли компоновка шасси модели компоновке шасси настоящего автомобиля. Допустим, картеры двигателя, коробки передач, мостов, рессоры и карданные валы у китайского КамАЗа «на своих местах». Глушитель тоже как будто где положено – с левой стороны, за топливным баком. Вызывает сомнение навеска, расположенная в пределах базы, с внешней стороны рамы. Эти детали на китайском грузовичке выделяются серебристой окраской на фоне черного шасси.
У большинства настоящих КамАЗов современного выпуска слева почти всю длину базы занимает топливный бак, а справа находятся аккумуляторный ящик и ресиверы тормозной системы. Что же мы видим у китайских моделей?
Справа на раме стоит большой короб, размерами и формой мало похожий на ящик для аккумуляторов. Позади него какой-то миниатюрный ящичек, отлитый вместе с лонжероном. Слева есть бензобак, но неестественно короткий. А главное, перед баком меньший по размеру отсек.
Такой маленький короб можно принять за ящик для аккумуляторов. На этом месте аккумуляторный ящик стоит у тех полноприводных КамАЗов, у которых два бензобака – один слева, другой справа. Кстати, это отражено в соответствующих моделях «Элекона». Только данный КамАЗ не полноприводный, да и короб на правой стороне не похож на второй бак. Может, это масляный бачок питания самосвальной гидравлики? Именно так, слева, впереди топливного бака он расположен у низкорамного самосвала на двухосном шасси КамАЗ-43225. Но модель воспроизводит трехосный и совсем не низкорамный вариант… Да и зачем нужен бачок гидравлической системы самосвала на фургоне и цистерне?
У фургонов КамАЗ и «Бычок» одинаковые кузова |
Китайские колеса с серебристыми дисками красивее, но неправдоподобнее черных казанских. У тех модификаций настоящего КамАЗа, у которых колеса дискового, а не бездискового типа, 10 шпилек крепления диска к ступице. У китайской модели на колесе только 8 шпилек, как будто это колесо ЗИЛа. А протектор шин в Китае проработан реалистичнее.
Жаль, что ни в Казани, ни в Китае так и не сделали открывающихся дверей кабины. Зато у любого КамАЗа в масштабе 1:43 опрокидывается кабина, открывая доступ к мотору. А что выдумали китайцы?! Кабина их модели откидывается вместе с передним бампером! Вы когда-нибудь видели такое у настоящего грузовика? Следующий сюрприз ждет под кабиной. Китайский КамАЗ «оснащен»
V-образным 6-цилиндровым двигателем! Словно на него какой-то ремонтник зачем-то установил мотор ЯМЗ-642 от КАЗ-4540.
Однако самая странная деталь китайских грузовичков – это надстройки. Кузов самосвала – скорее «собирательный образ» нескольких моделей тяжелых самосвалов на камских шасси, чем копия какой-то модели. В любом кузове «Элекона», в отличие от Bauer, всегда легко узнать реальный прототип. Но самое худшее даже не в этом. Кузов самосвала откровенно мал по размеру. Размеры «тяжелой» китайской платформы меньше размеров «легкой» платформы старого образца казанского КамАЗ-5511! Кабина самосвала у Bauer оказалась заметно шире платформы! Единственное преимущество – у китайцев отлично получилась лестница, ведущая на козырек, которую никогда не делали в Казани…
То же самое можно сказать о «миксере». Установка вроде неплохая, только вращающийся барабан маловат по размеру. Основные узлы бетоносмесителя, кажется, тоже маленькие.
Казанский и китайский самосвалы |
У фургона кузов просто взят от одной из модификаций «Бычка» – в жизни меньшего по размеру автомобиля. Но на очень короткое шасси он встал отлично. У автопоезда-фургона узковат кузов полуприцепа. По размерам более-менее похожи на правду только бензовозы – как одиночная автоцистерна, так и автопоезд.
Знатоки дают очень интересное объяснение. Оказывается, кузова самосвала и «миксера» и некоторые элементы шасси производитель просто заимствовал у малоизвестных в России моделей грузовиков, предположительно Nissan и Samsung. Причем это были модели не в масштабе 1:43, а соответствующие размерности 1:50! Вот почему кузова такие маленькие! Кузов фургона, понятно, взяли от освоенного ранее «Бычка».
Те, для кого главное в модели реалистичность воспроизведения деталей, может, и откажутся от покупки этих грузовичков. Любители всевозможных «конверсий» уже мастерят причудливые гибриды из деталей, взятых от казанских и китайских моделей. А средний неизбалованный коллекционер, пожалуй, махнет рукой: «сойдет и так», – и поставит эти машинки в свою коллекцию. Пусть стоят – хлеба не просят.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
№ 377: ТАЧКА Джон Х. Линхард Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 377.
|
№ 324: КИТАЙСКАЯ СЕЙСМОЛОГИЯ Джон Х. Линхард Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 324.
|