Нк 33 ракетный двигатель: ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, WEAPONS OF THE FATHERLAND. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО ОРУЖИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ. INFORMATION RESOURCE ON WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, WEAPONS OF THE FATHERLAND. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПО ОРУЖИЮ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКЕ. INFORMATION RESOURCE ON WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33

LIQUID ROCKET ENGINES NK-33

04.03.2016

На испытательной площадке самарского предприятия ПАО «Кузнецов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), успешно прошли приемо-сдаточные испытания ракетного двигателя НК-33 для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в».
Двигатель отработал на испытательном стенде положенные 40 секунд, замечаний к работе изделия нет, сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу предприятия.
«Мы рассчитываем, что НК-33 с его возможностью многоразового использования, отвечающие современным требованиям показатели удельного импульса тяги и удельного веса, а также надежность, подтвержденная многократными стендовыми и летными испытаниями, будут востребованы в рамках различных проектов», – сказал исполнительный директор ПАО «Кузнецов» Николай Якушин.
НК-33 – это пятый летный двигатель, предназначенный для новых ракет-носителей «Союз-2.1в». В ближайшее время он будет отправлен заказчику в самарский РКЦ «Прогресс».
По информации ПАО «Кузнецов», в данных испытаниях полный технологический процесс подготовки ракетного двигателя был осуществлен без привлечения сторонних подрядчиков. Собственные мощности, необходимые для заправки трубопроводов ПГ-2, которые используются при запуске системы зажигания двигателя НК-33, были утрачены на предприятии более 40 лет назад. Сейчас данный тип производства полностью восстановлен за счет собственных средств, что позволило замкнуть цикл производства и испытания НК-33 на одной площадке. В последний раз испытания двигателя НК-33 проводились в феврале 2015 года.
Ростех

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В»

19.06.2018

Компания «С7 Космические транспортные системы» (S7 Space, входит в S7 Group) планирует построить в Самаре завод по производству ракетных двигателей НК-33, для чего намерена выкупить у «Объединенной двигателестроительной корпорации» необходимые для этого производственные мощности, заявил гендиректор «С7 Космические транспортные системы» Сергей Сопов.
В 2016 году S7 Group объявила о покупке проекта «Морской старт» — пусковой платформы Odyssey, командного судна, наземной инфраструктуры в американском порту Лонг Бич. С пусковой платформы возможно проведение стартов ракет «Зенит», а в перспективе – новой российской ракеты «Союз-5″. Ранее в компании неоднократно критиковали проект «Союз-5″ за применение устаревших технологий и настаивали на необходимости разработки многоразового носителя. В планах S7 Space — совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет.
Суммарные затраты на возобновление производства ракетных двигателей оцениваются в 300 миллионов долларов. «Сюда входит производство не только НК-33 и НК-43, но также системы управления, которую мы тоже хотели бы делать самостоятельно», — рассказал Сопов.
По его словам, на строительство завода и восстановление производства уйдет 5-6 лет. До этого момента, чтобы не дожидаться новых двигателей, планируется использовать имеющиеся на хранении 36 двигателей НК-33 и НК-43. «Это позволяет нам начинать программу летных испытаний новой ракеты «Союз-5SL», не дожидаясь запуска серийного производства модернизированных НК-33 и НК-43″, — заключил Сопов.
РИА Новости

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″

12.04.2019
В САМАРЕ УСТАНОВЛЕН МОНУМЕНТ РАКЕТНОМУ ДВИГАТЕЛЮ НК-33

В Самаре прошла торжественная церемония открытия монумента жидкостному ракетному двигателю НК-33, созданному в ОКБ ПАО «Кузнецов» для советской «лунной» программы в 1960-е годы. Открытие монумента, представляющего собой полноразмерный макет двигателя, приурочено ко Дню космонавтики и 50-летию первого пуска «лунной ракеты» Н1-Л3.
В настоящее время модифицированный двигатель НК-33А используется в качестве двигателя первой ступени в ракете-носителе легкого класса «Союз-2.1в» производства АО «РКЦ «Прогресс».
В церемонии открытия монумента приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов, сотрудники и ветераны самарского предприятия ОДК.
«Этот монумент – дань уважения созданной Николаем Дмитриевичем Кузнецовым конструкторской школе, разработавшей уникальный двигатель НК-33, который и в XXI веке успешно обеспечивает запуски ракет-носителей, – заявил генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов. – Сегодня названное в честь легендарного конструктора предприятие выполняет производственные программы государственной важности, ведет перспективные разработки в области двигателестроения».
«Мы устанавливаем не просто монумент НК-33, а фактически памятник целой славной эпохе в истории «Кузнецова», – отметил заместитель генерального директора – управляющий директор ПАО «Кузнецов» Алексей Соболев. – Сегодня перед нашим предприятием стоят масштабные задачи. Это не только восстановление производства газотурбинных двигателей, необходимых Родине, но и разработка перспективных продуктов».
Главный конструктор Инженерного центра ПАО «Кузнецов», доктор технических наук Валерий Данильченко акцентировал внимание на характеристиках двигателей НК-33, благодаря которым состоялась их интеграция в современные космические проекты:
«Несмотря на то, что изделия создавались в конце 1960-х – 1970-е гг., в работе использовались передовые конструктивные решения, обеспечивающие высокую надежность, – отметил Валерий Данильченко. – НК-33 является самым надежным из всех существующих двигателей, работающих на керосине и жидком кислороде, и имеет максимальное отношение тяги к массе. В настоящее время модифицированные двигатели НК-33 получили новую жизнь — они успешно применяются на ракетах-носителях легкого класса «Союз-2.1в».
К торжественному событию был приурочен праздничный концерт, посвященный Дню космонавтики. Программа мероприятия, состоявшегося в ДК «Чайка», включала награждение лучших работников и ветеранов предприятия. Им вручены награды Министерства обороны РФ, губернатора Самарской области, АО «ОДК» и ПАО «Кузнецов».
Монумент «Ракетный двигатель НК-33» в качестве одной из достопримечательностей Самары включен в проект «Виртуальная прогулка», созданный компанией МТС к Чемпионату мира по футболу-2019. Текст и аудиогид, рассказывающие об НК-33 и его создателе, генеральном конструкторе, академике Николае Кузнецове, вошли в интерактивный маршрут по Самаре на сайте izi.travel и доступны на русском и английском языках жителям и гостям города. Автор идеи установки монумента легендарному двигателю – д.т.н. Сергей Павлинич.
НК-33 – жидкостный ракетный двигатель, созданный ОКБ Н.Д. Кузнецова по постановлению Совета Министров СССР от 13 мая 1959 г. Двигатель спроектирован для первой ступени ракетно-космического комплекса тяжелого класса Н1, предназначавшегося для полета человека на Луну. Появление НК-33 стало техническим прорывом в отечественном ракетном двигателестроении. Он создан на стыке авиационных и космических технологий по замкнутой схеме на экологически чистых компонентах – керосин и жидкий кислород. Главное его преимущество – минимальный вес относительно тяги. По параметру экономии топлива он соответствует сегодняшним техническим требованиям.
Объединенная двигателестроительная корпорация

ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33

Двигатель разрабатывался в 1960-е годы для реализации советской лунной программы.
НК-33 (11Д111) — жидкостный ракетный двигатель, разработан СНТК им. Н.Д. Кузнецова на базе двигателя НК-15, устанавливавшегося на 1-й ступени ракеты-носителя Н-1. После четырёх испытательных полётов Н-1, завершившихся авариями, работы по ней были прекращены, несмотря на то, что была изготовлена следующая ракета с установленными двигателями НК-33, отличавшимися возможностью проведения многократных огневых испытаний и увеличенным ресурсом. Некоторые экземпляры НК-33 наработали в общей сложности до 14 тыс. секунд.
Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении наракете-носителе Н-1 для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.
Серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. М.В. Фрунзе (ОАО «Моторостроитель») в кооперации с рядом других куйбышевских заводов. Всего изготовлено более 120 серийных двигателей НК-33 и НК-43. Каждый двигатель проходил контрольно-сдаточные испытания (КСИ).
В СНТК находятся на хранении 53 двигателя НК-33, из которых 46 могут быть подготовлены к товарным поставкам, и 16 двигателей НК-43.
10 апреля 1991 года на Международной выставке «К звёздам» (г. Москва), посвящённой 30-летию полёта Юрия Гагарина в космос, впервые открыто экспонировались ЖРД НК-33 и НК-31. Двигатели вызвали большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов.
С середины 1990-х гг. прорабатываются различные проекты РН с использованием НК-33: «Ямал», «Аврора», «Воздушный старт» и ряд других. Наиболее реальным считается применение ЖРД в составе РН «Союз-1» и «Союз-2-3» (НК-33, НК-33-1) и «Полет» (НК-43М, НК-33-1).
Работы по возрождению двигателя НК-33 с того времени идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в». Первый успешный старт ракеты-носителя «Антарес» с использованием двух НК-33/Aj26 состоялся в США 22 апреля 2013 года, второй – 18 сентября 2013 года, третий – 9 января 2014 года.
28 декабря 2013 года состоялся успешный запуск российской ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».
В апреле 2012 года по программе межведомственных испытаний проведены огневые испытания модифицированного ЖРД НК-33. Двигатель проработал без замечаний 560 с. и будет использоваться в качестве маршевого двигателя для первой ступени ракеты-носителя лёгкого класса «Союз-2-1в».
В июне 2012 года огневыми испытаниями модифицированного двигателя НК-33 №1154913106 длительностью 220с успешно завершена программа ускоренных климатических испытаний (УКИ), проведённых в период с июня 2011 г. по июнь 2012 г., общей длительностью огневых испытаний 300с. Программа подтвердила возможность эксплуатации модифицированных двигателей НК-33 из товарного резерва в течение последующих 7,5 лет.
2013 год стал для ОАО «Кузнецов» ключевым с точки зрения реализации работы по восстановлению серийного производства ЖРД НК-33.
Двигатель НК-33 создавался коллективом предприятия под руководством Генерального конструктора Н.Д. Кузнецова в конце 60-х – начале 70-х годов для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес к тяге. В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Созданную партию НК-33 было приказано уничтожить.

МОДИФИКАЦИИ:
• НК-33-1 — разработанная СНТК им. Н.Д. Кузнецова модификация двигателя НК-33. Планируется применение этой модификации на второй ступени ракеты-носителя «Союз-2-3» (ранее РН «Аврора»). Эта модификация, в отличие от базового НК-33, имеет узел управления вектором тяги (карданный шарнир для отклонения камеры) и выдвигающийся насадок для оптимизации степени расширения сопла на высоте больше 10 км.
• НК-33А – модификация двигателя НК-33, производство которой планируется для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков. В апреле 2012 года завершены межведомственные испытания двигателя НК-33А.
• AJ-26 — семейство разработанных компанией Аэроджет и лицензированных в США модификаций двигателя НК-33 (AJ26-58, AJ26-62) для использования на американских ракетах-носителях (в том числе Антарес), создаваемых путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, проверки двигателя на совместимость с производимым в США топливом, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги (аналогично НК-33-1)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стартовая масса 360 т
Компоненты топлива:
— окислитель жидкий кислород
— горючее керосин
Тяга:
— у Земли 154 Тс
— в пустоте 171,475 Тс
Общий ресурс 365 с
Удельный импульс тяги:
— у Земли 297,23 с
— в пустоте 331 с
Расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель в т. ч.:
— горючего 147 кг/с
— окислителя 376 кг/с
Масса двигателя:
— сухого 1240 кг
— залитого 1393 кг
Габариты двигателя:
— высота 705 мм
— диаметр среза сопла 1490,5 мм

Источники: www.kuznetsov-motors.ru, www.federalspace.ru, ru.wikipedia.org, back-in-ussr.info и др.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США)
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2. 1В»
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХТЯЖЁЛОГО КЛАССА Н-1
ОАО «КУЗНЕЦОВ»

Двигатель «НК-33» | izi.TRAVEL

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Двигатель НК-33
Перед вами жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракеты Н-1, предназначенной для высадки человека на Луну.
В Куйбышеве были разработаны и созданы жидкостные ракетные двигатели многоразового применения НК-33 для ракетного комплекса Н-1.
Это однокамерный двигатель закрытого цикла, работающий на паре кислород – керосин c дожиганием окислительного газа. Двигатель выполнен по замкнутой схеме как наиболее энергетически совершенной . Компоновка двигателей с вертикальным расположением турбонасосного агрегата оказалась очень удачной – минимальная масса, малое количество трубопроводов, прочность и устойчивость к воздействию осевых и боковых перегрузок. Тяговооруженность ракеты-носителя была такой, что при отключении одного двигателя на начальном участке траектории полет продолжался. Двигатели, созданные для ракетного комплекса Н-1, до сих пор остаются непревзойденными по соотношению массы и тяги.
Двигатели марки НК (Николай Кузнецов) обязаны своим рождением выдающемуся советскому конструктору авиационных и ракетных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову, чье имя прочно связано с Куйбышевом-Самарой. С 1961 года здесь начинается проектирование двигателей для ракетного комплекса «Н1-Л3». Двигатели НК-33 серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. Фрунзе в кооперации с рядом других куйбышевских заводов.
Уникальные возможности самарского двигателя высоко оценили американские специалисты из компании AeroJet. В середине 90-х годов в Калифорнии были проведены стендовые огневые испытания с целью выяснения возможности использования двигателей НК-33 и НК-45 на американских ракетах «Атлас» и «Дельта».
В настоящее время работы по возрождению двигателя НК-33 идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в». 2013 год стал ключевым с точки зрения реализации работы по НК-33. Большая совместная работа по адаптации НК-33 завершилась успешным стартом американской ракеты-носителя «Антарес» (Antares), построенной компанией Orbital Sciences. На первой ступени «Антареса» стоят расконсервированные и доработанные НК-33, получившие наименование НК-33/AJ-26. По условиям контракта, заключенного в 2008 году с NASA, Orbital Sciences до 2016 года с помощью Antares обеспечит восемь регулярных грузовых рейсов к Международной космической станции.
В российском проекте по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» также используется двигатель НК-33А, который является модификацией изделия НК-33. В конце 2013 года с космодрома Плесецк состоялся первый испытательный старт ракеты-носителя «Союз-2-1в». Время работы двигателя в полете 200 секунд. Весь комплекс — ракета-носитель, блок выведения и полезная нагрузка — были созданы на самарском предприятии «ЦСКБ-Прогресс».
В настоящее время производитель заявил планы восстановления серийного производства ракетного двигателя НК-33 для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков.

Двигатель ракетный НК-33 (14Д15)

Карта сайта

Журнал обновлений сайта

Об этом сайте

Об авторе

Почтовый ящик


ПОДДЕРЖИТЕ ЭТОТ САЙТ!


Связанные страницы:

Союз-1


Поиск деталей:

Автор этой страницы будет признателен за комментарии, исправления и изображения, относящиеся к теме. Пожалуйста, свяжитесь с Анатолием Заком.


Легендарный ракетный двигатель НК-33 (14Д15) изначально был разработан для доставки советских космонавтов к Луне на борту гигантской ракеты Н1. После того, как в 1974 году злополучная лунная экспедиция была прервана, десятки уже изготовленных НК-33 оказались на хранении. На протяжении десятилетий разработчики двигателей искали новую работу для мощной силовой установки. Наконец, в конце первого десятилетия 21 века у НК-33 появился реальный шанс подняться в воздух, на этот раз на американских и российских ракетах. Сообщается, что к 2010 году российское правительство было близко к принятию решения о запуске серийного производства двигателя НК-33.

Предыдущая глава: Ракета N1

От издателя: Пожалуйста, помогите сайту оставаться открытым и актуальным! Темпы нашего развития зависят в первую очередь от уровня поддержки со стороны наших читателей.

Двигатель НК-33

НК-33 стал последней модификацией аналогичного двигателя, разработанного во время Лунной гонки. Как и его предшественник НК-15, этот двигатель будет использоваться на первой ступени ракеты-носителя Н1. По сравнению со своим предшественником НК-33 отличался упрощенными пневматической и гидравлической системами, более совершенными органами управления, модернизированными турбонасосами и камерой сгорания. В двигателе требовалось всего семь интерфейсов со взрывными пиротехническими устройствами вместо 12 на НК-15. Модифицированные интерфейсы облегчили замену деталей при ремонте.

Разработка НК-33 проходила в 1968-1972 годах, когда Н1 проходил неудачную программу летных испытаний. Хотя двигатели НК-33 обвиняли в неудачах N1, с самого начала было ясно, что настоящим виновником фиаско N1 всегда были неадекватные предполетные испытания полностью интегрированной первой ступени с 30 такими двигателями и ее чрезвычайно сложный и громоздкий полет. система контроля. Разработчики НК-33 всегда уверяли, что как самостоятельный двигатель их детище очень надежно и намного опережает свое время. В двигателе использовалась так называемая конструкция с замкнутым циклом, которая позволяла очень эффективно использовать бортовое топливо, тем самым повышая производительность. В то же время относительно низкое давление внутри камеры сгорания гарантировало надежную и безопасную работу двигателя.

С отменой советской операции по посадке на Луну разработчики НК-33 продолжили работу по «женитьбе» двигателя на одной из будущих ракет.

В 1970-е годы в конкурсе на ракету-носитель нового поколения, проводившемся в рамках проекта «Подъем», появились первые предложения по использованию НК-33 на ракетах «Союз», «Протон», а затем еще не разработанной 11К77 («Зенит»). Сообщается, что во время проблемного рождения двигателя РД-171 для «Зенита» НК-33 снова рассматривался для ракеты «Зенит» и ее первой ступени сверхтяжелой ракеты «Энергия».

В начале 1980-х годов НПО «Молния» присматривалось к модификации двигателя НК-33, предназначенной для обеспечения высоких характеристик на большой высоте и получившей обозначение НК-43, для серии предлагаемых авиационных многоразовых систем в рамках проектов 49, 49М. и Бизан. (524)

С окончанием холодной войны НК-33 активно продавался в США как возможный двигатель для будущих версий рабочих лошадок ракет Atlas и Delta. В течение 1995 г. в США было проведено целых пять боевых пусков двигателя с общей продолжительностью горения 411 секунд. В сочетании с испытаниями в России двигатель проработал 492,5 секунды. (145) К сожалению, в течение 1990-х годов все эти надежды на НК-33 ни к чему не привели, как и проект коммерческой многоразовой ракеты-носителя К-1 от компании Kistler Aerospace, которая также присматривалась к двигателю.

В конце концов, НК-33 был принят для американской ракеты Taurus-2 (позже переименованной в Antares), разработанной Orbital Science Corp. Aerojet переименовала двигатель в AJ26-62, планируя установить пару этих силовых установок на первой ступени ракеты. Около 80 уже изготовленных двигателей НК-33 остались на хранении с 19 века.70-е годы. Тем временем Orbital прогнозировала потребность в целых 100 двигателях для проекта Antares (Taurus-2) до 2020 года.

В конце 1990-х вариант двигателя, известный как НК-39, также рассматривался для космического самолета Х-34 и системы RASCAL. Примерно в то же время НК-33 рассматривали и для японской системы Galaxy Express. В России застопорившееся коммерческое предприятие «Воздушный старт» надеялось использовать версию двигателя НК-43 для легкой ракеты «Полет», запускаемой с самолета Ан-124 «Руслан».

Возвращение на Союз

Новые предложения по интеграции НК-33 в семейство кораблей «Союз» появились во второй половине 1990-х годов, когда возобновились работы по созданию ракет-носителей «Ямал», «Онега», «Союз-2-3» и «Союз-3», а также их коммерческих вариант под названием Avrora, который должен был лететь с австралийского острова Рождества в восточной части Индийского океана. Проект провалился из-за отсутствия частных инвестиций и отказа правительства Австралии финансировать предприятие.

В связи с решением Минобороны России о разработке ракеты «Союз-1» с использованием НК-33 пришлось рассмотреть вопрос о возобновлении производства. По словам российских официальных лиц, к середине 2010 года «Рособоронпром», государственная организация, курировавшая производителя двигателей, взяла на себя обязательство возобновить производство НК-33 к 2014–2015 годам. В ноябре 2013 года ОАО «Кузнецов» открыло строительство нового современного здания, предназначенного для расширения производственных возможностей компании. Проект стоимостью 732 млн рублей, в том числе 502 млн, предоставленных Роскосмосом, должен был быть завершен в ноябре 2015 года. Однако в то время в неофициальных сообщениях по-прежнему говорилось, что текущие работы и ближайшие планы по НК-33 сводились лишь к повторной проверке старые двигатели и необходимые обновления сертифицируемого оборудования.

Финансовый прорыв для «Союза-1» и последующих ракет, оснащенных НК-33, наконец, произошел после успешного демонстрационного запуска двигателя-ветерана 2 июня 2008 года. рядом высокопоставленных государственных и военных деятелей, в том числе тогдашним командующим ВКС России генералом Поповкиным. У российских военных, по-видимому, были потенциальные полезные нагрузки для «Союза-1», и они хотели иметь резервную копию для ракет-носителей «Рокот», которые страдали от задержек с производством двигателей для их разгонных блоков. Успешные испытания НК-33 привели к подписанию премьер-министром России Владимиром Путиным постановления правительства о корабле «Союз-1», что вывело проект на новый уровень федеральной поддержки.

НК-33 снова стреляет

1 октября 2009 года двигатель НК-33 проработал 220 секунд на испытательном стенде в Самаре, продемонстрировав максимальные возможности двигателя. Испытания были направлены на демонстрацию возможности использования двигателя в американской ракете Antares (Taurus-2), первый запуск которой ожидался в 2010 году. Представители американской фирмы Aerojet, ответственной за интеграцию НК-33 в Taurus-2 , присутствовали на тесте.

Вместе с американской делегацией за стрельбой наблюдали представители самарского ЦСКБ «Прогресс». Тем не менее, еще одно испытание того же двигателя было запланировано через неделю после замены расходных элементов. Таким образом, он продемонстрирует способность двигателя проводить многократные запуски. Будущие испытания должны были принести пользу как проектам «Антарес» (ранее «Таурус-2»), так и проектам «Союз-1».

Пожар во время испытаний

Всего через пять дней после предыдущей стрельбы 6 октября 2009 года в Самаре состоялись новые боевые испытания двигателя НК-33. Как и прежде, присутствовали представители компании «Аэроджет» и ЦСКБ. Однако через 160 секунд работы сработало аварийное отключение, так как на испытательном стенде возник пожар. Согласно неофициальным сообщениям на форуме Новости Космонавтики , размещенным через четыре дня после аварии, пожар был вызван чрезмерной вибрацией в линии окислителя испытательного стенда, что привело к повреждению насоса окислителя и пожару. В результате аварии стенд не был поврежден, а сам двигатель, судя по всему, не имел технических проблем.

Новая серия испытаний НК-33

Двигатель НК-33 снова заработал 3 марта 2010 года, показывая нормальную работу во время сокращенного 91-секундного испытания, говорится в плакате на форуме Новости Космонавтики . За ним последовал 6 марта 2010 г. еще один запуск, который длился 287 секунд, проверяя полный цикл двигателя. Профиль производительности включал 50 секунд горения при 108 процентах от номинальной тяги двигателя. Третья тестовая стрельба из серии состоялась 12 марта 2010 г. и продолжалась 239 часов.секунды.

24 октября 2011 года ЦСКБ «Прогресс» сообщил, что 15 октября ОАО «Кузнецов» провело боевые испытания двигателя НК-33А для ракеты «Союз-2-1в». В ЦСКБ «Прогресс» сообщили, что в ходе стрельбы была проверена способность двигателя выдерживать попадание посторонних частиц в магистрали подачи окислителя. Второе испытание из серии было проведено 26 октября 2011 года. По данным ОАО «Кузнецов», оба испытания длились 220 секунд, и в магистрали подачи окислителя и топлива были добавлены частицы. Тем не менее, было запланировано еще одно испытание, чтобы расчистить путь к сертификации двигателя для межведомственных испытаний, сообщил ОАО «Кузнецов».

То, что было объявлено четвертым и последним запуском двигателя НК-33А, произошло на заводе Vintay 20 апреля 2012 года. Сообщается, что двигатель работал безупречно в течение 157,7 секунд, зафиксировав в общей сложности 600 секунд во время нескольких тестовых запусков, заявил его производитель. неделю спустя. Тогда представители компании обещали решение межведомственной комиссии о возобновлении серийного производства двигателя в течение полутора месяцев.

15 января 2013 года ОАО «Кузнецов» сообщило, что год начался с успешного проведения сертификационных и приемочных испытаний двигателя НК-33А, предназначенного для летных испытаний ракеты «Союз-2.1в». По сообщению ОАО «Кузнецов», двигатель в течение запланированного времени отработал на испытательном стенде компании, а затем был отправлен на сборочное производство для подготовки к отправке заказчику. Также вечером 22 марта рота провела еще одну стрельбу НК-33А, направленную на отработку команды аварийного отключения, которая прошла успешно. Третье квалификационное испытание состоялось 30 марта 2013 г.

13 августа 2014 года газета Самара Сегодня сообщила, что двигатель НК-33 перед установкой на третью ракету «Союз-2-1в» прошел 40-секундные сертификационные стрельбы.

Дополнительные модификации

В середине 2012 года главный конструктор ОАО «Кузнецов» сообщил, что компания планировала увеличить мощность двигателя НК-33А на 10 процентов до 2018 года, а также рассматривала возможность увеличения его тяги на 20 процентов. Однако в то же время НПО Энергомаш приступило к активной разработке РД-19.3, как замену НК-33, производство которого еще не было возобновлено. По состоянию на 2013 год НПО Энергомаш утверждало, что в наличии осталось всего 20 двигателей НК, и они могут обеспечить только около 10 полетов ракеты «Союз-2-1в». Однако в 2014 году ОАО «Кузнецов» заявило, что компания уже восстановила значительную часть производственного процесса двигателя НК-33.

5 октября 2015 г. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сообщила об успешном проведении 40-секундных испытательных пусков двигателя НК-33 для его сертификации для использования на ракете «Союз-2-1в», которая в время готовилось к его второму пуску. В ходе стрельбы были испытаны модернизированная камера сгорания и новая камера зажигания. (Оба компонента, по-видимому, были модифицированы после отказа ракеты «Антарес» в 2014 году.) В ОДК заявили, что окончательная обработка пятого двигателя НК-33 будет завершена в течение следующих двух недель до его отправки на РКЦ «Прогресс», разработчика ракеты. Семейство ракет Союз.

Ракета «Союз-2-1в» с двигателем НК-33 успешно стартовала 5 декабря 2015 г., неся спутник «Канопус-СТ» в качестве основной полезной нагрузки.


ПРИЛОЖЕНИЕ

НК-33 характеристики:

Топливо Керосин*
Окислитель Жидкий кислород
Упор на землю 154 тонны (1509,8 кгс)
Тяга в вакууме 167 тонн (1638 кгс)
Удельный импульс на земле 297 секунд
Удельный импульс в вакууме 331 секунда
Расход топлива 517,3 кг в секунду
Соотношение компонентов топлива 2,62
Давление в камере сгорания 14,83 МПа
Масса двигателя 1222 кг
Диаметр двигателя 1490,5 мм
Длина двигателя 3705 мм
Мощность турбонасоса 46 000 лошадиных сил
Скорость вращения турбонасоса 18 500 об/мин
Максимальное время работы 600 секунд

*Рассматривался опытный вариант двигателя НК-33 на жидком метановом топливе. Он будет иметь тягу 154 тонны (1509 кмч) и время горения 410 секунд.


 

Хронология разработки двигателя НК-33:

1968: Начало разработки двигателя НК-33.

1970 Апрель: Первый запуск НК-33 на испытательном стенде.

1972 Сентябрь: Государственные испытания двигателя НК-33.

1973 10 янв: Двигатель НК-33 № Ф115026М 1972 года выпуска используется для контрольно-откатных испытаний.

1974 10 января: Двигатель НК-33 № Ф115026М, 19 г.в.72 используется для тестов «контроль и развертывание».

1976: На статическом стенде проходит испытание двигателя НК-33 на «Выносливость».

1995 12 июля: Двигатель НК-33 № F115026M доставлен в США после ремонта в России.

1995 17 октября — нояб. 15: Двигатель НК-33 №Ф115026М проходит серию огневых испытаний на испытательном стенде Аэроджет.

1997 Август: В США отгружено несколько двигателей НК-33. (120)

2008 2 июня: Прорыв в финансировании «Союза-1» и последующих ракет, оснащенных двигателями НК-33, произошел после успешного демонстрационного запуска двигателя-ветерана НК-33.

2009 1 окт.: Двигатель НК-33 работает 220 секунд на испытательном стенде в Самаре, демонстрируя максимальные возможности двигателя.

2009 6 окт: Всего через пять дней после предыдущей стрельбы в Самаре проходят новые боевые испытания двигателя НК-33.

2010 3 марта: Двигатель НК-33 снова заработал, нормально проработав сокращенный 91-секундный тест.

2010 6 марта: Зажигание продолжительностью 287 секунд проверяет работу двигателя на полный цикл.

2010 12 марта: Происходит третья тестовая стрельба из серии, которая длится 239 секунд.

2011 15 октября: ОАО «Кузнецов» проводит первые из серии 220-секундных ходовых испытаний двигателя НК-33А, предназначенного для ракеты-носителя «Союз-1» (Союз-2-1в) на полигоне Винтай.

2011 26 октября: ОАО «Кузнецов» проводит вторую из серии 220-секундных ходовых испытаний двигателя НК-33А на полигоне Винтай.

2012 20 апреля: Двигатель НК-33А срабатывает в течение 157 секунд на заводе Винтай во время четвертого и последнего испытания.

2013 15 января: ОАО «Кузнецов» сообщает об успешном проведении сертификационных и приемочных испытаний двигателя НК-33А.

2013 22 марта: Вечером ОАО «Кузнецов» проводит стрельбу двигателя НК-33А с целью проверки механизма аварийной защиты первой ступени ракеты «Союз-2.1в». По данным компании, когда показания аварийного датчика достигли критического состояния, стрельба была вовремя прекращена.

2013 30 марта: В ОАО «Кузнецов» проходят третьи сертификационные испытания двигателя НК-33А.

2014 13 августа: ОАО «Кузнецов» проводит успешные 40-секундные сертификационные испытания двигателя НК-33 для третьей ракеты-носителя «Союз-2-1в» на полигоне Винтай в России.

2015 5 окт: Корпорация ОДК проводит 40-секундные приемо-сдаточные испытания пятого двигателя НК-33 для ракеты «Союз-2-1в».

 

Следующая глава: Двигатель РД-193


Автор страницы: Анатолий Зак; Последнее обновление:
17 октября 2016 г.

С дополнениями Джорджа Х. Чемберса (июль 2012 г.)

Все права защищены

ПОДПИСАТЬСЯ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ!


АРХИВ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Ракетный двигатель НК-33. Нажмите, чтобы увеличить. Copyright © 2010 Анатолий Зак


Двигатель НК-33-1. Нажмите, чтобы увеличить.


Вариант двигателя НК-33 с выдвижным соплом. Кредит: ЦСКБ Прогресс


Боевые стрельбы двигателя НК-33. Нажмите, чтобы увеличить. Фото: СНТК Кузнецов


Боевые испытания двигателя НК-33 на заводе Винтай, по всей видимости, октябрь 2011 года. Фото: СНТК Кузнецов


Фотография испытаний двигателя НК-33, опубликованная 15 января 2013 года. Фото: СНТК Кузнецов


Испытание системы противоаварийной защиты 22 марта 2013 г. Фото: СНТК Кузнецов


Фотография испытаний двигателя НК-33, опубликованная в августе 2014 года. Нажмите, чтобы увеличить. Фото: ОАО Кузнецов

Советские ракетные двигатели НК

Советские ракетные двигатели НК

Варианты советского ракетного двигателя Кузнецова
НК
(параметры и изображения)

НК-9 тип

Двигатель

НК-9

НК-9В

НК-19

НК-21

NK-35 (Lh3/LOX)

НК-31

НК-39

НК-39К

Индекс

8D517

 

11D53

11D59

 ?

11D114

11D113

 ?

Использовать

МБР ГР-1 МБР ГР-1 Н-1 Н-1 УР-700 Н-1Ф Н-1Ф
Космический самолет

Этап

1 2 4 3  ? 4 3 1

Тяга с. л. (т)

38

 —  —  —  — 29,8

Тяга вакуумная (т)

43,5

46

46

41

200 41 41,5  37,7

Исп с. л. (сек)

286,5

255,1

Исп вакуум (сек)

328

345

345 340 ? 353 352 322,7

Давление в камере

7,85
МПа
7,85
МПа
?  ? ? 9. 20
МПа
9.20
МПа
9.20
МПа

Соотношение площади сопла

 ? ? ? ?   ? 114 ?

Скорость потока (кг/сек)

132,6

133,3

133,3 120,6   116,1 117,9

 116,8

Смесь М/Ф

2,50 2,50 2,50 2,50   2,60 2,60

 2,60

Изображение

 ?

?   ? нет
понял

 

  без
сопло

НК-15 тип

Двигатель

НК-15

НК-15В

НК-33

НК-33-1

НК-33М

НК-33МН

НК-43

НК-43М

Индекс

11D51

11D52

11D111

 

 

11D112

 

Использовать

Н-1 Н-1 Н-1Ф, Союз-1 Союз Ямал Полет Воздушный катер Н-1Ф Полет Воздушный катер

Этап

1 2 1  1 1 1 2 1

Тяга с. л. (т)

140,6

 154  185 ~169,2 ~176,7  —

Тяга вакуумная (т)

     157,4**

     168**

 171,5  202,6 188 196 179,2 212

Исп с. л. (сек)

 284

 297,2  304,9 ~306 ~311

Исп вакуум (сек)

      318**

     325**

331 333,9 ~340 ~345 346 349

Давление в камере

      ?

?

14,54
МПа

17,16 МПа

? ? 14,57
МПа

17,16 МПа

Соотношение площади сопла

    27,7 ~71,9     79,7 79,7

Скорость потока (кг/сек)

 495,0

 516,9

 517,9

 606,8

 

   517,9

607,4

Смесь М/Ф

 2,50

 2,50

 2,60

2,60

2,60

2,60 2,80 2,80

Изображение

? ? ?
источник: alabin. ru источник: alabin.ru модифицированный НК-33
с удлинителем сопла
аналог НК-33 аналог НК-33 аналог НК-43

**Источник: Марк Уэйд (Astronautix)
. Примечание. Вся остальная информация для НК-15 и НК-15В явно неверна.
Для НК-15/НК-33 и НК-15В/НК-43 использованы в основном идентичные данные. Это должно быть
неправильно, потому что старый и новый двигатели существенно отличаются от
друг друга (сравните изображения).

Производный

Двигатель

АЖ-26-58

 AJ-26-59

АЖ-26-60

АЖ-26-62

Индекс

 (НК-33)

(НК-33)

 (НК-43)

 (НК-33)

Использовать

Кистлер К-1 Кистлер К-1 Кистлер К-1 Антарес

Этап

1 1 2 1

Тяга с.

© 2021 Scientific World — научно-информационный журнал