ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33 LIQUID ROCKET ENGINES NK-33 04.03.2016 На испытательной площадке самарского предприятия ПАО «Кузнецов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), успешно прошли приемо-сдаточные испытания ракетного двигателя НК-33 для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в». РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ЛЕГКОГО КЛАССА «СОЮЗ-2.1В» 19.06.2018 Компания «С7 Космические транспортные системы» (S7 Space, входит в S7 Group) планирует построить в Самаре завод по производству ракетных двигателей НК-33, для чего намерена выкупить у «Объединенной двигателестроительной корпорации» необходимые для этого производственные мощности, заявил гендиректор «С7 Космические транспортные системы» Сергей Сопов. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «СОЮЗ-5″ 12.04.2019 В Самаре прошла торжественная церемония открытия монумента жидкостному ракетному двигателю НК-33, созданному в ОКБ ПАО «Кузнецов» для советской «лунной» программы в 1960-е годы. Открытие монумента, представляющего собой полноразмерный макет двигателя, приурочено ко Дню космонавтики и 50-летию первого пуска «лунной ракеты» Н1-Л3. ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НК-33 Двигатель разрабатывался в 1960-е годы для реализации советской лунной программы. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ Стартовая масса 360 т Источники: www.kuznetsov-motors.ru, www.federalspace.ru, ru.wikipedia.org, back-in-ussr.info и др. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА ANTARES (США) |
Двигатель «НК-33» | izi.TRAVEL
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Двигатель НК-33
Перед вами жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракеты Н-1, предназначенной для высадки человека на Луну.
В Куйбышеве были разработаны и созданы жидкостные ракетные двигатели многоразового применения НК-33 для ракетного комплекса Н-1.
Это однокамерный двигатель закрытого цикла, работающий на паре кислород – керосин c дожиганием окислительного газа. Двигатель выполнен по замкнутой схеме как наиболее энергетически совершенной . Компоновка двигателей с вертикальным расположением турбонасосного агрегата оказалась очень удачной – минимальная масса, малое количество трубопроводов, прочность и устойчивость к воздействию осевых и боковых перегрузок. Тяговооруженность ракеты-носителя была такой, что при отключении одного двигателя на начальном участке траектории полет продолжался. Двигатели, созданные для ракетного комплекса Н-1, до сих пор остаются непревзойденными по соотношению массы и тяги.
Двигатели марки НК (Николай Кузнецов) обязаны своим рождением выдающемуся советскому конструктору авиационных и ракетных двигателей Николаю Дмитриевичу Кузнецову, чье имя прочно связано с Куйбышевом-Самарой. С 1961 года здесь начинается проектирование двигателей для ракетного комплекса «Н1-Л3». Двигатели НК-33 серийно выпускались до апреля 1974 г. на заводе им. Фрунзе в кооперации с рядом других куйбышевских заводов.
Уникальные возможности самарского двигателя высоко оценили американские специалисты из компании AeroJet. В середине 90-х годов в Калифорнии были проведены стендовые огневые испытания с целью выяснения возможности использования двигателей НК-33 и НК-45 на американских ракетах «Атлас» и «Дельта».
В настоящее время работы по возрождению двигателя НК-33 идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в». 2013 год стал ключевым с точки зрения реализации работы по НК-33. Большая совместная работа по адаптации НК-33 завершилась успешным стартом американской ракеты-носителя «Антарес» (Antares), построенной компанией Orbital Sciences. На первой ступени «Антареса» стоят расконсервированные и доработанные НК-33, получившие наименование НК-33/AJ-26. По условиям контракта, заключенного в 2008 году с NASA, Orbital Sciences до 2016 года с помощью Antares обеспечит восемь регулярных грузовых рейсов к Международной космической станции.
В российском проекте по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» также используется двигатель НК-33А, который является модификацией изделия НК-33. В конце 2013 года с космодрома Плесецк состоялся первый испытательный старт ракеты-носителя «Союз-2-1в». Время работы двигателя в полете 200 секунд. Весь комплекс — ракета-носитель, блок выведения и полезная нагрузка — были созданы на самарском предприятии «ЦСКБ-Прогресс».
В настоящее время производитель заявил планы восстановления серийного производства ракетного двигателя НК-33 для российских космических программ, а также для потенциальных зарубежных заказчиков.
Карта сайта Журнал обновлений сайта Об этом сайте Об авторе Почтовый ящик ПОДДЕРЖИТЕ ЭТОТ САЙТ! Связанные страницы: Союз-1 Поиск деталей: Автор этой страницы будет признателен за комментарии, исправления и изображения, относящиеся к теме. Пожалуйста, свяжитесь с Анатолием Заком. | Легендарный ракетный двигатель НК-33 (14Д15) изначально был разработан для доставки советских космонавтов к Луне на борту гигантской ракеты Н1. После того, как в 1974 году злополучная лунная экспедиция была прервана, десятки уже изготовленных НК-33 оказались на хранении. На протяжении десятилетий разработчики двигателей искали новую работу для мощной силовой установки. Наконец, в конце первого десятилетия 21 века у НК-33 появился реальный шанс подняться в воздух, на этот раз на американских и российских ракетах. Сообщается, что к 2010 году российское правительство было близко к принятию решения о запуске серийного производства двигателя НК-33. Предыдущая глава: Ракета N1
Двигатель НК-33 НК-33 стал последней модификацией аналогичного двигателя, разработанного во время Лунной гонки. Как и его предшественник НК-15, этот двигатель будет использоваться на первой ступени ракеты-носителя Н1. По сравнению со своим предшественником НК-33 отличался упрощенными пневматической и гидравлической системами, более совершенными органами управления, модернизированными турбонасосами и камерой сгорания. В двигателе требовалось всего семь интерфейсов со взрывными пиротехническими устройствами вместо 12 на НК-15. Модифицированные интерфейсы облегчили замену деталей при ремонте. Разработка НК-33 проходила в 1968-1972 годах, когда Н1 проходил неудачную программу летных испытаний. Хотя двигатели НК-33 обвиняли в неудачах N1, с самого начала было ясно, что настоящим виновником фиаско N1 всегда были неадекватные предполетные испытания полностью интегрированной первой ступени с 30 такими двигателями и ее чрезвычайно сложный и громоздкий полет. система контроля. Разработчики НК-33 всегда уверяли, что как самостоятельный двигатель их детище очень надежно и намного опережает свое время. В двигателе использовалась так называемая конструкция с замкнутым циклом, которая позволяла очень эффективно использовать бортовое топливо, тем самым повышая производительность. В то же время относительно низкое давление внутри камеры сгорания гарантировало надежную и безопасную работу двигателя. С отменой советской операции по посадке на Луну разработчики НК-33 продолжили работу по «женитьбе» двигателя на одной из будущих ракет. В 1970-е годы в конкурсе на ракету-носитель нового поколения, проводившемся в рамках проекта «Подъем», появились первые предложения по использованию НК-33 на ракетах «Союз», «Протон», а затем еще не разработанной 11К77 («Зенит»). Сообщается, что во время проблемного рождения двигателя РД-171 для «Зенита» НК-33 снова рассматривался для ракеты «Зенит» и ее первой ступени сверхтяжелой ракеты «Энергия». В начале 1980-х годов НПО «Молния» присматривалось к модификации двигателя НК-33, предназначенной для обеспечения высоких характеристик на большой высоте и получившей обозначение НК-43, для серии предлагаемых авиационных многоразовых систем в рамках проектов 49, 49М. и Бизан. (524) С окончанием холодной войны НК-33 активно продавался в США как возможный двигатель для будущих версий рабочих лошадок ракет Atlas и Delta. В течение 1995 г. в США было проведено целых пять боевых пусков двигателя с общей продолжительностью горения 411 секунд. В сочетании с испытаниями в России двигатель проработал 492,5 секунды. (145) К сожалению, в течение 1990-х годов все эти надежды на НК-33 ни к чему не привели, как и проект коммерческой многоразовой ракеты-носителя К-1 от компании Kistler Aerospace, которая также присматривалась к двигателю. В конце концов, НК-33 был принят для американской ракеты Taurus-2 (позже переименованной в Antares), разработанной Orbital Science Corp. Aerojet переименовала двигатель в AJ26-62, планируя установить пару этих силовых установок на первой ступени ракеты. Около 80 уже изготовленных двигателей НК-33 остались на хранении с 19 века.70-е годы. Тем временем Orbital прогнозировала потребность в целых 100 двигателях для проекта Antares (Taurus-2) до 2020 года. В конце 1990-х вариант двигателя, известный как НК-39, также рассматривался для космического самолета Х-34 и системы RASCAL. Примерно в то же время НК-33 рассматривали и для японской системы Galaxy Express. В России застопорившееся коммерческое предприятие «Воздушный старт» надеялось использовать версию двигателя НК-43 для легкой ракеты «Полет», запускаемой с самолета Ан-124 «Руслан». Возвращение на Союз Новые предложения по интеграции НК-33 в семейство кораблей «Союз» появились во второй половине 1990-х годов, когда возобновились работы по созданию ракет-носителей «Ямал», «Онега», «Союз-2-3» и «Союз-3», а также их коммерческих вариант под названием Avrora, который должен был лететь с австралийского острова Рождества в восточной части Индийского океана. Проект провалился из-за отсутствия частных инвестиций и отказа правительства Австралии финансировать предприятие. В связи с решением Минобороны России о разработке ракеты «Союз-1» с использованием НК-33 пришлось рассмотреть вопрос о возобновлении производства. По словам российских официальных лиц, к середине 2010 года «Рособоронпром», государственная организация, курировавшая производителя двигателей, взяла на себя обязательство возобновить производство НК-33 к 2014–2015 годам. В ноябре 2013 года ОАО «Кузнецов» открыло строительство нового современного здания, предназначенного для расширения производственных возможностей компании. Проект стоимостью 732 млн рублей, в том числе 502 млн, предоставленных Роскосмосом, должен был быть завершен в ноябре 2015 года. Однако в то время в неофициальных сообщениях по-прежнему говорилось, что текущие работы и ближайшие планы по НК-33 сводились лишь к повторной проверке старые двигатели и необходимые обновления сертифицируемого оборудования. Финансовый прорыв для «Союза-1» и последующих ракет, оснащенных НК-33, наконец, произошел после успешного демонстрационного запуска двигателя-ветерана 2 июня 2008 года. рядом высокопоставленных государственных и военных деятелей, в том числе тогдашним командующим ВКС России генералом Поповкиным. У российских военных, по-видимому, были потенциальные полезные нагрузки для «Союза-1», и они хотели иметь резервную копию для ракет-носителей «Рокот», которые страдали от задержек с производством двигателей для их разгонных блоков. Успешные испытания НК-33 привели к подписанию премьер-министром России Владимиром Путиным постановления правительства о корабле «Союз-1», что вывело проект на новый уровень федеральной поддержки. НК-33 снова стреляет 1 октября 2009 года двигатель НК-33 проработал 220 секунд на испытательном стенде в Самаре, продемонстрировав максимальные возможности двигателя. Испытания были направлены на демонстрацию возможности использования двигателя в американской ракете Antares (Taurus-2), первый запуск которой ожидался в 2010 году. Представители американской фирмы Aerojet, ответственной за интеграцию НК-33 в Taurus-2 , присутствовали на тесте. Вместе с американской делегацией за стрельбой наблюдали представители самарского ЦСКБ «Прогресс». Тем не менее, еще одно испытание того же двигателя было запланировано через неделю после замены расходных элементов. Таким образом, он продемонстрирует способность двигателя проводить многократные запуски. Будущие испытания должны были принести пользу как проектам «Антарес» (ранее «Таурус-2»), так и проектам «Союз-1». Пожар во время испытаний Всего через пять дней после предыдущей стрельбы 6 октября 2009 года в Самаре состоялись новые боевые испытания двигателя НК-33. Как и прежде, присутствовали представители компании «Аэроджет» и ЦСКБ. Однако через 160 секунд работы сработало аварийное отключение, так как на испытательном стенде возник пожар. Согласно неофициальным сообщениям на форуме Новости Космонавтики , размещенным через четыре дня после аварии, пожар был вызван чрезмерной вибрацией в линии окислителя испытательного стенда, что привело к повреждению насоса окислителя и пожару. В результате аварии стенд не был поврежден, а сам двигатель, судя по всему, не имел технических проблем. Новая серия испытаний НК-33 Двигатель НК-33 снова заработал 3 марта 2010 года, показывая нормальную работу во время сокращенного 91-секундного испытания, говорится в плакате на форуме Новости Космонавтики . За ним последовал 6 марта 2010 г. еще один запуск, который длился 287 секунд, проверяя полный цикл двигателя. Профиль производительности включал 50 секунд горения при 108 процентах от номинальной тяги двигателя. Третья тестовая стрельба из серии состоялась 12 марта 2010 г. и продолжалась 239 часов.секунды. 24 октября 2011 года ЦСКБ «Прогресс» сообщил, что 15 октября ОАО «Кузнецов» провело боевые испытания двигателя НК-33А для ракеты «Союз-2-1в». В ЦСКБ «Прогресс» сообщили, что в ходе стрельбы была проверена способность двигателя выдерживать попадание посторонних частиц в магистрали подачи окислителя. Второе испытание из серии было проведено 26 октября 2011 года. По данным ОАО «Кузнецов», оба испытания длились 220 секунд, и в магистрали подачи окислителя и топлива были добавлены частицы. Тем не менее, было запланировано еще одно испытание, чтобы расчистить путь к сертификации двигателя для межведомственных испытаний, сообщил ОАО «Кузнецов». То, что было объявлено четвертым и последним запуском двигателя НК-33А, произошло на заводе Vintay 20 апреля 2012 года. Сообщается, что двигатель работал безупречно в течение 157,7 секунд, зафиксировав в общей сложности 600 секунд во время нескольких тестовых запусков, заявил его производитель. неделю спустя. Тогда представители компании обещали решение межведомственной комиссии о возобновлении серийного производства двигателя в течение полутора месяцев. 15 января 2013 года ОАО «Кузнецов» сообщило, что год начался с успешного проведения сертификационных и приемочных испытаний двигателя НК-33А, предназначенного для летных испытаний ракеты «Союз-2.1в». По сообщению ОАО «Кузнецов», двигатель в течение запланированного времени отработал на испытательном стенде компании, а затем был отправлен на сборочное производство для подготовки к отправке заказчику. Также вечером 22 марта рота провела еще одну стрельбу НК-33А, направленную на отработку команды аварийного отключения, которая прошла успешно. Третье квалификационное испытание состоялось 30 марта 2013 г. 13 августа 2014 года газета Самара Сегодня сообщила, что двигатель НК-33 перед установкой на третью ракету «Союз-2-1в» прошел 40-секундные сертификационные стрельбы. Дополнительные модификации В середине 2012 года главный конструктор ОАО «Кузнецов» сообщил, что компания планировала увеличить мощность двигателя НК-33А на 10 процентов до 2018 года, а также рассматривала возможность увеличения его тяги на 20 процентов. Однако в то же время НПО Энергомаш приступило к активной разработке РД-19.3, как замену НК-33, производство которого еще не было возобновлено. По состоянию на 2013 год НПО Энергомаш утверждало, что в наличии осталось всего 20 двигателей НК, и они могут обеспечить только около 10 полетов ракеты «Союз-2-1в». Однако в 2014 году ОАО «Кузнецов» заявило, что компания уже восстановила значительную часть производственного процесса двигателя НК-33. 5 октября 2015 г. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) сообщила об успешном проведении 40-секундных испытательных пусков двигателя НК-33 для его сертификации для использования на ракете «Союз-2-1в», которая в время готовилось к его второму пуску. В ходе стрельбы были испытаны модернизированная камера сгорания и новая камера зажигания. (Оба компонента, по-видимому, были модифицированы после отказа ракеты «Антарес» в 2014 году.) В ОДК заявили, что окончательная обработка пятого двигателя НК-33 будет завершена в течение следующих двух недель до его отправки на РКЦ «Прогресс», разработчика ракеты. Семейство ракет Союз. Ракета «Союз-2-1в» с двигателем НК-33 успешно стартовала 5 декабря 2015 г., неся спутник «Канопус-СТ» в качестве основной полезной нагрузки. ПРИЛОЖЕНИЕ НК-33 характеристики:
*Рассматривался опытный вариант двигателя НК-33 на жидком метановом топливе. Он будет иметь тягу 154 тонны (1509 кмч) и время горения 410 секунд.
Хронология разработки двигателя НК-33: 1968: Начало разработки двигателя НК-33. 1970 Апрель: Первый запуск НК-33 на испытательном стенде. 1972 Сентябрь: Государственные испытания двигателя НК-33. 1973 10 янв: Двигатель НК-33 № Ф115026М 1972 года выпуска используется для контрольно-откатных испытаний. 1974 10 января: Двигатель НК-33 № Ф115026М, 19 г.в.72 используется для тестов «контроль и развертывание». 1976: На статическом стенде проходит испытание двигателя НК-33 на «Выносливость». 1995 12 июля: Двигатель НК-33 № F115026M доставлен в США после ремонта в России. 1995 17 октября — нояб. 15: Двигатель НК-33 №Ф115026М проходит серию огневых испытаний на испытательном стенде Аэроджет. 1997 Август: В США отгружено несколько двигателей НК-33. (120) 2008 2 июня: Прорыв в финансировании «Союза-1» и последующих ракет, оснащенных двигателями НК-33, произошел после успешного демонстрационного запуска двигателя-ветерана НК-33. 2009 1 окт.: Двигатель НК-33 работает 220 секунд на испытательном стенде в Самаре, демонстрируя максимальные возможности двигателя. 2009 6 окт: Всего через пять дней после предыдущей стрельбы в Самаре проходят новые боевые испытания двигателя НК-33. 2010 3 марта: Двигатель НК-33 снова заработал, нормально проработав сокращенный 91-секундный тест. 2010 6 марта: Зажигание продолжительностью 287 секунд проверяет работу двигателя на полный цикл. 2010 12 марта: Происходит третья тестовая стрельба из серии, которая длится 239 секунд. 2011 15 октября: ОАО «Кузнецов» проводит первые из серии 220-секундных ходовых испытаний двигателя НК-33А, предназначенного для ракеты-носителя «Союз-1» (Союз-2-1в) на полигоне Винтай. 2011 26 октября: ОАО «Кузнецов» проводит вторую из серии 220-секундных ходовых испытаний двигателя НК-33А на полигоне Винтай. 2012 20 апреля: Двигатель НК-33А срабатывает в течение 157 секунд на заводе Винтай во время четвертого и последнего испытания. 2013 15 января: ОАО «Кузнецов» сообщает об успешном проведении сертификационных и приемочных испытаний двигателя НК-33А. 2013 22 марта: Вечером ОАО «Кузнецов» проводит стрельбу двигателя НК-33А с целью проверки механизма аварийной защиты первой ступени ракеты «Союз-2.1в». По данным компании, когда показания аварийного датчика достигли критического состояния, стрельба была вовремя прекращена. 2013 30 марта: В ОАО «Кузнецов» проходят третьи сертификационные испытания двигателя НК-33А. 2014 13 августа: ОАО «Кузнецов» проводит успешные 40-секундные сертификационные испытания двигателя НК-33 для третьей ракеты-носителя «Союз-2-1в» на полигоне Винтай в России. 2015 5 окт: Корпорация ОДК проводит 40-секундные приемо-сдаточные испытания пятого двигателя НК-33 для ракеты «Союз-2-1в».
Следующая глава: Двигатель РД-193 Автор страницы: Анатолий Зак; Последнее обновление: С дополнениями Джорджа Х. Чемберса (июль 2012 г.) Все права защищены | ПОДПИСАТЬСЯ НА ПЕРЕПЕЧАТКУ! АРХИВ ИЗОБРАЖЕНИЙ Ракетный двигатель НК-33. Нажмите, чтобы увеличить. Copyright © 2010 Анатолий Зак Двигатель НК-33-1. Нажмите, чтобы увеличить. Вариант двигателя НК-33 с выдвижным соплом. Кредит: ЦСКБ Прогресс Боевые стрельбы двигателя НК-33. Нажмите, чтобы увеличить. Фото: СНТК Кузнецов Боевые испытания двигателя НК-33 на заводе Винтай, по всей видимости, октябрь 2011 года. Фото: СНТК Кузнецов Фотография испытаний двигателя НК-33, опубликованная 15 января 2013 года. Фото: СНТК Кузнецов Испытание системы противоаварийной защиты 22 марта 2013 г. Фото: СНТК Кузнецов Фотография испытаний двигателя НК-33, опубликованная в августе 2014 года. Нажмите, чтобы увеличить. Фото: ОАО Кузнецов |
Советские ракетные двигатели НК
Советские ракетные двигатели НК
Варианты советского ракетного двигателя Кузнецова НК-9 тип
НК-15 тип
**Источник: Марк Уэйд (Astronautix) Производный
|