Содержание
У российского истребителя Т-50 все еще нет подходящего двигателя
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний салон российских производителей Двигатели-2010 позволил получить представление о прогрессе в разработке нового двигателя, предназначенного для истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Глава Объединенной двигателестроительной корпорации Василий Лапотько заявил, что двигатель будут создавать совместно несколько предприятий.
Петр Бутовский
Недавний салон российских производителей Двигатели-2010 позволил получить представление о прогрессе в разработке нового двигателя, предназначенного для истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Глава Объединенной двигателестроительной корпорации Василий Лапотько заявил, что двигатель будут создавать совместно несколько предприятий.
Ранее за разработку этого будущего реактивного двигателя с тягой 16 тонн (157кН) боролись два предприятия: Научно-производственное объединение «Сатурн» (уже входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) и Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» (может в скором времени войти в ОДК, так его гендиректор Юрий Елисеев был назначен на пост замдиректора корпорации).
ОДК приняла решение. Консорциум станет генеральным подрядчиком с долей в 54%, тогда как оставшиеся 46% отойдут ММПП «Салют». Сейчас стороны ведут переговоры о разделении обязанностей, однако основной вопрос заключается в том, чье техническое предложение будет использоваться как основа программы. По словам Юрия Елисеева, проект «Салюта» получит поддержку Центрального института авиационного моторостроения и министерства обороны России.
Срочность
Генеральный директор ЦИАМ Владимир Скибин призвал министерство обороны начать испытания двигателя как можно скорее. Василий Лапотько со своей стороны заявил: «Мы каждый день справляемся о продвижении проекта, и получается, что он находится на еще очень ранней стадии. Тем не менее, сейчас стартовала работа над соплами и камерой сгорания». В своих официальных сообщениях ОДК по-прежнему говорит, что производство начнется в 2017 году, однако эти сроки явно выглядят чересчур оптимистичными. Более того, не факт, что у России есть необходимые средства для успешного завершения данного проекта. Возможно также, что министерство обороны отсрочит заказ двигателей до того времени пока сам ПАК ФА не пройдет предварительные испытания, то есть как минимум до 2012 года.
Летные качества
В ближайшем будущем двигатель 117 все же должен позволить Т-50 соответствовать требованиям для самолета пятого поколения. Хотя бы минимальным. На самом деле основная проблема реактивного двигателя 117 заключается в его недостаточной тяге без форсажа. Точное ее значение неизвестно, но оно явно меньше 10 тонн. Так, тяга 117С (предназначенная для Су-35 «облегченная» версия 117) составляет 8,8 тонн без форсажа и 14,5 тонн с форсажем. В этой связи Т-50 будет способен достичь сверхзвуковой скорости с числом Маха 1,3, а не 1,5, как указано в технических требованиях. Для сравнения: сверхзвуковой самолет F-22 американских ВВС (основной конкурент Т-50) способен лететь при числе Маха в 1,7.
Еще одной слабой стороной двигателя является его относительная сложность, проистекающая из сходства с АЛ-31Ф. Так, в 117 стоит девятиступенчатый компрессор высокого давления, тогда как на F119-PW-100 американского F-22A этих ступеней всего шесть. И это оказывает прямой эффект на надежность агрегата и его обслуживание.
«Салют» модернизирует АЛ-31Ф
Параллельно с участием в создании двигателя для Т-50 «Салют» намеревается заняться модернизацией АЛ-31Ф. Его задача заключается в том, чтобы создать новый двигатель, который был бы полностью взаимозаменяем с базовой версией АЛ-31Ф, которая установлена на истребителях Су-27. Необходимо это с учетом того, что установка 117С на Су-35 потребовала серьезных модификаций.
Первым этапом этой модернизации должен стать АЛ-31Ф-М1: у него появится новый компрессор низкого давления, дающий тягу более 13,5 тонн (на 1 тонну больше чем у базовой версии), тогда как срок службы увеличится до 1000 часов. АЛ-31Ф-М1 будет производиться под названием АЛ-31Ф «серия 42» и устанавливаться на модернизированные Су-27СМ и тактические бомбардировщики Су-34.
В скором времени также пройдет испытания АЛ-31Ф-М2 с тягой в 14,5 тонн: агрегат получит новую камеру сгорания и систему контроля сопел. АЛ-31Ф-М3 с тягой в 15 тонн находится еще на стадии разработки. В этом двигателе будут применены и некоторые элементы технического предложения «Салюта» для ПАК ФА, в том числе трехступенчатый компрессор низкого давления и шестиступенчатый компрессор высокого давления.
Истребитель Су-57 совершил первый полет с новым двигателем
Вчера, 5 декабря 2017 года, новейший российский истребитель Су-57 совершил первый полет с двигателем второго этапа. Самолет получил силовую установку пятого поколения разработки Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
Как говорится в сообщении Минпромторга России, полет продолжительностью 17 минут прошел штатно в соответствии с условиями полетного задания. Полет выполнил Герой Российской Федерации, шеф-пилот компании «Сухой» Сергей Богдан.
Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения
ДЕНИС МАНТУРОВ, министр промышленности и торговли России
«Успешный полет с новым двигателем придает дополнительный импульс программе истребителя пятого поколения. Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы – уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели», – прокомментировал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Напомним, что Су-57 летали на промежуточном двигателе АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги производства ОДК. По своей конструкции он аналогичен двигателю истребителя Су-35С. Одновременно с этим в рамках программы создания истребителя пятого поколения проходили испытания двигатели под условным названием «изделие 30».
Как сообщал в феврале этого года представитель ОДК Антон Чечуков в эфире радио Sputnik, «изделие 30» не является модернизацией, а полностью новая разработка. Этот двигатель может быть полностью отнесен к условному пятому поколению, потому что отвечает всем предъявляемым требованиям и выполняет все основные параметры.
В сравнении с АЛ-41Ф1 его тяга увеличена до 17,5-19,5 тонн, а также повышена топливная эффективность и снижена стоимость жизненного цикла. К основным характеристикам «изделия 30» можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор, также новейшую, полностью цифровую систему управления. «Много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным», – подчеркнул Антон Чечуков.
Истребитель Су-57 (ПАК ФА, Т-50) впервые поднялся в воздух в январе 2010 года, представлен публике на авиасалоне МАКС-2011. В настоящее время в летных испытаниях участвуют 9 образцов.
Су-57 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Машина оснащена принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающим высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения, как класса «воздух-воздух», так и класса «воздух-поверхность», что обеспечивает решение истребительных и ударных задач. Также Су-57 обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря низкому уровню заметности.
Россия проводит испытания нового двигателя для истребителя-невидимки Т-50 ПАК-ФА
Россия планирует начать испытания нового двигателя для своего малозаметного истребителя пятого поколения Сухого Т-50 ПАК-ФА к концу 2017 года.
В настоящее время, Российский истребитель-невидимка оснащен производной от двигателей Saturn AL-41F1S , которые устанавливаются на Су-35С Flanker-E под названием AL-41F1, который ранее был известен как изделие 117. Хотя AL -41Ф1 развивает тягу примерно 33 000 фунтов на полном форсаже, мощность двигателя недостаточно для реализации всего потенциала планера ПАК-ФА. Таким образом, русские разрабатывают новый двигатель, который в настоящее время обозначается как 9-й.0009 изделие 30 для возможной установки на Т-50.
«Двигатель для ПАК ФА должен начать летные испытания на борту самолета в четвертом квартале 2017 года, чтобы завершить оставшиеся работы», — сообщил московскому информационному агентству ТАСС генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов. «Двигатель будет развернут в период с 2018 по 2020 год после прохождения государственных испытаний в 2020 году».
При обычных обстоятельствах соответствующий двигатель для ПАК-ФА разрабатывался бы еще до начала работ по проектированию планера. Однако после распада Советского Союза российская оборонная промышленность находилась в состоянии хаоса. Таким образом, Москва не смогла раньше времени начать разработку соответствующего двигателя для нового самолета в течение 19-го века.90-е годы — во многом потерянное десятилетие для российского оборонно-промышленного комплекса.
Хотя подробностей о двигателях «Изделие 30″ немного, ожидается, что силовая установка будет развивать тягу 24 054 фунта на сухом топливе и 39 566 фунтов тяги на форсаже. С новым двигателем ПАК-ФА должен иметь кинематические характеристики, сравнимые с Lockheed Martin F-22 Raptor: крейсерский полет без форсажа на скорости более 1,5 Маха с максимальной скоростью более 2,0 Маха на высоте около 60 000 футов. «По характеристикам он, безусловно, может составить конкуренцию Raptor», — сказал высокопоставленный военный чиновник, имеющий большой опыт работы с американскими истребителями пятого поколения 9.0003 сказал мне некоторое время назад .
В целом, в то время как русские уделяют меньше внимания малозаметности, уделяя больше внимания маневренности и чистым кинематическим характеристикам, новый самолет Сухого, по-видимому, имеет полный набор авионики. «Анализ, который я видел на ПАК-ФА, указывает на довольно сложную конструкцию, которая, по крайней мере, равна, а некоторые даже превосходят американские самолеты пятого поколения», — сказал бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула. сказал мне несколько лет назад . «Он, безусловно, обладает большей маневренностью благодаря сочетанию вектора тяги, всех подвижных поверхностей хвостового оперения и отличного аэродинамического дизайна, чем F-35».
Но в то время как русские разработали радары (AESA) с активной электронной сканирующей антенной решеткой, инфракрасные датчики и превосходные системы радиоэлектронной борьбы, один из больших вопросов, который остается, заключается в том, насколько хорошо русские интегрировали авионику самолетов. Соединенным Штатам потребовались десятилетия усилий и миллиарды долларов для разработки сложного интегрированного комплекта авионики и сложных интерфейсов пилотируемых транспортных средств, которые делают Raptor грозным оружием, которым он и является. И действительно, 9Проблемы с интеграцией датчиков 0003 и проблемы с программным обеспечением по-прежнему мешают программе F-35, даже когда этот самолет поступает в эксплуатацию с промежуточной конфигурацией.
В конце концов, русские, вероятно, смогут устранить технические неполадки с ПАК-ФА и выставить боеспособный боевой самолет. В этом мало сомнений. Настоящий вопрос заключается в том, когда это произойдет и сколько самолетов Кремль может позволить себе купить.
Тем временем, когда долгий и утомительный процесс разработки F-35 близится к завершению, Соединенные Штаты готовятся начать разработку истребителей следующего поколения для замены F-15C, F-22 и F/A-18E/F Super Hornet. И цикл начинается заново.
Дэйв Маджумдар — редактор отдела защиты The National Interest . Вы можете следить за ним в Твиттере: @davemajumdar .
Изображение предоставлено: Creative Commons License/WikiCommons.
Су-57 / ПАК ФА / Т-50 / Пр.701
Создание самолета пятого поколения с технологией малозаметности Су-57 началось в начале 2001 г., ввод в эксплуатацию планируется в 2019 г., а модели с усовершенствованными двигателями должны поступить к 2025 году. ВВС России планировали приобрести первую партию из 12 самолетов в 2019 году.
Российский веб-сайт Beyond The Headlines сообщил 7 июля 2013 года, что Россия объявила на Парижском авиасалоне о завершении работ по разработке двигателя для истребителя пятого поколения Т-50 [оптимистичный отчет]. Российские военные заявили, что завершили первый этап летных испытаний Т-50, результаты показали, что российский Т-50 и американский истребитель F-22 могут сравниться с F-22 или даже в некоторых аспектах даже лучше, чем F-22. Президент Объединенной авиастроительной корпорации России Михаил Погосян заявил, что пять истребителей Т-50 проходят испытания, что позволит конструкторам ускорить развитие российского процесса сокращения разрыва между Россией и США.
В феврале 2017 года сообщалось, что истребители 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА) будут поставлены ВВС России после 2018 года, сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. «Скорее всего, это будет частью следующей Госпрограммы вооружения на 2018-2025 годы», — сказал Борисов, добавив, что истребитель еще нужно дорабатывать и военные не будут спешить с закупкой новых дорогих самолетов. Пока их функции будут выполнять истребители поколения 4++ Су-35С. «Мы купили небольшое количество Т-50 и смотрели, как они ведут себя на испытаниях», — сказал Борисов. «Мы искали дефекты и внесли необходимые улучшения, чтобы в конечном итоге это был лучший истребитель».
Был еще ряд проблем. В первые несколько лет после их приобретения ВВС Т-50 придется модернизировать, заявил 06. 02.2017 директор международной лаборатории «Механика и энергетические системы» Университета информационных технологий Павел Булат. -Двигателей поколения до сих пор нет, и ПАК ФА до сих пор летает на доработанных двигателях от Су-27, Су-30 и других самолетов этой серии», — сказал Булат.
Разрабатываемый новый двигатель должен был помочь Т-50 разогнаться до сверхзвуковой скорости и поддерживать ее во время полета. «Я думаю, что он будет иметь скорость 1,6 Маха (около 1200 миль в час) в зависимости от места, над которым будет осуществляться полет», — добавил Булат. «Двигатель также повысит скрытность ПАК ФА благодаря новым композитным материалам». Новый двигатель реактивного истребителя будет испытан в течение следующих 18 месяцев, и, скорее всего, он будет готов к эксплуатации в 2020 году. концепция планера, которая делает его самым современным самолетом в мире на сегодняшний день», — сказал Булат.
Прототипы и первые серийные самолеты будут иметь многие элементы Су-35. Самолет будет оснащен теми же двигателями — двумя АЛ41Ф1, усовершенствованной версией АЛ-41Ф на Су-27, развивающей 142 кН (против 123 кН). Будущий двигатель не будет готов до 2017 года, по крайней мере, на три года позже первоначального крайнего срока в 2015 году. Боевой самолет оснащен ТРДД 117С (модернизированный АЛ-31) российского производителя авиадвигателей «Сатурн».
Сообщалось, что Т-50 с перспективным (маршевым) двигателем совершит свой дебютный полет в четвертом квартале 2017 года. В настоящее время на российский истребитель устанавливается так называемый двигатель первого этапа 117С. Новый двигатель изначально не получил своего названия и условно обозначался как двигатель второй ступени. Девятый прототип Т-50 был оснащен двигателем пятого поколения «Изделие-30», испытания которого должны были пройти в конце 2017 года. По сравнению с «Изделием-117», двигатель является новой разработкой и уже прошел испытания. установлены на новейших Су-57. «Изделие-117» — модернизированная версия двигателя АИ-31 — «сердца» оригинального Су-27. Новый двигатель позволит Су-57 поддерживать крейсерскую скорость во время сверхзвукового полета, а это означает, что реактивный самолет сможет постоянно летать со скоростью 2000 км/ч (1200 миль в час).
Только в 2019 году ВВС России будут укомплектованы Су-57, полностью оснащенными новой техникой, включая «Изделие-30». Двигатель должен пройти длинную серию испытаний и будет установлен на самолет Су-57 не ранее 2019 или 2020 года. В отличие от предыдущих прототипов, девятый прототип Су-57 оснащен полным комплектом радиооборудования. — электронное оборудование, которое будет установлено на готовой версии самолета. Это позволило бы самолету уклоняться от современных систем ПВО.
К 2019 году девять из 10 существующих версий Су-57 используют устаревший двигатель Saturn AL-41F1S, который не может обеспечить самолету необходимую тягу или топливную экономичность, а также малозаметность и возможности управления вектором тяги. более новых двигателей, таких как «Изделие 30» Сатурна, который все еще находится в стадии разработки. Ожидается, что модели с усовершенствованными двигателями появятся к 2025 году.
Конструкторы работают над новым двигателем пятого поколения «Изделие-30» [Изделие-30], чтобы истребитель отвечал всем вызовам новой эпохи. Летные испытания нового двигателя начнутся в конце 2017 — начале 2018 года. Еще два-три года потребуется конструкторам на доработку проекта, прежде чем самолет пойдет в серийное производство и поступит на вооружение ВВС России.
Новый двигатель позволит самолетам поддерживать крейсерскую скорость во время сверхзвуковых полетов со скоростью 1,6 Маха (около 1200 миль в час), в зависимости от места, над которым летит самолет. Двигатель также значительно повысит малозаметность ПАК ФА и скроет его от радаров противника благодаря новым композитным материалам. Разработка двигателя застопорилась в 1990-х и начале 2000-х из-за распада страны. Программы научно-технических исследований были либо закрыты, либо свернуты. Следовательно, дизайнеры должны наверстать упущенное за короткий промежуток времени.
Истребитель Су-57, известный в период разработки как ПАК ФА и Т-50, 20 февраля 2018 года совершил первый полет с новым двигателем, разработанным специально для новейшего военного самолета. Испытательный полет был успешно выполнен во вторник и длился около 17 минут, сообщает пресс-служба Минпромторга России. Самолет Су-57 с новыми двигателями, известными как «Изделие 30», пилотировал старший пилот компании «Сухой» Сергей Богдан.
По имеющимся данным, новые двигатели «Изделие 30» увеличивают тягу Су-57 до 11 000 кг без форсажа и 19 000 кг на форсаже. Успешный испытательный полет самолета с новыми двигателями показал, что российские авиастроители способны создавать современные перспективные системы, сообщила пресс-служба со ссылкой на министра Дениса Мантурова. Хотя мало что известно о спецификациях нового Product 30, двигателестроительная компания, разработавшая его, ранее в этом году заявила, что это совершенно новое устройство, полностью подходящее для самолетов пятого поколения.