Содержание
Двигатели танков
К танковым двигателям традиционно предъявляются очень жесткие эксплуатационные требования, ведь они должны безотказно работать в любых условиях, обеспечивать танку высокую маневренность, а также отличаться простотой в обслуживании и ремонте. Ведь если вдруг в боевых условиях потребуется ремонт или замена двигателя,необходимо сделать это максимально быстро. Поэтому эффективность применения того или иного танка зависит не только от его огневой мощи и бронезащиты, но и двигателя.
Лучшими современными танками, которые стоят на вооружении различных стран мира, считаются немецкий «Леопард», американский «Абрамс», французский «Леклерк», российский Т-90, израильский «Меркава» и английский «Челленджер». Естественно, что и двигатели танков заслуженно считаются одними из лучших, однако каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Двигатель танка «Леопард»
В настоящее время основным боевым танком бундесвера является «Леопард2А4», но в войсках также активно используются и другие модификации данной боевой машины. Практически на всех моделях современного «Леопарда» установлен дизельный V-образный 12 цилиндровый четырехтактный двигатель, обладающий мощностью 1500 л.с. при 2600 об/мин. Он относится к силовым установкам предкамерного типа и оборудуется турбонаддувом и жидкостным охлаждением наддувочного воздуха. На нем имеется два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, которые объединены в единую систему охлаждения.
Для поступления воздуха в двигатель предусмотрены два воздухозаборника. Они размещаются на крыше МТО и сверху прикрыты кормовой нишей башни. Через воздухозаборники воздух попадает в два воздухоочистителя, которые являются двухступенчатыми. Благодаря им,на первом этапе отфильтровывается пыль, а затем она удаляется при помощи электровентиляторов.
Несомненным преимуществом двигателя «Леопарда» является то, что он представляет собой единый конструкционный блок. Поэтому в полевых условиях замену всего двигателя можно произвести всего за 15 минут.
Запуск двигателя осуществляется электростартером. В зимнее время в целях облегчения пуска применяются свечи накаливания, которые размещены в предкамерах. При температурах ниже -20 градусов при помощи обогревателя происходит предпусковой прогрев силовой установки.
Двигатель танка «Абрамс»
В отличие от большинства современных танков, на которых установлены дизельные двигатели, «Абрамсы» оснащены газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Он представляет собой трехвальный двигатель, оборудованный двухкаскадным осецентробежным компрессором, свободной силовой турбиной, а также камерой сгорания тангенциального расположения. Для охлаждения сопловых и рабочих лопаток первой ступени турбины используется воздух, который отбирается на выходе из компрессора, а затем подается через специальные отверстия в хвостовиках лопаток.
Данный мотор отличает меньшая масса по сравнению с дизельными аналогами, простота конструкции, повышенный ресурс и высокая надежность. К тому же AGT-1500 лучше подходит под требования многотопливности, обладает меньшей шумностью и пониженной задымленностью, а также легче запускается при низких температурах. Мотор обладает высокой приемистостью, что позволяет разогнать танк за шесть секунд до скорости 30 км/ч.
В то же время двигатель характеризуется повышенным расходом топлива и воздуха. Как следствие, система очистки воздуха по своим габаритам втрое больше, чем у дизельных силовых установок. Кроме того, в условиях пустыни двигатели часто выходят из строя, так как засоряются песком и пылью.
AGT-1500 объединен в единый блок с автоматической гидромеханической трансмиссией, что обеспечивает высокую ремонтопригодность танка в полевых условиях. Для замены блока требуется не более одного часа.
Двигатель танка «Меркава 4»
Израильский танк состоит на вооружении исключительно только в ВС силах Израиля и поставки его на экспорт не планируется, так как руководство страны опасается попадания технологий в недружественные Израилю арабские государства. Последней модификацией танка является «Меркава 4», однако в войсках по-прежнему активно эксплуатируются и предыдущие модификации этой боевой машины.
Отличительной особенностью конструкции танка является размещение двигателя и трансмиссии спереди (традиционная компоновка предполагает нахождение силовой установки в задней части машины), что обеспечивает большую живучесть экипажа.
На «Меркаву 4» устанавливается американский дизельный двигатель GD883 компании General Dynamics с водяным охлаждением и мощностью 1500 л.с. Данный двигатель является лицензионной копией немецкого двигателя GD883. Предыдущие версии танка оборудовались дизельными двигателями AVDS-1790-5A с турбонаддувом и воздушным охлаждением от американской компании «Teledyne Continental Motors, их мощность составляла 900 л.с.
Новый двигатель отличается улучшенными массо-габаритными показателями, более низким расходом топлива, а также удельными мощностными параметрами. Система питания двигателя обладает индивидуальными топливными насосами, а регулировка подачи топлива контролируется электрогидравлической системой.
Особенностью двигателя «Меркавы» является наличие специального масляного поддона, который связан с добавочным плоским масляным баком. Благодаря этому силовая установка способна работать при любых дифференциалах и кренах.
Управление двигателем осуществляется при помощи компьютера, который выводит на монитор механика-водителя всю информацию о его работе.
Танковый двигатель изготавливается в одном блоке с автоматической трансмиссией. На замену блока в полевых условиях требуется около одного часа.
Двигатель танка Т-90
Основным боевым танком российской армии продолжает оставаться Т-72Б, однако постепенно на смену ему приходят различные модификации Т-90, который был принят на вооружение еще в 1993 году.
Ранние модификации Т-90 оснащались многотопливным дизельным четырехтактным V-образным 12-цилиндровым двигателем (модель – В-84МС) с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Максимальная мощность двигателя при 2000 об/мин составляет 840 л.с.
На модификациях Т-90А и Т-90С устанавливается модернизированный В-84 (модель – В-92С2), который обладает улучшенной конструкцией и турбокомпрессором. Мощность при 2000 об/мин равняется 1000 л.с.
Последней версией танка Т-90 является Т-90АМ. Мощность установленного на нем двигателя В-92С2Ф2 с автоматической коробкой передач возросла на 130 л.с. Также был значительно повышен ресурс силовой установки, а удельная мощность увеличилась с 21 л.с./т до 23 л.с./т. Двигатель способен разогнать танк на шоссе до 60-65 км/ч.В перспективе ожидается установка еще более мощного двигателя, что позволит Т-90 разгоняться до 80 км/ч.
Украина будет поставлять Турции двигатели для танка Altay?
- Украина будет поставлять Турции двигатели для танка Altay?
- bmpd
- May 15th, 2017
Ресурс «Монитор ЮГ» опубликовал небезынтересную статью Игоря Георгиева «Поможет ли Украина Турции с танками«, в которой приводятся новые факты турецко-украинского сотрудничества в военной сфере. Наш блог приводит текст данного материала.
Из-за западных санкций в Турции затормозилось принятие на вооружение нового основного боевого танка собственной разработки «Алтай»: машина осталась без двигателя. Турция ищет выход в сотрудничестве с Украиной, ВПК которой переживет не лучшие времена.
Проблемы с пламенным мотором
Попытка государственного переворота в Турции в июле 2016 года имела для страны одно неожиданные последствие. Европейские страны и США посчитали, что во время борьбы с заговорщиками турецкое руководство нарушало права человека, и прекратили военное сотрудничество.
Модернизированный прототип танка Altay AHT в экспозиции турецкой компании Otokar на выставке IDEF-2017. Cтамбул (Турция), 10.05.2017 (с) bmpd
Это поставило под угрозу амбициозный национальный проект разработки компанией Otokar собственного основного боевого танка (ОБТ) «Алтай» (назван в честь турецкого генерала Фархеттина Алтая, героя войны за независимость Турции 1919-1923 гг. ). Австрийская компания AVL List GmbH, разрабатывавшая для танка двигатель, отказалась от выполнения контракта: «Алтай» остался без мотора на завершающем этапе разработки.
Надо сказать, четыре опытных экземпляра отлично проявили себя на испытаниях. Максимальная скорость 60-тонной машины с немецким двигателем фирмы MTU Friedrichshafen достигала 70 км/ч. Танки показали великолепные проходимость и маневренность. Серийное производство «Алтаев» планировали наладить уже в этом году, если бы не казус с двигателем. Всего турецкая армия хочет закупить 1000 машин, каждая стоимостью 5,5 млн. долларов (и еще 500 млн. с 2007 г. потрачено на разработку). Постепенно они заменят устаревшие танки американского и немецкого производства.
Россия, Украина, Китай?
Военно-политическая обстановка вокруг границ Турции сложная. Страна нуждается в модернизации вооружений. В условиях, когда Запад и его союзники от военного сотрудничества с Турцией отвернулись, остаются обладающие нужными технологиями Россия, Украина и Китай.
Российско-турецкие отношения, несмотря на потепление, кажется, еще не дошли до уровня военного обмена. К тому же Россия вряд ли станет жертвовать ключевой технологией ради сиюминутных выгод.
Китай, аккумулировав технологические решения различных стран, наладил собственное производство танковых двигателей, но их качество остается слабым местом.
Так что пока Турция ищет выход в сотрудничестве с Украиной. 14 марта во время визита в Анкару премьер-министра Владимира Гройсмана страны подписали меморандум о взаимопонимании. Турецкие СМИ сообщили, что речь идет об использовании технологий украинского танкового двигателя 6ТД-3 для доработки танка «Алтай».
Через две недели сайт Государственного концерна «Укроборонпром» разместил информацию, что Государственное предприятие «Завод им. Малышева» (Харьков) будет поставлять двигатели 6ТД-3 мощностью 1500 л.с. для новых турецких ОБТ. В разнице формулировок кроется проблема: турки хотят получить технологию производства двигателей и выпускать их сами. Украина хочет продавать двигатели Турции.
Обе стороны можно понять. Руководство Турецкой Республики изначально поставило перед разработчиками условие: ОБТ должен полностью производиться в Турции, а все технологии должны стать ее интеллектуальной собственностью. Именно это привело к затягиванию переговоров с австрийской компанией-подрядчиком: австрийцы не хотели продавать права на производство двигателя, дававшие туркам возможность даже самим поставлять его на экспорт.
Ранее точно также сорвались переговоры с «Мицубиси». Специалисты отмечают, что если бы не упрямство турков, тот или иной подрядчик еще до попытки переворота мог уже поставить все 1000 двигателей (или хотя бы начать поставку). Правда, потом могли бы возникнуть проблемы с запчастями и сменными моторами.
Украина, очевидно, хочет повторить успех с Пакистаном. По контракту 1996 г. Исламабаду поставили 320 танков Т-80УБ (Т-80УД — bmpd), причем российские газотурбинные двигатели на них смогли заменить на харьковские 6ТД-2 (1200 л. с., предшественник 6ТД-3). Из-за отсутствия в Пакистане собственного производства запчастей для них, «Укроборонпром» и предприятия украинского ВПК получает постоянные дополнительные доходы от обслуживания пакистанских танков. Кроме того, харьковские двигатели серии 6ТД поставляются для собственных пакистанских основных боевых танков Al-Khalid, разработанных Пакистаном совместно с Китаем.
Проблемы, проблемы…
Однако украинский ВПК испытывает не лучшие времена. Уже для пакистанского контракта 20-летней давности пришлось заниматься «техническим каннибализмом»: разукомплектовывать старые, законсервированные машины.
С тех пор ситуация не улучшилась. Например, заключенный в 2011 году контракт на поставку 49 ОБТ Т-84 «Оплот» в Таиланд выполняется с постоянным нарушением графика. Руководство «Укроборонпрома» неоднократно заявляло о сложности производства танков «Оплот». Возможно, именно поэтому в марте текущего года Таиланд отказался от закупки украинских бронетранспортеров БТР-3Е, предпочтя машины китайского объединения Norinco.
В апреле 2017 г. корпус морской пехоты Индонезии подготовил предложение в свое министерство обороны об отказе от дальнейшей закупки украинских плавающих бронетранспортеров БТР-4М. Причиной стало погружение БТРов носом на плаву на полной скорости. Хотя официальное решение еще не принято, справочник Jane’s Defence Weekly сообщает, что МО Индонезии уже оценивает предложения России (БТР-80), Турции (БМП ACV-19) и Южной Кореи (БМП К21 NIFV).
А в 2012 году от БТР-4 отказался Ирак из-за трещин, обнаруженных на корпусах машин первой партии. В конечном итоге Ирак закупил российские БТР-82.
Резюме
Украина имеет необходимые военно-промышленные технологии, чтобы удовлетворить потребности проекта турецкого танка «Алтай». Однако нарастающая деиндустриализация Украины ставит под сомнение ее возможность выполнить такой крупный контракт. А передать саму эксклюзивную технологию производства она вряд ли готова.
В теории могут возникнуть и проблемы другого рода. США могут повлиять на Украину с целью запретить сотрудничество с Турцией по «Алтаю». Примерно так получилось с Южной Кореей: «Алтай» – совместное детище Otokar и южнокорейской компании Hyundai Rotem, одного из разработчиков южнокорейского ОБТ К2 «Чёрная пантера» (выпускается с 2014 года). Но передать технологии производства двигателя южнокорейцы не смогли.
Конкуренция на международном рынке вооружений достаточно жесткая. Не справится Украина с поставками танковых двигателей Турции – наготове Китай.
Примечание bmpd. Согласно новому «Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции на период с 2017 по 2021 г.», опубликованному в Турции в марте 2017 года, завершение испытаний и запуск в производство танка Altay должны быть осуществлены к концу 2020 г. В конце 2020 г. предполагается передать в войска первые 15 экземпляров. В 2021 г. планируется передать еще 20 экземпляров, а после 2021 г. запустить его массовое производство. То есть, речь идет об предсерийных танках (35 единиц, то есть менее объема поставок ГП «Завода им. Малышева» в Китай и Пакистан ежегодно), на которые могут быть установлены двигатели украинского производства, причем поставки могут начаться не ранее 2018-2019 гг. При этом интересно, что Украина фактически выступает в роли «заменителя» европейских и японских компаний, которые изначально рассматривались в качестве возможных поставщиков двигателя для турецкого танка.
Tags: Австрия, Турция, Украина, бронетанковая техника, военно-техническое сотрудничество, двигатели, наземная техника, наземное вооружение, танки
Шесть самых странных двигателей боевых танков в мире
Посмотрим правде в глаза, я не думаю, что у кого-то из читающих EngineLabs НЕ БЫЛО игрушечного танка в детстве. Будь то копия размером со спичечный коробок, более продвинутая модель, которую можно собрать своими руками, или даже радиоуправляемая игрушка, скорее всего, где-то в ваших детских вещах был смешанный основной боевой танк.
Хотя вы сразу можете подумать: «Что странного в большом дизельном двигателе?» Что ж, читайте дальше (или смотрите видео), чтобы увидеть, что в стремлении более эффективно перемещать этих неповоротливых бронированных бегемотов в современной и не очень современной истории было опробовано множество различных подходов.
Honeywell AGT1500
Возможно, вам знакомо название Honeywell, так как у них есть много различных линеек продуктов, от вентиляторов на пьедестале, таких как тот, который в настоящее время перемещает воздух в моем офисе, до огромной линейки турбокомпрессоров (до недавно) под торговой маркой «Garrett». AGT1500 — турбовальный газотурбинный двигатель. Хотя вы можете услышать это и подумать о вертолетных двигателях, вы будете правы.
Турбовальные двигатели являются обычным источником энергии для современных вертолетов, и существует даже авиационный вариант AGT1500. Но мы говорим о танках, а AGT1500 выдает 1500 лошадиных сил при 3000 об/мин и максимальный крутящий момент 3,950 lb-ft только при 1000 об/мин. Как и большинство основных боевых танков, AGT1500 может работать на самых разных видах топлива, таких как бензин, дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей, чтобы позволить M1 Abrams работать на любом доступном топливе, поскольку танки часто значительно опережают свои возможности. линии снабжения.
Газотурбинный турбовальный двигатель линейки современных основных боевых танков M1 Abrams выглядит так, как будто в современном вертолете он будет более уместным, чем 140 000-фунтовая пушка на колесах, эээ, гусеницах. 1500-сильный зверь может разогнать боевую машину до скорости более 45 миль в час, если убрать регулятор.
Guiberson 1020
Другой танковый двигатель, который имеет авиационный вариант (вы часто заметите эту тему здесь), это Guiberson 1020. T-1020 (T для танка; авиационный вариант был A-1020) был дизельным радиальным двигателем, который приводил в действие легкий танк M3 Stuart, начиная с 1941 года. Однако M3 был быстро модернизирован до двух двигателей V8 в варианте M5 не потому, что 1020 не был способен, а скорее потому, что в военное время был такой спрос для радиальных двигателей в самолетной компоновке.
В наземной конфигурации 9-цилиндровый Т-1020 с рабочим объемом 1021 куб. дюйм развивал мощность 250 л.с. при 2150 об/мин. У него был чрезвычайно низкий BMEP по сегодняшним стандартам дизельных двигателей, а это означало, что он был крайне неэффективным. Тем не менее, это довольно прочный двигатель, который до сих пор служит в своей первоначальной роли в некоторых странах.
Detroit Diesel 6046
Двигатели General Motors 6046 были дикими, поскольку они представляли собой пару рядных двигателей 6-71 Detroit Diesel, которые не были преобразованы в V12, а скорее в конфигурацию «U12», где две рядные шестерки были размещены бок о бок и соединены с общим выходным валом. Этот уникальный двигатель использовался в ряде танков во время Второй мировой войны, но, во всяком случае, для нас наиболее примечательным является вариант A2 культового танка M4 Sherman.
Очевидно, что будучи сдвоенной конструкцией 6-71, 6046 имеет объем в два раза больше, чем 426 кубов стандартного 6-71, для крепкого 852 куб. см. Показатели мощности не увеличивались так линейно: двигатель выдавал 4,10 лошадиных сил и 1000 фунт-фут крутящего момента. 6046 — один из двух в этом списке, не имеющих авиационного аналога.
GM 6046 — это то, что они назвали U-образным двигателем. Два детройтских дизеля 6-71, расположенные вертикально параллельно, были соединены с одним выходным валом и работали как единое целое. Двигатель У12 даже был доработан до четырехместной установки 6-71.
Rolls-Royce Meteor
Этот автомобиль может быть нашим фаворитом в списке, в основном потому, что это танковый вариант исторического двигателя Merlin, который приводил в действие легендарные истребители P-51 Mustang, Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire. среди прочих. Как и Merlin, двигатель Meteor представляет собой конфигурацию V12 с диаметром цилиндра 5400 дюймов и ходом поршня 6000 дюймов для рабочего объема 1649 кубических дюймов.
В то время как двигатели Meteor были в значительной степени перестроены двигателями Merlin III, мощность Meteor была совершенно другой, производя 600 л. Интересно, что в последнее время Meteor снова стал малоизвестным, так как фотографии проекта «Meteor Interceptor» начали распространяться, когда команда шведов установила двигатель на полицейский перехватчик Ford Crown Victoria.
Двигатель Ford GAA
Двигатель Ford GAA — еще один двигатель в этом списке, который не имеет авиационного варианта, хотя изначально он был разработан как авиационный двигатель, исходя из диаметра цилиндра и хода двигателя Merlin, однако он так и не получил от земли (не каламбур). Вместо этого Ford взял полностью алюминиевый двигатель с двумя верхними распредвалами, четырьмя клапанами на цилиндр и отрезал от него четыре цилиндра, получив 60-градусный двигатель V8, который они назвали GAA.
Создание 500 лошадиных сил при 2600 об/мин и 1050 фунт-фут крутящего момента при 2200 об/мин без наддува на бензине из «всего» 1,094 кубических дюйма, GAA устанавливался на более поздние варианты танков M4 Sherman, M7 и M10. Как и Meteor, есть известный в Интернете Mustang 1970 года с двигателем GAA, торчащим из капота.
В свое время Wright R-1820 был популярным авиационным двигателем, на котором устанавливались легендарные самолеты с неподвижным и винтокрылым крылом. Его закладывали в танки как в стандартной бензиновой, так и в дизельной версии.
Райт R-1820
Как и Метеор, Райт R-1820 9- радиальный цилиндр был построен рядом производителей двигателей по лицензии. Хотя на нем устанавливались многие известные самолеты, такие как DC-1, DC-2, DC-3, B-17, SBD Dauntless и даже вертолеты H-21 и H-34, мы говорим здесь о танках. Бензиновый вариант применялся на некоторых бронемашинах, но для танков был разработан дизельный вариант — Д-200.
Компания Caterpillar Inc. разработала дизельный вариант двигателя во время Второй мировой войны, выпустив половину G-200 (наземный вариант с бензиновым двигателем) 900 лошадиных сил при 2300 об/мин, тогда как Д-200 выдавал только 450 лошадиных сил при 2000 об/мин.
Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков
- Прототипы США времен Второй мировой войны
Оуэн Макдонаф
/ 5 ноября 2022 г.
Соединенные Штаты Америки (1942-1943 гг.) Истребитель танков — 1 переоборудованный Создан в январе 1943 г. в качестве проверки концепции,…
Подробнее
- Немецкие бронеавтомобили Второй мировой войны
Йоханнес Дорн
/ 2 ноября 2022 г.
Германский рейх (1938-1945) Штабной бронеавтомобиль — Ausf.A: 10 построено и Ausf.B: 58 построено Sd.Kfz.247 Ausf.A и B были…
Подробнее
- Французские прототипы времен Первой мировой войны
Эндрю Хиллс
/ 31 октября 2022 г.
Франция (1918-1933) Только концепты — Не построено Дизайнер Луи Поль Андре де Перринель-Дюме родился 11 февраля 1864 г. в…
Подробнее
- Советские прототипы времен Второй мировой войны
Зиновий Алексеев
/ 29 октября 2022 г.
Средний танк Советского Союза (1944-1945 гг.) — не строился Одним из самых узнаваемых танков Третьего рейха был. ..
Подробнее
- Немецкие ЗСУ времен Второй мировой войны
Марко Пантелич
/ 26 октября 2022 г.
Немецкий рейх (1938-1945) Самоходная зенитная артиллерийская установка — Не менее 3 переоборудованных Schulfarhzeug 1-5b. Серия/La.S. с MG 34/42 Zwillingssockel 36…
Подробнее
- Французские бронеавтомобили времен Второй мировой войны
Мариса Белхоте
/ 24 октября 2022 г.
Франция (1933-1940) Разведывательная машина (легкий танк/гусеничный бронеавтомобиль) — 2 переоборудованных, 1 прототип и 167 серийных машин, построенных для AMR…
Подробнее
Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетехнику, которая когда-либо бороздила поле боя, от «сухопутных линкоров» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.
Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!
Товарищи на гусеницах
Четыре эпохи, которые мы освещаем:
Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.
Вторая мировая война: испытательный полигон для бронетехники: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.
Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.
Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.
С участием (уже десять лет!)
Партнерские сайты
Сообщество
Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанные авторы.