Разница между мозгом человека и компьютером. Сравнение человека и компьютера
Актуальность нейронных сетей
Исследования по искусственным нейронным сетям связаны с тем, что способ обработки информации человеческим мозгом в корне отличается от методов, применяемых обычными цифровыми компьютерами. Мозг представляет собой чрезвычайно сложный, нелинейный, параллельный компьютер. Учеными доказано, что мозг состоит из огромного числа структурных компонентов – нервных клеток, называемых также нейронами. Нейрон создает соединения с другими нейронами, количество которых может составлять от 10 до 100 000 в точках сопряжения. Сигналы, распространяемые по нейронной сети, управляют активностью мозга в течение короткого интервала, а также становятся причиной долговременных изменений состояния самих нейронов и их соединений.
Мозг человека обладает способностью организовывать работу нейронов, так, чтобы они могли выполнять конкретные задачи (такие как распознавание образов, обработку сигналов органов чувств, моторные функции) во много раз быстрее, чем могут позволить самые быстродействующие современные компьютеры. Примером такой задачи обработки информации может служить обычное зрение. В функции зрительной системы входит создание представления окружающего мира в таком виде, который обеспечивает возможность взаимодействия с этим миром. Более точно, мозг последовательно выполняет ряд задач распознавания (например, распознавание знакомого лица в незнакомом окружении). На это у него уходит около 100-200 миллисекунд, в то время как выполнение аналогичных задач даже меньшей сложности на компьютере может занять несколько дней.
Другим примером может служить локатор летучей мыши, представляющий собой систему активной эхо-локации. Кроме предоставления информации о расстоянии до нужного объекта этот локатор предоставляет информацию об относительной скорости объекта, о его размерах и размерах его отдельных элементов, а также об азимуте и высоте движения объекта. Для выделения этой информации из получаемого сигнала крохотный мозг летучей мыши проводит сложные нейронные вычисления. Эхо-локация летучей мыши по своим характеристикам качества и быстродействия превосходит самые сложные приборы, созданные инженерами.
Разработка искусственных нейронных сетей началась в начале ХХ века, но только в 90-х годах, когда вычислительные системы стали достаточно мощными, нейронные сети получили широкое распространение. Создание нейронных сетей было вызвано попытками понять принципы работы человеческого мозга и, без сомнения, это будет влиять и на дальнейшее их развитие. Однако, в сравнении с человеческим мозгом нейронная сеть сегодня представляют собой весьма упрощенную модель, но несмотря на это весьма успешно используются при решении самых различных задач. Хотя решение на основе нейронных сетей может выглядеть и вести себя как обычное программное обеспечение, они различны в принципе, поскольку большинство реализаций на основе нейронных сетей «обучается», а «не программируется»: сеть учиться выполнять задачу, а не программируется непосредственно.
Сравнение производительности человеческого мозга и компьютера
Мозг и цифровой компьютер выполняют совершенно разные задачи и имеют различные свойства. В типичном мозгу человека имеется в 1000 раз больше нейронов, чем логических элементов в процессоре типичного компьютера высокого класса. В соответствии с законом Мура и с учетом того, что по некоторым расчетам, количество нейронов в мозгу должно удваиваться примерно через каждые 2-4 миллиона лет, может быть сделан прогноз, что количество логических элементов в процессоре станет равным количеству нейронов в мозгу примерно к 2020 году. Безусловно, эти прогнозы мало о чем говорят; кроме того, это различие в отношении количества элементов является незначительным по сравнению с различием в скорости переключения и степени распараллеливания. Микросхемы компьютера способны выполнить отдельную команду меньше чем за наносекунду, тогда как нейроны действуют в миллионы раз медленнее. Но мозг сторицей восполняет этот свой недостаток, поскольку все его нейроны действуют одновременно, тогда как большинство современных компьютеров имеет только один процессор (но с несколькими ядрами) или небольшое количество процессоров. Таким образом, даже несмотря на то, что компьютер обладает преимуществом более чем в миллион раз в физической скорости переключения, оказывается, что мозг по сравнению с ним выполняет все свои действия примерно в 100 000 раз быстрее.
www.aiportal.ru
|
|
|
slavrod.ucoz.ru
Чем отличается мозг человека от компьютера
С появлением и постоянным усовершенствованием электронно-вычислительных машин, в просторечии именуемых компьютерами, интеллектуальные способности человека как венца творения постоянно ставятся под сомнение. Высказываются даже предположения, что со временем компьютер сможет превзойти человека, особенно если будет завершена работа по созданию искусственного интеллекта. Так ли это на самом деле и чем отличается мозг человека от компьютера? Попробуем разобраться.
Определение
Мозг человека – орган тела, выполняющий функции регулировки и контроля всех жизненно важных систем организма.
Компьютер – электронное устройство для обработки информации, имеющее примитивный «мозг» (центральный процессор) и функционирующее согласно заданной программе.
к содержанию ↑Сравнение
Передача сигналов в компьютере основана на электрических импульсах. Для этого используется простой двоичный код, при котором сигналы имеют всего два значения: или «1», или «0». А вот в мозге ведется сложная работа, основанная на множестве химических сигналов, причем каждый из них имеет свою индивидуальную характеристику. Интересно, что скорость проводимости нервного импульса из нейрона в нейрон может меняться в зависимости от существующих обстоятельств. В мозге не предусмотрено функциональных блоков.
Компьютер не признает «полутонов». В нем всё четко – существует или значение «1», или значение «0»; либо то, либо другое. Сила сигнала идет дискретно – только с одним или же только с другим значением. В мозге, в отличие от компьютера, сигнал способен передаваться ускоренно или плавно, также как может изменяться и чувствительность нейрона, принимающего данный сигнал.
Основной объем памяти в ЭВМ сохраняется в специально для этого предназначенных запоминающих устройствах. В мозге же не существует участков, в которых отдельно хранятся наши воспоминания. В запоминании и распознавании субъектов или каких-либо событий участвуют одни и те же нейроны.
Мозг человека обладает очень большим запасом прочности, что позволяет ему функционировать даже при опасных травмах. Это неудивительно, учитывая, что одновременно в нем обычно задействованы не более 2-3% нервных клеток. Современные компьютеры лишены способности восстанавливаться и работать при серьезных повреждениях, тогда как мозг человека от природы наделен удивительной компенсаторной способностью: при поражении даже обширных его участков работу продолжают выполнять оставшиеся неповрежденными части. Если же в программе компьютера испортить даже несколько бит или всего лишь один транзистор в процессоре – устройство мгновенно потеряет возможность функционирования, иногда даже без возможности восстановления. Мозг же способен выживать и работать, даже если ему перед этим на пять-семь минут перекрыть кислород.
Мозг, в отличие от компьютера, способен сосредотачиваться на важной для него в данный момент времени информации и не принимать во внимание несущественную. Мозг отыскивает информацию не по адресу, как компьютер, а по содержанию. Для компьютера нет никакой связи между адресом, по которому находится информация, и самой сутью этой информации, а для мозга – есть. Мозг человека способен восстанавливать информацию лишь по ее отрывочной части или же извлекать данные вследствие ассоциативного ряда. Человек мыслит, компьютер же просто обрабатывает информацию на основе алгоритмов. Компьютер работает с абстрактными символами, а мозг человека – с образами конкретных объектов. Мозгу человека присущи интуиция и воображение, а еще – желание все время получать новые впечатления, творческая активность, которая тесно связана со сном (во сне упорядочивается полученная извне информация). Компьютеру всё это недоступно. Скрытые возможности мозга поистине безграничны, в отличие от изначально заданных определенным образом системных параметров компьютера.
к содержанию ↑Выводы TheDifference.ru
- Для передачи сигналов компьютер использует простой двоичный код. В мозге человека работают множество нейронов, которые обмениваются разнообразными сигналами, меняющимися в зависимости от обстоятельств.
- В компьютере есть специальное устройство, в котором хранятся данные. В мозге человека нет конкретного участка, отвечающего за память, — и запоминание, и распознавание свойственно всем нейронам.
- Мозг человека, в отличие от компьютера, обладает огромной компенсаторной способностью: он может работать даже при серьезных повреждениях.
- Мозг ищет информацию по содержанию и ассоциациям, компьютер – по определенному адресу. Мозг работает с образами, а компьютер – с символами.
- Мозгу человека свойственны творческая активность, жажда знаний, интуиция и воображение.
- Возможности мозга человека безграничны, в то время как компьютерный «мозг» зависит от заложенных в него параметров.
thedifference.ru
Можно ли сравнивать мозг с компьютером?
Раньше было (лет 50 назад) было модно сравнивать мозг с цифровым компьютером. Даже во времена моей студенческой юности преподаватель информатики любил сравнивать отдельные участки мозга с работой жесткого диска или оперативной памяти. Однако сегодня такое сравнение можно считать варварским. Подумайте сами, ведь у нас в голове нет ни центрального процессора, ни операционной системы и даже нет установленных приложений.
Очевидно, что архитектура головного мозга совершенно не похожа на архитектуру современных вычислительных устройств. Мозг - самообучается, каждый раз формируются новые нейронные связи с выполнением нового задания. Компьютер же остается таким же глупым как и вчера.
Существует два подхода к моделированию работы мозга. Первый из них – сверху вниз. Он состоит в том, чтобы изначально создавать искусственный интеллект разумным, с набором множества программ. Цель такого подхода заключается в создании модуля памяти в которую были бы записаны все правила разумности. Стоит добавить этот модуль памяти к роботу, как он немедленно оживет и начнет разумно мыслить.
Однако в нашем мозгу нет ни программирования, ни программного обеспечения. Мозг состоит из сети нейронов, которая подчиняется правилу Хебба: всякий раз, когда принимается верное решение, соответствующие нейронные связи укрепляются. Нейронные сети построены на базе иного подхода – снизу вверх. Вместо того чтобы получить все правила разумности при рождении, мозг саморазвивается, натыкаясь на все подряд и обучаясь на собственном опыте с помощью проб и ошибок.
Другое отличие строения нейронных сетей от компьютера состоит в том, что если из последнего убрать любую часть, то он перестанет действовать. Но если удалить часть мозга, то он все равно будет функционировать. Функции утраченных частей возьмут на себя оставшиеся.
С другой стороны, компьютер превосходит нас в скорости вычисления. Человеческий мозг по сравнению с ним работает невероятно медленно. Нервные импульсы в мозгу движутся со скоростью 100 метров в секунду, а скорость вычисления компьютера может приближаться к скорости света. Но даже здесь мозг обгоняет компьютер. Низкая скорость вычисления с лихвой компенсируется способностью запускать огромное число параллельных процессов одновременно.
Ну и помимо всего прочего, мозг — не цифровое устройство. Компьютер использует транзисторы, которые могут либо передавать сигнал, либо нет, что соответствует 1 или 0. Нейроны же могут не только передавать сигнал, но и быть аналоговыми, т.е. передавать как дискретные, так и непрерывные сигналы.
Источник: по материалам книги"Физика будущего".Чернов Дмитрий© chernov.pro
www.4ernov.ru
Учебный проект Компьютер и человек
Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel
Авторы проекта
Зубарев Александр, Попов Николай
Предмет и класс
Информатика, 8 Класс
Аннотация к проекту
Проект посвящен изучению строения компьютера,основных его устройств и сходству компьютера и человека. Реализация данного проекта может осуществляться на базовом уровне. В процессе изучения этой темы учащиеся знакомятся с архитектурой ПК. По ходу проекта учащиеся выполняют исследовательскую работу заключающуюся в сравнении строения компьютера и человека, их деятельности и выявлении наиболее сходных и различных черт.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Может ли компьютер заменить человека
Проблемные вопросы
1) Что общего между человеком и компьютером?
2) В каких видах деятельности компьютер выполняет работу человека?
Учебные вопросы
1) Из каких устройств состоит компьютер?
2) Какие аналогии можно провести между компьютерными устройствами и строением человеческого тела?
3) В каких видах деятельности человека задействован копьютер?
4) Кто быстрее выполняет операции копьютер или человек?
План проведения проекта
1) Актуализация знаний учащихся.
2) Представление тем исследований.
3) Разделение на группы.
4) Обсуждение тем учащихся, поиск нужной информации.
5) Подготовка презентаций, выявление сходств и различий между компьютером и человеком.
6) Обсуждение исследования и ответ на главный вопрос.
Визитная карточка проекта
Визитка
Публикация учителя
Буклет
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Вводная презентация
Пример продукта проектной деятельности учащихся
презентация
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
наблюдение
Оценивание презентации
Тест по Архитектуре Компьютера
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
Презентация
История развития компьютера
Полезные ресурсы
1) Сайт посвященный архитектуре компьютера 2) Сайт с историей процессоров и Архитектуры компьютера 3) Аналогии схожести человека и компьютера 4) История развития компьютера 5) Сайт для учителяПроекты с аналогичной тематикой
Архитектура ПК
Человек и компьютер - союз XXI века
Процессор - серце компьютера
wiki.iteach.ru