Сочиненя на тему "Заменит ли компьютер преподавателя?". В будущем учителей заменят компьютеры
Смогут ли компьютеры заменить учителей - школьное сочинение
Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.
Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.
Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.
Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».
В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.
Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.
На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.
Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.
Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.
Пригодилось сочинение? Поставь лайк или подпишись на наш паблик! http://vk.com/yarmakovichcom
yarmakovich.com
Может ли компьютер заменить учителя? / Newtonew: новости сетевого образования
Кажется, дискуссия о том, сможет ли заменить компьютер учителя, ведётся с момента создания первой ЭВМ. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий только обострило эту проблему. По иронии судьбы, новыми способами получения информации в большей мере сегодня владеют именно школьники. Большинству учителей удаётся освоить лишь базовые навыки работы с компьютером и далеко не всегда – Интернет. При этом поток информации стал настолько велик, что иногда рассказ учителя кажется детям чем-то несущественным по сравнению с той же статьёй в Википедии (мы с детьми не согласны).
Так или иначе, но эта тема не даёт покоя учёным и представителям нового поколения, жизнь которых теперь тесно связана с Сетью. Так, недавно на страницах EdSurge появилась статья Эрика Хоровица, который размышляет о том, насколько важны для учителя метакогнитивные данные, попутно рассказывая об очередном эксперименте в этой области.
Фото: flickr.com.
«Если главным бичом вашего обучения была фраза «покажите свою работу», то вы в этом определенно не одиноки», - начинает автор свой рассказ. По мнению Эрика Хоровица, требования учителя продемонстрировать, как ученик пришёл к решению задачи, могут показаться 10-ти-летнему ребенку произвольными, однако они служат очень важной цели: позволяют взглянуть учителю на метакогнитивные процессы, которые руководят способностями школьника решать различные задачи. Именно метакогнитивный уровень мышления связан с умениями контролировать и направлять собственные познавательные интересы. Поэтому анализ детских работ, ошибок и исправлений, который помогает следить учителю за движением мысли ребёнка, даёт возможность педагогу находить и рассматривать сформированные у школьника метакогнитивные стратегии.
Так, по мнению Хоровица, одним из возможных преимуществ технологии компьютерных измерений является простота сбора и документирования информации о сложных метакогнитивных процессах, проходящих в голове ребёнка. В частности, можно использовать лог-файл компьютера, чтобы измерить процессы метапознания «онлайн» в тот момент, когда ученик решает задачи, нажимая клавиши или кликая мышкой, а не постфактум, когда задача решена и ученик пытается проанализировать свои решения. Новый способ сбора информации не только обеспечивает моментальный «взгляд внутрь головы» это также предотвращает ситуации, когда обучаемый неполно или неточно объясняет свои действия.
Фото: flickr.com.
В связи с этим встаёт вопрос: может ли технология компьютерного измерения метакогнитивных процессов быть столь же эффективна, как традиционный педагогический анализ деятельности ученика? Являются ли данные, содержащиеся в лог-файле, действительно важными?
По мнению Эрика Хоровица, исследование Марселя Винмана из Лейденского университета, недавно опубликованное в Learning and Individual Differences, отвечает положительно на этот вопрос. Так, в качестве объекта эксперимента Винман и его коллеги выбрали группу из 52-х учащихся средних школ. На протяжении всего проекта учёные отслеживали, как школьники работали в специальной компьютерной программе. С помощью этой программы они должны были выяснить, как различные факторы, такие как загрязнение среды или источники пищи, могут повлиять на популяцию выдр. У школьников была возможность отрегулировать значение каждого из пяти предложенных факторов, а затем запустить симуляцию, которая демонстрировала, как изменилась популяция выдр. Чтобы выяснить влияние различных факторов на жизнь выдр, ученики провели минимум 15 экспериментов.
При этом в процессе занятий школьников на компьютере в лог-файл записывались различные аспекты работы, каждый из которых становился материалом для измерения метакогнитивных процессов учеников. К этим аспектам относились общее число проделанных экспериментов, время, прошедшее между видимыми результатами одного эксперимента и началом следующего, частота прокрутки вниз для просмотра более ранних экспериментов или вверх, чтобы увидеть более поздние результаты, и число факторов, которые были изменены между экспериментами.
Фото: flickr.com.
После того, как студенты завершили свои эксперименты, экспертам были показаны логи ученической активности, и они оценили каждого студента по двум метакогнитивным показателям: 1) систематическому измерению; 2) полноте эксперимента. Первый индикатор отражал закономерность, с которой ученики искали подходящую стратегию влияния на популяцию выдр, например, путём многократного изменения одного фактора при постоянном сдерживании других факторов. Второй показатель демонстрировал, в какой степени школьники экспериментировали со всеми пятью факторами.
Чтобы эксперимент состоялся, необходимо было информацию лог-файла сравнить с данными самоанализа учеников, в котором дети описывали свои действия и объясняли причины тех или иных решений. Марсель Винман и его команда были, в основном, заинтересованы двумя вещами: 1) насколько измерения метакогнитивной деятельности, проводимые компьютером, соотносились с анализом действий учеников;; 2) как результаты двух разных способов измерения метакогнитивной деятельности прогнозировали обучение. Если измерения человеком и компьютером были бы согласованы и с одинаковой точностью прогнозировали результаты обучения, это доказало бы, что компьютеры могут заменить традиционные методы анализа важной метакогнитивной деятельности.
Фото: flickr.com.
Исследователи на самом деле обнаружили, что не было особой разницы между измерениями метакогнитивной деятельности, проводимыми человеком и компьютером. Почти все отдельные компьютерные измерения (например, частота прокрутки, время между экспериментами и т.д.) были соотнесены с теми или иными объяснениями учеников своей деятельности в процессе эксперимента (какие факторы предпочитали выбирать, как их меняли для получения нужного результата, зачем и т.д.).
«Безусловно, результаты Винмана далеки от совершенства», – говорит Хоровиц. Однако не стоит закрывать глаза на то, что компьютеры способны делать адекватные измерения таких важных для обучения показателей как планирование, разработка стратегии и оценка результатов работы. Теперь клики мышкой, просмотр страниц, удаление ответов становятся не только набором обычных рабочих операций, но и позволяют определить общий уровень квалификации студентов, а также пролить свет на причины выбора учеником той или иной стратегии в решении сложных проблем.
Конечно, эти исследования находятся в зачаточном состоянии и подобные результаты не могут дать полной картины способностей студента или определить их слабые и сильные стороны. Однако с каждым годом подростки начинают хранить в электронном виде всё большее количество учебной информации и своих расчётов, а это прямой путь к тому, чтобы дальше работать в этом направлении» - заключает Эрик Хоровиц.
Что же касается роли учителя, то при всей революционности подобных экспериментов, без участия человека они вряд ли бы представляли какую-то ценность. Пусть даже компьютеру удалось собрать необходимую информацию, но кто-то же должен её проанализировать и продумать, как использовать полученные данные в дальнейшем.
Фото: flickr.com.
Вариант развития, при котором компьютер на основе своих же сведений мог бы предложить программу обучения ребёнка, на данном этапе недоступен нам. Что не может не радовать. Ведь в той же повести Азимова машинное образование лишает человека творчества и возможности делать ошибки, необходимые для настоящего развития и нахождения собственного пути. Именно поэтому на вопрос «может ли заменить компьютер учителя?» - независимо от уровня развития технологий - можно смело ответить: «нет».
По материалам edsurge.com.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
newtonew.com
Сочинение на тему «Заменит ли компьютер преподавателя?»
- Главная
- Сочинения
- Сочинения на свободные темы
- Сочинене на тему «Заменит ли компьютер преподавателя?»
Компьютерная техника развивается с каждым годом. Роботы совершенствуются, развивается кибернетика, машины заменяют рабочих. И появилось мнение, что в недалеком будущем компьютеры заменят учителей. Так ли это? Вряд ли. Хотя бы потому, что выражение «Вложить в ученика часть души» еще никто не отменял. Работая с учеником, учитель действительно вкладывает в него эмоции, которые влияют на процесс развития. И передает не только технические знания, но и учит его общению.
Чему может научить бездушная машина? Если вы знаете, что такое перфокарты при обучении вождению, то многое встанет на свои места. Можно ли выучить Правила Дорожного Движения, не консультируясь с бывалым водителем? Попробуйте и поймете: в совершенстве, с помощью перфокарт, научиться водить автомобиль очень сложно. Гораздо эффективней будет задавать вопросы, моделировать сложные ситуации и узнавать что-то новое от человека. Машина здесь может играть только вспомогательную роль.
Даже если допустить то, что когда-нибудь изобретут машину, способную разговаривать – эффекта тоже будет мало. Представьте себе робота-учителя. Какие программы необходимо в него заложить? Вместе с общими знаниями, он должен уметь отвечать на вопросы. А теперь учтите детскую психологию, и скажите: какова вероятность того, что дети не будут шутить над машиной? Например, ставить вопросы так, что она будет теряться в ответах. Или игнорировать процесс обучения, глядя в окно или играя на уроке в карты. Заложить в программу робота адекватное чувство юмора и научить его контролировать процесс обучения – невозможно. Поэтому он тоже может быть только вспомогательным обучающим предметом, как перфокарты. А главная роль будет принадлежать преподавателю, который в зависимости от поведения учеников, может быть строгим, веселым, добрым или сердитым.
Следовательно, что мы имеем? С одной стороны желание автоматизировать процесс обучения. А с другой – желание отобрать у учителей вкладывать в свою профессию частичку своей души, лишив учеников возможности развивать уважение к старшим. Можно ли уважать машину? Это риторический вопрос, потому что психология учеников (как детей, так и взрослых) в этом вопросе совершенно непредсказуема.
И, самый главный вопрос: не придется ли нам для того, чтобы внедрить обучение детей компьютерами – вместе с этим лишить детей чувства юмора и заставить их вести себя так же, как машины?
Исследовательский проект: «Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»
Исследовательский проект:
«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»
Выполнили учащиеся курса «Педагогика и психология» Центра «Уникум»: Щелина Анастасия,
Иванова Кристина , Топорова Татьяна, Соловьева Мария
Педагог: Киселева Ольга Александровна
План исследования:
- Формулировка гипотезы и цели исследования.
- Подбор источников информации.
- Разработка анкет, вопросов, информации.
- Сбор данных , проведение анкетирования; опросов; изучение мнений участников интернет-форумов .
- Анализ опросов, материалов анкетирования
- Оформление результатов
Жизненные ценности все изменились Теперь машина – творенья венец Своей цели наконец-то добились Создали роботов без души и сердец Роботы в миг просчитали Слабые места у людей И без промедления напали… Искусственный интеллект! Здесь свой Бог, свои законы Человек не пройдет! Они плодят себе подобных Царствие машин грядет. Что же будет с нами дальше?! Вне закона человек! Людской век уже пропащий Грядет машинный век!
Основная гипотеза:
«Компьютерные технологии никогда не смогут заменить учителя!»
Цель исследования: доказать, что компьютерные технологии никогда не смогут заменить человека на педагогическом поприще, в споре компьютерного интеллекта с мозгом человеческим победит человек.
Мнения учащихся
Среди обучающихся был проведён опрос на тему: «Могут ли компьютеры заменить учителя?»
83% учащихся – высказали мнение, что компьютер не может полностью заменить учителя на уроке.
17% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя, высказав следующие мнения :
Может! А если ещё есть интернет, то ещё как может!!!!Я на компьютере изучаю, а некоторое частично изучил: Delphi, HTML, JavaScript, PHP, Photoshop, Sound Forge, Virtual Dub, Компьютерніе сети, Excel, Access, Word, Flash MX, Java, 3D-Max, Sql. Это всё касается изучения компьютерных программ!
Нет....Он не может найти подход к каждому...
«Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»
«Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»
Конечно нет! Ну попадется компьютеру какой-нибудь тупой! Ну и как он ему будет объяснять?! Он же такой умный!
Мнения педагогов
Среди педагогов был проведён опрос на тему:
«Могут ли компьютеры заменить учителя?»
97% педагогов – высказали мнение, что компьютер никогда не сможет заменить учителя
Мнение педагогов русского языка и литературы:
Учитель начальных классов:
«Изучать поэзию без чтения вслух стихов перед аудиторией? Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?
« Ученику важно, чтобы рядом был человек, который подскажет, направит, поправит, поможет - это УЧИТЕЛЬ. Никогда ПОЛНОСТЬЮ робот не заменит учителя. У робота нет воспитательной составляющей, а у учителя есть.»
Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?»
Учитель биологии:
«Машина никогда не заменит живое общение. Мы учим кого-то, отдаем свои знания, а взамен берем что-то у своего ученика, учимся чему-то и у него. Обучение - это живой процесс между учителем и учеником, ведь это звенья одной цепи... Чему нас может научить холодный железный робот? Он, конечно, способен дать нам нужную информацию, но не только в этом состоит обучение... »
Учитель истории:
«Кто же будет тогда любить детей? Хвалить и поощрять их труд? Успокаивать в случае неудач?»
Мнения людей, не относящихся к педагогике
Я думаю, и очень надеюсь, что в будущем будет происходить взаимодействие машины с реальным человеком, ведь только человек может мыслить творчески и нестандартно, что играет важную роль в образовании. Да, машина может предоставить основные знания, но научить их правильно использовать может только учитель. Поэтому взаимодействие машины и учителя, я считаю достаточно результативным - машина предоставляет основные знания, а учитель показывает пути применения этих знаний.
62% людей , опрошенных на улице высказали мнение, что компьютер не сможет заменить учителей в будущем
Кто мешает запустить аудиофайл школьнику в наушники? Не эстетично, зато дёшево, надёжно и практично
С помощью робота-учителя школьники смогут получать теоретические и практические знания по математике, физике, химии и информатике.
Но для некоторых людей эта система может работать, и может работать даже эффективнее, чем нынешняя.
А как думаете Вы?
Предлагаем проголосовать!
https://docs.google.com/forms/d/1dFldaDYsUjxJoq7pTd4X1AgG7TBw8rXJq1XD28oJ66w/viewform
Вывод:
- Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»…
- Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
- Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников.
- Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.
Это все убедительные аргументы в пользу учителя!
Таким образом, мы доказали гипотезу :
«Компьютерные технологии никогда не смогут заменить учителя!»
Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется жить Земля, высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя! Не на словах, а по вещей традиции, которая завтрашней жизни под стать. Учителем надо будет родиться и только после этого – стать. В нём будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле. Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!
Отрывок. Из Р. Рождественского
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text
http://pk04.mskcollege.ru/doc/sc_uchitel.pdf
http://www.stihi.ru/2013/02/26/3972
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421 http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htm http://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.html http://works.tarefer.ru/64/100274/index.html
Сухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и
http://static.freepik.com/free-photo/3d-globe-vector-icon-earth-globe-vector-ai-adobe-photoshop-illustrator-globe-ai-design-blue-marbel-vector-ai-illustrator_11-37534.jpg
земной шар
http://static.freepik.com/free-photo/blue-map-shading_35-35938.jpg
фон
kopilkaurokov.ru
Заменят ли планшеты учителей? | hi-news.ru
С развитием технологий приходится пересматривать традиционные учебные методы. Эта тенденция вызывает смешанную реакцию. С одной стороны, существуют опасения, что новые технологии вообще заменят собой учителей. Но существует и иная точка зрения, согласно которой технологии лишь решат существующие проблемы в обучении. Недавнее исследование, проведенное совместно финскими, швейцарскими и бельгийскими специалистами, позволяет лучше понять то, какой будет роль учителя в высокотехнологическом мире. Некоторые устройства будто бы и созданы для того, чтобы учеба стала не только полезным, но и весьма интересным занятием. Для подрастающего поколения планшет привлекательнее бумажной книги. Это факт, который остается только принять.
Учитель перестанет быть непосредственным «поставщиком знаний». Его основная задача будет состоять в координации учебного процесса и совместного с учащимися решения тех проблем, которые возникают в его ходе. На страницах ресурса ScienceDaily также отмечается, что высокие технологии открывают новые учебные возможности. Профессор Финского института исследований в области образования Райя Хямяляйнен отмечает то огромное значение, которое приобрели мобильные девайсы:
С помощью планшетов и смартфонов были найдены новые пути поддержки сотрудничества между образованием и работой. К примеру, снятое на рабочем месте видео может использоваться в качестве школьного учебного материала.
В последние годы сформировалось точка зрения, что современные девайсы являются развлекательными устройствами. Они противопоставляются якобы более серьезным привычным методам обучения. На самом деле цифровые девайсы давно стали частью обыденной реальности. Более того, для юного поколения они привычнее и понятнее тех учебных материалов, к которым привыкли люди более старшего возраста. С использованием планшетов и смартфонов, а также образовательных игр учебный процесс становится более наглядным.
Профессор Хямяляйнен подчеркнула также и то, что смартфоны открывают новые возможности, прежде недоступные в педагогической практике. Они позволяют учащимся играть более активную роль в учебном процессе:
С умными телефонами учащиеся могут, например, писать скрипты и создавать видео, чтобы проиллюстрировать изучаемые ими темы.
Правильное использование новых технологий позволяет также сделать учебный процесс более интерактивным. Но для этого учителям придется повышать свою квалификацию. Ведь не только учащимся, но и их наставникам следует разбираться в той технике, которая используется для учебы. На основании исследования, проведенного среди учащихся профессиональных училищ и их педагогов, профессор Хямяляйнен отмечает:
В учебной среде будущего важно хорошо и успешно использовать новые технологии, в числе которых планшеты, смартфоны и игры, поддерживающие учебный процесс.
Оказывается, видеоигры могут быть не только интересными и увлекательными, но и полезными. Коль скоро молодое поколение привыкло к ним, то почему бы не использовать их в качестве способа обретения новых знаний? Для этого только нужны соответствующие обучающие игры, которые станут интересными самим учащимся. Технологии постоянно меняют образовательную сферу. Этот процесс постоянен, но сейчас, с массовым распространением карманных компьютеров, он ускорился. Но учитель все равно нужен. Ведь именно от него зависит, станут ли сенсорные экраны воспитывать будущих математиков или их использование так и будет сводиться к играм, социальным сетям и бесцельному блужданию по веб-пространству.
Как вы думаете, сможет ли мобильное устройство когда-либо стать учителем вместо человека? Или наставник-человек всегда будет необходим? Оцениваете ли вы все возрастающую роль высоких технологий в образовании в качестве положительного или отрицательного явления? В чем преимущество методов обучения, в которых не задействованы высокие технологии? И чем могут быть полезны мобильные девайсы в обретении новых знаний, умений и навыков?
hi-news.ru
Заменят ли новые компьютерные технологии учителя?
Вопрос новых технологий в образовании бурно обсуждается на всех уровнях. Появились дерзкие смельчаки, которые утверждают, что в ближайшем будущем учителя вообще не будут нужны. Электронные учебники и компьютерные программы освободят общество от потребности в учителях.
Попробую себе представить, как может выглядеть «компьютерное» изучение русской литературы. Биографию писателя, предположим, можно изучить по материалам энциклопедий и других источников в интернете. А вот как с критическим осмыслением её? Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации? Кому он выскажет своё мнение? Своему виртуальному другу в интернете, с таким же жизненным опытом, как и он сам? С кем поделится впечатлениями, нахлынувшими на него чувствами после прочитанного? Сможет ли учащийся самостоятельно разобраться в исторической эпохе, в которой происходило создание произведения того или иного автора? Понять психологическое состояние писателя и его героя? Самостоятельно оценить авторскую позицию? Для того чтобы понять и оценить произведение, нужно немало знать и разбираться в истории, психологии, этике, законах развития искусства, этнокультурных традициях. По силам ли это всё одолеть ученику без помощи учителя?Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя? Сможет ли, к примеру, пятиклассник самостоятельно понять, почему Герасим послушался барыню и утопил свою любимую Муму?Не вырастут ли в результате «компьютерного» образования манкурты и роботы?Никогда живое человеческое общение не заменит компьютер, как никогда электронный вариант учебника не может стать лучше настоящей книги.Изучать поэзию без чтения вслух стихов перед аудиторией? Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?Вы мыслите жизнь без учителя?
www.madamam.ru
«Компьютер не заменит живого учителя»
Информация к сведению
В 1967 году Академия педагогических наук РСФСР получила статус Академии педнаук СССР, а с 1991 года стала Российской академией образования.
На общем торжественном собрании Академии с докладом выступил президент РАО Николай Дмитриевич Никандров.
- Долгое время наша академия называлась Академией педагогических наук. Наверное, поэтому есть академики, которые выступают за возвращение старого названия. Почему я не разделяю этой позиции? Потому что Академия перестала быть чисто педагогической, она ведет исследования по физиологии, психофизиологии, среди членов академии сегодня много физиков, химиков, философов, представителей других наук, которые так или иначе имеют отношение к образованию, подкрепляя его функционирование и развитие. В связи с этим она и называется Академией образования.
Основная задача нашей академии - поддержка и развитие средней школы. Именно школа вызывает наибольший интерес в обществе. Высшее образование как таковое меньше волнует общество, магические слова «ЕГЭ-ГИФО» вызывают интерес только в плане их влияния на поступление выпускников в вуз, а школа интересует всех. В советские времена ставилась совершенно четкая задача: обеспечить общее среднее образование для всех. Сейчас даже конституционно такая задача не ставится, что, на мой взгляд, крайне плохо. Неудачная формулировка 43-й статьи Конституции РФ фактически закрепляет девятилетнее образование, считается, что за девять лет человек вполне может закончить свой школьный этап и приступить к трудовой деятельности. На самом деле этого, конечно же, недостаточно. Подавляющее большинство развитых и не очень развитых стран давно перешли на более длительные сроки обучения при меньшей напряженности программ. Если не считать, что наши учащиеся сделаны из другого теста и могут гораздо быстрее осваивать то, что другие проходят за более длительное время, то так поступать нельзя. Существующее конституционное положение смягчил в свое время указ бывшего президента РФ Б.Ельцина, расширивший возможности полного общего образования. Совершенно иная задача ставится в Национальной доктрине образования, в разработке которой принимала участие и наша академия: срок обязательного обучения увеличен до 10 и 12 лет, хотя к 12-летке все относятся очень осторожно.
Обобщая задачу, которая сейчас стоит перед академией, можно сказать так - это научное обеспечение функционирования и развития российской системы образования, всех ее уровней, начиная с дошкольного детства и заканчивая системой повышения квалификации. Но основная наша боль - все же общеобразовательная школа. Если сузить задачу, поставленную перед РАО, то можно сказать так: это обеспечение положений Национальной доктрины и Программы модернизации российского образования. Когда эти документы разрабатывались, споров, конечно, было очень много. Но коль скоро они приняты, их надо выполнять, иначе невозможно никакое развитие. Сейчас у меня тоже есть сомнения, в частности, по поводу ЕГЭ и ГИФО. Единый экзамен, как уже показал некоторый опыт, все же позволяет находить возможности для обмана. Некоторые вузы не стремятся включиться в эксперимент не только потому, что это, как часто говорят, лишает возможности устраивать поборы и получать взятки, но и потому, что имеют хорошо отработанную систему отбора абитуриентов. В качестве аргумента за внедрение ЕГЭ приводится такой: где-то в глубинке живет будущий Ломоносов и он никогда в Москву не попадет, если он умный, но бедный. Но опыт показывает, что и с ЕГЭ такая возможность у него вряд ли появится. Состоятельные родители всегда могут пригласить к ребенку хороших платных педагогов и натренировать его при подготовке к единому экзамену. И нужно быть уж очень и очень талантливым будущим Ломоносовым, чтобы преодолеть эту совершенно объективную процедуру. ЕГЭ не решит проблему поступления в вузы полностью.
При разработке Национальной доктрины образования высказывалось много замечаний и сомнений по поводу ЕГЭ и ГИФО. И если Национальная доктрина была принята достаточно единодушно, то с ЕГЭ и ГИФО ситуация довольно сложная.
Здесь есть еще одна проблема - взаимоотношения академии и власти. Многое из того, что было одобрено на Всероссийском совещании работников народного образования, при утверждении в Правительстве РФ было значительно снижено в своих задачах. Предлагаемые расчеты и обоснования по дополнительному финансированию системы образования, которое она должна была получать с разбивкой по годам на десять лет вперед, специалисты академии согласовывали с экономистами. Но в окончательном правительственном варианте доктрины осталось лишь указание на то, что образование должно финансироваться с опережением по сравнению с другими направлениями социальной сферы. С каким опережением - неизвестно. А поскольку трудности с бюджетом есть всегда, есть и основания опасаться, что будут приниматься дальнейшие меры по снижению финансирования образования. Сторонники различных движений (в Думе меньше, в правительстве - больше) считают необходимым изъять из законодательных актов все, что не обеспечено «живым» финансированием.
Существует Указ №1, подготовленный еще при президенте Б.Ельцине, об увеличении заработной платы учителей. Есть даже нормы Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которым заработная плата учителя должна равняться средней в промышленности, а заработная плата профессорско-преподавательского состава должна быть в два раза больше. Сейчас достичь этого невозможно, поэтому уже предлагают изъять это положение из норм закона. Все это нас очень беспокоит и пугает. Понятно, что и так учителя живут бедно, они вынуждены работать больше, чем нужно, не успевая восстанавливать свои силы. Вузовские преподаватели тоже вынуждены подрабатывать самыми различными способами, а это означает, что они меньше читают, у них меньше времени на размышления, на эксперимент. В итоге все это имеет серьезные последствия. Академия в работе над конкретными документами обращает на это особое внимание.
Информация к сведению
В составе РАО есть:
ШОтделение философии образования
и теоретической педагогики,
ШОтделение психологии
и возрастной физиологии,
ШОтделение общего среднего образования,
ШОтделение профессионального образования,
ШОтделение образования и культуры,
ШНаучно-организационное управление,
ШОтдел экспериментальных
образовательных программ,
ШОтраслевые отделения
и научные учреждения,
ШРегиональные отделения и научные
учреждения региональных отделений,
ШОбразовательные учреждения.
По идее, академия должна постоянно предлагать что-то новое. Но нового, в смысле радикального изменения методов обучения, нет. Качественные изменения происходят довольно редко, но приращение различных способов активизации обучения идет постоянно, так же, как и совершенствование учебников и других дидактических материалов. Пожалуй, на сторонний взгляд, самое новое касается информатизации обучения. Но в отличие от многих энтузиастов информатизации, я не вижу здесь чего-то основного, что касалось бы содержания образования. Информатизация - только дополнительное средство, и доказательством тому является вся история развития человечества. Как только появляется какое-то новое средство, например кино, то говорят, что оно заменит все. Когда появились первые очень большие вычислительные машины, предсказывали, что они заменят преподавателя. На самом деле живое обучение не может быть заменено ничем, особенно если учесть, что помимо собственно обучающих задач есть серьезные задачи воспитания. И вот здесь, пожалуй, академия сделала очень многое.
Фактически благодаря последовательным усилиям РАО как-то сохранилась воспитательная работа в школе, и она постепенно возрождается. «Как-то сохранилась», потому что было очень сильное движение в сторону того, чтобы всякое воспитание из школы изъять. В конце 80-х - начале 90-х годов возобладала точка зрения, что лучше не иметь никакого воспитания, чем советско-коммунистическое. И только после 1993 года начался постепенный возврат к пониманию того, что воспитание, в том числе с патриотических государственных позиций, совершенно необходимо. Сейчас эта точка зрения в принципе не оспаривается, хотя до реального развития воспитательной работы в школе на современных основах еще далеко. Но я вижу здесь определенный прогресс.
Есть стремление разработать общероссийскую программу воспитания. Это задача очень амбициозная, и, конечно, надо учитывать, что начинать придется с дошкольного воспитания. Государство и общество воспитывают своих членов разными способами, используя разные рычаги. В некоторых языках слова «воспитание» не существует. Его нет, например, в английском и французском языках. Но в России это больше чем слово. Академия образования будет стараться создать общероссийскую программу воспитания, которая прежде всего будет связана с молодежью, но какими-то своими ветвями достигать каждого из нас.
Очень часто ставится вопрос о том, что воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях. Если это так, тогда мы прямо можем руководствоваться документами ЮНЕСКО и Совета Европы, под которыми в свое время подписались. Считаю, что общечеловеческие ценности - это то, к чему человек должен постепенно идти, начиная, однако, не с них, а с национальных ценностей. Была такая песня «С чего начинается Родина?». Сегодня ее поют реже, чем когда-то. Смысл в том, что всякое воспитание начинается с ближайшего окружения ребенка. Последовательность должна быть такая: сначала свои, близкие, родные национальные ценности, а потом общечеловеческие. Российская система ценностей не вполне едина. Чтобы сближать этнические системы ценностей, надо решать проблему единого образовательного пространства. Считаю, что здесь необходимо двигаться в двух направлениях: с одной стороны, сохранять все самое интересное и важное, что создано в этнических группах, с другой стороны, постепенно сближать по основным позициям эти системы ценностей и создавать все-таки российскую систему. В перспективе (пока я ее не вижу), может быть, и единую, мировую.
Такая проблема, как содержание образования, - проблема вечная. Есть и другие вечные проблемы в педагогике. В 1916 году вышла книга профессора Московского университета А.Павлова «Мысли, чаяния и опасения по поводу предстоящей реформы образования в России». Помимо многих интересных вещей, описанных в этой книге, особенно бросается в глаза то, что многие проблемы 1916 года - те самые, которыми мы занимаемся и сейчас. Павлов пишет о том, что учащиеся перегружены, им не хватает часов на предметы, которые формируют российского патриота, то есть на литературу и историю.
Информация к сведению
В Академии образования работают:
126 действительных членов,
151 член-корреспондент,
6 почетных членов,
63 иностранных члена из 24 стран
ближнего и дальнего зарубежья.
Есть вечные проблемы педагогики, но есть и такие, которых мы не могли предвидеть. Например, психологическая реабилитация (часто это касается гибели людей в результате террористических актов и катастроф). Когда эта проблема стоит во время войны, это всем понятно - войны без жертв не бывает. Сейчас нет больших войн, и гибель людей тем более необъяснима. В этой связи возникла проблема психологической поддержки и реабилитации.
С большими спорами, иногда очень ожесточенными, решается проблема нового содержания образования для средней школы. В чем была ошибка? Первоначально предпринимались попытки разработать стандарты с помощью отдельных групп специалистов. РАО сотрудничала в этом направлении с Министерством образования, и первый совместный стандарт на закрытом конкурсе в 1994 году получил первую премию. Но тогда в тесной связке работали только группы РАО и Минобразования. Чтобы обеспечить общественное приятие всех стандартов, нужно, чтобы совместно работали и члены РАО, и сотрудники РАН, и медики, и учителя - те неравнодушные, кто готов подумать над этими вопросами. Надеюсь, что к декабрю этого года проблема стандартов будет решена. И опять же, вспоминая книгу А.Павлова, можно сказать: да, она будет решена на некоторое время. Потом возникнут новые направления в науке, новые научные факты. Их нужно будет как-то интегрировать в учебные программы. Что-то исключать, что-то обобщать, и соответственно эта проблема опять возникнет. Лет пять можно работать на одном наборе стандартов, потом их придется обновлять более или менее существенно. Но это уже можно будет сделать в разумном плановом режиме.
Хотя и ведутся интенсивные работы по компьютеризации обучения, она имеет и массу преимуществ, и массу проблем. Как показывает опыт, все-таки меньшинство российских школьников готовы использовать компьютер как средство обучения. Чаще это игра, «плавание по интернету», и то не по учебной его части. И думаю, что так будет продолжаться долго, может быть, всегда. Поэтому я уверен, что живая школа воспитания и обучения с живым учителем-наставником тоже будет всегда.
www.ug.ru