Что будет если исчезнет наука география: Что случится, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси

Что случится, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси

Реалии: моментальный эффект

Скорость вращения нашей планеты — 1670 км/ч, поэтому при остановке все, что не вмуровано в горные породы — животных, людей, деревья, здания, — попросту снесет с поверхности Земли. Кроме того, океаны по инерции продолжат вращаться, так что редких выживших счастливчиков накроет гигантским цунами. Также само столкновение вызовет многочисленные землетрясения и извержения.

День и ночь

Сутки на планете будут длиться 365 дней. На одной половине Земли почти полгода будет светить солнце и стоять невыносимая жара, а на другой установится почти шестимесячная холодная ночь. «Почти» — из-за того, что между зимней ночью и летним днем будут краткие периоды сумерек.

Вода и суша

Сейчас центробежные силы сплющивают Землю у полюсов и создают «горб» на экваторе — диаметр планеты там на 43 км больше, чем у полюсов. Без вращения «горб» исчезнет и океаны стекут к полюсам. На планете останется один гигантский континент и две шапки из океанов.

Восток и запад

Солнце сейчас встает на востоке и садится на западе. Это происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Если планета остановится, восход и закат будут определяться только ее вращением вокруг Солнца; восход будет на западе, а закат — на востоке.

Животные и растения

Большая часть животных и растений не сможет приспособиться к резко изменившимся условиям и исчезнет. При этом некоторые виды получат преимущество, например обитатели Антарктики, которым не привыкать к полугодовой ночи.

Канада и Антарктида

В процессе формирования новой географии под воду уйдут Антарктида, Гренландия, Канада, Сибирь, вся Европа, часть Китая и половина Новой Зеландии. Зато вдоль экватора до 30 градусов северной и южной широты появятся равнины и горные хребты.

Поле и космос

Пропадет магнитное поле Земли, которое защищает планету от солнечного ветра — заряженных частиц, с огромной скоростью несущихся к планете от звезды, — и от высокоэнергетических частиц из дальнего космоса. Поле образуется благодаря вращению полужидкого металлического ядра Земли. Оно порождает токи, которые создают магнитные поля. Кстати, вместе с магнитным полем исчезнут и полярные сияния.

Ветра и климат

В другом температурном режиме ветра начнут дуть от экватора к полюсам, а не распределяться параллельно экватору, как сейчас. Из-за этого изменятся климат и морские течения, что повлечет глобальные перестройки, прежде всего в морских экосистемах.

Частицы и подземелье

Воздействие высокоэнергетических космических частиц смертельно для человека и других живых существ. Людям придется перебраться под землю и там же выращивать растения и пасти скот. Для прогулок по поверхности нужно будет надевать скафандр или защитную одежду.

Будущее: медленно, но верно

Кстати, Земля действительно постепенно замедляет свое вращение. Из-за приливных сил между планетой и Луной (они возникают из-за того, что ближние к Луне участки Земли притягиваются к ней сильнее дальних) каждые 100 лет сутки удлиняются на 1,5–2 миллисекунды. Через 140 миллионов лет в сутках будет уже 25 часов. Впрочем, до полной остановки Земли человечество не доживет, так как примерно через 5 миллиардов лет Солнце превратится в красный гигант, увеличится в размерах и поглотит нашу планету.

Фото в анонсе: dotted zebra / Alamy; иллюстрации: Ольга Дегтярева

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2014

ONCE AGAIN ABOUT THE SINGLE GEOGRAPHY

Горбанёв В.А.

Доктор географических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

ЕЩЁ РАЗ О ЕДИНОЙ ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В последние десятилетия география все в большей степени воспринимается как исключительно описательная, школьная область знания, не относящаяся к фундаментальным наукам. Многим, даже крупным ученым,  вообще непонятно, чем занимается география. Здесь можно выделить много причин, но главная заключается в том, что сегодня география, как система отдельных географических дисциплин, потеряла свой объект исследования. В результате трудно провести границу между географией и другими науками.

География должна вернуться к своим истокам. Основой географии должны быть два главнейших элемента: комплексность  и территориальность. Все остальное должно уйти к соответствующим смежным наукам: экономике, политологии, геологии, биологии, экологии, физике, урбанистике, демографии, социологии и т.д.  В связи с этим объектом  географии должна стать исключительно окружающая человека среда; при этом под окружающей средой  необходимо понимать совокупность физической, экономической (антропогенной) и социальной сфер. 

География должна заняться комплексными проблемами окружающей среды на территории различного масштаба: от локального до глобального.  В числе таких проблем могут быть экологические проблемы, проблемы устойчивого развития и рационального природопользования,  регионоведения, страноведения и др. Тогда на вопрос, чем занимается география, можно смело отвечать: проблемами окружающей среды в том или ином регионе. В этом случае ни одна другая наука не сможет претендовать на данный предмет исследования.

Ключевые слова:  единая география, объект исследования географии, географическая оболочка, экономическая оболочка, социальная оболочка, окружающая среда, комплексность, территориальность, система наук.

Gorbanyov V.A.

PhD in Geography, Moscow State Institute of International Relations (University) for the Ministry of Foreign Affairs of Russia

 ONCE AGAIN ABOUT THE SINGLE GEOGRAPHY

Abstract

In recent decades, the geography is increasingly perceived as a purely descriptive, school area of knowledge, not related to the basic sciences. Many people, even serious scientists do not understand what the geography. Here you can select a lot of reasons, but the main thing is that today, the geography, as a system of separate geographical disciplines, has lost its object of study. As a result, it is difficult to distinguish between geography and other sciences.

Geography should return to its roots. Two main elements: territoriality and complexity should be the basis of geography.  Everything else should go to the appropriate related sciences: economics, political science, geology, biology, physics, urban, demography, sociology, etc. In this connection the human environment should be the object of geography, while under the environment we need to understand the totality of physical, economic (anthropogenic) and social spheres. 

Geography must study complex issues of the environment in various scales:  from local to global.  Among such problems may  be the problems associated with the environment, the problems of sustainable development and rational nature-use,  regional studies, country  studies and other. Then the question of what the geography, we can safely answer: the environment in the given region. In this case, no one science can claim to be the object of research.

Keywords: single geography, the object of geography study, geographic shell, economic shell, social shell, environment, complexity, territoriality, System of Sciences.

Крупные российские ученые уже довольно давно пришли к выводу, что география, как наука,  сегодня переживает глубочайший кризис. Создается впечатление, что география никому, кроме некоторой части самих географов, не нужна.

В средней школе «рейтинг» географии находится где-то на уровне физкультуры. И если нужно за счет чего-то найти дополнительные часы, например, для иностранного языка или информатики, то это делается, как правило, за счет часов, отведенных на географию. Если в советское время на географию отводилось 15-17 часов в неделю (с 6-го по 10-й классы), то сегодня выделяется уже 7 часов. Это самый низкий показатель в России за последние 100 лет!

Аналогичная ситуация сложилась и в высшей школе. В настоящее время в ВУЗах экономического, природоведческого, политического профиля, не говоря уже о других ВУЗах, география исключена из учебной сетки вообще, или сведена до минимума. Как обязательный предмет в качестве приемного экзамена в подавляющее большинство ВУЗов (в составе ЕГЭ) география также сегодня исключена (кроме, разумеется, специализированных географических факультетов университетов). Например, в МГИМО короткий общий курс социально-экономической географии (причем, под названием «регионоведение») читается только студентам трех факультетов: экономистам, специалистам по международным отношениям и специалистам по торговому делу, а география России вообще читается только экологам-международникам. Всем остальным, видимо, география России не нужна.

И, наконец, если попытаться оценить мнение о географической науке у основной массы населения (людей с законченным средним образованием, с высшим образованием и даже у многих кандидатов и докторов наук), то получим ответы, что география – это очень интересная наука о странах, о географических открытиях, о расположении на земном шаре гор, рек, озер, морей, животных. Незначительная часть населения, прежде всего, имеющие экономическое образование, отметят, что география – это, плюс к вышесказанному, — еще и наука о размещении производительных сил, но вообще-то – это скорее школьный предмет, чем серьезная наука.

Поэтому неудивительно, что географическое образование, географическая культура, а уж тем более географическое мышление у подавляющей массы россиян, вплоть до людей, принимающих решения государственного порядка, сегодня находятся на нижайшем уровне. Если оценить состав профильного Комитета по природным ресурсам, экологии и природопользованию Госдумы России, то из 25 членов Комитета только один профессионал – географ. Специалистов-экологов в составе Комитета нет вообще. Министр по природным ресурсам и экологии России – специалист по … автоматике и телемеханике.

Естественно возникает вопрос: в чем же причина сложившейся ситуации? На наш взгляд, причину нужно искать в самой географии и в  географической общественности. Приведем очень маленький, но очень характерный пример. В средствах массовой информации почти каждый день мы слышим комментарии о тех или иных событиях «известных» экологов, политологов, экономистов, метеорологов,  но ни разу не слышали «известных географов»,  хотя многие из вышеперечисленных специалистов являются географами по образованию и даже имеют ученые степени географических наук, но они, видимо, стесняются об этом говорить.   И снова возникает вопрос: почему? Почему географы не пропагандируют свою науку?

Вот здесь мы подходим к самому главному. На наш взгляд, география потеряла свой объект исследования. Если спросить географов разных специальностей – экологов, геополитиков, урбанистов, демографов, почвоведов, океанологов, геоморфологов, биогеографов и др., что является объектом географической науки, мы получим колоссальный разброс ответов и даже вряд ли найдем два одинаковых ответа. Но ведь так быть не должно!  Ни одна наука не позволит себе такой неопределенности.

Если взглянуть на эволюцию географической науки, то она зародилась как комплексная наука,  описывающая окружающую человека территорию. Но в дальнейшем  крупный водораздел прошел между экономической и физической географией, а позже  география стала расчленяться на отдельные звенья или, как мы теперь говорим, на отдельные отрасли. В конце XIX – первой половины ХХ веков такой «разброс»  был вполне объективным явлением.  Недаром известный советской географии проф. Н.Н.Баранский  говорил о том, что география имеет два крыла – экономическую и физическую географию, т.е. география – это единственная наука, которую нельзя причислить ни группе исключительно гуманитарных, ни к группе исключительно естественных наук: она является и той и другой одновременно. «География играет не одним пальчиком, а аккордами» – добавлял Н.Н.Баранский [1].

За время существования множества «отраслевых географий» советскими географами были сделаны  крупные открытия. В экономической географии – это учения о географическом разделении труда, о ТПК, об энерго-производственных циклах, об экономическом районировании, в физической географии – учения о географической оболочке, о географическом ландшафте, о природных зонах, о природно-территориальных комплексах.

Однако, начиная с последней трети ХХ века, центробежные силы в географии стали слишком большими, разбросанность географии стала играть уже не позитивную, а отрицательную роль. География стала терять свой объект исследования. Известный российский ученый – географ, эколог, биолог проф. Г.А.Воронов как-то очень точно заметил, что в современную эпоху  науки напоминают глубокие ямы с небольшим диаметром, т.е. науки узко специализированы, но «глубоко копают». А вот география, по мнению Г.А.Воронова, стала напоминать огромный разлившийся водоем.  Я бы добавил к этому сравнению, что по периферии этого водоема имеются многочисленные углубления, соответствующие отдельным географическим наукам (по подсчетам проф. Я.Г.Машбица таких географических наук – почти 90), а в центре тоже имеется углубление, но незначительное, где развиваются общегеографические направления. Центробежные тенденции в географии все более усиливались, что позволило академику Д.В.Наливкину даже заявить, что через полвека география исчезнет из классических наук, разделившись на ряд самостоятельных дисциплин [2]. А Максаковский В.П. говорил, что «географию сравнивали с королем Лиром, который, раздав свои владения дочерям,  сам превратился в нищего» [3]. К сожалению, слова Д.В.Наливкина на наших глазах становятся реальностью.  В разлившемся водоеме, о котором говорил Г.А.Воронов, происходит «прорыв плотин» и вода из маленьких периферийных углублений устремляется в соседние куда более «глубокие ямы» смежных научных дисциплин. Социально-экономическая география вливается в  экономику, демографию, политологию, биогеография и геоэкология  – в биологию, геоморфология вливается в геологию, океанология, метеорология и гляциология – в физику.  И теперь становится ясно, почему очень часто биогеографы называют себя экологами, экономико-географы – экономистами, геоморфологи – геологами, океанологи – физиками, а политгеографы – политологами.

Глубокую  тревогу за судьбу географии высказывает крупный советский и российский географ Исаченко А.Г.: «Сколько бы мы ни старались делать вид, будто в географии господствуют интеграционные тенденции, никуда не уйти от действительного положения вещей: глубокого разрыва между двумя её ветвями: физико- и экономико-географы продолжают говорить на разных языках, у них разные методологические ориентиры… Если не заняться срочным наведением мостов между двумя ветвями географии, то нам грозит полный развал» [4].

Попытки удержать расползание географии предпринимаются уже полвека. Многие крупные ученые, такие как К.К.Марков, Н.Н.Баранский, Н.Н.Колосовский, Ю.Г.Саушкин, И.М.Маергойз, Б.Б.Родоман, В.С.Преображенский,  М.М.Голубчик с коллегами, Ю.П.Селиверстов, А.М.Трофимов, М.Б.Шарыгин  и другие высказывались за объединение двух основных ветвей географии, однако ничего не  меняется. Своего пика эти попытки достигли в середине 60-х годов, когда выдающийся советский географ  В.А.Анучин  выдвинул идею географического монизма, суть которой заключается в том, что география – не единый комплекс наук, как предполагали многие, а единая комплексная наука, объектом исследования которой являются не отдельные компоненты природы или общества, а географическая среда [5, 6];  выражаясь сегодняшним языком – окружающая среда. Примерно те же мысли чуть позже высказал другой крупный советский географ и философ Н.К.Мукитанов [7]. Он подчеркивал, что внимание необходимо сконцентрировать на анализе процесса взаимодействия общества и окружающей его среды, а не на территориальной организации общества. Не это сущность географического знания.  Теория взаимодействия общества и природы, как считает Н.Мукитанов, призвана быть центральным ядром всей системы географической науки.  Действительно, хорологический метод, безусловно, очень важен в географии, но он не может быть доминантой. Хорологический метод не менее успешно применяют геологи, биологи, землеустроители, экономисты, инженеры разных профилей и даже криминалисты. По нашему мнению, именно В.А.Анучин и Н.К.Мукитанов наиболее близко подошли к решению проблемы будущего географии, как комплексной науки с однозначным объектом исследования.

Далее возникает вопрос, каким же образом можно синтезировать географические науки, если они естественным образом отпочковываются от географии? Любая наука – это, прежде всего, система, где её отдельные элементы тесно взаимодействуют друг с другом, как единый механизм. Но если отдельные географические науки не в состоянии сформировать единую географическую систему, а наоборот, имеют тенденцию отпочковываться и объединяться с другими науками, то, следовательно, самостоятельная наука, в данном случае география, как система, также не может продолжать свое существование. Не в этом ли кроется причина того, что все предыдущие благие намерения объединения географии потерпели провал? Конечно, это печальный вывод. Но мы должны быть реалистами. Традиционная география, как система, распадается. Все попытки её искусственного, механического  объединения в интегрированную, общую, единую и т.д. географию обречены на провал.

Но не все так трагично. Нужно еще раз вспомнить В.А.Анучина и Н.К.Мукитанова, которые подчеркивали, что объектом географии должна быть окружающая среда. И этим все сказано.

В советской и российской географии широкое распространение получило разработанное академиком А.А.Григорьевым учение о географической оболочке, под которой понимается такая сфера, где взаимодействуют, проникают друг в друга  литосфера, атмосфера, гидросфера  и биосфера. Т.е. географическая оболочка – это природная или физическая сфера, изучаемая физической географией. Окружающая среда по Э.Б.Алаеву, Н.Ф.Реймерсу, В.А.Анучину или Н.К.Мукитанову – это более сложное понятие: это часть географической оболочки, затронутая антропогенной деятельностью. Другими словами это не только природная среда, окружающая человека, но и созданная им техногенная или по другому — экономическая среда, а также социальная среда. Поэтому можно сказать, что окружающая среда – это такая сфера, где взаимодействуют, проникают друг в друга компоненты географической оболочки, экономической и социальной сфер (Рис. 1) [8].


 

            Рис. 1 — Структура окружающей среды


 

А теперь можно вспомнить, что всегда отличало географию от других наук. Это два момента: прежде всего, комплексность, а также хорология. В связи с этим объектом географии должна стать именно окружающая среда, а предметом исследования – окружающая среда отдельных пространственно-территориальных единиц, т.е. территории самого разного масштаба, начиная со всего земного шара, и кончая территорией страны, региона и т.д. [6, 7, 8]. И не случайно президент РГО Селиверстов Ю. П. одну из своих статей так и назвал «Современная география – наука об окружающей среде» [9].

 Если подходить с таких позиций и продолжить аналогию с водоемом  Г.А.Воронова, то в географическом водоеме произойдет (а фактически уже происходит) «прорыв плотин» и вода из  периферийных углублений хлынет в соседние,   более глубокие,  сам водоем в значительной мере сократиться, а его центральная часть углубиться, т.е. научные направления, не  связанные с окружающей средой, уйдут к соответствующим наукам, а научные направления, ставящие своей целью изучение окружающей среды, объединяются вокруг нее и формируют единую географию. География таким образом приобретет черты, характерные для других наук: это будет небольшое по диаметру, но достаточно глубокое углубление, имя которому единая география (Рис. 2). В этом случае география займет свою достойную и только ей принадлежащую нишу в иерархии наук, ибо окружающей средой или по-другому – природно-антропогенной геосистемой, как совокупностью физической, экономической и социальной сфер, ни одна другая наука не занимается и заниматься не может [10]. «Наша наука, — подчеркивает академик В.М.Котляков, — пожалуй, единственная, которая способна синтезировать естественноисторический, экономический и социальный подходы в рамках целостного учения об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех ее проявлениях» [11]. Эту же идею высказал крупный советский географ В.С.Преображенский: «Пора перейти к сфере поиска фундаментальных закономерностей от позиции «сеятелей идей в шестисоточных усадьбах отраслевых садовых домиков» к позиции «собирателя идей на общинных полях».  И далее: «Провал здесь у нас на оси развития мировой науки – глубиной в несколько десятилетий» [12].

Рис. 2 — Единая география


 

Какие же вопросы могут стать предметом исследования единой географии? Прежде всего, это старейшее направление географии – страноведение. Много сил этому направлению географии отдали замечательные отечественные ученые Н.Н.Баранский, В.М.Гохман, Я.Г. Машбиц, Н.С.Мироненко.

Другое важнейшее направление географии – геоэкология или, как писали А.Г.Исаченко и Лаппо Г.М.  — экологическая география.  В последнее время в литературе, причем не только в географической, появилось множество экологий – человека, социальная, инженерная, промышленная, биологическая, прикладная, культурная, медицинская и множество других экологий. На наш взгляд, такой разброс понятий не способствует четкому научному трактованию экологии, как науки [8]. Еще в 1866 г. Э.Геккель ввел в научный обиход понятие экологии, подразумевая под этим изучение взаимодействия живого организма с окружающей его биотической и абиотической средой, т.е. по Геккелю, экология – это составная часть биологической науки. Таковой она остается и сегодня.

Однако в настоящее время можно и нужно говорить о взаимодействии человека, как живого организма, члена социальной среды с окружающей его не только биотической и абиотическолй природой, но и с экономической и социальной  средами, т.е. в этом случае речь идет уже об окружающей среде. А изучение окружающей среды, как мы только что показали выше, — прерогатива единой географии. Следовательно экология, как биологическая наука, перерастает в  географическую экологию (или сокращенно в геоэкологию) и становится частью уже географической науки. И вот только теперь, изучая геоэкологию, можно подходить к ней с различных сторон – промышленной, медицинской, социальной, культурной и т.д. Поэтому изучение геоэкологических проблем на территории различного масштаба – важнейшая задача единой географии. Об этом же писал Н.К.Мукитанов: «в условиях современной экологической ситуации география поднимается на новый, более высокий уровень и становится наукой об экологии общества».

Здесь же следует отметить и концепцию устойчивого развития, затрагивающую не только природную сферу, но и проблему экономического развития, социальной и политической стабильности общества. Большой вклад в развитие теории устойчивого развития внесли российские ученые — Н.Ф.Глазовский, В.В.Данилов-Данильян, К. С.Лосев, Г.В.Сдасюк. С концепцией устойчивого развития непосредственно связаны глобальные геоэкологические проблемы – изменения климата, деградации экосистем, обезлесения, опустынивания, биоразнообразия, нехватки водных и земельных ресурсов, голода, бедности и многих других проблем, где также переплетаются природные, экономические и социальные аспекты. Концепция устойчивого развития, получившая широкое признание на мировом уровне, очень тесно связана с концепцией рационального природопользования, подробно рассмотренной еще советскими географами и, прежде всего, Д.Л.Армандом, Н.Ф.Реймерсом, В.А.Анучиным. Ряд ученых и не без оснований весьма скептически относятся к теории устойчивого развития, считая ее утопической, и, наоборот, в качестве альтернативы поддерживают теорию рационального природопользования, которая, безусловно, должна стать важнейшим элементом единой географии [8].

Рассматривая задачи единой географии, нельзя не вспомнить учение о конструктивной географии, выдвинутое академиком И. П.Герасимовым. Территориальная организация хозяйства и общества – также крайне актуальная задача единой географии. Как подчеркивал проф. Б.С.Хорев, она охватывает все вопросы, касающиеся размещения производительных сил, расселения людей, взаимоотношений общества и природы, проблемы региональной социальной, демографической, экологической и экономической политики.

Из концепции территориальной организации хозяйства непосредственно вытекает теория регионализма в географии или региональной географии. Региональная география, как и страноведение, — наиболее старое направление в географии. Усиление комплексного регионоведения во многом связано с проблемами становления российского федерализма. А в условиях перехода к рынку особое значение приобретают федеральные региональные программы, направленные на решение насущных задач регионального развития, и региональная политика, занимающаяся проблемами районов-доноров, районов-реципиентов, кризисных районов, районов-лидеров и т.д. Большой вклад в решение проблемы неравенства российских регионов внесли известные российские ученые Н. В. Зубаревич, Л.В.Смирнягин, и многие другие.  Серьезная и крайне актуальная на сегодняшний день проблема и в то же время до сих пор не решенная  – это проблема комплексного районирования России.  Существуют отдельно физико-географическое и экономико-географическое районирование, однако они далеки от совершенства; в особенности это касается экономико-географического районирования, так как оно было выполнено еще довоенным Госпланом и практически с тех пор не менялось. В настоящее время требуется комплексное природно-экономическое (или природно-антропогенное) районирование. Проблема эта очень сложная, однако решать её нужно на базе единой географии.

То же самое можно сказать и об исследовании в области мирового хозяйства. Здесь очень легко «скатиться» в экономику, что часто и происходит. Мировое хозяйство, также как и его составные части, необходимо рассматривать с позиций единой географии, т.е. в основу основ ставить окружающую среду тех или иных стран или регионов.

В качестве примеров мы рассмотрели магистральные направления единой географии. Безусловно, можно выделить еще немало направлений, в рамках единой географии.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что в работе предлагается с одной стороны сузить объект исследования географии: отдельные географические отрасли передать соответствующим специализированным наукам, а с другой – во главу угла географических исследований поставить окружающую человека среду, под которой я понимаю  взаимодействие физической, антропогенной и социальной сфер. В этом случае мы сможем преодолеть многовековой разрыв, существовавший не только между физической и социально-экономической географией, но и  между отдельными отраслевыми направлениями географии.  В итоге география станет единой наукой с четко обозначенным объектом исследования. Причем наукой уникальной, поскольку она будет одновременно  естественной и общественной. В таком виде любому человеку, в том числе и географу, будет понятно, чем должна заниматься география и каковы ее перспективы. На мой взгляд, это путь возрождения географии.

Единая география позволит занять географии свою собственную нишу в иерархии наук и не пересекаться с другими науками, и таким образом освободиться от крайне обидного и несправедливого ярлыка, приклеенного в последнее время к географии – «география – это наука обо всем и не о чем».

Литература 

  1. Баранский Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль, 1980. 239 с.
  2. Наливкин Д.В. Проблемы науки. Изв. РГО, 1952, № 3. С.244
  3. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для ВУЗов. М.:Владос, 1998. С. 16
  4. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.: Академия, 2004. С. 256-279
  5. Анучин В.А. Теоретические основы географии. М.: Мысль, 1972. С. 80-110
  6. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. М.: Мысль, 1978. С. 19-134
  7. Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней. М.: Мысль, 1985. С. 161-176
  8. Горбанёв В. А. Общественная география зарубежного мира и России. М.: Юнити-Дана, 2014. С. 27-34.
  9. Селиверстов Ю.П. Современная география – наука об окружающей среде //Труды XI съезда Русского географического общества, сб. т. I, СПб.: 2000. С.3-24
  10. Горбанёв В. Новая – старая география // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке. Материалы II Международной научно-практической конференции.  Махачкала: 2015. С. 6-23
  11. Котляков В.М. Наука  Общество  Окружающая среда. М.:Наука, 1997. С.179-180
  12. Преображенский В.С. Я – географ. М.: ГЕОС, 2001. С. 109-110

References

  1. Baranskij N.N. Izbrannye trudy. Nauchnye principy geografii [Selected works. Scientific principles of geography]: Mysl’, 1980. 239 s.
  2. Nalivkin D.V. Problemy [Problemes of Science] Izv. RGO, 1952, № 3. S.244
  3. Maksakovskij V.P. Geograficheskaja kul’tura. Uchebnik dlja VUZov. [Geographic Culture. Textbook for High Schools] M.:Vlados, 1998. S. 16
  4. Isachenko A.G. Teorija i metodologija geograficheskoj nauki. [Theory and methodology of geographical science].M.: Akademija, 2004. S. 256-279
  5. Anuchin V.A. Teoreticheskie osnovy geografii [Theoretical foundations of geography M.: Mysl’, 1972. S. 80-110
  6. Anuchin V.A. Osnovy prirodopol’zovanija. Teoreticheskij aspect [Fundamentals of environmental management. The theoretical aspect]. M.:  Mysl’, 1978. S. 19-134
  7. Mukitanov N.K. Ot Strabona do nashih dnej [From Strabo to the present day]. M.: Mysl’, 1985. S. 161-176
  8. Gorbanjov V.A. Obshhestvennaja geografija zarubezhnogo mira i Rossii [Human geography of the foreign world and Russia. M.: Juniti-Dana, 2014. S. 27-34.
  9. Seliverstov Ju.P. Sovremennaja geografija – nauka ob okruzhajushhej srede [Modern geography — the science of the environment] //Trudy XI s’ezda Russkogo geograficheskogo obshhestva,  sb. t. I [Proceedings  of the XI-th Congress of the Russian Geographical Society, collection, vol. I], SPb.:  2000. S.3-24
  10. Gorbanjov V. Novaja – staraja geografija [New – Old Geography] //Aktual’nye voprosy i tendencii razvitija v sovremennoj nauke. Materialy II Mezhdunarodnoj  nauchno-prakticheskoj konferencii. [Topical issues and development trends in modern science. Proceedings of the II-d  International Scientific-Practical Conference].  Mahachkala: 2015. S. 6-23
  11. Kotljakov V.M. Nauka,  Obshhestvo,  Okruzhajushhaja sreda. [Science, Society, Environment].    M.:Nauka, 1997. S.179-180
  12. Preobrazhenskij V.S. Ja – geograf [I – Geography]. M.: GEOS, 2001. 109-110

Без географии ты никуда

Почему география потеряла свой статус? Доктор Джон Хопкин, председатель комитета по образованию Географической ассоциации, рассматривает способы возвращения географии на школьную карту.

На днях я встретил старого друга, помощника директора местной средней школы. «Должен сказать тебе, Джон, сегодня я выкинул голову из офиса, и меня чуть не скосили в восьмом классе! Конечно, я спросил, что происходит: «У нас есть география!» — закричали они и помчались по коридору».

Этим подросткам повезло, что их обучает энергичная и новаторская молодая команда, убежденная в ценности географии и ведущих пользователей ИКТ, которым удалось уловить их любопытство, интерес и энтузиазм. Само собой разумеется, что их группы GCSE по географии трещат по швам и что результаты, которых они достигают, выдающиеся.

География прошлое и настоящее

Если бы все ученики имели такие возможности, в каждой школе. На протяжении большей части 19География 80-х и 1990-х годов была одним из самых популярных факультативных предметов на GCSE. Его успех стал результатом актуальных и актуальных тем, разнообразных ресурсов и практического, разнообразного, практического стиля обучения (задолго до изобретения ВАК). В результате это хорошо сказалось на достижениях как мальчиков, так и девочек, а моральный дух среди большинства специалистов по географии был высоким.

Но в последнее время география подвергается постоянному давлению. На ключевом этапе 3 слишком много различий в том, как учащиеся изучают географию. Серия отчетов Ofsted выявила высококачественное обеспечение во многих школах наряду с низкой успеваемостью в других, что обычно связано с нехваткой времени на учебную программу, слабым планированием учебной программы, нехваткой ресурсов и чрезмерным использованием учителей-неспециалистов. Результаты GCSE в целом так же хороши, как и по другим предметам, и это по-прежнему популярный вариант, но показатели по географии снижаются из года в год, что сказывается на уровне A-level и уровне степени.

Так что же пошло не так? Для бывшего HMCI Дэвида Белла нет более важного предмета, чем география, для подготовки молодых людей к 21 веку. Но как это ни парадоксально, в то время, когда актуальность географии для молодых людей и их будущего может показаться самоочевидной, система образования на всех уровнях, похоже, потеряла коллективную уверенность в том, что может дать этот предмет.

Постепенно, но неумолимо, география была отодвинута на более низкие ранги предметной лиги. Отчасти это отражает неустанное стремление к стандартам по основным предметам, отчасти то значение, которое придается более важным областям учебной программы, таким как спорт и искусство. В частности, на GCSE более широкий спектр предметов и расширение профессиональных курсов расширили возможности (хотя и не всегда выбор) для студентов, часто ограничивая курсы географии. Более того, по мере того как органы, присуждающие дипломы, трансформировались в коммерческие организации, заинтересованные больше в доле на рынке, чем в учебной программе, так же, как и в других предметах, ряд географических спецификаций стал утомительным и скучным. Студенты, выбравшие географию, могут найти свои курсы слишком похожими на то, что они изучали на ключевом этапе 3; в худшем случае их опыт GCSE по географии может показаться скорее версией недавней истории, чем возможностью открыть для себя быстро меняющийся мир, имеющий отношение к их будущему.

Полевые работы, краеугольный камень географии в реальном мире, также испытывают трудности. Хотя это право на KS3 и неотъемлемая часть курсов географии GCSE и A-level, на него оказывает давление сочетание проблем времени, нагрузки учителя и безопасности учеников. Тем не менее, полевые работы должны быть центральными для развития у учащихся непосредственного опыта, удовольствия и глубокого понимания окружающей среды; а качественная полевая работа оказывает явное влияние на достижения. Экскурсии по географии для многих учащихся являются одним из самых запоминающихся событий их школьной жизни.

Устаревшие представления?

Но так ли важна география? Многие географы считают, что их предмету мешает устаревшее представление о том, что он может предложить — в худшем случае — отдаленная память о бесконечных фактах (плюс старые озера), которые сегодня далеки от уроков географии.

Отличительный вклад географии заключается в развитии у учащихся понимания отношений между людьми и окружающей их средой, а также в развитии навыков их исследования и особого вида пространственного мышления. Он предоставляет широкие возможности для согласования обучения учащихся с их интересами, текущими событиями и их будущим. Хорошими примерами являются недавняя реакция учителей географии на цунами в Южной Азии и ураган Катрина, а также то, как многие, несомненно, использовали чемпионат мира по футболу для развития у учащихся понимания места, местоположения и глобализации.

Классы географии — это место, где учащиеся развивают свои навыки обсуждения и принятия решений, а также понимание того, что общество сталкивается с трудным выбором, решения которого часто трудно найти. В совокупности география предлагает учащимся актуальность и значимость, связывая их с реальным миром так, как не могут сравниться другие предметы.

Недостающие звенья

Поставим вопрос иначе. Что упускают ученики, покидающие школу без серьезного географического образования? Помимо незнания множества интересных вещей, от причин землетрясений до справедливой торговли, от выбора устойчивых источников энергии до коралловых рифов, на самом базовом уровне пространственное измерение их мышления будет менее развито.

Без этой концептуальной основы, на которую можно было бы навешивать свои знания о местах в данной местности, Великобритании и мире в целом, добавлять новые места и события по мере их появления и выяснять отношения между ними всеми, их географическое воображение будет ограничен.

Они будут в меньшей степени способны понимать, задавать вопросы и использовать все более сложный и взаимосвязанный мир. Для учащихся из мобильных и, как правило, более обеспеченных семей это будет менее ограничивающим фактором, чем для тех, чей опыт уже более ограничен. Как граждане 21-го века, они будут засыпаны информацией со всего мира, но будут менее подготовлены, чтобы разобраться в ней; они, вероятно, будут менее информированными, возможно, менее уверенными в себе и даже менее трудоспособными.

Возрождение географии

Несмотря на все эти опасения, есть что отметить. Одним из них является уровень учителей: качество новых учителей (НКП), специализирующихся в области географии, никогда не было выше. Они увлечены географией и стремятся опробовать новые способы связи с миром со своими учениками. В KS3 географы часто были теми учителями, которые брали на себя инициативу в развитии своей педагогики, в то же время находя время для обновления учебной программы, например, путем развития навыков мышления. На GCSE успех популярной экспериментальной спецификации QCA по географии показывает, как поддержка разработки учебных программ может динамизировать предмет.

Географам также повезло, что у них есть две наиболее активные тематические ассоциации, Географическая ассоциация (GA) и Королевское географическое общество, активно проводящие кампании в поддержку географии. Одним из результатов является План действий DfES по географии, запущенный в марте, пакет поддержки в размере 2 миллионов фунтов стерлингов для повышения географии в школах.

Цель плана действий — вдохновить молодых людей и дать им четкое представление о географии как актуальной и значимой части учебной программы. Финансирование будет поддерживать новый банк вдохновляющих учебных ресурсов, а также руководство и обучение для учителей и руководителей предметов, а также обеспечит доступ к знаку качества географии Географической ассоциации для факультетов географии.

Будущее по географии

К моменту публикации этой статьи обзор учебной программы QCA будет готов. Чтобы высвободить учебное время и обеспечить большую гибкость обучения для учащихся, будет меньше предписаний, в том числе меньше деталей в программах обучения по таким предметам, как география. Один из сценариев заключается в том, чтобы школы предпочитали одно и то же, используя эту свободу, чтобы выделить больше времени для основной части и подготовки к SAT, но с меньшим количеством времени для остальной части учебной программы и усиления конкуренции между другими предметами за время и ресурсы. осталось.

Вторым, более оптимистичным результатом было бы рассмотрение этого обзора как реальной возможности переориентировать KS3 на обучение, более подходящее для учащихся 21 века. В этом случае школы по-новому взглянут на то, что мы пытаемся сделать с обучением для этой возрастной группы, возможно, разработав учебную программу, более адаптированную для удовлетворения текущих и будущих потребностей учащихся.

В этом втором сценарии предметы во всей учебной программе будут рассматриваться не как отвлекающие факторы, а как способствующие совершенствованию и получению удовольствия, а также как ключ к повышению успеваемости по основным предметам. Было бы больше сотрудничества между предметами, рассматривая предметные дисциплины и специальные знания учителей как ресурсы для обучения, все это способствовало бы достижению целей школы.

Возьмите глобальное потепление. Мы знаем, что к тому времени, когда нынешние учащиеся наших школ достигнут среднего возраста, они будут жить в более теплом мире, который достался им в наследство от нашего поколения. Это будет более опасный мир с новыми моделями миграции, усилением нагрузки на экосистемы и такие ресурсы, как вода и энергия. Будут прямые воздействия на благополучие людей, неравномерно затрагивающие глобальные имущие и неимущие. Это самая главная проблема, с которой сталкивается молодежь. Им предстоит сделать нелегкий выбор, и мы обязаны обеспечить, чтобы их образование вооружило их знаниями, пониманием и навыками для принятия правильных решений.

В нынешней модели учебной программы есть вероятность, что учащиеся узнают что-то об изменении климата как на уроках естествознания, так и на уроках географии. В некоторых исключительных школах эта работа будет дополнять друг друга, но во многих случаях сотрудничество, вероятно, будет ограниченным, поэтому также вероятно, что учащиеся будут испытывать значительное количество повторений, а также пробелы в своем понимании.

Свежее мышление

Нынешняя редакция учебного плана дает возможность по-новому взглянуть на такие важные вопросы, как эта. Географы могут возразить, что они, возможно, могут сказать об изменении климата больше, чем другие, связывая понимание физических процессов, объясняющих изменение климата, с человеческими измерениями воздействия и выбора. Но новое мышление в отношении учебной программы должно учитывать, что несколько предметов имеют свою собственную перспективу, и для того, чтобы обучение было наиболее эффективным, важно, чтобы они были задействованы.

В рамках более гибкой учебной программы работа в более междисциплинарной форме, вероятно, улучшит опыт учащихся, сосредоточив внимание на основном обучении, объединив опыт, максимально используя ограниченное время и ресурсы и позволяя каждой дисциплине работать в полную силу.

Вы можете начать прямо сейчас, возможно, используя инициативу DfES «Устойчивые школы» в качестве направления, чтобы привлечь учащихся к активному участию в устойчивом развитии и мышлении о будущем.

Без географии учащиеся никуда не денутся — они упустят некоторые ключевые навыки и жизненные навыки. Итак, на панели (справа) я перечислил 10 вещей, которые вы можете сделать в качестве критического друга вашей географической команды. С вашей поддержкой они сделают много хорошего для ваших учеников.

Десять способов, с помощью которых директора могут поддержать географию

1. Ищите специалистов

Учителям-неспециалистам не легче развивать географическое понимание учащихся, чем их научное мышление или музыкальные навыки, поэтому нанимайте географов, если вы, возможно, можете. У них будет непревзойденная страсть и энтузиазм к своему предмету и гораздо более четкое представление об обучении и прогрессе. Вашим ученикам больше понравится их география, и вы добьетесь лучших результатов.

2. Обдумывание учебной программы

Еще раз взгляните на свои школьные цели. Они, вероятно, включают в себя что-то о развитии ряда навыков для трудоустройства и подготовке молодых людей к тому, чтобы они стали гражданами 21-го века. География может помочь вам в этом.

3. Составление учебного плана

Обзор учебного плана QCA — это прекрасная возможность для развития взаимодополняющей работы между предметами. Географы привыкли думать таким образом: искать синергию с наукой, историей и гражданством, может быть, даже с MFL и английским языком. Но обратите внимание и на повторение — неудивительно, что школьная программа не мотивирует студентов, если они изучают такие темы, как тропические леса, эрозия и энергетические ресурсы в географии и снова в естественных науках.

4. Предметы

Ваши учителя-специалисты по географии почти наверняка уже являются довольно хорошими практиками в классе. Будучи любознательным народом, они, вероятно, были заняты обновлением своего обучения с использованием материалов CPD по вторичной стратегии. Но не менее важно обновлять предметные знания — новые стандарты TDA подчеркивают это. Так почему бы не побудить их заняться изучением географии, например, на ежегодной конференции GA в апреле 2007 года!

5. ИКТ

Большинство географов являются активными пользователями ИКТ – часто это лучший способ представить мир в своих классах, и они проложили путь к использованию технологии интерактивной доски для улучшения своего обучения. Поговорите с ними об этом, особенно о том, есть ли у учащихся достаточно практических возможностей для использования ИКТ для улучшения своего изучения географии.

6. Думайте о ГИС

Географические информационные системы помогают доставке пиццы или такси быстро добираться до вас, полиции бороться с преступностью в вашем районе, а Tesco планировать свой последний сайт супермаркета. ГИС уже является крупным работодателем в Великобритании, и географы пользуются большим спросом. Есть несколько сенсационных ГИС-приложений для школ — реальная возможность внести свой вклад в понимание географии, развивая при этом очень востребованные на рынке навыки.

7. Думайте глобально

Насколько хорошо ваша учебная программа готовит молодых людей к миру, в котором они растут? Китай станет мировой сверхдержавой 21 века — его рост уже влияет на всю нашу жизнь. Поощряйте своих географов принять вызов.

8. Обучение в реальном мире

Высококачественная полевая работа — это непревзойденный опыт обучения, о котором мало кто из студентов забудет, но для того, чтобы сохранить его, требуется целеустремленный географический факультет и поддержка со стороны высшего руководства.

9. Экологически чистые школы

DfES запускает крупную инициативу в отношении экологически безопасных школ: ваш географический факультет может быть в центре внимания этого обучения по всей учебной программе; они являются экспертами в привлечении студентов через исследовательское обучение.

10. Связь между школами

Отличный способ привнести мир в класс, предоставляя непревзойденные возможности для учащихся устанавливать прямые связи с молодыми людьми из других культур и учиться у них.

Часть земной коры исчезла, и в этом может быть виновата Земля-снежок

Лед встречается со скалой на Антарктическом полуострове, на снимке, сделанном в рамках операции НАСА «Ледяной мост» в октябре 2017 года. Миллионы лет назад вся планета могла быть похожа на это полярная сцена во время фазы под названием Snowball Earth.

Фотография Марио Тама, Getty

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Гранд-Каньон — это гигантская геологическая библиотека со слоями горных пород, которые многое рассказывают об истории Земли. Любопытно, однако, что отсутствует значительный слой, представляющий от 250 миллионов лет до 1,2 миллиарда лет.

Этот огромный временной разрыв, известный как Великое несоответствие, можно найти не только в этой знаменитой расселине, но и в других местах по всему миру. В одном слое у вас есть кембрийский период, который начался примерно 540 миллионов лет назад и оставил после себя осадочные породы, наполненные окаменелостями сложной многоклеточной жизни. Непосредственно под ним находится кристаллическая порода фундамента, не содержащая окаменелостей, которая сформировалась около миллиарда или более лет назад.

Так куда делись все камни, принадлежащие промежутку между этими временными периодами? Используя многочисленные доказательства, международная команда геологов считает, что вором была Земля-снежок, гипотетическое время, когда большая часть, если не вся планета, была покрыта льдом.

По словам команды, с интервалами в пределах этого миллиарда или около того лет до трети земной коры было отпилено блуждающими ледниками Земли Снежка и их эрозионными способностями. Образовавшиеся отложения были сброшены в покрытые шугой океаны, где затем были всосаны в мантию в результате погружения тектонических плит. (Вот что произойдет, когда тектонические плиты Земли остановятся).0168 Труды Национальной академии наук . Идея элегантная, но провокационная, и сами авторы предсказывают, что некоторые геологи выразят скептицизм.

«Однако я думаю, что у нас есть экстраординарные доказательства в поддержку этого экстраординарного утверждения», — говорит руководитель исследования К. Бренхин Келлер, научный сотрудник Центра геохронологии Беркли.

Геохимические призраки

Хотя его нюансы, триггеры и механизмы выключения продолжают обсуждаться, идея о том, что Земля была гигантским холодным «снежным комом» около 700 миллионов лет назад, все больше принимается научным сообществом. И подобно тому, что мы видим сегодня в Антарктиде, многие ледники Земли Снежка были мощными факторами эрозии: давление льда создает влажное основание, которое может перемещать отложения, несмотря на чрезвычайно низкие температуры на поверхности.

Кембрийский песчаник залегает на гораздо более старой фундаментальной породе, называемой сланцем Вишну, в той части каньона Блэктейл в Аризоне, которая показывает Великое несогласие.

Фотография Earth Gallery Photograph, Alamy

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Великое несоответствие, в свою очередь, часто предполагалось как эрозионная особенность, но некоторые геологи не соглашались с идеей, что такое огромное количество земной коры было полностью стерто с лица земли.

Келлер, однако, нашел новые подсказки, спрятанные в древних цирконах. Эти устойчивые минералы при кристаллизации фиксируются в геохимических условиях окружающей среды, и ученые могут разобрать их на части миллиарды лет спустя, чтобы выяснить, какой когда-то была Земля. (Например, цирконы возрастом четыре миллиарда лет дают некоторые ответы на вопрос о происхождении жизни.)

В частности, эти цирконы содержат различные радиоактивные изотопы, которые ведут учет. Изотопы урана позволяют исследователям с поразительной точностью определять возраст образования кристаллов. Другие, например изотопы гафния, показывают, что происходило с земной корой и мантией, поскольку некоторые изотопы предпочитают одни геологические условия другим.

Используя изобилие цирконов, Келлер и его команда тщательно изучили геохимическую эволюцию земной коры за 4,4 миллиарда лет. Они увидели, что колоссальный геохимический сдвиг произошел в теоретическом начале общепланетарного оледенения Земли-снежка, что объяснимо только в том случае, если большая часть земной коры перерабатывалась в новые резервуары магмы.

Изотопы кислорода в этих цирконах показали, что земная кора также претерпела низкотемпературные гидротермальные изменения. Это означало, что срезалась и погружалась именно верхняя часть коры, соприкасавшаяся с водой и льдом, а не более глубокие слои.

В целом эти данные свидетельствуют о том, что на поверхности произошло гигантское эрозионное событие. Хотя эта эрозия не распространялась равномерно по всему миру, она составляет средний слой отложений глубиной от 1,9 до 3,1 мили.

Интуиция в подозрительных отложениях

Геохимические доказательства убедительны, но случайные обсуждения на недавней научной конференции заставили каждого будущего соавтора понять, что это еще не все.

Во-первых, «около 600–700 миллионов лет назад Земля теряет свои кратеры», — отмечает соавтор исследования Билл Боттке, планетолог и эксперт по астероидам из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, штат Колорадо. Некоторые древние кратеры все еще существуют на стабильных континентальных ядрах, называемых кратонами, но их немного и они далеко друг от друга. (Недавно подо льдом в Гренландии был обнаружен ударный кратер размером с город.)

Простым объяснением этой тайны также было гигантское эрозионное явление, но до сих пор было трудно найти доказательства одного из них. В отличие от многих других миров, «Земля действительно хорошо стирает следы своего прошлого», — говорит Боттке. К счастью, геохимия Келлера дала понять, что Земля-снежок дает естественное объяснение.

Затем следует огромный всплеск скорости осадконакопления в начале кембрия. Всем новым отложениям требовалось много места для падения, что было бы возможно только в том случае, если бы заранее произошла массовая эрозия, говорит соавтор Томас Гернон, адъюнкт-профессор наук о Земле в Саутгемптонском университете.

Как отмечают исследователи, одна из проблем с их данными заключается в том, что между предсказанным концом Земли-снежка и началом кембрия все еще существует многомиллионный временной разрыв. Непонятно, почему так долго не начиналось формирование новых слоев горных пород после того, как эрозия прекратилась.

Хотя это, вероятно, связано с рядом факторов, одна из возможностей заключается в том, что эрозия Земли Снежка была настолько значительной, что после того, как все было сказано и сделано, осталось не так много топографии, которую можно было бы разрушить. Планете просто нужно сначала создать больше земли, а это требует времени.

Теория всего

Понятно, что не все совпадает идеально, но повествование исследования «очень правдоподобно», а его аргументы «довольно умны», говорит Ян Фэирчайлд, почетный профессор геолого-геофизических наук в Университете Бирмингем, который не участвовал в исследовании.

Боттке надеется, что команда права, но, в любом случае, он рад, что эта статья внесет свой вклад в дебаты по поводу обширной геологической загадки.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 8

1 / 8

С тщательно продуманным фасадом, возвышающимся более чем на 150 футов над пустыней, «монастырь» на вершине горы Петры, скорее всего, был храмом, построенным в первом веке до нашей эры.

01-rock-structures

Со сложным фасадом, возвышающимся более чем на 150 футов над пустыней, «монастырь» на вершине горы Петры, скорее всего, был храмом, построенным в первом веке до нашей эры.

Фотография Майкла Мелфорда, Nat Geo Image Collection

«Этот разговор помогает развивать науку», — говорит он.

В случае подтверждения последствия этой истории могут быть чрезвычайно значительными. В конце концов, это исследование указывает на то, что сложная жизнь впервые возникла, когда чудовищное время приема пищи на Земле-снежке подошло к концу.