Содержание
АНТРОПОЛОГИЯ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
- Физическая антропология
- Культурная антропология
- Этнолингвистика.
- Доисторическая археология.
- Культурная антропология.
- Единство антропологии.
- Области приложения антропологии.
- Сферы приложения физической антропологии.
- Сферы приложения культурной антропологии.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент. В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас. С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии; с точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов (антропобиология, социальная и культурная антропология, доисторическая археология, этнолингвистика).
Физическая антропология
изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой. Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов. Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т. п.
Культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.
Этнолингвистика.
Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли коммуникаций в культуре лингвистов интересуют также вопросы истории, и с этой целью они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы свидетельствовали, в отсутствие других адекватных документальных источников, об исторических отношениях между народами.
Доисторическая археология.
Изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. Эта наука позволяет с помощью последних достижений физики, химии и биологии датировать и определять предназначение ископаемых остатков и артефактов, помогая воссоздать образ жизни наших предков.
Культурная антропология.
Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация человеческого бытия). В США большинство антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее десятилетие значительная часть из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под шапкой «социо-культурной антропологии».
Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество типов специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная научная дисциплина.
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).
Единство антропологии.
Возникает вопрос о том, является ли антропология единой наукой. Из вышеприведенного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. Причем, это перечисление далеко не полное. Однако есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной. Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, существует чувство понимания взаимозависимости между различными областями знания, что проявляется в работе ученых, выдвигающих различные гипотезы и обобщения, сочетающие в себе большое разнообразие методов. В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – «расоведение»). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. Так в нем стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.
Области приложения антропологии.
Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком смысле этого слова. В современном мире с его значительно расширившимися политическими, экономическими и социальными горизонтами растет число контактов между народами с различными по своему происхождению культурами. Через преподавательскую деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся внести свой вклад в развитие у людей толерантности, взаимного уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между ними. Антропология является важной составной частью современного образования.
Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.
Сферы приложения физической антропологии.
Детально изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Особо важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке одежды и многих видов экипировки (таких как кислородные маски) для космонавтов будущего.
Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.
Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.
Сферы приложения культурной антропологии.
Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования.
Частные промышленные компании с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов для участия в программах экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.
Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении находившимися в их владении территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
АНТРОПОЛОГИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Амурский государственный университет
Л.З. Гостева
АНТРОПОЛОГИЯ
Учебное пособие
Благовещенск Издательство АмГУ
2011
ББК 28.71 я 73 Г 72
Рекомендовано
учебно-методическим советом университета
Рецензенты:
Г.В. Никитин, профессор каф. философии, политологии и культурологи БГПУ,
канд. филол. наук;
А.В. Лейфа, зав. кафедрой психологии и педагогики АмГУ, д-р пед. наук,
профессор
Г 72 Гостева Л.З. Антропология. Учебное пособие / Л.З. Гостева. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. – 96 с.
В пособии изложены материалы по трем основным разделам антропологии: морфология человека, антропогенез и этническая антропология, или расоведение.
Учебное пособие рекомендовано студентам психолого-педагогических, медико-социальных специальностей и направлений подготовки, преподавателям вузов и аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, а также всем, кто интересуется проблемами становления человечества.
ББК 28.71 я73
© Амурский государственный университет, 2011
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России отмечается возросший научный интерес к антропологии: организуются соответствующие кафедры, появляются публикации в научных журналах.
Антропология — отрасль естествознания, которая изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Но так как человек представляет собой существо качественно своеобразное, жизнь которого может протекать только в условиях общества и коллективно осуществляемого производства, то ясно, что антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии.
Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических наук особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов и вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряде наук и вытекает ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем тесным образом соприкасается с науками общественными.
Антропологические познания, безусловно, необходимы студентам психолого-педагогических, медико-социальных специальностей и всем специалистам, работающим в области человековедения. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в тоже время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, — прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия и др.
По завершении курса студенты должны освоить основные понятия антропологии, уяснить ее место в системе наук и практики; изучить антропогенез, его природно-социальную природу, взаимосвязь и противоречия природных и социальных факторов в процессе эволюции человека; знать основы конституциональной и возрастной антропологии и их роль в социальной и социально-медицинской работе; усвоить понятия расогенеза, этногенеза и знать генетические проблемы современных популяций человека; знать основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью, должны быть освоены система «человек – личность – индивидуальность» в ее социальном развитии, а также возможные девиации, основные понятия девиантного развития, антропологические основы социальной и социальномедицинской работы.
3
Глава 1 АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1 Предмет изучения, термины и понятия
Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», — учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ, Гиппократ, Линней, Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученных, для которых познание человека было необходимой задачей.
Антропология – это наука о человеке. Задачей современной антропологии является – научное описание биологического разнообразия современного человека и интерпретация причин этого разнообразия.
Впервые термин «антропология» употребил Аристотель для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.
Термин «антропология» имеет греческое происхождение и означает дословно «наука о человеке» (антропос — человек; логос — наука). В отечественной науке принято строгое разделение терминов «антропология», «археология», «этнография». Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человека по вещественным источникам, под этнографией
— отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений.
Антропология включает в себя три основных раздела:
1)морфологию;
2)антропогенез;
3)расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной изменчивостью физического типа;
б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно;
в) с явлениями полового диморфизма;
г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Раздел морфологии состоит из:
1)мерологии (от греч. «мерос» — часть), изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь;
2)соматологии (от греч. «сома» — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т.е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т.д.
Важным подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить,
4
как часто встречаются те или иные отклонения от этих комбинаций. Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела
морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека. Необходимо отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику «среднего» человека. Морфология сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих отклонений.
Раздел антропогенеза концентрирует свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественников, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучения условий и причин становления человека современного вида.
Раздел антропогенеза включает:
1)приматоведение, т.е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;
2)эволюционную анатомию человека;
3)палеоантропологию, т.е. изучение ископаемых форм человека.
Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественноисторических — геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических — археология палеолита; из наук философских — психология. Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию рас, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли, причины расообразования.
Раздел расоведение изучает:
1)формирование рас, расового состава;
2)происхождение народов;
3)расселение народов и степень родства.
В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасается расоведение, следует назвать из круга биологических наук генетику и биометрию, а из наук социально-исторических — археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языковедение и историю.
Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.
По данным антропологии каждый человек индивидуален не только по своим психическим или личностным качествам, но и по биологическим
5
признакам.
Общепризнанно, что все люди принадлежат к одному биологическому виду Homo sapiens. Этот вид очень широко расселен на территории Земли, географически неоднороден и распадается на различные группы разного масштаба. По общебиологическим меркам между всеми людьми, составляющими эти группы, нет очень резких различий, но изменчивость существует как внутри этих групп, так и между ними. Эти группы – популяции человека – основной объект антропологического исследования.
Под популяцией понимается изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания.
Итак, основные критерии популяции:
-единство местообитания или географическое расположение;
-единство происхождения группы;
-относительная изолированность этой группы от других аналогичных
групп;
-свободное скрещивание внутри группы и равновероятность встречи всех существующих генотипов в пределах ареала.
Последнее свойство – возможность поддержания в течение ряда поколений такой численности, которая является достаточной для самовоспроизведения группы.
Важно запомнить, что, с точки зрения антрополога, популяция человека представляется категорией не только биологической, но и исторической, и каждый раз, говоря о биологических характеристиках – о внутри и межпопуляционной изменчивости, — не следует упускать из виду широкий спектр уникального для человека социальных факторов, действие которых во многом эту изменчивость определяет.
1.2 История развития антропологии в России
Вкачестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX века. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества, где стали издаваться первые специальные антропологические работы.
Официальным годом рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе первого российского антрополога Богданова был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания. Развитие русской антропологии в 60-70-е годы 19 века справедливо называют «богдановским периодом». По инициативе и руководством Богданова были организованы экспедиции на север России, на Северный Кавказ, Грузию и Среднию Азию.
Истоки антропологических исследований в России связаны и именами Татищева, Миллера, Палласа и др. участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении 18-19 вв.
Вто время как накопление данных о физическом типе народов России и
6
зарубежных стран шло параллельно с этнографическими исследованиями, другая область антропологии, трактующая вопросы происхождения человека и его места в системе животного мира, развивалась в связи с «натуральной историей». Работы Протасова, Забелина, Шумлянского, Иванова и др. русских анатомов еще в 18 в. Заложили прочные основы для развития отечественной анатомии. Представителем анатомии начала 19 в. Был выдающийся анатом и физиолог Загорский.
Одним из крупнейших естествоиспытателей XIX века, основателем современной эмбриологии, является выдающийся географ и путешественник Бэр. Он также известен, как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических исследований в России. Следует особо отметить заслуги Бэра в разработке программы и методики антропологических, в первую очередь краниологических исследований (исследований черепа и его фрагментов). Наибольшее внимание Бэра привлекли вопросы происхождения человеческих рас, факторы возникновения расовых особенностей.
Огромное значение в борьбе против расистских теорий имеют работы Миклухи-Маклая (1846-1888). Будучи зоологом, по специальности, он прославил русскую науку не столько работами в этой области, сколько своими замечательными исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.
Большой вклад в развитие российской антропологии внес Анучин. Находясь в заграничной командировке, он не только ознакомился с ведущими музеями мира, участвовал в археологических раскопках и собирал коллекции, но и подготовил Русский антропологический отдел на Всемирной выставке 1878 г. в Париже. Экспозиция отдела и сами достижения российской антропологии получили высочайшую оценку европейских ученых – золотую медаль.
В 70-х гг. XIX века антропология не только в России, но и в Европе оставалась еще вне круга университетских дисциплин, хотя еще в 1864 г. Богданов предложил проект чтения публичного курса антропологии.
Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии.
Первая крупная работа Анучина была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян.
Характерной особенностью всей деятельности Анучина было стремление популяризовать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Одним из результатов его деятельности стало учреждение в 1882 г. Антропологического музея в Москве, основанием для которой послужили коллекции, собранные а Антропологической выставке 1879 г.
Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Анучина. Пользуясь колоссальным уважением в научных кругах, он не только продолжал работу в университете, но и выступал инициатором и организатором новых учреждений. В 1922 г. в Москве был организован Институт антропологии, возглавляемым Бунаком (учеником
7
Анучина). Под руководством Бунака широко развернулись исследования антропологического состава населения России и республик СССР.
В ХХ веке существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего, в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, которая изучает норму и патологию человеческого организма. Также сформировалась возрастная физиология, изучающая процессы роста, зрелости и старения организма.
Контрольные вопросы
1.Кем впервые был применен термин «антропология», в каком значении, что в дословном переводе он означает?
2.Каков объект изучения антропологии?
3.Что является предметом антропологии, какие задачи перед собой ставит эта наука?
4.Какие разделы входят в предмет современной антропологии?
5.Дайте определение популяции, перечислите ее основные критерии?
6.Какова история становления антропологии как науки в России?
Литература
1.Залкинд Н.Г. Московская школа антропологии. – М.: Наука, 1975.
2.Клакхон К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию: Пер. с англ. / Под ред. А.А. Панченко. – СПб.: Евразия. – 1998.
3.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.
–М.: Прогресс, 1993.
4. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978. 5.Хрисанова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Высшая школа, 2002.
8
Глава 2 АНТРОПОГЕНЕЗ
2.1 Понятие об антропогенезе
Антропогенез – процесс развития современного человека или наука, изучающая происхождение современного человека.
Уже в глубокой древности идея происхождения человека от животных была бессознательно зафиксирована в верованиях, мифах, легендах и сказках. Положение «человек есть животное» (хотя и особого рода) прослеживается в истории науки начиная с эпохи Возрождения. В начале 17 в. Появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и об их сходстве с человеком.
Всередине 18 в. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей системе животного мира он поместил человека в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами.
В18 в. – первой половине 19 в. Археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль для развития антропологии, сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. Он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живущий, одновременно с мамонтами. Эти открытия опровергались церковью и поэтому встретили бурное сопротивление.
Ламарк первым писал, что человек произошел от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению на земле. Новый способ передвижения привел к выпрямлению тела, освобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи. Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль Бога в происхождении человека.
Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идее Ч. Дарвина.
Вкниге «происхождение человека» он убедительно доказывал, что человек представляет собой последнее, высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ и имеет общих далеких предков с человекообразными обезьянами. Этот факт еще не дает основания считать, что человек произошел от обезьяны, но то, что человек и обезьяна имеют общего эволюционного предка, вымершего несколько миллионов лет назад, оказывается правдоподобной историей.
Человек, человеческий разум являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. Какое же место занимает человек во Вселенной? В чем смысл его появления в процессе эволюции вселенной?
По мнению Циолковского, материя в ходе эволюции породила человека, чтобы не только двигаться к высшему уровню своего развития, но и при помощи человека познавать себя. Мозг человека, его разум имеют поистине безграничные способности, которые обусловлены функционированием миллиардов клеток. И одной из самых необыкновенных способностей мозга является постановка вопросов: почему, зачем, как, каким образом, т.е. вопросов
9
познания.
Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека» тоже дает своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования. Он считал, что жизнь и человек неразрывно связаны с космическими процессами, усложнениями материи. С появлением человека Вселенная стала познавать себя и при помощи Разума целенаправленно развиваться.
Общий предок
Современная форма | Современная форма |
Homo sapiens | шимпанзе и гориллы |
Рисунок 1. Дерево эволюции человека по Р. Левонтину
Р. Левонтин предлагает дерево эволюции человека, которое показывает, что в более раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло (см. рис. 1).
Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка.
Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники – шимпанзе и горилла – были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.
2.2 Человек как биологический вид
Что представляет собой человек с биологической точки зрения?
В эмбриональном развитии есть черты, характерные для всех представителей типа хордовых: хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, расположение сердца на брюшной стороне тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, молочные железы и другое свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для класса плацентарных. Конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
10
Глоссарий по происхождению человека | Программа Смитсоновского института по происхождению человека
Глоссарий по происхождению человека | Программа Смитсоновского института по происхождению человека
Перейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргесайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Знакомства
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9–12 классы)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Товары
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоуна)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
Обучение эволюции на примере человека
Обучение эволюции на примере человека | Программа Смитсоновского института по происхождению человека
Перейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргесайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Знакомства
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9 классы). -12)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф.