Наука о битых горшках: Наука о битых горшках — Деловой журнал «Директор-Иваново»

Наука о битых горшках — Деловой журнал «Директор-Иваново»

Кирилл БАЛДИН, заведующий кафедрой истории России ИвГУ, профессор

Историческая экспозиция любого музея, даже если это небольшое муниципальное учреждение в районном центре, начинается с археологических находок, выложенных в витринах. Однако, как правило, таких экспонатов в небольших провинциальных музеях мало, да и чего греха таить – часто на этикетках не совсем правильно указана принадлежность и датировка какого-либо фрагмента керамики или наконечника стрелы.

Дело в том, что археология – наука очень специфическая, и даже профессиональный историк, не занимающийся раскопками, не может квалифицированно разобраться в тех предметах, которые извлечены из земли. Место, где археологические находки атрибутированы абсолютно правильно и расположены в должной хронологической последовательности, – это единственный в Ивановской области специализированный археологический музей, расположенный на историческом факультете Ивановского государственного университета.

Он – не новичок в музейном пространстве нашего края: в 2013 г. исполняется уже 21 год его деятельности. Это культурно-просветительное учреждение, открывшееся в 1992 году, не стоит на месте, за время существования музей пополняется новыми экспонатами, пережил уже одну реэкспозицию, которая явно пошла ему на пользу.

В витринах музея представлены сотни археологических артефактов, отражающих древнейшую историю нашего края на протяжении нескольких тысячелетий. Однако экспозиция – это только верхушка айсберга, большинство вещей находится в фондах музея, их несколько десятков тысяч. Самым древним – без малого десять тысяч лет, самые поздние датируются девятнадцатым веком. Большинство их найдено на территории Ивановской области, это результаты раскопок доктора исторических наук, замечательного отечественного археолога Дмитрия Александровича Крайнова, а также ивановских археологов Е.Л. Костылевой, А.В. Уткина, П.Н. Травкина, В.А. Аверина.

По археологическим данным, первые люди появились на территории ивановского края около 10 тысяч лет назад, т. е. через некоторое время после того, как кончилась последняя ледниковая эпоха и ледник отступил из средней полосы Восточной Европы. В археологии это называется эпохой мезолита (в переводе с греческого – среднего каменного века), который датируется VIII – VI тысячелетиями до н. э. Именно мезолиту посвящен самый первый стенд университетского археологического музея, с него-то экскурсанты и начинают знакомиться с экспозицией.

То, что первые находки ученых относятся к эпохе мезолита, вовсе не означает, что на территории нашего края до того, т. е. в период палеолита (древнего камня), людей не было вовсе. Просто население в ту суровую эпоху, полную опасностей, было очень редким, и следы его обнаружить весьма сложно. Однако в соседней Владимирской области палеолитические поселения найдены, одно из них под названием Сунгирь находилось на окраине Владимира – здесь уже несколько десятилетий ведутся раскопки, дающие очень богатый материал для исследователей. Все это внушает надежду на то, что и у нас могут быть найдены следы этой очень отдаленной от нас эпохи.

В Ивановской области наиболее известные поселения среднего и нового каменного века (мезолита и неолита) обнаружены археологами рядом с селом Сахтыш Тейковского района и деревней Становое Комсомольского района. Большая часть экспозиции археологического музея посвящена именно каменному веку на территории нашего края. Это объясняется двумя причинами: во-первых, наиболее богатые находками поселения древних людей относятся именно к этому периоду и, во-вторых, организатор и заведующая музеем, кандидат исторических наук, доцент Елена Леонидовна Костылева является «каменщицей» – так археологи на своем профессиональном языке называют специалистов по каменному веку.

Экспонаты музея многое могут рассказать об основных занятиях древних людей. Хозяйство очень долгое время было не производящим, а присваивающим: люди жили охотой, рыболовством, собирали грибы, ягоды, съедобные коренья и другую снедь, которую щедро дарила им природа, экологических проблем, дефицита промысловых животных и рыбы тогда не было.

Основной и наиболее предпочтительной добычей тогда являлся лось, который давал не только несколько сотен килограммов мяса, но и шкуру, рога и сухожилия для разных поделок. Из костей и рогов этого лесного великана изготовляли разнообразные орудия. Главным оружием охоты являлся лук, лося били с помощью стрел с крупными игловидными наконечниками, стрелы с массивным тупым концом предназначались для пушного зверя – чтобы не повредить его ценную шкуру.

Для охоты на бобра использовался гарпун, к которому крепился линь – длинный и узкий ремень. Били бобра в голову – для того, чтобы зверь не нырнул под воду и не перекусил линь. В витрине музея представлен череп бобра, в котором застряло с тех давних времен острие сломавшегося гарпуна.

О том же промысле свидетельствует выставленный здесь же уникальный образчик первобытного неолитического искусства – на сланцевой гальке в технике гравировки изображена сцена охоты – человек с луком и раненый крупный зверь. Индивидуальные черты человека не выделены, и его фигура выглядит довольно схематично. Первобытного художника, наверное, больше интересовала динамика сцены: человек только что выстрелил, опустил лук, и его тетива пришла в обычное положение. Точный вид животного тоже определить трудно, но хорошо видна стрела, вонзившаяся ему в грудь, голова зверя бессильно поникла, оно осело на задние ноги и вот-вот рухнет на землю замертво. Что касается промысловых птиц каменного века, то среди них абсолютно преобладала водоплавающая дичь – утки, гуси и др. Попадала под стрелы первобытных охотников и крупная боровая дичь – тетерева и глухари. В фондах музея имеются свистульки для подманивания дичи. Аналогичные манки используют и современные охотники. Представлены и изображения самих птиц, выполненные из дерева, глины и кремня.

Рыболовство, так же как и охота, появилось очень рано – в период мезолита и достигло своего расцвета в позднем неолите – в III тыс. до н. э. Можно сказать, что в это время стол древнего человека был преимущественно не мясным, а рыбным. Рыба в реках и озерах водилась та же самая, что и сейчас, – щуки, лещи, окуни, караси, налимы. Специалисты в области остеологии (есть такая наука о костях) сумели определить их видовой состав, т. к. кости в большом количестве встречаются на стоянках древних людей. При ловле рыбы использовались костяные крючки, которые выглядят гораздо более громоздкими, чем современные стальные. Сети в нашем крае на найдены, т. к. их плели из не очень долговечных растительных волокон – крапивы или осоки. Зато найдены и представлены в экспозиции грузила для сетей – обыкновенные булыжники и поплавки к ним же из сосновой коры.

В музее находится фрагмент рыболовного приспособления – верши, возраст которой насчитывает девять с половиной тысячелетий. Найденные в других странах континента аналогичные орудия на тысячу лет моложе. Так что можно считать, что Ивановская земля – родина первой в Европе верши.

Если охота являлась мужским занятием, то рыболовство было первоначально уделом женщин. Мужчины наедались сразу после охоты самыми лакомыми кусочками, а для женщин и детей оставляли объедки. Так что рыбной ловлей женщины занялись не от хорошей жизни – надо же было им что-то есть. 

Отметим в этой связи, что сохранившиеся в захоронениях зубы первобытных людей совершенно здоровы и не имеют никаких признаков кариеса. Однако другие, гораздо более опасные заболевания были распространены очень широко. В то время люди умирали вследствие страшной антисанитарии. Например, в окаменевших человеческих экскрементах находят яйца глистов, которые поражали желудочно-кишечный тракт и печень. В период раннего неолита люди жили не больше 20–25 лет, большинство детей умирали в возрасте до пяти лет, в том числе и от голода. Под конец неолита продолжительность жизни среднестатистического человека увеличилась до 30–40 лет.

10-12 тысяч лет назад закончилось последнее оледенение, междуречье Волги и Оки стало зарастать сосновыми и березовыми лесами, лес непосредственно или опосредованно кормил, одевал человека, давал ему убежище от непогоды. Поэтому самыми распространенными орудиями труда были те, которые предназначались для обработки дерева. Это представленные в музее различного рода топоры, долота, тесла. Понятно, что они изготовлялись не из металла, а из кости, кремня и камня, именно поэтому век и называется каменным. В период неолита они выглядели уже совсем не примитивно, поверхность их тщательно отшлифована. Шлифовка велась с помощью специальных абразивных инструментов — плит из песчаника. В неолитическое время получила распространение и довольно сложная техника сверления. 

Археологию иногда называют наукой о битых горшках, и не случайно. Самые распространенные находки во время раскопок – это то, что непрофессионалы называют черепками, а археологи –фрагментами керамики. Сразу нужно сказать, что гончарный круг – изобретение гораздо более позднего периода: он появился у нас только в I тысячелетии н. э. Когда гончарное производство было освоено в эпоху неолита, то керамика была лепная, и ее изготовляли без помощи круга, поэтому сосуды чаще всего не были строго симметричными. Целыми их не находят, но большой удачей для археологов считается, если удается обнаружить так называемый полный развал того или иного горшка. В таком случае после немалых усилий удается склеить сосуд полностью. Расписных емкостей (как у древних греков) в то время не было, поверхность сосуда украшалась углубленным орнаментом. Например, у населения неолитической льяловской культуры была распространена ямочно-гребенчатая керамика. Ямки-углубления здесь чередуются с отпечатками гребенки. Орнамент носил не декоративное назначение, а ритуальное.

Расхожим является стереотип, что древние люди одевались в шкуры убитых ими животных. Это не совсем так: шкура, прежде чем превратиться в одежду, подвергалась тщательной обработке и превращалась в то, что мы сейчас именуем замшей. Одежда украшалась различного рода амулетами и подвесками, сначала – из зубов и костей животных, затем – из сланца и янтаря. Последний у нас не добывался, но попадал в регион Верхней Волги путем межплеменного обмена, его приносили сюда также выходцы из Прибалтики во время своих миграций. В музее есть целая коллекция янтарных украшений: подвесок, пуговиц, колец и пронизок.

Музей также может похвастаться тем, что в его экспозиции выставлен один из самых старых в Европе головных уборов. С виду эта шляпа имеет вид крайне непрезентабельный и похожа больше на коровью «лепешку». Все дело в том, что она несколько тысячелетий пролежала в слоях торфа и под его давлением потеряла форму. Торф, залегающий в недрах средней полосы России, имеет поистине замечательные свойства. Он консервирует и сохраняет не только кости, но и такой «нежный» и хрупкий материал, как дерево или растительные волокна, из которых изготовлена шляпа.

У древних людей были свои религиозные представления. Они обожествляли силы природы, поклонялись духам предков, а также животным, которых считали своими пращурами. С религией было тесно связано в те далекие годы и первобытное искусство.

Наверное, самым известным и ценным предметом в коллекции музея является ритуальная маска. Она изготовлена из рога лося и очень хорошо сохранилась. Маска олицетворяла образ предка и, вероятно, использовалась при церемониях погребения и поминовения умерших сородичей. Несколько лет назад она экспонировалась и вызвала немалый интерес на большой выставке первобытного искусства, которая состоялась в Петербурге в Государственном Эрмитаже.

В то время среди культовых животных были не только такие крупные и серьезные персонажи, как медведь или лось, но и водоплавающая дичь, в частности утки. На одной из стоянок Сахтыша была найдена деревянная рукоять ковша в виде утиной головы, аналогичные орнитологические мотивы можно встретить в глиняных и костяных изделиях. Сравнительно небольшая по размерам утка находилась в большом почете, т. к. была одним из основных промысловых животных в каменном веке. Культ ее связан также с представлениями древних о сотворении мира. Аналогию можно найти в известном финском эпосе «Калевала», который утверждает, что мир возник из яйца водоплавающей птицы:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать, земля сырая;

Из яйца, из верхней части

Встал высокий свод небес.

Выше уже говорилось, что в музее университета имеется древнейшая в Европе верша. Мало этого – здесь хранится древнейший в лесной зоне Европы календарь, а точнее календарный керамический сосуд, на поверхности которого в виде орнаментальных узоров изображен тот годовой цикл, который существовал в представлении людей каменного века. Относится он к 3 тысячелетию до н. э. В его затейливом орнаменте нашел отражение календарный год, состоявший из 360 дней (ныне – 365 дней с небольшим), разделенный на четыре сезона (осень, зима, весна, лето), по 90 дней в каждом. Счет дней в нем велся не неделями, а по 10-дневному циклу. Календарь занимает в экспозиции музея одно из почетнейших мест.

При подсчете тех или иных не слишком больших величин людьми каменного века широко применялась также пятеричная система. На различных орудиях труда, утвари и на сосудах насечки и ямки часто сгруппированы пятерками. Происхождение пятеричной системы очень банально: у человека всегда при себе был «компьютер» для счета пятерками – пальцы на руке.

Счет времени у древних людей велся и по фазам луны, ночное светило фигурировало и в произведениях первобытного искусства. Найденные на стоянках около Сахтыша лунницы, т. е. изображения лунного серпа, также хранятся в музее. Они изготовлены из кремня. У некоторых есть выступ для привязывания к шнуру, на котором лунницу носили на шее. Никакого утилитарного значения такие предметы не имели и украшениями, судя по всему, тоже не служили. Они наверняка использовались в забытых ныне обрядах и служили своего рода каменными иллюстрациями к древним мифам и сказаниям.

Произведениями первобытного искусства являются также изображения человечков, изготовленных из кремня и относящихся к волосовской археологической культуре, бытовавшей в наших краях в 3 тысячелетии до н. э. Всего на сегодняшний день в Восточной Европе найдено более 100 таких антропоморфных мини-скульптур, представленных анфас, в западной части континента они не встречаются. Высота фигурок варьируется от 17 до 106 мм, в среднем – 4-5 см. Обычно ноги человечка широко расставлены; если одна короче другой, то создается впечатление ходьбы. Очень схематично намеченные руки разведены в стороны и чаще представляют собой выступы на уровне плеч. Некоторые фигурки – явно женские, с гипертрофированным расширением на уровне бедер. Другие напоминают не человека, а медведя, ноги у них косолапые, короткие, а туловище выглядит очень массивным.

Коллекция археологического музея постоянно пополняется, т. к. археологическая наука не стоит на месте. Что касается приведенных выше и других интересных фактов, то их можно найти в виртуальной экскурсии, записанной на лазерный диск, выпущенный в Ивановском государственном университете. 

Можно также посетить археологический музей, который находится по адресу: 

г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5, учебный корпус ИвГУ № 6.

Телефон деканата истфака, по которому можно получить справки: 32-61-88.

Пять тысячелетий под ногами. Под Краснодаром нашли редкие захоронения | ОБЩЕСТВО

Экспедиция археолога, кандидата исторических наук Дмитрия Карпова сейчас ведёт раскопки на месте будущего строительства Дальнего Западного обхода Краснодара на трассе М4 «Дон». Учёный рассказал «АиФ-Юг» об интересных находках, курганах и их строении, о том, кто жил на территории Краснодарского края, как исторические памятники корректируют проекты больших строек и многом другом.

О чем молчат курганы

Любое строительство начинается с археологической разведки. По её итогам становится ясно, есть ли в земле археологические памятники и как их спасать — полностью раскапывать или менять проект. Но порой принимать решения приходится уже во время стройки — так при возведении Керченского моста строители наткнулись на уникальную античную усадьбу конца V — начала III века до н. э.

В прямоугольном поселении площадью 5000 кв. м располагались десять дворов и 40 помещений. Вся территория — сплошная застройка: мощеные парадные и хозяйственные дворы, окружённые жилыми и хозяйственными постройками, примыкающими друг к другу. Наружу выходили только глухие стены. В таком месте мог жить не только представитель высшей знати, но и кто-то из царской династии Боспора. Тогда проект строительства подхода к Керченскому мосту изменили, чтобы оставить памятник нетронутым.

«Разведка — это изучение территории, — объясняет Дмитрий Карпов. — Разведчики идут по маршруту и смотрят, есть ли видимые археологические памятники: курганы, оборонительные валы древних поселений; попадается ли древняя керамика, другие находки на пахоте. Если есть подозрения, что в этом месте может быть археологический памятник, делают шурфы площадью в один-два квадратных метра. Смотрят стратиграфию грунта (взаимное расположение культурных слоёв относительно друг друга и перекрывающих их природных пород)».

Дмитрий Анатольевич Карпов родился в 1965 году, кандидат исторических наук. Выпускник исторического факультета Воронежского государственного университета. Тема кандидатской диссертации «Укреплённые пункты юго-западного порубежья Московского государства в XVI — середине XVII века». Специализируется на сохранении объектов культурного наследия, античности Северного Причерноморья, эпохи Древней Руси.

На больших памятниках работать археологам помогает техника. Фото: ГК «Автодор»

Копнули, а там древняя деревня

Группа Дмитрия Карпова ведёт раскопки на пяти курганах. Три уже полностью отработали, причём первые два объекта, которые разведчики приняли за курганы, оказались вовсе не ими. Иногда за курган принимают небольшие естественные возвышенности или распаханные сооружения более позднего времени, например, ирригационные каналы. Но даже здесь археологи нашли древнюю керамику и погребение раннего железного века.

«Там оказалась ирригационная канава, её закопали, в итоге появилась возвышенность, которую и приняли за курган, — продолжает Дмитрий Карпов. — А так как рядом было погребение, люди приходили сюда на протяжении многих лет, совершали тризны. Везде встречалось большое количество керамики раннего железного века. Потому разведчики и приняли место за курган».

Третий курган из группы Примаки-3 оказался настоящим. Там учёные обнаружили 11 погребений. Самые древние — три катакомбы — относятся к средней эпохе бронзового века (примерно три тысячи лет до нашей эры).

«Позже туда были совершены другие погребения, — говорит археолог. — Здесь мы нашли меотского воина III — I веков до н.э. У него были несколько метательных копий, колчан со стрелами с железными наконечниками, два кувшинчика с характерными витыми ручками».

Выше в кургане был захоронен представитель более позднего времени, так называемой срубной археологической культуры XIII — X вековдо н.э.

Сейчас группа работает на самом большом — высотой в шесть метров — кургане группы Новотитаровская-14. Копают техникой — на крупных так можно, вручную в адекватные сроки не справиться.

«Мы ещё не подошли к основной части насыпи, но уже нашли семь погребений, — рассказывает Дмитрий Карпов. — Причём под полой был более древний курган, который соорудили в эпоху катакомбного времени, в бронзовом веке. Там обнаружили два парных погребения, в каждом — мужчина и женщина. В одном нашли проколку, сделанную из кости крупного животного для прокалывания отверстий в коже, ткани, глине. А в другом захоронении у мужчины в районе висков две серебряные подвески, проволочные, свёрнутые спиральками в полтора оборота. По-видимому, крепились они к головному убору. Выше в кургане был захоронен представитель более позднего времени, так называемой срубной археологической культуры XIII — X вековдо н.э. Рядом с костяком нашли характерный для этого времени бронзовый нож, он хорошо датируется, поэтому мы можем достаточно точно говорить о времени сооружения впускного погребения».

Археология — это не только поиск и раскопки, но и изучение материалов. Фото: ГК «Автодор»

Наука о битых горшках

По словам Дмитрия Карпова, количество археологов в стране долгое время остаётся неизменным — около двух тысяч человек. Ещё на этапе специализации в вузе не все стремятся попасть в археологи — зачем ездить по командировкам, ковыряться в земле, чтобы написать курсовую, если на другой специальности можно переписать её из нескольких книг? Да и романтики костров и палаток сейчас почти нет — на Кубани раскопки рядом с населёнными пунктами, в них и снимают жильё на время работы.

«Обычно археологию воспринимают по находкам, — говорит учёный.  — Но забывают — чтобы они появились, надо много времени провести в поле, в библиотеке, за письменным столом. А красивый артефакт — это, можно сказать, исключение из правил. Основная часть наших находок — фрагменты разбитой посуды. Поэтому археологию иногда в шутку называют наукой о битых горшках. Кстати, для понимания исторического памятника битые горшки порой куда важнее золотой монеты».

Поэтому, отвечая на вопрос о самых важных находках в своей карьере, Дмитрий Карпов вспоминает не древнее оружие, украшение или монеты, а курган.

«В районе Тамани мы обнаружили курган эпохи бронзы, — рассказывает учёный.  — Находок там было немного, погребения не очень интересные, зато впервые удалось проследить саму структуру кургана, как его изначально насыпали. С научной точки зрения находка получилась очень интересной, подобных конструкций пока не встречались. Мы могли проследить, как курган создавали в древности. Люди сначала вырыли ров вокруг площадки, утрамбовали её глиной, совершали несколько погребений, снова утрамбовали глиной. Сверху совершали какие-то обряды — остались осколки сосудов того времени. Потом насыпали сверху курган. Чётко видно, что изначально делали его не полусферическим, а конусообразным».

Археология — часть исторической науки, занимающаяся изучением дописьменной эпохи. И учёный в этом случае одновременно и копатель, и исследователь, и интерпретатор собственных находок.

«Мы делаем всё сами — от находки до интерпретации, любая работа заканчивается написанием по ней отчёта, который сдают в архив института археологии РАН, — рассказывает Дмитрий Карпов.  — Перед тем как принять отчёт на хранение, его подвергают экспертизе. И пока его не приняли, археолог не может приступить к новой работе».

Любая археологическая работа заканчивается написанием отчета, который сдают в архив института РАН. Фото: ГК «Автодор»

На Кубани жила масса племен и народов

Археология доказывает — территория современного Краснодарского края долгие годы была местом густонаселённым и оживлённым.

«За тысячелетия тут прошли множество людей, что подтверждает наличие курганов, — рассказывает Дмитрий Карпов.  — А ведь жила здесь масса племён и народов, которые совершали грунтовые погребения — их следы не увидишь на поверхности, так что грунтовые некрополи ещё хранят свои тайны. На протяжении практически пяти тысяч лет люди тут постоянно сражались. Народы, которые занимались скотоводством, одновременно воровали животных. Нападали на земледельцев, те, в свою очередь, защищали свои территории. Мы находим много воинских захоронений, часто во время раскопок выясняется, что люди погибли от ран — на костях находятся следы разрубания, наконечники стрел. Есть и массовые захоронения бойцов, погибших в одном сражении».

По словам учёного, часто встречаются следы «чёрных копателей». Раскапывают курган, и видно, что уже кто-то побывал внутри него.

«Встречаются следы и древних вторжений, — рассказывает Дмитрий Карпов. — И казаки этим занимались, и ещё до них. Причём далеко не всегда курганы разрушали, чтобы найти какие-либо ценности. Были и культовые мотивы — новые племена разрушали погребения, чтобы ослабить местных духов».

По России ситуация с «чёрными копателями» разная, но, как говорит археолог, в Краснодарском крае за памятниками наблюдают, больших раскопанных курганов почти не встречается

«Так, закопушки бывают, что-то выносят интересное», — говорит Карпов.

Еще одно погребение найдено. Фото: ГК «Автодор»

Черепки в горшках: что за миф, работают или не работают?

Помощь в саду

13 ноября 2018 г.

Джек Уоллингтон

Десятилетиями садовники по всему миру добавляли черепки – осколки терракотового горшка или полистирола – к основанию горшков, чтобы обеспечить дренаж. Затем в один прекрасный день начали распространяться сообщения о том, что это пустая трата времени! Но что такое миф? Кроки работают или нет? Я решил испытать это сам, используя горшки того же размера, такое же количество компоста без торфа и такое же количество воды — единственная разница в том, что горшок на ЛЕВЫЙ имеет черепки. Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть результат…

Заключение

Как я и ожидал, черепки в этом тесте сработали, а черепки делают кастрюлю более свободной. Фактически, кастрюля справа без черепков все еще капала через пять минут после того, как я прекратил съемку. Сообщения о том, что черепки не работают, основаны на почвоведении и структуре среды для выращивания в горшках. Вода будет стекать через щели в среде для выращивания с черепками или без них. Что здесь не учитывается, так это то, что черепки увеличивают площадь отверстия и количество незащищенных от него почвенных промежутков, а это означает, что больше воды может свободно стекать с большей площади поверхности питательной среды быстрее. По сути, правильно размещенные горшки увеличивают размер отверстия в горшке и одновременно мешают среде для выращивания действовать как пробка. Особенно со временем среда для выращивания будет сжиматься на дне горшка, уменьшая эти зазоры в среде для выращивания и затрудняя выход воды. Во временных горшках, особенно на лето, я не так сильно заморачиваюсь с горшками, если только растению не нравятся условия свободного дренажа (как и большинству трав). Для долгосрочной посадки на открытом воздухе я обычно использую черепки, потому что, хотя среда для выращивания все еще будет сжиматься, это будет смягчено тем фактом, что черепки увеличивают площадь поверхности отверстия, предотвращая блокирование отверстий средой для выращивания в такой степени, а черепки сохраняют питательную среду подальше от гладкого основания горшка, чтобы вода снова могла легче стекать.

Откуда взялся миф о том, что черепки не работают, так это в науке о почве и о том, что черепки не изменят структуру питательной среды. Среда для выращивания с более мелкими частицами (например, глина) будет удерживать больше влаги, чем среда для выращивания с крупными частицами (например, с песком), потому что более мелкие частицы фактически увеличивают площадь поверхности, к которой прилипает вода. Это все факт, поэтому, если вы сажаете что-то вроде кактуса в удерживающий воду компост, а не в свободный дренаж, это путешествие в один конец, чтобы сгнить в городе с черепками или без них. Однако при правильной среде для выращивания черепки, безусловно, способствуют отводу воды по причинам, описанным выше.

Те же горшки с дренажным отверстием подходящего размера, за исключением того, что в левом горшке аккуратно расположены горшки, чтобы создать мост над отверстием…

Точно такое же количество компоста без торфа…

Оба горшка стояли на ножках ( ненадежно)…

Такое же количество воды (хотя после того, как она слилась, я добавил в каждую по целой пинте!)

Entropyman.org объясняет, почему горшки «не ломаются» на наноразмерах (видео)

Эдвард Фэн, исследователь из Ливерморской национальной лаборатории Сандия, создал новый веб-сайт под названием Entropyman.org, чтобы объяснить второй закон термодинамики.

(PhysOrg.com) — Мужчина поднимает руку вверх, и осколки керамики, лежащие на тротуаре, прыгают в его руку, собираясь вместе, образуя цветочный горшок. Он снова поднимает руки, и все больше осколков складываются в квадратную керамическую плитку.

Это может быть просто хитрый трюк с камерой, но веб-сайт объясняет, что с точки зрения законов Ньютона в этом снимке нет ничего сверхъестественного или неправильного. Скорее, причина, по которой мы не видим разбитые предметы «неразбивающимися» в повседневной жизни, связана со вторым законом термодинамики.

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, что же означает второй закон — помимо расплывчатой ​​идеи о постоянном увеличении беспорядка — вы можете проверить остальную часть Entropyman.org. Сайт является детищем Эдварда Фенга, бывшего научного сотрудника Миллера из Калифорнийского университета в Беркли, который сейчас работает в Ливерморской национальной лаборатории Сандия, специализируясь на статистической механике. Фэн разработал Entropyman.org как информационный проект, чтобы объяснить широкой аудитории, как работает энтропия.

«Я создал этот информационный проект, чтобы объяснить принципы, лежащие в основе самого большого прогресса в моей области за последнее десятилетие», — сказал Фэн PhysOrg.com . «Эта теория объясняет, чем отличается жизнь в наномасштабе, и горшок может разбиться. Это может произойти из-за малого размера горшка. Эти принципы лежат в основе моего исследования с Гэвином Круксом по стреле времени и другим темам статистической механики».

Как объяснил Фэн, предыстория этого проекта началась на Симпозиуме Миллера, ежегодном собрании Института Миллера.

«Было совещание о том, как газеты теряют финансирование для научных статей, и виновником был Интернет», — сказал он. «Ну, я подумал, что это немного грубо. Кроме того, разве Интернет не стал новым средством передачи науки с помощью изображений и фильмов? Именно тогда я решил приступить к этому проекту. При финансовой поддержке Института Миллера я нанял режиссер, а остальное уже история».

Entropyman.org обсуждает, как отдельные молекулы, такие как молекула РНК, могут растягиваться и сжиматься. Поскольку молекулы РНК настолько малы, они приводят к гораздо меньшему увеличению энтропии, чем более крупные объекты. Чем больше увеличение энтропии, тем меньше вероятность того, что объект пойдет по обращенному во времени пути с уменьшением энтропии. Поскольку керамический горшок или плитка имеют большой прирост энтропии при разрушении, отношение увеличения энтропии к уменьшению энтропии очень велико, поэтому вероятность наблюдения уменьшения энтропии гораздо меньше. Другими словами, крайне маловероятно, что разбитый горшок снова соберется вместе, в отличие от молекулы.

Объясняя эти понятия с точки зрения банковских счетов, обручальных колец и Эйфелевой башни, Entropyman.org надеется помочь обычным читателям понять, почему горшки спонтанно самособираются на наноуровне, и, хотя возможно, что ваша комната станет чистой, пока вы валяетесь на диване, это невероятно маловероятно.

Чтобы увидеть сайт, посетите http://entropyman.org.

© 2009 PhysOrg.com

Цитата :
Entropyman.