Содержание
Приложение. Старение и смерть с точки зрения биологии и богословия, Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии
Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии
Язык науки и богословияКраткая биография отца Георгия
Скачать
epub
fb2
Читая в книге Бытия о том, что первые патриархи жили более чем по 800–900 лет, неверующий человек подумает: «Как можно верить таким басням?» Да и у верующего колыхнётся сомнение: «А могло ли это быть?» Причина такой реакции понятна: читаемое резко отличается от наблюдаемого – сегодня время жизни человека примерно в десять раз короче, чем в эпоху первых патриархов. Верующий человек разрешает свои сомнения упованием на всемогущество Божие, т.е. на то, что «Бог идеже хощет, нарушает естества чин» и может остановить старение и отсрочить смерть.
Задумаемся, однако, действительно ли «чин естества» требует старения и смерти. Казалось бы, ответ очевиден: мы покупаем новый сверкающий «запорожец», через несколько лет он дряхлеет, а затем превращается в груду ржавеющего металла. Мы покупаем надёжнейший «мерседес». Время его «жизни» может быть в несколько раз больше, но конец тот же. Причина ясна: как сказала поэтесса: «Ржавеет золото и истлевает сталь…», т.е. всякая деталь из любого материала в любом действующем механизме рано или поздно ломается. Кажется, что то же рассуждение можно отнести и к сотворенному из «праха земнаго» сложнейшему механизму – человеческому телу. Однако так только кажется. Представим себе «запорожец», который сам умеет изготовлять все свои детали и регулярно меняет их на новые. Если такой машине бесперебойно поставлять сырьё для деталей, то наш «запорожец» будет постоянно омолаживаться и жить вечно.
«Таких машин не бывает», – скажете вы. Да, не бывает – у человека, но бывает у Бога, именно такими машинами являются и человеческое тело, и все живые организмы вплоть до простейших одноклеточных. Если мы пометим в живом организме все атомы, то через некоторое время меченых атомов в организме практически не останется. Если мы, наоборот, пометим атомы в пище, то через некоторое время все атомы организма станут мечеными. Таким образом, живой организм каждую свою биомолекулу многократно меняет на новую, либо просто с определённой частотой, либо по мере появления в «старой» биомолекуле дефектов.
«И что же, – спросите вы, – бессмертие реально существует?» Да, существует. Взгляните в микроскоп на окружающие предметы, и всюду вы увидите массу нестареющих бессмертных организмов – бактерий, грибков, инфузорий, амёб. Конечно, эти организмы бессмертны в определённом смысле – они умирают, когда их едят или травят, или когда им не хватает пищи, но они не умирают от старости. Действительно, одноклеточные организмы размножаются простым делением, так что обе «дочки» равно молоды и начинают свою жизнь сначала, и так до бесконечности. Старение и смерть появляются в царстве живого, когда мы переходим к сложным многоклеточным организмам. Но откуда они берутся?
Прогресс в понимании причин старения и смерти многоклеточных наметился после того, как знаменитый французский врач и физиолог Алексис Каррель научился растить и размножать клетки высших животных in vitro, т. е. вне организма, в пробирке, точнее в специальных флаконах, именуемых в просторечии «каррельками». Наблюдая за клетками, культивируемыми вне организма, Каррель пришёл к выводу, что они бессмертны, так же, как амёбы и бактерии, следовательно, причина смертности многоклеточного организма лежит не в самих клетках, а в их «коллективизации». Оказалось, однако, что великий Каррель ошибся. Между клетками одноклеточных и многоклеточных организмов существует удивительное и непонятное различие. Клетки многоклеточных, культивируемые вне организма, способны совершить не более пятидесяти делений (так называемый «предел Хайфлика»), а затем почему-то погибают. Можно было бы подумать, что эта гибель связана с недостаточно хорошими условиями вне родного организма, но та же картина наблюдается и при пересадке клеток из одного организма в другой организм того же вида. Пересаженные клетки занимают в новом организме те же места, что и в организме донора, нормально размножаются и исполняют свои функции. Эти клетки можно взять и пересадить в следующий организм и т.д., но после нескольких пересадок клетки теряют способность размножаться в очередном новом организме и погибают. Таким образом, причина смерти высших многоклеточных коренится в непонятной смертности их соматических клеток.
Подчеркнём, что мы говорим именно о соматических клетках, ведь в каждом многоклеточном организме существуют ещё так называемые клетки зародышевого пути, для которых нет никакого предела Хайфлика, и которые способны размножаться неограниченно долго неограниченное число раз. Зародыш многоклеточных, как известно, образуется слиянием двух половых клеток. Этот одноклеточный зародыш даст начало разнообразным клеткам тела – сомы и клеткам зародышевого пути – небольшому числу клеток, из которых образуются половые клетки. Нетрудно видеть, что клетки зародышевого пути организма любого вида непрерывно размножаются, пока существует данный вид (если бы для них существовал предел Хайфлика, то в определённый момент этот вид исчез бы с лица Земли), и, следовательно, в отличие от соматических клетки зародышевого пути бессмертны. В чём же причина смертности соматических клеток? Уже около полувека бьётся над этим вопросом биологическая наука, и приходит лишь к следующим выводам: а) нет никаких принципиальных отличий между соматическими клетками с одной стороны и одноклеточными организмами или клетками зародышевого пути с другой; б) нет никакой биологической необходимости соматическим клеткам быть смертными.
Подведём некоторые итоги: удивительным и таинственным с точки зрения науки является не долгая жизнь патриархов, а то, почему люди и другие живые организмы стареют и умирают. Этот вывод, к которому наука подошла в наши дни, давно был сделан христианскими богословами, не знавшими ни о «пределе Хайфлика», ни о клетках вообще. Их богопросвещённым умам было ясно, что жизнь создана для бессмертия, а смерть является внешним насильственным актом: «О чудесе, что сие, еже о нас бысть таинство, како предахомся тлению, како сопрягохомся смерти…» (погребальная стихира Дамаскина). Христианское богословие отвечает и на непонятый наукой вопрос о смысле старения и смерти. Этот смысл не биологический, а духовный – смертность человека есть наказание за грех прародителей в раю, а вместе с царём природы – человеком – наказаны и его подданные – вся живая тварь. Науке остаётся лишь исследовать, какие изменения внёс Господь в «чин естества» так, что после изгнания Адама из рая всё живое стало смертным, и каким способом Господь за грехи всё более сокращал жизнь людей, так что по словам псалмопевца Давида, «жизнь человека седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет». Некоторым успехом в этих исследованиях и посвящен дальнейший рассказ.
Когда автор этих заметок был студентом, молодой советский учёный Алексей Оловников выдвинул красивую гипотезу, объясняющую предел Хайфлика. Поволновав умы пылких студентов, гипотеза эта была забыта почти на двадцать лет, но в последние годы получила блестящее экспериментальное подтверждение. Мы знаем, что генетическая информация любого организма с помощью генетического кода записана, как на магнитофонных лентах, на одной или нескольких длинных молекулах ДНК – хромосомах. Каждая клетка организма содержит полный набор хромосом, удваивающихся при каждом клеточном делении. Оказалось, что молекулярная машина, удваивающая хромосомы (ДНК-полимераза) имеет особенность – при каждом удвоении она «пропускает» по небольшому кусочку в начале и в конце хромосомы. Т. о. дочерняя хромосома оказывается короче материнской. Чтобы важная генетическая информация не терялась при клеточных делениях, на обоих концах хромосом бессмысленный текст из коротких повторяющихся нуклеотидных последовательностей. Пока при каждом удвоении хромосома теряет кусочек этой абракадабры, клетка не страдает. Но когда потери начинают захватывать нужный генетический текст, клетка теряет способность обновлять свои биомолекулы и погибает. Т.о. предел Хайфлика – максимальное число делений, которое может совершить клетка до смерти, – определяется длиной бессмысленных участков на концах хромосом. Как же тогда существуют бессмертные, неограниченно делящиеся клетки? Оказалось, что в этих клетках существует специальный белок-фермент – концевая трансфераза, который «достраивает» бессмысленный текст на концах хромосом до прежней длины.
В многоклеточном организме этот фермент присутствует в клетках зародышевого пути, но отсутствует в соматических клетках. Интересно, что клетки зародышевого пути и соматические клетки, будучи клетками одного организма, имеют одни и те же гены, но в клетках зародышевого пути ген концевой трансферазы активен, а в соматических «выключен» и информация с него не считывается. При культивировании соматических клеток вне организма этот ген иногда спонтанно включается, и тогда клетки преодолевают предел Хайфлика и становятся бессмертными. Ген концевой трансферазы не включается при клонировании животных, когда ядро соматической клетки пересаживается в цитоплазму одноклеточного зародыша. В результате клонированная овечка Долли и её собратья дряхлеют, едва достигнув юности, и умирают. («С паршивой овцы хоть шерсти клок» – столь сомнительные нравственно эксперименты по клонированию ясно показали роль концевой трансферазы в процессе старения).
Почему же выключается ген концевой трансферазы в соматических клетках? Мы опять уже на молекулярном уровне приходим к тому, что смерть вносится в жизнь без всякой биологической необходимости или целесообразности. «Что же, – спросит читатель,– если удастся включить ген концевой трансферазы в соматических клетках, то мы добьёмся вечной молодости?» Так просто не добьёмся, потому что уже сегодня ясно, что механизм, основанный на концевой трансферазе, не единственный механизм старения и смерти. Тем не менее, если смерть не является биологически необходимой, то у неверующей науки возникает соблазн попытаться понять все её механизмы и «отключить» их. Можно не сомневаться, что скоро биология с медициной замахнутся на эту проблему, но что получится из этого замаха?..
Верующему человеку ясно, что бессмертие обретается только Божественным искуплением и человеческим покаянием. Может быть, загадка смерти всё же окажется не под силу человеческому уму, а может быть, люди раскроют тайну вечной молодости и скажут: «мир и безопасность» и тут «внезапу найдет на них пагуба». Не будем слишком увлекаться футурологическими размышлениями, ведь перед каждым из нас стоит насущная задача личного преодоления смерти подвигом крестоношения и делами благочестия. На этом пути Господь дарует победу каждому труждающемуся.
Язык науки и богословияКраткая биография отца Георгия
Источник: Гармония божественного творения : взаимоотношения науки и религии / протоиер. Георгий Нейфах. — Москва : Правило веры, 2013. – 398 с. ISBN 978-5-94759-159-0
Видео: Как сны о смерти и сексе толкуют сонники и наука
Психологи называют мир сновидений — параллельной реальностью, в которой также живет человек. Именно в ней проявляются все потайные мысли и желания. Более того, «бессознательное» состояние и образы в нем является отражением реальной сознательной жизни человека. Психолог юнгианского направления и арт-терапевт Сергей Антонов с научной точки зрения растолковал значение снов про смерть, выпадение зубов и волос, а также смысл эротических снов. Любопытно, как те же сюжеты объясняются в сонниках Ванги, Нострадамуса и других мистиков.
Научный подход
Психолог называет совершенно нормальным явлением, когда человеку в снах видится смерть собственная или близких ему людей, а также угроза жизни, погоня или преследование.
«В первую очередь, не нужно связывать это с реальной физической смертью, потому что сновидение, оно символично», — предупредил арт-терапевт.
По словам, Антонова смерть, как символ, может означать переход в другое состояние, «смерть» прежней идентичности, перемены в характере и судьбе человека. Такие перемены часто происходят на этапах взросления и так называемых «кризисах возраста», именно тогда людям часто видятся сны о смерти.
Выпадение зубов и волос во сне специалист связал с чувством беззащитности, которое человек испытывает в реальной жизни. В бессознательном состоянии, по его словам, зубы являются не только инструментом пережевывания пищи, но выполняют «защитную функцию», являются «оборонительным приспособлением».
«Чувство беззащитности может возникать при потере важных, значимых объектов и людей. Мы можем предчувствовать уход из жизни наших родных, и сновидение, оно по-своему это отображает», — пояснил Сергей Антонов.
Психолог юнгианского направления заявил, что существуют сны, которые могут говорить о ближайшем будущем, а также отображать реальные желания человека, например, эротические сновидения.
«Сны символичны, и не нужно их воспринимать как-то, что напрямую может произойти, но одна из их функций — это компенсация того, что мы недостаточно получили в жизни. Нам не хватает, например, секса, и нам снятся эротические сны», — отметил психолог.
Толкование по сонникам
Научный подход, по словам Сергея Антонова, разнится с «бытовым» толкованием сновидений по сонникам. Увидев во сне яркий образ, человек чаще всего обращается к книгам Ванги, Нострадамуса и других мистиков, чтобы найти объяснение своего сна.
Большинство сонников пророчат долголетие человеку, увидевшему во сне собственную смерть. Гибель близкого человека толкуют как утрату источника наслаждений, как предстоящий разлад в ваших с ним отношениях, и даже как реальную смерть родственника.
Выпадение зубов и волос может сниться к грустным известиям, череде неудач и большому горю. Нострадамус предрекал, что увидеть во сне пустую лунку от выпавшего зуба значит, что вы состаритесь раньше положенного, поскольку быстро будете терять жизненные силы.
По соннику Фрейда, секс во сне будет означать измену своему партнеру в реальной жизни. Другие книги предсказывают успехи в карьере и в развитии бизнеса, а также психологическое опустошение и депрессию.
Ранее 5-tv.ru рассказывал, почему снятся кошмары и как от них избавиться.
смерть | Определение, типы, значение, культура и факты
- Связанные темы:
- кома депассе
гибель клеток
трупное окоченение
перинатальная смертность
разложение
Посмотреть весь связанный контент →
смерть , полное прекращение жизненных процессов, которое со временем происходит во всех живых организмах. Состояние человеческой смерти всегда было окутано тайнами и суевериями, и его точное определение остается спорным, различаясь в зависимости от культуры и правовых систем.
Во второй половине 20-го века тема смерти стала необычайно популярной. До того времени, что, возможно, довольно удивительно, эта тема в значительной степени избегалась в серьезных научных и, в меньшей степени, в философских рассуждениях. В биологических исследованиях им пренебрегали, и, поскольку он не входил в компетенцию врачей, в медицинской практике он считался в значительной степени неуместным. Однако в наше время изучение смерти стало центральной темой всех этих и многих других дисциплин.
«Кажется, в наши дни умирает гораздо больше людей», — якобы сказала пожилая женщина, просматривая колонку некрологов в известной ежедневной газете. Это был не просто комментарий к задокументированному исчезновению когорты. Различные журналы теперь не только перечисляют погибших, но и описывают то, от чего они умерли, иногда довольно подробно. Они открыто обсуждают темы, которые меньше поколения назад считались слишком деликатными или личными. Телеинтервьюеры расспрашивают родственников умирающих или даже самих умирающих, а в фильмах убийства или казни изображаются с ужасающими и часто весьма точными подробностями. Смерть больше не является табу. Готовность населения подходить к этим вопросам и общее желание быть лучше информированными о них отражают изменение в культурных установках, возможно, не меньшее, чем то, которое сопровождало более открытое обсуждение секса после Первой мировой войны9. 0009
Танатология — изучение смерти — исследует такие разнообразные вопросы, как культурная антропология понятия души, погребальные обряды и практики ранних цивилизаций, расположение кладбищ в средние века и концептуальные трудности, связанные с определением смерти. у человека, чей мозг необратимо мертв, но чье дыхание и сердцебиение поддерживаются искусственными средствами. Он включает в себя биологическое исследование запрограммированной гибели клеток, понимание ухода за умирающими и создание информированного общественного мнения о том, как закон должен справляться с потоком проблем, порожденных технологиями интенсивной терапии. Юридические и медицинские затруднения, связанные с определением смерти и правом неизлечимо больных (или их семей) отказываться от продлевающего жизнь лечения, вынуждают врачей думать как юристы, юристов — как врачей, а тех и других — как философов. В его Historia Naturalis ( Natural History ), римский писатель Плиний Старший писал, что «человеческие суждения настолько неопределенны, что они не могут определить даже саму смерть». Проблема остается, но если люди сейчас не смогут дать какие-то ответы, то не из-за отсутствия попыток.
Есть ли жизнь после смерти?
Роберт Берчард, персонал NYAS
Во все времена и в разных культурах люди привыкли рассматривать смерть как конечную точку жизненного опыта. Однако достижения в области реанимации и медицины критических состояний поставили под сомнение предположения об окончательности смерти. Сэм Парния, директор отдела исследований легких, интенсивной терапии и медицины сна в Медицинском центре Лангоне при Нью-Йоркском университете, недавно рассказал Нью-Йоркской академии наук о своих научных исследованиях в области реанимации. Работа доктора Парниа проливает свет на то, что смерть — это не абсолют, а процесс, и что происходит, когда пациенты опыт смерть — своими словами делится выводами из своего исследования:
Что такое смерть?
Смерть наступает, когда сердце перестает биться. Мы называем это смертью по сердечно-легочным критериям, и именно так смерть определяется для более чем 95 процентов людей. У человека перестают дышать, и его мозг отключается, в результате чего прекращаются все жизненные процессы. Совсем недавно, с появлением современной медицины интенсивной терапии и способности искусственно поддерживать сердцебиение людей, такие врачи, как я, могут поддерживать сердцебиение пациента дольше.
Если у людей может быть необратимое повреждение мозга и смерть мозга, это приводит к ситуации, когда мозг умер, но сердце человека все еще бьется, поэтому по закону они объявляются мертвыми на основании необратимой смерти мозга или смерти от мозга. критерии смерти. Это происходит в небольшой доле случаев, когда людей объявляют мертвыми.
На протяжении тысячелетий смерть считалась необратимым событием и ничто не могло вернуть жизнь. За последнее десятилетие мы поняли, что только после смерти человека клетки внутри его тела, включая мозг, начинают свой собственный процесс смерти. Раньше мы думали, что у вас есть пять или 10 минут, прежде чем клетки мозга умрут из-за нехватки кислорода, но теперь мы знаем, что это неправильно.
У вас есть часы, если не дни, прежде чем мозг и другие органы тела будут необратимо повреждены после смерти. На самом деле это восстановление поступления кислорода и крови обратно в органы после остановки сердца человека, но затем его реанимация, что парадоксальным образом приводит к ускоренной гибели клеток. Итак, этот ускоренный процесс вторичного повреждения — это то, с чем нам сейчас нужно бороться в медицине.
Почему термин «околосмертный опыт» неточен?
Проблема с этим термином в том, что он не соответствует тому, что люди на самом деле испытывают. Оно неопределенно и неточно. Если я сказал, что «самолет попал в аварию», что это значит? Был ли у вас другой самолет в дюйме от другого самолета, или они были в миле от вас? Термин плохо определен, и он не принимает во внимание тот факт, что многие люди умерли биологически и вернулись.
«Если они причинили боль, они испытывают ту же боль, что и другой человек, даже если они не осознавали этого в то время.
На самом деле судят сами. Они внезапно осознают, почему их действия были хорошими или плохими, и многие утверждают, что видят последующие последствия своих действий».
— Сэм Парниа, доктор медицины, доктор философии
Что такое опыт смерти?
Я называю это «переживанием смерти», потому что так оно и есть. Люди сообщают об уникальном познавательном опыте в отношении смерти. У них может быть ощущение, что они видят свое тело и врачей и медсестер, пытающихся оживить их, но при этом чувствовать себя очень умиротворенно, наблюдая. Некоторые сообщают о осознании того, что они, возможно, действительно умерли.
Позже у них развивается восприятие или ощущение притяжения к цели. Во время опыта они просматривают свою жизнь от рождения до смерти, и, что интересно, этот обзор основан на их человечности.
Они не пересматривают свою жизнь, основываясь на том, к чему люди стремятся, например, карьере, продвижению по службе или прекрасному отпуску. Их точка зрения сосредоточена на их человечности. Они замечают случаи, когда им не хватало достоинства, они вели себя неподобающим образом по отношению к другим или, наоборот, действовали гуманно и по-доброму.
Они заново переживают и переживают эти моменты, но также, что очаровательно, что меня поражает, потому что я не могу толком объяснить это, так это то, что они также описывают эти переживания с точки зрения другого человека.
Если они причинили боль, они испытывают ту же боль, что и другой человек, даже если они не осознавали этого в то время. На самом деле судят сами. Они внезапно осознают, почему их действия были хорошими или плохими, и многие утверждают, что видят последующие последствия своих действий.
Как исследования остановки сердца влияют на дискуссию о природе сознания?
Традиционно исследователи предполагали, что разум или сознание — наше «я» — возникает в результате организованной мозговой деятельности. Однако никому еще не удавалось показать, как клетки мозга, производящие белки, могут генерировать нечто настолько отличное, то есть мысли или сознание. Интересно, что для объяснения этого никогда не предлагалось правдоподобного биологического механизма.
В последнее время некоторые исследователи начали поднимать вопрос о том, что, возможно, ваш разум, ваше сознание, ваша психика, то, что создает вас, не может быть произведено мозгом. Мозг может действовать скорее как посредник. Это не новая идея. Они утверждали, что у нас нет доказательств того, как клетки мозга или соединения клеток мозга могут создавать ваши мысли, разум или сознание.
Тот факт, что люди, кажется, имеют полное сознание, с четкими, хорошо структурированными мыслительными процессами и сформированной памятью в то время, когда их мозг сильно дисфункционален или даже нефункционален, вызывает недоумение и парадокс.
Я согласен, что это повышает вероятность того, что сущность, которую мы называем разумом или сознанием, не может быть произведена мозгом. Вполне возможно, что существует еще один слой реальности, который мы еще не открыли, который существенно выходит за пределы того, что мы знаем о мозге, и который определяет нашу реальность.