Великие деятели нашей отечественной науки всегда: 1)Великие деятели нашей отечественной науки всегда обращали свои труды на благо народа. 2)Служение Родине, страстное…

известные люди, деятели культуры на войне.

Публикации раздела Образование

В Великой Отечественной войне участвовали многие деятели культуры: режиссеры, писатели, скульпторы, композиторы. «Культура.РФ» вспоминает тех, к чьим фронтовым историям не так часто обращаются в прессе.

Эрнст Неизвестный

Эрнст Неизвестный. Фотография: meduza.io

Эрнст Неизвестный. Фотография: regnum.ru

Эрнст Неизвестный. Фотография: rtr-vesti.ru

Один из самых известных советских скульпторов Эрнст Неизвестный воевал младшим лейтенантом на 4-м Украинском фронте в составе воздушно-десантных войск. Он участвовал во многих боевых операциях, в том числе в штурме Будапешта.

Всего за пару недель до конца войны Неизвестный был тяжело ранен в Австрии: «Я был ранен очень тяжело, разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, три межпозвоночных диска, порвала плевру. Я только много позже узнал, что я почти Рэмбо, потому что убил двенадцать фашистов. И это был рукопашный бой, лицом к лицу в окопах. Ну и, естественно, я начал умирать. Пока меня везли, немцы вовсю бомбили, мне еще досталось взрывной волной, добавилась контузия. Так что в конце концов я весь был закован в гипс, абсолютно невменяем. И в какой-то момент меня сочли мертвым и отнесли в подвал. Однажды санитары, молодые мальчишки, потащили меня. А тяжело же, они меня неловко сбросили — что с мертвым считаться?! И тут с гипсом что-то произошло, сдвинулось, я заорал. Меня и реанимировали…»

Эрнст Неизвестный был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Евгений Вучетич

Фидель Кастро и Евгений Вучетич, Мамаев курган. Фотография: v1.ru

Мамаев курган. Фотография: mkrf.ru

Евгений Вучетич. Фотография: stoletie.ru

Автор легендарного монумента памяти Великой Отечественной войны «Родина-мать» Евгений Вучетич с первых дней войны ушел добровольцем на фронт. Первое время он служил рядовым солдатом-пулеметчиком, но уже через год получил звание капитана. «Во время одного из наших наступлений, — вспоминал Вучетич, — между мной и бегущим впереди молодым лейтенантом упала мина. В нескольких местах ее осколки пробили мою шинель. Обошлось. А лейтенант упал. Поравнявшись с ним, я обернулся, буквально на мгновение, но побежал дальше: наступление продолжалось… »

В 1942 году во время штурма Любани Вучетич был контужен и долгие месяцы провел в госпитале. Как только он снова начал ходить и смог восстановить речь, он был зачислен военным художником в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. После войны Евгений Вучетич был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В творчестве скульптора военный опыт стал определяющим. Вучетич говорил: «Ты думаешь, мне не хочется изваять обнаженную женщину, полюбоваться красотой тела? Хочется! Но я не могу, не имею права. Я должен в каждой вещи своей нести идею, быть солдатом».

Михаил Аникушин

Михаил Аникушин. Фотография: gup.ru

Михаил Аникушин. Фотография: kudago.com

Михаил Аникушин. Фотография: nuz.uz

С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Аникушин, автор памятника Пушкину на площади Искусств в Петербурге, воевал в ополчении. Долгое время он участвовал в обороне Ленинграда, а в свободные от боя минуты писал этюды, лепил фигурки бойцов.

Читайте также:

  • Музеи Великой Отечественной войны
  • Памятники подполковника Вучетича
  • Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Один случай особенно врезался в память Аникушину: «Зимой сорок второго — сорок третьего годов по каким-то неотложным фронтовым делам я оказался в городе. На площади у Технологического института увидел небольшую группу бойцов в белых маскировочных халатах. Вооруженные автоматами, очевидно разведчики, они направлялись на передовую. Внезапно из ближайшей парадной выбежала девочка лет четырнадцати — худенькая, в наспех накинутом на плечи шерстяном платке — и, что-то крикнув, бросилась к одному из солдат. Он шагнул к ней, порывисто обнял, поцеловал. Бойцы остановились, выжидая. Кто он был, солдат, этой девочки отец, брат? Не знаю. Всего несколько мгновений длилась эта сцена. Потом разведчики двинулись дальше, а девочка скрылась в парадной. До сих пор необычно осязаемо вижу всю эту картину».

9 мая 1945 года война для Аникушина не закончилась: его отправили на Забайкальский фронт участвовать в войне с Японией. После окончания Второй мировой войны Михаил Аникушин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».

Андрей Эшпай

Андрей Эшпай. Фотография: mega-stars.ru

Андрей Эшпай. Фотография: 24today.net

Андрей Эшпай. Фотография: vmiremusiki.ru

Когда началась война, будущий известный композитор Андрей Эшпай был совсем юн. В свои шестнадцать лет он так сильно мечтал попасть на фронт, что прошел пешком до летной части 30 километров по 30-градусному морозу, чтобы записаться в добровольцы. Однако тогда Эшпаю отказали, и на войну он попал только в конце 1944 года, когда окончил Оренбургское пулеметное училище.

Окончил Эшпай и курсы военных переводчиков, что помогло ему при допросе пленных выяснить множество фашистских огневых точек. За этот вклад в будущую победу он был награжден орденом Красной Звезды. Среди многих медалей композитора — «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы».

Вот как Эшпай вспоминал о военных событиях спустя годы после Дня Победы: «Я всегда с осторожностью говорю о войне. Все герои в земле сырой — война унесла лучших. Это запах гари. Гарь, гарь, гарь от Москвы до Берлина. Среди дыма и огня дружба бойцов — совершенно особое чувство, я хорошо это понял там, под Берлином. Само понятие «я» как-то исчезает, остаётся только «мы». У меня были два любимых друга, храбрейшие из храбрейших — Володя Никитский из Архангельска, Гена Новиков из Ташкента. Мы были неразлучны, не раз выручали друг друга. Оба они прошли всю войну и оба погибли в боях за Берлин, в последние часы войны. О войне нельзя говорить словами. Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война…»

Николай Уллас

Стадион имени В. И. Ленина в Лужниках. Фотография: booksite.ru

Николай Уллас. Фотография: smolnarod.ru

Обелиск на месте смерти Юрия Гагарина. Фотография: rodinagagarina.ru

В историю архитектуры Николай Уллас вошел как автор Центрального стадиона в Лужниках и обелиска на месте смерти Юрия Гагарина. Он многое сделал и для развития градостроения — разработал генплан Юго-Западных территорий Москвы, план застройки нескольких столичных районов. Николай Уллас прошел всю войну в составе Юго-Западного фронта. Он участвовал в боях за освобождение Северного Кавказа, Украины, Югославии, Венгрии и Австрии.

Вот как он вспоминал свои последние военные дни: «В декабре 1944 года мы вышли к столице Венгрии. Пешт был занят войсками 2-го Украинского фронта, а Буду, стоящую на холмах, должны были взять мы. Тяжелые уличные бои шли около трех месяцев. Мне, как начальнику инженерной службы, приходилось собирать саперные подразделения из разных полков и с ними наступать…»

После окончания войны Уллас был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда».

Автор: Лидия Утёмова

Теги:

ПерсоныВойнаИсторияПубликации раздела Образование

События в Дирекции императорских театров

Театр и Музей — казалось бы две вещи мало совместимые. Театр — живой организм, импульсивный, всегда неожиданный, сиюминутный и многообразный и Музей — статичный, с застывшими неподвижными формами. Как соединить их? Как найти такие художественные приемы, которые помогли бы нашему воображению перенестись в прошедшие эпохи? Как сделать так, чтобы музей не был «самым скучным местом на земле»?
Одним из ответов на эти непростые вопросы может быть непосредственная связь Театра и Музея: организация и проведение спектаклей и концертов, творческих встреч с театральными деятелями. Вдохнуть жизнь в музейную статику, превратить музей в продолжение театральных подмостков, дать возможность творцам поговорить со зрителем. Благодаря теплой неформальной обстановке Театрального музея на пл. Островского, у зрителей есть редкая возможность заглянуть в творческую лабораторию своих любимых актеров и режиссеров.
На встречах в музее были Г. А. Товстоногов и Ю. П. Любимов, О. Н. Ефремов и П. Н. Фоменко, А. Б. Фрейндлих и О. В. Басилашвили, Г. П. Вишневская и М. М. Плисецкая, Н. М. Цискаридзе, У. В. Лопаткина и многие другие выдающиеся деятели нашего театра.

Ульяна Лопаткина в бал. П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Фотограф: Аловерт Н.Н.

 

Само помещение Дирекции Императорских театров, в котором располагается музей, предопределяло неразрывную связь с театром. Не будет большим преувеличением сказать, что мало найдется актеров, драматургов, режиссеров, художников, творивших на императорской сцене с 1840 по 1917 год, кто не бывал в Дирекции Императорских театров и чьи судьбы здесь не решались.
Вот некоторые эпизоды из того, что видели эти стены.
На верхнем этаже Дирекции находилось помещение, которое в разные годы использовалось для различных целей: под гостиницу, мастерские художников и т. д. Сейчас здесь экспозиция «Волшебный мир театра».
В 1862 году в этом помещении жил великий Джузеппе Верди. По заказу Директора императорских театров А. И. Сабурова Верди пишет оперу «Сила судьбы» для постоянно работающей в Петербурге итальянской труппы. 11 ноября он приезжает на премьеру своей оперы. В музее сохранилась фотография композитора, закутанного в тяжелую шубу. В письме домой он пишет о страшных холодах и подчеркивает доброту Директора, который не жалеет дров. Но не Сабурову достались слова благодарности, а новому назначенному директору графу А. Борху.

Джузеппе Верди в С.-Петербурге, 1862

 

Князь С. М. Волконский, занимавший пост директора с 1899 по 1901 год, пригласил на гастроли великого трагика Томмазо Сальвини, который играл в Петербурге свою коронную роль Отелло. «В течение нескольких вечеров в Александринском театре веяло высоким духом высокой трагедии» — вспоминал Волконский, и далее: «Он жил у меня» [ 1]. В честь Сальвини директор устраивает у себя в квартире прием, на котором присутствовали известные деятели театра. М. Ф. Кшесинская писала в своих воспоминаниях:
«В первую зиму своего директорства князь Волконский устроил в феврале 1900 года в своей роскошной казенной квартире блестящий прием в честь знаменитого итальянского актера Томмазо Сальвини. На свой прием в честь Сальвини он пригласил и некоторых первых артистов драмы, оперы и балета императорских театров, в том числе и меня. Вечер посетили некоторые члены Императорской фамилии. Прошел он очень удачно, и о нем много говорили» [2].
Последний директор императорских театров В. А. Теляковский в «Дневниках» и в «Воспоминаниях» неоднократно писал о том, как Ф. И. Шаляпин с К. А. Коровиным, у которого была этажом выше мастерская, засиживались у него до 3-4-х часов ночи и об огромном удовольствии, которое им доставлял великий певец импровизированными домашними концертами.
Музей с первых же лет своего существования окружил себя выдающимися деятелями искусства и науки, да и сами сотрудники были незаурядными личностями. Один из основателей музея, Л.  И. Жевержеев, уже в 1918 году организовал первый цикл лекций по истории театра, которые читали В. Э. Мейерхольд, режиссер, критик В. Н. Соловьев, юрист А. Ф. Кони, драматург, П. П. Гнедич, балетмейстер Ф. В. Лопухов. В концертах принимали участие многие знаменитости, а также молодежь, которой еще предстояло подняться на театральный Олимп. Так, Д. Д. Шостакович впервые исполнил Первую фортепианную сонату, Маяковский по просьбе Жевержеева написал к празднованию 10-летия Октября произведение, семь глав из которого прочел в музее, впоследствии оно был названо поэмой «Хорошо!».
Рассмотрим программку одного концерта, состоявшегося в музее 1 июня 1924 года. Е. П. Корчагина-Александровская прочла рассказ А. Аверченко «Старухи», затем обладатель великолепного баса В. С. Шаронов исполнил песнь Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, с мелодекламацией выступили артисты Академического театра драмы Е. И. Тиме, М. А. Ведринская, Е. П. Студенцов, звучала и виолончель замечательного музыканта Е.  В. Вольф-Израэля.
О трех участниках этого концерта хотелось бы сказать отдельно.
В программке значится: «Артист Леонид Осипович Утесов исполнит рассказы Зощенко». Молодой Л. О. Утесов поражал всех своим темпераментом и удивительной разносторонностью дарования. На афишах того времени можно прочесть, что в «Палас-театре» состоится «Показательный синтетический вечер-спектакль Л. О. Утесова. От трагедии до трапеции Утесов показывает все…». В «Свободном театре» он исполняет главную роль в спектакле, поставленном Н. В. Петровым «От Парижа до… Лиговки». Афиша Театра музыкальной комедии гласит: «Экстраординарный вечер. “Мужчина и женщина”. Л. О. Утесов “Танго на канате”».
В своей книге «Спасибо, сердце!» артист пишет: «Я с благодарностью вспоминаю это время, особенно потому, что в двадцать втором году я начал читать рассказы Зощенко» [3]. В его репертуаре были рассказы «Аристократка», «Беда», в Театре Сатиры он играл в пьесе М. М. Зощенко «Уважаемый товарищ». Увлеченный творчеством писателя, Утесов включил исполнение его рассказов в музейный концерт.
Интересно, что на афишах тех лет рядом с именем Утесова стоит имя Т. Жевержеевой. Дочь Левкия Ивановича Жевержеева, Тамара, танцовщица, вместе со своим мужем Георгием Баланчивадзе выступала в эстрадных концертах и представлениях. Молодая пара с большим почтением относилась к деятельности Музея, и Жевержеева особенно.
Завершал концерт Михаил Александрович Чехов.

 Михаил Чехов. Фотограф Булла В. К., 1910-е

 

7 мая 1924 года Первая студия Московского художественного театра, в которой играл и которой начал руководить с этого года Чехов, приехала на гастроли в Ленинград. В день концерта в музее он играл Мальволио в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира. После спектакля он успел выступить в 3-ем отделении и прочитать рассказы А. П. Чехова. Почему он не отказался от выступления в музее? Хочется думать, что таково было отношение к музею в творческой и театральной среде. Руководители, сотрудники, друзья музея образовали такой высокий духовный, интеллектуальный градус существования музея, который как магнитом притягивал к себе все талантливое.
Последняя строчка программки: «У рояля В. А. Дранишников». Выпускник Придворной певческой капеллы, закончивший Петроградскую консерваторию по классам фортепиано, композиции и дирижирования, этот блестящий музыкант всего через год после памятного концерта будет назначен главным дирижером Академического театра оперы и балета (б. Мариинского) и с его именем будет связан творческий взлет театра.
Вот о чем поведала нам старая программка одного музейного концерта…
12 декабря 1928 года началось содружество Музея и Консерватории, продолжающееся до сих пор. В первом концерте, посвященном П. И. Чайковскому, выступали солисты Академического театра оперы и балета знаменитый Н. К. Печковский и Н. А. Большаков, исполнившие арии из опер и романсы композитора. Профессор Консерватории Н. А. Большаков привел свою ученицу, студентку 3 курса И. М. Витлин, обладательницу редкого голоса контральто, которая исполнила 2 арии Иоанны из оперы «Орлеанская дева» и романс «Страшная минута».
Автору этих строк обнаружить запись в Архиве музея о выступлении студентки Витлин было и радостным, и волнующим моментом. Пройдет много лет и моя мама, заслуженная артистка РСФСР, солистка Мариинского театра, И. М. Витлин приведет меня работать в музей.
Творческая дружба с Консерваторией продолжается весьма успешно. За эти годы на музейную сцену выходили студенты: О. Бородина, С. Ялышева, А. Нетребко, Д. Штода, В. Стенькина, Ю. Ившин, З. Булычева и многие другие, ставшие звездами мировой оперной сцены.
К величайшему огорчению, на многие годы прерывается организация и проведение концертов и встреч со зрителями. На это были вполне объективные причины. Музей выселяли из его помещения, в течение нескольких лет он был закрыт и ютился в небольшом хранилище, затем годы войны. За 900 дней ленинградской блокады все сотрудники музея умерли. На своем рабочем месте скончались директор П. Н. Шеффер, его заместитель Л. И. Жевержеев, главный хранитель А. С. Нотгафт, подлинные сподвижники музейного дела… Светлая им память!
В 50-е годы в музей поступила на работу группа молодых театроведов, энтузиастов, жаждавших найти новые формы работы. Это были Е. С. Долгиновер, Г. З. Мордисон, И. А. Тури. Началась работа над новой экспозицией музея, создать которую помогал театровед И. И. Шнейдерман, читавший сотрудникам лекции о В. Э. Мейерхольде, А. Я. Таирове, К. А. Марджанове, Н. Н. Евреинове, чьи имена в то время были запрещены даже к упоминанию.
В это же время возник жанр лекций-концертов звукозаписи, продолжавшийся на протяжении более 30 лет. Первый концерт звукозаписи, состоявшийся в 1956 году, был посвящен искусству Федора Ивановича Шаляпина. Этот концерт стал событием в культурной жизни Ленинграда, ибо имя Шаляпина после его отъезда в 1922 году было запретным. Ажиотаж вокруг концерта был колоссальный, очередь стояла вокруг Екатерининского сада. Музей сразу же повторил концерт. Так родилась новая, чрезвычайно важная и востребованная форма музейной работы — лекции-концерты звукозаписи, посвященные творчеству величайших артистов мира, выдающимся постановкам и другим событиям в мировом театральном процессе.
Концерты звукозаписи сейчас не проводятся, их заменил видеолекторий. Уникальные программы, которые ведет научный сотрудник Л. Г. Мочалова, хорошо известны в городе.

На нашей сцене состоялись выступления, ставшие заметными событиями театральной жизни. Это и первое выступление Валерия Агафонова на профессиональной сцене и премьеры моноспектаклей Игоря Ларина, блистательные концерты Юрия Томошевского, моноспектакли Е. Сафоновой, В. Козлова, первые программы бардовской песни Т. Алешиной, Е. Фроловой, Н. Якимова. Актер театра и кино Олег Пальмов создал по просьбе музея моноспектакль «Гений антракта», посвященный актеру-рассказчику и собирателю театральных реликвий И. Ф. Горбунову. Следующей его работой стал прекрасный спектакль «Вагон для перевозки свежих устриц» о А. П. Чехове. Петербургский композитор Тимур Коган в музее показал премьеры мюзиклов «Медведь» и «Предложение». Либретто и стихи Леонида Тучинского.
По нашей инициативе в музее был создан уникальный спектакль «Немая сцена». 175-летие со дня рождения Н. В. Гоголя музей хотел отметить показом сцен из «Ревизора». Музей обратился к разным ленинградским артистам с просьбой выступить в музее. Все согласились, но потом, узнав, что эта работа музеем не может быть оплачена, отказались. Остались два бессребреника: режиссер В. Б. Шабалина и актер С. С. Дрейден. «Ревизор» был давней мечтой актера. Н. П. Акимов, в Театре Комедии когда-то хотел ставить «Ревизора» с Дрейденом в роли Хлестакова. К сожалению, замысел остался неосуществленным. Как одному актеру сыграть всю пьесу? Актером и режиссером был найден очень интересный ход. Спектакль назывался «Немая сцена» и строился на импровизации. Благодаря блестящему таланту С. Дрейдена возник поразительный, ни на какой другой не похожий спектакль. Гоголевские персонажи были так узнаваемы, так выразительны! Спектакль имел грандиозный успех, о нем много писали, он стал лауреатом нескольких театральных фестивалей.

Алексей Девотченко в спектакле «Концерт Саши Черного для фортепиано с оркестром», 1990.

 

А. В. Девотченко с режиссером Г. М. Козловым создали замечательный спектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом», который не могли нигде показать, так как везде требовали заплатить аренду. По нашему приглашению этот спектакль с огромным успехом много раз показывали в музее.
В новом качестве выступила выдающийся дизайнер Татьяна Парфенова. Две ее повести: «Пола Нельсон» и «Лютики для Себастьяна» прочитали артисты Арина Лыкова и Михаил Черняк.
В жизни музея история и сегодняшний день неразрывно связаны. И, как когда-то в Дирекцию Императорских театров приходили выдающиеся театральные деятели, так и сегодня музей не порывает связи с живым театром. В рамках созданного Клуба любителей балета на встречу со зрителями приходят звезды отечественной хореографии: Д. Г. Вишнева, Ю. В. Махалина, Н. М. Цискаридзе, А. А. Меркурьев, Е. В. Образцова, Д. Матвиенко, У. В. Лопаткина, Н. Осипова, О. Смирнова, С. Вихорев, Начо Дуато и другие. Родилась интересная традиция. После встречи артисты дарят музею свои балетные туфельки, пополняя богатейшую музейную коллекцию, в которой есть туфельки Марии Тальони, Фанни Эльслер, Анны Павловой и других величайших артистов мира.
Сейчас бразды правления культурно-массовыми программами на пл. Островского переданы молодому сотруднику Анне Ласкиной, переполненной новыми идеями и творческим энтузиазмом. За последние годы она очень успешно организовала и провела фестивали «3десь и сейчас», «Весь день — театр», превосходно проходили «Ночи музеев». Спектакли и творческие встречи с режиссерами С. Я. Спиваком, Г. Тростянецким, Г. М. Козловым, художником Э. С. Кочергиным привлекли большое внимание любителей театра. Фестиваль «Дни Соломона Михоэлса и Алексея Грановского в Театральном музее»: лекции, выставка, просмотр фильма «Еврейское счастье» 1925 года, театральный вечер К. Учителя «Играем Гольдфадена» с участием петербургских актеров. В музее прошли детские абонементы «Магия театра» (совместно с театром «Зазеркалье») и «Азбука театра» (совместно с БТК). Были организованы гастроли московских студентов, учеников В. Мирзоева со спектаклем «Павел I». В 2019 году появился первый музейный аудиоспектакль «Портрет» об одном из основателей музея Л. И. Жевержееве.
Музей живет плодотворной, насыщенной яркими событиями жизнью.
Он был и остается одним из культурных центров нашего города. Сегодня наши сотрудники всеми силами стараются не расплескать ту великую духовность, которую вдохнули в музей наши предшественники, считая своим святым долгом сохранять и продолжать великие традиции музейного дела.

[ 1] Волконский С. М. Мои воспоминания. Т. 1. Лавры. М.: Искусство, 1992. С. 43.

[2] Кшесинская М. Ф. Воспоминания. М.: Артист. Режиссер. Театр., 1992. С. 71.

[3] Утесов Л. О. Спасибо, сердце! М.: ВТО, 1976. С. 190.

Автор: Наталия Вайнберг, научный сотрудник СПбГМТиМИ, Заслуженный работник культуры

Мы используем сookie

Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробнее.

Инаугурационная речь президента Джозефа Р. Байдена-младшего

Капитолий Соединенных Штатов

11:52 EST

ПРЕЗИДЕНТ: главный судья Робертс, вице-президент Харрис, спикер Пелоси, лидер Шумер, лидер Макконнелл, вице-президент Пенс , уважаемые гости и мои соотечественники-американцы.

Это день Америки.

Сегодня день демократии.

День истории и надежды.

Обновление и решимость.

Через горнило веков Америка прошла новое испытание, и Америка приняла вызов.

Сегодня мы празднуем торжество не кандидата, а дела, дела демократии.

Воля народа услышана и воля народа услышана.

Мы снова узнали, что демократия бесценна.

Демократия хрупка.

И в этот час, друзья мои, демократия восторжествовала.

Итак, теперь, на этой священной земле, где всего несколько дней назад насилие пыталось поколебать само основание этого Капитолия, мы собрались вместе, как одна нация, под Богом, неделимая, чтобы осуществить мирную передачу власти, как мы это делали более двух столетий. .

Мы смотрим вперед в своем уникальном американском стиле — беспокойном, смелом, оптимистичном — и устремляем свой взор на нацию, которой, как мы знаем, мы можем и должны быть.

Я благодарю своих предшественников с обеих сторон за их присутствие здесь.

Благодарю их от всего сердца.

Вы знаете устойчивость нашей Конституции и силу нашей нации.

Как и президент Картер, с которым я разговаривал прошлой ночью, но который не может быть с нами сегодня, но которого мы приветствуем за его пожизненное служение.

Я только что принес священную клятву, которую дал каждый из этих патриотов — клятву, которую впервые дал Джордж Вашингтон.

Но американская история зависит не от кого-то из нас, не от некоторых из нас, а от всех нас.

О «Мы, люди», стремящиеся к более совершенному Союзу.

Это великая нация и мы хорошие люди.

За столетия сквозь бури и раздоры, в мире и на войне мы прошли так далеко. Но нам еще далеко идти.

Мы будем продвигаться вперед со скоростью и безотлагательностью, потому что нам предстоит многое сделать этой зимой опасностей и возможностей.

Много ремонтировать.

Многое нужно восстановить.

Много лечить.

Многое предстоит построить.

И многое получить.

Немногие периоды в истории нашей страны были более сложными или трудными, чем тот, в котором мы находимся сейчас.

Вирус, который случается раз в столетие, незаметно бродит по стране.

За один год погибло столько же жизней, сколько Америка потеряла за всю Вторую мировую войну.

Миллионы рабочих мест потеряны.

Сотни тысяч предприятий закрылись.

Нас волнует призыв к расовой справедливости, назревавший около 400 лет. Мечта о справедливости для всех больше не будет откладываться.

Крик о выживании исходит от самой планеты. Крик, который не может быть более отчаянным или более ясным.

А теперь рост политического экстремизма, превосходства белой расы, внутреннего терроризма, которому мы должны противостоять и победить.

Чтобы преодолеть эти трудности — восстановить душу и обеспечить будущее Америки — нужно больше, чем просто слова.

Для этого требуется самая неуловимая вещь в демократии:

Единство.

Единство.

В другом январе в Вашингтоне, в день Нового 1863 года, Авраам Линкольн подписал Прокламацию об освобождении.

Когда он взялся за перо, президент сказал: «Если мое имя когда-нибудь войдет в историю, то только за этот поступок, и в нем вся моя душа».

В нем вся моя душа.

Сегодня, в этот январский день, вся моя душа в этом:

Объединить Америку.

Объединяем наш народ.

И объединение нашей нации.

Я прошу каждого американца присоединиться ко мне в этом деле.

Объединяемся для борьбы с общими врагами, с которыми мы сталкиваемся:

Гнев, обида, ненависть.

Экстремизм, беззаконие, насилие.

Болезни, безработица, безысходность.

С единством мы можем делать великие дела. Важные вещи.

Мы можем исправить ошибки.

Мы можем устроить людей на хорошую работу.

Мы можем обучать наших детей в безопасных школах.

Мы можем победить этот смертельный вирус.

Мы можем вознаграждать труд, восстановить средний класс и сделать здравоохранение
безопасным для всех.

Мы можем восстановить расовую справедливость.

Мы можем снова сделать Америку ведущей силой добра в мире.

Я знаю, разговоры о единстве кому-то могут показаться глупой фантазией.

Я знаю, что силы, которые нас разделяют, глубоки и реальны.

Но я также знаю, что они не новы.

Наша история была постоянной борьбой между американским идеалом, что мы все созданы равными, и суровой, уродливой реальностью, что расизм, нативизм, страх и демонизация давно разлучили нас.

Вечная битва.

Победа никогда не гарантирована.

Несмотря на гражданскую войну, Великую депрессию, мировую войну, 11 сентября, борьбу, жертвы и неудачи, наши «лучшие ангелы» всегда побеждали.

В каждый из этих моментов достаточное количество из нас собралось вместе, чтобы нести вперед всех нас.

И мы можем сделать это сейчас.

История, вера и разум указывают путь, путь единства.

Мы можем видеть друг в друге не противников, а соседей.

Мы можем относиться друг к другу с достоинством и уважением.

Мы можем объединить усилия, перестать кричать и снизить температуру.

Ибо без единства нет мира, только горечь и ярость.

Никакого прогресса, только изматывающее возмущение.

Никакой нации, только состояние хаоса.

Это наш исторический момент кризиса и вызова, и единство — это путь вперед.

И мы должны встретить этот момент как Соединенные Штаты Америки.

Если мы это сделаем, я гарантирую вам, что мы не потерпим поражения.

Мы никогда, никогда, никогда не терпели неудачу в Америке, когда действовали вместе.

Итак, сегодня, в это время и в этом месте, давайте начнем заново.

Все мы.

Давайте послушаем друг друга.

Услышьте друг друга.
Увидеть друг друга.

Проявляйте уважение друг к другу.

Политика не должна быть бушующим огнем, уничтожающим все на своем пути.

Каждое разногласие не должно быть причиной тотальной войны.

И мы должны отвергнуть культуру, в которой сами факты манипулируются и даже производятся.

Дорогие американцы, мы должны отличаться от этого.

Америка должна быть лучше этого.

И я считаю, что Америка лучше, чем это.

Просто осмотритесь.

Мы стоим в тени купола Капитолия, который был построен в разгар Гражданской войны, когда сам Союз был на волоске.

Но мы выстояли и победили.

Мы стоим и смотрим на большой торговый центр, где доктор Кинг рассказал о своей мечте.

Мы стоим там, где 108 лет назад на очередной инаугурации тысячи демонстрантов пытались помешать смелым женщинам пройти марш за право голоса.

Сегодня мы отмечаем приведение к присяге первой женщины в американской истории, избранной на национальный пост – вице-президента Камалы Харрис.

Не говори мне, что ничего нельзя изменить.

Здесь мы стоим через Потомак от Арлингтонского национального кладбища, где герои, отдавшие последнюю полную меру преданности, покоятся в вечном покое.

И вот мы стоим, всего через несколько дней после того, как бунтующая толпа решила, что они могут использовать насилие, чтобы заставить замолчать волю народа, остановить работу нашей демократии и изгнать нас с этой священной земли.

Этого не произошло.

Этого никогда не случится.

Не сегодня.

Не завтра.

Никогда.

Всем тем, кто поддержал нашу кампанию. Я унижен вашей верой в нас.

Всем тем, кто нас не поддержал, позвольте мне сказать следующее: выслушайте меня, пока мы движемся вперед. Измерь меня и мое сердце.

И если вы все еще не согласны, пусть будет так.

Это демократия. Это Америка. Право на мирное инакомыслие в рамках ограждений нашей Республики, возможно, является величайшей силой нашей нации.

Но послушайте меня ясно: разногласия не должны вести к разобщению.

И я обещаю вам: я буду президентом для всех американцев.

Я буду бороться за тех, кто меня не поддержал, так же сильно, как и за тех, кто меня поддержал.

Много веков назад святой Августин, святой моей церкви, писал, что народ — это множество, определяемое общими объектами их любви.

Какие общие предметы, которые мы любим, определяют нас как американцев?

Кажется, я знаю.

Возможность.

Безопасность.

Свобода.

Достоинство.

Уваж.

Честь.

И, да, правда.

Последние недели и месяцы преподали нам болезненный урок.

Есть правда и есть ложь.

Ложь ради власти и прибыли.

И у каждого из нас есть долг и ответственность, как граждан, как американцев, и особенно как лидеров — лидеров, которые обязались соблюдать нашу Конституцию и защищать нашу нацию — защищать правду и побеждать ложь.

Я понимаю, что многие американцы смотрят в будущее со страхом и трепетом.

Я понимаю, что они беспокоятся о своей работе, заботе о своих семьях, о том, что будет дальше.

Я понял.

Но ответ не в том, чтобы замыкаться в себе, отступать к конкурирующим фракциям, не доверять тем, кто не похож на вас, или поклоняется так же, как вы, или не получает новости из тех же источников, что и вы.

Мы должны положить конец этой негражданской войне, в которой красные противопоставляются синим, сельские жители и города, консерваторы и либералы.

Мы сможем это сделать, если откроем душу, а не ожесточим сердце.

Если мы проявим немного терпимости и смирения.

Если мы готовы хоть на мгновение встать на место другого человека.
Потому что в жизни есть одна вещь: Неизвестно, что судьба тебе уготовит.

Бывают дни, когда нам нужна помощь.

Бывают и другие дни, когда нас просят одолжить.

Вот как мы должны быть друг с другом.

И, если мы будем такими, наша страна будет сильнее, благополучнее, более подготовленной к будущему.

Дорогие американцы, в предстоящей нам работе мы будем нужны друг другу.

Нам понадобятся все наши силы, чтобы пережить эту темную зиму.

Мы вступаем в самый сложный и смертоносный период распространения вируса.

Мы должны отложить в сторону политику и, наконец, противостоять этой пандемии как одна нация.

Я обещаю вам следующее: как сказано в Библии, ночью водворяется плач, а на утро радость.

Мы справимся с этим вместе

Сегодня весь мир наблюдает.

Итак, вот мое послание тем, кто находится за пределами наших границ: Америка прошла испытание, и мы вышли из него сильнее.

Мы восстановим наши союзы и снова вступим в контакт с миром.

Не вчерашние вызовы, а сегодняшние и завтрашние.

Мы будем руководить не просто примером нашей силы, но силой нашего примера.

Мы будем сильным и надежным партнером во имя мира, прогресса и безопасности.

Мы столько всего пережили в этой стране.

И в своем первом действии в качестве Президента я хотел бы попросить вас присоединиться ко мне в минуту молчаливой молитвы, чтобы вспомнить всех тех, кого мы потеряли в прошлом году из-за пандемии.

Тем 400 000 соотечественников-американцев – матерям и отцам, мужьям и женам, сыновьям и дочерям, друзьям, соседям и коллегам.

Мы почтим их, став людьми и нацией, которой, как мы знаем, мы можем и должны быть.

Помолимся про себя за тех, кто погиб, за тех, кого они оставили, и за нашу страну.

Аминь.

Это время испытаний.

Мы сталкиваемся с атакой на демократию и правду.

Бушующий вирус.

Растущее неравенство.

Жало системного расизма.

Климат в кризисе.

Роль Америки в мире.

Любого из них было бы достаточно, чтобы бросить нам серьезный вызов.

Но дело в том, что мы сталкиваемся с ними одновременно, возлагая на эту нацию тяжелейшую ответственность.

Теперь мы должны подойти.

Все мы.

Настало время для смелости, так много дел.

И это несомненно.

Нас, вас и меня, будут судить за то, как мы разрешаем каскадные кризисы нашей эпохи.

Будем ли мы на высоте?

Справимся ли мы с этим редким и трудным часом?

Выполним ли мы свои обязательства и создадим новый и лучший мир для наших детей?

Я считаю, что мы должны, и я верю, что мы это сделаем.

И когда мы это сделаем, мы напишем следующую главу в американской истории.

Эта история может звучать как песня, которая много для меня значит.

Он называется «Гимн Америки», и в нем мне особенно запомнился один стих:

«Работа и молитвы
веков привели нас к этому дню
Каким будет наше наследие?
Что скажут наши дети?…
Дай мне знать в моем сердце
Когда мои дни пройдут
Америка
Америка
Я отдал тебе все, что мог».

Давайте добавим нашу собственную работу и молитвы к разворачивающейся истории нашей нации.

Если мы сделаем это, то, когда наши дни закончатся, наши дети и дети наших детей скажут о нас, что они старались изо всех сил.

Они выполнили свой долг.

Они залечили разбитую землю.
Дорогие американцы, я завершаю сегодня то, с чего начал, священной клятвой.

Перед Богом и всеми вами даю слово.

Я всегда буду с тобой на одном уровне.

Я буду защищать Конституцию.

Я буду защищать нашу демократию.

Я буду защищать Америку.

Я отдам тебе все, что могу, думая не о силе, а о возможностях.

Не личного интереса, а общественного блага.

И вместе мы напишем американскую историю надежды, а не страха.

Единства, а не разделения.

Света, а не тьмы.

Американская история порядочности и достоинства.

О любви и исцелении.

Величия и добра.

Пусть эта история будет нашим проводником.

История, которая нас вдохновляет.

История, рассказывающая о грядущих веках, о том, что мы ответили на зов истории.

Мы встретили момент.

Что демократия и надежда, правда и справедливость не погибли на наших глазах, а процветали.

Что наша Америка обрела свободу дома и снова стала маяком для всего мира.

Это то, чем мы обязаны нашим предкам, друг другу и последующим поколениям.

Итак, целенаправленно и решительно обратимся к задачам нашего времени.

Поддерживается верой.

Движимый убеждениями.

И, преданные друг другу и этой стране, мы любим ее всем сердцем.

Да благословит Бог Америку и пусть Бог защитит наши войска.

Спасибо, Америка.

КОНЕЦ

12:13 EST

Избранные цитаты из документов Томаса Джефферсона | Статьи и очерки | Документы Томаса Джефферсона, 1606–1827 гг. | Цифровые коллекции

Прослушать эту страницу

Краткая подборка цитат из статей Томаса Джефферсона в Библиотеке Конгресса.

Томас Джефферсон был плодовитым писателем. Его бумаги в Библиотеке Конгресса являются богатым хранилищем его мыслей и идей, выраженных как в официальной переписке, так и в частных письмах. Эта краткая подборка намекает на то, что ждет пользователей в онлайн-расследовании работ человека, который был третьим президентом Соединенных Штатов, основателем Виргинского университета и автором Декларации независимости.

«Мы считаем эти истины самоочевидными: все люди созданы равными…»
Декларация независимости, 4 июля 1776 г.

«это великий родитель науки и добродетели: и что нация будет велика в обоих, всегда в той мере, в какой она свободна».
Томас Джефферсон Джозефу Уилларду, 24 марта 1789 г.

«наша свобода зависит от свободы печати, и ее нельзя ограничить, не потеряв ее».
Томас Джефферсон доктору Джеймсу Карри, 28 января 1786 г.

«Теперь нельзя верить ничему из того, что написано в газете. Сама правда становится подозрительной, когда ее сажают в этот грязный автомобиль».
Томас Джефферсон Джону Норвеллу, 11 июня 1807 г.

«Однако я ставлю экономию в число первых и важнейших республиканских добродетелей, а государственный долг — в величайшие опасности, которых следует опасаться».
Томас Джефферсон Уильяму Плюмеру, 21 июля 1816 г.

«фанатизм — это болезнь невежества, болезненных умов; энтузиазм свободных и жизнерадостных. Образование и свободное обсуждение — противоядие от того и другого».
Томас Джефферсон Джону Адамсу, 1 августа 1816 г.

«Какая изумительная, какая непостижимая машина человек! Который может вынести труд, голод, побои, заточение и самую смерть в защиту своей свободы, а в следующее мгновение… наложить на своих ближних кабалу, один час что чревато большими страданиями, чем века того, против чего он восстал против».
Томас Джефферсон Жану Николя Деменье, 24 января 1786

«и все же приближается час эмансипации… это предприятие для молодых, для тех, кто может следовать за ним и довести его до конца. это будет иметь все мои молитвы, и это единственное оружие старик.»
Томас Джефферсон — Эдварду Коулзу, 25 августа 1814 г.

«два принципа, на которых должно основываться наше поведение по отношению к индейцам, — это справедливость и страх. После обид, которые мы им причинили, они не могут любить нас…»
Томас Джефферсон Бенджамину Хокинсу, 13 августа 1786

«Экспедиция господ Льюиса и Кларка для исследования реки Миссури и наилучшего сообщения от нее до Тихого океана имела все ожидаемые успехи».
Шестое ежегодное послание Томаса Джефферсона Конгрессу, 2 декабря 1806 г.

«Согласен с Вами, что долг каждого добропорядочного гражданина использовать все возможности, которые ему представляются, для сохранения документов, относящихся к истории нашей страны.»
Томас Джефферсон Хью П. Тейлору, 4 октября 1823 г.

«Лучше я буду заперт в очень скромной хижине с моими книгами, семьей и несколькими старыми друзьями, обедая простым беконом и позволив миру идти своим чередом, чем занимать самый великолепный пост, какой только может человеческая сила может дать».
Томас Джефферсон Александру Дональду, 7 февраля 1788

«Всякий раз, когда люди хорошо информированы, им можно доверять собственное правительство; когда дела идут настолько плохо, что привлекают их внимание, на них можно положиться, чтобы исправить их».
Томас Джефферсон — Ричарду Прайсу, 8 января 1789 г.

«Я часто думал, что ничто не принесет большей пользы при небольших затратах, чем учреждение в каждом графстве небольшой циркулирующей библиотеки, состоящей из нескольких хорошо подобранных книг, которые будут выдаваться жителям страны в соответствии с установленными правилами.