Вклад в науку циолковского: Российская академия наук

Российская академия наук

об архиве

Хранителем личного архива изобретателя и ученого Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935 г.г.) является Архив РАН.

Личный архив Циолковского К. Э. (фонд 555) представляет собой 5 описей, содержащих 1979 дел, включающих 31680 листов архивных документов.

Информационный ресурс «Архив Циолковского» разработан в Отделе страхового документального фонда Архива РАН и представляет собой базу данных, описывающую один из разделов фонда пользователей на микрофишах Архива РАН – личный архив изобретателя и ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

Чтобы обеспечить навигацию и поиск в этом материале для заинтересованных специалистов, разработаны соответствующие приложения. Наличие таких полей в записях, как «номер дела», «название дела», «вид материала», «даты создания документа» позволяет эффективно ориентироваться во всём многообразии документов и осуществлять поиск интересующих разделов, заказывать копии документов у держателя фонда.

В настоящее время оцифровано и доступно пользователям 100% всех документов архива. Это составляет 31680 страниц.

Работы по созданию информационного ресурса «Архив Циолковского» выполняются в рамках программы «Интеграция информационных ресурсов Архива РАН в Портал РАН».



Константин Эдуардович Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935 г.г.) – русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля; основоположник современной космонавтики.

Константин Эдуардович родился 5 (17) сентября 1857 года в с. Ижевское Рязанской области в семье лесничего. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет Циолковский жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя. В 1880 г. назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

Не зная об уже сделанных открытиях, Циолковский в 1880 – 1881 г.г. написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа, вышедшая в те же годы, «Механика животного организма», получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области – созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. В этом же году вышел его первый научный трактат о дирижаблях «Аэростат металлический управляемый», в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с цельнометаллической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля не был поддержан. Автору отказали в субсидии на постройку модели.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об их использовании в космосе высказывались им еще в 1883 году, но создание им математически строгой теории реактивного движения относились к 1896 году. Только в 1903 году ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

После Октябрьской революции 1917 года он много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926 – 1927 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он первым решил задачу о движении ракеты (вывел так называемую формулу Циолковского) в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил земного притяжения.

В 1927 году Циолковский опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

В 1932 году Константин Эдуардович разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.

Циолковский – основоположник теории межпланетных сообщений. Он первым изучил вопрос о ракете, высказал идею создания околоземных станций, рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, он выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля, и многое другое.

Константин Эдуардович – первый идеолог и теоретик освоения человеком космического пространства. В связи с этим он выдвигал различные теории новой организации человечества. Циолковский – автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.

Константин Эдуардович Циолковский умер 19 сентября 1935 года в Калуге.

Вклад К.Э. Циолковского в науку и технику. Блеск и нищета К. Э. Циолковского

Вклад К.Э. Циолковского в науку и технику

Стразу ограничим наш предмет утверждением, что К.Э. Циолковский никакого вклада в науку не внес несмотря на все попытки в этом направлении.

Из всех попыток изобретательства ему удалась всего одна работа – это его предложение по использованию в ракетах жидкого двухкомпонентного топлива. Сопутствующие предложения по отдельным системам ракеты называть изобретениями будет, по-видимому, неправильно, поскольку ни одно из них не было подтверждено математически, они имеют характер «догадок», фантазий. Изобретательские работы К.Э. Циолковского представляются переходным мостом между фантастикой и реальностью. Сущность их сводится к тому, что для решения фантастических задач он пытается привлечь математический аппарат, который, однако, убедительно показывает на невозможность этого решения, что автор попросту не замечает или не хочет замечать.

Он сам и не претендовал на это решение. Он писал: «Во многих случаях я принужден лишь гадать или предполагать. Я нисколько не обманываюсь и отлично знаю, что не только не решаю вопроса во всей полноте, но что остается поработать над ним в 1000 раз больше, чем я работал. Моя цель возбудить к нему интерес, указав на великое значение его в будущем и на возможность решения…» [110] [с. 79]. Вот эту цель он, несомненно достиг.


Анализируя свою деятельность, К.Э. Циолковский писал: «Никогда я не претендовал на полное решение вопроса. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества. Более, чем кто-нибудь, я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, работал также руками» (подчеркнуто К.Э. Циолковским – Г.С.).

Однако до точного расчета, как мы здесь показали, дело у него не дошло: все остановилось на фантазии, приблизить которую к объективной реальности математическими доказательствами ему не удалось. Это его биографы вскоре начали выдавать гипотезу о межпланетной ракете за научно-технический результат, что и было их основной ошибкой.

Вместе с тем, работы К.Э. Циолковского имели большое значение для формирования у нас в стране интереса к космонавтике и привлечения, вследствие этого, различного рода энтузиастов к практическим работам по ракетной технике.

Одним из таких людей был ставший впоследствии известным советским ученым и инженером прибалтийский немец Ф.А. Цандер (1887-1933 гг.)

Родился он в Риге в семье врача и получил обычное высшее образование, закончив сначала Высшее королевское техническое училище в Данцинге (что-то по образу нашего техникума – двухлетнее обучение), а затем Политехнический институт в Риге.

Когда он учился в дополнительном классе школы, ему попалась на глаза работа К.Э. Циолковского [110], из которой он узнал идею жидкостной ракеты и с 1908 года начал проводить собственные исследования по космической проблематике. Он внимательно познакомился с работой К. Э. Циолковского [111].

В 1915 году Ф. Цандер переехал в Москву, где продолжил свои работы по космической проблематике, совмещая их с деятельностью на заводе «Проводник», в должности заведующего автошинным отделом.

Ф.А. Цандер хорошо владел немецким языком и поэтому был в достаточной степени осведомлен о зарубежных работах по ракетно-космической технике. Здесь особое место занимает американский профессор Р.Х. Годдард, который раньше всех в мире приступил к практическим работам и еще в 1921 году провел огневые испытания первого своего экспериментального ЖРД. В 1926 году он запустил первый в мире ракетный аппарат, пролетевший несколько десятков метров.

Несмотря на то, что он засекречивал свои работы, сведения о них проникали в печать и оказывали стимулирующее влияние на энтузиастов ракетного дела.

Время от времени за рубежом появлялись и публикации по вопросам ракетной техники. В 1913 году вышла работа Эсно-Пельтри, в 1919 – книга Р.Х. Годдарда «Метод достижения больших высот», в 1923 году – книга Г. Оберта «Ракета в космическое пространство». Почти обо всем этом Ф.А. Цандер знал и следил за всем новым, что в этой области происходило.

В сентябре 1929 года он под влиянием поступающих из-за рубежа сообщений приступил к практическим работам по жидкостно-реактивной тематике. В 1930 году он переделал паяльную лампу в экспериментальный ракетный двигатель ОР-1 и начал проводить его систематические огневые испытания в ЦАГИ, в лаборатории воздушных авиационных двигателей винтомоторного отдела.

По-видимому в этот период времени Ф.А. Цандер познакомился с С.П. Королевым, и вскоре они организовали на общественных началах Группу изучения реактивного движения (ГИРД), руководителем которой стал Ф.А. Цандер. Однако он был неважным организатором, у него не хватало необходимых связей в научно-техническом мире и в 1932 году при преобразовании ГИРДа из общественной в государственную организацию руководителем ее стал С.П. Королев, а Ф.А. Цандер возглавил одну из бригад. Вся тематика работ ГИРДа была связана с разработкой идей Ф. А. Цандера, М.К. Тихонравова, Ю.А. Победоносцева и С.П. Королева. Несмотря на то, что гипотеза о жидкостной ракете была, как мы видели, высказана К.Э. Циолковским, разработкой его конкретных идей никто в ГИРДе не занимался. Ф.А. Цандер в первой бригаде на ОР-1 изучал вопросы сжигания металлического горючего в воздухе, а с 1931 года начал разрабатывать и жидкостный ракетный двигатель ОР-2, предназначавшийся для планера РП-1 конструкции В.И. Черановского, а также и ракету на жидком окислителе и металлическом (или металлизированном) горючем.

Во второй бригаде М.К. Тихонравовым велись работы по созданию экспериментальной ракеты 09 на гибридном топливе.

Третья бригада, руководимая Ю.А. Победоносцевым, вела исследования в области прямоточных воздушно-реактивных двигателей, теория которых была разработана и в 1929 году опубликована Б.С. Стечкиным.

Четвертой бригадой, как отмечалось, руководил С.П. Королев, создавая ракетоплан, что было основной идеей Ф.А. Цандера.

ГИРД, как известно, размещался в Москве, а в Ленинграде начинал свои работы еще один человек, на которого оказали большое влияние работы К. Э. Циолковского. Это будущий академик и Главный конструктор жидкостных ракетных двигателей В.П. Глушко. Он познакомился с работами К.Э. Циолковского еще в пятнадцатилетнем возрасте и даже состоял с ним в переписке.

В конце 20-х гг. В.П. Глушко работал в Ленинградской Газодинамической лаборатории, где в 1930 году им разрабатывался экспериментальный ЖРД ОРМ-1, а также на экспериментальном устройстве ОРМ испытывались унитарные топлива.

В 1933 году в ГДЛ под его руководством были созданы от ОРМ-21 до ОРМ-49, на которых методично, шаг за шагом изучались вопросы создания ЖРД. Однако помочь В.П. Глушко в их решении К.Э. Циолковский не мог – его умозрительные идеи, догадки оказались в стороне от конкретных проблем проектирования ЖРД, да и в области двигателей он сам мало что понимал.

Практические работы по ракетной технике в СССР начались таким образом под влиянием не столько непосредственных идей К.Э. Циолковского, сколько в результате воздействия информации, поступавшей по этому вопросу с Запада. Роль К.Э. Циолковского здесь представляется только пропагандистской.

Он был настолько неизвестен за рубежом, что А.Л. Чижевскому пришла мысль издать специальную книгу для зарубежных ученых. Сам А.Л. Чижевский сделал к этой книге, названной, как и у Г. Оберта, «Ракета в космическое пространство» [149], предисловие на немецком языке и около 250 экземпляров были отправлены почти в 10 стран и по 10 экз. Г. Оберту и Р. Годдарду. Были посланы различные материалы Ф. Оппелю, А. Форрейгеру, А.И. Шершевскому, в ряд магазинов, издательств, редакций, а также в Прусскую Академию наук [18].


После этого Г. Оберт 18 сентября 1929 года написал К.Э. Циолковскому известное ответное письмо, в котором, в частности, писал:

«Я только сожалею, что не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы наверное в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошелся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы… Надеюсь, что Вы дождетесь исполнения Ваших высоких целей. Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества» [185].

Г. Оберт прислал К.Э. Циолковскому свою книгу и остается только сожалеть, что наш соотечественник, не зная немецкого языка, с ней не познакомился поближе, поскольку в ней содержались идеи и двухступенчатой ракеты, и внутреннего охлаждения ЖРД, самостоятельная разработка которых была ему не по силам.

С другой стороны, идея К.Э. Циолковского о жидкостной ракете, независимо от него появившись за рубежом, в начале 30-х годов была всем достаточно понятной и перешла в фазу своей практической реализации. Здесь требовалась уже конкретика, нужно было отвечать на вопросы о том, какими конкретно конструкторскими и технологическими решениями можно вдохнуть в эту идею жизнь. Помочь поиску ответов на них К.Э. Циолковский уже не мог.

На зарубежных исследователей его идеи не оказали, фактически никакого влияния.

В сентябре 1933 года на базе ГИРДа и ГДЛ в СССР был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), начальником которого был назначен И. Т. Клейменов, а его заместителем (до 1934 года) – С.П. Королев.

Узнав об этом, К.Э. Циолковский составил программу работ [146] для РНИИ, что было, конечно, с его стороны, довольно наивно, поскольку практика ракетостроения ушла далеко от его начальных представлений. Тем не менее, он установил связи с РНИИ, состоял с ним в переписке, встречался с его начальником И.Т. Клейменовым.

Как-то И.Т. Клейменов спросил у К.Э. Циолковского какое следует делать на ЖРД сопло: как у него в статьях – коническое или сужающе-расширяющееся. Но что мог посоветовать его собеседник, если он, не разбираясь в термодинамических процессах в ЖРД, не понимал даже суть вопроса. Не мог он ответить и на актуальнейший для практиков вопрос о том, как охлаждать камеру сгорания и сопло двигателя.

Он отстал не работая в ракетостроении и ничем помочь практикам не мог. Вместе с тем, с ним приходилось считаться раз уж сам вождь «назначил» его крупным ученым и изобретателем. Популяризаторы его работ Я.И. Перельман, Н. А. Рынин и другие утверждали в обществе мысль о том, что и в расплодившихся по стране ГИРДах, и в РНИИ разрабатываются гениальные идеи К.Э. Циолковского.

Для ракетчиков стала хорошим тоном личная встреча с К.Э. Циолковским, своего рода его благословение, приобщение к новому делу.

Историки до сих пор ведут спор о том, встречался ли в Калуге с К.Э. Циолковским С.П. Королев. С нашей точки зрения такая встреча была бы честью не для Главного конструктора, а для посредственного изобретателя К.Э. Циолковского.

Биограф С.П. Королева журналист Я. Голованов в работе [13] писал: «…как бы здорово было, если бы Сергей Павлович съездил тогда в Калугу! Да он бы непременно съездил бы, если бы догадался, как украсит в будущем этот факт его биографию, какую замечательную символику обретет история нашей космонавтики» [13] [с. 113].

Как высвечивает всего одна эта фраза наше бывшее «совковое» мышление. Не могли мы жить без героики и символики.

Впрочем, без вождей в те годы обойтись было никак нельзя. В генетике хозяйничал академик Лысенко, в садоводстве – Мичурин, в воздухоплавании и космонавтике – Циолковский, в истории техники – академик Данилевский. Вернемся, однако, к дальнейшим коллизиям в истории ракетно-космической техники.

Реактивный институт не только не достиг заметных успехов в развитии ракетной техники на жидком топливе, но и, более того, в середине 30-х гг. тематика ракет дальнего радиуса действия вообще была закрыта.

Жидкостные ракетные двигатели продолжали развиваться в основном для крылатых аппаратов, но были они маломощными, малонадежными. Опыт работ по ним привел В.П. Глушко в начале 40-х гг. к убеждению, что получить тягу в одной камере более 300 кгс невозможно, и он создавал многокамерные ЖРД дли самолетов.

Самые мощные и СССР однокамерные ЖРД создавались под руководством Л.С. Душкина. Наиболее известен его двигатель Д-1-А-1100, работавший на азотной кислоте и керосине и развивавший тягу 1100 кгс. Он предназначался для перехватчика конструкции В. Ф. Болховитинова, А.И. Березняка и А.И. Исаева. На этом самолете с 15 мая 1942 года совершил несколько полетов летчик-испытатель Г.Я. Бахчиванджи, в одном из которых он погиб.

Двигатель для летных испытаний был еще не готов. Конструкторы не только не представляли себе процессов, сопровождающих его работу, но и не смогли даже решить некоторые из основных его проблем. Он имел, например, бесперспективную вытеснительную систему подачи топлива, охлаждался двумя компонентами топлива через оребренный спиральный охлаждающий тракт, дававший большие гидравлические потери. В то время еще не было представлений о внутреннем охлаждении и оно не было организовано; не знали тогда и о том, что при использовании керосина в качестве хладоагента на стенках охлаждающего тракта откладывается «коксик», ухудшающий теплопередачу. Двигатель этот иногда попросту взрывался на стенде.

В этих условиях гибель летчика Г.Я. Бахчиванджи была фактически предопределена.

Центром развития ракетостроения в мире в 30-е годы были фашистская Германия, где под руководством барона В. фон Брауна была создана совершенно фантастическая по тем временам ракета ФАУ-2 тягой 25 тс.

Не идеи К.Э. Циолковского или наших специалистов, работавших в 30-е – 40-е гг. в РНИИ и других организациях, а именно эта ракета послужила исходным пунктом в развитии послевоенной ракетной техники как в СССР, так и в США. Она стала предметным «университетом» для советских и американских специалистов, обучаясь в котором, они поняли как устроена ракета. После войны началось ее совершенствование и развитие. Не будь ее, и ни С.П. Королев, ни В. фон Браун, ни другие специалисты долго не вносили бы никакого вклада в освоение космоса. Именно на основе ее совершенствования начали создаваться космические ракеты-носители.

Таким образом, в субстанциальных аспектах К.Э. Циолковский не внес никакого вклада в историю мировой космонавтики. Идеи жидкостной ракеты родились на западе без влияния на них идей К.Э. Циолковского и пришли в СССР в виде готовой мощной ракеты без влияния на ее конструкцию предшествующих работ и советских, и американски специалистов.


Возникает логичный вопрос о том, а кто все-таки изобрел жидкостную ракету?

Ответ прост – никто. Изобрести ее было не по силам одному человеку. Проблема состояла в том, что наука в этой области резко отставала от потребностей практики. Поэтому найти научно-обоснованные подходы к ее решению в теоретическом плане было невозможно. Она изобреталась эмпирически, методом проб и ошибок, на основе использования которого происходила демаркация научности и фантастики (догадок, предположений).

Попытки, предпринятые в этом направлении Р. Годдардом, Г. Обертом и специалистами немецкого ракетного общества, работавшими в начале 30-х годов на «Ракетенфлюгплатц» около Берлина, а также и советскими специалистами ГИРДа и РНИИ, не дали положительных результатов.

Успех пришел к группе немецких специалистов, работавших под руководством Вернера фон Брауна.

Итак, подобно тому, как в изобретении автомобиля приняли участие почти 200 человек, претендующих на приоритет в этой области, жидкостную ракету изобретало большое количество специалистов разных стран.

Теоретические основы космонавтики были заложены в конце 40-х – первой половине 50-х гг. (а в ряде вопросов и в конце 50-х гг.) огромным количеством советских и американских ученых (в числе которых было огромное множество выходцев из Германии – П.Х.). Именно они стали основоположниками практической космонавтики. Присваивать этот титул С.П. Королеву, как это наблюдается в настоящее время, глубоко ошибочно и несправедливо в отношении тех, кто внес свой, пусть даже и небольшой вклад в развитие этой области. Приписывать все достижения одному человеку, даже действительно, как С.П. Королев, много сделавшему для развития ракетно-космической техники, – значит демонстрировать историческую беспомощность и фактически отказаться от учета вклада в это общее дело других специалистов. На знаменах истории науки и техники должны стоять святые слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Основная заслуга К.Э. Циолковского состоит в том, что он привлек внимание общественности России к идее о межпланетных полетах, занимаясь ее широкой пропагандой и пытаясь (хотя и малопродуктивно) привлечь к ее решению научный метод. Трагизм К.Э. Циолковского, его противоречивость в истории состоит в том, что ему приписали (вольно или невольно) то, что он сам не делал и на что в ряде случаев и не претендовал. Его образ «слепили» почти произвольно, не собразуясь с объективной реальностью.

Глава 1. Из авиации в ракетную технику О времени и современниках

Глава 1. Из авиации в ракетную технику
О времени и современниках
Мне было восемьдесят лет, когда я возомнил, что обладаю той долей литературных способностей, которая достаточна, чтобы рассказать «о времени и о себе». Я начал трудиться на этом поприще в надежде, что

От кочегара к технику

От кочегара к технику
С тех пор, как «невесты ветра» — парусники — были вытеснены пароходами, профессия судового кочегара, метателя угля, считалась самой распроклятой. Котельное помещение на любом судне представляло собой нечто вроде преддверия преисподней. Сутки

Ракеты и ракетные поезда Константина Циолковского

Ракеты и ракетные поезда Константина Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский — одна из самых неоднозначных фигур в истории. С одной стороны, никто не может отрицать его заслуг перед человечеством на поприще разработки теоретических основ космонавтики. С другой

ИНТЕРЛЮДИЯ 1: Секретные материалы Циолковского

ИНТЕРЛЮДИЯ 1: Секретные материалы Циолковского
В начале ХХ века ракеты считались экзотикой. Даже самые совершенные из них уступали дальнобойной артиллерии, и мало кто мог предположить, что через полвека сверхдержавы будут запугивать этим оружием друг друга.

1.4. ВИДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ЦИОЛКОВСКОГО

1. 4. ВИДЕНИЯ КОНСТАНТИНА ЦИОЛКОВСКОГО
Официальная биография Циолковского хорошо известна. Более того, ее изучают в школах. Поэтому я не стану подробно расписывать ее здесь, позволив себе напомнить вам лишь основные вехи жизни калужского мыслителя.Константин Эдуардович

СТРАННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

СТРАННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО
Как-то мне на глаза попалось интервью, которое давал пару лет назад довольно известный популяризатор, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН Гелий Малькович Салахутдинов.

Формула И.В. Мещерского с именем К.Э. Циолковского

Формула И.В. Мещерского с именем К.Э. Циолковского
Итак, претендуя на изобретение межпланетной космической ракеты, К.Э. Циолковский должен был математически доказать ее способность преодолеть притяжение Земли, совершить космический полет и вернуться обратно. В противном

Феномен К.Э. Циолковского

Феномен К.Э. Циолковского
Проанализировав практически все основные идеи К.Э. Циолковского, наступил, видимо, момент, когда следует попытаться ответить на вопрос о том, а кем же он был: ученым, изобретателем, компилятором или графоманом.Как могло случиться, что человек, не

7. Вклад Н.А. Морозова в историческую науку огромен Однако его западническая теория — ошибочна

7. Вклад Н.А. Морозова в историческую науку огромен
Однако его западническая теория — ошибочна
Мы уже приводили наиболее интересные идеи из работы Н.А. Морозова о русской истории [547]. С другой стороны, после нашего исследования хронологии, мы пришли к однозначному выводу,

Мы готовимся изучать немецкую науку

Мы готовимся изучать немецкую науку
Вначале миссия Алсос («Urmission», как могли бы назвать ее немцы) представляла собой укомплектованное научным и военным персоналом небольшое подразделение, направленное генералом Гровсом в Италию. Миссия вернулась еще до падения Рима,

Глава VIII. Гонения на просвещение и науку

Глава VIII. Гонения на просвещение и науку
1Представители современной православной церкви пытаются скрыть реакционную деятельность этой церкви в прошлом и ее борьбу с просвещением и наукой. Они утверждают, что гонение на просвещение и науку в России, если оно и было, то

Путь в науку

Путь в науку
Старинный Гёттинген три раза возникал на жизненном пути физика Борна. Первый раз в 1904 году, когда двадцатидвухлетний Макс решил провести в университете имени Георга Августа седьмой семестр своего обучения. Так как родственники Макса были состоятельными

Вклад мусульман в науку

Вклад мусульман в науку
Алгебра и геометрия. Повышенный интерес к математике в эпоху правления династии Аббасидов стал результатом развития торговли, архитектуры, астрономии, географии и других областей знания. На арабский язык были переведены трактаты

ESA — Константин Циолковский

Наука и исследования

10093 просмотра
74 лайков

Земля — ​​колыбель человечества, но нельзя жить в колыбели вечно
взято из письма, написанного Константином Циолковским в 1911 году

Родившегося в России ученого и математика Константина Циолковского часто называют отцом космонавтики и полетов человека в космос. Его дальновидные идеи о будущем человечества в космосе намного опередили его время.

Именно Циолковский первым определил, что скорость выхода с Земли на орбиту составляет 8 км/сек и что этого можно достичь с помощью многоступенчатой ​​ракеты, работающей на жидком кислороде и жидком водороде. За свою жизнь он опубликовал более 500 работ о космических путешествиях и смежных темах, включая научно-фантастические романы.

Среди его работ проекты по конструированию космических ракет и идеи для управляемых ракетных двигателей, многоступенчатых ускорителей, космических станций, шлюзов для выхода космического корабля в космический вакуум и биологических систем замкнутого цикла для обеспечения пищей и кислородом космические колонии. Это выдающееся достижение по любым стандартам, но особенно потому, что многие из этих документов были написаны до первого полета на самолете человеком, которому пришлось отказаться от формального образования в возрасте 10 лет.0007

Циолковский родился в 1857 году в селе Ижевское Рязанской губернии, Россия. Его отец был польским лесником, эмигрировавшим в Россию. Один из 17 братьев и сестер, Циолковский потерял слух в возрасте 10 лет из-за серьезного приступа скарлатины, что вынудило его отказаться от формального образования. Неустрашимый он начал заниматься дома, настолько впечатлив свою семью, что они согласились отправить его в Москву, где он обучался у блестящего русского философа Николая Федоровича Федорова.

Его познания в математике и науках привели его к работе учителем сначала в Боровске Калужской губернии, а затем с 1892 года в Калуге. Именно в Калуге, где сейчас находится музей его памяти, он прожил 43 года и создал большинство своих работ. В 1918 г. он стал членом Академии наук СССР, а в 1920 г. получил государственную пенсию.

Когда Циолковский умер в возрасте 78 лет в 1935 году, советское правительство устроило ему государственные похороны. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.

Люди сейчас слабы, но они преображают поверхность Земли. Через миллионы лет их могущество возрастет настолько, что они изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу и самих себя. Они будут контролировать климат и Солнечную систему так же, как они контролируют Землю. Они выйдут за пределы нашей планетной системы; они достигнут других Солнц и будут использовать свою свежую энергию вместо энергии умирающего светила.
Константин Циолковский

Спасибо за лайк

Вам уже понравилась эта страница, вы можете поставить лайк только один раз!

Константин Циолковский | Биография и факты

Циолковский Константин Эдуардович

Смотреть все СМИ

Год рождения:
17 сентября 1857 г.
Россия
Умер:
19 сентября 1935 г. (78 лет)
Калуга
Советский Союз
Предметы изучения:
аэродинамика
исследование космоса
ракета

Просмотреть все связанные материалы →

Циолковский Константин , полностью Циолковский Константин Эдуардович , (род. 5 сентября [17 сентября по новому стилю] 1857 г., Ижевское, Россия — умер 19 сентября, 1935, Калуга, Россия, СССР), российский ученый-исследователь в области воздухоплавания и космонавтики, один из пионеров ракетно-космических исследований, разработки и использования аэродинамических труб для аэродинамических исследований. Он также был одним из первых, кто разработал теоретические проблемы полета ракеты в космосе.

Циолковский был из небогатой семьи. Его отец, Эдуард Игнатьевич Циолковский, губернский лесничий, был по происхождению польским дворянином; его мать, Мария Ивановна Юмашева, была русской и татаркой. Мальчик потерял слух в девять лет в результате скарлатины; четыре года спустя его мать умерла. Эти два события оказали важное влияние на его молодость, поскольку, будучи вынужденным учиться дома, он стал замкнутым и одиноким, но все же самостоятельным. Книги стали его друзьями. Он проявил интерес к математике и физике и, будучи еще подростком, начал размышлять о космических путешествиях.

Викторина «Британника»

Викторина «История полетов»

Каким был знаменитый «осел из листового металла»? Как братья Райт управляли своим самолетом во время полета? Пристегните ремень безопасности, подготовьтесь к взлету и проверьте свои знания об истории полетов.

В 16 лет Циолковский уехал в Москву, где прожил три года, изучая химию, математику, астрономию и механику, посещая лекции с помощью слуховой трубы и углубляя свои познания в вопросах полета. Но старший Циолковский по понятным причинам хотел, чтобы его глухой сын, несмотря на его растущую способность решать трудные вопросы физики, добился финансовой независимости. Узнав, что юноша голодает и переутомляется в Москве, отец в 1876 г. позвал его домой, на Вятку (ныне Киров) 9 .0007

Вскоре будущий ученый сдал экзамен на учителя и был определен в школу в Боровске, примерно в 100 км от Москвы, где начал свою педагогическую деятельность, женился на Варваре Евграфовне Соколовой и возобновил свой глубокий интерес к науке. Изолированный от научных центров, глухой педагог делал открытия самостоятельно. Так, в Боровске он разработал уравнения кинетической теории газов. Рукопись этой работы он послал в Русское физико-химическое общество в Санкт-Петербурге, но химик Дмитрий Иванович Менделеев сообщил, что это уже сделано четверть века назад. Неустрашимый и воодушевленный Менделеевым, он продолжил свои исследования. Под впечатлением интеллектуальной самостоятельности молодого провинциального школьного учителя Русское физико-химическое общество пригласило его в члены.

В 1892 году Циолковский был переведен на другую преподавательскую должность в Калугу, где продолжил свои исследования в области космонавтики и воздухоплавания. В это время он занялся проблемой, занимавшей почти всю его жизнь: задачей построения цельнометаллического дирижабля с регулируемой оболочкой. Чтобы продемонстрировать правомерность своего эксперимента, он построил первую в России аэродинамическую трубу, включив в нее элементы, позволяющие проверять аэродинамические качества различных конструкций самолетов. Поскольку он не получал никакой финансовой поддержки от Русского физико-химического общества, он был вынужден залезть в домашний бюджет своей семьи, чтобы построить тоннель; он исследовал около 100 моделей самой разнообразной конструкции.

Эксперименты Циолковского были тонкими и чрезвычайно умными. Он изучал влияние трения воздуха и площади поверхности на скорость воздушного потока над обтекаемым телом. Академия наук узнала о его работе и предоставила ему скромную финансовую помощь в размере 470 рублей, на которые он построил большую аэродинамическую трубу. Затем Циолковский сравнил возможности дирижаблей и самолетов, что привело его к разработке передовых конструкций самолетов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Однако, занимаясь аэродинамикой, Циолковский стал уделять больше внимания космическим проблемам. В 1895 году вышла его книга Грёзы о земле и небе ( Сны о земле и небе ), а в 1896 году он опубликовал статью о связи с обитателями других планет. В том же году он начал писать и свой самый крупный и серьезный труд по космонавтике «Исследование космического пространства с помощью реактивных устройств», в котором были рассмотрены теоретические проблемы использования ракетных двигателей в космосе, в том числе теплообмен, навигационный механизм, нагрев в результате трения воздуха и поддержания подачи топлива.

Первые 15 лет ХХ века, несомненно, были самым печальным временем в жизни Циолковского. В 1902 году покончил с собой его сын Игнатий. В 1908 году разлив реки Оки затопил его дом и уничтожил многие из его накопленных научных материалов. Академия наук не признала ценности его аэродинамических опытов, и в 1914 г.