Содержание
ИСКУССТВО И НАУКА: ЧТО ОБЩЕГО?
Предыдущая статья
Искусство и наука — то, без чего человек с давних времен не может представить свою жизнь. Однако связаны ли они между собой? Или все же это две параллельные? Разбираемся в новом материале.
Наука и искусство — два мощных двигателя прогресса. Они являются субстратом творчества людей, их общей идентичности. В наши дни искусство и наука значительно независимы друг от друга, и это достаточно любопытное культурное явление. Чарльз Сноу в середине прошлого века с тревогой размышлял над проблемой «двух культур», где искусство и гуманитарные науки вступают в противоречия и конфликты с естественными и точными науками. Сноу пишет: «Две культуры противоположны мудрости человека, они вызывают извращение и трагедию свободы и творчества». Писатель замечает, что если вовремя не окончить эту острую полемику — а это возможно только через сближение, примирение «двух полюсов» — то человеческая культура может оказаться на краю пропасти.
Однако всегда ли искусство и наука были автономны? В прежние века, как, например, в эпоху Возрождения, их связи были значительно крепче. Философ Томас Кун отмечает, что в течение столетий — и во времена античности, и в ранней истории Европы — живопись наравне с наукой являлась областью, где был виден кумулятивный рост. Художники и критики с трепетом фиксировали плоды открытий в живописи — от сокращения в ракурсе до контрастов, тем самым стремясь к идеальному изображению природы. Леонардо да Винчи был только одним из многих, кто свободно переходил от науки к искусству, и только значительно позднее эти категории стали сильно различаться.
Михаил Ломоносов интересовался не только естественными науками. Его открытия в области физики, химии, географии, геологии, металлургии, астрономии действительно впечатляют. Но нельзя обойти стороной и его литературные заслуги: учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке», знаменитую реформу стихосложения и, конечно же, его выдающуюся поэтическую деятельность.
Позднее примером слияния естественно-научного мышления с художественным стало творчество Гёте. Ему было близко неделимое на эти две категории изучение мира. Он также считал, что и ученый, и художник воплощают одну цель в своих творческий усилиях – постижение тайн мироздания. И именно через такую оптику сам Гёте видел свою деятельность, не допуская относиться к себе исключительно как к поэту. Такой исследовательский метод привел Гёте к открытиям в остеологии, минералогии, метеорологии, ботанике, в учении о цвете.
Промышленная революция создала эпоху специализации, когда наука обособляется, а ее открытия позволяют освещать те области, которые еще недавно были таинственными и малоизученными. Искусство же двигалось своим путем, все больше игнорируя науку. Разумеется, эта взаимная удаленность давала каждой из этих сфер возможность предельно сконцентрироваться на собственных достижениях. Со временем быть образованным человеком уже не значило разбираться в этих сферах.
Сегодня наука и искусство все еще стоят вдалеке друг от друга, однако эти области сообщающиеся. Искусство традиционно использует научные знания: математические и оптические представления влияют на развитие архитектуры и живописи. Но бесспорен и тот факт, что искусство способно принести ученому плодотворные интуиции, одарить его тонкими смыслами, увеличить его чувствительность, способность анализировать, расширять горизонты умственного созерцания.
Автор: Георгий Сердюков
Следующая статья
Реферат на тему «Искусство и наука»
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Содержание
Введение
Соперники или союзники
Заключение
Список использованных источников
Введение
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Познание — прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя — науку и искусство.
Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.
Соперники или союзники?
Изобретение паровоза, автомобиля и самолета, кино и радио, не совершили переворота в психологии людей или их мировосприятии. Новые открытия в науке и технике несравнимы с предшествующими.
Наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей а следовательно, и на их психологию. И все же существует ли взаимовлияние между искусством и наукой? Да, наука и искусство не только бесспорно влияют друг на друга, но и соперничают в открытиях: первое — в области тайн природы, второе — человеческой души. Сам же мир науки может быть одним из многих объектов, к которым обращается искусство. Наука может сдвинуть с места гору Эверест, но она не может сделать хоть чуточку добрее человеческое сердце. Это может сделать только искусство, Мало того — это его заглавная, извечная цель. Современной Америке никак не откажешь в техническом и научном прогрессе, но нельзя сказать, что ее искусство духовно богаче, человечнее, глубже, ярче искусства Итальянского Возрождения, Французского искусства XVIII века или Русского искусства XIX столетия.
Искусство — это грандиозное здание, отдельное же произведение — здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования — это кирпич в его стене. Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты — это кусочек пройденного пути. Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна. И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты. В этом надо искать источник психологических различий научного и художественного творчества.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Заказать реферат
Но ученый видит и одну область, где наука и искусство перекрещиваются. Это то, чего не было в прошлом, что появилось в последние десятилетия. Область эта — правила поведения человека. В прошлом веке носителем моральных ценностей являлость только искусство. В нашем веке наука разделяет с искусством, это время. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу самого человека ставят жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство тоже приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не столько о доказательстве, сколько об эмоциональном показе. И в том, что искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней, ученый видит самую замечательную и уникальную особенность искусства. Это не значит, что искусство — область только человеческих эмоций, автор не может согласится с мнением что рационализм объединяет и сушит человека. Физик не видит соперничества между искусством и наукой, цель у них одна и та же — сделать людей счастливыми.
Чем же объясняется падение престижа искусства и опасность превращения его в украшателя жизни? Послушаем. У искусства много веков имевшего только одного соперника в борьбе за человека — религию, теперь появился новый соперник, незаметно выросший и представший, как по меньшей мере равный, перед изумленным взором художников, привыкших взирать на науку высокомерно и с пренебрежением. Теперь литература и искусство могут выполнить свое высокое назначение только тогда; когда они предвзято осмыслят, поймут необозримый духовный мир науки, если будут ориентироваться на то же высокий уровень, который молодежь ищет и так часто находит в науке. Главный пафос статьи и направлен к радикальному изменению отношения со стороны искусства к огромному, полному исканий и подвигов миру людей науки, к их творчеству, к их мыслям, страстям, страданиям и радостям.
В прошлом столетии, когда наука, а вселед за ней и техника занимались более или менее общедоступными вещами, писатели, художники вполне могли подбрасывать ученым плодотворные идеи. Теперь же фронт исследований, во всяком случае в наиболее развитых науках, углубился в такие дебри, что делать это трудновато. Правда, что непосредственное подбрасывание идей, наиболее простая форма влияния на науку. Если мы хотим понять действительные возможности искусства в этом плане мы должны более глубоко изучить этот вопрос.
Воздействие научно-технической революции на все сферы нашей жизни никто не может отрицать — настолько это очевидно. Но как не парадоксально, а воздействие современной и не только современной науки и техники на художественное творчество многие годы дискутируется в специальной массовой печати. В ходе обсуждения высказываются и плодотворные и противоречивые, а часто и прямо противоположные точки зрения. Они весьма поучительны. Научно-техническая революция является вторжением будущего в настоящее, ставящее практической необходимостью сегодняшнюю организацию завтрашнего дня, причем в масштабах всего мира. Речь здесь идет о небывалом развитии науки и техники, средств коммуникаций, информации, росте населения земли. Количество и уровни всех факторов достигло таких величин, не может существовать в прежнем качестве, в прежних условиях. И суть здесь не в эволюции а в спонтанном развитии, дело не только в отношениях между людьми разных социальных классов и разных стран, но и в отношениях между всеми людьми со всем миром, одушевленным и неодушевленным, существующим от природы и созданным людьми за время их существования.
В прошлом литература не очень-то отставала от явлений технического прогресса. А как обстоит дело сегодня? Наше время наука и техника по воздействию на человека, его психологию и мироощущение превосходит его традиционные виды художественного творчества.
Как мы видим, признается глобальное воздействие научно-технической революции на все человечество, кроме художественной литературы — человековедения, хотя, разумеется, верно говорится, что цель ее в образной форме как можно полнее осмысливать и отображать проблемы своего времени.
Научно-техническая революция вторгаясь во все области человеческой жизни, несет нам и множество благ, и ставит перед нами новые непредвиденные сложные проблемы, которые предстоит решать и в национальных масштабах, и во всемирных. Но приписывать всем нам всеобщую растерянность, пугать нас засилием научного рационализма ведущего к опасности, бездушного логизирования, а может быть и эмоционального оскуднения и т.п. можно только из любви к искусству громких слов. Все это понадобилось для того, что бы со всей страстью показать важную роль искусства признанного компенсировать в нашей мыслительной жизни резко возросшее значение абстракции, сохранить человеку научному целостность своего существа, драгоценное соответствие разума и чувства. Конечно же, эта идея компенсации не возвышает, а принижает искусство, его значение в общественной жизни.
В искусстве, как и в науке, самая животворящая традиция — вечные поиски, эксперименты, тяга к анализу и синтезу. Наука учит по новому, гораздо тоньше смотреть не только на строение вещества но и на само искусство. И, наконец, самое главное: средства, назначения науки и искусства различны, но связь между ними есть. Как две параллели они координируются друг с другом и устремляются к будущему, как бы дополняя друг друга, помогая совершенствовать метод художественный и научный. По меткому выражению атомная физика, новая математика, кибернетика, космогония, информатика и интернет нуждается в большей смелости фантазии и мечте. Искусству же нужны знания, глубокая мысль.
Станислав Лем в отдаленной грядущей высокой цивилизации тоже предвидит неизбежность возрастания “деиндивидуализирующей роли” технологий и преобладания максимально реалистического типа человека и культуры.
Какое же место отводится в этой технологической цивилизации литературе и искусству? Ответ дается явно неутешительный. В умственном эксперименте допускается появление на свет великого множества художественных талантов равных Шекспиру. Но этот переизбыток гениев искусства обернется для них трагедией. В будущем технологическом обществе даже великие художники станут явлением почти анахроническим, которое можно поощерять и даже уважать, но не без некоторой усмешки.
Вывод явно парадоксальный. И дело здесь оказывается, прежде всего в количестве денег. “Один Шекспир”, — пишет Лем, — “явление великолепное, 10 Шекспиров — к тому же еще и не обычное, но там, где живет двадцать тысяч художников с Шекспировским талантом, нет больше не единого Шекспира; ибо одно дело — в пределах маленькой группы творцов соревноваться за передачу воспреемникам своего индивидуального способа видения мира, и совсем другое — давится у входа в систему информационных каналов, что выгляди столь же смешно, сколько жалко”.
Такой переизбыток произведений Шекспировского масштаба, такая их лавина приведет к тому, что все будущие средства информации не смогут их освоить и донести до массового потребителя.
Появление двадцати тысяч Шекспиров приведет к обесцениванию художественного творчества.
Заключение
Главное же заключается в том, что наука в будущем технологическом обществе несомненно раскроет тайны человека, а потому тайны искусства потерпит поражение в своем соперничестве с наукой и в постижении человеческой психологии.
Что же остается тогда искусству? Может быть, оно все-таки сохранит какое-то свое значение в эстетическом освоении мира? Ведь поля деятельности науки и искусства не совпадают, но ведь существование устарелого и поэтому лишь не полного знания одновременно со знанием, постигающим реальное положение вещей невозможно. Очень непривлекательная “рационалистическая”, “деиндивидуализированная”, лишенная всех бесконечных богатств чувственной, эмоциональной человеческой жизни, холодная технологическая цивилизация, которую обещают нашим далеким потомкам.
Что же дала нам многолетняя дискуссия исследователей данной проблемы? Плодотворность ее несомненна. Дискуссия не только со всей остротой поставила одну из самых кардинальных и назревших проблем взаимосвязи и взаимовлияния искусства и науки — двух могущественийших форм человеческого сознания и преобразования действительности, но вычленила сложнейшие проблемы, которые стали затем исследоваться в более обстоятельной форме. Прислушаемся к мудрым словам Гете: “Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится Истина. Ни в коем случае! Между ними лежит Таким образом приблизится к Истине — значит исследовать проблему в ее реальном, историческом развитии.
Нужна помощь в написании реферата?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Список использованных источников
1. Гегель Г. “Работы разных лет”, М. 1970-1971;
2. Гете И. “Об искусстве”, М. 1975;
3. Егоров А. “Проблемы эстетики”;
4. Стернин А. О. “Материализм и эмпириокритицизм”
5. Пенкин М. “Искусство и наука”, М. 1982.
Какая связь между искусством и наукой?
Искусство и наука часто считаются совершенно разными областями. Тем не менее, между ними существует много общего, и у них много общих связей, которые требуют изучения. Эти пересечения включают подобласть художественной иллюстрации, научной коммуникации и визуальной нейроанатомии.
Доктор Радхика Патнала из Sci-Illustrate работает непосредственно на пересечении искусства и науки. У нее уникальный взгляд на эти связи, поскольку она работает на стыке этих миров: она нейробиолог, художник и профессиональный научный иллюстратор. Она подчеркивает важность эффективного научного общения, то, как ученые могут лучше донести свои идеи, и множество способов, которыми искусство и наука дополняют друг друга:
Поскольку вы одновременно и художник, и ученый, какие, по вашему мнению, недооцененные связи между этими двумя областями?
RP: И наука, и искусство в основном связаны с исследованием и открытием неизвестного. Объекты исследования разные, но они едины в этой цели. В науке вы исследуете и пытаетесь понять что-то во внешнем мире. В искусстве исследование внутреннее — это личное путешествие.
Что делает научную коммуникацию успешной?
RP: Иллюстрации — очень эффективная форма общения. С помощью иллюстрации можно сказать что-то, что было бы почти невозможно выразить словами или заняло бы у вас намного больше времени. Иллюстрации — невероятно эффективная форма общения.
Распространение научных идей может быть столь же важным, как и сама наука.
Источник: Bram Naus/Unsplash
Ученые любят сложность, но это может стать препятствием для эффективного общения. Многое из этого сводится к стратегическому упрощению этих идей. Это прекрасный баланс между детализацией и доступностью. Здесь важно соблюдать правильный баланс.
Помимо простоты коммуникации, изображения также могут привлечь внимание аудитории, чего гораздо труднее достичь с помощью простого текста.
Также важно использовать их экономно и стратегически. Изображения должны дополнять текст, но не должны полностью заменять текст, когда сообщение можно просто передать словами, а письменное слово может справиться с этой задачей лучше.
Как вы думаете, что самое интересное или удивительное в том, как работает человеческий мозг
выглядит ?
RP: Удивительно, насколько сложен мозг. Удивительно также, что каждый мозг очень разный; каждый компонент очень отличается, и все же поддерживает наше сознание. Все различные компоненты, типы клеток и соединения объединяются, чтобы создать нашу внутреннюю жизнь.
Методы нейровизуализации показывают сложность мозга, как никогда раньше.
Источник: Национальный институт рака/Unsplash
Также интересно подумать об этом с точки зрения ненормальной неврологической функции. Например, в здоровом мозге я работал с клетками, называемыми микроглией, которые помогают защищать мозг, а также поддерживать синапсы — связи между нейронами, которые позволяют мозгу общаться. В некоторых случаях это означает, что микроглия должна постоянно обрезать синаптические связи, которые не нужны, чтобы коммуникация и консолидация памяти были более эффективными. И когда правильное функционирование этого единственного типа клеток нарушается, мы видим, что это нарушает правильное функционирование нейронов, и это играет роль в различных невропатологиях, включая ишемический инсульт, шизофрению и депрессию.
Как вы впервые заинтересовались научной иллюстрацией?
RP: Я начал как художник с очень раннего возраста. Моя мама использовала дизайнерское программное обеспечение для проектирования интерьеров, и я хотел бы изучить его. Искусство было очень сильной темой в моем детстве, и я увлекся изобразительным искусством как хобби.
Научная иллюстрация может быть не только информативной, но и атеистически приятной.
Источник: Алина Грубняк/Unsplash
Это все было до того, как я начала заниматься наукой как профессией. И для этого я пошел очень традиционным путем. Я защитил докторскую диссертацию. тема с сильной визуальной темой — нейроанатомия — и изучала мозг визуально и всесторонне. У меня была очень художественная ориентация на научные исследования.
Изучение нейроанатомии с этой художественной точки зрения вдохновило меня более серьезно взглянуть на визуальный аспект науки.
Я тоже из очень предприимчивой семьи, поэтому концепция ведения бизнеса не была для них новой.
Говоря профессионально, я начинал с научных иллюстраций в основном для биотехнологических, фармацевтических и академических групп. За последние несколько лет моя компания Sci-Illustrate расширилась и стала охватывать различные форматы визуальных научных коммуникаций.
Какой совет вы бы дали молодым специалистам, которых может заинтересовать научная иллюстрация?
RP: Я бы сказал — хорош в этом! Там достаточно неэффективного контента. Если вы подумываете о карьере в научной иллюстрации, важно продвигать эту область вперед, а это означает работать над своим ремеслом. Это означает оттачивание вашего визуального восприятия и перспективы, а также обучение себя способности анализировать и выделять сложные темы.
Что побудило вас начать эти обучающие семинары?
RP: Для ученых существует большая неудовлетворенная потребность в эффективном донесении своих идей, будь то исследование, новое открытие или убеждение грантовой организации в финансировании. Для большей части научного образования основное внимание уделяется самой науке, а не обмену этими идеями даже между собой.
Прежде чем ученые смогут взяться за важнейшую задачу по донесению своих идей до широкой публики, им сначала необходимо сообщить об этом своим коллегам на конференциях и других научных форумах.
Это важнейший навык, которому в настоящее время обычно не учат в аспирантуре и ученым, особенно в плане общения с неспециализированной аудиторией
между искусством и наукой Эмили Маранга И наука, и искусство имеют целью понять мир. Эта цель может варьироваться от понимания чего-то такого маленького, как анатомия муравья, до чего-то такого большого, как теория эволюции. Ученые и художники уделяют особое внимание окружающему миру, чтобы набраться опыта и знаний. Первым шагом научного метода является наблюдение ученого. Точно так же художник должен наблюдать за своим окружением, чтобы черпать вдохновение для произведения. Искусство можно использовать в области науки, чтобы вдохновить ученого думать с другой точки зрения. Таким образом, креативность может быть полезным инструментом в решении проблем. Связь между искусством и наукой наблюдалась на протяжении всей истории. Например, Леонардо да Винчи изучал множество различных областей науки, включая анатомию, палеонтологию и ботанику. Он также был художником, который занимался рисованием, лепкой и живописью. Объединив эти, казалось бы, разные интересы, он смог создать гениальные изобретения. Его орнитоптер был летательным аппаратом, который очень напоминал крылья птицы или летучей мыши. Да Винчи, вероятно, черпал вдохновение и знания из своего окружения, чтобы создать это механическое устройство. Точно так же Карл Линней, шведский ботаник, зоолог, систематик и врач, также сочетал науку и искусство для создания удивительных произведений. Ему приписывают создание системы названий организмов, биномиальную номенклатуру, а также написал и опубликовал несколько томов работ по классификации животных, растений и минералов. Первым и самым известным был номер 9.0029 Система природы
Сегодня мы сталкиваемся со многими экологическими проблемами, включая изменение климата и рост населения. Необходимо создавать разнообразные решения для противодействия негативным последствиям. Поскольку эти проблемы являются новыми для нас, необходимы междисциплинарные решения, чтобы найти возможные средства правовой защиты. Во всем мире ученые и художники разрабатывают новаторские и творческие способы обучения и содействия в поиске решений. Одним из основных негативных последствий изменения климата является неспособность животных достаточно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Например, в национальном парке Читван в Непале из-за увеличения количества осадков и наводнений из-за изменения климата носороги могут утонуть. Всемирный фонд дикой природы построил земляные насыпи в местах их обитания, чтобы у носорогов было место, куда они могли бы уйти, когда уровень воды поднимется. Еще одним следствием изменения климата является повышение уровня моря. На Таймс-сквер в Нью-Йорке художник из Техаса по имени Мел Чин разработал приложение, которое позволяет пользователям просматривать город через дополненную реальность, которая показывает, как он будет выглядеть после повышения уровня моря. Вы можете посмотреть в свой телефон и увидеть лодки, плывущие над вами по Таймс-сквер. Цель этого приложения — показать и рассказать пользователям о том, каким будет будущее, если мы продолжим «бизнес в обычном режиме».
Когда речь идет о росте населения, существенным последствием являются отходы в виде мусора, особенно в океанах. Боян Слат, молодой изобретатель из Нидерландов, использовал свои творческие способности и научные знания, чтобы придумать устройство, которое может очищать океаны от мусора. Первоначальная концепция напоминала манта и имела плавающие сети, которые собирали отходы. Цель состоит в том, чтобы удалить 50% мусора из Большого тихоокеанского мусорного пятна всего за пять лет.
В своей жизни я использовал свои навыки в искусстве и науке, чтобы решать проблемы и создавать. Как специалист по экологии, мне часто приходится думать о новых подходах к современным проблемам. Например, один проект, над которым я работал, касался проектирования экологичного дома с использованием экологически чистых материалов, чтобы сократить потребление энергии для отопления и охлаждения. Я объединил свои знания в области науки об окружающей среде и свои дизайнерские навыки из искусства, чтобы придумать что-то практичное и эстетически приятное. Я также художник и часто использую живых существ в качестве своих объектов. Несколько рисунков с изображением людей, которые я нарисовал, требовали от меня наблюдения и изучения анатомии человека, чтобы иметь возможность завершить что-то, что правильно отражало бы то, что было у меня в голове.