Через три дня вся наша планета будет залита водой превратится в один океан: Через 3 дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать? — Знания.site

Содержание

Слово о воде

Вода — это жизнь, основа всего живого на Земле. Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения и улучшения качества и количества пресной воды для будущих поколений, ежегодно с 1992 года по инициативе ООН 22 марта отмечается Всемирный День водных ресурсов — День воды. А в 2003 году ООН объявила 2005-2015 годы — Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В России этот день впервые отмечался в 1995 году.


Каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня, посвящены определенной теме. Так, в разные годы девизами Дня были слова: «Забота о наших водных ресурсах является делом каждого», «Вода и женщины», «Достаточно ли воды в мире?», «Грунтовые воды — невидимый ресурс», «Водные ресурсы для здоровья», «Водные ресурсы и стихийные бедствия», «Водные ресурсы и культура», «Решение проблемы дефицита воды», «Чистая вода для здоровья мира», «Вода для городов», «Вода и энергия», «Вода и устойчивое развитие» и другие. 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.
Россия — великая водная держава, занимающая по объему речного стока второе место в мире после Бразилии, а по водообеспеченности на одного человека — третье, после Бразилии и Канады. Всего по территории России протекает 2,5 млн. рек общей протяженностью 8 млн. км и находится 2,7 млн. озер. Запасы воды в озерах составляют около 26,5 тыс. куб. км, из них на озеро Байкал приходится 23 тыс. куб. км — а это 20 % от мировых запасов поверхностных пресных вод. Кроме того, в России существует 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. куб. м.

Водное изобилие накладывает на Россию и особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего природного ресурса. Проблема дефицита пресной воды, по мнению международных экспертов, станет одной из самых острых к середине XXI в.

С приходом воды появляется жизнь. Пропадает вода, и жизнь становится невозможной. Потому что вода — это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания?

Да, если мы будем безразличны к воде! 

Несколько интересных фактов о воде

Вода — самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. 

Вода — первое, что ищут исследователи на других планетах.

Водой называют химическое соединение h3O. Но оно является уникальным универсальным растворителем. Именно поэтому найти чистую воду в природе невозможно. Вода вбирает в себя множество встреченных на пути веществ и соединений. В результате человек потребляет не чистую воду, а сложный раствор с множеством самых разных компонентов.

Учеными доказано, что у воды есть память — после соприкосновения с веществом она знает о нем все. Отражается это на ее структуре.

Вода является единственным веществом на земле, которое способно пребывать в трех состояниях — газообразном, жидком и твердом. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

По данным ЮНЕСКО, самая чистая вода находится в Финляндии. Всего в исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. При этом 1 млрд людей по всему миру вообще не имеет доступа к безопасной воде.

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.

Все хорошо помнят из школьного курса физики, что вода замерзает при 0 градусов, а при 100 градусах закипает. Однако существует так называемое сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода — без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.

Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в «стеклянную» воду. «Стеклянная» вода — это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Вода — основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные — на 75%, рыбы — на 75%, медузы — на 99%, картофель — на 76%, яблоки — на 85%, помидоры — на 90%, огурцы — на 95%, арбузы — на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды — именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды — пять-семь суток. За всю свою жизнь человек выпивает примерно 35 т воды.

Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.

Морская вода — весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1.5 г белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.

Викторина к Празднику воды 

1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд). 

2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки). 

3. Чем знаменито озеро Байкал? (Это самое глубокое озеро в мире )

4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи). 

5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения). 

6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная). 

7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).  

8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников). 

9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря — возникают в природе без участия человека). 

10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища). 

11. Какая рыба крякает? (Морской карась). 

12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха). 

13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис). 

14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк). 

15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки). 

16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты). 

17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист). 

18.Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь). 

19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр). 

20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр). 

21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица). 

22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык). 

23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь). 

24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный). 

25. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука). 

26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года). 

27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки). 

28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).  

29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж). 

30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая). 

31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз). 

32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру). 

33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза). 

34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы). 

35. Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита). 

36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный). 

Познавательная литература о воде (для детей)

Баландин, И. Дарующая жизнь/ И. Баландин // Домашний лицей. — 2001. — № 2. — С. 58-65

Бесценный и загадочный источник жизни // Клепа. — 2006. — № 5. — С. 10-11

Великое богатство Земли // Клепа. — 2010. — № 6. — С. 2-7

Вода — это жизнь // Детская энциклопедия. — 2006. — № 10. — С. 1-54

Калашников, В. Тайны воды. Реки, озера, моря и океаны: занимательное естествознание / В. Калашников. — М.: Белый город, 2010. — (Энциклопедия тайн и загадок)

Капля, речка, океан. — С.-Пб.:Лицей,1992

Клейман, Т. Многоликая вода/ Т. Клейман // Детская энциклопедия. — № 6. — С. 1-56

Окунемся во вселенную воды // Костер. — 2014. — №10. — С. 17. — О музее воды в Санкт-Петербурге

Остапчук, О. Голубые нити жизни/ О. Остапчук // Детская энциклопедия. — № 6. — С. 1-16. — Путешествие по рекам России, главным источникам питьевой воды

Павлова, Е. Живая вода/ Е. Павлова // А почему? — 2005. — № 6. — С. 4-5. — О родниковой воде

Петрова, Е. На то и водица, чтобы вдоволь напиться? // А почему? — 2008. — № 3. — С. 28-29. — Игротека посвещена сказочной воде

Петрова, Е. Сколько в воздухе воды?/ Е. Петрова // А почему? — 2011. — № 6. — С. 4-7

Петрянов, И. Самое необыкновенное вещество в мире/ И. Петрянов. — М.: Педагогика,

 1981. — [Библиотека «Детская энциклопедия». — «Ученые — школьникам»]

Почему моря соленые? // Клепа. — 2012. — № 4. — С. 2-5

Художественная детская литература о воде

Бианки, В. Рыбий дом

Гернет, И. Хорошая вода                     

Гумилевская, М. Рассказ о водяной капельке

Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок /сост. В. Аникина . — М.: Детская литература, 1987

Константиновский, М. Почему вода мокрая

Мар, Е. Океан начинается с капли: рассказ о воде

Пластов, М. Капля в море: познавательная сказка

Поступальская, М. Планета Океан: рассказы о воде

Рыжова, Н. История одного пруда; Как люди речку обидели; Вы слыхали о воде?

Сахарнов, С. Кто в море живёт?; По морям вокруг Земли; Человек под водой; В теплом море; Дельфиний остров; Подводные приключения и другие

Сладков, Н. Подводная газета; В подводном лесу

Тамбиев,А. Как увидеть морское дно?

Чуковский, К.И. Мойдодыр

Шим, Э.  Ручей

Эти книги и статьи из периодических изданий есть в нашей библиотеке.

Использовано:

http://tenyaeva.ucoz.ru/publ/informacija_uchenikam/ehto_polezno_znat_interesnye_fakty/interesnye_fakty_o_vode/5-1-0-14 Интересные факты о воде

 

 

Методы исследований способности к творчеству

Методы исследований способности к творчеству — Гибкость мышления

Лекции и практикум по психологии —

Конференции и доклады по психологии

Индекс материала
Методы исследований способности к творчеству
Тест-опросник Г. Дэвиса
ТЕСТ А. Медника Диагностика вербальной креативности
Определение типов и качеств творческого мышления
Гибкость мышления
Исследование психологических типов креативных руководителей и роли креативных способностей в системе управления
Психогеометрический тест С. Деллингер
Все страницы

Страница 5 из 7


Гибкость мышления

Вводные комментарии:
Уровень гибкости мышления оценивается в терминах «пластичность» — «ригидность».
Ригидность (от лат. rigidus — жесткий, твердый) означает затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Пластичность в отличие от ригидности предполагает легкость такой перестройки. Согласно современным нейрофизиологическим данным, уровень гибкости обнаруживает значимые корреляционные связи с таким первичным свойством нервной системы, как подвижность — способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, которая диагностируется по скорости возникновения и прекращения нервного импульса в ответ на внешний раздражитель. Различают 3 типа гибкости: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоциональную) и мотивационную. Когнитивная гибкость связана с перестройкой восприятия и представлений в изменении ситуации и, как следствие, со своевременным и адекватным принятием решения.
Стимульный материал
Уровень когнитивной гибкости мышления может быть оценен с помощью методики А.С. Лачинса
Цель: Выработка практического навыка оценки уровня когнитивной гибкости.
Оснащение: Лист бумаги, ручка, секундомер.
Порядок работы: Испытуемому предлагается написать фразу «В поле уж таял снег» четырьмя различными способами (стандартное время для выполнения каждого задания — 1 минута):
Способ 1. Инструкция: «После команды «начали» напишите фразу «В поле уж таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп»».
Способ 2. Инструкция: «После команды «начали» напишите фразу «В поле уж таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп»».
Способ 3. Инструкция: «После команды «начали» напишите фразу «В поле уж таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп» следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные — маленькими и печатными».
Способ 4. Инструкция: «После команды «начали» напишите фразу «В поле уж таял снег» своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте, как можно быстрее до команды «стоп»».
Обработка и анализ данных
ЬПодсчитывается количество правильно написанных букв в каждом задании: Мь М2, М3, М4.
2.Вычисляется среднее значение для трех заданий:


Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения.
Значения Кгиб меньше 0,6 свидетельствуют о высоком уровне ригидности мышления, то есть низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике (задание для мониторинговой группы).
2. Определите свой коэффициент креативной гибкости, сравните этот результат с показателями шкал методики Д. Брунера.
Практическая работа № 4. Исследование показателей семантической гибкости мышления (тесты Е.П. Торренса [9])
Цель занятия: определение показателей творческих способностей -семантической гибкости и семантической спонтанной гибкости
Задачи работы:
1. Оцените уровень развития у Вас данных показателей творческих способностей.
2. Сравните результаты полученные в двух методиках, оцените эффективность данных методов диагностики.
3. Результаты работы отразите в обобщающих выводах.

Тест «употребление предметов» (Е.П. Торренс)

Вводные комментарии
В данном тесте, который входит в батарею заданий теста Е.П. Торренса [9] исследуется еще один показатель творческого мышления, который известный американский исследователь творческой личности Д. Гилфорд назвал «семантической гибкостью» — т.е способностью видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. Задание обычно дается в свободном временном режиме, но в основном группа заканчивает выполнение одной серии за 5 минут.
Инструкция к первому заданию: напишите, пожалуйста, все возможные виды необычного использования хорошо известного вам предмета — книги. При этом привычные способы использования (чтение, подарок) нужно заранее исключить. Работайте в свободном временном режиме.
Для повторных испытаний предмет преобразования нужно заменить, например «молоток» или «ботинок».
Обработка результатов. Начинается на занятии, необходимо сгруппировать вероятные способы применения предмета в семантические типы (близкие по смыслу способы применения объединяются). Показатель семантической гибкости определяется по количеству предложенных способов необычного применения предмета различающихся семантически. В качестве дополнительного показателя в методике вычисляется также индекс оригинальности каждого способа, который вычисляют так же как и в тесте А.Медника по формуле:
Zi=l/r
где Zi индекс оригинальности данного способа, г -частота встречаемости данного варианта в данной группе испытуемых
Общий индекс оригинальности работы подсчитывается по формуле: Nop=ΣZi/X
где Noр — индекс оригинальности работы, X — общее количество ответов испытуемого
Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 6)
Таблица №6




1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

8,5

6,5

5,5

4,5

2,5

0,5

3

0,57

0,29

0,2

0,14

0,09

0,04

Где 1 ~ % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2- средний показатель семантической гибкости испытуемых по
результатам двух серий, 3 — среднее значение индекса оригинальности
Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были — наличие 6 и более способов использование данного предмета в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,29. Низкокреативными можно считать результаты — меньше 2 версий использования предметов в серии и индекс оригинальности меньше 0,09
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите свой коэффициент семантической гибкости,
2. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод.
Тест «Решение необычных ситуаций» (ЕЛ. Торренс) Вводные комментарии
Данная методика также представлена в батарее тестов Е.П. Торренса и оценивает такой показатель креативности как семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации. В группе желательно провести только первую серию методики, остальные серии оставить для домашней самостоятельной работы.
Инструкция: придумайте и напишите как можно больше вариантов решения данной необычной ситуации:
1 серия: Что будет на Земле, если все люди будут легкими как пушинки?
2 серия: Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
3 серия: На Земле высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?
Показатель семантической спонтанной гибкости определяется по количеству и качеству различных версий придуманных данным испытуемым. Все версии также как и в предыдущем тесте группируются по семантическим типам, дополнительно оценивается уровень оригинальности версии по той же формуле, что и в предыдущем тесте. Дополнительным показателем теста является «разработанность» — которая оценивается по глубине раскрытия версий (определяется группой экспертов)
Ниже приводится таблица процентильных показателей, которые мы получили в эмпирических исследованиях двух групп Хабаровского и Московского педагогических вузов в 1994-1995 г. (таблица № 7)
Таблица №7




1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

4,6

3,3

2,5

2,0

1,3

0,5

3

0,67

0,34

0,22

0,16

0,10

0,04

Где 1 — % испытуемых, чей результат превышает данный показатель, 2 — средний показатель семантической спонтанной гибкости испытуемых
по результатам двух серий, 3 — среднее значение индекса оригинальности
Высококреативными показателями в данной выборке испытуемых были — наличие 3 и более версий решения проблемной ситуациий в каждой серии и значение индекса оригинальности более 0,34. Низкокреативными можно считать результаты — меньше 1 версий решения проблемных ситуаций и индекс оригинальности меньше 0,1

Задания для самостоятельной работы
1. Проведите самостоятельно вторую и третью серию заданий теста в домашних условиях
2. Составьте сводную таблицу групповых показателей по данной методике, проведите экспертную оценку полученных результатов.
3. Определите свой коэффициент семантической спонтанной гибкости.
4. Сравните показатели методики в групповой и индивидуальной формах.
5. Сравните этот результат с показателями групп Хабаровского и Московского вузов, сделайте вывод.

 


<< Предыдущая — Следующая >>

Технология


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРУТОЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧЕНЕВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЕХНОЛОГИЯ

Понятие креативности. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей.

Вводное занятие. 11класс.

Учитель: Литвинова Ирина Николаевна.

2008

АННОТАЦИЯ

Учитель – Литвинова Ирина Николаевна

Образование – высшее

Педагогический стаж – пять лет

Место работы – МОУ Крутологовская СОШ

Место урока к программе «ТЕХНОЛОГИЯ»

Данный урок – вводное занятие к теме №1 « Технология решения творческих задач» программы «Технология», разработанной В.Д. Симоненко.

Урок разработан для использования в 11 классе.

Тема урока: Понятие креативности. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей.

Цель урока: дать понятие, что такое « креативность»; обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач; раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

Основные понятия урока:

Креативность

Творческая задача

Изобретательство

Требуемое время

2часа

1час – знакомство с новыми понятиями

1 час – практическая работа

Материалы, необходимые для проведения урока

Тесты;

Анкета;

Диаграмма;

Таблица №1;

Таблица №2;

Карточки – задания;

Тема урока: Понятие креативности. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей.

Цель урока: дать понятие, что такое « креативность»; обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач; раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

заданием.’>Оформление урока: Таблицы с результатом анкеты, теста. Примерная диаграмма. Карточки с заданием.

На доске: « Творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». П. Хилл.

Ход урока


  1. Орг.момент.

( Сообщение темы и цели урока)

2. Изучение темы урока.

Слово учителя: Что такое креативность?

Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает « творческость ». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным.

Дивергентное (творческое мышление) – противоположность конвергентного ( традиционного, нетворческого) мышления.

Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным.

В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.

( учитель задает вопрос учащимся)

Как вы думаете, что отличает творческого человека от обычных людей?

( ответы учащихся)

Учитель:

У креативной личности замечательно развито несколько качеств. А какие это качества мы с вами точно узнаем из данного задания.

( Учащимся предлагаются карточки с заданием. )

(

Найди ключ и расшифруй, какие качества креативного человека даны в задании:

гниоораьлсьтн

юзьостьнлбноалет

оожеиенарбв

цияиутин

шлееимны

льстьонциэомано

морю

Правильные ответы: ключ – все буквы перепутаны в произвольном порядке.

Качества: оригинальность, любознательность, воображение, интуиция, мышление, юмор).

Учитель: Все ребята справились с заданием. Теперь мы с вами знаем какими качествами должен обладать креативный ( творческий человек). У каждого человека, конечно же, есть эти качества, но какое-то развито максимально, а какое то наоборот. Я вам предлагаю экспресс-метод, с помощью которого вы сможете оценить, насколько вы творческая личность. Возможно, это поможет по- новому взглянуть и на себя, и на свое окружение, и послужит стимулом к каким- то изменениям в собственной жизни, во взаимоотношениях с людьми.

Задание называется « Опросник креативности Джонсона »

Инструкция: Вам предлагается восемь утверждений, характеризующих творческую личность. Каждое из описываемых качеств нужно оценить по степени его выраженности у вас – по 5-ти бальной системе.

1 балл – это качество у вас никогда не проявляется.

2 балла – проявляется, но очень редко.

3 балла – проявляется время от времени.

4 балла – проявляется часто.

5 баллов – проявляется постоянно.

Итак, творческая личность способна:


  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

  4. Предлагать дополнительные детали, версии или их решения ( находчивость, изобретательность).

  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности ( воображение, способности к структурированию).

  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую ( независимость, нестандартность).

  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)

Учитель: После того, как вы оценили каждое утверждение с точки зрения его выраженности у вас, подсчитайте сумму баллов по всем восьми пунктам

Это и есть общая оценка вашей креативности.

(Результаты проверяются по таблице)


Сумма баллов

Уровень креативности

8-14

Очень низкий

15-19

Низкий

20-26

Нормальный, средний

27-33

Высокий

34-40

Очень высокий

Учитель: Следующим заданием вам будет предложена анкета

« В какой области вы креативны?»

Ответив на вопросы этой анкеты, вы получите наглядное представление о своих творческих склонностях, и поймете, какой вид креативности вам стоит у себя потренировать.

Инструкция: Дайте самостоятельную оценку своих личностных качеств по предлагаемым вопросам, отвечая ДА или НЕТ. Если начинаете сомневаться, долго не раздумывайте. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову – обычно именно он соответствует действительности.

ВОПРОСЫ:


  1. Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?

  2. Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете?

  3. Переноситесь ли вы в своих мечтах в прошлое или будущее?

  4. Чувствуете ли вы сразу намерение человека при первом взгляде на него?

  5. Задумываетесь ли вы, какие тайные причины заставляют людей создавать что – либо новое?

  6. Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности?

  7. Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают?

  8. Изобретали ли вы когда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере7

  9. Будите ли вы заниматься чем-либо необычным, если это связанно, с какими либо трудностями?

  10. Верно ли, что вам не нравится познание нового, если это связано с риском?

  11. Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком-нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?

  12. Ошибаетесь ли вы при принятии решения в экстремальной ситуации?

  13. Всегда ли продумываете последствия, принимаемого вами решения?

  14. Верно ли, что вы реагируете эмоционально на необычные ситуации?

  15. Любите ли вы шутить и смеяться над собой?

  16. Если представится случай, вы пойдете на творческую, но не оплачиваемую работу?

  17. Является ли редким ваше увлечение?

  18. Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?

  19. Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?

  20. Вы чувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?

  21. Утомляет ли вас работа, требующая постоянного принятия решения в нестандартных ситуациях?

  22. Быстро ли вы забываете о переживаниях героев просмотренного вами фильма или прочитанной вами книги?

  23. Вы заранее готовите шутку или шутливую историю, чтобы развеселить компанию?

  24. Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?

  25. Испытываете ли вы потерю интереса к разнообразию жизненных ситуаций?

  26. Помните ли вы о своих детских вопросах, ответы на которые нашли только в детском возрасте?

  27. Воображаете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке?

  28. Вам трудно предвидеть последствия происшедших событий?

  29. Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?

  30. Вызывает ли у вас вдохновение необходимость начать новое дело?

  31. Смеетесь ли вы над своими неудачами?

  32. Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?

  33. Вы любите работу, учебу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями в реализации?

  34. Когда вы долго не познаете новое, вас мучает ли чувство неудовлетворенности?

  35. Сталкиваясь с новыми проблемами, вы предвидите перспективы их решения?

  36. Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал произошедшее потом событие?

  37. Можно ли о вас сказать, что вы работаете над трудными проблемами до тех пор, пока не найдете оригинальный способ решения?

  38. Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?

  39. Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?

  40. Вы посещаете кружки или секции с учетом своих творческих способностей?

  41. Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по их назначению?

  42. Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?

  43. Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?

  44. Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо?

  45. Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действий?

  46. Сочувствуете ли вы обманутому человеку?

  47. Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты или смешные истории?

  48. Если вы, лишитесь, возможности работать или учиться, то жизнь для вас потеряет интерес?

  49. Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?

  50. Хочется ли вам порой разобрать вещь для того, чтобы узнать, как она работает?

  51. Возникает ли у вас желание сочинить сказку или рассказ?

  52. Бывает ли, что вы, по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?

  53. Вам не трудно продумывать несколько вариантов решения проблемы?

  54. Вы склонны, сильно реагировать, если вас обманули?

  55. Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?

  56. Вы чувствуете, что профессия, которую вы выберете, поможет улучшить окружающий мир?

  57. Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь?

  58. Интересует ли вас, как живут соседи?

  59. Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство?

  60. Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?

  61. Основательно ли вы продумываете результаты своей творческой деятельности?

  62. Сочувствуете ли вы людям, нуждающимся материально?

  63. Считают ли вас окружающие остроумным человеком?

  64. В вашем творчестве было много неудач?

  65. Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в оригинальных действиях человека?

  66. Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?

  67. Пишете ли вы стихи?

  68. Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?

  69. Редко ли вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей деятельности?

  70. Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило (связанно) с вами?

  71. Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?

  72. Можете ли вы в своей деятельности ради успеха пойти на риск, если даже шансы на успех не гарантированны?

  73. Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?

  74. Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?

  75. Вам трудно представить себя в старости?

  76. Глядя на постороннего человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь?

  77. Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям явления целостный результат?

  78. Вы выражаете свои эмоции при просмотре спортивных состязаний?

  79. Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?

  80. Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?

Обработка результатов

Учитель: Для удобства обработки вопросы сгруппированы в таблице. Сверьте свои ответы с этим ключом – за каждый совпавший ответ с ключом вы получаете 1 балл. Запишите суммы баллов по каждой группе вопросов.

( учащимся раздаются таблицы и протоколы, куда они заносят полученный результат).


№ строки

Сумма балов

Качество

1

1 +

9 +

17+

25-

33+

41+

49+

57-

65+

73+

О

2

2+

10-

18+

26+

34+

42+

50+

58+

66+

74+

Л

3

3+

11+

19+

27+

35+

43-

51+

59+

67+

75-

В

4

4+

12-

20+

28-

36+

44+

52+

60+

68+

76-

И

5

5+

13+

21-

29+

37+

45+

53+

61+

69-

77+

М

6

6+

14-

22-

30+

38+

46+

54+

62+

70+

78-

Э

7

7+

15+

23+

31+

39+

47+

55+

63+

71-

79+

Ю

8

8+

16-

24-

32+

40+

48+

56+

64-

72+

80+

У

+

— 1 балл за ответ ДА

_

— 1 балл за ответ НЕТ

ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ_______________________баллов.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ____________________ баллов.

ВООБРАЖЕНИЕ__________________________ баллов.

ИНТУИЦИЯ______________________________ баллов.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ________________баллов.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ_____________________баллов.

ЧУВСТВО ЮМОРА________________________ баллов.

ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ________баллов.

Учитель: Теперь по вашим результатам я предлагаю вам начертить диаграмму, которая будет состоять из всех данных качеств креативности. Один балл вашего результата будет равен одному сантиметру.

( Учащиеся по результатам своего протокола выстраивают диаграмму. Например

О=4б, Л=5б, В=7б, И=8б,М=9б,Э=3б,Ю=6б,У=10б.)

ПРИМЕР ДИАГРАММЫ

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

О Л В И М Э Ю У

Учитель: Итак, теперь вы видите, насколько у вас развиты составляющие креативности и над чем вам еще стоит поработать. И, конечно здесь не присутствует такой человек, у которого этих качеств не было бы совсем. Ведь каждый человек по-своему творческая личность. Я лишь на сегодняшнем уроке хочу предложить вам поспособствовать развитию этих качеств более углубленно.

3. Практическая работа:

« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Показатели креативности, используемые в заданиях:

а) продуктивность- (легкость или беглость генерирования идей, сюжетов, ассоциации в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) – измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;

б) гибкость – измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;

в) оригинальность – определяется числом редко встречающихся ответов: например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух учащихся в классе из 10 чселовек.

Здание №1


  1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворенияи Льюса Кэррола:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пыряли по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.


  1. Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложности оценки результатов творчества?

  2. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

(Ответы учащихся могут быть самыми разнообразными. Например, появилось такое новое стихотворение:

Смеркалось. Шустрые утята

Ныряли на воде,

И стрекотали кузнечики

Как скрипачи, в траве.)

Критерии оценки задания №1

ВЫСОКИЙ – логичность и осмысленность, оригинальность ответов.

СРЕДНИЙ – логичность всех ответов, но нет их оригинальности.

НИЗКИЙ – нелогичные предложения, нет оригинальных ответов.

Задание №2

Инструкция: Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве ее отдельных частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

в)

а) б)

г) д) е)

Критерии оценки задания №2

ВЫСОКИЙ – более 50% оригинальных фигур.

СРЕДНИЙ – 30-40% оригинальных фигур.

НИЗКИЙ – оригинальных фигур нет.

Задание №3

Инструкция: Необходимо внимательно посмотреть на картинку. Рассказать прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.

( Учащийся может выбрать для рассказа любую картинку).

Критерии оценки задания №3

ВЫСОКИЙ – есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе. Есть необычный сюжет общая идея.

СРЕДНИЙ – два – три предложения, нет оригинальности сюжета.

НИЗКИЙ – одно предложение, нет оригинальности сюжета.

Задание №4

Инструкция: Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.


  1. Что будет на земле, если все люди станут легкими, как пушинки?

  2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будите делать?

  3. На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?

  4. Все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга. Ваши действия?

Критерии оценки задания №4

ВЫСОКИЙ – Развернутый рассказ, состоящий из большого количества предложений. Необычные, в то же время логичные действия. Может быть несколько вариантов.

СРЕДНИЙ – Неоригинальные и не очень логичные действия. Среднее чувство ситуации.

НИЗКИЙ – Учащийся не вошел в ситуацию.

Задание №5

Инструкция: Вам даны четыре скрепки. Попытайтесь составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием.

Критерии оценки задания №5

ВЫСОКИЙ – более 15 сюжетов, 7 из них оригинальных.

СРЕДНИЙ – 12-10 рисунков, 7 разнокотегорийных, остальные оригинальные.

НИЗКИЙ – менее 10 сюжетов, менее 7 разнокотегорийных, менее 4 оригинальных.

Задание №6

Инструкция: Проведите, не отрывая руки от листа, через все девять точек четыре прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии. Друг с другом советоваться нельзя.

О


  • * *

  • * *

  • * *

твет:

Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи.

Анализ всех данных по шести заданиям

Уровни, полученные по всем шести заданиям, обобщаются следующим образом:

Высокий в целом – в случае, если три или более заданий сделано на высоком уровне; остальные на среднем.

Средний в целом – если сделано на высоком уровне – 0-2 задания, на среднем – 2-6 заданий и на низком не более трех заданий.

Низкий в целом – если на высоком уровне не сделано ни одного задания, на среднем – не более двух заданий, на низком – четыре и более заданий.

4. Итог урока

Учитель: Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологий, появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения, т.е. изобретательства. Так что же такое изобретательство?

Изобретательство – творческая деятельность, в результате которой на основе знаний, достижений создаются новые принципы действия. Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:

* применить известные типовые решения, общепринятые схемы.

* изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все конструкции выполнить по-новому, своеобразно.

Делая вывод сегодняшнего урока, можно, очевидно, сказать что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определили так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом, какого – то противоречия, соответствия реального и требуемого, желаемого. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

5.Оценка работ учащихся по выше изложенному анализу.

Библиографический список

1. Акимова Г. « Стань креативным». Практическое пособие по развитию творческих способностей. – СПб.: « Ленинградское издательство», 2008.

2.Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений.

« Технология. Трудовое обучение» Москва. Просвещение, 2005.

3. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр « Вентана – граф» 2007.

Каталог: download -> version
version -> Coping with Final Exams Stress ( Справляемся со стрессом перед выпускными экзаменами)
version -> Стресс и способы борьбы с ним (Stress and How to Cope With It)
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п’ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского.,  М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку

Скачать 213.43 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Конец Земли — профессор Сергей Сергеевич Глаголев

профессор Сергей Сергеевич Глаголев

Скачать

Сколько вы найдете слов, начинающихся с «НО..»?

У Вас одна минута. «НОТАРИУС»

Проделайте то же самое с сочетанием «БО..»

У Вас одна минута. «БОКАЛ»

Проделайте то же самое с сочетанием «НЕ..».

 У Вас одна минута. «НЕЖНОСТЬ»

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10

11

11

11

12

12

12

13

13

13

14

14

14

15

15

15

16

16

16

17

17

17

18

18

18

19

19

19

20

20

20

21

21

21

22

22

22

23

23

23

24

24

24

25

25

25

26

26

26