Содержание
50 лет со дня пожара, унесшего жизни экипажа «Аполлон-1»
50 лет назад аварией, унесшей жизни трех астронавтов, закончились тестовые испытания по программе «Аполлон». Катастрофа заставила пересмотреть подходы в конструировании техники и отложить высадку на Луну на полтора года.
Ровно полвека назад американскую пилотируемую космонавтику постигла первая масштабная неудача с человеческими жертвами. 27 января 1967 года во время наземных испытаний на стартовом комплексе возник пожар, в результате которого погиб состоявший из трех астронавтов экипаж корабля «Аполлон-1».
Миссия «Аполлон-1» должна была стать первым пилотируемым полетом перед объявленной еще президентом Джоном Кеннеди высадкой на Луну. Однако кораблю так и не суждено было стартовать с Земли —
Камни состарили Луну
Ученые уточнили возраст Луны, изучив редкие минералы, доставленные астронавтами экспедиции…
12 января 15:38
он сгорел на стартовой площадке за месяц до старта, который был назначен на 21 февраля.
Старт AS-204 («Аполлон-1») планировался как первый пилотируемый испытательный полет командно-служебного модуля на околоземную орбиту, запущенный ракетой Saturn-1B. С его помощью планировалось испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса «Сатурн-Аполлон» и отслеживание корабля наземными станциями контроля. Полет должен был продлиться до двух недель, в зависимости от поведения космического корабля.
27 января в командно-служебный модуль зашли три члена экипажа — Вирджил Гриссом, совершивший второй американский суборбитальный полет, Эдвард Уайт, первый американец, совершивший выход в открытый космос, и Роджер Чаффи. В этот день в NASA запланировали провести особые испытания, которые назвали plugs-out test — «испытания с выдернутыми штекерами», когда корабль обеспечивается за счет внутренних источников питания.
Считается, что если они проходят гладко, корабль готов к отправке в космос.
Весь день экипаж провел в космической капсуле, решая различные технические проблемы, в том числе — вонь, исходящую из кислородного бака, и проблемы со связью. «Как вы собираетесь лететь на Луну, если мы не слышим друг друга, находясь в соседних зданиях?» — прокричал Гриссом, высунувшись из капсулы наружу.
По словам техников, Гриссом был очень недоволен недоделками аппарата, и команда часто жаловалась начальству на неготовность корабля, вспоминает бывший астронавт NASA Том Джонс. Более того, когда Гриссом видел, что его крики не имеют никакого действия, он демонстративно срывал лимон со своего лимонного дерева у дома, приносил на космодром и вешал его на космический корабль (в США «лимоном» называют крайне ненадежную технику).
В NASA ищут, куда оправиться
Как астронавтам справлять нужду, не покидая скафандра, — об этом задумались инженеры NASA, планируя…
04 декабря 22:12
Когда астронавты закончили работу с чек-листом, внутри модуля неожиданно вспыхнуло пламя. Возгорание моментально привело к росту давления внутри корабля, из-за чего стало невозможным открытие люка, который открывался вовнутрь.
Пламя мгновенно распространилось по кабине, из-за чего за 25,5 секунды температура поднялась до 1000 градусов, пока не выгорел весь находившийся в корабле кислород.
Позднее следствие восстановило картину аварии. В 18.30.54 в бортовой сети бы зарегистрирован скачок напряжения. Спустя восемь секунд кто-то из астронавтов, возможно Гриссом, крикнул «Огонь, эй!».
Спустя две секунды кто-то, видимо Чаффи, сказал: «У нас огонь в кабине!» В последующие семь секунд связи с кораблем не было, последней фразой стало: «У нас сильный огонь — давайте выбираться, мы горим! Ааа…» После этого голосов не было. Все это продлилось лишь 17 секунд после начала первого сообщения о возгорании.
Находившиеся поблизости техники пытались вытащить астронавтов, однако все они погибли от удушения. Расследование пришло к выводу, что искрение началось в связке проводов, однако проблема была не только в этом. Большие вопросы вызвало обилие легковоспламеняющихся элементов внутри корабля.
И главной ошибкой, как выяснилось позднее, было заполнять объем корабля чистым кислородом, а не смесью кислорода с азотом, поскольку чистый кислород содействует активному горению веществ, которые не воспламеняются на открытом воздухе.
По словам историка космонавтики Роджера Лауниуса, руководство NASA знало о недоделках в корабле еще за два года до происшествия. «Так почему они не устранили их заранее, пока никто не погиб? Это то, что никогда не укладывалось в моем сознании», — рассказал он.
Многие эксперты сходятся во мнении, что в середине 60-х годов, стараясь обогнать СССР в лунной гонке, в NASA упускали из виду вопросы безопасности. «В 1960-е годы NASA было новым брендом, и ставить целью высадку на Луну менее чем за девять лет было амбициозно», — говорит Лерой Чиао, бывший астронавт NASA.
Программистка, спасшая «Аполлон»
Барак Обама наградил программистку Маргарет Гамильтон, предотвратившую срыв высадки американцев на Луну…
27 ноября 12:39
С одной стороны, уверен он, аварии не случилось бы, если бы NASA не ввязалось в лунную гонку. С другой стороны, надо понимать, что полет на Луну и подготовка к нему были той задачей, которую раньше решать не приходилось, и при этом сохранялся высокий риск неудачи.
«Аполлон» не был модифицированной версией корабля «Джемини», он разрабатывался пять лет, и не был готов к запуску в январе», — считает Том Джонс.
«Мы всегда боялись, что на пути к Луне потеряем одну миссию, исходя из того как далеко мы зашли. Но мы не думали, что это произойдет на земле», — сказал Уолтер Канингем из дублирующего состава «Аполлон-1».
В результате аварии пилотируемые полеты по программе «Аполлон» были задержаны на полтора года, первый пилотируемый старт состоялся в октябре 1968 года, а знаменитая высадка на Луну — в 1969 году.
50 лет назад погиб экипаж космического корабля «Аполлон-1» — РТ на русском
27 января 1967 года — трагическая дата в истории освоения космоса. Ровно 50 лет назад на борту корабля «Аполлон-1», готовившегося на мысе Канаверал к первому в истории пилотируемому полёту на Луну, погибли три астронавта: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. О жизненном пути троих мужчин, мечтавших ступить на поверхность Луны, — в материале RT.
27 января 1967 года, 13:00
К началу 1967 года Советский Союз лидировал в космической гонке: русские конструкторы отправили на орбиту первый искусственный спутник, первого космонавта, первую женщину-космонавта, были совершены первый полёт многоместного космического корабля и первый выход в открытый космос, успешно прошёл запуск автоматических станций к Луне и первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету — Венеру.
По данным американской разведки, пилотируемый полёт на Луну тоже был не за горами, что заставляло правительство США торопиться. Но говорить о том, что трагедия произошла именно из-за спешки, неверно. Были и чисто технические причины.
В те годы астронавты на космических кораблях дышали чистым кислородом при пониженном давлении. Это позволяло отказаться от дополнительного оборудования. Оставался вопрос: разве использовать кислород — пожаробезопасно? Ряд успешных экспедиций кораблей «Меркурий» и «Джемини» продемонстрировал, что чистый кислород опасности не представлял, но только при пониженном давлении. В случае с «Аполлоном» всё пошло не по плану.
- nasa.gov
В процессе тренировок давление на борту превысило атмосферное, но разработчики не увидели в этом серьёзной проблемы. Они считали, что испытание, имитировавшее запуск корабля, не представляет опасности. Тренировка началась в час дня. Астронавты жаловались на запах скисшего молока, но основной проблемой считали трудности со связью. Командир корабля Вирджил Гриссом раздражённо спросил у Центра управления полётами:
«Если мы не можем установить нормальную связь на расстоянии 5 миль, как говорить с вами с Луны?»
Ему и его товарищам оставалось жить всего несколько часов.
Полёт «Аполлона» мог сделать его легендой
Гриссом — первый в мире человек, дважды побывавший в космосе — был национальным героем.
В юности Вирджил, несмотря на свои выдающиеся способности, был самым обыкновенным мальчишкой: 145 баллов, набранных им в тесте на коэффициент интеллекта, не сделали его более серьёзным, предусмотрительным или осторожным. Он творил разные глупости (однажды, например, чуть не погиб, оказавшись на виселице, которую в шутку соорудил с друзьями) и абсолютно не знал, что делать со своим будущим. Женившись в 19 лет на Бетти Мур, Гриссом с головой погрузился в изучение инженерных основ и содержать свою крохотную семью из двух человек никак не мог. Его супруга работала, чтобы помочь Гриссому оплатить обучение. После окончания университета будущий астронавт признал, что без жены никогда бы не стал легендой американской космонавтики.
Полёт Гриссома в рамках программы «Меркурий» летом 1961 года прошёл нормально, но возвращение на Землю чуть не обернулось трагедией. Небольшой космический аппарат, как и было запланировано, приводнился в Атлантическом океане. Вертолёт начал поднимать его из воды с помощью троса. Но поскольку по какой-то причине люк «Меркурия» открылся ещё до того, как произошло приводнение, в кабину залилась вода. Аппарат потяжелел, вертолёт не смог справиться с дополнительной нагрузкой, поэтому трос пришлось обрубить. К счастью, Гриссома на тот момент внутри уже не было.
Руководство миссии обвинило в преждевременном открытии люка астронавта, а не некорректно сработавшую автоматику, хотя Гриссом точно знал, что всё делал правильно. Несмотря на его старания, руководство не стало разбираться в причине неисправности. Почти сразу после возвращения Гриссом начал подготовку к полёту «Джемини-3», который прошёл безо всяких проблем. Этот успех и открыл ему путь к Луне.
Вирджил Гриссом сомневался в том, что намеченная для «Аполлона-1» программа будет выполнена в полном объёме. Но вряд ли он подозревал, что старт, запланированный на февраль, вообще не состоится. В намеченный для теста день в 18:30 датчики зафиксировали скачки напряжения. Через минуту один из членов экипажа доложил, что в кабине начался пожар. Это был Эдвард Уайт — и прожил он после этого не больше 14 секунд.
- Роджер Чаффи, Эдвард Уайт и Вирджил Гриссом во время тренировки на тренажёре корабля «Аполлон-1»
- nasa. gov
Право летать, данное от рождения
Имя Эдварда Уайта было небезызвестно: он стал первым американцем, вышедшим в открытый космос, то есть вторым человеком в безвоздушном пространстве после Алексея Леонова. Уайт, можно сказать, был рождён для полётов. Отец мальчика, Эдвард Уайт-старший, был генерал-майором ВВС США, а кроме того, получил известность как первый человек, посадивший дирижабль на воду. Он привил сыну любовь к полётам, самодисциплину и сознательность. Окончательно судьба будущего астронавта оказалась предрешена, когда ему было 12 лет: первый раз сев за штурвал, он чувствовал невероятное спокойствие, как будто пилотировать самолёт — естественное для него состояние.
В военной академии Вест-Пойнт, одной из лучших в стране, целеустремлённый Уайт выбился в первые ряды: он был блестящим учеником и одним из лучших легкоатлетов. Упорство и одарённость неизменно помогали Уайту добиваться успехов, благодаря чему он, совсем ещё молодой человек, считался опытным пилотом.
О космической программе Эдвард Уайт прочитал в газетах и решил во что бы то ни стало полететь в космос. Его место во второй группе подготовки — результат хорошо спланированной работы. Уайт смог выделиться даже среди других незаурядных лётчиков, попавших в группу: о нём отзывались как о самом вдумчивом и обстоятельном.
Итак, 22 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым человеком в открытом космосе. Как же улучшить его результат? Научиться маневрировать в безвоздушном пространстве. Именно эту задачу ставил перед собой Эдвард Уайт, выходя за пределы космического корабля «Джемини». Около 20 минут манёвров в открытом космосе принесли ему мировую славу, и меньше чем через два года он оказался на борту «Аполлона».
Несостоявшееся боевое крещение
Причиной пожара на космическом корабле стало возгорание проводки — вероятно, в результате короткого замыкания — и пожароопасная ситуация из-за повышенного давления и полностью кислородной атмосферы. Огонь сразу же перекинулся на скафандры астронавтов. Они не смогли открыть люк и погибли от отравления угарным газом.
Последнее, что специалисты NASA услышали по радиосвязи, был возглас: «Я горю!» Это кричал Роджер Чаффи.
Самый молодой астронавт на борту (Чаффи был 31 год, Уайту — 36, Гриссому — 40) был единственным членом экипажа, ещё не совершившим полёт в космос. Миссия «Аполлона» должна была стать его боевым крещением.
Чаффи большую часть своей жизни посвятил Военно-морскому флоту, хотя с детства был знаком с полётами и любил небо. Он был не только испытателем, но и исследователем: ещё в подростковом возрасте увлёкся электроникой и машиностроением. Недюжинные способности в этой области сделали его одним из самых перспективных кандидатов в третью группу астронавтов NASA. Их подготовка велась особенно кропотливо: обучение было изнуряющим, а практические упражнения — порой опасными для жизни. Чаффи спасали семья и хобби. Он старался уделять как можно больше времени жене и двум детям, а лекарством от стресса считал охоту и музыку.
Гриссом и Уайт с глубокой симпатией относились к своему напарнику. Чаффи был неутомимым и работящим, прекрасно справлялся со своими обязанностями и к тому же брал на себя роль секретаря команды, отвечавшего на вопросы прессы. Он, в отличие от Гриссома, ничего не опасался. Чаффи до последнего момента был уверен, что команда «Аполлона» находится в полной безопасности.
Эти три человека были связаны одной мечтой и одной участью. В каком-то смысле прикоснуться к Луне они всё-таки смогли: 1 августа 1971 года астронавт корабля «Аполлон-15» Дэвид Скотт установил на поверхности спутника инсталляцию художника Пола ван Хейдонка.
- nasa.gov
Она представляет собой лежащую ничком алюминиевую фигурку астронавта и табличку, на которой написаны имена погибших покорителей космоса, в том числе Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.
Миссия «Аполлон-1» — РИА Новости, 27.01.2022
https://ria. ru/20220127/apollon-1769394643.html
Миссия «Аполлон-1»
Миссия «Аполлон-1» — РИА Новости, 27.01.2022
Миссия «Аполлон-1»
Миссия «Аполлон-1» (Apollo 1) должна была стать первым полетом космического корабля с экипажем, запущенным по американской космической программе «Аполлон»,… РИА Новости, 27.01.2022
2022-01-27T09:38
2022-01-27T09:38
2022-01-27T09:38
справки
сша
наса
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/19/1769373356_0:0:3025:1702_1920x0_80_0_0_41bbaf84ca1c53e84475b68ff027a534.jpg
Миссия «Аполлон-1» (Apollo 1) должна была стать первым полетом космического корабля с экипажем, запущенным по американской космической программе «Аполлон», целью которой являлась доставка астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю. Программой «Аполлон» в США начали заниматься с октября 1960 года, когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заключило несколько договоров с фирмами на проведение научно-исследовательских работ по разработке трехместного космического корабля «Аполлон» (Apollo) и ракеты-носителя «Сатурн» (Saturn). Для ее осуществления были использованы результаты научно-технических и медико-биологических исследований предыдущих программ. Работы по программе стали проводиться в форсированном режиме после выступления в Конгрессе 25 мая 1961 года президента США Джона Кеннеди, в котором он призвал американских ученых и конструкторов сделать все возможное, чтобы до конца 1960-х годов осуществить высадку астронавтов на поверхность Луны. Решение этой задачи вывело бы США в лидеры в космической гонке между ними и СССР. В начале 1960-х годов Советский Союз в космической сфере опережал США, запустив первый спутник Земли в 1957 году и выведя на орбиту первый в мире космический корабль с человеком на борту 12 апреля 1961 года. Расходы на выполнение американской общенациональной программы по высадке экспедиции на Луну до конца 1960-х годов уже в первые годы ее осуществления составляли три четверти всего бюджета НАСА. Для осуществления запусков лунных экспедиций была создана трехступенчатая ракета-носитель «Сатурн-5», которая доставляла на круговую околоземную орбиту высотой 185 километров полезную нагрузку массой 139 тонн, при выводе на траекторию полета к Луне до 50 тонн. В 1965 году в США уже имели отработанные многоразовые двигатели для всех ступеней «Сатурна-5». Параллельно с работами по ракетам-носителям создавался и корабль «Аполлон». Он состоял из орбитального (командного) модуля, в который входили двигательный отсек и отсек экипажа, и лунного модуля (кабины). Компания, занимавшаяся созданием космического корабля, планировала построить две версии «Аполлона». Астронавты должны были испытать базовый космический корабль на околоземной орбите в первой версии, а более поздняя, более совершенная версия, оснащенная системой стыковки, должна была доставить их на орбиту Луны. В феврале и августе 1966 года прошли два успешных беспилотных суборбитальных испытания космического корабля «Аполлон», которые получили обозначение AS-201 и AS-202. Миссия AS-204 должна была стать первым полетом космического корабля «Аполлон» с экипажем. Его планировали запустить 21 февраля 1967 года. Космический корабль должен был доставить астронавтов на околоземную орбиту. Основные цели миссии заключались в том, чтобы доказать космическую пригодность корабля и проверить двигатель служебного модуля. В марте 1966 года НАСА назначило астронавтов на этот полет. В состав основного экипажа вошли Вирджил (Гас) Гриссом (Virgil (Gus) Grissom), Эдвард Уайт (Edward White) и Роджер Чаффи (Roger Bruce Chaffee). Гриссом, имевший опыт космических полетов, был назначен командиром экипажа. До этого он совершил полет по суборбитальной траектории в июне 1961 года на корабле «Меркурий» (Mercury) и космический полет в марте 1965 года в качестве командира двухместного корабля «Джемини-3» (Gemini-3). Эдвард Уайт также уже побывал в космосе. Он был пилотом корабля «Джемини-4″(Gemini-4) и первым из американских астронавтов совершил выход в открытый космос. Для Роджера Чаффи этот космический полет должен был стать первым. Во время подготовки к полету астронавты много времени проводили, наблюдая, как строится и проходит испытания их космический корабль. Они также прослушали лекции по системам корабля, астрономической навигации, физиологии человека и другим аспектам полета человека в космос, получили инструкции по своей ракете «Сатурн». Астронавты тренировались на тренажерах, практиковались в приводнении и выходе из космического корабля. Сначала тренировки проводились с макетом капсулы в бассейне на базе Военно-воздушных сил США, а затем была отработана процедура выхода из космического корабля в Мексиканском заливе. После того как был изготовлен корабль «Аполлон» астронавты провели высотные испытания вместе с ним в вакуумной камере в здании Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде. Во время них у «Аполлона» вышли из строя несколько блоков, которые специалисты заменили. После завершения высотных испытаний космический корабль 3 января 1967 года извлекли из вакуумной камеры и через три дня доставили на стартовую площадку на мысе Кеннеди, где его установили на ракету «Сатурн» для предполетных испытаний с экипажем. 27 января 1967 года должны были пройти испытания корабля, имитирующие его старт. Во время них ракета-носитель «Сатурн» не заправлялась топливом. При испытании планировалось отключить все внешние кабели от космического корабля и ракеты-носителя, чтобы убедиться, что они могут работать только от внутреннего источника питания. 27 января 1967 года в 13.00 по местному времени астронавты, одетые в скафандры, вошли в космический корабль, где они сразу столкнулись с проблемами. Чтобы максимально приблизиться к орбитальным условиям, в которых атмосфера внутри «Аполлона» состоит из чистого кислорода, они стали подключаться к источнику кислорода от космического корабля. Командир экипажа, выполнив это действие, сообщил, что ощутил запах прокисшего молока в скафандре. Астронавты, обсудив это, решили продолжить испытание. Следующей проблемой, вызывавшей тревогу, стала индикация высокого расхода кислорода. Обсудив ее по связи с техническим персоналом, решили, что это происходит из-за перемещения экипажа.Третья серьезная проблема возникла в коммуникациях. Сначала казалось, что неисправная связь существовала исключительно между командиром экипажа Гриссомом и диспетчерской. Экипаж внес коррективы. Позже возникли проблемы со связью между зданием управления космических кораблей и блокпостом на стартовой площадке. Из-за этой проблемы испытание было приостановлено в 17. 40. В 18.31 был зафиксирован скачок напряжения на шине переменного тока, и наземные приборы показали необъяснимое увеличение потока кислорода в скафандрах. Через несколько секунд один из астронавтов произнес «Пламя». Через две секунды после этого Уайт сказал: «У нас пожар в кабине». Огонь распространился по салону за считанные секунды. Процедуры аварийного покидания корабля требовали минимум 90 секунд. Но на практике экипаж никогда не выполнял их за минимальное время. Гриссому пришлось опустить подголовник Уайта, чтобы тот смог дотянуться до храпового устройства, которое освобождало первую из серии защелок. Уайт фактически успел сделать часть полного оборота храпового механизма, прежде чем его окутал дым.Техники побежали к «Аполлону», но прежде, чем они смогли добраться до него, разорвался командный модуль. Пламя и густые клубы черного дыма вырвались наружу. Люди пытались добраться до люка, но жара и дым неоднократно отбрасывали их назад. К тому времени, когда им удалось открыть люк примерно через пять минут после начала пожара, астронавты уже погибли. Пожарные приехали через три минуты после открытия люка, вскоре после этого прибыли врачи. Медицинская комиссия установила, что астронавты умерли от отравления угарным газом, получили термические ожоги. Огонь уничтожил 70% скафандра Гриссома, 20% скафандра Уайта и 15% Чаффи. 27 человек из пришедших им на помощь получили отравление угарным газом. Двое были госпитализированы. Весной 1967 года НАСА объявило, что миссия AS-204, запланированная для Гриссома, Уайта и Чаффи, переименована в «Аполлон-1».Программа «Аполлон» была приостановлена, пока не было проведено исчерпывающее расследование аварии, которое показало, что наиболее вероятной причиной пожара была искра от короткого замыкания в жгуте проводов. Большое количество легковоспламеняющихся материалов в кабине в кислородной среде позволило пожару начаться и быстро распространиться. В течение следующих полутора лет в программу был внесен ряд изменений, в том числе разработан новый люк, который открывался наружу, была заменена большая часть легковоспламеняющихся материалов на другие с самозатухающими компонентами, при старте стали использовать азотно-кислородную смесь в корабле. Кроме того, были пересмотрены планы испытаний, дисциплина испытаний, производственных процессов и процедур, а также контроль качества. После аварии в ноябре 1967 года и в апреле 1968 года состоялись запуски ракеты-носителя «Сатурн-5» с экспериментальным командным модулем без экипажа на орбиту Земли. Полеты получили обозначение «Аполлон-4» и «Аполлон-6» и прошли успешно.11 октября 1968 года ракетой-носителем был выведен на орбиту Земли первый американский трехместный пилотируемый корабль «Аполлон-7» с экипажем на борту. В полете, длившемся 10,8 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане. Освоение космоса и сегодня связано с риском. Космические корабли и аппараты постоянно модернизируются (на смену устаревшим изделиям приходят новые, закрываются одни космические программы, стартуют другие), но люди космоса продолжают рисковать порой собственной жизнью ради человечества. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
сша
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/19/1769373356_59:0:2788:2047_1920x0_80_0_0_9aab1220481276aeaacdd27cb2ff3ab8. jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, сша, наса
Справки, США, НАСА
Миссия «Аполлон-1» (Apollo 1) должна была стать первым полетом космического корабля с экипажем, запущенным по американской космической программе «Аполлон», целью которой являлась доставка астронавтов на Луну с последующим возвращением на Землю.
Программой «Аполлон» в США начали заниматься с октября 1960 года, когда Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) заключило несколько договоров с фирмами на проведение научно-исследовательских работ по разработке трехместного космического корабля «Аполлон» (Apollo) и ракеты-носителя «Сатурн» (Saturn). Для ее осуществления были использованы результаты научно-технических и медико-биологических исследований предыдущих программ. Работы по программе стали проводиться в форсированном режиме после выступления в Конгрессе 25 мая 1961 года президента США Джона Кеннеди, в котором он призвал американских ученых и конструкторов сделать все возможное, чтобы до конца 1960-х годов осуществить высадку астронавтов на поверхность Луны. Решение этой задачи вывело бы США в лидеры в космической гонке между ними и СССР. В начале 1960-х годов Советский Союз в космической сфере опережал США, запустив первый спутник Земли в 1957 году и выведя на орбиту первый в мире космический корабль с человеком на борту 12 апреля 1961 года.
Расходы на выполнение американской общенациональной программы по высадке экспедиции на Луну до конца 1960-х годов уже в первые годы ее осуществления составляли три четверти всего бюджета НАСА.
Для осуществления запусков лунных экспедиций была создана трехступенчатая ракета-носитель «Сатурн-5», которая доставляла на круговую околоземную орбиту высотой 185 километров полезную нагрузку массой 139 тонн, при выводе на траекторию полета к Луне до 50 тонн. В 1965 году в США уже имели отработанные многоразовые двигатели для всех ступеней «Сатурна-5».
Параллельно с работами по ракетам-носителям создавался и корабль «Аполлон». Он состоял из орбитального (командного) модуля, в который входили двигательный отсек и отсек экипажа, и лунного модуля (кабины). Компания, занимавшаяся созданием космического корабля, планировала построить две версии «Аполлона». Астронавты должны были испытать базовый космический корабль на околоземной орбите в первой версии, а более поздняя, более совершенная версия, оснащенная системой стыковки, должна была доставить их на орбиту Луны.
В феврале и августе 1966 года прошли два успешных беспилотных суборбитальных испытания космического корабля «Аполлон», которые получили обозначение AS-201 и AS-202.
Миссия AS-204 должна была стать первым полетом космического корабля «Аполлон» с экипажем. Его планировали запустить 21 февраля 1967 года. Космический корабль должен был доставить астронавтов на околоземную орбиту. Основные цели миссии заключались в том, чтобы доказать космическую пригодность корабля и проверить двигатель служебного модуля.
В марте 1966 года НАСА назначило астронавтов на этот полет. В состав основного экипажа вошли Вирджил (Гас) Гриссом (Virgil (Gus) Grissom), Эдвард Уайт (Edward White) и Роджер Чаффи (Roger Bruce Chaffee). Гриссом, имевший опыт космических полетов, был назначен командиром экипажа. До этого он совершил полет по суборбитальной траектории в июне 1961 года на корабле «Меркурий» (Mercury) и космический полет в марте 1965 года в качестве командира двухместного корабля «Джемини-3» (Gemini-3). Эдвард Уайт также уже побывал в космосе. Он был пилотом корабля «Джемини-4″(Gemini-4) и первым из американских астронавтов совершил выход в открытый космос. Для Роджера Чаффи этот космический полет должен был стать первым.
Во время подготовки к полету астронавты много времени проводили, наблюдая, как строится и проходит испытания их космический корабль. Они также прослушали лекции по системам корабля, астрономической навигации, физиологии человека и другим аспектам полета человека в космос, получили инструкции по своей ракете «Сатурн». Астронавты тренировались на тренажерах, практиковались в приводнении и выходе из космического корабля. Сначала тренировки проводились с макетом капсулы в бассейне на базе Военно-воздушных сил США, а затем была отработана процедура выхода из космического корабля в Мексиканском заливе.
После того как был изготовлен корабль «Аполлон» астронавты провели высотные испытания вместе с ним в вакуумной камере в здании Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде. Во время них у «Аполлона» вышли из строя несколько блоков, которые специалисты заменили. После завершения высотных испытаний космический корабль 3 января 1967 года извлекли из вакуумной камеры и через три дня доставили на стартовую площадку на мысе Кеннеди, где его установили на ракету «Сатурн» для предполетных испытаний с экипажем.
27 января 1967 года должны были пройти испытания корабля, имитирующие его старт. Во время них ракета-носитель «Сатурн» не заправлялась топливом. При испытании планировалось отключить все внешние кабели от космического корабля и ракеты-носителя, чтобы убедиться, что они могут работать только от внутреннего источника питания.
27 января 1967 года в 13.00 по местному времени астронавты, одетые в скафандры, вошли в космический корабль, где они сразу столкнулись с проблемами. Чтобы максимально приблизиться к орбитальным условиям, в которых атмосфера внутри «Аполлона» состоит из чистого кислорода, они стали подключаться к источнику кислорода от космического корабля. Командир экипажа, выполнив это действие, сообщил, что ощутил запах прокисшего молока в скафандре. Астронавты, обсудив это, решили продолжить испытание. Следующей проблемой, вызывавшей тревогу, стала индикация высокого расхода кислорода. Обсудив ее по связи с техническим персоналом, решили, что это происходит из-за перемещения экипажа.
Третья серьезная проблема возникла в коммуникациях. Сначала казалось, что неисправная связь существовала исключительно между командиром экипажа Гриссомом и диспетчерской. Экипаж внес коррективы. Позже возникли проблемы со связью между зданием управления космических кораблей и блокпостом на стартовой площадке. Из-за этой проблемы испытание было приостановлено в 17.40.
В 18.31 был зафиксирован скачок напряжения на шине переменного тока, и наземные приборы показали необъяснимое увеличение потока кислорода в скафандрах. Через несколько секунд один из астронавтов произнес «Пламя». Через две секунды после этого Уайт сказал: «У нас пожар в кабине». Огонь распространился по салону за считанные секунды.
Процедуры аварийного покидания корабля требовали минимум 90 секунд. Но на практике экипаж никогда не выполнял их за минимальное время. Гриссому пришлось опустить подголовник Уайта, чтобы тот смог дотянуться до храпового устройства, которое освобождало первую из серии защелок. Уайт фактически успел сделать часть полного оборота храпового механизма, прежде чем его окутал дым.
Техники побежали к «Аполлону», но прежде, чем они смогли добраться до него, разорвался командный модуль. Пламя и густые клубы черного дыма вырвались наружу. Люди пытались добраться до люка, но жара и дым неоднократно отбрасывали их назад. К тому времени, когда им удалось открыть люк примерно через пять минут после начала пожара, астронавты уже погибли.
Пожарные приехали через три минуты после открытия люка, вскоре после этого прибыли врачи. Медицинская комиссия установила, что астронавты умерли от отравления угарным газом, получили термические ожоги. Огонь уничтожил 70% скафандра Гриссома, 20% скафандра Уайта и 15% Чаффи. 27 человек из пришедших им на помощь получили отравление угарным газом. Двое были госпитализированы.
Весной 1967 года НАСА объявило, что миссия AS-204, запланированная для Гриссома, Уайта и Чаффи, переименована в «Аполлон-1».
Программа «Аполлон» была приостановлена, пока не было проведено исчерпывающее расследование аварии, которое показало, что наиболее вероятной причиной пожара была искра от короткого замыкания в жгуте проводов. Большое количество легковоспламеняющихся материалов в кабине в кислородной среде позволило пожару начаться и быстро распространиться. В течение следующих полутора лет в программу был внесен ряд изменений, в том числе разработан новый люк, который открывался наружу, была заменена большая часть легковоспламеняющихся материалов на другие с самозатухающими компонентами, при старте стали использовать азотно-кислородную смесь в корабле. Кроме того, были пересмотрены планы испытаний, дисциплина испытаний, производственных процессов и процедур, а также контроль качества.
После аварии в ноябре 1967 года и в апреле 1968 года состоялись запуски ракеты-носителя «Сатурн-5» с экспериментальным командным модулем без экипажа на орбиту Земли. Полеты получили обозначение «Аполлон-4» и «Аполлон-6» и прошли успешно.
11 октября 1968 года ракетой-носителем был выведен на орбиту Земли первый американский трехместный пилотируемый корабль «Аполлон-7» с экипажем на борту. В полете, длившемся 10,8 суток (163 витка), был тщательно проверен космический корабль без лунной кабины. 22 октября 1968 года корабль благополучно произвел посадку в Атлантическом океане.
Освоение космоса и сегодня связано с риском. Космические корабли и аппараты постоянно модернизируются (на смену устаревшим изделиям приходят новые, закрываются одни космические программы, стартуют другие), но люди космоса продолжают рисковать порой собственной жизнью ради человечества.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Аполлон-1
Аполлон-1
27 января 1967 г.
Эдвард Уайт, командир
Вирджил «Гас» Гриссом, командир
Роджер Чаффи, пилот
27 января произошла одна из самых страшных трагедий в истории космонавтики.
1967 год, когда экипаж Гаса Гриссома, Эда Уайта и Роджера Чаффи был убит в
пожар в командном модуле Аполлона во время предполетных испытаний на мысе Канаверал.
Они готовились к первому пилотируемому полету «Аполлон» на околоземную орбиту.
планируется запустить 21 февраля. Они принимали участие в «выходе из розетки».
испытание, в котором Командный модуль был установлен на Сатурн 1Б на стартовой площадке
точно так же, как это было бы для фактического запуска, но Сатурн 1B не был заправлен топливом.
План состоял в том, чтобы пройти через всю последовательность обратного отсчета.
В 13:00 в пятницу, 27 января 1967 года, астронавты вошли в капсулу на площадке 34.
чтобы начать тест. Возник ряд мелких проблем, которые задержали тест.
значительно и, наконец, сбой в связи заставил приостановить подсчет
в 17:40 В 18:30 Гриссом сказал: «Как мы доберемся до Луны, если
мы не можем говорить между тремя зданиями?». В 18:31 был зафиксирован всплеск в
Показания напряжения на шине переменного тока 2, возможно, указывающие на короткое замыкание. Кабина
запись трудно интерпретировать местами, но через несколько секунд один из
слышно, как астронавты (вероятно, Чаффи) говорят что-то вроде «Пламя!».
Через две секунды после этого Уайт сказал: «У нас пожар в кабине».
Огонь распространился по салону за считанные секунды. Чаффи сказал,
«У нас плохой огонь!» с последующим криком. Последняя связь экипажа закончилась 17
секунд после первой индикации начала возгорания с последующей потерей
всей телеметрии. Люк Аполлона мог открываться только внутрь и удерживался закрытым
ряд защелок, которые должны были приводиться в действие храповиками. Он также был проведен закрытым
внутренним давлением, которое было выше, чем внешнее атмосферное давление и
требуется вентиляция командного модуля, прежде чем люк можно будет открыть. Потребовалось
минимум 90 секунд, чтобы открыть люк в идеальных условиях. Поскольку
Кабина была заполнена атмосферой чистого кислорода при нормальном давлении для
испытания, и кислороду потребовалось много часов, чтобы проникнуть во все материалы.
в кабине огонь быстро распространялся и у космонавтов не было шансов попасть
люк открыт. Ближайшие техники пытались добраться до люка, но неоднократно
отброшенный жарой и дымом. К тому времени, когда им удалось получить
люк открыт примерно через 5 минут после начала пожара, космонавты уже
погиб, вероятно, в течение первых 30 секунд, из-за отравления дымом и ожогов.
Программа «Аполлон» была приостановлена, пока не было проведено исчерпывающее расследование.
несчастный случай. Был сделан вывод, что наиболее вероятной причиной была искра от
короткое замыкание в пучке проводов, который шел слева и прямо перед
Место Гриссома. Большое количество горючих материалов в салоне в кислородной
Окружающая среда позволила пожару начаться и быстро распространиться. Ряд изменений
были включены в программу в течение следующих полутора лет, в том числе
разработка нового люка, который открывался наружу и мог быстро открываться,
удаление большей части легковоспламеняющихся материалов и замена их самозатухающими
компоненты, используя азотно-кислородную смесь при запуске и записывая все изменения
и более строго контролировать все модификации конструкции космического корабля.
Миссия, первоначально обозначенная как «Аполлон-204», но обычно именуемая «Аполлон-1».
официально получил название «Аполлон-1» в честь Гриссома, Уайта и Чаффи.
Первый запуск Saturn V (без экипажа) в ноябре 1967 года получил обозначение Apollo 4.
(ни одна миссия никогда не обозначалась как Аполлон 2 или 3). Командный модуль Аполлона-1
капсула 012 была конфискована и изучена после аварии, а затем заперта
в хранилище в Исследовательском центре НАСА в Лэнгли. Изменения, внесенные в
Командный модуль Аполлона в результате трагедии привел к высоконадежному
корабля, который, за исключением «Аполлона-13», помог создать сложный и
опасное путешествие на Луну почти обычное дело. Окончательный успех
Программа «Аполлон» посвящена Гасу Гриссому, Эду Уайту и Роджеру Чаффи, трем
прекрасных космонавтов, чья трагическая потеря не была напрасной.
Для получения более подробной информации об Аполлоне-1 см. ссылки ниже.
Подробнее об Аполлоне-1
НАСА перемещает капсулу «Аполлон-1» в
новое хранилище
— Пресс-релиз НАСА, февраль 2007 г.
Планируйте хранить капсулу Аполлона-1 с
Обломки Челленджера отменены
— Пресс-релизы НАСА, май 1990 г.
Аполлон-1
— Космический центр Кеннеди
Аполлон-1
— Офис истории НАСА
Аполлон 1 — Огонь
— Аполлон в цифрах
Огонь, охвативший космопорт
— Мунпорт: история стартовых комплексов и операций Аполлона
Трагедия и восстановление
— Колесницы для Аполлона
Трагический пожар уносит три жизни
— Экспедиции Аполлона на Луну
Неудача и восстановление: 1967 г.
— Куда еще не ступала нога человека: история исследования Луны Аполлоном
Миссии
Вернуться на страницу Аполлона
Вернуться в лунный дом
стр.
Автор/куратор:
д-р Дэвид Р. Уильямс, [email protected]
NSSDCA, почтовый индекс 690.1
Центр космических полетов имени Годдарда НАСА
Greenbelt, MD 20771
+1-301-286-1258
Официальный представитель НАСА: Дэйв Уильямс, [email protected]
Последнее обновление: 16 января 2018 г., DRW
Аполлон 1: Фатальный пожар
Экипаж Аполлона-1, слева направо, Роджер Чаффи, Эд Уайт и Гас Гриссом. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech)
Программа «Аполлон» изменилась навсегда 27 января 1967 года, когда в командном модуле «Аполлона-1» во время репетиции запуска пронеслась вспышка огня. Несмотря на все усилия наземной службы, трое мужчин внутри погибли. Потребовалось более 18 месяцев задержек и масштабных переделок, прежде чем НАСА отправило хоть одного человека в космос.
У НАСА была высокая цель, поставленная президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году: высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю к концу десятилетия. Более ранние полеты Меркурия и Близнецов были первыми шагами к этой цели, проверяя, как люди ведут себя в космосе и как выполнять технические процедуры космического корабля, такие как рандеву. Теперь миссии «Аполлон» будут доставлять астронавтов на Луну для орбитальных миссий и посадочных миссий. Первая пилотируемая миссия — орбитальная миссия — первоначально называлась «Аполлон-Сатурн-204» или AS-204, но позже была переименована в «Аполлон-1».0009
Подробнее: Посадочные модули «Аполлон», отпечаток ботинка Нила Армстронга и другие артефакты человека на Луне официально защищены новым законом США улучшения в области безопасности астронавтов позволили агентству завершить оставшуюся часть программы без дальнейших жертв. Агентство также выполнило цель Кеннеди по высадке человека на Луну в 1969 году во время Аполлона-11.
НАСА провело специальную церемонию в честь астронавтов Аполлона-1 в 50-ю годовщину их смерти в 2017 году, которая включала открытие новой выставки в Космический центр Кеннеди показывает люки поврежденного командного модуля.
Эта нашивка, известная как «нашивка, которая никогда не летала», была разработана первыми астронавтами Аполлона. Хотя миссия официально не называлась «Аполлон-1» до пожара, это была заплата, которую они намеревались взять с собой в космос. (Изображение предоставлено НАСА)
Астронавты
Командир экипажа Аполлона-1 Вирджил «Гас» Гриссом был ветераном ВВС Корейской войны. Он был выбран в числе первой группы из семи астронавтов НАСА, Mercury Seven. Гриссом был вторым человеком Америки, побывавшим в космосе в 1961. В той миссии, Колокол Свободы 7 Меркурия, дверь люка взорвалась по неизвестным причинам при приводнении. Гриссом оказался в воде и был спасен вертолетом (который сначала тщетно пытался поднять космический корабль; позже космический корабль был поднят со дна океана в 1999 году).
Некоторые в Управлении астронавтов скептически относились к тому, что репутация Гриссома восстановится (многие считали, что Гриссом взорвал люк; он клялся, что это не так). Однако Гриссом успешно руководил первым полетом Близнецов, Близнецами 3, и был выбран, чтобы сделать то же самое для Аполлона.
Ветеран космического полета Эд Уайт, подполковник ВВС, был первым американцем, совершившим выход в открытый космос на космическом корабле «Джемини-4» в 1965 году. Его фотографии, парящие в космосе в течение 23 минут, часто можно увидеть и сегодня; это считается одним из самых запоминающихся выходов в открытый космос в истории.
Роджер Чаффи был опытным лейтенант-коммандером ВМС, который присоединился к программе в 1963 году. Хотя он был новичком в космосе, он провел годы, поддерживая программу Gemini, наиболее публично как CapCom на Gemini 4. Теперь он получил возможность летать после пяти лет в программу, он сказал: «Я думаю, это будет очень весело».
(Изображение предоставлено НАСА)
Уйти в одно мгновение
Каждый астронавт программы «Аполлон» имел опыт полетов, и многие из них были летчиками-испытателями. Они привыкли видеть машины в разработке, разбираться с задержками и оценивать готовность самолетов к полету. По мнению многих из этих астронавтов, командный модуль «Аполлон» еще не был готов. Инженерные изменения все еще продолжались, пока НАСА готовилось к тесту обратного отсчета.
Во время своего последнего визита домой в Техас, 22 января, 1967 лет, Гриссом сорвал лимон с цитрусового дерева на заднем дворе. Его жена Бетти спросила, что он собирается с этим делать. «Я собираюсь повесить его на этот космический корабль», — ответил он, целуя ее на прощание. Он повесил его на авиасимулятор после того, как прибыл на мыс.
Утром перед испытанием команда оделась и обнаружила неприятный запах кислорода для дыхания, на устранение которого ушло около часа. Затем сработала система связи. Крича сквозь шум, Гриссом выпалил: «Как мы собираемся добраться до Луны, если мы не можем разговаривать между двумя или тремя зданиями?»
Поскольку проблемы со связью затянулись, начался обратный отсчет тренировки. Затем в 18:31. с борта корабля раздалось пугающее слово: «Пожар».
Дик Слейтон, руководивший отбором экипажа в НАСА и присутствовавший на испытаниях, мог видеть белое пламя на мониторе замкнутого телевидения, направленное в сторону космического корабля. Экипаж пытался выбраться. На место происшествия примчались техники, пытаясь потушить огонь огнетушителями на фоне неисправных дыхательных масок.
Видео: Воспоминание об Аполлоне-1 – отчет из архива
Наконец дверь была открыта, но было уже слишком поздно.
Последствия и изменения
Наблюдательный совет НАСА обнаружил случайную искру (вероятно, от поврежденных проводов возле кушетки Гриссома), которая вызвала пожар в среде чистого кислорода. Пламя, подпитываемое легковоспламеняющимися деталями, такими как нейлоновая сетка и поролоновые прокладки, быстро распространялось. [Инфографика: Как произошел пожар на «Аполлоне-1»]
Кроме того, дверца люка, предназначенная для надежного удержания астронавтов и атмосферы внутри космического корабля, оказалась слишком жесткой, чтобы открыть ее при неблагоприятных обстоятельствах. Астронавты тщетно пытались открыть дверь во время пожара, но давление внутри космического корабля запечатало дверь и сделало невозможным ее открытие.
Администраторы НАСА сидят за столом свидетелей перед сенатским комитетом по авиационным и космическим службам под председательством сенатора Клинтона П. Андерсона в связи с аварией Аполлона-1 (Аполлона-204). Это (слева направо) доктор Роберт С. Симанс, заместитель администратора НАСА; Джеймс Э. Уэбб, администратор НАСА; Доктор Джордж Э. Мюллер, помощник администратора пилотируемых космических полетов, и генерал-майор Сэмюэл С. Филлипс, директор программы «Аполлон». (Изображение предоставлено НАСА)
Правление перечислило ужасающий набор обстоятельств, неудач и рекомендаций, которые следует учитывать будущим разработчикам космических кораблей.
Сенат США провел собственное расследование и слушания и опубликовал собственные рекомендации , заявив при этом, что неспособность НАСА сообщить о своих проблемах с Аполлоном «была, несомненно, серьезным упущением».
В конструкцию космического корабля «Аполлон» внесено несколько изменений для повышения безопасности экипажа. Горючая кислородная среда для наземных испытаний была заменена азотно-кислородной смесью. Убраны легковоспламеняющиеся предметы. Между космонавтами и подрядчиками возникло новое уважение по поводу конструктивных изменений, которые были реализованы более эффективно. В частности, дверь была полностью переработана, чтобы она открывалась за считанные секунды, когда экипажу нужно было срочно выйти. [Фото: Огонь Аполлона-1]
Десятилетия спустя НАСА вспоминает об инциденте с Аполлоном-1 каждый январь в рамках ежегодного Дня памяти. Он также чествует экипажи Challenger и Columbia, которые погибли в 1986 и 2003 годах соответственно. Кроме того, в 2017 году в Космическом центре Кеннеди была открыта выставка в честь экипажа Аполлона-1, на которой были показаны люки, которые были на космическом корабле. Выставка была сделана в консультации с семьями космонавтов.
Дополнительные ресурсы:
- Вне космоса НАСА сносит платформу запуска Аполлона и шаттла (открывается в новой вкладке)
- НАСА: фотографии Аполлона-1 (открывается в новой вкладке)
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.
Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором для Space.com в течение 10 лет до этого, с 2012 года. она также занимается такими темами, как разнообразие, научная фантастика, астрономия и игры, чтобы помочь другим исследовать вселенную. Репортажи Элизабет с места событий включают в себя два запуска пилотируемых космических кораблей из Казахстана, три миссии шаттлов во Флориде и встроенные репортажи с моделируемой миссии на Марс в Юте. Она имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты и степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и науке после окончания средней школы с 2015 года. Ее последняя книга «Моменты лидерства от НАСА» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет. 96, и все еще хочет когда-нибудь стать космонавтом.
Спустя 55 лет после пожара «Аполлона-1» уроки НАСА продолжают жить, поскольку «Орион» стремится к Луне
27 января 1967 года астронавты НАСА Гас Гриссон, Эд Уайт и Роджер Чаффи погибли во время пожара во время подготовки к Аполлону-1. Уроки трагедии НАСА продолжают жить, поскольку оно стремится вернуться на Луну.
(Изображение предоставлено НАСА)
Последняя лунная программа НАСА для астронавтов стартовала под сенью фатального инцидента на космическом корабле Аполлон-1, 55 лет назад сегодня (27 января).
Ожидалось, что Аполлон-1 выйдет на околоземную орбиту в конце 1967 года с астронавтами Гасом Гриссомом, Роджером Чаффи и Эдом Уайтом на борту. Однако во время испытаний на стартовой площадке вспыхнул пожар, в результате которого все трое астронавтов быстро задохнулись.
Некоторые из факторов, способствовавших их смерти, включали чистую кислородную атмосферу, которая ускорила пожар, и люк, который астронавты не могли быстро открыть, хотя причины были сложными.
Причина пожара так и не была полностью установлена, хотя НАСА и его подрядчики приняли многочисленные меры для устранения технических и культурных проблем, связанных с инцидентом. Их усилия позволили Аполлону отправить астронавтов в космос 18 месяцев спустя и добиться успеха в большинстве миссий программы. (Исключение составил почти смертельный Аполлон-13 в 1970.)
Поскольку НАСА готовится снова отправить людей на Луну с помощью программы «Артемида», агентству необходимо будет помнить об уроках прошлых космических инцидентов, особенно тех, которые повлекли за собой человеческие жертвы.
Связанный: Фотографии пожара Аполлона-1: первая катастрофа НАСА
Подробнее: Павшие герои космических полетов человека
«Я не могу сказать вам точно, как мы сравниваем с Аполлоном, но можно с уверенностью сказать, что у них были довольно строгие процессы», — сказал Чак Дингелл, главный инженер космического корабля «Орион» в НАСА. «Но каждый раз, когда случается авария, мы всегда оттачиваем эти [процессы]».
Наследие Ориона также во многом связано с распадом Колумбии в 2003 году во время входа в атмосферу, в результате которого погибли семь астронавтов незадолго до того, как в 2004 году началось серьезное планирование Ориона. «Дингелл сказал о тех первых днях.
На самом деле, по его словам, в начале программы основное внимание уделялось аварийным системам и системам прерывания. В качестве главного символа этого: первое крупное летное испытание программы, названное Pad Abort 1, провело полет системы аварийного сброса экипажа в течение 135 секунд с ракетного полигона Уайт-Сэндс армии США недалеко от Лас-Крусес, штат Нью-Мексико (второе испытание системы аварийного сброса произошло в 2019 г.)..)
Художественный концепт Артемиды 1 с космическим кораблем Орион наверху (под системой прерывания). (Изображение предоставлено Маккензи Кроуфорд для NASASpaceflight)
И NASA, и Lockheed Martin заявили Space. com, что безопасность остается на первом месте, поскольку они строят космический корабль Orion и другие системы, предназначенные для доставки астронавтов в космос в 2023 году. Аполлон-1, говорят они, является частью сети «уроков, извлеченных» из прошлых миссий, направленных на обеспечение большей безопасности сегодняшних астронавтов во время их миссий.
В Lockheed был принят на работу менеджер программы Orion Майкл Хоуз после 33 лет работы в НАСА, в том числе работы над программой «возвращения в полет» после фатального инцидента с Колумбией. Он кратко изложил четыре меры безопасности, заложенные в конструкцию Ориона , сосредоточив внимание на ключевых аспектах Artemis, связанных с безопасностью астронавтов.
Люк: Люк с рычажным приводом может быть открыт изнутри космонавтами. он открывается наружу космического корабля, в отличие от люка Аполлона-1, который открывался изнутри. Ориону требовался люк немного большего размера по сравнению с космическим кораблем Аполлон, который «механически сложнее, чтобы получить правильную уплотняющую поверхность и противовесы», сказал Хоуз. Инженеры Lockheed Martin внимательно изучили более поздний люк программы Apollo, чтобы использовать конструктивные особенности, направленные на быстрое открытие, особенно в непредвиденных случаях.
Атмосфера: НАСА не разрешает использование чисто кислородной среды в космических кораблях на площадке со времен Аполлона-1, вместо этого требуется смесь кислорода и азота, близкая к той, что встречается на уровне моря. «На самом деле у нас также есть требование, чтобы система работала почти в вакууме в случае утечки», — добавил Хоуз, который они тестировали пару лет назад.
Система прерывания запуска «Орион» НАСА запустила свой первый испытательный полет «Падение 1» 6 мая 2010 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Здесь система эвакуации (слева) переориентировала макет капсулы «Орион» и готова выпустить его после успешного прерывания запуска. (Изображение предоставлено: collectSPACE.com/NASA TV)
Теплозащитный экран: Сломанные плитки теплозащитного экрана были одной из многих причин, приведших к гибели Колумбии. Орион имеет специальный абляционный теплозащитный экран, предназначенный для более высоких скоростей возвращения с Луны. Инженеры смогли протестировать теплозащитный экран в космосе на 80 процентах скорости входа в атмосферу Луны во время полета на околоземную орбиту в 2014 году под названием Exploration Flight Test-1 (EFT-1). Проще говоря, теплозащитный экран Orion представляет собой переформулированную конструкцию, основанную на том, что использовалось в Аполлоне, но без канцерогенных материалов, поскольку наше понимание материалов изменилось с 19-го века.60-х, сказал Хоуз.
Бортовые компьютеры: Бортовая авионика на Орионе имеет гораздо более мощное программное обеспечение по сравнению с тем, что было доступно астронавтам в программе Аполлон или даже в программе шаттла, в которой сначала использовались компьютеры, разработанные в 1970-х годах. «У них больше программного обеспечения, и они могут реально реагировать на проблему, повторно синхронизировать себя и продолжать полет. Это еще одна большая модификация безопасности, которой не было бы у команды «Аполлон», — сказал Хоуз.
Как и у любого авиакосмического инцидента, у Аполлона-1 были сложные причины. Инцидент породил 256-страничный отчет НАСА и продолжительное расследование Конгресса , включая публичные слушания, среди многих других результатов.
Основные причины изложены на этой сводной странице (открывается в новой вкладке) выводов и рекомендаций из отчета НАСА об Аполлоне-1. Анализ руководства НАСА (открывается в новой вкладке) подрядчика North American Aviation (сегодня часть Boeing) охватывает некоторые культурные аспекты того, что вызвало Аполлон-1.
Для будущих миссий были внесены изменения для решения технических проблем, которые усугубили проблемы Аполлона-1, такие как удаление горючих материалов из космического корабля, изменение конструкции люка для обеспечения быстрого выходы и устранение ошибок в обучении, конструкции космического корабля (включая проводку), процедурах пожаротушения и контроле качества. Кроме того, НАСА и его подрядчики пересмотрели методы обеспечения безопасности, сосредоточив внимание на инклюзивности и контроле качества.
НАСА было вынуждено дважды пересмотреть свои методы безопасности и стандарты космических кораблей во время программы космических шаттлов после фатальных инцидентов: взрыв Челленджера в 1986 году и разрушение Колумбии во время входа в атмосферу в 2003 году. космический полет закончился трагедией 28 января 1986 года через 73 секунды после старта. (Изображение предоставлено НАСА.)
В целом, обсуждение этих катастроф космических челноков (которые опять же были очень сложными) говорят о том, что помимо технических проблем, которые приводили к каждой аварии, был набор культуры и практики безопасности, которые были неадекватны. разобраться со сложными космическими аппаратами.
Известно, например, что некоторые несогласные инженеры-подрядчики жаловались, что они не участвовали в принятии решения о запуске «Челленджера», что впоследствии заставило НАСА внедрить надежный процесс принятия решений, чтобы дать подрядчикам и сотрудникам возможность голосовой и основанной на фактах оценки возможных рисков. Этот процесс позволяет проводить проверки на разных уровнях агентства, вплоть до офиса администратора.
Вызов, естественно, продолжает сохранять бдительность. Но Дингелл из НАСА сказал, что агентство улучшило свои организационные процессы до чего-то более сильного, чем даже 10 лет назад, не говоря уже о 55.
Первый космический корабль НАСА «Орион» спускается с парашютом к плавному приводнению в Тихом океане на этом неподвижном изображении из видео, записанного с USS Anchorage, спасательного корабля ВМС, который извлек капсулу после успешного испытательного полета 5 декабря 2014 г. (Изображение предоставлено NASA/KSC)
Сегодняшняя структура отчетности по безопасности в НАСА, по словам Дингелла, включает в себя независимые организации с параллельными путями отчетности, ориентированными, среди прочего, на обеспечение выполнения миссии, проектирование, безопасность и медицинские аспекты.
Организации финансируются независимо, «поэтому конфликта интересов нет», — сказал Дингелл, и стандарты безопасности, к которым призывают эти организации, «не могут быть отменены независимо».
В конструкцию космического корабля «Орион» также встроена избыточность, сказал он. «Для отказоустойчивости космический корабль … [должен] выдерживать хотя бы один отказ и не быть катастрофическим для миссии или экипажа. У нас есть требования к надежности, которые должны быть подтверждены очень подробными вероятностными оценками риска. »
Кроме того, у всех подрядчиков на Орионе есть подробные требования, касающиеся безопасности, которые им необходимо подготовить для тщательной проверки безопасности и инженерной группы НАСА.
НАСА просматривает отчеты об опасностях, чтобы оценить, что может пойти не так в системе, какие возможные причины могут вызвать эту проблему, и какие средства контроля могут быть реализованы для предотвращения возникновения причин. Агентство также проверяет каждый компонент космического корабля и оценивает влияние отказа этих компонентов либо независимо, либо в сочетании с другими компонентами, чтобы при необходимости внести коррективы.
Художественное представление космического корабля НАСА «Орион» на орбите вокруг Луны. (Изображение предоставлено НАСА)
В целом, по словам Дингелла из НАСА, за десятилетия работы над Орионом в конструкцию космического корабля было внесено не менее 12 крупных изменений. Что касается подрядчика, Lockheed Martin работает над дизайном Orion с 2005 года, поскольку космический корабль трансформировался в рамках нескольких программ НАСА для дальнего космоса (включая, какое-то время, желание повернуться к миссии на астероид).
Хоуз из Lockheed сказал, что с самого начала его компания стремилась информировать требования системы со всеми достижениями в области инженерии за всю историю НАСА от Меркурия до Международной космической станции.
«Со стороны НАСА они уточнили, что следующая человеческая система должна быть в 10 раз безопаснее или на порядок безопаснее, чем шаттл», — сказал Хоуз, указывая на парашюты «Ориона» и систему прерывания запуска как на некоторые из вещи, которые обязательно требовали наибольшего внимания к безопасности из-за того, что они были критически важными.
Другим инструментом, который использовала компания Lockheed, была вероятностная оценка рисков для ранжирования основных рисков программы с использованием статистических инструментов, просто недоступных инженерам Apollo из-за нехватки вычислительной мощности.
Во время EFT-1, добавил он, они нацелились на тестирование 17 из 34 основных рисков программы Orion, чтобы уменьшить количество проблем. Также было проведено много-много лет испытаний отдельных систем и интегрированных систем на местах, которые легли в основу конструкции Artemis 1.
К могилам астронавтов Вирджила Гаса Гриссома и Роджера Чаффи на Арлингтонском национальном кладбище, сделанным в январе 2017 года, вскоре присоединится мемориал экипажу Аполлона-1. (Изображение предоставлено Джоэлом Ковски/НАСА)
Хоуз хранит миниатюру мемориала Челленджеру с Арлингтонского национального кладбища в своем офисе, чтобы напомнить ему о важности безопасности, отметил он и сказал, что Lockheed Martin использует свой собственный параллельный процесс безопасности даже до пересечения с требуемыми НАСА проверками готовности к полету. В Lockheed, как и в НАСА, также есть независимый наблюдательный совет, занимающийся вопросами безопасности.
«У нас есть очень подробные процессы для отслеживания проблем и несоответствий, когда мы строим космический корабль, которые восходят к конструкции космического корабля. Мы завершаем обзор полета с главой космической компании Lockheed Martin; это называется обзор успеха президентской миссии», — сказал он.
Астронавты участвуют на каждом этапе пути. Хоуз поговорил с Space.com во вторник (26 января) во время деловой поездки в Хьюстон, всего через несколько часов после того, как Orion прошел проверку готовности перед полетом для Artemis 1 с группой людей, включая астронавта НАСА Рэнди Бресника. Хоуз назвал присутствие астронавта «критическим» на всех этапах, которые Lockheed выполняет на Орионе, чтобы убедиться, что «мы делаем то, что обеспечит их безопасность и вернет их домой, к их семьям».
Он добавил, что рад приветствовать экипаж Артемиды-2, когда НАСА сделает объявление, которое, как ему сказали, будет через несколько месяцев. «Это люди, которые собираются летать [на Орионе], поэтому я с нетерпением жду этого», — сказал он. Эта миссия должна совершить полет вокруг Луны в 2024 году.
Инженеры устанавливают систему прерывания запуска на космической капсуле Orion, которая в этом году отправится на Луну в беспилотном режиме. (Изображение предоставлено НАСА)
Безусловно, инциденты со смертельным исходом происходят не только в НАСА; Смерти или инциденты с космонавтами произошли и в других странах. Достаточно недавним примером, когда все закончилось хорошо, был американский и российский экипаж, который в 2018 году прервал полет на борту российского космического корабля «Союз». Россия в сотрудничестве с НАСА устранила основную причину в течение нескольких недель, что позволило возобновить запуски.
Методы безопасности НАСА также распространяются на программу коммерческого экипажа агентства, которая доставляет космонавтов на Международную космическую станцию на борту частных такси SpaceX и (в конечном итоге) Boeing. Например, в 2021 году высокопоставленный чиновник НАСА указал на «Челленджер» как на один из ярких примеров момента обучения безопасности, который все еще принимается близко к сердцу инженерами спустя поколение после того, как шаттл развалился.
«У всех организаций есть культура, и это почти как ДНК, связанная с организацией. У него [Челленджера] есть история и память. Даже если люди приходят и уходят, эта ДНК всегда присутствует», — Фил Макалистер, директор НАСА. развития коммерческих космических полетов, рассказал Space.com в 2021 году.0009
НАСА чествует всех погибших космонавтов во время ежегодного дня памяти, который в этом году совпадает с годовщиной Аполлона-1 в четверг.
Подпишитесь на Элизабет Хауэлл в Твиттере @howellspace . Следите за нами в Твиттере @Spacedotcom или на Facebook .
Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.
Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором для Space.com в течение 10 лет до этого, с 2012 года. она также занимается такими темами, как разнообразие, научная фантастика, астрономия и игры, чтобы помочь другим исследовать вселенную. Репортажи Элизабет с места событий включают в себя два запуска пилотируемых космических кораблей из Казахстана, три миссии шаттлов во Флориде и встроенные репортажи с моделируемой миссии на Марс в Юте. Она имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты и степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и науке после окончания средней школы с 2015 года. Ее последняя книга «Моменты лидерства от НАСА» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.