Атомная бомба кто создал: Кто первым создал атомную бомбу

Самый засекреченный ученый в СССР — URA.RU

11 августа 2020 в 23:02


Главные открытия академика Курчатова



Курчатов много лет посвятил «мирному атому» в противовес атомной бомбе
Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

Недавно челябинскому аэропорту присвоили имя Игоря Курчатова. Его кандидатура победила в ходе народного голосования с огромным перевесом. Курчатов родился в Челябинской области и здесь же сделал главное в своей жизни — создал советскую атомную бомбу. Подробнее — в материале URA.RU для проекта #ЯсУрала.

«Срочно нужна атомная бомба»

Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

24 июля 1945 год на Потсдамской конференции американский президент Гарри Трумэн сообщил Иосифу Сталину об успешном испытании бомбы «невиданной силы». А спустя несколько дней мир узнал об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. США получили в свои руки колоссальный военный козырь. Последствия противостояния с единственной ядерной державой для СССР могли бы быть трагическими.

Вернувшись в Москву, Сталин срочно вызвал в Кремль ученого-физика Курчатова и наркома боеприпасов Ванникова. Вопрос был один: «Нам срочно нужна атомная бомба. Когда?» Курчатов ответил: «Через пять лет». Уложились за четыре. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прогремел взрыв первой советской атомной бомбы. Паритет сил на международной арене был восстановлен.

Талантливый и целеустремленный

На рубеже XIX и XX веков физики обнаружили, что при расщеплении атомного ядра выделяется энергия колоссальной мощности. В 30-е годы ХХ века в Германии, США и Советском Союзе параллельно начались работы по изучению возможности применять открытие для создания самого мощного в истории человечестива оружия.

11 февраля 1943 года Государственный комитет обороны (высший орган власти СССР во время Великой Отечественной войны) принял постановление о начале практических работ по созданию атомной бомбы. Научным руководителем атомного проекта был назначен 40-летний ученый-физик Игорь Васильевич Курчатов.

Курчатов родился в маленьком городке Сим в горно-заводской зоне Челябинской области. Его отец был землемором, мать до замужества работала учительницей. Вскоре семья переехала в Симбирск, а затем в Симферополь. В сентябре 1920 года Игорь Курчатов поступил в Таврический университет на физико-математический факультет, досрочно и с отличием его окончил.

В 1925 году Курчатов начинает работать в Ленинградском физико-техническом институте, директором которого был академик Абрам Иоффе. Здесь, а затем в в Радиевом институте Курчатов сосредоточился на физике атомного ядра.

Курчатова современники вспоминают не просто как талантливого ученого, но очень работоспособного и целеустремленного человека. По легенде, когда решался вопрос о кандидатуре научного руководителя атомного тпроекта, Сталин выбрал именно молодого Курчатова, предпочтя его заслуженным академикам.

Уже спустя месяц после назначения на атомный проект Игоря Васильевича, на окраине Москвы была создана площадка для ядерных исследований, получившая наименование «лаборатория №2». Сейчас это — знаменитый «Курчатовский институт».

Курчатов, благодаря прямому выходу на Молотова и Сталина, получил большие полномочия. Он собирает в своей лаборатории ученых — одних вызывает из эвакуации, других выписывает с фронта.

Союз ученых и разведчиков

Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

После появления у США атомной бомбы, Сталин поручил организационно курировать атомный проект Лаврентию Берии, возглавлявшему НКВД. И не только потому что его боялись, как огня. В ведении НКВД находились миллионы заключенных, а это рабочая сила: многие объекты атомной отрасли строили зэки. Они возводили химкомбинат «Маяк» и строили вокруг него город, который сегодня называется Озерск. Место, где будет создана атомная бомба, выбирал лично Курчатов. Равное расстояние от Челябинска и Свердловска с их промышленной базой, густые леса, много воды. На «Маяке» был запущен первый в СССР и Европе промышленный реактор А-1 («Аннушка») для получения оружейного плутония.

Но НКВД — это еще и разведка, поставлявшая важную информацию из американских секретных лабораторий, где разрабатывалось ядерное оружие. Туда еще в начале 40-х годов были внедрены наши агенты. Кстати, резидентом советской разведки в США с 1942 по 1945 год был Исхак Ахмеров, родившийся в городе Троицке Челябинской области, земляк Курчатова.

Советские ученые под руководством Курчатова были очень близки к созданию своей атомной бомбы. Но по настоянию Берии первое «устройство» сделали по американским чертежам, переданным нашими разведчиками. Однако, чтобы получить бомбу, мало иметь чертежи. Нужно было создать атомное производство и хорошо понимать суть вопроса. Малейшая неточность, некомпетентность или случайность могли привести к неудаче. А в те времена это могло закончится весьма печально для Курчатова и всей его команды.

Если бы мы опоздали…

Фото: Вадим Ахметов © URA.RU

29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне взорвали первую советскую атомную бомбу, или, как ее именовали из соображений секретности, «РДС-1». Испытания прошли успешно. Говорят, когда понадобились списки для награждения, Берия сказал, что у него уже готов такой. В нем напротив каждой фамилии была мера наказания, вплоть до расстрела. Список готовился на случай неудачного исхода испытаний. Теперь оставалось только заменить расстрел на Сталинскую премию, а 10 лет лагерей — на Героя Соцтруда…

Через два года там же, под Семипалатинском, испытали устройство «РДС-2». Это была уже полностью советская атомная бомба, которая оказалась мощнее и легче американского варианта.

В 1953 в Советском Союзе произвели испытание водородной бомбы. Она была в десятки раз мощнее атомной. И здесь уже наши ученые опередили американцев почти на год.

Сталин, награждая Курчатова сказал: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, „попробовали“ бы ее на себе». И это похоже на правду. У военных США уже была готова карта с городами, по которым в случае войны должны были быть нанесены ядерные удары. Среди них Москва, Ленинград, Свердловск, Челябинск и многие другие. Скорее всего, такие карты существуют и по сей день. Только вот мысль о том, что в результате ответного удара могут исчезнуть с лица Земли Вашингтон, Нью-Йорк и Чикаго позволяет нам жить в мире уже 75 лет.

«Атом должен быть рабочим, а не солдатом»

Вместе с триумфом пришло и осознание ужасных последствий применения ядерного оружия. Ветеран ПО «Маяк» Василий Шевченко вспоминал, что после испытания первой атомной бомбы Курчатов был замешательстве. А после взрыва водородной бомбы сказал своему коллеге и другу Анатолию Александрову: «Анатолиус, это было такое чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять! Единственное, что нас должно заботить, чтобы это дело запретить и исключить ядерную войну». Все оставшиеся годы жизни Игорь Васильевич посвятил развитию мирной атомной энергии. Он говорил: «Атом должен быть рабочим, а не солдатом».

При участии Курчатова были созданы первая в мире промышленная атомная электростанция в Обнинске (1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомный ледокол «Ленин» (1959).

Гибкий и несгибаемый

Раиса Кузнецова, директор Мемориального дома-музея академика И. В. Курчатова, написавшая биографию ученого, отмечает: «Тяжелое военное время сталкивало его с разными профессиями и людьми, учило понимать окружающий мир. Уже тогда учился он ладить с людьми, воспитывая в себе знаменитую „курчатовскую коммуникабельность“…»

С любым человеком Курчатов находил общий язык. У него была фантастическая память, в том числе на имена. Говорят, после общения с Бородой (так называли Игоря Васильевича за глаза) люди выходили окрыленными. Даже если тот ставил перед ними сложнейшие задачи.

Как руководитель Курчатов был антоподом Берии, который предпочитал разносы и угрозы. Доставалось и самому Игорю Васильевичу.

— Очень интересно представить, как они работали вместе, — говорит историк Николай Антипин. — В характеристике НКВД о Курчатове было написано: «Хитер, скрытен, дипломатичен». Может быть, так оно и было. Потому что как иначе удержаться в такой системе? Но, наверное, главное качество Курчатова — целеустремленность. Без сильной воли решение задач, которые выпали на долю Курчатова, просто нереально. Визуально он мне представляется таким, каким в 1958 году выступал на трибуне Верховного Совета СССР. Говорил о необходимости ограничивать испытания и распространение ядерного оружия в мире. Прямая спина, раскрытые руки, знаменитая борода. Глыба! Борода, кстати, тоже ведь не случайна. Старообрядцы говорили: «Сила — в бороде». Она, если не ошибаюсь, появилась у Курчатова ко второй половине 30-х годов, когда он твердо определился со своим призванием. Такой он и был — гибкий в общении, но несгибаемый, если дело касалось убеждений — научных и человеческих.

Если вы хотите сообщить новость, напишите нам

Атом в искусстве

Атомная отрасль — неотъемлемая часть мировой культуры. Литература, скульптура, живопись и даже музыка творчески осваивают тему уже больше века. Мы вспомнили некоторые произведения искусства, которые отражают очень разное восприятие темы.

 

Роман «Освобождённый мир» Герберта Уэллса (Великобритания, 1914)

В 1913 году Герберт Уэллс был уже состоявшимся писателем: его бестселлеры («Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени» и пр) уже написаны. И вот в 1913 году Герберт Уэллс пишет роман «Освобождённый мир», в котором предсказал, что человечество овладеет силой атома и даже создаст транспорт с атомным двигателем и ядерное оружие. Правда, атомные бомбы Уэллса были не мощнее обычных, но взрывались долго, порождая «пылающий непрерывный взрыв».

Писатель прочитал работы передовых физиков Резерфорда, Рамсея и Содди и написал утопию. Уэллс предположил, что с атомным оружием в руках человечество будет обречено либо вернуться к истокам в «сельскохозяйственное варварство», либо принять достижения науки как основы нового общественного порядка. В итоге после ядерного конфликта, разразившегося в середине 1950-ых, на планете появилось Мировое правительство и установился идеальный миропорядок…

Примечательно, что книга вышла в 1914, до начала Первой Мировой, которая показала, как быстро «цивилизованные» люди могут терять человеческое в себе. И уж тем более ничто не предвещало ни бомбардировки 1945 года, ни Карибский кризис 1962 года.

 

 

Купальник «Atome» Жака Эйма (Франция, 1946)

«Атом — самый маленький купальник в мире!» — такой рекламный лозунг видели в небе отдыхающие над Лазурным берегом в 1946 году. Для рекламы своего нового творения дизайнер Жак Эйм нанял небольшой самолёт. Это тот самый Эйм, который ещё в 1932 году придумал купальник, приоткрывающий часть тела под грудью, как бы оголяя диафрагму, а потом и вовсе решился разделить верхнюю и нижнюю часть женского купального костюма. И вот после войны, впечатлённый достижениями физики, он выпустил новую модель, самую откровенную из того, что делал, и назвал её в честь атома — мельчайшей частицы всего. Но… почти сразу над тем же Лазурным появился другой самолёт с лозунгом: «Бикини — это купальник, который меньше, чем самый маленький купальный костюм в мире!» Автором бикини был другой французский дизайнер — Луи Реар. Для дефиле в Париже он не смог найти модель, все просто отказывались выходить почти обнажёнными, пришлось нанимать танцовщицу стриптиза! Но как показала история, именно его модель стала именем нарицательным всех раздельных купальников. А «Атом», став классикой, сегодня известен не многим. Зато слово «бикини» навечно связано не только с купальником, но и с военным атомом.

Фото позаимствованы отсюда.

 

 

Атомиум (Бельгия, 1958)

С 1958 года Брюссель — это не только Писающий мальчик и Рыночная площадь с ратушей, но и Атомиум. Без сомнения, это самое нестандартное здание Брюсселя и всей Бельгии. Он построен специально для Всемирной выставки. Конструкция состоит из 9 сфер, соединённых 20 трубами, и по задумке автора (Андре Ватеркейн), изображает фрагмент кристаллической решётки железа. В целом же 102-метровое здание задумано как символ мирного атома и наступления атомного века. В 6 из 9 сфер можно попасть, там выставки и ресторан, а в трубах находятся эскалаторы, лестницы и коридоры.

 

 

Х/ф «Девять дней одного года» (СССР, 1962)

«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого учёного-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации», — так актёр Алексей Баталов вспоминал своего героя из фильма «Девять дней одного года». Эта картина прекрасно запечатлела время, когда вера в прогресс была сильнее страхов и чувства самосохранения, а будущее виделось оптимистичным и разумным.

Конечно, есть и другие фильмы об освоении атома, например «Выбор цели», где Игоря Курчатова сыграл Сергей Бондарчук, но всё же Михаилу Ромму удалось избежать излишней идеологизированности и показать мысли и чувства тысяч рядовых учёных.

 

 

Человек-паук и Халк (США, 1962)

В России комиксы популярны намного меньше, чем в США. Если вы смотрели сериал «Теория большого взрыва», то понимаете, насколько огромен и значим этот пласт культуры для американцев. Поэтому нам трудно признать, что мало кто сделал так много для борьбы со страхами перед радиацией, как Стэн Ли и его соавторы из «Marvel Comics». Ведь самые популярные в мире супергерои — Человек-паук и Халк — получили свои сверхспособности именно благодаря радиации. Одного укусил радиоактивный паук, а другой получил огромную дозу радиации во время экспериментального взрыва гамма-бомбы. И в результате обычные люди стали супергероями, а сама радиация для десятков миллионов подростков перестала быть синонимом смерти.

 

 

Шелкография на холсте «Атомная бомба» Энди Уорхолла (США, 1965)

В 1965 году, к 20-летней годовщине американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, скандально известный Энди Уорхол создал полотно «Атомная бомба», которое является частью серии «Смерть и катастрофа» (60-начало 70-х годов). Художник использовал трафарет, повторив ядерный гриб 28 раз. Причём каждое следующее изображение темнее предыдущего, красный цвет постепенно уступает место чёрному. Для Уорхолла приём повтора — это способ «обесценить» сам изображаемый предмет из реальности и повысить значимость именно изображения. Поэтому «Атомную бомбу» можно трактовать как банальность глобальной катастрофы: страшна смерть отдельных людей, а когда погибнет все и всё, уже ничто не имеет значения.

Источник фото здесь.

 

 

 

 

Скульптура «Ядерная энергия» (Чикаго, 1967)

Наверное, странно было бы никак не увековечить место, где состоялась первая в истории человечества самоподдерживающаяся ядерная цепная реакция на «Чикагской поленнице-1», знаменитом реакторе Энрико Ферми. Американцы решили сделать мемориал к 25-годовщине эксперимента.

Памятник был заказан британскому скульптору-модернисту Генри Муру, который позднее писал, что хотел передать двойственный характер ядерной энергии: верхняя часть бронзовой скульптуры похожа на гриб от взрыва или череп, а нижняя — на храм, защищающий людей. Скульптура находится на территории Чикагского университета, на том месте, где когда-то стоял стадион, под которым и пряталась секретная лаборатория Ферми.

 

 

Кинетическая скульптура «Атом» Вячеслава Колейчука (Москва, 1967)

В том же 1967 году в СССР отмечали 50-летие Октября. И перед Курчатовским институтом была установлена 13-метровая кинетическая скульптура «Атом», её автор был 26-летний Вячеслав Колейчук. Он использовал собственную технологию создания самонапряжённых конструкций. Подвешенная сфера приводилась в движение ветром, а в качестве фона звучала ныне утраченная композиция Льва Термена. Как ни странно, но и сама скульптура утрачена. В 2018 году перед смертью сам Вячеслав Колейчук участвовал в воссоздании скульптуры в музее современного искусства «Гараж». Партнёром проекта выступила Госкорпорация «Росатом».

 

 

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (США, 1968)

В нашей подборке это, пожалуй, самый странный пункт, ведь в этой книге атом (точнее — радиация) не главная тема. Филип Дик не стал рисовать ужасы войны, а заглянул дальше и описал мир после глобального ядерного конфликта. На Земле радиация почти уничтожила всё живое, уцелевшие люди переселились на другие планеты, а дома остались те, кто уже заражён и не должен нести мутировавшие гены в новый мир. По сути, этот роман поставил острые этические вопросы о человечности и насилии, милосердии и массовом сознании. А если вы смотрели легендарный фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», то знайте: сценарий существенно отличается от книги.

 

 

Мозаичное панно «Кузнецы современности» (Киев, 1974)

Кто из нас не видел мозаичные панно, следы второй волны советского модернизма 1960-70-х годов?! Они и на фасадах, и в интерьерах; одни банальны, другие — настоящие произведения искусства. Чаще всего такие работы говорили о достижениях науки и техники, в том числе мирном атоме.

Из десятков «атомных» панно мы выбрали «Кузнецы современности» на стене проходной Института ядерных исследований НАН Украины в Киеве. Это труд блестящего творческого союза Галины Зубченко и Григория Пришедько, который в 1963-1965 гг. был учеником всемирно известного мексиканского монументалиста Диего Риверы.

Источник фото тут.

 

 

Граффити «Водолей» (Франция, 2005)

Градирни — излюбленные объекты уличных художников. В интернете вы, наверняка, видели градирни, покрытые граффити перед Чемпионатом мира по футболу в ЮАР. Но ориентиром для всех служит АЭС Круа: в 2005 году на одной из градирен там появилось граффити «Водолей», символизирующее гармонию воды и воздуха и экологичность АЭС. Гигантский рисунок был создан 9 альпинистами под руководством художника Жан-Мари Пьера. Работа заняла 8 тысяч рабочих часов, было использовано более 4 тысяч литров краски. Изящная задумка с нарисованными облаками, переходящими в настоящий пар из градирни, и сегодня привлекают туристов.

Источник фото здесь.

 

 

«A Thousand Suns» группы Linkin Park (США, 2010)

«Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего…» — эту строку из Бхагаватгиты вспомнил Роберт Оппенгеймер, отец атомной бомбы, увидев мощь своего детища на полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 года. Музыкантам понравилась эта деталь, поэтому альбом так и называется «Тысяча солнц».

Это четвёртый студийный всемирной известной рок-группы. Он посвящён человеческим страхам, в частности — ядерной войне. В интервью телеканалу MTV лидер группы Майк Шинода сказал: «На этой записи концепцией является взаимодействие людей с техникой. Человеческие страхи — если что-то случится с миром — музыка может смягчить». Удалось ли рок-музыкантам смягчить ваши страхи?

https://music.yandex.ru/album/225815

 

 

Поп-арт работы Такаси Мураками (Япония)

Ядерная травма 1945 года переживается японцами до сих пор. Яркое тому доказательство — творчество самого успешного и известного из ныне живущих японских художников Такаси Мураками. Он родился в городе Кокура, на который и планировалось обрушить всю мощь «Толстяка», но из-за плохой видимости бомбу сбросили на Нагасаки. Мысли о том, что его родители могли погибнуть и сам он мог и не родиться, постоянно преследуют Мураками. Чтобы жить с этим страхом, художник трансформировал страшные образы ядерных грибов в весёлые грибочки с глазками или танцующие облака-грибочки. И этот важный сквозной образ объединяет десятки его работ. Но, пожалуй, главный «ядерный герой» Такаси — это Тайм Бокан, скелет в форме ядерного облака. Скелеты вообще очень часто встречаются в работах мастера, но порой даже не сразу понимаешь, что это скелеты: так органично они перемешаны с цветами или другими орнаментами.

В 2017 году в Москве состоялась выставка работ Такаси Мураками. Благодаря этому появился путеводитель по его творчеству на русском языке (вот здесь тоже любопытный материал).

 

Первая атомная бомба – Кусочки истории

6 августа 2020 года исполняется 75 лет со дня сброса первой атомной бомбы. Сегодняшний пост исходит от Майкла Дж. Хэнкока, специалиста по архивам Национального архива в Колледж-Парке, штат Мэриленд.

Две американские атомные бомбы положили конец Второй мировой войне в августе 1945 года, и опустошение запомнится навсегда. В тот момент, когда была сброшена первая бомба, десятки тысяч жителей Хиросимы, Япония, были убиты «Малышом» — кодовым названием первой в мировой истории атомной бомбы, использовавшейся в военных действиях.

Хиросима после атомной бомбардировки, 1946 год. (Идентификатор Национального архива 148728174)

Проект 

Ученые разработали технологию атомного оружия в рамках строго засекреченного проекта под кодовым названием «Манхэттенский проект». Полковник армии США Лесли Р. Гроувс наблюдал за участием военных, а гражданский ученый Роберт Оппенгеймер отвечал за команду, разрабатывавшую основные детали Little Boy. Объекты для исследований были созданы на Манхэттене, в штатах Вашингтон, Теннесси и Нью-Мексико. Ученые, участвовавшие в проекте, опирались на более раннюю работу, проделанную физиками Энрико Ферми и Лео Силардом, оба из которых получили финансирование от правительства США в конце XIX века.30-х годов для изучения обогащенного урана в цепных ядерных реакциях. Обогащенный уран-235 был критическим элементом в создании взрывной реакции деления в ядерных бомбах.

Команда Манхэттенского проекта согласовала два различных проекта атомных бомб. В «Маленьком мальчике», первом атомном оружии, реакция деления произошла, когда две массы урана столкнулись друг с другом с помощью устройства типа пушки, образовав критическую массу, которая инициировала реакцию. По сути, одна пуля урана попала в другую после выстрела из гладкоствольного ствола орудия. Мишень имела форму твердого шипа семи дюймов в длину и четырех дюймов в диаметре. Цилиндр располагался точно над шипом, когда они столкнулись друг с другом, создав взрывоопасную реакцию деления. Хотя теория стрельбы из пушек не была полностью проверена до тех пор, пока на Хиросиму не была сброшена настоящая бомба, ученые провели успешные лабораторные испытания в меньшем масштабе, что вселило в них уверенность в том, что метод будет успешным.

Окончательная сборка Little Boy происходила поэтапно. Различные компоненты бомбы были доставлены поездом из Лос-Аламоса, штат Нью-Мексико, в Сан-Франциско, штат Калифорния. Там тяжелый крейсер USS Indianapolis доставил сбор деталей на остров Тиниан в Тихом океане к югу от Японии, куда он прибыл 26 июля. Во избежание катастрофической аварии целевой кусок обогащенного урана пролетел отдельно на борту трех Транспортный самолет C-54 Skymaster на остров Тиниан, куда он также прибыл 26 июля. После окончательной сборки Little Boy весил 9700 фунтов, 10 футов в длину и 28 дюймов в диаметре.

Подготовка атомной бомбы на острове Тиниан, 1945 год. (Идентификатор Национального архива 76048771) последний момент. Он сделал это, чтобы предотвратить катастрофическую случайную детонацию, вызванную коротким замыканием или аварией.

Миссия

900:02 Ранним утром 6 августа 1945 года бомбардировщик B-29 под номером Enola Gay взлетел с Тиниана и проследовал с севера на северо-запад в сторону Японии. Основной целью бомбардировщика был город Хиросима, расположенный в дельте юго-западной части острова Хонсю, обращенной к Внутреннему морю. В Хиросиме проживало почти 300 000 мирных жителей, и она была важным военным центром, в котором находилось 43 000 солдат.

Топографическая карта Хиросимы. (Идентификатор Национального архива 166126365)

Самолет, пилотируемый командиром 509-йth Composite Group, полковник Пол Тиббетс, летел на малой высоте на автопилоте, прежде чем набрать высоту 31 000 футов, приближаясь к целевой области. Примерно в 8:15 утра по Хиросиме Enola Gay выпустили над городом «Маленького мальчика». Сорок три секунды спустя мощный взрыв осветил утреннее небо, когда бомба взорвалась на высоте 1900 футов над городом, прямо над парадным полем, где солдаты Второй японской армии занимались гимнастикой.

Хотя Enola Gay уже улетел на 11 с половиной миль от цели после сброса полезной нагрузки, он был потрясен взрывом. После того, как первая ударная волна обрушилась на самолет, экипаж оглянулся на Хиросиму, и Тиббетс вспомнил, что «город был скрыт этим ужасным облаком. . . кипящий, разрастающийся, ужасный и невероятно высокий». [1] Мощность взрыва позднее была оценена в 15 килотонн (эквивалент 15 000 тонн тротила).

Полковник Пол В. Тиббетс-младший, пилот Enola Gay, 9 лет.0004 волны из кабины перед взлетом, 6 августа 1945 года. (Идентификатор Национального архива 535737)

Наследие 

Многие американцы рассматривали бомбардировку как необходимое средство для прекращения конфликта с Японией. Когда д-р Дж. Роберт Оппенгеймер был проинформирован о взрыве, он выразил сдержанное удовлетворение. Он больше, чем кто-либо другой, понимал силу оружия, которое он помог создать, и разрушение, обрушившееся на человечество.

Энола Гей возвращается после забастовки в Хиросиме, 19 лет45. (Идентификатор Национального архива 76048622)

Мы никогда не узнаем точно, сколько людей погибло в результате бомбардировки Хиросимы. По оценкам, около 70 000 человек погибли в результате первоначального взрыва, теплового и радиационного воздействия. Среди них было около 20 американских летчиков, которые содержались в плену в городе. К концу 1945 года из-за продолжающегося воздействия радиоактивных осадков и других последствий, включая радиационное отравление, число погибших в Хиросиме, вероятно, превысило 100 000 человек. Общее количество смертей за пять лет могло даже превысить 200 000, если учитывать рак и другие долгосрочные последствия.

Прочтите запись в блоге «Гарри Трумэн и бомба» и заметки капитана Роберта Льюиса, второго пилота Enola Gay, чтобы узнать больше о первой атомной бомбе .

[1] https://www.atomicheritage.org/history/bombings-hiroshima-and-nagasaki-1945

Атомная бомба: 6 августа 1945 г.

Автор урока

Адамс, Марк

Курс(ы)

Американская история

Требуемые временные рамки

Два урока

Субъект (S)

Атомная бомба

Уровень (S)

10

11

12

Аннотация урока

будут рассмотреть мотивы для сброса атомической бомбы, а затем оценить принятые решения

. .

Описание

Ранним утром 16 июля 1945 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс, недалеко от Аламогордо, штат Нью-Мексико, свирепствовало сильное ожидание и страх. Роберт Оппенгеймер, директор Манхэттенского проекта, едва мог дышать. Годы секретности, исследований и испытаний были связаны с этим моментом. «Последние несколько секунд он смотрел прямо перед собой, и когда диктор крикнул «Сейчас!» и последовала эта потрясающая вспышка света, за которой внезапно последовало глубокое рычание взрыва, его лицо расслабилось, и на его лице появилось выражение огромного облегчения», — вспоминал генерал Л. Р. Гроувс из Оппенгеймера в меморандуме для военного министра Стимсона. Взрыв мощностью более 20 000 тонн в тротиловом эквиваленте, видимый на расстоянии более 200 миль, удался. была взорвана первая в мире атомная бомба.

С наступлением ядерной эры в военном искусстве возникли новые дилеммы. Война в Европе завершилась в мае. Тихоокеанская война получит полное внимание военного министерства Соединенных Штатов. Еще в мае 1945 года США вели ожесточенные бои с японцами на Иводзиме и Окинаве. В этих самых кровопролитных конфликтах Соединенные Штаты потеряли более 75 000 человек. Эти победы гарантировали, что Соединенные Штаты будут в пределах досягаемости с воздуха от материковой части Японии. Бомбардировка Перл-Харбора японцами всего за четыре года до вступления Соединенных Штатов в войну была еще свежа в памяти многих американцев.

Чувство оправдания и желание прекратить войну укрепили решимость Соединенных Штатов быстро и решительно завершить ее. В распоряжении президента Гарри Трумэна было множество альтернатив для прекращения войны: вторгнуться на материковую часть Японии, провести демонстрацию разрушительной силы атомной бомбы для японских высокопоставленных лиц, сбросить атомную бомбу на отдельные промышленные японские города, бомбить и блокировать острова, дождаться вступления СССР в войну 15 августа или заключить скомпрометированный мир. Операция «Олимпия» — полномасштабная высадка вооруженных сил США — уже была запланирована на Кюсю 1 ноября 19 г.45, а план бомбардировки и блокады материковой части Японии уже был разработан в течение нескольких месяцев.

Решимость японцев сражаться серьезно пошатнулась в предыдущие месяцы. Их потери на Иводзиме и Окинаве были ошеломляющими. Их военно-морской флот перестал существовать как эффективная боевая сила, а авиационный корпус был уничтожен. Американские B-29 сделали бомбардировки военных объектов на материковой части Японии неотъемлемой частью своей воздушной кампании. Отсутствие у Японии военно-воздушных сил мешало их боевым возможностям. Неточность бомбардировок и использование разрушительных бомбардировок городов в Европе в конечном итоге побудили военачальников Тихоокеанского театра военных действий Соединенных Штатов санкционировать бомбардировки городов материковой части Японии. Токио, Нагоя, Осака и Кобе были уничтожены зажигательными и другими бомбами.

В целом сотни тысяч мирных жителей были убиты в ходе этих авиаударов, направленных на сдерживание решимости японского народа. Тем не менее, решимость японцев оставалась твердой, и идея кровавого вторжения «от дома к дому» на материковую часть Японии привела бы к еще тысячам жертв среди американцев и союзников. Союзники в конце июля 1945 г. заявили в Потсдаме, что японцы должны безоговорочно капитулировать.

После того, как японские лидеры категорически отвергли Потсдамскую декларацию, президент Трумэн разрешил использовать атомную бомбу в любое время после 3 августа 1945. Ясным утром 6 августа на город Хиросиму была сброшена первая атомная бомба по прозвищу «Маленький мальчик». Сравняв с землей более 60 процентов города, 70 000 жителей мгновенно погибли в жгучей вспышке жары. Через три дня, 9 августа, на Нагасаки была сброшена вторая бомба «Толстяк». Мгновенно погибло более 20 000 человек. В последующие недели еще тысячи японцев погибли от последствий радиационного облучения взрыва.

 

Словарь

зажигательная бомба

Зажигательная бомба представляла собой смесь термитов и окислителей, использовавшихся союзниками и державами Оси после 1943 года. Эти бомбы, иногда содержащие напалм, были ответственны за поджог более 41,5 квадратных миль Токио Соединенными Штатами. в марте 1945 года.

безоговорочная капитуляция

Безоговорочная капитуляция — это термин, используемый победителями в войне для описания типа урегулирования, которое они хотят добиться от побежденных. Мировое соглашение требует, чтобы проигравший не предъявлял никаких требований во время процедуры выдачи. Безоговорочная капитуляция была впервые провозглашена союзниками во время Второй мировой войны на саммите в Касабланке 19 января.43. провидение божественное руководство или забота ультиматум окончательные предложения, условия или условия, предложенные любой из сторон во время дипломатических переговоров

Обоснование (почему вы это делаете?)

атомной бомбы, а затем оценить принятые решения

Цели урока —

1. Проанализировать первоисточники

2. Изучить преимущества и недостатки сброса атомной бомбы

 

Достигнуты стандарты/цели/навыки успеваемости и знаний округа, штата или страны

История — стандарты социальных наук для государственных школ штата Калифорния

10 класс
10. 8 Учащиеся анализируют причины и последствия Второй мировой войны.
Обсудите человеческие издержки войны, уделяя особое внимание гражданским и военным потерям в России, Германии, Великобритании, США, Китае и Японии.
10.9 Учащиеся анализируют международные события в мире после Второй мировой войны. 901:45 Сравните сдвиги в экономической и военной мощи, вызванные войной, включая Ялтинский пакт, разработку ядерного оружия, советский контроль над странами Восточной Европы и экономический подъем Германии и Японии.
Обсудите создание и работу Организации Объединенных Наций, а также цели и функции Варшавского договора, СЕАТО, НАТО и Организации американских государств.

11 класс
11.7 Учащиеся анализируют участие Америки во Второй мировой войне. 901:45 Исследуйте истоки участия Америки в войне, уделяя особое внимание событиям, ускорившим нападение на Перл-Харбор.
Опишите основные достижения в области авиации, вооружения, связи и медицины, а также влияние войны на размещение американской промышленности и использование ресурсов.
Обсудите решение сбросить атомные бомбы и последствия этого решения (Хиросима и Нагасаки).

Необходимы первичные источники (документ, фотография, артефакт, дневник или письмо, аудио- или видеозапись и т. д.)

Прочитайте пресс-релиз президента Трумэна от 6 августа 1945 года после сброса атомной бомбы, в котором отмечаются важные подробности о ее производстве и используемой риторике.

 

Полностью подробно опишите деятельность или задание. Что будут делать и учитель, и ученики?

Анализ документа

Раздайте копии документа каждому учащемуся для чтения. Попросите учащихся ответить на следующие вопросы:

 

  1. Кто написал этот документ?

     

  2. Какова цель этого документа?

     

  3. Какого числа был выдан этот документ?

     

  4. Почему пропущено название города?

     

  5. Зачем нужно объяснять мощность атомной бомбы?

     

  6. Посмотрите на последний абзац второй страницы пресс-релиза. Каковы были планы Трумэна по окончанию войны? Достиг ли он этих целей, сбросив атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки? Почему или почему нет?

     

  7. На третьей странице Трумэн выступает за использование атомной энергии для мира во всем мире. Как он предлагает осуществить эту цель?

     

  8. Какие причины использует президент Трумэн, чтобы оправдать сброс бомбы?

Дополнительные вопросы

 

  1. Вооружившись всеми знаниями, накопленными президентом Трумэном и его советниками, как бы вы закончили войну на Тихом океане?

     

  2. Составьте таблицу с перечислением преимуществ и недостатков атомной бомбы для современной войны? Почему бомбардировка Токио несколькими неделями ранее, в результате которой погибло более 120 000 мирных жителей, не вызвала такой же моральной критики, как атомная бомба? Один газетный критик заявил после сброса бомбы: «Вчера мы одержали победу в Тихом океане, но мы посеяли вихрь». Что он хотел этим сказать? Аргументируйте за или против этого утверждения.

     

  3. Пять причин для сброса атомной бомбы … Согласно Дж. Сэмюэлю Уокеру в его книге «Быстрое и полное уничтожение: Трумэн и использование атомной бомбы против Японии» утверждается, что Трумэн оправдывал сброс бомбы пятью причинами:

     

    • это позволит успешно закончить войну в кратчайшие сроки
    • это оправдало усилия и затраты на создание атомной бомбы
    • это давало надежду на достижение дипломатических успехов в растущем соперничестве с Советским Союзом
    • не было стимулов не применять оружие
    • из-за ненависти Америки к японцам и жажды мести

    Разделите класс на пять групп, дав каждой группе одну из причин. Попросите их объяснить их своими словами. Согласны они или не согласны с мышлением президента Трумэна? Почему или почему нет? Могут ли они придумать больше причин, чтобы оправдать сброс бомбы? Какие есть причины не сбрасывать бомбу? Убедитесь, что они используют факты и цифры в поддержку своих ответов.

     

  4. Гарри Трумэн в 1945 году «расценивал [атомную] бомбу как боевое оружие и никогда не сомневался, что ее следует использовать». В рукописном документе 1958 года о наступлении атомного века он позже заявил: «Теперь мы столкнулись с полным разрушением. Старые пророки-крикуны представили идею разрушения мира огнем после их представления о разрушении водой. Что ж, разрушение близко, если великие мировые лидеры не предотвратят его». Как вы думаете, изменились ли взгляды Трумэна на использование атомной техники? Сбросил бы Трумэн атомную бомбу в 1958, если ситуация требует решительных действий? Почему или почему нет?

     

  5. Президент Эйзенхауэр в речи на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций 8 декабря 1953 года заявил: «Даже значительное превосходство в количестве вооружений и, как следствие, возможность нанесения разрушительного материального возмездия сами по себе не являются препятствием против страшный материальный ущерб и человеческие жертвы, которые могут быть нанесены внезапной агрессией». Проанализируйте это утверждение. Что это значит? Наметьте линию событий и личностей создания атомной армии от президента Трумэна до наших дней. Какие тенденции вы видите? Как вы думаете, какое будущее у атомного оружия?

     

  6. Напишите пресс-релиз в качестве президента Соединенных Штатов о текущем событии. Не забудьте сообщить важные подробности о мероприятии, помня, что ваша аудитория — все Соединенные Штаты. Поделитесь своим пресс-релизом со своим классом.

     

  7. В книге Карла Комптона «Если бы атомная бомба не была использована» он утверждает: «Атомная бомба привнесла в ситуацию драматический новый элемент, который укрепил руки тех [чиновников японского правительства], которые стремились к миру, и обеспечил спасение лица. аргумент для тех, кто до сих пор выступал за продолжение войны». Проанализируйте это утверждение. Объясните утверждение доктора Комптона своими словами. Используйте другие источники, чтобы подтвердить свои ответы на следующие вопросы. Почему некоторые японские официальные лица продолжали поддерживать войну даже после того, как была сброшена атомная бомба? Какова была роль императора Хирохито в процессе капитуляции? Почему Хирохито не заставили отречься от престола, как обещала Потсдамская декларация?

 

Вопросы для обсуждения

Обсудите некоторые из этих вопросов со своим классом.