Атомный подводный крейсер: Страница не найдена

Содержание

как атомные подводные крейсеры «Князь Олег» и «Новосибирск» усилят ядерный компонент ТОФ — РТ на русском

Короткая ссылка

Александр Карпов,
Владимир Дуюн

Атомные подводные крейсеры «Князь Олег» и «Новосибирск» прибыли к месту постоянной дислокации на Камчатке. Об этом сообщили в Минобороны РФ. «Князь Олег» — носитель 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава», а «Новосибирск» вооружён крылатыми ракетами «Калибр» и сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Оникс». Эксперты отмечают, что эти субмарины значительно усилят возможности Тихоокеанского флота по обеспечению безопасности России, увеличат мощь подводного компонента ядерной триады РФ и дадут сигнал потенциальным противникам Москвы в регионе.

Атомные подводные лодки «Князь Олег» и «Новосибирск» прибыли к месту постоянной дислокации на Камчатке, где они будут нести службу в составе Тихоокеанского флота. Об этом сообщили в Минобороны России.

«Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (проект 955А, «Борей-А») «Князь Олег» и атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами (проект 885М, «Ясень-М») «Новосибирск», совершив межфлотский переход из Северного в Тихоокеанский флот, прибыли в пункт постоянной дислокации на Камчатке», — сообщили в оборонном ведомстве РФ.

Подводные лодки значительную часть маршрута протяжённостью почти 5,5 тыс. миль прошли под арктическими льдами, подчеркнули в Минобороны. Кроме того, «Новосибирск» в рамках комплексной арктической экспедиции «Умка-2022» из акватории Чукотского моря произвёл пуск крылатой ракеты «Оникс» по морской цели из надводного положения.

  • На Камчатке встретили атомные подлодки «Князь Олег» и «Новосибирск», которые прибыли к месту постоянной дислокации

Атомные крейсеры встречал командующий подводными силами Тихоокеанского флота вице-адмирал Владимир Дмитриев.

«Он принял доклад командиров АПЛ о завершении арктического межфлотского перехода и поздравил подводников с прибытием к постоянному месту базирования», — отмечается в сообщении МО.

Подводные мощности

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» — первый серийный стратегический подводный ракетоносец, произведённый по модернизированному проекту 955А «Борей-А».

От первых лодок проекта «Борей» он отличается меньшей шумностью, улучшенными системами маневрирования, удержания на глубине и управления оружием.

Также по теме


Стратегическое усиление: как подводные ракетоносцы «Князь Олег» и «Новосибирск» укрепят ВМФ России

В Северодвинске состоялась церемония принятия в состав ВМФ атомных подводных лодок проектов 955А («Борей-А») «Князь Олег» и 885М…

Подлодки проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А» несут по 16 межконтинентальных баллистических ракет «Булава». Они обладают возможностью так называемого сухого старта: перед пуском шахта, откуда вылетает ракета, не заполняется водой. Это свойство позволяет уменьшить вероятность обнаружения подлодки гидроакустикой противника.

Кроме того, «Булаву» можно запускать из-под толщи арктического льда без необходимости предварительно проламывать его.

«Новосибирск» — первая серийная многоцелевая атомная подводная лодка четвёртого поколения проекта 885М «Ясень-М», оснащённая крылатыми ракетами.

Основу арсенала этих АПЛ составляют крылатые ракеты «Калибр» и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс». Основная задача подводных лодок «Ясень» — отслеживание и уничтожение как подводных крейсеров стратегического назначения, так и надводных и даже наземных целей.

«Ясень» оснащён восемью вертикальными шахтами, которые обеспечивают возможность залповой стрельбы высокоточными крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

Тихоокеанское усиление

За последние несколько лет Россия активизировала усилия по насыщению Тихоокеанского флота (ТОФ) ВМФ России стратегическими атомными подводными лодками. Так, в 2015 году для службы на ТОФ прибыл «стратег» проекта 955 «Борей» — подводный корабль «Александр Невский».

Тогда главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что группировка стратегических атомных подводных лодок РФ на Тихом океане будет поддерживаться и развиваться.

  • Торжественная церемония спуска на воду подлодки проекта «Ясень-М» «Новосибирск»
  • РИА Новости
  • © Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»

Усиление подводного компонента ТОФ не осталось незамеченным на Западе. В 2016 году глава Тихоокеанского командования американских вооружённых сил адмирал Гарри Харрис на слушаниях в конгрессе заявил, что ВМС США в этом регионе испытывают недостаток субмарин, в то время как Россия наращивает свои подводные силы.

Однако планы усиления ТОФ ракетными подводными крейсерами стратегического назначения не остановились на одном «Александре Невском».

Также по теме


«По-настоящему многоцелевая АПЛ»: как модернизация усилит атомные подлодки проекта 949А

Дальневосточный центр судостроения и судоремонта в 2022 году завершит модернизацию атомной подлодки «Иркутск» проекта 949А «Антей». Об…

В октябре 2021 года начальник штаба командования подводных сил ТОФ контр-адмирал Аркадий Наварский сообщил, что в ближайшие годы флот будет усилен двумя «стратегами» проекта 955 «Борей-А» и двумя АПЛ проекта 885М «Ясень-М».

«Согласно плану вооружения, в ближайшие годы наше объединение планируется усилить новыми атомными подводными лодками, которые позволят существенно укрепить морскую составляющую Стратегических ядерных сил России. Мы ожидаем поступление четырёх подводных лодок — два «Борея» и два «Ясеня». Их строительство практически завершено. Некоторые из них уже участвуют в ходовых испытаниях», — рассказал военачальник.

Наварский также сообщил, что на завершающем этапе находится строительство современной причальной инфраструктуры, которая позволит обеспечивать находящиеся на базе подлодки всем необходимым: электричеством, водой и кислородом.

Сигнал потенциальным противникам

Усиление ТОФ новыми стратегическими подводными крейсерами и АПЛ становится необходимым в нынешней военно-политической обстановке, так как позволит надёжно защитить российские акватории от военных провокаций и посягательств потенциального противника, отметил в разговоре с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

«Выбор этого места базирования обусловлен наличием выхода в открытый океан к берегам нашего потенциального противника. Подводные стратегические крейсеры — одна из важнейших основ ядерной триады. В мировом океане невозможно постоянно и точно отслеживать перемещения подводных кораблей. Такой корабль со стратегическим ядерным оружием на борту представляет колоссальную опасность для любого противника», — рассказал эксперт.

Ограниченное количество флотов стран мира могут позволить себе содержать подводный стратегический крейсер, и на сегодня только США и Россия эксплуатируют их не в единичном количестве, подчеркнул Константин Стрельбицкий.

«Важно ли перебазирование «Князя Олега» и «Новосибирска» в контексте нынешней геополитической ситуации? Да, важно. Традиционно действия нашего Тихоокеанского флота были направлены на сдерживание нашего вероятного противника в лице США и его союзников. Так что усиление ТОФ подлодками «Борей-А» и «Ясень-М» носит превентивный характер», — пояснил собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов напомнил, что после начала спецоперации на Украине стратегические силы РФ были приведены в полную боевую готовность.

«Основное их предназначение — сдерживать любые попытки со стороны НАТО и США угрожать нашей стране средствами ядерного поражения. Таким образом, увеличение подводной группировки на Тихом океане обеспечит наиболее надёжную безопасность России в случае угроз применения ядерного оружия», — подчеркнул военный эксперт.

Насыщение Тихоокеанского флота стратегическими подлодками и усиление подводного компонента ядерной триады РФ в условиях роста конфликтности в мире дадут ясный сигнал потенциальным противникам России и поэтому имеют «принципиальное значение», заключил Юрий Кнутов.

Подводный крейсер особого назначения: «Дмитрий Донской» еще послужит флоту

Всего по уникальному проекту ленинградского (ныне — петербургского) ЦКБ «Рубин» было построено и передано Северному флоту шесть ракетоносцев этого типа. Сейчас в боевом составе один — по иронии судьбы, самый старший из всех и головной в серии. Теперь помимо тактического номера ТК-208 он носит имя собственное «Дмитрий Донской», приписан к Беломорской военно-морской базе (Северодвинск) и под командованием капитана I ранга Олега Цыбина уже который год выполняет особые, только ему посильные задачи.

Некоторое время назад журналисты «РГ» — авторы проекта «Русское оружие» — побывали на борту «Дмитрия Донского», познакомились с его экипажем, взяли интервью у командира и старших офицеров, стали свидетелями нескольких тренировок, которые регулярно проводятся на корабле, даже когда он находится в базе. Обо всем, что увидели и смогли понять, об истории ТК-208 и его послужном списке мы тогда же подробно, в лицах, с видео и фото рассказали в спецпроекте «Непотопляемый ракетодром».

А перед нынешней датой связались с конструкторским бюро, где спроектирован ракетоносец-катамаран, и производственным объединением «Севмаш», где была построена вся серия из шести кораблей. И получили оттуда комментарии первых лиц.

Генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит:

— Это уникальная подводная лодка, которую наш генеральный конструктор Сергей Никитич Ковалев в силу особенностей ее конструкции справедливо называл самой надежной в мире. Создавая проект, инженеры «Рубина» проработали более 200 вариантов корабля, выполнили много исследований по прочности, ходкости, управляемости, акустике. Государственный заказчик дал задание сконструировать платформу, в которую могли быть интегрированы крупногабаритные морские баллистические ракеты, поэтому размеры корабля получились внушительными…

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ «Рубин»

Тактико-техническое задание на создание платформы под МБР Конструкторского бюро машиностроения (ныне — «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева») было выдано 1972 году. Разработкой концепции руководил генеральный конструктор, академик Сергей Ковалев. В результате была спроектирована подводная лодка нового архитектурного типа: «катамаран» с большим запасом плавучести. Ракетные шахты размещены между двумя прочными корпусами. Длина корабля составляет почти два футбольных поля, а подводное водоизмещение превышает полное водоизмещение легкого авианосца.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко:

— Для того, чтобы построить корабли третьего поколения — серию ТАПК проекта 941 и АПЛ проектов 949, 949А — на предприятии провели масштабную реконструкцию. Главный стапель «Севмаша» был введен в эксплуатацию в 1974 году. Его строили в течение четырех лет. Через год после постройки в цехе заложили головной крейсер проекта 941.

Отмечу, что впервые в мировой практике корабелы «Севмаша» освоили модульно-агрегатный метод строительства атомных подводных лодок. Этот принцип заключается в том, что корабль строится при помощи стыковки готовых блок-секций. Такой метод позволил сократить сроки строительства всей серии ТАПК проекта 941.

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ «Рубин»

Головной корабль серии был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1980 году и вступил в состав флота 29 декабря 1981 года. Всесторонние испытания ракетоносца подтвердили заявленные эксплуатационные качества, в том числе маневренность и управляемость. Впервые в мире на атомной подводной лодке были созданы очень комфортные условия для экипажа: спортзал, сауна, бассейн и салон для отдыха.

В центре обучения подводников в Палдиски (Эстония) для тренировок экипажей «Акулы» был создан специальный тренажёр — построено отдельное трёхэтажное здание с имитацией отсеков подводной лодки.

Из воспоминаний генерального конструктора С.Н. Ковалева:

«Важные преимущества подводных лодок проекта 941 состоят в том, что они имеют две автономные энергетические установки, размещенные в разных корпусах, так что авария любой установки не отражается на работоспособности установки другого борта. Любая авария ракеты не ведет к повреждению корпуса и травмированию личного состава».

Генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит:

— Корабли проекта 941, патрулируя под ледяным панцирем Арктики, были практически неуязвимы для гидроакустической разведки противника. Требования по обеспечению скрытности были очень жесткими, и они тоже были выполнены. Моряки, конструкторы и заводчане гордятся этим замечательным кораблем, его техническим совершенством, надежностью, комфортом для экипажа и удобством в эксплуатации и управлении.

Рассекречено: из официального релиза ЦКБ «Рубин»

Уже второй автономный поход головного ТК-208 (декабрь 1983 года — апрель 1984 года) стал рекордным: впервые в мире продолжительность непрерывного пребывания в подводном положении составила 121 сутки. Командовал крейсером капитан 1 ранга Александр Ольховиков. За освоение уникального корабля ему присвоено звание Героя Советского Союза. В период с 1982 по 1996 годы корабли проекта 941 выполнили более 30 боевых служб в высоких широтах Арктики.

«Дмитрий Донской» трижды проходил на «Севмаше» ремонт и модернизацию. Он 40 лет находится на службе, в последние годы обеспечивает испытания современной военно-морской техники.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко:

— Вместе с другими кораблями Беломорской военно-морской базы подводный крейсер обеспечивает проведение испытаний современных атомных подводных лодок, строящихся на «Севмаше». Так проявляется своего рода связь третьего и четвертого поколений АПЛ. Под бережной опекой «старшего брата» новые корабли учатся совершать свои первые морские шаги, проходят заводские ходовые и государственные испытания. Дальше их ждет служба в местах приписки, а тяжелый атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» — новые задачи. Желаю экипажу здоровья и благополучия, а также успешного выполнения задач на благо Отечества!

Игорь Вильнит, генеральный директор ЦКБ «Рубин»:

— Сейчас «Дмитрий Донской» находится в хорошем техническом состоянии, однако срок службы любого корабля хоть и длителен, но все же, к сожалению, ограничен. Дальнейшую его судьбу будет определять флот, но мы пока не расстаемся с его экипажем: «Донской» обеспечивает испытания своих более современных собратьев.

От редакции

Команда авторов проекта «Русское оружие» на сайте «Российской газеты» присоединяется к поздравлениям в адрес экипажа ТК-208 «Дмитрий Донской» и отдает должное создателям этого корабля. Нынешним летом, когда на стапеле «Севмаша» было заложено два новых ракетоносца по проекту «Борей-А», стало известно, что одному из них будет дано имя «Дмитрий Донской». Значит — эстафета продолжится. А те шесть-семь лет, что неизбежно потребуются на постройку и испытания подводного крейсера четвертого поколения, его предшественник службу продолжит. Как заявил главком ВМФ адмирал Николай Евменов, ТК-208 будет оставаться в боевом составе флота до полной выработки активных зон в его ядерных реакторах. И работа, связанная с испытанием новых систем вооружения и подводной техники, ему найдется.

новых изображений показывают «пропавшую» российскую подводную лодку «Белгород» в Арктике

Нажмите, чтобы увеличить. На фотографиях подводная лодка действует на востоке Баренцева моря. Местоположения на основе Open Source Intelligence

Ажиотаж в СМИ утверждает, что уникальная российская подводная лодка «Белгород» «исчезла». Это может быть преувеличено. Naval News может поделиться изображениями подводной лодки, работающей в надводном положении в Арктике.