Содержание
Катастрофы в космонавтике — Троицкий вариант — Наука
Как известно, жертв на пути в космос не удалось избежать ни нам, ни американцам.
Катастрофа с максимальным числом жертв при подготовке к старту ракеты случилась на Байконуре 24 октября 1960 года. Тогда готовились к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. За 30 минут до запланированного старта произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени, разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива. В пожаре только по официальным данным погибло 74 человека, а позже от ожогов и ран скончались еще четверо (есть данные и о 92–126 погибших). Одной из жертв этой трагедии стал главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин (поэтому на Западе это событие известно как «Катастрофа Неделина»). Данные об этой катастрофе в нашей стране были засекречены, и первые упоминания о ней в советских СМИ появились лишь в перестройку, в 1989 году. Основная причина трагедии — грубые нарушения правил техники безопасности при подготовке к пуску (в том числе и самим Неделиным), стремление успеть осуществить запуск к приближавшемуся празднику — годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
В советской прессе до 1985 года не было также сведений о самой первой жертве отряда космонавтов. Валентин Бондаренко погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Ему было всего 24 года. Когда Бондаренко отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах…
23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля «Союз-1», в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был первый пилотируемый испытательный полет «Союза». Корабль был еще очень «сырым», запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск первого автоматического «Союза-1» (который позже в сообщении ТАСС был переименован в «Космос-133») закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск «Союза-2» также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом «Союзе-2» не было). Несмотря на всё это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок.
Корабль вышел на орбиту, но проблем обнаружилось столько, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий, причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого — деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.
Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции «Салют-1», тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля «Союз-11». На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Пётр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летало не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.
За шесть лет до того, 12 октября 1964 года, Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров уже отправлялись в полет на «Восходе» в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал и Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты летели не в защитных скафандрах, а налегке — в спортивных костюмах. Но тогда пронесло.
Спуск «Союза-11» проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего — из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась «форточка»). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться от «сбруи», но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.
5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля «Союз-18/1». К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.
26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопки катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый — ответственный за ракету, второй — за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15–18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась менее, чем через две секунды после отделения капсулы. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.
В постсоветское время, несмотря на плачевное состояние российской космической индустрии, человеческих жертв не было. Впрочем, и летали в космос меньше. Была череда различных технических неполадок, которые уже не были столь надежно спрятаны от публики и журналистов, как раньше. Вопреки высокомерию американцев (чего только стоят кадры из блокбастера «Армагеддон», где русский космонавт, затерянный на «Мире» и похожий на бомжа, поросший щетиной и непрерывно прикладывающийся к бутылке, с помощью монтировки и такой-то матери чинит сложный буржуазный агрегат) космонавтам на орбите каким-то чудом удавалось справиться с одряхлевшей техникой. Вероятно, сказываются многолетние «тренировки», к которым безалаберное государство и неистребимая бюрократическая система приучает не только каждого нашего космонавта, но и любого гражданина. Ну и всяческая смекалка и дополнительные средства спасения, которыми наши инженеры снабжают космические корабли, не особо надеясь на то, что какой-нибудь очередной механик не просверлит очередное лишнее отверстие в обшивке.
NASA за всю историю полетов потеряло 16 астронавтов. 27 января 1967 года (за девятнадцать лет до катастрофы Challenger) трое из них (В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи) погибли во время наземного испытания корабля Apollo-1 на стартовой площадке. От случайной искры в атмосфере, обогащенной кислородом, вспыхнул пожар. Ни астронавты, ни наземные службы ничего не успели предпринять. От обнаружения пожара до потери экипажем сознания не прошло и сорока секунд. Все трое погибли от ожогов и от удушья.
Наполнен драматическими происшествиями был несостоявшийся полет к Луне американского космического корабля Apollo-13. К счастью, он обошелся без человеческих жертв. Apollo-13 стартовал 11 апреля 1970 года с тремя астронавтами на борту (Дж. Ловелл, Дж. Суиджеpт, Ф. Хейс). 14 апреля, когда корабль находился на расстоянии 330 тыс км от Земли, произошел взрыв кислородных резервуаров. Apollo-13 остался практически без освещения и водоснабжения. Были повреждены два из трех генераторов, вырабатывавших электроэнергию. Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль и использовали его двигатели для коррекции траектории полета (коррекцию пришлось проводить несколько раз). Модуль был спроектирован и рассчитан на 45-часовой срок службы, потребовалось увеличить этот срок вдвое. Экипаж начал экономить воду. Серьезной проблемой стало удаление из атмосферы лунного модуля углекислоты. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга, один из которых протянули от вентилятора в лунной кабине к входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй — от выхода поглотителя в лунную кабину. Температура упала до нуля, и на стенах выступил иней, что едва не стало причиной замыкания. Заряда химических батарей едва хватило на запуск важнейших систем модуля. Экипажу только чудом удалось приводниться в Тихом океане.
В июле 1975 года едва не закончился гибелью экипажа полет по программе «Союз — Apollo» (Т. Стаффорд, Д. Слейтон и В. Бранд). При посадке Apollo на высоте 15 км над поверхностью океана сработал клапан выравнивания давления. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула упала в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми.
28 января 1986 года случилась одна из величайших трагедий в истории американской астронавтики — гибель шаттла Challenger. Challenger был вторым построенным американским шаттлом (первым была Columbia). К тому моменту было осуществлено уже 24 успешных запусков «челноков». Старт откладывался из-за неполадок в герметической системе люка. Их устранили — и полет, казалось, проходил в штатном режиме. Корабль набрал скорость 3 тыс км/ч, но на 73-й секунде произошел взрыв. Погибли семь американских астронавтов.
Наиболее вероятной причиной гибели Challenger считаются заморозки на космодроме в ночь перед стартом. Из-за этого соединительные конструкции — уплотнители на двигателях шаттла — обледенели и потеряли эластичность. В результате через уплотнители прорывалось пламя, которое в конечном счете и привело к взрыву топливного бака, разгерметизации шаттла и гибели всего его экипажа. Во время расследования выяснилось также, что некоторые другие конструкции шаттла ненадежны, в результате чего космические «челноки» долго дорабатывались… И до 2003 года, т. е. в течение последующих 16 лет, с ними почти не случалось опасных инцидентов.
Исключением стало разве что 23 июля 1999 года, когда через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.
Наконец, всем нам, живущим в XXI веке, памятна трагедия шаттла Columbia, погибшего буквально за 15 минут до посадки. Как уже было сказано, это самый старый американский «челнок», впервые отправившийся в космос 12 апреля 1981 года. Последний его старт, состоявшийся 16 января 2003 года, много раз откладывался из-за технических неполадок. Главной целью 16-дневного полета стало проведение научных исследований в специальном модуле. Ни стыковки с МКС, ни полета к орбитальному телескопу «Хаббл» в программе полета предусмотрено не было, только непрерывные, в две смены, научные эксперименты, проводимые силами семи членов экипажа. Часть этих экспериментов проводилось по заказу военного ведомства.
Полет Columbia называли самым неординарным космическим полетом NASA за последнее время. Старт Columbia переносился несколько раз (он должен был стартовать еще в августе 2002 года, следующая дата старта назначалась на ноябрь). Во время старта 16 января были предприняты беспрецедентные меры безопасности в связи с тем, что на борту «челнока» находился первый израильский астронавт, Илан Рамон, один из лучших в Израиле боевых пилотов. В небо на всякий случай были подняты истребители. Морские корабли держали под охраной акваторию.
К сожалению, с обеспечением безопасности полета с технической точки зрения было всё не так благополучно. Накануне обсуждался вопрос о наличии в Columbia микротрещин. В системе охлаждения корабля были также обнаружены неполадки, но это обстоятельство было признано безопасным для членов экипажа. Но во время самого старта кусок изоляционного материала вылетел из обшивки топливного бака и попал на крыло, повредив его, чем обрек весь экипаж на гибель при возвращении на Землю.
Максим Борисов, на основе обзоров [1, 2]
в «Гранях.ру» (2003)
См. также:
Пять крупнейших космокатастроф
В казахстанских степях упал пилотируемый космический корабль «Союз МС-10». Сегодня днем он должен был выйти на орбиту Земли, но спустя всего пару минут после запуска произошла авария ракеты-носителя.
Экипаж выжил и даже не получил серьезных травм. Свою роль сыграли удача и опыт космонавтов. Алексей Овчинин и Ник Хейг уже совсем скоро отправятся из Байконура в Москву.
Несмотря на то, что космонавты не пострадали, падение такой дорогостоящей ракеты серьезно ударило по «космическому» бюджету. Участники очередной экспедиции до МКС не долетели, миссия отложена. Но были в истории и примеры куда более страшных околокосмических аварий, которые погубили десятки жизней и даже поменяли ход истории. «МИР 24» – о крупнейших космокатастрофах.
Взрыв ракеты Р-16
В 1960 году космическая гонка была в самом разгаре. Высшее руководство СССР считало, что социалистическая страна просто обязана первой запустить межконтинентальную ракету. Все силы и лучшие умы Союза были брошены именно на этот проект.
В СССР было модно приурочивать великие открытия и запуски к праздникам. Вот и ракету Р-16 изо всех сил пытались запустить к годовщине социалистической революции. Это и сыграло злую шутку. При подготовке пуска были допущены многочисленные ошибки. В результате за 30 минут до запланированного времени старта была случайно запущена вторая ступень ракеты. Огнем из двигателей она прожгла баки первой ступени, случился взрыв. Практически сразу погибли 74 человека, еще четверо позже скончались от ожогов. Продвижение в космос пришлось отложить.
На западе аварию называют «катастрофой Неделина». По фамилии маршала, руководившего запуском. Согласно легенде, он лично заставил ученых форсировать запуск ракеты, несмотря на то, что она была совсем не готовой. «Что я скажу Никите [Хрущеву]?» – Вопрошал глава Ракетных войск стратегического назначения. Он настолько верил в советских инженеров, что перед стартом не пошел в укрытие, а уселся в семнадцати метрах от ракеты. По слухам, от него остались только погоны, часы и звезда Героя Советского Союза.
До конца 1980-х вся информация о взрыве была засекречена.
Неудачный вход корабля «Союз-11» в атмосферу
Полет, который изменил историю космонавтики, произошел в 1971 году. Начиналось все довольно буднично. Экипаж из трех космонавтов вылетел на корабле «Союз-11» в сторону орбитальной станции «Салют-1». Спокойная стыковка, 11 дней активных работ в космосе и поспешное возвращение из-за серьезного возгорания.
Со стороны командного штаба все проходило неплохо. Вхождение в атмосферу, торможение, приземление. Сам аппарат практически не был поврежден. Но экипаж почему-то не отвечал. Когда военные добрались до корабля и открыли люк, оказалось, что все космонавты погибли.
Все произошло из-за неполадки, которая привела к разгерметизации аппарата. Давление резко упало, а на членах экипажа не было скафандров. Строение «Союза» было таково, что три космонавта в полном обмундировании просто не могли поместиться. Именно из-за этой катастрофы с тех пор все члены экипажа обязательно должны носить скафандры. Даже в ущерб космическим бюджетам и вместимости кораблей.
Катастрофа «Челленджера»
Одна из самых известных в истории аварий произошла над территорией США в 1986 году. Семь человек вместе с кораблем «Челленджер» взорвались спустя несколько минут после старта ракеты. Прямо в воздухе. На глазах у миллионов людей.
Все дело в том, что запуск этого шаттла был одним из первых, которые американцы решили транслировать в прямом эфире. По разным оценкам, в США старт «Челленджера» смотрели около 17% населения страны.
Помимо шести членов экипажа, на борту также находилась гражданская – учитель Криста Маколифф. Она должна была провести несколько уроков прямо из космоса. На площадке во время пуска находились ее друзья и знакомые, их испуганные лица попали в прямой эфир.
Космонавты пережили взрыв из-за правильной конструкции ракеты. Однако при приземлении их кабина ударилась о воду со скоростью 330 километров в час. Никто не смог уцелеть.
До этого происшествия американская космонавтика переживала лучшее время. Запуски шли каждые 10-20 дней. После взрыва «Челленджера» старты шаттлов особым указом правительства прекратили почти на три года.
Сгоревший шаттл «Колумбия»
Еще один серьезный удар по престижу американской космонавтики был нанесен в 2003 году. Считается, что тогда они полностью проиграли борьбу за космос – и впервые были вынуждены обратиться к России, чтобы та отправила американских астронавтов на МКС с Байконура.
Произошло это из-за инцидента с шаттлом «Колумбия». Утром 1 февраля он возвращался на Землю после успешной миссии. Никаких внештатных ситуаций зарегистрировано не было вплоть до самого входа в атмосферу. В этот момент центральное управление полетами внезапно зарегистрировало перегрев левой плоскости крыла аппарата. Через пару минут шаттл начал разваливаться на части.
Из-за повреждения теплоизоляционного слоя корабля семь человек погибли практически сразу. Джордж Буш-младший заморозил программу космических испытаний и призвал NASA разработать новый пилотируемый корабль. От последствий этой аварии Штаты оправляются до сих пор.
Падение китайской ракеты на деревню
Китайцы, как ни удивительно, долгое время серьезно отставали в космической гонке от ведущих держав. В 90-х появились лишь первые наработки в этой области, и то реализованные с помощью России и США. Американцы взамен предоставленных технологий попросили помочь с выводом на орбиту своего спутника связи. Однако все пошло не по плану.
15 февраля произошел пуск ракеты с космодрома Сичан на юго-западе страны. Восторг жителей располагавшихся неподалеку деревень быстро сменился ужасом. Спустя всего 22 секунды ракета начала крениться, упала на ближайшую деревню и взорвалась.
По различным данным, погибли от шести до сотни человек. Точных данных до сих пор нет. Основной причиной аварии назвали повреждение золото-алюминиевой проводки одного из двигателей. Хотя в китайских СМИ активно продвигалась версия о заговоре капиталистических соперников.
В полную силу китайская космическая программа развернулась только в нулевые.
Космические полеты всегда сопряжены с рисками. Выживаемость экипажа даже при малейшей аварии стремится к нулю. Не говоря уже о большом ущербе репутации и бюджету.
Космический корабль падает с высоты четыре с половиной мили из-за неудачной посадки | Космос
Праздничный жест России в полете человека в космос вчера закончился трагедией. После завершения наиболее опасной части входа в атмосферу из-за отказа парашюта «Союз-1» рухнул на землю с высоты четырех с половиной миль. Полковник Владимир Комаров, единственный россиянин, совершивший два космических полета, погиб мгновенно.
По сообщению российского информационного агентства ТАСС, программа полета корабля «Союз-1», включавшая орбитальные маневры и системные испытания, успешно завершена. Космический корабль возвращался на Землю нормально, и нет никаких оснований полагать, что гораздо более крупная программа была заброшена из-за непредвиденных трудностей.
Но в этом несчастном случае есть ирония. Русские заработали репутацию людей, крайне заботящихся о безопасности, и предположили, что американцы безответственно идут на ненужный риск. Однако, как и в случае с январским пожаром в американской капсуле «Аполлон», авария произошла не в космосе, а на той части полета, которую можно считать лишь штатной.
Отказы парашютов случаются редко, тормозные парашюты «Союз-1» работали нормально. Неясно, «просвечивался» ли последний парашют или произошел отказ либо шнуров, либо точек крепления. Россияне заявили: «При раскрытии основного купола парашюта на высоте семи километров лямки парашюта, по предварительным данным, перекрутились, и космический корабль на большой скорости начал снижаться, в результате чего Комаров погиб».
Предполагается, что «Союз-1» весил значительно больше, чем более ранние российские корабли, и запас прочности мог быть меньше, чем обычно. Но приземление космических кораблей теперь частое явление, и сообщений о трудностях не поступало.
Моральное падение
В отличие от американской аварии, авария «Союза-1» вряд ли приведет к чему-либо, кроме морального падения. Будет задержка из-за необходимости полного исследования, но вполне вероятно, что для нового космического корабля потребуются лишь незначительные модификации.
Корабль «Аполлон» подвергается серьезным модификациям, включающим сложные системные изменения, и нет никаких сомнений в том, что трудности США являются более серьезными из двух. Русские могут полностью изменить схему торможения и окончательной посадки, чтобы обеспечить некую вторичную поддержку для аварийного использования. Второй основной парашют мог бы спасти Комарова, а запасной парашют меньшего размера мог дать ему время покинуть космический корабль, как из-под рухнувшего самолета.
Его последнее падение продлится около трех минут — возможно, достаточно долго, чтобы выбраться, если бы были условия для легкого побега. Это можно было увеличить до шести минут с помощью аварийного парашюта, что достаточно для аварийного выхода, даже если необходимые процедуры были сложными.
Русские менее обеспокоены штрафами за вес, чем американцы, что объясняет, почему США используют кислородную атмосферу, в то время как русские используют более сложную и тяжелую смешанную атмосферу. Поэтому у них меньше причин ограничивать количество избыточного аварийного оборудования, которое может нести космический корабль, хотя серия «Союз» вполне может довести до предела даже российскую ракетную мощность.
Москва скорбит по Но каким бы ни был исход расследования или какие бы изменения ни потребовались, это серьезный удар по престижу. Вместо ликования в Москве траур.
Через несколько минут после объявления об аварии Кремль опубликовал некролог полковнику Комарову, подписанный Брежневым, Косыгиным, Подгорным и другими высокопоставленными политиками и учеными. Объявлены похороны героя на Красной площади и захоронение в Кремлевской стене.
В некрологе говорилось: «Мы навсегда сохраним память о верном сыне нашей Родины, замечательном коммунисте, мужественном покорителе космоса, товарище по оружию и друге. Он навсегда останется примером героизма, отваги и доблесть. Его имя призовет славу нашей великой социалистической страны к новым подвигам».
Сообщение из США В Вашингтоне д-р Чарльз Шелтон, консультант Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, сказал, что смерть полковника Комарова «вызвала большую грусть». летный центр в Хьюстоне.
Правительства всего мира направили телеграммы с соболезнованиями России и семье погибшего космонавта. У полковника Комарова остались жена и двое детей, которые не знали, что ему предстоит совершить этот полет, пока он уже не оказался в космосе. 19 октября пилотировал первый многопилотный космический корабль.64, выиграв свой путь в космонавты, несмотря на болезнь сердца.
Авиакатастрофы: космическая программа СССР/России
NASA/ADS
Авиакатастрофы с участием человека: космическая программа СССР/России
- Кларк, Джонатан Б.
Аннотация
Советский Союз (Россия) был первой страной, запустившей людей в космос с запуском Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. В этой главе рассматриваются несчастные случаи и инциденты, связанные с пилотируемыми космическими полетами, запущенными Россией (бывшим Советским Союзом), и связанные с ними угрозы для здоровья человека. связан с космическим полетом. Основой российской системы запуска является космический корабль «Союз», который используется с 1967 года в шести итерациях (Союз 7К, Т, ТМ, ТМА, ТМА-М и его последний вариант МС). Пилотируемые космические полеты во многом обязаны Российской космической программе, поскольку в ней были реализованы ранее неиспробованные средства запуска и поддержания жизни людей. Русские, выбрав космические станции на низкой околоземной орбите, а не лунную программу, быстро установили все долговременные рекорды, большинство из которых сохранились до сих пор. У россиян есть три космонавта, которые превысили 1 год для одной миссии. Общее количество российских космонавтов включает троих с более чем 800 днями в космосе, еще троих с более чем 700 днями в космосе и еще троих с более чем 600 днями в космосе. Ранняя российская космическая программа имела свою долю серьезных инцидентов, включая прерывание запуска, прерывание подъема (последний раз в октябре 2018 г.), возгорание, разгерметизацию, токсичную атмосферу, медицинские и психологические события, три досрочных прекращения миссии и три других почти эвакуации, а также события входа и посадки и события после посадки. Там две фатальные аварии, Союз 1 в 1967 и Союз-11 в 1971 году, в результате чего погибли четыре космонавта. Уроки, извлеченные из несчастных случаев, в значительной степени способствовали повышению безопасности и надежности пилотируемых космических полетов.
- Публикация:
Справочник по биокосмонавтике
- Дата публикации:
- 2021
- DOI:
10.