Содержание
Оружие: Наука и техника: Lenta.ru
Беспилотники играют одну из ключевых ролей в современных военных конфликтах: названия Bayraktar, «Орлан-10», Grey Eagle теперь знают даже люди, далекие от армии. Боевые дроны не только помогают разведывать местность, но и наносят удары там, куда опасно отправлять пехоту или авиацию. Наличие большого парка способных решать самые сложные задачи БПЛА — один из главных признаков передовых ВВС. Россия по развитию этой отрасли занимает одно из лидирующих мест в мире. «Лента.ру» в рамках проекта «Оружие России» рассказывает об истории появления беспилотной авиации и современных российских БПЛА.
Пилот заходит на цель в небе над Афганистаном — выпускает ракету, фиксирует ее попадание в цель и спокойно возвращает летательный аппарат на базу. После этого майор снимает наушники, встает из-за рабочего стола, выходит на улицу — и оказывается всего в получасе езды от дома. Так еще в 2014 году режиссер Эндрю Никкол в фильме «Хорошее убийство» показал будни оператора ударного БПЛА. «Беспилотники — не будущее войны, а ее настоящее» — с этой фразой, прозвучавшей в кинокартине, сегодня трудно не согласиться.
Летающие бомбы
Исторически первые управляемые беспилотники были не летательными, а плавательными. Одно из первых подобных устройств — небольшую радиоуправляемую лодку — в 1898 году сербский инженер и физик Никола Тесла представил на озере в Медисон-сквер-гарден в Нью-Йорке.
Спустя десятилетие, в 1910-м, американский военный инженер и изобретатель Чарльз Кеттеринг предложил создать летательный аппарат, который был бы начинен взрывчаткой и управлялся часовым механизмом. В определенный момент этот беспилотник должен был сбрасывать крылья и падать на противника. Проект получил поддержку в армии США, было даже создано несколько рабочих моделей, однако из-за ряда неудачных испытаний разработка «летающей бомбы» была прекращена еще до начала Первой мировой войны.
По-настоящему революционными в беспилотной авиации стали 1930-е, когда в Великобритании появился первый БПЛА многоразового использования. Управляемый по радиоканалу беспилотник DH.82B Queen Bee впервые поднялся в воздух в 1933-м. С 1934 по 1943 год этот БПЛА использовался британской армией в качестве самолета-мишени для обучения будущих зенитчиков.
С началом Второй мировой войны беспилотная авиация стала развиваться еще активнее. В частности, Германия во время боевых действий в Средиземном море использовала радиоуправляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X. Затем их заменил самолет-снаряд V-1, выпускавшийся уже массово.
На заокеанские успехи обратили внимание в США, где в 1939 году запустили массовое производство радиоуправляемых самолетов-высокопланов нормальной схемы Radioplane OQ-2. Всего было выпущено около 15 тысяч таких аппаратов.
Главным конструктором OQ-2 был британский актер Реджинальд Денни, звезда немого кино, прекрасный комик, который увлекался авиацией, а в 1930-х заинтересовался радиотехникой. Денни — возможно, самая удивительная личность из всех внесших вклад в историю беспилотников: он начал выходить на театральную сцену в семь лет, к двадцати пяти успел побыть боксером, выступавшим в Индии оперным баритоном и стрелком в британской авиации в Первую мировую. Сразу после войны он стал настоящей звездой и постоянным экранным партнером легендарного Джона Бэрримора (например, в оригинальных «Шерлоке Холмсе» и «Бульдоге Драммонде»). С появлением в кино звука Денни перестал получать главные роли и отдался своей второй любви — авиации. Через несколько лет благодаря ему свет увидел OQ-2.
Однако наиболее успешным американским беспилотником Второй мировой войны стал ударный бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR, разработанный по заказу ВМС США. Аппарат был оборудован относительно компактной телевизионной камерой — она позволяла самолету-роботу наводиться на цель. Было произведено более 200 TDR-1 и его модификаций, а США стали лидером в мировой беспилотной авиации того времени.
Работы в этой области велись и в Советском Союзе.
Ту самую компактную камеру, которая делала Interstate TDR невероятной для своего времени разработкой, создал для американцев русский инженер-эмигрант Владимир Зворыкин. Весь мир до сих пор пользуется другим его изобретением — электронным телевидением, определившим историю ХХ века едва ли не больше, чем все военные новшества
Тем не менее в годы Великой Отечественной войны в нашей армии все равно пытались применять беспилотную авиацию. Спроектированный конструктором Андреем Туполевым тяжелый бомбардировщик ТБ-3 хотели задействовать для уничтожения мостов. При таком использовании экипаж покидал самолет на парашютах, а бомбардировщик становился снарядом. Удаленным управлением его в теории можно было направить на цель, однако большинство таких попыток оказались провальными. В одном случае из-за повреждений антенны самолет вместо удара по железнодорожному узлу упал в тылу у немцев, а во втором «летающая бомба» была уничтожена пожаром от взрыва боеприпасов на соседнем самолете.
Советские беспилотники
После Второй мировой войны беспилотная авиация наиболее активно развивалась в США и СССР. В конце 1950-х в Советском Союзе начали разработку первого отечественного разведывательного БПЛА. В результате к 1963 году выпустили 20 единиц Ла-17Р. Он мог подниматься на высоту до 7000 метров и проводить фоторазведку объектов на расстоянии до 200 километров. Скорость полета Ла-17Р составляла 680-885 километров в час. На вооружении в Советской армии это изделие состояло до начала 1970-х годов, однако в боевых условиях ни разу не применялось.
С середины 1960-х до начала 1990-х в Советском Союзе использовалось более десяти различных моделей военных БПЛА. Среди них одни из самых крупных и известных — Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Основными задачами Ту-143 было ведение тактической разведки в прифронтовой зоне и контроль радиационной обстановки. Посадка «Рейса» осуществлялась при помощи парашютно-реактивной системы и шасси. Всего было выпущено 950 Ту-143, некоторые до сих пор используются в качестве мишеней.
Еще более крупный Ту-141 был длиннее Т-143 в два раза и тяжелее в четыре. Беспилотник, состоявший на вооружении ВВС СССР с 1979 по 1989 год, предполагалось использовать для ведения разведки на глубину нескольких сотен километров от линии фронта. Трансзвуковой Ту-141 оборудовали оптической и инфракрасной камерами, позволяющими осуществлять наблюдение в любое время суток. Приземлялся этот БПЛА, как и Ту-143, с помощью парашютной системы.
После распада СССР разработка беспилотников в России приостановилась из-за отсутствия финансирования. Наработанные десятилетиями труда советских инженеров и конструкторов компетенции были утрачены в считаные годы. Поэтому в начале 2000-х мировое лидерство в сфере БПЛА заняли США и Израиль, который в первом десятилетии XXI века, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, контролировал 42 процента мирового рынка. А вот Турция, которая, судя по новостному фону, стала чуть ли не главным поставщиком беспилотников в мире, на самом деле занялась ими недавно. Первые дроны там появились в середине 2010-х, а компания Baykar Makina (производитель беспилотников Bayraktar TB2) изначально выпускала комплектующие для автомобилей. Главные покупатели турецких БПЛА — страны Ближнего Востока и Африки, где они конкурируют в основном с более дешевыми китайскими беспилотниками.
В России к развитию беспилотной авиации вернулись только в 2000-е, зато ускоренными темпами. К настоящему времени все упущенное в 1990-е уже удалось наверстать
Сделано в России
На сегодня Россия может похвастать почти всеми типами беспилотников собственного производства: у нас создаются и разведывательные, и ударные, и тактические, и оперативно-тактические дроны. Все они принимают активное участие в специальной военной операции на Украине.
Как утверждает бывший вице-премьер Юрий Борисов, на Украине российские беспилотники проявили себя достаточно хорошо — в частности, принесли немало пользы для разведки и наведения артиллерии. По мнению чиновника, отечественные БПЛА по своим качествам не уступают ни западным, ни турецким.
Одним из самых общепризнанно удачных российских беспилотников считается «Форпост». На Украине российские войска используют его в том числе для уничтожения боевых позиций противника. В основе этого БПЛА — проект израильского беспилотника Searcher MkII, контракт на сборку которого в России с израильской компанией IAI был заключен в 2011 году. В 2019-м Минобороны представило модернизированный «Форпост-Р», имеющий взлетную массу 500 килограммов и высоту полета до шести километров. В воздухе летательный аппарат способен находиться до 18 часов.
«Форпост-Р» отличается широким использованием российских комплектующих — в частности, отечественного силового двигателя АПД-85. Однако главной особенностью этого дрона стало наличие ударного вооружения — двух авиационных бомб или пары управляемых ракет. Такой арсенал позволяет использовать его для нанесения точных и разрушительных ударов по военной инфраструктуре противника.
Создание еще одного российского беспилотника «Орион» началось в том же 2011 году. Новый БПЛА оказался вдвое тяжелее и габаритнее израильского Searcher MkII. Первый полет «Орион» совершил в 2016 году, а уже через три года начал применяться в Сирии. Солидная масса дрона позволяет ему переносить значительно больше оружия, чем «Форпосту-Р». В качестве вооружения на «Орионе» могут применяться корректируемые бомбы, управляемые планирующие бомбы, свободнопадающие бомбы и управляемые ракеты.
«Орион» оснащен оптико-электронной системой, цифровой аппаратурой аэрофотосъемки высокого разрешения, многофункциональной радиолокационной системой и средствами радиотехнической разведки. Известно, что с высоты четыре-пять километров этот БПЛА способен при помощи корректируемых снарядов уничтожать цели с отклонением не более одного метра. Его зарубежными аналогами считаются турецкий Bayraktar TB2 и американский MQ-1C Grey Eagle.
Еще один известный российский беспилотник — «Орлан-10». Он имеет взлетную массу всего 14 килограммов, включая 5 килограммов полезной нагрузки. Отличительными особенностями «Орлана-10» считаются большая продолжительность полета — 16 часов — и невысокая цена. Обычно этот беспилотник используется для сопровождения техники с целью выявления засад, наведения артиллерии и воздушной разведки. Всего выпущено более тысячи единиц «Орлана-10», что делает его одним из самых массовых БПЛА в российских вооруженных силах.
Одним из перспективных направлений развития военной беспилотной авиации является разработка барражирующих боеприпасов, известных как дроны-камикадзе. Подобные аппараты способны находиться в воздухе продолжительное время, ожидая цель и подходящих для удара по ней условий.
Новейшим словом в военной беспилотной авиации считается разработка дронов-камикадзе
По сути, такие БПЛА являются барражирующими боеприпасами — дальними потомками «летающих бомб», о которых мечтали инженеры времен Второй мировой. Они немало удивились бы, узнав, что современные дроны-камикадзе могут надолго зависать в воздухе, пока цель не войдет в ареал их действия, а условия для удара по ней не станут оптимальными.
Самый известный российский БПЛА этого типа — «Куб-БЛА», впервые представленный широкой общественности в 2019 году на выставке International Defence Exhibition (IDEX) в Абу-Даби. Малоразмерный беспилотник запускается при помощи катапульты и развивает скорость до 130 километров в час. После этого он может находиться в воздухе до получаса, перенося груз массой до трех килограммов. Как заявляют в «Ростехе», эти дроны-камикадзе уже успешно показали себя в ходе спецоперации на Украине: они достаточно быстры, бесшумны, просты в применении, способны преодолевать десятки километров и обладают высокой точностью.
Помимо малых и средних БПЛА, на вооружении российской армии есть и тяжелые боевые дроны. Один из первых — разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтиус» — начал разрабатываться в 2011 году, впервые поднялся в воздух в 2016-м, а еще через пять лет успешно прошел государственные испытания. Тогда же Минобороны заказало первую партию этих беспилотников.
Внешне «Альтиус» напоминает «Орион», но тяжелее его в пять раз. Планер аппарата практически полностью изготовлен из композитных материалов, что снижает его заметность для радиолокационных станций вероятного противника. Большие габариты позволили оснастить БПЛА сложным бортовым оборудованием — прежде всего станцией оптической видовой разведки с оптико-электронной системой и РЛС бокового обзора с активной фазированной антенной решеткой (АФАР).
48часов
может находиться в воздухе БПЛА «Альтиус»
Крейсерская скорость «Альтиуса» — 150-250 километров в час, максимальная высота полета — 12 километров, полезная нагрузка — 1000 килограммов, дальность полета — до 10 тысяч километров. По словам Юрия Борисова, в будущем «Альтиус» оборудуют противокорабельными ракетами. Это позволит вести бои в прибрежной зоне без привлечения флота.
«Они способны ждать своей добычи в определенном районе. Это не палочка-выручалочка, но средство, которое может вести разведку и выполнять боевые задачи в своей зоне, точно и эффективно уничтожать цели. Естественно, дроны получат систему наведения. Вот преимущества этого вооружения», — описывает оружие экс-начальник зенитных ракетных войск командования специального назначения ВВС РФ Сергей Хатылев.
Особенности национальной охоты
Главной гордостью отечественной беспилотной авиации стал «Охотник». Первые фотографии этого тяжелого ударно-разведывательного дрона появились в сети в 2019 году. История «Охотника» началась в 2009-м, когда стало известно, что конструкторские бюро «Сухой» и «МиГ» начали совместную работу над тяжелым ударным БПЛА. В июле 2012 года головным разработчиком дрона стал «Сухой», а программа малозаметного боевого беспилотника «Скат» от «МиГа» была приостановлена.
«Взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов можно реализовать и с использованием менее дорогих беспилотников. Здесь и сейчас рассматривается несколько концепций, подразумевающих взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, в том числе концепция беспилотного верного ведомого и концепция роевого применения», — подчеркивает главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
Впрочем, по мнению Федутинова, это взаимодействие можно реализовать и с помощью универсальных беспилотников: «В случае с более дешевыми аппаратами часть БПЛА имеет одни функции — скажем, разведки, а часть — другие, ударные или РЭБ».
«Охотник» представляется более универсальным средством, способным решать широкий спектр задач
Денис Федутиновглавный редактор издания «Беспилотная авиация»
Работы по созданию первого летного прототипа «Охотника» вышли на завершающую стадию в 2018 году, тогда же дрон впервые выкатили под открытое небо. Когда беспилотник рассекретили, выяснилось, что он может работать в связке с новейшим истребителем Су-57. По искусственному интеллекту и автономности БПЛА считается прототипом истребителя шестого поколения, однако пока решение о применении «Охотником» оружия все же принимает оператор.
«Охотник» невидим для радаров противника. Стелс-эффект создается благодаря радиопоглощающим материалам корпуса и особой конструкции по аэродинамической схеме «летающее крыло» с плоским соплом. Для противодействия радарам неприятеля «Охотник» может быть вооружен сверхзвуковой противорадиолокационной ракетой класса «воздух — земля» Х-58 (с дальностью полета около 260 километров). Против морских целей эффективной окажется дозвуковая маловысотная ракета X-35. Не исключено, что «Охотник» также получит четыре модифицированные сверхзвуковые ракеты X-74M2 и восемь корректируемых авиабомб КАБ-250.
Считается, что тяжелый БПЛА станет ведомым — то есть будет глазами и ушами российского истребителя Су-57. Предположительно, связка из 20-30 ударных беспилотников, управляемых двумя-тремя маневренными пилотируемыми самолетами, позволит нанести непоправимый ущерб инфраструктуре потенциального противника. В этом случае несколько «Охотников» не только расширят контролируемую одним Су-57 зону воздушного пространства, но и значительно повысят его боевой радиус.
«Очевидно, что для их реального воплощения нужно решить множество задач, включая то, как будет происходить взаимодействие ведущего пилота с БПЛА. Здесь не исключено использование инновационных подходов, в том числе на основе голосовых команд, чтобы сделать процесс взаимодействия максимально органичным и не нагружать пилота дополнительными компьютерными интерфейсами. Однако пока это все во многом гипотетические вещи, и как они будут реализованы на практике — неизвестно», — объясняет Денис Федутинов.
Легко представить ужас неприятеля, когда вражеский радар одновременно зафиксирует атаку целой эскадрильи разнородных БПЛА. Одни из них переносят ракетно-бомбовое вооружение. Другие выполняют функцию разведки. Третьи осуществляют радиоэлектронное подавление систем противника. Четвертые служат отвлекающими мишенями, а пятые, стелс-беспилотники, вообще остаются незамеченными. В этой ситуации вражеской ПВО придется непросто: она полностью растратит запас ракет, но сможет уничтожить лишь часть БПЛА. Уцелевшие же беспилотники завершат задачу уничтожения радаров противника и передадут необходимые данные ведущим пилотируемым истребителям. А они будут действовать уже в условиях полного господства в воздушном пространстве.
***
Очевидно, что в конфликтах будущего боевые дроны будут играть еще более развернутые и ключевые роли, чем сейчас (да и не только в конфликтах — достаточно убедителен пример Турции, сделавшей Bayraktar инструментом геополитики). И хотя развитием отрасли занимаются все сильные военные державы мира, у России в сравнении с ними есть понятное преимущество: проверкой своих разработок в боевых условиях она занимается прямо сейчас — в небе над Украиной. Этот опыт наверняка предоставит немало материалов для будущих идей не только командирам, но и инженерам.
И тогда уже российскому кинематографу придется задуматься о героическом фильме про оператора беспилотника, который поражает ключевую цель, чтобы провести вечер не на фронте, а в компании жены и детей. Под мирным небом над головой.
Беспилотники России
AirScout 1, Россия
показан в мае 2016 на выставке HeliRussia 2016
Dan-2, DanFuture, Россия
многоцелевой БЛА Dan-2 (потолок — 1 км, дальность управляемого полета — 2 км, с усилителем сигнала — более 7 км, видеолинк Full HD до 1. 7 км (до 5 км с усилителем), крейсерская скорость — 60 км/ч, максимальная — 80 км/ч. Время автономного полета — до 35 минут. Показан а в мае 2016 на выставке HeliRussia 2016.
Delta-M, ГеоСервис (ООО НППП Автономные аэрокосмические системы — ГеоСервис), Россия
многоцелевой БЛА, самолетного типа
показан в мае 2016 на выставке HeliRussia 2016
ERA-51, Аэроксо, Россия
квадрокоптер, конвероплан, электро, 7 кг
ERA-52, Аэроксо, Россия
квадрокоптер, конвероплан, ДВС, 7 кг
ERA-101, Аэроксо, Россия
квадрокоптер, конвероплан, электро, 24 кг
ERA-102, Аэроксо, Россия
квадрокоптер, конвероплан, ДВС, 24 кг
FIXAR, ИКС, Россия, С.-Петербург
Автономной самолет вертикального взлета и посадки для нужд точного земледелия, биозащиты, геодезии и логистики.
FIXAR-Indoor, ИКС, Россия, С.-Петербург
БЛА квадрокоптерного типа. Аппарат специально создан для обследования внутренних пространств помещений: шахт (в том числе вентиляционных), подвалов, заброшенных зданий. Особенностью аппарата является устойчивый канал связи, пробивающий сквозь несколько стен, а также возможность продолжать полет после столкновения и маневренность.
Flyter ПАК ВВП 420-120, Flyter, Россия
Перспективный авиационный комплекс вертикального взлета и посадки. ПАК ВВП 420-120 – модульный VTOL ЛА. Планируется выпуск гибридного VTOL беспилотного грузовика взлетной массой до 420 кг и массой полезной нагрузки до 120 кг. Затем планируется выпуск его модификаций: cначала пилотируемого VTOL ЛА, затем беспилотного VTOL аэротакси.
Flyter ПАК ВВП 720-200, Flyter, Россия
Перспективный авиационный комплекс вертикального взлета и посадки. ПАК ВВП 720-200 – универсальный самолет. Планируется выпуск гибридного VTOL беспилотного грузовика взлетной массой до 720 кг и массой полезной нагрузки до 200 кг. Затем планируется выпуск его модификаций. Сначала пилотируемый самолет LSA класса со взлетным весом 600 кг и массой полезной нагрузки 230 кг. Затем пилотируемый VTOL самолет или беспилотное VTOL аэротакси, также, как и VTOL грузовик, взлетной массой до 720 кг и массой полезной нагрузки до 200 кг.
Geoscan 101, Геоскан, Россия
самолетного типа
Geoscan 201, Геоскан, Россия
—
Geoscan 401, Геоскан, Россия
Мультикоптер
IRBIS-424, Россия
Квадрокоптер
Merlin 21b, Россия
—
Safedron, Россия
Компактный ударостойкий дрон для промышленных и спасательных работ. Показан в виде прототипа в мае 2018 года на выставке Техноспарк.
Supercam S-240, Беспилотные системы, Россия
—
Supercam S-250, Беспилотные системы, Россия
—
Supercam S-300M, Беспилотные системы, Россия
—
Supercam S-350, Беспилотные системы, Россия
В разработке — Skat 640 4G TERRA. Установил рекорд, поднявшись на высоту 9333 м в Гималаях. Полетное время составило 1 час 35 минут. / sdelanounas.ru
Supercam X6, Беспилотные системы, Россия
—
Supercam X8M, Беспилотные системы, Россия
—
Tsuru, Tsuru Robotics, Россия
квадрокоптер
ZALA 421-02Х, ZALA Aero Group, Россия
вертолетного типа
ZALA 421-04М, ZALA Aero Group, Россия
самолетного типа
ZALA 421-05, ZALA Aero Group, Россия
—
ZALA 421-06, ZALA Aero Group, Россия
вертолетного типа
ZALA 421-08М, ZALA Aero Group, Россия
Беспилотник самолетного типа, адаптированный к работе в условиях арктических широт. Входит в БАК ZALA Arctic. Анонсировано в декабре 2018. Включает ZALA 421-08M и ZALA 421-16E, приспособленные к минусовым температурам. Оснащенные системой AIS, БЛА могут обнаруживать и идентифицировать суда на удалении до 100 км. Альтернативная навигация GIRSAM (может обходиться без GPS/ГЛОНАСС). Продолжительность полета — до 250 минут. Для операторов разработан всесезонный жилой модуль на базе морского 20-футового контейнера.
ZALA 421-08Ф, ZALA Aero Group, Россия
—
ZALA 421-16, ZALA Aero Group, Россия
самолетного типа
ZALA 421-16E, ZALA Aero Group, Россия
Беспилотник самолетного типа, адаптированный к работе в условиях арктических широт. Входит в БАК ZALA Arctic. Анонсировано в декабре 2018. Включает ZALA 421-08M и ZALA 421-16E, приспособленные к минусовым температурам. Оснащенные системой AIS, БЛА могут обнаруживать и идентифицировать суда на удалении до 100 км. Альтернативная навигация GIRSAM (может обходиться без GPS/ГЛОНАСС). Продолжительность полета — до 250 минут. Для операторов разработан всесезонный жилой модуль на базе морского 20-футового контейнера.
ZALA 421-16EM, ZALA Aero Group, Россия
самолетного типа
ZALA 421-20, ZALA Aero Group, Россия
самолетного типа
ZALA 421-21, ZALA Aero Group, Россия
гексакоптер
ZALA 421-22, ZALA Aero Group, Россия
октокоптер
ZALA 421-23, ZALA Aero Group, Россия
вертолетного типа
ZALA 421-M1, ZALA Aero Group, Россия
мишень, летающее крыло
ZALA Arctic, ZALA Aero Group, Россия
Беспилотный авиационный комплекс, адаптированный к работе в условиях арктических широт. Анонсирован в декабре 2018. Включает ZALA 421-08M и ZALA 421-16E, приспособленные к минусовым температурам. Оснащенные системой AIS, БЛА могут обнаруживать и идентифицировать суда на удалении до 100 км. Альтернативная навигация GIRSAM (может обходиться без GPS/ГЛОНАСС). Продолжительность полета — до 250 минут. Для операторов разработан всесезонный жилой модуль на базе морского 20-футового контейнера.
ZALA VTOL, ZALA AERO Group, Россия
Представленный в феврале 2021 года летающий беспилотник вертикального взлета, конвертоплан/самолет.
А-3 Ремез, НПС (ООО Научно-промышленные системы, КБ Взлет), Россия
—
А-03 Нарт, Антиград-Авиа, Россия
—
А-4К Альбатрос, НПС (ООО Научно-промышленные системы, КБ Взлет), Россия
—
АВИС, Радар (ООО НПП Радар ММС), Россия
—
Авиус-1, Аэрокосмические системы (РТИ Аэрокосмические системы), Россия
в разработке, многоцелевой, средневысотный
Аист, Лавочкина, Россия
Атмосферный спутник. В разработке на 2018.03. Предположительно, военное назначение — выдача целеуказаний для стратегических ракетных комплексов.
Альтаир, Россия
самолетного типа, ударный БЛА, высокоплан с V-образным хвостовым оперением
Альтиус, ОКБ Симонова, Россия
экспериментальный, тяжелый
БАС-62, Сухой (ОКБ им. Сухого), Россия
концептуальная фаза семейства Зонд
БВП-50-Б, Радар (ООО НПП Радар ММС), Россия
БВП-500, Радар (ООО НПП Радар ММС), Россия
Беркут-1, Агат (ОАО «Агат-системы управления»), Россия
самолетного типа, тактический
Беркут-2, Агат (ОАО «Агат-системы управления»), Россия
самолетного типа, тактический
Бласкор МТ6М-03, Бласкор, Россия
Брат, Новик (НПКЦ Новик), Россия
БС-103, Рекорд-Электроникс (ОАО Рекорд Электроникс), Россия
конвертоплан
Витязь, ГНИИЦ, Россия
БАК с пятью БЛА «Витязь», с большим радиусом действия, поршневой двигатель, бортовой радар. Начало испытаний Минобороны — в 2017 году.
Ворон, ОПК (КБ Луч), Россия
тактический беспилотник
Ворон-300, МАИ, Россия
вертолет
Ворон-333, МАИ, Россия
Ворон-500, Россия
показан в мае 2016 на выставке HeliRussia 2016
Ворон-700, Россия
вертолет
ВР-2, Россия
см. Ту-141 Стриж
ВР-3, Россия
см. Ту-143 Рейс
Вяхирь, Аэрокосмические системы (РТИ Аэрокосмические системы), Россия
мини-беспилотник вертолетного типа
Г-З, ДС, Россия
конвертоплан (XX)
ДВС, дальность полета до 300 км, скорость 80-100 км/ч, взлетный вес — 32 кг, полезная нагрузка 5-8 кг.
летает на автопилоте, бортовой лидар держит высоту с точностью до 10 см. В ДВС версии с двигателем DLE-85 до 3 часов летает с грузом 8 кг, крейсерская скорость 70-80 км/ч. Дальность — 200-300 км.
Есть версия Г-ЗЭ — с электродвигателем, время полета — порядка 1. 5 часа, скорость до 70 км/ч, дальность полета — 100-120 км.
Гамма
беспилотник самолетного типа
Глаз, КБ-1 (Конструкторское бюро — 1, входит в Ассоциацию военно-промышленных компаний), Россия
одноразовая система мониторинга
Горизонт S-100 (БАК Горизонт G-Air S-100), Россия
вертолетного типа (в оригинале Schiebel S-100, по лицензии Schiebel, Австрия)
Гранад ВА-1000, Россия
Гранат-1, Ижмаш — беспилотные системы (ООО Ижмаш)
БАК и БЛА, летающее крыло, разведывательный
Гранат-1Э, Ижмаш (ОАО Ижмаш-беспилотные системы), Россия
Гранат-2, Ижмаш — беспилотные системы (ООО Ижмаш), Россия
БАК и БЛА самолетного типа, разведывательный
Гранат-3, Ижмаш (ООО Ижмаш), Россия
Гранат-4, Ижмаш — беспилотные системы (ООО Ижмаш), Россия
БАК и БЛА самолетного типа, разведывательный
Гранат-4Э, Ижмаш (ОАО Ижмаш-беспилотные системы), Россия
Гранат-5, Ижмаш (ООО Ижмаш), Россия
конвертоплан с поворачивающимися двигателями, для ВМФ, разведывательный
Гранат-6, Ижмаш — беспилотные системы (ООО Ижмаш), Россия
квадрокоптер, разведывательный, до суток в воздухе
Гриф-К, Россия
самолетного типа
Грифон-02, Плаз, Россия
электродвигатель, фото- видео- тепловизионная разведка
Грифон-07, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-11, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-12, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Грифон-41, Плаз, Россия
3D-картографирование местности
Горизонт G-Air S-100, Россия
вертолетного типа на базе австрийского Schiebel
ГрАНТ, Новик (НПКЦ Новик), Россия
Дань-Барук, Сокол (КБ Сокол), Россия
самолетного типа, средневысотный, многоцелевой
Данэм, Сокол (КБ Сокол), Россия
Дозор, Транзас, Россия
Дозор-2, Транзас, Россия
самолетного типа, позднее стал выпускаться под названием Дозор-50
Дозор-3, Транзас, Россия
самолетного типа, сборка по лицензии Израиля, позднее начал выпускаться под названием Дозор-600
Дозор-50, Транзас, Россия
самолетного типа, сборка по лицензии Израиля
Дозор-85, Транзас, Россия
самолетного типа, построено порядка 6 экз.
Дозор-100, Транзас, Россия
самолетного типа, удлиненное относительно Дозор-85 крылом, послужил прототипом для Дозор-600
Дозор-600, Транзас, Россия
самолетного типа, средневысотный, многоцелевой, телеуправляемый
Дрозд, ОПК (КБ Луч), Россия
самолетного типа, малой дальности действия
ДУС, ТГУ (Томский ГУ) и ООО «Техномаг», Россия
дистанционно управляемая система. Гексакоптер, закрепленный между двумя крупными колесами на прочной раме. БЛА может катиться по земле и по снегу, летать над землей и над водой, подниматься примерно до 30-метровой высоты. БЛА способен перевозить грузы массой до 15 кг. При движении по поверхности земли аппарат оказывает небольшое давление на почву. ДУС может работать в 50 раз дольше обычного гексакоптера, потребляя 0.15-0.22 кВт/ч. ДУС может разгоняться в движении по горизонтальной поверхности до скорости в 60 км/ч. Может использоваться для осмотра линейных объектов. Видео: https://www. youtube.com/watch?v=F9sPSQ9PBRQ
Ео8, ЭНИКС, Россия
самолетного типа, воздушная мишень
E0T, ЭНИКС, Россия
воздушная мишень
E2T, ЭНИКС, Россия
воздушная мишень
E2У, ЭНИКС, Россия
воздушная мишень
Застава, УЗГА (Уральский завод гражданской авиации), Россия
самолетного типа, сборка по лицензии израильского Bird-Eye 400
Зеница, ОКБ Симонова, Россия
экспериментальный, ударный, воздушного старта, средней дальности
Зонд-1, Сухой (ОКБ Сухого), Россия
самолетного типа, для управления воздушным движением, ретрансляции связи
Зонд-2, Сухой (ОКБ Сухого), Россия
самолетного типа, для многоспектрального мониторинга
Зонд-3, Сухой (ОКБ Сухого), Россия
самолетного типа, для многоспектрального мониторинга
Инспектор-101, Аэрокон, Россия
Инспектор-201, Аэрокон, Россия
Инспектор-301, Аэрокон, Россия
Инспектор 401, Аэрокон, Россия
Инспектор-402, Аэрокон, Россия
самолетного типа
Инспектор-601, Аэрокон, Россия
самолетного типа, бензиновый ДВС, взлет и посадка по-самолетному
Инспектор-2020, Аэрокон, Россия
воздушная цель
Иркут-1А, Корпорация Иркут, Россия
аэростат
Иркут-2М, Корпорация Иркут, Россия
самолетного типа
Иркут-3, Корпорация Иркут, Россия
самолетного типа, мини-беспилотник
Иркут-10, Корпорация Иркут, Россия
самолетного типа
Иркут-DA42, Корпорация Иркут, Россия
Иркут-200, Корпорация Иркут, Россия
самолетного типа
Иркут-850, Корпорация Иркут, Россия
самолетного типа
Истра-07, Истра, Россия
Истра-10, Истра, Россия
самолетного типа, разведывательный
Истра 12, Истра, Россия
самолетного типа, разведывательный
Истра 13, Истра, Россия
самолетного типа
К2, Динамика, Россия
вертолетного типа
2019. 09.20 Упал в Рязанской области.
Ка-37, Камов, Россия
вертолетного типа
Ка-137, Камов, Россия
вертолетного типа
Ка-175, Камов, Россия
вертолетного типа
Кайра-1, РТИ Аэрокосмические системы, Россия
самолетного типа
Кайра-2, РТИ Аэрокосмические системы, Россия
самолетного типа
Колибри-6, Нелк (ЗАО НПЦ Нелк), Россия
мультикоптер
Корсар, ОПК (КБ Луч), Россия
Коршун, Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
Кронштадт, РусАэроЛаб, Россия
Ласточка, ОПК (КБ Луч), Россия
Луч, ОПК (КБ Луч), Россия
самолетного типа
мБВП-50-Б, Радар (ООО НПП Радар ММС), Россия
МИИГАИК X4, Россия
мультикоптер
МИИГАиК X8 (Днедноут), Россия
мультикоптер
НЕЛК-С3, НЕЛК, Россия
самолетного типа, тактический
НЕЛК-B4, НЕЛК, Россия
НЕЛК-В6, НЕЛК, Россия
вертолетного типа
НЕЛК-В8, НЕЛК, Россия
экспериментальный , на топливных элементах
НЕЛК-B12, НЕЛК, Россия
Орион-2, СПП (ОАО Научно-производственная корпрорация Системы прецизионного приборостроения), Россия
Орион-Э, Группа Кронштадт, Россия
Вес — 1. 1 тонна из которых 250-350 кг — это полезная нагрузка. Скорость — до 250 км/ч, высота — до 8 км. Данная версия — не вооружена, но может быть выпущена и версия с летальным оружием. Продолжительность полета — более суток.
Орлан-1, СТЦ, Россия
самолетного типа, двойного назначения, тактический, малого радиуса действия
Орлан-2, СТЦ, Россия
Орлан-3, СТЦ, Россия
самолетного типа, двойного назначения, тактический, ближнего действия
Орлан-3М, СТЦ, Россия
самолетного типа
Орлан-10, СТЦ, Россия
самолетного типа, двойного назначения, тактический, средней дальности действия
Орлан-30, СТЦ, Россия
самолетного типа, двойного назначения, полезная нагрузка до 10 кг
Орлан-50, СТЦ, Россия
самолетного типа, двойного назначения, полезная нагрузка до 15 кг
Оса, ПИК ПБА (ООО Компания ПИК ПБА), Россия
вертолетного типа, два соосных винта, собственная масса — до 16 кг, полезная нагрузка — до 15 кг, скорости — до 80 км/ч, высота — до 3000 м, дальность до 25 км (до 120 км) — в режиме управления (автономно). Газотурбинный двигатель с минимальным уровенем шума. По лицензии Франции.
Отшельник, Новик (НПКЦ Новик), Россия
Охотник-У, Сухой, Россия
в разработке, прототипы ожидаются к 2020 году, ударный, дальнего действия
Пионер, Беспилотные системы, Россия
ПП-40, Малые беспилотные аппараты (ОКБ Малые беспилотные аппараты при ОмГТУ), Россия
беспилотник самолетного типа, создан в 2011 году
ПП-45, Малые беспилотные аппараты (ОКБ Малые беспилотные аппараты при ОмГТУ), Россия
беспилотник самолетного типа, создан в 2013 году
ПП-50, Малые беспилотные аппараты (ОКБ Малые беспилотные аппараты при ОмГТУ), Россия
беспилотник самолетного типа, рабочие темпаратуры от -40 до +45
ПС-01 Комар, ОСКБЭС МАИ, Россия
Птеро, АФМ-Серверс, Россия
Птеро-G0, АФМ-Серверс, Россия
Птеро-Е, АФМ-Серверс, Россия
Птеро-СМ, АФМ-Серверс, Россия
Пустельга, НИИ Кузнецова (НИИ прикладной механики им.
акад. В.И.Кузнецова), Россия
Пчела-1, ОКБ Яковлева (ОКБ им. А.С.Яковлева), Россия
самолетного типа, военного назначения, 1990 года
Рикор АЛ-320, Рикор (ОАО Рикор-Электроникс), Арзамас, Нижегородская область, Россия
конвертоплан гибридного типа
Рикор АЛ-350 (Курьер-5), Рикор (ОАО Рикор-Электроникс), Арзамас, Нижегородская область, Россия
конвертоплан гибридного типа
Рикор БС-103, Рикор (ОАО Рикор-Электроникс), Арзамас, Нижегородская область, Россия
конвертоплан гибридного типа
Рубеж-2, Аэрокон, Россия
самолетного типа, ближнего действия
Рубеж-10, Аэрокон, Россия
самолетного типа
Рубеж-20, Аэрокон, Россия
самолетного типа
Рубеж-60, Аэрокон, Россия
самолетного типа, дальнего действия
Скат, МиГ (ОКБ Микояна-Гуревича), Россия
дозвуковой ударный беспилотник типа «летающее крыло». На 2015 год проект остановлен из-за отсутствия финансирования.
Сова, Россия
воздушная платформа высокой автономности самолетного типа. Разрабатывается на средства ФПИ. Проект с шифром «Сова». Это атмосферный спутник, аппарат, предназначенный для сверхдлительного полета на больших высотах и обеспечения потребителей необходимой информацией дистанционного зондирования, для ретрансляции данных. В 2016 году проводились испытания. В 2017 году строится прототип с размахом крыльев 28 метров.
Т-3, Рисса (НТЦ Рисса), Россия
летающее крыло, разведывательный
Т10 Элерон, Эникс, Россия
летающее крыло
Т23, Эникс, Россия
летающее крыло
Тахион, Ижмаш (ООО Ижмаш), Россия
летающее крыло, 25 кг
Тахион-Э, Ижмаш (Ижмаш-беспилотные системы), Россия
ТБ-29В Тайбер, Тайбер (ООО Тайбер), Россия
Беспилотный вертолет с ДВС. Взлет, полет по маршруту и посадка проводятся в автоматическом режиме.
Типчак, КБ Луч (Концерн Вега), Россия
самолетного тпа
Типчак-РК, ЭНИКС, Россия
доставляемый снарядом РСЗО Смерч
Ту-123 Ястреб, Туполев (АНТК им.
А.Н.Туполева), Россия
самолетного типа, сверхзвуковой
Ту-130, Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
гиперзвуковой планер для доставки термоядерного боеприпаса
Ту-141 Стриж (комплекс ВР-2), Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
оперативно-тактический БЛА, турбореактивный двигатель
Ту-143 Рейс (комплект ВР-3), Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
тактический БЛА, выпускался в 1970-1980 годы. Заменен на Ту-243. На базе проекта ТУ-143 создается проект БЛА «Зеница»
Ту-243 Рейс-Д, Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
турбовентиляторный двигатель
ТУ-300 Коршун, Туполев (АНТК им. А.Н.Туполева), Россия
Ударный летающий беспилотник с турбореактивным двигателем. Запускался из транспортно-пускового контейнера с использованием двух твердотопливных ускорителей. Масса полезной нагрузки превышала 1 тонну (это могли быть ракеты и бомбы). Шасси у самолета не было, приземление осуществлялось на парашюте. Разработка была свернута в 2007 году.
Филин, Фрегат, Россия
конвертоплан
Форпост, Уральский завод гражданской авиации, Россия
разведывательный БЛА самолетного типа, собранный по лицензии и из компанентов, произведенных в Израиле. Схож с израильским Searcher MkII разработки 1998 года.
Хаски, KVAND, Россия
вертолетного типа, 2 газотурбинных двигателя
Чирок, ОПК (Объединенная приборостроительная корпорация), Россия
Шмель 1, ОСКБЭС МАИ, Россия
Штиль, INDELA, Россия
самолетного типа, турбореактивный, не выпускается
Элерон, ЭНИКС, Россия
Семейство БЛА и БАК, включая 3СВ, T10, T23 и другие
Элерон-3СВ, ЭНИКС, Россия
самолетного типа, ближнего действия
Эльф-Д, ОСКБЭС МАИ, Россия
Эникс Т10Э
самолетного типа
Эникс Т23Э
самолетного типа
Эра-100, Аэроксо, Россия
российских солдат сдаются украинским беспилотникам: Министерство обороны Украины
- Кадры, предоставленные Министерством обороны Украины, показывают, как российский солдат сдается беспилотнику.
- Как украинские, так и российские военные заявляют, что использовали дроны, чтобы советовать комбатантам сдаться.
- Украина также заявляет о многочисленных успехах своей горячей линии «Я хочу жить».
LoadingЧто-то загружается.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
На кадрах, опубликованных Министерством обороны Украины в пятницу, видно, как российский солдат сдается украинскому беспилотному летательному аппарату (БПЛА).
На кадрах с воздуха можно увидеть фигуру в униформе, идущую с поднятыми руками по травянистой местности к другой фигуре за кадром, видимой только по их тени.
Инсайдер не смог самостоятельно проверить видео, которое было размещено в Twitter. В твите Министерство обороны Украины сообщило, что показало, как один из ее БПЛА, широко известный как беспилотник, «взял в плен оккупанта, который понял, что капитуляция — это шанс выжить».
«Дроны знают», — добавил твит. Министерство не назвало ни дату, ни место съемок.
—Defense of Ukraine (@DefenceU) 18 ноября 2022 г.
Точные обстоятельства произошедшего неясны, но это не первый случай, когда солдат сдался беспилотнику.
Это явление впервые было замечено во время первой войны в Персидском заливе, когда дроны-разведчики предвещали неизбежный ракетный удар, сказал Insider доктор Джеймс Роджерс, военный историк, специализирующийся на боевых действиях с беспилотниками.
«Итак, когда войска Саддама увидели беспилотники в небе, они поняли, что идет точный залп», — сказал Роджерс. По его словам, войскам удалось дать сигнал беспилотнику о капитуляции, что побудило США направить отряд, чтобы взять их в плен.
Об этом также сообщалось в Украине до этого видео. Один солдат по имени «Боб Сала» из 247-го Харьковского территориального стрелкового батальона в начале сентября рассказал Всемирному конгрессу украинцев о развертывании беспилотников в Херсоне, которые транслировали приказ о капитуляции. Три солдата подчинились, сообщил организации Сала.
«Это показывает, как дроны можно использовать не только для спасения жизней украинцев, но и для захвата российских солдат, которые на более позднем этапе смогут давать показания против своего преступного правительства», — сказал Сала.
Беспилотник приближается для атаки в Киеве, 17 октября 2022 года.
Фото YASUYOSHI CHIBA/AFP через Getty Images
Женевская конвенция требует, чтобы вооруженные силы защищали любого, кто дает сигнал о капитуляции. Но растущее число случаев, когда это осуществляется с помощью дронов, поднимает потенциальные новые юридические вопросы, особенно с появлением автономных дронов, работающих без прямого человеческого контроля, сказал Роджерс Insider.
Украина заявила о других успехах в принуждении российских солдат к сдаче, в первую очередь через горячую линию «Я хочу жить», на которую, по ее словам, поступило более 3500 звонков.
Эта служба была запущена в сентябре, за два дня до того, как президент Владимир Путин объявил о мобилизации резервистов для вторжения в Украину.
Это позволяет россиянам, а также украинцам на оккупированной территории, заблаговременно зарегистрировать свое намерение сдаться, прежде чем способствовать сдаче лично, как только они достигнут Украины, сообщил представитель проекта в интервью Kyiv Post.
Министерство обороны России также заявляет, что использует беспилотники, чтобы призвать украинцев сдаться, сообщило государственное информационное агентство ТАСС в начале ноября.
«Операторы БПЛА, в зависимости от типа оборудования, ведут радиоразведку, прослушивают линии связи противника, снимают на видеокамеры районы дислокации украинских боевиков и рассылают SMS-сообщения с призывами сложить оружие абонентам операторов сотовой связи. Известно, что их употребляют националисты», — говорится в сообщении министерства.
Осенью Россия в основном использовала беспилотники агрессивно, развертывая беспилотники иранского производства для нападения на украинские силы и инфраструктуру роями, как сообщил Майкл Пек из Insider.
Украинский морской беспилотник снова наносит удар: сообщения указывают на атаку на Новороссийск
Художественное представление об атаке морского беспилотника ВМС Украины на Новороссийск, 18 ноября 2022 г.
По всей видимости, по Новороссийску нанес удар украинский морской беспилотник, аналогичный тем, что использовались при атаке на Севастополь. Это было бы стратегически важно, показав, что большая часть российского флота находится под угрозой.
Возможно, предпринимаются попытки скрыть эту историю в российских СМИ.
Х. И. Саттон
18 ноября 2022 г.
Украинские морские беспилотники теперь могут добраться до базы ВМФ России, которая до сих пор считалась безопасной. Когда 29 октября беспилотники (USV) были использованы для атаки на Севастополь, это привело к серьезным изменениям в действиях ВМФ России. Угроза считается настолько серьезной, что в Севастополе были добавлены новые оборонительные сооружения. А ВМФ России, господствовавший в начале войны на Черном море, едва выходит из порта . Теперь эта угроза добралась и до другой крупной базы ВМФ России в Новороссийске.
Местные российские источники сообщили, что украинский «морской беспилотник» ночью нанес удар по нефтяному терминалу Шесхарис в Новороссийске. Это стратегически важно.
Стратегическое нападение Украины на Новороссийск
Новороссийск — крупная военно-морская база и нефтяной терминал на черноморском побережье России. В 420 милях (675 км) от Одессы это намного дальше от украинской территории, чем Севастополь. До сих пор считалось, что он находится вне досягаемости украинских атак.
Нам пока не удалось провести независимую проверку всех деталей атаки. Тем не менее, эта история была опубликована в нескольких местных источниках, и было опубликовано видео :
🔥 Видео, на котором 🇺🇦 USV атакует цель в Новороссийске. pic.twitter.com/VMnQx8rMTB
— Умный украинский кот 🍉 (@SmartUACat) 18 ноября 2022 г.
Также сообщается, что пресс-секретарь российской нефтяной компании «Транснефть» отрицает нападение. И некоторые русские отчеты теперь удалены. Несмотря на это, Naval News считает это правдоподобным и заслуживающим доверия и в настоящее время считает, что это действительно произошло.
Даже небольшая атака, которая наносит ограниченный ущерб или вообще не наносит никакого ущерба, может иметь огромные последствия для России.
Атака на нефтяную инфраструктуру имеет для Украины стратегическое значение. Россия неоднократно наносила удары по украинской промышленности и гражданской инфраструктуре, даже превращая это в стратегию. Даже без ущерба для инфраструктуры эта атака может повлиять на способность России экспортировать сырую нефть.
Военно-морская база в Новороссийске, недалеко от нефтяного терминала, который, как сообщается, был обстрелян, также является важной целью. Здесь базируются многие военные корабли, непосредственно участвовавшие в войне с Украиной. К ним относятся подводные лодки класса Kilo, которые были в основном переехал туда из Севастополя в сентябре. Подводные лодки могут запускать крылатые ракеты «Калибр» и оставаться ежедневной угрозой для Украины.
Там же базируются несколько больших десантных кораблей, которые ушли в Черное море в раскачке для вторжения. Спутниковый радар, сделанный ранним утром, показывает, что многие военные корабли были в порту. На нем также показан только один танкер меньшего размера у главного причала нефтяного терминала. Это могло быть фактором в ограниченном ущербе, о котором сообщалось.
Туман войны
В большинстве сообщений говорится, что нападение произошло 18 ноября, но некоторые источники указывают, что это произошло в ночь с 16 на 17. Неясно, является ли морской беспилотник, использовавшийся в последней атаке, той же моделью, что и против Севастополя. Некоторые российские источники утверждают, что «морской беспилотник» принадлежал Вооруженным силам Украины.
В одном сообщении говорится (переведено), «Причастность ВСУ была установлена после изучения обломков дрона. Это надводный беспилотный аппарат, используемый Украиной. Точно такие же участвовали в нападении на Черноморский флот в Севастополе в конце октября».
Эти дроны производятся в Украине с использованием комплекса технологий. Их можно охарактеризовать как наполовину гидроцикл, наполовину каноэ, и они могут нести небольшую боеголовку.