Содержание
почему это важно и что в них особенного — Блог Яндекса
Блог Яндекса
23 ноября 2021, 17:00
Если вы видели наши беспилотные автомобили вживую или на фотографиях, вы наверняка замечали у них на крыше установку, которой нет у обычных машин. Внутри неё, среди прочего, размещается лидар — один из основных сенсоров беспилотного автомобиля. С 2021 года мы используем во всех наших беспилотных автомобилях последнего поколения лидары собственной разработки.
Важная особенность нашего лидара — он может в реальном времени менять свои параметры и адаптироваться под дорожную ситуацию. Например, на скоростных шоссе лучше «видеть» машины вдалеке, а на узких улицах более детально разглядеть пешеходов вблизи автомобиля.
Мы расскажем о том, как в 2019 году начали делать свои лидары, какими характеристиками обладает программируемый лидар и почему собственный сенсор так важен для дальнейшей разработки беспилотных технологий.
Зачем беспилотнику нужен лидар
Лидары, камеры и радары — «глаза» большинства беспилотных автомобилей. С их помощью беспилотная система распознаёт окружающий мир, например сигналы светофоров, автомобили и людей, измеряет размеры окружающих объектов, их скорости и расстояния до них. Благодаря этому у машины есть данные, чтобы понимать, как безопасно перемещаться по дорогам и реагировать на дорожные ситуации.
Один из основных сенсоров беспилотного автомобиля — лидар. Он каждую секунду испускает миллионы безопасных для людей лазерных лучей, которые отражаются от объектов и возвращаются обратно. Получается лидарное облако — совокупность точек, которые создают трёхмерную картину окружающего мира. По отражённым сигналам лидара можно определить форму объектов и расстояние до них с точностью до сантиметра.
Лидар может определять точные очертания объектов на расстоянии в сотни метров — эту информацию не получить с камер и радаров. Ещё лидар «видит» в темноте, а благодаря алгоритмам фильтрации шумов автомобили могут уверенно ориентироваться в пространстве даже в сложных погодных условиях вроде снега или дождя.
Также лидар помогает беспилотному автомобилю понимать своё положение в пространстве — для этого система в реальном времени сравнивает трёхмерный скан окружения с загруженными в систему трёхмерными картами.
Так выглядит изображение с лидара. Можно увидеть дороги, пешеходов, припаркованные машины, стоянку самокатов и другие объекты вокруг беспилотного автомобиля
Первые лидары Яндекса
Изначально мы использовали лидары других компаний, но их возможности были ограничены теми функциями, что закладывает производитель. С 2019 года мы сами проектируем лидары — они помогают нашей системе беспилотного управления лучше решать задачи, с которыми ей приходится сталкиваться.
Мы начали с двух прототипов. Они имели разную конструкцию: первый лидар располагал вращающимся блоком, а второй был неподвижным. Оба наших лидара имели параметры дальности и разрешения сравнимые с лидарами стороннего производителя.
На создание прототипов ушло девять месяцев. Когда лидары были готовы, мы установили их на нескольких беспилотных машинах, чтобы понаблюдать, как они поведут себя в эксплуатации, и сравнить их друг с другом.
Неподвижный лидар лучше проявил себя на испытаниях. Во-первых, такая конструкция в целом надёжнее — в ней нет тяжелой подвижной электронки, поэтому она лучше переносит тряску и морозы. Во-вторых, из-за особенностей конструкции лидар был более гибок в настройке, а задавать нужные параметры можно было как заранее, так и прямо во время поездки, на ходу. Именно эта конструкция легла в основу лидаров, которые мы сейчас устанавливаем на наши машины.
В чём преимущества
Параметры лидара можно менять в реальном времени
Параметры лидара — количество лучей, угол обзора, дальность — можно изменять заранее или во время поездки. За счёт этого беспилотный автомобиль лучше подстраивается под разные дорожные ситуации.
Например, при движении по узким улицам мы можем сконцентрировать большую часть лучей на дороге перед автомобилем, чтобы повысить плотность лидарного облака вблизи и детально разглядеть людей и небольшие объекты, например дорожные конусы.
На широких скоростных трассах наоборот: мы можем сосредоточиться на объектах, которые находятся в отдалении. Это позволяет заранее понять обстановку впереди: где находятся машины, нет ли аварий или дорожных работ. Наш лидар может распознать легковой автомобиль на расстоянии в 200 метров, а фуру на расстоянии в 500 метров.
На картинке ниже — момент выезда беспилотного автомобиля с узкой улицы на широкий проспект. Лидар переключается на сканирование дальних объектов — можно заметить, что автомобили вдалеке стали чётче:
Выезд с узкой улицы на проспект
Благодаря лидарам, которые способны отчётливо «видеть» объекты вдалеке, беспилотному автомобилю проще определять своё местоположение. Это особенно важно в зонах с не очень плотной застройкой вокруг дороги — на эстакадах, широких проспектах и шоссе. Автомобиль различает здания на расстоянии 600 метров и получает достаточно данных для сравнения с трёхмерной картой.
Менять параметры лидара можно и для более сложных задач. Например, если алгоритмы сигнализируют, что какой-то объект сложно определить в текущих условиях, мы можем увеличить плотность лидарного облака в этой зоне.
На видео показано, как «видит» мир центральный лидар. Дополнительные лидары по бортам и спереди автомобиля исключены из демонстрации:
Лидар стал надёжнее
В наших лидарах нет подвижной электроники: они меньше изнашиваются со временем и не так подвержены температурным искажениям, как вращающиеся лидары.
Во время тестов наши лидары показали одинаково хорошую работу при температуре от −30 до +30°С. Благодаря этому их можно использовать практически всюду — и в жарких странах, и в местах, где бывает морозная зима.
Доступ к «сырым» данным позволил улучшить распознавание объектов
Имея свой лидар, можно получить доступ к его «сырым» данным — то есть к данным в том виде, какой они имеют до обработки на устройстве. Лидары сторонних производителей такой возможности обычно не дают: в них данные фильтруются на этапе сбора.
«Сырые» данные можно проанализировать и сопоставить с данными с других сенсоров. Это позволяет научиться лучше распознавать окружающий мир. Мы также создаём специализированные наборы данных для сложных и уникальных объектов на дорогах и обучаем на них алгоритмы.
Свои лидары помогают оптимизировать затраты
Лидары, созданные в Яндексе, стоят столько же, сколько и лидары стороннего производителя, которые мы использовали раньше. При этом они лучше подходят для наших задач: «видят» дальше, точнее распознают объекты и способны подстраиваться под разные ситуации на дороге.
На сегодняшний день из всех компаний, которые делают беспилотные автомобили, лишь четыре используют лидары собственной разработки. Яндекс — одна из них.
Сейчас лидарами, разработанными в Яндексе, оснащены все наши беспилотные автомобили четвёртого поколения. Машины проехали с ними уже более полумиллиона километров. Свои лидары мы будем устанавливать и на все новые автомобили.
На создание лидара в общей сложности ушло два с половиной года — это относительно небольшой срок. Мы смогли уложиться в него, потому что к началу разработки уже располагали внушительным флотом беспилотных машин и могли сразу же приступать к тестированию разработок.
Мы продолжаем совершенствовать лидары и разрабатывать новые. Например, сейчас мы тестируем прототипы боковых лидаров для распознавания объектов на близких расстояниях и проектируем основной лидар для наших роботов-курьеров.
беспилотники
СправкаВсе блоги сервисов© 2013–2022 «Яндекс»
«Яндекс» рассказал, где в Москве появятся первые беспилотные такси — РБК
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 29 октября
EUR ЦБ: 61,13
(-0,44)
Инвестиции, 28 окт, 16:12
Курс доллара на 29 октября
USD ЦБ: 61,53
(+0,18)
Инвестиции, 28 окт, 16:12
Отказавшийся покидать Украину боксер Ломаченко выиграл бой в США
Спорт, 08:19
Такая разная зима: как подобрать резину для любой погоды
РБК и Nokian Tyres, 08:10
Bloomberg узнал об опасениях в ЕС из-за экспорта молокоотсосов в Россию
Политика, 08:05
www. adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
Еще одна россиянка погибла из-за давки в Сеуле
Общество, 07:41
Стремоусов не исключил попытку масштабного наступления ВСУ
Политика, 07:34
В Общественной палате предложили давать право опеки по штампу в паспорте
Общество, 07:30
Сканер для ДТП: как сделать разбор аварий более точным и быстрым
Партнерский проект, 07:30
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Байден перепутал количество штатов в США
Политика, 06:48
Не менее 100 человек погибли при взрывах у здания Минобразования Сомали
Политика, 06:45
Особый контроль: как оградить начинающих водителей от нарушений
Партнерский проект, 06:25
Посол России отверг обвинения США в обострении ситуации с продовольствием
Политика, 05:59
Блинкен призвал Россию вернуться в зерновую сделку
Политика, 05:23
Сколько триллионов долларов нужно для достижения углеродной нейтральности
РБК и Сбер, 05:22
Посольство сообщило о гибели двух россиянок во время давки в Сеуле
Политика, 05:10
www. adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
www.adv.rbc.ru
«Выгодное начало» от
Ваш доход
0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Этой осенью прокатиться на роботакси смогут москвичи, которых отберут для участия в испытаниях. Первые беспилотные такси с пассажирами появятся в районе Ясенево
Фото: yandex / Telegram
Тестирование беспилотного такси «Яндекса» в Москве будет запущено этой осенью. В начале сервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк» на юге столицы, говорится в поступившем РБК сообщении компании.
Запуск беспилотного такси будет происходить поэтапно и для начала оно будет доступно только по заявкам. Чтобы принять участие в тестировании нужно заполнить анкету.
«Cервис будет работать в окрестностях станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». Пользователи смогут вызвать беспилотное такси в приложении «Яндекс Go», доехать на нем до метро, съездить в торговый центр или спортзал. Ясенево — один из самых больших районов Москвы, и поездки на такси внутри района здесь очень популярны», — сообщили в компании.
www.adv.rbc.ru
В «Яндексе» отметили, что в пилотном режиме беспилотники компании ездят по дорогам Москвы уже несколько лет, а с 2018 года беспилотное такси появилось в Иннополисе. По действующим законам, за рулем машины под управлением автопилота все равно должен сидеть человек. Однако в 2021 году вступил в силу закон, который снимает это ограничение. «Благодаря этому беспилотные автомобили «Яндекса» смогут ездить без водителя за рулем и использоваться в качестве такси в пределах определенной территории», — объяснили в компании.
www.adv.rbc.ru
О планах «Яндекса» по запуску в этом году беспилотных такси стало известно 2 сентября из проекта постановления правительства, которое дополняло закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» положениями, которые касаются высокоавтоматизированного транспорта. Пока в экспериментах будут участвовать немного беспилотников: восемь в Иннополисе и десять в Москве.
С предложением допустить беспилотники до коммерческих перевозок выступали несколько компаний, разрабатывающих технологии автономного вождения: «Яндекс», КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ.
Магазин исследований
Аналитика по теме
«Такси»
«Выгодное начало» от
Ваш доход
0 ₽
Ставка
0%
Подробнее
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Беспилотная группа Яндекса преодолела 7 миллионов автономных миль
Беспилотный автомобиль Яндекса в Лас-Вегасе во время выставки Consumer Electronics Show 2020.
Яндекс
Группа самоуправляемых автомобилей Яндекса проехала семь миллионов автономных миль (11,5 миллионов километров) с момента основания команды в 2017 году, больше, чем объявила любая другая компания, за исключением Waymo от Alphabet. Это по сравнению с двумя миллионами миль в феврале 2020 года, что свидетельствует о постоянном прогрессе компании, несмотря на Covid-19.пандемия.
Артем Фокин, руководитель отдела развития бизнеса группы, сообщает, что в настоящее время команда ежемесячно регистрирует около полумиллиона автономных миль. «У нас в парке 160 автомобилей. Каждая машина штатная с четырьмя сменами оперативных бригад, поэтому мы можем максимально использовать наши ресурсы», — пояснил Фоким.
Яндекс зафиксировал эти мили в более широком диапазоне условий, чем, возможно, любая другая команда автономных транспортных средств. Большинство их пробегов зафиксировано в Москве, но они также запускают службу роботакси в российском городе Иннополис, а также тестовые программы в Тель-Авиве, Израиль, и Анн-Арборе, Мичиган.
«В этом году в Москве выпало рекордное количество снега. Такого количества снега мы не видели еще до Второй мировой войны», — поделился Фокин. «Мы обнаружили, что такое количество снега на самом деле сузило проезжую часть многих улиц. Выяснилось, что со снегом в Москве нам помог наш опыт испытаний автомобилей в Тель-Авиве, Израиль. Потому что в Тель-Авиве действительно узкие улочки, по которым мы научились ориентироваться, и вдруг это то, что мы видели прошлой зимой и в Москве».
ЕЩЕ ДЛЯ ВАС
Роверы
Помимо роботакси, Яндекс применил свою технологию автономного вождения к парку роботов-доставщиков, называемых Роверами.
Робот-доставщик Yandex Rover в Анн-Арборе, штат Мичиган.
Яндекс
Роверы совершили более 7500 доставок, преимущественно в Москву. По словам Фокина, «Роверы» доставляют еду на вынос, продукты и товары народного потребления. Яндекс со временем увеличил габариты и грузоподъемность вездеходов, чтобы вмещать более крупные грузы.
«Мы работали над тем, чтобы стоимость доставки Rover была максимально экономичной, — объясняет Юлия Швейко, пресс-секретарь группы. «В России родоразрешение очень конкурентоспособно по цене, и мы должны быть еще более доступными».
Роверы используют почти то же программное обеспечение и искусственный интеллект, что и роботакси Яндекса, но Роверы также сталкиваются с уникальными проблемами. Швейко делится: «На дороге движение других транспортных средств и даже пешеходов и велосипедистов строго структурировано. В основном люди ходят по дорожкам. На тротуаре люди идут во всех направлениях, поэтому предсказать, что сделает любой человек, гораздо сложнее».
По этой причине скорость вездеходов в настоящее время ограничена 5 милями в час.
Поездка в Америку
В прошлом году Яндекс расширил свою программу тестирования на США и Южную Корею. В настоящее время компания поддерживает парк из семи автомобилей, а также партию вездеходов в Анн-Арборе, штат Мичиган. Он надеется еще больше расширить тестирование в США по мере ослабления пандемии.
«Мичиган был очень гостеприимен к нам, — говорит Фокин. «Государство разрешает автономным транспортным средствам работать без человека за рулем. В Иннополисе, Россия, мы готовы полностью убрать людей-операторов из наших роботакси, но пока этого не позволяют правила. В Мичигане мы сможем сделать это, когда будем готовы».0003
Швейко рассказывает, что удивительная разница между Россией, Израилем и США заключается в поведении велосипедистов. «В России велосипедисты гораздо более нерешительны. В Израиле они довольно агрессивны, петляя в пробках и выезжая из них. В Соединенных Штатах велосипедисты действуют как транспортные средства. Они занимают всю полосу. Каждая из этих сред требует от наших беспилотных автомобилей разной производительности».
Точно так же Фокин рассказывает: «Когда мы впервые прибыли в США, пассажиры отмечали, как внезапно машина меняет полосу движения. Мы подготовили автомобиль для Москвы, где у вас может быть всего несколько метров, чтобы перестроиться с одной полосы на другую. Тот же самый маневр в США может напугать пассажиров. Так что теперь мы скорректировали это в зависимости от местоположения».
Рост
В настоящее время в Яндексе работает команда из почти 400 инженеров, а также операционный и вспомогательный персонал. В финансовом отношении компания имеет более низкие затраты, чем многие другие предприятия, занимающиеся беспилотным вождением. Фокин рассказывает, что за четыре года с момента основания компания потратила на разработку всего 100 миллионов долларов. По сравнению с командами Кремниевой долины, которые собрали миллиарды для достижения той же цели, это довольно скромно.
Однако расходы в Яндексе растут по мере того, как команда растет и расширяется на международном уровне. Из этих 100 миллионов долларов за последние четыре года более половины было потрачено только за последний год.
Хотя точное сравнение между беспилотными автомобилями Яндекса и людьми-водителями пока не ясно, Фокин подчеркивает, что у роботакси Яндекса, которые перевозят пассажиров в Иннополисе, еще не было ни одного столкновения.
Надеюсь, этот рекорд останется безупречным, поскольку компания расширяется по всему миру.
Яндекс приостанавливает испытания беспилотных транспортных средств в США из-за разгорающегося конфликта — TechHQ
Российский технологический конгломерат Яндекс приостановил испытания своего оборудования в США, а именно своих автономных транспортных средств, которые должны были стать основой его парка роботакси, а также роботов для доставки тротуаров оказание услуг.
Эта новость появилась, когда российское вторжение в Украину продолжается уже вторую неделю, когда Россия сталкивается с санкциями со стороны многих стран, а также с приостановкой обслуживания транснациональными технологическими компаниями. Хотя Яндекс зарегистрирован в Нидерландах, его основные офисы находятся в России.
Начав работать над технологией беспилотных автомобилей в 2016 году, Яндекс провел первые успешные испытания в Москве в 2017 году. Международный дебют состоялся на выставке Consumer Electrics Show в Лас-Вегасе в 2019 году., Яндекс дал людям возможность ездить на своих полностью автономных транспортных средствах по дорогам общего пользования.
В 2020 году компания открыла технический центр в Анн-Арборе, штат Мичиган, где она проводила публичные дорожные испытания своих автомобилей. В то же время, в партнерстве с игроком на доставке еды GrubHub, Яндекс запустил пилотную службу доставки с использованием своих шестиколесных тротуарных роботов в кампусах Университета штата Огайо и Университета Аризоны.
Упущение перспективного рынка автономных транспортных средств
Конфликт между Украиной и Россией, наряду с вытекающими из этого последствиями для экономики обеих стран, привел к неблагоприятным последствиям для любой российской организации, которая стремилась выйти на международный уровень со своими продуктами и решениями, и «Яндекс» — еще одно имя в этом списке.
Учитывая, что компания Transparency Market Research, специализирующаяся на анализе глобальных рынков, прогнозирует, что к 2031 году мировой рынок автономных автомобилей достигнет примерно 207 миллиардов долларов США, свертывание проектов Яндекса по тестированию транспортных средств в США может привести к потере значительной части этого рынка. Эти последствия также повлияют на возможности Яндекса по захвату собственной доли на мировом рынке автономных транспортных средств, объем которого, по прогнозам, к 2030 году достигнет 2 трлн долларов США9.0003
В настоящее время, учитывая трансграничные финансовые операции среди услуг, запрещенных российским компаниям и организациям, Яндекс может столкнуться с проблемами в ближайшем будущем. У компании есть конвертируемые облигации на Нью-Йоркской фондовой бирже, что может привести к тому, что компании придется выплатить держателям облигаций более 1,25 миллиарда долларов США, если эти облигации будут погашены из-за приостановки торгов более чем на пять дней. уже действует из-за приказа фондовой биржи о приостановке торговли.
Из заявления для прессы, опубликованного компанией, «группа Яндекс в целом в настоящее время не имеет достаточных ресурсов для полного погашения облигаций. В случае, если нам не позволят выделить дополнительные средства от наших российских дочерних компаний нашей голландской материнской компании, у Яндекса не будет достаточно ресурсов для погашения большей части облигаций».
Что это означает для других AV-игроков? — дорожные испытания, которые закладывают основу для автономных транспортных средств, чтобы обеспечить мобильность как услугу, такую как Lyft и Uber.
Говоря об Uber, международный бизнес по совместному использованию поездок также ускорил продажу своей доли в Яндексе, сделка, которая началась в августе 2021 года. Представитель Uber поделился, что они «активно ищут возможности ускорить продажу наши оставшиеся владения». Тем временем Uber также уволит трех руководителей из совета директоров своего совместного с Яндексом предприятия «Яндекс.