Содержание
Сколково стал первым в России испытательным полигоном беспилотников в сети 5G
«Этой машины еще никто до вас не видел», — заявил на пресс-конференции один из разработчиков беспилотника — автобуса второго поколения «НАМИ-КАМАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ». Одного этого хватило бы для отдельно взятой новости.
Новость, однако, заключается не только в том, что накануне в иннограде прессе представили новый беспилотный автобус отечественного производства. Запущен инновационный полигон для испытаний беспилотного транспорта с использованием сети 5G. Это первый практический результат того, что всего полгода назад в Сколково начала работать первая в России открытая опытная зона 5G, заявил первый вице-президент компании «Ростелеком» Владимир Кириенко.
В Сколково начались испытания автобуса второго поколения «НАМИ-КАМАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ».
Фото: Sk.ru
«Ростелеком» и Nokia тогда выступили партнерами Фонда «Сколково». Они же, наряду с производителями и разработчиками беспилотных автобусов, КАМАЗ и ФГУП «НАМИ», приняли участие в церемонии инаугурации «Станции мониторинга» — высокотехнологичной базы для испытаний беспилотных транспортных средств в иннограде.
Федеральный закон о «Сколково» делает такой проект уникальным, позволяя брать на себя некоторые риски, связанные с испытаниями беспилотного транспорта в условиях, приближенных к дорогам общего пользования, заметил старший вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем.
Без руля и педалей
Но при чем здесь сеть 5G? Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома», объясняет очень просто. Для испытаний отдельно взятого беспилотника можно обойтись без нее. А вот одновременный выход на дороги нескольких беспилотных транспортных средств уже требует другой скорости передачи данных. Для этого, собственно, и была создана «Станция мониторинга», — совместный проект Фонда «Сколково», ПАО «Ростелеком» и ФГУП «НАМИ». Это высокотехнологичная база, где можно провести полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы выведения БПТС на улицы российских городов.
Сеть 5G используется для функционирования системы телематики и передачи информации центральному серверу диспетчерской и обратно. Все решения по текущей обстановке — объезд препятствия, аварийное появление пешехода на дороге вне зоны разрешенного перехода, поддержание полосы движения, соблюдение дистанции и интервалов — принимаются на борту автомобиля.
«Мы гордимся тем, что зона, открытая в Сколково, даст возможность огромному количеству стартапов протестировать их гипотезы, сделать пробный запуск их разработок, которые могут быть использованы в технологии 5G»
«Станция мониторинга» включает в себя диспетчерский центр, помещения для хранения и зарядки беспилотных автобусов. Таким образом, компании-разработчики получили возможность наглядно демонстрировать степень готовности технологий, а также в реальных условиях проводить динамические демонстрации беспилотной техники. Во время движения все телеметрические данные беспилотных автобусов, данные параметров движения и видеофиксации в высоком разрешении передаются по сетям 5G в режиме реального времени в командный пункт «Станции мониторинга».
Вполне очевидно, что в отсутствии руля и педалей в машине нет и водителя, хотя на первый случай в автобусе сидел техник с ноутбуком, сопровождавший 11 пассажиров, помещающихся в автобусе. Что он делал со своим ноутбуком, видно не было, но, между прочим, это серьезная проблема, которую еще предстоит решить создателям нового поколения беспилотного транспорта: чем занять человека на борту такой машины? Об этом, в частности, говорил Владимир Кириенко из «Ростелекома» на презентации проекта.
Фото: Sk.ru.
Впрочем, сейчас более актуальными являются задачи иного порядка.
Рычаг для превращения элементов в синтетические технологии
Кирилл Каем, старший вице-президент «Сколково» по инновациям, отметил, что среди почти двух тысяч резидентов Фонда несколько десятков компаний занимаются технологиями, которые применимы в беспилотниках. «Дело в том, что беспилотный транспорт – это не единая технология, — отметил он. — Это синтез совершенно разных подходов, включающих в себя и искусственный интеллект, и новые датчики и механизмы, связанные с интеллектуальным искусственным зрением для распознавания объектов, и новые протоколы связи и компрессии данных. Собирая стартапы в экосистему «Сколково», мы помогаем им сотрудничать между собой и создавать те самые синтетические технологии, которые необходимы для работы беспилотного транспорта».
Самое важное, по мысли Кирилла Каема, это то, что сколковские стартапы получили возможность работать с крупными индустриальными компаниями, которые развивают технологии и выводят их на рынок. Он сравнил подобное взаимодействие с рычагом, без которого многие из технологических разработок стартапов «обречены были бы оставаться элементами», как он выразился.
Владимир Кириенко («Ростелеком»), Кирилл Каем («Сколково») и Фердаус Кабиров (КАМАЗ) открыли «Станцию мониторинга» беспилотного транспорта в иннограде. Фото: Sk.ru
Кирилла Каема поддержал первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко: «Мы верим в том, что цифровая экономика – это экономика партнерств. – заявил он. – Мы верим в то, что совместная работа крупных компаний со стартапами, с технологическими вендорами дает существенные, значимые результаты. Мы гордимся тем, что зона, открытая в Сколково, даст возможность огромному количеству стартапов протестировать их гипотезы, сделать пробный запуск их разработок, которые могут быть использованы в технологии 5G», — сказал он.
Партнером «Сколково» и «Ростелекома» по созданию пилотной зоны 5G выступила компания Nokia. По словам Маркуса Борхерта, старшего вице-президента Nokia по региону Европа, сегодняшнее событие — это прекрасный пример возможностей экосистемы; различные игроки, партнеры экосистемы – телеком-провайдер «Ростелеком», технологическая компания Nokia, Фонд «Сколково» и стартапы — работают вместе и создают инновации. «Хочу особо подчеркнуть роль «Сколково»: это идеальная платформа для инноваций», — сказал он.
Что не под силу беспилотникам
На пресс-конференции, предшествовавшей разрезанию красной ленточки, несколько вопросов были заданы о будущем беспилотного транспорта в России и мире, том, когда испытательная стадия перерастет в этап практического использования беспилотников на наших дорогах. Разброс ответов демонстрирует, что здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений. Один из участников пресс-конференции даже говорил о том, что в недалеком будущем человек будет пользоваться личным автомобилем примерно так же, как сейчас люди в часы досуга занимаются верховым спортом.
Пресс-конференция, посвященная открытию в Сколково полигона для беспилотного транспорта. Фото: Sk.ru
Но один вопрос получил категорический и совершенно недвусмысленный ответ. Пользуясь тем, что «КАМАЗ» представлял вице-президент компании Фердаус Кабиров, в недавнем прошлом легендарный гонщик, двукратный чемпион ралли Париж-Дакар, кто-то из журналистов поинтересовался: «А скоро ли появятся на таких ралли беспилотники?»
Фердаус Кабиров: На ралли Париж-Дакар беспилотникам делать нечего! Фото: Sk.ru
До того момента совершенно невозмутимый, Фердаус Кабиров даже привскочил с кресла: «Да вы что, ребята, такого не будет никогда!» Никакое развитие самых совершенных технологий не должно лишать человека возможности испытать себя в экстремальных условиях, считает представитель компании, производящей беспилотные автобусы.
Как показалось, для многих участников мероприятия эта мысль, выраженная в столь яркой, эмоциональной манере, стала весьма утешительной.
«КАМАЗ» выпустит беспилотный транспорт на дороги
4 Февраля 2022
В недавнем интервью генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин рассказал о готовности компании к выводу беспилотных грузовиков на трассу.
По словам Сергея Когогина, к тому времени, когда беспилотные автомобили нужно будет вывести на дороги, «КАМАЗ» будет готов. При этом софт будет использоваться свой. «Мы работаем над беспилотными автомобилями, и я абсолютно верю в это направление. Если у нас на производстве сегодня много самодвижущихся тележек, процессы роботизированы, то в этом вопросе лишь одна проблема – как на дорогах общего пользования автомобиль с человеком уживётся с автомобилем без человека. Беспилотник всё будет делать правильно, а человек часто непредсказуем, управляя автомобилем. Водитель несёт ответственность за свои действия в случае ДТП, а кто будет нести ответственность за беспилотник? Всё кончится тем, что нести ответственность будет автопроизводитель», – отметил Сергей Когогин, добавив, что производитель должен делать настолько надёжные машины, чтобы предусмотреть в алгоритмах любую нештатную ситуацию. Он также подчеркнул, что основное направление, в котором компания обязательно будет прилагать усилия – это карьеры для добычи полезных ископаемых. «Там человек совсем не нужен: фиксированные маршруты, понятные алгоритмы. В этом направлении мы уже активно работаем и точно сделаем», – сказал Когогин.
К слову, в 2022 году «КАМАЗ» намерен выпустить первые 4 прототипа грузовых беспилотников на базе автомобиля КАМАЗ CONTINENT для тестовых перевозок по трассе М-11 «Нева». По словам главного конструктора по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергея Назаренко, в рамках экспериментального правового режима они пройдут более 20 тыс. км до конца 2022 года. «Мы планируем, что со следующего года начнём первые коммерческие беспилотные грузоперевозки в партнёрстве с российскими логистическими компаниями», – сообщил Сергей Назаренко.
Напомним, проект «Беспилотные логистические коридоры», первым этапом которого станет запуск автономных грузоперевозок на трассе М-11 «Нева» (Москва – Санкт-Петербург) не позднее 2024 года, входит в число утверждённых правительством РФ 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года. На этапе разработки первой части проекта его участниками стали уже более 20 крупнейших компаний, включая ПАО «КАМАЗ». Чтобы иметь возможность реализовать проект быстрее и начать тестовые заезды уже в 2022 году, не дожидаясь разработки и принятия большего числа нормативных актов, работа будет вестись в рамках экспериментальных правовых режимов.
Вы успешно подписались на новостную рассылку, но её нужно подтвердить, мы выслали вам на указанный E-Mail письмо со ссылкой для подтверждения.
Ошибка. Некорректный E-Mail
Подписка на материалы сайта
Подписываясь на рассылку, вы выражаете согласие на обработку персональных данных
Возврат к списку
КАМАЗ демонстрирует беспилотные микроавтобусы «Шаттл»
Фото: Авто Mail.Ru
Проект городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов «Шаттл» продемонстрирован на Московском международном автомобильном салоне (ММАС-2016) В разработке программы участвуют специалисты КАМАЗа, НАМИ и Яндекса.
Идея проекта – вывести на улицы города несколько 12-местных автобусов, использующих беспилотную систему управления движением. Автономный транспорт рассматривается как альтернатива традиционным многоместным автобусам, управляемым водителями по строго утвержденным маршрутам.
Название проекта происходит от английского «космический шаттл».
Над проектом работала команда специалистов КАМАЗа и НАМИ при содействии Яндекса, отвечающего за инфраструктуру. Имея опыт проектирования автономных автомобилей, КАМАЗ является основным индустриальным партнером проекта и определяет маркетинговую политику вывода продукта на рынок. Предприятие уже представило публике прототип робота-автомобиля, который успешно прошел испытания. Кроме того, для реализации проекта необходим большой опыт челнинского автогиганта в сфере производства автобусов.
Согласно концепции, маршрут движения «Шаттла» будет прокладываться в режиме реального времени с учетом реальных потребностей пассажиров. Пассажиры могут общаться с системой через специальное приложение для телефона, где человек указывает свой пункт назначения и информацию о текущем местоположении, которую система получает из геоданных своего телефона. При оформлении заказа можно будет самостоятельно определить функциональность автомобиля: такси или общественный транспорт.
Специальный облачный сервис будет накапливать запросы, подбирать похожие маршруты и направлять к заказчику беспилотный 12-местный автобус (6 мест). Для крупных городов предложен парк таких капсульных машин. В результате потребность в остановках общественного транспорта и маршрутных автобусах упадет. Со временем исчезнут пробки, на дорогах станет меньше личных автомобилей.
Радары, камеры, ультразвуковые датчики, центральный процессор спрятаны в контур корпуса, чтобы Шаттл мог работать автономно. Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Габариты автобуса 4,6 х 2 м. Он отличается отличной маневренностью: все его колеса поворачиваются. «Шаттл» может иметь четырех- или двухколесный привод. Его корпус представляет собой композитный материал поверх металлического каркаса. По словам специалистов, запустить его в производство не составит труда, выпуская около 1000 автобусов в год.
В настоящее время в России отсутствует законодательное регулирование движения беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Поэтому первым шагом в реализации этой концепции будет использование этого транспорта в районах с закрытыми объектами.
Таким образом, к 2018 году первые беспилотные автобусы должны появиться в бизнес-парках, выставочных центрах, университетских городках, музейных комплексах и аэропортах. Они будут незаменимы не только для экскурсий по заповедникам, но и для перевозки грузов в сложных и опасных условиях.
Отделение TPU разрабатывает интеллектуальное рулевое управление
Пресс-релиз
Томский политех оснастил электробус КАМАЗ интеллектуальным электроприводом рулевой рейки
Деловое объявление
Томский политехнический университет
фото: Беспилотный электробус КАМАЗ.
посмотреть больше
Кредит: Фонд содействия малому инновационному предпринимательству
Беспилотный электробус КАМАЗ-1221 ШАТЛ презентовали в Казани, одном из городов проведения ЧМ-2018. Он использовался для перевозки пассажиров из фан-зоны на стадион «Казань Арена». В спин-оффе Томского политехнического университета НПФ «Мехатриника-Про» разработан интеллектуальный электропривод рулевой рейки.
Автомобиль ШАТЛ особо малого класса предназначен для передвижения по дорогам с твердым покрытием с использованием цифровых карт, систем навигации и технического зрения. Разработчики электробуса заявили, что он может развивать скорость до 110 км/ч. Однако, поскольку в РФ нет законодательства, регулирующего движение беспилотных транспортных средств, скорость транспортного средства во время демонстрации была ограничена 10 км/ч.
Для проекта КАМАЗ томскими учеными был разработан электропривод на основе собственной разработки — универсальный сервоконтроллер Ac-Servo-200. Система управляет не только первой стойкой, но и при необходимости синхронизируется со вторым контроллером. Работает он следующим образом: ведущий привод получает задание от блока управления шасси, и при развороте передних колес контроллер одновременно формирует траекторию для ведомого привода — поворот рулевой рейки задних колес. Для обеспечения оптимальной траектории движения беспилотных автомобилей при повороте оба привода синхронизируются в зависимости от скорости движения.
Разработанный сервоконтроллер обеспечивает управление самыми разными электроприводами, легко адаптируется к задачам заказчика и может быть использован в системах рулевого управления отечественных и зарубежных приводов различных типов.
Комментируя сотрудничество с КАМАЗом, генеральный директор «Мехатроника-Про» Николай Гусев отметил:
‘В настоящее время мы разрабатываем универсальную аппаратную платформу — полноценный сервопривод. Он применим для интеграции в системы рулевого управления как беспилотных, так и классических автомобилей.
Платформа позволит реализовать подобные решения на различных транспортных средствах, в том числе легковых и большегрузных.
###
Отказ от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несут ответственности за достоверность новостных сообщений, размещенных на EurekAlert! содействующими учреждениями или для использования любой информации через систему EurekAlert.