Содержание
Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей
В России начинаются испытания самосвала, в котором вообще нет кабины водителя. Беспилотные автомобили в шаге от того, чтобы появиться на наших улицах. Но этот шаг не обещает быть легким
Специалисты ПАО «КАМАЗ» представили беспилотный карьерный самосвал КАМАЗ-6559, он же «Юпитер 30». Грузовик изначально проектировался как автономный: он не имеет даже кабины для водителя. Человека заменяет автопилот, оснащенный всевозможными «глазами и ушами»: видеокамерами, радарами, лидарами, ультразвуковыми датчиками, навигаторами GPS и ГЛОНАСС.
Закончили чтение тут
Для работы в карьере нужна грузоподъемная машина, а не быстрая. Поэтому самосвал длиной 8,8 метра может перевозить до 30 тонн груза, а вот скорость его ограничена 56 км/ч. Новый автомобиль может с равным успехом двигаться вперед и назад, так что путь из точки А в точку Б и обратно он проделывает без разворотов. Это очень удобно для работы в карьерах. Впрочем, у КАМАЗа-6559 нет никаких проблем и с маневрами: оба его моста — поворотные.
Сейчас «Юпитер 30» проходит настройку всех систем. Затем ему предстоят полигонные испытания. Планируется, что новинка станет первой в новой линейке карьерных самосвалов, и следующие модели будут более грузоподъемными.
Карьер — опасная зона, и лучше всего, если вся работающая там техника будет беспилотной.
Беспилотный карьерный самосвал КАМАЗ-6559 — «Юпитер 30» (Фото DR)
Выжить в каменных джунглях
Впрочем, и городские улицы — тоже не самое безопасное место. По данным ВОЗ, ДТП ежедневно уносят 3500 жизней по всему миру. Это 1,3 млн жертв в год. Еще от 20 до 50 млн человек в год получают травмы. Дорожно-транспортные происшествия — самая частая причина смерти в возрасте от 5 до 29 лет. Ежегодный экономический ущерб от ДТП для большинства стран оценивается как минимум в 3% ВВП.
По некоторым оценкам, причина 95% ДТП — человеческий фактор. И часто, хотя и не всегда, это именно водители, а не пешеходы.
Автопилот не нарушает правил, не отвлекается, не устает и не бывает нетрезвым. Уже это сохранило бы жизнь и здоровье множеству людей. Но есть и еще один фактор, делающий беспилотные авто более безопасными. Это новая концепция дорожного движения, известная как V2X.
Материал по теме
Суть ее в том, что автомобили могут обмениваться информацией друг с другом, с центральным компьютером или, скажем, с уличными камерами. Благодаря этому автопилот может учесть движение всех своих соседей, в том числе скрытых за поворотом или находящихся в мертвой зоне. И если человек не может следить за поведением каждой из сотен ближайших машин, то компьютер — может.
Правда, сегодняшние беспилотные автомобили трудно назвать эталоном безопасности. Количество аварий на миллион пройденных километров для них более чем вдвое выше, чем у традиционных авто. Эту детскую болезнь отрасль еще должна перерасти по мере отработки технологий.
Беспилотный карьерный самосвал КАМАЗ-6559 — «Юпитер 30» (Фото DR)
Экономика должна быть экономной
Спасение человеческих жизней — важнейшая задача. Тем более что она даст и экономический эффект – например, через снижение затрат на страхование или медицинскую помощь.
Однако широкое внедрение беспилотных авто сулит и другие изменения. Например, некоторые эксперты полагают, что оно покончит с эпохой частных автомобилей.
Действительно, уже в нынешних городах такси — такой же гибкий инструмент, как личный автомобиль. Машина будет подана в любую точку за считанные минуты. Что же, помимо инерции мышления, заставляет горожан по-прежнему покупать автомобили? Во-первых, такси дороже: в цену поездки закладывается доход таксиста. Во-вторых, многим людям просто нравится водить. Наконец, автомобиль — это знак статуса. Беспилотный транспорт сводит на нет первые два фактора. А вслед за ними, возможно, уйдет в прошлое и третий.
Что это означает для городской среды? Обычный человек большую часть дня никуда не едет, а значит, его частный автомобиль простаивает на парковке. А вот такси проводит на маршруте максимально возможное время. Это значит, что число автомобилей должно сократиться в несколько раз. Пробки станут меньше, воздух — чище, а площади, отведенные под парковки и гаражи, можно будет использовать рациональнее.
Технология V2X тоже поможет оптимизировать городской трафик. Сейчас каждый водитель самостоятельно выбирает маршрут и скорость и никак не может повлиять на решения других водителей. Правда, навигаторы сообщают нам, по каким улицам будет быстрее, но то же самое они сообщают и всем остальным. Так что нередко на «оптимальном» маршруте в мгновение ока образуется пробка из желающих объехать другие пробки. Беспристрастный компьютер, управляющий множеством автомобилей, может организовать гораздо более эффективное движение.
Материал по теме
Беспилотное сегодня
Понятно, что между нулевой и полной автоматизацией вождения могут быть промежуточные варианты. Широко используется классификация, принятая ассоциацией SAE International. Она предусматривает шесть уровней автоматизации, от нулевого до пятого. Нулевому уровню отвечает традиционный автомобиль, пятому — полностью беспилотный. Первый уровень — это системы помощи водителю, например, предупреждающие его об опасности.
В 2019 году в мире было более 31 млн автомобилей первого уровня и выше. Прогнозируется, что к 2024 году их число возрастет до 54 млн. Разработками в этой области занимаются как автоконцерны, так и гиганты IT-индустрии, в том числе Google и «Яндекс». Объем рынка беспилотных авто к 2023 году, по прогнозам, может достигнуть $37 млрд.
Компания KPMG регулярно публикует Индекс готовности автономных транспортных средств. Это рейтинг развития автономного транспорта на основе 28 показателей. В 2020 году первая пятерка стран выглядела так: Сингапур, Нидерланды, Норвегия, США и Финляндия. Россия занимала в нем 26-е место из 30.
В нашей стране эксплуатация беспилотных автомобилей регулируется постановлением правительства N 1415. В текущей редакции оно разрешает опытную эксплуатацию беспилотников в 13 регионах (изначально это были лишь Москва и Татарстан).
Материал по теме
Сквозь тернии к трассам
На пути беспилотных автомобилей к повседневности все еще множество проблем, и не все из них технические.
Например, допустим, что личные автомобили ушли в прошлое. Из точки А в точку Б принято добираться на роботакси, которое нужно вызывать со своего смартфона. А это такси наверняка использует технологию V2X. Да и наше личное авто, если оно есть, наверняка тоже ее использует: соображения безопасности могут сделать это требование обязательным. Получается, что мы сообщаем системе обо всех своих передвижениях с точностью до секунды. В эпоху вездесущих видеокамер и распознавания лиц от конфиденциальности и так мало что осталось. Переход на беспилотный транспорт нанесет по ней еще один сильный удар.
Есть и юридические аспекты. Допустим, по вине автопилота произошло ДТП со смертельным исходом (это, между прочим, уже случалось). Понятно, что производитель должен понести ответственность, но в какой мере? Слишком либеральные нормы приведут к лишним жертвам, а слишком жесткие — к коллапсу отрасли. Никакая компания не захочет создавать автономные автомобили, если одна-единственная авария повлечет за собой грозящий банкротством штраф. Вряд ли найти золотую середину будет просто.
Конечно, и у обычного автомобиля могут, скажем, отказать тормоза из-за производственного брака. Юридические стороны таких ситуаций давным-давно проработаны. Однако есть нюанс.
Материал по теме
Кому не приходилось доказывать интернет-сайту, что он не робот? Обычно для этого приходится выбирать фотографии, на которых есть, скажем, велосипеды или дорожные знаки. Предполагается, что программа этого сделать не может.
Обычный софт действительно не справляется с распознаванием зрительных образов. Это под силу только искусственному интеллекту (ИИ). Нейронная сеть и будет управлять беспилотным автомобилем, для которого ориентироваться на дороге — задача, которую нужно решать в реальном времени.
Нейросеть не следует жестким алгоритмам, а обучается на основе накопленного опыта. Этот гибкий подход работает там, где бессильно традиционное программирование. Но есть и другая сторона медали. Нейронная сеть принципиально менее предсказуема, чем любое «железо» или обычная компьютерная программа. Фактически ИИ — это черный ящик, выдающий нужный результат лишь с определенной вероятностью. Другими словами, ошибки — это неустранимое свойство нейросети, а не результат халатности разработчика. Довести надежность ИИ до стандартов, принятых в иных отраслях, по всей видимости, практически невозможно.
Возникают и этические вопросы. Представим себе ситуацию, в которой автопилот не может избежать ДТП и вынужден выбирать между гибелью одного человека и другого. Как ИИ будет принимать этическое решение?
Этой проблемой озабочены многие эксперты. Например, федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии уже сформулировало 20 этических принципов, которыми должны руководствоваться разработчики автопилотов. В них, в частности, утверждается, что «в случае неизбежности несчастного случая любая классификация людей на основе их личных характеристик (возраст, пол, физическое или психическое состояние) запрещается». То есть жизнь ребенка не должна быть ценнее жизни взрослого. Но согласится ли с этим общественное мнение?
За беспилотными автомобилями будущее, хотим мы того или нет. Но черты этого будущего должны определяться не только в лабораториях, но и в общественной дискуссии по трудным вопросам, которые предстоит разрешить.
На автомате: чего не хватает беспилотным автомобилям в России — Автомобили
- Автомобили
- Технологии
Беспилотный автомобиль — транспорт, оборудованный системой автоматического управления и безопасно передвигающийся без участия человека, стал реальностью. Перестав быть выдумкой советского писателя-фантаста Александра Казанцева, беспилотники прочно входят в жизнь современного человека. А любое новшество, особенно связанное с безопасностью человека, требует перед внедрением тщательной проработки. Одно дело — спроектировать робота-почтальона, «рискнув» только письмом или посылкой, и совсем другое — запустить сотни беспилотников по улицам мегаполисов уровня Москвы или Санкт-Петербурга.
Андрей Волгин, руководитель проектного офиса ГК «Урбантех»
Уже доказано: беспилотники — это выгодно. Видимых преимуществ от такой инновации, как минимум, два. Первое — отсутствие водителей, которым не нужно будет платить заработную плату, а также исчезновение влияния человеческого фактора: усталости и переутомления Второе — при наличии специальной системы автомобили смогут передвигаться друг за другом практически вплотную, образуя специальные «поезда».
Эта технология называется «платунинг» от английского термина platooning, означающего движение машин на автопилоте колонной. Это преимущество позволит достигать значительной экономии топлива, например, при грузовых перевозках. Очевидно, что внедрение беспилотников коснется сразу нескольких сфер.
Что предстоит изменить
Во-первых, предстоит модифицировать сами беспилотные автомобили. Те, что поедут по трассам первыми, будут иметь лишь третий–четвертый уровень автономности, то есть их эксплуатация будет возможна только в специальных областях, при определенных условиях. Сегодня следует сосредоточиться на создании автомобиля с наивысшим уровнем автономности — пятым, когда беспилотник может самостоятельно передвигаться по дорогам без сопровождения водителя.
Во-вторых, нужна модифицированная или вовсе новая инфраструктура. Создание современных, качественных дорог, разработка цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры и внедрение высокоточных технологий связи.
В-третьих, предстоит существенно поработать над нормативной базой, которая в будущем станет регулировать движение беспилотных автомобилей в общем потоке. Таким образом, беспилотные автомобили смогут войти в нашу жизнь и не просто ездить по специальным трассам, а использоваться повсеместно.
Как известно, в современных автомобилях уже имеются системы помощи, которые позволяют в хорошую погоду, при хорошей видимости и точной разметке ехать по дороге без участия водителя. Но пока автоматизация в серийных автомобилях находится лишь на третьем уровне автономности и требует наличия человека за рулем, его постоянного внимания за дорожной обстановкой.
В связи с этим для эксплуатации беспилотного автомобиля основополагающим фактором является наличие качественного дорожного полотна, разметки, знаков и навигации. Поэтому следующим важным элементом становится цифровой двойник дорожно-транспортной инфраструктуры (ДТИ). Далее следуют решения на базе протокола V2X, который позволяет взаимодействовать с дорожной инфраструктурой, а также обеспечивает автомобиль четкой системой навигации.
Дополнительным фактором внедрения беспилотников станет, несомненно, кооперативная система распознавания дорожной обстановки, при которой автономные автомобили смогут передавать друг другу актуальную информацию о дорожных объектах и участниках движения. Взаимодействие с элементами дорожной инфраструктуры, а также взаимодействие автомобилей между собой будет способствовать оптимизации движения и предотвращению аварийных ситуаций.
Технология V2X
Одной из важнейших систем стала технология на базе протокола vehicle-to-everytning (V2X), связывающая автомобиль с дорожной инфраструктурой, включая светофоры. На основе получаемых данных о погоде и ДТИ управление поездкой можно осуществлять в автоматическом режиме. V2X позволяет получать информацию об изменившейся дорожной обстановке и предоставляет данные о том, кто и где находится.
V2X делится на V2V (машина–машина), V2I (машина–инфраструктура–инфраструктура–машина) и V2N (машина–сеть). Говоря про V2I, мы имеем в виду получение автомобилем данных о состоянии инфраструктуры и передаче данных инфраструктуре о состоянии автомобиля.
То есть получение данных о сигнале светофора, в зоне действии дорожного знака, об актуальных дорожных событиях в окрестностях. А автомобили передают друг другу информацию о собственном состоянии: резкое торможение, поворот руля и точное местонахождение. Инфраструктура и автомобиль передают данные широковещательно. Это сравнимо с «глазами» некой информационной системы, которые установлены на борту автомобиля.
Для пилотируемых автомобилей V2X позволяет обеспечить повышенную безопасность: то, что водитель может пропустить или не увидеть, система выведет на приборы и покажет в понятном виде.
Для беспилотников эта технология не менее важна, так как в городе и за городом они тратят определенный вычислительный ресурс на считывание информации с инфраструктуры (увидеть знаки, светофоры и прочее). V2X помогает получать достоверную информацию об инфраструктуре, прописанную ключами. То есть беспилотники не тратят на это свой вычислительный ресурс.
Сама технология V2X не является обязательным условием для беспилотных автомобилей, но ее наличие позволит значительно повысить их скорость передвижения при повышении безопасности движения, а также снизить нагрузку на вычислительные системы. Но даже при отлаженной работе всей системы необходимо развивать всю дорожную инфраструктуру в целом: от дорог и разметок до оборудования для анализа и мониторинга.
- Автомобили
- Автопром
На сельхозтехнику таможенных пошлин уже нет
49858
- Автомобили
- Автопром
На сельхозтехнику таможенных пошлин уже нет
49858
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
технология, беспилотный автомобиль, дорога
Российские исследователи предлагают награду за поимку робота THeMIS в Украине
- Российский аналитический центр предлагает награду в размере 16 000 долларов за роботизированную машину THeMIS.
- Недавно он был доставлен в Украину, где, как сообщается, используется для перевозки раненых мирных жителей.
- Аналитический центр CAST сообщил Insider, что хочет создать такую систему для российских вооруженных сил.
LoadingЧто-то загружается.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Московский аналитический центр, связанный с российским военным истеблишментом, предлагает денежное вознаграждение — на одно больше, чем зарабатывает большинство солдат в стране за год — за захват «любыми средствами» необходимого передового роботизированного транспортного средства, используемого для оказать помощь в эвакуации раненых мирных жителей из районов Украины.
Дистанционно управляемый наземный транспорт, получивший название THeMIS, производится эстонским оборонным подрядчиком Milrem Robotics. Представитель компании сообщил оборонному изданию Janes, что по крайней мере одна единица была доставлена в Украину, где она используется для доставки медицинской помощи и перевозки раненых мирных жителей.
Компания заявила, что система, которая может нести до 1650 фунтов, также может быть «быстро перенастроена из транспортной функции в боевую», что позволяет использовать ее в боевых действиях. В рекламной литературе подчеркивается его способность перевозить раненых на поле боя, а также минометные снаряды и другие боеприпасы.
Представитель Milrem Robotics сказал, что компания не комментирует будущие поставки и могут ли они включать в себя боевые машины.
«Есть некоторые планы, но мы можем говорить о них, когда системы будут в Украине», — сказал Insider директор фирмы по маркетингу и экспортному контролю Герт Ханкевитц. Он добавил: «Мы принимаем награду за комплимент».
Более полдюжины членов НАТО, включая Францию, Германию и США, приобрели версии платформы THeMIS.
Россия явно не хочет оставаться в стороне.
Система THeMIS может быть оснащена оружием и использоваться в бою.
Деловой провод
«Конфликт на Украине продемонстрировал, что современная война немыслима без широкого применения беспилотных летательных аппаратов», — заявил директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Он сказал, что в России «мы отстаем».
Чтобы наверстать упущенное, аналитический центр предлагает 1 миллион рублей или более 16 000 долларов любому военнослужащему или правоохранительным органам, который захватит практически неповрежденный роботизированный автомобиль THeMIS и доставит его Министерству обороны, говорится в недавнем сообщении в блоге CAST. . Для сравнения, человек, подписавший трехлетний контракт на службу в российской армии, получает годовой оклад чуть более 13 000 долларов, сообщает The Washington Post, а призывники зарабатывают менее 25 долларов в месяц.
«Если есть возможность получить информацию о зарубежных разработках, то это обязательно нужно сделать любыми способами», — сказал Пухов. «Платформа, которую продают Украине, является базовой моделью, но даже если мы сможем ее изучить, это пойдет нам на пользу».
Джеффри Эдмондс, бывший аналитик ЦРУ, который сейчас работает экспертом по России в Центре военно-морского анализа, сказал Insider, что CAST не следует рассматривать как прямую руку Кремля, добавив, что взгляды его исследователей в целом согласуются с линию продвигает Москва.
«При этом глава CAST имеет очень тесные связи с военным истеблишментом», сказал он.
В 2007 году Пухов был назначен членом Общественного совета при Минобороны России. Он сказал Insider, что его конечной целью является поставка лучших беспилотных систем в российскую армию.
«А в боевых условиях, — сказал он, — захват и изучение систем и платформ, используемых противником, является одним из основных способов».
Есть новости? Напишите этому репортеру: [email protected]
Беспилотный подводный аппарат «Посейдон» | Military-Today.com
|
Посейдон
это новый российский беспилотный подводный аппарат (БПА) с ядерной
двигательная установка и ядерная боеголовка. По сути это
автономная ядерная торпеда с неограниченным радиусом действия. Советы начали
разработка этого оружия еще в 1989. Однако развитие было
прекратились из-за распада Советского Союза, окончания холодной войны и
в свете ядерного разоружения. Однако в последнее время развитие
был рассмотрен в России. В 2015 году информация об этом оружии была
преднамеренно разглашается Минобороны России. Изначально этот проект казался слишком
фантастика, чтобы быть реальностью. Однако в 2016 году отчеты Пентагона подтвердили
существования этого атомного БПА. В том же году Россия
провел свои испытания. В 2018 году российский атомный БПА получил официальное название
в
Посейдон. До этого это оружие было известно под разными названиями,
включая Каньон и Статус-6. Планируется ввести его в эксплуатацию
в 2027 году. С поступлением этого оружия на вооружение у России появится новый тип
системы доставки ядерного оружия. Понятно, что Россия посвятила
значительные ресурсы для этой ядерной программы UUV.
Посейдон
был разработан для переноски и спуска с подводных лодок. Его главная роль
заключается в поражении стратегических целей противника, таких как авианосные боевые группы
и военно-морские базы. «Посейдон» приблизится к своим целям и
взорвать свою ядерную боеголовку.
Этот БПА может
нести ядерную боеголовку мощностью взрыва 2 Мт. Хотя это
возможно, что мощность взрыва могла бы быть более мощной. Этот БПА
по сообщениям, имеет дальность действия 5 200 морских миль (10 000 км). В 2019 годуРоссийские информационные агентства сообщили, что «Посейдон» использует суперкавитацию
и может развивать подводную скорость до 108 узлов (200 км/ч).
Это значительно быстрее, чем могут двигаться торпеды. более того
планируется, что «Посейдоны» будут работать на глубинах 1 000 м,
что затрудняет их перехват. Кроме того, есть некоторые
признаки того, что этот UUV может работать под арктическим льдом, где
его гораздо сложнее обнаружить и задействовать. Таким образом, учитывая его
Возможности беспилотного летательного аппарата «Посейдон» могут оказаться крепким орешком для перехвата.
Специальный
Военный корабль «Звездочка» (вымпел № 600) участвует в
Испытание Посейдона. Он используется для извлечения UUV Poseidon.
Интересно, что этот корабль имеет ледокольный нос и может работать в
Арктика.
Этот БПА
использует ядерную двигательную установку с насосно-реактивным движителем.
Оно использует
внутренняя система наведения, возможно, с внешним обновлением миссии. Это
также оснащен гидролокатором для предотвращения препятствий.
Некоторые источники
сообщают, что российская подводная лодка специального назначения
Саров был
использовался для испытаний Посейдона. Предполагается, что Саров может
запустить эти UUVs.
Другой
подводная лодка построена специально для запуска «Посейдонов» в Белгороде. С
2012 этот неполный российский
Оскар
Подводная лодка с крылатыми ракетами II класса была переоборудована в специальную
целевая лодка. Его основная роль — нести беспилотные летательные аппараты Poseidon.
Белгород был спущен на воду в 2019 году и введен в эксплуатацию с
ВМФ России в 2022 году. Может нести 6 БПА «Посейдон».
ВМФ России
заказал 4
Атомные подводные лодки класса «Хабаровск». Каждая лодка из
этот класс также будет нести 6 UUV Poseidon. Головной катер был заложен
вниз в 2014 году.
В 2022 году
Россияне попытались испытать запуск «Посейдона» с подводной лодки «Белгород».
Однако тест провалился из-за некоторых технических проблем.
Варианты
Скиф. В
2013 г. Российские СМИ сообщили о наличии ракеты морского базирования.
что может быть на морском дне в режиме ожидания. Программа развития была
известный как Скиф. Некоторые источники предполагают, что этот оружейный проект
восходит к 1988. После активации это оружие может поражать землю и море.
цели. Скорее всего, это какая-то версия морского дна.
«Посейдон» или другой НПА, который можно положить на морское дно и
запущен в случае войны. Корабль «Звездочка» — вероятный кандидат
для укладки донных БПЛА. В 2017 году российские СМИ сообщали, что
это оружие морского базирования стоит на вооружении России
сил.