Боевые самолеты будущего: ВЗГЛЯД / Россия испытала на Украине технологию воздушных войн будущего :: Общество

Содержание

Эксперт назвал отличие боевых самолетов будущего: лазерное оружие, интеллект

Политика

1419

Поделиться

Военное авиастроение стоит на пороге революционного скачка. На смену самолетам 5-го поколения спешат боевые авиационные комплексы 6-го поколения, которые будут принципиально отличаться от предшественников. Так считает военный обозреватель, эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков, автор валдайской записки «Старикам есть место. Почему истребители времён холодной войны не уходят на покой и собираются делить небо с роботами».

Основная мысль эксперта – относительно недорогие самолеты 4-го поколения (в нашей авиации это семейство «Су-27», «Су-30», «МиГ-29») еще долго останутся в строю. А вот самолеты поколения «5» (у нас это Су-57, в США – F-22, F-35), скорее всего, широкого применения не получат и уступят место в боевом строю самолетам будущего. Эксперт назвал 5-е авиационное поколение «потерянным».  

Об основных чертах самолетов 5-го поколения известно: длительный полет на сверхзвуковой скорости, малая радиоэлектронная заметность, оружие внутри фюзеляжа, высокая автоматизация.

А вот что будет характерно для боевых самолетов 6-го поколения, которые уже разрабатываются в США (NGAD), Европе (FCAS) и Японии (F-X)? Александр Ермаков считает, что главное их отличие будет в качественно новых возможностях.

«Самолёты будут оснащаться ещё более мощными радиолокационными комплексами, — отмечает он. — Несколько антенных решёток, обеспечивающих круговой обзор в различных диапазонах, вероятно, станут стандартом».

Мощные излучатели, по его словам, «позволят не только ставить помехи, но и повреждать электронику противника направленным микроволновым излучением».

«Однозначно будет устанавливаться лазерное оружие, по меньшей мере, как средство самообороны от ракет, но, возможно, и как средство ведения боя на малой дистанции», — прогнозирует эксперт.

При этом, по его мнению, предстоит решить радикально увеличить энерговооруженность самолетов. «Истребители нового поколения неизбежно будут потреблять для нужд своего бортового оборудования намного больше электроэнергии, что потребует установки более мощных двигателей», — отметил специалист.

Но главное отличие 6-го поколения будет заключаться в увеличении бортового «интеллекта» и создании «электронного второго пилота». Электроника «возьмёт на себя функции, непосильные человеку, особенно занятому контролем и оценкой боевой обстановки и выработкой тактических решений».

«Такие сферы, как радиоэлектронная и киберборьба, применение лазерного оборонительного вооружения, потребуют нечеловеческой скорости реакции», — заключает эксперт.

Новые истребители будут действовать в одних боевых порядках с продвинутыми беспилотниками. В том числе и построенными на той же платформе, что и пилотируемый самолет. То есть в бой пойдут эскадрильи летательных аппаратов, где только одна машина будет пилотируемой, а остальная стая – беспилотная.

Пилотируемым машинам готовят роль командиров звеньев или даже более крупных авиационных подразделений, состоящих как из крупноразмерных дронов, повторяющих по боевым возможностям истребитель, так и меньших, возможно, запускаемых в воздухе беспилотников с более узкой специализацией – носителей сенсоров, постановщиков помех, узлов связи и ракетных платформ.

Словом воздушный бой авиации 6-го поколения все больше становится похожим в картинку фантастических блокбастеров, вроде «Звездных войн».

Командная машина может вовсе не использовать активные средства обнаружения и вооружение. Она будет получать по трудно перехватываемой и помехозащищённой (например, лазерной) связи информацию и отдавать команды.

Естественно, что в воздушном бою будущего такая командная машина будет лакомой целью. По выражению эксперта – «задача уничтожения командира будет напоминать цель поставить мат в шахматах». « С тем, впрочем, отличием, что никто не обещает, что электронная свита воздушного короля сдастся», — заключает эксперт.

Что со сроками? Американцы рассчитывают, что все это будет реализовано раньше 2050-х годов.

Эксперт считает, что 6-е поколения боевой авиации – это важнейший вызов для России. «Ведь тот, кто удержится на пьедестале, получит выгоду за потраченные усилия через военно-техническое сотрудничество, разовьёт свои профильные инженерные и смежные научные сферы и обретёт действительно твёрдые гарантии своей национальной безопасности», — отмечает эксперт.

Он назвал тяжелый российский беспилотник «Охотник» и концепт самолета Су-75 – «шагами в правильном направлении».

При обсуждении высказанных экспертом идей на площадке Валдайского клуба заместитель руководителя проекта Су-75 Алексей Булатов отметил, что количество требований к самолётам всё время росло. «Сейчас боевой самолёт — это летающий компьютер, обладающий поражающими функциями, — сказал он. — Разработка самолётов — это ступеньки опыта их создателей. Коллективу никогда нельзя останавливаться в работе».

Подписаться

Авторы:

Россия
США
Япония

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Зерновая сделка приостанавливается из-за теракта в Севастополе

    54341

    Крым

    Фото: Pixabay. com

  • «У девочки началась истерика»: что творилось в момент обстрела автобуса в Пскове

    Фото

    41443

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Уже 15 погибших: число жертв в развлекательном центре «Полигон» продолжает расти

    Фото

    22159

    Кострома

  • Минобоpоны РФ: Севастополь атаковали 9 летательных и 7 морских дронов

    20485

    Крым

    фото: crimea. mk.ru

  • Виновником пожара в костромском «Полигоне» оказался военнослужащий из Екатеринбурга?

    17122

    Кострома

  • Глава Ярославской области рассказал ярославцам, что делать с полученными повестками

    13075

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

«Истребитель шестого поколения США будет супероружием или лохотроном»

На спутниковых снимках одного из подразделений авиабазы ВВС США «Эдвардс» был обнаружен объект треугольной формы, похожий на разрабатываемый истребитель шестого поколения под названием Next Generation Air Dominance («Воздушное превосходство нового поколения», NGAD). Снимки опубликовала компания Planet Labs. «Газета.Ru» разбиралась, что на сегодняшний день известно о программе NGAD.

«Самолет в длину примерно 65 футов и ширину 50 футов имеет крылья, напоминающие крылья Concorde, с изогнутой передней кромкой. Крылья плавного, почти органичного вида. У самолета нет заметного хвостового оперения. Передняя часть фюзеляжа сужается к тому, что, скорее всего, является заостренным носом. Что это может быть, мы не знаем, но размер и форма в целом аналогичны представленным концепциям истребителя шестого поколения, которые изображаются как тяжелые, бесхвостые, малозаметные тактические реактивные самолеты с треугольным крылом», – пишет американское издание The Drive.

«Авианосец США в Черном море Россия потопит за пять минут»

В Средиземном море готовятся военно-морские учения стран НАТО «Миссия Клемансо – 2022»…

07 февраля 11:01

Ранее сообщалось, что США заявили о скором начале тестирования истребителя шестого поколения. По словам начальника боевого авиационного командования ВВС США, генерала Марка Келли, в настоящее время проект NGAD сталкивается с тремя проблемами: «секретностью, стоимостью и COVID-19».

«Высокая секретность по большей части делает невозможным обсуждение на открытой площадке. COVID-19 затрудняет размещение действительно важных людей в небольших замкнутых пространствах. И все, что связано с высокими технологиями, не является дешевым», – приводит его слова издание Defense News.

«NGAD – комплекс программ, в рамках которых ведутся разработки целого ряда воздушных платформ шестого поколения для ВВС и ВМС США. Первоочередной программой, судя по всему, является разработка истребителя для ВВС. На него они уже планируют заменить к 2030 году истребители пятого поколения F-22», – рассказал «Газете.Ru» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Ермаков.

При этом эксперт отметил, что программа NGAD крайне закрытая – конкретики по ней нет, она находится на ранних стадиях, «разработчики не обсуждали ее детали даже с Конгрессом».

«Сейчас отрабатываются концептуальные элементы программы. Известно, что США запускают летающие лаборатории и ранние прототипы будущего истребителя. Скорее всего, замеченный на снимках объект – это еще не конечный истребитель. Это может быть и какой-то продвинутый беспилотник по другой программе, либо летающая лаборатория по тематике истребителя шестого поколения», – считает эксперт.

По мнению Ермакова, США отрабатывают ускоренное проектирование NGAD с помощью новых методик менеджмента военных программ. «Их не устраивает, что очень долго идет разработка, они планируют заключить контракты с гражданским авиапромом, чтобы быстрее создать машины шестого поколения», – считает он.

При этом в США рассчитывают при помощи NGAD стимулировать оборонную промышленность.

Экс-министр обороны Украины: слухи о грядущем вторжении России сильно преувеличены

Экс-глава минобороны Украины Андрей Загороднюк заявил, что слухи о «громадной российской армии»…

07 февраля 12:42

«Поскольку передовые производственные технологии, которые имеют решающее значение для создания NGAD, были впервые применены в коммерческом секторе, то программа могла бы открыть двери новым подрядчикам для серийного производства этого самолета», – заявлял помощник министра ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Уилл Ропер на конференции по воздуху, космосу и киберпространству, проведенной Ассоциацией ВВС США в сентябре 2021 года.

По словам генерал-майора ВВС России в отставке, бывшего начальника Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Владимира Попова, основное отличие самолетов шестого поколения от пятого в том, что в основе их работы – взаимодействие с беспилотной машиной с высокой степенью искусственного интеллекта.

«Это гибридное состояние авиационной техники, когда одновременно действуют два-три пилотируемых самолета и три-четыре беспилотника – такую схему на будущее и видят американцы. Они одни из первых занимаются самолетами шестого поколения. Но больше в этом политики и экономики, еще больше – рекламы. Самолеты пятого поколения, прежде всего F-35, которые они позиционировали как самолеты сверхвозможностей по поражению воздушных целей противника, проиграли и в рекламе, и в реальной эксплуатации. Нужно срочно искать замену», – рассказал «Газете.Ru» Попов.

Военный политолог, доцент РАНХиГС Валерий Волков считает, что главное в программе NGAD – «масштабные финансовые вливания как из бюджета, так и потенциально из частных источников».

«Только из федерального бюджета на эту программу, по официальным данным, потратили около $5 млрд за 2019-2021 годы. С учетом различных субпрограмм, наверняка, больше. И главное – это работа этих денежных потоков. Осваивание гигантского бюджета предприятиями военно-промышленного комплекса. Сам истребитель не слишком важен. Он может оказаться супероружием или просто лохотроном по выкачиванию денег из бюджета. Пока это совершенно не ясно. А деньги уже точно есть сейчас», – резюмировал Волков.

британских франков | Боевая авиационная система будущего | BAE Systems

Национальная инициатива

Стратегия боевой авиации Великобритании, запущенная в 2018 году, изложила смелое видение будущей боевой авиации Великобритании.

Он воплощен в Tempest, международной боевой воздушной системе будущего, которая станет пионером новых технологий, способных опережать меняющиеся угрозы, благодаря многолетнему опыту работы в ведущей мировой отрасли.

 

Мы сотрудничаем на международном уровне, чтобы реализовать амбициозную военную программу для Великобритании и наших партнеров, инвестируя в людей, ранние карьеры, технологии и инфраструктуру, поддерживая экономику и долгосрочное процветание нашей страны.

Только Tempest продолжит обеспечивать национальную безопасность и процветание британского сектора боевой авиации.

 

Национальная инициатива

Продолжительность: 01:51

Поколение Буря

Продолжительность: 01:33

Навыки

Tempest является одним из крупнейших научно-технических проектов Великобритании, который обеспечит дальнейшее развитие передовых технологий. Это маяк для привлечения будущих инженеров и место для молодых людей, где они могут построить свою карьеру: более 2000 человек уже работают в промышленности Великобритании и Министерстве обороны.

 

Наши увлеченные и изобретательные сотрудники осваивают новые методы работы и объединяют знания наших высококвалифицированных инженеров с нашей молодой рабочей силой, чтобы открывать новые горизонты. Мы привлекли более 1000 учеников и выпускников по программе и помогли вдохновить десятки тысяч школьников на изучение STEM.


Карьера в Team Tempest

 

Tempest: инновации для безопасности и процветания Великобритании

От имени партнеров Team Tempest мы попросили PwC провести независимую оценку экономического воздействия программы Tempest за первые 30 лет программы.

 

Их исследование обрисовало в общих чертах значительные и широко распространенные преимущества программы, стимулированные инвестициями в программу, которая ускорит разработку новых технологий и важнейших навыков, которые гарантируют, что Великобритания продолжит работать в авангарде ведущих мировых технологий.

(май 2021 г.)

Загрузить краткий отчет  Загрузить полный отчет

 

Team Tempest

 

Team Tempest объединяет британскую отрасль,
Team Tempest – лучшее партнерство Британской компании BAE, компании Tempest Systems. Rolls-Royce, MBDA UK, вместе с Министерством обороны работают в партнерстве над созданием технологий и опыта, необходимых Великобритании, чтобы возглавить разработку боевой авиационной системы следующего поколения.

 

За считанные недели мы создали технологии и провели опытно-конструкторские работы, на которые раньше уходили годы, за счет преобразования нашего бизнеса и использования существующих возможностей для сохранения позиций Великобритании как мирового лидера в области боевой авиации. способность.

 

Технология

Наши последние технологические обновления

Новости

 

 

 

Перспективный реактивный истребитель

Современные истребители обычно рассчитаны на 8000 часов полета в течение всего срока службы. При среднем налете 200 часов в год это означает, что они должны продолжать демонстрировать высокие характеристики в боевых вылетах и ​​миссиях в течение от тридцати до сорока лет.

Это видео нельзя воспроизвести, если вы не разрешите файлы cookie предпочтений

Поскольку истребители представляют собой значительные инвестиции для правительств, жизненно важно, чтобы они оставались эффективными и конкурентоспособными в оперативном отношении на протяжении всего срока службы. Это означает, что им необходимо адаптироваться к каждой важной новой технологии и угрозе, чтобы изменить принцип работы истребителя. Для Gripen это не проблема, поскольку такой образ мышления заложен в ДНК Gripen с самого начала.

«Сколько людей ездят на автомобилях старше 15 лет?», — спрашивает Кнут Овребё, главный инженер Future Air Systems, подразделение Saab Aeronautics. «Я бы сказал, что не очень много. Именно это делает Gripen совершенно уникальным. Он разработан, чтобы оставаться на переднем крае возможностей в течение десятилетий. Я являюсь частью команды, которая разрабатывает продукт, который регулярно совершенствуется, чтобы поддерживать его в лучшем виде на протяжении 40 лет».

Ключ к долговечности — адаптируемая, открытая архитектура

Зная, что ключом к долговечности Gripen будет его платформа — исходная технология, на которой основан самолет, — концептуальные дизайнеры сделали его открытой архитектурой. Платформа Gripen E имеет модульную конструкцию, которую можно легко адаптировать для использования будущих решений, которые не обязательно создавать собственными силами. Это позволяет быстро интегрировать новые технологии и функции по мере их разработки, чтобы решать и преодолевать новые боевые задачи без чрезмерных затрат или простоев.

Мы уже совершили огромный скачок всего за одно поколение в разработке новых технологий, помогающих пилоту с элементами управления самолетом и с задачами по принятию решений.

Кнут Овребё, главный инженер Future Air Systems, подразделение Saab Aeronautics.

Как объясняет Овребё: «Центр системной интеграции — это место, где Saab превосходит других. Именно здесь все технические дисциплины сливаются в оптимизированное решение».

Реальное оборудование, которое производит Aeronautics, обычно ограничивается планером и конструкцией. Другие части, такие как компьютеры, дисплеи, датчики и оружие, должны закупаться где-то еще. Но большинство ключевых вспомогательных систем, в том числе все системы, которые считаются стратегически важными, на самом деле могут поставляться другими подразделениями Saab. 0003

«Эта совместная сила и разнообразие бизнес-подразделений делает Saab уникальным по сравнению с конкурентами на рынке истребителей».

Технологии развиваются быстро, а вместе с ними и угрозы, поэтому, чтобы современный боевой самолет не устарел через десять лет после его запуска, он должен быть адаптируемым. управления, быстрой реализации и доступной поддержки на сегодняшний день и в будущем

«Я представляю, что может быть осуществимо с этим самолетом после выхода на пенсию, в отдаленном будущем, потому что Gripen постоянно совершенствуется и совершенствуется», — добавляет Овребё.

Понятно, что Gripen был разработан с расчетом на долгосрочную перспективу.

Создание завтрашнего Gripen сегодня

Кнут Овребё описывает эволюцию Gripen с конца 1970-х годов, когда дизайнеры в конструкторском отделе Saab Aeronautics «практически должны были заполнить чистый лист бумаги», до 1993 года и первоначальные исследования того, что такое Gripen может выглядеть в будущем. В то время исследования включали изучение идей о расширении возможностей обнаружения, мощности вооружения, дальности полета ракет и выносливости истребителя.

Когда дело доходит до будущего дизайна Gripen, дизайнер должен предсказать технологические тенденции, которые могут помочь Saab улучшить самолет.

«Это перевоспитание мышления», — объясняет Кнут Овребё.

Сегодня, благодаря новым функциональным материалам, таким как нанотехнологии, и огромным достижениям в производстве и разработке, истребители будущего однажды могут иметь совершенно другие свойства. К ним относятся планеры, которые регулярно и легко заменяются, в то время как внутренняя часть истребителя продолжает развиваться и улучшаться. Будущий Gripen и его преемники выиграют от технологий, разрабатываемых сейчас.

«Каркас составляет около двадцати пяти процентов от общей стоимости современного истребителя. Применяя новые материалы и переосмысливая дизайн и производство, мы можем снизить стоимость», — говорит Овребё.

При проектировании Gripen будущего учитывались и экологические соображения. Saab уже провел испытательные полеты, используя 100-процентное биотопливо, и производственные процессы постоянно совершенствуются, чтобы сделать их более экологически безопасными.

Среди перспективных областей будущего развития Gripen — усовершенствованные датчики и оружие, дополнительные беспилотные компоненты и автономное управление, позволяющие выполнять миссии, в которых наблюдается взаимодействие между пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами. К середине 2040-х годов следует ожидать появления воздушных систем нового поколения. Они будут включать в себя оружие нового поколения, датчики, функциональные материалы и мультиспектральные технологии невидимости.

Современные конфликты и более умные бойцы

Сражаясь в современных конфликтах, нужно постоянно быть на шаг впереди противников. Быстрый технический прогресс привел к разработке более дальнобойного оружия и радаров с большей точностью, малозаметных целей и передовых средств радиоэлектронной борьбы.

Воздушный бой теперь определяется технологией. С развитием боевого пространства боец ​​должен быть в состоянии справиться с гораздо большим, чем раньше, и быстрее, чем когда-либо.

«Информационные и вычислительные технологии выросли в геометрической прогрессии в области того, какая информация может быть доступна пилотам в истребителях, а также что может делать истребитель», — говорит Кнут Овребё.

Gripen достигает оптимального баланса между пространством принятия решений пилотом и истребителем, позволяя разведке истребителя играть более важную роль. Разведка истребителя Gripen способна работать автономно по нескольким направлениям одновременно; это дает пилоту подсказки и предложения, которые варьируются от выбора оружия до полного маневрирования истребителя в чрезвычайной ситуации. Кроме того, он передает и отображает правильную тактическую информацию, предоставляя пилоту Gripen оптимизированный обзор боевого пространства именно в нужный момент.

«Есть цель, что через 10-15 лет мы сможем объединить Gripen с беспилотными системами. Таким образом, могут быть интегрированы более сложные задачи, такие как самолеты, которые могут выпускать небольшие подсистемы ложных целей самолетов, которые летают в течение нескольких минут, одноразовые роботы-наблюдатели и другие системы, которые помогают пилоту, собирая жизненно важную информацию для защиты; они также защищают пилота и истребитель от опасности».

В то время как Saab необходимо провести дополнительные исследования и получить больше стратегической информации, Овребё говорит, что компания рассматривает возможность создания полностью беспилотных или опционально пилотируемых самолетов. Такой радикальный шаг в автономии принес бы пользу пилотам, поскольку они могли бы полностью сосредоточиться на управлении и координации миссии, а не на фактическом полете истребителя.

«Мы уже сделали огромный скачок всего за одно поколение в разработке новых технологий, помогающих пилоту с элементами управления самолетом и с задачами по принятию решений.

В кабине

Разведка истребителя Gripens передает и отображает правильную тактическую информацию в нужное время, предоставляя пилоту оптимизированный обзор боевого пространства.

Присоединяйтесь к летчику-испытателю Saab из кабины Gripen, чтобы получить полный опыт и почувствовать экстремальные перегрузки.

Это видео нельзя воспроизвести, если вы не разрешите файлы cookie предпочтений

 

Инновации на века

Трудно представить, что смартфон в кармане имеет что-то общее с Gripen, одним из самых современных истребителей в истории авиации. Но между ними больше сходства, чем кажется на первый взгляд.

Оба основаны на технологии, которую можно модернизировать и обновлять без необходимости дорогостоящей замены, чтобы обеспечить постоянную производительность на оптимальном уровне. И оба были разработаны с учетом встроенной гибкости, что позволяет исходному продукту развиваться и настраивать его в соответствии с меняющимися потребностями пользователя.

Мы стараемся, чтобы программное обеспечение для Gripen было как можно более универсальным. Имея стандартное программное обеспечение и стандартные компьютеры, которые не зависят друг от друга, гораздо проще обновлять программное обеспечение.

Даниэла Иванич, руководитель проекта, программное обеспечение платформы авионики.

Точно так же, как вы загружаете приложения для своего смартфона, которые соответствуют вашим индивидуальным предпочтениям, с помощью Gripen можно адаптировать программное обеспечение для борьбы с новыми и развивающимися типами угроз.

Возможность настройки функциональности истребителя в соответствии с будущими потребностями обусловлена ​​адаптируемостью усовершенствованной архитектуры программного обеспечения платформы авионики (APS), встроенной в программное обеспечение Gripen.

Архитектура программного обеспечения платформы авионики

Тысячи часов были потрачены на разработку многих тысяч строк кода, которые вместе составляют программное обеспечение авионики для последнего поколения Gripen, Gripen E. Но это не статический процесс. По мере того, как технология становится все более продвинутой, Gripen развивается вместе с ней.

«Изменения в программном обеспечении происходят очень быстро, — объясняет Даниэла Иваник, руководитель проекта по программному обеспечению платформы для авионики в Saab.

Разрабатывая архитектуру авионики для Gripen для разделения критических функций полета; функции, обеспечивающие безопасность и защищенность пилотов, от критически важных функций; которые включают в себя разведку, наблюдение и рекогносцировку, а также системы связи, радио и навигации для боевых и миротворческих операций, функции миссии могут быть модернизированы без необходимости повторного тестирования критически важных функций.

«Мы стараемся, чтобы программное обеспечение для Gripen было как можно более универсальным. Имея стандартное программное обеспечение и стандартные компьютеры, которые не зависят друг от друга, гораздо проще обновлять программное обеспечение. Например, при интеграции новых функций или новой системы вооружения протоколы стандартизируются. Таким образом, нам также не нужно обновлять компьютеры», — говорит Иванич.

Архитектура авионики также позволяет интегрировать специализированные клиентские приложения и снижает риск устаревания системы. Практически любое оружие может быть интегрировано благодаря гибкой архитектуре авионики, что дает истребителю очень высокую гибкость вооружения. Одним из больших преимуществ дизайна архитектуры авионики является уровень настройки программного обеспечения.

«Мы можем либо добавить новые функции, разработав новые программные приложения для работы на существующем оборудовании; существующие бортовые компьютеры. Или немного адаптируйте текущее программное обеспечение платформы, чтобы повысить производительность оборудования. Нам не обязательно менять оба. Истребитель не будет проводить много времени на земле для трудоемкой переквалификации всего самолета, поэтому он будет готов к следующему заданию быстро.»

Раздельная архитектура авионики в Gripen E сертифицирована по самому высокому уровню технической технической оснащенности программного обеспечения. С точки зрения программного обеспечения это означает, что Gripen E является самой защищенной истребительной системой на рынке.

Важно то, что внутри

Программное обеспечение, как и смартфон, является важнейшей характеристикой перспективного истребителя. Даниэла Иванич объясняет, как Gripen адаптируется к новым технологиям и новым угрозам без инвестиций в новое оборудование.

Это видео нельзя воспроизвести, если вы не разрешите файлы cookie предпочтений

Тестирование и разработка программного обеспечения

Непрерывное тестирование программного обеспечения следует строгим процедурам с использованием как ручных, так и автоматизированных тестов. «Тестирование — важная часть нашей работы. Возможность увидеть симуляцию реального полета с системой, работающей в симуляторах, и увидеть именно то, что увидел бы пилот, бесценна для процесса», — говорит Даниэла Иванич.

Все испытания проводятся с помощью авиасимуляторов и стандартов сертификации программного обеспечения, используемого при сертификации бортовых систем и оборудования.

«Во многом тестирование — это и разработка программного обеспечения. Десять лет назад вы сидели с приложениями и выполняли несколько этапов тестирования системы. Сегодня вы разрабатываете тесты программного обеспечения, чтобы сделать то же самое. Теперь, когда мы развиваем Gripen, мы также становимся компанией-разработчиком программного обеспечения, потому что мы постоянно разрабатываем новое программное обеспечение, отвечающее нашим текущим, а также будущим потребностям».0003

С момента первого полета Gripen E в июне 2017 года была обновлена ​​программная платформа. Помимо настройки оборудования и производительности оборудования, все компьютеры Gripen E также были обновлены.
«Основы платформы, которые были в первой летной версии, все еще там, но мы добавили так много новых функций, что фактически обновили всю систему», — объясняет Иванич.

«Теперь у нас есть полный контекст Gripen E, и мы можем показать, как быстро мы можем что-то обновлять. Очень важно уметь описать все предложение; не только первое дополнение», — говорит она.

По мере рассмотрения дальнейших улучшений искусственного интеллекта и возможностей адаптивного машинного обучения с самого начала будут встроены тактическая маневренность и способность адаптировать будущие технологии, а новые функциональные области для Gripen можно будет легко внедрить.

 

Создан для полетов

Истребителю в современном бою необходимо проводить в воздухе как можно больше времени, сводя время простоя к минимуму. Небольшая площадь поддержки Gripen делает его боеспособным за считанные минуты. Даже замена всего двигателя занимает меньше часа.

Мастер переворота

Грипен — умный боец ​​с «минимальным логистическим следом». Это означает, что он был разработан для обслуживания и быстрого ремонта без необходимости в большом количестве технических специалистов на земле для проведения проверок и возвращения самолета в воздух. Многие из необходимых шагов по обслуживанию легко выполнить, их можно выполнить с помощью простых инструментов, и для их выполнения не требуется много времени.

Замена двигателя — одна из самых впечатляющих частей нового поколения Gripen […] все, что нам нужно сделать для его обслуживания, было сделано примерно за 45 минут.

Пер Сверкер, менеджер по техническому обслуживанию.

«Инструменты, которые мы используем для обслуживания между вылетами, очень просты. Вам нужен фонарик, чтобы проверить уровень масла, и вам нужно заправочное оборудование. Вам не нужно какое-либо оборудование, чтобы открыть какие-либо люки, потому что есть быстросъемные люки», — говорит Пер Сверкер, менеджер по техническому обслуживанию испытательного ангара на предприятии Saab в Линчёпинге, Швеция.

Возможность быстрого развертывания с минимальными ресурсами была основным требованием шведских вооруженных сил, поскольку первое поколение истребителей Gripen изначально задумывалось как замена существующим истребителям. Gripen также был разработан для выполнения операций не только с небольших баз, таких как полосы дорог, но и с очень коротких или поврежденных в боях взлетно-посадочных полос.

Сегодня компания Gripen была усовершенствована за счет функций, которые гарантируют сохранение первоначальной концепции минимальных логистических затрат. Например, замена сложного бортового оборудования, такого как радар, или даже замена двигателя самолета может быть выполнена менее чем за час.

«Замена двигателя — одна из самых впечатляющих частей нового поколения Gripen. Это очень легко. Самое быстрое время, которое у нас было, от запуска двигателя до замены двигателя и завершения всего, что нам нужно сделать для его обслуживания, было сделано примерно за 45 минут», — говорит Сверкер.

Продуманная конструкция Gripen означает, что для доступа к моторному отсеку не требуется специального вспомогательного оборудования. Двигатель крепится в трех местах, включая трубы и электрическое соединение. Хотя заменить двигатель очень просто, он настолько хорош, что его не нужно менять часто», — объясняет Сверкер.

Переброска «воздух-воздух», включая дозаправку и перевооружение оружия, может быть выполнена менее чем за десять минут. Это означает, что эфирное время Gripen максимально, а время простоя сведено к минимуму.

«Во время испытаний на перевооружение люки открыты, но мы используем холостые патроны, а не боевые патроны. Этот процесс очень быстрый, и заправка также выполняется быстро. По сути, Gripen всегда боеспособен», — говорит Сверкер.

Дозаправка в воздухе

Gripen полностью совместим с НАТО, использует стандартное для НАТО авиационное топливо и другие пополняемые компоненты. Кроме того, дозаправку Gripen можно производить во время нахождения истребителя в воздухе.

«В настоящее время дозаправка в воздухе является стандартом для Gripen. Эта возможность была разработана и протестирована на одном из первых прототипов. летные испытания были проведены для проверки конструкции зонда, пролетая за самолетом-заправщиком и подключаясь к устройству дозаправки в воздухе», — объясняет Пер Сверкер.

Для техников эта адаптируемость означает, что дозаправку на земле производить не нужно, что оставляет больше времени в воздухе для вылетов. «Эта функция означает, что когда пилоты находятся на полпути к вылету, они могут получить больше топлива, не приземляясь», — говорит Сверкер.

Обученный технический персонал

Во многих странах требуется, чтобы технический персонал истребительной авиации специализировался в определенной области самолета, например, в системах наблюдения или технологии вооружения. Тем не менее, технические специалисты Gripen проходят подготовку в качестве технических специалистов, чтобы иметь возможность работать со всей системой самолета.

Поскольку технологии постоянно меняются и регулярно обновляются новые функции и оружие, команде техобслуживания необходимо освоить целый ряд оборудования, в том числе компьютерное программное обеспечение для технического обслуживания, авиационные системы и системы проверки неисправностей. В состав группы технического обслуживания Saab Gripen в испытательном ангаре входят бывшие техники ВВС, а также ряд сотрудников, которые приобрели свой опыт на работе, прошли обучение на рабочем месте и усовершенствовали свой опыт путем обучения на рабочем месте. Несколько членов команды технического обслуживания проработали в Saab около 50 лет.

Укороченные взлетно-посадочные полосы

Gripen был спроектирован так, чтобы иметь возможность взлетать и приземляться, используя обозначенные участки существующей системы шведских дорог, которые были построены для использования в качестве временных взлетно-посадочных полос и авиабаз на случай военного вторжения в страну. Эти так называемые дорожные базы часто бывают узкими и короткими, поэтому истребители, использующие их, должны иметь возможность совершать короткие взлеты и посадки, а также обеспечивать простоту технического обслуживания и обслуживания на открытом воздухе.

Gripen может взлетать и приземляться на взлетно-посадочных полосах длиной всего 800 метров и шириной 16 метров, а истребитель был разработан для любых погодных условий и условий на взлетно-посадочных полосах, включая суровые заснеженные взлетно-посадочные полосы в арктических климатических условиях. север Швеции.

«Это действительно нечто, когда видишь, как Грипен приземляется, — говорит Сверкер. «Эти короткие посадки означают, что вам нужен истребитель с очень хорошими тормозами, которые определенно есть у Gripen».

Это видео нельзя воспроизвести, если вы не разрешите файлы cookie предпочтений

 

Самолет и пилот

Быть летчиком-испытателем Gripen означает играть жизненно важную роль в создании перспективного истребителя. Работа летчика-испытателя заключается в том, чтобы справляться с проблемами быстро меняющейся боевой обстановки, и делать это, сталкиваясь с интенсивным давлением ускоряющихся перегрузок.

Человек и машина

Летчики-испытатели Gripen играют важную роль в оценке технических усовершенствований и модернизаций систем вооружения истребителя. Они должны быть критически мыслящими, способными адаптироваться к различным ситуациям, руководить и проводить испытания и оценивать новые и существующие системы аэрокосмического оружия. «Моей основной задачей как летчика-испытателя Gripen является выполнение испытательных полетов, в ходе которых я оцениваю характеристики и возможности Gripen в небе», — говорит Микаэль Олссон, летчик-испытатель Saab.

Летчики-испытатели должны знать и думать о том, как будет использоваться самолет. Один из способов обеспечить это — оставаться в тесном контакте с военно-воздушными силами.

Маркус Вандт, летчик-испытатель.

Перед проведением испытательных полетов летчики-испытатели Gripen проводят много часов в авиасимуляторе, оценивая работу систем. Дополнительные часы тратятся на дизайнерские встречи, где пилоты-испытатели помогают инженерам Saab и высказывают свое мнение о проектных решениях и решениях.

G-костюм

G-костюм — жизненно важная часть снаряжения каждого пилота Gripen. Без него пилот не смог бы приспособиться к ускоряющим перегрузкам, которые являются неотъемлемой частью экстремальных условий боя. Вот как это работает…

Это видео нельзя воспроизвести, если вы не разрешите файлы cookie предпочтений

«Летчики-испытатели должны знать и думать о том, как будет использоваться самолет. Один из способов обеспечить это — оставаться в тесном контакте с военно-воздушными силами. В моем случае я возвращаюсь в ВВС Швеции и каждый год летаю со своей старой эскадрильей», — говорит Маркус Вандт, летчик-испытатель Saab.

Современная война стала свидетелем эволюции боевого пространства. Сегодня летчики-истребители должны уметь справляться с гораздо большим, чем раньше, и в более высоком темпе. Gripen достигает оптимального баланса между пилотом и истребителем, позволяя разведке истребителя играть более важную роль в автономной работе в нескольких областях одновременно. Система предоставляет пилоту подсказки и предложения, начиная от выбора оружия и заканчивая полным маневрированием истребителя в чрезвычайной ситуации.

Летчики-испытатели проводят презентации по системе, самолету и методологии, используемой Saab, чтобы не только оценить истребитель, но и проинструктировать других пилотов, которые будут летать на истребителе. Часть их работы включает в себя наблюдение и анализ того, как работает самолет, а также понимание техники, лежащей в основе его функциональности. Для пилотов-испытателей это может означать понимание того, в чем заключаются какие-либо несоответствия в функциональности, и предоставление предложений по устранению этих проблем.

«Для меня большая честь, что я был в первом полете Gripen E.