Бомбардировщик b 21: США представили новый стратегический бомбардировщик B-21 Raider

Призрак поколений: в США представили стратегический бомбардировщик B-21 Raider | Статьи

В калифорнийском Палмдейле 3 декабря впервые показали публике прототип новейшего американского стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Уже в этом десятилетии Пентагон планирует приобрести не менее сотни единиц, каждая из которых обойдется ВВС почти в $700 млн. Производитель уже называет новый самолет с использованием технологий малозаметности («Стелс») первым в мире представителем шестого поколения реактивных боевых самолетов. Заслуживает ли такого звания машина и насколько ее появление изменит противостояние ядерных держав — разбирались «Известия».

На замену B-1 и B-2

Продемонстрированный в субботу прототип пока не готов к первому полету. Он состоится лишь через несколько месяцев, уже в 2023 году. Не исключено, что этот срок будет сдвинут. Задержка в таком случае станет уже не первой. Изначально планировалось, что B-21 поднимется в воздух в 2021-м.

Контракт на создание B-21 Raider Пентагон заключил с американской корпорацией Northrop Grumman в 2015 году. Программа создания самолета получила обозначение Long Range Strike Bomber (в переводе «дальний ударный бомбардировщик»). Предварительные проработки проектов по нему начались еще раньше — в конце 2000-х годов. Новинка должна будет заменить состоящие сейчас на вооружении бомбардировщики B-1 и B-2.

Призрак поколений_1

Американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик B-2

Фото: commons.wikimedia.org

Главными отличительными чертами B-21 Raider заявлены применение и развитие технологий малой заметности, аэродинамическая схема «летающее крыло», межконтинентальная дальность действия, разнообразие полезной нагрузки, технологичность производства и интеграция в современную военно-информационную инфраструктуру.

Продемонстрированный облик B-21 не выглядит необычным. Сконструировали его по классической аэродинамической схеме «летающее крыло», как и предыдущий «стелс»-бомбардировщик B-2, представленный в 1988 году. Такой облик обеспечивает максимальное соответствие самолета требованиям малозаметности для радаров, позволяя при этом разместить на борту большой объем полезной нагрузки и запас топлива.

Основные характеристики «Рейдера» мы можем пока только оценивать — большинство из них всё еще засекречены. Ясно, что при выбранной схеме машина не будет предназначена для высшего пилотажа и такой самолет не способен выходить на сверхзвуковую скорость. Дальность полета без дозаправки в воздухе составит порядка 11–12 тыс. км, а максимальная скорость — около 1 тыс. км/ч.

Призрак поколений_2

Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности B-1 Lancer взлетает с авиабазы Неллис

Фото: commons.wikimedia.org

На фоне вполне «сегодняшних» и не слишком выдающихся технических характеристик должна сильно измениться его электронная начинка. Во многом именно из-за информационных возможностей бомбардировщики B-21 записывают в шестое поколение.

Заявлено, что он будет способен не только оперативно получать информацию из автоматизированных систем американских войск. Каждый борт обзаведется своим «цифровым двойником» — виртуальной моделью, которая на протяжении всего срока службы будет подробно описывать компоненты и детали бомбардировщика. По планам разработчиков, это сильно упростит обслуживание и модернизацию, а также интеграцию перспективных вооружений в боевые машины, которым предстоит служить несколько десятилетий.

Ускоренный запуск

Еще одна особенность B-21 состоит в том, что первый опытный прототип создается на серийной производственной линии, а не в какой-то отдельной лаборатории. Это не демонстратор, а предсерийный самолет. Вместе с ним на конвейере уже собирается еще пять машин. На первенце планируется испытывать практически полный набор оборудования, и именно этот самолет и будет стартовой летной машиной программы испытаний. Таким подходом за океаном хотят максимально ускорить запуск нового самолета в серию, которая обещает быть весьма внушительной.

Призрак поколений_3

Российский бомбардировщик ПАК ДА (3D-модель)

Фото: Министерство обороны РФ

В 2023 году ожидается первый полет B-21 Raider, запуск серийного производства — в 2026 году. Амбициозную программу строительства «Рейдеров» планируют выполнить уже к концу 2020-х годов. В реальности эти планы могут перенести на более поздний срок, но бюджет Пентагона способен выдержать такое масштабное обновление, даже несмотря на то, что каждый из бомбардировщиков обойдется в $692 млн.

Новый американский «стратег» будет многоцелевым. Традиционно сложилось, что авиационная часть ядерной «триады» в Америке была развита значительно сильнее, чем в СССР и современной России. Индустриальные возможности позволяют США не менять такого особого подхода к авиации. Но помимо задач стратегического сдерживания ядерным оружием B-21 Raider должен решать и неядерные задачи в локальных конфликтах и спецоперациях. Этим и сейчас активно занимается стратегическая авиация США.

Призрак поколений_4

Одно из предположений относительно облика китайского стратегического бомбардировщика Xian H-20

Фото: scmp.com

На сегодня в Америке есть один тип межконтинентальных баллистических ракет (Minuteman III), один — стратегических ракетных систем с подводными лодками (Trident-II/Ohio). С поступлением на вооружение B-21 станет четыре модели бомбардировщиков. Для сравнения: у России на вооружении сейчас два типа «стратегов» — Ту-160 и Ту-95МС. У Китая — один бомбардировщик-ракетоносец H-6 (обновленная копия советского Ту-16). После принятия на вооружение в РФ и в КНР собственных бомбардировщиков последнего поколения — ПАК ДА и Xian H-20 — ситуация по сравнению с США изменится непринципиально.

Серийный вызов

В 2021 году Пентагон заявил о планах закупки 149 единиц B-21. Надо отметить, что эта цифра практически равна всему современному парку американской стратегической авиации. В настоящее время он состоит из 20 машин «стелс» B-2, 60 бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла B-1B и 70 «ветеранов» B-52H, которые планируется модернизировать с заменой авиадвигателей. Так как предыдущие модели снимать с вооружения в ближайшие годы не планируют, парк стратегической авиации США с учетом новинок может на какое-то время превысить 200 самолетов.

Выход на мировую арену такого количества новейших ударных единиц, безусловно, не пройдет незамеченным традиционными соперниками Штатов — Россией и Китаем. Наш ответ — ПАК ДА («изделие 80») от КБ им. А.Н. Туполева — должен впервые подняться в воздух к 2025 году. Теоретически этот «супербомбер» должен стать своего рода ответом на американский «Рейдер». Можно уже сейчас предположить, что наш «стратег» будет поднимать большую массу полезной нагрузки и обладать увеличенной дальностью полета. ПАК ДА также будет ядерно-неядерным универсальным самолетом, который сможет заменить собой и Ту-95МС, и частично Ту-22М3 с Ту-160.

Призрак поколений_5

Министр обороны США Ллойд Остин на презентации нового бомбардировщика-невидимки B-21 Raider компании Northrop Grumman в Палмдейле, штат Калифорния

Фото: REUTERS/David Swanson

Близкая ситуация с перспективным стратегическим бомбардировщиком у Китая, с той лишь разницей, что по причине высочайшей секретности программы до сих пор не ясно, есть ли уже летающий экземпляр H-20 или ему еще предстоит подняться в воздух.

Тем не менее нет сомнений, что премьера B-21 Raider дает новый толчок и задает достаточно высокую планку развития стратегической авиации всех основных участников гонки. И хотя его появление не будет столь же революционным, как выкатка бомбардировщика-«невидимки» B-2 в ноябре 1989 года, это всё равно должно стать новым этапом в развитии боевой авиации. По крайней мере — американской.

основа американской военно-воздушной мощи на десятилетия вперёд 

Новый американский бомбардировщик-невидимка B-21 корпорации Northrop Grumman представлен министром обороны США Ллойдом Остином (Lloyd Austin) в разгар развязанной Россией войны в Европе.

Даже беглый взгляд на футуристический дизайн нового самолёта не оставляет сомнений в том, что он продолжает линию знаменитого бомбардировщика по технологии stealth — Northrop Grumman B-2 Spirit, представленного в 1997 году. Однако на презентации 2 декабря 2022 года Ллойд Остин подчеркнул, что хотя новая машина разрабатывалась семь лет, «своими корнями она уходит гораздо дальше»: в то героическое время, когда «80 лет назад, холодным и дождливым апрельским утром, через четыре месяца после Перл-Харбора, 16 бомбардировщиков армии США взлетели с авианосца в Тихом океане», чтобы нанести ответный удар по Токио.

Подполковник Джимми Дулиттл с летчиками — участниками своего рейда на авианосце Hornet. Архивное фото

Фото участников знаменитого рейда подполковника Джимми Дулиттла (Jimmy Doolittle), пролетевших над океаном более тысячи километров на бомбардировщиках B-25 Mitchell, сегодня соседствует на первой странице сайта корпорации Northrop Grumman с фотографиями презентации B-21.

«Дерзость рейдеров Джимми Дулиттла вдохновила поколения американских авиаторов, — объясняет Ллойд Остин название новой машины. — И вполне уместно, что следующая глава американской военно-воздушной мощи названа в их честь: B-21 Raider — первый стратегический бомбардировщик более чем за три десятилетия. Это свидетельство непреходящих преимуществ Америки в изобретательности и инновациях».

19 сентября 2016 года последний оставшийся на тот момент в живых участник рейда Дулиттла, подполковник в отставке Ричард Коул присутствовал на церемонии присвоения имени будущему самолёту. А индекс «21» был, как считается, выбран потому, что машина станет первым новым бомбардировщиком 21 века.

B-21 построен по правилам stealth – специальной технологии конструирования воздушных судов, использующей наклонные угловые конструкции при избегании вертикальных поверхностей, что позволяет получить очень слабое отражение радиолокационных волн: «Ни один другой дальний бомбардировщик не может сравниться с B-21 по эффективности. Пятьдесят лет достижений в области малозаметных технологий были вложены в этот самолет. И даже самым совершенным системам противовоздушной обороны будет трудно обнаружить B-21 в небе», — сказал Ллойд Остин.

«»Рейдер» предназначен для доставки как обычных, так и ядерных боеприпасов, он сможет поддерживать коалиционные силы по всему спектру операций. Он построен с использованием архитектуры открытой системы, что делает его легко адаптируемым. Поскольку Соединенные Штаты продолжают внедрять инновации, этот бомбардировщик сможет защитить нашу страну с помощью нового оружия, которое ещё даже не изобретено. B-21 многофункционален: он может справиться с чем угодно — от сбора разведданных до управления боем и интеграции с нашими союзниками и партнерами. И это будет бесперебойно работать на всех театрах военных действий и во всех объединенных силах. Преимущество B-21 сохранится на десятилетия вперед», — сказал министр обороны.

Обращаясь к актуальному военно-политическому контексту, Ллойд Остин добавил: «Защита Америки всегда будет основываться на сдерживании конфликтов. Таким образом, мы снова разъясняем любому потенциальному противнику: риски и издержки агрессии намного перевешивают любые мыслимые выгоды».

Остин также подчеркнул, что этот подход имеет стабильную двухпартийную поддержку в Конгрессе, что позволило реализовать проект в нужном объёме: «Это стратегическое преимущество.., это сдерживание по-американски. Оно обусловлено самыми сильными сторонами Америки — открытостью нашей демократии, партнерством со свободным предпринимательством, которое может обеспечить непревзойденные инновации, и с выдающимися мужчинами и женщинами в военной форме, которые добровольно посвящают свою жизнь безопасности нашей страны».

Ллойд Остин процитировал президента Рональда Рейгана, который сказал в 1985 году о летчиках подполковника Дулиттла: во времена великих испытаний они «возродили боевой дух Америки». Через несколько лет после этого первый stealth-бомбардировщик B-2 Spirit был представлен в том же самом месте, где состоялась презентация B-21 — в Палмдейле, штат Калифорния, на заводе Northrop Grumman № 42.

Министр обороны США Ллойд Остин представляет новый бомбардировщик B-21

О технических особенностях нового самолёта пока известно немного. Сайт компании-производителя сообщает, что в настоящее время лишь 10% парка бомбардировщиков США могут преодолевать самые передовые системы обнаружения и ПВО потенциальных противников. Видимо, речь идёт о B-2, которых насчитывается, по открытым данным, всего 21 машина, из которых одна утрачена в результате аварии в 2008 году на Гуаме. Новый самолет, которых предполагается закупить минимум сто (впоследствии до 175 – 200), изменит баланс сил.

На авиабазе Тинкер, штат Оклахома, будет осуществлена «координация технического обслуживания B-21 Raider, а авиабазу Эдвардс, штат Калифорния, выбрали для испытаний. Поставки первых самолетов ожидаются в середине 2020-х годов», — сообщает сайт Northrop Grumman. Открытые источники также сообщили, что к февралю 2022 года шесть B-21 уже находились в стадии сборки. Первый полет должен произойти в 2023 году.

Стоимость самолёта, даже примерная – не разглашается: за это проголосовал Комитет Сената по вооруженным силам и это обсуждалось ещё покойным сенатором от Аризоны Джоном Маккейном – бывшим боевым лётчиком и героем вьетнамской войны. из Аризоны. По оценкам Bloomberg, разработка и эксплуатация парка из ста B-21 обойдется в 203 миллиарда долларов в течение следующих 30 лет.

Предшественник B-21 — Northrop Grumman B-2 Spirit — стоил в среднем 737 миллионов долларов США (в ценах 1997 года), а общие затраты, включая разработку, инжиниринг, испытания, модернизацию и поддержку составили, по данным СМИ, 2,13 миллиарда долларов на один борт. Эксплуатация B-2 в 2010 году обходилась в 135 тысяч долларов за час полета, что примерно в два раза выше, чем у B-52 и B-1. Несмотря на это, военные эксперты считают бомбардировщики-невидимки эффективным средством доставки боеприпасов к удалённой цели – по сравнению, например, с более дорогими баллистическими ракетами или подводными лодками. Комбинация «самолёт плюс боеприпас меньшего радиуса действия» считается в ряде случаев дешевле и универсальнее, чем ракета дальнего радиуса действия.

Технические характеристики нового B-21 не сообщаются, но в целом известно, каким был его предшественник B-2 Spirit, который применялся в Косово, в Ираке, Афганистане и Ливии. Он имеет схему «летающего крыла», благодаря чему силуэт невозможно спутать ни с каким другим самолетом. Платой за визуальную и радиолокационную незаметность стала аэродинамическая нестабильность: пространственное положение самолета постоянно контролируется сложнейшей электронной системой, связанной с аэродинамическими поверхностями и двигателями. Размах крыльев (52.4 метра) — в два с половиной раза больше длинны, которая всего 21 метр. Большая часть B-2 изготовлена из углерод-графитового композитного материала, который прочнее стали, легче алюминия и поглощает значительное количество энергии радара.

B-2 Spirit во время дозаправки 27 апреля 2002 года, на учениях Northern Edge в штате Аляска

B-2 имеет экипаж всего из двух человек, поэтому считается, что только элита из 80 американских летчиков имеет допуск на этот бомбардировщик. СМИ сообщают и другие интересные детали: так, B-2 хранится в специализированных ангарах с кондиционированием воздуха стоимостью по 5 млн. долларов – это нужно для сохранения его уникального покрытия, поглощающего как радиоволны, так и свет в видимом спектре. Каждые семь лет это покрытие тщательно удаляют, смывая специальным раствором на основе кристаллического крахмала, чтобы можно было проверить поверхности на наличие скрытых повреждений.

Вопреки расхожим представлениям, B-2 — не сверхзвуковой самолёт: его максимальная скорость 1010 километров в час на высоте 12 километров или 0,95 скорости звука. Максимальный взлетный вес 170,6 тонн, из которых 75,75 – топливо. Считается, что максимальная базовая нагрузка – 23 тонны. С одной дозаправкой в воздухе он может преодолевать до 19 тысяч километров (для сравнения: длина экватора земного шара около 40 тысяч километров) Какие из этих показателей превзойдёт B-21 – не известно. Однако Ллойд Остин подчеркнул, что с увеличенной дальностью полета бомбардировщику Raider «не нужно будет базироваться на театре военных действий, ему не понадобится материально-техническая поддержка, подвергающая себя риску как цель».

Потенциальные противники активно охотились за технологиями B-2. СМИ сообщали, что в 1984 году сотрудник компании Northrop Томас Кавано был арестован за попытку продать секретную информацию Советскому Союзу. Он был приговорен к пожизненному заключению и условно-досрочно освобожден в 2001 году. В октябре 2005 года Ношир Говадия, инженер-конструктор, работавший над двигательной установкой B-2, был арестован за продажу секретной информации Китаю. Он был приговорен к 32 годам тюремного заключения.

B-21 Raider

Секреты B-21 пока остаются нераскрытыми: «Хотя Raider и может напоминать B-2, как только вы попадаете внутрь, сходство прекращается», — сказала Кэти Уорден (Kathy Warden), исполнительный директор Northrop Grumman Corp агентству Associated Press.

Мир впервые знакомится с B-21 Raider > Министерство обороны США > Новости Министерства обороны

Вчера вечером в Палмдейле, штат Калифорния, Министерство обороны представило свой новейший бомбардировщик B-21 Raider. Как заявил министр обороны Ллойд Дж. Остин III, первый стратегический бомбардировщик более чем за три десятилетия, B-21 ВВС США станет основой бомбардировочной авиации Америки.

Это свидетельство непреходящих преимуществ Америки в изобретательности и инновациях, а также доказательство долгосрочной приверженности министерства созданию передовых возможностей, которые укрепят способность Америки сдерживать агрессию сегодня и в будущем».

Министр обороны Ллойд Дж. Остин III

Ожидается, что B-21 Raider будет использоваться в более широком семействе систем для обычных ударных систем большой дальности, включая разведку, наблюдение и рекогносцировку; электронная атака; коммуникация; и другие возможности. Он может быть ядерным и предназначен для проведения пилотируемых или беспилотных операций. Кроме того, он сможет использовать широкий спектр боеприпасов для дальнего и прямого нападения.

В ангаре авиастроительной компании Northrop Grumman состоялась презентация B-21 под драматическую музыку и световые эффекты. Новый бомбардировщик имеет силуэт, аналогичный бомбардировщику B-2 Spirit.

35:33

— B-21 выглядит внушительно, — сказал Остин. «Но то, что находится под рамой, и покрытия космической эры впечатляют еще больше».

Дальность полета B-21, сказал Остин, не имеет себе равных ни у одного другого бомбардировщика.

«Ему не нужно будет базироваться на театре военных действий, ему не потребуется логистическая поддержка, чтобы подвергать риску любую цель», — сказал секретарь.

Как и B-2 Spirit, B-21 Raider является самолетом-невидимкой. По словам Остина, противникам будет трудно увидеть, что это произойдет.

«Пятьдесят лет достижений в малозаметных технологиях ушли на создание этого самолета, — сказал он. «Даже самые совершенные системы ПВО не смогут обнаружить B-21 в небе».

Остин также сказал, что B-21 Raider спроектирован так, чтобы его было легко обслуживать, что поможет гарантировать, что самолет всегда будет готов к работе, когда это необходимо.

«На самом деле у нас нет возможностей, если мы не можем их поддерживать», — сказал он. «B-21 тщательно разработан, чтобы стать самым ремонтопригодным бомбардировщиком из когда-либо созданных».

Бомбардировщик-невидимка с двойной проникающей способностью, B-21 Raider способен доставлять как обычные, так и ядерные боеприпасы. По словам Остина, он сможет поддерживать объединенные и коалиционные силы в рамках всего спектра операций, а также будет достаточно гибким, чтобы противостоять меняющейся среде угроз. «Raider был создан с использованием архитектуры открытой системы, что делает его легко адаптируемым, — сказал Остин. «Поскольку Соединенные Штаты продолжают внедрять инновации, этот бомбардировщик сможет защитить нашу страну с помощью нового оружия, которое еще даже не было изобретено. А B-21 многофункционален. управления, до интеграции с нашими союзниками и партнерами. И это будет работать без проблем во всех сферах, на театрах военных действий и в объединенных силах».

По словам Остина, B-21 Raider был построен компанией Northrop Grumman и разработан в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами в вооруженных силах США.

«В-21 — результат совместной работы на этом заводе, — сказал он. «Наши пилоты ВВС, обслуживающий персонал и гражданские лица Министерства обороны США работали плечом к плечу со своими коллегами по отрасли. Фактически, они были на производственной линии здесь, в Палмдейле, чтобы помочь. Яркая и разнообразная промышленная база Америки. Такой прогресс делает нас великими, а такой прогресс не случается сам по себе. Для этого нужны инвестиции. Требуется сотрудничество. И требуется партнерство».

Секретарь сказал, что он и министерство обороны привержены продолжению такого сотрудничества с оборонно-промышленной базой, чтобы гарантировать, что лучшие технологии, которые Америка может предложить, будут доступны для национальной обороны.

«Департамент собирается продолжать инвестировать в технологии», — сказал он. «Мы собираемся привлечь новые компании в нашу базу поставщиков, и мы собираемся продолжать оттачивать наш процесс приобретения, чтобы получить нужные возможности до того, как они нам понадобятся».

Разработка B-21 Raider началась в 2015 году, когда ВВС заключили контракт на разработку и производство. ВВС рассчитывают приобрести как минимум 100 самолетов.

Обозначение «B-21», по данным ВВС, было выбрано потому, что этот самолет является первым новым бомбардировщиком 21 века, а название «Рейдер» было выбрано для обозначения рейдеров Дулиттла, совершивших внезапную атаку. во время Второй мировой войны.

«Восемьдесят лет назад, холодным и дождливым апрельским утром, через четыре месяца после Перл-Харбора, 16 бомбардировщиков армии США взлетели с авианосца в Тихом океане, — объяснил Остин. «Тогда подполковник Джимми Дулиттл приступил к дерзкой миссии. Заплатив за это высокую цену, он и его команда летчиков пролетели более 650 миль, чтобы поразить удаленные цели противника. сила и досягаемость американской авиации».

Подобно тому, как рейдеры Дулиттла защищали Америку во время Второй мировой войны, ожидается, что рейдеры B-21 будут делать то же самое сейчас и в будущем, сказал Остин.

«Это не просто еще один самолет. Это не просто еще одно приобретение», — сказал Остин. «Это воплощение решимости Америки защищать республику, которую мы любим. Это свидетельство нашей стратегии сдерживания — с возможностями ее поддержки, всегда и везде. Это то, что Америка делает».

В центре внимания: наука и техника
В центре внимания: наука и технологии: https://www.defense.gov/Spotlights/science-and-technology/

Почему у нового бомбардировщика-невидимки B-21 Raider необычное лобовое стекло

  • Немногие из особенностей нового бомбардировщика B-21 привлекли столько внимания, как его необычное лобовое стекло.
  • Его необычная форма и компоновка предполагают минимальную зависимость от визуальных подсказок и сосредоточенность на подавлении радаров.
  • Пока мало что известно о возможностях B-21, но малозаметность была приоритетом с самого начала.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

2 декабря мир впервые увидел новый американский бомбардировщик-невидимку B-21 Raider. Среди множества деталей, привлекающих внимание публики, немногие выделяются так сильно, как его необычное лобовое стекло (или ветровые стекла).

Мы отслеживаем комментарии, которые получаем к историям и видеороликам о B-21 Raider с момента его открытия, и пытаемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, насколько это возможно. Мы уже обсуждали, почему у B-21 намного больше , чем у обновленного B-2 Spirit.

Сегодня мы рассмотрим необычно выглядящую кабину Raider и попытаемся лучше понять, почему его ветровые стекла так отличаются от бомбардировщиков прошлого.

Что случилось с лобовыми стеклами B-21 Raider?

B-21 Raider после презентации 2 декабря.

ВВС США

Необычная компоновка ветрового стекла B-21 Raider была предметом многочисленных дискуссий, но официальных заявлений по этому поводу было очень мало. Как и предыдущий B-2 Spirit, B-21 использует четыре отдельных панели ветрового стекла, но в то время как четыре окна Spirit выглядят довольно обычными, B-21 совершенно 9. 0068 экзотика в сравнении.

Использование нескольких отдельных окон в изогнутой конструкции, такой как кабина B-21, имеет смысл, так как большое цельное ветровое стекло было бы гораздо сложнее изготовить в больших объемах.

Необычная форма двух передних ветровых стекол B-21 Raider, по-видимому, делает приоритетной видимость прямо вперед и над самолетом. Это имеет смысл, если учесть, насколько важной будет дозаправка в полете для его операций по всему миру.

Необычная форма и расположение этих окон также могут свидетельствовать о минимальной зависимости от визуальных подсказок во время полета, а также о том, что дизайн делает упор на предотвращение обнаружения радаров. Важно помнить, что, оказавшись в воздухе, пилоты нередко летают исключительно на одних приборах, и им не нужно вглядываться в окружающее их пустое небо. Лобовые стекла на B-21 в первую очередь будут важны при рулении на земле и дозаправке в воздухе.

Ветровые стекла могут сильно влиять на отражение радара

Пилот F-16 ВВС США на Объединенной базе национальной гвардии Макинтайр в Южной Каролине в апреле 2008 года.

Сержант ВВС США / Штаб. Кейси Кук

Учитывая, что в цикле разработки B-2 обсуждалось около без ветрового стекла , кажется очевидным, что дозаправка в полете по-прежнему требует некоторого старомодного прицеливания, но остальная часть дизайна ветрового стекла, вероятно, отдает предпочтение скрытности , а не видимости.

Стеклянные ветровые стекла и кабины пилотов могут оказывать сильное влияние на радиолокационное отражение самолета. Это наиболее очевидно в таких усилиях, как первая фаза обработки ВВС Have Glass F-16, направленная на снижение заметности F-16 за счет модернизации его ветровых стекол.

Первый этап Have Glass включал в себя нанесение тонкого слоя оксида индия-олова на фонарь истребителя, чтобы отклонить радар, вместо того, чтобы позволить ему проходить через стекло и отражать отражение от шлема пилота и видимых частей самолета.